Социализация человека включает. Социализация — это то, что позволит вам жить в гармонии с миром

Оно относится к процессу, входе которого индивиды научаются определенным формам взаимодействия с окружающей социальной средой, интериоризируют, т.е. глубоко усваивают эти формы, включая их в свою личность, и становятся членами различных социальных групп, приобретая в них конкретный статус. Таким образом, социализация — это одновременно и процесс научения навыкам социального взаимодействия, и процесс культурной адаптации и интериоризации. По своему содержанию термин «социализация» является междисциплинарным и используется в таких разных областях знания, как культурная антропология, психоанализ, интеракционистская психология.

Большинство современных социологов рассматривает социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей; например, социализация — это «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, среди которого ему приходится жить» (Г. Роше). Социализация позволяет индивиду приобрести багаж знаний, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. В частности, с этой целью индивид должен научиться определенным правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы. Чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий. Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление — возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и во взрослом состоянии индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие должностей и т.п.). Поэтому различают два типа социализации :

  • первичную, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;
  • вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

Социализация осуществляется в процессе вербального или невербального общения с другими людьми.

В связи с этим вспомним историю Виктора, маленького дикаря, который получил известность благодаря фильму Франсуа Трюффо. В конце XIX в. на юге Франции охотники нашли 12-летнего мальчика, который жил один в лесу. Когда его обнаружили, он вел себя, как звереныш: бегал на четвереньках, обладал очень острым слухом и зрением, не умел разговаривать, а лишь издавал нечленораздельные звуки. Специалисты сочли его умственно отсталым. Молодой врач Итар не согласился с этим диагнозом и решил сам заняться мальчиком. Он назвал его Виктором и поставил перед собой цель обучить его и превратить в полноценного человека, способного жить в обществе и общаться. Несмотря на все свои усилия, через пять лет Итар был вынужден признать, что потерпел неудачу. Конечно, Виктор освоил основы языка, но не научился вести ссбя, как член общества. При любой возможности он возвращался к своим прежним привычкам, которые ко- гла-то помогали ему выжить в лесу. Он любил есть руками, терпеть не мог носить одежду и предпочитал передвигаться на четвереньках. Короче говоря, Виктор был приучен к жизни влссу и приспособился к ней.

Жизнь других, подобных Виктору детей, «детей-волчат», «детей-газелей» или маленького Тарзана, которого нашли в лесах Сальвадора в пятилетнем возрасте, была менее трагичной.

Чем раньше такие дети попадают под опеку, тем больше вероятность их переучить и приобщить к данному обществу. Отсюда следует, что роль первичной социализации очень велика и ее отсутствие в соответствующем возрасте не может или почти не может быть компенсировано позднее.

Процесс социализации по-разному интерпретировался социологами прошлого и настоящего в соответствии с тем, какого подхода к обществу в целом они придерживались.

Представители социального детерминизма, которым индивид видится как пассивное существо, испытывающее давление социальной среды, например Э. Дюркгейм, рассматривают социализацию как результат такого давления, отражающего примат общества над индивидом. Ж. Лафонтен показывает, что такое понимание отчасти смыкается со структурным функционализмом Т. Парсонса, поскольку акцентирует внимание на функциональной значимости стабильности передаваемых из поколения в поколение социальных ценностей.

Сторонники интеракционизма видят в индивиде равноправного участника социального взаимодействия, который может приспосабливать происходящие события к собственным целям, а не только сам адаптироваться к неизменным социальным ценностям. В таком понимании индивид при необходимости может решать свои проблемы, меняя некоторые уже усвоенные им нормы и ценности. В социологии представителями такого подхода стали Дж. Мид и А. Першерон.

Формы научения, в которых осуществляется процесс социализации, разнообразны, но всегда задействуются в комплексе. Охарактеризуем их по порядку.

Научение закреплением — один из методов, сознательно используемых взрослыми, чтобы приучить ребенка к социально одобряемому поведению. Закрепление осуществляется путем направленного применения системы поощрений и наказаний, чтобы показать ребенку, какое поведение воспитатели одобряют, а какое порицают. Так ребенок учится соблюдать элементарные принятые в обществе правила гигиены, требования этикета и т.д.

Научение путем формирования условного рефлекса, когда некоторые элементы повседневного поведения настолько входят в привычку, что у человека образуются прочные ассоциативные связи — условные рефлексы. Образование условных рефлексов — один из каналов социализации. У хорошо воспитанного члена современного общества существует, в частности, условный рефлекс, связанный с мытьем рук перед едой. Если он сядет за стол, не вымыв рук, он будет ощущать некоторый дискомфорт и, возможно, даже снижение аппетита. Условный рефлекс участвует также в формировании пищевых предпочтений, типичных для данного общества. Например, мы испытываем отвращение при мысли о том, что можно употреблять в пищу мясо змей, ящериц, лягушек, живых червей и т.д., однако в некоторых обществах все это составляет привычный рацион, а кое-что даже является деликатесом. Наши пишевые предпочтения тоже не абсолютны, хотя для нас кажутся привычными и естественными.

Научение через наблюдение имеет большое значение в процессе социализации. Ребенок учится вести себя в обществе, наблюдая за тем, как ведут себя старшие, и пытаясь им подражать. Подражание поведению взрослых составляет содержание многих игр детей младшего возраста: дети играют в то, что видят, привнося в это элемент своей индивидуальной фантазии. Если присмотреться к ходу игры, можно понять многое из реальной жизни семей, к которым принадлежат эти дети: род занятий родителей, их отношение к работе и вообще к жизни, их отношения между собой, разделение труда, принятое в данной семье, и т.д. Однако известный социальный психолог А. Бандура подчеркивает, что наблюдение за миром взрослых не всегда вызывает у ребенка желание подражать. Ребенок довольно самостоятельно выбирает образец для подражания. Это может быть не кто-то из родителей, а просто значимый взрослый, на которого ребенок хочет быть похожим, который вызывает у него чувство симпатии и желание отождествить себя с ним.

Научение в ходе ролевого социального взаимодействия , которое, согласно теории интеракционизма, происходит во время игры. Виднейший представитель этой теории Дж. Мид считает, что социальные нормы и правила поведения усваиваются ребенком в процессе взаимодействия с другими людьми и через игры, особенно ролевые (в доктора и больного, в «дочки-матери», в школу, в пожарных, в войну). Такие игры, в которых каждому ребенку отведена строго определенная роль из мира взрослых, отражают организованное социальное взаимодействие. Играя в ролевые игры, ребенок реализует результаты своих наблюдений и своего первого опыта социального взаимодействия (например, посещения врача, контактов с родителями и воспитателями в роли ребенка, занятий в детском саду или школе). Игровая имитация социального взаимодействия неявно содержит подлежащие усвоению социальные нормы и учит ребенка им следовать. Аналогичную роль выполняют игры в добрых и злых персонажей сказок и кинофильмов, в ходе которых ребенок усваивает, какие поступки общество одобряет как «хорошие, добрые», а какие порицает, какие поступки ожидаются от «доброго», а какие от «злого». Так постепенно ребенок интернализует обобщенный образ «иного» — общества, организованного в соответствии с определенными ценностями и целями. «Добрый» и «злой» — это обобщенные значимые символы социальных ценностей, помогающие символической интернализации социальных норм.

Габитус

В процессе научения у человека формируется как бы «вторая натура», для обозначения которой французский социолог П. Бурдье ввел понятие «габитус».

Габитус - это совокупность культурного наследия, глубоко усвоенного индивидом и направляющего его поведение даже без участия его сознания. Можно определить габитус и как системный способ существования, настолько неотъемлемый для данного индивида, что он кажется врожденным и естественным. Именно благодаря наличию в каждом из нас габитуса мы не только ведем себя так, как требует окружающее нас общество, но и получаем глубокое личностное удовлетворение от такого собственного поведения, уважаем себя за него и испытываем эмоциональную неприязнь к людям, ведущим себя иначе. Например, тот факт, что в индустриальных обществах миллионы людей в крупных городах примерно в одно и то же время встают, чтобы пойти на работу, хотя никто извне не принуждает их к этому, — это проявление габитуса. Габитус — это внутренный социальный порядок.

Различаются три типа габитуса.

Первый тип габитуса — культурный, или национальный, габитус. По мнению Н. Элиаса, культурный габитус характеризует коллективное национальное самосознание и определяет культурные различия между народами. Человек сталкивается с глубоко укоренившимися национальными чертами других людей, когда ему приходится покинуть родину и интегрироваться в чужую культуру. Эмигрант воспринимается не только как иностранец, но и как представитель определенной социальной группы с иным габитусом.

Второй тип габитуса — классовый габитус. По рождению любой человек обязательно принадлежит к определенному . Каждый класс передает своим членам то, что Бурдье называет культурным капиталом, — сложившуюся систему образования и воспитания. У каждого класса или социального слоя существует свой культурный «джентльменский набор», присутствие которого класс требует от любого своего представителя. Например, русские дворянки были обязаны уметь говорить по-французски, играть на фортепиано и танцевать принятые на балах танцы. Современные молодые люди из высшего класса в странах Запада, как правило, получают образование в хороших университетах, выбирая их в соответствии с семейной традицией, умеют играть в гольф, занимаются престижными и дорогостоящими видами спорта, отдыхают на дорогих и обладающих социальным престижем в их кругу курортах. Объективированная форма культурного капитала — это дипломы, продолжительность обучения в лучших университетах, награды, поощрения и т.д. Интер- нализованная форма культурного капитала — это то, что всегда остается с человеком, характеризуя его как члена определенного социального слоя, класса, группы и т.д., — уровень развития интеллектуальных способностей, знания, тип мышления, словарный запас и манера говорить, эстетический вкус, стиль общения и поведения. Невозможно представить себе великосветского льва, который был бы не в состоянии расписаться, говорил на блатном жаргоне и вульгарно одевался.

Людям с одинаковым габитусом нет необходимости договариваться об общих моделях поведения. Это объясняется тем, что они руководствуются одним и тем же габитусом, своего рода «внутренним компасом». Как подчеркивает А. Акардо, «каждый человек, подчиняясь своему "внутреннему вкусу" при реализации индивидуального плана, неосознанно согласует свои действия с действиями тысяч других людей, которые думают, чувствуют и выбирают, как он». «Внутренний вкус» и есть габитус.

Третий тип габитуса — тендерный габитус — соответствует тендерным ролям и моделям поведения, которые общество ассоциирует с каждым из полов. Формирование тендерного габитуса осуществляется через наблюдение и подражание. Обычно ребенок отождествляет себя с родителем одного с ним пола и подражает его поведению. Если дети в семье разнополые, то правильное воспитание предполагает подчеркивание половых различий между ними — покупку разных игрушек, поручение разной работы по дому. Это способствует формированию у детей стереотипных представлений о тендерных ролях. Такие стереотипы можно определить как жесткие и упрощенные, почти преувеличенные. Это «готовые модели» мышления и поведения, как утверждает К. Бушар.

При рассмотрении проблемы социализации в целом возникают два вопроса, касающиеся содержания самого понятия:

  • какое представление о процессе социализации можно считать наиболее адекватным?
  • какую роль играют результаты социализации в объяснении социальных феноменов вообще?

Первый вопрос очень важен. Социологии присуща тенденция, которую иногда называют социологизмом, — рассматривать процесс социализации как своего рода дрессировку, в ходе которой ребенка заставляют усвоить нормы, ценности, знания и навыки. Все это в совокупности составляет нечто вроде программы для более или менее механического выполнения. Такое понимание представлено в большей части работ, посвященных социализации, и основано на представлении о механической каузальной связи, соединяющей интериоризацию ценностей и социальное поведение индивидов.

Парадигма взаимодействия в этом отношении противопоставляется парадигме социального детерминизма. Например, Ж. Пиаже исследуя формирование нравственных суждений у детей, отмечал связь этого процесса с количеством и качеством социального взаимодействия у каждого ребенка. Поскольку у маленьких детей круг социального взаимодействия ограничен родителями, ему полученного воспитания, хотя понимают, что их собственные интересы противоположны интересам эксплуататоров.

В рамках парадигмы взаимодействия легко учитывать степень ингериоризации нормативных ценностей индивидами. Отдельные глубинные структуры личности не поддаются изменению в ходе социализации. Но каждый на себе испытал, что некоторые установки и нормы вполне обратимы, т.е. легко устраняются. Новые жизненные ситуации приводят к изменению и коррекции установок, полученных в процессе предшествующей социализации. Французский социолог П. Будон приводит следующий пример. Дети из семей, где отец не уделял им должного внимания или отсутствовал, при опросах демонстрировали более высокую степень цинизма. Однако этот элемент их личности, в значительной мерс необратимый, в дальнейших жизненных ситуациях часто видоизменялся, принимая форму высокой приспособляемости, которая позволила многим из этих детей сделать быструю и эффективную социальную карьеру. Исследования Кенистона рисуют противоположную ситуацию, когда дети, воспитанные в благополучных и респектабельных семьях, демонстрировали высочайшую степень конформизма по отношению к ценностям своей среды. Эти примеры показывают, что возможны различные степени интериори- зации социальных ценностей — от очень глубокой до поверхностной.

Парадигма взаимодействия позволяет также различать интериоризованные элементы в зависимости от силы принуждения: например, некоторые нормы допускают свободное и даже двойственное понимание, а другие требуют однозначного понимания и подчинения.

В целом парадигма взаимодействия дает возможность теоретического анализа процесса социализации во всей его сложности, позволяет устранить значительное число противоречий, спорных моментов и несогласованностей, возникающих при попытке рассматривать социализацию в парадигме детерминизма.

На вопрос о том, какую роль играют результаты социализации в объяснении социальных феноменов, дать точный ответ практически невозможно в силу его общности. Однако нетрудно заметить, что социология часто преувеличивает значение и вес социализации как детерминанты поведения людей. Чаще всего, подчеркивает Будон, обнаружив дисфункциональный феномен, социология пытается объяснить его прежде всего действием социализации. Как иначе объяснить «сопротивление» актора изменениям, которые были бы в его интересах, если не тем, что это социализация препятствует ему отступить от усвоенных прежде норм? Как объяснить «дисфункциональное» поведение бедных семей в странах Востока в отношении деторождения, если не тем, что такое поведение внушено им социализацией? Но нетрудно показать, по мнению Будона, что чаше всего в таких случаях объяснение с привлечением социализации выглядит довольно спорным. Так, «сопротивление переменам» объясняется не только и не столько социализацией, но и тем, что адаптация к новому может быть затруднена какими-то неизвестными наблюдателю объективными причинами. Индийские крестьяне сохраняют традицию многодетных семей в тех случаях, когда структура экономической среды, в которой они живут, такова, что позволяет им оставаться на уровне потребления, гарантирующем выживание.

Неопределенность в исследованиях, связанных с феноменом социализации, часто приводит к тому, что иногда называют «сверх- социализованным образом человека». В действительности результаты социализации составляют только один из многих параметров человеческого поведения.

Осуществление процесса социализации

Осуществление процесса социализации происходит на основе четырех иерархически расположенных структур. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга.

Первая структура — микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, детский сад, школа, круг друзей. В качестве микрофакторов влияния на социализацию молодежи следует отнести факторы социально-психологического характера — физиологические, генетические и психологические особенности молодого человека, а также особенности той микросреды, в которой формируется личность. Ключевым моментом микросреды выступает взаимодействие субъекта с другими субъектами деятельности, в процессе которого субъекты обмениваются знаниями, чувствами, эмоциями, опытом и формируются ролевые ожидания, предпочтения и стандарты.

Вторая структура — мезосистема — это отношения между элементами микросистемы, например между семьей и школой. Мезофакгоры влияния на адаптационный потенциал личности предполагают учет внешних характеристик субкультуры конкретной социальной общности (этнической, возрастной, половой, профессиональной, территориальной и др.), таких, как ценности, нормы, социальные практики, институциональные образцы, символы, языковая среда, утвердившиеся в пространстве данной субкультуры.

Третья структура — экзосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, но тем не менее участвуют в его социализации, иногда оказывая на него очень сильное влияние. Это, например, работа родителей, их деловое окружение, начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании у ребенка представлений о мире взрослых.

Четвертая структура — макросистема, культурное окружение. Речь идет о социальных ценностях и идеологиях, не только прямо внушаемых ребенку, ной косвенно влияющих на функционирование первых трех структур. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера и т.д.

Мы бы добавили к данной социализационной структуре макросистему, которая проявляется в функционировании основных институтов социализации в обществе, уровне социального и физического здоровья молодежи, системе ценностей, сложившейся в обществе и молодежной среде (ценности молодежной субкультуры), поскольку эти факторы уже содержат в себе характеристики внешней социальной среды.

В социологической традиции социализацию иногда связывают с процессом социальной адаптации. В рамкахтсории структурного функционализма социализация раскрывается через понятие «адаптация», так как американскими социологами (Т. Парсонс, Р. Мсртон) социализация понимается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление. С точки зрения воспроизводства обществом самого себя социализация молодого поколения может быть представлена как процесс сохранения и увеличения человеческого потенциала с его социокультурным содержанием.

Таким образом, социализация является одним из основных социальных механизмов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и развитие любого общества.

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа. Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания. Выделяют следующие стадии социализации: 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: o сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; o изменение себя, "стать как все"; o конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Становление личности происходит в процессе социализации. Социализация — это процесс освоения человеком социальных, культурных и иных норм жизни в обществе. Другими словами — процесс приобщения человека к обществу. Возможна ли социализация вне общества? Нет, конечно. Давайте вспомним Маугли из известного произведения Р. Киплинга. Воспитанный волчьей стаей, он не стал личностью и не мог вести себя в обществе так, как ведут себя социализированные люди.
Социализация продолжается всю жизнь — от рождения человека и до смерти. Психологи считают, что ее темпы с взрослением и развитием человека замедляются — так, серединой социализации многие ученые предлагают считать возраст в три года — к этому времени социализирующаяся личность усваивает примерно половину собственных качеств. Исходя из этого наиболее важными для социализации являются первые годы жизни человека. Давно замечено, что маленькие дети довольно быстро приобретают умение говорить на родном языке, взрослые же, даже если переедут в страну изучаемого языка и будут ежедневно контактировать с его носителями, потратят годы и десятилетия для овладения языком.
В процессе социализации человек контактирует с множеством других личностей, которые и становятся для него посредниками или агентами социализации. Агенты социализации передают социальные, культурные и иные нормы, которые усваивает человек, часто являются примером или контрпримером для социализирующейся личности. Человек идентифицирует, т.е. сравнивает себя с агентами социализации, — в этом и заключается важнейший механизм социализации. Во многом наша личность — это результат множества идентификаций себя с другими, комплекс отдельных черт поведения наших агентов социализации, на которых мы когда-то хотели быть похожими, копировали их манеры поведения.

Виды социализации

Социализация подразделяется на два вида:
1) стихийная, осуществляемая в общении со сверстниками, иными людьми;
2) целенаправленная, которая происходит в специально созданных учреждениях — детских садах, школах, колледжах, вузах и т.п.
Стихийная социализация — самая активная по воздействию на личность. Дело в том, что она осуществляется почти беспрерывно — общается человек на улице, едет в общественном транспорте, ведет переписку с другом в социальных сетях, даже смотрит фильм или читает новости. Целенаправленная же социализация осуществляется лишь периодически — на уроках в школе, внеклассных и официальных мероприятиях и т.п.
Социализацию можно также разделить на первичную и вторичную. Первичная осуществляется ближайшим окружением человека. Ее агенты — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, другие близкие для человека люди. Первичная социализация наиболее активно осуществляется в детстве и юности, хотя сохраняет свое значение и для взрослых людей. Вторичная социализация связана с формированием гражданских, профессиональных и иных качеств личности. Такая социализация осуществляется агентами, менее важными для человека, нежели агенты первичной социализации — представителями администрации школы, вуза, предприятия, армии, полиции, суда, церкви и т.п.
Социализация — процесс сложный и противоречивый; новообразования личности часто противоречат уже сложившимся взглядам, убеждениям, чертам характера и иным особенностям личности. Во многом поэтому в процессе социализации периодически могут возникать личностные кризисы, сопровождающиеся депрессивными состояниями, эмоциональными переживаниями, «ломкой» характера.
Наряду с социализацией возможна десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей. Десоциализация может приводить к деградации личности. Например, человек, злоупотребляющий спиртными напитками, нарушающий общественные нормы, — типичная жертва десоциализации.
В отношении таких людей общество пытается осуществлять ре-социализацию — восстановление когда-то утраченных норм, ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. С целью ресоциализации в обществе созданы колонии и тюрьмы, иные исправительные учреждения, а для подростков — спецшколы.
Социализация приводит к осознанию человеком смысла своей жизни и ответственности за возможность делать свободный выбор. В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).
Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно — эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество отторгает. В древности такие люди подвергались остракизму — изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.). Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» — саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п.
Часто человек вынужден совершать действия по необходимости, т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.). Противоречит ли это свободе? На первый взгляд, да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем человек, оценивая риск возможных последствий, выбирает путь между исполнением воли других людей или требованиями социальных норм. В этом тоже проявляется свобода — в выборе альтернативы следовать требованиям общественных законов.
Сущностное ядро свободы — выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека — это так называемое бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто дается нелегко. Известна немецкая пословица — «Wer die Wahl hat, hat die Qual» («Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения»). Основа этого выбора — ответственность. Ответственность — субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Ответственность — важнейший регулятор поведения человека. Осознание ответственности за совершаемые поступки может оградить человека от безнравственных, аморальных и незаконных действий.
По критерию носителей ответственность можно разделить:
— на индивидуальную (персональную) — ответственность одного лица;
— групповую — ответственность группы людей;
— коллективную — ответственность большого коллектива людей, целой фирмы и т.п.
По мере развития общества уровень свободы растет. Увеличивается и ответственность, поскольку она неразрывно связана со свободой. Направленность ответственности постепенно смещается с коллективной на индивидуальную. Так, если в Средневековье роль одной личности была невелика, ограниченной была также и ее свобода, ответственность в основном была коллективной — членов общины, городского социума и т.п. Сегодня, в условиях признания прав и свобод каждого, ответственность носит в основном индивидуальный характер.
По критерию сущности можно выделить следующие виды ответственности:
— юридическая — осуществляется на основе закона;
— моральная — осуществляется на основе норм морали;
— социальная — ответственность перед обществом в целом;
— нравственная — ответственность на основе собственных нравственных установок.
Могут быть выделены и другие виды ответственности.
Ответственность человека за свои поступки отличает гражданина. Гражданские качества личности проявляются в осознанной, социально полезной активности человека. Например, если человек активно участвует в жизни своего района, выступает с предложениями по обустройству придомовой территории, сам помогает ее улучшать, значит, он ярко проявляет свои гражданские качества.
В процессе жизнедеятельности человек взаимодействует со множеством социальных групп. В процессе такого взаимодействия человек самоидентифицирует себя, т.е. отождествляет себя с группой, ее ценностями. В молодежной среде такое отождествление часто носит ярко выраженный, эмоциональный характер. Пример — группа друзей, разрабатывающая собственный кодекс поведения, особые внутригрупповые ценности.
Такое взаимодействие может носить как конструктивный, так и конфликтный характер. Часто причинами конфликта могут быть несовпадение ценностей, ожиданий и т.п. Избавиться от опасности конфликтов нельзя, ибо люди не могут быть одинаковыми по взглядам, запросам, но уметь нейтрализовать их негативные последствия необходимо.
Интересные факты. В социализации выделяются так называемые сен-зитивные периоды — время жизни человека, наиболее благоприятное для формирования каких-либо качеств. Можно заметить интересное явление: ребенок за несколько лет быстро учится языку, может формулировать сложные речевые конструкции, в то время как взрослый, даже если переедет в страну изучаемого языка и будет жить в ней долгие годы, выучит язык, однако все равно будет говорить с акцентом и зачастую с трудом формулировать сложные языковые обороты.
Причина этому — пропущенный сензитивный период. Известный педагог Мария Монтессори выделяет несколько таких периодов: развития речи (0—6 лет); восприятия порядка (0—3 года); развития движений и действий (1—4 года); развития социальных навыков (2,5— 6 лет). Учитывая сензитивные периоды, можно дать рекомендацию родителям: в период становления речевых навыков ребенка (0—6 лет) не переходить на «язык» ребенка, не использовать «лепетание». Наоборот, очень важно, чтобы речь взрослых в это время была ясной, четкой, грамотной.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация личности - процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения, овладения знаниями, умениями и навыками, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей, могущим реализовать свои способности и задатки, а общество обеспечивает самовозобновляемость своей жизни путем замещения новой генерацией старших поколений.

Процесс социализации совершается в непрерывном и напряженном взаимодействии двух составляющих процесса развития личности: с одной стороны, это деиндивидуализированные социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты, образцы ролевого поведения, предписывающие личности определенный тип поведения и подкрепленные различными формами социального контроля, а с другой стороны, это автономная, независимая личность, содержащая потенциальную возможность собственной позиции, неповторимости, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.

Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация организуется таким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и ответственности, уважению к себе и к другим. Это проявляется всюду как в реальных жизненных ситуациях, так и в процессе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем, подобная гуманистически-либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Чтобы представить сам процесс социализации личности, начнем с исходного момента.

У новорожденного есть все биологические предпосылки для того, чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одним социальным свойством человек не обладает от рождения. Социальный опыт, ценности, чувство совести и чести - генетически не кодируются и не передаются.

Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся зависит от того, в какой среде будет развиваться данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в человека не превращается. Наука накопила множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли), оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал. (Такие люди в социологии называются феральными ).

Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей.

Американский исследователь Л. Кольберг предложил теорию морального развития личности.

Он выделил три главных уровня морального сознания личности :

1. "Доморальному" уровню соответствуют следующие стадии:

а) ребенок слушается, чтобы избежать наказания;

б) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).

2. "Конвенциальному" уровню соответствуют стадии:

а) модель "хорошего" ребенка, движимого желанием одобрения со стороны других и стыд перед их осуждением;

б) установка на поддержание установленного порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).

3. Уровню "автономной морали" соответствуют стадии:

а) подросток осознает относительность, условность нравственных правил и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности;

б) "релятивизм" предыдущей стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого

в) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и разумным соображениям.

Результаты свидетельствуют о наличии устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его возрастом и интеллектом, - с другой. Число детей, стоящих на "доморальном" уровне с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциальная мораль). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который как правило сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания.

По существу речь идет о поэтапном формировании собственного "Я" личности. В основе этого процесса - переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения) к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления. Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться в повышенной критичности в сочетании с застенчивостью, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремлении к обсуждению "философских", вечных вопросов - противоречивом единстве детских и взрослых черт. Через сомнения, через высокую критичность личность пытается понять мир, себя, доподлинно убедиться в справедливости внушаемых ей ценностей, идей.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

К ним относят:

Агентов первичной социализации

Родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация включает семью, родственников и друзей;

Агентов вторичной социализации

Представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Поскольку социализация подразделяется на два вида :

- первичную

- вторичную

постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная - относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов.

Роль первичной социализации важна на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те, кто связан формально - деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительных отношений оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т. п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм.

Одной изважнейших черт процесса социализации является тот факт, что социализация осуществляется не только в период детского и юношеского возраста, но и в течение всей жизни взрослого человека, непрерывно продолжающего освоение новых для себя статусов и ролей и требуемых ими социальных качеств.

Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств по сути не знает возрастных границ. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте, хотя конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняются.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называетсядесоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с нею сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях - и проходящие службу в армии.

Видный американский социолог Ирвинг Гоффман, тщательно изучивший эти, как он выразился, «тотальные институты», выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

Изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т. п.);

Постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;

Утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одеж­ды и облачение в спецформу);

Переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса: солдат, заключенный, больной;

Замена старой обстановки на новую, обезличенную;

Отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

Утрата свободы действий.

В подобных условиях индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует.

Десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет - разрушенными окажутся основы личности.

Другой важной чертой процесса социализации является осуществление социализации личности как преднамеренно , в виде явной функции (например, через институты воспитания), так и непреднамеренно , в качестве скрытой (латентной) функции социальных институтов. В первом случае человек непосредственно "вживается" в какую-либо социальную роль, сталкиваясь с ее трудностями и имитируя какие-либо трудности. Во втором случае речь идет о том, что реальное функционирование системы социальных ценностей оказывает решающее, хотя и непреднамеренное воздействие на формирование личности.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что процесс социализации - это обретение личностью своей индивидуальности , своего индивидуально-конкретного социального лица. Таким образом, процесс социализации не сводится к пассивной адаптации, приспособлению личности к социальным условиям, приобретению ею неких стандартных черт. Он является результатом взаимодействия внешних (социальных), внутренних (биогенетических, врожденных и духовных) факторов и собственной активно-преобразующей деятельности личности. На основе врожденных качеств и приобретенного знания норм и ценностей личность, опираясь на особенности собственного темперамента, делает себя сама, являясь собственным достижением и выбором, и создает себя как индивидуальность и неповторимую целостность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Социализация -- становление личности -- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

Как условие -- свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.

Как проявление -- это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Понятие ``человек"" используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма, способность к трудовой деятельности, наличие сознания.

Трактовка понятия социализация

В социологии термин «социализация» был введен американским социологом Ф. Гиддингсом. Он определил социализацию как процесс развития социальной природы человека. Культурологический аспект процесса социализации нашел отражение в определении Т. Парсонса. В его трактовке социализация - это интернализация культуры общества, в котором ребенок родился, в процессе освоения им «реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли»

В отечественную социологию понятие «социализация человека» пришло из социальной психологии. Первым его использовал Б.Д. Парыгин. Он определял социализацию как процесс «вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоение определенных социальных ролей и функций» человеком.

Близок к позиции Т. Парсонса и И.С. Конт. Он определял социализацию как «способ осуществления и трансмиссии культуры» в процессе «усвоения индивидом социального опыта» и «определенной системы социальных ролей». Я.И. Гилинский выделили две основные задачи социализации, в числе которых:

Замещение индивидами социальных позиций в системе общественных отношений;

Формирование способностей и свойств, необходимых для выполнения ими общественных функций.

Большинство современных социологов понимают под социализацией человека процесс превращения ребенка во взрослого члена общества. Например, английский социолог Э. Гиденс определяет социализацию человека как процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в разумное существо. По мнению Ж.Т. Тощенко, социализация человека начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости. Однако при этом он заметил, что по некоторым аспектам процесс социализации человека продолжается всю жизнь.

В современной отечественной социологии преобладает точка зрения, согласно которой процесс социализации человека охватывает весь его жизненный цикл и иногда не прекращается. Под социализацией человека чаще всего понимают процесс его вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения установок и образцов поведения, норм и ценностей существующей культуры, присущих тем социальным общностям, в которых он функционирует, приобретения социального опыта, замещения социальных ролей и социальных статусов в общественной жизни.

Н.В. Фещенко определяет социализацию с позиций ролевой теории личности как «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям». Ю.Р. Хайруллина трактует ее психологически как «непрерывное взаимодействие личности и общества, находящихся в противоречивом единстве, которое реализуется со стороны общества в обучении, воспитании и формировании; со стороны личности в идентификации, самореализации, создании своего Я и Я-развитии. А. В. Мудрик подходит к пониманию социализации с педагогической точки зрения. По его мнению, суть социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Более кратким и точным следует признать определение социализации Ф. Гиддингса. Он трактовал ее как процесс развития социальной природы человека. Однако понятие «социализация человека» по объему и содержанию уже понятия «социальное развитие человека». Последнее включает в себя как социализацию человека, так и развитие его природного и духовного потенциалов в течение всего периода жизни в обществе.

Социализация человека как личности - состоит в том, что на протяжении всей своей жизни человек накапливает общественные знания, усваивает правила и нормы, умения и навыки. Это все для того чтобы человек имел возможность исполнять разные социальные роли, и занимать соответствующие им социальные статусы. В социализацию человека входят три взаимосвязанных стадии: становление - формирование человека как члена общества, функционирование - исполнение личностью социальных ролей в зависимости от статуса в обществе, изменение - приобретение за определенный срок функционирования новых личностных качеств.

Образование

В русском языке термин «образование» впервые применил в качестве педагогического термина просветитель 18-19 века Н.И. Новиков.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека. Образование включает в себя три взаимообусловленных и связанных процесса: просвещение, воспитание и обучение.

Просвещение - формирует сознание человека, также включает в себя овладение знаниями, которые необходимы для исполнения будущих профессий.

Воспитание - у человека формируется духовный мир, вырабатываются потребности, увлечения, ценности, которые позволяют ему определить свое место в обществе.

Обучение - это развитие внутренних качеств и способностей, развитие и усовершенствование умений и навыков, которые помогут быстро и эффективно осваивать и исполнять социальные роли.

Фазы социализации

образование социализация индивид

Различают две формы социализации - это социальная адаптация и социальная интернализация.

Социальная адаптация - форма приспособления человека к тем социальным статусам, которые позволяют ему как представителю определенных социальных общностей вынуждено или добровольно исполнять соответствующие социальные роли

Социальная интернализация - форма добровольного предварительного освоения человеком той социальной роли, которую он желал бы исполнять в будущем как представитель определенной социальной общности. Социальная интернализация помогает человеку определить свое место в общественной жизни. Р. Мертон назвал процесс добровольного освоения человеком социальной роли «опережающей социализацией».

Периоды социализации человека и агенты социализации

По поводу вопроса о периодах социализации человека хочу отметить, что большинство психологов и педагогов, трактующих процесс социализации как превращение ребенка во взрослого человека, традиционно определяют три периода человеческой жизни: детство, отрочество и юность. Но с точки зрения Я. И. Гилинского целесообразно выделить не три группы становления человека как личности, а четыре. Это детство, юность, зрелость и старость.

Большое значение для социализации человека имеют как его самостоятельная творческая активность, так и воздействие на него агентов социализации. Кто такие агенты социализации? - все те, кто помогают человеку осваивать будущие социальные роли, контролируют и регулируют его действия. Агентами социализации могут быть:

Персональными - отдельные личности (родители, родственники, знакомые)

Коллективными - социальные общности (семья, учебная группа, производственный коллектив)

Институциональными - учреждения и организации (учебное заведение, государственные органы, партии и т. д.)

Агенты социализации воздействуют на человека непосредственно через личное общение с ним, так и через средства массовой коммуникации и информации.

В первые годы жизни ребенка основными агентами считаются родители и родственники, в школьный период - учителя и друзья. В молодом и зрелом возрасте агентами становятся социальные общности и социальные учреждения. В пожилом возрасте агентами являются лица из ближнего окружения.

Воздействие агентов социализации на человека в некоторых случаях вызывает у него реакцию сопротивления, нежелания следовать их советам и указаниям. П. Штомпка обозначил реакцию протеста против воздействия агентов социализации как контрсоциализацию.

Методы социализации

Методами социализации могут быть внушение, убеждение, пример, обучение, коррекция и социальный контроль. К методам, которые человек может самостоятельно использовать в процессе социализации, следует отнести такие, как имитация, подражание, апробация, самообучение и саморегулирование.

В процессе социализации при определенных обстоятельствах у человека может возникнуть потребность в десоциализации, неосоциализации и ресоциализации. Необходимость в десоциализации возникает тогда, когда, осваивая новую социальную роль, человеку требуется отказаться от некоторых усвоенных ранее привычек и навыков, которые противопоказаны для исполнения определенной социальной роли. Надобность в неосоциализации обусловлена желанием человека творчески подойти к исполнению своей социальной роли, внося в нее новые элементы исполнения. Потребность в ресоциализации возникает тогда, когда человек после длительного перерыва в исполнении определенной роли возвращается вновь к ее исполнению, но уже в изменившихся обстоятельствах. Резкая смена основного социального положения или нахождение в экстремальных условиях активизируют, как правило, процессы социализации.

В зависимости от результата социализация человека может быть признана позитивной, т. е. когда осваиваются легитимные и положительные социальные роли, либо негативной, это когда человек осваивает отрицательные, нелегитимные социальные роли.

Есть понятие аномальная социализация - это когда у человека происходит резкое изменение социального положения и образа жизни. К примеру, банкротство, безработица, лишение постоянного места жительства, пристрастие к алкоголю или наркотикам, увлечение мистицизмом, уход в монастырь, сильное психическое расстройство, все это может привести к аномальной социализации.

Вывод

Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация - это процесс играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

Воспитание (в его традиционном понимании) - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на личность (группу) в целях формирования у неё общественно необходимых социальных ориентаций, сознания и поведения. Система воспитания как бы упорядочивает процесс социализации, придаёт ему стройность, целеустремлённость. Процессы социализации и воспитания целесообразно рассматривать во взаимосвязи, взаимообусловленности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе. Сущность и содержание воспитания человека в обществе. 3

    контрольная работа , добавлен 08.09.2011

    Социализация как способ усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей общества. Киберсоциализация человека на этапе обучения - процесс качественных модификаций структуры самосознания и мотивационной сферы личности.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2017

    Социализация человека в современном мире. Этапы и агенты социализации. Процесс автономизации человека в современном обществе. Основные механизмы социализации по А.В. Мудрику: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2012

    Процесс становления социального "Я". Концепция "обобщенного другого" Дж. Мида. Социализация как процесс раскрытия врожденных качеств человека. Основные механизмы социализации. Стремительное обновление условий жизни. Внутреннее освоение ценностей.

    реферат , добавлен 06.10.2013

    Положения теории социализации и ее фазы. Основные подходы к периодизации социализации. Социализация молодежи в современном обществе. Каналы и механизм социализации молодых людей. Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2008

    Понятие социализации, ее виды и механизмы. Индивидуальные и коллективные агенты социализации, ее особенности на различных этапах жизни человека. Типовые социальные ситуации. Структура социализации, ее стадии. Роль приобретенных в социуме знаний и навыков.

    реферат , добавлен 19.05.2015

    Социализация как одно из центральных понятий. Биологический пол и гендерная идентичность, стереотипы мужского и женского поведения в различных культурах. Теории и механизмы социализации, влияние взаимоотношений родиителей на процесс идентификации.

    лекция , добавлен 11.12.2009

    Правовая социализация - это часть единого процесса включения индивида в общественные отношения данного конкретного общества. Факторы правового поведения. Процессы правовой социализации. Правовая культура, социализация личности. Механизм принятия решения.

    реферат , добавлен 17.06.2008

    Общий анализ понятия социализации, основные фазы и этапы этого процесса. Черты и специфика психики юношеского возраста. Анализ влияния состояния тревожности на успешность адаптации студентов. Основные факторы, влияющие на процесс социализации учащихся.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения