Мифологическая энциклопедия: Бестиарий: Горгоны - Gorgons, Medusa. Медуза горгона - кто она, мифы и легенды История медузы горгоны

.
.
Горгоны - согласно греческой мифологии «Вместо волос у горгон - шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгон медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгон все живое превращается в камень» - так в своей знаменитой поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывает горгон древнегреческий поэт Гесидор (около 700 года до н. э).

Горгоны - чудовищные порождения морских божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта . Горгоны - три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Старшие - бессмертные, младшая (Медуза) - смертная. Горгоны обитают на крайнем западе у берегов реки Океан, рядом с граями и Гесперидами . Отличаются ужасным видом: крылатые, покрытые чешуёй, со змеями вместо волос, с клыками, со взором, превращающим всё живое в камень. Персей обезглавил спящую Горгону Медузу, глядя в медный щит на её отражение (Apollod. II 4,2); из крови Медузы появился крылатый Пегас - плод её связи с Посейдоном (Неs. Theog. 270-286). В мифе о Горгонах отразилась тема борьбы олимпийских богов и их героического потомства с хтоническими силами.
Гомер упоминает лишь одну гону, а Гесиод говорит о трех - сестры Стено, Эвриала и Медуза. Стено и Эвриала бессмертны, и лишь Медуза смертна.
В одном из позднейшем мифе о происхождении горгон сказано следующее.
"В незапамятные времена сестры Стено, Эвриала и Медуза были красными морскими девами. Увидел однажды горгону Медузу владыка морей Посейдон и полюбил ее. Не понравилось это олимпийцам - слишком красива и горда была Медуза, а соперничество с богами непростительно для простых смертных. Беспечность Медузы и ее счастливый смех вызвали гнев в душе богини-воительницы Афины . Жестоко покарала Афина Медузу и ее сестер, обратив их в крылатых чудовищ.
Укрылись сестры - горгоны на отдаленном острове, затерянном в океане. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро позабыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда же явится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Ибо такова была воля Афины.
Победить Медузу выпало герою Персею , сыну Зевса . Боги помогли Персею, оснастив его в дорогу крылатыми сандалиями, шлемом-невидимкой и сумкой, принимавшей размеры и форму предмета, который в нее клали. Афина же одарила героя блестящим круглым щитом.
Стремительно, как птица, полетел Персей над океаном. И вот перед ним скалистый остров, омываемый свинцовыми водами. Мирно спят сестры, не ведая об опасности. Снится им, что снова вольными морскими девами плещутся они в ласковых волнах. Улыбаются во сне горгоны. Сверкают на солнце их золотые перья и чешуя. Шевелятся на головах змеи. Кружится над островом Персей. Как сразить ему Медузу, если нельзя встречаться с ней взглядом?
И вдруг взгляд героя упал на блестящий щит - подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с горгонами. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него - о чудо! - появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним - Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее нес скрылись из виду. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть суровая Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но поздно.
Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей. Вскоре сама воительница Афина прикрепила голову Медузы к своему щиту (

Наверняка, каждый слышал историю о Персее и Медузе Горгоне. И если не у всех, то у многих возникал вопрос о том, с чего все началось. Почему Персей пошел на бой с Медузой, в котором запросто мог погибнуть? Зачем ему нужна была голова этой горгоны? Давайте "перемотаем пленку" назад и узнаем, зачем Персей направился на остров горгон. Чтобы найти этому объяснение, следует начать с самого момента рождения героя.

Рождение Персея

В городе Аргос правил царь Акрисий, у которого была дочь Даная. Однажды царю было предсказана гибель от руки собственного внука - сына Данаи. Акрисий решил обезопасить себя. Он приказал построить под землей комнату из камня и бронзы, в которой спрятал Данаю от посторонних глаз. Но Зевс-громовержец увидел прекрасную дочь Акрисия, полюбил ее и проник в подземелье золотым дождем, и девушка стала его женой. Вскоре у Данаи родился прелестный мальчик, которого она назвала Персеем. Но недолго жили Персей с Данаей в покоях под дворцом Акрисия. Однажды царь спустился в подземелье и увидел там маленького мальчика. Узнав, что тот является сыном Зевса и Данаи, он испугался и велел посадить Данаю и внука в деревянный ящик и бросить в море. Долго плавал ящик, пока волны не выбросили его близ острова Серифа. На берегу в это время находился рыбак Диктис, в сети которого попал ящик. Рыбак открыл его, увидел в нем прекрасную женщину с ребенком и отвел их к царю Серифа Полидекту, который приютил их. Там и вырос Персей, и не было среди юношей всего острова равного ему по красоте, силе и ловкости.

Персей и Медуза Горгона

Полидект захотел жениться на прекрасной Данае, однако она его ненавидела. Тогда царь решил действовать силой, но Персей заступился за мать. И с тех пор Полидект затаил злобу на сына Данаи. Он все время думал, как сжить его со свету. Наконец, он нашел выход. Царь призвал Персея и повелел ему доказать, что он сын Зевса, тем, что принесет во дворец голову Медузы Горгоны. Персей согласился и отправился к западному краю земли, где обитали горгоны. Все тело их покрывала крепкая и блестящая чешуя. Только изогнутый меч Гермеса мог ее разрубить. У горгон были медные руки со стальными острыми когтями. На головах у них двигались ядовитые змеи. Горгоны с их острыми клыками, с красными, словно кровь, губами и с горящими яростью глазами, были такими ужасными, что, взглянув на них, каждый путник превращался в камень. Горгоны быстро носились по воздуху благодаря крыльям с золотыми перьями. Любого человека, которого они видели, горгоны разрывали на части своими руками и пили его кровь. Две из горгон были бессмертны, и только одна - Медуза Горгона - была смертной. Вот ее и предстояло убить Персею. Боги Олимпа решили ему помочь. Спустились к Персею вестник богов Гермес и дочь Зевса Афина. Афина вручила герою медный щит, в котором отражалось все возле него происходящее. А Гермес дал юноше свой меч, рубящий любую сталь, и указал путь к горгонам. Долго шел Персей и, наконец, прибыл в страну, где жили грайи. Только они знали дорогу к горгонам. Они имели один глаз и зуб на троих, передавая их друг другу по очереди. Когда они это делали, Персей выхватил их из рук грай и пообещал вернуть только в обмен на указание пути к горгонам. Долго колебались грайи, но делать нечего - сказали они герою, где находятся горгоны. Отправился Персей дальше и прибыл к нимфам. Те дали ему три подарка: шлем Аида, крылатые сандалии и волшебную сумку. Надел он сандалии и быстро долетел до острова горгон. И видит: на прибрежном камне спят все трое сестер. Растерялся Персей: кто же из них Горгона Медуза. Ответ шепнул ему на ухо подлетевший Гермес. Глядя в зеркальный щит и не поворачивая голову к горгонам, чтобы не окаменеть, замахнулся Персей мечом и отрубил ей голову. Кровь Медузы потоком хлынула в море, из нее вылетели великан Хрисаор и конь Пегас. Быстро герой положил в сумку голову горгоны, надел шлем Аида и поднялся на крылатых сандалиях ввысь. Шум разбудил ее сестер. Увидели они, что лежит Медуза Горгона мертвой и в страшном гневе поднялись над островом, стремясь отомстить убийце. Но не нашли они Персея, который был невидим благодаря шлему Аида. А тот улетал все дальше и дальше.

Персей и Атлас

Долго летел по небу Персей и наконец прибыл в страну, где царил титан Атлас. Самым большим его сокровищем было дерево с золотыми яблоками. Богиней Фемидой было предсказано ему, что похитит их сын Зевса. Когда к его воротам подошел странник и назвался Персеем, сыном Зевса, вспомнил Атлас это предсказание и грубо приказал герою, назвав его лжецом, убираться из его сада. Разозлился Персей, быстро вытащил голову горгоны Медузы и, отвернувшись, показал ее титану. Тотчас Атлас превратился в гору, подпирающую небесный свод. А Персей полетел дальше.

Персей освобождает Андромеду

Достиг Персей владений царя Кефея и увидел, что к высокой скале, стоящей над морем, цепями прикована девушка. Спросил герой, кто она. Девушка назвалась Андромедой, дочерью царя Кефея, прикованной к скале из-за хвастовства ее матери Кассиопеи. Та обидела нимф, заявив о о том, что является самой красивой. За это их отец Посейдон наслал на Эфиопию, страну Кефея, морское чудовище, разрушающее город и пожирающее людей. И отступит оно только в том случае, если принесут ему в жертву Андромеду. Только рассказала девушка об этом Персею, как забурлило море и поднялись волны - это чудовище поднималось с его дна. Тут же Персей вытащил голову горгоны Медузы и показал ее монстру, и сразу же он превратился в камень. Разрубил Персей цепи, держащие Андромеду, мечом Гермеса и они вместе отправились в дом ее отца Кефея. Радостно их встретили там и вскоре сыграли шумную свадьбу.

Возвращение на Сериф

Взяв с собой Андромеду и прилетев на Сериф, Персей увидел свою мать в храме Зевса. Даная рассказала ему, что прячется там от преследований Полидекта. Рассердился Персей, отправился во дворец царя и нашел того с друзьями за пиршественным столом. Когда герой сказал, что принес голову горгоны Медузы, они не поверили и начали над ним насмехаться. Оскорбленный Персей вытащил из ее сумки и показал присутствующим. И царь Полидект со своими друзьями превратились в камень.

Прибытие в Аргос

Вместе с Андромедой и Данаей Персей вернулся в царство своего деда. Акрисий, узнав об этом, сбежал далеко на север. А Персей стал счастливо властвовать в Аргосе. Спустя некоторое время Персей организовал пышные спортивные игры. Посмотреть на них пришли многие. Среди зрителей был и Акрисий. Во время одного из соревнований Персей метнул тяжелый диск, который попал в бывшего царя. Расстроенный Персей похоронил деда и, не желая править в царстве убитого им Акрисия, отправился в Тиринф, где правил еще много лет.

Заключение

Вот и вся легенда. Теперь вы знаете, что рассказ о сражении, в котором учавствовали Персей и Медуза Горгона - миф, описывающий только один из его многочисленных подвигов.

Медуза Горгона – существо из греческих мифов, о происхождении которого сохранилось несколько сказаний. Гомер называет ее хранителем царства Аида, а Гесиод упоминает сразу трех сестер-горгон. Легенда гласит, что красавицу настигла месть богини Афины, превратив в чудовище. Есть и предположения, якобы Медуза Горгона и Геракл породили скифский народ.

Горгона - кто это?

Мифы древних греков донесли до нас описания многих удивительных существ, самыми яркими из которых считаются горгоны. По одной из гипотез, горгона это драконоподобное существо, по другой – представитель доолимпийских богов, которых вытеснил Зевс. Самым популярным остается миф о победе Персея, существует 2 версии, объясняющие происхождение Медузы Горгоны:

  1. Титаническая . Матерью Медузы была прародительница титанов, богиня Гея.
  2. Посейдоническая . У бога бурного моря Форкиса и его сестры Кето родились три красавицы, которых позднее изуродовало заклятие.

Как выглядит Медуза Горгона?

Одни мифы описывают Горгону, как женщину удивительной красоты, которая очаровывала каждого, кто на нее посмотрит. В зависимости от настроения Медузы, человек мог потерять речь или превратиться в камень. Тело ее было покрыто чешуей, разрубить которую мог лишь меч богов. голова горгоны обладала особой силой даже после смерти. По другим сказаниям, Медуза уже родилась уродливым чудовищем, а не стала таким после проклятия.


Горгона Медуза - символ

Легенда о Медузе Горгоне настолько очаровала людей из разных стран, что ее изображения сохранились в искусстве Греции, Рима, Востока, Византии и Скифии. Древние греки были уверены, что голова Медузы Горгоны оберегает от зла, и стали изготовлять амулеты-горгонейоны – символ защиты от сглаза. Лицо и волосы горгоны чеканили на щитах и монетах, фасадах зданий, в средние века даже появились охранники замков – горгульи – женщины-драконы. Люди верили, что в случае опасности они оживают и помогают одолеть врагов.

Образ Горгоны использовали многие писатели, художники и скульпторы разных стран. Это существо исследователи называют олицетворением ужаса и очарования, символом хаоса и порядка в самом человеке, борьбы сознания и подсознания. С древних времен сохранилось два варианта ликов Медузы Горгоны:

  1. Красивая женщина с ужасным взглядом и змеями на голове.
  2. Уродливая женщина-полудракон, в обрамлении волос-гадюк.

Медуза Горгона - мифология

По одной версии, дочери богов моря Сфено, Эвриада и Медуза родились красавицами, и только позже превратились в уродин, со змеями вместо волос. По другой версии, волосы-змеи были только у младшей, Медузы, чье имя переводилось, как «стражница». И она одна из сестер была смертной и умела превращать людей в камень. В изложении других сказателей Эллады выходило, якобы такой дар имели все три сестры. Овидий же рассказывал, что две старшие сестры родились старыми и уродливыми, с одним глазом и одним зубом на двоих, а младшая горгона - красавицей, за что и вызвала гнев богини Паллады.

Афина и Медуза Горгона

По одной из легенд Медуза Горгона до превращения была очень красивой морской девой, которую возжелал бог моря Посейдон. Он заманил ее в храм Афины и обесчестил, за что страшно разгневалась на них богиня Паллада. За осквернение своего храма она превратила красавицу в жуткое существо, с телом-чешуей и гидрами вместо волос. От пережитых страданий взгляд Медузы окаменел и стал превращать других в камень. Сестры морской девы решили разделить судьбу сестры и тоже превратились в чудовищ.

Персей и Горгона

Мифы Древней Греции сохранили имя того, кто победил Медузу Горгону. После проклятия Афины бывшая морская дева стала мстить людям и уничтожать взглядом все живое. Тогда Паллада поручила молодому герою Персею убить чудовище и дала в помощь свой щит. Благодаря тому, что поверхность была отполирована до зеркального блеска, Персей смог сражаться, глядя на Медузу в отражении и не попадая под влияние смертельного взгляда.

Спрятав голову чудовища в сумку Афины, победитель Медузы Горгоны благополучно донес ее до места, где была прикована к скале красавица Андромеда. Даже после смерти тела голова Горгоны сохранила силу взгляда, с ее помощью Персей прошел пустыню, и смог отомстить царю Ливии Атласу, который не поверил его рассказу. Превратив в камень морское чудовище, которое посягало на Андромеду, герой опустил страшную голову в море, и взгляд Медузы стал превращать водоросли в кораллы.


Геракл и Медуза Горгона

Миф про взгляд горгоны является одним из самых распространенных, его связывают еще с именем богини Табити, которую скифы чтили больше, чем прочих богов. В легендах эллинов исследователи еще отыскали сказание о том, как с Горгона, встретившись с другим героем мифов Гераклом, породила скифский народ. Современные режиссеры выдали свою версию в фильме «Геракл и Медуза Горгона», в котором герой древности сражается с Горгоной и другими сторонниками Зла.

Медуза Горгона - легенда

Миф о Медузе Горгоне сохранил не только версию об ее уничтожающем взгляде, который стал символическим на века. Согласно легенде, после смерти Горгоны из ее тела вышел волшебный конь Пегас, крылатое создание, которого стали связывать с Музой творческие личности. Головой Медузы украсила свой щит воительница Паллада, что еще больше устрашило ее врагов. О волшебных свойствах крови жестокой Горгоны сохранилось 2 версии:

  1. Когда Персей отрубил голову Медузе, кровь, падая на землю, превращалась в ядовитых змей и была губительна для всего живого.
  2. Кровь Горгоны сказатели наделили особыми свойствами: взятая из правой части тела оживляла людей, из левой – убивала. Поэтому Афина собрала кровь в два сосуда и подарила врачу Асклепию, что сделало его великим целителем. Асклепия даже изображают с посохом, который обвивает змея – порождение крови Горгоны. Сегодня этого святого почитают, как основателя медицины.

Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий.

Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами. Горгона наделена невероятно коварной красотой, завораживающей любого, кто взглянет на нее. В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками.

Согласно различным, зачастую противоречивым, источникам, Медуза - женское существо. Легенда о Медузе Горгоне окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. В эпоху Гомера Горгона была настолько известным персонажем, что он просто упоминает о ней в своих поэмах, не излагая ее истории, которая, как, видимо, он считает, прекрасно известна грекам. Зевс вселял ужас в своих врагов щитом Афины - эгидой, на котором была изображена голова Горгоны.

Ни один из античных авторов не упоминает о том, каким образом она обрела свои незаурядные способности. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

После Гомера значительный вклад в развитие образа Медузы сделал Гесиод (конец VIII-VII век до н. э.). В поэмах «Теогония» и «щит» упоминаются две из пяти сестер Горгоны - Стено и Эвриала - чудовища, живущие на краю мира, а также описывается смерть Горгоны от руки Персея. По сравнению с беглыми упоминаниями и намеками Гомера это уже огромная информация. Эсхил (525-456 годы до н. э.) добавляет к ней еще несколько деталей.

В «Прикованном Прометее» он говорит о сестрах Медузы - крылатых женщинах со змеями вместо волос и смертоносным взглядом. В двух других трагедиях Эсхила образ Медузы олицетворяет отвратительность зла и безжалостность человека.

Однако особенно интересные поправки к истории о Горгоне делает в «Двенадцатой пифийской оде» Пиндар. В отрывке о происхождении флейты он говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатленной криками сестер Горгоны в день ее смерти. Пиндар описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы Горгоны окаменевают от ее взгляда.

Свою лепту в развитие мифов о Медузе внес Еврипид (V век до н. э.) в «Ионе». Героиня этой поэмы Креза описывает два небольших полых амулета, доставшихся ей от отца - Эрихтония, который, в свою очередь, получил их от Афины. Каждый из амулетов содержит каплю крови Медузы. Одна из капель - благотворная, обладающая целительными свойствами, другая - яд из змеиного тела.

Здесь, как и у Пиндара, Медуза - существо двойственное. Наиболее известное, полное и значительное по своему воздействию на европейскую мифологию описание Горгоны сделано Овидием в четвертой и пятой книгах «Метаморфоз». В его истории главным персонажем становится смелый, дерзкий и жестокий герой Персей.

Для того чтобы подчеркнуть значимость победы Персея над Медузой, Овидий подробно говорит о происхождении и чудовищных способностях его змее волосой соперницы. Именно описанию Овидия в своем большинстве следовали писатели и художники последующих столетий.

Под пером Овидия история Медузы превратилась в легенду. Дочь Форция, сына моря и суши, и Цето, Медуза принадлежит к младшей тройне сестер Горгон (по Овидию, старших сестер Горгон - Грей - было две, они родились уже старыми, с одним глазом на двоих и с одним зубом в общем рту). Хотя у всех трех младших Горгон вместо волос змеи, только Медуза обладает чудесным даром завораживать людей взглядом (и в положительном, и в отрицательном смысле этого выражения) и только она одна из трех сестер смертна. Персей избегает ее прямого взгляда и отрубает спящей Медузе голову, глядя в ее отражение на своем отполированном щите. Из крови, хлынувшей из раны, «как из материнского чрева», появляются сыновья Медузы - Пегас и Хризаор. Их отцом, видимо, следует считать Персея. Персей прячет отрубленную голову в сумку, подаренную ему для этой цели Афиной. Сила Горгоны не действует, пока ее голова в этой сумке. На обратном пути в Эфиопию Персей трижды вынимает голову поверженной соперницы. В первый раз, в пустыне, он несет голову перед собой.

Из тех мест, куда капает кровь Горгоны, выползают змеи. Во второй раз Персей направляет взгляд Горгоны на ливийского царя Атласа, который не поверил рассказу воина о своих подвигах и отказал ему в гостеприимстве. За это Атлас был превращен в каменистую гору. Наконец, в третий раз Персей вынимает голову из сумки при встрече со своей возлюбленной Андромедой. Он кладет голову лицом вниз «среди папоротников и водорослей», и магический взгляд Медузы превращает водоросли в кораллы. Это превращение - самый чудесный эпизод в истории о Медузе. Овидий уже не упоминает об опасности, которую представляет голова Горгоны.

В завершение героического рассказа Овидий еще раз излагает родословную Медузы и упоминает о проклятии, наложенном на нее ревнивой и завистливой Афиной. Он рассказывает о том, что в юности Горгона была очень красивой и волосы были ее главной гордостью. Однако все изменилось после того, как Посейдон насильно овладел ею в храме Афины. Разгневанная осквернением своего святилища (а может быть, и из зависти к красоте Медузы), Афина направила на нее свой щит и, превратив роскошные волосы в змей, изгнала ее из своего храма на вечные времена. С тех пор на щите Афины изображена голова Медузы, устрашающая врагов. После Овидия единственным из классических продолжателей истории Медузы был Аполлодор. В «Библиотеке» он скрупулезно излагает все известные ему варианты легенды.

И хотя большинство последующих исследователей и писателей ссылались не на него, а на Пиндара, Овидия и даже на невразумительные упоминания Гомера, именно Аполлодор был лучшим комментатором истории о Медузе и сделал больше других для того, чтобы она стала известной последующим поколениям. Упоминания о Медузе можно также найти в «Симпозиуме» Ксенофана и в «Пантеоне» Лукиана.

Вопрос о том, можно ли связывать возникновение мифа о Медузе с универсальным поверьем о «дурном глазе», как это делали ранние исследователи, остается открытым. Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов, американских индейцев и эскимосов немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». В бразильских преданиях фигурирует птица, способная обращать в камень всякого, кто видит ее; некоему охотнику удалось обезглавить такую птицу, не глядя на нее, и затем использовать ее голову против своих врагов. Как видим, история Горгоны не ограничивается циклом легенд о Персее.

Неизвестно, когда возник обычай наносить на боевые щиты устрашающие рисунки, психологически воздействующие на противника и потому будто бы делающие его более уязвимым. Такие изображения зачастую служили и «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, медальонах для детей и домашних животных. Хотя миф о Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном глазе», именно благодаря ему в обиход вошли амулеты горгонейоны.

Изображения Медузы встречаются не только в древнегреческом и римском, но и в древневосточном искусстве. Один из хорошо сохранившихся примеров - предметов с таким изображением - знаменитая мраморная маска, датируемая V веком до н. э. и хранящаяся в художественном музее Монако. В отличие от большинства античных горгонейоно маска отражает негативные черты образа Горгоны, доведенные до карикатурного вида. С другой стороны, лик монакской Медузы без преувеличения можно назвать прекрасным - практически круглое, гладкое женское лицо с немного опущенными веками. Под ее подбородком сплелись две змеи. Именно эта Медуза привела в восхищение Гете, увидевшего ее во дворце Ронданини в Риме. «Изображение прекрасного лица, объятого предсмертной агонией, в благородной полупрозрачности желтого камня неописуемо удачно», - писал Гете/ Эту маску иногда называют Медузой Ронданини. Хорошо сохранившиеся изображения Медузы можно увидеть на древнегреческих амфорах. На ранних из них преобладают черты Медузы чудовища, гротескной воительницы, обезглавливаемой Персеем. Позднее, когда образ Горгоны перестал восприниматься однозначно негативно, интерес к сцене обезглавливания упал: стоило только Горгоне заслужить некоторую долю симпатий, публика перестала получать удовольствие от сцен ее смерти.

Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели. Медуза Горгона - одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии. Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам.

Доступ к таким источникам после падения римской цивилизации оказался довольно затрудненным. Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство. Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза - олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды.

Медуза последнее, самое сильное искушение Данте, путешествующего по аду. Он добивается искупления грехов, избегнув взгляда Медузы благодаря своему проводнику Вергилию, прикрывшему его глаза рукой. Как это ни странно, Медуза Данте выглядит совершенно непривлекательной на иллюстрациях к «Аду» такого крупного мастера, как английский художник Уильям Блейк (1757-1827): она смотрит на ворота города Дис невыразительным каменным взглядом, пока нечетко выписанный на рисунке Данте проходит мимо нее в сопровождении Вергилия.

Как и многие другие, эта иллюстрации Блейка имеет мало общего с содержанием произведения Данте, изобразившего «чудесный» ад, в котором чудовища превратились в ручных животных, а пламя не обжигает. Большинство средневековых упоминаний о Медузе содержат негативную оценку ее образа. Авторы часто противопоставляют ее Афине как символ зла и добра, пророка и добродетели, похоти и целомудрия. Изображенная на щите Афины Медуза в эту эпоху становится олицетворением беспорядка, ярости, сумасшествия и смерти.

Петрарка называет свою любовь к Лауре «грехом идолопоклонства» и сравнивает свою возлюбленную с Медузой: «Медуза и мой грех меня окаменили». Позднее, в «Триумфе целомудрия», Петрарка вводит образ, ставший популярным в любовной лирике эпохи Возрождения, - Лауры Афины - олицетворения добродетели и целомудрия, обороняющейся щитом с изображением Горгоны. Этот сюжет можно встретить у таких крупных поэтов средневековья, как Дю Белле (в поэмах, адресованных Маргарите де Валуа), Спенсер (в «Эпиталамионе», «Чудесной королеве»), Мильтон (в «Комусе»).

На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо - копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.

Медуза Челлини - непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Столь же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.

Любопытное описание Медузы содержится в «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла (1607). По характеристике автора, Медуза - существо с драконьим хребтом, зубами дикого кабана, ядовитой гривой, крыльями, человеческими руками и смертельным дыханием. По Топселлу, Медуза живет в Африке, в Ливии. Вопреки традиции, он утверждает, что Горгона - не человек и, более того, существо мужского пола, имеющее размер, средний между теленком и быком. Впрочем, это не единственное свидетельство о Горгоне как о «мужском существе». В таком же качестве она появляется в трагедии Шекспира: с Медузой разгневанная Клеопатра сравнивает Антония.

Возникновение нерационалистического течения в искусстве, начавшегося с «доромантиков» Руссо и Гете, вдохнуло в образ Медузы новую жизнь. Никогда еще с античных времен ей не уделяли столь пристального внимания. Романтики видели в ней не просто мифологическую Горгону по имени Медуза, а образ мрачной женщины, наделенной непреодолимо опасной красотой, истинное имя которой - Смерть. Восхищение поэтов и художников возвело ее в ранг музы. Она вдохновляла Эдгара По, Бодлера, Колриджа, Китса, Шелли, Россетти д"Аннунцио и других.

Шелли впечатлила картина из галереи Уффицы во Флоренции, которую ошибочно приписывали Леонардо да Винчи, на самом деле принадлежащая кисти неизвестного фламандского живописца. На ней голова Медузы окружена дымкой, в которой угадываются силуэты змей, летучих мышей и других зловещих существ. Ее полуоткрытый рот извергает ядовитое облако. В конце XIX века Медузе примерили новую маску. Созданное в 1895 году бельгийцем Фернандом Кнопффом полотно «Кровь Медузы» вошло в число классических произведений символизма. На нем нет крови, но запечатлено загадочное женское лицо с тонкими чертами.

Взгляд женщины направлен вперед. Ее зрачки расположены необычно близко к уголкам прозрачных глаз. Небольшая змея с открытой пастью, в которой виден ядовитый зуб, выползает из за высокого воротника платья женщины. Две другие змеи преданно расположились около ее висков.

На известной иллюстрации английского графика Бердсли к «Саломее» Оскара Уайльда «Награда танцовщицы» (1894) Саломея держит за волосы голову не Иоанна Крестителя, а Медузы. Две женщины, танцовщица и ее муза - Горгона, смотрят друг на друга в восхищении.

Новый взгляд на историю Медузы, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 - 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.

Среди современных литературных интерпретаций мифа о Медузе Горгоне, безусловно, заслуживает внимания пьеса Эмилио Карбаллидо «Медуза» (1958). Карбаллидо превращает древнюю легенду в экзистенциальную аллегорию. Персей получает задание убить чудовище - Медузу. В какой то момент герой понимает, что он - не меньшее чудовище, чем сама Медуза. Он пытается разобраться в себе и оправдать необходимость убийства, но в результате все больше отделяется от привычного ему общественного порядка. Медуза становится у Карбаллидо символом избавления от иллюзий. Она помогает юноше - герою пьесы уйти от стереотипного взгляда на несовместимость добра и зла.

Со времен Пиндара Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование. Она олицетворяет слияние в человеке хаоса и порядка, свободы и самоограничения, сознания и подсознания. Кое кто может предположить, что мифы - отражение заблуждений древности. Скорее они - зеркало человеческой души.

Мифы Древней Греции оказали огромное влияние на формирование европейской литературы, а для ученых эти произведения коллективного народного творчества и по сей день являются источником познания эволюции психологии человека. Кроме того, они являются неиссякаемым для художников, поэтов и музыкантов. В частности, многими живописцами эпохи Возрождения были написаны полотна на тему мифа, в котором Персей убивает горгону Медузу.

Мифы: начало начал

Согласно мифам Древней Греции, сначала во Вселенной существовал только Скотос, который олицетворял Мглу. Затем из нее возник Хаос. Объединившись, они породили Ночь, Мрак и Любовь (Никту, Эреба и Эроса).

Эти главные боги стали родителями Земли и Неба (Геи и Урана), а также божеств, олицетворяющих стихии, гекатонхейр, титанов и титанид. К последним относились Рея и Кронос, от которых произошли олимпийские боги. Последние стали главными героями древнегреческих мифов и дали обширное потомство, в том числе полубогов и полубогинь, в которых божественная природа сочеталась с человеческой.

Олимп

Древние греки верили, что их главные божества живут на самой высокой горе страны, вершина которой всегда окутана облаками. Реальный Олимп расположен на северо-востоке современной Греции, а в древности по хребту этого горного массива проходила граница с Македонией. Там обитали:

  • верховный бог Зевс — владыка неба, молний и грома - и его супруга Гера, покровительствующая браку и семейной любви;
  • повелитель царства мертвых Аид;
  • богиня земледелия и плодородия Деметра;
  • повелитель моря Посейдон;
  • богиня домашнего очага Гестия.

Затем породил 4 сыновей и 3 дочерей, пополнивших сонм олимпийских богов. Ими стали Афина, Арес, Персефона, Афродита, Гефест, Гермес, Аполлон, Артемида и Дионис.

Полубоги

Олимпийцы, а крайне редко и олимпийки, не гнушались вступать в любовную связь со смертными. Именно от такой любви произошли полубоги Ахилл, Геракл, Ясон, Гектор, Пелоп, Тесей, Орфей, Беллерофонт, Одиссей, Фороней, Эней и Персей. Последний стал тем, кто убил горгону Медузу и освободил прекрасную Андромеду. Все полубоги были героями, обладающими сверхъестественными способностями, которые они нередко использовали, приходя на помощь другим людям. При этом, в отличие от своих отцов, они были смертными.

От кого произошел Персей — герой, убивший Медузу-горгону

Помните, как в сказке о царе Салтане царицу с младенцем сажают в засмоленную бочку и бросают в пучину вод? Так вот этот сюжет Пушкин позаимствовал из мифа о герое Персее. Считалось, что отцом юноши был сам Зевс, который проник в башню к дочери царя Аргоса Акрисия Данае в виде золотого дождя. Деду Персея когда-то предсказали смерть от руки внука, поэтому он, не задумываясь, избавился от царевны и ее новорожденного сына, поместив их в ящик и бросив в море на милость Посейдона.

Медуза-горгона

Эта дева-чудовище, превращающая все живое взглядом в камень, была одной из трех горгон — дочерей морских божеств Форкя и Кето. Она отличалась необыкновенной красотой, поэтому в нее влюбился Посейдон. Он выбрал для утех тем самым осквернив святилище. Гневу мстительной богини не было предела, и она превратила Медузу в чудовище. Несчастная дева возненавидела весь мир и перебралась на одинокий остров, где поджидала путников, которых превращала в каменные статуи. Ее сестры последовали за ней и сами превратились в ужасных монстров. Однако они не обладали ее страшной силой.

Схватка с Горгоной

Согласно мифу, Персей воспитывался в доме Диктиса. Его брат влюбился в мать героя, Данаю, и решил избавиться от ее сына. Он отправил юношу за однако Афина стала покровительствовать Персею, а Гермес и Аид подарили ему крылатые сандалии, серп и шлем-невидимку.

По совету небожителей юноша сначала посетил трех сестер Грай, у которых на троих был один глаз. Персей его выкрал и вернул только после того, как они указали ему дорогу к острову горгоны. Прибыв к жилищу Медузы, юноша вступил в схватку, во время которой смотрел не на нее, а на отражение в зеркальном щите. Ему удалось отрубить голову чудищу адамантовым серпом, и по совету Афины он спрятал ее в сумке. Сестры Медузы захотели отомстить герою, но он использовал шапочку-невидимку, благодаря которой смог скрыться с острова незамеченным.

После этого все в Элладе узнали, кто убил горгону Медузу. Персей прославился как герой, а Афина наконец утолила свою месть. Она сообщила полубогу, что у него в руках мощное оружие, так как отрубленная голова способна ожить и заставить окаменеть все живое, на что она посмотрит. Однако богиня предупредила, что использовать силу Медузы можно будет лишь раз, так как затем она окаменеет.

Андромеда

В те времена в городе Йоппа (Эфиопия) правили царь Кефей и его супруга, царица Кассиопея. У них была дочь Андромеда, затмевающая своей красотой морских дев нерид. Движимые завистью, они обратились за помощью к Посейдону, и тот наслал на город жестокое чудовище, а также приказал оракулу объявить, что Йоппа будет спасена, только если Андромеда будет принесена в жертву Бог морей не мог предполагать, что тот, кто убил горгону Медузу, придет на помощь несчастной деве. Однако все обернулось не так, как задумали нериды.

Кого убил Персей головой Медузы-горгоны

По пути на остров Сериф герой оказался в окрестностях Йоппы. Проходя вдоль берега, он увидел привязанную к утесу прекрасную Андромеду. Девушка оказалась там, так как горожане вынудили царя отдать свое дитя чудищу. Они надеялись, что, растерзав Андромеду, монстр вернется в морскую пучину и больше не будет беспокоить жителей Йоппы. Они и не подозревали, что рядом окажется тот, кто убил горгону Медузу.

Персей влюбился в Андромеду с первого взгляда и обещал ее спасти, если она выйдет за него замуж. Девушка обещала, и герой сразил чудовище взглядом Медузы. Таким образом Персей утратил возможность управлять всем миром, держа смертных в страхе перед силой горгоны. Зато он завоевал любовь Андромеды.

Дальнейшая судьба

Тот, кто добыл голову Медузы-горгоны и убил был полубогом, а значит, смертным. Совершив свой подвиг, он отправился в Сериф и узнал, что его мать подверглась преследованиям. Это вызвало его гнев, и он расправился с царем Полидектом и его приближенными. Затем герой построил город Микены, где царствовал вместе с Андромедой, родившей ему дочь и шестерых сыновей.

Однажды Персей вместе с Данаей решил посетить деда. Акрисий помнил о предсказании и отказался принять дочь и внука. Прошло еще несколько лет и однажды в гостях герою предложили метнуть диск. Он не отказался, однако произошло непредвиденное и снаряд убил одного из собравшихся зрителей. Как оказалось, это был Акрисий, который так и не смог обмануть судьбу.

В конце жизни Персей долго воевал с царем Аргоса Претом и сразил его в жестокой схватке. Когда сын убитого правителя Мегапенф подрос, он уговорил героя обменяться с ним царствами, а затем убил его во время поединка. Так закончил свою жизнь Персей — сын Зевса, которого эллины прославляли как основателя одного из самых могущественных и богатых полисов Древнего мира.

Теперь вы знаете, какой герой убил Медузу-горгону, а также знакомы с основными героями древнегреческих мифов.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения