Метод как способ познания. Методы теоретического познания

Познание как деятельность.

Знания – результат активного взаимодействия субъекта (того кто познает) с объектом (тем, что познается). Познание всегда носит творческий характер..

Познание – активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т.е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

Ø Непроизвольная познавательная деятельность – возникающие знания и опыт спонтанны (разбил стекло – значит оно хрупкое, обжегся о кастрюлю – значит она горячая)

Ø Организованная познавательная деятельность – обучение в школе, на курсах, в ВУЗе.

Субъект – человек, познающий мир.

Объект – то, на что направлено познание.

Подходы :

  1. Человек созерцает и познает объект только со стороны.
  2. Человек познает объект включая его в свою практическую деятельность.

Способы познания.

А) чувственное (через органы чувств) – ощущении, возникающие в результате непосредственного воздействия реальности на органы чувств. Формы :

Ощущения – отражение отдельных свойств и признаков предметов и процессов.

Восприятие целостный образ предметов в многообразии их свойств (выделяет предмет из общего фона)

Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия. Бывают реальные (о новом проекте автомобиля) и нереальные (о русалках, домовых).

Б) рациональное (абстрактное или логическое мышление) – мыслительные операции:

*анализ *сравнение *обобщение

*синтез *уподобление *отвлечение

Понятие – мысль, отражающая предметы и явления в общих и существенных признаках.

Суждение – форма мысли в которой через связь через связь понятий утверждается или опровергается что-либо об объектах познания.

Умозаключения – рассуждения, в ходе которых рождается новое суждение (заключение или вывод)

В) интуиция – способность непосредственного или прямого постижения человеком истины в результате озарения или прозрения.

Взгляды на способы познания :

Философы – рационалисты – человек овладевает истинными знаниями через разум.

Философы – эмпирики – человек овладевает истинными знаниями через чувства. Философы - гностики – мир познаваем. Истина воспринимаема человеком.

Философы - агностики – мир познать невозможно. Человеку доступна только относительная истина.

Истина – (достоверное правильное знание) – соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.

Критерии :

Б) практика (материальное производство, опыт, научный эксперимент)

В) теория

1) субъективная (эмоциональная окраска субъекта)

2) объективная (то, что для всех одинаково).

3) Абсолютная – идеал (несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание) – полное, исчерпывающее знание о сложном объекте.

4) Относительная (неполное ограниченное знание – мир бесконечен и изменчив; исторические условия оказывают влияние на процесс познания через развитие производства, духовную культуру, средства наблюдения и эксперимента).


Виды познания:

А) Житейское познание – оно констатирует, как протекает то или иное событие. В его основе лежит чувственное познание человеком мира в таких формах, как ощущение, восприятие, представление.

Б) Научное познание – достоверное обобщение фактов, в том, что в случайно проявляется закономерное, необходимое, за единичным – общее. Особенностью является стремление к объективности.

В) Практическое знание – способ познания мира, продукт многовековой практической деятельности человека, в процессе которой накапливались определенные знания.

Г) Художественное познание – целостное отражение мира и человека в нем. Художественное познание строится на образе.

Д) Социальное познание – самое сложное познание, т.к. субъект и объект познавательной деятельности совпадает.

Понятие «метод» (от греч. «методос» - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методе начало развиваться в науке Нового времени.

Английский философ XVII в. Френсис Бэкон (1561-1626) сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

Его по праву считают основоположником научного метода, он считал, что всякое знание должно базироваться на фактах и эксперименте и утверждал, что при сборе данных нужно не только отыскивать то, что подтверждает наши мысли, но учитывать противоречащие им факты. Этим Бэкон предвосхитил труды философа XX в. Карла Поппера, сделавшего фальсификацию, а не верификацию подлинной проверкой гипотезы. «Решающая проверка теории происходит, когда вы отыскиваете факты, противоречащие ей». Бэкон усматривал в природе механическую причинность, то есть суть вещей заключается непосредственно в прошлом, а не определяется целями, отнесенными к будущему. Бэкон и другие (включая Ньютона) склонялись к признанию двух божественных книг: одной была Библия – истина, поведанная людям, другая – природа. Но именно механическая причинность привела к устранению влияния религии и личности на научный метод. Только наука начала исследовать мир методично, рационально и беспристрастно, но при этом демонстрируя постоянно практическую выгоду своих открытий.

Не случайно, Ф. Бэкон выдвинул знаменитый афоризм: «Знание – сила» и пропагандировал эксперимент как главный метод научного исследования, считал, что только с научной инквизицией (пыткой природы) раскрываются тайны природы (сравнение - русское слово «естествоиспытатель»).

Научные открытия основываются на проведенных наблюдениях и логических выводах из них. Наука ничего не принимает на веру и ее ключевое правило – проверять, и в науке методы получения нового знания объединены в определенную систему так называемую методологию проведения научных исследований .

Научный метод представляет собой совокупность приемов или операций применяемых в исследовательской деятельности от наблюдений объекта и события до построения теории и ее проверки.

Всякий научный метод – это свод регулятивных правил по выработке нового знания (эмпирического или теоретического).

Знание того, как добывается знание, - означает возможность, во-первых, воспроизводить и проверять достоверность уже имеющегося знания, а во-вторых, получать новое знание.

Сущность научного метода можно представить такой процедурой получения научного знания, которая позволяет его воспроизвести, проверить и передать другим, а наука – тем и выделяется, что в ней методы получения нового знания стали предметом анализа и открытого обсуждения.


И только в XVI - XVII вв., была осознана важность экспериментально-математического метода (Г. Галилей и Р. Декарт), на основе которого выросло классическое естествознание.

Научный метод – это инструмент в руках человека. Он может подсказать, как добиться того или иного результата. Наука может существенно поднять степень комфортности нашего существования, она знает или будет знать, как это сделать. Но во имя чего все это надо делать, что в конечном итоге хочет человек утвердить на Земле – эти вопросы находятся вне компетенции науки.

Ожидания цивилизованного мира прошлого века от перспектив развития науки явно стали не восторженными: по крайней мере, с обеспечением всеобщего благополучия наука явно не справилась, но это и не входит в функцию науки как социального института.

На пути к всемогуществу науки стоит сама природа человека – как существа макромира с макропредставлениями, никак неподходящими к микро- и мегамиру. Сформировать макрообраз, полностью адекватный микромиру и мегамиру невозможно. Наш «познавательный аппарат» при переходе к областям реальности, далеким от повседневного опыта, теряет свою надежность.

Бесспорно, открывая человеку большие возможности, наука одновременно высвечивает и области невозможного. Все это свидетельствует об одном – реальный мир гораздо богаче и сложнее, чем его образ, создаваемый наукой.

Научные методы подразделяются на эмпирические и теоретические.

К эмпирическим методам относят: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.

1) Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности для установления существенных свойств объектов познания.

2) Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

3) Измерение – количественная характеристика свойств объектов или сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

4) Эксперимент – наблюдение (исследование) в специально создаваемых и контролируемых условиях в целях установления причинной зависимости между заданными условиями и характеристиками изучаемого объекта.

5) Моделирование – воспроизведение свойств объекта (оригинала) на специально созданном его аналоге (модели), что позволяет исследовать процессы, характерные для оригинала.

К теоретическим методам относят: идеализацию, формализацию, теоретизацию, математическое моделирование, гипотетико-дедуктивный метод, метод проверки теории на адекватность.

1) Идеализация – мысленное выделение существенных и абстрагирование от несущественных свойств явлений или объектов.

2) Формализация – построение абстрактных математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов и явлений действительности.

3) Теоретизация – построение теорий на основе аксиом – утверждений, доказательства истинности которых не требуется.

4) Математическое моделирование процессов или свойств объектов на основе исследования системы уравнений, описывающих изучаемый оригинал.

5) Гипотетико-дедуктивный (понятийно-дедуктивный) метод – получение необходимой информации с применением известных законов (гипотез) и дедуктивного метода (движения от общего к частному).

6) Метод проверки теории на адекватность (метод подтверждаемости) – сопоставление следствий, вытекающих из теории, и результатов математического моделирования на соответствие эмпирическим фактам.

Методы классифицируют и по степени общности их применения:

Например, общенаучные методы познанияприменяются во всех областях научного знания, отличаются универсальностью и работают как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания, и даже на уровне обыденного сознания.

Всеобщими методами человеческой деятельности являются: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, классификация.

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к

Понятие о методе научного познания.

1.Метод (путь исследования, или познания) – это способ построения и обоснования системы философского знания. Это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Своими корнями метод восходит к практической деятельности человека. Приемы практической деятельности должны были сообразоваться со свойствами и законами действительности.

Развитие и дифференциация методов мышления в ходе развития познания привели к учению о методе – методологии.

В наше время существует несколько мнений относительно классификации методов научного познания. Среди них: всеобщие, общие, частичные. Всеобщий, то есть диалектико - материалистический.

Американский философ Р.Мертон пришел к выводу, что существуют не два – эмпирический и теоретический, а три уровня научного познания: эмпирический, эмпирически-теоретический и собственно теоретический.

Соответственно и методы научного познания делятся на:

а) методы эмпирического уровня исследования;

б) методы, которые используются на эмпирическом и теоретическом уровнях;

в) методы теоретического уровня.

Методами эмпирического уровня исследования являются:

Наблюдения, ведутся по плану с помощью органов чувств, приборов, инструментов. Объект изучается с помощью ощущений.

Измерения – температуры, уровня воды в реке, атмосферного давления, излучения и т.п.;

Описание – фиксирование данных наблюдений и теоретическое осмысление;

Эксперимент – целью этого метода является получение новых знаний об объекте, процессе.

Эксперименты подразделяются на три группы: поисковые, проверочные, осуществляющие.

Первые проводятся для нахождения ранее не известных свойств, особенностей объекта;

Вторые проводятся для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.

Третьи проводятся для того, чтобы создать ранее не известные вещества, применить их в практике.

2. Методы, которые используются на эмпирическом и теоретическом уровнях, следующие:

1 . Анализ и синтез – они определяются как процесс условного деления объекта на части с целью детального изучения каждой из них и так же условного их объединения в целое.

2.Индукция и дедукция . Индукция – это форма умозаключения и метод научного исследования. Выделяют 3 вида индуктивных умозаключений:

а) Полная индукция – умозаключение о классе предметов или явлений на основе изучения всех его элементов.


б) Популярная индукция – утверждение на основе определения наиболее характерных признаков, особенностей нескольких элементов, которые присущи всему классу объектов;

в) Научная индукция определяет характерные черты, признаки, свойства, но рассматривает их с учетом внутренних связей и отношений между ними.

Дедукция – этот метод характеризует переход от общего, к единичному.

Аксиома: Все что утверждается либо отрицается относительно всего класса, с необходимостью утверждается или отрицается относительно отдельных предметов этого класса».

Это метод применяется при построении научных теорий, в экономике при оценке эффективности производства.

3. Абстрагирование – это мысленный отрыв отдельного предмета или явления с целью подробного его изучения, а потом такого же мысленного его возврата, внедрения в систему, в которой он взаимодействует с другими ее элементами.

4.Аналогия и моделирование. Аналогия – метод научного исследования, когда на основе подобия предметов по одним признакам, делается вывод о возможной схожести этих предметов по другим признакам. Но эти знания надо проверять (луна, горы, моря, люди).

Моделирование – когда сначала создают модель будущего объекта: корабля, самолета – изучают поведение ее в разных ситуациях..

5. Формализация – содержанием данного метода является замена словесной формы символами, формулами. Используется в математике, физике, химии.

К методам теоретического исследования относятся:

6.Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Абстрактное – это результат мышления, а конкретное как разнообразие чувственно воспринятых вещей и явлений. Оно выражает движение теоретической мысли от абстракций в их наиболее общей форме к все более полному разнообразному воспроизводству предмета или явления.

Восхождение от абстрактного к конкретному есть обогащение абстрактного новым, разнообразным содержанием.

7.Единство исторического и логического:

а ) Историческое – это реальный исторический процесс развития природы и общества.

Это способ воспроизводства в мышлении исторического процесса в хронологической последовательности и конкретности.

б) Логическое – это то же самое историчсеское, но абстрагированное от конкретных исторических, которое выражает в теоретической форме направление развития.

в) Системно – структурный анализ – благодаря этому методу предусматривается изучение объекта, как в целостности его структуры, так и его составляющих.

Он применяется при исследовании сложных явлений в физике, биологии, в общественных, технических, сельскохозяйственных науках.

Исследование начинают с изучения свойств характерных для определенной структуры объекта, после изучается следующий элемент структуры, а потом анализируются внутренние связи между всеми элементами объекта. Такой подход позволяет избежать ошибок в процессе познания.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое метод?

2. Что является содержанием метода науки?

3. Какие методы научного познания вам известны?

4. Какие уровни научного познания вам известны?

5. Что относится к методам эмпирического уровня исследования?

6. Какие три группы экспериментов вы знаете?

7. Какие методы используются на эмпирическом и теоретическом уровнях?

8. Сущность анализа и синтеза?

9. Сущность и виды индукции?

10. Сущность дедукции?

11. Что такое абстрагирование, аналогия, моделирование, формализация?

12. Какие методы теоретического исследования известны вам?

13. В чем сущность метода восхождения от абстрактного к конкретному?

14. В чем сущность исторического и логического?

15. Сущность системно – структурного анализа?

Литература: 1. Спиркин А.Г. «Философия» Москва 2000 г.

2. Калашников В.Л. «Философия (курс лекций) Москва 1999 г.

3. Герасимчук А.А. «Філософія» (курс лекцій) Київ 1999 р.

Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ

Любая наука, учебная дисциплина имеют определённый метод. Под методом понимается совокупность принципов, правил, приёмов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний, объективно отражающих действительность. Методология – учение о методе, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания материального мира.

Чем совершеннее методы изучения явлений и чем больше таких методов, тем шире возможности науки. Плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы – продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приёмов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономе6рностях.

Теория государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению своего основного предназначения – служить научным ориентиром государственно-правовой практике. Так Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарём, освещающим путь учёному, считая, что даже хромой, идущий с фонарём по дороге, определит того, кто бежит впотьмах без дороги.

Многовековой мировой опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и получают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей.

Любая теория, используя свои методы познания, несёт крупицы знаний в общую копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Сегодня самым приемлемым является конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых учений.

Сегодня в нашей стране свобода выбора методов, способов, подходов к изучению государства и права, плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие.

Методы теории государства и права тесно связаны с её предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы – как, какими способами она это делает. В основе метода лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука – бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооружённая адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.

Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляют сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.

Методологической основой юридической науки является материалистическая теория познания. Согласно указанной теории:

· вещи (объект познания) существуют объективно, независимо от познающего субъекта, они доступны человеческому познанию;

· единственный источник знания – ощущения, которые представляют собой образы объектов внешнего мира;

· мышление отличается от чувственного познания тем, что оно является не непосредственным, а опосредованным познанием как процесс абстракции, формирования понятий, законов;

· мышление объективно, поскольку оно диалектично и следует законам логики;

· мышление не только физиологично и социально, но и субъективно, поскольку осуществляется субъектом, поскольку внешний мир отражается в идеальных, субъективных формах образов, логических формах (понятиях, суждениях, умозаключениях);

· субъективный характер мышления может служить источником ошибок, заблуждений;

· мышление тесно связано с языком, язык – непосредственная действительность мысли, язык есть средство материализации процесса и результатов познания;

· метод познания зависит от особенностей познаваемых объектов, целей, которые ставятся в ходе познания, и условий познания.

Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ

2.1. Метод материалистической диалектики

По справедливому замечанию сербского учёного Р. Лукича, <<нельзя стать хорошим юристом, оставаясь лишь <<чистым>> диалектиком, не обладающим знаниями, необходимыми для применения специальных методов, присущих праву. Однако нельзя им стать и в том случае, если ограничиваться исключительно специальными, чисто профессиональными методами и не подходить к праву с позиций более общего, диалектического метода>> .

Построение классической системы диалектики связано с именем немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля. Как объективный идеалист, Гегель первичной считал мировую идею, разум, вторичным – всё материальное, выражающее эту идею. Духовное в этом случае является творцом окружающего мира. Гегель дал классический анализ философских парных категорий: качества и количества, причины и следствия, случайности и необходимости. Им сформулированы три основных закона диалектики: закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

Марксизм, восприняв диалектику Гегеля и предшествующие учения материалистов, решил проблему соотношения материи и сознания в пользу первичности материи, бытия. Материя, окружающий мир существуют сами по себе, а не потому, что они отражаются в сознании человека.

Метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов.

При изучении права метод материалистической диалектики проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, социально-экономическими, политическими, духовными и иными условиями жизни общества.

Во-вторых, они самым тесным образом связаны с другими социальными явлениями. Трудно найти в обществе сферу общественных отношений, где не проявляли бы себя государство и право. Соотнося государство и право с другими социальными явлениями, можно определить их характерные черты, роль и место в обществе.

В-третьих, государство и право постоянно развиваются. Каждый новый этап в поступательном движении общества – это и новая ступень в развитии государства и права. Постепенные количественные изменения в структуре государства, его функциях, законодательстве приводят к качественным преобразованиям в государственно-правовой системе.

Каждый из законов диалектики проявляет себя в любом юридическом явлении, процессе. Так, любая юридическая норма, и прежде всего вновь принятая, отражает единство и противоречивость регулируемых общественных отношений, совпадающие и в то же время противоречивые интересы. Она проявляется тогда, когда изменения в социальной жизни, постепенно накапливаясь, достигают нового качественного состояния и требуют принципиально иной юридической нормы.

К основным философским категориям относят такие парные категории, как единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность. Например, анализ правотворчества и правоприменения с позиций категории причины и следствия показывает, что в соотношении <<общественные отношения – норма права>> первые выступают в качестве причины, вторые – следствия.

Общество и государство можно и необходимо рассматривать как соотношение общего и единичного. Такой анализ выводит нас на проблему взаимодействия гражданского общества и государства.

Категории необходимости и случайности, приложенные к механизму государства, показывают объективную необходимость разделения властей в государстве как средство взаимного сдерживания и контроля.

Фронтальное применение метода материалистической диалектики в государственно-правовой сфере сформулировало ведущее направление в теории государства и права – философию государства и права. Причём философия права сложилась давно, речь идёт только об уточнении её предмета; проблема философии государства – на повестке сегодняшнего дня. Философия государства имеет своей задачей осмысление сущности, природы и назначения таких фундаментальных категорий, как власть, государство, гражданское общество.

Метод материалистической диалектики применяется в юридических науках в совокупности с частными методами.

2 .2. Идеалистические подходы

Представители такого философского направления как идеализм связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Концентрируя внимание на отказе от доминирования социального над духовным, субъективные идеалисты считают, что не внешние социальные факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало, заключённое в душе индивидуума. В наше время получили распространение различные варианты объективно- и субъективно-идеалистических подходов к объяснению государства и права. К их числу относятся прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения