Про Илью Муромца: Три поездки Ильи Муромца. План-конспект урока по литературе на тему: Три поездки Ильи Муромца" (текст былины в пересказе И.Карнауховой) И обращался добрый молодец ко камешку

Едет старый казак Илья Муромец по чистому полю, глубокую думушку думает:

«Приходит старость древняя, надвигается старость тучей черною, налетает черным вороном, а молодость буйная, привольная улетела далеко ясным соколом. И то сказать, довольно пожил я на белом свете, прожил триста годков без малого».

Подъезжает тут старый богатырь к белому камню, расходятся от камня в разные стороны три дороги; на камне написаны такие слова:

«Кто поедет по средней дорожке - тому быть убитому; кто поедет направо - тому быть женатому; налево ехать - быть богатому».

Думает Илья:

«На что мне, старому, богатство? И жениться на старости лет нет у меня никакой охоты; поеду по той дорожке, где быть мне убитому».

Ехал добрый молодец три часа, проехал триста верст и нагоняет толпу разбойников-станичников.

Увидали его разбойники, говорят между собою:

Убьем старого богатыря; конь у него хороший; пригодится нам.

Стали они бить старого казака; стоит Илья, не шелохнется.

Нечего вам взять у меня,- говорит Илья разбойникам,- одежда у меня небогатая; правда, кафтан мой стоит пятьсот рублей да есть у меня крест на груди ценой в три тысячи, а коню-бурушке и цены нет!

Смеются разбойники:

Сам про свои богатства старый болтает, чтобы знали мы, чем поживиться.

Как схватит тут Илья шапку с головы - начал шапкой помахивать направо-налево; падают разбойники замертво, валятся целыми толпами. Перебил Илья разбойников, вернулся назад к камню и написал на нем:

«Неправду говорит надпись: ездил по средней дорожке - убит не был».

«Дай,- думает Илья,- поеду по той дорожке, где быть мне женатому».

Повернул Илья направо; опять едет три часа, проехал триста верст; увидел перед собою несказанное чудо: стоит богатый город, весь палатами боярскими да княжескими застроен; во дворце царском смотрит из окна на дорогу прекрасная королевна.

Увидела она Илью, вышла старому казаку навстречу, ласковое слово ему промолвила, взяла его за руки белые, ввела в царскую гридню, просит хлеба-соли у ней откушать, а слугам приказала Ильеву бурушке засыпать пшеницы белояровой.

Попировал Илья, отведал зелена вина, яств сахарных, кланяется прекрасной королевне, благодарит за хлеб, за соль.

Говорит ему королевна:

Наверно, устал ты с дороги, славный богатырь, не хочешь ли пойти прилечь, отдохнуть от длинного пути?

Привела королевна Илью в богатый покой, указала ему для отдыха кровать пуховую.

Посмотрел Илья недоверчиво на высокую кровать и не захотел лечь отдыхать, а взял королевну за руки и опустил ее что было силы на кровать пуховую; перевернулась под царевной кровать, провалилась красавица в глубокий погреб.

Говорит Илья служанкам королевны:

Подайте мне золотой ключ; я хочу отворить погреба глубокие.

Не дают ему ключа. Пошел Илья к дверям темницы; разбросал руками доски, которыми были заложены двери; ногой как толкнет двери железные - обе половины с петель упали.

Вывел Илья на свет божий из погреба сорок царей-царевичей, сорок королей-королевичей.

Вернитесь по своим царствам,- говорит им Илья,- молите бога за старого богатыря Илью Муромца. Кабы не освободил я вас - сложили бы вы тут свои буйные головы.

А душечку красную девицу разрубил Илья на части за ее злодейские дела; раскидал по полю куски ее тела белого; серые волки их порастерзали, черные вороны порасклевали.

Вернулся Илья к камню - написал на нем:

«По другой дорожке ездил - женат не бывал!»

Поехал Илья на третью дорожку, где ему богатому быть; едет Илья три часа, проехал триста верст; видит - перед ним стоит чудный крест, всеми цветами отливает.

Покачал старый головой:

«Этот крест не зря здесь поставлен, стоит он над погребом глубоким; много в погребе золота, серебра хранится, дорогого скатного жемчуга».

Снял Илья крест чудный с глубокого погреба, вынул богатства зарытые, несметные, настроил на них прекрасных церквей божиих с чистым звоном колокольным по всему стольному Киеву. Прилетела тут за Ильей сила небесная; сняли его святые ангелы с верного бурушки и унесли в киевские пещеры святые. В них и до сих пор покоятся богатырские мощи нетленные, а православный народ во всех концах матушки Руси вспоминает великие дела Ильи, старому казаку славу поет, честь воздает.

Цели урока:
- Продолжить знакомство с былинами об Илье Муромце.
- Формировать умение отличать былину от других жанров литературы, развивать навыки выразительного чтения, пополнение словарного запаса.
- Учить детей подбирать материал для характеристики героя, давать характеристику литературному герою.
- Формирование нравственной ценности «здоровье».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задание для учащихся на листочках, музыкальный отрывок из сюиты А.П.Бородина «Богатырская застава», песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво».

Ход урока.

1. Организационный момент.

На экране – гусляр. Слышны гусли. (Слайд 2)
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

2. Проверка домашнего задания. (Найти пословицы, поговорки, загадки о богатырях, дочитать былину)
На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская». (Слайд 3)
- Что записано на доске?
- Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете?
- Приведите пример загадки.
- Послушайте мою загадку:
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит.
(Богатырь )

Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)

Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 4)

Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан - моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.

(читает ученик)

Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь» (Слайд 5)

Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
Дети читают статью:
Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач , воин , защитник , витязь
- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
- Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
- А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?

Докажите, опираясь на то, о чём мы говорили на прошлом уроке.

В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
- Что такое былина? (Слайд 6)

С каким жанром русского народного творчества она тесно связана?
А что ещё роднит былину со сказкой? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.
А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифма, постоянные эпитеты, гиперболы, архаизмы) Докажите примерами из текста (Слайд 7)
- Что такое гиперболы, эпитеты?
Нам с вами встретились архаизмы . Что это такое?
Проверим, хорошо ли вы запомнили значение этих слов.

Объясните значение слов и выражений:
Булатная броня (булат – старинная узорчатая сталь – стальная и узорчатая),
палица (тяжёлая дубинка с утолщенным концом),
росстань (перекресток двух или нескольких дорог, распутье)
Сулят сулу, посулы (обещания),
сажень (2,134 метра – 3 аршина)
Голи, голытьба (оборванцы, бедняки, нищие),
амбар (сараи для хранения съестных припасов, урожая).
Облатынивать (обращать в католическую веру),
башлыки (теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами..
Смета (несметное, несчитанное богатство),
заподваливать (запирать в подвал),
речи елейные (елей – оливковое масло для церковных обрядов, в переносном значение что ласково-успокаивающие).
Гнездовину разнес (разбил тайное укромное пристанище),
не простафильтесь (не поддавайтесь на обман), латынщина (западные завоеватели).

С каким ещё литературным жанром имеет сходство былина? (со стихотворением: ритм, рифма, гиперболы, эпитеты)
Соотнесите цитаты из былины с названием литературного приема. (Слайд 8,9)
(Приложение)
Физкультминутка (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво») (Слайд 10)

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

3. Работа с текстом. (Слайд 11)
1.-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. (Выразительное чтение эпизодов из былины. Характеристика героя. (памятка для работы)

План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Как автор относится к своему герою.

Зачитывают отрывок и называют черту характера, о которой говорится в нем.
- Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами –еньк, -оньк, ичек, -ечек?
- Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам?
- Для чего это сделано?
- Как описан Илья в схватке с разбойниками?
- Найдите гиперболы – преувеличения.
- Для чего нужен этот прием?
- Какие черты Ильи Муромца подчеркнуты с помощью гипербол?

3. Рассмотрите картину «Витязь на распутье» Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине. (Слайд 12)

Почему он вернулся к камню и переписал надпись на нем?

4. Итог урока
Давайте обобщим все, что мы узнали об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.
На экране слова, характеризующие человеческие качества. У вас такие же на листочках на партах. Выберите те из них, которые имеют отношение к богатырю. Объясните свой выбор. (Слайд 13, 14)
(Приложение № 2)
- Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека) (Слайд 16)

Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.

Какова главная идея былины?

Что такое былина?

Каких былинных героев знаете?

Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)

Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)

5. Домашнее задание по выбору. (Слайд 17)
- Перечитать и проиллюстрировать понравившийся отрывок. Подготовить выразительное чтение отрывка.
- Написать сочинение по картине Васнецова.
- Составить письменную характеристику былинного героя.

(Слайд 18)
Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Список используемой литературы.

1.Литературное чтение 4 класс поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой. Первое полугодие. Автор составитель – Н.Н.Дорогинина. Волгоград, 2005г.
2. Как научить детей чтению былин. Методическое пособие. С.В.Вечканова. М., 2002г.

Былина "Три поездки Ильи Муромца" ("Ильины три поездочки")

Цикл: киевский

Главные герои былины "Три поездки Ильи Муромца" и их характеристика

  1. Илья Муромец, сильнейший русский богатырь. Уже в возрасте, старенький, седенький, но по прежнему могучий, честный и справедливый. Для обиженных добрый, для недругов враг.
План пересказа былины "Три поездки Ильи Муромца"
  1. Камень в поле
  2. Убитому быть
  3. Разбойники
  4. Шлем богатырский
  5. Исправление надписи
  6. Женатому быть
  7. Коварная девица
  8. Освобождение богатырей
  9. Исправление надписи
  10. Богатому быть
  11. Злато-серебро
  12. Исправление надписи.
Кратчайшее содержание былины "Три поездки Ильи Муромца" для читательского дневника в 5 предложений
  1. Увидел Илья Муромец в чистом поле Алатырь-камень и выбрал дорогу, где ему убитым стать предстояло.
  2. Встретил много разбойников Илья, но перебил всех и очистил дорожку прямоезжую
  3. Поехал Илья где женатому быть
  4. Встретил девицу-коварную, да сбросил ее в подвал, а богатырей выпустил.
  5. Поехал Илья где богатому быть, да раздал все найденное богатство бедным.
Главная мысль былины "Три поездки Ильи Муромца"
Не нужно богатырю богатство, не нужна ему жена, ведь его семья - весь русский народ, ведь его дело - врагов бить, да Родину защищать.

Чему учит былина "Три поездки Ильи Муромца"
Эта былина учит не боятся трудностей, выбирать путь, пусть трудный, но славный, делать свое дело. Учит былина быть честным и справедливым, бесстрашным и открытым, добрым и щедрым.
Учит защищать слабых и помогать нуждающимся.

Отзыв на былину "Три поездки Ильи Муромца"
Это очень красивая былина, в которой обыгрывается тема трех поездочек Ильи Муромца. Илья в былине уже пожилой, опытный богатырь, который видит непорядок и стремится все исправить. Разбойников уничтожает, обманщиц садит в подвалы, золото раздает бедным.
И символичным мне кажется исправленный Алатырь-камень. Везде побывал Илья, но ни одно пророчество не сбылось. Потому что судьба богатырская - особая, Родину защищать.

Пословицы к былине "Три поездки Ильи Муромца"
Славна богатырями русская земля.
Богатырская рука однажды бьет.
И один в поле воин.

Краткое содержание, краткий пересказ былины "Три поездки Ильи Муромца"
Выезжает раз Илья Муромец в чистое поле, видит на перекрестке трех дорог камень Алатырь лежит, а на камне том надпись.
Подивился Илья Муромец, прочитал надпись. А сказано там было, что если поехать прямо - быть убитому, поехать направо - быть богатому, поехать налево - женатому быть.
Подумал Илья Муромец, решил, что богатство ему не нужно, ведь один он живет, нет у него семьи. Жениться ему тоже уже поздно - молодость давно прошла. А вот поехать прямо самое то для доброго молодца.
И поехал Илья Муромец туда, где убитому быть.
Приехал он в топи Смоленские, видит сорок тысяч разбойников в топях стоят. Увидали разбойники Илью, обрадовались. Захотели ограбить, коня отобрать и богатства.
Но Илья сразу признался, что нет у него богатства, а есть только конь богатырский, седло богатырское, уздечка на коне, да шелом под сорок пудов весом.
И как стал Илья шлемом этим размахивать, да разбойничков всех и перебил.
Вернулся к камню Илья, написал, что чиста теперь дорога прямая.
Поехал Илья туда, где женатому быть.
Едет, видит палаты белокаменные. Девица-красавица Илью встречает, за белые ручки за стол ведет. Расспрашивать начинает. А Илья и говорит, что нечего расспрашивать, а сперва отдохнуть богатырю дай. Отвела девица Илью в спальню, на кровать укладывает.
А Илья хватает ее поперек туловища, на кровать бросает, и девица проваливается в подвал.
Выпустил тогда Илья из подвалов 12 богатырей, вернулся к камню и исправил вторую надпись.
Поехал Илья в третью сторону. Нашел три погреба со златом и серебром. Раздал все золото и серебро нищим, сиротам и бездомным.
Вернулся Илья в Алатырь камню, и последнюю надпись исправил

Рисунки и иллюстрации к былине "Три поездки Ильи Муромца"

Тема урока: ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ БЫЛИНЫ «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ». СКАЗОЧНЫЙ ХАРАКТЕР БЫЛИНЫ.

Цели: познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;

личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.

Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

Ход урока

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    Какие отрывки из произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» вы выучили?

(Выразительное чтение наизусть.)

    Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

    Продолжите предложение и узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Песни о героических подвигах богатырей в народе называли... (былинами, или старинами).

    Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знаете? («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)

    Назовите имена богатырей, которые вы знаете. (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.)

    Прочитайте название былины на с. 12 учебника, рассмотрите иллюстрации к тексту на с. 13-15, предположите, о чем это произведение.

    Работа по теме урока

(Чтение былины «Ильины три поездочки» учителем на с. 12-16 учебника.)

    Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.

    Расскажите о своих впечатлениях. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?

    Какие слова и выражения вам были непонятны?

    Физкультминутка

    Продолжение работы по теме урока

Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.

(Чтение былины «Ильины три поездочки» учащимися.)

    Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Расскажите, что вы видите.

(Учитель может сделать сообщение по картине В.М. Васнецова. См. материал к уроку.)

    Рефлексия

    Подведение итогов урока

    Итак, подведем итог тому, что мы уже знаем о былина* Что такое былина? (Былина - русская народная этическая песня - сказание о богатырях.)

    Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь - воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)

    Каковы отличительные черты былины? (Былинный зачин, по вторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.)

    Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» на с. 17-19 учебника, найти объяснение незнакомых слов. Выполнить иллюстрации.

Материал для учителя

Описание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»

Картина «Витязь на распутье» была написана В.М. Васнецовым no д влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету датируются началом 1870-х гг.

Первый вариант произведения был окончен в 1877 г., и через год автор представил его на всеобщее обозрение на VI Передвижной выставке; В 1882 г. увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова - предпринимателя и мецената.

В центре композиции находится фигура самого богатыря - Ильи Муромца. Сначала В.М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте витязь показан со спины сбоку, так, что лица не видно.

Илья Муромец сидит на мощном боевом белом коне и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фигура монументальна, она выражает усталость, но и решимость.

На его задумчивость указывает слегка склоненная голова, наклоненное вниз копье. Автор желает показать единство помыслов воина и его бравого коня: поза лошади повторяет позу Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.

Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором в процессе переработки были спрятаны и частично стерты.

Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Болотистая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные по округе камни мрачных серых, зеленых и бурых тонов, а также лежащие на земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.

Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости. Хорош был у старого добрый конь, его Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трёх саженец, грива до колен, а шерсть трёх пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал. Не туман с моря поднимается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор: — Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела чёрным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!

Подъезжает Илья к трём дорожкам, на перекрёстке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет-тому богатым стать, а кто прямо поедет- тому женатым быть». Призадумался Илья Муромец: — На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, некому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь! И поехал он по дороге, где убитому быть. Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников.

Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает: — Эй вы, разбойничий, вам убивать меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, ещё попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень-самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да ещё, пожалуй, есть конь Бурушка — так ему во всём мире цены нет. Из-за такой малости стоит ли старому голову рубить?! Рассердился атаман разбойников: — Это он над нами насмехается! Ах ты, старый чёрт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!

Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы, да и стал шапкой помахивать: где махнёт — там станет улица, отмахнётся — переулочек. За один взмах десять разбойников лежат, за второй-и двадцати на свете нет! Взмолился атаман разбойников: — Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золото, серебро, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь! Усмехнулся Илья Муромец: — Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие. Говорят ему разбойники: — Одно красное солнце на белом свете — один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом! — Ой, братцы-разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к жёнам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную.

Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стёр старую надпись, новую написал: «Ездил в правую дорожку-убит не был!» — Ну, поеду теперь, где женатому быть! Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко раскрыты ворота серебряные, на воротах петухи поют. Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему навстречу двенадцать девушек, среди них королевична-красавица. — Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди! Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье мёду сладкого, вина заморского, жареных лебёдушек, калачей крупитчатых… Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать: — Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую. Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идёт и думает: «Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».

Видит Илья, что у стены стоит кровать точёная золочёная, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью. Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, — туда и свалилась королевична. Рассердился Илья: — Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы! — Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, ходы в погреба покажем тебе. Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба; они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидят сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей. Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие! Говорит Илья королям и богатырям: — Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову. А потом вернулся Илья к белому камню, стёр старую надпись, написал новую: «Прямо ездил-женатым не бывал». — Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть. Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».- Принатужился Илья, упёрся ногами, по колена в землю ушёл, поддал могучим плечом — свернул с места камень. Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты! Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки. Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стёр надпись старую, написал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал». Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения