Как сам пимен характеризует значение своей летописи. Летописец пимен в трагедии борис годунов пушкина сочинение про монаха. Окончательный вариант текста

Старик Пимен является одним из второстепенных персонажей знаменитой трагедии "Борис Годунов" А. С. Пушкина, написанной в 1825 году. Однако от этого он не становится менее ярким. Автор собрал этот образ “старца кроткого и смиренного” из “Истории…” Н.М. Карамзина, а также из литературы XVI в.

Этот герой - монах-летописец Чудова монастыря, мудрейший и почтеннейший старец, под началом которого состоял молодой инок - Г. Отрепьев.

Характеристика персонажа

(Народный артист РСФСР Александр Иосифович Батурин в роли Пимена из оперы Борис Годунов )

Характер старца Пимена, как признался сам автор, не является его собственным изобретением. В нем автор объединил характерные черты своих любимых героев из древнерусских летописей. Поэтому его герой обладает кротостью, простодушием, усердием, набожностью в отношении к царской власти (считалось, что она дана от Бога), мудростью. И хотя характеристике старца автор отвел совсем немного места, можно заметить, как трепетно он относится к своему герою. Пимен - не простой монах-воин, который проникнут глубокими религиозными чувствами. Он имеет прекрасное образование, интеллигентен. В каждом событии старец видит Божий перст, потому ничьи поступки никогда не осуждает. Также герой обладает некоторым поэтическим даром, что связывает его с самим автором, - он пишет летопись.

Образ в произведении

Герою одной из сцен трагедии, старику Пимену, досталась, казалось бы, незначительная роль. Но этот персонаж выполняет важную функцию в развитии сюжетных линий, в сцеплениях основополагающих образов и идей. В I картине, из рассказа Шуйского становится известно о цареубийстве, которое совершено в Угличе, виновником чего называют Бориса Годунова. Однако сам Шуйский является косвенным свидетелем, заставшим “свежие следы” на месте преступления. Старик Пимен же фактически является единственным реальным очевидцем среди остальных персонажей, который лично видел зарезанного царевича Димитрия.

Факт гибели царевича для Шуйского тривиален, как любое другое убийство, связанное с политикой, ведь в то время таковым не было числа. Оценка же Пимена имеет совершенно иной тон. Старик убежден, что грех убийцы ложится на всех, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли».

(В.Р. Петров, опера "Борис Годунов", фотограф и художник К.А, Фишер )

В словах мудрого старца далеко не обычная нравственная оценка. Пимен действительно считает, что ответственность за преступление одного человека ложится на них всех.

Пимен еще даже не знает о последствиях, которое принесет это событие, однако монах обладает уникальной способностью - предчувствовать беду, что делает его смиренным и милосердным. Своих потомков он призывает быть смиренными. Именно здесь проявляется симметрично противоположное отличие от “суда” Юродивого, который отказал Годунову в молитве.

Григорию Отрепьеву Пимен пытается объяснить, что даже для таких людей, как цари, для которых жизнь на земле складывается, казалось бы, наилучшим образом, не могут найти свой покой, и обретают его только в схиме. Рассказ о Димитрии, в особенности, упоминание о том, что он был ровесником Григория, провоцируют мысль, определяющую дальнейшее развитие событий. Пимен производит Григория в самозванцы, причем не имея на это намерений. В результате этой основополагающей перипетии, затягивается в свой драматургический узел завязка произведения.

ПИМЕН - монах-летописец, персонаж, в своем монологе задающий точку зрения вечности, без которой высокая трагедия невозможна; носитель позиции, независимой ни от власти, ни от толпы. Связан с образом «идеального» летописца Авраамия Палицына из 10-11-го томов «Истории государства Российского» H. М. Карамзина; в какой-то мере - и с «культурной маской» самого Карамзина.

Пимен появляется в единственной сцене - «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». 1603 год. Летописец завершает «труд, завещанный от Бога»; рядом спит келейник Пимена, инок Григорий, будущий Лжедимитрий. Некогда Пимен участвовал в истории - воевал «под башнями Казани», «рать Литвы при Шуйском отражал», видел роскошь двора Иоанна Грозного. Теперь он отрешен от быстротекущей современности. Первым поняв причину Смуты - цареубийство, общенародное нарушение законов Божеских и человеческих («Владыкою себе цареубийцу / Мы нарекли <…>»), он раскрывает смысл происходящего не современникам, но потомкам:

<…> Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет.

Время, в котором, как в некоем физиологическом растворе, живет мысль Пимена, не есть настоящее, не есть прошлое, не есть даже собственно будущее, - хотя о каждом из этих измерений временно го потока в его монологе сказано достаточно, особенно о минувшем. Его «внутреннее время» вненаходимо, внеположно Истории, очищено от страдательного залога; оно «безмолвно и покойно». Это время не протекшее, но постоянно протекающее, «объемлющее живо»; это время, совершающееся здесь и сейчас, но посвященное воспоминаниям; оно всегда возможно и никогда не будет дано. Именно поэтому Пимен уходит в свой труд ночью, когда итог одному дню с его бурями подведен, а начало другому дню не положено; когда История не прекращается, но как бы замирает; и недаром «последнее сказанье» должно быть завершено до наступления утра: «…близок день, лампада догорает <…>».

Но - и тут Пушкин как бы испытывает своего мудрого героя - рядом с Пименом дремлет тот, кто как раз и явится расплатой; тот, с кем будет связан ход ближайшей русской истории, - Отрепьев. И летописец, проникший мыслью в тайный ход вещей, не только не провидит в Григории лицо историческое; он не только невольно указывает новоначальному иноку на открывшуюся «царскую вакансию», но и поручает ему свой труд:

Брат Григорий,

Ты грамотой свой разум просветил,

Тебе свой труд передаю <…>

Очевидно, не случайно Пушкин вводит в монолог Пимена упоминание о «многострадальном Кирилле», который некогда жил в той же келье и говорил правду в лицо Иоанну Грозному; недаром вкладывает в уста Григория реплику:

Я угадать хотел, о чем он пишет?

Так точно дьяк, в приказах поседелый,

Спокойно зрит на правых и виновных,

Добру и злу внимая равнодушно,

Не ведая ни жалости, ни гнева.

А в уста Бориса - слова:

В прежни годы,

Когда бедой отечеству грозило,

Отшельники на битву сами шли.

(Именно так будет решен образ Авраамия Палицына в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский»; вообще присутствие монаха-летописца в наборе персонажей исторического романа о Смуте станет почти обязательным.)

Пимен не только не идет на битву; он не идет и в толпу народную; его знание о добре и зле - инакое, иноческое. В смысловой структуре драмы его образ контрастно соотнесен с образом Юродивого Николки.

Представление о Пимене неотделимо от монастырской кельи - это как раз и есть те обстоятельства, в которых раскрывается характер героя. Поэт подчеркивал непроницаемость для окружающих духовного мира Пимена, недоступность его пониманию и юного Григория, который часто хотел угадать, о чем он пишет. Склонившийся над своим трудом летописец напоминает Григорию дьяка, но сравнение это больше внешнее.

Психологически Пимен совсем иной. Нет, он не равнодушен к тому, о чем повествует, тем более - к «добру и злу». Для него зло есть зло, а благо - величайшее человеческое счастье. С болью он рассказывает Григорию о Кровавом грехе, которому был свидетелем. Как «горе» воспринимает Пимен совершенное противно законам божеским и человеческим «венчание» Бориса на престол.

Высшее предназначение жизни летописца Пимен видит в том, чтобы поведать потомкам правду истории.

Истинное «блаженство» умудренный жизнью Пимен находит в углубленном размышлении, в своем сосредоточенном писании. Высшая мудрость жизни заключена для Пимена в его вдохновенном труде, исполненном для него подлинной поэзии. В черновике сохранилась прозаическая запись, содержащая задушевное признание Пимена: «Приближаюсь к тому времени, когда пристало быть для меня занимательным». На склоне лет «занимательно» для Пимена лишь одно: его «последнее сказанье». Особенность внутреннего облика летописца - его величавое спокойствие. Величавость в священном для Пимена труде, совершаемом во имя высоких целей. Достоинство и величие - от сознания исполненного долга.

Живой, цельный, индивидуальный человеческий характер - сплав черт, иногда неожиданных, противоречивых. Соединение качеств как будто несовместимых отмечает Пушкин в летописце: «нечто младенческое и вместе мудрое…» В черновике последнее слово читалось как «ветхое». Автору казалось, однако, важным оттенить не столько немощность летописца, сколько его умудренность в сочетании с непосредственностью восприятия.

Созданный в трагедии Пушкина образ летописца - это собирательный образ поэта Древней Руси, тип поэтического сознания вообще. Поэт выступает всегда как эхо своего времени. И именно это соединение исторически реального и поэтически вымышленного видел в Пимене автор: «Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца». «Знаком» - потому что подобных летописцев на Руси было немало. «Нов» - потому что создан воображением художника, привносившего в этот образ столь близкое ему самому творческое начало.

Образ Самозванца

Перед нами характер героя, основное качество которого - политический авантюризм. Он живет нескончаемыми приключениями. За этим героем тянется целая вереница имен: Григорий, Григорий Отрепьев, Самозванец, Димитрий, Лжедимитрий. Он умеет патетически говорить. Порой он, начав играть роль, настолько входит в неё, что сам начинает верить в свою ложь.

Самозванец искренне завидует нравственной чистоте князя Курбского. Ясность души сражающегося за правое дело Курбского, мстящего к тому же за оскорбленного отца, вызывает в Самозванце осознание того, что сам он лишён этого драгоценного свойства. Истинный патриот отечества, окрыленный осуществлением мечты Курбский и Самозванец, играющий роль, ничтожный в своих эгоистических устремлениях, - таков контраст характеров.

В канун сражения на границе Литовской в Самозванце просыпается раскаяние:

Кровь русская, о Курбский, потечёт!

Вы за царя подняли меч, вы чисты.

Я ж вас веду на братьев; я Литву

Позвал на Русь, я в красную Москву

Кажу врагам заветную дорогу!..

Угрызения нечистой совести нужно заглушить, и Самозванец находит для этого способ, возлагая на Бориса вину за то, что делает сам: «Но пусть мой грех падёт не на меня - А на тебя, Борис- цареубийца!» если в устах летописца Пимена обвинение Борису звучало как приговор совести, слова Самозванца о преступлении Годунова - лишь самообман в целях мнимого самоутверждения.

Самозванец мастерски играет взятую на себя роль, играет беспечно, не задумываясь над тем, к чему это может привести. Только раз он снимает маску: когда его захватывает чувство любви, он не в силах более притворяться:

Нет, полно мне притворствовать! скажу

Всю истину…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Я миру лгал; но не тебе, Марина,

Меня казнить; я прав перед тобою.

Нет, я не мог обманывать тебя.

Ты мне была единственной святыней,

Пред ней же я притворствовать не смел…

«Не мог обманывать…», «не смел…»- Самозванец способен к бездумной откровенности.

Характер Самозванца совсем не так прост, как может показаться: разные грани его проявляются в разных обстоятельствах.

В прочитанной вами сцене "Ночь. Келья в Чудовом монастыре" изображен летописец-монах Пимен. Охарактеризуйте его как человека и летописца. Как относится он к историческим событиям, которые описывает, и обязанностям летописца? Приведите примеры из текста.

Пушкин писал, что в характере летописца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, отсутствие суетности, пристрастия.

Летописец Пимен сознательно ограничил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что неведомо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца - поведать потомкам правду о событиях, произошедших на родной земле.

Когда-нибудь монах трудолюбивыйНайдет мой труд усердный, безымянный…Правдивые сказанья перепишет, -Да ведают потомки православныхЗемли родной минувшую судьбу,Своих царей великих поминаютЗа их труды, за славу, за добро… Как воспринимает Григорий своего наставника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?

Григорий уважает Пимена за трудолюбие, спокойствие, смиренность и величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и делает ошибочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе народа русского, способствовавшего воцарению Бориса. В его образе проявляется совестливость, обостренное чувство личной ответственности за происходящее.

В чем видит Пимен достоинство власти и властителя? О чем, с его точки зрения, говорит известный исторический факт, что "царь Иоанн искал успокоенья в подобии монашеских трудов"?

Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро - считает Пимен. Стремление царя Иоанна (Ивана IV Грозного) искать успокоения в вере, монашеских трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осознании своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.

Как рассказывает Пимен об убийстве царевича Димитрия? Сопоставьте этот рассказ, его стилистические особенности, с монологом "Еще одно, последнее сказанье…" с рассказом о царях. Какие характеристики дает летописец действующим лицам этой сцены? Как это характеризует самого Пимена как историка-летописца, который "сей повестью плачевной" собирается заключить свою летопись?

Бесстрастность покидает Пимена, рассказывающего о кровавом преступлении, его рассказ эмоционален, насыщен оценочными комментариями: злое дело, в отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными глаголами - волочат, затрепетал, завопил. Стиль его повествования становится разговорным.

Увиденное "злое дело" так потрясло летописца, что с тех пор он мало вникает в дела мирские и хочет отойти от трудов, передав другим право описывать грехи человеческие. Отношение Пимена к рассказанному характеризует его как гражданина.

В диалоге Пимена и Григория противопоставляется суетное, мирское (пиры, битвы, честолюбивые замыслы и т. д.) и божественное, духовное. В чем смысл этого противопоставления? Почему Пимен отдает преимущество монастырской жизни перед славой, роскошью и "женскою лукавою любовью"?

Мирская жизнь содержит много искушений для человека. Они будоражат кровь и заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть, дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в вере, постигает вечное, не держится за сиюминутное. Испытав много в своей жизни, Пимен удалился от мирской суеты в монастырь, где обрел блаженство и в трудах и благочестии проводит свои дни.

Перечитайте заключительную реплику Григория. В чем смысл его пророчества? Кому, по-вашему, оно принадлежит в большей степени - Григорию или автору трагедии?

Григорий произносит:

И не уйдешь ты от суда мирского,Как не уйдешь от Божьего суда.

Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели - такова мысль Пушкина, выраженная в словах Григория.

Какие проблемы - исторические и нравственные - рассматриваются Пушкиным в прочитанной вами сцене из трагедии "Борис Годунов"? Какое значение имеют они для нашей современности?

При создании "Бориса Годунова" Пушкин опирался на книгу "История государства Российского" Н. М. Карамзина. Поэт высоко оценивал труд историка, однако у него вызывал протест убежденный монархизм автора "Истории…", провозгласившего, что "история народа принадлежит государю". Эта формулировка отразила историко-философскую концепцию

Карамзина: мощь, устойчивость - в сильном государстве; государственность - движущая сила истории. "История народа принадлежит народу", - утверждал декабрист Никита Муравьев. Возникший спор - историко-философский, а не просто политический, и Пушкин вступил в него. Трагедия "Борис Годунов" о роли народа в истории и о природе тиранической власти. Власть, данную ценой преступления, нельзя употребить во благо; она не принесет счастья ни правителю, ни народу, и такой правитель неизбежно сделается тираном. Раскрывая историческую обреченность антинародной власти, Пушкин одновременно показал глубокую противоречивость позиции народа, сочетающего силу и слабость. Народ, избравший детоубийцу, тоже обречен.

Пимен (пишет перед лампадой)

    Еще одно, последнее сказанье -
    И летопись окончена моя,
    Исполнен долг, завещанный от Бога
    Мне, грешному. Недаром многих лет
    Свидетелем Господь меня поставил
    И книжному искусству вразумил;
    Когда-нибудь монах трудолюбивый
    Найдет мой труд усердный, безымянный,


      Засветит он, как я, свою лампаду -
      И, пыль веков от хартий 1 отряхнув,
      Правдивые сказанья перепишет,
      Да ведают потомки православных
      Земли родной минувшую судьбу,
      Своих царей великих поминают
      За их труды, за славу, за добро -
      А за грехи, за темные деянья
      Спасителя смиренно умоляют.
      На старости я сызнова живу,
      Минувшее проходит предо мною -
      Давно ль оно неслось событий полно,
      Волнуяся, как море-окиян?
      Теперь оно безмолвно и спокойно,
      Немного лиц мне память сохранила,
      Немного слов доходят до меня,
      А прочее погибло невозвратно...
      Но близок день, лампада догорает -
      Еще одно, последнее сказанье. (Пишет.)

«Борис Годунов». Гравюра С.Галактионова

    Григорий (пробуждается)

      Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
      Проклятый сон!.. А все перед лампадой
      Старик сидит да пишет - и дремотой
      Знать во всю ночь он не смыкал очей.

      Когда, душой в минувшем погруженный
      Он летопись свою ведет; и часто
      Я угадать хотел, о чем он пишет?
      О темном ли владычестве татар?
      О казнях ли свирепых Иоанна?
      О бурном ли новогородском вече 2 ?
      О славе ли отечества? напрасно.
      Ни на челе высоком, ни во взорах
      Нельзя прочесть его сокрытых дум;
      Все тот же вид смиренный, величавый.
      Так точно дьяк 3 , в приказах 4 поседелый,
      Спокойно зрит на правых и виновных,
      Добру и злу внимая равнодушно,
      Не ведая ни жалости, ни гнева.

    Пимен

      Проснулся, брат?

    Григорий

      Благослови меня,
      Честный отец.

    Пимен

      Благослови Господь
      Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

    Григорий


      Ты все писал и сном не позабылся,
      А мой покой бесовское мечтанье
      Тревожило, и враг меня мутил.
      Мне снилося, что лестница крутая
      Меня вела на башню; с высоты
      Мне виделась Москва, что муравейник;
      Внизу народ на площади кипел
      И на меня указывал со смехом,
      И стыдно мне и страшно становилось -
      И, падая стремглав, я пробуждался...
      И три раза мне снился тот же сон.
      Не чудно ли?

    Пимен

      Младая кровь играет;
      Смиряй себя молитвой и постом 5 ,
      И сны твои видений легких будут
      Исполнены. Доныне - если я,
      Невольною дремотой обессилен,
      Не сотворю молитвы долгой к ночи -
      Мой старый сон не тих и не безгрешен,
      Мне чудятся то шумные пиры,
      То ратный стан, то схватки боевые,
      Безумные потехи юных лет!

    Григорий

      Как весело провел свою ты младость!
      Ты воевал под башнями Казани,
      Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
      Ты видел двор и роскошь Иоанна!
      Счастлив! а я от отроческих лет
      По келиям скитаюсь, бедный инок!
      Зачем и мне не тешиться в боях,
      Не пировать за царскою трапезой?
      Успел бы я, как ты, на старость лет
      От суеты, от мира отложиться,
      Произнести монашества обет
      И в тихую обитель затвориться.

    Пимен

      Не сетуй, брат, что рано грешный свет
      Покинул ты, что мало искушений
      Послал тебе Всевышний. Верь ты мне:
      Нас издали пленяет слава, роскошь
      И женская лукавая любовь.
      Я долго жил и многим насладился;
      Но с той поры лишь ведаю блаженство,
      Как в монастырь Господь меня привел.
      Подумай, сын, ты о царях великих.
      Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет
      Противу их? Никто. А что же? Часто
      Златый венец тяжел им становился:
      Они его меняли на клобук.
      Царь Иоанн искал успокоенья
      В подобии монашеских трудов.
      Его дворец, любимцев гордых полный,
      Монастыря вид новый принимал:
      Кромешники в тафьях и власяницах 6
      Послушными являлись чернецами,
      А грозный царь игуменом смиренным.
      Я видел здесь - вот в этой самой келье
      (В ней жил тогда Кирилл многострадальный,
      Муж праведный. Тогда уж и меня
      Сподобил Бог уразуметь ничтожность
      Мирских сует), здесь видел я царя,
      Усталого от гневных дум и казней.
      Задумчив, тих сидел меж нами Грозный,
      Мы перед ним недвижимо стояли,
      И тихо он беседу с нами вел.
      Он говорил игумену 7 и братьи:
      «Отцы мои, желанный день придет,
      Предстану здесь алкающий 8 спасенья.
      Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл,
      Вы все - обет 9 примите мой духовный:
      Прииду к вам, преступник окаянный,
      И схиму 10 здесь честную восприму,
      К стопам твоим, святый отец, припадши».
      Так говорил державный государь,
      И сладко речь из уст его лилася,
      И плакал он. А мы в слезах молились,
      Да ниспошлет Господь любовь и мир
      Его душе страдающей и бурной.
      А сын его Феодор? На престоле
      Он воздыхал о мирном житии
      Молчальника. Он царские чертоги
      Преобратил в молитвенную келью;
      Там тяжкие, державные печали
      Святой души его не возмущали.
      Бог возлюбил смирение царя,
      И Русь при нем во славе безмятежной
      Утешилась - а в час его кончины
      Сверши лося неслыханное чудо:
      К его одру, царю едину зримый,
      Явился муж необычайно светел,
      И начал с ним беседовать Феодор
      И называть великим патриархом.
      И все кругом объяты были страхом,
      Уразумев небесное виденье,
      Зане 11 святый владыка пред царем
      Во храмине тогда не находился.
      Когда же он преставился, палаты
      Исполнились святым благоуханьем,
      И лик его как солнце просиял -
      Уж не видать такого нам царя.
      О страшное, невиданное горе!
      Прогневали мы Бога, согрешили:
      Владыкою себе цареубийцу
      Мы нарекли.

    Григорий

      Давно, честный отец,
      Хотелось мне тебя спросить о смерти
      Димитрия царевича; в то время
      Ты, говорят, был в Угличе.

    Пимен

      Ох, помню!
      Привел меня Бог видеть злое дело,
      Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
      На некое был послан послушанье;
      Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
      Вдруг слышу звон, ударили в набат,
      Крик, шум. Бегут на двор царицы.
      Я Спешу туда ж - а там уже весь город.
      Гляжу: лежит зарезанный царевич;
      Царица-мать в беспамятстве над ним,
      Кормилица в отчаянье рыдает,
      А тут народ, остервенясь, волочит
      Безбожную предательницу-мамку...
      Вдруг между их, свиреп, от злости бледен
      Является Иуда Битяговский.
      «Вот, вот злодей!» - раздался общий вопль.
      И вмиг его не стало. Тут народ
      Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
      Укрывшихся злодеев захватили
      И привели пред теплый труп младенца,
      И чудо - вдруг мертвец затрепетал.
      «Покайтеся!» - народ им завопил:
      И в ужасе под топором злодеи
      Покаялись - и назвали Бориса.

    Григорий

      Каких был лет царевич убиенный?

    Пимен

      Да лет семи; ему бы ныне было -
      (Тому прошло уж десять лет... нет, больше:
      Двенадцать лет) - он был бы твой ровесник
      И царствовал; но Бог судил иное.
      Сей повестью плачевной заключу
      Я летопись мою; с тех пор я мало
      Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
      Ты грамотой свой разум просветил,
      Тебе свой труд передаю. В часы,
      Свободные от подвигов духовных,
      Описывай, не мудрствуя лукаво,
      Все то, чему свидетель в жизни будешь:
      Войну и мир, управу государей,
      Угодников святые чудеса,
      Пророчества и знаменья небесны -
      А мне пора, пора уж отдохнуть
      И погасить лампаду... Но звонят
      К заутрене... благослови, Господь,
      Своих рабов... подай костыль, Григорий.
      (Уходит.)

    Григорий

      Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
      Никто тебе не смеет и напомнить
      О жребии несчастного младенца, -
      А между тем отшельник в темной келье
      Здесь на тебя донос ужасный пишет:
      И не уйдешь ты от суда мирского,
      Как не уйдешь от Божьего суда.

Вопросы и задания

  1. Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия - дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших... Мне казалось, что сей характер всё вместе - нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
  2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
  3. Сравните:

      Начальный вариант текста

      Как я люблю его смиренный лик,
      И тихий взор и важное смиренье
      (И важный взор и тихое смиренье,
      И ясный взор и хладное терпенье).

      Окончательный вариант текста

      Как я люблю его спокойный вид,
      Когда, душой в минувшем погруженный,
      Он летопись свою ведет...

    Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.

    Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?

  4. Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?

Обогащайте свою речь

  1. Подготовьтесь к инсценированному чтению этого небольшого отрывка. Подумайте, какие интонации требуются для каждого из героев. Найдите в конце учебника рассказ о том, как читал Пушкин «Бориса Годунова».
  2. Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «воздыхал о мирном житие», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.
  3. К драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов - известные русские художники В. И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов и др. Рассмотрите рисунки к прочитанной вами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью?

    Сцена «В келье Пимена» особенно интересно представлена художником С. Галактионовым. Эта иллюстрация появилась в 1827 году, с первой публикацией «Бориса Годунова». По свидетельству искусствоведов, она передает величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи. Согласны ли вы с этим суждением? Обоснуйте свой ответ.

    Подготовьте небольшой очерк в школьную газету «Произведения А. С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебнике для 7 класса».

1 Хартия - старинная рукопись, документ.
2 Вёче - в Древней Руси собрание горожан.
3 Дьяк - в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
4 Приказ - в Московском государстве XVI-XVII веков учреждение.
5 Пост - по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи.
6 Кромешники в тафьях и власяницах - опричники (по старинным понятиям грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад) в ермолках (тюбетейках) и грубой шерстяной одежде, носимой на голом теле.
7 Игумен - настоятель монастыря.
8 Алкающий, алкать - сильно желать.
9 Обет - торжественное обещание, обязательство.
10 Схима - монашеский чин, налагающий самые строгие правила.
11 Зане - потому что, так как.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения