Петроглифы долины елангаш. Петроглифы долины елангаш Петроглифы долины реки Елангаш


Изучение наскальных рисунков Алтая ведется больше столетия, но даже сейчас, ни один исследователь не может с полной уверенностью определить точное число петроглифических памятников. Большинство рисунков, относятся к эпохе бронзы. Рисунки отражают сложный и длительный процесс исторического развития культуры охотников, скотоводов и кочевников Алтая. По мнению исследователей, наскальное искусство было связано с культом камней и гор.
В долине реки Елангаш (Дьалангаш, Дъелангаш) находится самое известное и богатое место скопления наскальных рисунков.

Высказывается мнение, что рисунков может достигать 90 тысяч, а самым древним из них более 11 тысячи лет! Поля камней с рисунками протянулись на 18 километров по обоим берегам реки Елангаш, и до полутора километров в ширину. Наиболее распространенными сюжетами петроглифов являются олени, козлы, процессия быков, антропоморфные фигуры, верблюды, колесницы, борьба зверей и т.д. Рисунки выполнены в технике точечной выбивки и граффити.







На сегодня, учёными скопировано более 30 000 рисунков. Особенно целенаправленными и результативными были исследования Алтайского отряда ИИФФ СО АН СССР по изучению петроглифов Чуйской степи. Итогом 11 полевых сезонов, 1969 - 1979 годов, стало издание пяти сводных монографий, в которые вошло 14 000 скопированных рисунков. Ещё 15 000 рисунков Елангаша, хранятся в фондах Института этнографии (Санкт-Петербург) и ждут своей публикации. Наиболее часто звучат имена исследователей Елангаша: академик Окладников А.П. и Окладникова Е.А., этнограф Тощакова Е.М., профессор Кубарев В.Д.

Многие рисунки, найденные в долине Елангаш, это не отдельные изображения, а сцены из жизни.

Лучники держат в руках большие луки с натянутой тетивой, хорошо переданы форма кибити луков в виде буквы «М», что можно считать признаком рефлексирующих луков.

Самые информативные наскальные изображения находятся в верховьях реки, они были открыты в 1972 году, при проведении археологической разведки в Юго-Восточном Алтае. В устье ручья Турай, впадающего справа в реку Елангаш, на заглаженных ледником коренных выходах, сконцентрированы петроглифы эпохи бронзы. Среди них также отмечены скопления рисунков колесниц, быков, оленей, лошадей, козлов, верблюдов и всадников.
Добрать в долину Елангаш и посмотреть наскальные рисунки можно только на полноприводном автомобиле. Река Елангаш берёт начало с покрытых вечными снегами склонов Южно-Чуйского хребта. Сначала необходимо добраться до села Ортолык, проехать село насквозь в направлении дороги на старый Бельтир (Кызыл-Маны), в самом начале бельтирской дороги будет хорошо накатанный поворот налево, с него и начинается дорога в долину Елангаш. Покрытие каменистое, нужно быть осторожнее с покрышками автомобиля. Проехав три стоянки, дорога выходит в водоводной трубе, служащей для орошения. Нужно переехать за трубу и двигаться в направлении линии гор, труба останется по правую руку, и некоторое время будет идти вдоль дороги. Здесь дорога несколько раз петляет и раздваивается, держитесь направления в сторону гор и не отклоняйтесь далеко от маршрута. "За трубой" дорога значительно ухудшается, несколько раз спускается к реке, идёт вдоль самого берега. В скором времени появится стоянка пастухов. Уже здесь можно попытать счастье в поиске рисунков, но число их незначительно. Лучше продолжать двигаться дальше. Но на пути придётся преодолеть несколько бродов, заболоченных участков. На пути встретится ещё два зимовья.
Постоянно в них никто не живёт и можно остановиться на ночлег. У зимовий число рисунков очень велико. Переходя от камня к камню можно легко находить древние изображения. Далее последнего зимовья проехать очень проблематично, а ещё лучше сделать стоянку у зимовья в долине Елангаша.

Урочище Елангаш находится в долине одноименной реки, берущей начало на покрытых вечными снегами склонах Южно-Чуйского хребта. Название переводится на русский как "голый, лишенный растительности".

В Урочище расположена знаменитая долина петроглифов, самые древние из которых принадлежат эпохе неолита. Выссказываются предположения, что возраст отдельных изображений может достигать 11 тысяч лет!

Особенно целенаправленными и результативными были исследования Алтайского отряда ИИФФ СО АН СССР по изучению петроглифов Чуйской степи. В настоящее время археологами описано более 30 тысяч наскальных рисунков. Итогом 11 полевых сезонов, 1969- 1979 годов, стало издание пяти сводных монографий, в которые вошло 14 000 скопированных рисунков. Еще 15 тысяч рисунков Елангаша, хранятся в фондах Института этнографии (Санкт-Петербург) и ждут своей публикации.

Этот комплекс формировался многие века. В нем нашли отражение этнос и культуры разных народов, которые в течение нескольких тысячелетий в разное время населяли эти места. В основном петроглифы расположены на огромных каменных возвышениях, протянувшихся на 18 километров по обоим берегам реки Елангаш, и до полутора километров в ширину. Над ними возвышаются массивные безлесные хребты, круглый год покрытые снегом.

Многие рисунки, найденные в долине Елангаш, представляют собой не отдельные изображения, а сцены из жизни. Самые информативные наскальные изображения находятся в верховьях реки. В устье ручья Турай, впадающего справа в реку Елангаш, на заглаженных ледником коренных выходах, сконцентрированы петроглифы, среди которых отмечены скопления рисунков колесниц, быков, оленей, лошадей, козлов, верблюдов и всадников. Ученые посчитали, что в долине Елангаша имеется более 80 изображений колесниц. Кроме того, ученые обнаружили определенную закономерность: колесницы часто сочетаются с лошадьми, быками и оленями с древовидными рогами. Это позволило датировать такие изображения эпохой развитой бронзы.

Туристическая инфраструктура в этом районе совершенно не развита. Некоторые источники отмечают единственный "островок" цивилизации - чабанскую стоянку, где живет только одна семья. Их жилище находится на южном склоне хребта, недалеко от перевала в долину реки Дара (или Тара).

Добрать в долину Елангаш и посмотреть наскальные рисунки можно только на полноприводном автомобиле. Каменистая дорога в долину Елангаш идет через села Ортолык и старый Бельтир (Кызыл-Маны). Дальше дорога, петляя и раздваиваясь, преодолевая броды и заболоченные участки, идет в направлении гор. По пути будет несколько зимовий, в которых постоянно никто не живет. Уже в районе первых зимовий можно попытать счастья и поискать рисунки на близлежащих камнях, но основная масса петроглифов находится дальше, там, переходя от камня к камню, можно легко находить древние изображения.

20 июля 2009 года, мы отправились в фототур с фотографом Александром Фроловым и молодым художником Мариной Павловной в еще неизведанное нами место - урочище Елангаш. От Чемала нам предстояло преодолеть около 500 км по Чуйскому Тракту, в очень ограниченный срок, поэтому остановок практически не делали. Тем не менее, разведали старую дорогу через перевал Чике-Таман, с которой открывается превосходный вид на серпантин М-52. Всю дорогу накрапывал дождик, что совсем не радовало команду, особенно Сашу. В Акташе запаслись продуктами и встали на ночевку на берегу Чуи, неподалеку от «памятника советским дуракам» - недостроенной ГЭС. С утра, завтрак и горячий душ!!! Это потрясающее благо в горах! Погода вновь оставляла желать лучшего, но нужно ехать дальше.

«Где-то на 860-ом километре, слева от трассы, Вы можете наблюдать стадо дикопасущихся верблюдов!» - Так началось наше очередное погружение в Пространство без Времени - высокогорный Алтай. Верблюды позволили нам сделать отличную фотосессию и ретировались, когда из проезжающего автобуса выбежали еще человек десять туристов с фотоаппаратами. Въезжаем в Чуйскую Степь - все небо серо-белое, местами идет дождь и лишь справа две вершины ледников освещены солнцем. Взяли направление к солнцу - в урочище Елангаш, к Южно-Чуйским Белкам. Долина реки Елангаш знаменита огромной коллекцией петроглифов в Горном Алтае - свыше 30 000 наскальных рисунков разбросаны по долине, где веками обитали люди, которые оставили после себя множество курганов - захоронений, рисунков и массу вопросов для историков и археологов.

Степь - каменная пустыня на высоте около 2 000 метров над уровнем моря, окаймленная белыми шапками ледников. Удивительной была встреча со стаями крупных и голодных комаров - на такой высоте и при отсутствии по близости водоемов. К вечеру добрались до места стоянки, поставили лагерь, приготовили ужин, пошел грибной дождик и берега Елангаша соединились двумя Радугами. Легли спать пораньше, так как завтра нам предстоял треккинг. Утро началось с быстрого завтрака и покорения «моста», прокинутого в самом живописном месте течения Елангаша, где река сужается скалами, превращаясь в бурлящий поток. Отправились на поиски петрографического комплекса. Долго искать не пришлось, первые рисунки были обнаружены на ближайшем большом камне - мегалите. В основном, встречались изображения козлов, реже рисунки благородных моралов, оленей, антропоморфных фигур - грибоголовых людей, лучников и т.д. Современные «художники» также оставили свой след в наскальной живописи долины - к сожалению, вандализм присутствует и в этом сокровенном месте. Отчего просто не нарисовать еще одного козла, ведь суть от этого не поменяется?! И желательно, не поверх старых рисунков, а хотя бы рядом. Помимо человека, сама Природа «заметает следы» древних - мох, мертвой хваткой, облепляет камни. Археологи датируют петроглифы Елангаша гунно-сарматским временем - II - V вв до н.э., т.е. Железным Веком. И ведь, с тех пор в этих краях мало что изменилось - вокруг те же горы, стада дикопасущегося домашнего скота и стоянки-зимовья чабанов.

Петроглифы увели нас до небольшой речки, впадающей в Елангаш и мы свернули к леднику, на альпийский луг. Многоцветье растительности и ледяная бурная вода реки на фоне освещенных солнцем белков горы Тесетой. Любопытные суслики, сурки и другие грызуны - обитатели этого высокогорного оазиса без устали сновали то там, то тут, изрядно веселя всю группу. Миновав царства птиц и пауков, перед нами открылся потрясающий вид на сползший вдоль речки кусок ледника, под которым раскинулся огромный зеленый луг, где паслось большое стадо сарлыков - яков. Немного отдохнув на снегу, мы отправились в обратный путь. Солнце было в зените, но жары не ощущалось, прохлада от воды и ветерок с Белков создавали очень комфортные температуры для треккинга. Несмотря на продолжительность прогулки, тело абсолютно не ощущало усталости, напротив, чувствовался прилив сил и идти было очень легко.*

Вернувшись в лагерь, пообедав и осознав, что сил действительно много, мы решили сократить время предстоящего завтра пути в 900 км. до Новосибирска, собрали лагерь и через два с половиной часа добрались до М-52. По дороге попали в пробку на асфальтной дороге - ожидающие в скором времени приплода телочки возвращались с пастбища по домам. После нескольких вежливых попыток уговорить их свернуть с асфальта, наша Делика съехала на щебенку:). Переночевали в лесу на берегу Чуи, неподалеку от трассы.

На обратном пути, Солнце позволило сфотографировать стрелку - место слияния серо-мутной Чуи и изумрудно-молочной Катуни, а далее вновь пошел дождь, но он уже никого не огорчал:)

*По приезду, мне попалась на глаза статья из журнала Discovery (Май’09) - «В прямом Эфире», где прекрасно был объяснен момент получения телом энергии за счет физических нагрузок, в том числе от горных треккингов.

(Джаланаш, Jалангаш , Джелангаш, Джеланаш); Jаан-Jалангаш (Ялангаш, Елонгаш). южноалт. jаланташ - голый, без леса, лишенный растительности.

Петроглифы (наскальные изображения или надписи) - высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος - камень и γλυφή - резьба).

Посланья старины глубокой. Рисунки на скалах, оставленные даже не предками, а далёкими и неведомыми пращурами. Впрочем, не такими уж и неведомыми. Учёные разгадывают код древних художников, восстанавливают условия современной им жизни, этнические типы племён и народов, оставивших свои знаки на камнях Елангаша.

Картина складывается поразительная. Здесь обнаружены рисунки всех тюркских и скифских культур, в течение многих веков процветавших на Алтае, совместно или же сменяя друг друга. Самые старые изображения были нанесены на здешние скалы, возможно, еще в неолите. На камнях высечены различные животные, некоторые из которых теперь даже и не встречаются на Алтае, изображения людей, жанровые сценки. Это сцены охоты, в том числе с собаками. Всадники на конях. Женщина-мать. Шаман за камланием. Воин в вооружении. Есть мнение, что феноменальное, по сравнению с соседними ущельями, количество и разнообразие петроглифов в долине Елангаша объясняется тем, что на протяжении долгого времени и различных эпох через долину неизменно проходили торговые и миграционные пути.

При всём разнообразии наскальных изображений особенно завораживают рисунки с животными. Иногда они схематичны, а иногда выполнены натуралистично и мастерски. Зачастую это не просто статичные изображения, многие звери показаны в движении. Древним художникам удивительным образом удалось передать и характер своих моделей. Олени — грациозные и стремительные. Быки — огромные и грозные. Верблюды — медлительные и меланхоличные.

А ещё урочище невероятно живописно. Оно полностью оправдывает своё название: здесь вы не найдёте ни одного дерева. Зато в верховьях есть несколько озёр, на лугах множество цветов. Это и символ гор, нежный эдельвейс, и горная астра, и пронзительно-синяя горечавка, и скромные лютики, и многие другие. В Елангаше живёт, наверное, самое большое стадо сарлыков. Эти горные быки по невероятности внешнего вида делят первое место с верблюдами в местном хит-параде. Суровые, лохматые, как сенбернар, и неуклюжие на первый взгляд звери, прыгают по скалам с грацией ланей. Они обитают на высотах не менее 1500 метров над уровнем моря. А в безлесной долине Елангаша им живётся особенно комфортно.





Озеро в долине























Ранняя весна в Елангаш. Июнь

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения