Орловское поместье иван и с тургенев. Спасское -Лутовиново, музей-усадьба И.С. Тургенева

«Спасское-Лутовиново» — усадьба знаменитого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 — 1883 гг.). Её история начинается в 16 веке. Царь Иван Грозный пожаловал село Спасское, названное так из-за расположенной здесь церкви Спаса Преображения, Ивану Лутовинову, который основал усадьбу и назвал её «Спасское-Лутовиново». Постепенно происходила застройка территории, но расцвет в преображении усадьбы пришёлся на время владения ею Иваном Ивановичем Лутовиновым (1753 — 1813 гг.), потомком того самого Ивана Лутовинова. По дошедшей до нашего времени информации Иван Иванович был очень зажиточным дворянином. Кроме Спасского-Лутовиного владел поместьями в соседних губерниях и имел 5000 крепостных. Он долгие годы занимался переустройством усадьбы и приложил к этому немало усилий. После его смерти всё имущество перешло к племяннице — Варваре Петровне Лутовиновой (1787 — 1850 гг.). Внешность её оставляла желать лучшего, да и характер был тяжеловат. Ей никак не удавалось выйти замуж. На решение брачного вопроса положительно сказалось наследство дяди. В те времена «судьба» привела в имение молодого красавца Сергея Николаевича Тургенева (1793 — 1834 гг.), осуществлявшего закупки лошадей для армии. После некоторого времени был заключен «брак по расчёту». Свадьба состоялась в Спасском-Лутовиново в 1816 году.

Сергей Николаевич был потомственным дворянином. Дворянских родов Тургеневых на Руси было несколько. В основном, их родословная прослеживается с 16 века. К сожалению, в более ранний период времени рода не были так хорошо описаны. Основателем одного из родов был татарский мурза Арслан Турген («Арслан» — в переводе с тюркского значит «Лев»). Он принял православие и в крещении получил имя — Иоан Тургенев. Существует предположение, что он является предком великого писателя, но подтвердить документально взаимосвязь между ним и Сергеем Николаевичем Тургеневым (отцом писателя) в настоящее время не представляется возможным.

Главный дом усадьбы

Брак Сергея Николаевича и Варвары Петровны не был счастливым. В начале всё шло хорошо. У них родились трое сыновей — Николай, Иван и Сергей. Сам Сергей Николаевич в 1821 году вышел в отставку в чине полковника кирасирского полка. Семья много путешествовала по Европе. Однажды в Швейцарии они пошли смотреть медведей и четырёхлетний Иван чуть не погиб, сорвавшись с перил. Отец вовремя успел схватить его за ногу. До 1827 года семья жила в Спасском-Лутовиново. Потом переехала в Москву. Сергей Николаевич по возрасту на шесть лет моложе своей супруги. Он был красив и даже в отставке не потерял былой «стати». Варвара Петровна сильно доводила его своей ревностью. Отношения постепенно стали ухудшаться. В 1834 году Сергея Николаевича не стало.

Варвара Петровна была человеком с очень жёстким характером. Хотела контролировать «всё и вся». Даже детям бывало очень сильно доставалось от неё. При этом она была образованной женщиной. В доме все разговаривали только на французском языке. Варвара Петровна много читала и следила за литературными новинками. При общении с детьми цитировала знаменитых писателей и поэтов того времени. В ней необъяснимым образом уживалась образованность и деспотизм. Всю свою жизнь она пыталась поставить детей в зависимость от себя, даже когда они были уже взрослые. Для этой цели использовала ограничения в выделении им денежных средств.

Младший сын Сергей умер ребёнком от болезни. Старший сын Николай пошёл по военной «стезе». Он окончил в Санкт-Петербурге артиллерийское училище и в чине прапорщика служил в гвардейской конной артиллерии. Военная карьера у него не задалась. Прослужив несколько лет, он перешёл на гражданскую службу, в канцелярию министерства государственного имущества. На встречу нового 1841 года Николай приезжал к матери в Москву. Здесь он провёл около месяца, в течение которого произошёл роман с Анной Яковлевной Шварц, её камеристкой. Потом Николай уехал в Санкт-Петербург. Анна ушла от госпожи и последовала вслед за Николаем. Варвара Петровна была очень огорчена выбором сына. Она согласилась на их свадьбу только в 1849 году. У Анны и Николая было трое детей. К сожалению, все они умерли в детстве. Николай с супругой уехал в село Тургенево Чернского уезда (родовое село своего отца — Сергея Николаевича Тургенева), где и прожил всю оставшуюся жизнь. Анна Яковлевна умерла в 1872 году. Николай Сергеевич пережил супругу почти на 7 лет. В январе 1879 года он простудился, тяжело заболел воспалением лёгких и умер.

Иван Сергеевич Тургенев в 15 лет поступил в Московский университет, а через год перевёлся в Санкт-Петербургский, который благополучно закончил в 1836 году. После этого он продолжил своё образование в Германии. В Берлинском университете, кроме всего прочего, изучал древнегреческий и латинский языки. Он спокойно читал античных авторов без перевода. Благодаря родителям, свободно владел французским и немецким языками. Был очень образованным человеком. Писал различные диссертации в Московском и Санкт-Петербургском университетах. Правда, к научной деятельности он быстро охладел, а увлёкся больше литературой. Сначала пробовал себя в сочинении стихов, но в дальнейшем выбрал прозу. Имея такой «багаж за плечами», он без проблем вписался в западное общество. Да и вся его дальнейшая жизнь проходила между Европой, Спасским-Лутовиново и двумя российскими столичными городами (Москвой и Санкт-Петербургом).

В один из приездов в Спасское-Лутовиново он увлёкся белошвейкой Дуняшей (Авдотья Ермолаевна Иванова). У них завязался роман, в результате которого девушка забеременела и родила девочку Пелагею. В дальнейшем Иван Сергеевич официально признал её. Это единственный его ребёнок, хоть и родившийся вне брака. Потом были романы с Татьяной Бакуниной и Марией Толстой (сестрой Толстого Л.Н.). Причём с последней дело доходило чуть ли не до свадьбы. Однако, этого так и не случилось. Но главной любовью Тургенева И.С. была испано-французская певица Полина Виардо (1821 — 1910 гг., полное имя Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо). К сожалению, Полина была замужем за известным искусствоведом Луи Виардо. Характер отношений Полины Виардо и Тургенева И.С. до сих пор является предметом дискуссий. В доме Полины воспитывалась дочь Тургенева И.С. Пелагея, которую он забрал от Варвары Петровны и привёз во Францию. Он даже поменял её имя на Полинет. Через несколько лет, в очередной свой приезд, Тургенев И.С. взял уже повзрослевшую дочь к себе. Он снял жильё и пригласил для неё гувернантку из Англии. В 17 лет Полинет познакомилась с предпринимателем Гастоном Брюэром (1835 — 1885 гг.). Молодой человек как-то сумел произвести впечатление на Тургенева И.С. и получил согласие на брак. В качестве приданого отец дал дочери 150 тысяч франков, что по тем временам было очень приличной суммой. Через некоторое время предприниматель обанкротился и отец отправил Полинет в Швейцарию. Она умерла в 1919 году в возрасте 76 лет. Дети её — Жорж-Альбер и Жанна Брюэр-Тургенева потомков не имели. На них прекратилась родовая ветвь по линии Тургенева И.С. После смерти матери Иван Сергеевич практически жил за границей, лишь иногда приезжая в Россию по делам. Сначала проживал на вилле в Баден-Бадене, а с началом франко-прусской войны (1870-1871 гг.) переселился во Францию. Жизнь великого русского писателя И.С. Тургенева оборвалась в 1883 году в Буживале (пригород Парижа). Траурные мероприятия прошли сначала в самом Париже, а потом тело перевезли в Санкт-Петербург и захоронили на Волковском кладбище. Похороны в России были очень пышные, одних делегаций насчитывалось 176. Процессия растянулась на несколько вёрст. Вышли попрощаться с писателем и горожане.

В последние годы жизни Иван Сергеевич Тургенев был в зените славы. Его произведения много читали как в России, так и в Европе. Он был членом-корреспондентом императорской Академии наук, почётным доктором Оксфордского университета, почётным членом императорского Московского университета. Иван Сергеевич пропагандировал русскую литературу в Европе. Именно благодаря его стараниям, были переведены лучшие произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и др. По общему признанию он является классиком мировой литературы. В Советском Союзе (СССР) творчеству Тургенева И.С. тоже уделяли большое внимание. Начиная со школьной скамьи, в обязательную программу входили: «Записки охотника», «Муму», «Отцы и дети» и др. Люди повзрослее зачитывались произведениями: «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне», «Дым», «Новь». Многие повести и рассказы были чуть ли не настольной книгой: «Дневник лишнего человека», «Бежин луг», «Ася», «Вешние воды». Десятками томов многократно переиздавались его собрания сочинений.

Иван Сергеевич Тургенев внёс великий вклад в сокровищницу русской литературы. Из всех языков он всегда выделял русский и в своих произведениях старался не использовать слова иностранного происхождения (это человек, который свободно разговаривал и писал на нескольких европейских языках). Не в упрёк будет сказано многим современным людям, к месту и не к месту захламляющим родную речь иностранными словечками, а то и вообще сленгом. Это очень грустно, что они не могут выразить свою мысль на родном языке. Будущим поколениям Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками …. «.

Спасское-Лутовиново на карте

26.11.2017

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде,
она вокруг нас. Взгляните на эти деревья,
на это небо - отовсюду веет красотой и
жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
И. С. Тургенев

Спасское-Лутовиново – это государственный мемориальный и природный музей-заповедник, посвящённый памяти великого русского писателя И. С. Тургенева. Это один из крупнейших литературных мемориальных комплексов на территории Российской Федерации, ежегодно принимающий свыше 120000 посетителей.

Помимо литературного значения, Спасское-Лутовиново имеет и историко-архитектурную важность. Дело в том, что поместье Тургенева – это один из немногих сохранившихся архитектурно-парковых усадебных комплексов конца XVIII – начала XIX веков, а также образец помещичьего быта XIX века.

В 1997 году указом президента Спасское-Лутовиново было включено в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

История усадьбы

Первоначально на месте усадьбы было село, величавшееся Спасским по названию располагавшейся в нём церкви Спаса Преображения. На исходе XVI столетия село Спасское было передано Иваном Грозным во владение Ивану Лутовинову.

В 1778 году его потомок И. И. Лутовинов по результатам совещания мценских дворян был назначен уездным судьёй. Кроме того, Иван Иванович Лутовинов в течение долгого времени являлся предводителем дворянства Мценского и Чернского уездов. Он поддерживал отношения с Радищевым, Новиковым и дедом Л. Н. Толстого. И. И. Лутовинов был довольно зажиточным дворянином: в его владении находились ещё три поместья: в Тульской, Тамбовской и Калужской губерниях. Однако все силы и всю душу он вложил в развитие усадьбы в Орловской губернии.

Центром этого архитектурно-природного комплекса по решению владельца стал двухэтажный деревянный дом, обложенный кирпичом. Усадебный дом был обустроен по всем правилам: в нём были библиотека, театр и открытые галереи для музыкантов. Следующим шагом создания усадьбы стала организация цветников перед домом. Затем были возведены хозяйственные помещения: каменная галерея, кухня, баня, скотный и птичий дворы, кузница, мельница и столярный флигель. Также на территории усадьбы И. И. Лутовинов организовал больницу, полицейский флигель и лабораторию. В архитектурно-природный комплекс вошли парк и пруд. Всё поместье обнесли рвом. Усадьба была организована в течение примерно 10 – 15 лет (работы велись с конца XVIII века по 1809 год). В 1813 году И. И. Лутовинов скончался и был погребён в часовне над родовым склепом.

Новенькая Спасская усадьба по решению суда была передана во владение племянницы её покойного основателя Варвары Петровны Лутовиновой. В 1816 году хозяйка Спасского-Лутовинова вышла замуж за столбового дворянина и офицера Сергея Николаевича Тургенева. Отец писателя участвовал в Отечественной войне 1812 года.

В мае 1839 года Спасская усадьба утратила свой первоначальный облик в результате сильнейшего пожара. Дом лишился театра, большого зала, комнаты для гостей. После этого печального события даже сад Спасского-Лутовинова пришёл в запустение.

После смерти Варвары Петровны в 1850 году Спасское-Лутовиново перешло во владение её сына Ивана Сергеевича Тургенева, ставшего впоследствии знаменитым писателем. Второму сыну, Николаю Сергеевичу Тургеневу, достались наиболее доходные поместья и дом в Москве.

И. С. Тургенев провёл в Спасском-Лутовинове всё детство, регулярно приезжал сюда на каникулы в годы обучения в пансионе и университете. В 1852 – 1853 годах в своём родовом гнезде писатель находился под домашним арестом по личному распоряжению Николая I. Иван Сергеевич страдал из-за длительной разлуки с возлюбленной Полиной Виардо, но эти мучения отчасти были благотворны – писатель стал гуманнее и отпустил на волю дворовых крестьян. Во время ссылки И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново посещали М. Щепкин, И. Аксёнов и А. Фет. Вынужденное затворничество не стало плодотворным: Иван Сергеевич написал только повесть «Постоялый двор» и роман «Два поколения».

Зато, получив желанную свободу, Тургенев стал часто приезжать в Спасское-Лутовиново, и каждый его визит отмечался значительным творческим подъёмом. Осенью 1854 года в родовой усадьбе он написал очерк «О соловьях», в 1855 году за 7 недель создал роман «Рудин», в 1856 году начал работу над «Фаустом». За эти годы Спасское-Лутовиново принимало таких почтенных гостей, как Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой. После возвращения из Европы вдохновлённый И. С. Тургенев снова отправился в свою усадьбу и написал здесь лучшие свои романы: «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Затем писатель опять отправился за границу в поисках новых впечатлений и идей. Каждый раз, возвращаясь на Родину, Тургенев спешил преобразовать Спасское-Лутовиново: в один из визитов открыл здесь школу для крестьянских детей, в другой – богадельню для крестьян-стариков.

В 1883 году Иван Сергеевич умер. В 1906 году дом, с которого началась история усадьбы Спасское-Лутовиново, сгорел. К счастью, новые хозяева Галаховы умудрились заблаговременно вывезти из него всю библиотеку и мебель.

В 1918 году имущество писателя было объявлено национальным достоянием, Спасское-Лутовиново перешло в ведение Орловского губернского земельного отдела. В 1922 году благодаря стараниям А. В. Луначарского и В. Я. Брюсова был открыт музей-усадьба И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

Во время Великой Отечественной войны (в 1941 – 1943 гг.) в усадьбе находились воинские части, во флигеле размещался медсанбат. Однако уже 1944 году музей-заповедник снова был открыт для посещений.

В 1976 году восстановили усадебный дом Лутовиновых и завезли туда подлинные вещи И. С. Тургенева, которые составили основу выставки дома-музея. Сейчас в доме Лутовиновых воспроизведена обстановка 1881 года.

Достопримечательности Спасского-Лутовинова

Приехав на экскурсию в Спасское-Лутовиново, Вы ознакомитесь с домом-музеем И. С. Тургенева, посетите флигель, в котором жил писатель во время ссылки, посмотрите церковь, богадельню, погреб, баню, конюшню, каретный сарай, погуляете по Нижнему и Верхнему саду, увидите плотину, колодец сер. 19 века, а также Большой, Кузнечный пруды и пруд Захара.

Флигель изгнанника

Флигель был возведён в сороковые годы XIX века для управляющих имением Тургеневых.

В 2012 году планируется открытие экспозиции во флигеле. Здесь будут представлены личные вещи И. С. Тургенева, его автографы и автографы Полины Виардо, подлинные фотографии и уникальные гравюры, редкие издания произведений писателя и предметы усадебного быта.

Парк Спасского-Лутовинова

Усадебный парк был организован в конце XVI II – начале XIX вв. И. И. Лутовиновым. Парк Спасского-Лутовинова – это настоящий эталон русского усадебного садово-паркового искусства рубежа XVIII – XIX вв. Сад был организован на английский манер, с регулярным парком, яблоневыми садами, оранжереями, ягодными полянами и лабиринтами извилистых тропинок-змеек. Около 2000 деревьев, находящихся ныне в парке Спасского-Лутовинова, застали период основания усадьбы. Так что при посещении Тургеневского поместья не забудьте взглянуть на двухсотлетние липы, ясени, ели, дубы и тополя, которые видели самого Тургенева.

В середине парка липовые аллеи чёткими линиями рисуют римскую цифру XIX. Липовые аллеи окружены красивым ландшафтным садом, состоящим из древесных насаждений, ясных лужаек, островов кустов сирени и жимолости. Лабиринт тропинок от центра парка ведёт к Большому пруду и Варнавицкому оврагу.

На берегу Большого Спасского пруда Вы можете увидеть любимую скамейку И. С. Тургенева. Вообще, в парке Спасского-Лутовинова много маленьких достопримечательностей: образованная кольцом растущих лип беседка, которую писатель увековечил в романе «Рудин»; аллея, посаженная И. С. Тургеневым во время его домашнего заточения.

Храм Спаса Преображения

Первое упоминание о Спасской церкви относится к далёким 1780-м годам. В «Ведомостях» о церкви Спаса Преображения датой основания называется 1778 год. Однако в 1808 году И. И. Лутовинов снёс первоначальную деревянную постройку и возвёл просторную красивую каменную церковь. Причём он перенёс храм с погоста на господскую территорию. Для организации церковной усадьбы было отведено 3,5 десятины земли. Место прежней деревянной церкви, над родовым склепом, в центре старого кладбища, заняла фамильная часовня.

Каменная церковь была освящена 26 июня 1809 года ректором Севской семинарии Дионисием. В храме устроены 2 придела: первый – в честь Николая-чудотворца, второй – во имя великомученика Никиты.

Храм также связан с личностью И. С. Тургенева, ведь в 1816 году здесь обвенчались его родители.

Вокруг церкви располагалось кладбище, на котором слева от алтаря погребали священнослужителей и членов их семей, а справа – важных прихожан, в том числе младшего брата И. С. Тургенева Сергея, умершего в 1837 году.

В начале 30-х годов XX века храм Спаса Преображения был разграблен, колокольня снесена. Реконструировать всё удалось лишь в 1970-х гг. 9 ноября 2000 года храм Спаса Преображения в Спасском-Лутовинове был снова освящён и открыт для прихожан и туристов.

На сегодняшний день храм Спаса Преображения считается примером небольших усадебных храмов в стиле зрелого классицизма начала XIX столетия.

Многострадальный - разграбленный и сгоревший - дом-музей Тургенева восстановлен. Сегодня в нем представлено собрание подлинных вещей великого русского писателя.

Местонахождение собственной усадьбы Иван Тургенев сам описал географически точно: «Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути - немного севернее Орла - Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь - тихая, зеленая, печальная».

Село Спасское получило такое название из-за стоящей здесь церкви Спаса Преображения. В конце XVI в. сам Иван Грозный пожаловал его своему ясельничему (царскому конюху) Ивану Лутовинову. Последующие поколения Лутовиновых, удостоенные дворянства в XVII в., постепенно создали на этой земле богатое поместье.

Расцвела же усадьба в полную силу при Иване Ивановиче Лутовинове (1753-1813 гг.). Бросив воинскую службу, он поселился в поместье и отдался его благоустройству. Человек он был очень богатый, и при нем появился двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом - с библиотекой, театром и хорами для музыкантов. Перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для наряда жандармов (чтобы сечь крестьян). Появились также парк и пруд. И на военный манер для пущей безопасности (крестьянские бунты были не редкость) усадьбу обнесли рвом.

В 1813 г. Иван Лутовинов скончался, и усадьба отошла его племяннице Варваре Лутовиновой, вскоре вышедшей замуж за офицера Сергея Тургенева. У них родился сын - будущий великий писатель Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 гг.).

В Спассом-Лутовинове было написано множество произведений, некоторые - при довольно драматических обстоятельствах. В 1852 г. Тургенев был арестован по обвинению в нарушении цензурных правил при публикации статьи, посвященной памяти Гоголя. В действительности подозрение полиции и лично Николая I вызвали его связи с «бунтовщиками»: Бакуниным, Герценом, Гервегом. Царя вывело из себя еще то, что Тургенев отпустил на волю дворовых лутовиновских крестьян. По высочайшему повелению он был сослан в родовое имение под строгий надзор полиции и без права выезда за пределы Орловской губернии. В период спасской ссылки, продолжавшейся до конца 1853 г., Тургенев создал цикл повестей «Два приятеля», «Затишье», «Переписка» и обдумывал свой первый роман - «Рудин», который также будет написан здесь.

С соседями Тургенев не дружил и даже радостно сообщал, что тут «ни одного соседа на двадцать километров вокруг». Лишь самым близким он сообщал, что «если кому-нибудь из вас случится ехать через Мценск, и вам вздумается ко мне завернуть, скажите только: в Лутовиновку - всякий вас довезет». Иногда к нему наведывались писатели Лев Толстой, Николай Некрасов и Иван Аксаков, поэт Афанасий Фет, выдающийся актер Михаил Щепкин. В имении Тургенев написал самые известные свои книги: «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Фауст», «Призраки», «Новь», «Песнь торжествующей любви». В Орловском полесье жили персонажи «Записок охотника».

Наследники вывезли из усадьбы, что смогли, а в 1906 г. дом сгорел. В 1918 г. советская власть объявила усадьбу национальным достоянием.

«Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу - родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». И в последние дни своей жизни, оставаясь во Франции и страдая от смертельного недуга, Тургенев думал о любимом уголке родины.

В 1921 г. был учрежден музей-усадьба «Спасское-Лутовиново». В 1937 г. он стал филиалом Орловского государственного литературного музея И. С. Тургенева, и усадьбу было решено восстановить, но планы нарушила Великая Отечественная война. В 1968-1976 гг. восстановлен главный дом, а полностью усадьба вместе с обстановкой была воссоздана только к 1981 г.

Музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» в наши дни - единый архитектурно-парковый усадебный комплекс конца XVIII - начала XIX в.

Главная ценность нынешнего музея - мемориальный дом Тургенева с его коллекцией почти полностью состоящей из подлинных вещей, ранее принадлежавших предкам писателя и ему лично. Сгоревший дом восстановлен на прежнем месте и в том виде, каким застал его Иван Сергеевич в свой последний приезд на родину летом 1881 г.

Мебель из красного дерева и карельской березы - лучшие образцы работы русских мастеров XVIII - первой половины XIX в. Был привезен в усадьбу и стол, за которым писатель творил свои шедевры. И на прежнем месте в малой гостиной стоит большой диван-«самосон», памятный многим гостям Спасского. И еще - личные вещи писателя, полученные художником-маринистом Алексеем Боголюбовым от Полины Виардо.

Особое место в музее-заповеднике занимает храм Спаса Преображения, построенный в начале XIX в. в стиле зрелого классицизма.

Первые документальные сведения о Спасском храме относятся к 1780-м гг. Деревянная церковь буквально разваливалась, и Иван Лутовинов построил на свои средства каменную. Храм перенесли с погоста на господскую землю, а на месте старой церкви воздвигли фамильную часовню. В январе 1816 г. в храме венчались Варвара Лутовинова и Сергей Тургенев. В начале 1930-х гг. храм Спаса Преображения был закрыт, церковная утварь разграблена, колокольня снесена, помещение использовалось как склад. Внешний вид храма (с колокольней) был восстановлен только в начале 1970-х гг.

Непосредственно к главному усадебному дому примыкает флигель. Его построил для себя дядя писателя - Николай Николаевич, после смерти старшего брата некоторое время занимавшийся делами усадьбы. Во время спасской ссылки 1852-1853 гг. Тургенев жил именно в этой постройке, позднее прозванной литературоведами «флигелем изгнанника». В наши дни это - один из главных экспозиционных объектов усадьбы, где представлены мемориальные вещи, письма Тургенева, его гостей и Полины Виардо, а также первые российские и зарубежные издания произведений Тургенева, портреты современников писателя. Экспозиция включает также два интерьерных зала - кабинет писателя и «комнату тургеневской героини», посвященную лучшим женским образам, созданным Тургеневым.

Музей-заповедник включает также и тургеневский парк. Он был разбит на рубеже XVIII-XIX вв. создателем Спасской усадьбы Иваном Лутовиновым. Очень подробное описание парка содержится на страницах романа «Новь». Парк в Спаском-Лутовинове являлся одним из лучших образцов русского усадебного садово-паркового искусства на период своего создания.

Парк был оформлен в английском стиле - с яблоневыми садами, оранжереями. Со времени его основания сохранилось около двух тысяч лип, ясеней, елей, дубов, серебристых тополей. Извилистые дорожки выводят к Большому Спасскому пруду. На его берегу стоит любимая скамейка писателя. Тут же - беседка в кольце лип, описанная в «Рудине». Аллея, посаженная самим писателем во время ссылки, тянется к другой такой же беседке в глубине парка.


Общая информация

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

Административная принадлежность : с. Спасское-Лутовиново, Мценский район, Орловская область.

Основан : 1921 г.

Цифры

Площадь : экспозиционно-выставочная - 1234,1 м 2 , временных выставок - 130 м 2 , фондохранилищ - 163,4 м 2 , парковая - 0,42 км 2 .

Единиц хранения : 23 010, из них 8625 предметов основного фонда.

Коллекции : редкие книги - 4867, фотоматериалы 1753, письменные источники - 193, графика - 797, живопись - 186, скульптура - 29, драгоценные металлы - 95 единиц хранения.

Количество сотруднико в: 129.

Среднее количество посетителей в год : 142 тыс. (2014).

Удаленность : 6 км на северо-запад от шоссе - Москва, 12 км к северу от г. Мценск, 70 км к северо-востоку от г. Орел, 330 км к югу от г. Москва.

Климат и погода

Умеренно континентальный.

Умеренно холодная зима, теплое лето.

Средняя температура января : -9°С.

Средняя температура июля : +18°С.

Среднегодовое количество осадков : 500 мм.

Среднегодовая относительная влажность : 70%.

Экономика

Сфера услуг : туристические.

Достопримечательности

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

    Английский пейзажный парк (вторая половина XVIII - начало XIX в.), включая Верхний и Нижний сады, Липовую беседку и Еловую поляну

    Дом-музей (XIX в., восстановлен в 1968-1976)

    Церковь Спаса Преображения Господня (1809) с некрополем и сторожкой

    Флигель изгнанника (1840-е)

    Богадельня (1872)

    Большой Спасский пруд с плотиной и Кузнечный пруд

    Хозяйственные постройки (каретный сарай, погреб, баня, конюшня)

Любопытные факты

    Спасская церковь была устроена с хорами, и на средства, отпускаемые Иваном Лутовиновым, при церкви содержался хор из 36 человек, певший по рукописным нотам.

    Среди священников Спасской церкви самой примечательной личностью был Фёдор Гедеоновский, часто принимаемый в господском доме. Он был первым из спасских священников, кто запомнился маленькому Ивану Тургеневу. С образом отца Фёдора у Тургенева было связано первое причастие, первые понятия о Священном писании, первые проповеди. По просьбе старшего брата Николая Сергеевича священник «изгонял домовых» из усадьбы. Предположительно, именно отец Фёдор появляется на страницах «Степного короля Лира». Его же фамилия упоминается в «Дворянском гнезде».

    Местная орловская газета так описывала состояние усадьбы после пожара 1906 г.: «Парк обратился в сплошной лес, заросший кустами орешника, крапивой и бурьяном. Дом сгорел, на его месте поднимаются из-за бурьяна почерневшие остатки стен и груды кирпича. От бывших хозяйственных построек в большинстве и следа не осталось. Аллеи заросли травой, на большом протяжении парк превратился в густо заросшую чащу; кусты беспорядочно разрослись и перемешались с крапивой и репейником. Получилась полная картина запустения».

    Музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» был создан постановлением советского отдела музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения. У истоков создания музея стояли нарком просвещения Анатолий Луначарский и поэт Валерий Брюсов. В восстановлении музея-усадьбы в разное время принимали участие писатели Максим Горький, Константин Федин и Иван Новиков, а первым хранителем стал известный ученый-литературовед Михаил Португалов.

    В 1997 г. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» президентским указом был включен в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

    годы Великой Отечественной войны сильно пострадали здания церкви, фамильного склепа Лутовиновых, каретного сарая и конюшни. Территория усадьбы была изрыта блиндажами, окопами, воронками от бомб и снарядов, пруд с прорванной плотиной пересох, аллеи парка завалены упавшими деревьями. Но уже 16 июня 1944 г. - война закончится еще только через год - тургеневский заповедник был вновь открыт для посетителей. Территория усадьбы была очищена от мин и снарядов, убраны погибшие деревья, засыпаны блиндажи и окопы; полностью восстановлена берёзовая аллея, ведущая к пруду, отремонтирована плотина Большого Спасского пруда.

«Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути - немного севернее Орла - Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь - тихая, зеленая, печальная».
И. С. Тургенев


ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу

Русская усадьба - это целый мир, целая эпоха, колыбель русских поэтов, художников, писателей, ученых. Именно русская усадьба вдохновила, вскормила, воодушевила Пушкина, Тургенева, Репина. Все усадьбы были устроены по разному, но есть что-то что их объединяет. Символом любой русской усадьбы стали липовые аллеи, вековые дубы, простор. Дом как правило строился на поляне На примере Тургеневской усадьбы, он был даже не в центре. В центре расположена липовая аллея, именно там и находилось сосредоточение духа, мыслей, помыслов писателя, судя по тому с какой нежностью в своих произведениях затронута была им эта тема. Обязательно было наличие прудов, конюшни, хозблока помимо самого дома, фруктовый сад.


ПЛАН УСАДЬБЫ



1. Церковная сторожка 10. Дуб
2. Церковь 11. Конюшня
3. Богадельня 12. Каретный сарай
4. Дом-музей 13. Колодец
5. Верхний сад 14. Кузнечный пруд
6. Нижний сад 15. Пруд Захара
7. Погреб 16. Плотина

Главный дом и строения усадьбы окружены старинным парком. Он был разбит на рубеже XVIII-XIX веков основателем Спасской усадьбы И. И. Лутовиновым. Описание старинного парка находим в романе Тургенева «Новь»: «То был прадедовский чернозёмный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы. Расположенный по длинному скату полого холма, он состоял из четырёх, ясно обозначенных отделений. Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми «клумбами»; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи».


Липовые аллеи стали непременным атрибутом любой русской усадьбы. Стройные, высокие, они стали символом высоких мыслей и помыслов, дорожки между ними узкие, поэтому мысли тянутся кверху в небо, вслед за веточками липы, устремленными в небеса. Нет благороднее дерева чем липа, а потому и русская поэзия, взлелеянная липами, благородна, высока и величественна.

Парк в Спаском-Лутовинове, безусловно, являл собой один из лучших образцов русского усадебного садово-паркового искусства конца XVIII —начала XIX веков. Сад разбивался в английском вкусе, с регулярным парком, яблоневыми садами, оранжереями, фруктовыми полянами, лабиринтами извилистых дорожек-змеек. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, елей, дубов, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.

В центральной части парка четкие перекрестия липовых аллей образуют римскую цифру XIX. Вокруг просторно раскинулся ландшафтный сад. В нём группы деревьев перемежаются светлыми лужайками, окаймленными кустами сирени и жимолости. Лабиринт дорожек ведёт к Большому спасскому пруду и Варнавицкому оврагу.

Каждый уголок парка связан с памятью о Тургеневе. Его любимая скамейка стоит на берегу Большого Спасского пруда; беседка, образованная кольцом лип, описана в романе «Рудин»; аллея, посаженная сами писателем во время ссылки, ведёт к другой такой же беседке в глубине парка. В повести «Пунин и Бабурин» Тургенев вспоминает о первых детских восторгах, которые он испытал здесь, слушая чтение поэмы М. Хераскова «Россиада». Восхищение красотой парка звучит на страницах повестей «Фауст», «Призраки» и многих других произведений писателя.

Вокруг усадебного дома на 40 гектарах разбит великолепный парк, густые липовые аллеи которого уступами спускаются к пруду. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, кленов, елей, дубов, вязов, берез, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.
Парк в усадьбе Тургенева является уникальным памятником русского садово-паркового искусства. Парк в Спасском-Лутовинове сохранил характерные черты старинных дворянских усадеб и по праву считается одним из самых красивых усадебных парков России.

Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени. Перекрестья липовых аллей, солнечные лужайки, заросшие шелковистой травой, несмолкаемый птичий щебет и зеркальная гладь пруда были для него дороже любого из прославленных парков Европы.

Природа Спасского-Лутовинова не может оставить равнодушным. Она господствует в тургеневских произведениях, заставляя читателя сопереживать героям в печали и радости.

“Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…”

ДОМ-МУЗЕЙ


Дом писателя, сгоревший в 1906 году, восстановлен на прежнем месте и в том виде, каким застал его Иван Сергеевич в свой последний приезд на родину, летом 1881 г. Резные узорчатые веранды, утопающие в зелени плюща, маленькие окошки мезонина и крылечки, анфилада комнат и их внутреннее убранство — весь облик дома помогает проникнуться духом тургеневского времени.



В обстановке дома — мебель, являющая собой лучшие образцы работы русских мастеров 18 — первой половины 19 веков. Некоторые из этих вещей являются редчайшими произведениями прикладного искусства. Светом и теплом наполняют комнаты блики красного дерева и карельской берёзы. Ощущение домашнего уюта дают мерно тикающие в углу столовой старинные английские часы. На своём прежнем месте в малой гостиной встречает посетителей огромный уютный диван «самосон», памятный многим гостям Спасского. В рабочем кабинете — письменный стол, за которым рождались лучшие тургеневские произведения.

Именно в Спасском Тургенев испытывал особенный творческий подъём и вдохновение, он признавался: «пишется хорошо только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!.. Мысли напрашиваются сами» .

ФЛИГЕЛЬ


Так называемый «флигель изгнанника» был построен в 40-е годы 19-го века для управляющих имениями Тургеневых.
Первое упоминание о флигеле содержится в письме В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу от 14 / 26 мая 1843 года. Варвара Петровна пишет сыну: «Дядя (Н. Н. Тургенев — А. М.) располагает жить в Спасском и флигель для себя строит» (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 795 [И. С. Тургенева]. Ед. хр. 96. Л. 19—20). После смерти Сергея Николаевича Тургенева в 1834 г. его младший брат, Николай Николаевич Тургенев стал не только опекуном Ивана и Николая Тургеневых, но и управляющим тургеневскими имениями. В феврале 1841 г. Н. Н. Тургенев был избран уездным предводителем дворянства в Черни. Варвара Петровна в письмах к сыну не раз выражала недовольство тем, что хлопоты в качестве уездного предводителя дворянства отвлекают Николая Николаевича от управления имением; 25 сентября 1843 г. она пишет Ивану Сергеевичу: «Дядя возвратился совершенно к здоровью, к жизни < …>, он оставляет свою службу, Чернь, он отделал в Спасском флигель и завтра в него переходит, он прямо в сад в аллею. Он называет это твоими комнатами, бог знает, когда хозяин в них будет. — Но! Когда будешь, не будешь жаловаться, что тени нет! Прекрасно — с балкона в липы, в большие берёзы…».


В приписке к этому посланию Варвары Петровны Н. Н. Тургенев сообщал племяннику: «Я перехожу в новый флигель, устроенный для тебя» (Там же. Л. 54—55). В 1846 г. Н. Н. Тургенев женился на Елизавете Семёновне Белокопытовой и переехал в свою карачевскую деревню Юшково.
Известно, что во время спасской ссылки 1852-1853 гг. И. С. Тургенев жил именно во флигеле (дом писателя тогда занимала семья Николая Николаевича Тютчева, бывшего недолгое время управляющим спасским имением). Поэтому с начала двадцатого века, с лёгкой руки литературоведов, за зданием закрепилось название «флигель изгнанника».

ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ


В документах начала 17 века, в том числе в жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича, главное поместье Лутовиновых во Мценском уезде именуется «жеребей сельца Спасского» или «четверть сельца Спасского». Возможно, первые церковные строения были утрачены в годы польско-литовского нашествия и последующей смуты, о чём косвенно свидетельствует и бытовавшее вплоть до 1780-х годов наименование Спасского сельцом, а не селом, как следовало бы при действующей церкви.
Первые документальные сведения о Спасском храме относятся к 1780-м годам — в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1778-1796 гг. указано: «Погост церкви Спаса Преображения Господня; три десятины, владения священнослужителей; на суходоле в погосте церковь деревянная».
В «Ведомостях» о церкви Спаса Преображения за 1897 год датой «открытия» церкви назван 1778 год. В фонде церкви Спаса Преображения в Государственном архиве Орловской области хранятся метрические книги и книги о церковном приходе начиная с 1780 года.
И. Ф. Рында в статье «Черты из жизни И. С. Тургенева» писал: «В прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причетника. Несмотря на то, что в Спасском приходе было 12 богатых помещиков, однако никто из них не позаботился о храме. Только И. И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь».
Новая каменная церковь строилась в комплексе с усадьбой, причём храм был перенесён с погоста на господскую землю (погостом в то время называли не кладбище, как позднее, а обособленную церковную территорию, расположенную вне населенных пунктов). Под церковную усадьбу было отведено три с половиной десятины земли. На месте старой деревянной церкви, над родовым склепом, посреди старого кладбища, была выстроена фамильная часовня.

Характеристика церкви Спаса Преображения как архитектурного памятника заслуживает особого внимания. Она выполнена рукой опытного мастера, знакомого с приемами пропорционирования, свободно решившего композицию храма в традиционных для тех лет классических формах. В неизданном томе «Свода памятников истории и культуры по Орловской области» церковь в Спасском-Лутовинове характеризуется как «интересный образец небольшого усадебного храма начала 19 века в стиле зрелого классицизма».
Совсем неслучайно расположена церковь в усадьбе. Русская душа и ее вера в целесообразность всего живого на этой планете неотделимы друг от друга. Не было бы у Тергенева предков которые позаботились бы о том чтобы сохранить эту церковь, то не было бы и Тургенева именно таким каким он был. Любовь к богу и к природе в русском человеке срослись в единое неразделимое целое. Русский видит бога в травинке, в жучке, в росинке. Во всем есть божественный смысл, и русский человек постигает это интуитивно. Больше всего русский человек ценит волю и первозданную красоту, потому как Бог определил меру всему живому, а именно мера - ключ к постижению совершенства и гармонии. Французские правильные сады никогда не вдохновят его так как нежные незабудки в березовой роще, потому как восхищение и благоговение перед матерью-природой одаривают его божественной интуицией. Все открытия, все прекраснейшие поэмы, стихи, проза - все было написано в глухой тиши, вглядываясь, всматриваясь, каждое мгновение восхищаясь совершенством, наполняя радостью и восторгом душу .

Источник текста и фото: http://www.spasskoye-lutovinovo.ru

Фотографии

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения