Концепция социальной стратификации П.Сорокина. Теория стратификации питирима сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889- 1968) - русско-американский ученый, родившийся в Вологод­ской губернии и умерший в Винчестере (США), счита­ется крупнейшим социологом нашего столетия. Его книга «Социальная и культурная динамика» - беспре­цедентный по объему научный труд, превзошедший «Капитал» К. Маркса. Другая его книга «Социальная мобильность» признана мировой классикой.

П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отно­шениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положе­ние любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат - ось X (для измерения горизонтальной мобильности) и ось Y (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классического эвклидова пространства.

Кроме них П.Сорокин выделяет три разновиднос­ти социальной стратификации: экономическую, поли­тическую и профессиональную. Социальная стратифи­кация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Ее подвид- эконо­мическое расслоение - означает неодинаковость эко­номических статусов, иначе говоря, наличие экономи­ческого неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов, которая опутала, подоб­но гигантской паутине, все общество. Она включает авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профес­сиональная дифференциация - разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация обязательно включает руко­водителей различного ранга и подчиненных.

Для экономической стратификации показательны два явления, которые Сорокин называет флуктуациями:

1) обогащение и обеднение группы либо общества;

2) уменьшение и увеличение высоты экономической пи­рамиды. Оперируя огромным статистическим материа­лом, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области или страны, которые бы год от года становились богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америке. Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически (за обогащением следует обнищание): мелкие циклы - 3 - 5; 7 - 8; 10-12лет; крупные - 40 - 60 лет. Сорокин считает, что его теория флуктуации опровергает идею прогресса человечества - постоянного улучшения экономического положения.

Сравнив различные классы, эпохи и страны, Со­рокин неожиданно обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой тенденции. Если высоту измерять разницей между доходами высших, средних и низших слоев общества, то окажется, что в течение последних 500 лет она то увеличивалась, то сокращалась. Это значит, что бога­тые не богатеют, а бедные не беднеют постоянно. Вме­сто прямолинейного процесса существуют периодичес­кие флуктуации. Они равны 50, 100 и 150 годам. Точно так же колеблются и мировые цены в истории - то падая, то возрастая. Неудивительна связь двух явле­ний - бедности и мировых цен, ведь изменение цен способствует перераспределению национального до­хода в пользу того или другого класса.

В обществе, основанном на частной собственнос­ти, нет социальных потрясений. Его пирамида не слиш­ком высока, но и не слишком низка. Как только част­ную собственность уничтожают, общество входит в полосу социальных потрясений. В 1917 г. большевики национализировали банки, ликвидировали богатых, сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарплатой и довели ее до соотношения 175:100.

Экономическая пирамида стала почти плоской. Хотя подобные случаи в истории единичны, они слу­жат предвестием грядущей катастрофы, после которой общество стремится восстановить нормальную форму распределения доходов. И в коммунистической России вскоре появились богатые, средние и нищие. Челове­чество должно усвоить простую истину, считает П.Со­рокин: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством. Третьего не дано.

Когда профиль пирамиды чрезмерно вытягивает­ся, это означает, что появляется чрезмерное социаль­ное расслоение. Когда расслоение достигает пика, следует социальная катастрофа - революционно-урав­нительная лихорадка. Возможны два исхода: либо об­щество сразу возвращается к нормальной форме стра­тификации, либо идет к ней через «большую катастро­фу». Первый путь ближе к реформам, второй- к революции.

Задание 3

Сословный строй - прекрасное поле для социо­логических размышлений. Найдите необходимую ис­торическую литературу и ответьте на вопросы:

1.Какие обязанности закреплялись за каждым сосло­вием в феодальной Европе? Сможете ли вы обна­ружить межстрановые различия?

2.Какие повинности возлагались на крестьян?

3.Почему феодал не только эксплуатировал, но и за­ботился о подданных?

4.Почему сословия существовали на Западе, но их не было на Востоке?

Н. Смелзер

Неравенство, стратификация, класс

Различие между имущими и неимущими - одна из самых важных проблем, которые волнуют социологов. Они исследуют ее на основе анализа трех перемен­ных: неравенства, стратификации и класса. Приведем несколько примеров.

Неравенство: фермерша собрала богатый урожай и имеет возможность расширить свое хозяйство. В это же время пастух терпит большие убытки, так как поло­вина его скота погибает от болезни. В результате их материальное положение различно.

Стратификация: фермерша расширяет свой учас­ток земли, и после ее смерти каждый из детей получа­ет ферму значительных размеров. Но когда умирает пастух, его дети практически ничего не наследуют. Эта тенденция воспроизводится среди других фермеров и пастухов.

Класс: с годами фермеры объединяются в группу на основе общих интересов и чувства превосходства над пастухами; у последних также возникает чувство своей принадлежности к группе: их сплачивает общее недовольство, например, по поводу того, что фермеры лишают их водоснабжения.

В более общем виде это выглядит так.

Неравенство - условия, при которых люди име­ют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж.

Стратификация связана со способами, на основе которых неравенство очевидно передается от одного поколения к другому, при этом формируются различ­ные слои общества.

Класс обусловлен существованием социальных групп, имеющих неравный доступ к богатству, власти и неодинаковый престиж. На основе занимаемого в обществе положения они иногда становятся влиятель­ными политическими группами.

Адаптировано по источнику: Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. 1992. №4. С.79 -80.

Вопросы к тексту

1. Не кажется ли для вас странным понимание классов Н.Смелзера? Ведь в качестве таковых у него рассматрива­ются не пролетариат и буржуазия или помещики и кресть­яне, а две родственные группы - фермеры и пастухи?

2. Что сплачивает пастухов и фермеров в социальные классы?

3. У. Н. Смелзера сравниваются удачливая фермерша и не­удачливый пастух, у которого погибает половина скота. Ну а если бы они были одинаково удачливыми и оба раз­богатели, объединились бы фермер и пастух в один класс или составили бы два противоположных?

4. Почему неравенство измеряется через доступ людей к трем социальным благам - деньгам, власти и престижу? А можно ли измерить неравенство еще как-то?

Охота на рабов

Рабский труд в бывшем СССР уже не сенсация. О рабстве писали газеты и даже снят фильм «Камы­шовый рай». Наш корреспондент побеседовал с реаль­ным рабом...

Г.Максимову всего 40 лет, а на вид все 70. За 5 лет рабства в Чечено-Ингушетии он ссохся и сгорбился. Шея навек искривлена ошейником, на котором его держали в сарае. На руках не хватает пальцев: за каж­дую потерянную овцу - отрубали. Туберкулез, от ко­торого он умирает в больнице под Санкт-Петербургом, он получил во время второго побега. А когда его пой­мали в первый раз, то сначала намертво отбили почки, а потом несколько недель топили в навозной яме. Его и других рабов в семье Юсупа кормили тухлой похлеб­кой, сваренной из внутренностей дохлых животных. Тех, кто умирал, не выдержав непосильный труд, сбра­сывали в ущелье или оставляли шакалам. В них вбили: рабство пожизненно. А чтобы не сомневались - выжи­гали клеймо. Одному приложили к щеке раскаленную подкову, у другого клеймо выжгли на голове:..

Рабство появилось в конце 50-х гг. Первыми на охоту за рабами отправились дети сосланных в Казах­стан чеченов. На сибирских вокзалах обещаниями слад­кой жизни они заманивали бичей в Казахстан. Бичи попадали в настоящий концлагерь в тростниковых пампасах, удаленных на тысячи километров от жилья. Они изготовляли из тростника строительные блоки. Затем появились рабы на чабанских стоянках Север­ного Кавказа, на хлопковых плантациях Узбекистана и Туркмении. Конец 80-х гг.- рабский труд применяет­ся на выращивании наркотиков. Сегодня использова­ние рабского труда становится массовым. По данным красноярских социологов, ежегодно только из Восточ­ной Сибири похищается несколько тысяч человек. Появляются новые отрасли: рабыни-проститутки, рабы-доноры для трансплантации органов. Невольни­чьи поселения сегодня называют семейными ферма­ми. Постороннему вход туда заказан. А коррумпирован­ные местные власти определяют их как возврат к ис­конным национальным традициям.

Источник: Московские новости. 1991. №42. С.15.

Вопросы к тексту:

1. Почему газетный материал назван «охотой на рабов», а, скажем, не «рабство в СССР» ?

2. Где еще применялся труд рабов, которые официально не являлись рабами? Речь идет об истории СССР.

3. Сравните статус раба в античной Греции и статус холопа на Руси. В чем сходство и различие? Сравните их с совре­менными рабами.

П. Сорокин

Пики групповой мобильности

Изучение вертикальной мобильности внутри поли­тической стратификации разных стран обнаруживает периоды особенно ярко выраженных перемещений. В истории России такими периодами были: вторая по­ловина XVI - начало XVII в. (правление Ивана Гроз­ного и последующее междуцарствие), царствование Петра Великого и, наконец, последняя русская рево­люция.

В эти периоды почти по всей стране старая поли­тическая и правительственная знать была уничтожена или низложена, а «выскочки» заполнили высшие ран­ги политической аристократии. Хорошо известно, что и в истории Италии таковыми были XV - XVI вв. XV в. с полным правом называют веком авантюристов и проходимцев. В это время историческими протагонис­тами часто были люди из низших сословий.

В истории Англии такими периодами были следу­ющие эпохи: завоевание Англии Вильгельмом, граж­данская война середины XVII века. В истории США - середина XVIII в и период гражданской войны В боль­шинстве европейских стран Ренессанс и Реформация представляли периоды чрезвычайно интенсивной со­циальной мобильности

Сокращено по источнику Сорокин П Человек Циви­лизация Общество М 1992 С. 386-387

Вопросы к тексту:

1 Относятся ли пики вертикальной мобильности только к групповой мобильности

2 При помощи каких средств Иван Грозный добивался пе­ремещения целых социальных групп, замены одних бояр­ских родов другими 2

3 А к каким средствам для достижения тех же целей прибе­гал Петр I? Сравните его действия с действиями Ивана Грозного

4 Можете ли вы привести примеры пиков групповой мо­бильности из советской истории (1917- 1991 гг) ?

Вопросы для семинара.

1. Измерение неравенства.

2. Измерение бедности.

3. Уровень жизни.

4. Абсолютная и относительная бедность.

5. Нищета.

6. Девиация.

7. Субкультура бедности.

8. Группы бедных.

ЗАДАНИЯ:

“3” Тест

1 Подберите определение к понятию «социальная стратификация».

а) теория о перемещении индивидуумов из одного социального слоя в другой

б) система признаков социального расслоения, неравенства;

в) концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям.

2. Изобразите графически вертикальную или горизонтальную мобильность по следующим позициям:

а) изменение профессии: рабочий стал инженером;

б) переезд из одного города в другой без изменения профессии;

в) повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер- ведущий инженер)

г) повышение уровня образования (техник, получившее образование, стал начальником цеха)

д) понижение в должности

“4” Поинтересуйтесь трудовыми книжками своих родителей. В них поэтапно описано трудовая карьера. Записи об увольнении и приеме на работу послужат вам надежными показателями. Постарайтесь в каждом конкретном случае проследить карьеру и ответить на вопросы: к какому типу мобильности она относится, как долго она длилась, когда она начиналась, была ли она скачкообразной или непрерывной?

“5” - Подберите конкретные примеры (из отечественной истории) под каждую причину групповой мобильности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите, являлись ли причинами групповой мобильности следующие события:

ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Социальные нормы - правила поведения человека 11 обществе. Различают религиоз­ные, моральные, правовые нормы.

Отклоняющееся поведение - девиантное поведение, отклоняющееся от нормы, сово­купность тех действий индивидов, которые не соответствуют социальным нормам. В разряд девиантного поведения относят преступление, алкоголизм, наркоманию, а также сюда попа­дают гении, выдающиеся полководцы, учёные, новаторы и т.д.

Подходы к решению причин девиации:

·теория «физических типов»;

·психоаналитическая теория (3. Фрейд);

культурные теории, которые связывают отклоняющееся поведение с социальной средой существования индивида.Объяснение девиации

Тип объяснения Теория девиации Автор Основная идея
Биологическое Физические черты связанные с преступными наклонностями. Определенное строение тела, наиболее часто встречающиеся среди девиантов. Ч. Ломброзо У.Г. Шелдон Физические особенности являются причиной девиации.
Психологическое Психоаналитическая теория З. Фрейд Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию.
Социологическое Аномия Э. Дюркгейм Девиация, в частности самоубийство, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм.
Социологическое Социальная дезорганизация К. Шоу Г. Маккэй Девиация многих видов возникает в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми.
Аномия Р. Мертон Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения.
Культурологические теории Т. Семин Н. Миллер Е. Сутерленд Клауорд и Оулин Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой.
Теория стигматизации (клеймения) Г. Беккер Девиация - своего рода клеймо, которое группы обладающие властью ставят на поведение менее защищенных групп
Радикальная криминология Турк Квинни Ф.У. Тейлор Уойн и Янг Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества.

Социальный контроль

Каждое общество стремиться создавать и сохранять социальный порядок. Каждый член об­щества обязан подчиняться не только законам, но и институциональным и групповым нормам. для этого существует социальный контроль. Это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов, соответствующие ролевым требованиям и социальным нормам. Степень социального контроля зависит от культуры данного общества. его социальных институтов (государства, семьи, религии, образования и производства).

Основные способы реализации социального контроля в обществе:

·через социализацию (воспитание, обучение);

·через групповое давление;

·через принуждение и осуществляется через социальные институты.

Самоконтроль - самостоятельный контроль индивида за своим поведением.

Социальная стратификация Питиримы Сорокина. Сорокин одним из первых в социологии вводит в научный оборот понятие социального пространства, которое он определяет как некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли 8, с.298. В данном пространстве индивид занимает определенное место, которое имеет горизонтальное и вертикальное измерение.

Позицию любого человека П. Сорокин называет социальным положением, определяя его как совокупность связей индивида со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с е членам 8, с.299. Также он говорит о движении индивидов в этом пространстве, разделяя его на два класса вертикальную мобильность и горизонтальную мобильность. В соответствии с этим передвижение по социальной лестнице вверх принято считать социальным восхождением, а перемещение вниз социальным спуском 8, с.301. Горизонтальная мобильность же включает движение индивида, не влекущее за собой изменений в его статусе. Сюда можно отнести смену места жительства, веры исповедания и т.д. После этих замечаний Сорокин дет определение социальной стратификации.

Социальная стратификация это дифференциация некой совокупности людей населения на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Е основа и сущность в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества 8, с.302. Социальная стратификации это социальное пространство, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны.

Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно вертикальное. Мастер начальник, рабочий подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга.

Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость. Не стратифицированного, плоского общества не существует, никогда не было и не будет. Социальное неравенство это неотъемлемая характеристика любого из них. Как и Вебер, Сорокин использует многомерную стратификацию, имеющую три основных направления экономическую, политическую и профессиональную.

Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода и богатства накопления, по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества. Однако этими тремя характеристиками стратификации он не ограничивается, выделяя небазисные, такие как возраст, культурно-речевая принадлежность и т. д. Из множества групп, на которые разделяется общество, важнейшими простыми расслоениями, Сорокин считает расслоения 1. по семейной принадлежности 2. по государственной 3. по расовой 4. по профессиональной 5. по имущественной 6. по религиозной 7. по объемно-правовой 8. по партийной Из сочетаний простых расслоений группировок складываются сложные группы.

Сложные группы бывают типичные и не типичные для данного населения.

Причем, из типичных важны класс и национальность. внутренне антагонистические и внутренне солидарные. Сорокин считает, также как и Вебер, что индивид, имеющий определенную позицию в экономической структуре общества, как правило, будет иметь на том же уровне и политическую, и профессиональную Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии 9, с.297. Однако тут же он оговаривается, что это не общее правило, считая, что социальная стратификация далека от совершенства Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, так же и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархиях 9, с.297. Говоря об экономическом статусе группы, следует выделить два основных типа изменений.

Первый относится к экономическому падению или подъему группы второй к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы.

Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении уменьшении высоты экономической пирамиды. Другими словами, группа имеет две характеристики экономический статус, высоту и профиль экономической стратификации так называемая структурная пирамида. П. Сорокин пишет об этом так Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоениякоторое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения 9, с.300. П.А. Сорокин определяет политическую стратификацию так Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов монархи, бюрократы, хозяева, начальники это означает, что такая группа политически дифференцирована 9, с.300. Политическая стратификация отличается универсальностью и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной.

Из множества общественных сил, способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличение размеров политического организма и разнородность населения.

В свою очередь, профессиональная стратификация определяется как разделение общества на группы по роду их деятельности, занятиям, где некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими и члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных 9, с.301. Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы всегда находились в низах стратификации.

Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бы накладываются друг на друга.

Кроме этого феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы. Заслуживают внимания также рассуждения Сорокина об основных типах флуктуаций, влияющих на степень стратифицированности общества в политических, экономических и профессиональных координатах. Где под степенью стратифицированности, понимается длина расстояния между индивидами, занимающими определенные позиции в обществе.

П.А. Сорокин считает, что в обществе нет постоянной тенденции ни к всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации, то есть постоянная тенденция социальной пирамиды где на вершине наиболее привилегированные слои, а в основании наименее к возвышению дополняется не менее постоянной тенденцией к уравниванию. Когда данная пирамида в экономически, политически или профессионально слишком вытягивается вверх, то силы противодействия, в форме революций, переворотов и т.д отсекают е вершину, превращая в трапецию.

Но затем на место этих сил приходят вновь те, которые приводят к е росту. Данное чередование повторяется циклически, то есть, по мысли П.А. Сорокина, линии общественного развития наиболее адекватно соответствует синусоида. Глава 3. Общее сравнение теорий стратификации К. Маркса, М. Вебера и П. Сорокина Теории стратификации общества развивались постепенно, поэтому сложно сравнивать труды авторов, которые занимались этой проблемой на заре социологии и тогда, когда она заняла положенное ей место в системе наук об обществе и человеке.

Однако, несмотря на это, новые теории никогда полностью не отрицали всего, что создавалось до них, и определенная часть мыслей ученых-социологов переходила в работы их потомков, трансформируясь и развиваясь. Теории стратификации не были исключением. Как я говорила ранее, одним из первых, кто постулировал разделение общества и выделил критерии его дифференциации, был Карл Маркс. Однако в его работах мы встречает размежевание общество по одному экономическому, критерию на два противостоящих друг другу класса.

Вебер же соглашается с Марксом, что людей разделяет их отношение к собственности, порождая классы, однако он добавляет ещ два направления стратификации, такие как престижные различия и властные различия, которые порождают создание политических партий и страт. На основании этого он уже выделяет не два основных класса, пять. Позднее Сорок усложняет схему стратификации, предложенную Вебером, считая, что кроме основных трех координат дифференциации, существуют дополнительные, которые и составляют то многообразие социальных слоев, которые находятся в разных положениях по отношению друг к другу.

Также у них можно встретить не совпадение в основных водоразделах общества если у Вебера это престиж, власть и собственность, то у Сорокина власть, богатство и степень владения умениями и навыками. Маркс считает, что два базовых класса, которые он выделяет, находятся в постоянном противоборстве, и именно здесь происходит поляризация общества, которая ведет к неизбежному конфликту.

И после достижения его пиковой точки, неизбежно произойдет отмирание одного класса, и переход в привилегированное положение другого, угнетавшегося до этого. При этом обществу в своем развитии свойственнее прогресс, который приведет в итоге к обществу без классов, где будет отсутствовать угнетение. Вебер придерживался другой точки зрения, считая, что стратификация, существующая в капиталистическом обществе, неизбежна и необходима.

Общество должно быть именно таким, но строй должен быть рациональным, что он называет императивной координацией. В обществе Вебера, где порядок ставится на первое место, те, кто оказывается в неблагоприятном положении, становятся скромными в силу необходимости быть в согласии с разумом. В этом смысл класс представляет собой своего рода отражение в обществе количественной рациональности рынка 6, с.73. П. Сорокин утверждает, что солидаризирование и антогонизация идет по многим фронтам между классами, слоями, внутри слоев и т.д. Об этом он пишет так Сегодня церковь и государство солидарно борются против общего врага, например, против семьи или против группы бедных, завтра религиозная группировка вступает в борьбу с государственной.

Сегодня богачи совместно с бедняками атакуют привилегированных, завтра привилегированные, лишенные преимуществ, вместе с бедняками атакуют богачей и т. д. 10, с.294. Не стратифицированных обществ не существует разделение свойственна любому сообществу людей.

Меняется только степень дифференцированности, то усиливаясь, то уменьшаясь. По разному Маркс, Вебер и Сорокин, смотрели и на возможности индивида изменить свое положение в обществе. Маркс считал, что если человек родился рабочим, то за пределы своего класса ему выйти практически не возможно. Он может только менять свое положение в его пределах, или через революцию, всего класса в целом, но при условии смены строя.

По Веберу, положение человек зависит от его жизненных шансов, которые являются оценками продолжительности и качества жизни. П. Сорокин же, ещ больше связывает позицию человека с его стремлениями, достичь определенного уровня на социальной лестнице. Он детально исследует то, как человек может подниматься и падать вниз в обществе, меняя свой статус. И возможность движения зависит от размера каналов, дырок в социальном сите общества, которые в свою очередь зависят от того демократическое ли это общество или тоталитарное.

Если это все обобщить в таблицу, то выглядеть она будет так АвторТип стратифи-кацииВид стратифи-кацииСоциальная структура обществаВозможность изменения позиции индивида в обществеТенденции развития стратификацииК. МарксодномернаяЭкономии-ч еская отношение к собствен-ностиДва антогонисти-ческих классаЧерез революцию, когда меняется позиция класса, к которому принадлежит индивидУсиление до революции с переходом к новой формации, до коммунизма, где она отсутствуетМ.ВебертрехмернаяЭкономии-чес кая Политичес-кая По престижуПять классов Партии СтратыЗа счет жизненных шансовНеизменная структура основанная на количественной рациональности рынка П.СорокинмногомернаяПрофессиональная Экономии-ческая Политичес-кая Классы Социальные слои Социальные группыИндивидуальная и групповая мобильность через отверстия в сите обществаФлуктуации

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Маркс, Вебер, Сорокин о социальной стратификации

Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной.. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому.Однако.. И для того чтобы в этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную традицию теории, в которых освящалась эта..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Доклад

Концепция социальной стратификации П. Сорокина

Введение

социология сорокин стратификация

Для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно неравенство. Структурированные неравенства между различными группами людей социологи называют стратификацией.

Для более точного определения этого понятия можно привести слова Питирима Сорокина: «Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации. Как правило, все они тесно переплетены.

«Социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества».

«Социальная стратификация начинается с веберовского разграничения более традиционных обществ, основывающихся на статусах (например, обществ, имеющих в своем основании такие предписанные категории, как сословия и касты, рабство, вследствие чего неравенство санкционируется законом) и поляризированных, но более размытых обществ, имеющих в своей основе классы (что типично для современного Запада), где большую роль играют личные достижения, где экономическая дифференциация имеет первостепенное значение и носит более безличностный характер».

Изучение социальной стратификации имеет долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователей начала ХХ в. - от В. Парето (который предложил теорию «циркуляции элит») до П. Сорокина.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), один из крупнейших представителей социальной мысли XX столетия, был одним из основоположников теории социальной стратификации общества. Социальная стратификация, согласно взглядам П.А. Сорокина - это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала, как считал этот виднейший социолог, во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия, согласно его воззрениям, продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, среди преступников и в демократиях - повсюду.

Для Сорокина, как и для многих исследователей до и после него, очевиден внеисторический динамизм социальной стратификации. Абрис и высота экономической, политической или профессиональной стратификации - вневременные характеристики и нормативные черты стратификации. Их временные флуктуации не носят однонаправленного движения ни в сторону увеличения социальной дистанции, ни в сторону ее сокращения.

Таким образом, П.А. Сорокин является одним из основоположников современной социологической теории социальной стратификации, поэтому так важен тщательный анализ основных положений его теории в свете его научных воззрений и исторической действительности, участником которой он был.

1. Краткая биография П. Сорокина

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) - американский социолог и культуролог. Родился 23 января (4 февраля) 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи (Коми край), в семье сельского ремесленника. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1914), и оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (с января 1917 - приват-доцент). В 1906-1918 член партии социалистов-революционеров (эсеров), до Февральской революции участвовал в эсеровской агитации, подвергался арестам. После Февральской революции депутат 1-го Всероссийского съезда крестьянских депутатов, секретарь (вместе с другом юности Н.Д. Кондратьевым) главы Временного правительства А.Ф. Керенского, член предпарламента. После Октябрьской революции в 1917-1918 участвует в антибольшевистских организациях; ведёт агитацию против новой власти, подвергается арестам. В конце 1918 г. отходит от политической деятельности. В 1919 г. становится одним из организаторов кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессором социологии Сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства. В 1920 г. совместно с И.П. Павловым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. В 1921 г. работал в Институте мозга, в Историческом и Социологическом институтах. В 1922 г. выслан из Советской России. В 1923 г. работал в Русском университете в Праге. В 1924 г. переезжает в США. В 1924-1930 профессор университета Миннесоты, с 1930 до конца жизни - профессор Гарвардского университета, где в 1930 г. организовал кафедру социологии, а в 1931 г. - социологический факультет.

Основные труды П.А. Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в старину: (многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Символы в общественной жизни», «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Социальная аналитика и социальная механика» (1919), «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм - моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963), «Главные тенденции нашего времени» (1964), «Социология вчера, сегодня и завтра» (1968).

Научные интересы П.А. Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества и культуры.

По мнению П.А. Сорокина, попытки радикального сокрушения социальной дифференциации приводили лишь к принижению общественных форм, к количественному и качественному разложению социальности.

Сорокин рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина - идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по Сорокину, есть флуктуация типов культур, каждый из которых есть специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах её познания).

Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Социальная действительность рассматривалась П.А. Сорокиным в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризуемая бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.

Все эти способы познания должны быть использованы при систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин считал интуицию высокоодаренной личности, при помощи которой были, по его мнению, совершены все великие открытия. Сорокин различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Самый высокий из них образуют социокультурные системы, сфера действия которых распространяется на многие общества (суперсистемы).

Сорокин выделяет три основные типа культуры: чувственный - в нём преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический - здесь господствует интуитивный метод познания.

2. Основные формы стратификации и взаимоотношения между ними

Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии. А это значит, что взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. Вернее, они совпадают друг с другом, но лишь частично, то есть до определенной степени. Этот факт не позволяет нам проанализировать все три основные формы социальной стратификации совместно. Для большего педантизма необходимо подвергнуть анализу каждую из форм в отдельности.

Экономическая стратификация

Говоря об экономическом статусе некой группы, следует выделить два основных типа флуктуации. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй - к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении - уменьшении высоты, так сказать, крутизны, экономической пирамиды. Соответственно существуют следующие два типа флуктуации экономического статуса общества:

1. Флуктуация экономического статуса группы как единого целого:

а) возрастание экономического благосостояния;

б) уменьшение последнего.

2. Флуктуации высоты и профиля экономической стратификации внутри общества:

а) возвышение экономической пирамиды;

б) уплощение экономической пирамиды.

Гипотезы постоянной высоты и профиля экономической стратификации и ее роста в XIX веке не подтверждаются. Самая верная - гипотеза колебаний экономической стратификации от группы к группе, а внутри одной и той же группы - от одного периода времени к другому. Иными словами, существуют циклы, в которых усиление экономического неравенства сменяется его ослаблением. В этих флуктуациях возможна некоторая периодичность, но по разным причинам ее существование пока еще никем не доказано. За исключением ранних стадий экономической эволюции, отмеченных увеличением экономической стратификации, не существует постоянного направления в колебаниях высоты и формы экономической стратификации. Не обнаружена строгая тенденция к уменьшению экономического неравенства; нет серьезных оснований и для признания существования противоположной тенденции. При нормальных социальных условиях экономический конус развитого общества колеблется в определенных пределах. Его форма относительно постоянна. При чрезвычайных обстоятельствах эти пределы могут быть нарушены, и профиль экономической стратификации может стать или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. В обоих случаях такое положение кратковременно. И если «экономически плоское» общество не погибает, то «плоскость» быстро вытесняется усилением экономической стратификации. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой.

Таким образом, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние - стихийно, импульсивно, используя насильственные методы.

Политическая стратификация

Итак, как уже было отмечено, универсальность и постоянство политической стратификации вовсе не означает, что она везде и всегда была идентичной. Сейчас же следует обсудить следующие проблемы: а) изменяется ли профиль и высота политической стратификации от группы к группе, от одного периода времени к другому; б) существуют ли установленные пределы этих колебаний; в) периодичность колебаний; г) существует ли вечно постоянное направление этих изменений. Раскрывая все эти вопросы, мы должны быть крайне осторожны, чтобы не подпасть под обаяние велеречивого красноречия. Проблема очень сложна. И должно приближаться к ней постепенно, шаг за шагом. Изменения верхней части политической стратификации. Упростим ситуацию: возьмем для начала только верхнюю часть политической пирамиды, состоящую из свободных членов общества. Оставим на некоторое время без внимания все те слои, которые находятся ниже этого уровня (слуги, рабы, крепостные и т.п.). Одновременно не будем рассматривать: Кем? Как? На какой период? По каким причинам? Занимаются различные слои политической пирамиды. Сейчас предметом нашего интереса являются высота и профиль политического здания, населенного свободными членами общества: существует ли в его изменениях постоянная тенденция к «выравниванию» (то есть к уменьшению высоты и рельефности пирамиды) или в направлении к «повышению». Общепринятое мнение - в пользу тенденции «выравнивания». Люди склонны считать как само собой разумеющееся, что в истории существует железная тенденция к политическому равенству и к уничтожению политического «феодализма» и иерархии. Такое суждение типично и для настоящего момента. Как справедливо подметил Г. Воллас, «политическое кредо массы людей не является результатом размышлений, проверенных опытом, а совокупностью бессознательных или полусознательных предположений, выдвигаемых по привычке. Что ближе к разуму, то ближе к прошлому и как более сильный импульс позволяет быстрее прийти к выводу». Что касается высоты верхней части политической пирамиды, то мои аргументы следующие. У первобытных племен и на ранних ступенях развития цивилизации политическая стратификация была незначительной и незаметной. Несколько лидеров, слой влиятельных старейшин - и, пожалуй, все, что располагалось над слоем всего остального свободного населения. Политическая форма такого социального организма чем-то, только отдаленно, напоминала покатую и низкую пирамиду. Она скорее приближалась к прямоугольному параллелепипеду с еле выступающим возвышением верху. С развитием и ростом общественных отношений, в процессе унификации первоначально независимых племен, в процессе естественного демографического роста населения политическая стратификация усиливалась, а число различных рангов скорее увеличивалось, чем уменьшалось. Политический конус начинал расти, но никак не выравниваться. То же можно сказать и о самых ранних ступенях развития современных европейских народов, о древнегреческом и римском обществах. Не обращая внимание на дальнейшую политическую эволюцию всех этих обществ, очевидным кажется, что никогда их политическая иерархия не станет такой же плоской, какой она была на ранних стадиях развития цивилизации. Если дело обстоит именно так, то было бы невозможным признать, что в истории политической стратификации существует постоянная тенденция к политическому «выравниванию». Второй аргумент сводится к тому, что, возьмем ли мы историю Древнего Египта, Греции, Рима, Китая или современных европейских обществ, она не показывает, что с течением времени пирамида политической иерархии становится ниже, а политический конус - более плоским. В истории Рима периода республики мы видим вместо нескольких рангов архаической поры высочайшую пирамиду из разных рангов и титулов, накладывающихся друг на друга даже по степени привилегированности. В наше время наблюдается нечто похожее. Специалисты по конституционному праву верно отмечают, что политических прав у президента США явно больше, чем у европейского конституционного монарха. Исполнение приказов, которые отдают высокие официальные лица своим подчиненным, генералы - низшим военным рангам, столь же категорично и обязательно, как и в любой недемократической стране. Соблюдение приказов офицера высшего звания в американской армии так же обязательно, как и в любой другой армии. Есть отличия в методах рекрута, но это не означает, что политическое здание современных демократий плоское или менее стратифицированное, чем политическое здание многих недемократических стран. Таким образом, что касается политической иерархии среди граждан, то отсутствует какая-либо тенденция в политической эволюции к понижению или уплощению конуса. Несмотря на различные методы пополнения членами высших слоев в современных демократиях, политический конус сейчас такой же высокий и стратифицированный, как и в любое другое время, и, конечно же, он выше, чем во многих менее развитых обществах. Но это утверждение никаким образом и ничем не подтверждается. «Все, что мы видим - это «беспорядочные», ненаправленные, «слепые» колебания, не ведущие ни к усилению, ни к ослаблению политической стратификации…

Следствия политической стратификации:

1. Высота профиля политической стратификации изменяется от страны к стране, от одного периода времени к другому.

2. В этих изменениях нет постоянной тенденции ни к выравниванию, ни к возвышению стратификации.

3. Не существует постоянной тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, от отсутствия правительственного вмешательства в жизнь общества ко всестороннему государственному контролю. Нет также и обратных тенденций.

4. Среди множества общественных сил, способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличение размеров политического организма и разнородность состава населения.

5. Профиль политической стратификации подвижнее, и колеблется он в более широких пределах, чаще и импульсивнее, чем профиль экономической стратификации.

6. В любом обществе постоянно идет борьба между силами политического выравнивания и силами стратификации. Иногда побеждают одни силы, иногда верх берут другие. Когда колебание профиля в одном из направлений становится слишком сильным и резким, то противоположные силы разными способами увеличивают свое давление и приводят профиль стратификации к точке равновесия.

Профессиональная стратификация

Включает профессиональную и межпрофессиональную стратификацию. Существование профессиональной стратификации устанавливается из двух основных групп фактов. Очевидно, что определенные классы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие профессиональные группы всегда находились у основания социального конуса. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, так сказать, накладываются друг на друга. Во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы. Возьмем ли мы область сельского хозяйства, или промышленности, торговли или, управления или любые другие профессии, занятые в этих сферах люди стратифицированы на многие ранги и уровни: от верхних рангов, которые осуществляют контроль, до нижних, которыми контролируют и которые по иерархии подчинены своим «директорам», «авторитетам», «менеджерам», «шефам» и т.п. Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в этих двух основных формах: 1) в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и 2) в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (профессиональная стратификация).

Следует отметить, что какими бы ни были всевозможные временные основы межпрофессиональной стратификации в разных обществах, рядом с этими вечно меняющимися основами существуют константные и универсальные основы. Два условия, по крайней мере, всегда были основополагающими: 1) важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом, 2) уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Профессиональные группы, осуществляющие базовые функции социальной организации и контроля, помещены в центре «двигателя общества». Плохое поведение солдата может не повлиять сильно на всю армию, недобросовестная работа одного труженика слабо воздействует на других, но действие командующего армией или руководителя группы автоматически влияет на всю армию или группу, действия которой он контролирует. Более того, находясь на контролирующей точке «социального двигателя», хотя бы в силу такого объективно влиятельного положения, соответствующие социальные группы обеспечивают для себя максимум привилегий и власти в обществе. Уже этим объясняется соотношение между социальной значимостью профессии и ее местом в иерархии профессиональных групп. Успешное выполнение социально-профессиональных функций организации и контроля, естественно, требует более высокого уровня интеллекта, чем для любой физической работы рутинного характера. Соответственно, эти два условия оказываются тесно взаимосвязанными: выполнение функций организации и контроля требует высокого уровня интеллекта, а высокий уровень интеллекта проявляется в достижениях (прямо или косвенно), связанных с организацией и контролем группы.

Таким образом, можно сказать, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для ее выполнения, в большей привилегированности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот. К этому правилу следует добавить четыре поправки. Во-первых, общее правило не исключает возможности наложения высших слоев низшего профессионального класса с низшими слоями следующего, более высокого класса. Во-вторых, общее правило не распространяется на периоды распада общества. В такие моменты истории соотношение может быть нарушено. Такие периоды обычно ведут к перевороту, после которого, если группа не исчезает, былое соотношение быстро восстанавливается. Исключения, однако, не делают правило недействительным. В-третьих, общее правило не исключает отклонений. В-четвертых, так как конкретно-исторический характер обществ различен и их условия меняются во времени, то вполне естественно, что и конкретное содержание профессиональных занятий в зависимости от того или иного общего положения изменяется.

3. Системы социальной стратификации

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы. Рассмотрим каждый из этих видов систем в отдельности.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Основные причины рабства

Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Основные условия рабства

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе.

Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.

Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали бесплатных слуг на определенный срок.

Общие характеристики рабства

Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).

Различают две формы рабства:

патриархальное рабство - раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;

классическое рабство - раба окончательно закабалили; он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи не имел, он считался собственностью хозяина.

Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и свобод.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Клан - род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами.

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Класс - большая социальная группа людей не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса, - одна из основных движущих сил.

Заключение

Социальная стратификация всегда была одной из главных тем научных изысканий П. Сорокина. На сегодняшний день проблемы социальной стратификации очень актуальны, так как мы, имеем возможность, каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой, изменениями социального пространства индивида. У Питирима Сорокина, человек продвигается по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям. К большому сожалению, в нашей жизни все совершенно иначе. Главенствующую роль занимают деньги, на сегодня они являются основным каналом вертикальной циркуляции.

Работы Питирима Сорокина о социальной стратификации важны для истории русской социологии. Он затрагивал самые главные проблемы общества, которые до него еще никто не затрагивал. Питирим Сорокин является одним из самых главных русских социологов, чьи труды продолжают иметь огромное значение не только русской, но и зарубежной в современной социологии.

П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.

Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.

Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции. По мнению исследователей средний класс современного индустриального общества определяет стабильность социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку средний класс - это прежде всего высокопродуктивный и высококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию относят к смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится на стадии становления, и этот процесс имеет ключевое и широкое значение для формирования новой социальной структуры.

Список использованной литературы

1. Новикова С. «История развития социологии», Москва-Воронеж, 2006 г.

2. Сорокин П.А «Социальная стратификация и мобильность», 2007 г.

3. Сорокин П.А «Человек. Цивилизация. Общество» (Серия «Мыслители XX века»), М., 2004 г.

4. Сорокин П.А. «Общедоступный учебник социологии», Наука, 2007 г.

5. Сорокин П.А. «Система социологии», том 2, М., 2006 г.

6. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; С69 уч. секр. О.Е. Чернощек. - М.: Норма, 2008. - 608 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Истоки социологических идей П. Сорокина. Сущность социальной стратификации П. Сорокина. Современные подходы к социальной стратификации. Условия интеграции социальных явлений в единую социальную систему. Социальная стратификация и мобильность в обществе.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2016

    Питирим Александрович Сорокин - российско-американский социолог и культуролог, профессор Гарвардского университета, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности, его вклад в развитие социологии как науки об обществе.

    реферат , добавлен 20.12.2011

    Социализация как процесс формирования личности, ее назначение. Взгляды на ее понимание и стадии прохождения в различных социологических концепциях. Теория социальной стратификации Питирима Сорокина. Основные виды, типы и формы социальной мобильности.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2010

    Стратификационные концепции, социальная дифференциация совокупностей людей на классы в иерархическом ранге. Основные формы стратификации и взаимоотношения между ними, причины социального неравенства. Соотношение неравенства, равенства и справедливости.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Жизненный путь и общая характеристика творчества русско-американского социолога П. Сорокина. Основные идеи работы "Социология революций". Закон, сформулированный ученым для общества кризисного периода. Концепция социальной стратификации и мобильности.

    реферат , добавлен 09.04.2009

    Юность, революционная деятельность, студенческие годы. Научная и преподавательская деятельность. Социальная мобильность. Концепция социальной мобильности, ее формы. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности.

    реферат , добавлен 19.01.2006

    Сущность и анализ источников социальной стратификации. Системы и типологии классов в обществе. Описание особенностей стратификационных процессов современного российского общества. Изучение проблемы социальной мобильности, ее типов, форм и факторов.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2014

    Картина социальной дифференциации общества по признакам профессиональной принадлежности, уровня доходов, образования; основы современного подхода к изучению социальной стратификации. Эволюция социальной стратификации западных обществ и их роль в мире.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2010

    Геологическое понятие "стратификация" (пласты Земли по вертикали) в социологии: структурированные неравенства между группами людей, дифференциация совокупности населения на классы в иерархическом ранге. Слагаемое стратификации и социальные слои (страты).

    реферат , добавлен 25.03.2009

    Сущность социального неравенства и стратификации, под которыми понимают неодинаковые возможности людей удовлетворять свои потребности и достигать намеченных целей. Понятие социальной мобильности. Основные подходы к анализу социальной структуры общества.

  • 23. Феноменологическая социология
  • Установки
  • 24. Социология повседневной жизни
  • 25. Структурализм и постструктурализм в социологии культуры (к. ЛевиСтросс, м. Фуко, ж. Деррида).
  • 26. Современное состояние социологической теории: э. Гидденс, п. Бурдье, н. Луман.
  • 27. Осмысление процессов глобализации в современной западной социологии
  • 28. Социология семьи: предмет и тематика. Актуальные проблемы современной российской семьи.
  • 30. Социология образования: основные парадигмы и теории.
  • 31. Современная социология о сущности общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения
  • 32. Старая и новая парадигмы в социальной экологии: основные теоретические концепции практического природопользования
  • 33. Этнос и этничность: сущность, признаки, объяснительные концепции
  • 34. Социология наций и национализма: основные теоретические подходы
  • 35. Феминизм: история возникновения, проблематика, многообразие концепций
  • 4. Теоретические основы феминизма
  • 36. Социальная стратификация: понятие и реальность, критерии социальной стратификации
  • 37. Концепции социальной стратификации к. Маркса и м. Вебера: сходство и различия
  • 38. П. Сорокин: теория социальной стратификации и мобильности
  • 39. Современные трактовки социальной структуры, критика классового подхода в мировой социологии.
  • 40. Социально-классовое расслоение совр.Рос.Общества
  • 41. Политическая социология: предмет, объект, функции.
  • 42. Политический процесс в современной России: содержание и динамика.
  • 43. Политические партии: понятие, типология, функции. Партии в политической жизни современной России.
  • 45 . Гражданское общество: сущность и значение. Проблемы формирования в современной России.
  • 46. Правовое государство: сущность и функции. Особенности становления в постсоветской России.
  • 47. Концепции идеологии в мировой социологии.
  • 48. Социология культуры: основные теории и подходы
  • 49. Предметная область и ключевые понятия социальной психологии.
  • 50. Социальная антропология: предметная область и методология.
  • 52. Социальная коммуникация: сущность и виды. Концепции социальной коммуникации.
  • 53. Массовая коммуникация: понятие, теории, социальные функции.
  • 54. Социология города: возникновение и развитие (ч.Бут, м.Вебер), вклад представителей Чикагской школы (р.Парк, э.Берджесс, л.Вирт).
  • 55. Урбанизация и контрурбанизация как социальные процессы в странах Запада и России.
  • 56. Социология села: специфика сельской общности и тенденции её воспроизводства.
  • 57. Экономическая социология: предмет, проблематика, история становления.
  • 5. Классический этап становления западной экономической социологии как науки
  • 58. Социология труда: предмет, проблематика, концепции.
  • 59. Менеджмент: понятие, виды, функции.
  • 60. Классические и современные теории менеджмента.
  • 61. Типология организационных структур и этапы жизненного цикла организации
  • 62. Предпринимательство: сущность, виды, основные тенденции развития в современном российском обществе
  • 63. Девиантное поведение: понятие, типология, основные теории. Динамика девиантности в современном российском обществе.
  • 64. Социология преступности: история становления, проблематика, концептуальные объяснения.
  • 66. Конкретное социологическое исследование: понятие, виды, этапы.
  • 67. Качественная стратегия социологического исследования: содержание и методы сбора и анализа информации.
  • 68. Количественная стратегия социологического исследования: содержание, методы сбора и анализа информации.
  • 69. Проблема достоверности эмпирической информации в социологии.
  • 70. Проблема измерения в социологии. Взаимосвязь измерения и анализа.
  • 71. Анализ данных в социологии: входящая и нисходящая стратегия анализа.
  • 72. Программа социологического исследования: содержание, функции и значение.
  • 73. Выборочный метод, понятие репрезентативности.
  • 74. Сущность и особенности метода наблюдения и эксперимента в социологии.
  • 75. Формализированный и неформализированный опрос: разновидности, специфика применения.
  • 76. Анализ документов в социологическом исследовании.
  • 77. Объекты и основные показатели социальной статистики.
  • 78. Социальные прогнозы: понятие, результаты прогнозов и требования к ним.
  • 38. П. Сорокин: теория социальной стратификации и мобильности

    С точки зрения Питирима Сорокина , социальная стратификация – это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

    Конкретные формы социальной стратификации весьма разнообразны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратифика­ция.

    Экономическая стратификация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения.

    Политическая стратификация предполагает существование в пределах какой-то группы иерархически различных рангов, управляющих и управляемых. На политическую стратификацию влияют два основных фактора: размер политической организации; биологическая, психологическая и социальная однородность или разнородность ее членов. Закономерности: когда увеличиваются размеры политической организации, т. е. увеличивается количество се членов, политическая стратификация также усиливается, и наоборот; когда увеличивается разнородность членов организации, стратификация также усиливается, и наоборот.

    К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими. Профессиональная стратификация может быть межпрофессиональная и внутрипрофессиональная.

    Как правило, все 3 формы стратификации тесно переплетены. Например, представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии.

    В связи с этим, Сорокин отмечает, что многие исследователи ошибаются, выделяя, например, два социальных класса: "бедные" и "богатые". Это значит, что они принимают во внимание только экономическую стратификацию, считая ее единственной формой социальной стратификации.

    Важно и то, что любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, в которой все ее члены были бы равными. Даже в примитивных социальных группах зарождаются черты расслоения.

    Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви­да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Среди видов социальной мобильности можно выделить: индивидуальную и групповую, вертикальную и горизонтальную, межпоколенную и внутрипоколенную.

    Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, перемещение индивида из одного граждан­ства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую при сохранении своего профессионального статуса.

    Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается движение, связанное с изменением места в социальной иерархии или перемещение индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск.

    Восходящие течения существуют в двух формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или проникновение всей группы в более высокий пласт. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.

    Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны.Они не нуждаются в объяснении. Что касается групповой восходящей и нисходящей мобильности, то можно привести такие примеры, как каста брахманов в Индии, которая не всегда занимала высокие позиции и является высшей кастой последние два тысячелетия; ранг высшего духовенства христианской церкви в Риме, который несомненно был высоким в средние века, но гораздо ниже в современное время; большевики в России, не имевшие высокого положения до революции, но занявшие высокие позиции в русском обществе после.

    Важно также разграничить внутрипоколенную мобильность , которая предполагает изменение статуса индивида в рамках одного поколения и межпоколенную мобильность , которая имеет место быть при смене поколений и может выражаться либо в межпоколенной преемственности социальных статусов либо в приобретении иного опыта, уровня образования, освоении новых профессий.

    Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности . Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

    Армия. Данный институт играет особенно важную роль в военное время, то есть в периоды межгосударственных и гражданских войн. В ходе войны эти люди продвигаются в звании прежде всего при наличии таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшего продвижения по службе. Возможность грабить, мародерствовать, всячески унижать свою жертву, мстить врагам, окружать себя титулами и т. п. предоставляет таким людям новую возможность купаться в роскоши, передавать свою власть по наследству потомкам. В мирное время армия продолжает играть роль канала для вертикальной циркуляции, но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное время.

    Церковь. Вторым каналом вертикальной социальной циркуляции была и есть церковь. Но церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. В качестве примера можно привести христианскую церковь, благодаря которой рабы и зависимое крестьянство, люди простого происхождения, став служителями культа, получали свободу и достигали высоких позиций в обществе. Сюда же можно отнести и другие религиозные организации: буддизм, мусульманство, даосизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм, несмотря на замкнуто-кастовый характер, играли роль каналов вертикальной циркуляции в соответствующих обществах.

    Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикальной социальной циркуляции. В современном западном обществе школы представляют один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции, причем это проявляется в самых разнообразных формах. Не окончив университета или колледжа, фактически нельзя (а в некоторых европейских странах запрещено даже юридически) достичь какого-либо заметного положения среди высоких правительственных рангов и во многих других областях, и наоборот, выпускник с отличным университетским дипломом легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его происхождения и его семьи.

    Правительственные группы, политические организации и политические партии.. Как канал социальной циркуляции, политические организации сейчас очень важны. В демократических странах, где институт выборов играет решающую роль в утверждении правителей, чтобы быть избранным, человек должен каким-либо образом проявить свою личность, устремления и способности, успешно выполнить функции лидера, будь то сенатора, мэра, министра или президента. Самый легкий способ - это политическая деятельность или участие в какой-либо политической организации. Без этого крайне мало шансов привлечь внимание избирателей и быть избранным.

    Профессиональная организация . Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие ученые, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актеры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись именно благодаря этому каналу.

    Организации по созданию материальных ценностей . Речь идет о накоплении богатств как одном из самых простых и действенных способов социального продвижения. Если человек богат, то перед ним открыты все двери, вне зависимости от происхождения и источника доходов.

    Семья и брак. Брак обычно приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации. В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к "социальному падению" одного из партнеров, ранее занимавшего более высокое положение, и, соответственно, к понижению социального ранга его детей.

    Следует также обратить внимание на понятия интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности.

    Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев - экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.

    Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

    Соединив интенсивность и овсеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества.

    В зависимости от показателей интенсивности и всеобщности различают 2 типа общества - закрытое и открытое, которые представляют собой идеальные типы с минимальными показателями интенсивности и всеобщности мобильности в первом случае и максимальными во втором.

    Закрытое общество - такое общество, в котором возможности для вертикального перемещения затруднены, ограничены или вообще отсутствуют для некоторых социальных групп. К ним относятся рабовладельческие, кастовые и сословные государства.

    Открытое общество - общество, в котором возможности для вертикального перемещения равны и доступны для всех. К открытым обществам относятся современные демократические государства.

    Общие принципы вертикальной мобильности:

    Первое утверждение . Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность.

    Второе утверждение. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.

    Третье утверждение . Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве.

    Четвертое утверждение . Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности – экономической, политической и профессиональной – колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.

    Пятое утверждение . В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.

    Питирим Сорокин в числе первых социологов вводит понятие «социального пространства». Вообще говоря, о социальном пространстве размышляли Р. Декарт, Т. Гоббс, Лейбниц, Ф. Ратцель, Г Зиммель Э., Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, Л. фон Визе, Е. Спекторский, П. Сорокин, Б. Верлен и др. Однако наиболее четкая формулировка, а не просто постановка проблемы, принадлежит П. Сорокину, который в книге «Социальная мобильность» (1927) впервые высказал идею о возможности и необходимости представлять все многообразие происходящих в обществе явлений помещенными в социальное пространство.

    Под социальным пространством он понимает своего рода вселенную, которая состоит из людей, населяющих планету Земля. В этой вселенной каждый индивид занимает определенное место, положение которого измеряется в горизонтальном и вертикальном направлении. Такое положение человека, Сорокин называет социальным положением человека.

    Выделяется также движение каждого человека в таком пространстве. Это движение, в свою очередь, подразделяется на горизонтальную и вертикальную мобильность. Движение вверх принято называть социальным восхождением, а движение вниз наоборот социальным спуском.

    Определив положение человека в социальном пространстве, Сорокин приступает к определению социальной стратификации. С его точки зрения, социальная стратификация – это разделение какой-либо совокупности населения по классовой принадлежности, причем такое разделение происходит в иерархическом порядке. Сорокин отмечает существование высших и низших слоев. Основу стратификации по Сорокину составляет различие в распределении привилегий и прав. Также Сорокин твердо убежден в том, что не стратифицированного общества не может существовать. Он использует многомерную стратификацию, разделяющуюся на три основных измерения:

    - Экономическое . Сорокин считает, что экономическое положение индивидов в обществе неодинаково; среди них есть имущие и неимущие, поэтому экономическое расслоение в обществе выражается в степени доходов, различии уровня жизни. При этом группы людей могут падать или наоборот подниматься в экономической сфере общества.

    - Политическое . Оно характеризует степень влияния индивида на членов общества и общество в целом.

    - Профессиональное . Это измерение выделяет разделение общества на группировки людей по их занятиям и роду деятельности. Одни профессии всегда считаются более престижными, чем другие.

    Отсюда следует, что в обществе надо различать людей по таким критериям, как уровень дохода, по степени влияния индивида на членов общества, а также по критерию успешности исполнения той или иной социальной роли.



    В обществе не существует неизменной тенденции к всеобщему равенству или, наоборот, дифференциации. На вершине социальной пирамиды находятся наиболее привилегированные слои, а в основании, наоборот. Когда пирамида слишком вытягивается, вверх, то с помощью революций и переворотов ее вершину обрезают, и получается трапеция. Но затем снова появляются силы, которые заставляют пирамиду расти. Эти процессы в обществе повторяются циклически.

    В сущности, здесь многое от марксизма, но вместе с тем Сорокину удается отойти от жесткой бинарной схемы и представить более дифференцированную картину общества.

    К недостатком подхода можно отнести то обстоятельство, что в социальном пространстве Сорокина располагаются люди, а не статусы. Описав социальное пространство и его производные («геометрическая и социальная дистанция», «подъем в геометрическом и в социальном пространстве») в социологических категориях, Сорокин социологически не прописал главное действующее лицо. У него таковым выступает народонаселение. Однако известно, что народонаселение – демографический, а не социологический термин.

    В сущности, здесь совершается та же методологическая ошибка, которую допускает Аристотель. Мы помним, что в представлении афинского мыслителя, господин и раб - это не характеристики социальных функций, но абсолютные определения самой природы разных видов единого человеческого рода. Другими словами, человек и та социальная функция, к исполнению которой он принуждается обстоятельствами, отождествляются. Часто таким отождествлением грешит и марксистская идеология, которая в любом функционере, в любой социальной единице ищет специфические черты. Такое же (пусть и неявное) отождествление явственно прослеживается в схеме Сорокина.

    Между тем живая личность и субъект социологического исследования - это не одно и то же. В чисто социологическом аспекте личность - это лишь род тени, которая отбрасывается на специфическую плоскость. Поэтому, как все измерения «тени» не в состоянии исчерпать характеристики того предмета, который отбрасывает ее, социальная стратификация не дает полного представления о человеке. Социологический абрис и личностный портрет часто несопоставимы.

    Впоследствии мы еще увидим, что человек как целое вообще не может быть представлен в виде неделимой точки в таком социальном пространстве. Его целостность (ниже мы будем говорить о статусном наборе) окажется нарушенной, и многие из ключевых определений живой личности окажутся разбросанными по разным его областям.

    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения