Как правильно написать синопсис. Как написать синопсис книги

Что это: краткий, но информативный пересказ сюжета.

Объем: одно-два предложения или 20-25 слов.

Для чего нужен: логлайн пишется автором сценария в качестве ориентира или самопроверки - соответствует ли история фундаментальным требованиям драматургии? Также логлайн служит для привлечения внимания агентов и продюсеров - он позволяет за несколько секунд получить представление о вашей идее.

Каким должен быть: логлайн должен отвечать на базовые вопросы: кто главный герой, какова его цель и какое препятствие стоит на пути героя к этой цели, то есть, в чем заключается основной конфликт. При этом логлайн должен содержать элемент интриги, вызывать интерес к более подробному ознакомлению с историей.

Каким не должен быть: логлайн не должен раскрывать всю историю, сюжетные перипетии, развязку, всех героев и прочие аспекты повествования.

Примеры:

Индийский мальчик (герой) пытается выжить после кораблекрушения (цель), оказавшись в открытом океане в одной шлюпке с тигром (препятствие). «Жизнь Пи».

Успешный банкир (герой), несправедливо осужденный за убийство жены, разрабатывает дерзкий план побега из тюрьмы (цель), считающейся неприступной крепостью (препятствие). .

У молодого сантехника (герой) есть всего лишь ночь, чтобы спасти жильцов рушащегося многоэтажного дома (цель), однако чиновники не спешат признавать возможность катастрофы (препятствие). .

Заявка

Что это: документ, знакомящий с идеей сценария.

Объем: одна-полторы страницы.

Для чего нужна: заявка призвана заинтересовать продюсера и дать ему более-менее полное представление об истории.

Какой должна быть: заявка должна предлагать название, кратко излагать ключевые моменты фабулы (завязка, развитие, развязка), сюжет, центральный конфликт, давать понимание характеров основных героев, жанра. Также она должна отвечать на вопросы: о чем история, в чем её оригинальность, какой может быть целевая аудитория, каков хронометраж и какое количество эпизодов, если речь идет о сериале. Иногда в заявке следует указать профессиональный опыт и послужной список автора.

Какой не должна быть: заявка не должна содержать подробного описания всех героев, перипетий и мелких деталей.

Форма: свободная. Может быть литературной, отражающей стиль автора, может иметь разбивку по пунктам (например, отдельным пунктом обозначается главный герой, отдельным - завязка, и так далее). Но! Некоторые компании имеют свою форму заявок, поэтому прежде чем отправлять текст, желательно узнать о наличии такой формы.

Синопсис

Что это: краткое изложение сценария, дающее представление о главных героях и фабуле, ключевых событиях истории.

Объем: две-пять страниц.

Для чего нужен: в отличие от логлайна и заявки, синопсис призван не столько заинтересовать продюсера или режиссера (хотя и это тоже), сколько ознакомить с концепцией, структурой и важными деталями проекта.

Каким должен быть: синопсис должен давать представление о композиции истории: экспозиции, завязке, развитии, кульминации, развязке и финале. Также у читателя должно возникать понимание целей и мотивов героев, их характеров и их эволюции по мере развития конфликта и столкновения с препятствиями.

Каким не должен быть: хотя в синопсисе не обойтись без изложения отдельных сцен, не стоит увлекаться слишком подробным их описанием.

Форма: свободная. Желательно должна отражать стиль автора, но при этом не стоит забывать о сочетании краткости и ёмкости. Некоторые авторы рекомендуют обращаться к поэпизодной форме синопсиса. В ней составляется список героев, ключевые части истории раскладываются на эпизоды, изложенные в одном-двух предложениях.

Синопсис - что это такое и где он применяется? Чем он отличается от аннотации? Почему редакторы требует присылать им именно синопсис? Как его правильно составить? Если вы только пробуете начать писать книги или сценарии, вам будет полезно разбираться в этих тонкостях. Но даже если вы весьма далеки от намерения становиться литературным работником, критиком либо обозревателем, эта статья будет для вас познавательной и еще немного расширит ваш кругозор.

Краткий экскурс в историю понятия

Как и в подавляющем большинстве других сфер науки, понятием "синопсис" в нашей жизни мы обязаны древним грекам. Эти ребята очень любили встречаться и долгими часами обсуждать разнообразные новые теории. На заложенном ими фундаменте покоится львиная доля современной науки. Но еще больше размышлений древних греческих мыслителей так и канули в лету.

Для кого нужен синопсис книги

В первую очередь изложение идеи произведения в форме синопсиса требуют редакторы. Почему? Да потому, что у предполагаемого издателя просто физически не хватает времени перечитывать целиком все присылаемые им «шедевры». А синопсис в сжатой форме дает полное представление о произведении.

Чем синопсис отличается от аннотации

В первую очередь адресатом. А уже из этого логически проистекает и разница содержания. Аннотация нужна для потенциального покупателя. А значит, необходимо заинтересовать его и даже заинтриговать. Редактору же надо четкое представление о том, что и как будет происходить в произведении.

Если рассказать читателю перед прочтением книги, чем все закончится, это может отбить всякое желание начинать чтение. А редактор должен знать и о концовке, и о значимых поворотах сюжетной линии.

Синопсис сценария

Даже сценарий полнометражного фильма в хорошем синопсисе будет сведен к неполной странице печатного текста. Вот один из удачных примеров.

«Время - 1945 год. Место действия - заснеженные просторы тундры в пределах северной линии фронта.

Двое сбитых летчиков - финн и русский - оказались на безлюдной земле. Чтобы выжить, эти представители враждующих армий должны помогать друг другу. Это нелегкий путь не только по просторам негостеприимного края, но и путь к пониманию того, что перед тобой не просто безликий враг, которого надо уничтожить, а человек, который постепенно становится верным товарищем.

У них на двоих остался последний патрон, который они сохраняют для того, чтобы, когда они выйдут к людям, тот, которому суждено оказаться в плену, мог покончить с собой.

По мере приближения к человеческому жилью они видят признаки того, что здесь обосновалась то одна, то другая нация. И, соответственно, передают друг другу пистолет.

Но когда, наконец, они встречают первого живого человека, которым оказывается местный мальчишка-пастушок, он говорит им, что война кончилась.

Мужчины обнимают друг друга и плачут».

Чего лучше не делать при написании синопсиса


Вполне понятно желание предоставить потенциальному издателю наиболее полную информацию о своем произведении. Однако в этом кроется одна из самых опасных ловушек. Переборщив с информацией, вы можете испортить впечатление, которое произведет синопсис. Как написать все кратко, но емко?

Имена собственные

В графу грубейших ошибок сразу можете отнести упоминание по имени второстепенных персонажей. По сути, в хорошем синопсисе без личного имени может комфортно существовать даже главный герой. Он так и обозначается - «главный герой».

Но если вы уж никак не можете обойтись без имен, не используйте больше, чем пять персонажей. Исследования показывают, что читатель начинает путаться, если их становится больше.

Просто вспомните себя. Сколько времени проходит, пока вы начинаете легко ориентироваться в героях очередного сериала? В их именах и в том, кто кому кем приходится? Помните, когда пишите синопсис, что это то время, которым вы не располагаете. Поэтому сводите количество упоминаемых имен к абсолютному минимуму.

Подробности

Имеются в виду подробности, не влияющие кардинальным образом на ход сюжета. К примеру, главный герой заходит в ресторан, чтобы выпить чашечку кофе с коллегой. Надо ли вносить это в синопсис фильма или романа? Возможно. Но только в том случае, если работающий там официант попытался отравить главного героя этой самой чашкой кофе, и это действие послужило поворотным моментом в сюжете. Иначе описание того, куда и зачем отправляется главный герой, становится уже совершенно ненужной подробностью. В синопсисе достаточно будет отметить, что он встречает коллегу.

Характеристика персонажа


Не стоит пытаться втиснуть в текст все грани характера вашего персонажа, который, без сомнения, обладает богатым внутренним миром. Это лишь затруднит восприятие для редактора. Ограничьтесь его основным качеством. Однако если по мере развития сюжета робкая главная героиня неожиданно начинает яростно отстаивать свои права, это стоит упомянуть.

Второстепенные линии сюжета

Несомненно, кроме основной сюжетной линии, в вашем произведении будут проходить и дополнительные. Они могут периодически переплетаться с основным мотивом и даже влиять на ход его развития. Однако их все необходимо безжалостно отсечь. Ничему второстепенному нет места в синопсисе.

Время действия

Еще один немаловажный момент, о котором следует помнить: все события в синопсисе происходят в настоящем времени. Здесь и сейчас. Неправильно будет, составляя синопсис сериала писать, что в 238 эпизоде главный герой разыграл героиню, заставив ее поверить, что он выбросил обручальное кольцо в море. Лучше написать: «Главный герой хочет проучить капризную невесту. Он выбрасывает коробочку с обручальным кольцом в океан. Героиня прыгает за борт, чтобы его спасти. В этот момент главный герой вытаскивает кольцо из кармана».

Концовка

Раскрытие всех тайн обязательно должно включаться в синопсис. Что это означает? Необходимо озвучить имя убийцы в детективе, способ совершения преступления в триллере или то, останутся ли влюбленные вместе, в мелодраме. Недопустимо заигрывание с редактором по типу: «А об этом вы узнаете, прочитав мою книгу полностью». Поверьте - не прочитает.

О чем непременно должен узнать редактор после прочтения?

Есть фундаментальные вопросы, на которые редактор просто обязан получить ответы, прочитав синопсис. Примеры их:

  • О чем книга?
  • Кто является главным героем (или главными героями)?
  • Какая конечная цель главного героя?
  • Почему именно эта цель?
  • Что мешает ему достичь своей цели?

Если вам удалось составить описание в пределах двух страниц машинописного текста, который дает четкие ответы на приведенные выше вопросы, не перегружен подробностями и в то же время не лишен некоторой художественной живости, то велика вероятность того, что вам удалось составить хороший синопсис.

И не стоит расстраиваться, если не все получится быстро и гладко с первого раза. Некоторые опытные авторы признаются, что им приходится не один день работать над составлением грамотного синопсиса. А некоторые даже заявляли, что это занимало у них не меньше времени, чем написание самого романа.

Хорошим упражнением для обретения настоящего мастерства в написании синопсиса произведения может послужить его составление в трех экземплярах. В первом вы должны поместить все описание в один абзац. Во втором - уделить по абзацу на каждую часть произведения (завязка, несколько сюжетных узлов, кризис, кульминация событий и развязка). А уже в третьем составить окончательный вариант, который будет можно отправлять на суд редактора.

Замечательным подспорьем вам послужат люди, которые согласятся прочитать ваше творение. Прислушивайтесь к их оценке. Если что-то непонятно - измените. Взгляд со стороны никогда не помешает.

Не жалейте времени на оттачивание своего мастерства, и вы сможете добиться новых высот!

Сегодня, товарищи, по многочисленным просьбам трудящихся, поговорим о том, что такое синопсис .

Пару слов истории. Слово «синопсис» произошло от двух греческих слов: «С» и «СМОТРЮ». Вместе для греков они означают краткое изложение чего-либо в небольшом общем обзоре. Форма сжатая, без аргументации и рассуждений.

Отсюда, кстати, произошли товарищи «синоптики». Т.е. это те люди, которые, цитирую «википедию»: «ученые, которые одним общим взглядом обнимали в своём миросозерцании весь круг предметов, входящих в известную сферу». Иными словами, обозревающие «все вместе».

Синопсис (ударение ставят и на первый и на второй слог) должен быть интересным. Именно он изначально подсказывает редактору в издательстве — хороша книга или нет. Интересна или так себе. От синопсиса очень многое зависит, поскольку он — двигатель продаж вашего произведения.

Многие авторы пишут синопсис после того, как произведение готово. Выбирают ключевые моменты и описывают их в двух словах. Кое-кто пишет синопсис еще до написания романа (рассказа). Да, и такое бывает: автор составляет план книги, по которому потом «идет». Этот план и является синопсисом. Конечно, с окончанием работы над произведением, синопсис меняется немного, но не глобально.

А теперь практический вопрос. Как написать синопсис для издательства и многих конкурсов.

Поскольку сейчас электронная почта заменила обычную, автор, как правило, высылает текстовый файл. В названии файла должно стоять имя автора: «Александр_Гладышев_синопсис.doc»

Теперь сам текст.

Синопсис пишется от третьего лица в настоящем времени. В заглавии так и пишите: «Синопсис». Далее указываете имя автора, название вашего произведения , указываете род (рассказ, роман, новелла и т.п.). Далее указываете жанр произведения, количество АЛ и пишите где и когда публиковались ранее. В самом конце — ваши контакты .

Теперь по произведению.

Сначала идет краткая информация о главных героях : имена, чем занимаются, каковы их цели, как герои и цели меняются к концу книги (или не меняются вовсе). Далее пишете о месте и времени происходящих в произведении событий. Вкратце описываете мир , в котором живут и получают приключения на свою… (Земля, Юпитер, Альфа-Центавра, сказочный мир и т.п.). Если действия происходят в вымышленном мире и в тексте присутствуют неологизмы, поясните их кратко. Например, «бульдокон» — помесь бульдозера с драконом))

Далее пересказываете основную сюжетную линию. Если их несколько, укажите и остальные. Кроме того, напишите о чем книга , в чем состоит конфликт . Опишите все ключевые события , которые являются важными для произведения.

Вот здесь в куче все герои, действие, место)) практически синопсис))

После того, как вы написали все, о чем я сказал выше, обязательно укажите, чем заканчивается произведение. Не нужно редактору оставлять интригу. Пусть ее ловит читатель по ходу пьесы.

Описывайте все кратко и четко . Не оставляйте двусмысленностей, иначе редактор до книги не доберется — скажет «нет» еще на стадии чтения синопсиса.

Средний объем синопсиса — 3600-4000 знаков с пробелами . Постарайтесь уложиться в это количество. Это для больших произведений.

Что касается синопсиса для малой прозы , здесь несколько по-другому. Как таковой синопсис не пишется. Автор должен в двух-трех предложениях описать: о чем рассказ и каков его смысл.

И еще. Если в тексте допускаются грамматические ошибки (не много), то синопсис должен быть идеальным в этом плане. Пара ошибок в синопсисе и редактор посылает все ваши файлы » в топку».

Не «выеживайтесь» при его написании. Опишите произведение в публицистическом стиле. Демонстрация владения языком и сложной стилистикой не приветствуется на этом этапе. Не хвалите себя сами, мол это «лучшее творение, что есть на сегодняшний день в этом жанре… «. И унижаться не нужно: «…вы извините, я бездарь, вот попробовал, посмотрите …». И такое бывает. Автор ожидает похвалы со стороны редактора в этом случае, но добивается «топки». Не используйте юмор, не шутите, не просите опубликовать, не интригуйте редактора. В общем и все остальное, тоже «не…» . Все должно быть, повторюсь, четко, ясно, кратко, лаконично, от третьего лица. Ничего лишнего.

Меня попросили дать пример синопсиса по одной из моих книг. Показываю, как его нужно писать и оформлять от и до.

Файл - ворд.doc Times new Roman, 12 шрифт, одинарный пробел. Текст выравнен по ширине.

Жильцова Наталья Сергеевна

Публикации:
— Проклятие некроманта. М.:"Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2009 (роман);
— Скрижаль Мораны. М.:"Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2012 (роман);
— Узоры тьмы. М.:"Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2013 (роман);
— Две короны. М.: "Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2013 (роман, в соавт. со С.Ушковой);
— Ярость тьмы. (роман, готовится к изданию в Альфа—книге в 2014 году).

Контакты:

Дом. телефон: 00000000000
Моб. телефон: 00000000000
e-mail: [email protected]

Информация о рукописи

Жанр: роман;
Поджанр: фэнтези;
Название: «Сила ведьмы»
Объем: 12 а.л.;
Роман ранее не издавался, частично размещён на сайте «название сайта»
(http://страница.сайта.с.книгой.если.есть - этот рейтинг будет плюсом)

Синопсис к роману: «Сила ведьмы»

Главные герои:
Арина — обладательница редкого наследного дара;
Локи — сильный маг, возлюбленный Арины;
Кирилл — вампир, желающий получить безграничную власть.

Арина — сотрудница отдела кадров 25 лет, неожиданно теряет сознание прямо на работе. Вернувшись домой, Арина получает известие о смерти бабушки, с которой была знакома всего пару недель.

От переживаний девушку отвлекает внезапно появившийся на ее кухне, словно из ниоткуда, странный незнакомец. Он утверждает, что по наследству от бабушки Арине досталась очень редкая магическая способность. Из-за этого наследства ее теперь хотят убить, и чтобы выжить, девушка должна выполнить несколько ритуальных действий. Испуганная Арина выполняет все требования незнакомца, после чего тот удивительным образом исчезает.

Девушке чудом удается отбить нападение опасных магических существ, а потом скрыться от наемных убийц и добраться до отделения контроля над магами. Здесь Арина добивается признания себя полноценной владелицей магического наследства — духа стихии воздуха. Более того, благодаря поддержке главы отделения Кирилла, даже получает солидную денежную компенсацию от заказчицы убийства — жрицы могущественного темного ордена. Однако чтобы обезопасить себя еще лучше, девушка решает купить какой-нибудь защитный артефакт.

Благодаря череде случайных обстоятельств и везения Арина приобретает очень редкое кольцо-артефакт. Благодаря ему Арина теперь может не опасаться колдовских проклятий. Радостная от покупки девушка решает заглянуть в популярный у магов бар, где встречает памятного незнакомца, которого, как оказалось, зовут Локи. Локи нравится Арине, но она все же решает повременить с отношениями, несмотря на благодарность за помощь. Девушку отталкивает его самоуверенность и прямолинейность.

Для того чтобы установить охрану на квартире, Арина решает обратиться к Кириллу. Тот охотно соглашается ей помочь и попутно рассказывает, в чем ценность наследства девушки. Оказывается, всем магам для колдовства необходима подпитка от Источников — специальных мест силы. Однако если собрать элементалей всех четырех стихий, то можно стать величайшим из магов, который сам сравнится с Источником.

Узнав о том, что Арина общалась с Кириллом, Локи предупреждает девушку об опасности. Локи рассказывает ей, что на самом деле нашим миром правят темные маги, которые имеют договоренности с вампирами о поставках крови. И Кирилл — вампир, которому нужна ее сила и кровь. Вернувшись к Арине домой, он помогает убрать наблюдательные маячки Кирилла и оставляет свое магическое животное для защиты.

Путем хитро расставленных ловушек Кириллу удается выманить Арину из дома и избавиться от ее охранника. Арина догадывается об обмане лишь в последний момент и успевает только предупредить об опасности Локи. Оказывается, Кирилл нашел способ, как завладеть элементалями всех четырех стихий, и для завершения ритуала ему необходима смерть Арины и Локи.

Чтобы успеть спасти Арину, Локи использует очень опасное заклинание телепортации. В финальном бою Локи удается убить Кирилла и самому заполучить силу четырех стихий. После чего он исцеляет девушку и признается Арине в любви.

Если вы написали книгу и хотите предложить её для рассмотрения в издательства, вам нужно знать — как правильно написать синопсис. Синопсис — краткое изложение книги, описывающее основные сюжетные линии и ключевые события. Синопсис следует отличать от аннотации . Главное различие синопсиса и аннотации в следующем: аннотация пишется для читателей, а синопсис — для издателей.

Синопсис, составленный в соответствии с нашими несложными рекомендациями, можно будет (вместе с рукописью книги) отправить в одно (или в несколько) издательств. Именно синопсисы (а не многостраничные тексты романов) читают сотрудники издательств, которые отвечают за прием рукописей. Кстати, есть универсальный ответ на вопрос: Как правильно написать синопсис? Написать нужно так, чтобы после прочтения было понятно, о чем книга, для кого книга и в чем ее главный интерес.

Синопсис не должен расхваливать книгу (для этого у автора есть друзья, родители и любимая девушка); в синопсисе нет места для подробных характеристик главных героев произведения (это лишнее, поверьте, остановитесь на одном-двух прилагательных: отважный, беспощадный или очаровательная); синопсис описывает, а не пересказывает книгу, поэтому избавьте, пожалуйста, рецензента (или редактора) издательства от лишних деталей.

Синопсис, по сути, служит одной-единственной цели — заинтересовать издателя. Если синопсис вдумчиво, внимательно прочитан от начала и до конца, если он не полетел в урну, а рассмотрен и (ура!) тянет за собой на рассмотрение и всю рукопись — цель достигнута, синопсис выполнил свою задачу. Собственно, он более и не нужен, дальше предметом обсуждения станет книга .

Итак, если вы хотите, чтобы вашу рукопись рассмотрели, а книгу издали и напечатали — начните с составления хорошего, дельного синопсиса. А иначе может случиться так: отправите рукопись и будете годами ждать у моря погоды...

Как правильно написать синопсис?

  • краткость — сестра таланта, не отягощайте синопсис лишними словесами, четко и по делу расскажите краткое содержание книги;
  • в начале синопсиса укажите автора книги, название, жанр произведения; слова «мировой бестселлер» и «открытие года», извините, не подойдут;
  • рассказать содержание книги — это значит рассказать содержание всей книги, а не первой и второй главы. Длинно получается? А вы длинно не пишите (вернитесь к первому правилу).
  • синопсис пишут от третьего лица (он, она, они), то есть примерно так: «Молодой щеголь Евгений в свое удовольствие живет в столичном центре, не работает и не учится. Он посещает развлекательные мероприятия, весело проводит время и не думает о будущем, так как впереди маячит богатое наследство…» (классный сюжет для рукописи , кстати, но использовать его не надо, это уже сделал один из авторов, Александр Пушкин).
  • синопсис должен быть интересным, оригинальным, захватывающим, только это (увы!) способно заставить дочитать его до конца и взять рукопись в работу. Написать такой синопсис не так уж и сложно — ведь у вас есть интересная, оригинальная, захватывающая книга, по которой вы и составляли синопсис!! Или нет?..
  • представьте, что вам, автору, выделили время на рекламу вашей книги на телевидении, в прайм-тайм! Но одно условие — надо уложиться в 30 секунд… о чем будете рассказывать?.. Как построите повествование?.. Придумали? Теперь садитесь и пишите синопсис.
  • ключевой момент для написания хорошего синопсиса — надо досконально знать содержание книги. Даже если вы не автор рукописи, если вас попросили написать синопсис — вы справитесь с задачей, только обязательно прочитайте книгу от начала и до конца.
  • в синопсисе не должно быть ошибок . Никаких ошибок вообще. Проколетесь — забудьте о приличном издательстве. Специалисты солидных издательских домов уважают себя и свое рабочее время и с человеком, который не имеет представления о грамотном тексте, работать не будут.

Если у вас нет времени на создание синопсиса, закажите его у наших специалистов.

Мы прочитаем вашу книгу, напишем синопсис и за вас разошлем рукопись в ведущие издательства.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения