Где хоронят цыган. Погребальные обряды цыган

Цыганские обычаи, связанные с похоронами - один из самых интересных в мире. Это кочевой народ, который не имеет общих устоявшихся традиций, связанных с уходом в мир иной. Живя в разных странах, эти люди заимствуют различные, в том числе похоронные, ритуалы.

Традиции, связанные у цыган с похоронами

Отношение у этого народа к смерти своеобразное - это одновременно и боязнь, практически отвращение к «грязному» процессу умирания и при этом крайнее почитание усопших. Казалось бы, это невозможно, но этот народ соединил вместе две этих противоположности.

  • Раньше этот народ просто закапывал своих усопших в степи, но, позже, цыгане решили, что просто так исчезнуть прах их родственников не может, и стали хоронить своих близких в могилах, уложенных кирпичом.
  • Вещи умершего считаются нечистыми, поэтому их спускают под землю вместе с телом покойного. По тому, какие вещи лежат в могиле, судят о богатстве ушедшего в мир иной. Иногда родственники, желая «пустить пыль в глаза» близким, докупают и кладут в могилу новые вещи, которых никогда при жизни у покойника не было, причем они кладутся не просто так, а расставляются, как в комнате, чтобы все видели, как хорошо жил усопший. Это чем-то напоминает погребение древнеегипетских фараонов.
  • Этот народ считает, что, умирая, человек загрязняет дом и постель, поэтому умирающего относят в шатер (бендеры), чтобы он ушел из жизни там. Умереть в своей кровати для них считается плохим знаком, ведь в этом случае постель становится «нечистой».
  • Вскрытие тела у цыган – это табу. Они ни за что не дадут это сделать, даже если врачи или правоохранительные органы настаивают на этом.
  • Отпевают покойного в гробу, а захоранивают по-разному, одни цыгане – в гробу, а другие – обмотанным коврами или дорогой тканью, ковер тогда стелют на дно склепа.

Похороны и поминки

  • Цыганские похороны – процесс длительный, тело покойного могут не предавать земле несколько дней. В это время в шатер, где он умер, приходят и прощаются с усопшим все, кто его знал, иногда это может затянуться на насколько дней.
  • Хоронят ушедшего в мир иной, в самой лучшей его одежде, женщинам надевают множество нарядных цыганских юбок.
  • К кремации одни цыгане относятся отрицательно, другие – соглашаются, а некоторые просят кремировать близкого человека. В этом случае урну с прахом могут не забирать из крематория и не предавать земле довольно долго.
  • Вообще похороны у этого народа довольно веселые, и больше похожи на день рождения ли свадьбу. Гости пляшут, поют и радуются, что покойный ушел в мир без слез, нужды и страданий.
  • Очень часто на погребение родственники приглашают оркестр, но вместо траурных похоронных маршей исполняются народные мелодии.
  • Поминки иногда продолжаются два-три дня и тоже не похожи на какое-то скорбное зрелище – те же песни, пляски и музыка. Иногда родственники остаются еще на четвертый день.
  • Некоторые представители этого народа делают поминки еще и на девятый и сороковой день, а некоторые – нет. Посты большинство цыган не соблюдают.

Так погребают умерших родственников российские цыгане. В других государствах этот народ исповедует иные религии (например, есть цыгане – мусульмане и даже иудеи), и тогда обычаи немного отличаются, но песнями и плясками в мир мертвых покойника провожают практически всегда.

Цыганская манера похорон часто поражает воображение нецыган. Она значительно отличается от европейских похоронных ритуалов.

Прежде всего, следует понимать, что многие особенности цыганских похорон, хотя бывают похожи на древнеевропейские языческие похороны, на деле имеют совсем другую "теоретическую базу", а именно напрямую проистекают из "культа старших-и-предков" и понятия ритуальной "нечистоты".

Почти весь цыганский закон вертится вокруг последнего понятия (и в этом некоторым образом схож с консервативным иудаизмом). Среди событий, являющихся в цыганской традиции "нечистыми" - смерть. Соответственно, умершие тоже являются нечистыми. У разных цыган разные представления о том, что становится нечистым из-за смерти человека:

1) у всех цыган - одежда, в которой он умер,
2) очень часто - то, чего он касался при умирании
(из-за этого в бедных кочевых семьях, чтобы не лишать семью единственной постели, старики, чувствуя приближение смерти, ложились прямо на землю, избегая касаться общей перины; важность перины в кочевой семье была очень, очень значительна, потому что считалось, что не имеющие перины и спящие прямо на земле рано умирают и много болеют... думаю, не без оснований так считалось)
3) у некоторых цыган - вообще вещи, принадлежвашие лично умершему (личная, не общая, одежда, украшения, посуда и т.п.)
4) иногда - родственники умершего.

В случае с родственниками умершего - они ели из отдельной посуды, не касались вещей, которыми думали пользоваться в дальнейшем, и людей. Потом скверна как бы сама собой с них "сползала", и они признавались "чистыми".
(есть ли где-то такое сейчас, я не уверена)

С вещами всё не так. От вещей избавляются. Прежде существовал обычай раздавать возле церкви нищим (нецыганам, которые скверны не боятся, поскольку цыганский закон ихз не касается) часть личных вещей умершего, а также сжигать их или выкидывать/закапывать. Другую часть хоронили вместе с умершим. Сейчас в могилу спускают обычно ВСЕ "нечистые" вещи, принадлежавшие покойнику.

Прежде покойников просто закапывали в гробу или - у некоторых цыган - сжигали. Но с некоторых пор широкое распространение получило мнение, что по отношению к предкам неуважительно позволять их праху просто исчезнуть, растворившись в земле или развеявшись по ветру. Могилы стали обкладывать кирпичами. Со временем могилы стали всё шире, тем более что обычай иметь личные вещи у цыган широко распространился в XX веке (традиционно большая часть вещей, в т.ч. одежды, считалась и до сих пор часто считается семейной собственностью), и туда стали складывать вещи, которые раньше отдавали нищим. Одной из причин последнего стало соображение, что потом этих вещей могут случайно касаться цыгане, по незнанию.

Ещё одно проявление уважения к предкам - заказывание надгробий с их портретами, возможно более роскошных, на их могилы, которыми эти могилы как бы украшаются.

(нет, я не думаю на английском, я просто три дня читала любовные романы)

Если вам кажется, что вы понимаете цыганское уважение к предкам, то вы нифига не понимаете. Потому что это не то уважение, которое привыкли оказывать в Европе. Это неистовое, детское, "лютое и бешеное" (ц) уважение, граничащее - но не доходящее до - обожествления.

Доходит до того, что цыгане помогают своим умершим... понтоваться. Они докупают умершему личные вещи. Умершему, понимаете? Чтобы вложить их в склеп/могилу. Чтобы те, кто прийдёт на похороны, видели, какой богатый был покойник (покойница). Той же цели служат изображения машин, украшений, домов на надгробьях (спасибо за наводящий вопрос lubech). Всему этому придаётся такое значение, что цыганский писатель Олег Петрович упоминает в книге "Бароны табэра Сапорони", как один цыган работал почти год исключительно на то, чтобы поставить соразмерное его уважению к умершему отцу надгробие.


Рисунок на надгробии как бы говорит нам: дом покойника был полной чашей; спасибо за фото lubech

И последний штрих - в последние десятилетия появилась особая мода, не просто складывать вещи умершего в склеп, но расставлять их там, словно в комнате. Выглядит так, как будто умершего подготовили к загробной жизни, аки египетского фараона:) хотя на деле этого не подразумевается. Делается просто ради красоты.

П.с. У цыган-христиан помимо сугубо цыганских ритуалов, описанных выше, соблюдаются также все христианские, вроде отпевания, поминок, сорокадневки.

П.п.с. Тут в комментах тема поста разворачивается:)

Сейчас на Земле проживает чуть более 10 млн. цыган, людей с интересными необычными устоями, которых можно встретить в любой части света, в любой стране, однако их традиции, как и языки - отличаются. Что касается религиозных верований, чаще всего они исповедуют религию, распространенную в той местности, где они проживают, поэтому есть цыгане-мусульмане, православные, иудеи.

Цыганские обычаи

У цыган есть свои традиции, которым они следуют, когда происходят те или иные события, а особенно если речь идет о смерти, подготовке усопшего к погребению и цыганских похоронах.

Как рассказывала в своем интервью потомственная цыганка Жанна из Минска (она второй раз замужем и имеет 3 детей), только у цыган, поселившихся на территории некоторых прибалтийских стран (Литва, Латвия) и скандинавских (Финляндия), поминки длятся 2-3 дня и проходят «с веселыми песнями и плясками», чем сильно отличаются от скорбных традиций, распространенных во всем мире.

В данном случае такое странное на первый взгляд поведение объясняется следующим: племена ромалэ веруют в то, что с физической смертью наступает избавление умершего от боли, страданий, проблем, одним словом - земных мучений, и он переходит в лучший мир.

Цыгане, проживающие во Франции, верили, что душа умирающего человека в момент смерти может переселиться в другое существо, поэтому ко рту умирающего подносили птичку, которую потом отпускали на волю.

Чужих тут нет

Чаще всего цыганские традиции сокрыты от посторонних глаз, а мы очень мало знаем об этой народности. Сами представители нации их не афишируют и не допускают «чужих». Поэтому вся известная нам информация о похоронах цыган собрана «по крупицам», рассказана теми людьми, которые присутствовали при захоронении (соседи, знакомые) или подготовке к нему (работники моргов, кладбищ).

Вы знаете, что у цыган вскрытие является табу? Поэтому когда несчастные случаи заканчиваются летальным исходом, прибывшие на место родственники препятствуют тому, чтобы судебно-медицинская экспертиза забирала тело в морг. Бывает, окончательное решение по этому спорному вопросу, когда вступают в противоречия культурные традиции и закон, принимается на уровне местных властей и цыганских баронов.

Вот еще несколько моментов, которые поведала русская девушка, присутствовавшая на цыганских похоронах. Она рассказала, что вплоть до погребения усопшего не оставляют одного; с ним рядом постоянно находятся родственники или знакомые того же пола, что и умерший.

«Когда все было готово, усопшего, тело которого располагалось на ковре, опустили в могилу без гроба, хотя предварительно его обмывали и оплакивали точно по христианским обычаям, с той лишь разницей, что над умершим читались не молитвы, а своеобразные заговоры», - поведала очевидица. Однако в наше время, а тем более в городах, случаи захоронения без гроба - большая редкость.

Легенды становятся ближе

Англичанин-полуцыган Рэймонд Бакленд (впоследствии он эмигрировал в США), который с детства увлекался оккультными науками и магией, написал книгу о тайнах цыганской жизни и традициях. Описанные там события в основном относятся к концу XIX века. Вот некоторые примеры.

Как бы ни звучало дико, но умирая, человек перемещался из вардо (его дом на колесах) в специально сооруженный шалаш (на их языке - бендеры). Ни один уважающий цыган не станет умирать в постели в доме.

В шалаше-бендерах собирались родственники, разговаривали, ели, пили, вели себя, как обычно. Когда момент смерти был близок, умирающего начинали подготавливать к переходу в другой мир. Он сам лично, если был в состоянии, из последних сил помогал обмыть себя специальными травяными отварами, после чего на него надевали новую одежду; если умирала женщина, на нее надевались многочисленные цыганские юбки (чаще всего их пять).

В момент отхода, начинались плач и рыдания, которые спустя какое-то время перерастали в грустное пение.

Кремация со всем нажитым имуществом

Вплоть до середины прошлого века, когда умирал глава семьи, его клали в вардо и сжигали вместе со всем имуществом. Сейчас эта традиция изжила себя, но до сих пор покойному чавела в гроб кладут его любимые вещи: например, курительную трубку, вилку с ножом, бубен, гитару и пр.

Если местность позволяет, умершего рома хоронят в укромном месте (лесу или степи) и не оставляют никаких опознавательных знаков, за исключением куста ежевики, который, по преданиям, оберегает место погребения от осквернения животными. После смерти стараются не упоминать имя усопшего, чтобы не потревожить его, а тем более не вызвать из мира мертвых.

Одни цыгане верят в перевоплощение души и считают, что она трижды возвращается на землю с интервалом в 500 лет; другие - в загробную жизнь; третьи - в то, что после смерти наступает бесконечная жизн. Но все они всегда точно следуют ритуалам, связанным со смертью и похоронами цыган.

Цыганская манера похорон часто поражает воображение нецыган. Она значительно отличается от европейских похоронных ритуалов.

Прежде всего, следует понимать, что многие особенности цыганских похорон, хотя бывают похожи на древнеевропейские языческие похороны, на деле имеют совсем другую "теоретическую базу", а именно напрямую проистекают из "культа старших-и-предков" и понятия ритуальной "нечистоты".

Почти весь цыганский закон вертится вокруг последнего понятия (и в этом некоторым образом схож с консервативным иудаизмом). Среди событий, являющихся в цыганской традиции "нечистыми" - смерть. Соответственно, умершие тоже являются нечистыми. У разных цыган разные представления о том, что становится нечистым из-за смерти человека:

1) у всех цыган - одежда, в которой он умер,
2) очень часто - то, чего он касался при умирании
(из-за этого в бедных кочевых семьях, чтобы не лишать семью единственной постели, старики, чувствуя приближение смерти, ложились прямо на землю, избегая касаться общей перины; важность перины в кочевой семье была очень, очень значительна, потому что считалось, что не имеющие перины и спящие прямо на земле рано умирают и много болеют... думаю, не без оснований так считалось)
3) у некоторых цыган - вообще вещи, принадлежвашие лично умершему (личная, не общая, одежда, украшения, посуда и т.п.)
4) иногда - родственники умершего.

В случае с родственниками умершего - они ели из отдельной посуды, не касались вещей, которыми думали пользоваться в дальнейшем, и людей. Потом скверна как бы сама собой с них "сползала", и они признавались "чистыми".
(есть ли где-то такое сейчас, я не уверена)

С вещами всё не так. От вещей избавляются. Прежде существовал обычай раздавать возле церкви нищим (нецыганам, которые скверны не боятся, поскольку цыганский закон ихз не касается) часть личных вещей умершего, а также сжигать их или выкидывать/закапывать. Другую часть хоронили вместе с умершим. Сейчас в могилу спускают обычно ВСЕ "нечистые" вещи, принадлежавшие покойнику.

Прежде покойников просто закапывали в гробу или - у некоторых цыган - сжигали. Но с некоторых пор широкое распространение получило мнение, что по отношению к предкам неуважительно позволять их праху просто исчезнуть, растворившись в земле или развеявшись по ветру. Могилы стали обкладывать кирпичами. Со временем могилы стали всё шире, тем более что обычай иметь личные вещи у цыган широко распространился в XX веке (традиционно большая часть вещей, в т.ч. одежды, считалась и до сих пор часто считается семейной собственностью), и туда стали складывать вещи, которые раньше отдавали нищим. Одной из причин последнего стало соображение, что потом этих вещей могут случайно касаться цыгане, по незнанию.

Ещё одно проявление уважения к предкам - заказывание надгробий с их портретами, возможно более роскошных, на их могилы, которыми эти могилы как бы украшаются.

(нет, я не думаю на английском, я просто три дня читала любовные романы)

Если вам кажется, что вы понимаете цыганское уважение к предкам, то вы нифига не понимаете. Потому что это не то уважение, которое привыкли оказывать в Европе. Это неистовое, детское, "лютое и бешеное" (ц) уважение, граничащее - но не доходящее до - обожествления.

Доходит до того, что цыгане помогают своим умершим... понтоваться. Они докупают умершему личные вещи. Умершему, понимаете? Чтобы вложить их в склеп/могилу. Чтобы те, кто прийдёт на похороны, видели, какой богатый был покойник (покойница). Той же цели служат изображения машин, украшений, домов на надгробьях (спасибо за наводящий вопрос lubech ). Всему этому придаётся такое значение, что цыганский писатель Олег Петрович упоминает в книге "Бароны табэра Сапорони", как один цыган работал почти год исключительно на то, чтобы поставить соразмерное его уважению к умершему отцу надгробие.


Рисунок на надгробии как бы говорит нам: дом покойника был полной чашей; спасибо за фото lubech

И последний штрих - в последние десятилетия появилась особая мода, не просто складывать вещи умершего в склеп, но расставлять их там, словно в комнате. Выглядит так, как будто умершего подготовили к загробной жизни, аки египетского фараона:) хотя на деле этого не подразумевается. Делается просто ради красоты. Собственно, сама эта мода заимствована у молдован.

П.с. У цыган-христиан помимо сугубо цыганских ритуалов, описанных выше, соблюдаются также все христианские, вроде отпевания, поминок, сорокадневки.

Считаются самыми интересными в мире. Отчасти по той причине, что народ это кочевой, и своих обычаев, связанных со смертью, у него относительно мало. Осёдлые цыгане (а их с каждым годом становится всё больше) заимствуют погребальные обряды у постоянно проживающих в данной области людей и щедро делятся с ними собственными – из тех, что помнят.

Из устоявшихся погребальных традиций у цыган можно назвать две: почитание усопших, доходящее до обожествления с последующим созданием культа – и отвращение к смерти, в целом, восприятие её и всего, что связано с процессом умирания, «грязным». На первый взгляд эти вещи выглядят взаимоисключающими, однако цыгане сочетают их достаточно естественным образом.

Культ предков относится непосредственно к телу покойного. Цыганские похороны всегда пышные, богатые. Нередки случаи, когда родственники умершего специально копят деньги годами для того, чтобы похоронить его достойно: в склепе или гробу, с принадлежавшими ему при жизни предметами, или хотя бы поставить над могилой самое дорогое надгробье не просто с выгравированными датами, а с портретом усопшего во всю плиту. Раньше вещи покойного раздавались нищим, но сравнительно недавно было решено, что таким образом «нечистые предметы» могут вновь попасть в руки кому-нибудь из цыган, поэтому всю одежду и т.д. теперь спускают туда же, под землю. А в процессе умирания больной старается не осквернять своими прикосновениями ни постель, ни родных и близких.

Телу же редко обеспечивают погребение сразу после смерти. Оповещают и дожидаются всех, кто знал покойника при жизни, на что уходят дни, а порой даже недели. Все эти люди прощаются с мертвецом лично, заходя в шатёр с телом, разговаривая с ним, порой – угощая чаркой. По верованиям российских (православных) цыган, в течение 40 дней после смерти человека душа пребывает рядом с его телом, поэтому всё видит, слышит и, конечно же, понимает. Впрочем, у цыган-мусульман этот обычай сейчас если и не утрачен целиком, то сокращён до минимума.

После длительного прощания устраивают, как и полагается, поминки, которые, в свою очередь, продолжаются день или два. На третий день близкие родственники покойного объявляют окончание поминок… Но это не значит, что все могут разъехаться по домам. Напротив, застолье будет идти своим чередом ещё целые сутки, уже больше похожее на обычную цыганскую пирушку с песнями и плясками. Нередко для него выбирают самую роскошную квартиру или дом, для которого и купить люстру подвесную не жалко, настолько он богато обставлен, украшен золотом и похож на какой-нибудь театр или дворец. Кстати, если вас интересует продажа отелей в Болгарии по низким ценам - переходите по ссылке ранее.

Что касается кочевых цыган, они проделывают всё то же самое, но, не имея возможности (часто – средств) хоронить каждого с надлежащей роскошью, зачастую не покупают места на кладбищах, просто выкапывая могилу на том, мимо которого проходят – а то и просто где-нибудь в поле или в лесу.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения