Директор Musée Yves Saint Laurent — о том, каким будет новый музей в Марракеше. Гений места: в Марракеше открывается музей Ива Сен-Лорана Ив сен лоран марокко

Заранее уже ставшего знаменитым, увековечивающего память легендарного кутюрье, и первого музея в Африке, посвященного истории моды.

Улицу Ива Сен-Лорана близ ботанического сада площадью 12 акров, разбитого художником Жаком Мажорелем , украсил элегантный терракотовый фасад. Создавая его, архитекторы бюро Studio KO вдохновлялись характерным узором, который так любил использовать модельер в своих работах, заодно имея в виду переплетение основы и утка в тканом полотне. Также авторы проекта в этом кубическом объеме подчеркнули парадоксальную способность мастера сочетать прямые и кривые линии.

С глухими внешними стенами контрастируют просторы светлого интерьера. Автор музейной сценографии, декоратор Кристоф Мартин использовал традиционные марокканские материалы: глазурованную плитку, гранит, древесину дуба и лавра.

Пространство площадью 400 кв. м делится на зоны: пространство для постоянной экспозиции и временных выставок, библиотека с фондом 6000 томов, зал на 150 мест, где будут проходить показы мод, концерты, симпозиумы по ботанике и берберской культуре, книжный магазин и кафе на 75 мест, спроектированное знаменитым дизайнером Ивом Таралоном . В музее есть архив с обширной коллекцией одежды, ныне принадлежащей другу модельера бизнесмену Пьеру Берже . Вокруг здания разбит сад с деревьями и растениями, характерными для пустыни.

Полсотни моделей одежды демонстрируют в залах в сочетании с предметами творческого вдохновения Ива Сен-Лорана, а также с фотографиями, архивными документами, интервью, которые транслируются на экранах.

  • Адрес: Rue Yves St Laurent, Marrakech 40090, Марокко
  • Телефон: +212 5243-13047
  • Сайт: www.jardinmajorelle.com
  • Время работы: с 8.00 до 18.00, без выходных

Жаркое солнце Востока так и манит к себе отдыхающих и туристов. Активная и насыщенна жизнь здесь в основном на побережьях – масса отелей, ресторанов, садов и парков. Но из всех правил есть исключения. И яркий тому пример в - это сад Мажорель в . Этот дивный уголок зелени среди красно-коричневых тонов города не оставляет никаких шансов пройти мимо.

Нотка истории сада Мажорель

Нотки Франции смешались здесь с духом Востока. И это неудивительно, ведь сад Мажорель в - творение рук французского художника Жака Мажореля. В 1919 г. он переехал в Марокко в поисках лекарства от страшной болезни – туберкулеза. В 1924 г. художник основал тут свою студию, разбив вокруг нее небольшой сад. Но поскольку Жак Мажорель был очень увлечен коллекционированием растений, то после каждой его поездки коллекция пополнялась и разрасталась. Сегодня сад занимает площадь около гектара. Это относительно немного, как большой супермаркет, но удовольствие и комфорт он приносит просто грандиозные! В тенях деревьев и растений сада Мажорель в Марракеше лучше всего прятаться от жаркого солнца .

После смерти Жака Мажореля сад пришел в упадок. Вторую жизнь в него вдохнул французский кутюрье Ив Сен-Лоран. Вместе со своим другом он выкупил сад у города, отреставрировал и обеспечил поддержание парка на должном уровне. В помещении старой студии находится небольшая выставка работ известного кутюрье, а после его смерти в 2008 г. в саду установлен специальный резервуар, в котором хранится прах Ив Сен-Лорана.

Чем интересен сад Мажорель для туристов?

Находясь поблизости с садом Мажорель, просто невозможно пройти мимо него. Во внимание сразу бросается контраст ярко-синего цвета с пышной зеленью. А ведь именно в этом заключалась идея художника - он покрасил здание своей мастерской ярко-синей краской. У входа посетителей встречает бамбуковая аллея. В саду можно найти растения из всех пяти континентов. Прекрасные виды дополняют огромное количество прудов, фонтанов, каналов. К слову, такое обилие водоемов неспроста – они обеспечивают должный уровень влажности для тропических растений. В некоторых водятся черепахи.

Сад Мажорель в Марокко украшен скульптурами, глиняными вазами и колоннами. Условно территория парка разделена на две части. На правой стороне растут тропические растения, левая – территория пустыни. Здесь можно увидеть целый парк кактусов самых разнообразных размеров и форм! В целом, в этом ботаническом саду насчитывается более 350 редких видов растений.

Сегодня сад Мажорель вмещает в себе еще и Музей исламского искусства. Здесь можно увидеть работы древних ремесленников Марокко – старинные ковры, одежда, керамика. Также в музее хранятся и около 40 работ художника. На территории парка есть возможность перекусить в кафе .

Как добраться?

Сад Мажорель расположен в новой части города Марракеша, среди переплетения узких улочек и новых домов. Добраться сюда можно на автобусе №4, к остановке Boukar-Majorelle. Для любителей восточной экзотики существует возможность нанять повозку. Ну и если хочется комфорта – конечно же, в городе действует сеть такси.

Фасад нового музея гармонично вписывается в пейзаж Марракеша

Ив Сен-Лоран впервые приехал в Марракеш в 1966 году. Для кутюрье это было удачное время: он только выпустил первый парфюм Y, представил очень успешную коллекцию по мотивам творчества художника Пита Мондриана и изобрел женский смокинг. В Марокко Сен-Лоран искал уединения, а нашел вдохновение. «Этот город научил меня цвету. В Марракеше я понял, что диапазон цветов, которые я и раньше интуитивно использовал, вышел из арабской одежды и интерьера – джеллаб, кафтанов и изразцовой плитки зулляйдж. Эта культура стала моей, но мне было недостаточно просто ее впитать. Я трансформировал ее и адаптировал для Европы».

Ив Сен-Лоран на площади Джамаа-эль-Фна в Марракеше

В своих мемуарах партнер Сен-Лорана Пьер Берже, который умер 8 сентября этого года, не дожив до открытия музея месяц, вспоминает, что в 1960–1980-е годы они приезжали в Марракеш с завидным постоянством: дважды в год на две недели – 1 декабря и 1 июня. Именно здесь Сен-Лоран садился за работу над кутюрными коллекциями. Дизайнер не просто искал в Марракеше вдохновение: он совершенно конкретно использовал ремесленные традиции берберов для своих коллекций. Например, для показа 1976 года он попросил местных мастеров соткать ткани так, как это делают для пошива джеллабы – традиционной берберской одежды, представляющей собой свободный халат из шерсти.

Вышитый красный плащ Yves Saint Laurent, коллекция Haute Couture, весна-лето – 1989

Уже позже, в 1980-е, Сен-Лоран и Берже купили в Марракеше виллу, а потом выкупили и «голубой» сад художника Жака Мажореля, спася его от уничтожения. Сегодня в саду Мажорель находится музей берберской культуры, а по соседству с музеем, на улице, названной в честь кутюрье, 19 октября откроется музей Ив Сен-Лорана – дань особым отношениям дизайнера с этим городом.

Музей берберской культуры в саду Мажорель

По словам директора музея Бьорна Дальстрома, работа над проектом шла два года. Для нового музея фонд Пьера Берже, который отвечает за наследие дизайнера, не пожалел архивов: в постоянной экспозиции разместили 5 000 личных вещей дизайнера, 15 000 аксессуаров из кутюрных коллекций и десятки тысяч скетчей. Бьорн Дальстром называет музей «полноценным культурным центром», посвященным, кстати, не только самому Сен-Лорану, но и берберской культуре, которую он очень любил. Здесь есть библиотека с 5 000 книг (некоторые, акцентирует внимание директор музея, датированы XVII веком), лекторий, театральный зал, книжный магазин, фотогалерея. График работы зала для временных выставок расписан на год вперед: сначала здесь пройдет ретроспектива Жака Мажореля, а после – выставки молодых местных художников, которые музей проведет в партнерстве с Марокканской биеннале.

Пьер Берже и Ив Сен-Лоран в Марракеше, середина 1970-х годов

Внешне музей выглядит лаконично: это несколько кубов терракотового цвета, покрытые тонким узором. Авторы проекта – Карл Фурнье и Оливье Марти, архитекторы парижской Studio KO. Марокко имеет для них особое значение: они поехали сюда на первые каникулы после открытия своей студии; здесь познакомились с Патриком Герран-Эрме, предпринимателем и миллиардером, который занимается реконструкцией исторических зданий в Марокко. Именно Studio KO Герран-Эрме доверил реконструкцию этих зданий, а также работу над несколькими отелями и ресторанами в Марокко, а Пьер Берже – работу над музеем. «Музей Сен-Лорана объединил две наши страсти – моду и Марокко», – говорят архитекторы.

Марракеш – не единственный город, в котором этой осенью появится музей дизайнера. 3 октября музей Сен-Лорана открывается и в Париже – в доме номер 5 по авеню Марсо, где дизайнер работал на протяжении 30 лет и где сейчас располагается здание фонда Пьера Берже – Ива Сен-Лорана. Парижский музей сосредоточится на кутюрном наследии дизайнера.

"Есть сад в Марракеше, к коему я испытываю реальную страсть."
Ив Сен-Лоран

Что надо обязательно посетить в Марокко?
Сад «Мажорель» Ив Сен Лорана, который находится в Марракеше.

О Ив Сен Лоране:

Ив Анри́ Дона́ Матьё Сен-Лора́н -модельер, который царил в мире высокой моды более 40 лет. После смерти Кристиана Диора, у которого Ив начинал ассистентом, в 1957 году встал во главе его модельного дома (ему был 21 год). Ввёл в женскую моду элементы мужского гардероба — кожаные пиджаки, сапоги по бедро и даже смокинги (1966). Считается основателем стиля унисекс.

О «Саде Мажорель»

Друг Ив Сен Лорана Пьер Берже говорил: "Когда мы с Ивом Сен-Лораном впервые приехали в Марракеш, то даже подумать не могли, что он станет для нас вторым домом."

Дизайнера и его спутника очаровал заброшенный сад с коллекцией экзотических растений со всего мира, который ранее принадлежал французскому художнику Жаку Мажорелю, в саду располагался его дом-мастерская. В 1980 году они купили его и начали восстановительные работы. Mногие постройки к тому времени пришли в негодность, редкие растения погибли, цвета потускнели.
Вилла и сад были восстановлены, приведены в порядок уникальные садовые постройки и сейчас «Сад Мажореля» (он до сих пор носит имя французского художника) является одним из самых полных собраний фауны со всего света и открыт для посетителей за символическую плату.

О коллекциях Ив Сен Лорана

В коллекциях «от кутюр» И. Сен-Лоран позволял себе смелые эксперименты со стилями. Обладая блестящим даром стилизации, он мог превратить в современную одежду практически любой творческий источник. В той же коллекции осень/зима 1966—1967 гг. были платья «поп-арт» — из трикотажного полотна с огромными аппликациями в виде губ, сердец, женских профилей и абриса тела. Их яркие цвета напоминали акриловые краски картин художников самого модного направления в искусстве 1960-х гг. — «поп-арта», а мотивы аппликаций — сюрреалистические модели Э. Скьяпарелли. Исторический костюм был прообразом костюмов с бархатными жакетами, отделанными кружевными воротниками, и кюлотами.
В летней коллекции 1967 г. И. Сен-Лоран обратился к этническому источнику — в коротких платьях для коктейля под девизом «Бамбара» он использовал мотивы первобытных украшений. Платья были сплетены из волокон льна и раффии и ярких деревянных бусин, дополнены украшениями в африканском стиле и стилизованными африканскими прическами. В летней коллекции 1968 г. он предложил стиль «сафари» — модели из хлопка по мотивам колониального костюма. В этой же коллекции были прозрачные блузы, смокинги и комбинезоны с шортами. В 1968 г.Коко Шанель назвала И. Сен-Лорана своим духовным преемником, впервые признав его заслуги. В 1969 г. Сен-Лоран поразил публику яркими блузами и юбками, имитирующими лоскутную технику, несомненно, навеянными образами хиппи, и прозрачными платьями, отделанными страусовыми перьями. В летней коллекции 1969 г. появился первый брючный костюм мужского типа, который был символично назван «Лейтмотив». Эти костюмы станут таким же символом стиля Сен-Лорана, как и смокинг.

Мои впечатления:

Очень необычен цвет виллы -ярко-голубой, пруд с лотосами и золотыми рыбками. И экспозиция графических работ Маэстро на тему "Любовь".

Высказывания Ив Сен Лорана

Любовь — лучшая косметика. Но косметику купить легче.

С годами я понял, что самое главное в платье — это женщина, которая его надевает.

В этой жизни я жалею лишь об одном — что джинсы придумал не я.

Одежда должна быть подчинена личности женщины, а не наоборот.

Путешествовать так здорово!
Нона Дронова

Сад Мажореля (Majorelle garden) - одна из главных достопримечательностей Маракеша. Этот великолепный сад создал в Марракеше французский художник Жак Мажорель. Сад небольшой по размеру, однако он поражает воображение обилием цветов и прекрасных деревьев.

В 1919 году французский художник Мажорель приезжает в Марокко лечить легкие. В 1924 покупает в Марракеше виллу в маррокканском стиле и остается жить здесь навсегда.Вокруг виллы разбивает сад своей мечты, который вдохновлял его на творчество. После смерти художника виллу и участок покупает Ив Сен-Лоран, находивший здесь тоже источник вдохновения. Сейчас вилла и сад - в ведении муниципалитета города и открыта для посетителей.


Мажорель был страстным коллекционером экзотических растений, он финансировал ботанические экспедиции по всему миру. Его сад собрал в себе растения со всех пяти континентов. Некоторые смело называют этот садовый ландшафт одним из чудес света.


После смерти Жака Мажореля в 1962 году, сад некоторое время был заброшен, а дом шел под снос. Но известный французский кутюрье Ив Сен-Лоран и его друг Пьер Берже в 1980 году выкупили территорию сада и взяли на себя заботу о его восстановлении и поддержании.


Было потрачено немало сил и средств и на восстановление дома. Старая студия художника была переделана под небольшой музей исламского искусства. Сейчас здесь можно видеть акварели Мажореля, посвященные природе и ландшафтам южного Марокко. Также здесь находятся частные коллекции Ив Сен-Лорана.


Мажорель, как и Клод Моне, был увлечен коллекционироваием растений, финансировал ботанические экспедиции, поддерживал деловые отношения с ботаниками всего мира, обменивался с ними редкими экземплярами. Из своих поездок он привозил североамериканские и мексиканские кактусы, азиатские лотосы, необыкновенные растения из Южной Африки.

Сад совсем маленький (общая территория около одного гектара), но он так ловко спланирован с тропинками, вьющимися среди растений и деревьев, что он выглядит намного больше, чем он есть в действительности.

Он является домом для сотен экзотических растений и деревьев с пяти континентов. К ним относятся кактусы, бамбук, кокосовые пальмы, оливковые деревья, цветущие горшечные растения, кустарники, а также водные растения.

Здесь проложены каналы, созданы фонтаны, мраморные бассейны с растущими в них лилиями. В саду обитает более 15 видов птиц, природным ареалом которых является регион Северной Африки .

Усадьба и сад Мажореля на протяжении многих лет были источником вдохновения великого Кутюрье Ива Сен-Лорана. Ив Сен-Лоран считается одним из самых из самых громких личностей в французской моде в 20 веке. Пик его популярности в мире высокой моды пришелся на 1960-е и 1970-е годы.

В 1983 году он стал первым модельером в истории, которому при жизни была посвящена выставка в нью-йоркском музее Метрополитен. В 2001 году он был удостоен ордена Почетного легиона от французского президента Жака Ширака.

Он стал первым дизайнером, который начал пользоваться услугами черных моделей на подиумах во время демонстрации модельной одежды. Благодаря ему в женской моде появились элементы мужского гардероба - брюки, кожаные пиджаки, сапоги по бедро и даже смокинги.

Восстановленный и возрожденный сад поделен четырьмя пешеходными аллеями так, что возникают узоры из ярких тропических цветов. Ассортимент увиденного Вами на территории сада впечатляет: лес из бамбука, бугенвилия, юкка, лавр, герань, гибискус, кипарисы, 400 видов и подвидов пальм, 1800 видов кактусов. В прелестном, и не в таком уж маленьком пруду, заросшем папирусом, цветут кувшинки и живут лягушки и рыбки, функционирует очаровательный фонтан.


Последний раз великий Кутюрье посетил Маракеш в ноябре 2006 года а в 2008 году его не стало. Тело Ив Сен-Лорана кремировали а его останки были развеяны в ботаническом саду Мажореля, в котором он часто находил уединение и покой. Вот как великий модельер описывал свои впечатления об этом божественном месте: “Вот уже много лет, как я нахожу в cаду Мажорель неиссякаемый источник вдохновения, и мне часто снятся его неповторимые цвета и краски”.


Еще со времен Мажореля, здесь представлены широкие вазы из обожженной глины желтого, зеленого или "живого" синего цвета. Они резко контрастируют между собой - различные оттенки зеленого, лимонная желтизна и особенный синий цвет, который зимой приобретает тот же оттенок, что и небо.

Поражает обилие воды в саду. Множество прудиков, фонтанов, оросительных и декоративных каналов поддерживают высокую влажность и создают практически тропический климат для растений. Мощеные камнем тропинки настолько скрыты от горячего солнца кронами деревьев и лиан, что возникает ощущение, что ты забрел в джунгли.

Главным элементом дизайна сада стало использование местных засухоустойчивых деревьев и других растений Марокко, особенно пальм, кактусов и других суккулентов, цветочные растения здесь представлены мало.

Мажорель включает в себя характерные черты водного сада по образу сада знаменитого французского импрессиониста Клода Моне в Живерни, а также традиционных исламских оросительных каналов и фонтанов.



Справа от мастерской притаился пруд, как будто бы дикий, гладь его поверхности щедро усыпана кувшинками и водяными лилиями; края спрятаны в зарослях болотных трав. То там, то тут можно увидеть философски созерцающих мир лягушек. От пруда во все стороны разбегается узор тропинок, манящих своей уединенностью и яркими пятнышками расставленных в них глиняных горшков с растениями.

Посетители сада могут посидеть или даже прилечь на приютившихся на тропинках таких удобных скамеечках, все способствует душевному покою и расслаблению, чувственному ощущению полной гармонии. Все элементы этого необыкновенного сада: и живые, и неживые - пребывают в абсолютной гармонии, рассчитанной и построенной талантом художника.


Еще одним новшеством стала культивация экзотических растений, которым непросто было выдерживать засушливый местный климат, например бамбук с Индокитая и южно-африканские лилии. В конце концов, коллекции редких и очень красивых кактусов, суккулентов, засухоустойчивых луковичных растений и пальм со всего мира прижились и растут здесь, нередко достигая огромных размеров.

В саду расположен павильон, бывший дом художника, который отличается своей архитектурой. Жак Мажорель пристально изучал искусство марокканских ремесленников, которое поражало и вдохновляло его своей утонченностью и самобытностью, что в дальнейшем и нашло отражение в дизайне дома. Идея Жака Мажореля заключалась в том, чтобы выкрасить дом в ярко синий цвет, который бы резко контрастировал с пышной растительностью сада. Впоследствии, этот цвет назвали "Синий Мажорель".

После смерти Жака Мажореля в 1962 году, сад некоторое время был заброшен, а дом шел под снос. Но известный французский кутюрье Ив Сен-Лоран и его друг Пьер Берже в 1980 году выкупили территорию сада и взяли на себя заботу о его восстановлении и поддержании. Было потрачено немало сил и средств и на восстановление дома.

Старая студия художника была переделана под небольшой музей исламского искусства. Сейчас здесь можно видеть акварели Мажореля, посвященные природе и ландшафтам южного Марокко. Также здесь находятся частные коллекции Ив Сен-Лорана.

Левая сторона отдана коллекции представителей разнообразных кактусов и суккулентов - это территория пустынь, правая - это территория тропиков. На сравнительно небольшой площади создателям сада удалось сочетать очень разные по стилю и потребностям растений ландшафты. Взгляд моментально притягивает пустынная растительность

Сама природа подсказала решение - столбовидные, до 15 метров высотой, цереусы в сочетании со стройными саговниками, хамеропсами, финиковыми пальмами наполняют пространство грациозными вертикалями.


«Сад Мажореля», который до сих пор носит имя французского художника, является одним из самых полных собраний фауны со всего света. Многие считают его единственным в своем роде.


Тут и там попадаются группки ферокактусов, эхинопсисов, трихоцереусов, цветущие или уже с плодами. Встречаются округлые компактные экземпляры, а так же изогнутые, похожие на приготовившихся к броску змей. Есть и солитеры, но их не много. Ну и, конечно, знаменитые эхинокактусы грузони, прозванные в народе «стул для тещи». Их тут такое количество, что ни одна теща не уйдет не «отдохнувшей».

Между кактусами и пальмами можно наблюдать разнообразные суккуленты - потрясающие алоэ, агавы, молодила, привлекающие к себе вниманием кто своими соцветиями, а кто пятнистыми, бугорчато-пупырчатыми, шиповатыми листьями. Растения никогда не достигнут такого размера, возраста и цветения в условиях квартир, такое великолепие можно созерцать лишь в природе и иногда в оранжереях.

На главной аллее, ведущей к вилле, расположен длинный водоем, в конце которого находится маленькая беседка в марокканском стиле. Она утопает в зелени экзотических растений, представленных здесь во всем своем многообразии.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения