Литература по биографии катаева. Катаев валентин петрович

Валенти́н Петро́вич Ката́ев (16 января 1897, Одесса, Российская империя — 12 апреля 1986, Москва, СССР) — русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист. Герой Социалистического Труда (1974).

Катаев Валентин Петрович родился 28 января (по новому стилю) 1897 года в Одессе в семье учителя. Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал еще гимназистом в 1910 году в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне.
Становление писателя Катаева

В 1919 Катаев был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА, посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с Ю.К.Олешей, Э.Г.Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов.

С 1922 жил в Москве, являлся постоянным сотрудником газеты «Гудок» (с 1923), печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица). В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне («Опыт Кранца», 1919; «Золотое перо», 1920; «Записки о Гражданской войне», 1924, где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего, с возвышенным описанием «красных» героев и сатирической прорисовкой белогвардейцев). В этот период были написаны авантюрно-утопические романы о мировой революции («Остров Эрендорф» , «Повелитель железа» , оба 1924) .

Катаев был увлечен экспериментами в области формы, в его прозе появились странные персонажи - загадочный оксфордский студент сэр Генри, черт в темном пиджаке и белых манжетах и другие фигуры, заставляющие вспомнить об Э. Т. А. Гофмане и Э. По («Сэр Генри и черт», 1920; «Железное кольцо», 1923).

Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов «Бородатый малютка», 1924; «Самое смешное», 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики» (1926). Это фантасмагорическая история бухгалтера Прохорова и кассира Ванечки, которые, соря казенными деньгами, колесят по России в поисках красивой жизни. Действие происходит в период НЭПа, и перед персонажами предстает безотрадная картина убогого советского быта и наглого нэпманства. Повесть была переведена за рубежом, стала бестселлером в США.

Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечена комедия «Квадратура круга» (1928). После поездки в Магнитогорск Катаев написал роман-хронику «Время, вперед!» (1932), название которого подсказал ему В. Маяковский. Книга проникнута верой Маяковского в то, что начало первой пятилетки может быть воспринято как заря новой эры. Главные герои романа - инженер Маргулиес, Загиров, бригадир бетонщиков Саенко - видят смысл своей жизни в труде, опережающем время и преображающем жизнь.

В повести «Белеет парус одинокий» (1936) , главными героями которой стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего - суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и т.д., сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг.

Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева «Я, сын трудового народа» (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи - бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи.
Катаев о Великой Отечественной войне

В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (1945; Государственная премия, 1946), рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноименная пьеса, снят фильм (1946, реж. В.М.Пронин). Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса «День отдыха» (1947).
Катаев и журнал «Юность»

В 1957-1962, будучи главным редактором журнала «Юность», Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» т.н. шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в т.ч. В.П.Аксенову и А.Т.Гладилину). В 1964 писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине «Маленькая железная дверь в стене». В цикле мемуарных произведений Катаева (повести «Святой колодец», 1965; «Трава забвения», 1967; «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», 1972; «Алмазный мой венец», 1975; «Сухой Лиман», 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открылись новые грани таланта писателя: глубина проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединенные с живой способностью к художественному смещению времени и пространства.

В повести «Уже написан Вертер» (1979) Катаев показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечен герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в черных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.

В «Юношеском романе» (1982) Катаев рассказал историю, похожую на старинный романс: о любви молодого солдата Пчелкина к генеральской дочке. Это роман в письмах, строительным материалом которого стали архивные находки.
Последние годы жизни Катаева

Последняя книга Катаева «Сухой Лиман» (1986) почти не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Жизнь пропущена сквозь призму далеких воспоминаний в соединении с поэтической фантазией.

Валентин Петрович Катаев Валентин Катаев Дата рождения: 16 (28) января 1897(18970128) Место рождения … Википедия

Катаев Валентин Петрович. Катаев Валентин Петрович (1897 1986) Русский писатель. Брат Евгения Петровича Катаева (Евгений Петров.). Афоризмы, цитаты Катаев Валентин Петрович. Биография Нет такого горя, которое бы не отступило перед жизнью. И это … Сводная энциклопедия афоризмов

Катаев, Валентин Петрович - Валентин Петрович Катаев. КАТАЕВ Валентин Петрович (1897 1986), русский писатель. Брат Е.П. Петрова (смотри Ильф И. и Петров Е.). В пьесах 20 х гг. (Квадратура круга, 1928) осмеяние мещанства. Роман Время, вперед! (1932) посвящен… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (р. 1897), рус. сов. писатель. В 1936 написал повесть для юношества «Белеет парус одинокий». Центр. образ символ «паруса» несет у К., как и у Л., утверждение идеала жизненной активности, поэзию «бури», противопоставленной покою. В новой историч.… … Лермонтовская энциклопедия

- [р. 16(28).1.1897, Одесса], русский советский писатель. Член КПСС с 1958. Родился в семье учителя. Брат писателя Е. П. Петрова. Начал печататься в 1910. В 1915‒17 был на фронте. В годы Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской… … Большая советская энциклопедия

- (1897 1986) русский писатель, Герой Социалистического Труда (1974). Брат Е. П. Петрова (см. Ильф И. и Петров Е.). В пьесах 20 х гг. (Квадратура круга, 1928) борьба с мещанством. Роман Время, вперед! (1932) посвящен социалистическому… … Большой Энциклопедический словарь

- (28.01.1897, Одесса 12.04.1986, Москва), русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1946 за повесть «Сын полка»); Герой Соц. Труда (1974). Прозаик, драматург, журналист, поэт. Автор известных пьес («Квадратура круга», 1928), романов… … Энциклопедия кино

Современный писатель. Род. в Одессе в семье учителя. Печатался в "Одесском листке", в журналах "Весь мир", "Пробуждение", "Лукоморье". В 1915 ушел добровольцем на войну. Был дважды ранен, раз… … Большая биографическая энциклопедия

- (1897 1986), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1974). Брат Е. П. Петрова (см. Ильф И. и Петров Е.). В пьесах 20 х гг. («Квадратура круга», 1928) борьба с мещанством. Роман «Время, вперёд!» (1932) об индустриализации; в повести… … Энциклопедический словарь

- (1897, Одесса — 1986, Москва), писатель, Герой Социалистического Труда (1974). Брат Е.П. Петрова (см.). С 1922 жил в Москве. С 1923 постоянный сотрудник газеты «Гудок» (Китайский проезд, 9/5), «Правда», «Труд», «Рабочей газеты». В круг… … Москва (энциклопедия)

Книги

  • Собрание сочинений в 6-ти томах , Катаев Валентин Петрович. Валентин Петрович Катаев (1897-1986) - один из основоположников советской литературы, занимающий в нашей культуре особое место. Книги Катаева-это художественные хроники, сфокусировавшие в…
  • Святой колодец. Трава забвенья , Катаев Валентин Петрович. В 1964 году, на рубеже 70-летия, оставив должность главного редактора журнала "Юность", Валентин Петрович Катаев (1897-1986), один из самых известных, признанных и любимых советских…

Один из наиболее ярких представителей юго-западной школы родился в Одессе 28 января 1897 г. в доме на улице Базарной, 4. Его отец – Петр Васильевич Катаев – сын священника из Вятки, мать Евгения Ивановна – дочь полковника Бачея (по семейной версии, Бачеи были родственниками Н.В. Гоголя). В 1902 г. в семье Катаевых родился второй сын Евгений (будущий Евгений Петров). В 1903 г. мать умерла, и детей помогала воспитывать ее младшая сестра, Елизавета Бачей. Семья неоднократно меняла квартиры, они жили на ул. Канатной, 85; Пироговской, 3; Уютной, 7 (по новой нумерации – 8); Отрадной, 10 (здание не сохранилось); Успенской, 2.

Катаев учился в Пятой мужской гимназии, начал писать стихи с 9 лет, первое стихотворение было опубликовано в 1910 г. В 1911 семья Катаевых побывала за границей – в Италии. Спустя год, в 1912, вышла первая маленькая книга – рассказ о пасхальном поцелуе. В 1915 году Катаев поступил вольноопределяющимся в действующую армию, до лета 1917 служил в 64 артиллерийской бригаде, дважды ранен, награжден орденом Св. Анны IV степени.

В конце 1917 Валентин Катаев вернулся в Одессу и стал одним из самых активных участников литературной жизни. По воспоминаниям совре-мен-ни-ков, именно он организовал один из наиболее известных литературных кружков того времени – “Зеленую лампу”. Во время смен властей в 1919 ему пришлось воевать и в Красной (летом) и в Добровольческой (осенью) армии. Как позднее вспоминал сам Катаев, и сидеть ему пришлось и в контрразведке, и в чрезвычайке. Весной 1920 г. Катаев и его младший брат были арестованы ЧК, и освобождены летом того же года (по воспоминаниям, их спас писатель Андрей Соболь). После освобождения Катаев работал в ЮгРОСТА, а затем вслед за В. Нарбутом , руководившим ЮгРОСТА, Катаев и Олеша в 1921 переезжают в Харьков (в те годы столицу Украины).

С 1922 г. жил в Москве. Катаев работал в газете железнодорожников “Гудок”, его фельетоны выходили под многочисленными псевдонимами (один из них “Старик Саббакин” стал шутливым прозвищем). В комнате Катаева в Мыльниковом переулке находили приют на первых порах все одесситы, перебиравшиеся в Москву.


Э. Багрицкий , В. Катаев, Я. Бельский. Одесса, 1925 г.

Катаев печатался в газетах “Правда”, “Труд”, “Накануне”, “Рабочей газете”, журнале “Крокодил”. Выходят книги его рассказов, повесть “Растратчики” (1926), он становится драматургом – написанные в 1928 году пьесы “Квадратура круга” и “Растратчики” (по мотивам повести) шли на сцене МХАТ и за границей. В 1932 был на строительстве Магнитогорска, описанном в повести “Время, вперед!”. Повесть “Белеет парус одинокий” (первая часть эпопеи-тетралогии “Волны Черного моря”) написана в 1936. Это первая из книг автобиографического “одесского цикла”. Героями ее становятся семья Катаевых, в книге он использует фамилию матери – Бачей. Как писал позднее сам автор, он хотел “скрестить Пинкертона с Буниным ” – развлекательный сюжет с отточенным литературным языком. Катаев был одним из наиболее успешных писателей одесской школы в 1930-е гг. Одно из наиболее известных в те годы его произведений – повесть о Гражданской войне на Украине “Я, сын трудового народа...”, написанная в 1937. По ее мотивам была написана опера С. Прокофьева “Семен Котко”.

Во время Отечественной войны Катаев работал в Радиокомитете и в Совинформбюро, был военным корреспондентом “Правды” и “Красной звезды”. В 1946 получил Сталинскую (Государственную) премию за повесть “Сын полка”. В 1948 он пишет продолжение “Белеет парус одинокий” – повесть “За власть Советов” (“Катакомбы”) (4-я часть тетралогии “Волны Черного моря”) – об оккупации Одессы и борьбе подпольщиков. Повесть подверглась резкой критике, в том числе за недостаточно ярко выраженную роль партии в руководстве подпольем. В 1951 г. Катаев написал второй вариант повести. Вторая часть тетралогии “Хуторок в степи”, где вновь использованы реальные события из жизни семьи Катаевых (поездка в Италию) вышел в 1956 г., третья – “Зимний ветер” – о Гражданской войне, с описанием романа с Ирен Алексинской – вышла в 1961 г.

В 1955-1961 гг. Катаев был главным редактором журнала “Юность”. Оставил пост главного редактора по собственному желанию, чтобы без помех заняться литературной работой. Именно катаевская “Юность” стала стартовой площадкой молодых поэтов и прозаиков – шестидесятников.

Начиная с повести “Маленькая железная дверь в стене” (1964) В. Катаев использует стилистику, названную им “мовизмом” (от французского слова “плохой”).

В основе его следующих книг использованы реальные события биографии писателя и его предков.

Сюрреалистические сдвиги – времени, свобода ассоциаций.

Ирен Алексинская

Так написаны “Святой колодец” (1965), “Трава забвенья” (1967) – о встречах с И. Буниным и В. Маяковским, “Кубик” (1969), “Разбитая жизнь или волшебный рог Оберона” (1972) – о детстве и Одессе начала века, “Кладбище в Скулянах” (1975). В повести “Алмазный мой венец” (1978) под прозрачными псевдонимами выведены одесские и московские писатели, события литературной жизни Одессы и Москвы 1910–20-х гг. Одно из самых известных произведений – “Уже написан Вертер” (1980). Впервые после 1920-х годов в советской литературе появляются сцены казни в ЧК. При жизни Катаева повесть была опубликована только один раз – в журнале “Новый мир”, и не вошла в собрание сочинений. “Юношеский роман моего друга Саши Пчелкина, рассказанный им самим” (1982) вновь описывает (уже без политизированности) историю романа с Ирен Алексинской. Последние повести В. Катаева “Спящий” (1984) – об Одессе времен Гражданской войны, “Сухой лиман” (1986).


После бесцветной прозы тридцатых-пятидесятых годов Валентин Катаев вновь, как и в двадцатые годы, доказал, что он блестящий стилист, большой русский писатель.

В.П. Катаев – Герой Социалистического Труда (1974), награжден тремя орденами Ленина, орденами, медалями. С 1973 г. он член-корреспондент Майнцской академии (ФРГ), с 1976 – член Гонкуровской академии (Париж).

Лишь в 2009 году в Москве была издана книга В. Катаева.

Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева.

На доме по ул. Базарной, 4, где родился Валентин Петрович, установлена мемориальная доска.



12 апреля 2013 года на фасаде Одесского аграрного университета (ул. Пантелеймоновская, 13) открыта мемориальная доска братьям Катаевым – Валентину и Евгению (он же Евгений Петров) – именно здесь располагалась 5-я мужская гимназия, в которой учились литераторы.

Доска установленна по инициативе учащихся 7-го класса интерната №2.

Алена Яворская,
заместитель директора по научной работе
Одесского литературного музея

"Белеет парус одинокий", отрывок, читает В.П. Катаев

2 сентября 2017 года, к 223-летию со дня основания Одессы, на Аллее Звезд появилась новая звезда – в честь Валентина Петровича Катаева.

Имя: Валентин Катаев (Vakentin Kataev)

Возраст: 89 лет

Деятельность: писатель, сценарист, военный корреспондент

Семейное положение: был женат

Валентин Катаев: биография

«Сын полка», «Белеет парус одинокий» - в 70-80-е советские школьники зачитывались этими увлекательными произведениями, пропитанными духом приключений и детского героизма. Впрочем, их автор Валентин Петрович Катаев вошел в историю русской литературы не только как детский писатель. Его перу принадлежат многочисленные романы, рассказы, повести – в литературное наследие Катаева входят более 130 произведений.

Детство и юность

Биография Вали Катаева начинается с Одессы конца XIX-начала XX века. В этом шумном южном городе на стыке двух столетий, 28 января 1897 года, родился будущий писатель. Отец Петр Васильевич Катаев, преподаватель в духовном училище, и мать, генеральская дочь Евгения Ивановна Бачей, с раннего детства привили сыновьям любовь к книгам и чтению.


Пронеся эту страсть через всю жизнь, оба брата посвятили себя литературе: младший брат Катаева – Женя – стал известен под псевдонимом как автор знаменитых романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» в тандеме с (Файнзильбергом).

Мальчики рано остались без матери: она скончалась от воспаления легких вскоре после рождения Жени. Отец, овдовев, больше не женился, с воспитанием детей стала помогать сестра Евгении Ивановны. Тетя была очень доброй, но маму заменить маленькому Вале не могла. Травма от потери навсегда осталась в душе ребенка.


Отдушину мальчик искал в творчестве. С 9 лет, уже будучи гимназистом, он стал писать стихи, которые читал всем домашним, ища одобрения. Став постарше, юноша стал носить написанное в редакции уже в поисках профессиональной оценки. И первый успех пришел к нему в 1910 году, когда в издании «Одесский вестник» впервые было напечатано стихотворение «Осень», а потом и другие сочинения, в том числе рассказы и фельетоны.

Долго наслаждаться творческим успехом Катаеву не пришлось. Началась Первая мировая война (1914-1918), и в 1915 году, так и не окончив гимназию, юноша ушел добровольцем на фронт.

Война

Службу Катаев начал рядовым артиллеристом. Дважды получал ранения, был отравлен ядовитыми газами, отчего голос его до конца остался с легкой хрипотцой. Писатель был демобилизован в чине прапорщика осенью 1917 года после тяжелого ранения в бедро. С войны Катаев вернулся с наградами: два Георгиевских креста и орден Святой Анны.


Молодой Валентин Катаев в военной форме

Не успели отгреметь залпы Первой мировой, как в стране разгорелась война Гражданская. Этот период биографии Валентина Катаева описан противоречиво. В одних источниках говорится, что с 1919 года он воевал в рядах Красной армии, командовал артиллерийской батареей. Но существует и альтернативная версия, согласно которой Катаев примкнул к «красным» позже, а в начале состоял добровольцем в Белой армии генерала , за что был впоследствии арестован чекистами.

Так или иначе, тяготы военной жизни Катаев пережил сполна и описал их в повести «Записки о гражданской войне» (1920), рассказе «Отец» (1928).

Литература

С 1922 года в жизни и творчестве Катаева наступает новый этап: писатель переезжает из Одессы в Москву, работает в газете «Гудок». Его круг общения - многие таланты того времени: , Илья Ильф, Эдуард Багрицкий. Все они вслед за Катаевым уехали из Одессы покорять столицу, и удачливый первопроходец помогал им обустроиться.


Начинающий писатель Валентин Катаев

Удача действительно улыбалась молодому писателю. Его талант, наконец, признан в столице. Публикация повести «Растратчики» (1926), в которой автор в сатирической манере критикует социальный бич того времени – присвоение казенных денег, отмечена большим успехом. Сам предложил Катаеву поставить по мотивам повести пьесу. И вскоре она прошла на сцене МХАТа. А вторая пьеса «Квадратура круга» была поставлена на нью-йоркском Бродвее.

Вслед за старшим братом покорять Москву приехал и Катаев-младший, которого Валентин Петрович стал вовлекать в писательскую среду.

«Каждый интеллигентный, грамотный человек может что-нибудь написать», - говорил он.

Примечательно, что, напутствуя брата, Катаев инициирует написание авантюрного романа о спрятанных во время революции бриллиантах. Идеей он делится с Евгением и другом Ильей Ильфом, приглашая их написать черновик романа, который бы потом сам усовершенствовал и продвинул к публикации.


Что из этого вышло, уже общеизвестно. Ильф и Петров (Евгений взял псевдоним по имени отца) блестяще справились с задачей без наставничества. Написанный роман разошелся на цитаты, а в благодарность за идею издан с посвящением Валентину Катаеву.

Валентину Петровичу суждено было пройти три войны. В годы Второй мировой он вновь надел военную форму и отправился на передовую. Работал фронтовым корреспондентом, писал очерки, статьи, фотографировал. Известным произведением того времени стала повесть «Сын полка» (1945): образ главного героя Вани Солнцева олицетворяет трагические судьбы многих детей в годы войны.


К детской теме Катаев обращается еще в довоенные годы, когда пишет повесть «Белеет парус одинокий», в которой автор погружается в атмосферу родной Одессы. В героях Пете и Павлике, которые вовлечены в круговорот приключений на фоне разрушенного революцией 1905 года города, угадываются черты самого Катаева и его брата Жени.

Повестью «Белеет парус одинокий» (1936) открывается тетралогия «Волны Черного моря», в которую позже вошли романы «Катакомбы» (1951), «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960-1961).


Если «Парус» лишь отчасти можно назвать автобиографическим, то роман «Алмазный мой венец» критики открыто назвали мемуарным. Сам писатель с такой трактовкой не был согласен и даже отказался от жанрового определения роман.

«Это свободный полет моей фантазии, основанный на истинных происшествиях», - говорил он.

Катаев работает над книгой в 1975-77 годах, а описываемые события относят читателя в мир литературной богемы 20-х годов.


Оригинальность произведения в том, что при реальной основе сюжета герои, а это известные писатели и поэты – современники автора, завуалированы псевдонимами-масками. А новизна в том, что Катаев впервые написал в непривычном для себя стиле, жанре и направлении.

Личная жизнь

Первое упоминание о личной жизни писателя связано с именем Ирины Алексинской. Нежные чувства к девушке, живущей по соседству, стали первой любовью юноши. О первом браке Катаева доподлинно ничего не известно, а вот второе супружество оказалось счастливым. С Эстер Бреннер они поженились в 1931 году. Невесте было всего 18 лет, Катаеву – 34.


Валентин Петрович ласково называл жену Эста. В 1936 году у пары родилась дочь Евгения, а в 1938 - сын Павлик. Дочь Валентин Петрович обожал. Маленькая Женя стала прототипом героинь сказок «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик». Дочь Евгения подарила родителям первую и единственную внучку Валентину.

Смерть

Уже будучи глубоко пожилым, Катаев перенес сложную операцию по удалению раковой опухоли. Но причиной смерти стала не онкология. Писатель умер спустя 12 лет от инсульта, на 90-м году жизни, 12 апреля 1986 года.


Эстер Давыдовна пережила мужа на 23 года. Они прожили в счастливом браке 55 лет. Супруги похоронены в одной могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.

Цитаты

«Я уже и тогда подозревал, что самое драгоценное качество художника – это полная, абсолютная, бесстрашная независимость своих суждений» («Трава забвения»).
«Среди людей часто попадаются храбрецы. Но только сознательная и страстная любовь к родине может сделать из храбреца героя» («Сын полка»).
«Лето умирает. Осень умирает. Зима – сама смерть. А весна постоянна. Она живет бесконечно в недрах вечно изменяющейся материи, только меняет свои формы» («Алмазный мой венец»).
«Выгодный брак по любви – это случается не часто» («Кубик»).

Библиография

  • 1920 - «В осажденном городе»
  • 1925 - «Остров Эрендорф»
  • 1926 - «Растратчики»
  • 1927 - «Квадратура круга»
  • 1928 - «Универмаг»
  • 1931 - «Миллион терзаний»
  • 1931 - «Авангард»
  • 1932 - «Время, вперед!»
  • 1936 - «Белеет парус одинокий»
  • 1940 - «Цветик-семицветик»
  • 1940 - «Дудочка и кувшинчик»
  • 1940 - «День отдыха»
  • 1943 - «Синий платочек»
  • 1944 - «Отчий дом»
  • 1945 - «Сын полка»
  • 1956 - «Хуторок в степи»
  • 1956 - «Случай с гением»
  • 1961 - «Зимний ветер»
  • 1961 - «Катакомбы»
  • 1978 - «Алмазный мой венец»

Более 40 произведений прозаика, в том числе сказки и сценарии, были экранизированы. Самые известные - «Белеет парус одинокий» (1937), «Волны черного моря (1975), «Сын полка» (1981).

Валентин Петрович Катаев – известный во всём мире писатель. Но это сухие, общие слова. Одесситам он особенно дорог. Кто ещё мог с такой искренней любовью описать наш город, как Валентин Петрович в повести «Белеет парус одинокий»? Без кого не было бы не только всеми любимых книг, но и даже образа Остапа Бендера, без которого и Одесса – не Одесса?

Внучку Валентина Катаева зовут Тиной. Эта миниатюрная женщина – зам. редактора московского журнала «В мире науки», известный журналист.

Ловить бандитов проще, чем писать:
- Согласно мемуарам Валентина Петровича, именно он подал идею «12 стульев». Это действительно так?

Да. Ситуация складывалась таким образом. Евгений Катаев приехал из Одессы в Москву к старшему брату. И решил показать какой он самостоятельный - устроился работать в уголовный розыск. У дедушки была главная задача – придумать всё, что угодно только чтобы он оттуда добровольно ушёл. Во-первых, опасно для жизни, во-вторых, Евгений был очень молод и эмоционален. Дедушка начал предлагать ему писать. Говорит: «Ну что, неужели тебе проще ловить бандитов, чем написать?». Сначала Катаев-младший сочинял для «Гудка» фельетоны. Позже он познакомился с Ильфом, они пришли к дедушке. (Чтобы не было двух писателей Катаевых они решили, что у младшего брата – вроде как не дорос до старшего – будет псевдоним, и взяли в честь отца - Петров.) Вместе обсуждали, что бы им такое написать. И дед говорит: «Ребята, я у вас мэтр, а вы можно сказать подсобные рабочие, я вам сейчас расскажу тему, дам идею, вы мне всё напишете, а я рукой мастера пройдусь. Гениальная идея есть у Дюма. Допустим, существует некий клад, ценность или что-то, что спрятано в каком-то количестве предметов. Вот давайте на эту тему напишите мне. Потом посмотрю». Катаев об этом забыл, а они взяли и написали «Двенадцать стульев». И когда принесли роман, чтоб он прошёлся по нему рукой мастера – сказал: «Ребята, ну я-то вам зачем нужен? Вы всё сделали замечательно».

Так что идея на самом деле была его. Дед сумел соединить двух людей, у которых был взаимодополняемый дар.

Более того – он сказал: «Всё. Я свою фамилию снимаю, рукой мастера не прохожусь, с вас только за то, что идею подал – золотой портсигар!» Ну, они расстроились – дороговато будет, но подарили ему портсигар. Золотой, но маленький, женский.

Значит, это именно Валентин Петрович познакомил Ильфа и Петрова?

Это была определённая литературная среда, где все между собой были знакомы. Естественно, когда Петров приехал в Москву, дедушка познакомил его со всеми, кого знал, но уже дальше он знакомился сам.

Игра в ушки и «Собрание сочинений»

А Валентин Петрович рассказывал вам что-нибудь о детстве, проведённом в Одессе?

У дедушки воспоминания о детстве это, собственно, «Белеет парус одинокий» и «Волны чёрного моря». Это всё, естественно, художественный вымысел, но это очень чётко основано на детских воспоминаниях.

И хижина рыбака, и..?

Да. Выдуманные персонажи имели реальную основу.

Образы собирательные, но люди подобные были. Более того, по этому произведению можно изучать историю Одессы того времени. Допустим, историю костюма. Или, например, игра в ушки - абсолютно чёткая примета того времени. Даже описание пуговицы совпадает один в один.

Ваш дедушка был знаком с Буниным?

Литературная карьера Катаева началась с того, что в семь лет он завёл стопку тетрадей и написал на ней «Собрание сочинений».

В шестнадцать лет - пришёл к Бунину.

Бунин был величайшим писателем того времени, признанным, но он славился своим сложным характером и плохо принимал молодых авторов. Дедушка принёс ему тетрадку со стихами, оставил. А когда пришёл узнать результат, Бунин его принял. В принципе, Катаев на это не рассчитывал. Так началось их творческое общение. Когда дедушка уже был состоявшимся писателем, Бунин иммигрировал. Он жил в Париже, писал «Темные аллеи» и они не общались, потому что было советское время, и это просто было опасно для судьбы дедушки. Бунин очень за него переживал, боялся передавать письма, и когда в Париж приезжали делегации советских писателей, говорил «Не-не-не-не-не, ничего не хочу знать». Позже дедушка с бабушкой были во Франции, они навестили жену Бунина. Это было через несколько лет после его смерти. Его жена встретила их с меренгами. Она помнила, что когда в шестнадцать лет дедушка пришёл к ним в гости, он сказал, что это самые любимые его пирожные.

Мой гроб ударится о перила лестницы

А каковы впечатления Катаева о Булгакове?

На протяжении жизни менялись отношения. Но Булгаков был для него близким человеком. Дедушка в старости вспоминал, насколько Булгаков был и чутким, гениальным художником, потому что он сказал «Когда я умру, когда меня будут выносить из дома, мой гроб ударится там-то о перила лестницы». Помимо каких-то человеческих вещей очень сильны были духовные связи.

70 процентов шестидесятников

Я считаю, что в наше время и в нашей литературе этого нет.

Может быть, какой-то всплеск был у шестидесятников, но в принципе сейчас у нас наступило в этом плане безвременье. Должна как-то иначе сформироваться наша жизнь, чтобы произошёл новый всплеск. Должна пена осесть.

Что касается шестидесятников – Валентин Петрович ведь был редактором журнала «Юность» и он первым начал публиковать их? Евтушенко, Ахмадулину и всех остальных?

Да, он шесть лет был главным редактором журнала (с 1955 до 1961) и его главной задачей было найти молодых талантливых писателей. Он вытащил Аксёнова – Василия Аксёнова и Анатолия Гладилина, которых просто обожал. Он нашёл Вознесенского, Евтушенко, Беллу Ахмадулину и других.

Рождественского тоже?

Рождественский был и сам известен, но, тем не менее, да. В принципе процентов 70 шестидесятников – это дед вынул. И у него была совершенно потрясающая помощница, соратница –Мария Лазаревна Озерова. Она и сейчас жива. Они вдвоём боролись. И произошла такая ситуация - ему начали закручивать гайки. Начали говорить «А вот этого не надо печатать», определённое давление. Он ушёл с поста главного редактора по собственному желанию. В полной ярости был Хрущёв, он сказал «у меня никто из главных редакторов не имеет права подать заявление по собственному желанию». Травить его особо не могли, слишком известен, но о его произведениях перестали упоминать в прессе. Он красиво ушёл, сказал, что хочет заниматься только творчеством. Никого не подвёл, но тем не менее это вызвало ярость. А ушёл на самом деле из-за того, что уже не мог делать то, что считал нужным.

Маяковский и насморк

Очень хорошие отношения были с Есениным. Это и молодость, и атмосфера неотделимости жизни от искусства, один круг, единый порыв.

Он был и в очень близких отношениях с Маяковским. Перед перестройкой ходили разные версии смерти Маяковского. Кто-то говорил, что это ЧК спровоцировало его убийство, и его возлюбленная…

Лиля Брик?

Нет, не Лиля Брик, а вторая. Полонская. Говорили, что она могла его застрелить. Дедушка видел его за день до смерти, вернее вечером. Он рассказывал, что у Маяковского был насморк и омерзительное настроение. Вот так бывает, когда не хватает последней капли. Он говорил, что Маяковский несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. Причём вставлял один патрон, и оставлял записки.

Единственный русский писатель

Валентин Петрович был членом-корреспондентом Гонкуровской Академии, как это было возможно в те времена?

Какие бы ни были времена, какой бы ни была закрытой страна, всё равно существуют международные литературные академии, сообщества. И так как всё равно произведения человека печатаются, то по определённым произведениям его избирают почётным членов. В академии Гонкур на тот момент Катаев был единственным русским писателем. Очень часто к нам домой приезжали Лано, Базен и всех их принимали.

Принимать-принимали, а Катаева выпускали за границу?

Да, деда выпускали, потому что какая бы ни была реальная диктатура в стране, для того чтобы существовать в международном сообществе у неё существует несколько позиций, особенно связанных с культурой и наукой. Вроде как мы всё-таки близки к нормальному человеческому сообществу и открыты. Поэтому у ряда советских писателей всегда была возможность выезжать.

Для того, чтобы вывезти группу писателей, о которых никто не знает в мире, нужна была одна фамилия, которую знали все. Брали дедушку и брали ещё десять никому не известных писателей.

«Не обязательно быть знакомым, чтобы любить кого-то»

К фильму «Цирк» Катаев тоже имел отношение…

Он с братом писал сценарий фильма. Но когда вышел фильм, туда вставили слишком много всяких просоветских вещей, и они сняли свои фамилии. Хотя «Цирк» на мой взгляд фильм очень хороший. Я представляю, до какой степени он мог бы быть хорош, если бы они…

Ничего не исправляли?

А как Валентин Петрович относился к тому, что мадам Стороженко сыграла Раневская?

Раневскую он обожал.

Они были знакомы, да?

Необязательно быть знакомым, чтобы любить кого-то. Для него это была актриса высочайшего уровня.

Вани Солнцева никогда не было

А где Валентин Петрович жил в Одессе в детстве, в каком районе?

Куликово поле. Не там, где переулок названный в его честь. С другой стороны. Сейчас этого дома уже нет. Поэтому можно только ориентировочно сказать где это было. В принципе Катаевы в Одессе жили в трёх домах и всегда на съемных квартирах.

На Куликовом поле – это была первая квартира, где он жил ещё совсем маленьким. Что и было описано в «Белеет парус одинокий».

Валентин Петрович работал во время Великой Отечественной военным корреспондентом «Красной Звезды»?

В Совинформбюро. Это было главное, а публикации могли идти и в «Правду», и в «Красную звезду».

- «Сын полка» - это в какой-то мере результат работы на фронте?

Да, и «Виадук». Но с «Сыном полка» связано самое распространенное заблуждение. Вани Солнцева никогда не было. Это собирательный образ. Дедушка видел таких сынов полка минимум десять-двадцать человек. Он собрал Ваню Солнцева из образа всех этих детей. И благодаря тому, что «Сын полка» стал популярен, началось движение «сынов полка». То есть хотя Вани Солнцева не было, каждый из этих людей думал, что речь о нем. Для Катаева это было очень важно. То, что каждый должен быть признан, если кто-то из них ещё остался в живых - к ним надо относиться как к героям.

Забавный случай произошёл с моей подругой. В классе в пятом-шестом мы проходили «Сына полка» и ей дали задание – написать, о чём думал писатель Катаев, что он хотел вложить в образ Вани. Естественно, живя через две дачи от нас она пришла к дедушке и попросила рассказать чего же он имел-то ввиду. Он рассказал. Ей поставили тройку с минусом за сочинение – они с Катаевым оказались неправы. И это очень частое заблуждение, связанное с известными литературными произведениями.

Очень часто говорят, что дедушка получал сталинские премии, был отмечен многими госнаградами – это неправда. Не смотря на то, что его имя использовали –для международных дел, он был отмечен только один раз, за «Сына полка» сталинской премией, но – второй степени.

Сircle in the round

Зато «Растратчики» стали бестселлером в США.

Где-то в двадцатых годах пьеса шла на Бродвее. «Растратчики» и «Квадратура круга», две вещи там шли. Когда мы были в Америке, американцы нам показали театр который называется «Circle in the round». Они сказали, что это в честь «Квадратуры круга», которую здесь ставили. Так был назван театр, он до сих пор существует.

Собственно с «Квадратурой круга» и «Растратчиками» связана очень забавная вещь. Катаеву заплатили обалденный по тем временам гонорар – двадцать долларов за право использовать произведение в течении всей остальной жизни дедушки. У него там шли и другие спектакли, а Петров ездил в Америку (в результате чего появилась «Многоэтажная Америка») и каким-то образом получил дедушкины гонорары. И к моменту рождения моей мамы из Америки доставили в Москву форд цвета Blue Washington. Бабушка с моей новорожденной мамой стояла у окна, а ей подогнали эту роскошную машину.

В 1965 году был написан рассказ «Дорогой, милый дедушка» - это о вас?

Не совсем обо мне, но опять таки у него нет вещей, которые написаны точно о ком-то или точно на основании чего-то. Но подвигла его на самом деле я. Мы смотрели «Евгений Онегин», я терпеть не могла оперы и периодически комментировала всё происходящее на сцене. На основе моих комментариев у него родилось произведение.

А Катаев не хотел вернуться жить в Одессу?

Хотел. Но очень переживал по поводу того, что в Одессе всё равно никогда не будет горячей воды…

Валерия БУРЛАКОВА, Одесса

Катаев Валентин Петрович (1897–1986), русский писатель. Герой Социалистического Труда (1974). Родился 16 (28) января 1897 в Одессе в семье учителя, преподавателя епархиального училища.

Пётр Васильевич Катаев; происходил из среды духовенства. Мать, Евгения Ивановна Бачей - дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою тетралогии "Волны Черного моря" - Пете Бачею.
Валентин рано потерярял мать. Семья жила небогато, но дети учились в гимназии и даже с отцом путешествовали за границу, по Средиземному морю. Строгого надзора над ними не было, и им удалось приобщиться к бурной и неповторимой жизни разных районов Одессы. На творчество Катаева наложило сильный отпечаток своеобразие этого южного, многонационального, ориентированного на средиземноморскую Европу, города, где в психологии жителей еще сохранялись черты, свойственные обитателям свободного порта. Одесский жаргон повлиял на стиль писателя. Валентин Катаев - старший брат писателя Е.Петрова, который стал известным сатириком, соавтором И. А. Ильфа. Своё первое стихотворение "Осень" Валентин опубликовал гимназистом в 1910 в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. Он не слишком обращал внимание на эстетическое и политическое направление своих произведений, порой публиковал сочинения на страницах враждующих газет. Выступая на поэтических вечерах, Катаев быстро познакомился с известными одесскими литераторами и вошел в группу молодых поэтов "Зеленая лампа". Юноше покровительствовали известный русский поэт и писатель А. М. Федоров,


В гимназии у Катаева было прозвище "китаец", за немного раскосые глаза. В 1915 году, не окончив гимназии, 18-ти летним добровольцем-вольноопределяющимся пошел на фронт. Начал службу под Сморгонью младшим чином на артиллерийской батарее, затем был произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе. Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени (более известным в российской армии под названием «Анна за храбрость»). С военным чином и наградами получил не передающееся по наследству личное дворянство. На фронтеписал статьи и очерки об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне (Письма оттуда, Наши будни, Ильи Муромцы, и другие). Нарастающий в умонастроении борющихся сторон тех лет протест против войны выражен в рассказе Ночью (1917), запрещенном цензурой.

В 1918 году, после излечения в госпитале в Одессе, Катаев вступил в вооруженные силы гетмана П. П. Скоропадского. После падения гетмана в декабре 1918 года, при появлении к северу от Одессы большевиков, Катаев в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию А. И. Деникина, автоматически получив чин подпоручика. Как артиллерист, он был назначен командиром первой башни на лёгком бронепоезде «Новороссия» Вооружённых сил Юга России (ВСЮР). Бронепоезд был придан отряду добровольцев А. Н. Розеншильда фон Паулина и выступил против петлюровцев, объявивших 24 сентября 1919 года войну ВСЮР. Бои длились весь октябрь и закончились занятием белыми Вапнярки. Отряд наступал на Киевском направлении в составе войск Новороссийской области ВСЮР генерала Н. Н. Шиллинга. Действия войск Новороссийской области ВСЮР были частью деникинского похода на Москву. Бронепоезд «Новороссия» воевал на два фронта - против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве. В самом начале 1920 года, ещё до начала отступления белых, Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке и был эвакуирован в одесский госпиталь. В начале февраля 1920 года его, всё ещё больного тифом родные забрали домой. 7 февраля 1920 года Одессу окончательно заняли красные.

Уже в середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа. В это время он подключается к офицерскому подполью, которое разработало заговор по встрече возможного врангелевского десанта из Крыма. (Аналогичным образом - одновременным ударом десантного отряда и восстанием офицерских подпольных организаций, в августе 1919 года Одесса была освобождена от красных. Основной задачей заговорщиков был захват маяка для поддержки десанта. Одесская ЧК знала о заговоре с самого начала и сама "идея заговора" была подброшена заговорщикам провокатором ЧК. В одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». С маяком был связан один из заговорщиков Виктор Фёдоров - бывший офицер ВСЮР, избежавший преследований со стороны красных и устроившийся работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке.А ещё он был сыном русского писателя А. М. Фёдорова, который в свою очередь дружил с семействами Катаевых и Буниных. Провокатор ЧК предложил Виктору Фёдорову большую денежную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Фёдоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала её участников: Виктора Фёдорова, его жену, его деверя, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно с Валентином Катаевым был арестован и его младший брат Евгений, не имевший к заговору никакого отношения.

За Виктора Фёдорова перед председателем одесской ЧК Максом Дейчем заступился Григорий Котовский. Отец Виктора А. М. Фёдоров в 1916 году повлиял на отмену смертной казни через повешение в отношении Котовского. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. Виктор Фёдоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были Дейчем отпущены.

А Валентина Катаева спасла ещё более фантастическая случайность. Из московского ЧК в одесскую ЧК приехал с инспекцией чекист, которого Катаев в своих воспоминаниях потом называл, как Яков Бельский. Летом 1919 года Бельский случайно присутствовал при разговоре Бунина с Катаевым во время происходивших тогда в Одессе большевистских выступлениях. Бунин, не зная, что и в то время Катаев находился в белогвардейском подполье, в разговоре упрекал его:

- "Ведь если я с вами говорю после всего того, что вы натворили, то, значит, у меня пересиливает к Вам чувство хорошее, ведь с Карменом я теперь не кланяюсь и не буду кланяться..."

Для Бельского, так же, как и одесские чекисты, не знавшего о добровольной службе Катаева во ВСЮР, это был достаточный повод отпустить Катаева. В сентябре 1920 года, после полугода заключения в одесской тюрьме, Валентин Катаев и его брат из неё вышли. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года.

[ Об этом туманном эпизоде в жизни Валентина Катаева не всем известно. В некоторых биографиях писателя, которые опубликованы, в том числе и в интернете, этот период жизни Катаева описан так:

" В 1919 был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. " .... ]

Выйдя из тюрьмы Валентин Катаев вновь стал писать, и сотрудничать с объединением ЮгРОСТА; посещает различные литературные кружки. Сближается с Э.Г.Багрицким, вместе с которым сочиняет агитационные тексты для плакатов. В 1921 году работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей, редактировал журнал "Коммунарка Украины" и печатался во многих других изданиях.

С 1922 жил в Москве; постоянный сотрудник газеты «Гудок» (с 1923), в качестве «злободневного» юмориста сотрудничает и печатает юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица). В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне (Опыт Кранца, 1919; Золотое перо, 1920; Записки о Гражданской войне, 1924, где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего, с возвышенным описанием «красных» героев и сатирической прорисовкой белогвардейцев), а также в авантюрно-утопических романах о мировой революции (Остров Эрендорф, Повелитель железа, оба 1924) и в социально-критической фантасмагории «малых» жанров (Сэр Генри и черт, 1920; Железное кольцо, 1923).

Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов Бородатый малютка, 1924; Самое смешное, 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть Растратчики (1926; одноименная пьеса, 1928), где «архетипические» герои-плуты новой русской литературы, от гоголевских Хлестакова и Чичикова до Остапа Бендера И.Ильфа и Е.Петрова, путешествуют в поисках большой удачи («счастья») и в результате обнаруживают и ложность собственных идеалов, и убожество окружающей действительности. Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечены также рассказы 1920-х годов Игнатий Пуделякин (1927), Ребенок, Вещи (оба 1929), комедия Квадратура круга (1928). В те же годы Катаев определяет и другие свои магистральные темы: историко-революционную, сочетающуюся с автобиографической (рассказы Отец, 1925; Родион Жуков, 1926; Море, 1928, и др., продолженные повестью Белеет парус одинокий, 1936; одноименный фильм, 1937, реж. В.Г.Легошин), и тему строительства новой жизни (пьеса Авангард, 1929, – о создании колхозов; написанный после поездки в Магнитогорск и укрепивший популярность писателя роман-хроника Время, вперед!, 1931, полный динамизма, пафоса свободного труда и оптимистической веры в созидательную энергию масс, созвучной радостно-маршевой тональности тогдашних стихов В.В.Маяковского, подсказавшего Катаеву название произведения).

Повесть Белеет парус одинокий, главными героями которой стали одесские мальчишки – гимназист Петя Бачей, названный по девичьей фамилии матери Катаева, и сын рыбака Гаврик Черноиваненко, оказываются в водовороте революционных событий 1905, вместе со взрослыми (матрос с броненосца «Потемкин» Родион Жуков, отец Пети – учитель Василий Петрович Бачей, торговка с одесского Привоза мадам Стороженко, дедушка Гаврика и др.) переживая серьезность происходящих процессов и в то же время остротой свежего, романтического восприятия поэтизируя окружающий мир. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего – суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и т.д., сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг. Повесть вошла частью в тетралогию Волны Черного моря (повесть Хуторок в степи, 1956, одноименный фильм, 1971, реж. Б.А.Бунеев; романы Зимний ветер, 1960; Катакомбы, 1948; 2-й вариант – 1951; др. назв. За власть Советов, одноименный фильм, 1956, реж. Бунеев).

Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева Я, сын трудового народа (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи – бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи (на сюжет повести создана опера С.С.Прокофьева Семен Котко, 1939).

В годы Великой Отечественной войны участвовал в боях на Курской дуге, под Орлом. Военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы (Третий танк, Флаг, Виадук, Отче наш, повесть Жена, 1943, пьесы Отчий дом, Синий платочек). Огромную популярность принесла писателю повесть Сын полка (1945; Сталинскую премию 2-й степени, 1946) , рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноименная пьеса, снят фильм (1946, реж. В.М.Пронин). Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса День отдыха (1947).

После войны Катаев был склонен к многодневным запоям. В 1946 году Валентина Серова рассказывала Буниным, что Катаев «иногда запивает на 3 дня. То не пьёт, не пьёт, а затем, кончив повесть, статью, иногда главу, загуливает». В 1948 году это едва не привело Катаева к разводу с женой.

В 1955 году он основывает журнал "Юность" и, будучи главным редактором журнала (1955-1962 гг..), Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» т.н. шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в т.ч. В.П.Аксенову и А.Т.Гладилину). В 1964 писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине "Маленькая железная дверь в стене", в 1969 – повесть "Кубок". Цикл мемуарных произведений Катаева (повести Святой колодец, 1965; Трава забвения, 1967; Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона, 1972; Алмазный мой венец, 1975, озаглавленный строкой из чернового варианта Бориса Годунова А.С.Пушкина; Сухой Лиман, 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открывают новые грани таланта писателя: глубину проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединенные с живой способностью к художественному смещению времени и пространства, к игре с аллегориями, символами и «масками» (так, в Алмазном венце реальные герои воспоминаний Катаева, главным образом известные писатели, выведены под «знаковыми» прозвищами, напр., Командор – В.В. Маяковский).
Повесть "Уже написан Ветер" (1979), заглавием - строкой из Пастернака относящая к размышлениям о том, сколь мало может изменить гуманистическая культура в жестокости реального исторического процесса, полемически по отношению к прежним историко-революционным произведениям Катаева показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечен герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в черных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.

Романтическая, ставшая почти архетипической в литературе нового времени история любви солдата к дочери генерала изложена Катаевым в сентиментальном романе в письмах Юношеский роман моего старого друга Саши Пчелкина (1982).

Вторым браком Катаев был женат на Эстер Давыдовне Катаевой (1913-2009). «Это был изумительный брак», - сказала о нём близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова. В этом браке было двое детей - Евгения Валентиновна Катаева (названа в честь бабушки, матери Валентина Катаева, р. 1936) и детский писатель и мемуарист Павел Валентинович Катаев (р. 1938).

Зять Катаева (муж Евгении Катаевой) - еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель Арон Вергелис (1918-1999).

Племянники Катаева (сыновья Евгения Петрова) - кинооператор Пётр Катаев (1930-1986) и композитор Илья Катаев (1939-2009).

Внучка Катаева (дочь Евгении Катаевой) - журналистка Тина (Валентина) Эдуардовна Катаева.

Умер Катаев в Москве 12 апреля 1986. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Валентин Петрович Катаев был награждён двумя Георгиевскими крестами, Орденом Святой Анны IV степени, Сталинской премией второй степени (1946) - за повесть «Сын полка» (1945), Герой Социалистического Труда (1974), тримя ордена Ленина, медалями. Член-корреспондент Майнцской академии (1973, ФРГ), член Гонкуровской академии (1976, Париж).

На фасаде дома № 4 по улице Базарной в Одессе, где родился Валентин Катаев, установлена мемориальная доска. Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева. В одесском музее Катаеву посвящена отдельная музейная экспозиция.

Бравший интервью в конце жизни писателя в 1982 году одесский журналист высказался о нём так:

  • «…У него был неистребимый одесский акцент».
Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.

Творческое наследие Валентина Катаева:

Важнейшие и самые известные сочинения

  • Тетралогия "Волны Черного моря" .
    • Белеет парус одинокий (1936)
    • Хуторок в степи (1956)
    • Зимний ветер (1960)
    • За власть Советов (Катакомбы) (1949-1951)

Романы

  • Повелитель железа (1924)
  • Остров Эрендорф (1924)
  • Растратчики (1926)
  • Время, вперед! (1932)
  • Я сын трудового народа (1937)
  • Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1972)
  • Кладбище в Скулянах (1975)
  • Алмазный мой венец (1977)

Повести

  • Родион Жуков (1928)
  • Электрическая машина (1943)
  • Жена (1943)
  • Сын полка (1945)
  • Поездка на юг (1951)
  • Маленькая железная дверь в стене (1964)
  • Святой колодец (1965)
  • Трава забвения (1967)
  • Кубик (1969)
  • Уже написан Вертер (1980)
  • Юношеский роман моего друга Саши Пчелкина. Написанный им самим (1980)
  • Спящий (1984)
  • Сухой лиман (1985)

Сборники рассказов

  • В осажденном городе (1923)
  • Сэр Генри и черт (1923)
  • Бездельник Эдуард (1925)
  • Бородатый малютка (1926)
  • Новые рассказы (1926)
  • Рассказы (1926)
  • Самое смешное (1927)
  • Солянка сборная (1927)
  • Отец (1928)
  • Птички божии (1928)

Некоторые отдельные рассказы

  • Ребенок (1929)
  • На полях романа (1931)
  • Соня Бузулук (1933)
  • Два гусара (1934)
  • Ночью (1934)
  • Газы (1935)
  • Однофамилец (1935)
  • Парадокс (1935)
  • Смерть Стародубцева (1935)
  • Сон (1935)
  • Сюрприз (1935)
  • Театр (1935)
  • Встреча (1935)
  • Черный хлеб (1935)
  • Цветы (1936)
  • Тени (1937)
  • Под Сморгонью (1939)
  • Цветик-семицветик (1940)
  • Дудочка и кувшинчик (1940)
  • Два замка (1940)
  • Мимоходом (194)
  • На даче (1941)
  • Расшифрованная сводка (1942)
  • Третий танк (1942)
  • Партизан (1942)
  • Лейтенант (1942)
  • Фотографическая карточка (1942)
  • Флаг (1942)
  • 1918 год (1943)
  • Оперативный Загребухин (1945)
  • Жемчужина (1945)
  • Пень (1945)
  • Отче наш (1946)
  • Виадук (1946)
  • Новогодний рассказ (1947)
  • Детская душа (1947)
  • С Новым годом!.. (1947)
  • Последняя ночь (1948)
  • Проклятый ветер (1949)
  • Голубок (1949)
  • Порт (1951)
  • Вечная память (1954)
  • Воспоминание (1961)
  • Дорогой, милый дедушка (1965)
  • Сорренто (1966)
  • Обезьяна (1970)
  • Фиалка (1973)
  • Демьян рассказывает (1977)

Стихотворения

  • Осень (1910)

Внежанровые произведения

  • Сухой Лиман (1986)

Произведения Катаева в театре, кино и на телевидении

Драматический театр

  • 1927 - «Растратчики» - Московский Художественный театр, постановка К. С. Станиславского.
  • 1928 - «Квадратура круга» - Московский Художественный театр, постановка Н. М. Горчакова под руководством В. И. Немировича-Данченко. Пьеса по сей день ставится в театрах России, Европы и Америки.
  • 1934 - «Дорога цветов» - Московский Современный театр

1940 - «Домик» - Театр Комедии, постановка Н. П. Акимова. Спектакль был запрещён; в 1972 году (?) восстановлен режиссёром А. А. Белинским.

  • 1940 - «Шёл солдат с фронта» - Театр Вахтангова.
  • 1942 - «Синий платочек» - театр (?).
  • 1948 - «Безумный день» («Где вы, месье Миуссов?») - Московский академический театр Сатиры.
  • 1954 (?) - «Дело было в Конске» («Домик») - Московский академический театр Сатиры.
  • 1958 (?) - «Пора любви» - театр Моссовета.

Оперный театр

  • 1940, 23 июня - «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко под упр. М. Жукова.
  • 1970-е - «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Большой театр, режиссёр Б. А. Покровский, дирижёр Ф. Ш. Мансуров

Фильмография: сценарии

  • Цирк (Автор сценария совместно с Ильёй Ильфом и Евгением Петровым; все трое сняли свои фамилии с титров фильма из-за изменений, внесённых в сценарий) (1936)
  • Родина зовет (совместно с А. Мачеретом) (1936)
  • Страницы жизни (совместно с А. Мачеретом) (1948)
  • Белеет парус одинокий (1937)
  • Сын полка (1946)
  • За власть Советов (совместно с С. Клебановым) (1956)
  • Безумный день (1956)
  • Поэт (1957)
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения