Игорь растеряев семья. Игорь Растеряев: Народный артист с широкой душой. Дискография Игоря Растеряева

СПб церковный вестник "Вода живая", № 4, 2011

Колорит песен Растеряева замешан на житье-бытье волгоградской станицы, где с детства Игорь проводит каждое лето. Это казачья родина его отца и постоянное место жительства его хуторских друзей. В Петербурге артист живет в обычном спальном районе. На встречу Игорь Растеряев пришел с другом Алексеем Ляховым, который делает все видео интернет-звезды, называет себя «продюсером в кавычках» и отвечает на вопрос о стратегии продвижения таким образом: «Вы напишите, что это все произошло по воле Божией. Иначе бы не получилось. Обыкновенная посиделка на кухне, снятая телефоном. Остальные клипы сняты вообще в степи. Людей сегодня трудно чем-то удивить, и вдруг такая простота понравилась всем»...

В певцах не хаживал

Игорь, Вы уже определились, к какому музыкальному направлению себя относите?
—Я не музыкант на самом деле, ни одной ноты не знаю. Играю на гармони ощупкой, по клавишам попадаю на удачу. В общем, со стилем своего творчества никак заранее не определялся и так же, как и все слушатели, с удивлением взирал на то, что же из этого получается. Ведь еще полгода назад я вообще музыкой заниматься не думал. Работал в театре, дома рисовал и писал книжки про своих волгоградских друзей. Когда вся шумиха поднялась, стали просить концерты. А с чем выступать? С одной случайной песней «Комбайнеры» и тремя матерными, которые я написал еще в студенческие годы? Мне на помощь пришел дядя Вася Мохов. У него есть песня «Раковка», я ее знал и на гармошке исполнял. Дядя разрешил взять ее для концерта, плюс я написал две новых песни: «Ромашки» и «Казачью». К следующему выступлению появилась «Русская дорога», потом «Богатыри»...

В православной среде можно услышать споры о Вашем творчестве. Одни Ваши песни, о простых людях и о родной земле, берут за душу, а другие, шутовские, с нецензурными выражениями — отталкивают.
—Что сказать? Что не нравится, лучше вообще не слушать. Сначала я сам не знал, в какую сторону склонится творчество, либо это будет веселый стеб, как самые первые песни, либо социально-патриотическая тема, которая полезла из меня в итоге. Потом стало ясно, что серьезность перевесила. А песни с нецензурщиной я в свой первый альбом включать не стал, чтобы поддержать наметившуюся тему.

Некоторые не верят, что Вы в городе родились. Вроде как «самородок из деревни».
—Пусть так и думают, я бы это всячески поддерживал.Ромашки и пустота—Каким же Вы себя больше видите городским или хуторским? Такие разные миры, а Вы везде свой парень.—Миры одинаковые. Никакой разницы нет, только быт отличается. И в своих песнях я ничего не идеализирую. Вот песня «Ромашки», какая там идеализация? На-оборот, набат по вымирающему российскому селу.

В «Ромашках» есть строки о парнях, которых сгубило пьянство: «Себе такую дорогу ребята выбрали сами, но все же кто-то, ей-Богу, их подтолкнул и подставил». Что же послужило этим толчком?
—Все началось с революции. Не было раньше такого повального пьянства и безработицы, это видно хотя бы по тому, что вся донская степь была покрыта маленькими хуторками, сплошное заселение, вся земля в округе обрабатывалась. Нормально жили, семейно. Хутора сохранились даже после войны, а окончательно исчезли после укрупнения колхозов. Сейчас едешь — огромные пустынные пространства, сел мало, хуторов нет, как в Диком поле в XIV веке.

Кто может заселить эти территории? Есть на казачьих землях проб-лема приезжих чужаков?
—В Раковке, где живет моя родня, есть турки-месхетинцы, которых 20 лет назад приняли беженцами. Сейчас их уже половина населения. Мечеть собираются строить раньше, чем православный храм.

То есть в Раковке нет церкви?
—На территории всего района дореволюционный храм остался только в Раздорах. Все остальное в последние годы построено. А старая раздорская церковь своими масштабами не соответствует нынешнему приходу. Когда она строилась, станица была огромной: в ней жили тысячи человек. Юртовая станица была! Но ее уже давно в хутор переименовали, народу живет немного, молодежи совсем мало. Храм лишь напоминает о былом величии. А церковная жизнь в районе сосредоточена в городе Серафимович, где есть Усть-Медведевский монастырь со своими святынями, подземными ходами. Все туда ездят.

Я так понимаю, что Вы от Церкви держитесь на расстоянии?
—Сам стараюсь как-то напрямую с Богом общаться, а к Церкви отношусь с уважением. Мне кажется, Церковь отображает душу народа. Вот взять католический костел. Все чинно, орган играет, сидеть можно. Они и на вечеринках так же: по бокалу возьмут и по углам разбредутся. А у нас свечи, иконы, хор, в золоте все, колокола звенят! Праздник! Вот это по-нашему! В этом есть театральность, она нам близка. Помню, как меня крестили. Окунули, я батюшку за бороду ухватил, думал, утопят! Вытащили.

Будем знакомы

На одном из сайтов мне попалась на глаза история о том, что Вы задались целью разыскать родовое гнездо — хутор, который основал ваш предок. Нашли это место в степи, крестом отметили, родственников созвали. Для чего?
—Мы этнические донские казаки с Верховых юртов, станица Раздорская на реке Медведице, хутор Растеряев. Мне еще в детстве отец рассказывал, что был такой хутор Растеряев, потом туда приехал жить поп, и стал хутор называться Поповский. Во всех источниках хутор значится как Поповский. Я посылал запросы по своим предкам Растеряевым в различные архивы: в Волгоград, Ростов-на-Дону, в Московский военно-исторический архив. Наконец, вышел на московского историка Сергея Корягина, который занимается историей донского казачества. У него оказалась карта конца XVIII — начала XIX века, на которой нет еще железной дороги Москва — Волгоград. И там я увидел черным по белому написано «Хутор Растеряев», то есть семейное предание подтвердилось. Мы карту сфотографировали, размножили, я ее всей родне показал. И решили мы поставить крест на месте нашего родного хутора.

А какой смысл вкладывали в это?
—Это память. В Волгоградской области практически в каждой станице на въезде и на выезде крест стоит. Первыми его поставили жители Раздорской станицы на Медведице. Крест зеркальный, железная основа и кусочки зеркала в цемент вбиты. Когда едешь, видишь, как он на солнце горит. Говорят, что зеркала должны отражать от станицы все невзгоды.

Христианство пополам с народными приметами.
—А как же, культура такая... И вот мы тоже захотели поставить крест. Место сложно найти, там даже опечек (опечек — каменное, глиняное либо деревянной рубки основание под печь.— Прим. ред.) нет, одни бугорки и сад в степи. В соседнем хуторе жила тетка, которая еще деда моего помнила (дед был председателем колхоза до 1950-х годов). И она показала точное место. По бугоркам только можно определить, где хаты стояли. Хутор небольшой, в XIX веке было 23 двора. Когда я решил, что пора за крест браться, то пошел на реку Медведицу, переплыл на другую сторону, свалил дубок замечательный, его обпилил и бревна по реке приплавил. И сам на них приплыл. Дотащил бревна до хаты своей, чуток обтесал и сказал папаше, дескать, так и так, основа для креста есть. Они с дядькой подключились, отшлифовали, отец выжег надпись: «Здесь стоял хутор Поповский, до XIX века называвшийся Растеряев». Съездили, установили. Потом дядька двоюродный из города Калач-на-Дону узнал, что мы эту акцию провели. И до того ему понравилось, что он на следующее лето сварил новый крест, железный, капитальный. Уже больше людей приехало. Ставили с другой стороны, чтобы на въезде и на выезде по кресту было. Второй крест уже бетоном закрепили и бутылку в основание положили, для потомков — кто и когда вкопал крест... Еще год прошел, и решили собраться родственниками. Набрали человек 40-45 со всей Волгоградской области.

Семьи у всех большие?
—У прадеда девять детей было, у каждого из этих детей — тоже по несколько, у деда — четверо. Мы ближних родных позвали, они своих, с кем общаются... Интересно было на всех сразу посмотреть! Даже мой папаша не видел половину этих родственников. Выхожу я из садочка, смотрю — идет караван машин. Все разом в степи останавливаются, вылезает из них несколько десятков человек. Ощущение удивительное, словно с трамвайной остановки сгребли прохожих, привезли и говорят: «Вот твои родственники, все они одинаково родные». Но чуть приглядишься и видишь, что этот мне симпатичен чуть больше, а вот этот чем-то интересен... Также и они на нас смотрят, изучают. Начинают связи какие-то формироваться. Потом мы развели костер, поставили палатки, сома большого поймали в Медведице, уху сварили. Они виноград привезли, лещей. Я с гармошкой как раз был, длились посиделки до следующего полудня. Всю ночь вместе провели. Не думаю, что каждый год стоит такое практиковать, но раз в несколько лет собираться надо. Обновить систему координат.

Возможна ли такая встреча с Вашей северной родней по материнской линии?
—С этой стороны гораздо меньше связей, во-первых, из-за их меньшего количества, во-вторых, половина из них живет в Эстонии. Но потихоньку общение восстанавливаем. По материнской линии у меня прадед был финном. Из-за этого в семействе бабушки все непросто сложилось. Младший брат прадеда в первые же дни войны в окружении под Ленинградом пропал без вести. Среднюю сестру в Сибирь отправили за то, что финка. А самого прадеда-финна в Сибирь не отправили, воевать не взяли, работы не дали, уехать не разрешили. Он умер от голода в блокадном Ленинграде. Лежит на центральной аллее Пискаревского кладбища, о чем мы узнали спустя полвека, когда делалась Книга памяти. Я домой прихожу, а там открыточка для бабушки: «Ваш отец лежит в такой-то могиле».

И когда была перепись населения, то каждый член Вашей семьи записал свою национальность: отец и сын — казаки, сестра — ингерманландка, мама — русская. Многим сегодня покажется это ненужными «тонкостями». Не хватит ли нам всем общего наименования «россияне»?
—Я категорически против того, чтобы всех называть россиянами. Своих родственников, когда пришли переписчики, я спросил по телефону, кто кем хочет быть записан, они сами определились. Ведь для чего мы поставили крест в степи? Национальность — это корневая база человека. Каждый должен точно знать, откуда он родом: со степи или из города, казак или помор. Как только задуют ветра перемен, удержать человека сможет только мощная корневая база. Чтобы не был он перекати-полем, не катался «россиянином» по белу свету.Из патриотичной лирики, наигрышей на гармони и задушевных историй сложился образ новой знаменитости. Игорь Растеряев — не далекая гламурная «звезда», а свой парень и для горожан, и для жителей глубинки. Для своих песен он берет темы, которые всем близки и дороги, но так бессмысленно «заезжены», что и сказать, казалось бы, по ним уже нечего: о погибших в войну солдатиках, о деревенском пьянстве, о трудной жизни сельских трудяг. Но у Растеряева находятся слова, которые «цепляют» многих.Разномастным слушателям одинаково симпатична его беззастенчивая привязанность к крепким семейным традициям. Визуальным символом корневой системы человека в рассказах Игоря Растеряева оказался крест. Им, порой бессознательно, цепляются за доставшуюся в наследство землю нынешние селяне. Им охраняются, обозначая свои владения. Соборная Церковь с опустошенных земель была изгнана и в сердца селян пока не вернулась. А крест живет. И собирает вокруг себя людей, которые снова хотят быть друг другу близкими родственниками.

Юлия Нурмагамбетова

Игорь Растеряев - автор и исполнитель многочисленных песен под гармошку,
главный «комбайнер» Рунета, талантливый художник-иллюстратор и артист
питерского театра Буфф. После продолжительного тура по России, приуроченного
к выпуску нового альбома
«Рожок» , Игорь встретился с ведущим обозревателем культурной жизни столицы Кариной Смоктий и, несмотря на многочисленные невысыпания, с воодушевлением ответил на ряд вопросов.

- Игорь, спасибо, что нашли время встретиться со мной в Москве. Я знаю, что график ваш очень плотный, а каждый концерт требует от артиста 100% - ой отдачи и эмоциональной вовлеченности, и, тем не менее, вы здесь, в готовности отвечать на самые сложные вопросы. Итак, начнем.

- Игорь, в числе ваших поклонников появляется все больше представительниц прекрасного пола.
Это, несомненно, приятная тенденция, как вы считаете?

- Это была бы неплохая тенденция, но пока я таких тенденций не замечаю. В основном, превалируют брутальные мужчины, военнослужащие, воцерковленные православные люди и прочие представители героических профессий. Более того, последних девушек мы с Лехой Ляховым распугали последними клипами. Это я заявляю с его слов. Если раньше наш канал на YouTube просматривали 87% мужчин и 13% женщин, то после плясок на степном бугре с борой (клип «Рожок») и поездки с дальнобойщиками в кабине, их количество снизилось до 8%!


- Расскажите, как повлиял ваш творческий успех на личную жизнь? Стало ли легче знакомиться с девушками?

- Никак не повлиял абсолютно. Круг общения у меня не изменился и круг интересов тоже. Абсолютно не связанные вещи.

- Какие качества цените в девушках?

- В девушках я ценю общечеловеческие качества. Легкость на подъем и, особенно, способность не выносить мозги.

- Что категорично не приемлете в девушках?

- Да наверное то же, что и во всех людях - тупость и наглость.

- А внешне, есть предпочтения: блондинки, брюнетки или, может быть, рыжие?

- Цвет волос для меня не имеет значения.

- Стройные или пышечки?

- Все в меру.

- В последнее время очень популярными среди молодежи стали татуировки. Как вы относитесь к такой тенденции?

- У моего папы на руке есть татуировка, он наколол ее еще в детстве, когда учился в Интернате. Это маленький якорь. Папа все детство мечтал о море, но из-за проблем с левым ухом попал в танкисты. Демобилизовавшись, он даже хотел поехать поступать в художественное училище в Одессу, потому что там было море, но передумал и поехал в Санкт-Петербург, что не плохо.
Ибо в результате встречи с мамой народился я. А у мамы моей татуировок нет.

- Должна ли ваша избранница быть работницей аграрного сектора? Или вы допускаете в своей жизни гламурную красавицу?

- Вообще, аграрный сектор в настоящее время переживает серьезный кризис. Количество молодежи в фермерских хозяйствах весьма невелико. Если судить по Раковке, женщин я там не припомню вообще. Но с гламурными людьми я никогда не общался.

- Должна ли девушка уметь готовить? Какое ваше любимое блюдо?

- Вообще, готовить надо уметь. Например, мой друг Леха Ляхов готовит замечательную уху из сома. Я ему недавно говорю: «Леха, ты когда помрешь и тебя соберутся судить на том свете, ты им скажи так: «Ребята, один момент!» и свари им уху. Они ее съедят, тебе автоматом все скостится, сразу в рай попадешь!». А он подумал и говорит: «Нет, дружок, уху надо здесь варить и всех угощать, там поздно будет!».

- Сможете ли вы полюбить девушку, которая не разделит вашу любовь к песням под гармошку?

- По статистике нашего YouTube-канала, как я уже говорил, весьма малому количеству женщин нравятся песни под гармошку. Те, кому нравятся, либо ровесницы, либо старше. Исключения крайне редки. Еще одна целевая аудитория - дети от года до 10 лет. Их, я думаю, прежде всего привлекает сам звук гармошки, и я их прекрасно понимаю, ибо тоже трепещу при звуках родной Чайки, хоть мне уже и не 10 лет.

- Какое для вас идеальное свидание?

- Чтобы все было от души. Притом совершенно не важно, что это за свидание, где оно и с кем оно. Взять хотя бы природу разных мест. Где бы я ни был, на каких путях-дорогах нашей необъятной земли, если выдается возможность хотя бы на день приехать в родную Медведицкую степь - я всегда еду туда. Ибо это всегда от души и заряжает меня открытостью своих горизонтов и силой земли предков.

- Подарки любите дарить?

- Да, в принципе, наверное, как и все люди, люблю.

- А получать?

- Не очень. Сказывается привычка отмечать свой День рождения всю жизнь в походных условиях на речке вместе с еще одним именинником. Гостями были всегда сельские пацаны, которые, в лучшем случае, в качестве подарка имели свое собственное присутствие и флакон самогона. Т.е. привычки к подаркам у меня нет. Хотя на самом деле, мне, скорее всего, ничего не надо.

- Был ли какой-то запоминающийся подарок от девушки?

- Помню, на 23 года, сестры поставили на огороде чучело в виде меня, сделанное из штыковой лопаты и рейки, привязанной к этой лопате алюминиевой проволкой. Чучело нарядили в ватник, лицо было из ватмана нарисовано гуашью. Вместо ног - болотные сапоги. В руках из ватмана же - загадочный инструмент под названием «балагигармошка» - нечто среднее между балалайкой, гитарой и гармошкой. Кстати, это интересно тем, что, видимо, именно в этом возрасте стал происходить постепенный отход от гитары в сторону гармошки, что и было зафиксировано в этом чучеле-подарке. А, чуть не забыл! В кармане ватника играл кассетный диктофон с моими песнями, т.е. с теми, которые я тогда пел у магазина.

- Песню в качестве подарка могли бы посвятить возлюбленной?

- Пока таких прецедентов не было, но допускаю, что если бы даже когда-то такое случилось, это мало бы напоминало среднестатистическую песню, как она есть сейчас. В плане того, что там было бы гораздо меньше патриотики и даже, возможно, присутствовала бы ненормативная лексика.

- Какой ваш идеальный отпуск с девушкой? На лазурном берегу, в деревне на рыбалке, на пляже под пальмой или активном отдых?

- Идеальный - чтобы я был с Лехой Ляховым. И нам никто не капал на мозги, а девушки были бы и отдыхали бы где-нибудь неподалеку, но в достаточном удалении. Отпуск - это время подзаряжать подсознание, а не удивлять кого-то, доказывая свои отношения и чувства.

- Хотели бы вы в будущем создать семью, обзавестись потомством?

- Все возможно в мире этом.

- А ради семьи могли бы пожертвовать творчеством?

- Уверен, что вещи эти - не требующие друг от друга никакой жертвенности. А если возникают прецеденты, то значит что-то неправильно.

- Помните свою первую любовь?

- На этот вопрос я затрудняюсь ответить, ибо тут нужно долго определяться в терминах и событиях.

- Игорь, последний вопрос, который, несомненно, больше всего интересует прекрасных поклонниц вашего творчества: свободно ли сейчас ваше сердце?

- В настоящий момент, так же как и во все остальные, мое сердце, так же как и голова, всецело занята думами о всяких рифмо-строчках… И не только... :)

- И, напоследок, пожелания всем девушкам!

- Дорогие девушки, приходите 21 февраля 2015 г. в клуб «16 тонн». Желательно со своими брутальными мужчинами. Попоем от души под гармошку. Быть добру!

Спасибо Игорю за интересные ответы! И что особенно приятно, Игорь, как настоящий джентльмен, пришел на встречу не с пустыми руками, а принес мне свой новый диск и свою необычную книгу рассказов-зарисовок «Волгоградские лица», за что ему отдельное СПАСИБО!

Откуда у Игоря Растеряева такая любовь к простым деревенским людям? Почему он не захотел поступать на журналистский факультет и пошел в театральный? В каком театре сейчас играет Растеряев? Как видео артиста, где он исполняет песню "Комбайнеры", попало на YouTube? Почему сначала ролик набрал мало просмотров, а через полгода стал невероятно популярным? Где чаще всего Растеряеву приходят идеи новых песен? Почему Игорь не хочет становиться "звездой" и не сотрудничает с федеральными каналами? Каким себя видит артист через 10 лет, и что, по его словам, важнее всего в жизни?

Становление артиста

Мало кто знает, что получивший в последние годы огромную популярность Игорь Растеряев – автор хита про комбайнеров – дипломированный актер, а музыкального образования у него нет. Да что там говорить! В одном интервью Игорь признался, что только недавно полностью овладел гармонью, а до этого играл на ней одной рукой. Откуда появился этот полный энергии эксцентричный юноша, и как ему удалось прославиться на всю страну?

Игорь Вячеславович Растеряев появился на свет 10 августа 1980 года в Ленинграде. По словам артиста, его мать была родом из Питера, а отец родился в поселке Раковка, Волгоградской области и был потомственным донским казаком. Каждое лето Игорь ездил в родные края отца на реку Медведицу. С тех самых пор он полюбил сельскую жизнь, простых людей и природу.

В детстве Игорь сдружился с Алексеем Ляховым – москвичом, котор

ый тоже приезжал к своим родным в деревню. Тогда артист и не подозревал, какую роль он сыграет в его жизни. Постепенно у Растеряева появлялись другие друзья, и вскоре питерский интеллигент, выросший в семье художников, стал своим парнем в деревне.

Несмотря на то, что Игорь до сих пор проводит лето в Раковке, он не считает себя сельским парнем и вряд ли смог бы жить в деревне. Он просто любит общаться с простыми людьми, да и профессия у него городская – актер театра. Многие, конечно же, узнали об этом уже позже, когда Растеряев стал рассказывать о своей жизни. И были, если честно, сильно удивлены.

Вообще, Игорь хотел поступать на журналистский факультет, но затем решил, что не потянет, и поступил в Академию театрального искусства (СПбГАТИ). Здесь, по словам артиста, можно было иногда "валять дурака", или просто "притворяться талантливым". А на журфаке

были конкретные вещи, которые необходимо было знать, например, английский.

После окончания театрального Растеряев попал в Санкт-Петербургский театр "Буфф". Здесь он сыграл множество интересных ролей как классического, так и современного репертуара. Например, Бочара в "Великолепном рогоносце", Грегуара в "Авантюристке", Емельяна Черноземного в "Квадратуре круга". Кроме этого, Игорь неоднократно участвовал в экспериментальных постановках, работал на детских утренниках и вечерах.

Обретение популярности

В Раковке Игорь был душой компании. Научившись еще в юности играть на гитаре, он часто исполнял песни разных авторов, а впоследствии и собственного сочинения. Позднее Растеряев купил гармонь и постепенно начал осваивать и этот инструмент. И вот, как-то они с друзьями сидели на кухне, и Леша Ляхов записал на мобильный телефон песню "Комбайнеры". Выло

ив ее на YouTube, Ляхов вскоре о ней забыл. Еще бы, ведь за полгода видео набрало всего 300 просмотров.

Однако в августе 2010 года ссылка на видео каким-то образом попала на популярный сайт oper.ru. Что тогда началось! За четыре дня ролик, в котором Растеряев исполняет на кухне сельского дома своих "Комбайнеров", посмотрело 300 тысяч человек. К концу 2010 года видео вошло в десятку самых популярных в России. На сегодняшний день видео просмотрели 6,3 миллиона раз.

В это время Растеряев, ни о чем не подозревая, продолжал рыбачить, а вечерами развлекал сельскую публику. Когда Ляхов сказал Игорю, что он очень популярен в интернете, то тот сразу и не понял, о чем идет речь. Ну а затем началось... Песни "Русская дорога", "Раковка", "Ромашки", "Казачья песня". 23 сентября 2010 года состоялся первый концерт артиста в клубе "Контакт", в Москве. А позже Алексе

Ляхов стал продюсером Растеряева.

В начале 2011 года вышел первый альбом Игоря "Русская дорога". Затем были записаны диски "Звонарь" (2012), "Песни дяди Васи Мохова" (2013) и "Рожок" (2014). Каждая композиция, написанная Растеряевым, рассказывает о простых людях, трудягах, живущих, как правило, в сельской местности. Есть у него песни и о природе родного края, и о событиях войны, и о патриотизме. По словам артиста, сначала в его голове рождается мелодия, а только потом он пишет текст. Очень часто это происходит в дороге, во время поездок.

А объездил Игорь уже практически всю Россию. И это даже несмотря на то, что обычно он дает не более трех концертов в месяц. Крайний Север, Беларусь, Украина, Польша – где только не был Растеряев. Он наверное единственный на постсоветском пространстве артист, который сначала получил популярность в интернете, а только

потом стал давать концерты.

Несмотря на большую известность, Игорь Растеряев никогда не хотел стать "звездой". Он не сотрудничает с федеральными каналами и отклонил предложения всех продюсеров. Все свои песни, клипы, музыку он выкладывает в интернет, поэтому любой желающий может послушать или скачать запись.

По словам Растеряева, его хотели "раскрутить" крутые дяди, но он предпочел гармонь "без аранжировок и шоу-балета на заднем плане". Так же он мог сделать из "Комбайнеров" и других песен стеб: разодеться в стильного сельского паренька, подложить под музыку бит-бокс. Без сомнений, это принесло бы ему гораздо больше славы и денег. Но он пошел другим путем – петь про настоящую жизнь без прикрас и гламура. На вопрос о том, каким он себя видит через 10 лет, Растеряев отвечает, что хотел бы остаться собой. Ведь гораздо важнее быть собой, чем стать кем-то

Мало кто знает, что получивший в последние годы огромную популярность Игорь Растеряев – автор хита про комбайнеров – дипломированный актер, а музыкального образования у него нет. Да что там говорить! В одном интервью Игорь признался, что только недавно полностью овладел гармонью, а до этого играл на ней одной рукой. Откуда появился этот полный энергии эксцентричный юноша, и как ему удалось прославиться на всю страну?



Игорь Вячеславович Растеряев появился на свет 10 августа 1980 года в Ленинграде. По словам артиста, его мать была родом из Питера, а отец родился в поселке Раковка, Волгоградской области и был потомственным донским казаком. Каждое лето Игорь ездил в родные края отца на реку Медведицу. С тех самых пор он полюбил сельскую жизнь, простых людей и природу.

В детстве Игорь сдружился с Алексеем Ляховым – москвичом, который тоже приезжал к своим родным в деревню. Тогда артист и не подозревал, какую роль он сыграет в его жизни. Постепенно у Растеряева появлялись другие друзья, и вскоре питерский интеллигент, выросший в семье художников, стал своим парнем в деревне.

Несмотря на то, что Игорь до сих пор проводит лето в Раковке, он не считает себя сельским парнем и вряд ли смог бы жить в деревне. Он просто любит общаться с простыми людьми, да и профессия у него городская – актер театра. Многие, конечно же, узнали об этом уже позже, когда Растеряев стал рассказывать о своей жизни. И были, если честно, сильно удивлены.


Вообще, Игорь хотел поступать на журналистский факультет, но затем решил, что не потянет, и поступил в Академию театрального искусства (СПбГАТИ). Здесь, по словам артиста, можно было иногда "валять дурака", или просто "притворяться талантливым". А на журфаке были конкретные вещи, которые необходимо было знать, например, английский.

После окончания театрального Растеряев попал в Санкт-Петербургский театр "Буфф". Здесь он сыграл множество интересных ролей как классического, так и современного репертуара. Например, Бочара в "Великолепном рогоносце", Грегуара в "Авантюристке", Емельяна Черноземного в "Квадратуре круга". Кроме этого, Игорь неоднократно участвовал в экспериментальных постановках, работал на детских утренниках и вечерах.


Обретение популярности

В Раковке Игорь был душой компании. Научившись еще в юности играть на гитаре, он часто исполнял песни разных авторов, а впоследствии и собственного сочинения. Позднее Растеряев купил гармонь и постепенно начал осваивать и этот инструмент. И вот, как-то они с друзьями сидели на кухне, и Леша Ляхов записал на мобильный телефон песню "Комбайнеры". Выложив ее на YouTube, Ляхов вскоре о ней забыл. Еще бы, ведь за полгода видео набрало всего 300 просмотров.


Однако в августе 2010 года ссылка на видео каким-то образом попала на популярный сайт oper.ru. Что тогда началось! За четыре дня ролик, в котором Растеряев исполняет на кухне сельского дома своих "Комбайнеров", посмотрело 300 тысяч человек. К концу 2010 года видео вошло в десятку самых популярных в России. На сегодняшний день видео просмотрели 6,3 миллиона раз.


В это время Растеряев, ни о чем не подозревая, продолжал рыбачить, а вечерами развлекал сельскую публику. Когда Ляхов сказал Игорю, что он очень популярен в интернете, то тот сразу и не понял, о чем идет речь. Ну а затем началось... Песни "Русская дорога", "Раковка", "Ромашки", "Казачья песня". 23 сентября 2010 года состоялся первый концерт артиста в клубе "Контакт", в Москве. А позже Алексей Ляхов стал продюсером Растеряева.

В начале 2011 года вышел первый альбом Игоря "Русская дорога". Затем были записаны диски "Звонарь" (2012), "Песни дяди Васи Мохова" (2013) и "Рожок" (2014). Каждая композиция, написанная Растеряевым, рассказывает о простых людях, трудягах, живущих, как правило, в сельской местности. Есть у него песни и о природе родного края, и о событиях войны, и о патриотизме. По словам артиста, сначала в его голове рождается мелодия, а только потом он пишет текст. Очень часто это происходит в дороге, во время поездок.

А объездил Игорь уже практически всю Россию. И это даже несмотря на то, что обычно он дает не более трех концертов в месяц. Крайний Север, Беларусь, Украина, Польша – где только не был Растеряев. Он наверное единственный на постсоветском пространстве артист, который сначала получил популярность в интернете, а только потом стал давать концерты.

Несмотря на большую известность, Игорь Растеряев никогда не хотел стать "звездой". Он не сотрудничает с федеральными каналами и отклонил предложения всех продюсеров. Все свои песни, клипы, музыку он выкладывает в интернет, поэтому любой желающий может послушать или скачать запись.

По словам Растеряева, его хотели "раскрутить" крутые дяди, но он предпочел гармонь "без аранжировок и шоу-балета на заднем плане". Так же он мог сделать из "Комбайнеров" и других песен стеб: разодеться в стильного сельского паренька, подложить под музыку бит-бокс. Без сомнений, это принесло бы ему гораздо больше славы и денег. Но он пошел другим путем – петь про настоящую жизнь без прикрас и гламура. На вопрос о том, каким он себя видит через 10 лет, Растеряев отвечает, что хотел бы остаться собой. Ведь гораздо важнее быть собой, чем стать кем-то.

Растеряев Игорь Вячеславович (р. 1980) – российский актер кино и театра; многогранный одаренный исполнитель и автор песен, написанных на реальные сюжеты из жизни народа. На концертах аккомпанирует себе сам на гармони. Известность пришла к Игорю после того, как в 2010 году его клип к песне «Комбайнеры» взорвал интернет. Поклонники его творчества присвоили Растеряеву титул «Певец из народа».

Детство

Игорь появился на свет 10 августа 1980 года в Ленинграде. Семья была творческая, его родители – художники. Мама – коренная жительница Северной столицы, окончила технический ВУЗ. По материнской линии все родственники пережили блокаду. С папой Игоря она познакомилась, когда тот приехал в Ленинград поступать в институт. Отец был родом из села Раковка Михайловского района Волгоградской области. Все предки по папиной линии были казаками.

Детство Игоря проходило в историческом центре Ленинграда, среди дворцов, что, несомненно, наложило на него свой отпечаток. А вот лето мальчик всегда проводил на реке Медведице на родине отца в селе Раковка. Любимым занятием было строительство игрушечного хутора на заднем дворе. С двоюродным братом они сооружали домики под камышовыми крышами, ставили маленькие снопы, делали из вишневых веток плетни. А потом придумывали, что в каждой хибарке должен кто-то проживать – доярка или тракторист.

В Раковке Игорь познакомился с московским мальчиком Алексеем Ляховым, который тоже каждое лето приезжал к родным в деревню. Эта мужская и крепкая дружба растянулась на долгие годы.

С шести лет Игорь пел сначала для своих бабушек, потом для друзей. Петь мог по несколько часов в день. В школьные годы начал рисовать и писать рассказы о людях, о жизни в Раковке.

Образование

Учился Растеряев в ленинградских школах № 189 и 558. К концу десятого класса мама посоветовала сыну обучаться дальше на журналиста. Технические ВУЗы он не потянул бы, так как с химией и физикой совсем не дружил, а вот сочинения писал хорошо.

Получив аттестат о среднем образовании, Игорь почти стал студентом журналистского факультета, окончил подготовительные курсы и даже имел рекомендации от приемной комиссии. Но там пришлось бы изучать английский язык и другие предметы, которые ему не нравились. А Растеряев мечтал о высоко духовном будущем, поэтому забрал документы и поступил в театральный институт. Хотя до этого никогда не был настоящим театралом, на премьерные постановки активно не ходил, за театральной жизнью не следил, да и актеров почти никаких не знал.

Во время учебы ничем особенным не выделялся. В студенческих постановках роли ему доверяли второстепенные. Главную роль майора ветеринарной службы сыграл лишь в выпускном институтском спектакле.

Отучился пять лет и в течение года проходил школу жизни в труппе «Белого театра». Ездили по малым городам и селам Ленинградской и Московской областей, ставили детские спектакли в деревенских клубах, заброшенных кинотеатрах и почти не работающих дворцах культуры. Наряжались в самодельные костюмы и играли для детей, сидящих в холодных залах в шапках и варежках.

Театр

А потом он попал в театр «Буфф». Здесь у него поначалу роли тоже были маленькие, играл в основном алкашей, солдат, лакеев.

Но со временем в его репертуаре появились и более заметные персонажи:

  • Восьмибратов в спектакле «Все тот же Лес».
  • Грегуар в «Авантюристке».
  • Буч в «Примадоннах».
  • Приказчик в постановке «Казанова в России».
  • Ефрейтор Захар Косых в спектакле «Женя, Женечка и «катюша»».
  • Константин в «Страстях у фонтана».
  • Бочар в «Великолепном рогоносце».
  • Тишка в «Свадьбе Кречинского».
  • Официант в постановке «Цирк уехал, клоуны остались».
  • Емельян Черноземный в «Квадратуре круга».

Игорь проработал в театре двенадцать лет и в ноябре 2015 года покинул труппу.

И также снимался в эпизодических ролях в фильмах:

  • «Принцесса и нищий».
  • «Тайны следствия-6».
  • «Версия».
  • «Агент особого назначения».
  • «22 июня. Роковые решения».

Музыкальное творчество

В юности Игорь научился играть на гитаре, потом купил в комиссионном магазине и стал осваивать подержанную гармошку. Пел для друзей песни разных авторов и постепенно начал сочинять сам. Так появилась его первая веселая композиция «Комбайнеры».

Главные темы, которые затрагивает Игорь в своем творчестве – широта русской души со всеми ее недостатками и достоинствами, Бог, война, родные просторы и то, как трудно, но крайне важно в любой ситуации оставаться человеком.

Сразу же с первых строк его песен (и музыкальных, и стихотворных) чувствуется, что написал их человек одаренный. В одном интервью на вопрос: «Во что верит Игорь Растеряев?», певец ответил: «В Бога верю, в его абсолютную силу и в свою абсолютную человеческую слабость». Внезапную песенную популярность он объясняет вмешательством высшей силы. Кто-то взял и спустил на него этот дар, потому что одними собственными желаниями и потугами за такой короткий срок столько песен не написать. Ведь до этого он никогда ничего не сочинял и даже не имел музыкального образования.

Толком объяснить, как появляются его песни, не может. Музыка сама рождается где-то в голове, а уже на гармошке он подбирает мелодию. Потом, перебирая клавиши, через ритм начинают прорываться слова, постепенно они складываются в строки. Над текстами ему работается особенно сложно, иногда целый месяц ничего в голову не идет.

Первые слушатели новых песен – это всегда родители и сестра. Все клипы снимает его друг детства Леха Ляхов. Именно он когда-то выложил в сеть первую песню Растеряева «Комбайнеры». Леха предположил, что это может кому-то понравиться. Но никак не ожидал, что потом ему придется на долгие годы стать видеооператором.

Песня не сразу принесла славу своему создателю, за первые полгода набрала всего 300 просмотров на канале ютуб. Но после того как в конце лета 2010 года ссылку на ролик разместили на одном из сайтов популярного блогера и писателя Дмитрия Пучкова, в интернете произошел настоящий взрыв. За четыре дня песню послушали почти 300 000 пользователей. Уже к концу года клип вошел в десятку самых популярных роликов в России.

С этого времени Игорь стал записывать и выкладывать в сеть новые композиции. Так страна узнала его песни:

  • «Ромашки».
  • «Медведица».
  • «Казачья».
  • «Весна».
  • «Метель в Раковке».
  • «Русская дорога».
  • «Глинище».
  • «Дальнобойная».
  • «Прогулка по городу».
  • «Георгиевская ленточка».
  • «Песня ангелов-хранителей».
  • «За окном зима и ночь».
  • «Звонарь».
  • «Бой».

Первый концерт Растеряева состоялся с московском клубе «Контакт» в сентябре 2010 года. Спустя пару месяцев певец уже выступил в родном Санкт-Петербурге на сцене клуба «Грибоедов». Здесь же он представил своего соавтора – друга отца Василия Мохова, несколько песен Игорь написал на его стихи.

В феврале 2011 года вышел дебютный альбом «Русская дорога». В июле этого же года Растеряев выступил на рок-фестивале «Нашествие», где ему присудили независимую музыкальную премию «Степной волк» в номинации «Нечто».

Большую часть в его творчестве занимает деревенская тема. Село Раковка зацепило певца не на шутку. Возможно, потому, что это приятные воспоминания детства и летних каникул, когда не надо было ходить в школу и работать, а только отдыхать, развлекаться и рыбачить. Но, по словам Игоря, чтобы писать песни про деревню, надо быть городским жителем, а туда периодически приезжать и наблюдать незамыленным взглядом, что изменилось. Ведь если жить в деревне, будет не до песен. Люди там очень тяжело трудятся, и природные просторы в виде речки, степей, бугорков для них обыденные и особых впечатлений не производят.

Про себя Растеряев говорит, что у него двойное гражданство – городское и деревенское. Ему одинаково нужна и сельская жара в +45 градусов, и питерская сырость, он, словно аккумулятор, заряжается и от запаха полыни, и от дождя. В этом и заключается успех его песен. Игорю удалось поймать струну русской души, которой на самом деле хочется не гламурных выкрутасов, а простой идущей от сердца музыки.

Сейчас певец успешно гастролирует, объехал уже почти всю Россию, выступал также в Польше, Белоруссии и на Украине.

Увлечения, хобби, жизненные ценности

Кино смотреть не особо любит. В принципе относится к нему хорошо, и если что-то заинтересует, может посмотреть. Но за новинками киноиндустрии не следит. Дома у Игоря телевизора нет, смотрит его иногда, когда приходит в гости к родителям.

Что касается праздников, пришедших в Россию не так давно из-за границы (типа Хэллоуина или Дня Святого Валентина), то Растеряев их не признает. Для певца в жизни существует три праздника – Новый Год, Пасха и 9 мая. Они вызывают в его душе трепетные ощущения, нравится Игорю внешняя атрибутика этих праздников:

  • У Нового Года елка.
  • У Пасхи куличи с крашеными яичками и ночной крестный ход вокруг храма.
  • У 9 Мая это военные песни и фильмы, за которыми стоит культурное наследие страны.

Людей любит веселых, незапарных, легких на подъем, способных к куражу и неожиданным действиям. Не нравятся Игорю люди обидчивые.

Среди увлечений больше всего певцу по душе рыбалка.

Он пока не женат, детей нет.

В 2003 году Игорь завязал с алкоголем, в юности эта пагубная привычка в его жизни присутствовала. Хорошо помнит, как промозглым ноябрьским утром проснулся с похмелья. Дома никого не было: мама с папой на работе, бабушка пошла в собес, сестренка в школе. Он тогда пообещал кошке Мусе, что больше никогда не притронется к рюмке.

Жизненный девиз Игоря Растеряева: «Живу себе спокойно и не дергаюсь. Друзья не врут, родители живые, значит, все отлично. Главное – жить по совести и стараться хорошо делать свое дело».

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения