Гибралтарский пролив. Взгляд на Африку из Европы - Страница путешественника

Гибралтар - пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Длина - 65 км, ширина 14—44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м).

В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение, в среднем, приносит из Атлантики в Средиземное море 55 198 км³ воды за год (при средней температуре 17 °C и солёности выше 36 ‰). Глубинное течение приносит в Атлантический океан 51 886 км³ (при средней температуре 13,5 °C и солёности в 38 ‰). Разница в 3 312 км³ обусловлена по большей части испарением с поверхности Средиземного моря.

По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами: Гибралтарская скала на севере и Джебель-Муса на юге.

Гибралтарский пролив имеет большое стратегическое и экономическое значение. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, марокканский Танжер и британская крепость и военно-морская база Гибралтар.

В 1920-х годах немецкий архитектор Герман Зёргель предложил проект «Атлантропа» - перегородить Гибралтарский пролив гидроэлектрической дамбой, а второй дамбой поменьше — перекрыть Дарданеллы. Был также вариант, где вторая дамба соединяла Сицилию с Африкой. В результате уровень воды в Средиземном море понизился бы приблизительно на 100 метров. Таким образом предполагалось не только получать электроэнергию в изобилии, но и подавать опреснённую морскую воду в Сахару, чтобы она стала пригодна для сельского хозяйства. Европа и Африка стали бы одним континентом — Атлантропой, а вместо Средиземного моря появилось бы искусственное море — Сахарское.

Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш.

Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала возможность построения моста через пролив. Такой мост должен был стать самым высоким (свыше 900 метров). Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая».

Берега пролива скалисты: Европа возвышается над океаном в виде находящейся на территории Испании монолитной известняковой Гибралтарской скалы (426 м), а Африка - марокканской горой Джебель-Муса. Эти возвышенности в древности воспринимались последними точками материка, и сам пролив ассоциировался у моряков с проходом между скалами.

Так в культуре появилось переходившее от народа к народу понятие гибралтарских столпов. По имени своего бога покровителя мореплавания финикийцы обозначали это место Столпы Мелькарта. Греки его же называли Столпами Геракла и считали, что таким образом их герой отметил края Ойкумены (т е. части мира, освоенной человечеством). Римляне прозвали скалы Столпами Геркулеса. Легенда гласит, что по краям пролива вершины скал венчали две колоссальные статуи, стоявшие на колоннах-стелах отсюда и слово столпы. Статуи обозначали переход в мир неизведанного.

Современное же название появилось примерно в VIII в. и связано с именем предводителя арабских войск, вторгшихся сюда в 711 г., Тарика-ибн-Зияда (670−720 гг.). Арабам приписывается разрушение легендарных статуй. Они построили крепость, которой дали имя предводителя Гора Тарика, что по-арабски звучало как Джебель-ат-Тарик. Со временем это название упростилось до варианта Джибралтар, от которого перешло к привычному нам Гибралтар. Теперь так называют пролив, гору и город.

Арабы удерживали свою власть над проливом вплоть до 1309 г., когда испанцам ненадолго удалось освободить эти земли. После поражения испанцев в 1333 г крепость опять попала в руки мавров. Вплоть до 1462 г испанцы не могли изменить ситуацию, и европейцы попали в зависимость: арабские и берберские (африканские) пираты основали порт Тарифа и требовали дань со всех проходивших через пролив. По одной из версий, от названия этого городка и произошло слово тариф.

Учитывая значение Гибралтара для испанцев, есть и другая версия происхождения его названия. Слово делится на две части: Хибер, т е. Иберия (будущая Испания) и алтар, означающий жертвенник, алтарь. В этом варианте значение названия приобретает иную символику: Иберийский (т е. испанский) жертвенник.

В 1704 г крепость Гибралтар захватывают англичане в ходе войны за испанское наследство (1701—1714 гг.). По подписанному в 1713 г. Утрехтскому миру Гибралтарская крепость отошла Великобритании. Четырнадцать раз Испания пыталась вернуть крепость, но это не удалось. Самой же громкой британской победой стала битва в 1805 г у мыса Трафальгар при входе в Гибралтарский пролив. Тогда получивший в битве смертельное ранение адмирал Горацио Нельсон (1758—1805 гг.) привел британские войска к победе над объединенным Наполеоном I (1769—1821 гг.) франко-испанским флотом.

О важности этой победы для англичан можно судить по многим фактам: легендарный адмирал как истинный герой нации похоронен в Вестминстерском аббатстве, центральная площадь Лондона названа Трафальгарской.

У британцев есть примета: пока на Гибралтарской скале обитают редкие обезьяны породы магот, владычеству Англии тут не придет конец. После замечания британского премьера Уинстона Черчилля (1874—1965 гг.) об опасном уменьшении популяции обезьян учредили должность офицера, отвечающего за безопасность обезьян.

Сегодня англичане позиционируют свою базу как общеевропейскую, которая просто находится на содержании Англии. Здесь размещается западное звено цепи средиземноморских военно-морских баз НАТО.

Столица скалы-государства город Гибралтар, похожий на типичный средиземноморский порт, живущий смешением разных культур: в архитектуре здания в георгианском и викторианском стилях перебивают постройки с чертами испано-португальских, генуэзских и мавританских влияний, а свой язык местные жители иронично называют спэнглиш. Гибралтар - офшорная зона. О британском присутствии напоминают названия улиц и разных заведений, обилие пабов, полицейские в английской униформе и валюта - гибралтарский фунт.

На противоположной от британского Гибралтара стороне - территория Марокко. Наиболее значимое поселение в этой части страны это, безусловно, Танжер. У города не менее примечательная история, чем у соседей по ту сторону пролива. В течение полувека он составлял международную зону Танжер. Территория с особым статусом, которая в 1912—1956 гг. управлялась несколькими европейскими государствами (Францией, Испанией и Великобританией). Но в ходе Второй мировой войны расстановка сил поменялась. Оккупированная немцами Франция не могла более контролировать свой участок Танжера, его оккупировала Испания. А по окончании войны арабское население зоны начинало приобретать вес и проявляло недовольство присутствием европейцев.

В итоге, в 1956 г. марокканцы аннексировали Танжер. Сейчас это крупный портовый город, сохранивший за собой автономию и стратегическое значение. Он остается наиболее европеизированным в стране, в нем постоянно проживают французы, испанцы, немцы, итальянцы, англичане и другие европейцы (в том числе и небольшой русскоязычный анклав). На городском силуэте заметны не только мечети, но и католические, протестантские (англиканские и лютеранские) церкви, синагоги и другие культовые сооружения.

За свою историю Гибралтарский пролив закрывался и открывался не менее 11 раз. Так произошло, например, 6 млн лет назад. Закрытие пролива привело к увеличению солености в Средиземном море и образованию слоя эвапоритов (продукт испарения соленой воды) толщиной в 2 км. Примерно 5,3 млн лет назад пролив вновь открылся, это позволило Средиземному морю ожить. Движение литосферных плит приведет к очередному закрытию пролива через несколько млн лет.

Общие сведения о проливе Гибралтар

Страны: Испания, Марокко и Гибралтар (заморская территория Великобритании).

Крайние точки: мысы Трафальгар и Карнеро (Европа), мыс Спартель и г.Джебель-Муса (Африка).

Языки: Гибралтар - английский (а также янито или лья-нито/жанито андалусский диалект испанского в сочетании с английским и элементами итальянского, мальтийского, арабского и иврита); Испания - испанский; Марокко - марокканский диалект арабского и берберский.

Этнический состав: Гибралтар -англичане 27%, испанцы 24%, генуэзцы и другие итальянцы около 20%, португальцы 10%, мальтийцы 8%, евреи 3%, прочие (марокканцы, французы, австрийцы, китайцы, японцы, поляки, датчане и нелегальные мигранты индийцы, пакистанцы) 8%. Гибралтарцами себя считают более 83% населения; Испания- преимущественно испанцы; Марокко- марокканцы (арабы и берберы) и европейцы (французы, испанцы, португальцы).

Религии: Гибралтар- католицизм 70%, ислам 8%, англиканство 8%, прочие (в т. ч. иудаизм, атеизм) 11%; Испания - преимущественно католицизм; Марокко - ислам (суннизм).

Денежные единицы: гибралтарский фунт (Гибралтар), евро (Испания), марокканский дирхам (Марокко).

Важнейшие порты: Гибралтар (Великобритания), Ла-Линеа, Сеута, Альхесирас (Испания), Танжер (Марокко).

Аэропорты: международный аэропорт Гибралтар (Гибралтар), международный аэропорт Ибн-Батута (Танжер).

От Европы до Африки через Гибралтарский пролив ходит паром (35 мин).

Средняя температура января: + 13С.
Средняя температура июля: +24С.
Среднегодовое количество осадков: 767 мм.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
■ Природный парк Гибралтарского залива (Тарифа, Испания), искусственные тоннели разных времен в Гибралтарской скале и смотровая площадка на ней ж, пещера Святого Михаила (Гибралтар);
■ Город Гибралтар: мавританский замок (с XI в.), храм Богоматери Европы (сер. XV е.), католический собор Святой Марии Коронованной, англиканский собор Святой Троицы (1825 г.). Андреевская церковь (1854 г.), Большая синагога (1724 г.), музей Гибралтара;

■ Город Танжер: Старый город, дворец Дар-эль-Махзен (XVII в.), здание американской миссии, Гран Сокко и Пти Сокко (большая и малая площади), большая мечеть Танжира, мечеть Касба, англиканский собор св. Андрея, отель Континенталь.
■ Ландшафт: гроты Геракла (в пещерах у мыса Спартель), пляжи от мыса Спартель (протяженностью 47), парк Ремилла, терраса Слукья.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ По одной из версий Геркулесовы столбы стали прототипом двух вертикальных черт в символическом изображении доллара, а обвивавший их мифологический змей Пифон мог превратиться в извилистую S-образную линию.
■ Во время Второй мировой войны все немецкие подводные лодки, вошедшие в Средиземное море через этот пролив, были подорваны там. Кроме одной- U-26.
■ Еще во времена путешествий финикийцев Гибралтарская скала стала как бы обширным алтарем под открытым небом: здесь совершались жертвоприношения перед выходом в воды Атлантики.
■ Один амбициозный проект энергетиков XX в. предлагал искусственным образом понизить уровень Средиземного моря на 200 м для установки в проливе плотин с несколькими электростанциями.
■ В Гибралтарском проливе течения направлены в разные стороны: поверхностное на восток, а глубинное на запад.
■ В Гибралтаре на площади Казематов до сих пор проводится церемония передачи ключей, ведь раньше ворота крепости действительно запирались на ключ.
■ Последний мировой рекорд в женских заплывах принадлежит 49-летней Пенни Палфи, которая в 2010 г. переплыла Гибралтарский пролив за 3 часа и 3 минуты.
■ Гибралтарский пролив открыт для гражданских и военных судов всех стран. А также для пролета всех гражданских летательных аппаратов.
■ Периодически возникает идея создания либо тоннеля под проливом, либо моста через него и тогда подобный мост стал бы самым высоким (более 900 м) в мире.
■ Геракловыми (или Геркулесовыми) столбами скалы Гибралтарского пролива прозвали за то, что в разных вариантах мифа о подвиге, связанном с его путешествием за чудесными коровами великана Гериона, Гераклу приписывается либо создание этих столбов, либо их обнаружение на краю западного мира.
■ Воды Средиземного моря и Атлантического океана не смешиваются. Они сохраняют свои различающиеся свойства. Причем об этом было известно еще в древние времена, а современные ученые просто сумели объяснить этот факт наличием поверхностного натяжения воды.

■ По преданию бутылочную почту изобрел в III в. до н э. греческий философ Теофраст, бросив ради опыта несколько запечатанных сосудов с посланиями за Гибралтарским проливом. Так этот естествоиспытатель убедился, что вода в Средиземное море попадает из Атлантики: месяцы спустя один из сосудов был обнаружен на Сицилии.
■ Еще одно название пролива: арабское Баб-эль-Закат, означает Ворота милосердия.

Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании (в 1973 году Великобритания присоединилась к ЕС вместе с Гибралтаром (но без Нормандских островов и Острова Мэн) в соответствии со статьёй 299 (4) Договора о Европейском сообществе. После ратификации и вступления в силу Лиссабонского договора 2007 года данный Договор стал именоваться Договором о функционировании Европейского союза). На него не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС, шенгенские соглашения, также он не является общей таможенной территорией ЕС, поэтому здесь нет НДС.

C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Граждане Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС.

С 2011 года в Гибралтаре прекратили свое существование освобождённые компании (exempt companies). Действующая ставка корпоративного налога с 1 июля 2009 года снижена до 10 %, что вполне позволяет ему конкурировать с Ирландией, а возможно и с Кипром, в отличие от которого у Гибралтара нет обязательств перед Россией в сфере налогового сотрудничества.

О Гибралтарском проливе знали еще самые древние мореплаватели, но тогда его считали самым настоящим географическим концом земли и символической границей между миром людей и неизведанным миром. Некоторые полагали, что, если здесь споткнуться, то можно свалиться с Земли, упав за ее край.
Этот породивший множество мифов пролив разъединяет Европу и Африку и соединяет с . Он находится со стороны Европы у южной оконечности Пиренейского полуострова, а со стороны Африки - у ее северо-западных берегов. В самом узком месте пролив достигает всего 14 км, так что берега двух континентов можно видеть одновременно.
Берега пролива скалисты: Европа возвышается над океаном в виде находящейся на территории Испании монолитной известняковой Гибралтарской скалы (426 м), а Африка - марокканской горой Джебель-Муса. Эти возвышенности в древности воспринимались «последними точками материка», и сам пролив ассоциировался у моряков с проходом между скалами. Так в культуре появилось переходившее от народа к народу понятие гибралтарских «столпов». По имени своего бога - покровителя мореплавания - финикийцы обозначали это место «Столпы Мелькарта». Греки его же называли «Столпами Геракла» и считали, что таким образом их герой отметил края Ойкумены (т е. части мира, освоенной человечеством). Римляне прозвали скалы «Столпами Геркулеса». Легенда гласит, что по краям пролива вершины скал венчали две колоссальные статуи, стоявшие на колоннах-стелах - отсюда и слово «столпы». Статуи обозначали переход в мир неизведанного.

История

Современное же название появилось примерно в VIII в. и связано с именем предводителя арабских войск, вторгшихся сюда в 711 г., Тарика-ибн-Зияда (670-720 гг.). Арабам приписывается разрушение легендарных статуй. Они построили крепость, которой дали имя предводителя - «Гора Тарика», что по-арабски звучало как «Джебель-ат-Тарик». Со временем это название упростилось до варианта «Джибралтар», от которого перешло к привычному нам «Гибралтар». Теперь так называют пролив, гору и город.
Арабы удерживали свою власть над проливом вплоть до 1309 г., когда испанцам ненадолго удалось освободить эти земли. После поражения испанцев в 1333 г крепость опять попала в руки мавров. Вплоть до 1462 г испанцы не могли изменить ситуацию, и европейцы попали в зависимость: арабские и берберские (африканские) пираты основали порт Тарифа и требовали дань со всех проходивших через пролив. По одной из версий, от названия этого городка и произошло слово «тариф».
В 1469 г брак Изабеллы I Кастильской (1451-1504 гг.) и Фердинанда II Арагонского (1452-1516 гг.) положил начало последующему объединению испанских провинций в единое государство, арабы постепенно были вытеснены с Пиренеев, а оставшееся мусульманское население подверглось насильственной христианизации. Тогда королева Изабелла и даровала городу Гибралтару, который вырос вокруг крепости, герб с символическим изображением золотого ключа, завещав своим потомкам удерживать Гибралтар любой ценой. Карл V (1500-1558 гг.) исполнил завещание Изабеллы и действительно превратил Гибралтарскую крепость в неприступный бастион, что и позволило испанцам удерживать ее вплоть до начала XVIII в. Предполагают, что с того времени во многих языках осталась поговорка «Неприступный, как скала», в которой под «скалой» подразумевают именно эту крепость.
Учитывая значение Гибралтара для испанцев, есть и другая версия происхождения его названия. Слово делится на две части: «Хибер», т е. Иберия (будущая Испания) и «алтар», означающий «жертвенник», «альтарь». В этом варианте значение названия приобретает иную символику: «Иберийский (т е. испанский) жертвенник».
Но в 1704 г крепость захватывают англичане - в ходе войны за испанское наследство (1701-1714 гг.). По подписанному в 1713 г Утрехтскому миру Гибралтарская крепость отошла Великобритании. Четырнадцать раз Испания пыталась вернуть крепость, но это не удалось. Самой же громкой британской победой стала битва в 1805 г у мыса Трафальгар при входе в Гибралтарский пролив. Тогда получивший в битве смертельное ранение адмирал Горацио Нельсон (1758-1805 гг.) привел британские войска к победе над объединенным Наполеоном I (1769-1821 гг.) франко-испанским флотом.
О важности этой победы для англичан можно судить по многим фактам: легендарный адмирал как истинный герой нации похоронен в Вестминстерском аббатстве, центральная площадь Лондона названа «Трафальгарской».
Из-за этого многовекового территориального спора отношения Англии и Испании не раз осложнялись и даже прерывались. В 1985 г вступило соглашение о равенстве прав гибралтарцев в Испании и испанцев в Гибралтаре и тогда же была открыта граница между этими государствами.
У британцев есть примета: пока на Гибралтарской скале обитают редкие обезьяны породы магот, владычеству Англии тут не придет конец. После замечания британского премьера Уинстона Черчилля (1874-1965 гг.) об опасном уменьшении популяции обезьян учредили должность «офицера, отвечающего за обезьян».
Именно с воздушной базы Гибралтара 8 ноября 1942 г началась операция англо-американских войск по высадке на побережье Северной Африки под названием «Торч», т е. «Факел». Правда, гитлеровцам удалось сдержать этот напор.
Сегодня англичане позиционируют свою базу как общеевропейскую, которая просто находится на содержании Англии. Здесь размещается западное звено цепи средиземноморских военно-морских баз НАТО.
Столица скалы-государства - город Гибралтар, похожий на типичный средиземноморский порт, живущий смешением разных культур: в архитектуре здания в георгианском и викторианском стилях перебивают постройки с чертами испано-португальских, генуэзских и мавританских влияний, а свой язык местные жители иронично называют «спэнглиш». Гибралтар офшорная зона. О британском присутствии напоминают названия улиц и разных заведений, обилие пабов, полицейские в английской униформе и валюта - гибралтарский фунт.
На противоположной от британского Гибралтара стороне - территория Марокко. Наиболее значимое поселение в этой части страны - это, безусловно . У города не менее примечательная история, чем у соседей по ту сторону пролива. В течение полувека он составлял международную зону Танжер. Территория с особым статусом, которая в 1912-1956 гг управлялась несколькими европейскими государствами (Францией, Испанией и Великобританией). Но в ходе Второй мировой войны расстановка сил поменялась. Оккупированная немцами Франция не могла более контролировать свой участок Танжера, его оккупировала Испания. А по окончании войны арабское население «зоны» начинало приобретать вес и проявляло недовольство присутствием европейцев.
В итоге в 1956 г марокканцы аннексировали Танжер. Сейчас это крупный портовый город, сохранивший за собой автономию и стратегическое значение. Он остается наиболее европеизированным в стране - в нем постоянно проживают французы, испанцы, немцы, итальянцы, англичане и другие европейцы (в том числе и небольшой русскоязычный анклав). На городском силуэте заметны не только мечети, но и католические, протестантские (англиканские и лютеранские) церкви, синагоги и другие культовые сооружения.
За свою историю Гибралтарский пролив закрывался и открывался не менее 11 раз. Так произошло, например, 6 млн лет назад - закрытие пролива привело к увеличению солености в Средиземном море и образованию слоя эвапоритов (продукт испарения соленой воды) толщиной в 2 км. Примерно 5,3 млн лет назад пролив вновь открылся, это позволило Средиземному морю «ожить». Движение литосферных плит приведет к очередному закрытию пролива через несколько млн лет.

Общая информация

Страны: Испания, Марокко и Гибралтар (заморская территория Великобритании).

Крайние точки: мысы Трафальгар и Карнеро (Европа), мыс Спартель и г Джебель-Муса (Африка).

Языки: Гибралтар - английский (а также янито или лья-нито/жанито - андалусский диалект испанского в сочетании с английским и элементами итальянского, мальтийского, арабского и иврита); Испания - испанский; Марокко - марокканский диалект арабского и берберский.

Этнический состав: Гибралтар: англичане - 27%, испанцы - 24%, генуэзцы и другие итальянцы - около 20%, португальцы - 10%, мальтийцы - 8%, евреи - 3%, прочие (марокканцы, французы, австрийцы, китайцы, японцы, поляки, датчане и нелегальные мигранты - индийцы, пакистанцы) - 8%. Гибралтарцами себя считают более 83% населения; Испания: преимущественно испанцы; Марокко: марокканцы (арабы и берберы) и европейцы (французы, испанцы, португальцы).
Религии: Гибралтар: католицизм - 70%, ислам - 8%, англиканство - 8%, прочие (в т. ч. иудаизм, атеизм) - 11%; Испания: преимущественно католицизм; Марокко: ислам (суннизм).

Денежные единицы: гибралтарский фунт (Гибралтар), евро (Испания), марокканский дирхам (Марокко).

Важнейшие порты: Гибралтар (Великобритания), Ла-Линеа, Сеута, Альхесирас (Испания), Танжер (Марокко).

Аэропорты: международный аэропорт Гибралтар (Гибралтар), международный аэропорт Ибн-Батута (Танжер).

Цифры

Длина: 65 км.

Ширина: 14-44 км.

Глубина на фарватере: до 338 м.

Наибольшая глубина: 1181 м.

Среднее количество поступающей атлантической воды: 55 198 км 3 в год.

Средняя температура атлантической воды: +17°С.
Средняя соленость атлантической воды: более 36%.
Среднее количество уходящей средиземноморской воды: 51 886 км 3 в год.

Средняя температура средиземноморской воды: +13,5°С.

Средняя соленость средиземноморской воды: около 3%.

От Европы до Африки через Гибралтарский пролив ходит паром (35 мин).

Экономика

Промышленность: военно-морская верфь, судостроение и судоремонт.

Электроэнергетика.

Сфера услуг: туризм, перевозки (судоходство), торговля.

Климат и погода

Средняя температура января: + 13°С.
Средняя температура июля: +24°С.
Среднегодовое количество осадков: 767 мм.

Достопримечательности

■ Природный парк Гибралтарского залива (Тарифа, Испания); искусственные тоннели разных времен в Гибралтарской скале и смотровая площадка на ней же; пещера Святого Михаила (Гибралтар);
■ Город Гибралтар: мавританский замок (с XI в.), храм Богоматери Европы (сер. XV е.). католический собор Святой Марии Коронованной, англиканский собор Святой Троицы (1825 г.). Андреевская церковь (1854 г.), Большая синагога (1724 г.); музей Гибралтара;
■ Город Танжер: Старый город, дворец Дар-эль-Махзен (XVII в.), здание американской миссии, Гран Сокко и Пти Сокко (большая и малая площади), большая мечеть Танжира, мечеть Касба, англиканский собор св. Андрея, отель «Континенталь».
■ Ландшафт: гроты Геракла (в пещерах у мыса Спартель), пляжи от мыса Спартель (протяженностью 47), парк Ремилла, терраса Слукья.

Любопытные факты

■ Под одной из версий, Геркулесовы столбы стали прототипом двух вертикальных черт в символическом изображении доллара, а обвивавший их мифологический змей Пифон мог превратиться в извилистую «S»-образную линию.
■ Во время Второй мировой войны все немецкие подводные лодки, вошедшие в Средиземное море через этот пролив, были подорваны там. Кроме одной - U-26.
■ Еще во времена путешествий финикийцев Гибралтарская скала стала как бы обширным алтарем под открытым небом: здесь совершались жертвоприношения перед выходом в воды Атлантики.
■ Один амбициозный проект энергетиков XX в. предлагал искусственным образом понизить уровень Средиземного моря на 200 м для установки в проливе плотин с несколькими электростанциями.

■ В Гибралтарском проливе течения направлены в разные стороны: поверхностное - на восток, а глубинное - на запад.
■ В Гибралтаре на площади Казематов до сих пор проводится церемония передачи ключей, ведь раньше ворота крепости действительно запирались на ключ.
■ Последний мировой рекорд в женских заплывах принадлежит 49-летней Пенни Палфи. которая в 2010 г переплыла Гибралтарский пролив за 3 часа и 3 минуты.
■ Гибралтарский пролив открыт для гражданских и военных судов всех стран. А также для пролета всех гражданских летательных аппаратов.

■ Периодически возникает идея создания либо тоннеля под проливом, либо моста через него - и тогда подобный мост стал бы самым длинным 15 км) и самым высоким (более 900 м) в мире.
■ Геракловыми (или Геркулесовыми) столбами скалы Гибралтарского пролива прозвали за то, что в разных вариантах мифа о подвиге, связанном с его путешествием за чудесными коровами великана Гериона, Гераклу приписывается либо создание этих столбов, либо их обнаружение на краю западного мира.
■ Воды Средиземного моря и Атлантического океана не смешиваются. Они сохраняют свои различающиеся свойства. Причем об этом было известно еще в древние времена, а современные ученые просто сумели объяснить этот факт наличием поверхностного натяжения воды.
■ По преданию, бутылочную почту изобрел в III в. до н э. греческий философ Теофраст, бросив ради опыта несколько запечатанных сосудов с посланиями за Гибралтарским проливом. Так этот естествоиспытатель убедился, что вода в Средиземное море попадает из Атлантики: месяцы спустя один из сосудов был обнаружен на Сицилии.
■ Еще одно название пролива, арабское Баб-эль-Закат, означает «Ворота милосердия».

Гибралтарский пролив. Левее - Испания, правее - Марокко.

Гибралтарский пролив (исп. Estrecho de Gibraltar, англ. the Strait of Gibraltar) - международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном. Длина 65 км, ширина 14-44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м). (Истинная длина 59 км).

В Гибралтарском проливе на разной глубине течение направлено в противоположные стороны. В поверхностном течении, направленном в Средиземное море, поступает в среднем за год 55 198 кмі атлантической воды (средняя температура 17 °C, солёность выше 36 ‰). В глубинном, направленном в Атлантический океан, течении уходит 51886 кмі средиземноморской воды (средняя температура 13,5 °C, солёность 38 ‰). Разница в 3312 кмі обусловлена в основном испарением с поверхности Средиземного моря. По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами - Гибралтарская скала на севере и Муса на юге.

Благодаря своему удобному географическому положению Гибралтарский пролив имеет большое экономическое и стратегическое значение, находится под контролем английской крепости и военно-морской базы Гибралтар. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, а также марокканский Танжер.

Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш. В 2003 была начата новая программа исследований, рассчитанная на три года.

Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала возможность построения моста через пролив. Такой мост должен был стать самым высоким (свыше 900 метров) и самым длинным (15 км) из существующих в мире. Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая» (The Fountains of Paradise, 1979).

Режим Гибралтарского пролива

Гибралтарский пролив является важнейшим путем сообщения средиземноморских держав с Атлантическим океаном. Значение этого пролива еще более возросло после сооружения в 1869 году Суэцкого канала, когда через пролив протянулись не только средиземноморские пути сообщения, но и пути в Восточную Африку, Индию, Китай и на Дальний Восток.

Пролив удобен для плавания. Длина его около 90 км, ширина от 14,2 до 45 км, глубина от 366 до 1180 м. Исключительно большое экономическое и стратегическое значение пролива предопределило на протяжении многих столетий борьбу между Англией, Испанией и Францией за господство и контроль над ним. Только в 1704 году в результате длительной войны за испанское наследство Англии удалось захватить очень удобный в стратегическом отношении полуостров Гибралтар площадью в 5 кв. км, на котором затем были построены военно-морская база и крепость.

Гибралтар - это массивная скала высотой до 429 м. Длина скалы 4,5 км, ширина до 1,4 км. Значительная часть крепостных сооружений высечена внутри скалы и хорошо защищена как с воздуха, так и с моря. Длительное время Гибралтар являлся одним из важнейших опорных пунктов английского морского могущества.

С появлением в Средиземном море 6-го американского флота прежнее морское могущество Англии в этом районе фактически утрачено. Как колония Великобритании Гибралтар управляется британским губернатором, являющимся одновременно командующим вооруженными силами колонии.

Режим пролива с 1904 по 1907 годы регулировался двусторонним «Соглашением о Марокко» между Англией и Францией, к которому в 1907 году присоединилась Испания. Соглашение предусматривало, что пролив является открытым для беспрепятственного плавания кораблей и судов всех стран.

В 1907 году Англия, Франция и Испания заключили новое соглашение, которым объявлялась демилитаризация Гибралтарского пролива и подтверждалась неограниченная свобода плавания кораблей и судов всех стран. Этот принцип был одобрен большинством государств, и пролив всеми государствами рассматривался как часть открытого моря.

В настоящее время через пролив могут проходить любые суда и военные корабли без каких-либо ограничений. Даже в самом узком месте пролив полностью не перекрывается территориальными водами Испании и Марокко. Как известно, Испания имеет 6-мильные территориальные воды. Однако согласно существующим международным правилам она не имеет права распространять их за срединную линию пролива.

Ширина территориальных вод Марокко - 3 мили. Поэтому в самой узкой части к югу от срединной линии пролива между территориальными водами Испании и Марокко пролегает полоса открытого моря шириной от 1,2 до 2,5 мили, не перекрываемая территориальными водами прибрежных государств.

Исходя из принципов современного международного права о свободе мореплавания в открытом море, закрепленных в Женевских конвенциях 1958 года, претензию любого государства на господствующее положение в проливе следует рассматривать как грубое нарушение международного права, поскольку пролив соединяет огромные открытые водные бассейны, имеет исключительно большое экономическое значение как важнейшая транспортная артерия и является частью открытого моря. В интересах всего человечества Гибралтарский пролив должен быть всегда свободен для плавания кораблей и судов всех наций.

В последние годы Испания настаивает на возвращении ей Гибралтара, захваченного Англией 260 лет тому назад. В октябре 1964 года спор между Испанией и Англией рассматривался в ООН в специальном Комитете 24-х. На заседании Комитета представитель СССР выступил с предложением ликвидировать военную базу НАТО в Гибралтаре и превратить его в демилитаризованную зону.

Малага - относительно небольшой и компактный город, на осмотр которого в принципе достаточно одного дня. В моём же случае поездка вмещала в себя практически три полных дня, поэтому целесообразно было не ограничиваться лишь Малагой, но и поездить по окрестностям. В Андалусии много интересных мест - и Гранада со своим знаменитым дворцово-парковым ансамблем Альгамбра (одним из наиболее ярких дошедших до нас памятников маврского периода), и столица области Севилья, и расположенный на обрыве ущелья городок Ронда, и ряд других городов. На юге Испании своя культура, своя атмосфера, которая очень сильно отличается и от Каталонии, и от Кастилии, где мне доводилось бывать до этого. Тем не менее, я решил съездить из Малаги не в один из других древних городов Андалусии, а совершить более необычную и интересную вылазку - мне давно хотелось посмотреть Гибралтарский пролив, узкую горловину, соединяющую Средиземное море (а, следовательно, и много других морей с ним связанных) с бескрайней Атлантикой; место, где Европа на расстоянии буквально вытянутой руки встречается с Африкой.


Наиболее классическим вариантом было бы съездить из Малаги в город Гибралтар - заморскую британскую территорию, с начала XVIII века занимающую огромную 400-метровую скалу в самой видной и стратегически важной точке Гибралтарского пролива. Впрочем, тут есть один нюанс: Гибралтар - это территория Великобритании, и для посещения его российским туристам нужна либо специальная Гибралтарская виза, либо виза Великобритании сроком действия более 12-месяцев. Моя британская виза закончилась в октябре, да и то она была шестимесячной, то есть в любом случае не подходила для Гибралтара, а заниматься новыми визовыми формальностями ради нескольких спонтанных часов в городе я естественно не стал. На въезде в Гибралтар есть погранконтроль - для обладателей европейских паспортов он, естественно, формальный; я читал в интернете, что и некоторым россиянам, сделав уверенное каменное лицо, удавалось туда проехать без местной визы (на въезде в Гибралтар местные погранцы тормозят для проверки примерно одну машину из четырех). Будучи законопослушным человеком, я для себя такой вариант даже не рассматривал - зато придумал другой интересный маршрут: на противоположном берегу того же самого залива, на котором стоит Гибралтар, находится крупный испанский городок Альхесирос - промышленный центр и крупный порт, откуда отправляются паромы в Марокко. Альхесирос даже ближе, чем Гибралтар находится к самой узкой части Гибралтарского пролива, и туда каждые полчаса бегают автобусы из Малаги. Что ж - едем в Альхесирос. Пришел на Малагский автовокзал, взял билет, два часа пути (от Альхесироса до Малаги чуть более 100 километров) - и мы на берегу Гибралтарского пролива.

Надо сказать, посмотреть на Африку из Европы мне удалось не с первого раза. Едва мы прибыли в Альхесирос, как зарядил такой ливень, что о каких бы то ни было прогулках помышлять не приходилось.

1. На улице вода стеной - хорошо, что подвернулся удачный кабак, где можно было посидеть, обсохнуть и отведать равиоли с каким-то местным пивом.

2. Я заранее прикинул по карте, куда нужно идти, чтобы оказаться в самом узком месте Гибралтарского пролива, с которого как на ладони видна Африка. Это от центра Альхесироса километров пять по проселочной дороге. Дождь чуть-чуть приутих - что ж, можно выйти из кабака и продолжить прогулку. По пути нашлось красивое местечко, откуда открывались отличные виды на бухту, побережье Альхесироса и расположенный на высокой скале на другой стороне залива британский город Гибралтар.

3. Скала Гибралтара после дождя окутана большим белесым облаком.

4. Вдоль берега выстроилась «первая линия» домишек.

5. А в другую сторону уже видна Африка! Дальний берег - это Марокко. Судно на фото заворачивает направо и направляется в Гибралтарский пролив. Именно на ту проходящую вдоль берега дорогу, которую видно на фото, нам и надо держать путь. Погода скверная - вот-вот снова зарядит дождь, но не сидеть же на месте, когда Африка буквально манит из-за мыса: надо рискнуть, да и разнообразить поездку какой-нибудь немного экстремальной вылазкой интересно. :)

6. Что ж - сказано сделано: до того места навскидку минут сорок ходьбы. Примерно выбираем кратчайший путь - и вперед вдоль берега! :)

7. Несколько пасмурный пляжный пейзаж с пальмами. :)

8. Путеводители по Испании пишут, что на побережье Андалусии солнце светит в среднем более 310 дней в году. Надо признать, что мне выпала редкостная удача - я оказался в этом месте в один из редких оставшихся 55-ти. :) Не прошло и трети пути, как с неба одна за другой начали падать крупные капли, и вскоре дождь снова зарядил что было сил - причем в этот раз окончательно и бесповоротно. :)

9. Кабака в этот раз поблизости не было - я оказался застигнутым ливнем посреди проселочной дороги: деваться некуда, промокнуть насквозь всё равно уже судьба, поэтому продолжаем путь: только вперед, и ни шагу назад. :)

10. Еще полчаса пути по дороге под проливным дождем - и мы на берегу Гибралтарского пролива в самом узком его месте. Вот и маяк - страж этих мест.

11. Впрочем, если в 310 солнечных дней года отсюда открываются фантастические панорамы морских просторов и высоких гор Марокко на противоположном берегу, то в оставшиеся 55 дней - вот такая картина: кругом вода - сверху, снизу, сбоку, вперед, назад, где-то в пелене дождя видны суда, идущие в Гибралтарский пролив, но почти тут же закрываемые дождевой завесой.

12. Впрочем, надо сказать, и в таких залитых дождем пейзажах есть своя прелесть, какая-то своя изюминка:)

13. Но это я сейчас так пишу, когда рассматриваю фотографии на экране компьютера. А тогда ощущения были совсем иные - вода была буквально везде, от макушки и до кончиков носков и в иных потаённых местах организма. А как дивно хлюпало в кроссовках! И лишь фотоаппарат чувствовал себя сухо и относительно комфортно в чехле - оказываясь в гуще дождевой вакханалии лишь в те моменты, когда я доставал его чтобы сделать очередной снимок: вот, например, этой полузаброшенной рыбацкой деревушки.

14. Еще сорок минут под холодным проливным дождем - и мы снова в Альхесиросе. На пару минут дождь притих - и снова где-то вдали показались скалы Африки и огни города Сеута - расположенного по ту сторону Гибралтарского пролива довольно крупного порта Марокко. Африка поманила десять минут, и снова скрылась в пелене проливного дождя.

Два часа в холодном автобусе в промокшей одежде, и наконец, долгожданная гостиница Малаги. Быстрее отжимать одежду - и потом на час в спасительную горячую ванну. Да, первая попытка посмотреть на Африку из Европы оказалась весьма специфической - не могу сказать, чтобы совсем неудачной, но и повторять такой пятичасовой ледяной душ мне бы в будущем тоже не очень хотелось. Хотя и говорят, что для организма закалка полезна. Тем не менее, мне хотелось постоять на берегу Гибралтарского пролива несколько по-другому, поэтому на следующий день я снова сел в автобус и поехал в Альхесирос - в надежде на то, что в этот раз всё-таки будет один из обещанных 310-ти солнечных дней Андалусии. :)

16. И снова знакомая дорога, извилистым серпантином вьющаяся вдоль берега, и вновь на том берегу бухточки возвышается могучая скала Гибралтара, и вновь десятки судов на глади воды. Но на этот раз всё срослось - голубое небо, солнце и ни намека на вчерашнюю непогоду! Ура! Идем смотреть Африку и Гибралтарский пролив! :)

17. На берегу до наших дней сохранилось множество старых фортификаций. Неудивительно - район Гибралтарского пролива издавна является одним из стратегических мест Европы.

20. Выходим на берег Гибралтарского пролива в самом узком месте. До Африки здесь - всего около 20 километров. Фантастически смотрится маяк на фоне туманных гор Марокко!

23. Движение судов в Гибралтарском проливе очень оживленное. Много тут и паромов, связывающих Европу с Африкой - паромы курсируют из Гибралтара, Альхесироса, Кадиса через пролив в Танджер и другие города Марокко на африканском берегу.

24. Между Европой и Африкой - фото на память.

26. На небольшом пятачке на скалистом берегу дежурила группа энтузиастов с огромными фотоаппаратами - они снимают птиц, парящих над Гибралтарским проливом.

28. Европа, Африка вдали и небольшая испанская деревушка на переднем плане.

29. Горы Африки и морской балкер, на широких просторах кажущийся крошечной лодкой. Африка тут совсем близко - добивает местная сотовая связь, и МТС радостно приветствует тебя в Марокко. :)

30. Еще некоторые панорамы Гибралтарского пролива и окрестностей.

34. А нам пора назад, в Альхесирос - по извилистой дороге вдоль берега. Вчера здесь была стена дождя, а сейчас пять или шесть километров до города пройти исключительно приятно! :)

35. Маяк на берегу, далекий берег Марокко и скоростной паром, направляющийся в Альхесирос из Танджера.

36. Сегодня величественная скала британского Гибралтара предстает перед нами во всей красе!

38. Какая фантастически прозрачная бирюзовая вода!

Гибралтар, владение Великобритании на южной оконечности Пиренейского полуострова. Известен со стародавних времён, как один из двух «Геркулесовых столпов» По легенде Геркулес, когда направлялся совершать один из знаменитых подвигов «Кража коров Гериона», путь ему преградили горы Атлас. Тогда герой пробил их и раздвинул в стороны, чтоб освободить путь в Атлантический океан.

Карту можно увеличивать или уменьшать

Гибралтар. Карта со спутника

Учёные подтверждают, что легенда имеет обоснование и вероятно символизирует тектонический процесс, проломивший заслон, после чего воды океана хлынули в более низкое Средиземное море, затопив часть прибрежных земель. Только с датировками затрудняются, полагая что начался процесс соединения с Атлантикой около 5 миллионов лет назад. Конкретнее пока не известно – ведутся дополнительные исследования.

Местность здесь легендарная, поэтому и продолжаются легенды. В частности, одна из новейших связана с обезьянами маготами, что ещё называются магрибскими макаками. По местному поверью, пока живы маготы, Гибралтар будет британским. Обезьянки находятся под защитой ВМФ Великобритании. Известен ироничный ответ англичан, символизирующий, тем не менее решимость сохранять Гибралтар за собой: «Мы будем защищать обезьян, до последнего англичанина»

Ныне Гибралтар известен как военная база Великобритании и порт с отличными доками, в который ежедневно заходят до 200 кораблей. Ещё Гибралтар знаменит как оффшорная зона и, кроме ремонта получает немалый доход с реэкспорта нефтепродуктов.
_________________________________________________________________________
Государственный язык Гибралтара – английский, но местные говорят на его испанизированном варианте янито, который впитал в себя множество слов ещё из итальянского, мальтийского, арабского и иврита. И до последнего времени в ресторанах и на кухнях звучало традиционное «передай солонку». Однако ныне всё больше в моде меню бессолевая диета. Люди, перешедшие на неё, вдруг очень быстро избавляются от десятка-полутора лишних килограммов. Дело в том, что соль связывает воду, которую потом накапливают жировые клетки, образуя трясущийся студнеобразный жирок, характерный для многих.


ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения