Что пришло из карибской культуры в британии. Соединенное королевство

Великобритания — островное государство в Западной Европе . В состав Соединённого королевства входят Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Великобритания расположена на самом обширном европейском архипелаге, включающем Британские острова, группы Гебридских, Оркнейских и др. Великобритания является конституционной монархией, в которой монарх «царствует, но не правит». Лондон — столица Великобритании — один из самых интересных городов мира. В нем есть и многовековая история и самые последние достижения технического прогресса. Лондон — один из крупных портов Британии и главный промышленный центр страны.

На климат Британских островов влияют близость океана и особенно тёплое течение Гольфстрим . Погода в Великобритании так быстро меняется, что даёт британцам нескончаемую и обильную пищу для светских разговоров. Традиционная английская погода — это дождь и сырость; температура зимой очень редко спускается ниже 0 С (в среднем 3-5 С), поэтому трава зеленеет круглый год.

Великобритания - страна, где процветает искусство . Лондонский театр считается одним из лучших в Европе. Провести отдых в Лондоне и не посетить театр — Вы много теряете. В провинции сотни маленьких театров привлекают большое количество зрителей.

Иногда Британские острова поэтически называют Альбионом, то ли из-за частных туманов, то ли из-за белоснежных меловых обрывов у их южных побережий. Поскольку береговая линия крупнейшего острова сильно изрезана, здесь нет такого места, которое было бы удалено от берега более чем на 120 км

Англия - страна с богатой историей и вековыми традициями. Фамильные замки с привидениями, старинные университеты, знаменитые английские пабы, королевская семья, которая является предметом гордости и пристрастного внимания англичан - все это неотъемлемая часть Англии. Также Англия славится всевозможными выставками и фестивалями: праздник цветов, фестиваль трубочистов Рочестера, королевская регата, музыкальные фестивали, ливерпульский фестиваль «Битлз», церемония друидов, праздник Робин Гуда. Одно из распространенных в Англии «хобби» - это садоводство. Нигде нет таких ухоженных садов, парков, лужаек и газонов.

Каждый регион Англии имеет характерный внешний облик, свои самобытные традиции, культуру и обычаи. Жители больших городов с большим удовольствием проводят время за городом. Традиционные занятия - охота, рыбалка, спорт. До сих пор в Великобритании много приверженцев футбола, тенниса, баскетбола, хоккея на траве. Особой же популярностью сегодня пользуются гольф, верховая езда, конное поло и охота на лис. Английские традиции предписывают сдержанность в суждениях как знак уважения к собеседнику. Отсюда склонность избегать категорических утверждений или отрицаний, используя при этом разнообразные вводные обороты: «мне кажется», «я думаю», «возможно» и так далее.

Древняя и богатейшая история Великобритании нашла яркое отражение во множестве находящихся повсеместно разнообразных памятников всех эпох. Археологическими раскопками обнаружены стоянки древнего человека эпохи палеолита (40000–10000 лет до нашей эры) в Уэльсе и Дербишире, неолитические памятники (3400–1600 лет до нашей эры) в курганах на меловых холмах Южной и Восточной Англии, в Южном Уэльсе, Глостершире, Норфолке и многих других местах остатки поселений, оборонительных сооружений бронзового и железного веков (вплоть до 450 лет до нашей эры) на всей территории страны.

Многие английские города основаны римлянами в первых веках нашей эры. К постройкам этого времени относятся Адрианов вал, отделяющий Англию от Шотландии (возведен императором Адрианом в 122–130 годах), городские ворота в Линкольне, ворота в Колчестере, бани в Бэйте, многочисленные руины римских военных укреплений.

Англосаксонско–романский стиль, господствовавший в архитектуре до середины XI века, отличался простотой архитектурных и строительных приемов: несложные полукруглые арки, двускатные крыши, заимствованные у привычного деревянного зодчества. Сменивший его нормандский стиль просуществовал до конца XII века. Он отличался обилием одинаковых мощных колонн, круглыми украшенными оконными проемами и потолочными сводами, узкими окнами, не очень мощными контрфорсами. Один из лучших образцов этого стиля - старейший в Великобритании собор в Или, был заложен в 673 году, но современный вид приобрел лишь к середине XII века. Выдающимися замковыми постройками нормандского стиля считаются Хедингем в Эссексе и Конисброу в Йоркшире. В том же стиле выполнена и часть строений Эдинбургского замка в Шотландии.

Ранняя готика характерна для строений XIII века, их общий вид определяется существенной высотой и обширностью, длинными, достигающими основания здания окнами (фасад собора в Линкольне, фрагменты соборов в Или и Питерборо).

В XIV веке на смену ранней пришла английская готика - в такой архитектуре сделан характерный акцент на отдельные элементы орнамента: огромные стрельчатые окна со сложной ажурной каменной резьбой, тяжелые контрфорсы, столбы с плотно соединенными нервюрами, увитые листьями скульптуры, карнизы, цветочные орнаменты. Лучше всего этот стиль представляют соборы Йорка, Норвича и Линкольна, отдельные элементы Вестминстерского аббатства. Богатейшая орнаментика достигла совершенства в строительном искусстве поздней готики, или «перпендикулярном» стиле (конец XIV века - XV век), отличающемся особым пристрастием к вертикальным плоскостям (Кингс Колледж в Кембридже, часовня Св. Георга в Виндзорском замке и часовня Генри VII в Вестминстерском аббатстве).

В XVI веке - начале XVIII века в Великобритании господствовали ренессанс и барокко, их элементы зачастую смешивались в одном и том же здании. Важнейшим памятником стиля, называемого «английское барокко», является кафедральный собор Св. Павла в Лондоне, построенный в последней трети XVII века по проекту сэра Кристофера Рена - одного из крупнейших английских архитекторов. Во внешнем облике этого здания присутствуют пространственный размах, слитость, текучесть сложных криволинейных форм.

В XIX веке на смену монументальному георгианскому стилю пришел викторианский. В этом стиле выполнена одна из знаменитых в мире построек - Букингемский дворец. Выдержав испытания судьбы (9 сентября 1940 года немецкая бомба упала на дворец, три дня спустя он был вновь атакован), он предстает перед нами во всем величии и красоте. Более поздние стили - от протовизантийского (Вестминстерский кафедральный собор в Лондоне) до модерна и конструктивизма не изменили сложившегося архитектурного облика большинства городов Великобритании, хотя и придали подчас неотразимый шарм их городской застройке.

Громадный ущерб, нанесенный Второй мировой войной, заставил обратить особое внимание на строительство школьных зданий и жилья для малоимущих и средних слоев населения, сборные конструкции, двухэтажные дома, городское планирование, а не на строительство роскошных особняков. Восстановленная церковь в Ковентри, гостиницы в Лондоне и создание нового района вокруг собора св. Павла в Лондоне заслуживают особого внимания.

Ведущие музыкальные коллективы Британии – Лондонский филармонический и Лондонский симфонический оркестры. Новый филармонический, Королевский филармонический и симфонический оркестр Би-би-си (все в Лондоне); Оркестр Халле (Манчестер); Шотландский национальный оркестр (Эдинбург); симфонические оркестры в Бирмингеме, Борнмуте и Ливерпуле. Национальный совет по искусству и Общество поддержки новой музыки предоставляют новым композиторам помощь в подготовке и публикации их работ.

Большой популярностью в Великобритании пользуется народная музыка, которая исполняется в кабаре, клубах, музыкальных залах, по телевидению и радио. Особенно популярен джаз; джазовых музыкантов часто приглашают ко двору.

Королевский балет и Королевская опера входят в состав Королевского оперного театра «Ковент-Гарден» в Лондоне. Это ведущие коллективы мирового музыкального театра. Английская национальная опера, Уэльская национальная опера, Уэльская национальная оперная компания пользуются большой популярностью во всем мире. На ежегодный летний оперный фестиваль в Глайндборне съезжаются музыканты и любители музыки со всех концов света. Известностью пользуется и балетная труппа Королевский балет Бирмингема.

В наше время живопись Англии находится под влиянием скорее Нью-Йорка, чем Парижа, частично это результат международных выставок. В Соединенном Королевстве 15 региональных художественных колледжей. Самые известные – Королевский колледж искусств, Центральная Школа искусств и ремесел и Школа изящных искусств Слейда. Обучение во всех школах Королевской Академии бесплатное. Совет по промышленному дизайну имеет центр дизайна в Лондоне и ежегодно выдает 21 премию. В Глазго также имеется Центр дизайна.

Наиболее яркой демонстрацией искусства являются ежегодные фестивали. Они проводятся с древнейших времен. В городе Йорке каждые три года проводятся фестивали средневековых пьес-мистерий. Фестиваль хорового искусства, учрежденный 200 лет тому назад, проводится поочередно в Херефорде, Глостере и Вустере. Эдинбургский международный фестиваль музыки и драматического искусства был основан в 1947 году. Фестиваль предлагает трехнедельную ежегодную программу оркестровой, камерной и вокальной музыки, оперного, балетного и драматического искусства. Одновременно устраиваются художественная выставки и Эдинбургский кинофестиваль. В Шекспировском мемориальном театре в Стратфорде каждое лето даются представления годичной программы произведений Шекспира. Три фестиваля – живописи, скульптуры, музыки и литературы – проходят каждый год в разное время в Челтнеме. Довольно часто проводятся фестивали народных песен и танцев на всей территории Соединенного Королевства. Больше всего известен Праздник шотландских горцев (особенно Национальный гаэльский мод, собирающий до тысячи участников), Королевский Национальный фестиваль Уэльса (живописи, музыки и литературы) и Лланголленский международный музыкальный фестиваль, на который съезжаются участники более чем из 20 стран мира.

В Великобритании имеется также 950 музеев и художественных галерей, главными из которых являются отдел печатных изданий и рисунков Британского музея, музей Виктории и Альберта, Национальная галерея, Национальная портретная галерея и галерея Тейт. Все они находятся в Лондоне. В Эдинбурге расположены Национальный музей древностей, Национальная портретная галерея; Королевский шотландский музей и Национальная галерея современного искусства. В Кардиффе имеется Уэльский национальный музей, а в Белфасте – Национальный музей ирландского народного творчества.

2. ИСКУССТВО АНГЛИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ АНГЛИЙСКОГО СТИЛЯ

Англии искусство, английский стиль – обобщающие названия проявлений искусства на территории Англии с периода средневековья до настоящего времени. В середине 1 тыс. н. э. на Британские острова вторглись германские племена англов, саксов, ютов и фризов. Они оттеснили на Север более древнее кельтское население – бриттов. В VI – VII вв. стала складываться своеобразная англосаксонская культура (сравн. саксонское искусство), но в 1066 г. Британия подверглась норманнскому нашествию. В период правления норманнского короля Вильгельма I Завоевателя (1066-1087) велась борьба англосаксов и норманнов между собой, а тех и других — с набегами викингов. В XII – XIV вв. происходило постепенное слияние англосаксонского населения с франкоязычными норманнами и, к XVI столетию, в общих чертах, сложился оригинальный исторический тип искусства, впитавший в себя кельтские, саксонские, норманнские и романские элементы. Этот тип мы называем английским. Его своеобразие объясняется отчасти и тем, что романские элементы не имели в искусстве Англии такого значения, как в странах континентальной Европы. Высадка на острове римских легионеров во главе с Юлием Цезарем, в 55 г. до н. э., не привела к романизации культуры местных племен. С этим связано и некоторое отставание в формировании предренессансных и ренессансных тенденций. Из-за своего островного положения Англия всегда была обособлена от остальной Европы. Римляне, назвав эту страну по меловым отложениям прибрежных скал туманным Альбионом, так и не смогли продвинуться вглубь, на Север. Испытав ожесточенное сопротивление кельтов, они вскоре окрестили ее «Alter orbis» (лат. «Иная земля»). Трудно обнаружить другую европейскую страну, так великолепно отделенную от остального мира не только проливом Ла Манш (англичане упорно называют его «Английским каналом»), но и традиционным высокомерием людей. «Как у вас там, на островах?» — любят спрашивать англичане у французов и немцев. Особенное географическое и историческое положение Англии влияло на ее искусство. «Непохожесть» художественного развития Англии состоит прежде всего в несоответствии его хронологии истории художественных стилей классических европейских стран: Италии, Франции и даже Германии. «Те художественные тенденции, которые в Европе следуют одна за другой, — писал Б. Виппер, — в Англии существуют одновременно, переплетаясь друг с другом или развиваясь независимо друг от друга». В отношении уплотненности, «спрессованности» этапов и стилей Англию можно сравнить только с одной страной — Россией.

Дух рационализма и прагматизма затруднял в Англии развитие изобразительного искусства. Даже в самом рациональном виде искусства — архитектуре — англичане заимствовали элементы европейской Готики, французского и итальянского Классицизма, голландского и фламандского барокко, перерабатывая все на свой практический вкус. Совершенно не прижилось в Англии иррациональное, мистическое итальянское Барокко. Самое яркое проявление Классицизма в английской архитектуре — английское палладианство А. Джонса, Дж. Уэбба, Дж. Вуда, Дж. Вэнброу, У. Кента, К. Кэмпбелла — самое догматичное и консервативное в Европе. А более оригинальное искусство братьев Адам и К. Рена, известных английских классицистов, — ничто иное, как эклектика. Из разных компонентов английские архитекторы на протяжении веков создавали стиль, который почти не менялся вплоть до современности. Особенно справедливо это в отношении архитектуры «типично английского дома» — коттеджа с элементами Готики и Ренессанса, фахверковой конструкции, планировкой на двух уровнях с внутренними лестницами, дубовыми панелями в интерьерах, витражами, окнами с мелкой расстекловкой и поднимающимися вверх рамами, коврами на полу, обязательным камином в гостиной… Все эти традиционные приметы английской жизни объединяются понятием «староанглийский стиль». Парадоксально, но очень по-английски этот «старый» стиль просто и естественно вошел в «новый» стиль английского Модерна. А революционные течения в искусстве Модерна — конструктивизм, функционализм, были оттеснены на Север и развивались не в чопорном Лондоне, а в Шотландии, в «школе Глазго».

В Англии практически не существовало национальной школы скульптуры, как и в весьма прагматичной Голландии. Наиболее известные художники-декораторы, как например резчик по дереву Г. Гиббоне или орнаменталист Д. Маро, приезжали из Нидерландов. Знаменитый английский керамист Дж. Веджвуд и, сотрудничавший с ним, скульптор и рисовальщик Дж. Флаксман, создавали свой «чистый» классицистический стиль, копируя и соединяя вместе греческие, римские, этрусские, «помпеянские» образцы. В живописи долгое время ведущая роль принадлежала иностранцам: X. Хольбайну Младшему в XVI столетии, А. Ван Дейку и П. Рубенсу в XVII. И только в XVIII в. в лице У. Хогарта английская живопись обрела свой голос, хотя и довольно странный. «Литературная» живопись Хогарта находилась вне европейской художественной традиции, но его теоретический трактат «Анализ красоты» (1753) опередил свое время. Более «живописные» художники, Дж. Рейнолдс и Дж. Ромни, продолжили заложенную Хогартом сентиментальную традицию в портретной живописи, но она быстро привела к помпезному «большому статуарному стилю» — воплощению самого поверхностного, декларативного академизма. Англия знаменита своими граверами. Но классик «чисто английской» техники пунктира — Ф. Бартолоцци, с 1764 г. работавший в Лондоне, по национальности итальянец, и все его достижения — в области воспроизведения живописных оригиналов, картин других художников. Еще одно английское изобретение — техника меццотинто, «английская манера» мастеров-виртуозов В. Грина, Дж. Дина, Дж. Уокера, Дж. Уотсона, Дж. Смита, Т. Фрая, У. Дикинсона, Р. Ирлома также была поставлена на службу репродукции. С середины XVIII в. сентиментальная линия английского изобразительного искусства начинает оказывать решающее влияние на европейское художественное развитие. Англия — родина преромантизма, романтического движения, вылившегося в стиль Неоготики, лишь позднее распространившегося во Франции, а затем в Германии и России. В жанре портрета и пейзажа английская живопись остается национальной даже в непосильной, подчас, конкуренции с французским искусством. Именно англичане: Т. Гейнсборо, Дж. Констэбл, У. Тёрнер, Р. Бонингтон — их называют преимпрессионистами - предвосхитили открытия французских барбизонцев и импрессионистов в области пленэрной живописи. Английский стиль «пикчуреск», в рисунках У. Гилпина и акварелях П. Сэндби, породил моду на «пейзажный стиль», в том числе и в садово-парковом искусстве, и с тех пор живописные «пейзажные» сады свободной планировки стали называться английскими в противопоставление регулярным французским. Но не только в искусстве, во многих проявлениях жизни прочно вошло в обиход выражение «английский стиль». Оно подразумевает умеренный консерватизм, уважение к традициям, рациональность мышления, сдержанность, чувство меры, строгость и элегантность формы. «Хороший английский вкус» (good english taste) несовместим с излишествами. В серии телевизионных передач, посвященных основам английского дизайна, организованной К. Кларком в 1970-х гг., эта мысль была сформулирована так: «Если в жизни мы не ходим по цветам, то мы не должны ходить по ним и на коврах».

Английское искусство, несмотря на все заимствования и внешние влияния, непримиримо остается английским, точно также, как англичанин в любых условиях остается англичанином. Примечательна и ретроспективность, граничащая с реакционностью, с особой силой проявившаяся в дилетантском искусстве английских прерафаэлитов. Оторванность от европейской, эллинистической художественной традиции все же становилась причиной частых сбоев вкуса. С наибольшей силой и самым затяжным образом это проявилось в так называемом «викторианском стиле», захватившем почти весь английский девятнадцатый век — как раз том стиле, с которым так отчаянно сражались прерафаэлиты, Дж. Раскин, У. Моррис. Эклектизм викторианцев был крайностью, как бы реакцией на более соответствующий английскому духу пуританский стиль. Специфичен и «стилистический разброс», проявившийся в искусстве английского Модерна: «эстетическое движение» О. Уайлда, «японизмы» Дж. Уистлера, эдвардианский неоклассицизм. Английская готика и «пейзажный стиль» были популярны в России. В 1770 г. императрица Екатерина II послала в Англию для ознакомления с этим стилем архитектора В. Неелова с сыном. В «пейзажном стиле» устраивался парк в Царском Селе и в Павловске. В 1770-1774 гг. Дж. Веджвуд по заказу Екатерины II исполнил свой прославленный «Сервиз с зеленой лягушкой» для Чесменского дворца, на каждом предмете которого был изображен «типичный английский пейзаж» в романтическом, слегка сентиментальном стиле. В России, главным образом в Петербурге, во второй половине XVIII в. русскими мастерами изготавливалась так называемая «английская мебель» из красного дерева в подражание подлинным образцам Т. Чиппендейла и Дж. Хэпплуайта. Простая и рациональная английская мебель из красного дерева приобрела в Европе такую популярность, что стала вообще ассоциироваться с «английским стилем». Английское искусство было особенно популярным в Европе, и в частности в России, в период Модерна. На фоне безудержно извивающихся линий «удара бича» французско-бельгийского Ар Нуво привлекательными выглядели выставки «школы Глазго» с ее рациональной, геометрических форм мебелью, уют «традиционного английского дома», строгая графика А. Мак-мардо, С. Имейджа, У. Крэйна. Но ограниченность английского искусства во всех его проявлениях, направлениях, стилях и школах совершенно очевидна. Писатель В. Набоков пародировал английский пейзажный стиль в следующей формуле: «Плаксивые красоты английского парка с подстриженным дерном и беседка с голубыми колоннами (Храм уединенного размышления)». Еще одно определение «англиканское творение» (лат. opus angli-canum) — термин, применяемый для обозначения произведений средневекового англо-норманнского искусства и английской готики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно добавить следующее. Чашка чая и «Алиса в Стране чудес» вошли в число 12 «икон английской культуры», выбранных правительством Великобритании. Список двенадцати «самых английских» предметов и явлений составлен министерством культуры, спорта и СМИ Великобритании.

Информация о двенадцати «иконах английской культуры» размещена на специальном веб-сайте www.icons.org.uk. В ближайшее время посетители веб-сайта смогут проголосовать за свои любимые предметы культуры, общественной жизни, языка, национальной кухни и традиций.

В окончательном виде список будет насчитывать 120 пунктов и его планируется расширить за счет памятников Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Пока же, «для затравки», правительство Соединенного Королевства выбрало 12 наиболее популярных, на его взгляд, символов страны и нации.

В их число попало языческое каменное сооружение Стоунхендж близ города Солсбери, которое ежегодно посещают тысячи туристов и поклонников древних религиозных культов. Из современных произведений в список вошла скульптура «Ангел Севера» высотой 20 м и размахом крыльев 54 м, установленная в 1998 году на возвышенности неподалеку от города Ньюкасла.

В перечне 12 икон — две книги: Библия короля Якова I (первый полный перевод Библии на английский язык, выполненный в 1604-11 годах) и сказка «Алиса в Стране чудес», написанная в XIX веке оксфордским математиком Льюисом Кэрроллом. Портрет короля Генриха VIII, написанный в XVI веке художником Гансом Гольбейном-младшим, вошел в число легендарных вещей Англии за мастерское изображение черт личности знаменитого короля.

Согласно списку, наибольшей популярностью пользуются три транспортных средства: военный самолет Spitfire, прославившийся в годы Второй мировой войны, легендарный красный двухэтажный автобус «Рутмастер» с открытой задней площадкой, ходивший по улицам Лондона с конца 1950-х годов до конца 2005 года, и корабль SS Empire Windrush, на котором прибыли в Великобританию большинство выходцев из карибских колоний.

Из явлений массовой культуры в список попали кукольное шоу Панч и Джуди, песня «Иерусалим» на стихи поэта Уильяма Блейка и кубок английской Футбольной Ассоциации. Наконец, в список 12 «икон английской культуры» включена чашка настоящего английского чая, ставшего неотъемлемой частью культуры Соединенного Королевства, связанной с торговлей, путешествиями, колониальным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Маркова, М., 2006.

    Осокин Н.А. История средних веков. М., 2003.

    Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996.

    Культурология / Под. ред. Драч Г.В. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

    Силичев Д.А. Культурология.–М.: ПРИОР, 2001.

Культура Великобритании

Древняя и богатейшая история Великобритании нашла яркое отражение во множестве находящихся повсеместно разнообразных памятников всех эпох. Археологическими раскопками обнаружены стоянки древнего человека эпохи палеолита (40000–10000 лет до нашей эры) в Уэльсе и Дербишире, неолитические памятники (3400–1600 лет до нашей эры) в курганах на меловых холмах Южной и Восточной Англии, в Южном Уэльсе, Глостершире, Норфолке и многих других местах остатки поселений, оборонительных сооружений бронзового и железного веков (вплоть до 450 лет до нашей эры) на всей территории страны.

Архитектура

Многие английские города основаны римлянами в первых веках нашей эры. К постройкам этого времени относятся Адрианов вал, отделяющий Англию от Шотландии (возведен императором Адрианом в 122–130 годах), городские ворота в Линкольне, ворота в Колчестере, бани в Бэйте, многочисленные руины римских военных укреплений.

Англосаксонско–романский стиль, господствовавший в архитектуре до середины XI века, отличался простотой архитектурных и строительных приемов: несложные полукруглые арки, двускатные крыши, заимствованные у привычного деревянного зодчества. Сменивший его нормандский стиль просуществовал до конца XII века. Он отличался обилием одинаковых мощных колонн, круглыми украшенными оконными проемами и потолочными сводами, узкими окнами, не очень мощными контрфорсами. Один из лучших образцов этого стиля - старейший в Великобритании собор в Или, был заложен в 673 году, но современный вид приобрел лишь к середине XII века. Выдающимися замковыми постройками нормандского стиля считаются Хедингем в Эссексе и Конисброу в Йоркшире. В том же стиле выполнена и часть строений Эдинбургского замка в Шотландии.

Ранняя готика характерна для строений XIII века, их общий вид определяется существенной высотой и обширностью, длинными, достигающими основания здания окнами (фасад собора в Линкольне, фрагменты соборов в Или и Питерборо).

В XIV веке на смену ранней пришла английская готика - в такой архитектуре сделан характерный акцент на отдельные элементы орнамента: огромные стрельчатые окна со сложной ажурной каменной резьбой, тяжелые контрфорсы, столбы с плотно соединенными нервюрами, увитые листьями скульптуры, карнизы, цветочные орнаменты. Лучше всего этот стиль представляют соборы Йорка, Норвича и Линкольна, отдельные элементы Вестминстерского аббатства. Богатейшая орнаментика достигла совершенства в строительном искусстве поздней готики, или «перпендикулярном» стиле (конец XIV века - XV век), отличающемся особым пристрастием к вертикальным плоскостям (Кингс Колледж в Кембридже, часовня Св. Георга в Виндзорском замке и часовня Генри VII в Вестминстерском аббатстве).

В XVI веке - начале XVIII века в Великобритании господствовали ренессанс и барокко, их элементы зачастую смешивались в одном и том же здании. Важнейшим памятником стиля, называемого «английское барокко», является кафедральный собор Св. Павла в Лондоне, построенный в последней трети XVII века по проекту сэра Кристофера Рена - одного из крупнейших английских архитекторов. Во внешнем облике этого здания присутствуют пространственный размах, слитость, текучесть сложных криволинейных форм.

В XIX веке на смену монументальному георгианскому стилю пришел викторианский. В этом стиле выполнена одна из знаменитых в мире построек - Букингемский дворец. Выдержав испытания судьбы (9 сентября 1940 года немецкая бомба упала на дворец, три дня спустя он был вновь атакован), он предстает перед нами во всем величии и красоте. Более поздние стили - от протовизантийского (Вестминстерский кафедральный собор в Лондоне) до модерна и конструктивизма не изменили сложившегося архитектурного облика большинства городов Великобритании, хотя и придали подчас неотразимый шарм их городской застройке.

Громадный ущерб, нанесенный Второй мировой войной, заставил обратить особое внимание на строительство школьных зданий и жилья для малоимущих и средних слоев населения, сборные конструкции, двухэтажные дома, городское планирование, а не на строительство роскошных особняков. Восстановленная церковь в Ковентри, гостиницы в Лондоне и создание нового района вокруг собора св. Павла в Лондоне заслуживают особого внимания.

Музыка

Ведущие музыкальные коллективы Британии – Лондонский филармонический и Лондонский симфонический оркестры. Новый филармонический, Королевский филармонический и симфонический оркестр Би-би-си (все в Лондоне); Оркестр Халле (Манчестер); Шотландский национальный оркестр (Эдинбург); симфонические оркестры в Бирмингеме, Борнмуте и Ливерпуле. Национальный совет по искусству и Общество поддержки новой музыки предоставляют новым композиторам помощь в подготовке и публикации их работ.

Большой популярностью в Великобритании пользуется народная музыка, которая исполняется в кабаре, клубах, музыкальных залах, по телевидению и радио. Особенно популярен джаз; джазовых музыкантов часто приглашают ко двору.

Балет и опера

Королевский балет и Королевская опера входят в состав Королевского оперного театра «Ковент-Гарден» в Лондоне. Это ведущие коллективы мирового музыкального театра. Английская национальная опера, Уэльская национальная опера, Уэльская национальная оперная компания пользуются большой популярностью во всем мире. На ежегодный летний оперный фестиваль в Глайндборне съезжаются музыканты и любители музыки со всех концов света. Известностью пользуется и балетная труппа Королевский балет Бирмингема.

Изобразительное искусство

В наше время живопись Англии находится под влиянием скорее Нью-Йорка, чем Парижа, частично это результат международных выставок. В Соединенном Королевстве 15 региональных художественных колледжей. Самые известные – Королевский колледж искусств, Центральная Школа искусств и ремесел и Школа изящных искусств Слейда. Обучение во всех школах Королевской Академии бесплатное. Совет по промышленному дизайну имеет центр дизайна в Лондоне и ежегодно выдает 21 премию. В Глазго также имеется Центр дизайна.

Фестивали

Наиболее яркой демонстрацией искусства являются ежегодные фестивали. Они проводятся с древнейших времен. В городе Йорке каждые три года проводятся фестивали средневековых пьес-мистерий. Фестиваль хорового искусства, учрежденный 200 лет тому назад, проводится поочередно в Херефорде, Глостере и Вустере. Эдинбургский международный фестиваль музыки и драматического искусства был основан в 1947 году. Фестиваль предлагает трехнедельную ежегодную программу оркестровой, камерной и вокальной музыки, оперного, балетного и драматического искусства. Одновременно устраиваются художественная выставки и Эдинбургский кинофестиваль. В Шекспировском мемориальном театре в Стратфорде каждое лето даются представления годичной программы произведений Шекспира. Три фестиваля – живописи, скульптуры, музыки и литературы – проходят каждый год в разное время в Челтнеме. Довольно часто проводятся фестивали народных песен и танцев на всей территории Соединенного Королевства. Больше всего известен Праздник шотландских горцев (особенно Национальный гаэльский мод, собирающий до тысячи участников), Королевский Национальный фестиваль Уэльса (живописи, музыки и литературы) и Лланголленский международный музыкальный фестиваль, на который съезжаются участники более чем из 20 стран мира.

Широко известен вклад Великобритании в сокровищницу мировой культуры, и в первую очередь, в развитие естественных и технических наук, особенно физики, химии, а также биологии. Британским ученым принадлежат важные открытия, их именами названы многие законы и теории; среди них И.Ньютон, Р.Бойль, Дж.Джоуль, М.Фарадей, Дж.Максвелл, Ч.Дарвин, Э.Резерфорд и многие другие. Британские путешественники и ученые сыграли важную роль в развитии наук о Земле (Ч.Ланель, Дж.Кабот, У.Парри, Дж.Росс и др.) В стране были изобретены первые в мире машины: в 1733 г. – прядильная машина, в 1785 г. – ткацкий станок, в 1784 г. – паровая машина, в 1802 г. - пароход с кормовым гребным винтом, в 1803 г. – паровоз, в 1825 г. – первая железная дорога с паровой тягой. Многие изобретения были сделаны и в XX в.: в 20-30-х годах Дж.Берт и Р.Уотсон-Уатт подошли к созданию телевидения и радиолокации и т.п. Первые машины, с помощью которых была совершена промышленная революция, хранятся ныне в музеях Великобритании.

Немалое наследие оставили британские писатели, поэты, музыканты и художники, многие из них оказали влияние на развитие мировой литературы и искусства. Крупнейший дошедший до нас памятник устного народного творчества – знаменитая «Поэма о Беовульфе» – был создан в конце VII века. Эта поэма повествует о могучем и справедливом Беовульфе, который после множества подвигов гибнет, спасая свою страну от страшного дракона. В создании британской литературы особое место принадлежит великому английскому писателю Джеффри Чосеру, жившему в XIV в. Высокообразованный человек, владевший латинским, французским и итальянским языками, он, однако, отверг возможность писать по латыни, как поступали его образованные современники. Чосер стал английским национальным писателем, создателем (на основе лондонского диалекта) английского литературного языка. Его знаменитые «Кентерберийские рассказы» – великолепная галерея образов людей всех классов, сословий, возрастов, причем, хотя сюжеты Чосер часто заимствовал у Боккаччо и других писателей, его образы – чисто английские.

Великим драматургом мирового значения является В. Шекспир. В его творчестве культура английского Возрождения достигла своей вершины. Его образы грандиозны, как сама эпоха, породившая их. Отелло и Лир, Гамлет и Макбет – в какой бы стране, среде, эпохе не жили эти люди они полны тех страстей и раздумий, которые тревожили самого Шекспира и его современников. В XVII и первой половине XVIII вв. жили и творили гениальный сатирик, автор знаменитых «Путешествий Гулливера» Джонатан Свифт и ряд других сатириков. Мастерами реалистического нравоописательного романа стали Даниэль Дефо (1661 - 1731), Сэмюэл Ричардсон (1689 - 1761), Генри Филдинг и др. Самым крупным поэтом 18 века был Роберт Бернс. Сын бедного шотландского фермера, Бернс воспевал в своих стихах народный идеал свободы, личного достоинства, справедливости, чести, товарищества, светлой земной любви. В 18 веке было немало писателей – сентименталистов, среди которых крупнейшие Оливер Голдсмит (1728 - 1774) и Лоренс Стерн (1713 - 1768), роман которого «Сентиментальное путешествие» ввел в широкое употребление слово «сентиментальный».

Первая четверть 19 века знаменуется деятельностью великого поэта революционера и романтика Джорджа Гордона Байрона (1788 - 1824). Романтический герой поэм Байрона обладает несгибаемой волей, могучими страстями, способностью к действию, весь смысл его жизни – в борьбе, хотя он и обречен на поражение, поскольку он одинок. Радом с именем Байрона стоит имя другого гениального поэта и мыслителя Перси Биси Шелли (1792 - 1822), который вошел в историю английской и мировой культуры как пламенный певец свободы, мечтавший о преодолении социального неравенства.

Вообще для британской литературы 19 века характерен расцвет демократической литературы, критикующий капиталистическую действительность. В середине 19 века в связи с развертыванием чартистского движения появились крупные чартистские поэты Эрнст Джонс (1819 - 1869) и Уильям Линтон (1812 - 1897) Главным художественным открытием чартистской литературы было создание ею образа борющегося, а не только страдающего рабочего класса. Крупнейшими авторами социального романа были Элизабет Баскелл (1810 - 1865), Шарлота Бронте (1816 - 1855), Уильям Теккерей (1811 - 1863), Чарльз Диккенс (1812 - 1870).

Беспощадно разоблачая стяжательство и жестокость буржуа, социальный роман судил современное общество с позиций народных идеалов справедливости, равенства, добра.

В 20 веке Джон Голсуорси продолжил традиции реалистического романа (1867 - 1933). Принадлежа к верхам буржуазной интеллигенции он весь свой незаурядный талант посвятил разоблачению верхов общества, которые отлично знал. Лицемерие в политике, религии, морали, науке, духовное убожество, культ посредственности и отвратительное самодовольство – таковы в изображении Голсуорси планы черты хозяев Англии. Выдающимся представителем британского критического реализма и Б. Шоу (1856 - 1950); его драматургия завоевала не только английскую сцену, но и сцены многих стран мира. Научно – фантастическое направление в литературе создал Герберт Уэллс (1866 - 1946). Большую популярность приобрел крупный мастер детективного жанра Артур Конан Дойль, а позже и Агата Кристи.

Театр. Театр Великобритании пережил сложную историю. Своего расцвета он достиг в эпоху Возрождения, когда появились светские тенденции в культуре. В течение долгих столетий церковь старалась использовать народную жажду зрелищ для усиления своего влияния на массы. Церковники драматизировали церковную службу – литургию, что привело к возникновению литургической драмы, церковники перенесли ее из храма на паперть, где ее могли смотреть тысячи людей. Постепенно литургическая драма стала отрываться от религиозной первоосновы. Сюжеты драмы стали заимствоваться уже не из Библии, а из «житий святых», т.е. жизнеописаний вполне реальных людей, совершавших в обыденной обстановке «чудеса». Эти пьесы с чудесами назывались мираклями (miraclum).

Наконец, в XIV и особенно в XV вв. основным видом театрального зрелища становится мистерии – грандиозные представления на городских и ярмарочных площадях. Хотя сюжеты мистерий по-прежнему заимствовались из Библии, светский, бытовой элемент становился в них преобладающим. Актерам предоставлялась возможность изменять текст своими вставками, которые всегда носили современный характер и еще больше «приземляли» священные эпизоды. Вифлиемские пастухи напоминали обычных английских пастухов, с их речью, повадками, внешним видом. В другом популярном драматургическом жанре этого времени – моралите, действующими лицами были воплощенные в сценических образах абстрактные понятия или черты характера: Милосердие, Жестокость, Корыстолюбие, Дружба, Сила, Смерть, Красота и т.п. Эти образы приобретали вполне реальные бытовые характеристики, и в их столкновениях решались философские и морально-этические проблемы той эпохи. В крестьянской сфере были очень популярны весенние празднества в честь популярного народного героя Робина Гуда: наряженные в зеленые одежды, украшенные цветами и зелеными ветвями, сотни крестьян с песнями и танцами шли за тем, кому выпала честь играть Робина Гуда. На лесных полянах разыгрывались сцены из его жизни. Уже в первой половине XVI в. в мистерии и моралите ворвалась политическая борьба. Условные образы моралите были уже носителями не абстрактных понятий или человеческих качеств, а реальных противоборствующих сил. Таков был один поток, который впоследствии влился в бурное море великолепного театра конца века. Второй поток возник в связи с развитием гуманизма и первоначально стоял в стороне от народной традиции. В школах преподаватели-гуманисты ставили силами учеников пьесы античных авторов. Студенты университетов ставили главным образом античные трагедии. Затем возникли английские комедии в подражание Плавту и Горацию. В этих подражаниях вскоре появились и мотивы, заимствованные из моралите, и наряду с реальными персонажами фигурируют весьма условные герои типа Порока или Плутовства. Так началось слияние античной и народной традиции, обогащавшее и ту и другую.

Первые постоянные актерские труппы, преимущественно из ремесленников, возникали при дворах королей и крупнейших лордов. Вскоре появились и специальные театральные помещения на окраинах Лондона. Первый театр был построен самими актерами в 1576 г., а к началу XVII в. в Лондоне было уже 20 театров. 200 - тысячное население Лондона, множество прибывавших в столицу купцов, моряков, чиновников обеспечивали постоянную аудиторию.

Наибольшее значение имели массовые, так называемые публичные театры, которые актеры содержали на паях. Простой помост, не отделенный от зрителей занавесом, огромный партер (более чем на 1000 мест) без сидячих мест и без крыши, крытые ложи с более дорогими местами по бокам – так выглядели эти сооружения. Но именно здесь были созданы великолепные творения английской драматургии. Именно на подмостках этих театров разыгрывались великие трагедии Шекспира и его современников.

В XVII в. в годы революции публичные театры были разрушены, актеры разогнаны, демократические традиции народного театра перечеркнуты. Были построены ярусные театры, близкие к современному типу. Из Италии и Франции заимствовались технические новшества, декорации. Впервые на английской сцене появились женщины, раньше женские роли исполнялись мужчинами. Однако попытка привезти из Франции не только технику, но и господствовавший там стиль классицизма оказалась менее успешной. Театральная публика периода Реставрации хотела видеть в театре веселую и непременно непристойную комедию. После долгих лет скитаний по иностранным дворам вернувшаяся знать жаждала наслаждений, роскоши, блеска и сам король показывал пример в вызывающей «свободе нравов». Распутный двор видел в театре свое точное отражение и не обижался, потому что безнравственность считалась хорошим тоном. Не удивительно, что театр этого времени не мог создать крупных художественных ценностей.

В XVIII в. просветительство и реализм проникли во все сферы искусства. Большую роль в развитии театра в этот период сыграл великий актер и реформатор сцены Девид Гаррик. Современный ему английский театр не мог предложить Гаррику ролей, достойных его гения. Он обращается к Шекспиру и заново открывает его образы. В качестве директора крупнейшего лондонского театра Гаррик ввел целую серию новшеств. Он изгнал аристократического зрителя со сцены, и Макбету не приходилось более произносить свой монолог, стоя в двух шагах от светского франта. По его инициативе было введено ламповое освещение, расширена сцена, декорации и костюмы стали изготавливаться с подлинным художественным вкусом и исторической достоверностью. Все эти преобразования, а главное – реалистическое актерское мастерство Гаррика принесли ему всемирную славу. Его считают основоположником сценического реализма в английском и общеевропейском масштабе.

С конца XVIII в. в связи с социальными сдвигами и подъемом демократического движения стала меняться театральная аудитория. Вновь, как это было в конце XVI в., в театр хлынули массы городского населения. Количество театров росло, но право ставить классические или современные пьесы было предоставлено в Лондоне лишь двум – Друри-Лейну и Ковент-Гардену. В остальных театрах Лондона и провинции ставились лишь развлекательные спектакли фарсы, пантомима, музыкальные комедии. Весь XIX в. был отмечен деятельностью выдающихся актеров.

На рубеже двух театральных эпох ведущее место в английском театре занимали великие актеры Сара Сиддонс (1755 - 1831), её брат Джон Кембл (1757 - 1833) и Эдмунд Кин (1789 - 1833). Во второй половине этого века известными актерами были Генри Ирвинг (1838 - 1905) и Элен Терри. В репертуаре английских театров преобладала классика, в основном В. Шекспир; проблемная драматургия Ибсена и Шоу не допускалась на сцены ведущих театров. Выдающуюся роль в ознакомлении английского зрителя с лучшими произведениями современной драматургии и в развитии подлинного реалистического театра сыграл Независимый театр. Его основал в 1891 г. при поддержке Б. Шоу Джекоб Грайн. Актеры, жаждавшие вырваться из рутины ведущих театров, не требовали платы за труд. Грайн и его друзья положили начало «репертуарному театру», т. е. театру с разнообразным репертуаром, в противоположность уже установившейся системе, при которой одна пьеса ежевечерне ставилась до тех пор, пока приносила сборы. Репертуарные театры возникли в Манчестере, Ливерпуле. В 1899 г. прогрессивные актеры и писатели учредили Театральное общество. Оно считалось клубом, т. е. не зависело от цензуры. Ибсен, Толстой, Чехов, Горький прочно утвердились в его репертуаре. Был, наконец, преодолен репертуарный голод многих десятилетий, и блестящая драматургия Шоу завоевала призвание. В XX в. его пьесы ставились и в театре «Олд - Вик» (с 1818г.), где играл известный актер Джон Гилгуд. В театре «Олд - Вик» начал свою деятельность великий актер Лоуренс Оливье. Его партнершей была талантливая Вивьен Ли.

Во время второй мировой войны прославленные актеры с труппами разъезжались по шахтерским поселкам, промышленным городам. В Лондоне был особенно активен театр «Юнити», ставивший произведения М. Шолохова, Л. Толстого, И. Эренбурга, К. Симонова.

В 50 – 60 – е годы возникли новые театры с постоянным составом актеров, среди них театр «Уоркмон», а в 1963 г., был, наконец, открыт Национальный (т.е. государственный) театр с постоянной труппой, возглавляемой Лоренсом Оливье. В настоящее время немногие из театров Великобритании имеют свое помещение и постоянную труппу. Чаще помещение снимается в аренду для какого – либо представления, подготовленного определенной труппой. Лишь некоторые театры получают государственные субсидии, а большинство держаться на частных пожертвованиях, и на сборах от спектаклей. Стационарные театры, Шекспировского мемориального театра в Стретфорде-на-Эйвоне, имеются в Лондоне: это «Олд Вик», «Ройял Корт тиэтр», «Мерилейд тиэтр», «Юнити» и «Уорктон», хотя всего их в столице примерно 50, не считая очень маленьких.

Живопись. Живопись Великобритании издавна занимала видное место в моровом искусстве. Для средневековья была характерна портретная миниатюра, для которой, как и для церковной стенописи того времени была характерна некоторая бесплотность и условность, отсутствие черт, раскрывающих образ именно данной личности. В портретной миниатюре эпохи Возрождения художники были уже более свободны в изображении особенностей именно данного лица, в выборе позы, жестов. Правда, и здесь значительное место уделялось декоративному обрамлению портрета, деталям обстановки и туалета, но все же на первый план выдвигается индивидуальность, неповторимое лицо изображаемого. Это относится к творчеству Николаса Хиллиарда (1547 - 1619), и его ученика Исаака Оливера (1562 - 1617). В первой половине XVII в. при дворе Карла I много лет работал знаменитый фламандский живописец Антонис Ван-Дейк. В этот «английский» период своего творчества Ван-Дейк создал портреты, оказавшие впоследствии немалое влияние на английскую портретную живопись. Созданная им галерея портретов короля и знати великолепно отображает облик аристократа того времени. Ученики Ван-Дейка – Р. Уокер и Сомюэль Купер продолжили традиции британской художественной миниатюры и создали серию портретов вождей революции.

Эпоха реставрации не принесла крупных успехов английской живописи, но на почве идей Просвещения в реалистической живописи. Создателем английской национальной художественной школы явился Уильям Хогарт – первый ученик, снискавший мировую известность. Эго творчество глубоко национально в том смысле, что оно отражало черты чисто английского национального характера. Бичуя пороки общества, Хогарт обратился к сугубо бытовым сюжетам, черпая материал из самой жизни. Его серия картин – «Выборы», «Карьера продажной женщины», «Карьера мота», «Модный брак» и др. – размножались в виде гравюр и быстро раскупались. Самая знаменитая картина художника «Девушка с креветками».

У. Хогарт положил начало бурному расцвету английской живописи. С ростом промышленной буржуазии расширялся круг заказчиков, которые желали украсить свои жилища картинами, либо увековечить себя портретами кисти выдающихся художников. В 1768 г. была создана королевская Академия искусств в Лондоне. Ее организатор Джошуа Рейнольдс (1723 - 1792) был наиболее известным современным художником. Свыше двух тысяч портретов государственных деятелей, выдающихся писателей, актеров имеют огромную историческую ценность: перед нами – вся официальная Англия того времени. Рейнольдс часто придавал своим портретам аллегорический характер. Так знаменитую трагическую актрису Сару Сиддонс, он изобразил в виде музы трагедии.

Почти одновременно Сару Сиддонс писал великий художник той эпохи Томас Гейнсборо (1727 - 1788). Гейнсборо писал немало парадных «ван - дейковских» портретов и, желая подчеркнуть преемственность, одевал свои модели в костюмы XVII в. Гейнсборо умел внести даже в традиционный парадный портрет не только психологическую характеристику, но и передать настроение человека. Вот почему его работы сохраняют до наших дней свое чисто эстетическое, а не только историческое значение.

Новаторство Гейнсборо появилось и в его пейзажах, которые положили начало английской школе пейзажистов первой половины XIX в. Сам Гейнсборо настолько любил ландшафт «старой Англии», что пытался даже портреты писать на фоне пейзажа, который приобретал у него самостоятельное значение.

Своеобразный культ моря, всегда игравшего немалую роль в исторических судьбах Англии, приобрел в начале XIX в. новые черты. Чем больше обуржуазивалась Англия, чем прозаичнее и скучнее становилась повседневная жизнь, тем больше привлекало море и связанное с ним представление об опасностях, подвигах, борьбе со стихией. Центральное место занимало море и в творчестве одного из крупнейших английских пейзажистов Уильяма Тернера (1775 - 1851). Его привлекали необычные и фантастические сюжеты – дикие скалы, утесы, развалины, грозовые ливни и прежде всего море, бурное, мрачноватое, тревожное и почти всегда – в байроновском «борении стихией». Его знаменитые картины «Мол в Кале» и «Последний рейс корабля «Отважный» (в своей многоцветной гамме превосходили импрессионистов) и др. Пейзажи Констебля Джона (1776 - 1837), другого крупнейшего английского пейзажиста, наоборот, чаще всего – спокойные, солнечные, гармоничные картины природы. Главное содержание новаторства Констебля заключались в отказе от идеализации природы. Он писал этюды с натуры и природа Констебля – это не идеалистический сельский пейзаж, а живая, полнокровная среда, окружающая человека труда. Не случайно картины Констебля пришлись не по вкусу верхам общества: они сочли их грубыми и примитивными. Даже в 20-е годы, когда Констебль приобрел общеевропейскую известность, выставив свою картину «Телега для сена» в Парижском Салоне, в Англии он был лишь формально признан академическими кругами. В 30-40-х годах XIX в. в английской живописи вновь царили жанровые картины, которые вели свою родословную от остросатирических полотен Хогана.

Но жанровые картины XIX в. носили совсем иной характер. Создатели жанровой живописи того времени были образно говоря, лакировщиками действительности – трогательные семейные торжества, уличные сценки, детские проказы, иллюстрации к популярным романам – все это в духе идеализации действительности. Даже наиболее выдающийся из художников этого направления Д. Уилки (1785 - 1841) изображал бытовые сценки с юмором, отнюдь не стремясь вызвать у зрителей раздумье. Иной характер носило творчество группы художников, которые в 1848 г. объединились в «Прерафаэлитское братство». Они предлагали отказаться от парадности и условности современной живописи и обратиться к образам итальянского искусства XV в. Отсюда название их группы, подчеркивающее возврат к дорафаэлевскому искусству. Ведущими художниками этого направления были Эверетт Миллес и Уильям Холмеи Хант, Данте Габриел Россетти.

Художники конца XIX – начала XX в. под руководством молодых художников Уолтера Сиккерта (1860 - 1942) и Уилсона Стива (1860 - 1942) объединились в Новый английский художественный клуб, который стал главным центром английского импрессионизма, хотя в клуб входили и художники чисто реалистического напрвления. Широкой известностью пользовалась картина У. Сиккерта «Скука» изображавшая супругов из мелкобуржуазной среды, погруженных в беспросветную скуку. Среди портретистов «Клуба» широкую известность приобрел Огастес Джон (1878 - 1961). Одна из его самых известных работ – портрет Б. Шоу. Особое место среди деятелей искусства занимал график и живописец Фрэнк Брэнгвин (1867 - 1956). Индустриальная Англия с железными громадами мостов, окутанными дымом заводов, гигантскими верфями для изобразительного искусства открыта именно Брэнгвином.

Музыка. Музыкальное искусство Великобритании менее известно. Народное песенное творчество ведет начало с времен заселения страны кельтскими племенами. Ныне в Уэльсе и Шотландии, где живут потомки древних кельтов, еще имеются народные певцы и сочинители песен – барды, между которыми по традиции происходят ежегодные состязания. От норманов остались баллады, песни исторического и сатирического содержания. Сопровождаются народные песни игрой на арфе, лютне, трубе, флейте и барабане. Расцвет народной песни относится к XV в. Место старых обрядовых песен стали занимать carols – песни рассчитанные на два, три и больше голосов. Многоголосие как разновидность музыкальной выразительности возникло именно в английской народной музыке и отсюда распространилось на континент. Многоголосие английской народной песни повлияло и на выдающегося композитора XV в. Дж. Данстебла, создателя полифонических произведений. Популярность музыкального искусства во всех слоях английского общества была так велика, что во второй половине XV в. в Кембридж, а затем и в Оксфорд ввели ученые степени доктора и бакалавра музыки.

Затем долгое время музыка была под запретом, преследовалась в быту, изгонялась из церквей. Многие великолепные органы в храмах были разрушены. Пуритане смотрели на музыку как на порождение дьявола. Возрождение музыкальной культуры относится к XVII в., когда появился композитор Генри Перселл (1659 - 1695), который писал и псалмы и инструментальную музыку, и, главное, создал первую английскую оперу «Дидона и Эней». Долгое время после Г. Перселла в стране не было сколько – нибудь значительного композитора. В салоны знати обычно приглашались итальянские оперные труппы.

Существует мнение, что развивающийся капитализм едва не убил английскую музыку, во всяком случае, и в самой Англии, и за рубежом успела возникнуть легенда о врожденной немузыкальности английского народа. А между тем народ пел старинные песни, складывая новые стихи на общеизвестные мелодии и тем сохранял их, создавал новые. И вот видный деятель музыкальной культуры Сесил Шарп, проделав титаническую работу, собрал и издал сборник «Английская народная песня». Это была борьба за национальную демократическую музыкальную культуру, против салонного искусства и вкусов воспитанной исключительно на иностранной музыке публики. Позднее многие молодые музыканты были буквально очарованы народными напевами, о которых впервые узнали из сборника Шарпа и начали создавать на основе народных песен произведения, проникнутые духом Англии и английского характера. Композиторами, внесшими немалый вклад в становление национальной композиторской школы были Ральф Воэн Уильямс (1872 - 1956), в чьих произведениях жили переработанные английские и шотландские песни, и особенно Эдвард Элгар (1857 - 1934) – первый английский композитор, музыка которого широко вошла в мировой концертный репертуар.

В XIX в. возникло много музыкальных обществ, изучалась история средневековой музыки, в конце века увлекались опереттой. Крупнейшим композитором XX в., получившим народное призвание, является Б. Бриттен. Он бережно относился к национальной музыке, создал первую со времен Перселла английскую репертуарную оперу «Питер Грайнс», вернул на сцену и оперу Перселла. К оперному жанру обратился композитор и общественный деятель А. Буш, написавший оперу «Уот Тайлер».

В 50-60 годах в Великобритании произошла своего рада музыкальная революция – массовое увлечение «новой музыкой» - рок и бич бит. В начале 60-х годов там было уже около 300 бит – групп, самая популярная из которых «Битлз», имела множество последователей и почитателей во всем мире.

Архитектура. В Великобритании сохранились архитектурные памятники со времен неолита и бронзового века. Это очень своеобразные каменные комплексы, о назначении которых строится множество догадок. Немало в стране и развалин римских сооружений I – V вв., имеются церкви VII – X вв. Гораздо лучше сохранились англо-нормандские храмы и феодальные замки. В XI в. начали строить Вендзорский замок, сооружать Тауэр в Лондоне. В XII в. развивается английская готика, возводится множество величественных храмов, символизирующих могущество церкви; тогда было построено 95 соборов, в том числе в городах Дареме, Кентерберри, Солсбери, Йорк т.е. во многих крупных торговых центрах. К тому времени относится строительство Вестминстерского аббатства в Лондоне, длившееся довольно долго.

Со второй половины XIV в. господствовал уже позднеготический стиль с характерным для него богатством резных деталей. В начале XVII в. выдающимся архитектором считался А. Джонс, который стремился перенести в Англию стиль итальянского Возрождения, сочетая его с национальными традициями. В эпоху Возрождения строилось много зданий в стиле фахверка – это переплетение деревянного каркаса, между которыми закладываются камень и штукатурка (дои, где родился В. Шекспир, в Страдфорд-он-Эйвоне – типичная фахверковая постройка).

В архитектуре периода Реставрации приобретает известность архитектор К. Рен, стремившийся строить здания в духе английского классицизма. Он построил 52 церкви в Лондоне, в том числе и знаменитый собор св. Павла.

В XVIII в. господствовал классический стиль. Известные архитекторы того времени Джон Вуд и его сын Джон Вуд – младший использовали его при создании бальнеологического курорта Бата, ансамбли которого напоминают античный город. Во второй половине XVIII в. в том же стиле продолжали работать архитекторы братьяРоберт и Джеймс Адамс. Они построили много городских домов и усадеб. В то время вокруг усадеб разбивались парки в стиле классицизма; строго геометрическая планировка, поостриженые деревья и ряды статуй вдоль аллей. Но в конце XVIII в. в парковое искусство стал проникать английский тип парка со свободной планировкой, более близкой к природе.

Разбогатевшая буржуазия в начале XIX в. стремилась подражать знати, заказывала архитекторам строительство комфортабельных особняков в классическом стиле и даже в духе средневековых замков.

В XIX в., который английские историки называют «викторианской эпохой», были два направления в архитектуре – неоготика и неоклассицизм. Например, в классическом стиле с колоннами построено здание Английского банка (1833г. архитектор Д. Сеун) и похожий на античный храм Британский музей (построен в 1847 г. архитектором С. Смерки). Типичным примером неоготики является здание британского парламента, созданная выдающимся архитектором Е. Берри (1840 - 1868). В неоготическом стиле в течение XIX начало XX в. воздвигали церкви в растущих промышленных городах. В некоторых городах встречаются кварталы георгианского стиля для которого характерны лишенные украшений здания краснокирпичного цвета с мелким переплетом белых оконных рам. Таков весь комплекс Темпля – подворья юристов в Лондоне.

В период после второй мировой войны в крупные города Великобритании все больше стало проникать современная архитектура многоэтажных зданий из стекла и стали, особенно характерных для офисов. Но обычно такие здания лишь вкраплены в общую старую застройку.

Культура Соединённого Королевства богата и разнообразна. Она в значительной мере влияет на культуру в мировом масштабе. Великобритания обладает сильными культурными связями со своими бывшими колониями, особенно с теми гоcударствами, где… … Википедия

- (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

В момент наибольшего распространения Культура колоколовидных кубков (англ. Beaker culture) (около 2800 1900 до н. э.) археологическая культура позднего неолита раннего бронзового века Западной и Центральной Европы. Термин был предложен… … Википедия

Шаблон:DubiousКарта Европы в период 4000 3500 гг. до н. э., где представлены и другие культуры того периода: культура воронковидных кубков (зелёный) и Культура Рёссен («LBK»). Культура Шассе название археологической культуры … Википедия

Культура Рёссен, или Рёссенская культура центральноевропейская археологическая культура среднего неолита (4600 4300 гг. до н. э.). Название культуры дано по некрополю Рёссен (часть города Лойна, округ Заалекрайс, земля Саксония Ангальт).… … Википедия

Культура Деверел Римбери название археологической культуры, существовавшей на территории Великобритании в середине бронзового века. Названа по двум курганам в графстве Дорсет, относится к периоду 1600 1100 гг. до н. э. В настоящее … Википедия

Культура Пакистана совокупность творческих достижений населения Пакистана. Пакистанская культура имеет сравнительно короткую историю и представляет собой сплав множества субкультур различных общин, живущих в государстве. Содержание 1… … Википедия

Культура Питерборо археологическая культура (или, возможно, группа культур) охотников и собирателей на севере и востоке доисторической Британии. Датируется 4 2 тыс. до н. э. Культура Питерборо известна по специфической «керамике… … Википедия

Культура Виндмилл Хилл устаревшая гипотеза об археологической культуре эпохи неолита в Британии. Считалось, что данная культура существовала на юге Британии, в частности, на равнине Солсбери вблизи Стоунхенджа в 4 тыс. до н. э.… … Википедия

Появились в последние несколько сотен лет, как результат общей истории франкоязычного большинства в Квебеке. Она является уникальной для западного мира; Квебек является единственным регионом, в Северной Америке с франкоязычным большинством, а… … Википедия

Книги

  • История, литература и культура Великобритании , Ковалевская Татьяна Вячеславовна, Вагизова Файруза Асгатовна, Семенюк Евгения Вячеславовна. Учебник охватывает историю, литературу и искусство Великобритании с доисторической эпохи до новейшего времени. Впервые в рамках одного учебника представлены триаспекта, традиционно изучаемых…

I. Страна, расположенная на Британских островах у северо-западных берегов континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего острова) Великобританией, а по названию исторической части - Англией. Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В Великобританию входят три историко-географические области: Англия, Уэльс и Шотландия. В состав Соединенного Королевства включается также Северная Ирландия, занимающая северо-восточную часть острова Ирландия. Это-четвертая область страны.

Территория - 244,1 тыс. кв. км.

Население - 58,2 млн (1992 г.) , в т.ч. 80% - англичане, 15% - шотландцы, уэльсцы (или валлийцы) и ирландцы.

Официальный язык - английский.

Англичане - приверженцы английской церкви

Столица Великобритании и центр юго-восточной части Англии - Лондон один из самых древних городов страны. Средневековый Лондон - ту его часть, которая теперь называется Сити, - украшали Лондонский мост, королевский замок Тауэр, собор св. Павла, множество церквей и монастырей.

В ХVIII в. были созданы комплексы самой большой и красивой лондонской площади - Гровенор-сквер и самой знаменитой - Трафальгарской, проложена широкая улица Парламента, построено здание знаменитого Британского музея.

Лондон состоит из трех исторических частей: Сити, Вестминстера и Уэст-Энда. Готический дворец Вестминстера строился уже в начале Х1Х в. Его здание завершают две башни: башня Виктории - королевский вход в парламент и часовая башня Биг Бен (Большой Бен) с огромным колоколом. Центральная часть города еще сохранила средневековое переплетение улиц, причем некоторые из них, как и в давние времена, имеют четкую специализацию. Деловые конторы и многочисленные банки концентрируются в Сити, одном из крупнейших финансовых центров мира. Оживленные днем, улицы пустеют к вечеру, когда армия служащих расходиться по домам. Вестминстер политический и административный центр столицы и страны. Уэст-Энд с его классическими симметричными площадями является центром столичного сервиса: это район дорогих магазинов, театров, ресторанов и отелей.

Великобритания омывается Атлантическим океаном и его морями.

Большая часть территории Великобритании характеризуется пересеченным рельефом. В северной части острова возвышаются горы высотой от 840 до 1340 м над уровнем моря. Северно-Шотландское нагорье отделено от Южно-Шотландского Средне-Шотландской низменностью.

Эта область наиболее благоприятна для заселения. Она представляет собой узкую полосу (шириной менее 100 км) .

Горные массивы покрывают почти всю западную часть острова, в особенности Уэльс и Корнуэлл. Среднюю часть Северной Англии занимают Пеннинские горы, которые отделяют Ланкаширскую низменность на западе от Йоркширской на востоке.

Южная половина Великобритании представляет собой равнины, разделенные холмами и возвышенностями.

Самая длинная река - Северн (338 км) берет начало в горах Уэльса и впадает в Бристольский залив (на западном побережье) , Ланкаширскую низменность пересекает Мерсей, впадающий в Ливерпульский залив. Главная река восточного побережья Темза (336 км) течет по наиболее густозаселенным районам юго-восточной Англии.

Английская нация складывалась в процессе смещения тех народов, которые вторгались на Британские острова с Европейского субконтинента. Языковые различия завоевателей и покоренных жителей сглаживались в течение нескольких веков, и к середине XIV в. Сформировался английский язык на англо-саксонской основе при значительном влиянии старофранцузского языка и с примесью кельтских слов. На английском языке в настоящее время говорят повсюду в стране, кроме населения Нормандских островов.

В Великобритании больше, чем в любой другой европейской стране, сохранилась приверженность к установившимся исстари традициям, быту, привычкам. Это сказывается на многих сторонах материальной и духовной культуры населения.

Очень часто говорят об английском консерватизме. Действительно, англичане любят все старое, напоминающее им, может, эпоху господства Великобритании в мире. Это проявляется во многом. Например, люди, располагающие достаточными средствами, предпочитают жить в старом доме, имеющим облик, особенно фасад, притом подлинный, а не имитирующий старину. Но так как англичане любят и комфорт, то такой дом переделывается внутри по вкусу хозяина. В нем имеются современные удобства, но не обязательно сохраняется настоящий камин, без которого дом считается неуютным. Даже в домах, где имеется центральное отопление люди обзаводятся хотя бы электрическими или газовыми каминами.

Для жителей туманного Альбиона дом - это все. О собственном доме мечтают с детства. Жизнь англичанина в основном - дом, камин, садик на заднем дворе.

В сельских местностях в прошлом был расположен так называемый саксонский дом, характерный и для других стран Западной Европы. В нем все хозяйственные и жилые помещения объеденены под одной крышей. В настоящее время хозяйственные постройки окружают двор с трех сторон или выстроены в ряд параллельно ему.

Остается, например, стремление англичан жить обособленно, в отдельном доме, что отражается и в планировке жилых построек. Поэтому Великобритания до сих пор - страна преимущественно малоэтажного строительства. Отличительная черта здешних многоквартирных домов - обилие дверей, выходящих на улицу.

В такой экономически развитой стране, как Великобритания, уже давно забыта старая народная одежда, давно вышла из повседневного употребления. Но полностью она не забыта. В некоторых, преимущественно торжественных, случаях используется средневековый наряд. Старинные костюмы надевают, например, члены королевской семьи во время коронации и должностные лица парламента в день открытии сессии. Старинные церемонии и обычаи сопровождают всю деятельность английского парламента - одного из старейших законодательных учреждений Европы. Король и королева на открытие парламента едут в парадной карете, запряженной четверкой серых лошадей, в сопровождении эскорта конной гвардии. В палате лордов их ожидают пэры в пурпурных мантиях, отороченных горностаем. Сессия парламента начинается с тронной речи короля.

Совершается и еще одна церемония: ежегодно в день открытия сессии парламента процессия в средневековых костюмах совершает обход подвалов его здания, после чего докладывает спикеру, что «заговорщиков не обнаружено». Этот обряд возник после 1605 г., когда раскрыт неудавшийся заговор Гая Фокса и его единомышленников взорвать парламент. С тех пор 5 ноября - День Гая Фокса - стал одним из самых шумных и ярких праздников. Повсюду на улицах зажигают огромные костры, на которых после веселых карнавальных шествий сжигают чучела Гая Фокса.

Традиционные смены гвардейского караула у ворот Букингемского дворца собирают ежедневно толпы туристов. Также их привлекают традиционные сборища на "уголке ораторов" в лондонском Гайдпарке, где на специально отведенной площадке, охраняемой полицейскими, каждый желающий может произнести речь или проповедь разумеется, если она не направлена, например, против королевской семьи.

Судьи и адвокаты на заседаниях суда сидят в мантиях, а головы покрывают средневековым париком. Черные мантии на алой подкладке и четырехугольные черные же шапочки носят профессора и студенты старейших английских университетов. Королевская гвардия до сих пор одета в форму XVI в. Большим своеобразием отличается парадный костюм горцагела. Состоит он из полотняной белой рубахи, клетчатой до колен юбки в крупную складку (килт), короткой суконной куртки и пледа, который набрасывается на одно плечо. На ноги надеваются гольфы и грубые башмаки, на голову - темный берет. Раньше каждый клан имел свою расцветку клетчатой ткани.

Во всем мире наибольшую популярность завоевали английские мясные блюда; например, ростбиф, бифштекс входят в меню ресторанов всех европейских стран. Национальное блюдо англичан - различные пудинги. Мясные и крупяные подают как вторые блюда, а сладкие - на десерт.

Те пресловутые традиции, о которых так много пишут в книгах об Англии, особенно стойко сохраняются в общественной жизни народов Британских островов.

Несмотря на разнообразие условий жизни (в разных типах поселений у англичан выработался и вошел в привычку строгий распорядок дня, особенно режим питания: утренний завтрак - в 7 - 8 часов почти один и тот же: тарелка овсянки на воде и без соли, яйцо с кусочком бекона и чашечка кофе (его считают более обильным че на континенте), около 11 часов - кофе (среди высших и средних слоев), между 13 и 14 часами во всей стране обычен второй завтрак - «ланч», в 16 - 17 часов принято пить чай. Обед бывает в 18 - 19 часов. Позже, как правило пищу не принимают.

Традиции здесь - не только чай с молоком или золоченная карета с эскортом драгун в медных касках и красных средневековых мундирах при торжественных выездах королевы. Традиции - прежде всего устоявшийся порядок того, что и когда можно делать.

Суббота и воскресенье - «уик-энд» (конец недели) - дни отдыха, причем воскресенье принадлежит семье и церкви. В общественной и культурной жизни Великобритании все еще немалую роль играет церковь. Государственная церковь Великобритании - англиканская. По догматам она близка к протестантизму. После посещения церкви улицы города становятся пустыми, часть жителей уезжает за город, к морю. Все увеселительные заведения (кроме Музея восковых фигур мадам Тюсо в Лондоне) закрыты. Во второй половине дня разрешено работать кинотеатрам, вдоль оград лондонского Грайд - парка художники стали выставлять свои произведения для обозрения и продаж.

Издавна большое внимание в стране уделяется спорту. Популярны в Великобритании такие спортивные игры, как теннис, баскетбол, хоккей на траве, конное поло, верховая езда, гольф и др.Футбол зародился в Англии, и там говорят: «Футбол - это религия». В футбол играют больше зимой, так как снега практически не бывает.

Различные любительские общества объединяют людей, стремящихся сохранить народные обычаи и традиции, песни и танцы.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения