Принципы природопользования. Принципы права природопользования

В хозяйственной практике закономерности природопользования реализуются с помощью следующих частных принципов:

принцип научности - предполагает, что природопользование должно основываться на глубоком познании объективных законов развития как природы, так и общества, на новейших достижениях науки и техники;

принцип оптимальности - предусматривает обеспечение наиболее эффективного природопользования, выбор наилучшего (или близкого к нему) варианта воспроизводства природных ресурсов, оптимального решения хозяйственных задач с учетом интересов экологии;

принципрегиональности - основан на том, что природопользование всегда осуществляется на определенной территории с учетом ее природных и экономических условий, перспектив развития конкретных регионов. Отраслевое природопользование должно учитывать природоохранные интересы региона;

принцип комплексности - требует рационального использования и глубокой переработки исходного природного сырья. Формирование территориально-производственных комплексов и развитие предприятий должны основываться на безотходном или малоотходном производстве;

принцип платности - предусматривает возмездное использование ресурсов природы, их экономию, выравнивание условий хозяйствования, стимулирование высокоэффективного природопользования.

Запасов невозобновляемых ресурсов на Земле недостаточно для того, чтобы обеспечить наращивание производства и потребления в масштабах планеты. Для многих ресурсов скорость их расходования растет быстрее численности населения. Другой стороной процесса исчерпания ресурсов является рост загрязнения окружающей среды. При этом степень загрязнения всеми изученными загрязнителями нарастает, так же как использование материальных ресурсов, экспоненциально. В итоге создается ситуация, когда общество в процессе своего развития сталкивается с бесконечным числом ограничений, любое из которых может привести к катастрофическим последствиям.

Но и в рамках отдельных социально-экономических систем государство должно обеспечить рациональное соответствие производства и состояния природной среды. Поскольку производственная деятельность человека связана с непрерывным изъятием у природы ее компонентов, следует обеспечивать их соответствующую компенсацию.

В современной системе государственного регулирования природопользования можно выделить:

  • ? введение и расширение практики платного природопользования;
  • ? систему экономического стимулирования природоохранной деятельности;
  • ? установление платы за загрязнение окружающей среды;
  • ? развитие рынка природных ресурсов;
  • ? совершенствование ценообразования с учетом экологической целесообразности продукции и ее природоемкости;
  • ? создание экологических фондов;
  • ? реализацию экологических программ;
  • ? продажу прав на загрязнение;
  • ? внедрение системы экологического страхования;
  • ? введение «зеленых» налогов;
  • ? совершенствование системы субсидий.

Введение платного природопользования направлено на обеспечение учета экологического фактора в экономике, рациональное использование природных ресурсов. Способ реализации платности природопользования - введение штрафов, санкций за нерациональной использование природных ресурсов, за несанкционированное складирование отходов, почворазрушающую обработку земель, загрязнение почвы, воздушной и водной среды.

В развитии системы ценообразования в сфере природопользования следует учитывать два важных аспекта:

  • 1) цена продукции должна более полно учитывать степень ее экологической безопасности. Экологически чистая продукция должна быть привлекательна для потребителя в ценовом отношении по сравнению с продукцией, производство которой связано с загрязнением окружающей среды;
  • 2) развитие прогрессивных и в перспективе безотходных технологий оказывается первоначально более дорогостоящим, чем традиционное природоемкое производство. Поэтому определенное повышение цен на природные ресурсы, более полный учет в цене экологической составляющей стимулирует ресурсосберегающие технологии.

Значительную роль в финансировании природоохранных мероприятий играют экологические фонды. Их основной целью является формирование источников финансирования, альтернативных государственному бюджету.

Экологические программы представляют собой систему мероприятий, связанных общей целью, источниками финансирования, материальными ресурсами. В их реализации основную роль играет государство, так как сложность проблем, неопределенность экономической эффективности в обозримый промежуток времени, высокая капиталоемкость делают их непривлекательными для частного капитала.

Продажа прав на загрязнение направлена на оптимизацию затрат предприятий с учетом наносимого им экологического ущерба. На определенной территории вводится лимит выбросов загрязняющих веществ. Если предприятие расширяет производство, то ему приходится делать выбор между повышением надежности своей системы очистки и покупкой права на дополнительное загрязнение у другого предприятия.

Экологическое страхование - страхование ответственности предприятий - источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическими нарушениями, стихийными бедствиями, приведшими к загрязнению окружающей среды. Страхование позволяет распределить риски во времени и пространстве, компенсировать убытки застрахованного предприятия и третьих лиц, стимулировать четкое соблюдение технологии, повысить эффективность использования денежных фондов.

Экологические налоги могут выполнять стимулирующую роль для развития природоохранных технологий и производств, а также подавлять природоемкие виды деятельности. Государство в данном случае воздействует на поведение производителей и потребителей посредством влияния налогов на цену продукции, формируя желательные для общества спрос и предложение. Пониженные налоги часто применяются для развития ресурсосберегающих и малоотходных технологий.

На региональном уровне могут осуществляться налоговые мероприятия, направленные на решение экологических проблем конкретных регионов. В частности, налоговые льготы могут предоставляться предприятиям, производящим природоохранное оборудование, экологически чистые материалы. Напротив, повышенные налоговые ставки должны применяться при производстве экологически опасной продукции: энергоемкой техники, химических веществ, минеральных удобрений, пестицидов и др.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. 11азовите задачи, цели экологических основ природопользования.
  • 2. Что такое всеобщая закономерность природопользования?
  • 3. Раскройте способы реализации платности природопользования.

В чем проявляется реализация закономерности природопользования?

Природопользование в любой отрасли производства строится на ряде общих принципов.

    Принцип системного подхода, предусматриваю­щий комплексную всестороннюю оценку воздействия производства на среду и ее ответных реакций.

С позиции системного подхода ни один природ­ный ресурс не может использоваться или охранять­ся независимо от других. Так, например, повышение плодородия почв за счет орошения с помощью оро­сительных систем может привести к истощению водных ресурсов, которое необходимо предвидеть и предупредить. Сбросы отходов в реку должны оцениваться не только по их воздействию на рыбу, но и на биохимию данного водного объекта, и на всю систему водообеспечения района, где протекает эта река, включая тот водоем или водоток, куда эта река впадает.

    Принцип оптимизации природопользования, за­ключающийся в принятии наиболее целесообразных решений в использовании природных ресурсов и при­родных систем на основе одновременно экологичес­кого и экономического подходов, прогноза развития различных отраслей и географических регионов. В со­ответствии с этим принципом целесообразно переме­щение некоторых лесоперерабатывающих предприя­тий в восточные районы страны, ближе к запасам сырья, что снижает нагрузку на истощенные ресурсы древесины в европейской части РФ.

    Принцип опережения темпов заготовки и добы­чи сырья темпами выхода полезной продукции, осно­ванный на снижении количества образующихся отхо­дов в процессе производства, т. е. на более полном ис­пользовании одного и того же количества исходного сырья. Он предполагает прирост продукции не за счет вовлечения в использование новых масс природных ресурсов, а за счет более полного их использования путем ресурсосбережения и совершенствования тех­нологических процессов.

    Принцип гармонизации отношений природы и производства решается путем создания и эксплуатации природно-технических, геотехнических или эколого-экономических систем, представляющих собой совокуп­ность какого-либо производства и взаимодействующих с ними элементов природной среды, обеспечивающих, с одной стороны, высокие производственные показатели, а с другой - поддержание в зоне своего влияния бла­гоприятной экологической обстановки (максимально возможное сохранение и воспроизводство естествен­ных ресурсов). В таких системах предусматривается прогнозирование нежелательных и опасных ситуаций, а также реализация мер по их предотвращению. Система имеет службу управления, задача которой - своевременное выявление возможных вредных воздей­ствий и внесение необходимых коррективов в тот или иной компонент системы (производство или окружа­ющую среду). Если обнаружено ухудшение состояния окружающей предприятие природной среды, служба управления принимает решение о необходимости ос­тановить производственный процесс, уменьшив при этом объемы выбросов и сбросов.

    Принцип комплексного использования природ­ных ресурсов и концентрации производства, заключа­ющийся в том, что на базе имеющихся в данном эко­номическом районе сырьевых и энергетических ре­сурсов создаются территориально-производственные комплексы, которые позволяют более полно использо­вать указанные ресурсы и тем самым снизить вред­ную нагрузку на окружающую среду. Такие территори­ально-производственные комплексы имеют специализа­цию, сконцентрированы на определенной территории, обладают единой производственной и социальной ин­фраструктурой (коммуникациями, потоками вещества и энергии, системой здравоохранения, сферой культу­ры) и совместными усилиями обеспечивают охрану окружающей среды.

Право природопользования характеризуют особые принципы. Это:

Производность права пользования природными ресурсами от права собственности на них;

Рациональное природопользование;

Экосистемный подход к регулированию природопользования;

Целевой характер пользования природными ресурсами;

Устойчивость права пользования природными ресурсами;

Платность специального природопользования.

О принципе производности прав пользования природными ресурсами от права собственности на них имеет смысл говорить в том случае, когда пользователь и собственник – разные лица. Наличие права собственности у государства и иных собственников на природные ресурсы предполагает такую организацию использования природных ресурсов, когда право пользования ими (ресурсами) предоставляется ими другим субъектам – юридическим и физическим лицам на определенных условиях. В числе таких условий – соблюдение требований по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. При этом государство (в рамках осуществления экологической функции) преимущественно устанавливает правовые нормы, определяющие порядок и условия пользования природными объектами, предоставляет конкретные объекты в пользование и т.д.

Принцип рационального природопользования, можно сказать, – традиционный принцип природоресурсного права России Наиболее ярко такое понимание было выражено в науке земельного права, где понятие рационального использования земли раскрывалось как достижение максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом полезного взаимодействия земли с другими природными факторами и при охране земли в процессе использования как специфического условия всякой деятельности и главного средства производства в сельском хозяйстве. При этом отмечалось, что оно направлено на обслуживание определенных экономических интересов.*

Экологическая ущербность такого понимания рационального природопользования была отмечена позднее, и рациональное природопользование трактовалось уже как достижение необходимого экономического эффекта в осуществлении целей природопользования с одновременным соблюдением требований охраны как используемых природных объектов, так и окружающей природной среды в целом*.

Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Практическая реализация принципа рационального природопользования в России далека от теоретических и нормативных положений. Так, минеральные ресурсы многих регионов страны, например Урала, характеризуются комплексным содержанием ценных компонентов. Но на протяжении многих лет из них извлекались только отдельные элементы, а остальные поступали в отвалы, превращаясь в источник загрязнения окружающей среды.



Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам (ст. 92 Водного кодекса РФ). На лесопользователя возложена обязанность ведения работ способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов (ст. 83 Лесного кодекса РФ).

Общим для земельного, горного, водного и лесного права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (ст. 12 Земельного кодекса РСФСР), либо на длительный срок (ст. 31, 37 Лесного кодекса РФ – аренда или концессия участка лесного фонда на срок до 49 лет), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Биогеоценоз. Трофические цепи.

Биогеоценоз (от греч. βίος - жизнь γη - земля + κοινός - общий) - система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупностьабиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва). Примеры: сосновый лес, горная долина. Учение о биогеоценозе разработано Владимиром Сукачёвым в 1942 году.

Пищева́я цепь - это пищевые взаимоотношения в биогеоценозе. пищевые (трофические) цепи организмов, связанных друг с другом отношениями: пища – потребитель. Цепипитания обеспечивают круговорот веществ .

Природоохранное законодательство. Стандарты в области охраны природы. Строительные нормы и правила. Санитарные и правила.

Природоохранное законодательство ПЗ- включает в себя:Конституцию РФ,общие законы по охране окр.среды и отдельных её компонентов, указы президента РФ,постановление правительства и его министерств.

Система стандартов в области охраны природы должна состоять из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов.

Строительные нормы и правила (СНиП)-действ. на стадии проектирования,изыскания,строительства,ввода в строй и эксплотации объектов. В СНиПах рассм.нормы и правила по охране земель,атмосферного воздуха. Нормы и правила по рацион. использовании прир.ресурсов и утилиз. отходов.

Санитарные правила и нормы (СанПин)-они регламентируют общие требования к ср.обитания,общие санитарные гигиенические требования к воздушной рабочей зоны и воздуху в насел.пунктах. Требование к охране поверхностных вод на загрязн. веществ в водные объекты,треб. к санит.сост. почв, и атмосф.

Виды ответственности за экологические правонарушения.

Физические лица несут:дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.

Юридические лица не зависимо от форм собственности: административную и гражданско-правовую

Наложение штрафов, санкций, исправительные работы, лишение свободы.

Дисциплинарная: налагается администрацией предприятия.

Административная: налагается сторонними организациями.

Уголовная ответственность: налагается судом.

Основные принципы природопользования.

Природопользование – это совокупность процессов взаимоотношения природы и человека. Природопользование включает:


1. извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление и воспроизводство.

2. использование и охрана природных условий, среды жизни.

3. сохранение и воспроизводство рационального изменения экологического равновесия природных систем биосферы. Природопользование рассматривает как общественно-производственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человека (ресурсных, биологических, духовных). Общественно-производственная деятельность человека, т.е. промышленность, сельское хозяйство, ведет к изменениям в окружающей среде, часто к отрицательным экологическим последствиям.

Природопользование – это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его восстановлению.

Основными принципами рационального природопользования являются: полнота извлечения ресурса;Ø вторичное использование и рециркуляция ресурсов;Ø комплексное использование ресурса;Ø экономическое его использование

Поэтому говоря о рациональных принципах природопользования, нужно прежде всего иметь в виду региональную организацию экологической службы. Основными направлениями ее деятельности являются:

Контроль за соблюдением природопользователями (предприятиями, организациями, физическими лицами) экологических требований в соответствии с действующими нормативами;

Обязательная экологическая оценка новых объектов строительства и в случае недостаточной экологической надежности запрет на их строительство;

Содействие развитию предпринимательства, способствующего оздоровлению окружающей среды.


К основным принципам права природопользования относятся:

Рациональное природопользование,

Экосистемный подход к регулированию природопользования,

Целевой характер пользования природными ресурсами,

Устойчивость права пользования природными ресурсами,

Платность специального природопользования.

Принцип рационального природопользования, можно сказать, традиционный принцип природоресурсного права России. Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например экологически целесообразных технологий.

Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов Лесной кодекс выделяет защитные леса и особо защитные участки лесов (ст. 102). Так, к защитным лесам относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; ценные леса.

К специальным нормам обеспечения рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса должны служить требования об обеспечении его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления. Возобновимые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста.

Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Практическая реализация принципа рационального природопользования в России далека от теоретических и нормативных положений. Так, минеральные ресурсы многих регионов страны, например Урала, характеризуются комплексным содержанием ценных компонентов. Но на протяжении многих лет из них извлекались только отдельные элементы, а остальные поступали в отвалы, превращаясь в источник загрязнения окружающей среды.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать причинение вреда окружающей среде.

Общим для земельного, горного, водного и других природоресурсных отраслей права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением.


ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения