Пот и труд все перетрут. Методическая разработка (4 класс) на тему: Терпение и труд все перетрут

Классный час в начальной школе « Терпение и труд всё перетрут»
Задачи:

    на примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд; сформировать понятия «прилежный», «старательный»как синонимы, дать положительную оценку данным качествам; воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость.
Оборудование: пословицы о труде, портреты героев, тексты с произведениями.
Ход классного часа.
Знакомство с пословицами о труде - Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд - Терпение и труд всё перетрут - такова тема нашего кл. часа (на доске)
- Какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют) - «Собери пословицу» ( 2 команды)

Терпенье и труд все перетрут.

-По труду и награда. -Дело мастера боится.

Как ты к работе, так и работа к тебе.

По работе и работника знают.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

-К большому терпенью придет и уменье. (По ходу значение некоторых пословиц объясняют .)
Чтение и анализ текстов из литературных произведений.
Л.Н.Толстой «Две лягушки» Попали две лягушки в кувшин с молоком. Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула. А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась. - Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (терпению и труду)
Беседа по теме. - К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «Как стать миллионером?», то есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своём желании. Увы, это ничего не имеет общего с настоящей жизнью. -Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата. В этом вы сами, наверное, не раз убеждались. Расскажите. (Рассказ детей, как им пришлось убедиться в этом.)
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Рассказ учителя об Алексее Маресьеве, выдержки из произведения. (Совет -прочитать эту повесть)
- Подобных примеров можно много привести: Ю.А.Гагарин - первый космонавт Земли, В.Н.Терешкова - первая женщина- космонавт, полетевшая в космос, (изнурительные тренировки и учёба космонавтов).
- Трудолюбие- достоинство человека - Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. « Тяжело в учении - легко в бою! »-его знаменитые слова, ставшие поговоркой.
-300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова исполнилось в ноябре 20011 года. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой). ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ - УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения:
Запись из личного дневника Ломоносова: "Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришел латыни учиться!» Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса .
- А надо ли учиться? Почему? (Ответы детей)
- Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите?
Со временем труд должен стать привычкой , к которой быстро привыкаешь. (Пример свой как учителя - проверка тетрадей, подготовка к урокам и т.д. Дочь - студентка: привычка учиться, выполнять всё заданное до конца и качественно).
Работа с Толковым словарём С. И. Ожегова. (2 человека)
- Старательный - делающий что- либо хорошо и добросовестно; - прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.
- Каким вы представляете себе прилежного, старательного человека? Опишите его. (Ответы детей). - Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. - Что это значит? (Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил радость).
В. Осеева «Сыновья» (чтение рассказа учителем) - Почему старичок так ответил женщинам? (Ответы детей) - Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, на неделю. Когда человек придерживается в жизни определённого режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.
Ф и з м и н у т к а « Тик-так» (наклоны вправо и влево) Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так, А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки, А карманные спешат: тик-так, тик-так,тик-так.
Стихотворение С.Баруздина «О человеке и его часах». (читают наизусть 3 человека)
Ведут часы секундам счёт, Ведут минутам счёт. Часы того не подведут, Кто время бережёт. Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по 10 раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать. Успеет он одеться в срок, Умыться и поесть, Успеет встать и за станок, За парту в школе сесть. С часами дружба хороша! Работай, отдыхай, Уроки делай не спеша И книг не забывай! Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: «Хороший был денёк!»
-Часто слышишь от людей: « Я ничего не успеваю делать!» Таких людей, как правило, удача не посещает. -Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей)
-Пословица: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Можно её посоветовать тем, кто ничего не успевает.
Притча о строителях. При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий сказал: «Я строю Шартрский собор!»
-Кому из них работа приносила радость и почему?(3) (Ответы детей)
О б о б щ е н и е. -Чтобы любое начатое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем Правила, которые будем соблюдать. (на доске составляют)
    Придерживаться распорядка дня. Доводить начатое до конца. Семь раз отмерь, один отрежь. Отдыхать с удовольствием.
Подведение итогов. - Закончите предложение: « Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что……….».(Разные ответы детей)

唐朝 táng cháo 著名 zhùmíng 大 dà 诗人 shī rén 李白 Lǐ Bái 小时候 xiǎo shíhou 不 bù 喜欢 xǐhuan 念书 niàn shū ,常常 chángcháng 逃学 táoxué ,到 dào 街 jiē 上 shang 去 qù 闲逛 xián guàng 。

一天 yì tiān ,李白 Lǐ Bái 又 yòu 没有 méi yǒu 去 qù 上学 shàng xué ,在 zài 街 jiē 上 shang 东 dōng 溜溜 liùliu 、西 xī 看看 kàn kan ,不知不觉 bù zhī bù jué 到 dào 了 le 城外 chéng wài 。暖和 nuǎnhuo 的 de 阳光 yángguāng 、欢快 huānkuài 的 de 小 xiǎo 鸟 niǎo 、随风 suí fēng 摇摆 yáobǎi 的 de 花 huā 草 caǒ 使 shǐ 李白 Lǐ Bái 感叹 gǎntàn 不已 bù yǐ ,“这么 zhème 好 hǎo 的 de 天气 tiānqì ,如果 rúguǒ 整 zhěng 天 tiān 在 zài 屋 wū 里 lǐ 读书 dú shū 多 duō 没意思 méi yìsi ?” 走 zǒu 着 zhe 走 zǒu 着 zhe ,在 zài 一 yí 个 ge 破 pò 茅屋 máowū 门口 ménkǒu ,坐 zuò 着 zhe 一 yí 个 ge 满 mǎn 头 tóu 白发 bái fà 的 de 老婆婆 lǎo pópo ,正在 zhèngzài 磨 mó 一 yì 根 gēn 棍子 gùnzi 般 bān 粗 cū 的 de 铁杵 tiě chǔ 。李白 Lǐ Bái 走 zǒu 过去 guòqu ,“老婆婆 lǎo pópo ,您 nín 在 zài 做 zuò 什么 shénme ?”

“我 wǒ 要 yào 把 bǎ 这 zhè 根 gēn 铁杵 tiě chǔ 磨成 mó chéng 一 yí 个 ge 绣花针 xiù huā zhēn 。 ”老婆婆 lǎo pópo 抬起 táiqǐ 头 tóu ,对 duì 李白 Lǐ Bái 笑 xiào 了 le 笑 xiao ,接着 jiēzhe 又 yòu 低下 dīxià 头 tóu 继续 jìxù 磨 mó 着 zhe 。

“绣花针 xiù huā zhēn ?”李白 Lǐ Bái 又 yòu 问 wèn :“是 shì 缝 féng 衣服 yīfú 用 yòng 的 de 绣花针 xiù huā zhēn 吗 ma ?”

“当然 dāngrán !”

“可是 kěshì ,铁杵 tiě chǔ 这么 zhème 粗 cū ,什么时候 shénme shíhou 能 néng 磨成 mó chéng 细细 xìxì 的 de 绣花针 xiù huā zhēn 呢 ne ?”

老婆婆 lǎo pópo 反问 fǎnwèn 李白 Lǐ Bái :“滴水 dī shuǐ 可以 kěyǐ 穿 chuān 石 shí ,愚公 yú gōng 可以 kěyǐ 移山 yí shān ,铁杵 tiě chǔ 为什么 wèishénme 不 bù 能 néng 磨成 mó chéng 绣花针 xiù huā zhēn 呢 ne ?”

“可是 kěshì ,您 nín 的 de 年纪 niánjì 这么 zhème 大 dà 了 le ?”

“只要 zhǐ yào 我 wǒ 下 xià 的 de 功夫 gōngfu 比 bǐ 别人 biéren 深 shēn ,没有 méi yǒu 做不到 zuò bu dào 的 de 事情 shìqing 。”

老婆婆 lǎo pópo 的 de 一 yì 番 fān 话 huà ,令 lìng 李白 Lǐ Bái 很 hěn 惭愧 cánkuì ,于是 yúshì 回去 huíqu 之后 zhīhòu ,再 zài 没有 méi yǒu 逃 táo 过 guo 学 xué 。每天 měi tiān 的 de 学习 xuéxí 也 yě 特别 tèbié 用功 yònggōng ,终于 zhōngyú 成 chéng 了 le 名垂千古 míng chuí qiān gǔ 的 de 诗仙 shī xiān 。

无论 wúlùn 做 zuò 什么 shénme 事情 shìqing ,只要 zhǐ yào 有 yǒu 恒心 héngxīn ,一定 yí dìng 会 huì 成功 chénggōng 的 de ,功夫 gōngfu 不负 bú fù 有心人 yǒu xīn rén 。我们 wǒmen 的 de 孩子 háizi 们 men ,如果 rúguǒ 在 zài 学业 xuéyè 上 shang 能 néng 认真 rènzhēn 、努力 nǔlì 、有 yǒu 恒心 héngxīn ,成绩 chéngjì 好 hǎo 一定 yí dìng 是 shì 没有 méi yǒu 问题 wèntí 的 de 。

Известный поэт династии Тан Ли Бо в детстве не любил учиться, часто прогуливал занятия и слонялся по улицам.

Однажды Ли Бо снова не пошел на уроки, он бродил по улице без дела и смотрел по сторонам, неосознанно он вышел за город. Теплый солнечный свет, веселые птички, травка и цветы, раскачивающиеся на ветру, от всего этого Ли Бо без остановки вздыхал от избытка чувств. «Такая хорошая погода, насколько же было бы скучно сидеть целый день сидеть внутри и учиться?» Так он ходил и ходил, а на пороге у одной потрепанной лачуги сидела седовласая старушка и как раз обтачивала толстый словно дубинка пест. Ли Бо подошел: «Бабушка, а что вы делаете?»

«Я хочу этот пест выточить в уголку для вышивания,» - старушка подняла голову и улыбнулась Ли Бо, затем снова наклонилась и продолжила полировать.

«Иголку для вышивания?» - спросил тогда Ли Бо. «Такую, которой одежду шьют?»

«Конечно!»

«Но пест такой толстый, когда же его можно будет выточить в тонюсенькую иголку?»

Старушка спросила Ли Бо в ответ: «Капля воды может пронзить камень, Юй Гун смог передвинуть горы, а что же пест нельзя отполировать до иголки?»

«Но вам уже так много лет?»

«Если я прикладываю усилий больше, чем другие, то нет ничего недостижимого.»

Слова бабушки пристыдили Ли Бо, поэтому, вернувшись, он уже не убегал с уроков. Каждый день он очень старательно учился и наконец стал гением поэзии, чье имя вошло в историю.

Что бы мы ни делали, нужна только настойчивость, и мы обязательно добьемся успеха. Терпение и труд все перетрут, если усердно трудиться, то обязательно добьешься успеха. Наши дети если в учебе серьезны, усердны и настойчивы, то хорошие оценки для них точно не проблема.

Оглавление [Показать]

В мире существует много различных пословиц и поговорок. В каждой заключён свой смысл. Моя самая любимая поговорка — терпение и труд всё перетрут. И сейчас я раскрою её смысл. Иногда люди, совершая какое-то дело, сталкиваются с большими трудностями. Чтобы их преодолеть, нужно терпение. Правда, не у всех оно бывает. Некоторые люди начинают дело, но у них не хватает терпения, и они останавливаются на полпути. Только половина людей доходят до конца в своих начинаниях. Например, человек захотел сделать около своего дома клумбу. Он посадил семена красивых цветов, саженцы деревьев. Через некоторое время семена начали прорастать, но вдруг погода резко испортилась, стало очень холодно. Маленькие росточки начали погибать. Человек не растерялся и сделал теплицу для клумбы. Однако в теплице стало очень сухо и растения начали сохнуть. Тогда человек стал больше поливать свои растения. Через несколько дней погода наладилась, теплицу убрали и все увидели, какие красивые цветы выросли. Они стали радовать глаз хозяина и других людей. Если бы человек перестал ухаживать за растениями, не преодолел все трудности, то клумбы бы не было. Я считаю, что любое дело надо доводить до конца, ведь терпение и труд всё перетрут!

Ценность труда для человеческой цивилизации трудно переоценить. Об этом и говорит значение пословицы «терпение и труд все перетрут».

Труд – это хорошо или плохо?

Еще с библейских времен труд считался проклятием человеческим. Первые люди согрешили, и Бог наказал их. Отныне они стали смертны и вынуждены добывать пропитание тяжким трудом. Работа – это бремя с точки зрения Ветхого Завета.

А К. Маркс не то чтобы спорит с Библией, но говорит, что человек стал тем, кто он есть, благодаря труду. Да и народ любит тех, кто много работает, а бездельников не уважает совсем. Вообще, отношение к праздным людям – довольно противоречивое явление. Сразу и нельзя понять, их не любят, потому что им завидуют или потому что люди на самом деле убеждены в полезности труда не только для физического, но и для духовного развития человека. Проще говоря, чем раньше человек стал зарабатывать на жизнь, тем раньше он повзрослел. Когда вспоминают значение пословицы «терпение и труд все перетрут», редко думают о том, что упорство и кропотливая работа изменяют не только внешнее пространство (ведь речь идет, как правило, о физическом труде), но и самого человека.

Польза труда

Работа позволяет человеку научиться чему-то интересному и нужному, и если он найдет место, то обретет еще и независимость. Труд освобождает от лишних мыслей. Беда современной эпохи в том, что у человека слишком много свободного времени, отсюда и разнообразные психологические проблемы и даже душевные болезни. Люди копаются в своих взаимоотношениях, чересчур много размышляют о себе и своих поступках. Но если бы у них была работа, забирающая все силы, то проблем бы не возникало, ведь на них просто не оставалось бы сил.

К сожалению, большинство занимается тем, чем не хочет, только потому, что ничего лучше они не нашли или у них не было времени на поиски. Если быть до конца честными, стоит сказать и о тяжелом труде, который сводит с ума и превращает человека в раба. Но это крайность, в среднем же сегодня человек не слишком страдает от работы, а когда у него есть целеустремленность, он может добиться очень многого. Об этом и говорит значение пословицы «терпение и труд все перетрут»: если человек к какому-то делу прикладывает много сил, то они в любом случае не пропадут даром.

Об универсальности пословицы

Народная мудрость хороша тем, что ее можно приложить почти к любой ситуации. Так и употребление рассматриваемого выражения подходит к любой работе. Человек копает огород, чтобы засеять его аграрными культурами, или пишет отчет для шефа, но у него не выходит? Во всех этих делах поможет значение пословицы «терпение и труд все перетрут». Выражение можно повторять как мантру и набираться сил.

Изречение, знакомое с детства, учит не отступать и не сдаваться перед трудностями и бесстрашно их преодолевать. Даже если не будет вещественного результата от работы, то последняя способна изменить человека, закалить его дух. Но не стоит впадать в отчаяние – как правило, если долго мучится, что-нибудь получится. Правда, иногда плод труда человека оказывается совсем не таким, на который он рассчитывал.

Итак, мы рассмотрели фразу «терпение и труд все перетрут». Значение пословицы больше не стоит на повестке дня.

Терпение и труд — все перетрут.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература. В. И. Даль. 1989.

Смотреть что такое «Терпение и труд — все перетрут.» в других словарях:

    ТЕРПЕНИЕ - ТЕРПЕНИЕ, терпения, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. терпеть в 1 знач.; способность терпеть, сила, напряжение, с которыми кто нибудь терпит что нибудь. У него хватило терпенья пролежать не шевелясь целый час на операционном столе,… … Толковый словарь Ушакова

    терпение - сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? терпения, чему? терпению, (вижу) что? терпение, чем? терпением, о чём? о терпении 1. Терпением называется способность спокойно, сдержанно ожидать благоприятных результатов какой либо… … Толковый словарь Дмитриева

    терпение - я; ср. 1. Способность терпеть (1 зн.), стойко и безропотно переносить, сносить что л. Удивительное, редкостное т. Ангельское, адское, гордое т. Иметь т. Потерять т. Вывести из терпения кого л. (заставить потерять самообладание, привести в крайне… … Энциклопедический словарь

    ТЕРПЕНИЕ - ТЕРПЕНИЕ, я, ср. 1. Способность терпеть (в 1 знач.). Проявить т. Потерять всякое т. Вывести из терпения (раздражить). Запастись терпением (заставить себя терпеть). Т. лопнуло (не хватило терпения; разг.). 2. Настойчивость, упорство и выдержка в… … Толковый словарь Ожегова

Давайте поговорим о терпении и труде . Есть такие пословицы “Терпение и труд – все перетрут”, “Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда” и т.п. Народ мудрый, он тонко подмечает особенности жизни. В данном случае, действительно ничего не получишь, если не приложишь труд и терпение .

Если вспомнить все удивительные произведения, созданные человеком, то в них вложен кропотливый труд , удивительное терпение . В наше сумасшедшее время, когда каждый из нас куда-то торопится, катастрофически не хватает времени, едим на ходу, любим на ходу, воспитываем детей периодически, и делаем все наспех, без души, не вкладывая труда и не имея терпения. Отсюда и получаем халтуру, безвкусицу, брак.

Мы хотим много и быстро, но при этом не вкладывая труд и терпение . Когда изучаешь феномен успешных людей, всегда приходишь к выводу, что феноменом является упорный труд, настойчивость, терпение и вера в себя и в свое дело. И заметьте, не работа (от слова “раб”), а труд (от слова “трудно, преодоление трудности”)! Давайте созидать через труд и терпение ! Давайте ставить цели и достигать их! Секрет этого мы уже знаем! Труд и терпение ! Любви и добра вам!

Притча “Пять колес”

Как-то летом в полдень пришел из леса, с новой вырубки на холме, на пасеку к Мудрому Спиридону молодой лесоруб. Было ему жарко, пить поработавшему очень хотелось. Поздоровался он с пасечником, вытирая подолом рубахи пот, попросил воды. Отправил его Спиридон к своему колодцу под дубом. Сказал пасечник, что в нем такая чудная прохладная вода, стоит только пригубить, сразу напьешься, жажда пропадет. Добавил Спиридон, что есть, правда, прямо здесь и другая вода, в кадушке, но теплая и тухловатая.

Подошел парень к срубу, видит – через ворот, сделанный из золотистой дубовой колоды, цепь в колодец опущена, тронул рукой рукоять – заплескалась внизу вода, как из полноценного ведра зашлепало.

Начал лесоруб ворот проворачивать. Крутит рукоятку парень сильно, натруженные руки дрожат. Хочет он побыстрее напиться, а ведро где-то глубоко, вроде идет наверх, а все не видно. Стал лесоруб присматриваться – за воротом – колодой на оси колесо с зубчиками, под ним другое, а там и третье, за третьим – четвертое и только от пятого через ворот вниз в колодец цепь идет. Каждое колесо все больше и больше, только пятое маленькое. Удивился лесоруб, бросил ворот, побежал к старцу.

Жалуется: так, мол, и так, очень пить хочется, когда эти пять колес пройдешь? Дайте-ка воды побыстрее, терпения, мол, нет, не хочет парень пять колес прокручивать, не дождется, да и зачем, нечего, мол, так долго доставать ведро из колодца, ну его, пусть будет вода не холодной. А сам пыхтит, сердится, но сдерживает себя, перед ним же седой да тихий человек.

— Эту воду иначе не возьмешь, – усмехнулся старец. – На ней зарок, другого ворота не может быть, – пояснил.

Дал Спиридон парню воды из бочки, а она тиной пахнет, да теплая, да мутноватая. С маху выпил лесоруб кружку, да не напился нисколько, только противно стало. Пожалел он себя, пошел обратно к колодцу, начал снова ворот крутить. Крутит-крутит рукоять, да песню запел, ту, что за работой привык напевать. Вот и ведро, а вода голубая, холодная, свежим духом от нее веет. На срубе берестяной ковшик висит, сам в воду так и просится. Напился вволю лесоруб, и с первого глотка стало на душе легко и светло.

Вернулся он к старцу, поклонился в пояс и говорит:

— Да, понял я, настоящее легко не дается, надо не одно, а пять колес повернуть, чтоб хорошее дело совершить.

Усмехнулся Мудрый Спиридон и налил лесорубу берестяную флягу воды с собой.

Если ты что-то сделал без труда, ты сделал это неправильно.

МБОУ Кичигинская СОШ

Приготовила: Саитбаталова С.В.

4 класс 2014 г

«ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ»

Цель: ознакомить с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «труд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом.

Ход классного часа

1. Чтение стихотворения.

Читает учитель.

Единое счастье - работа,

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счёта –

Часы за упорным трудом.

Посеянный хлеб разойдется

По миру; с гудящих станков

Поток животворный польется

Во глуби бессчётных умов

Работай! Незримо, чудесно

Работа, как сев, прорастёт

Что станет с плодами, - безвестно,

Но благостно влагой небесной

Труд всякий падёт на народ.

Великая радость - работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта –

Все счастье земли - за трудом.

В. Брюсов

2. Знакомство с пословицами о труде, их анализ.

Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд.

Послушайте пословицы:

* Будешь трудиться, будешь кормиться.

* Все надоедает, кроме работы.

* Дело мастера боится.

* Каков мастер, такова и работа.

* Труд кормит, а лень портит.

* Глаза страшатся, а руки делают.

* Скучен день до вечера, коли делать нечего.

* Без труда человек не познает счастья.

* Труд - радость жизни.

Объясните смысл каждой пословицы.

Вывод. Какой вы человек, в обществе судят по результатам труда, по отношению к труду.

3. Чтение и анализ текстов из литературных произведений.

Послушайте притчу.

При постройке Шартрского собора во Франции трем разным рабочим задали один вопрос: Что ты здесь делаешь? Один процедил: «Камни таскаю, будь они не ладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий ответил: «Я строю Шартрский собор».

Проанализируйте работу каждого строителя.

К сожалению, сегодня навсегда из нашего лексикона исчезли слова «труд», «рабочий». А с экранов телевизоров к вам взывают: «Выиграй миллион», «О, счастливчик», «Слабое звено» и т. д. То есть преподносят, что в жизни все богатства лежат на блюде с голубой каемочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Учитель читает текст.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

Л. Н. Толстой

Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

Для чего вы учитесь в школе?

БУКВАРИНСК

Есть на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный.

С незапамятных времен «Букваринск» зовется он.

В этом городе живет Удивительный народ,

Хлебосольный, незлобливый,

Дружный и трудолюбивый: А - аптекарь,

Б - бочар,

В - валяльщик,

Г - гончар,

Д - дробильщик здоровенный,

Е - ефрейтор, он военный,

Ж - жестянщик-простачок,

3 - закройщик-старичок,

И - историк бородатый,

К - красильщик франтоватый,

Л - лудильщик,

М - маляр,

Н - носильщик,

О - овчар,

П - писатель,

Р - радист,

С - сапожник,

Т - турист,

У - бесстрашный укротитель,

Ф - чудак-фотолюбитель,

X - художник-баталист,

Ц - известный цимбалист,

Ч - чудесный часовщик,

Ш - шофер, большой шутник,

Щ - щенок его, Букетик,

Э - электрик-энергетик,

Я - это я, мои друзья.

Вопросы:

О ком пишет поэтесса в стихотворении?

А кем вы станете, когда вырастите?

Что для этого необходимо предпринять?

А если, скажем, не дается в школе математика. Как быть?

Классный час на тему «Терпение и труд всё перетрут»

Задачи:

1.Рассказать детям о том, что благодаря усердию, настойчивости и старанию можно многого добиться.

2.На примерах литературных произведений показать, что всё в жизни достигается трудом.

3.Сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать положительную оценку данным качествам.

Ход классного часа

Учитель: Тема сегодняшнего классного часа «Терпенье и труд всё перетрут». Слайд 1.

- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставят труд.

Послушайте пословицы и объясните смысл каждой из них.

1.Будешь трудиться, будешь кормиться.

2.Всё надоедает, кроме работы.

3.Дело мастера боится.

4.Каков мастер, такова и работа.

5.Труд кормит, а лень портит.

6.Глаза боятся, а руки делают.

7.Скучен день до вечера, коли делать нечего.

8.Без труда человек не познает счастья.

9.Труд-радость жизни. (Дети объясняют)

Вывод: О человеке в обществе судят по результатам труда, по его отношению к труду.

Чтение и анализ литературных произведений.

Учитель: Послушайте притчу. Слайд 2.

При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил « Деньги зарабатываю для семьи». А третий воскликнул: «Я строю Шартрский собор!»

Проанализируйте ответ каждого строителя. (Дети высказываются)

К сожалению, сегодня то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «О, счастливчик!» То есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с золотой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о свеем желании. Увы. Это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Послушайте басню. Слайд 3.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. И Столько накидала, что вода стала выше и можно было пить. (Л.Н.Толстой)

Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

Для чего вы учитесь в школе?

Беседа по теме

(На доске написаны пословицы: «Знания не 6 кошель: за плечами не носить», «Не на пользу читать, коли только вешки хватать», «Корень учения горек, да плод его сладок».)

О чём эти пословицы?

Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

Какое значение имеет учёба в жизни человека? Слайд 4

Учение –это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко получается.

«Терпение и труд всё перетрут»,- гласит народная мудрость. Трудолюбие- это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолю- бивыми.

Великий полководец А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым. Слайд 5.

Валентина Терешкова путём изнурительных тренировок и прилежной учёбы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом. Слайд 6.

А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный»?

Если заглянем в словарь С.И.Ожегова, то найдём пояснение: старательный-делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный- отличающийся усердием в труде, учении. Слайд 7.

«Секрет любого человека, добившегося успеха, заключается в том, что он воспитал в себе привычку делать то, что неудачникам делать не нравится» (Д.Кинг)

В 12 лет Томас Эдисон стал разносчиком газет на вокзале, а в 15-зарабатывал на жизнь телеграфистом. В свободное время он учился и ставил опыты. Хотя на его счету множество полезных изобретений, ему пришлось потратить более 40 тысяч долларов на неудачные эксперименты, прежде чем в 1879 году он смог создать первую электрическую лампу, а затем патефонную пластинку. Слайд 8.

Сомерсет Моэм 12 лет был непризнанным писателем, и только потом к нему пришёл успех. За это время ему пришлось пережить немало огорчений и разочарований: казалось,

что его карьера окончательно не удалась.Но вместо того, чтобы сосредоточить своё внимание на преградах, он изучал человеческую природу и все свои наблюдения воплощал в пьесах. Он продолжал писать, хотя его работы никого не интересовали.

Однажды некий лондонский продюсер искал замену провалившейся пьесе.Просматривая папки, он обнаружил текст пьесы, которая уже давно лежала у него на столе. Э то была пьеса С.Моэма «Леди Фредерик». Пьесу поставили и сыграли премьеру. К изумлению

всех, она была принята зрителями и имела огромный успех. В течение одного года постановки сразу трёх пьес прошли в переполненных залах, и критики стали называть писателя гением. В ответ на это С.Моэм отвечал: «Прежде чем прославиться, я работал как вол». Слайд 9.

В Великобритании считают, что самым выдающимся полиглотом в истории человечества является англичанин Джон Бодринг (1792-1872), который мог говорить на 100 и читать на 200 языках.

Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите.

Часто учителя обращаются к ученику с просьбой:старайся.

Что это значит? (Значит, нужно выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)

Чтение рассказа

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушке отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

Мой сынок ловок да силён- никто с ним не сладит.

А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет,- говорит другая.

А третья молчит.

Что же ты про своего сына не скажешь?- спрашивают её соседки.

Что же сказать, - говорит женщина. –Нечего в нём особенного нет.

Набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается- заслушались его женщины. А третий к матери подбежал. Взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

Ну. Что? Каковы наши сыновья?

А где ж они? – отвечает старик. –Я только одного сына вижу. (В.Осеева) Слайд 10.

Почему старичок так ответил женщинам?

Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено.Такие люди планируют свои дела на день, на неделю. Когда человек придерживается определённого режима, то у него хватает времени и на отдых.

Физминутка

Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так.

А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки,

А карманные спешат: тик-так, тик-так, тик-так.

Чтение и анализ стихотворения .

О человеке и его часах

Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать.

Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денёк! (С.Баруздин)

Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Почему это происходит?

Обобщение

Чтобы любое начатое дело приносило радость, давайте вместе сформулируем правила, которые будем соблюдать. Слайд 11.

1.Придерживаться распорядка дня.

2.Доводить начатое до конца.

3.Семь раз отмерь, один отрежь.

4.Отдыхать с удовольствием.

Закончите предложение: «Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что…»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Л.Н.Толстой «Две лягушки» Попали две лягушки в кувшин с молоком. Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула. А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось,что она сбила молоко в масло. Так и выбралась.

Терпенье и труд все перетрут. -По труду и награда. -Дело мастера боится. - Как ты к работе, так и работа к тебе. -По работе и работника знают. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Трудолюбие- достоинство человека

Валентина Осеева «Сыновья» Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.А третья молчит. - Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки. - Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними.Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается,колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьёмзаливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взялу неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: - Ну что? Каковы наши сыновья? - А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!


Сколько раз с самого детства мы слышали слова «Терпение и труд всё перетрут» и раздражались на тех, кто преподносил нам прописные истины, не верили им, и только став взрослыми, поняли их справедливость.

В чём смысл пословицы «Терпение и труд всё перетрут»

Фраза «Терпение и труд всё перетрут» в напечатанном виде впервые появилась в книге В.И. Даля «Русские пословицы» сразу в двух разделах «Работа-Праздность» и «Терпение-Надежда». В нескольких словах этой пословицы заключен глубокий смысл: труд без терпения – напрасные усилия, но и терпение без труда – всего лишь зря потраченное время.

Это незамысловатое выражение содержит в себе утешение и ободрение, призыв не сдаваться и веру в то, что всё в конечном итоге сложится. Об этом стоит почаще вспоминать, когда опускаются руки и накатывает апатия оттого, что не получается задуманное, срываются планы, появляется желание бросить начатое, потому что оно в какой-то момент начинает казаться бессмысленным или слишком трудно выполнимым.

Ставшее устойчивым выражение употребляется как в повседневной жизни, чаще всего в качестве назидания старших младшим, так и в кино, в литературе. Среди творческой интеллигенции часто можно услышать выражение о трёх «Т» — таланте, терпении, труде. В самом начале пути видны лишь зачатки таланта ребенка, а труд и терпение помогают раскрыть его в полной мере. Бесспорно, существуют и гении, однако их слишком мало, чтобы все остальные, даже очень талантливые люди, забывали слова знаменитого В. Катаева о том, что писателю (и не только) нужна «чугунная задница», то есть всё те же труд и терпение. По мнению великого В. Спивакова, даже «вдохновение приходит только тогда, когда за ним стоит титанический труд». Это и называется профессионализмом.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения