Джордж гершвин краткая биография композитора. Джордж гершвин краткая биография. Корни - это немаловажно

(1899-1937) американский композитор и пианист

Джордж Гершвин считается основоположником американской оперы. Но он не меньше известен как автор многочисленных музыкальных комедий, оперетт, джазовой музыки. В его творчестве удачно соединились не только различные жанры и направления музыкального искусства, но и разные музыкальные традиции, представленные в американском обществе, которые он впитывал с детства.

Гершвин родился в рабочем районе Нью-Йорка в семье еврейских эмигрантов из России. Мальчик не очень хорошо учился в школе, там ему было скучно, но в 10 лет, впервые услышав игру на виолончели, он увлекся музыкой, и как оказалось, на всю жизнь. Он стал учиться играть на пианино и быстро достиг больших успехов. Однако настоящего музыкального образования Гершвин не получил. У семьи просто не было денег оплачивать его уроки, и пришлось до всего доходить самому.

С шестнадцати лет он начинает работать пианистом-продавцом в музыкальном салоне на Бродвее и вместе со своим старшим братом Ароном (1896-1983) пишет эстрадные песни. По некоторым данным, они написали вместе около 300 песен. Среди них - «Кто-то любит меня», «Фантастический ритм», «Туманный денек».

Уже в восемнадцать лет Гершвин создает свою первую оперетту, за которой последуют десятки новых. Он работает очень много и плодотворно. Его привлекают различные направления музыкального искусства. Кроме эстрадной музыки и оперетт, он пишет ревю, лирические и сатирические музыкальные комедии, музыку к кинофильмам. В 1922 году появилась его одноактная опера «135-я стрит».

Вместе с известными американскими исполнителями и композиторами Роджером, Берлином и Портером он пишет для бродвейских театров вначале куплеты для исполнения одновременно с танцем, а затем и мюзиклы.

Расцвет творчества Гершвина пришелся на период становления джаза, создания в начале XX века особой джазовой традиции, в которой гармонично соединялись текст и музыка, ритм и мелодия. Большое значение придавалось также импровизации: мелодия должна была звучать так, как будто она рождалась на глазах у зрителей.

Одновременно Гершвин начинает работать в инструментальных жанрах. Его «Рапсодия в блюзовых тонах» (1924) для фортепиано с оркестром считается одной из знаменитых джазовых оркестровок. Под впечатлением поездки в Европу в 1928 году была написана симфоническая сюита «Американец в Париже».

В творчестве Гершвина все было новым и необычным. Его произведения привлекали прежде всего тем, что в них соединялись традиции европейской музыкальной классики и афро-американского фольклора. Мелодическая изобретательность, острота ритмов придавала его музыке необычайную выразительность. К тому же, обладая высокой исполнительской культурой, Гершвин и в своей музыке сохранил характер импровизации.

Вершиной творчества композитора считается опера «Порги и Бесс» (1935). Либретто написали Д.Хейуард и брат композитора - поэт А.Гершвин на основе одноименной пьесы Д.Хейуарда и его жены. В свою очередь пьеса была создана по роману Д.Хейуарда, который использовал реальное происшествие, случившееся в штате Южная Каролина, о чем сообщалось во многих американских газетах. Бездомный калека-негр застрелил жену, за что его посадили в тюрьму. Правда, в опере Гершвина эта история не заканчивается трагедией. Бесс просто уезжает, а Порги отправляется на ее поиски.

Для того чтобы лучше и точнее изобразить быт и психологию своих героев, Гершвин уехал из Нью-Йорка в Южную Каролину и почти год жил в негритянском рыбачьем поселке Фолли-Айленд недалеко от Чарлстона. Здесь он изучал местный фольклор, особенности произношения, слушал и записывал песни. Он даже сам пел в негритянском хоре.

Сочинение оперы заняло 11 месяцев, а еще 9 месяцев - оркестровка. Премьера «Порги и Бесс» состоялась 30 сентября 1935 года в Бостоне и имела огромный успех. Реальная драма предстала перед слушателями в новой, необычной трактовке. К тому же сама опера отличалась от традиционных не только новизной композиции, но и совершенно новыми для данного жанра мелодиями и использованием непривычных музыкальных инструментов - банджо, африканского барабана. Сам композитор называл свое произведение народной оперой, поскольку в нем представлено все богатство негритянского фольклора, в том числе спиричуэле, псалмы, трудовые песни, регтаймы, блюзы, вместе с эстрадным бродвейским джазом.

Работа над многоактной оперой потребовала от I ершви-на более глубокого проникновения в тайны музыкальной классики. Он начинает серьезно изучать контрапункт и гармонию, упражняться в сочинении фуг. Все это, а также его богатый опыт сочинителя легкой музыки нашло свое выражение в опере «Порги и Бесс» и отразилось в ее структуре, где свободно сочетаются хор и соло, пение, речитатив и резкие возгласы. Кроме того, Гершвин первым из американских композиторов создал оперу-драму, где партии героев органически вплетены в занимательную музыкальную канву. Особое значение приобретают здесь и массовые сцены, различные по характеру (трагические и лирические) и способу исполнения (хоровые и танцевальные).

В своей ставшей знаменитой опере, других музыкальных произведениях Гершвин проявил себя как композитор-новатор, сумевший создать собственный стиль и обогативший мелодику, казалось бы, давно устоявшихся жанров.

К сожалению, Гершвин умер от опухоли мозга, когда ему было всего 38 лет.

Известный клавишник Джордж Гершвин появился на свет 1898 году 26 сентября. Композитор имеет еврейские корни. При рождении композитора звали Яковом Гершовицем. Семейство Гершвинов иммигрировало из РФ в Америку до появления детей. Впоследствии переселения отец будущего пианиста поменял имя и стал Моррисом Гершвином. Моррис работал сапожником на фабрике по изготовлению женской обуви. С матерью Джорджа Моррис познакомился после переезда. Семья Гершвинов жила небогато в маленькой квартире, расположенной в Бруклине. Будучи мальчиком, пианист не увлекался учебой и много времени проводил с друзьями. Он катался на коньках и даже стал чемпионом улицы. В 12 лет Гершвин был впечатлен игрой скрипача Макса Розена. Воодушевленный талантом мальчика Джордж решил самостоятельно обучиться игре на пианино.

Он подружился с Максом и часто бывал у него дома. Так великий музыкант научился играть на музыкальном инструменте и постепенно постигал таинство классической музыки. Став знаменитым композитором, Джордж не переставал самосовершенствоваться и обучаться. Так клавишник познакомился с Шилленгером Иосифом. В 1914 году аккомпанировал в театре Джерома Ремика.

В 1916 году клавишник выпустил свое творение «When You Want ’Em. You Can’t Get ’Em». После признания зрителей его заметили знаменитые постановщики и кинопродюсеры Бродвея. В тот период Джордж управлял симфоническим оркестром и по вечерам играл на пианино в ресторанах. В 1918-19 годы творения пианиста использовались в спектаклях и музыкальном представлении, и в кинокартинах Бродвея. В течение последующих 4 лет пианист сочинил десятки музыкальных творений для «Скандалы Джорджа Бека». В 1922 году состоялась важнейшая премьера его оперы «Голубой понедельник». После такого успеха Гершвина приняли в джаз-группу Пола Уайтмена. Для группы аккомпаниатор написал множество произведений. Особенным стало творение «Рапсодия в стиле блюз». Самой известным произведением музыканта стала опера «Порги и Бесс". Его оперу впервые поставили в 1935 году. После долгих работ над постановкой оперы Джордж был сильно истощен. В 1937 году у пианиста врачи обнаружили рак головного мозга. Он проходил лечение в больнице «Седарс Синай». Но лечение и операция не дали нужных результатов. Гершвин скончался в 1937 году 11 июля, не выходя из комы.

Подробная биография

Джордж Гершвин – имя великого музыканта, родившегося 26 сентября 1898 года. При рождении он был записан как Яков Гершовиц.

Существует немало историй, связанных с поведением будущего композитора, по отношению к музыке. Где бы ни находился мальчик, он очень чутко откликался на любой звук, мелодию, которая разносилась вокруг.

С раннего детства Джордж был подвижным, упрямым и часто непослушным ребенком. На протяжении первых школьных лет он не радовал родителей успехами. Но необыкновенная заинтересованность мальчика была связана с музыкой. Услышанная в школе на концерте легкая, веселая мелодия, исполненная на пианино Марком Розенцвейгом, настолько поглотила его, что Джордж самостоятельно с 10 лет подбирал мелодии. С каждым днем он все больше познавал мир классики и джаза. Благодаря упорству и желанию он незаметно овладел музыкальными способностями настолько хорошо для своего возраста, что опередил своего старшего брата.

Когда родители приняли решение отдать второго сына в музыкальную школу, мальчик не мог их порадовать успехами. Это было связано с его негативным отношением к систематическому посещению уроков, скучному освоению предметов. Поэтому он так и не получил музыкального образования.

В 1914 году попытка получить коммерческое образование также закончилась неудачей.

С 1915 года источником вдохновения для юноши становится игра на пианино его нового знакомого музыканта – Чарльза Хамбицера. Начинающему музыканту посчастливилось, так как благодаря этому знакомству он получил хороший музыкальный опыт и был рекомендован лучшим учителям. Позже публичные выступления не заставили себя ждать. Это были выступления в ресторанах, магазинах.

Участие в выступлении на Бродвее в возрасте 18 лет позволило Джорджу Гершвину оказаться в центре внимания представителей музыкальной индустрии (например, Зигмунда Ромберга). Одно из сочинений молодого исполнителя понравилось певице Софи Такер. Благодаря ее исполнению имя Гершвина стало более популярным. «Рапсодия в блюзовых тонах» и другие произведения, получили впоследствии всемирный успех.

Необыкновенное путешествие по Европе стало источником вдохновения. Мировая известность Гершвина сложилась за счет сплетения в его творчестве народного фольклора, симфонической классики, а также негритянских ритмов. Удачным был и творческий союз двух музыкантов Джорджа и его брата – Айры, который был составителем текстов.

Опера Д. Гершвина «Порги и Бесс», появившаяся в 1935 году, стала настоящим музыкальным шедевром. Однако кропотливая, упорная работа над ней подорвала силы автора. Вслед за сильнейшим нервным перенапряжением последовал смертельный диагноз врачей. Летом 1937 года гениальный американский пианист, автор всемирно известной оперной баллады скончался.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Гомер

    Гомер – основатель европейской литературы, легендарный древнегреческий поэт, имя и жизнь которого окутаны большим количеством тайн. Ещё в эпоху античности разными авторами было составлено 9 его жизнеописаний

  • Христофор Колумб

    Сегодня около 6 итальянских городов пытаются доказать, что открыватель Америки родился именно в одном из них. До Колумб 1472 г. жил в Генуэзской республике, имевшей один из крупнейших торговых флотов того времени.

  • Биография
    Джордж Гершвин - один из самых популярных, исполняемых и любимых американских композиторов, который начинал в театрах на Бродвее. Особенностью его творчества являлось смешение различных музыкальных направлений и яркая авторская стилистика.

    Джордж Гершвин родился в Бруклине, Нью-Йорк, в семье русских эмигрантов. Настоящие имя и фамилия композитора - Джекоб Гершовиц. С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет), он был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Много позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Во время таких занятий он познакомился с уникальными американскими композиторами тех лет - Генри Кауэллом, Уоллингфордом Риггером и Джозефом Шиллингером (последний примечателен тем, что подходил к процессу сочинения музыки с математических позиций, пытаясь разработать универсальный алгоритм).

    В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина - "When You Want "Em You Can"t Get "Em". Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссеров. Например, Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту "The Passing Show of 1916". В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.

    В 1918-1919 годах на Бродвее появилось много произведений Гершвина: "Swanee" вошла в мюзикл "Синбад" и имела ошеломляющий успех в исполнении Эла Джонсона. А постановка "La, La Lucille" 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.

    В 1920-1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для "George White"s Scandals", а в 1922 году написал даже настоящую оперу - "Blue Monday" (известную как "135th Street"), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Джордж сочинил настоящую жемчужину своего творчества - "Rhapsody in Blue" ("Джазовая рапсодия").

    В 1924 году Гершвин создал мюзикл "Lady, Be Good!", который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Ирой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было "Of Thee I Sing", 1931; за него они поучили Пулитцеровскую премию, впервые присужденную музыкальной постановке.

    Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала опера "Porgy and Bess", 1935, поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы.

    Джордж Гершвин умер 11 июля 1936 года в Голливуде, не дожив двух месяцев до 39 лет. Неожиданная смерть композитора была вызвана неудачной операцией по удалению опухоли головного мозга.

    Опубликовано 23.09.2012 14:43 (George Gershwin) - американский композитор и пианист, известный своими композициями как популярного, так и классического жанров. Среди наиболее известных его работ является оркестровая композиции Rhapsody in Blue и An American in Paris, а также опера Porgy and Bess.

    Биография

    Джордж Гершвин , названный вначале Иаковом , родился в Бруклине, Нью-Йорк, 26 сентября 1898 года. Его родители были евреями из Одессы (Украина). Его отец, Моррис (Моше) Гершовитц (Gershowitz) изменил свою фамилию на «Гершвин» через некоторое время после иммиграции в Соединенные Штаты из Санкт-Петербурга, Россия, в начале 1890-х годов. Мать Гершвина Роза Брускин ранее эмигрировала из России. Она встретила Гершвина в Нью-Йорке, и они поженились 21 июля 1895. Джордж изменил написание фамилии на Гершвин после того как он стал профессиональным музыкантом. Другие члены его семьи последовали его примеру.

    Ранние годы

    Джордж Гершвин был вторым из четырех детей, другими были Айра (1896-1983), Артур (1900-1981) и Фрэнсис (1906-1999). Он впервые проявил интерес к музыке в возрасте десяти лет, когда он был заинтригован тем, что он услышал концерт на скрипке своего друга Макси Розенцвейга. Звуки и способ игры друга захватили его. Родители Гершвина купили пианино для его старшего брата Айры, но, к удивлению родителей и облегчению для Айры, играть стал Джордж. Хотя его младшая сестра Фрэнсис Гершвин первой в семье начала зарабатывать деньги на своём музыкальном таланте, она вскоре вышла замуж и стала матерью и домохозяйкой. Она отказалась от своей исполнительской карьеры, но увлеклась живописью. Картины были также хобби Джорджа Гершвина.

    Гершвин пробовал различных учителей фортепиано в течение двух лет, а затем был представлен Джеком Миллером Чарльзу Гамбитцеру, пианисту Beethoven Symphony Orchestra. До самой смерти в 1918 году Hambitzer выступал в качестве наставника Гершвина. Он учил Гершвина традиционной методике фортепиано, познакомил его с музыкой европейской классической традиции, и призвал его принять участие в концертах оркестра. В доме, после таких концертов, молодой Гершвин будет пытаться воспроизвести на фортепиано музыку, которую он слышал. Позже он учился у композитора-классика Рубина Голдмарка и авангардного композитора-теоретика Генри Коуэлла.

    Tin Pan Alley

    По окончании школы в возрасте 15 лет, Гершвин нашел свою первую работу в качестве "Песня плаггер" для Jerome H. Remick и компании, издательской фирмы на аллее Tin Pan Нью-Йорке, где он заработал $15 в неделю. Его первой опубликованной песней стала "When You Want "Em, You Can"t Get "Em, When You"ve Got "Em, You Don"t Want "Em.". Она была опубликована в 1916 году, когда Гершвина было всего 17 лет, и принесла ему $ 5. Его новинка 1917 года - рэг "Rialto Ripples" имела коммерческий успех, а в 1919 году Гершвин добился своего первого большого национального хита с песней "Swanee" на слова Ирвинга Цезаря. Эл Джонсон (Al Jolson), известный бродвейский певец, услышал как Джордж исполнять "Swanee" в гостях и решил спеть ее в одном из своих шоу. В 1916 году Гершвин начал работать на Aeolian Company и Standard Music Rolls в Нью-Йорке, делая записи и аранжировки. Он создал десятки, если не сотни записей под своим и чужими именами. (Псевдонимы Гершвина включали Фред Мерта (Fred Murtha) и Берт Уинн (Bert Wynn)). Он также записал свои композиции на ролики для механических пианино Duo-Art и Welte-Mignon. Между записями фортепианных рулонов, Гершвин делал краткие набеги в водевили, аккомпанируя Норе Байес (Nora Bayes) и Луизе Дрессер (Louise Dresser) на пианино.

    В начале 1920-х Джордж Гершвин часто работал с поэтом Бадди ДеСильва (Buddy DeSylva). Вместе они создали экспериментальную джазовую одноактную оперу Blue Monday в Гарлеме, которую можно считать предтечей новаторской Porgy and Bess.

    В 1924 году Джордж и Айра Гершвин создали музыкальную комедию Lady Be Good , в который вошли такие будущие стандарты, как "Fascinating Rhythm" и "Oh, Lady Be Good!".

    За этим последовали Oh, Kay! (1926); Funny Face (1927); Strike Up the Band (1927 и 1930); песня футболистов "Strike Up The Band for UCLA", Show Girl (1929), Girl Crazy (1930), которая ввела стандарт" I Got Rhythm ", и Of Thee I Sing (1931) - первая музыкальная комедия, выигравшая Пулитцеровскую премию (для драмы).

    Европа и классическая музыка

    В 1924 году Гершвин написал свою первую основную классическую работу Rhapsody in Blue для оркестра и фортепиано. Она была оркестрована Фердом Грофе (Ferde Grofé), а премьера прошла на концерте группы Пола Уайтмена (Paul Whiteman) в Нью-Йорке. Rhapsody in Blue оказалась самой популярной работой Гершвина.

    Гершвин перебрался в Париж, где в течение короткого периода времени изучал композицию с известным инструктором Надей Буланже (Nadia Boulanger), которая вместе с несколькими другими потенциальными наставниками, такими как Морис Равель (Maurice Ravel), отвергли его, боясь, что строгое классическое исследование разрушит его джазовый стиль. В то время Гершвин написал An American in Paris. Эта работа получила смешанные отзывы после его первого выступления в Карнеги-холле 13 декабря 1928 года, но, тем не менее, стала частью стандартного репертуара в Европе и Соединенных Штатах. Устав от парижской музыкальной сцены, Гершвин вернулся в Соединенные Штаты.

    В 1929-м Джордж Гершвин заключил контракт с Fox Film Corporation, чтобы сочинять музыку к кинокартине Delicious. Только две композиции были использованы в финале фильма, пять минут "Dream Sequence" и шесть минут "Manhattan Rhapsody". Гершвина обуяла ярость, когда остальные композиции были отклонены Fox Film Corporation.

    Опера

    Наиболее амбициозной композицией Гершвина была Porgy and Bess (1935). Сам Гершвин назвал её "народной оперой", и она в настоящее время считается одной из самых важных американских опер ХХ века. "С самого начала лучшей считалась лучшей другая - "Rhapsody in Blue. Даже критики не могли понять, как оценить, была ли это опера, или это был просто амбициозный бродвейский мюзикл? Он пересек все барьеры ", - говорит историк театра Robert Kimball.«Это не было музыкальное произведение как таковое, и не было драмы как таковой - она была вне категории».

    Основанный на романе Porgy by DuBose Хейворда, действие которого происходит в вымышленном месте, где проживают только чернокожие в Catfish Row в Чарльстоне, Южная Каролина. За исключением нескольких незначительных ролей, все артисты чернокожие. Музыка сочетает в себе элементы популярной музыки, с сильным влиянием африканской музыки, с типичными методами оперы, такие как речитатив, композиция и разветвленная система лейтмотивов. Порги и Бесс содержит некоторые из наиболее сложных элементов в музыке Гершвина, в том числе фуга, пассакалия, использование атональности, политональности и полиритмии, и рада тонов. Даже набор номеров (из которых "Summertime", "I Got Plenty O "Nuttin" и "It Ain"t Necessarily So" - хорошо известные примеры) являются одними из самых изысканных и гениальных произведений Джорджа Гершвина. Для спектаклей Гершвин сотрудничал с Евой Джесси (Eva Jessye), которую он выбрал в качестве музыкального директора. Одна из выдающихся музыкальных выпускниц Западного Университета в Канзасе, она создала свой собственный хор в Нью-Йорке и выступала с ним. Эта работа была впервые исполнена в 1935 году, но не дала кассовой выручки.

    Последние годы

    После провала Porgy and Bess Джордж Гершвин переехал в Голливуд, штат Калифорния. Он был заказан RKO Pictures в 1936 году, чтобы написать музыку к фильму Shall We Dance (Давайте потанцуем), в ролях: Фред Астер и Джинджер Роджерс. Расширенные композиции Гершвина, который «поженил» балет с джазом, занимают более часа в фильме. Гершвину потребовалось несколько месяцев, чтобы написать и аранжировать их.

    В начале 1937 года Гершвин начал жаловаться на головные боли и ослепительные повторяющееся впечатления, что он пахнет сожженной резиной. Врачи обнаружили у него разросшуюся кистозного типа злокачественную опухоль мозга.

    В январе 1937-го, Джордж Гершвин исполнил специальный концерт своей музыки с симфоническим оркестром Сан-Франциско под руководством французского маэстро Пьера Монте (Pierre Monteux). Гершвин страдал "музыкальными отключениями" во время своего последнего выступления. В начале июня Гершвина рухнул во время работы в Goldwyn Follies в Голливуде и был доставлен в больницу. Он умер 11 июля в возрасте 38 лет в больнице после операции на опухоли. Джордж Гершвин был похоронен на кладбище Westchester Hills в Гастингс-на-Гудзоне, Нью-Йорк. Мемориальный концерт состоялся в Голливуд Боул 8 сентября 1937 года, в котором Отто Клемперер (Otto Klemperer) дирижировал своей собственной оркестровкой второй из Трёх прелюдии для фортепиано (Three Piano Preludes) Гершвина.

    Гершвин получил свой единственную номинацию на премию Оскар за лучшую песню в 1937 году за "They Can"t Take That Away from Me", написанную вместе с братом Айрой для фильма Shall We Dance. Номинации была посмертная; Гершвин умер через два месяца после выхода фильма на экраны.

    У Гершвина был десятилетний роман с композитором Кей Свифт (Kay Swift), с которой он часто консультировался о своей музыке. Они никогда не поженились, хотя Кей в конце концов развелась со своим мужем Джеймсом Уорбургом для того, чтобы сделать это возможным. Внучка Свифт, Кэтрин Вебер предположила, что пара не поженилась, потому что мать Гершвина, Роуз, была «недовольна тем, что Кей Свифт не был еврейкой». Композиция Oh, Kay была названа в ее честь. После смерти Гершвина Кей Свифт аранжировала некоторые из его произведений, записана несколько своих записей, и сотрудничал с его братом Айрой в нескольких проектах.

    Гершвин умер без завещания и его усадьба перешла к его матери. Наследники продолжали собирать значительные отчисления от лицензирования авторских прав на его работы. Авторские права на все сольные работы Гершвина истекли в конце 2007 года в Европейском Союзе, через 70 лет после его смерти.

    В 2005 году The Guardian определила с помощью "оценки доходов, начисленных при жизни композитора", что Джордж Гершвин был самый богатый композитор всех времен и народов.

    Бесчисленные певцы и музыканты записали песни Гершвина, в том числе Фред Астер (Fred Astaire), Луи Армстронг (Louis Armstrong), Дин Мартин (Dean Martin), Эл Джонсон (Al Jolson), Бобби Дарин (Bobby Darin), Перси Грейнджер (Percy Grainger), Арт Тэйтум (Art Tatum), Иегуди Менухин (Yehudi Menuhin), Бинг Кросби (Bing Crosby), The Moody Blues, Дженис Джоплин (Janis Joplin), Джон Колтрейн (John Coltrane), Фрэнк Синатра (Frank Sinatra), Мел Торм (Mel Tormé), Билли Холидей (Billie Holiday), Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Сэм Кук (Sam Cooke), Дайана Росс (Diana Ross), Майлз Дэвис (Miles Davis), Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock), Хироми Уехара (Hiromi Uehara), Мадонна (Madonna), Джуди Гарланд (Judy Garland), Джули Эндрюс (Julie Andrews), Барбра Стрейзанд (Barbra Streisand), Мэрни Никсон (Marni Nixon), Натали Коул (Natalie Cole), Пэтти Остин (Patti Austin), Нина Симон (Nina Simone), Морин МакГоверн (Maureen McGovern), Джон Фэйхи (John Fahey), The Residents, Кейт Буш (Kate Bush), Sublime, Стинг (Sting), Эмми Уэйнхауз (Amy Winehouse) и Liquid Tension Experiment.

    Работы Гершвина

    Классические работы

    Note: All orchestral/operatic pieces are orchestrated by Gershwin unless otherwise specified.

    Lullaby (1919), a meditative piece for string quartet. Originally, a class assignment from his music theory teacher.

    Blue Monday, a one-act opera featured in George White"s Scandals of 1922 at the Globe Theatre, Paul Whiteman conducting, orchestrated by Will Vodery.

    A Suite from Blue Monday for piano was later arranged by Pianist and Gershwin Scholar Alicia Zizzo and has been recorded.

    Reorchestrated by Ferde Grofé and retitled 135th Street in 1925 for a performance at Carnegie Hall.

    Rhapsody in Blue, (1924), his most famous work, a symphonic jazz composition for Paul Whiteman"s jazz band & piano, premiered at Aeolian Hall, New York, better known in the form orchestrated for full symphonic orchestra. Both versions were orchestrated by Ferde Grofé. Featured in numerous films and commercials.

    Short Story, (1925), for violin and piano, an arrangement of two other short pieces originally intended to be included with the Three Preludes. Premiered by Samuel Dushkin at The University Club of New York in New York City.

    Concerto in F, (1925), three movements, for piano and orchestra, premiered in Carnegie Hall by the New York Symphony Orchestra, Walter Damrosch conducting.

    II. Adagio - Andante con moto - Adagio

    III. Allegro agitato

    An American in Paris (1928), a symphonic tone poem with elements of jazz and realistic Parisian sound effects, premiered in Carnegie Hall by the New York Philharmonic, Walter Damrosch conducting.

    Dream Sequence (1929) A five minute instrumental interlude, meant to portray a mind reeling into the dream state. Different music than the "Rhapsody in Rivets" sequence, which later was expanded and rescored into the Second Rhapsody. Other musical sequences went unused that Gershwin created for Delicious (film), Fox Film Corporation declined to use the rest of his score.

    Second Rhapsody (1931), for piano and orchestra, based on the score for a musical sequence from Delicious (film). Working title for the work was Rhapsody in Rivets. Premiered at the Boston Symphony Hall by the Boston Symphony Orchestra, Serge Koussevitzky conducting.

    Cuban Overture (1932), originally titled Rumba, a tone poem featuring elements of native Cuban dance and folk music; score specifies usage of native Cuban instruments, premiered at the Lewisohn Stadium of the City University of New York, Gershwin conducting.

    Overture to Strike Up the Band (1934), the longest and most complex of the overtures for Gershwin"s broadway shows, several sections are polytonal/atonal

    March from Strike Up the Band (1934) is a very popular musical interlude from the 1927 stage musical of the same title.

    Variations on "I Got Rhythm" (1934), a set of interesting variations on his famous song, for piano and orchestra. Premiered at the Boston Symphony Hall by the Leo Reisman Orchestra, conducted by Charles Previn.

    Includes a waltz, an atonal fugue, and experimentation with Asian and jazz influences

    Porgy and Bess, a folk opera (1935) (from the book by DuBose Heyward) about African-American life, now considered a definitive work of the American theater, premiered at Boston"s Colonial Theater, Alexander Smallens conducting.

    Contains the famous aria "Summertime", in addition to hits like "I Got Plenty o" Nuttin"" and "It Ain"t Necessarily So".

    Porgy and Bess has also been frequently heard in the concert hall, one suite fashioned by Robert Russell Bennett, Porgy and Bess: A Symphonic Picture is relatively popular.

    Catfish Row (1936), a five movement suite based on material cut from Porgy and Bess before its Broadway premiere.

    V. Good Morning, Brother

    Score to Shall We Dance (1937 film), (1937) ENTIRE SCORE: This was the first full movie score composed and orchestrated by Gershwin, excluding the score for Delicious (film) which was almost completely rejected by Fox Studios. This massive score includes a final extended 8-minute orchestral passage based on the title song with an intruiging coda hinting at Gershwin forging a new musical path.

    Hoctor"s Ballet, this piece features glissandos, rapid shifts in key, and the most extensive parts Gershwin wrote for the harp; written by Gershwin specifically for the ballerina Harriet Hoctor

    Premiere live concert performance of Hoctor"s Ballet occurred on July 28, 2007 at the Severance Hall Pavilion in Cleveland, Ohio; Loras John Schissel conducting the Blossom Festival Orchestra.

    Walking the Dog, a humorous piece for chamber orchestra featuring the clarinet and the piano. Besides Hoctor"s Ballet, this is the only published musical sequence from the movie Shall We Dance. Originally entitled "Promenade."

    Other purely orchestral pieces from the score that remain unpublished include:

    Overture to Shall We Dance, a propulsive, frenetic movement in Gershwin"s urban music mode

    Waltz of the Red Balloons, a waltz with unusual tonalities

    Rehearsal Fragments

    Rumba Sequence, completely different music than the Cuban Overture

    (I"ve Got) Beginner"s Luck (dance), written to accompany a scene of Astaire"s rehearsing to a "record" which eventually skips

    They Can"t Take That Away from Me: this sequence is in the form of a foxtrot, one of Gershwin"s favorites from the score

    Slap that Bass, a sparse musical sequence focusing on the rhythm sections of the orchestra

    They All Laughed

    Dance of the Waves, a barcarole

    Graceful and Elegant, a pas de deux

    French Ballet Class (for two pianos), a galop, only about 20 seconds of this was used for the film

    Shall We Dance/Finale & Coda, technically a continuation of the Hoctor"s Ballet scene, but often noted as a separate musical number

    Unknown Spanish Sequence, Gershwin composed a movement for the finale that went unused after he played it for the director, only exists in short score

    The score is over 1 hour in length, the longest of all of Gershwin"s orchestral works. Other musical numbers not listed here have vocals, but these can be omitted for live performance as vocal lines are doubled on other instruments. All other vocal/orchestral arrangements in the rest of the numbers were by Gershwin, with Robert Russell Bennett and Nat Shilkret acting under Gershwin"s direction as assistants in the orchestration process of a few scenes in order to meet deadlines. It is unknown why none of these compositions have seen the light of day in the concert hall.

    Most of the musicals Gershwin wrote are also known for their instrumental music, especially the overtures to many of his later shows.

    Сольные работы для фортепиано

    Tango, (1915) for solo piano. Written when he was 15.

    Rialto Ripples, (1917) a short ragtime piece for piano.

    Limehouse Nights (unknown date, early) a short ragtime piece for piano.

    Three-Quarter Blues, (1923) also known as the Irish Waltz.

    Prelude (unnumbered), (1923) - Rubato - Gershwin originally intended this prelude to be included with the Three Preludes. Unpublished.

    Novelette in Fourths, (1924) another piece originally intended to be included with the Three Preludes. Some of the music was rearranged and used as part of Short Story, a piece written for piano and solo violin.

    Romantic, (1925) Short piano fragment. Also known as Melody #55. Unpublished.

    Melody No. 17 (1925–1926) Another piece originally intended to be included with the Piano Preludes.

    Three Preludes, (1926) first performed by Gershwin at the Roosevelt Hotel in New York City.

    I. Allegro ben ritmato e deciso

    II. Andante con moto e poco rubato

    III. Allegro ben ritmato e deciso

    Swiss Miss, (1926) arrangement of a song from Lady Be Good

    Machinery Gone Mad, (1927) unpublished

    Blue Monday, (1927) a piano suite based on Gershwin"s one-act opera of the same name

    Merry Andrew, (1928) arrangement of a dance piece from Rosalie

    Three-Note Waltz, (1931) Also known as Melody #36. Unpublished.

    Piano Transcriptions of Eight Songs (1932)

    For Lily Pons, (1934) unpublished piece originally intended as accompaniment to an unwritten operatic solo.

    George Gershwin’s Song-Book (1934), complex arrangements of eighteen Gershwin songs

    French Ballet Class (for two pianos) (1937), for two pianos, unpublished music from the film score for Shall We Dance

    Impromptu in Two Keys, published posthumously in (1973), for piano

    Two Waltzes in C, published posthumously in (1975), for piano

    Originally a two-piano interlude in Pardon My English on Broadway.

    Sleepless Night, unpublished

    Sutton Place, unpublished (Melody #59)

    Работы для музыкального театра

    Note: All works are musicals produced on Broadway unless specified otherwise.

    1919 - La La Lucille (lyrics by Arthur Jackson, B. G. DeSylva and Irving Caesar)

    1919 - Morris Gest"s "Midnight Whirl" (lyrics by B. G. DeSylva and John Henry Mears)

    1920 - George White"s Scandals of 1920 (lyrics by Arthur Jackson)

    1921 - A Dangerous Maid (lyrics by Ira Gershwin). Premiered in Atlantic City.

    1921 - The Broadway Whirl (co-composed with Harry Tierney, lyrics by Buddy DeSylva, Joseph McCarthy, Richard Carle and John Henry Mears)

    1921 - George White"s Scandals of 1921 (lyrics by Arthur Jackson, features the song South Sea Isles)

    1922 - George White"s Scandals of 1922 (lyrics by E. Ray Goetz, Ira Gershwin and B. G. DeSylva)

    The premiere performance featured the one-act opera Blue Monday with libretto and lyrics by B. G. DeSylva, set in Harlem in a jazz idiom. However, after only one performance, the opera was withdrawn from the show. Gershwin also wrote seven other songs for the show.

    1922 - Our Nell (co-composed with William Daly, lyrics co-written by Gershwin and Daly)

    1922 - By and By (lyrics by Brian Hooker)

    1923 - Innocent Ingenue Baby (co-composed with William Daly, lyrics by Brian Hooker)

    1923 - Walking Home with Angeline (lyrics by Brian Hooker)

    1923 - The Rainbow (lyrics by Clifford Grey and Brian Hooker). Premiered in London.

    1923 - George White"s Scandals of 1923 (lyrics by E. Ray Goetz, B. G. DeSylva and Ballard MacDonald)

    1924 - Sweet Little Devil (lyrics by B. G. DeSylva)

    1924 - George White"s Scandals of 1924 (lyrics by B. G. DeSylva and Ballard MacDonald)

    1924 - Primrose (lyrics by Desmond Carter and Ira Gershwin). Premiered in London.

    1924 - Lady, Be Good! (lyrics by Ira Gershwin)

    1925 - Tell Me More! (lyrics by Ira Gershwin and B. G. DeSylva)

    1925 - Tip-Toes (lyrics by Ira Gershwin)

    1925 - Song of the Flame (operetta, lyrics by Otto Harbach and Oscar Hammerstein II, and musical collaboration by Herbert Stothart)

    1926 - Oh, Kay! (lyrics by Ira Gershwin and Howard Dietz)

    Includes the famous song, "Someone to Watch Over Me"

    Revived in 1928 and 1990 (the latter with an all-Black cast)

    1927 - Strike Up the Band (lyrics by Ira Gershwin). Premiered in Philadelphia.

    Revised and produced on Broadway in 1930

    1927 - Funny Face (lyrics by Ira Gershwin)

    1928 - Rosalie (lyrics by Ira Gershwin and P. G. Wodehouse, co-composed with Sigmund Romberg)

    1928 - Treasure Girl (lyrics by Ira Gershwin)

    1929 - Show Girl (lyrics by Ira Gershwin and Gus Kahn)

    1930 - Girl Crazy (lyrics by Ira Gershwin)

    1931 - Of Thee I Sing (lyrics by Ira Gershwin)

    Awarded the Pulitzer Prize for Drama for 1932 and was the first musical to win that award, although only Ira Gershwin and the bookwriters were awarded the Prize and not George Gershwin

    Revived in 1933 and 1952

    1933 - Pardon My English (lyrics by Ira Gershwin)

    1933 - Let "Em Eat Cake (lyrics by Ira Gershwin), sequel to Of Thee I Sing

    1935 - Porgy and Bess (lyrics by Ira Gershwin and DuBose Heyward)

    Revived on Broadway in 1942, 1943, 1953, 1976 (Houston Grand Opera winner of the Tony Award for Most Innovative Revival of a Musical), and 1983

    Оригинальные песни Гершвина для шоу других композиторов

    1916 - The Passing Show of 1916 - "The Making of a Girl" (co-composed with Sigmund Romberg, lyrics by Harold Atteridge); "My Runaway Girl" (lyrics by Murray Roth)

    1918 - Hitchy-Koo of 1918 - "You-oo Just You" (lyrics by Irving Caesar)

    1918 - Ladies First - "The Real American Folk Song (is a Rag)" (lyrics by Ira Gershwin); "Some Wonderful Sort of Someone" (lyrics by Schuyler Greene)

    1918 - Half-Past Eight - "There"s Magic in the Air" (lyrics by Ira Gershwin); "The Ten Commandments of Love", "Cupid" and "Hong Kong" (lyrics by Edward B. Perkins)

    1919 - Good Morning, Judge - "I Was So Young (You Were So Beautiful)" (lyrics by Irving Caesar and Alfred Bryan); "There’s More to the Kiss than the X-X-X" (lyrics by Irving Caesar)

    1919 - The Lady in Red - "Some Wonderful Sort of Someone" (lyrics by Schyler Greene); "Something about Love" (lyrics by Lou Paley)

    1919 - Capitol Revue - "Come to the Moon" (lyrics by Lou Paley and Ned Wayburn); "Swanee" (lyrics by Irving Caesar)

    1920 - Dere Mabel - "We’re Pals" (lyrics by Irving Caesar), first performed in Baltimore; "Back Home" and "I Don"t Know Why (When I Dance with You)" (lyrics by Irving Caesar)

    1920 - Ed Wynn"s Carnival - "Oo, How I Love You To Be Loved by You" (lyrics by Lou Paley)

    1920 - The Sweetheart Shop - "Waiting for the Sun to Come Out" (lyrics by Ira Gershwin)

    1920 - Sinbad - "Swanee" (lyrics by Irving Caesar). As performed by Al Jolson

    1920 - Broadway Brevities of 1920 - "Lu Lu" and "Snowflakes" (lyrics by Arthur Jackson); "Spanish Love" (lyrics by Irving Caesar)

    1920 - Piccadilly to Broadway (songs unpublished)

    1921 - Blue Eyes (songs unpublished)

    1921 - Selwyn"s Snapshots of 1921 - "On the Brim of Her Old-Fashioned Bonnet", "The Baby Blues" and "Futuristic Melody" (lyrics by E. Ray Goetz, songs unpublished)

    1921 - The Perfect Fool - "My Log-Cabin Home" (lyrics by Irving Caesar and Buddy De Sylva); "No One Else but that Girl of Mine" (lyrics by Irving Caesar)

    1922 - The French Doll - "Do It Again" (lyrics by Buddy De Sylva)

    1922 - For Goodness Sake - "Someone" and "Tra-la-la" (lyrics by Ira Gershwin)

    1922 - Spice of 1922 - "The Yankee Doodle Blues" (lyrics by Irving Caesar and Buddy De Sylva)

    1922 - The Dancing Girl - "That American Boy of Mine" (lyrics by Irving Caesar)

    1923 - Little Miss Bluebeard - "I Won’t Say I Will, But I Won’t Say I Won’t" (lyrics by Ira Gershwin and Buddy De Sylva)

    1923 - Nifties of 1923 - "At Half-Past Seven" (lyrics by Buddy De Sylva); "Nashville Nightingale" (lyrics by Irving Caesar)

    1926 - Americana - "That Lost Barber Shop Chord" (lyrics by Ira Gershwin)

    1930 - Nine-Fifteen Revue - "Toddlin" Along" (lyrics by Ira Gershwin)

    1936 - The Show is On - "By Strauss" (lyrics by Ira Gershwin). Revived in 1937

    Посмертные интерполяции песен Гершвина

    1953 - At Home With Ethel Waters - "Oh, Lady be Good!"

    1956 - Mr. Wonderful, starring Sammy Davis Jr.

    1967 - "I Got Rhythm" a hit single for pop vocal group The Happenings

    1983 - My One And Only - an adaptation of the music from Funny Face

    1986 - Uptown...It"s Hot! - "Oh, Lady be Good!"

    1992 - Crazy for You - musical adapting George and Ira Gershwin Tin Pan Alley and Broadway songs

    Awarded the Tony Award for Best Musical

    1999 - The Gershwins" Fascinating Rhythm - revue with songs by George and Ira Gershwin

    2001 - George Gershwin Alone - one-man play by Hershey Felder, who portrayed Gershwin, incorporating "Swanee" from Sinbad (lyrics by Irving Caesar), "Embraceable You" from Girl Crazy (lyrics by Ira Gershwin), "Someone to Watch Over Me" from Oh, Kay! (lyrics by Ira Gershwin), "Bess, You is My Woman Now" from Porgy and Bess (lyrics by DuBose Heyward and Ira Gershwin), An American in Paris and Rhapsody in Blue.

    2002 - Elaine Stritch at Liberty - But Not For Me

    2002 - Back From Broadway - one-time concert featuring songs by George Gershwin

    2010 - Brian Wilson Reimagines Gershwin - two incomplete pieces by Gershwin finished by Brian Wilson and 12 other reimagined Gershwin classics

    Разные песни

    1916 - When You Want ’Em, You Can’t Get ’Em (When You’ve Got ’Em, You Don’t Want ’Em) (lyrics by Murray Roth)

    1917 - Beautiful Bird (lyrics by Ira Gershwin and Lou Paley)

    1917 - When There"s a Chance To Dance (lyrics by Ira Gershwin)

    1918 - Gush-Gush-Gushing (lyrics by Ira Gershwin)

    1918 - When the Armies Disband (lyrics by Irving Caesar)

    1918 - Good Little Tune (lyrics by Irving Caesar)

    1919 - The Love of a Wife (lyrics by Arthur Jackson and B. G. DeSylva)

    1919 - O Land of Mine, America (lyrics by Michael E. Rourke). A national anthem submission for a New York American competition offering five thousand dollars to the winner. Gershwin received the lowest prize of fifty dollars.

    1920 - Yan-Kee (lyrics by Irving Caesar)

    1921 - Phoebe (lyrics by Ira Gershwin and Lou Paley)

    1921 - Something Peculiar (lyrics by Ira Gershwin and Lou Paley)

    1921 - Dixie Rose (lyrics by Irving Caesar and B. G. DeSylva)

    1921 - In the Heart of a Geisha (lyrics by Fred Fisher)

    1921 - Swanee Rose (lyrics by Irving Caesar and B. G. DeSylva)

    1921 - Tomale (I’m Hot for You) (lyrics by B. G. DeSylva)

    c.1921 - Molly-on-the-Shore (lyrics by Ira Gershwin)

    c.1921 - Mischa, Yascha, Toscha, Sascha (lyrics by Ira Gershwin)

    This is Gershwin"s only finished work based on a Jewish theme, and the title is a reference to the first names of four Jewish-Russian violinists, Mischa Elman, Jascha Heifetz, Toscha Seidel and Sascha Jacobsen.

    1922 - The Flapper (co-composed with William Daly, lyrics by B. G. DeSylva)

    1925 - Harlem River Chanty and It’s a great little world! (lyrics by Ira Gershwin, originally composed for Tip-Toes on Broadway but not used)

    1925 - Murderous Monty (and Light-Fingered Jane) (lyrics by Desmond Carter, composed for London production of Tell Me More.)

    1926 - I’d rather charleston (lyrics by Desmond Carter, composed for London production of Lady Be Good.)

    1928 - Beautiful gypsy and Rosalie (originally composed for Rosalie on Broadway, but not used)

    1929 - Feeling Sentimental (originally composed for Show Girl on Broadway, but not used)

    1929 - In the Mandarin’s Orchid Garden

    1932 - You’ve got what gets me (composed for the first film version of Girl Crazy.

    1933 - Till Then

    1936 - King of Swing (lyrics by Al Stillman)

    1936 - Strike Up the Band for U.C.L.A (to the same music as the song "Strike Up the Band")

    1937 - Hi-Ho! (lyrics by Ira Gershwin, originally composed for Shall We Dance, but not used)

    1938 - Just Another Rhumba (lyrics by Ira Gershwin, originally composed for The Goldwyn Follies, but not used)

    1938 - Dawn of a New Day

    Музыкальные фильмы

    1923 - The Sunshine Trail - theme song of same title (lyrics by Ira Gershwin), as well as accompaniment music for silent film

    1931 - Delicious (lyrics by Ira Gershwin)

    1937 - Shall We Dance (lyrics by Ira Gershwin)

    1937 - A Damsel in Distress (lyrics by Ira Gershwin)

    1938 - Goldwyn Follies (lyrics by Ira Gershwin)

    Gershwin died during the filming. Vernon Duke completed and adapted Gerhwin"s songs, and composed some additional ones.

    1947 - The Shocking Miss Pilgrim (Kay Swift adapted a number of unpublished Gershwin melodies and Ira Gershwin wrote the lyrics.)

    1951 - An American In Paris - theme song of the same title

    1964 - Kiss Me, Stupid (adaptations of unpublished Gershwin songs with lyrics by Ira Gershwin.)

    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения