Знаменитые голландские художники. Голландская живопись, в изобразительном искусстве. Расцвет искусства Голландии


Введение

1. Малые голландцы

Голландская школа живописи

Жанровая живопись

4. Символика. Натюрморт

Рембрандт ван Рейн

Вермеер Делфтский Ян

Заключение


Введение


Цель контрольной работы заключается:

·В развитии творческого потенциала;

·Формированию интереса к искусству;

·Закрепление и пополнение знаний.

В XVII веке зародилось голландское искусство. Это искусство считается самостоятельным и независимым, оно обладает определенными формами и особенностями.

До XVII века Голландия не имела своих значимых художников в искусстве, т.к. входила в государство Фландрии. Однако нескольких художников отмечают в данный период времени. Это художник и гравер Лука Лейденский(1494-1533), живописец Дирк Боутс(1415-1475), художник Скореле (1495-1562).

Постепенно смешивались разные школы и мастера теряли отличительные черты своих школ, а оставшиеся художники Голландии перестают иметь дух национального творчества. Появляется много различных и новых стилей. Художники пытаются писать картины во всех жанрах, ища индивидуальный стиль. Жанровые методы стирались: историчность не так обязательна, как ранее. Создается новый жанр - групповые портеры.

В начале XVII века, когда решалась судьба Голландии - Филипп IIIдоговорился о перемирии между Испанией и Нидерландами. Нужна была революция, политическая или военная ситуация. Борьба за независимость объединила народ. Война укрепила национальный дух. Подписанные договора с Испанией, дали Голландии свободу. Это подтолкнуло к созданию собственного и особенного искусства, выражавшее сущность голландцев.

Особенность голландских художников заключалось в создании реального образа до мельчайших подробностей - проявление чувств и мыслей. Это основа голландской школы. Она становится реалистическим искусством, а к середине XVII века достигает вершин во всех областях.

Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды. Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров - Питер де Хоох (1495-1562), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667), вторые - из крестьянской жизни - Адриан ван Остаде (1610-1685), третьи - сцены из быта учёных и врачей - Геррит Доу (1613-1675); пейзажисты - Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653), изобразители лесных уголков - Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера - Питер Янсенс (1623-1682). Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр. Например, гарлемские живописцы натюрморта к так называемым «завтракам» - Питер Клас (1598-1661), Виллем Хеда (1594-1680).

Художники показывают нравы и обычаи, этические и моральные нормы поведения человека. Часто изображают семейные события. Пейзажисты и мастера натюрморта передают свет под открытым небом, в закрытых помещениях мастерски изображают фактуру предметов. Бытовая живопись находится на вершине, благодаря Яну Стену (1626-1679), Герхарду Терборх (1617-1681), Питеру де Хоху (1629-1624).


1. Малые голландцы


Малые голландцы - группа художников XVII века, в которую «объединяются» живописцы пейзажной и бытовой жанровой картины маленького размера (отсюда и название). Такие картины предназначались для скромного интерьера жилых домов. Их приобретали горожане и крестьяне. Для таких картин характерно ощущение уюта на картине, тонкость деталей, близость человека и интерьера.

П. де Хох, Я. ван Гойен (1596-1656), Я. и С. ван Рёйсдал (1628-1682) и (1602 - 1670), Э. де Витте (1617-1692), П. Клас, В. Хеда, В. Калф (1619-1693), Г. Терборх, Г. Метсю, А. ван Остаде, Я. Стен (1626-1679), А. Кёйп (1620-1691) и др. Каждый специализировался, как правило, в одном каком-то жанре. «Малые голландцы» продолжили традиции нидерландских мастеров эпохи Возрождения, утверждавшие, что искусство должно не только приносить удовольствие, но и напоминать о ценностях.

Творчество художников можно разделись на 3 группы:

1630-е гг. - утверждение реализма в национальной живописи (ведущим художественным центром был Харлем, важным фактором являлось влияние Ф. Хальса);

1640-1660-е гг. - расцвет художественной школы (центр искусства перемещается в Амстердам, привлекающий художников из других городов, актуальным становится влияние Рембрандта <#"justify">2. Голландская школа живописи


Три четверти века продолжался подъем искусства на севере Нидерландов, в республике Соединенных провинций, называвшейся Голландией. В 1609 г. эта республика получила статус государства. Здесь сложилось буржуазное государство.

Значительную роль на живопись эпохи возрождения оказал итальянский художник Караваджо (1571-1610). Он писал свои картины очень реалистичными, а предметы и фигуры имели высокую технику светотени.

Художников было много, и жили они в небольших городах: Харлеме, Дельфте, Лейдене. В каждом из этих городов сложилась своя школа с присущей ей жанровой тематикой, но Амстердам играл самую важную роль в развитии голландского искусства.


3. Жанровая живопись


В Голландии вместе с известностью жанра пейзаж, появляются новые: марина - морской пейзаж, городской пейзаж - ведута, изображение животных - анималистическая живопись. Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля(1525-1529). Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. В искусстве этого времени завершилось формирование системы жанров, которое началось еще в эпоху Возрождения. В портретах, бытовых картинах, пейзажах и натюрмортах художники передавали свои впечатления от природы и быта. Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи - жанровая живопись. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях - крестьянский и бюргерский (городской) жанр. В жанровых картинах изображали быт частного человека: пирушки гуляк, хозяйственная деятельность, музицирование. Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Частью уюта становились предметы: столик красного дерева, шкаф, кресло, обитое кожей, графин темного стекла и бокал, фрукты. Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям.

Работы Гарарда Доу пользовались тогда большой популярностью. Он пишет скромные сцены из быта мелкой буржуазии. Часто изображает пожилых женщин, сидящих за прялкой или читающих. Явная тенденция Доу - выписывание в своих небольших картинках поверхности предметов - узоры тканей, морщины старческих лиц, чешую рыбы и т. д. (приложение; рис.

Но жанровая живопись потерпела эволюцию. В период становления ее заново, были распространены сюжеты на темы отдыха, развлечений, сцены из жизни офицеров. Такие картины назывались «завтраки», «банкеты», «общества», «концерты». Эта живопись отличалась пестротой цвета и радостными тонами. Оригинальным стал жанр - «завтраков». Это вид натюрморта, в котором через изображение посуды, разнообразных блюд передавался характер их владельцев.

Бытовой жанр - самое отличительное и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства повседневность жизни частного человека.

В жанровой теме искусства писал и Ян Стен. Он с чувством юмора подмечал подробности быта и взаимоотношения людей. В картине «Гуляки» на зрителя весело и лукаво смотрит сам художник, сидящий рядом с женой, уснувшей после веселого застолья. А в картине через мимику и жесты персонажей Ян Стен умело раскрывает сюжет мнимой болезни.

К началу 30-х годов произошло завершение формирования голландской жанровой картины. Делили жанровую живопись по социальному признаку: сюжеты на темы из жизни буржуазии, и сцены из жизни крестьян и городской бедноты.

Одним из известных художников, писавшем в «крестьянском жанре», был Адриан ван Остад. В ранний период творчества, изображение крестьян отличалось комичностью. Так, в картине, освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками. Противопоставление холодных и теплых цветов, резкие контрасты света создают на их лицах маски со злобными эмоциям.

Позже, художник пишет картины с более спокойными сюжетами, изображая человека во время привычных занятий, чаще всего в минуты отдыха. Например, интерьерная картина «Деревенские музыканты». Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана - Иcаак ван Остаде. Он изображал жизнь сельской Голландии. В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня.

В 50-60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. Этот этап представлен творчеством таких художников как: Питер де Хох, Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками. Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды.

Голландские жанристы пытались отразить в работах внутренний мир человека. В регулярно происходящих ситуациях они смогли показать мир переживаний. Так, Герард Терборх в картине «Бокал лимонада» изобразил едва уловимый язык жестов, прикосновений рук, встреч взглядами раскрывает целую гамму чувств и взаимоотношений персонажей.

Тонкость, правдивость в воссоздании действительности сочетается у голландских мастеров с неприметной и будничной красотой. Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте. Голландцы его называли «stilleven». В это понимание мастера видели в неодушевленных предметах скрытую жизнь, связанную с жизнью человека, с его бытом, привычками, вкусами. Голландские живописцы создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу - всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только, что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека.

Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас1 и Виллем Хед. Любимая тема их натюрмортов - так называемые «завтраки». В «Завтраке с омаром» В. Хеды (приложение; рис. 16) предметы самой различной формы и материала - кофейник, бокал, лимон, серебряная тарелка. Предметы скомпонованы так, чтобы увидеть привлекательность и особенность каждого. Разнообразными приемами Хеда великолепно передает материал и специфику их фактуры; так, блики света по-разному играют на поверхности стекла и металла. Все элементы композиции объединены светом и колоритом. В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов - композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность. Натюрморты Класса и Хеды похожи между собой - это настроение интимности и уюта, спокойствие в жизни бюргерского дома, где есть достаток. Натюрморт можно рассматривать как одну из важных тем голландского искусства - темы жизни частного человека. Свое главное решение она получила в жанровой картине.


Символика. Натюрморт


Все предметы в голландском натюрморте символичны. Сборники, издававшиеся на протяжении XVIII <#"justify">oосыпавшиеся лепестки возле вазы - знаки бренности;

oувядший цветок - намек на исчезновение чувства;

oирисы - знак Богородицы;

oкрасные цветы - символ искупительной жертвы Христа;

oбелая лилия не только прекрасный цветок, но и символ непорочности Девы Марии;

oгвоздика - символ пролитой крови Христа;

oбелый тюльпан - ложная любовь.

oгранат - символ воскресения, символ целомудрия;

oяблоки, персики, апельсины напоминали о грехопадении;

oвино в бокале или кувшине олицетворяло жертвенную кровь Христа;

oоливка - символ мира;

oгнилые фрукты - символ старения;

oколосья пшеницы, плюща - символ возрождения и круговорота жизни.

oстекло - символ хрупкости;

oфарфор - чистота;

oбутылка - символ греха и пьянства;

oразбитая посуда - символ смерти;

oперевернутый или пустой бокал обозначает пустоту;

oнож - символ предательства;

oсеребряные сосуды - олицетворение богатства.

oпесочные часы - напоминание о быстротечности жизни;

oчереп - напоминание о неизбежности смерти;

oколосья пшеницы - символы возрождения и круговорота жизни;

oхлеб - символ тела Господа;

oоружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу;

oключи - символизируют власть;

oкурительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений;

oкарнавальная маска - является знаком отсутствия человека; безответственного удовольствия;

oзеркала, стеклянные шары - символы тщеславия, знак отражения, ирреальности.

Основы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении вначале XVII века. Художники изображали, полюбившуюся им природу с дюнами и каналами, домиками и селениями. Они старались изобразить национальность пейзажа, атмосферу воздуха и характерность времени года. Мастера все чаще подчиняли все компоненты картины единому тону. Они тонко чувствовали цвета, умело владели передачей переходов из света в тень, из тона в тон.

Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596-1656). Он работал в Лейдене и Гааге. Художник любил изображать долины и водную гладь рек на небольших по размеру полотнах. Много места Гойен оставлял небу с облаками. Такова картина «Вид реки Вааль у Неймегена», выдержанная в тонкой коричнево-серой гамме красок.

Позднее, характерная сущность пейзажей меняется. Она становится немного шире, более эмоциональной. Специфика остается той же- сдержанной, но тона приобретают глубину.

Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629-1682). Изображая объемными деревья и кусты, создавалось ощущение, что они выдвигаются на передний план и становятся мощнее. Великолепно владения чувством перспективы, Рейсдаль умело передавал широкие равнины и окрестности Голландии. Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Рейсдаль любил и руины, как декоративные детали, говорящие о разрушении, бренности земного существования. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. Рейсдаль не пользовался в свое время успехом. Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. Художник, заслуженно пользующийся теперь мировой славой, умер бедняком в богадельне Гарлема.


Портретная живопись. Франс Хальс


Одним из великих голландских художников был Франс Хальс (около 1580-1666). Он родился в XVII веке в Антверпене. Совсем юным художником попал в Харлем, где вырос и сформировался в манере школы Карела Ван Мандера. Харлем гордился своим художником, и приводили к нему в мастерскую именитых гостей - Рубенса и Ван Дейка.

Хальс был почти исключительно портретистом, но его искусство много значило не только для портретной живописи Голландии, но и для формирования других жанров. В творчестве Хальса можно выделить три вида портретных композиций: групповой портрет, заказной индивидуальный портрет и особый тип портретных изображений, близкий по характеру жанровой живописи.

В 1616 году Хальс пишет картину «Банкет офицеров роты стрелкового полка Святого Георгия», в которой полностью порывает с традиционной схемой группового портера. Создавая очень живое произведение, объединяя персонажи в группы и придавая им различные позы, он как бы срастил воедино портрет с жанровой живописью. Произведение имело успех, а художник был завален заказами.

Его персонажи держатся на портрете естественно и свободно, их поза, жесты кажутся неустойчивыми, а на лицах вот-вот должно сменится выражение. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса - это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету - «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер». Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе».

Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, чуждые его персонажам портрет Виллема Хейтхейсена, а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Из искусства Хальса постепенно уходит ликующее приятие жизни и человека.

Настали переломные моменты в живописи Хальса. В портретах Хальса, написанных в 50-е и 60-е годы, углубленное мастерство характеристики сочетается с новым внутренним смыслом. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса - мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Композиция портрета - поколенный образ фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, чувствуется значительность личности. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием. В то же время в взгляде неожиданно улавливается оттенок разочарования, словно в этом человеке, таится сожаление о прошлом - о своей молодости и молодости своего поколения, чьи идеалы забыты, а жизненные стимулы угасли.

Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Художник прожил долгую жизнь, и ему довелось стать свидетелем перерождения голландского общества, исчезновения его демократического духа. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Поздние произведения Хальса чутко отражают дух времени, столь чуждый мастеру, но в них слышится и его собственное разочарование в окружающей действительности. В некоторых работах этих лет улавливается отзвук личных чувств старого художника, терявшего прежнюю славу и уже видевшего конец своего жизненного пути.

За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых.

В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. В регентах нет жизненной силы, как на ранних групповых портретах Хальса. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Черные тона с красновато-розовыми пятнами создает трагическую атмосферу.

В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». В почти недвижных позах черствых, не знающих сострадания старух чувствуется хозяйская властность и вместе с тем во всех них живет глубокая подавленность, чувство бессилия и отчаяния перед лицом надвигающейся смерти.

До конца дней Хальс сохранил непогрешимость своего мастерства, а искусство восьмидесятилетнего живописца получило проникновенность и силу.


6. Рембрандт ван Рейн


Рембранд (1606-1669) - крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Родился в Лейдене в 1606 году. Для получения художественного образования, художник переезжает в Амстердам и поступает в мастерскую Питера Ластмана, а затем возвращается в Лейден, где в 1625 году начинает самостоятельную творческую жизнь. В 1631 г Рембрандт окончательно переезжает в Амстердам, и вся остальная жизнь мастера связана с этим городом.

Творчество Рембрандта, проникнуто к философскому постижению жизни и внутреннего мира человека. Это является вершиной развития голландского искусства XVII века. Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров. Он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы. Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни. Уффици располагает тремя работами великого мастера. Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице.

Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет.

Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества мужских и женских этюдов . В них он исследует своеобразие каждой модели, ее мимику. Эти небольшие произведения, впоследствии стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. о банкротстве. После продажи дома и имущества художник переехал на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т.к. его изображения наиболее многочисленны. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже. «Матфей и ангел» (1661). Возможно, моделью для ангела являлся Титус.

Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Моделями выступают товарищи художника (Николас Брейнинг , 1652; Герард де Лересс , 1665; Йеремиас де Деккер , 1666), солдаты, старики и старухи - все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкают изображения умудрённых жизнью апостолов . В лице апостола угадываются черты самого художника.


7. Вермеер Делфтский Ян

голландский искусство живопись натюрморт

Вермеер Делфтский Ян (1632-1675) - голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Работал Вермеер в Делфте. Как художник сложился под влиянием трагически погибшего при взрыве порохового склада Карела Фабрициуса.

Ранние картины Вермеера имеют возвышенность образов (Христос у Марфы и Марии). Сильное влияние на творчество Вермеера оказало творчество мастера жанровой живописи Питера де Хооха. Стиль этого живописца в дальнейшем находит развитие в картинах Вермеера.

Со второй половины 50-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в серебристом свете интерьера дома (Девушка с письмом, Служанка с кувшином молока). В конце 50-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи: проникновенную картину Улочка с сияющими, свежими, чистыми, красками и картину Вид города Делфта. В 60-е годы творчество Вермеера становится более изысканным, а живопись - холодной. (Девушка с жемчужной сережкой).

В конце 60-х годов художник часто изображал богато обставленные комнаты, где дамы и кавалеры музицируют и ведут галантные беседы.

В последние годы жизни Вермеера его финансовое положение сильно ухудшилось. Спрос на картины резко упал, живописец вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить одиннадцать детей и других членов семьи. Вероятно, это ускорило приближение смерти. Неизвестно, что произошло - острое заболевание, или депрессия в связи с финансами, но похоронили Вермеера в 1675 году в семейном склепе в Делфте.

Индивидуальное искусство Вермеера после смерти не было оценено современниками. Интерес к нему возродился лишь в XIX веке, благодаря деятельности художественного критика и историка искусства Этьена Теофиля Торе, который «открыл» Вермеера для широкой публики.


Заключение


Обращение к реальной действительности помогло расширить художественные возможности искусства Голландии, обогащало его жанровую тему. Если до XVII века в европейском изобразительном искусстве большое значение имела библейско-мифологическая тематика, а другие жанры были слабо развиты, то в голландском искусстве соотношение между жанрами резко меняется. Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Сами библейские и мифологические сюжеты в голландском искусстве в значительной мере утрачивают прежние формы воплощения и трактуются теперь как бытовые картины.

При всех достижениях голландское искусство несло в себе и некоторые специфические черты ограниченности - узкий круг сюжетов и мотивов. Другой минус: только некоторые мастера стремились найти в явлениях их глубокую основу.

Но во многих композиционных картинах, портретах образы носят глубочайший характер, а пейзажи показывают истинную и реальную природу. Это стало отличительной особенностью голландского искусства. Таким образом, живописцы сделали большой прорыв в искусстве, овладев трудным и сложным умением писать изображения внутреннего мира человека и переживания.

Контрольная работа дала мне возможность проверить свои творческие способности, пополнить запас теоретических знаний, глубже узнать о голландских художниках и их работах.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Временем рождения голландской школы считаются первые годы XVII века. Эта школа относится к великим школам живописи и является независимой и самостоятельной школой, обладающей уникальными и неповторимыми особенностями и самобытностью.

Это имеет во многом историческое объяснение - новое течение в искусстве и новое государство на карте Европы возникли одновременно.

Голландия до XVII века не выделялась обилием национальных художников. Может быть, поэтому в дальнейшем в этой стране можно насчитать столь большое количество художников, причем именно голландских художников. Пока эта страна была одним государством с Фландрией, в основном во Фландрии интенсивно создавались и развивались самобытные живописные течения. Во Фландрии творили выдающиеся живописцы Ван Эйк, Мемлинг, Рогир ван дер Вейден, подобных которым не было в Голландии. Только отдельные всплески гениальности в живописи можно отметить в начале XVI века, это художник и гравер Лука Лейденский, который является последователем брюггской школы. Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. То же самое можно сказать о живописце Дирке Боутсе из Харлема, творения которого почти не выделяются на фоне стиля и манеры истоков фламандской школы, о художниках Мостарте, Скореле и Хемскерке, которые, несмотря на все их значение, не являются индивидуальными талантами, своим своеобразием характеризующими страну.

Тогда итальянское влияние распространилось на всех, кто творил с помощью кисти - от Антверпена до Харлема. Это было одной из причин того, что границы стирались, школы смешивались, художники теряли свое национальное лицо. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, - Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года.

Оставшиеся в живых живописцы почти перестали быть по духу своего творчества голландцами, им не хватало организованности и способностей для обновления национальной школы. Это были представители голландского маньеризма: гравер Хендрик Гольциус, Корнелис Харлемский, подражавший Микеланджело, Абрахам Блумарт, последователь Корреджо, Михиль Миревельт, хороший художник-портретист, искусный, точный, лаконичный, немного холодный, современный для своего времени, но не являющийся национальным. Интересно, что только он один не поддался итальянскому влиянию, подчинившему себе большинство проявлений в живописи Голландии того времени.

К концу XVI века, когда портретисты уже создали школу, стали появляться и формироваться другие художники. Во второй половине годы XVI века родилось большое число живописцев, которые стали явлением в живописи, это уже почти пробуждение голландской национальной школы. Большое разнообразие талантов приводит к множеству различных направлений и путей развития живописи. Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие - в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо). Светлой - привержены рисовальщики, темной - колористы. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного - тоже. Появляются прямые предшественники Рембрандта - его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Становятся более свободными и жанровые методы - историчность не так обязательна, как ранее. Создается особый, глубоко национальный и почти исторический жанр - групповые портреты, предназначенные для общественных мест - городских ратуш, корпораций, цехов и общин. На этом событии, наиболее совершенном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век.

Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет. Есть много талантливых художников. Среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев. Морельсе, Ян Равестейн, Ластман, Франс Хальс, Пуленбург, ван Схотен, ван де Венне, Томас де Кейсер, Хонтхорст, Кейп Старший, наконец, Эсайяс ван де Вельде и ван Гойен - все они родились еще в конце XVI века. В этом перечне есть и художники, имена которых сохранила история и те, кто представлял только отдельные попытки достичь мастерства и те, кто стали учителями и предшественниками будущих мастеров.

В развитии голландской живописи это был критический момент. При неустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая. Во Фландрии, где наблюдалось похожее пробуждение, наоборот, уже чувствовалась уверенность и стабильность, которой пока не было в Голландии. Во Фландрии уже были художники, которые сформировались или были близки к этому. Политические и социально-исторические условия в этой стране были более благоприятными. Там было более гибкое и терпимое правительство, традиции и общество. Потребность в роскоши порождала настойчивую потребность в искусстве. В общем, были серьезные причины, чтобы Фландрия вторично стала великим очагом искусства. Для этого не хватало только двух вещей: нескольких лет мира и мастера, который был бы создателем школы.

В 1609 году, когда решалась судьба Голландии - Филипп III договорился о перемирии между Испанией и Нидерландами - как раз и появляется Рубенс.

Все зависело от политической или военной случайности. Побежденная и покоренная, Голландия должна была бы окончательно потерять самостоятельность. Тогда, конечно, не могло бы существовать две самостоятельных школы - в Голландии и во Фландрии. В стране, зависимой от итальяно-фламандского влияния, такая школа и талантливые самобытные художники не могли бы развиваться.

Для того, чтобы родился на свет голландский народ, и чтобы голландское искусство увидело свет вместе с ним, нужна была революция, глубокая и победоносная. Особенно важно было то, чтобы революция опиралась на справедливость, разум, необходимость, чтобы народ заслужил то, чего он хотел достичь, чтобы он был решителен, убежден в своей правоте, трудолюбив, терпелив, сдержан, героичен, мудр. Все эти исторические черты получили свое отражение в последующем при формировании голландской школы живописи.

Ситуация сложилась так, что война не разорила голландцев, а обогатила, борьба за независимость не истощила силы, а укрепила и воодушевила. В победе над захватчиками народ проявил то же мужество, что и в борьбе со стихиями, над морем, над затоплением земель, над климатом. То, что должно было уничтожить народ, послужило ему на пользу. Договора, подписанные с Испанией, дали Голландии свободу и укрепили ее положение. Все это и привело к созданию собственного искусства, которое прославило, одухотворило и выразило внутреннюю сущность голландского народа.

После договора 1609 года и официального признания Соединенных провинций сразу наступило затишье. Как будто благотворное, теплое веяние коснулось человеческих душ, оживило почву, нашло и пробудило ростки, уже готовые распуститься. Поразительно, как неожиданно, и за какой короткий срок - не больше тридцати лет - на маленьком пространстве, на неблагодарной пустынной почве, в суровых условиях жизни появилась чудесная плеяда живописцев, и притом великих живописцев.

Они появились сразу и повсюду: в Амстердаме, Дордрехте, Лейдене, Делфте, Утрехте, Роттердаме, Харлеме, даже за границей - как бы из семян, упавших за пределы поля. Самые ранние - Ян ван Гойен и Вейнантс, родившиеся на рубеже столетий. И далее, в интервале от начала века до конца его первой трети - Кейп, Терборх, Брауэр, Рембрандт, Адриан ван Остаде, Фердинанд Боль, Герард Дау, Метсю, Веникс, Вауэрман, Берхем, Поттер, Ян Стен, Якоб Рейсдаль.

Но на этом творческие соки не истощились. Далее родились Питер де Хох, Хоббема. Последние из великих - ван дер Хейден и Адриан ван де Вельде - родились в 1636 и 1637 годах. В это время Рембрандту было тридцать лет. Примерно эти годы можно считать временем первого расцвета голландской школы.

Рассматривая исторические события того времени, можно представить, каковы должны быть устремления, характер и судьба новой живописной школы. Что же могли в такой стране, как Голландия, написать эти художники.

Революция, давшая голландскому народу свободу и богатство, одновременно лишила его того, что повсюду составляет жизненную основу великих школ. Она изменила верования, изменила привычки, упразднила изображения как античных, так и евангельских сцен, остановила создание больших произведений - церковных и декоративных картин. Фактически перед каждым художником была альтернатива - быть оригинальным или не быть совсем.

Необходимо было создать искусство для нации бюргеров, которое им понравилось бы, изображало их и соответствовало им. Это были практичные, не склонные к мечтательности, деловые люди, с нарушенными традициями и настроенные антиитальянски. Можно сказать, что для голландского народа стояла простая и смелая задача - создать свой собственный портрет.

Голландская живопись, была и могла быть лишь выражением внешнего облика, верным, точным, похожим портретом Голландии. Это был портрет людей и местности, бюргерских нравов, площадей, улиц, полей, моря и неба. Основными элементами голландской школы были портрет, пейзаж, бытовые сцены. Такой была эта живопись с начала ее существования до упадка.

Может показаться, что нет ничего более простого, чем открытие этого обычного искусства. На самом деле, нельзя представить себе ничего равного ему по шири и новизне.

Сразу все изменилось в манере понимать, видеть и передавать: точка зрения, художественный идеал, выбор натуры, стиль и метод. Итальянская и фламандская живопись в лучших своих проявлениях еще понятны нам, потому что ими еще наслаждаются, но это уже мертвые языки, и пользоваться ими больше никто не будет.

В свое время существовала привычка мыслить возвышенно, обобщенно, существовало искусство, заключавшееся в умелом отборе предметов. В их украшении, исправлении. Оно любило показывать природу такой, какая она не бывает в действительности. Все изображаемое в большей или меньшей степени согласовывалось с личностью человека, зависело от нее и было ее подобием. В результате возникло искусство, для которого в центре находится человек, а все остальные образы вселенной воплощались либо тоже в человеческих формах, либо смутно отображались как вторичное окружение человека. Творчество развивалось по определенным схемам. Каждый предмет должен был заимствовать свою пластическую форму у одного и того же идеала. Человек должен был быть изображен чаще обнаженным, чем одетым, хорошо сложенным и красивым, чтобы он мог с соответствующим величием играть возложенную на него роль.

Теперь же задача живописи упростилась. Надо было дать каждой вещи или явлению её истинное значение, человека поставить на подобающее место, а в случае необходимости вообще обойтись без него.

Пришло время меньше размышлять, внимательно посмотреть на то, что поближе, наблюдать лучше и писать иначе. Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда. Нужно было стать скромным для всего скромного, малым для малого, неприметным для неприметного, принимать все, ничего не отвергая и не презирая, проникать в скрытую жизнь вещей, любовно сливаясь с их существованием, нужно было стать внимательным, любознательным и терпеливым. Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков. Ничего не надо ни приукрашивать, ни облагораживать, ни обличать: все это ложь и бесполезный труд.

Голландские живописцы, творя в каком-нибудь уголке северной страны с водою, лесами, морскими горизонтами, смогли отразить целую вселенную в миниатюре. Маленькая страна, добросовестно изученная согласно вкусам и инстинктам наблюдателя, превращается в неисчерпаемую сокровищницу, изобильную, как сама жизнь, столь же богатую ощущениями, как богато ими человеческое сердце. Голландская школа растет и работает так в течение целого столетия.

Живописцы Голландии находили сюжеты и краски для удовлетворения любых человеческих склонностей и привязанностей, для натур грубых и деликатных, пылких и меланхоличных, мечтательных и веселых. Пасмурные дни сменяются веселыми солнечными днями, море то спокойно и сверкает серебром, то бурно и мрачно. Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов. И почти всегда ощущается движение воздуха над просторами и сильные ветры с Северного моря, которые громоздят облака, гнут деревья, верят крылья мельниц и гонят свет и тени. К этому надо добавить города, домашнюю и уличную жизнь, гулянья на ярмарках, изображение различных нравов, нужду бедных, ужасы зимы, безделье в тавернах с их табачным дымом и кружками пива. С другой стороны - обеспеченный образ жизни, добросовестный труд, кавалькады, послеобеденный отдых, охоты. Кроме этого - общественная жизнь, гражданские церемонии, банкеты. Получилось новое искусство, но со старыми, как мир, сюжетами.

Таким образом, возникло гармоническое единство духа школы и самое поразительное разнообразие, когда-либо возникавшее в пределах одного направления искусства.

В целом голландскую школу называют жанровой. Если же разложить ее на составляющие элементы, то можно различить в ней пейзажистов, мастеров группового портрета, маринистов, анималистов, художников, писавших групповые портреты или натюрморты. Если посмотреть более детально, то можно различить множество и жанровых разновидностей - от любителей живописности до идеологов, от копиистов натуры до ее интерпретаторов, от консервативных домоседов до путешественников, от тех, кто любит и чувствует юмор до художников, избегающих комедии. Вспомним картины юмор Остаде и серьезность Рейсдаля, невозмутимость Поттера и насмешливость Яна Стена, остроумие ван де Вельде и угрюмую мечтательность великого Рембрандта.

Если не считать Рембрандта, которого надо считать исключительным явлением, как для своей страны, так и для всех времен, то для всех остальных голландских художников характерны определенный стиль и метод. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность. Если отнять у голландского искусства то, что можно назвать честностью, то вы перестанете понимать его жизненную основу и не сможете определить ни его нравственного облика, ни его стиля. В этих художниках, заслуживших в большинстве своем славу близоруких копиистов, чувствуешь возвышенную и добрую душу, верность правде, любовь к реализму. Все это придает их произведениям ценность, какой изображенные на них вещи сами по себе вроде бы и не имеют.

Началом для этого искреннего стиля и первый результат этого честного подхода - совершенный рисунок. Среди голландских живописцев у Поттера - проявление гениальности в точных выверенных измерениях и умении проследить движение каждой линии.

В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину. Поэтому надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой. Чтобы чувствовалось различие дня, вечера и ночи, чтобы ощущалась жара и холод, чтобы зритель и зяб, и наслаждался, и чувствовал необходимость сосредоточиться. Хотя, наверное, трудно назвать такой рисунок самым благородным из всех, но попробуйте найти в мире художников, которые писали бы небо, как Рейсдаль и ван дер Нер и сказали бы своим творчеством так много и так блестяще. Везде у голландцев тот же рисунок - сдержанный, лаконичный, точный, естественный и наивный, искусный, а не искусственный.

Палитра голландцев вполне достойна их рисунка, отсюда и вытекает совершенное единство их живописного метода. Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду. Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Это требует от художника большой аккуратности, твердой руки, глубокой сосредоточенности, чтобы добиться концентрированного воздействия на зрителя. Художник должен углубиться в себя, чтобы вынашивать свой замысел, зритель - в себя, чтобы постичь замысел живописца. Именно голландские картины дают наиболее ясное представление об этом скрытом и вечном процессе: почувствовать, обдумать и выразить. Нет на свете картины, более насыщенной, так как именно голландцы включают столь большое содержание в столь маленькое пространство. Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму.

Всякая голландская картина является вогнутой, она состоит из кривых, описанных вокруг одной точки, являющейся воплощением замысла картины и теней, расположенных вокруг главного светового пятна. Прочная основа, убегающий верх и округлённые углы, стремящиеся к центру, - всё это вырисовывается, окрашивается и освещается по кругу. В результате картина приобретает глубину, а изображенные на ней предметы отдаляются от глаза зрителя. Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы - к горизонту. Мы как бы обитаем в картине, движемся, заглядываем вглубь, поднимаем голову, чтобы измерить глубину неба. Строгость воздушной перспективы, совершенное соответствие цвета и оттенков с местом в пространстве, которое занимает предмет.

Для более полного представления о голландской живописи следовало бы рассмотреть детально элементы этого течения, особенности методов, характер палитры, понять, почему она так бедна, почти одноцветна и так богата по результатам. Но все эти вопросы, как и многие другие, всегда были предметом догадок многих искусствоведов, но никогда не были достаточно изучены и выяснены. Описание основных черт голландского искусства позволяет уже отличать эту школу от других и проследить за ее истоками. Выразительным образом, иллюстрирующим эту школу, является картина Адриана ван Остаде из амстердамского музея «Ателье художника». Этот сюжет был одним из любимых для голландских живописцев. Мы видим внимательного человека, немного сгорбившегося, с подготовленной палитрой, тонкими, чистыми кистями и прозрачным маслом. Он пишет в полумраке. Лицо его сосредоточено, рука осторожна. Только, пожалуй, эти живописцы были более смепы и умели более беззаботно смеяться и радоваться жизни, чем можно заключить из сохранившихся изображений. Иначе как бы проявился их гений в атмосфере профессиональных традиций?

Основу для голландской школы заложили ван Гойен и Вейнантс в начале XVII века, установив некоторые законы живописи. Законы эти предавались от учителей к ученикам, и в течение целого века голландские живописцы жили ими, не отклоняясь в сторону.

голландская живопись маньеризм

Голландские художники внесли большую лепту в творчество мастеров, начинающих свою деятельность с XVII века и не останавливающихся до нынешнего времени. Однако влияние они имели не только на своих коллег, но и на профессионалов литературы (Валентен Пруст, Донна Тартт) и фотографии (Эллен Коой, Билл Гекас и другие).

Начало развития

В 1648 году Голландия получила независимость, однако за образование нового государства Нидерландам пришлось претерпеть акт мести со стороны Испании, уничтожившей около 10 тысяч человек во фламандском на тот момент городе Антверпене. Вследствие резни жители Фландрии эмигрировали с территорий, контролировавшихся испанской властью.

Исходя из этого, логично будет признать, что толчок к независимым голландским художникам исходил именно из фламандского творчества.

С XVII века происходят как государственные, так и художественные ответвления, что приводит к образованию двух, разграниченных по национальности школ искусств. Они имели общее происхождение, но в признаках достаточно сильно различались. Пока Фландрия оставалась под крыльями католицизма, Голландия испытывала на себе абсолютно новый расцвет, начиная с XVII столетия.

Голландская культура

В XVII веке новое государство только встало на путь своего развития, полностью разрывая связь с искусством прошедшей эпохи.

Борьба с Испанией постепенно затихала. Национальное настроение стало прослеживаться в народных кругах при отхождении от навязанного ранее властью католического вероисповедания.

Протестантское господство имело противоречивый взгляд на убранство, что привело к сокращению работ на религиозную тематику, и в дальнейшем только сыграло на руку светскому искусству.

Еще никогда до нынешнего времени настолько часто на картинах не изображали настоящую окружающую действительность. В своих работах голландские художники хотели показывать обыкновенную бытовую жизнь без прикрас, изысканных вкусов и благородства.

Светский художественный взрыв породил такие многочисленные направления как пейзаж, портрет, бытовой жанр и натюрморт (о существовании которого не знали даже самые развитые центры Италии и Франции).

Собственное видение голландских художников реализма, выражавшееся в портретных, пейзажных, интерьерных работах и картинах натюрморта, породило интерес всех слоев общества к данному мастерству.

Таким образом, голландское искусство XVII столетия прозвали "Золотым веком голландской живописи", закрепив за ним статус самой выдающейся эпохи в живописи Нидерландов.

Важно знать: существует ошибочное мнение, что голландская школа изображала лишь посредственность человеческого бытия, но мастера тех времен нагло рушили рамки с помощью своих фантастических произведений (например, "Пейзаж с Иоанном Крестителем" Блумарта).

Голландские художники 17 века. Рембрандт

Одним из самых крупных художественных фигур Голландии принято считать Рембрандта Харменса ван Рейна. Помимо деятельности художника, он также занимался гравюрой и по праву считался мастером светотеней.

Его наследие богато индивидуальным разнообразием: портреты, жанровые сценки, натюрморты, пейзажи, а также картины на сюжеты истории, религии и мифологии.

Его умение владеть светотенью позволяло усиливать эмоциональную выразительность и одухотворенность человека.

Трудясь над портретами, он работал над мимикой человека.

В связи с душераздирающими трагичными событиями его поздние работы наполнялись тусклым, обличающим глубокие переживания людей светом, вследствие чего гениальные работы стали никому не интересны.

На тот момент в моде были внешние красоты без попыток погружений в глубину, а также натуралистичность, идущая врознь с откровенным реализмом.

Картину "Возвращение блудного сына" воочию может увидеть каждый русский любитель изобразительного искусства, так как данная работа находится в Эрмитаже города Санкт-Петербург.

Франс Хальс

Франс Хальс - великий голландский художник и крупнейший портретист, помогший ввести жанр свободного письма в отечественное искусство.

Работой, принесшей ему известность, стала картина под названием "Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия", написанная в 1616 году.

Его портретные работы для того времени были чересчур естественны, что шло врознь с настоящим днем. Вследствие того, что художник оставался непонятым, он, как и великий Рембрандт, окончил свою жизнь в нищете. "Цыганка" (1625-1630) является одной из самых известных его работ.

Ян Стен

Ян Стен - один из самых остроумных и веселых на первый взгляд голландских художников. Высмеивая социальные пороки, он любил прибегать к мастерству сатиры социума. Он, развлекая зрителя безобидными, смешными изображениями гуляк и дам легкого поведения, на самом деле предостерегал от подобного образа жизни.

Также у художника были и более спокойные картины, например, работа "Утренний туалет", на первый взгляд казавшаяся абсолютно невинным действом. Но если присмотреться в детали, то можно достаточно сильно удивиться от их откровений: это и следы от чулков, ранее сдавливающих ноги, и наполненный чем-то неприличным ночью горшок, а также собака, позволяющая себе находиться прямо на подушке хозяйки.

В лучших собственных работах художник опережал своих коллег по изящно умелому сочетанию цветовых палитр и мастерству владения теней.

Иные голландские художники

В данной статье были перечислены всего лишь три ярких персоны из десятков, достойных наравне с ними стоять в одном списке:


Итак, в данной статье вы познакомились с голландскими художниками 17 века и их работами.

Голландская живопись до конца XVI века нераздельно связана с фламандской и имеет общее название «нидерландской школы». Обе они, являясь ответвлением немецкой живописи считают своими родоначальниками братьев ван-Эйков и долго идут по одному направлению, развивают одну и ту же технику, так что художники Голландии ничем не отличаются от своих фландрских и брабантских собратий.

Когда голландский народ избавился от угнетения Испании, голландская живопись приобретает национальный характер. Голландских художников отличает воспроизведение природы с особой любовью во всей ее простоте и правде и тонкое чувство колорита.

Голландцы первые постигли, что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, все привлекательно, все способно вызывать мысль и возбуждать движение сердца.

Среди пейзажистов, истолковывающих свою отечественную природу, особенно уважаются Ян ван Гойен (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок. 1590-1630) и Питером Молейном Старшим (1595-1661), считается основателем голландского ландшафта.

Но художников Голландии нельзя распределить на школы. Выражение «голландская школа живописи» весьма условно. В Голландии имели место организованные общества художников, представлявшие собой свободные корпорации, защищавшие права их членов и не влиявшие на творческую деятельность.

Особенно ярко сияет в истории имя Рембрандта (1606-1669), в личности которого сосредоточились все лучшие качества голландской живописи и его влияние отразилось во всех ее родах - в портрете, исторических картинах, бытовых сценах и пейзаже.

В XVII веке успешно развивалась бытовая живопись, первые опыты которой отмечаются еще в старой нидерландской школе. В этом жанре наиболее известны стали имена Корнелиса Бега (1620-64), Рихарта Бракенбюрга (1650-1702), Корнелиса Дюзарта (1660-1704) Генрика Рокеса, прозванного Зоргом (1621-82),

К разряду жанристов можно причислить художников, писавших сцены военного быта. Главный представитель этой отрасли живописи - знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68)

В особый разряд можно выделить мастеров, которые в своих картинах соединяли пейзаж с изображением животных, Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии - Паулюс Поттер (1625-54); Альберт Кейп (1620-91).

С величайшим вниманием художники Голландии относились к морю.

В творчестве Виллема ван де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына Виллема ван де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), живопись морских видов составила их специальность.

В области натюрморта приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93).

Блестящий период голландской живописи тянулся недолго - лишь одно столетие.

С началом XVIII в. наступает ее упадок, причиной тому вкусы и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV. Вместо прямого отношения к природе, любви к отечественному и искренности водворяется господство предвзятых теорий, условность, подражание корифеям французской школы. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711),

Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан ван де Верфф (1659-1722), тусклый колорит картин которого казался некогда верхом совершенства.

Чужеземное влияние тяготело над голландскою живописью до двадцатых годов XIX века.

Впоследствии голландские художники обратились к своей старине - к строгому наблюдению природы.

Особенно богата новейшая голландская живопись пейзажистами. К их числу принадлежат Андреас Схелфхаут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. 1837), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др.

Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иоханнесу Схотелю (1787-1838).

В живописи животных выказал большое искусство Воутерс Версхур (1812-74).

Купить репродукции картин голландских художников вы можете в нашем интернет-магазине.

«Бюргерское» барокко в голландской живописи XVII в. – изображение повседневности (П. де Хох, Вермеер). «Роскошные» натюрморты Кальфа. Групповой портрет и его особенности у Хальса и Рембрандта. Интерпретация мифологических и библейских сюжетов Рембрандтом.

Голландское искусство XVII века

В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической стра­ной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. В Голландии церковь не играла роли заказчика произведений искусства: храмы не украшались алтарными образами, ибо кальвинизм отвергал всякий намек на роскошь; протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри.

Главное достижение голландского искусства XVIII в. - в стан­ковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наимено­вание «малых голландцев». Живопись на евангельские и библейские сюжеты представлена также, но далеко не в таком объеме, как в других странах. В Голландии никогда не было связей с Италией и классическое искусство не играло такой роли, как во Фландрии.

Овладение реалистическими тенденциями, сложение определенного круга тем, дифференциация жанров как единый процесс находят завершение к 20-м годам XVII в. Историю голландской живописи XVII в. прекрасно демонстри­рует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса (около 1580-1666). В 10-30-х годах Халс много работает в жанре группового портрета. С полотен этих лет смотрят жизнерадостные, энергичные, предприимчивые люди, уве­ренные в своих силах и в завтрашнем дне («Стрелковая гильдия св. Адриана», 1627 и 1633;

«Стрелковая гильдия св. Георгия», 1627).

Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда назы­вают жанровым в силу особой специфичности изображения. Эскизная манера Халса, его смелое письмо, когда мазок лепит и форму, и объем и передает цвет.

В портретах Халса позднего периода (50-60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Но именно в поздний период творчества Халс достигает вершины мастерства и создает наиболее глубокие произведения. Колорит его картин становится почти монохромным. За два года до смерти, в 1664 г., Халс снова возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета - регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни. В портрете регентов нет духа товарищества прежних композиций, модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах.

Искусство Халса имело огромное значение для своего времени, оно оказало воздействие на развитие не только портрета, но и бытового жанра, пейзажа, натюрморта.

Пейзажный жанр Голландии XVII столетия особенно интересен. изображают Голландию Ян ван Гойен (1596-1656) и Саломон ван Рейсдал (1600/1603-1670).

Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдал (1628/29-1682), Его произведения обычно исполнены глубо­кого драматизма, изобра­жает ли он лесные чащи («Лесное болото»),

ланд­шафты с водопадами («Во­допад») или романтиче­ский пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»).

Природа у Рейсдала пред­стает в динамике, в вечном обновлении.

В тесной связи с голландским пейзажем находится анималисти­ческий жанр. Излюбленный мотив Альберта Кейпа - коровы на водопое («Закат на реке», «Коровы на берегу ручья»).

Блестящего развития достигает натюрморт. Голландский натюр­морт - это в отличие от фламандского скромные по размерам и мотивам картины интимного характера. Питер Клас (около 1597- 1661), Биллем Хеда (1594-1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относи­тельно скромно сервированном столе. «Завтраки» Хеды сменя­ются роскошными «десертами» Калфа. На смену простой утвари приходят мраморные столы, ковровые скатерти, серебряные кубки, сосуды из перламутровых раковин, хрустальные бокалы. Калф достигает поразительной виртуозности в передаче фактуры перси­ков, винограда, хрустальных поверхностей.

В 20-30-х годах XVII в. голландцы создали особый тип небольшой мелкофигурной карти­ны. 40-60-е годы - расцвет живописи, прославляющей спокой­ный бюргерский быт Голландии, размеренное повседневное суще­ствование.

Адриан ван Остаде (1610-1685) изображает поначалу теневые стороны быта крестьянства («Драка»).

С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими («В деревенском кабачке», 1660).

Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством. По праву шедевром живописи Остаде считается его «Живописец в мастерской» (1663), в котором художник прославляет творческий труд.

Но главной темой «малых голландцев» является все-таки не крестьянский, а бюргерский быт. Обычно это изображения без какой-либо увлекательной фабулы. Самым занимательным рассказчиком в картинах такого рода был Ян Стэн (1626-1679) («Гуляки», «Игра в трик-трак»). Еще большего мастерства достиг в этом Герард Терборх (1617- 1681).

Особую поэтичность у «малых голландцев» приобретает интерь­ер. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (1629-1689). Его комнаты с полуоткрытым окном, с брошенными ненароком туф­лями или оставленной метлой часто изображены без человеческой фигуры.

Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой делфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер, известный в истории искусства как Вермер Делфтский (1632-1675). картины Вермера как будто ни в чем не оригинальны. Это те же изображения застылого бюргерского быта: чтение письма, беседующие кавалер и дама, служанки, занятые нехитрым хозяйством, виды Амстердама или Делфта. Эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо»,

«Кавалер и дама у спинета»,

«Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. - полны душевной незамутненности, тишины и покоя.

Главные достоинства Вермера-художника - в передаче света и воздуха. Растворение предметов в свето-воздушной среде, умение создать эту иллюзию прежде всего опре­делило признание и славу Вермера именно вXIX в.

Вермер делал то, чего никто не делал в XVII в.: он писал пейзажи с натуры («Улочка», «Вид Делфта»).


Их можно назвать первыми образцами пленэрной живописи.

Вершиной голландского реализма, итогом живописных дости­жений голландской культуры XVII столетия является творчество Рембрандта. Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669) родился в Лейдене. В 1632 г. Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. 30-е годы - время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца большая заказная картина 1632 г. - груп­повой портрет, известный еще как «Анатомия доктора Тулпа», или «Урок анатомии».

В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйленборх. Начи­нается самый счастливый период его жизни. Он становится знаме­нитым и модным художником.

Весь этот период овеян романтикой. Ярче всего мироощущение Рембрандта этих лет передает известный «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636). Откровенной радостью жизни, ликованием пронизано все полотно.

Язык барокко наиболее близок выражению приподнятого настроения. И Рембрандт в этот период во многом находится под влиянием итальянского барокко.

В сложных ракурсах предстают перед нами персонажи картины 1635 г. «Жертвоприношение Авраама». Композиция в высшей степени динамична, построена по всем правилам барокко.

В эти же 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Офорты Рембрандта - это в основном библейские и евангельские сюжеты, но в рисунке, как истинно голландский художник, он часто обра­щается и к жанру. На рубеже раннего периода творчества художника и его творче­ской зрелости предстает перед нами одно из самых знаменитых его живописных произведений, известное как «Ночной дозор» (1642) - групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока.

Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину: по сигналу тревоги отряд Баннинга Кока выступает в поход. Одни спокойны, уверенны, другие возбуждены в ожидании предстоящего, но на всех лежит выражение общей энергии, патриотического подъема, торжества гражданского духа.

Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический образ эпохи и общества.

Картина уже так потемнела, что ее считали изображением ночной сцены, отсюда ее неправильное название. Тень, ложащаяся от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день.

Со смертью Саскии в этом же 1642 году происходит естественный разрыв Рембрандта с чуждыми ему патрицианскими кругами.

40-50-е годы - это пора творческой зрелости. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Так было, напри­мер, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. Обратившись к картине в 40-е годы, художник усилил эмоциональное состояние.

Он переписал заново централь­ную часть с героиней и служанкой. Придав Данае новый жест поднятой руки, он сообщил ей большую взволнованность, выраже­ние радости, надежды, призыва.

В 40-50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные сто­роны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание. Наибольший ма­териал ему дает Священное Писание, а из него - сцены жизни святого семейства, Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство».

Последние 16 лет - наиболее трагические годы жизни Ре­мбрандта; он разорен, не имеет никаких заказов. Но эти годы полны потрясающей по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы, исключительные по монументальности характеров и оду­хотворенности, произведения глубоко философские. Даже небольшие по размеру произведения Рембрандта этих лет создают впечатление необыкно­венного величия и истинной монументальности. Цвет приобретает звучность и интенсивность. Его краски как будто излучают свет. Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х годов. Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внут­ренним строем. Наибольшей тонкости характеристик Рембрандт достиг в автопортретах, которых дошло до нас около ста. Завершающим в истории группового портрета было изображе­ние Рембрандтом старейшин цеха суконщиков - так называемые «Синдики» (1662), где скупыми средствами Рембрандт создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязей лю­дей.

В годы зрелости (в основном в 50-е годы) Рембрандт создал свои лучшие офорты. Как офортист, он не знает равных в мировом искусстве. Во всех них образы имеют глубокий философский смысл; они повествуют о тайнах бытия, о трагизме человеческой жизни.

Он много занимается рисованием. Рембрандт оставил после себя 2000 рисунков. Это и этюды с натуры, эскизы для картин и подготовки для офортов.

В последней четверти XVII в. начинается упадок голландской живописной школы, потеря ее национальной самобытности, а с начала XVIII столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения