Ваш Выбор: Прошлое, Настоящее или Будущее? ___________________________________________ Интеграционный блок ___________________________________________

Интеграционный блок является заключительным в программе. Опыт, по­лученный в группе, во многом означает открытие и осваивание новых воз­можностей в различных сферах жизни: своих способностей, интересов, взаи­моотношений с другими людьми, новых возможностей в преодолении конф­ликтов, ценностей, идеалов, то есть расширение горизонта человека. С рас­ширением горизонта, с открытием и осваиванием новых возможностей связа­но расширение целей.

Способность человека ставить перед собой цели, адекватные его внутрен­ней сущности, связана с полнотой самоосуществления. Подходя ближе к тому, чтобы быть самим собой, человек берет в свои руки управление своей жизнью и поведением и постепенно приближается к тем целям, к которым он хочет идти. Быть тем, кто ты есть на самом деле, - жизненный путь, который можно описать как нащупывающее, неуверенное поведение, с помощью которого человек, исследуя, движется к тому, кем он хочет быть. Он решает, какие дей­ствия и линии поведения для него значимы, а какие - нет. Ответственно управ­лять собой - значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбора. Обретение целей жизни приводит к интеграции личности .

Данный блок имеет своей целью обращение к прошлому и моделям буду­щего, к целям и стремлениям участников, интеграцию опыта, завершение ра­боты группы.

Он логически делится на два этапа.

Первый этап посвящен интеграции во времени, то есть укреплению един­ства прошлого, настоящего и будущего, представлений участников о времени, о возможности учиться на своем прошлом опыте и планировать, представлять будущее. Целью данного этапа является и развитие способности самостоятель­но определять цели своей жизни, способности к самопроекции себя в буду­щее.

Второй этап посвящен интеграции опыта, полученного на занятиях, пси­хологическому завершению групповой работы.

ИНТЕГРАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ

Целостное представление о своем жизненном пути особенно важно в подростковом возрасте, когда представления о себе и своей жизни претерпевают существенные изменения, и человек выбирает свою дорогу. Особое звучание приобретает данная тема для воспитанников детского дома, для которых характерно ощущение дискретности собственной жизни. Большинство из них неоднократно оказывалось в ситуациях переживания потери: утрата (разлука) с матерью, семьей, переходы из учреждения в учреждение, когда рвутся связи с привычным местом, вещами, людьми. Ребята осознанно стараются «не ворошить прошлое», которое наполнено для них болью, кроме того, травматический опыт в виде страхов и недоверия привносится в новыеотношения с другими людьми. Живя в условиях коллективного воспитания, дети не приобретают достаточного опыта самоопределения, самостоятельного го выбора целей и оценки своих возможностей. Ответственность за свою жизнь сваливается на них очень резко в момент выхода из детского дома. Они остро начинают чувствовать себя «выкинутыми», «никому не нужными». Неумение прислушиваться к своим потребностям и определять свои цели и жизненные пути приводит к тому, что жизненный путь выпускников сиротского учреждения складывается стихийно и часто не лучшим для него образом.

Первая часть блока начинается с обращения к представлениям детей о времени, о своем прошлом и будущем, затем достаточно большое место занимают темы, посвященные постановке целей и планированию. В завершении данной части эти темы переплетаются, группа вновь обращается к линии своей жизни, к перспективам и личным целям участников.

УПРАЖНЕНИЕ «ВАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ»__________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ» ______________________________

Участникам предлагается с закрытыми глазами после команды «начали» уловить тот момент, когда пройдет минута. «Как только, по вашему мнению, минута пройдет, молча поднимите руку и откройте глаза. Продол­жайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза».

Участники разделяются на три группы: тех, кто под­нимает руку раньше того момента, когда истечет ми­нута, тех, кто поднимает руку позже, и тех, кто доста­точно точно поднимает руку. Можно обратить внима­ние на то, что определенное восприятие времени свя­зано с настроением, состоянием. При проведении нами этого упражнения, дети говорили о том, что скука, тос­ка, напряженность ожидания связаны с ощущением «тянущегося» времени и тогда кажется, что минута прошла быстрее, чем на самом деле. Радость, инте­рес, увлеченность, наоборот, способствуют «заигры­ванию», тому, что кажется, что время «пролетает».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СТРЕЛА ЖИЗНИ» __________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ» _______________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОШЛОЕ-НАСТОЯЩЕЕ-БУДУЩЕЕ»____________________

Модификация. Выбирается доброволец. «Эта линия на полу будет обозначать всю твою жизнь. Пусть кто-то из участников будет обозначать начало твоей жизни, другой участник - сегодняшний момент, и третий - конец твоей жизни. Пройди по этой линии, останавливаясь на разных участках, и расскажи, какова твоя жизнь в эти разные периоды».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЛИНИЯ ЖИЗНИ»______________________________________

Детям предлагается провести линию своей жизни на листе, разделенном пунктиром посередине на верхнюю и нижнюю половины. Когда линия будет заходить за пунктир на верхнюю половину, это будет связано с позитивными событиями жизни, с успехами и радостями. Когда линия будет ниже пунктира, то это будет отражать неудачи, горе, негативный опыт. Участникам предлагается нарисовать линию своей жизни, включая все прошлое, от рождения до настоящего, и будущее, как они представляют себе его, до самой смерти, а также отметить точку сегодняшнего дня.

При обсуждении обращается внимание, на что ориен­тируется ребенок, линия находится больше в верхней или нижней части листа, насколько много перепадов линии. Диапазон отклонений от горизонта - это труд­ности и радости, но это и богатый опыт, который мож­но учесть, чтобы двигаться более прямо и «высоко».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СЕГОДНЯ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ТВОЕЙ ОСТАВШЕЙСЯ ЖИЗНИ»_

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПИСЬМО СЕБЕ В 2010 (2020) ГОД»______________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ТВОЯ ЖИЗНЬ»_______________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» __________________________

Инструкция.

Обсуждение:

«Путник шел по дороге, которая называлась "Жизнь". Дорога привела его к перекрестку. Путник остановил­ся, осмотрелся и задумался. По какому пути идти даль­ше?

Представьте себя на месте этого путника... О чем вы думаете, что вы чувствуете? Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты.

Куда вы хотите придти? Что вы возьмете с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему вам предстоит научиться?»

Какие пути получились? В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Что этому способствует? Важно обратить внимание на связность прошлого и настоящего, настоящего и будущего. Чем отличается прошлый путь от настоящего и будущего? Что общего между ними? Какова цель этого пути? Как вы узнаете, что ваша цель достигнута? Что вам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Какие условия, средства, возможности?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «КИНО»_______________________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ВЕЧЕР ВОСПОМИНАНИЙ»_____________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ»_________________________________

Это модификация упражнения «Сделать желание реаль­ным» из Личностного блока программы.

Выбирается доброволец, ему предлагается представить какую-то свою цель и шаги, которые необходимо сделать, чтобы ее достичь. Например, он хочет поехать домой на вы­ходных. Для этого надо решиться, надо сказать воспи­тателю, надо сделать домашнее задание. Водящий на каждый шаг выбирает участника, который символизи­рует этот шаг. Когда доброволец проходит шаг, то есть «преодолевает» первое препятствие, то этот шаг стано­вится уже его помощником. И если встречается препят­ствие, то помощники могут посоветовать, что делать. После выполнения упражнения водящий рассказыва­ет о своем впечатлении, своих чувствах, переживани­ях, что ему помогало, что было для него сложным и как он чувствует себя сейчас, когда достиг своей цели.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЦЕЛИ И ДЕЛА»_______________________________________

Инструкция.

«Важно отличать дела от целей. Дела - то, что можно сделать. Например, цель - хорошо отдохнуть вечером, а дела, ведущие к ней, могут быть различными: при­гласить гостей, позвонить и договориться о встрече, договориться с кем-то пойти на дискотеку, прибрать в комнате чтобы спокойно смотреть телевизор и т. п. А теперь за 2 минуты придумайте максимум способов, как отдохнуть вечером. Проявите как можно больше изобретательности, потренируйте свою фантазию. Пи­шите не останавливаясь, без пауз. А теперь давайте поделимся своими планами на вечер». Наиболее часто встречающийся способ отдыха ведущий записывает на доске. И предлагает детям назвать те дела, поступки; которые помогут осуществить этот способ отдыха. Список дел составляется на доске.

Затем детей просят определить, сколько времени они готовы потратить на выполнение этих дел и к какому сроку эти дела должны быть завершены.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПЛАНИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО»_________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»____________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ ПОДУШКА» __________________________

Инструкция.

Обсуждение.

Оно дает возможность детям выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие участники, группы внимательно эти желания выслушивают и принимают всерьез. Для этого упражнения нужна небольшая подушка.

«Сегодня у нас есть волшебная подушка. Я ее положу в центр круга. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Возможно, оно будет связано с кем-то из ребят, или со мной, или со школой. Но это может быть и совсем другое желание. Например, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас была собака... Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу...» Все остальные будут внимательно его слушать».

Слушали ли тебя остальные ребята? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные дела­ния? Когда ты набрался смелости, чтобы рассказать о своем желании? Есть ли у тебя желания, которые мо­гут выполнить учитель, воспитатель, ребята?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ДОТЯНИСЬ ДО ЗВЕЗД» ____________________________

Инструкция.

Упражнение дает детям возможность набраться опти­мизма, укрепить свою уверенность в том, что они спо­собны достигать цели.

«Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представьте себе, что над вами ноч­ное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на ка­кую-нибудь особенно яркую звезду, которая связы­вается у вас с мечтой, желанием или целью... Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотя­нуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед со­бой...

Теперь выберите у себя над головой другую звездоч­ку, которая напоминает о другой мечте... Потянитесь обеими руками как можно выше и сорвите эту звезду. Положите ее рядом с первой».

Можно дать возможность детям сорвать несколько звезд. Обсуждение может касаться значений некото­рых звезд для детей.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «20 ЖЕЛАНИЙ»_______________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «4 СФЕРЫ»___________________________________________

Инструкция.

«Что бы вы делали, если бы могли все? О чем вы мечтаете, каковы ваши желания и цели на ближайшие пять недель, пять месяцев, пять лет? Люди вкладывают энергию в различные сферы своей жизни. Можно выделить четыре основных сферы, хорошо, если энергия распределяется равномерно между ними .

Подумайте и напишите, как будете использовать свою энергию и время? Что будете делать для физического аспекта, для красоты своего лица, фигуры, для своего здоровья (тело)? Что будете делать для своей работы, увлечений, карьеры (деятельность)? Для семьи, друзей, школы (контакты)? Для своего будущего, для творчества (фантазии)? Для города, страны, человечества, например для достижения мира?»

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛАНИЕ МИРУ»____________________________________

Обсуждение:

Упражнение позволяет обратиться к общечеловеческим ценностям и целям. Группа разбивается на две команды. Каждая выбирает одну из предложенных тем. Например: «Как можно сберечь воду?», «Как можно защищать животных?», «Как сделать нашу страну богатой?», «Как уменьшить число одиноких людей на земле?». Или какую-то другую проблему по собственному усмотрению.

Каждая команда размышляет над этой проблемой. Составляет речь, рисует плакаты, лозунги. Команды по очереди выступают со своими предложениями.

Как протекала работа в твоей группе? Почему важно, чтобы дети интересовались мировыми проблемами? Доволен ли ты результатами работы группы?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ПОКРОВИТЕЛЬ»_________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «РЕСУРСЫ»__________________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»__________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЛИЧНЫЙ ГЕРБ» ___________________________________

Обсуждение:

Детям выдается лист бумаги в форме классическо­го герба и предлагается создать свой герб. Верхняя его часть разделена на две. Левая половина посвя­щена прошлому: «Мои главные достижения», пра­вая часть - будущему: «Мои главные цели в жизни». В нижней части отражается «Девиз моей жизни». После обсуждения содержания частей герба, детям предлагается придумать, что и какие символы мо­гут выразить их ответы на эти вопросы, и оформить свой герб.

Что изображено на твоем гербе? Почему ты выбрал такой девиз? Чем, ты думаешь, он может быть поле­зен для тебя? В каких ситуациях он может быть для тебя бесполезен или даже ограничивать твои воз­можности? Что есть похожего в гербах? Какие от­личия?

Притча.

Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека - его прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: «Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу ваши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы уже не один раз спорили и я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений». «А с этим невозможно согласиться, - сказал другой, - если бы ты был прав, человек был бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас - я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Мое представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен не потому, что мы уже привыкли спорить друг с другом, а потому что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли». «Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее существуют только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни - ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминания о прошлом счастье - грустны, ожидание будущего счастья - тревожно! А когда я вступаю в спор, я должен учитывать то соотношение сил и тот узор аргументов, которые сложились в настоящий момент». И мудрецы долго еще спорили, наслаждаясь неспешной беседой. И я не знаю, кто из них победил в споре [цит. по 4].

Эту притчу можно разыграть с детьми. Можно предложить детям предста­вить себе как разворачивался спор мудрецов дальше, точка зрения какого муд­реца ближе для них. Можно нарисовать мудрецов и подписать свои слова каж­дому из них - о прошлом, настоящем и будущем.

Притча.

Притча.

ЗАВЕРШЕНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

В начале этого этапа можно взять большой лист ватмана и повесить его на стене в комнате для занятий. В последующие дни каждый может оставить на этом листе какую-то надпись, рисунок, которые отражали бы, что он получил на занятиях. На одном из последних занятий дети обсуждают общий плакат, делятся своими впечатлениями.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СТРОИМ ГОРОД»_____________________________________

Лист ватмана или стекло покрывается слоем пласти­лина. Каждый участник группы кладет свою ладонь и обводит отпечаток руки. Это его дом. Он что-то строит на своей территории из пластилина. Затем эти территории соединяются в один город. Цель этого этапа - активизация взаимодействия между участниками группы. Дороги строятся компактно, с заходами в соседние дома, таким образом создавая единую сеть коммуникаций, социальных связей. Такой навык строить взаимодействие, создавать круг друзей поможет им в будущем получать поддержку друг друга и строить новые связи.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЖЕЛАНИЕ»________________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК»_______________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕМОДАН В ДОРОГУ»_________________________________

Инструкция.

«Наша работа подходит к концу. Мы, конечно, будем встречаться, но не будем больше собираться здесь всей нашей группой и заниматься. Мы провели здесь много времени и многое узнали друг о друге. Сейчас мы для каждого из нас соберем "чемодан" – соберем качества и особенности, которые проявлялись на наших занятиях. Каждый из нас будет выходить из комнаты, а оставшиеся будут решать, какие качества мы ему соберем: мы возьмем одно качество, которое нам по­нравилось, из тех, что уже есть у участника и одно ка­чество, которое нам хотелось бы, чтобы он изменил. Выбирать качества будем все вместе, чтобы между нами было согласие по поводу этих выборов. Кто хо­чет выйти первым?».

Вариант. Каждому участнику на листке пишут, что нравится в этом учас­тнике и что хотелось бы, чтобы было изменено... А для ведущего пишут, что понравилось в занятиях и что хотели бы изменить.

Что важнее для вас: Прошлое, Настоящее или Будущее?

Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее.

Один из них сказал:

- «Моё Прошлое делает меня тем, кто я есть . Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, по тому, что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался.

Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу ваши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы уже не один раз спорили, и я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений».

«А с этим невозможно согласиться, - сказал другой, - если бы ты был прав, человек был бы обречён, как паук, сидеть день за днём в паутине своих привычек.

Человека делает его Будущее . Не важно, что я знаю и умею сейчас – я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Моё представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия зависят сейчас не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать.

Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен не потому, что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли».

«Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что Прошлое иБудущее существуют только в наших мыслях.

Прошлого уже нет. Будущего ещё нет. И не зависимо от того, вспоминаете вы о прошлом, мечтаете о будущем, действуете вы только в Настоящем».

Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни – ни прошлое, ни будущее нам не подвластно.

Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминания о прошлом счастье – грустны, ожидание будущего счастья – тревожно!

Наше прошлое – это наш опыт, знания, память. Отречься от всего этого равносильно потере самого себя. Но как не жалеть об упущенных возможностях, о пропавших надеждах, когда одни воспоминания вызывают невыносимую боль?

С этим надо научиться жить. Мудрец был прав. Изменить ни прошлое, ни будущее мы не в силах.

Именно сегодня, в Настоящем времени мы создаем свою Судьбу.

Да, для этого надо быть достаточно сильным и спокойным. И Действовать!

Чтобы вовремя отреагировать, … И не переживать по поводу своих неоправданных надежд или несбывшихся иллюзий…

Потери они были и есть у всех…

Имейте мудрость принимать их, как неизбежность и просто по умолчанию знать – то что случилось, это к лучшему !

И жизнь тогда не станет для вас нескончаемой цепочкой сожалений о потерянном, или страхов перед будущим.

Нам дано в этой жизни великое благо – Право Выбора.

Сегодня и сейчас.

От нашего Выбора зависит наше Будущее…

Тогда наше Будущее придет к нам со светлой улыбкой, а Прошлое дружелюбно помашет вслед.

Ни сожалеть, ни вздыхать, ни грустить нам будет не о чем.

Живите, радуйтесь и любите сегодня. Здесь и Сейчас несите в мир добро, любовь, делитесь счастьем.

И когда вы настроены на лучшее, вы увидите, как много приятных подарков ждет вас за очередным поворотом жизни…

А все пути, которые вы будете выбирать, будут вести вас к Счастью. Потому что Счастье – это и есть путь. И оно будет жить внутри вас.

P.P.S. Помните, что помогая себе, вы помогаете другим. И это также работает и в обратную сторону – помогая другим, помогаете себе. Мы будем благодарны вам, если вы оставите нам отзыв о наших материалах, поставите лайк и поделитесь информацией со своими друзьями.

Будьте щедры, ставьте лайки и делитесь материалами со своими друзьями!



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История развития психологии памяти и экспериментальные исследования. Органические основы памяти. Характеристика процессов запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Эйдетизм как явление исключительной, феноменальной памяти.

    реферат , добавлен 25.11.2014

    Характеристика памяти как психического процесса. Виды памяти и их особенности. Познавательные процессы и сознание младшего школьника. Произвольное и не произвольное запоминание. Формирование приемов осмысленного запоминания у младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2016

    Определение памяти как высшего психического процесса. Сущность и взаимосвязь запечатления, сохранения, забывания, воспроизведения, узнавания. Мнестические процессы, формы их организации и индивидуальные особенности. Физиологическая основа представлений.

    реферат , добавлен 14.05.2009

    Разделение памяти на уровни по продолжительности сохранения информации. Влияние многократной повторяемости событий и мотивации на эффективность запоминания. Особенности процессов кодирования, хранения (архивации), извлечения и забывания информации.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2012

    Основные теоретические представления о феномене памяти в психологической науке. Характеристика процессов произвольного запоминания, сохранения информации, забывания и воспроизведения. Возрастные особенности памяти у детей младшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2014

    Показатели взаимодействия процессов памяти. Физиологические основы процессов памяти. Экспериментальное исследование особенностей произвольного осмысленного запоминания и общей продуктивности памяти учащихся в процессе учебной деятельности, ее коррекция.

    дипломная работа , добавлен 01.07.2011

    Характеристика основных процессов, происходящих в структуре памяти: запоминания, воспроизведения, сохранения и забывания усвоенной информации. Особенности механизмов сопротивления и вытеснения. Роль мнемических процессов в управленческой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 02.07.2013

    Общее понятие памяти и ее виды. Характеристика ее основных процессов. Особенности развития памяти у дошкольников. Анализ процесса запоминания информации у детей. Упражнения, направленные на развитие памяти. Сущность механического и смыслового запоминания.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2012

Что важнее: прошлое, настоящее или будущее?

Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее.

Один из них сказал:

— «Моё прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, по тому, что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался.

Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу ваши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы уже не один раз спорили, и я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений».

«А с этим невозможно согласиться, — сказал другой, — если бы ты был прав, человек был бы обречён, как паук, сидеть день за днём в паутине своих привычек.

Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас – я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Моё представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия зависят сейчас не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать.

Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен не потому, что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли».

«Вы совсем упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существуют только в наших мыслях.

Прошлого уже нет. Будущего ещё нет. И не зависимо от того, вспоминаете вы о прошлом, мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем.

Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни – ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминания о прошлом счастье – грустны, ожидание будущего счастья – тревожно!

Наше прошлое – это наш опыт, знания, память. Отречься от всего этого равносильно потере самого себя. Но как не жалеть об упущенных возможностях, о пропавших надеждах, когда одни воспоминания вызывают невыносимую боль?

С этим надо научиться жить. Мудрец был прав. Изменить ни прошлое, ни будущее мы не в силах. В настоящем времени, сегодня мы вершим свою судьбу.

Для этого надо быть достаточно сильным и спокойным. Чтобы вовремя отреагировать, правильно принять решение, не совершить непоправимое. А мы в это время ностальгируем о том, что из-за Васи я не вышла замуж за Эдика, а из-за Эдика не поступила в институт!

Нам дано в этой жизни великое благо – право выбора. Сегодня и сейчас. От нашего выбора зависит наше будущее, от трудолюбия и настойчивости зависит, достигнем ли мы выбранной цели.

Именно он называется жизнь?

Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь?

Сидим мы как-то и беседуем с пациенткой «за жизнь». Так часто бывает, проблема, послужившая поводом для обращения, разрешена, но по-хорошему нужно еще несколько встреч, чтобы «размыть» фон, на котором эта проблема возникла. Ну например, живет девушка с идеей, что она маленькая и ни за что не отвечает. Вокруг роятся какие-то мужики, чего-то просят, обижаются. Нужны они ей или не нужны - не понятно, чего лезут тоже не ясно. А один из них муж, другой начальник, третий, друг детства, чего-то себе то ли возомнивший, то ли вспомнивший. Плюс сын, который не хочет учиться, плюс мама, которая полагает, что ты еще маленькая, плюс папа, который с мамой разошелся но продолжает жить с нею в их старенькой двушке со смежными комнатами...

Естественно от всего этого можно сбеситься. Но только в том случае, если полагаешь, что никак не отвечаешь ни за то, кто и зачем к тебе лезет, ни за то, кем считают тебя твои дети и твои родители, ни за то, что за мысли в твоей голове возникают и какие при этом родятся эмоции.

Но как только это самое чувство ответственности возникает, человек принимается сам обустраивать свою жизнь, окружает себя людьми приятными и полезными, сам как может старается быть им полезным, начинает отличать нужду от блажи, любовь от влюбленности, созерцание от безделия, жизненную вовлеченность от пустоты, светлых людей от мутных, ну и так далее.

С точки зрения медицины это состояние «душевной взрослости» полезно тем, что надежно защищает человека от разного рода неврозов, панических атак, страхов и депрессий. Естественно, скоро такое видение жизни не возникает, его нужно осторожно нарабатывать. В работе с доктором это больше всего и напоминает некий приятельский треп «по душам». Сидишь, слушаешь, что-то говоришь, стараешься быть образным, к месту цитируешь великих, вспоминаешь притчи, поправляешь, где можешь какие-то «невыгодные» воззрения пациента. Собственно, об одном таком промелькнувшем в том разговоре моменте мне и хотелось бы рассказать.

Момент вот какой. Итак, Ирина: как говорил наш проректор по научной работе: «Прошлое - умерло. Будет будущее или нет - неизвестно. Остается настоящее. Им и следует жить!». И как-то эта фраза меня неприятно зацепила. Наверное этим страшным словом «умерло». Сразу возник протест.

Как это так, прошлое умерло?!

Мне нравится мое прошлое. Я люблю вспоминать, что и как со мной было. В какой-то степени я этим прошлым живу... У меня хорошее, доброе и теплое прошлое. Что-то удавалось, что-то получалось очень хорошо, значит умею. Если что-то не получалось, то понятно почему, в чем я допустил оплошность. Значит есть уверенность, что дальше буду осмотрительным и сумею снова в это не вляпаться.

Случалось, терял деньги, ручался за людей, которые потом меня подводили. И опять же, никак это веру во все хорошее во мне не поколебало, просто научило сотрудничать с людьми, видеть, что у кого на уме и насколько можно ему доверять. И те небольшие деньги, что я за эту великую науку заплатил, мне сейчас ну никак не жалко. Случалось расставаться с любимыми. И как-то хорошо и примирительно сейчас вспоминаю их. И получается одинаково хорошо, и то что были они в моей жизни, и то, что из нее ушли. Тепло и мирно вспоминаю родителей.

Практически прошлое, личная история жизни нас формирует. Если тебе нравится твоя настоящая жизнь, тебе уже есть, за что поблагодарить свое прошлое. По сути, у тебя есть все основания поблагодарить свое прошлое уже за то, что ты до сих пор жив и относительно здоров.

Согласен, к прошлому надо уметь относиться правильно, конструктивно, тогда оно станет мощным ресурсным источником уверенности в настоящем и надежд на лучшее в будущем. И такому КОНСТРУКТИВНОМУ отношению надо учиться. Но чему ты тут будешь учиться, если живешь с уверенностью, что прошлое умерло? И откуда тогда скажите эти постоянные бередящие душу воспоминания, которые будут непременно, если со своим прошлым не работать?!

Вот смотрите: живет человек с идеей, что в прошлом все у него, бедного, было плохо. И девушки его не любили, и с карьерой не клеилось. Ну и что он будет думать о будущем? Скорее всего, что и в будущем его ничего хорошего не ждет. А настоящее? Одна тревога. Ведь если жизнь его текла от одной неприятности к другой, то каждую минуту с ним может что-нибудь случиться. Ну и что он будет делать? Бухать! Подумывать о самоубийстве.

А что следовало бы делать?

Во-первых догадаться, что прошлое отнюдь не равно нашим думкам о прошлом. Прошлое могло быть любым. А вот думки могут оказаться или хорошими или плохими. Когда мой пациент говорит мне: «Ах доктор, у меня было трудное детство», я всегда советую добавить: «Как мне кажется». Давайте добавлять этим слова всякий раз, когда мы что-то такое изрекаем. Например: «Моя жена меня не любит». И тут же добавляем «Как мне кажется». Или фраза «Мои дети меня не любят». Добавляем «Как мне кажется». Потому что, «как мне кажется», оставляет шанс для другого, в том числе и прямо противоположного суждения: «Может и любит, да только я не вижу». Пусть хоть так.

А будущее? Вот получил человек известие, что через неделю ему подарят «Мерседес». А другой получил известие, что через неделю у него за долги заберут последнюю «Ладу Калину». Что первое событие, что второе, произойдут ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ. Но, согласимся, два этих персонажа проведут эти семь дней очень по-разному. Во всем по-разному! У них будет разное настроение, разный аппетит, разное отношение к сексу, даже случись им писать статью, у первого (с мерседесом) статья получится не в пример лучше.

Ну и как? Влияет будущее на настоящее или нет? А раз влияет, то и с будущим, вернее с отношением к нему, с построением планов, тоже нужно уметь работать. А то запланируешь что-нибудь непосильное и будешь метаться, хватаясь то за голову, то за сердце.

Разница принципиальная. Думки о настоящем отражают не столько реальность, сколько наше к ней отношение, перемноженное на наше отношение к себе, к жизни, к смерти и прочему. Один живет с думкой «Ничего-то мне не светит», другой с идеей «Жизнь прекрасна и удивительна!».

Но давайте не о думках, а об ощущениях. Тут я согласен — принцип «Живи здесь и сейчас!» можно признать базовым в современной позитивной психологии. Ощущения приятны, ощущения говорят нам, что мы живы, что нам хорошо, что мир вокруг нас полон света и радости. Ветерок ласкает кожу лица, приятно пощипывает мороз, грудная клетка раскрывается от входящего в нее на вдохе воздуха. И масса ощущений от общения, от созерцания природы, картин, фотографий, фильмов, от секса, от пищи...

Эти ощущения безусловно лечат и от плохих воспоминаний и от печальных думок и от тревог, связанных с не очевидным будущим. Но согласимся, если у нас все хорошо с прошлым, если помыслы наши чисты, а надежда светла, эти ощущения, если мы их замечаем и удерживаем, прямо роднят нас жизнью, наполняют любовью, делают взрослыми.

И тогда, с учетом всего вышесказанного формула счастья могла бы выглядеть так — люби свое прошлое, надейся на лучшее в будущем и живи настоящим!

Доктор медицинских наук, диетолог, психотерапевт Михаил Гинзбург

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения