Cочинение «Чацкий и Фамусов. Сравнительная характеристика героев. Образ и характер характеристика Фамусова по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

А.С. Грибоедов не случайно подбирает Фамусову его фамилию. На латыни «фама» звучит как "молва", а "фамосус" на латыни значит "знаменитый". Зная это, каждый читатель уже с первых строк произведения понимает, что речь идет о важной персоне, занимающей высокое положение в обществе. Титулованный помещик, богатый барин, состоящий в родстве с именитым вельможей Максимом Петровичем, Павел Афанасьевич Фамусов вращается среди важных, почтенных московских персон и крупных чиновников, часто принимая их у себя в доме.

Фамусов - человек, для которого суждения молвы и общества важнее собственного мнения. В финале пьесы Фамусов не спешит поддержать свою разочарованную в любви дочь. Павла Афанасьевича больше всего на свете волнует мнение княгини Марьи Алексевны о событиях в его собственном доме.

Образ Фамусова достаточно реалистичен и красноречив. Перед читателем Павел Афанасьевич предстает и заботливым строгим отцом, и важным чиновником, и барином, свято чтящим вековые традиции. Он незлобив, остроумен, всегда радушно принимает своих гостей, покровительствует своим родственникам и знакомым. Как и всякий человек, бывает вспыльчив и ворчлив. Ничто человеческое ему не чуждо, ни добродетели, ни пороки.

Он всячески заискивает перед теми, кто выше его рангом, льстит тем, от кого зависим. Как нелепо и смешно выглядит Фамусов, оказывая у себя дома чрезмерное внимание тупому солдафону Скалозубу, нахватавшему с помощью лести наград и отличий! Совсем другим тоном Павел Афанасьевич обращается к прислуге, называя их ослами и не церемонится с выбором слов и выражений. Общаясь с Молчалиным, он ни на минуту не дает тому забыть, что приютил его у себя в доме, облагодетельствовав его службой. Фамусов постоянно обращается к Молчалину на "ты", демонстрируя снисходительно-покровительственный тон начальника-благодетеля. Учитывая высокородное происхождение Чацкого, Фамусов общается с ним на равных. С дочерью Софьей Павел Афанасьевич общается как всякий любящий отец, то пожурит ее, то приласкает, то преподаст урок неопытной девушке.

Речь Фамусова - яркое выражение его своеобразной натуры. Павел Афанасьевич общается с окружающими как типичный московский барин. Он часто использует слова, присущие простонародью: мочи нет, уморить, неужто, прозябли, отдушничек, бить баклуши, невзначай. Такая исконно русская речь Павла Афанасьевича свидетельствует о том, что он - русский барин и хорошо знает традиции своего народа. В своей речи Фамусов иногда использует и слова иностранного происхождения, называя Чацкого карбонарием. Рассказывая Чацкому о царском приеме, он использует иностранное слово куртаг, обозначающее приемный день в царском дворе. Невзирая на относительно богатый словарный запас, Фамусов не использует научных терминов, что свидетельствует о его ограниченности. В его лексиконе отсутствуют и слова, передающие глубокие душевные переживания, так как Павел Афанасьевич по большому счету - обыватель, которого не очень волнуют житейские проблемы. Он доволен тем, что имеет и лишен высоких стремлений и побуждений. Его ограниченность особенно ярко проявляется, когда его гости рассуждают о вреде учения и книг. Фамусов поддерживает их и предлагает сжечь все книги, от которых, по его мнению, исходит все зло. Фамусов пребывает в глубокой уверенности в том, что крепостное право непоколебимо и единственно правильное. Он восхищается былыми временами и старыми порядками, яростно отвергая все новое и непонятное.

В известном произведении "Горе от ума" А.С. Грибоедов ярко и реалистично показал Фамусова как типичного представителя русского дворянства начала XIX века и яростного защитника реакционного самодержавного строя, олицетворяющего косную и отсталую Россию того периода.

Он (Чацкий) вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу "один в поле не воин".Нет, воин, если он Чацкий...

И.А.Гончаров.

А.С.Грибоедов-автор бессмертной комедии "Горе от ума", оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое место.Комедия “Горе от ума” стала первой в истории русской литературы реалистической комедией.В образах комедии Грибоедов с точностью воспроизвел "великосветское общество" того времени, показал конфликт между двумя противоположными сторонами-Чацким и Фамусовым, представителями "века нынешнего" и "века минувшего".

Павел Афанасьевич Фамусов-яркий представитель "века минувшего", недалекий управляющий в казенном месте, жестокий крепостник.Фамусову ничего не стоит унизить достоинство своего слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что "на поселенье".Помещики не считают своих крепостных людьми.Например, старуха Хлестова ставит свою служанку наравне с собакой:

От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку.

Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу.Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения:

Чтоб наших дочерей учить всему -

И танцам!и пенью!и нежностям!и вздохам!

И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку, а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился", да и учителей для своих детей. Фамусов так говорит о свободе мысли:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей и дел, и мнений

И его окончательное слово о просвещении и образовании в России-"забрать все книги бы, да сжечь".

Представители "фамусовщины" думают только о чинах, богатсве и выгодных связях.К службе они относятся формально, они видят в ней только средство сделать карьеру. "Мне только бы досталось в генералы",-говорит полковник Скалозуб, органиченный и грубый человек.Фамусов тоже не скрывает своего отношения к службе:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Фамусов служит не делу, а лицам.Он не хочет служить родной стране, его не волнует будущее родины и своего народа, служба для него-источник чинов, наград и доходов.Идеалом для Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, "сгибался вперегиб", "отважно жертвовал затылком", зато был уважаемым человеком, "пред всеми знал почет".

Фамусовскому обществу чужда родная культура, русские обычаи, традиции, даже язык.Чацкий с иронией говорит,что в свете "господствует смешенье языков: французского с нижегородским". Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-"Английского клуба почтенный член до гроба"-говорит, что "дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных". Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова.Каждый мужчина, посещающий его дом, рассматривается хозяином как потенциальный жених для Софьи. Для Фамусова брак по расчету-единственный верный способ выдать дочь замуж.К "кандидату в женихи" предъявляются определенные материальные требования:

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,-

Тот и жених.

Конечно, у возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного и безродного секретаря Фамусова нет шансов, ведь отец строго наказывает дочери:"кто беден, тот тебе не пара".А вот полковник Скалозуб-"и золотой мешок, и метит в генералы". Чины, мундиры, деньги - это идеалы, которым поклоняется “век минувший”. Женщины “к мундирам так и льнут”, “а потому что патриотки”,-говорит Фамусов.

Главный представитель "века нынешнего"-Александр Андреевич Чацкий-молодой, хорошо образованный, умный, благородный, честный и смелый человек.Чацкий совершенно по-другому относится "к звездам и чинам".Он потому и ушел со службы, что "служить бы рад, прислуживаться тошно".Он ненавидит карьеризм и подхалимство:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!...

Но между тем кого охота заберет,

Хоть в раболепстве самом пылком,

Теперь, чтобы смешить народ,

Отважно жертвовать затылком...

Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск, осуждает стремление "набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле":

Теперь, пускай из нас один,

Из молодых людей найдется-враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний.

Наиболее остро Чацкий обличает пороки крепостного права. Он с негодованием осуждает "Нестора недодяев знатных", который променял своих преданных слуг на борзых собак, и бессердечного помещика, который

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!

Чацкий выступает также за развитие народной культуры, он осуждает слепое подчинение иностранной моде:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод,

Чтоб умный добрый наш народ

Хотя по языку нас за немцев.

Чацкий привлекает к себе глубоким и острым умом, независимостью суждений, силой воли, мужеством,благородным желанием помочь родине и изменить мир к лучшему.Мне кажется, Чацкий одновременно и победитель, и побежденный, он "проиграл битву, но выиграл войну".Конечно, Чацкий не смог бы за один день изменить фамусовское общество.Гончаров писал:"Чацкий сломлен количеством силы, нанеся ею в свою очередь качеством свежей силы".Фамусовское общество понимает, что не сможет всю жизнь зажимать уши и разбегаться в стороны, спасаясь от правдивых речей героя.Но, тем не менее, он сумел нарушить покой размеренной жизни обитателей Москвы, а это значит, что Чацкий уже победил.

Грибоедов Александр Сергеевич является одним из самых известных русских драматургов. Его перу принадлежит всем известная комедия «Горе от ума». В ней очень хорошо и самое главное правдиво раскрыты характеры героев. Очень точно автор показал насколько разные мысли, действия, поступки бывают в людей.

Действия картины происходят в доме Фамусова и занимают всего сутки. Но и за такое короткое время автору очень хорошо удалось передать характеры героев. Основное внимание приковывают к себе Чацкий и Фамусов. Это два абсолютно противоположных человека. Фамусов был очень хорошим другом отца Чацкого, а тот, в свою очередь, влюблен в его дочь. Но такой жених не устраивает отца. Чацкий не имеет таких достатков, как Фамусов и ведет себя не по нраву ему. Он словесно выступает против московских нравов, ему не сидится на месте и он ни готов плыть по течению. А Фамусов полная его противоположность. Он весь просто растворяется в этих нравах и выхваляет их. По своей натуре домосед и придерживается правила, что чем меньше выступаешь, тем большего можно достичь.

Эти два героя олицетворяют множество людей и в современном мире. Многие смотрят на богатство и стараются угодить всем, кому надо. Но есть и, такие как Чацкий, вечные споры, доказательство своей точки зрения и несогласие с присутствующими режимами. Определить кто из них положительный, а кто отрицательный герой для меня очень сложно. И у того, и у другого есть свои и плюсы и минусы.

Мы говорим о бессмертии комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это не красное словцо. Комедия действительно бессмертна. Вот уже несколько поколений нас, читателей и зрителей, вовлекают в неравнодушный диалог с ее героями, который звучит и взволнованно, и современно. На мой взгляд, столь же современно и сравнение двух главных персонажей, так как это позволяет не только глубже понять идейно-худо-жественные особенности произведения, но и лучше понять значение образов героев для раскрытия вечных ценностных смыслов жизни.

Разумеется, у нас есть основание для сравнения двух самых ярких персонажей комедии - Чацкого и Фамусова. В чем его суть? Да в том, что оба живут в одну переломную эпоху в развитии русского общества, оба по своему социальному происхождению относятся к аристократическим верхам, то есть оба образа типические и социально обусловленные.

Казалось бы, что может объединять столь несхожие персонажи! И все-таки у Фамусова и Чацкого есть некоторое сходство. Вдумаемся: и тот, и другой являются типичными представителями своей среды, оба имеют свой жизненный идеал, оба имеют чувство собственного достоинства.

Однако различий в этих персонажах, конечно, гораздо больше, чем сходства. В чем же оно проявляется ярче всего? Присмотримся к героям попристальнее.

Да, Чацкий умен. «Он не только умнее всех прочих лиц, замечает Гончаров в статье "Мильон терзаний", - но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием». Ум Чацкого сверкает в его пылких монологах, в его метких характеристиках, в каждой его реплике. Правда, мы в основном убеждаемся в вольномыслии Чацкого, а о других сторонах его ума можем лишь догадываться. Но это вольнодумие и есть то главное, что ценит в нем Грибоедов.

Умный человек Чацкий противопоставлен глупцам, дуракам и в первую очередь Фамусову не потому, что тот глуп в прямом, однозначном смысле этого слова. Нет, он достаточно умен. Но ум его противоположен уму Чацкого. Он реакционер, а значит, глупец с общественно-исторической точки зрения, ибо защищает старые, отживающие, антинародные взгляды. Он глупец, потому что его не коснулось просвещение с его высокими идеями добра, гуманизма, облагораживающего влияния знаний на человека. Что касается «свободомыслия» Фамусова, то его хватает лишь на брюзжание в адрес «побродяг» учителей, а также модников - закономерная деталь всей его барской, патриархальной сути.

Чацкий и Фамусов. Чем же еще разнятся эти персоналки? Да хотя бы тем, что оба героя имеют идеалы, но сколь они противоположны!

Идеалом Чацкого является все новое, свежее, несущее перемены. Это образ, в котором достоверно воплощены черты личности гражданского склада.

Каков лее у Фамусова идеал человека? Идеалом для него является дядя Максим Петрович - вельможа екатерининского времени. В те времена, по выражению Чацкого, «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным барином, ел на золоте, «езжал-то вечно цугом»; «когда лее надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Именно таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал» при дворе Екатерины II.

Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем:

Покойный был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат...

Таким людям Фамусов стремится подражать, их способы получения чинов и денег он считает самыми верными.

Отличает главных персонажей и их отношение к деятельности, к службе, рабской морали.

Чацкий, несомненно, из породы деятелей. Он служил. Сфера его недавней деятельности вызывает у Молчалина зависть, у Фамусова - сожаление, возможно, некоторую даже зависть. Ведь Чацкий попал туда, в Петербург, ближе к «министрам», куда, не исключено, хотел бы в свое время попасть и Фамусов. Кредо Чацкого в этом вопросе таково:«Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкого возмущает служба лицам, а не делу, чинопочитание, семейственность.

Чем же является служба для Фамусова? Выполнением гражданского долга? Нет, служба для него - только средство получения наград, чинов и денег. Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Как типичного бюрократа, Фамусова не интересует содержание этих бумаг, он смертельно боится только одного: «Чтоб множество не накоплялось их».

Хвастаясь своим «обычаем», он говорит:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Фамусов нисколько не смущен тем, что свел все служебные обязанности к подписыванию бумаг. Наоборот, он самодовольно хвастается этим.

Разное у героев и отношение к просвещению. Чацкий - гуманист. Как патриот, он хочет видеть свой народ просвещенным, свободным.

Для Фамусова же просвещение - это опасность, угрожающая привычным устоям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:

«Ученье - Вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений...»

Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется и высокой оценке характера, нравственных качеств закрепощенного народа. В противовес клеветническим утверждениям помощи ков-крепостников о крепостном крестьянстве, Чацкий говорит о бодром, умном, то есть, во фразеологии декабристов, свободолюбивом народе.

Фамусов же заядлый крепостник. Он ругает слуг, не стесняясь в выражениях, «ослами», «чурбанами», называет не иначе, как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь ни с возрастом, ни с достоинством человека.

Еще раз задумываюсь над характерами главным персонажей комедии. В чем лее смысл сравнения Чацкого и Фамусова? Почему они противопоставлены друг другу в пьесе?

Думается, что сравнение - великолепный прием, с помощью которого раскрываются идейно-художественные особенности произведения, становится гораздо понятнее замысел автора и его отношение к героям.

Конечно, в какой-то мере и Фамусовы необходимы в жизни, ибо они вносят в общество здоровый консерватизм, устойчивость, традиции, без которых обойтись нельзя. Но цветом общества всегда является интеллигенция, которая будоражит общество, взывает к его совести, будит общественную мысль, жаждет нового. Таким дворянским интеллигентом, человеком декабристского круга, и был Чацкий - герой, завещающий нам любовь к Отчизне, благородное стремление к правде, свободолюбие и стремление служить людям.

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения