А зори здесь тихие описание гали четвертак. Борис Васильев А зори здесь тихие…. Несколько интересных сочинений

Повествующее о судьбах пяти девушек-зенитчиц и их командира в годы Второй мировой войны.

История создания

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Петрозаводск-Мурманск, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось - пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё - повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал.»

Сюжет

Основной сюжетной линией повести является разведывательный поход героев произведения. Именно во время похода происходит познание характеров героев друг другом, проявляются героизм и любовные чувства.

Действующие лица

Федот Васков

Федот Васков уже был на Финской войне, а теперь защищает тыл советских войск. Он - комендант разъезда, к которому после длительных просьб прислать непьющих и не гулящих бойцов, прислали совсем юных девушек, едва переступивших школьный порог.

Васков - единственный выживший из всего своего отряда, однако он потерял руку, занеся инфекцию в полученную рану.

В книге нет прямых указаний на то, что Васков служит в ПВО. Зенитчиц на объект прислали для защиты от авианалётов. Во время Зимней войны Васков был разведчиком.

Женя Комелькова

Очень красивая рыжеволосая девушка, остальные героини поражались её красотой. Высокая, стройная, со светлой кожей. Когда немцы захватили деревню Жени, саму Женю успела спрятать эстонка. На глазах девушки нацисты расстреляли ее мать, сестру и брата.

Во взводе Васкова Женя проявляла артистичность; но и героизму хватило места - именно она, вызывая огонь на себя, уводит немцев от Риты и Васкова. Она же спасает Васкова, когда он борется со вторым немцем, убившим Соню Гурвич. Немцы сначала ранили, а затем расстреляли её в упор.

В фильме роль Комельковой исполнила актриса Ольга Остроумова.

Рита Осянина

Рита Муштакова первой из класса вышла замуж за лейтенанта Осянина, от которого родила сына - Игоря. Муж Риты погиб во время контратаки 23 июня 1941 года.

Во взводе Васкова Рита сдружилась с Женей Комельковой и Галей Четвертак. Погибла последней, всадив себе пулю в висок и тем самым спасая Федота Васкова. Перед смертью попросила, чтобы он позаботился о её сыне.

Лиза Бричкина

Лиза Бричкина - простая деревенская девушка, испытывающая давление со стороны отца. В то же время к ним в дом приходит охотник-путешественник, в которого Лиза влюбляется. Но не испытывая взаимных чувств к Лизе, а видя при этом, в каких условиях растет девушка, он предлагает ей приехать в столицу и поступить в техникум. Но стать студенткой Лизе так и не удалось - началась война.

Лиза утонула в болоте во время выполнения задания старшины Васкова, к которому она питала любовные чувства.

Галя Четвертак

Галя выросла в детском доме. Там же она и получила свое прозвище за низкий рост.

Во время боя с немцами Васков взял Галю с собой, но та, не выдержав нервного напряжения от ожидания немцев, выбежала из укрытия и была застрелена нацистами. Несмотря на такую «нелепую» смерть, старшина сказал девушкам, что та погибла «в перестрелке».

Соня Гурвич

Соня Гурвич - девушка, выросшая в большой еврейской семье. Она знала немецкий язык и могла бы быть хорошей переводчицей, однако переводчиков было много, поэтому ее направили в зенитчицы (которых, в свою очередь, было мало).

Соня - вторая жертва немцев во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти и вернуть кисет Васкова, и натыкается на патрульных диверсантов, убивших Соню двумя ударами ножа в грудь.

Экранизации

Повесть была экранизирована в 1972, 2005 и 2008 годах:

  • « » - фильм режиссёра Станислава Ростоцкого (СССР, 1972).
  • « » - фильм режиссёра Мао Вэйнин (Китай, Россия, 2005).
  • «А зори здесь тихие» - телесериал (Россия, 2008).

Театральные постановки

Кроме того, повесть была поставлена и в театре:

  • «А зори здесь тихие» - спектакль Московского Театра на Таганке, режиссёр Юрий Любимов (СССР, 1971);
  • «А зори здесь тихие» - опера Кирилла Молчанова (СССР, 1973).
  • «А зори здесь тихие» − спектакль Волжский драматический театр, режиссер Александр Гришин (Россия, 2007).
  • «А зори здесь тихие» - спектакль Борисоглебского драматического театра им. Н. Г. Чернышевского (Россия, 2012).

Издания

  • Борис Васильев , Карелия , 1975
  • Борис Васильев , ДОСААФ, Москва , 1977
  • Борис Васильев , Правда , 1979
  • Борис Васильев , Дагучпедгиз , 1985
  • Георгий Березко, Борис Васильев , Правда , 1991
  • Борис Васильев , 2010
  • Борис Васильев , Эксмо , 2011
  • Борис Васильев , Астрель , 2011
  • Борис Васильев , АСТ , 2011
Что стало с актрисами из фильма,А зори здесь тихие...,

Что сейчас происходит в жизни актеров из этого любимого народом фильма.
Говорят, «у войны не женское лицо». Но в Великой Отечественной именно женщины стали главной опорой нашим защитникам, о чем с пронзительной искренностью рассказал в своем фильме «А зори здесь тихие...» по одноименной повести фронтовика Бориса Васильева режиссер Станислав Ростоцкий.

В мае ровно 40 лет назад Ростоцкий сумел пробить свой сценарий будущего фильма на киностудии и получил отмашку начать работу над картиной.

Об этом народном кино мы и решили вспомнить накануне Дня Победы. Мы поздравили исполнительниц главных ролей с праздником и расспросили о съемках и их сегодняшней жизни.


Посвятил фильм спасительнице.

Станислав Ростоцкий говорил, что картина - посвящение русским женщинам и персональная благодарность Анне Чегуновой (Бекетовой), вынесшей истекающего кровью кавалериста Ростоцкого из боя. Анна дошла до Берлина. Потом родила двоих детей, но вскоре ослепла - сказались последствия ранений. Ростоцкий вспоминал:
- Я привез Анну на студию и рассказывал все, что происходило на экране, а она плакала... Я отношусь к женщине на войне как к героине. Главная идея фильма - в центральной фразе: «На таком-то фронте ничего существенного не произошло...» Мы не раз слышали такое по радио. В моей картине фраза звучит, чтобы сказать: «Может, ничего существенного не произошло, но ведь погибли прекрасные люди».


Мастера, создававшие этот легендарный фильм - сам Ростоцкий, главный оператор Вячеслав Шумский, главный художник Сергей Серебренников, гример Алексей Смирнов, ассистент художника по костюмам Валентина Галкина, директор Григорий Рималис, - прошли войну и знали, как сделать материал достоверным. К сожалению, из них в живых сегодня только Вячеслав Шумский.
- Все они побывали в самом пекле, а Валентина Галкина под огнем выносила раненых с поля боя. Они знали все тонкости и нюансы, - рассказал «КП» художник-декоратор фильма Евгений Штапенко. - Никто из зрителей и не заметит, какие подошвы у сапог немецкого десанта, а я вместе со специалистом вкручивал шестигранные шипы в подошвы, чтоб все натурально было.


На Васкова пробовался Вячеслав Тихонов (фото слева внизу), а сыграл Андрей Мартынов. Сегодня он (фото слева вверху) работает в дубляже. Лизой Бричкиной стала Елена Драпеко. Сейчас она (на фото справа) ушла из актрис в большую политику.
Фото: ИТАР-ТАСС

Старшину мог сыграть Тихонов.

Станислав Ростоцкий планировал на роль старшины Федота Васкова кого-то из звездных актеров, а на роли девушек - неизвестных актрис. Первыми пробовали Вячеслава Тихонова и Георгия Юматова. Тихонов был любимым актером Ростоцкого, а фронтовика Юматова выбрал Борис Васильев. Но после кинопроб Ростоцкий продолжил поиск актеров. Следующими кандидатами стали Юрий Оськин из Театра Комиссаржевской и Виталий Шаповалов из Таганки, игравший Васкова на сцене Таганки. Но в итоге героя-старшину сыграл 26-летний актер Московского ТЮЗа Андрей Мартынов. Девушек-претенденток искала по всей стране второй режиссер Ростоцкого Зоя Курдюмова.


Вячеслав Тихонов.


Георгий Юматов


Андрей Мартынов


Елена Драпеко (Лиза Бричкина)

О героине.

Я хотела получить роль Женьки Комельковой. У меня с Женькой общие черты характера, но Ростоцкий убедил сыграть спокойную деревенскую Лизу Бричкину. С Лизой мы мало похожи, и поэтому пришлось меняться. Я «сделала» для нее вологодский говор. Меня и Остроумову каждое утро по два часа «прихорашивали». Ольке покрасили волосы в рыжий цвет и гримировали под Грету Гарбо. А мне гример Алексей Смирнов наклеивал сотню веснушек, да так, чтобы они «сидели» на одном и том же месте.


Что сейчас.
Сегодня заслуженная артистка РСФСР Елена Драпеко - кандидат социологических наук и депутат Госдумы от «Справедливой России». На Московском кинофестивале покажут новый фильм с участием Драпеко «Смерть в пенсне, или Наш Чехов». Свободное время она посвящает выращиванию цветов в своем загородном доме в Ленинградской области и путешествиям - она поставила целью познакомить жителей стран третьего мира с творчеством Александра Пушкина. На родине прадеда Пушкина Ибрагима Ганнибала в Эритрее (Восточная Африка) Елена с единомышленниками на свои деньги установила памятник русскому поэту, а 23 мая откроет памятник Николаю Рериху в Индии.
Первый муж Елены умер, в браке со вторым родилась дочь Анастасия. Сегодня Анастасия - продюсер радио «Маяк» и еще продюсирует Полину Гагарину, победившую на «Фабрике звезд-2».



Елена Драпеко

Ирина Долганова (Соня Гурвич)

О героине.

Актриса признается, что очень страдала на съемках. У ее Сони сапоги на два размера больше - и это в итоге стоит ей жизни.
- Я мучилась с этими сапожищами, постоянно теряя их на ходу. Что только не придумывала: и двойные портянки, и газеты за голенища. Один раз взмолилась: «Станислав Иосифович, на экране же не будет видно сапог! Можно поменять их, а то сил уже нет?» На что он философски ответил: «А достоверное воплощение образа?»



Свою звездную роль Ирина чуть было не упустила. Возвращаясь в Саратов, она не оставила на киностудии своего адреса. Через месяц ректор училища, схватив ее за руку, сказал: «Срочно отправляйся в Москву!» Оказывается, ей много раз звонили, сообщали об утверждении на роль. Но завуч это от нее скрывала. Ирина еле успела, чтобы сыграть сцену на катке с Костолевским, - снег в Москве уже начал таять.


Соню Гурвич сыграла Ирина Долганова. Сейчас она (на фото справа) - актриса Нижегородского ТЮЗа.
Фото: Ольга ШЕМАРУЛИНА.

Что сейчас.

Ирине пришлось делать выбор между распределением в театр и предложением Киностудии Горького остаться в Москве. Решив, что театр - это надежнее, она отправилась в Горький. Спустя несколько лет Станислав Ростоцкий, в доме которого Ирина останавливалась всякий раз, как приезжала в Москву, посетил ее в Горьком и снова предложил переехать в столицу. Но к тому времени Ирина Валерьевна уже была замужем, растила сына и бросать родной город и театр не захотела. В кино снялась всего несколько раз (в том числе в фильме «Мать» Глеба Панфилова). Сегодня прима Нижегородского ТЮЗа, заслуженная артистка России Ирина Долганова преподает актерское мастерство в нескольких детских коллективах и в Нижегородском госуниверситете им. Лобачевского. А еще она известный в городе защитник бездомных животных, помогает им обрести хозяев. Супруг Ирины занимается бизнесом, а сын работает врачом.

Ирина Шевчук (Рита Осянина)

О героине.

Я так проникла в образ своей героини, что уже реально жила ее жизнью. Когда снимали сцену смерти Риты, врач рассказал о последствиях осколочного ранения в живот от разорвавшейся гранаты. Я так детально представила, как задыхаюсь и мучительно умираю, что в кадре потеряла сознание! Все испугались.

Как раз во время съемок Ирина переживала трудный разрыв с любимым мужчиной - популярным актером Талгатом Нигматуллиным, и жизненные страдания еще больше усиливали ее игру...
- У нас был долгий роман. Практически два года неразлучно, а потом только встречи и расставания. Я сознательно пошла на разрыв, но все же для меня это стало тяжелым переживанием.



На Риту Осянину пробовалась Катя Градова (на фото слева внизу), а сыграла Ирина Шевчук. Сейчас Шевчук (фото слева вверху) - гендиректор кинофестиваля «Киношок».


Екатерина Градова.

Что сейчас.
В конце 1970-х заслуженная артистка Украинской ССР Ирина Шевчук вышла замуж за композитора Александра Афанасьева. Сегодня Ирина Борисовна - гендиректор кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок», член правления Гильдии актеров кино России. Недавно, 26 апреля, в Театре киноактера состоялась премьера ее спектакля «Веер леди Уиндермир» (по пьесе Оскара Уайльда). Еще она пишет стихи. Дочь Александра Афанасьева-Шевчук работала на телевидении в программе «Криминал», сейчас снимается в кино (сыграла Ирину Сомову в сериале «Монтекристо»), учится во ВГИКе.


Ирина Шевчук.

Ольга Остроумова (Женя Комелькова)

О героине.

Остроумовой очень хотелось сниматься у Ростоцкого. И она вовсю старалась на пробах. Просила Ирину Шевчук, с которой была в паре, отыграть на пробах максимально хорошо. Говорила:
- Пусть все у нас получится, мне необходимо заполучить Женьку!



Что сейчас.

После премьеры «Зорь...» не появлялась на экранах два года, а потом приглашения в кино посыпались как из рога изобилия. Сегодня Остроумова - народная артистка России, ведущая актриса Театра им. Моссовета. Сейчас она занята в репетициях спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» (по популярному в 1960 - 70-х гг. роману Нодара Думбадзе), премьера которого состоится 13 мая.
Дочь от первого брака Ольга Левитина окончила РАТИ (ГИТИС) и занята в постановках театра «Эрмитаж» и Мастерской Петра Фоменко. У нее уже двое детей. Сын Михаил учится на режиссера. В 1996 году Остроумова вышла замуж за Валентина Гафта, о котором говорит: «Жизнь с Гафтом - это абсолютный подвиг. Когда утром мне нужно побыть одной и настроиться на весь день, он вдруг начинает читать стихи, которые сочинил в пять утра. Приходится слушать...»


Женю Комелькову сыграла Ольга Остроумова. Сейчас она (фото слева) - прима Театра им. Моссовета.


Ольга Остроумова.

Екатерина Маркова (Галя Четвертак)

О героине.

Я очень полюбила свою героиню, хотя вспоминаю съемки со страхом, - призналась «КП» Маркова.
В фильме ее Галя выбегает из кустов с криком «Мама!» и получает выстрел в спину. Ростоцкий захотел сделать крупный план спины с дырками от пуль. В доске просверлили отверстия, прикрепили емкости с красной жидкостью, присоединили электрический шнур и надели на спину Екатерине Марковой. Электрический шнур замыкали, гимнастерка прорывалась изнутри, и со стороны казалось, что течет кровь. Но пиротехники просчитались - гимнастерку разорвало в клочья. По счастью, актриса не пострадала.
А в реальной жизни чудом уцелел на войне отец Марковой. «Папа, фронтовой корреспондент, должен был лететь на передовую. Но, когда самолет уже вырулил на взлетную полосу, приказ отменили, и папа получил другое задание. А самолет сбили через несколько минут. Хочешь не хочешь, а поверишь в судьбу. Если бы папа погиб, я бы не появилась на свет».


Галю Четвертак сыграла Екатерирна Маркова, которая считает, что ей повезло в семейной жизни - 40 лет счастлива в браке с мужем (на фото справа).
Фото: ИТАР - ТАСС и Photoxpress

Что сейчас.

Маркова стала драматургом и писателем. Она автор десяти книг, по ее сценариям сняты 5 фильмов. За сценарий картины «Третий в пятом ряду» награждена на Международном телефестивале в Праге. Недавно вышел ее роман «Плакальщица». В этом году исполняется 40 лет счастливому семейному союзу актера Георгия Тараторкина и Екатерины Марковой. А познакомила их в такси общая подруга актриса Ирина Короткова.
- Муж - самое лучшее, что у меня есть. Я нашла свое счастье, у меня замечательная семья, - призналась «КП» Маркова. - Сын Филипп - историк, пишет докторскую диссертацию, у него двое сыновей. Дочь Анна Тараторкина работает в РАМТе, участвует в спектаклях Театра Моссовета. 9 мая на канале «Россия» состоится премьера фильма «Смертельная схватка», где Анна играет снайпера Ольгу.
И еще все эти годы Екатерина Маркова дружит с Андреем Мартыновым, сыгравшим старшину Васкова.


Екатерина Маркова

Я обрела в нем поддержку и заботу, - призналась Маркова «КП». - Когда мой муж работал еще в Ленинградском ТЮЗе, а я жила в Москве и тоже играла в театре, Андрюша приходил и говорил мне: «Отдохни...» А потом гулял с маленьким Филиппом, кормил его.

После выхода фильма Мартынова пригласили на роль Кирьяна Инютина в «Вечный зов». Много лет Мартынов работал на дубляже -мало кто знает, что его голосом говорит Марлон Брандо в «Крестном отце».
В 1975-м в Германии Мартынов познакомился с литературоведом Франциской Тун, окончившей МГУ и свободно владеющей русским. В том же 75-м они расписались в Германии. Но Франциска не могла переехать в Москву, и через несколько лет брак распался. Их сын Александр - известный театральный художник в Берлине.

О съемках.

Актрисы хотели мыться в бане в купальниках.
***
Натурные съемки проходили в Карелии на берегу Сямозера. Киногруппа жила в Петрозаводске, а «зенитчицы» и «Васков» - в деревне. Целый месяц актрисы вставали чуть свет и под руководством майора маршировали, учились козырять и стрелять, ползали по-пластунски, разбирали и чистили винтовки. В их солдатские рюкзачки с хлебом, котелком, кружкой режиссер подкладывал по два-три кирпича, чтоб тяжелее было.
Снимали в лесах, где было полно клещей. Ростоцкий настоял, чтобы все актрисы сделали прививки. Но сам не привился, и укус клеща достался именно ему!
- Режиссера отвезли в больницу, клещ оказался энцефалитным. И Станислава Иосифовича потом кололи 7 дней подряд. Слава богу, не заболел! - рассказала Маркова.


Когда пришло время «топить» в болоте Лизу Бричкину, актрису Елену Драпеко облачили в гидрокостюм, ведь со дна били холодные ключи. Но в гидрокостюме остается прослойка воздуха. И девушку все время выталкивало. На берегу с чайником стоял Евгений Штапенко и заботливо перед каждым дублем смывал с лица Елены тину. Это выглядело так смешно, что съемка трагической сцены проходила под дружный хохот. Снимали дубль за дублем, а актриса все «не тонула». Тогда с помощью динамита сделали в болоте воронку, но и она не помогла. Пришлось расстаться с гидрокостюмом, и с первого же дубля сняли уходящую под воду актрису.
***


Для банной сцены в кадре нужны были обнаженные женские тела. Но мы долго не соглашались раздеться. Тогда Ростоцкий сказал: «Ну и наплевать! Вот наберу девок из Дома моделей, пусть покажут свои красивые тела, - вспоминает Ирина Долганова. - Но через неделю снова к нам: «Поймите, надо показать, что смерть уродовала юные тела, созданные для материнства!» Тогда мы поставили условие: репетируем только в купальниках и чтобы никого не было в павильоне, кроме оператора. Ростоцкий подавал команды с пульта. На полу лицом вниз лежал Женя Штапенко и подпускал пару. Когда мы влетели в кадр, каждая старалась занять место, чтоб ее поменьше было видно. Катя Маркова нырнула в огромную лохань, и, так как она девушка миниатюрная, из лохани торчали только коленки и голова, да еще и веником прикрылась. Ленка Драпеко легла на полати на живот, и видна была одна спина. Когда все заняли выгодные места, я хитро поступила - села спиной к камере. И на крупном плане как раз моя спина. Так что оголенной осталась только Оля Остроумова.
***


/www.kino-teatr.ru/kino/db/ros/acter/#m" target="_blank">http://www.kino-teatr.ru/kino/db/ros/acter/#m http://www.rusactors.ru/">kp.ru/daily/24485.3/641173/ http://www.kino-teatr.ru/kino/db/ros/acter/#m http://www.rusactors.ru/

Затряслась Четвертак:

Нет!.. Нет, нет, нет! Нельзя так! Вредно! У меня мама - медицинский работник…

Хватит врать! - крикнула вдруг Осянина. - Хватит! Нет у тебя мамы! И не было! Подкидыш ты, и нечего тут выдумывать!..

Заплакала Галя. Горько, обиженно - словно игрушку у ребенка сломали…

Ну зачем же так, ну зачем? - укоризненно сказала Женька и обняла Четвертак. - Нам без злобы надо, а то остервенеем. Как немцы, остервенеем…

Смолчала Осянина…

А Галя действительно была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали: Четвертак. Потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше.

Детдом размещался в бывшем монастыре; с гулких сводов сыпались жирные пепельные мокрицы. Плохо замазанные бородатые лица глядели со стен многочисленных церквей, спешно переделанных под бытовые помещения, а в братских кельях было холодно, как в погребах.

В десять лет Галя стала знаменитой, устроив скандал, которого монастырь не знал со дня основания. Отправившись ночью по своим детским делам, она подняла весь дом отчаянным визгом. Выдернутые из постелей воспитатели нашли ее на полу в полутемном коридоре, и Галя очень толково объяснила, что бородатый старик хотел утащить ее в подземелье.

Создалось «Дело о нападении…», осложненное тем, что в округе не было ни одного бородача. Галю терпеливо расспрашивали приезжие следователи и доморощенные Шерлоки Холмсы, и случай от разговора к разговору обрастал все новыми подробностями. И только старый завхоз, с которым Галя очень дружила, потому что именно он придумал ей такую звучную фамилию, сумел докопаться, что все это выдумка.

Галю долго дразнили и презирали, а она взяла и сочиняла сказку. Правда, сказка была очень похожа на мальчика с пальчика, но, во-первых, вместо мальчика оказалась девочка, а во-вторых, там участвовали бородатые старики и мрачные подземелья.

Слава прошла, как только сказка всем надоела. Галя не стала сочинять новую, но по детдому поползли слухи о зарытых монахами сокровищах. Кладоискательство с эпидемической силой охватило воспитанников, и в короткий срок монастырский двор превратился в песчаный карьер. Не успело руководство справиться с этой напастью, как из подвалов стали появляться призраки в развевающихся белых одеждах. Призраков видели многие, и малыши категорически отказались выходить по ночам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дело приняло размеры бедствия, и воспитатели вынуждены были объявить тайную охоту за ведьмами. И первой же ведьмой, схваченной с поличным в казенной простыне, оказалась Галя Четвертак.

После этого Галя примолкла. Прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Тут ее настигла первая любовь, а так как она привыкла все окружать таинственностью, то вскоре весь дом был наводнен записками, письмами, слезами и свиданиями. Зачинщице опять дали нагоняй и постарались тут же от нее избавиться, спровадив в библиотечный техникум на повышенную стипендию.

Война застала Галю на третьем курсе, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а Галю нет, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но Галя, не сдаваясь, упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил Галю в зенитчицы.

Осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте. Галя растерялась, скисла и тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно.

А не врать Галя просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность И появилась на свет мама - медицинский работник, в существование которой Галя почти поверила сама.

Времени потеряли много, и Васков сильно нервничал. Важно было поскорее уйти отсюда, нащупать немцев, сесть им на хвост, а потом пусть дозорных находят. Тогда уже старшина над ними висеть будет, а не наоборот. Висеть, дергать, направлять, куда надо, и… ждать. Ждать, когда наши подойдут, когда облава начнется.

Но… провозились: Соню хоронили, Четвертак уговаривали, - время шло. Федот Евграфыч пока автоматы проверил, винтовки лишние - Бричкиной и Гурвич - в укромное место упрятал, патроны поровну поделил. Спросил у Осяниной:

Из автомата стреляла когда?

Из нашего только.

Ну, держи фрицевский. Освоишь, мыслю я. - Показал ей, как управляться, предупредил: - Длинно не стреляй: вверх задирает. Коротко жаль.

Тронулись, слава тебе… Он впереди шел, Четвертак с Комельковой - основным ядром, а Осянина замыкала. Сторожко шли, без шума, да опять, видно, к себе больше прислушивались, потому что чудом на немцев не нарвались. Чудом, как в сказке.

Счастье, что старшина первым их увидел. Как из-за валуна сунулся, так и увидел: двое в упор на него, а следом остальные. И опоздай Федот Евграфыч ровно на семь шагов - кончилась бы на этом вся их служба. В две бы хороших очереди кончилась.

Но семь этих шагов были с его стороны, сделаны, и потому все наоборот получилось. И отпрянуть успел, и девчатам махнуть, чтоб рассыпались, и гранату из кармана выхватить. Хорошо, с запалом граната была: шарахнул ею из-за валуна, а когда рвануло, ударил из автомата.

В уставе бой такой встречным называется. А характерно для него то, что противник сил твоих не знает: разведка ты или головной дозор - им это непонятно. И поэтому главное тут - не дать ему опомниться.

Федот Евграфыч, понятное дело, об этом не думал. Это врублено в него было, на всю жизнь врублено, и думал он только, что надо стрелять. А еще думал, где бойцы его: попрятались, залегли или разбежались?

Треск стоял оглушительный, потому что били фрицы в его валун из всех активных автоматов. Лицо ему крошкой каменной иссекло, глаза пылью запорошило, и он почти что не видел ничего: слезы ручьем текли. И утереться времени не было.

Лязгнул затвор его автомата, назад отскочив: патроны кончились. Боялся Васков этого мгновения: на перезарядку секунды шли, а сейчас секунды эти жизнью измерялись. Рванутся немцы на замолчавший автомат, проскочат десяток метров, что разделяли их, и - все тогда. Хана.

Но не сунулись диверсанты. Голов даже не подняли, потому что прижал их второй автомат - Осяниной. Коротко била, прицельно, в упор и дала секундочку старшине. Ту секундочку, за которую потом до гробовой доски положено водкой поить.

Сколько тот бой продолжался, никто не помнил. Если обычным временем считать, - скоротечный был бой, как и положено встречному бою по уставу. А если прожитым мерить - силой затраченной, напряжением, - на добрый пласт жизни тянуло, а кому и на всю жизнь.

Галя Четвертак настолько испугалась, что и выстрелить-то ни разу не смогла. Лежала, спрятав лицо за камнем и уши руками зажав; винтовка в стороне валялась. А Женька быстро опомнилась: била в белый свет, как в копейку. Попала - не попала: это ведь не на стрельбище, целиться некогда.

Два автомата да одна трехлинеечка - всего-то огня было, а немцы не выдержали. Не потому, конечно, что испугались, - неясность была. И, постреляв маленько, откатились. Без огневого прикрытия, без заслона, просто откатились. В леса, как потом выяснилось.

Враз смолк огонь, только Комелькова еще стреляла, телом вздрагивая при отдаче. Добила обойму, остановилась. Глянула на Васкова, будто вынырнув.

Все, - вздохнул Васков.

Тишина могильная стояла, аж звон в ушах. Порохом воняло, пылью каменной, гарью. Старшина лицо отер - ладони в крови стали: посекло осколками.

Задело вас? - шепотом спросила Осянина.

Галя Четвертак - четвёртая из девушек - вообще была подкидышем, и фамилию ей дали в детском доме, потому что меньше всех ростом была, в четверть меньше. Поначалу, она была очень активна, и даже приняла участие в нескольких скандалах в детдоме. Но затем стала спокойней, прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже пела в хоре, хотя в душе мечтала о популярности. На войну её не брали, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но Галя не сдавалась и, наконец, её направили в зенитчицы. Она была самая молодая, по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. А потом психологически не выдержала напряжения, не справилась с собственным страхом.

Действие разворачивается в мае 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Васков.

На разъезде спокойно. Васкову присылают взвод бойцов - девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью - прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечеркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу. Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев - они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она - дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой - трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать. Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду - доложить об изменении обстановки. Но Лиза,переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение.Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идет искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев. Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идет к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинешенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов.

Война исковеркала судьбы многих героев: погибли не только девушки, но и старшина. Он погиб последним, пережив гибель всех своих бойцов, которые умерли как настоящие герои, спасая родину, Россию, все живое. Он тяжело переживает гибель девушек, чувствует свою вину, видя в каждой из них невесту, будущую мать, у которой могли бы быть дети и внуки, а «теперь не будет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества». Читая повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», невольно ставишь себя на место тех девушек, невольно думаешь, как бы повела себя я, оказавшись в столь ужасных обстоятельствах. И невольно понимаешь, что не очень многие люди способны на такой героизм, какой проявили девушки. Считается, что художественная литература основана на вымысле. Отчасти это правда, но Борис Васильев - писатель, прошедший войну, знавший не понаслышке о ее ужасах и убедившийся на собственном опыте в том, что тема женщины на войне заслуживает ничуть не меньшего внимания, чем тема мужского героизма.

(432 слова) В легендарной повести Б. Л. Васильева описываются женщины на войне: Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак. Каждый образ в книге индивидуален и достоин внимания.

Рита Осянина была сурова и молчалива. Причина этому — потеря мужа на второй день войны. Ребенок Осяниной остался на руках ее матери, к нему она бегала по ночам, когда их перевели в разъезд. Возвращаясь утром от сына, она и заметила диверсантов. Во время задания Рита, как и остальные девушки, проявила себя героически, она была сильной духом, поэтому сражалась до конца. Получив смертельное ранение, она не винит Васкова, а лишь просит позаботиться о сыне. Война разрушила ее жизнь, но женщина погибла с осознанием того, что она постояла за родину.

Женя Комелькова прибыла в отделение на замену убитой подносчицы. На ее глазах немцы расстреляли родных, и она пошла на фронт. Несмотря на испытания, красавица Женя жизнерадостна, улыбчива и дружелюбна. Во время задания она ведет себя смело и даже отчаянно: когда герои прикидываются лесорубами, купается на виду у немцев, спасает жизнь Васкова, а в последнем бою пытается увести врагов за собой. Она слишком любит жизнь и верит в ее бесконечность. Как можно умереть в 19 лет? Но, к сожалению, война забирает лучших.

Лиза Бричкина жила в лесах Брянщины, мало видя в жизни, но много мечтая о будущем. Даже на войне она продолжала ждать счастье. Старшина Васков ей нравился, для нее он был идеалом. И то, что именно ее он послал за подкреплением, утвердило героиню в мыслях о своей исключительности. Но мечтам не место на войне: думая о Васкове, Лиза оступилась, переходя болото, и утонула. Так нелепо и трагично оборвалась жизнь молодой девушки.

Соня Гурвич – тихая, слабая, интеллигентная девушка, которая любит поэзию и театр. Университет, первая любовь, дружная семья – все осталось позади, когда началась война, и героиня не смогла спрятаться за чужими спинами. Она мало приспособлена к военному быту, но изо всех сил пыталась быть полезной стране, находящейся в опасности. Эта неприспособленность стала роковой: она побежала за оставленным Васковым кисетом и была сражена вражеской пулей.

Галя Четвертак придумала целый мир, в котором все представлялось в романтичных красках. Девушка выросла в детдоме, где реальность совсем не радостная, ей нужна была отдушина. На войну она пошла, думая, что это сплошная романтика. Но увидев смерть, кровь, снаряды, девушка совсем потерялась. Она бросила винтовку в бою, сломленная смертью подруги Сони, а потом, когда Васков взял ее в разведку, выбежала из засады наперерез врагам. Галя была не готова к реальной войне, но она изо всех сил пыталась защитить свою родину.

Б. Л. Васильев, описывая женщин на войне, подчеркивает беспощадность этой бойни. Однако если нужно встать на защиту всем миром, то и девушка может стать сильной. Или хотя бы попытаться.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения