Что значит "кобанская культура". Кобанская культура

Это случилось еще в прошлом веке. В горном селении Кобан река размыла древние могилы. В далеком прошлом люди верили, что после смерти их ждет загробная жизнь. Поэтому все необходимые вещи клали в могилу вместе с хозяином. Из разрушенных могил посыпались бронзовые вещи невиданной красоты. Селение Кобан прославилось на весь мир. Знаменитые ученые и художники восхищались кобанскими находками. Лучшие музеи хотели украсить свои витрины этой чудесной бронзой.
Вскоре похожие вещи нашли и в других местах. Так была открыта неизвестная древняя культура.
Культура-это все, что создано человеком. Культура-это и сказки, и песни. И дома, и одежда. И, конечно, орудия труда и другие нужные людям вещи. Бронзовые предметы из Кобана сделаны больше трех тысяч лет назад. Никто не знает имя народа, жившего тогда на Центральном Кавказе. Поэтому найденные вещи называют кобанской культурой, а их создателей-кобанцами.
Кобанцы жили в горных долинах и на равнине у подножия гор. Стены домов они плели из прутьев и ветвей, а потом обмазывали глиной. Улицы селений выкладывали булыжником. На лугах паслись овцы, коровы и лошади. Скотоводство было главным занятием кобанцев. Но они умели пахать землю и выращивали ячмень, пшеницу, просо.
Любимым развлечением мужчин была охота. Хорошо обученные собаки преследовали зверя, а охотники поражали его стрелами.
Кобанцы носили грубую одежду из кожи и шерстяной ткани. Искусные гончары лепили посуду с красивым узором. Опытные мастера добывали медную руду и плавили медь.
Как и другие древние народы, кобанцы жили в согласии с природой. Не нарушая этого согласия, они познавали природу и учились у нее. Поэтому кобанские мастера и стали настоящими художниками. А сде­ланные ими вещи превратились в прекрасные произведения искусства.

Материалом для мастеров-художников служила бронза. Кобанская бронза-это сплав меди и олова. Из бронзы делали орудия труда, оружие, множество других важных вещей. В те далекие времена еще не умели использовать железо. А бронза была удобнее и тверже других материа­лов.
До наших дней сохранились в земле топоры и мотыги, серпы, кинжа­лы, наконечники копий. На почетном месте стоят в музеях фигурки людей и животных. Как будто ждут хозяев кобянские пояса, пряжки, булавки и пуговицы. Многие вещи украшены рисунками. Часто встречаются изображения собаки, лошади, оленя, рыбы, птицы, змеи.
Каждый рисунок имел свое значение. Иногда можно догадаться, что хотел выразить древний мастер. Наверное, кобанцы верили в волшебную силу змеи. Есть такое осетинское поверье-о приносящей счастье Бусине Желаний. Эту бусину нужно силой отобрать у ядовитой змеи.
Нас и сегодня радуют прекрасные рисунки и красивая форма кобанских вещей. Искусство всегда необходимо и понятно человеку. Через тысячи лет передали нам древние мастера чудесное наследство и бессмертную память о своем народе.

История исследований

Название

Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника - «кобанского», который, в свою очередь, назван исследователями по североосетинскому селению Кобан , где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства. Название «кобанский могильник» закрепилось в науке после исследований Г. Д. Филимонова «Доисторическая культура Осетии» (Москва, 1978) и В. Б. Антоновича «Дневник раскопок, ведённых на Кавказе» (V AC. Труды предварительных комитетов, 1882), а также после упоминаний в «Материалах по археологии Кавказа» (вып. VIII, 1900). Во время обнаружения древних артефактов существовало два аула - Нижний и Верхний Кобан, находки обычно связывались с последним. Сейчас эти аулы слились в одно село :77 .

Открытие

В 1869 году весенний паводок реки Гизельдон произвёл обвалы левого берега у селения Верхний Кобан , благодаря чему местные жители обнаружили здесь многочисленные каменные ящики (могилы) с человеческими скелетами и множество бронзовых вещей. Влиятельный в этих краях землевладелец Хабош Кануков собрал некоторые предметы и переправил их в Кавказский музей Тифлиса (Тбилиси). В 1876 году в Тифлисе на древние артефакты обратил внимание приехавший из Москвы археолог и историк искусства Г. Д. Филимонов. В 1877 году он сам произвел раскопки у аула Кобан и убедился в существовании обширного могильника. Вслед за ним целый ряд исследователей посещали Кобан (В. Б. Антонович и др.), в том числе и учёные не только из России - 1880 году здесь работали француз Эрнест Шантр и немец Рудольф Вирхов , ставшие первыми авторами книг о кобанских древностях в западноевропейской науке . Артефакты, подобные кобанским, стали обнаруживаться и в некоторых других местах Северного Кавказа . В 1881 году в Тифлисе прошёл V Археологический съезд, на котором археолог граф А. С. Уваров особо отметил находки из Кобана, дал им развернутую характеристику и предпринял попытки датировки (нач. I тыс. до н. э.). Этот съезд вызвал развитие исторических исследований на Кавказе и привлек внимание научных кругов к кобанским древностям. Новые археологические экспедиции привели к образованию больших частных коллекций кавказской бронзы, которые со временем попали в музеи - российские и западноевропейские .

Исследования в XX веке

На сегодняшний день выделены три локальных варианта кобанской культуры и намечены три этапа её развития . Историк и археолог Я. В. Доманский указывает, что основное деление периода существования кобанской культуры производиться на два больших этапа - раннекобанский (этап классического Кобана), завершающийся в VII веке до н. э., и позднекобанский, оканчивающийся в IV веке до н. э. Знаток этой культуры, кавказовед В. И. Козенкова, в 1990 году в своей докторской диссертации предложила новую периодизацию, которая, показывает какое место занимают артефакты древних кобанцев в системе культур эпохи поздней бронзы и раннего железа на Кавказе, Закавказье, Восточной и Центральной Европе. Также ей была предложена концепция о так называемой протокобанской (переходной) группе .

Происхождение

Основной теорией, объясняющей на сегодняшний день истоки кобанской культуры, является доказанное предположение об их автохтонности в регионе Кавказа , а время формирования предков кобанских племён исследователи относят к периоду зарождения кавкасионного типа европеоидной расы - средне-бронзовому веку (XXVI /XXV - /XIX вв. до н. э.). :262

Среди исследователей, занимавшихся вопросами зарождения, развития и распространения кобанской культуры (Е.И. Крупнов, Б.В. Техов, В.И. Козенкова, И.М. Чеченов, В.Б. Виноградов, Ю.Н. Воронов, В.Б. Ковалевская и др.), имеются более или менее значительные расхождения

Материальная культура

Материальные памятники культуры достаточно разнообразны, но наиболее характерны бронзовые изделия XI-IV/III вв. до н. э. - топоры, поясные пряжки, фибулы , браслеты, налокотники, оружие (кинжалы), элементы конской сбруи, все они обычно украшались чеканкой с геометрическим орнаментом и изображениями животных, также имелись объемные фигурки зверей и антропоморфные скульптурные изображения. Изделия кобанских мастеров отличаются изящностью изготовления, исключительно высоким качеством выделки и бесспорно имеют художественные достоинства . Из бронзы отливались и различные сосуды, керамика изготовлялась с налепами и тоже часто украшалась геометрическими узорами. В VII-IV/III вв. до н. э., на позднем этапе развития культуры, раскопки подтверждают появление предметов скифского типа и преобладание железных изделий над бронзовыми.

Погребальный обряд кобанцев представлял из себя трупоположение, хотя известны случаи кремации . Курганы над могильниками обычно не возводились, в исключительных случаях, когда это делалось, исследователи прослеживают влияние степных кочевников. Найденные могильники представителей кобанской культуры имеют некоторое различия - в высокогорной зоне это каменные ящики из плит, также перекрытые мощной плитой (песчаник или сланец), а в предгорьях они представляют из себя обычные грунтовые ямы или ямы обложенные рваным камнем, булыжником. В мужских погребениях обязательным атрибутом было оружие, известны случаи погребения мужчин с взнузданным конём. Также в погребения клали орудия труда, сосуды, уздечку и напутственную пищу :264 .

Хозяйство

Кобанцы практиковали скотоводство, в горах отгонное, с преобладанием овец, в предгорьях - придомное, с преобладанием крупного рогатого скота и свиней. Также было распространено земледелие - выращивали сорта твёрдой и мягкой пшеницы, ячмень, рожь, просо. Кобанская культура имела передовые для своего времени технологии цветной и чёрной металлургии , была развита металлобработка, в том числе и художественная. Помимо кузнечного производства, в поселениях кобанцев находят гончарные мастерские. Современным исследователям известно о широких торговых и прочих межплеменных связях носителей кобанской культуры с Закавказьем и Передней Азией , землями киммерийцев , а позднее Скифией . От кочевых народов кобанцами перенимались многие образцы вооружения и конского снаряжения, которые местные мастера усовершенствовали и налаживали их массовое производство: как для себя, так и на экспорт, обратно кочевникам :262-263 .

Свои поселения кобанцы обычно не укрепляли, так как старались располагать их в труднодоступных местах - на скалах, возвышенностях; в долинах рек также выбирались для проживания высокие плато или плоские отроги ущелий (Сержень-Юрт , Бамут). Дома строились глинобитными, турлучными , иногда на булыжном фундаменте, в горах встречались дома полностью из камня. Обычно дома строились группами, стенами друг к другу, также встречались и значительные поселения с целыми кварталами построек, разделёнными улицами. В таких поселениях, встречаются мощённые булыжником мостовые :263-264 .

Этническая принадлежность

Создатели и носители Кобанской культуры могли принадлежать к разным этнолингвистическим группам, а именно:

В ареале Пятигорского "локального варианта" вероятнее всего проживали в основном племена, родственные протоадыгской этнической группе ; - в районе Горного "локального варианта" - протовайнахи .

На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой 12 век.до н.э.) не могли участвовать скифы , появление которых учёные датирует 8 век. до н.э. (см.Скифы), а также не могли участвовать сарматы , появление которых учёные датируют 4 век. до н.э. (см.Сарматы). Внедрение предметов скифского типа установлено только на позднем этапе, которая датируется с 7 по 4 вв. до н. э. и отличается преобладанием железных изделий .

В музеях и коллекциях

В конце XIX - начале XX веков на Северном Кавказе отдельные лица активно занимались торговлей изделиями кавказской бронзы, которую отыскивали в древних поселениях и могильниках. Большая часть артефактов, найденных во время ажиотажного спроса на изящные изделия кобанских мастеров попадала в частные коллекции (с помощью землевладельца Х. Канукова собрал коллекцию немецкий учёный Р. Вирхов , с помощью кабардинского князя И. Урусбиева - венгерский граф из семьи Зичи), в наши дни многие из них оказались утеряны. Позднее, из частных коллекций предметы материальной культуры активно выкупали музеи и научные организации, как российские, так и западноевропейские. Например, выкупленные Российской Академией наук артефакты были переданы в собрание Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге; большое собрание оказалось Музее национальных древностей (фр. Musée d’archéologie nationale) в Сен-Жермен-ан-Ле (Франция) . Благодаря работе археологов и краеведов советского периода, собрания коллекций кобанских древностей сегодня также можно видеть в краеведческих музеях Владикавказа, Нальчика, Грозного.

Примечания

Комментарии

Источники

Литература

  • Доманский Я. В. Древняя художественная бронза Кавказа / Рецензент д.и.н. А. Д. Столяр. - Москва: «Искусство», 1984. - 238 с. - 25 000 экз.
  • Козенкова В. И.:
    • Кобанская культура (восточный вариант) (САИ. Вып. В2-5. Т. 1). - М., 1977.
    • Типология и хронологическая классификация предметов кобанской культуры (восточный вариант) (САИ. Вып. В2-5. Т. 2). - М., 1982.
    • Кобанская культура. Западный вариант (САИ. Вып. В2-5. Т. 3). - М., 1989.
    • Оружие, воинское и конское снаряжение племен кобанской культуры. Западный вариант (систематизация и хронология) (САИ. Вып. В2-5. Т. 4). - М., 1995.
    • Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке (узловые проблемы происхождения и развития кобанской культуры). - М., 1996.
    • Материальная основа быта кобанских племен. Западный вариант (САИ. Вып. В2-5. Т. 5). - М., 1998.
    • Поселок-убежище кобанской культуры у аула Сержень-Юрт как исторический источник (Северный Кавказ). - М.: «Наука» , 2001.
    • Биритуализм в погребальном обряде древних «кобанцев». Могильник Терезе конца XII-VIII вв. до н. э. (Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. V). - М., 2004.
    • Специфика некоторых атрибутов костюма древних «кобанцев» как показатель процесса миграций // Северный Кавказ и мир кочевников в раннем железном веке. МИАР. № 8. - М., 2007.
    • О процессах пространственной подвижности границ ареала кобанской культуры // Проблемы современной археологии. МИАР. № 10. - М., 2008.
  • Козенкова В. И., Мошинский А. П. Кобанская культура Кавказа: генетические корни и условия формирования (третья четверть II тыс. до н. э.) // Историко-археологический альманах (Армавирского краеведческого музея), вып. 1. - Армавир-Москва, 1995.
  • Крупнов Е. И. Памятники Кобанской культуры Северного Кавказа // Древняя история Северного Кавказа / Ответственный редактор А. П. Смирнов. - Москва: «Наука» , 1960. - С. 77-109. - 520 с. - 2000 экз.
  • Кузнецов В. А. Слава древнего Кобана // Путешествие в древний Иристон. - Москва: «Искусство», 1974. - 142 с. - 75 000 экз.

Ссылки

Верхний Кобан это небольшое селение известное далеко за пределами Северной Осетии. Здесь в конце шестидесятых и начале семидесятых годов XIX века были найдены предметы материальной культуры «бронзового века».

Памятники этой культуры получившей название кобанской, впервые были обнаружены в 1869 году в размыве края одной из террас левого берега реки Гизельдон.

Из многочисленных каменных ящиков с погребенными в них костяками и массой изделий из бронзы местным жителем Хабошем Кануковым была составлена коллекция, направленная им в Кавказский музей Тифлиса.

Начало систематических раскопок и первое научное описание найденных предметов было сделано русским археологом Филимоновым в 1877 году. Позднее эти памятники изучались русскими археологами А. С. Уваровым, П. С. Уваровой, В. Б. Антоновичем и многими другими.

Богатство и своеобразие форм вещевого инвентаря кобанского могильника привлекли внимание историко-археологических кругов многих стран мира. В 1880 году в окрестностях села Верхний Кобан работали немецкий ученый Р. Вирхов и французский Э. Шантр.

Кобанская бронза явилась одной из ведущих тем, обсуждаемых в 1881 году на V съезде археологов в Тифлисе. Тогда же было определено и время существования этой культуры. Кобанская культура — это эпоха с II-I тысячелетия до IV-III веков до нашей эры.

Памятники кобанской культуры, разных стадий ее развития, находятся и в других районах Северной Осетии: селениях Камунта, Кумбулта, Чми, распространяются на Южную Осетию, Чечено-Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Ставрополье, Закавказье, охватывая территорию от верховьев Кубани до Дагестана.

Основными предметами, найденными в кобанских могильниках, являются длинные боевые топоры изогнутой формы с овальным отверстием для рукоятки и дугообразные фибулы (застежки), встречающиеся как в женских, так и в мужских погребениях. Предметы вооружения художественно орнаментированы геометрическими фигурами и изображениями животных.

Наряду с изделиями из бронзы (поясами, употреблявшимися для ношения кинжала, серпами, поясными пряжками, браслетами, серьгами, бусами, удилами) Кобанская культура дала много глиняной посуды, украшенной линейным и животным орнаментом.

Носители кобанской культуры занимались скотоводством, охотой и примитивным «мотыжным» земледелием. Относительно высоко была развита металлургия. Кобанцы вели оживленные торговые отношения со многими культурными центрами.

Древние аланские племена, а также появившиеся в более поздние эпохи племена скифов и сарматов создали богатую материальную культуру, легшую в основу памятников северокавказских аланских племен - прямых предков осетинского народа.

Предметы изделий из бронзы кобанской культуры в большом количестве находятся в экспозиции и фондах крупнейших музеев нашей страны - Московском историческом, в Эрмитаже, а также в Тбилисском, Ставропольском, Пятигорском, Владикавказском, и многих других краеведческих музеях страны. Имеются коллекции предметов из кобанских могильников и во многих крупных музеях Европы и США.

«Кобанская культура, - пишет Е. И. Крупнов, - яркая, весьма своеобразная древняя история Северного Кавказа. Она создана, несомненно, талантливым населением края, внесшим свою лепту в общую сокровищницу культуры древнего цивилизованного мира. По нашему глубокому убеждению, углубленное изучение кобанских древностей, как исторических источников, может вознаградить сторицей и историка-археолога, и этнографа, и искусствоведа.

Материал кобанской культуры настолько богат, оригинален, ярок и специфичен, что его хватит всем для изучения его в самых разнообразных аспектах.

Кобанская культура самое замечательное явление древней истории Кавказа и мы уверены, что изучение форм этой древней и яркой цивилизации позволит выявить глубокие истоки живой и самобытной культуры современных народов Северного Кавказа...»

Кобанско-колхидская культура, в современных источниках оределяемая чаще просто кобанской, получила своё название от селения Кобан на Северном Кавказе, возле которого были впервые обнаружены могильники и многочисленные артефакты древней культуры, невероятно искусной в изготовлении бронзовых предметов самого разного назначения. Представители культуры проживали на территории современного Дагестана и Осетии, основные поселения располагались по обе стороны Большого Кавказского хребта. Споры о датировках культуры и антропологических чертах представителей культуры весьма активно продолжаются в научной археологии и этнографии. В общем, в истории культуры выделяют два периода - бронзовый (XIII - IV века до н.э.) и железный (XVII - III века до н.э.)

Открытие кобанской культуры состоялось в 1869 году, когда разлившаяся река подмыла древние захоронения. Кобанцы устраивали могилы в виде каменного ящика из плоских плит, что сохранило содержимое могил на тысячелетия. Позднее предметы кобанского производства были найдены в других районах Северного Кавказа и в ряде районов восточного побережья Черного моря.

Кобанцы занимались горным скотоводством, охотой, а главным образом - изготовлением различных металлических предметов, которые славились далеко за пределами Кавказа. Именно здесь, в горных районах возникло особое и уникальное производство бронзовых изделий. Во многих других местах, даже таких отдаленных, как юго-восточная Европа, сказалось заметное влияние большой и развитой кобанской культуры, в частности в использовании и обработке бронзы. Кобанские мастера владели обширным арсеналом технических приемов - пользовались отливкой по твердой и восковой модели, ковкой, гравировкой, инкрустацией и т. д.

Кобанские поселения, следы которых обнаруживаются иногда и по сию пору, представляли собой близкорасположенные жилых постройки в труднодоступных местах. У этих поселков не было оборонных сооружений, поскольку выгодное использование кобанцами природы гор делало нападение крайне затруднительным. К тому же каждое поселение было прекрасно вооружено, а население умело обращаться с оружием с раннего возраста. Отголоски этих культурных особенностей прослеживаются в традициях Северокавказского населения до сих пор. Весьма вероятно также, что с оружейниками и бронзовых дел мастерами предпочитали дружить, а не ссориться. Торговые связи кобанской культуры простирались очень далеко, а отдельные предметы кобанского производства добрались до Южной Европы и Скандинавии.


Большое количество находок 1869 года из могильника в селении Кобан находится в Эрмитаже. Основу коллекции составляет частное собрание, выкупленное музеем. Предметы относятся к началу первого тысячелетия до н. э., т. е. ко времени конца бронзы и начала железа. В экспозиции музея представлены бронзовые топорики особой, изящной формы с орнаментацией в виде гравированного геометрического узора, изображений животных - оленей, хищников, змей и т. д. Своеобразную кобанскую форму имеют и запястья в виде плотно сжатой сужающейся спирали, треугольной в сечении, с круглыми завитками на концах, огромные булавки, большие и плоские сверху, наподобие лопатки, пояса, пряжки, крупные фибулы. В Эрмитаже есть вещи и из других захоронений Кавказа, помимо уже названных предметов, среди артефактов находятся бронзовые наконечники копий, стрел, мотыги и, наконец, большой ритон - por для вина (использовавшийся для ритуальных целей). На стенках этого сосуда гравированы изображения фантастических животных, а на конце ритон украшен великолепно исполненной стилизованной головкой козла.

Все эти предметы изготовлены из высококачественного металла. В кобанской бронзе до четырнадцати процентов олова, что делает ее более легкоплавкой, чем чистая медь, а главное сообщает необходимую прочность.

Значительно и собрание малой бронзовой пластики. В частности, в Эрмитаже выставлены фигурки людей и животных, а чаще предметы, в которых скульптурные изображения играют декоративную роль. Это изящная булавка, украшенная в верхней части сценкой охоты, где олень и нападающие на него две собаки превращены в ажурный узор, умело уравновешенный в противоположной части пластинкой в виде секиры. Это пряжки в виде бегущих лошадей. Здесь же находятся фигурки горных козлов с подчеркнуто изогнутыми рогами. Наблюденные в жизни формы мастера везде умело сочетают с решением декоративных задач.

В конце XIX века вспыхнула своеобразная мода на коллекционирование бронзовых изделий кобанской культуры. Бесконтрольное раскапывание захоронений и перепродажа бронзовых предметов не способствовали научным открытиям, а расползание самих предметов по миру в хаотично составленных частных собраниях привело к утрате ряда артефактов, некоторые из которых были значимы, если судить по их описаниям. Переход коллекций из рук в руки, отсутствие научной атрибуции и спад интереса к археологии в начале XX века способствовали бесследному исчезновению некоторых вещей и целых собраний. (Скорее всего, ненужные старые "железки" выкидывались наследниками как ненужный хлам.) Тем ценнее те собрания, которые оказались в национальных музееях и коллекциях научных обществ, и коллекция Эрмитажа - одна из наиболее значительных и важных.

Коба́нская культура - археологическая культура позднего бронзового — раннего железного веков северной и центральной части Большого Кавказского хребта, по обе его стороны, от верховьев Кубани до Дагестана (на современной карте это территория Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, западных районы Чечни, Северной и Южной Осетии, прилегающих районов Грузии, юга Ставрополья).

Соседние культуры: с северо-запада – прикубанская , с юго-запада – колхидская , с востока – каякентско-хорочоевская , с севера – срубная , позже – скифская . Предшествующая культура – северокавказская , последующая – скифо-сарматская .

В истории исследований это одна из старейших археологических культур бронзового века, выделенных в России и ставших известными за рубежом. Первые находки опубликованы Н.В.Ханыковым и П.С.Савельевым в 1849-1850 гг. Названа по могильнику у села Верхний Кобан (ныне Северная Осетия), открытому в 1869 году из-за размыва могил паводком, раскопки начаты Г. Д. Филимоновым в 1877 г. Название «кобанский могильник» ввели в науку Г.Д.Филимонов в 1878 г. и В.Б.Антоневич в 1882 г. В 1880 г. на памятнике работали знаменитые иностранные археологи – Рудольф Вирхов (опубликовал свои результаты в 1883 г.) и Эрнест Шантр (публикация 1888 г.). Вирхов же увез за рубеж большую коллекцию кобанских древностей. Приблизительное хронологическое определение дал глава Московского археологического общества граф А.С.Уваров еще в 1881 на V (Тифлисском) всероссийском Археологическом съезде. Графиня П.С.Уварова, сменившая мужа на посту главы общества, опубликовала кобанские древности в восьмом выпуске «Материалов по археологии Кавказа» в 1900 г. С этого времени в российской археологии благодаря работам В.А.Городцова стал как раз широко употребляться термин «(археологическая) культура», и к кобанским древностям он вскоре пристал. Название «Верхний Кобан» утратило смысл, так как с тех пор Нижний и Верхний Кобан слились в один аул.

В 1940-60-х годах Е.И.Крупнов определил границы этой культуры, выделил в ней три локальных варианта, предложил ее периодизацию. С культурой затем работали В.Б. Техов, И.М.Чеченов, Б.В.Виноградов и особенно много и широко В.И.Козенкова, которая и сформировала современные представления об этой культуре (см. ее «Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке». М., 1996 ), хотя у других исследователей есть отличающиеся концепции. Козенкова выделила и протокобанскую культуру – переходное звено от предшествующих культур.

Ныне кобанскую культуру иногда объединяют с колхидской культурой в кобано-колхидскую культурно-историческую общность . Причем абхазские археологи (в частности Ю.В.Воронов), из понятных патриотических побуждений, настаивали на том, что западный Кавказ, Колхида играли главенствующую роль в этой общности а собственно кобанский район (Осетия, Кабардино-Балкария, Пятигорье) был периферией.

Датировка культуры: еще в 70-е годы прошлого века БСЭ (1974 г.) определяла существование кобанской культуры с рубежа II и I тысячелетий до середины I-го тыс. до н. э. Ныне рубежи несколько раздвинуты: XII / XI – IV века до н. э.­, а Козенкова еще добавляет и протокобанскую культуру (c XIV века, а то и вторая и третья четверти II тыс. до н. э.).

Периодизация. В истории кобанской культуры Козенковой и другими различаются четыре этапа:

1) период формирования или протокобанская культура охватывает вторую и третью четверти II тыс. до н. э. Среди очагов формирования культуры выделяется дигорская культура . Но для Козенковой этот период сосредоточивается в более узком диапазоне (Козенкова называет его Кобан I), это ХIV – первая половина XII вв. до н. э.

2) ранний период (Кобан II): середина XII – XI века до н. э. Прежде этот период именовали классическим, но теперь классический – следующий.

3) классический (Кобан III): вторая половина X – начало VII в. до н. э. На рубеже этого периода и следующего кобанцы активно взаимодействуют с киммерийцами и скифами, совершавшими свои азиатские походы через Кавказ.

4) позднекобанский (Кобан IV) – период скифизации: середина VII в. – IV в. до н. э.

По сравнению с предшествующей советской периодизацией, созданной еще Крупновым, периодизация Козенковой несколько более раздвинута.

Могильники преимущественно грунтовые, с каменными ящиками и склепами, грунтовыми ямами, иногда обложенными камнем. В высокогорной зоне это каменные ящики из плит, также перекрытые мощной плитой (песчаник или сланец), а в предгорьях — обычные грунтовые ямы или ямы, обложенные рваным камнем, булыжником. Покойники скорченные на боку, с различной ориентировкой. В погребения клали орудия труда, сосуды, уздечку и заупокойную пищу; в мужских погребениях обязательно оружие; есть погребения с взнузданным конём. Курганы над могильниками обычно не возводились, а когда они есть, прослеживается влияние степных соседей. Изредка коллективные захоронения, а также (еще с протокобанской эпохи) и трупосожжения.

Поселения иногда укреплены валами и рвами, но чаще не укреплены – они и так труднодоступны: на холмах и в горной местности, соответственно, они имели террасную планировку. Кварталы из жилых домов, хозяйственных построек и мастерских разделялись узкими улицами, замощенными булыжником. Прямоугольные дома на каменном фундаменте, стены турлучные (плетеный каркас, обмазанный глиной). Крыши двускатные, с опорой на деревянные столбы. Внутри – открытые каменные очаги. Полы из каменных плит или из простой глины. Культовые участки (в том числе с врытыми в землю каменными идолами),

Керамика лепная, только на поздних этапах появляется кружальная (на вращающейся подставке или гончарном круге). Посуда лощеная, часто с орнаментом. Она различается по локальным вариантам. В центральном варианте преобладают высокие корчаги с расширенным туловом и узким горлом, кувшины, миски, кружки, кубки. Орнамент геометрический, также косыми каннелюрами и налепными шишечками. Есть сосуды в виде сапожка. В западном варианте — корчаги и баночные сосуды с семечковидными и ногтевыми вдавлениями по всему тулову. Восточный вариант отличается налепным орнаментом, иногда целыми композициями. Керамика южного варианта резко отличается от северного и близка посуде Восточной Грузии. Это миски, кружки и банки с ручкой, часто зооморфной, с бедным орнаментом.

Камень и кость продолжали быть важным материалом. Камнерезы делали для металлургов тигли, песты и литейные формы. Из камня изготовляли также зернотерки, рыболовные грузила, детали молотильных досок. Мастера-косторезы умели смягчать кость и рог, сверлить, шлифовать и полировать изделия, владели художественной резьбой. Из кости и рога изготавливались инструменты для ткачества, обработки кожи и керамики, гребенки для расчесывания шерсти, иглы, украшения.

Металл кобанской культуры очень своеобразен. Это настоящая бронза, оловянистая, не мышьяковистая, какая была в северокавказской культуре. Бронза содержит достаточно олова (добывалось и в Осетии) и имеет высокое качество. Сменились и типы металлических изделий. Кобанские изделия отличаются изогнутыми линиями контура, орнаментом изящным и уверенно нанесенным рукой мастера. На поселениях обнаружены мастерские металлургов с плавильными печами, тиглями, ковшами, литейными формами и бронзовыми заготовками изделий. Кобанские мастера владели умением литья в формах или по восковой модели, выбивания украшений из бронзового листа по матрице, ковки, чеканки и резьбы.

Отливали, прежде всего, оружие. Всё оно обычно украшалось чеканкой с геометрическим орнаментом и изображениями животных (собак, лошадей, оленей, змей). Бронзовые топоры с молоточковидным или клиновидным обухом имеют прямой или дважды изогнутый корпус. Кинжалы иногда сделаны из комбинации металлов. Отливали также наконечники копий, булавы и цилиндрические молоты. Известны секиры и скипетры, «штандарты» (навершия культовых посохов).

Костюмный убор представляют дугообразные фибулы, прямоугольные и бабочковидные поясные пряжки, гривны с закрученными концами, браслеты, булавки и бляхи различных типов, спиральные накосники, колокольчики, нагрудники-«пекторали» и орнаментированные пояса. Конский убор — удила и псалии. Наконец, отливали и фигурки животных и (реже) людей. Из листовой бронзы ковали посуду — большие и малые тазы, миски, кружки, чаши, котлы, черпаки.

С IX — VIII вв. до н. э. кобанцы узнали железо. Поначалу они использовали его для инкрустации по бронзе. А в позднекобанский период, в скифское время (после VII века) стали делать из железа большинство металлических предметов.

Военное дело. При раскопках кобанских могильников бросается в глаза большое количество оружия. Археологи объясняют это военной активностью кобанцев. Погребенные, надо полагать, входили в военные дружины во главе с племенными вождями. В начале скифской эпохи кобанцы, видимо, участвовали в азиатских походах скифов (те шли через Кавказ) или как-то реагировали на них. На поясах из Тлийского могильника есть изображения боевых колесниц, но их остатков пока не найдено. Однако найдены детали уздечек, бляшки, подвески и колокольчики из снаряжения верховых лошадей.

Хозяйство. Отгонно-пастбищная система, сложившаяся в кобанской культуре, еще и сегодня характерна для Центрального Кавказа. Летом скот (преобладали овцы) содержали на горных пастбищах, зимой перегоняли на равнину, где было потеплее. Но это в горах. А в предгорьях - придомное скотоводство с преобладанием крупного рогатого скота. Кроме овец и коров кобанцы имели буйволов и волов для упряжки, а на равнине держали еще свиней и домашнюю птицу. Лошади были двух пород: верховые и тяжеловозы.

На втором месте было пашенное земледелие, причем как на равнине, так и в горах. Пахали деревянной сохой. Выращивали твёрдую и мягкую пшеницу, ячмень, рожь, просо, гречиху. Урожай собирали бронзовыми серпами, а в позднекобанский период – железными. Молотили широкими досками со вбитыми в них кремневыми стержнями. Зерно хранили в ямах, муку мололи каменными зернотерками.

Подсобную роль играли сбор диких плодов, охота и рыбная ловля. Охота – частый сюжет кобанского искусства.

Широкие связи кобанцев отмечены с Закавказьем и Передней Азией, с Крымом, позже – со Скифией. Но с самого начала от кочевых ираноязычных народов кобанцы перенимали некоторые виды вооружения и конского снаряжения. Любопытны связи с другими центрами бронзовой металлургии – Луристаном, Карпато-Дунайским центром. Все же главная ориентация в типологии металла – не на Балканы, а на степь и Урал. Это оттуда пришло знание оловянистой бронзы.

Бронза была не только материалом для металлических изделий, но и заменяла деньги, которых тогда еще не было. «Деньгами» бронзового века служили массивные кольца, кинжалы или просто бронзовые слитки.

Социальное устройство . По характеру могильников и размерам усадеб археологи констатируют имущественное расслоение и свершившийся переход от родовой к соседской общине. Деление на варианты трактуют как обособление трех крупных племенных союза — центральный, западный и восточный. Во главе племен и союзов, особенно в скифское время, стояла военная аристократия — прослойка профессиональных воинов во главе с вождями.

Религия. О религии можно судить по святилищам с культовыми приношениями, по жертвенникам на могильниках; по кладам, в числе которых есть, вероятно, культовые.

Жертвенники, располагавшиеся рядом с домом или внутри него, были семейными местами для религиозных обрядов. Это глинобитные площадки размером меньше квадратного метра, изредка огороженные камнями, иногда рядом — очаг. На жертвенниках кости животных, миниатюрные глиняные модельки сосудов, колес от повозок, бронзовые ковшики для питья, а также статуэтки людей и животных.

В каждом поселении на самом труднодоступном для врагов месте располагалось общее святилище. Общие святилища существовали и для всего племени. Одно из них, как предполагают, находилось в Дигорском ущелье, у селения Махческ: там была найдена гранитная плита с изображением лабиринта, по современным представлениям, как-то связанного с ритуальными танцами.

Навершия посохов и рукояти кинжалов с объемными изображениями животных, фигурки людей и зверей имели некое религиозно-магическое значение. Особенно популярны были фигурки барана или бараньей головы. У многих иранских народов образ барана воплощает понятие «Фарна» — благодати и благополучия. Учитывая соседство и влияние скифов, это понятно.

Искусство. Прикладное искусство классического кобанского периода поражает совершенством. Почти каждая вещь – блестящий образец, достойный занять место в лучших музеях мира. Кобанские вещи и занимают в музеях такие места. Наибольшие коллекции – в Эрмитаже, в музее Сен-Жермен-ан-Ле под Парижем и в кавказских музеях – Владикавказа, Нальчика, Грозного.

Происхождение, антропология и этногенез . С археологической точки зрения кобанская культура является наследницей северокавказской культуры. Преемственность видна в домостроительстве, хозяйстве, погребальных устройствах, керамике. Но многое оказалось новым, в частности, ряд типов металлического инвентаря.

В начале XX века, исходя из некоторого сходства кобанских бронз с вещами гальштата Среднего Подунавья, Г.Вильке и М.Гернес предположили переселение дунайских металлургов на Кавказ. В 1935 году А.А.Иессен объяснил, почему идея о «дунайских» заимствованиях не имеет оснований, а В.С.Бочкарев в конце ХХ века показал значение для Северного Причерноморья и Кавказа смены ориентации с балканского металлургического центра на уральский.

От языка, на котором говорили кобанцы, до нас не дошло ни единого слова. Высказывались предположения, что кобанцы были индоевропейским народом. Древнейшее присутствие индоевропейцев на Кавказе прослеживается по географическим названиям и историческим сведениям. Но это прежде всего индоиранцы – индоарии (О.Н. Трубачев предполагал их в синдах, Л.С.Клейн – в катакомбных культурах), скифы и более поздние сарматы. Индоиранцев и видят в кобанцах некоторые владикавказские учебники. А кто тут был до скифов и синдов? Предки германцев? В литературе можно найти и такие предположения (дилетантские трактовки кобанских артефактов как якобы выдающих смесь германской речи с тюркской). Если исходить из наличия центральноевропейских вкладов в северокавказской культуре, предполагаемых В.А.Сафроновым и Н.Николаевой, то вроде бы германское участие возможно. Но эта идея остается гипотезой, отвергаемой остальными археологами.

Носителей кобанской культуры связывали с кавкасионским антропологическим типом. Кавкасионский тип отличается высоким ростом, брахикефалией, сравнительно светлой пигментацией, очень широким лицом, выступающим надбровьем и прямым носом. Время зарождения кавкасионского типа относят к среднебронзовому веку (XXVI/XXV – XX/XIX до н. э.), то есть ко времени северокавказской культуры. Г.Ф. Дебец считал, что этот тип мигрировал из Европы. В. П. Алексеев стоял за автохтонность этого типа на Кавказе. Схожий с ним динарский тип распространен в других горных районах Европы – на Балканах и в Пиренеях. По Алексееву, он, сохраняя некоторые особенности палеоевропейцев, сохранился в изолированных горных районах.

Кавкасионский тип и ныне широко распространен на Кавказе – у вайнахов (ингушей и чеченцев), абхазов, западных грузин, карачаевцев, балкарцев и осетин.

Но, как показывают М. М. Герасимова и Д. В. Пежемский, консультировавшие меня, у современных антропологов (начиная с Алексеева и Гохмана) другое представление о внешнем облике носителей кобанской культуры — выраженная долихокрания, крайне узкий лицевой скелет, высокий и узкий сильно выступающий нос. «Таким образом, — пишут они мне, — краниологические особенности носителей кобанской культуры существенно отличаются от особенностей современных представителей народов центральных предгорий Кавказа, носителей, в том числе, черт кавкасионского антропологического варианта». В памятниках раннего железного века массивные широколицые брахикранные черепа попадаются, но они представляют не автохтонов, а связаны с инвазией сарматов в предгорья.

Материальная и духовная культура народов центральных предгорий Кавказа (как тюркоязычных балкарцев и карачаевцев, так и ираноязычных осетин и кавказоязычных вайнахов) традиционно возводится к кобанской культуре. Но антропологические особенности современного населения не восходят к ней. Тут скорее сказывается северокавказская культура.

Но осетины ираноязычны , карачаевцы и балкарцы тюркоязычны , а центры формирования тех и других языков располагались вне Кавказа. Поскольку так, узколицый долихокранный тип не связан с происхождением их языков. Грузины же в большинстве находятся вне ареала кобанской культуры. Абхазо-адыгское население находится на западной периферии кобанской культуры и вне ее зоны, оно больше тяготеет к древним колхам . Основным претендентом на кобанское наследие с точки зрения языка остаются вайнахское население и сопредельные народности Дагестана . Это восточная часть северокавказской семьи языков . Такого мнения сейчас придерживается большинство компетентных исследователей. Родственное археологически население колхидской культуры может считаться ближайшими родственниками и по языку (абхазо-адыгская группа народностей, западная часть северокавказской семьи).

Но это решение имеет резон только в том случае, если не принимать всерьез легенду о пришествии вайнахов (дзурдзуков) с юга, из Передней Азии. Действительно, легенда эта вряд ли относятся ко всему вайнахскому населению.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения