Чем особенность композиции герой времени. В чем своеобразие композиции романа «Тихий Дон»? (Шолохов М. А.)

ОГОУ «Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат

им. А.П. Пырерки»

Особенности композиции романа

«Герой нашего времени».

(реферат по литературе)

г. Нарьян-Мар-2009


План

I Вступление

II Главная часть

III Заключение.


Вступление

Композиция – это одно из важнейших средств, при помощи которых писатель изобретает интересующие его явления жизни так, как он их понимает, и характеризует действующих лиц произведения.

Идейная задача автора обусловило и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий, о котором рассказывается в романе. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие.

«Максим Максимыч»

«Тамань»

«Княжна Мери»

«Фаталист»

Герой, который объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман,- Григорий Александрович Печорин. Если расположить историю его жизни, изобретаемую в романе, в определенной последовательности, получится следующее.

Бывший гвардейский офицер, за что – то переведенный на Кавказ, Печорин едет к месту своего наказания. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случилось приключение, о котором рассказывается в повести «Тамань».

Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге туда он встречается последний раз с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»).

Расположение частей романа должно быть таким:

«Тамань»

«Княжна Мери»

«Фаталист»

«Максим Максимыч»

И мне захотелось разобраться: почему М.Ю. Лермонтов совсем по–другому построил свой роман, почему расположил главы совершенно в другом порядке какие цели ставил перед собой автор, какова идея романа.


Композиционное и художественное своеобразие романа "Герой нашего времени"

В 1839 году в третьем номере журнала "Отечественные записки" была опубликована повесть Михаила Лермонтова "Бэла". Затем, в одиннадцатом номере появилась повесть "Фаталист" и во второй книжке журнала за 1840 год - "Тамань". В том же 1840 году уже известные читателю три новеллы, повествующие о различных эпизодах жизни некоего Печорина, вышли в печати как главы романа "Герой нашего времени". Критика встретила новое произведение неоднозначно: завязалась острая полемика. Наряду с бурными восторгами "неистового Виссариона" - Белинского, назвавшего роман Лермонтова произведением, представляющим "совершенно новый мир искусства", увидевшего в нем "глубокое знание человеческого сердца и современного общества", "богатство содержания и оригинальность", в печати зазвучали голоса критиков, абсолютно не принявших роман. Образ Печорина показался им клеветнической карикатурой, подражанием западным образцам. Понравился противникам Лермонтова лишь "истинно русский" Максим Максимыч. Показательно, что абсолютно так же оценил "Героя..." и император Николай I. Сам он объяснял, что, начав читать роман, было, обрадовался, решив, что именно Максим Максимыч и есть "герой нашего времени". Однако, обнаружив в дальнейшем свою ошибку, очень на автора негодовал. Реакция критики заставила Лермонтова при переиздании дополнить роман авторским предисловием и предисловием к "Журналу Печорина". Оба эти предисловия играют важную, определяющую роль в произведении: выявляют максимально объемно авторскую позицию и дают ключ к разгадке лермонтовского метода познания действительности. Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя.

Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами. Автор заставляет читателя постоянно сопоставлять главного героя с теми, кто его окружает. Таким образом, было найдено композиционное решение романа, согласно которому читатель постепенно приближается к герою.

Опубликовав сначала вразбивку три повести, которые в окончательном варианте романа не являлись даже главами одной части, Лермонтов "сделал заявку" на произведение, по жанру родственное "Евгению Онегину". В "Посвящении" Пушкин назвал свой роман "собраньем пестрых глав". Это подчеркивало доминанту авторской воли в изложении событий: повествование подчиняется не только и не столько последовательности происходящего, сколько его значимости; эпизоды выбираются не по остроте сюжетных коллизий, но по психологической насыщенности. Задуманный Лермонтовым как "длинная цепь повестей" роман предполагал ту же, что и у Пушкина, художественную задачу. И вместе с тем "Герой нашего времени" создает в русской литературе особый, абсолютно новый тип романа, легко и органично сочетающий в себе черты традиционных романных жанров (нравоописательного, авантюрного, личного) и черты "малых жанров", широко распространенных в русской литературе в 30-х годах: путевого очерка, рассказа на бивуаке, светской повести, кавказской новеллы. Как отмечал Б. Эйхенбаум, ""Герой нашего времени" явился выходом за пределы этих малых жанров по пути к объединяющему их жанру романа".

Композиция романа подчинена логике раскрытия образа главного героя. В. Набоков в "Предисловии к "Герою нашего времени" писал о расположении новелл: "В первых двух - "Бэла" и "Максим Максимыч" - автор, или, говоря точнее, герой-рассказчик, любознательный путешественник, описывает свою поездку на Кавказ по Военно-Грузинской дороге в 1837 году или около того. Это Рассказчик 1. Выехав из Тифлиса в северном направлении, он знакомится в пути со старым воякой по имени Максим Максимыч. Какое-то время они путешествуют вместе, и Максим Максимыч сообщает Рассказчику 1 о некоем Григории Александровиче Печорине, который, тому пять лет, неся военную службу в Чечне, севернее Дагестана, однажды умыкнул черкешенку. Максим Максимыч - это Рассказчик 2, и история его называется "Бэла". При следующем своем дорожном свидании ("Максим Максимыч") Рассказчик 1 и Рассказчик 2 встречают самого Печорина. Последний становится Рассказчиком 3 - ведь еще три истории будут взяты из журнала Печорина, который Рассказчик 1 опубликует посмертно. Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока, наконец, он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых. В первом рассказе Печорин находится от читателя на "троюродном" расстоянии, поскольку мы узнаем о нем со слов Максима Максимыча да еще в передаче Рассказчика 1. Во второй истории Рассказчик 2 как бы самоустраняется, и Рассказчик 1 получает возможность увидеть Печорина собственными глазами. С каким трогательным нетерпением спешил Максим Максимыч предъявить своего героя в натуре. И вот перед нами три последних рассказа; теперь, когда Рассказчик 1 и Рассказчик 2 отошли в сторону, мы оказываемся с Печориным лицом к лицу.

Из-за такой спиральной композиции временная последовательность оказывается как бы размытой. Рассказы наплывают, разворачиваются перед нами, то все как на ладони, то словно в дымке, а то вдруг, отступив, появятся вновь уже в ином ракурсе или освещении, подобно тому, как для путешественника открывается из ущелья вид на пять вершин Кавказского хребта. Этот путешественник - Лермонтов, а не Печорин. Пять рассказов располагаются друг за другом в том порядке, в каком события становятся достоянием Рассказчика 1, однако хронология их иная; в общих чертах она выглядит так:

Около 1830 года офицер Печорин, следуя по казенной надобности из Санкт-Петербурга на Кавказ в действующий отряд, останавливается в приморском городке Тамань (порт, отделенный от северо-восточной оконечности полуострова Крым нешироким проливом). История, которая с ним там приключилась, составляет сюжет "Тамани", третьего по счету рассказа в романе.

В действующем отряде Печорин принимает участие в стычках с горскими племенами и через некоторое время, 10 мая 1832 года, приезжает отдохнуть на воды, в Пятигорск. В Пятигорске, а также в Кисловодске, близлежащем курорте, он становится участником драматических событий, приводящих к тому, что 17 июня он убивает на дуэли офицера. Обо всем этом он повествует в четвертом рассказе - "Княжна Мери".

19 июня по приказу военного командования Печорин переводится в крепость, расположенную в Чеченском крае, в северо-восточной части Кавказа, куда он прибывает только осенью (причины задержки не объяснены). Там он знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Об этом Рассказчик 1 узнает от Рассказчика 2 в "Бэле",с которой начинается роман.

В декабре того же года (1832) Печорин уезжает на две недели из крепости в казачью станицу севернее Терека, где приключается история, описанная им в пятом, последнем рассказе - "Фаталист".

Весною 1833 года он умыкает черкесскую девушку, которую спустя четыре с половиной месяца убивает разбойник Казбич. В декабре того же года Печорин уезжает в Грузию и в скором времени возвращается в Петербург. Об этом мы узнаем в "Бэле".

Проходит около четырех лет, и осенью 1837 года Рассказчик 1 и Рассказчик 2, держа путь на север, делают остановку во Владикавказе и там встречают Печорина, который уже опять на Кавказе, проездом в Персию. Об этом повествует Рассказчик 1 в "Максиме Максимыче", втором рассказе цикла.

В 1838 или 1839 году, возвращаясь из Персии, Печорин умирает при обстоятельствах, возможно, подтвердивших предсказание, что он погибнет в результате несчастливого брака.

Сюжет романа «Герой нашего времени» строится на основных темах, объединяющих всё произведение: темах родины, души человека, любви, общества, судьбы, истории, войны. В каждой из повестей романа эти темы так или иначе переплетаются.

Основной составляющей сюжета повестей и всего романа являются место действия, общественная и национальная среда, историческая обстановка. Конфликты повестей рождаются в тесной связи с реальностью созданного художественного мира. Так, любовный конфликт — история любви Печорина и Бэлы, как бы высоко и абстрактно мы о ней ни рассуждали, изображена во всей исторической и национальной конкретности, психологически верно, с вниманием к социальным нюансам отношений героев. Повесть «Тамань» представляет точную художественную картину нравов приморского городка, жестокость и коварство преступного мира, сонную отупелость гарнизонных служащих. В повести «Княжна Мери», помимо тонкого изображения темы любви и дружбы, замечательной находкой Лермонтова стал выбор социальной среды и места, где разворачиваются события. Конфликт Печорина и «водяного общества» оказался точкой пересечения многих сюжетных мотивов повести — социальных, моральных, духовно-нравственных. Очень точно соотносятся тема «Фаталиста» и временное пребывание героя на переднем крае военных действий, в глухой провинции, где он так остро и ясно ощущает своё одиночество и неприкаянность.

Композиция романа «Герой нашего времени» отличается особой сложностью. Прежде всего необходимо сказать о том, что роман состоит из автономных частей — повестей, которые тем не менее представляют собой художественное целое. Повести объединяются общим героем, однако известную трудность для понимания целостности романа представляют вопросы: почему автор выбирает именно эти, а не какие-нибудь другие события в жизни Печорина и почему располагает их именно в таком порядке?

Идея романа представлена через раскрытие образа Печорина. Ведущим конструктивным приёмом в этом плане является изображение героя в двух основных ракурсах: в первых двух повестях и предисловии рассказ о герое ведётся со стороны, поначалу мы узнаём о нём от Максима Максимыча. Затем читаем записки Печорина о его приключениях на Кавказе в «Журнале Печорина», то есть, пользуясь словами Белинского, встречаемся на страницах журнала с «внутренним человеком». Повесть «Тамань», первая в «Журнале Печорина», соединяет два ракурса изображения героя — «со стороны» и «от него самого», важно при этом, что герой в ней ни разу не назван по имени.

Следующая особенность композиции состоит в том, что хронология событий в жизни героя не совпадает с хронологией рассказа о них. Так, путь Печорина вне романной последовательности таков: приезд на Кавказ («Тамань»), отпуск после военных действий («Княжна Мери»), двухнедельная военная миссия во время службы в крепости («Фаталист»), история любви Печорина и Бэлы во время службы в крепости («Бэла»), встреча с Печориным четыре года спустя («Максим Максимыч»), смерть Печорина (предисловие к «Журналу Печорина»). Расположены эти события в романе в ином порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Этот принцип построения романа получил название «двойная хронология». Объяснений «двойной хронологии» существует много. Можно выделить из них два основных. С точки зрения сюжета такую последовательность можно объяснить тем, что странствующий литератор, издающий роман о Печорине, составил книгу в той последовательности, в какой сам узнавал о жизни её героя. С точки зрения смысла композиции — тем, что повести до объединения в роман представляли собой разрозненные эпизоды из жизни отдельного человека, после объединения стали представлять этапы его жизненной судьбы и душевного развития.

Важное значение приобретает принцип «обратной хронологии», проявляющийся в том, что более ранние события жизни Печорина отнесены во вторую половину романа — в «Журнал Печорина», а им в повествовании предшествуют более поздние события. С помощью этого приёма автор стремится избежать предвзятого отношения к герою, которое возникает, когда мы узнаем о человеке «со стороны». Эту же цель автор преследует, последовательно сменяя повествователей-рассказчиков, которые представляют героя в разных ракурсах. Странствующий литератор, впоследствии издатель книги о Печорине, выступает наблюдателем, Максим Максимыч — непосредственным свидетелем и участником событий, Печорин переживает их в своей жизни.

Образ Печорина становится отчётливее, реальнее и глубже по мере развития повествования. Логика последовательности повестей такова, что в каждой из них возникает вопрос, ответ на который предполагается в следующей. Так, в «Бэле» мы узнаём о Печорине из рассказа Максима Максимыча, однако не видим его своими глазами.

В конце повести пробуждается интерес к личности героя в вопросе: кто он такой? И вот в «Максиме Максимыче» мы, казалось бы, получаем на него ответ. Печорин появляется в повести физически, в ней даже приводится развёрнутый портрет героя с элементами психологизации. Однако необычное поведение Печорина вызывает следующий вопрос: почему он такой? «Журнал Печорина» призван дать объяснение состоянию героя, однако события «Тамани» вызывают в нас очередное недоумение: что же ему нужно? Из повести «Княжна Мери» мы получаем чёткое разъяснение: Печорину нужны любовь и дружба, но в конце повести происходит катастрофа. Печорин теряет всё, что привязывает человека к жизни, тогда естественно встаёт проблема выбора: что делать герою, не отказаться ли от дальнейшей борьбы в жизни? Повесть «Фаталист» завершается позитивным выбором Печорина в пользу жизни, она заканчивается оптимистически: «Офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем!» Именно в этом свою решающую роль играет кольцевая композиция романа: Печорин возвращается в крепость к Максиму Максимычу, и роман словно бы начинается вновь — Печорин похитит Бэлу, всё повторится, но значение событий будет иным, новым.

Мотив странничества связывает всё произведение, его герои постоянно пребывают в пути, вне дома. Таков Печорин, таков одинокий штабс-капитан Максим Максимыч, не имеющий ни семьи, ни постоянного пристанища, таков и странствующий литератор.

Наконец, глубочайшую идейную роль играет ещё один композиционный приём романа: герой умирает в середине произведения и тут же «воскресает» в «Журнале Печорина». Этот эффект даёт возможность показать вечное нравственное возрождение человека.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком.

Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала была написана повесть «Тамань», потом - «Фаталист», позже автор решил создать «длинную цепь повестей» и объединить их в роман. Основной задачей автор считал раскрытие характера и внутреннего мира героя, сложившегося представителя поколения 30-х годов XIX века. Лермонтов сам был из этого несчастного поколения дворянской молодежи, которая не могла проявить себя служением на благо родины. Юность и пора возмужания этих людей проходила в условиях правительственной реакции после подавления восстания декабристов. Светлые идеалы были утрачены, жизненные цели отсутствовали. Как следствие такой общественной ситуации появляются герои с характером Печорина.

В ходе работы над романом автор три раза редактировал свое произведение, меняя очередность глав. В третьей, окончательной, редакции повести следуют в таком порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются записки Печорина, а в повести «Фаталист» заканчиваются. Такая композиция позволила автору воплотить философский смысл произведения.

В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое - к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях.

Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. В романе автор употребил «кольцевую композицию». Начинается он с середины событий и доходит до обыденной, негероической смерти героя. После этого события описываются от их начала к середине. Своеобразие композиции заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней же завершается. Мы знаем, что Печорин уезжает из крепости в Петербург, а потом в Персию, но сюжетно он вновь возвращается в крепость. Лермонтов строит свой роман в виде двух частей, которые противостоят друг другу и в то же время взаимосвязаны. В первой части героя характеризуют со стороны, а во второй - его образ раскрыт изнутри. Композиция образа главного героя также своеобразна. Автор представляет нам своего героя постепенно, раскрывая все новые его черты. В «Бэле» о нем рассказывает Максим Максимыч, человек порядочный, но простой. Для него Печорин - загадка, так как представителей высшего света с изломанной психикой он еще не встречал. Содержание следующей повести еще немного приподнимает завесу таинственности над личностью главного героя. Только дневник Печорина, его исповедь, дает, наконец, представление об истинных мыслях и чувствах этого противоречивого героя.

Писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова. Главное для автора - показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки. Тем более что Печорин - сложившийся человек, он не меняется по ходу повествования, поскольку не делает выводов из происходящего с ним. Он эгоист и не изменится никогда, так как не может относиться к себе критически. Полюбить кого-нибудь, кроме себя, он тоже не в состоянии. У Лермонтова получился не роман-биография, а роман-портрет, причем портрет души, а не внешности. Автора интересовали нравственные изменения, происшедшие с людьми поколения 30-х годов, для которых в эпоху тотальных запретов и подавления время остановилось.

Таким образом, роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным, новаторским и позволило автору глубоко проникнуть в духовный мир своего героя.

Критики определили жанр «Героя нашего времени» как психологический роман . При написании этого произведения М. Ю. Лермонтов ставил целью показать «историю души человеческой», раскрыть внутренний мир главного героя. Работу над романом М. Ю. Лермонтов начал под впечатлением своей первой ссылки на Кавказ. Сначала были написаны отдельные повести, которые выходили в печать по мере написания: «Бэла», «Фаталист» были опубликованы в журнале «Отечественные записки» в 1839 году, следом вышла в свет повесть «Тамань». Позже все пять повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» - были объединены в роман под заглавием «Герой нашего времени».

Критики, читатели неоднозначно восприняли образ главного героя: одни считали Печорина карикатурой на современного человека, а сам роман - безнравственным; другие - что образ Печорина - портрет самого автора. М. Ю. Лермонтов вынужден был написать предисловие ко второму изданию, в котором прокомментировал свое восприятие героя и объяснил свои творческие принципы. Автор пишет, что основной его принцип при написании романа - следование правде жизни и критическая оценка героя.

Повести, из которых составлен «Герой нашего времени», расположены в определенной последовательности. Сделано это было с определенной целью: автор постепенно погружает читателя во внутренний мир главного героя, раскрывает его характер.

В произведении три рассказчика. В повести «Бэла» мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, штабс-капитана, который отмечает «странности» в поведении Григория Александровича, эгоистичность, загадочность. В «Максиме Максимыче» роль рассказчика отдана странствующему офицеру - человеку, более близкому по мироощущению и социальному положению к герою. Он отмечает в облике Печорина черты сильной, но внутренне одинокой личности. В последующих трех повестях - «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» - в роли рассказчика уже сам Печорин, который повествует о своих приключениях в приморском городишке, о пребывании в Пятигорске, о происшествии в казачьей станице. Читатель узнает о чувствах, переживаниях героя из уст самого героя, который беспристрастно анализирует свои поступки, свое поведение, побуждения. Впервые в русской литературе было уделено большое внимание не событиям, а именно «диалектике души», и показать все «движения души» Печорина позволяет форма дневниковой исповеди. Сам герой признает, что его душе знакомы такие чувства, как зависть, жалость, любовь, ненависть. Но рассудок все же преобладает над чувствами: это мы видим в сцене погони за Верой.

Автор показывает героя в различных жизненных ситуациях, окружает самыми разными персонажами (Печорин среди горцев, в кругу «честных контрабандистов» и «водяного общества»). Я считаю, что это исключительный и одновременно типичный герой того времени: он ищет любви, но сам несет лишь страдания и даже смерть; это человек, живущий сложной духовной жизнью, но абсолютно бездейственный или растрачивающий энергию на пустяки; сознающий свои пороки и безжалостно осуждающий их в других людях; человек, который, по словам В. Г. Белинского, «бешено гоняется...за жизнью, ища ее повсюду» и в то же время ищет смерти.


«Герой нашего времени»: роман или сборник новелл?

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан на стыке двух художественных методов: романтизма и реализма. Согласно романтическим канонам образ главного героя разработан глубоко и противостоит всем прочим персонажам. Вся система образов выстроена так, что под разными углами зрения высвечивается центральный персонаж. Каждый герой наделен сложным характером. Это вполне реалистические образы.

Само название романа «Герой нашего времени» говорит о том, что автор рассматривает личность в контексте общества и эпохи. «Герой нашего времени» - социально-психологический, философский роман. Конфликт личности и общества здесь острее, чем в «Евгении Онегине». Печорин «бешено гоняется за жизнью», но ничего от нее не получает. Конфликт воплотился не только в типическом показе личности, но и в изображении представителей «водяного общества», их жизни, развлечений.

С каждым героем у Печорина складываются свои отношения. Он стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен" Печорин противостоит ненавидящему его «водяному обществу», стреляется с Грушницким, вмешивается в жизнь «мирных контрабан­дистов», влюбляет в себя юную Бэлу, дочь мирного князя.

История взаимоотношений Печорина и Вернера полна драматизма. Это история несостоявшейся дружбы людей духовно и интеллектуально близких.

В отношениях с Верой Печорин наиболее противоречив, здесь доведены до максимума, до высшего накала те силы, которые определяют все его связи с людьми.

Проблема личности раскрывается в психологическом плане через психологический портрет, построенный на антитезах и оксюморонах («...пыльный бархатный сюртучок его позволял разглядеть ослепительно чистое белье», глаза «не смеялись, когда он смеялся»), через самоанализ, через внутренние монологи («Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?..», «.. .зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое...»)

Без философского аспекта романа нельзя понять ни смысла эпохи, ни сути образа главного героя. «Журнал Печорина» наполнен размышлениями о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о месте человека в череде поколений, о вере и безверии, о судьбе. Композиционно эту тему завершает глава «Фаталист», насыщенная философской проблематикой.

Основная черта характера Печорина - рефлексия. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, пытается раскрыть корни добра и зла в одном человеке. Но рефлексия Печорина гипертрофирована, она уродует душу, искажает развитие личности, делает и героя, и тех, с кем его сводит судьба, несчастными.

Своеобразие романа заключается в том, что, несмотря на то, что части различаются в жанровом отношении, роман не распадается и не представляет собой сборник новелл, так как все части объединены одним главным героем; раскрываются характеры героев от внешнего к внутреннему, от следствия к причине, от эпического через психологическое к философскому.

Критики определили жанр «Героя нашего време-ни» как психологический роман . При написании это-го произведения М. Ю. Лермонтов ставил целью пока-зать «историю души человеческой», раскрыть внут-ренний мир главного героя. Работу над романом М. Ю. Лермонтов начал под впечатлением своей пер-вой ссылки на Кавказ. Сначала были написаны от-дельные повести, которые выходили в печать по мере написания: «Бэла», «Фаталист» были опубликованы в журнале «Отечественные записки» в 1839 году, сле-дом вышла в свет повесть «Тамань». Позже все пять повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — были объединены в роман под заглавием «Герой нашего времени».

Критики, читатели неоднозначно восприняли об-раз главного героя: одни считали Печорина карикату-рой на современного человека, а сам роман — безнрав-ственным; другие — что образ Печорина — портрет самого автора. М. Ю. Лермонтов вынужден был напи-сать предисловие ко второму изданию, в котором про-комментировал свое восприятие героя и объяснил свои творческие принципы. Автор пишет, что основ-ной его принцип при написании романа — следование правде жизни и критическая оценка героя.

Повести, из которых составлен «Герой нашего вре-мени», расположены в определенной последователь-ности. Сделано это было с определенной целью: автор постепенно погружает читателя во внутренний мир главного героя, раскрывает его характер.

В произведении три рассказчика. В повести «Бэла» мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, штабс-капитана, который отмечает «странности» в поведении Григория Александровича, эгоистичность, загадочность. В «Максиме Максимыче» роль рассказчика отдана странствующему офицеру — человеку, более близкому по мироощущению и социальному по-ложению к герою. Он отмечает в облике Печорина черты сильной, но внутренне одинокой личности. В последующих трех повестях — «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — в роли рассказчика уже сам Печорин, который повествует о своих приключениях в приморском городишке, о пребывании в Пятигор-ске, о происшествии в казачьей станице. Читатель уз-нает о чувствах, переживаниях героя из уст самого ге-роя, который беспристрастно анализирует свои по-ступки, свое поведение, побуждения. Впервые в русской литературе было уделено большое внимание не событиям, а именно «диалектике души», и пока-зать все «движения души» Печорина позволяет фор-ма дневниковой исповеди. Сам герой признает, что его душе знакомы такие чувства, как зависть, жа-лость, любовь, ненависть. Но рассудок все же преоб-ладает над чувствами: это мы видим в сцене погони за Верой.

Автор показывает героя в различных жизненных ситуациях, окружает самыми разными персонажами (Печорин среди горцев, в кругу «честных контрабан-дистов» и «водяного общества»). Я считаю, что это ис-ключительный и одновременно типичный герой того времени: он ищет любви, но сам несет лишь страдания и даже смерть; это человек, живущий сложной духов-ной жизнью, но абсолютно бездейственный или рас-трачивающий энергию на пустяки; сознающий свои пороки и безжалостно осуждающий их в других лю-дях; человек, который, по словам В. Г. Белинского, «бешено гоняется...за жизнью, ища ее повсюду» и в то же время ищет смерти.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения