Татары (происхождение, обычаи, традиции, праздники). История татар

Татары

ТАТА́РЫ -та́р; мн.

1. Нация, основное население Татарстана; представители этой нации.

2. Название различных тюркских, монгольских и некоторых других племён, образовавших в 13 - 15 вв. самостоятельное государство - Золотую Орду.

Тата́рин, -а; м. Тата́рка, -и; мн. род. -рок, дат. -ркам; ж. Тата́рский (см.).

тата́ры

(самоназвание - татар), народ, основное население Татарии (1765 тыс. человек). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и других областях России. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. Общая численность в России (без крымских татар) 5,52 млн. человек (1995). Общая численность 6,71 млн. человек. Язык татарский. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

ТАТАРЫ

ТАТА́РЫ, народ в Российской Федерации, основное население Татарии (2 млн. чел., 2002), живут также в Башкирии (990,7 тыс. чел.), Удмуртии (109,2 тыс. чел.), Оренбургской (165,9 тыс. чел.), Пермской (136,5 тыс. чел.), Самарской (127,9 тыс. чел.), Ульяновской (168,7 тыс. чел.), Свердловской (168,1 тыс. чел.), Тюменской (242,3 тыс. чел.), Челябинской (205 тыс. чел.) областях, в городе Москве (166 тыс. чел.), в Южном (173,5 тыс. чел.), Сибирском (252,5 тыс. чел.) федеральных округах.
Татары делятся на три этнотерриториальные группы: волго-уральские татары, сибирские татары и астраханские татары. Крымские татары считаются самостоятельным народом. Волго-уральские татары включают субэтносы казанских татар, касимовских татар, мишарей и субконфессиональную общность кряшен (24,6 тыс. чел., 2002). Общая численность в Российской Федерации 5,554 млн. человек (2002). Значительное количество татар живет в Казахстане 248,9 тыс. чел. (1999), Узбекистане 467,8 тыс. человек. Численность татарского населения в дальнем зарубежье от 100 до 200 тысяч человек. Общая численность татар во всем мире около 6,8 млн. человек. Татарский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Верующие татары - мусульмане-сунниты. Исключение составляют кряшены, исповедующие православие.
Впервые этноним «татары» появился среди монгольских племен, кочевавших в 6-9 веках к юго-востоку от Байкала. В 13 веке с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе. В 13-14 веках оно было распространено на некоторые кочевые народы, входившие в состав Золотой Орды. В 16-19 веках в русских источниках татарами называли многие тюркоязычные народности (азербайджанцы, народности Северного Кавказа, Крыма, Средней Азии, Поволжья, Сибири, в том числе казанские, крымские, сибирские, астраханские татары). В 20 веке этноним «татары» закрепился преимущественно за волго-уральскими татарами. В других случаях прибегают к уточняющим определениям (крымские татары, сибирские татары, касимовские татары).
Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к 3-4 векам и связано с эпохой Великого переселения народов. Оседая в Приуралье иПоволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В 5-7 веках прошла вторая волна продвижения тюркоязычных племен в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В 7-8 веках в Поволжье из Приазовья пришли тюркоязычные булгарские племена, которые в 10 веке создали государство - Волжско-Камскую Булгарию. В 13-15 веках, когда большинство тюркоязычных племен входило в состав Золотой Орды, происходила нивелировка их языка и культуры. В 15-16 веках, в период существования Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского ханств, произошло формирование отдельных татарских этносов - казанские татары, мишари, астраханские татары, сибирские татары, крымские татары.
До 20 века основная масса татар занималась земледелием; в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах (изготовление узорной обуви и др. кожаных изделий, ткачество, вышивка, ювелирное дело). Материальная культура татар испытала влияние культур народов Средней Азии, с конца 16 века - русской культуры. Традиционным жилищем волго-уральских татар была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служил казакин, зимой - стеганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх нее - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитый бархатный колпак и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма богатых женщин было характерно обилие металлических украшений.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "татары" в других словарях:

    - (самоназвание татар) народ, основное население Татарии (Татарстана) (1765 тыс. человек, 1992). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и др. областях Российской Федерации.… … Большой Энциклопедический словарь

    ТАТАРЫ, татар, ед. татарин, татарина, муж. 1. Название тюркских народностей, населяющих Татарскую АССР, чась Башкирской АССР, живущих в Поволжье и в некоторых местностях Сибири. 2. Тюркская народность, живущая в Крымской АССР. 3. Неточное… … Толковый словарь Ушакова

    ТАТАРЫ, ар, ед. арин, а, муж. 1. Народ, составляющий основное население Татарии (Татарстана), а также живущий в Поволжье, в Сибири и нек рых других районах. Казанские татары. Крымские татары. 2. Название различных племён, образовавших государство … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание татар), народ в Российской Федерации (5,52 млн. человек; без крымских татар). Основное население Татарии (1765 тыс. человек). Живут также в Башкирии, Республике Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской,… … Русская история

    Современная энциклопедия

    татары - ТАТАРЫ, татар, мн. Шумная компания. Налетели, как татары, жрут руками, пьют без тары … Словарь русского арго

    Татары - (самоназвания татар, тартары; казанские татары, мишари, нагайбаки, кряшены) народ общей численностью 6710 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 5522 тыс. чел., в т.ч. Татарстан 1765 тыс. чел. Другие страны расселения:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 4 басурмане (1) татарва (1) татаровья (1) … Словарь синонимов

    Татары - (Tartars), назв. нек рых народов Центр, и Ср. Азии, произошедших от кочевников, напр, монголов, турков, кипчаков. Они говорили на различ. родственных тюркскому и монг. языках. На протяжении веков Т. представляли угрозу для мн. гос в. Татарскими… … Всемирная история

    татары - татары, род. татар (неправильно татаров) и устарелое татаре … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    У этого термина существуют и другие значения, см. Татары (значения). Татары Татарлар … Википедия

Происхождение названия «татары» привлекло внимание многих исследователей. О возникновении этого названия имеются различные толкования, и до настоящего времени существуют различные мнения и об этимологии самого слова «татары». Одни выводят этимологию этого слова от «горного жителя», где «тат» якобы имеет значение гора, а «ар» -- жителя». Компонент ар, как известно, встречается в названиях многих народов: болгар, мадьяр, авар, хазар, мишар, сувар и т. д. Ар считается словом персидского происхождения в значении «человек». Тюркское ир -- мужчина -- принято отождествлять с ар. При такой этимологии кажется, что этноним «татар» тюркского происхождения.

О. Белозерская, опираясь на труды по этимологии других авторов, происхождение названия «татары» связывает с персидским словом тептер (дэфтэр-- тетрадь, записанный в список) в смысле «колонист». Этноним, вернее, микроэтноним типтяр более позднего происхождения. Этим именем начали обозначать переселившихся из Среднего Поволжья, из Казанского ханства булгар и других на Урал, в Башкирию в XVI--XVII веках, и, как видим, ничего общего в этимологии «татар» и «типтяр» нет. Встречаются попытки объяснить этимологию «татар» от тунгусского слова та-та в значении «стрелок из лука», «тащить», «тянуть», что также сомнительно.

Известный тюрколог Д. Е. Еремеев происхождение этого этнонима связывает с древнеперсидским словом и народом: «В этнониме «татар» первый компонент тат можно сопоставить с одним из названий древнего иранского населения. Как сообщает Махмут Кашгари, «татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси», т. е. вообще на иранских языках, так как, например, согдийцев он также именует фарсами. Кроме того, татами тюрки называли и других соседей -- китайцев и уйгуров. Первоначальное значение слова «тат» было скорее всего «иранец», «говорящий по-ирански», но затем этим словом стали обозначать всех чужестранцев, чужаков» (Д. Е. Еремеев. К семантике тюркской этнонимии.-- В сб.: Этнонимы.М.,1970, с. 134).

В средневековой западноевропейской литературе даже русских начали отождествлять с татарами, Московию параллельно именовали «Тартарией», поскольку в свое время как русские, так и булгары были подданными Золотой Орды. Как и китайцы, средневековая Европа считала себя центром Земли и культуры, и поэтому западноевропейцы (читай: клерикалы, церковники, прежде всего) все другие народы считали варварами -- тартара-ми! Таким образом, получился заколдованный круг: слияние идущего из Китая «та-та» и с Запада «тартар» в одном и том же значении варвара, что способствовало закреплению этого названия в нарицательном смысле в сознании народных масс Европы. Фонетическое сходство «та-та» и «тартар» еще более облегчило это отождествление.

В таких «благоприятных» условиях священникам, официозным идеологам и историкам не стоило особого труда представить татар варварами, дикарями, потомками монгольских завоевателей, что привело к смешению в одном названии различных народов. Следствием этого является, прежде всего, искаженное представление о происхождении современных татар. Все сказанное в конечном счете приводило и приводит к фальсификации истории многих тюркских народов, в первую очередь, современных татар. Выдающийся русский географ и историк, учитель тюрколога академика В. В. Радлова, упомянутый К. Риттер правильно подметил: «А потому, несмотря на злоупотребление его (названия «татары». -- Л. К.) в этнографии и географии, где ошибочно перенесено на западных туркских, так на восточных маньчжурских людей монгольского племени, это название, как обновленное понятие, означает хаотическую массу народа в стране Центральной Азии, очень трудно изучить их - исторических и географических описаний сей части света». Как видим, еще в середине XIX века отдельные русские ученые прекрасно сознавали настоятельную необходимость различения названий монгол и татар от названий тюркских народов и указывали, что вольное употребление их ведет к искажению истории, прошлого отдельных народов, затрудняет объективное исследование истории, культуры, языка, происхождения народов.

Вопрос о конкретности терминов является одним из самых актуальных в любой отрасли знания. Неспроста ученые пишут, что если бы удалось устранить различное понимание и толкование отдельных терминов, наука избавилась бы от большого груза, шелухи антиномии и ее развитие шло бы намного быстрее. Такого рода явление мы видим и в различном понимании этнонима «татары», ведущего к различного рода вымыслам, путанице, в конечном счете к искажению истории происхождения целого народа.

Введение

Заключение


Введение

В конце 19 – начале 20 в. в мире и в Российской империи развивалось общественное явление – национализм. Которое проводило идею, что человеку очень важно причислять себя к определенной социальной группе – нации (национальности). Под нацией понималась общность территории расселения, культуры (особенно, единого литературного языка), антропологических черт (строение тела, черты лица). На фоне этой идеи в каждой из социальных групп происходила борьба за сохранение культуры. Глашатаем идей национализма стала зародившаяся и развивающаяся буржуазия. В это время подобная борьба велась и на территории Татарстана – мировые социальные процессы не обошли стороной наш край.

В отличие от революционных выкриков первой четверти 20 в. и последнего десятилетия 20 в., которые использовали очень эмоциональные термины – нация, национальность, народ, в современной науке принято использовать более осторожный термин – этническая группа, этнос. Этот термин несет в себе все ту же общность языка и культуры, как и народ, и нация, и национальность, но не нуждается в уточнении характера или размера социальной группы. Однако принадлежность к какой-либо этнической группе все ещё важный социальный аспект для человека.

Если спросить у прохожего в России, какой он национальности, то, как правило, прохожий с гордостью ответить, что он русский или чуваш. И, безусловно, из тех, кто гордиться своим этническим происхождением, будет татарин. Но что будет означать это слово – «татарин» - в устах произносящего. В Татарстане далеко не каждый, кто причисляет себя к татарам, говорит и читает на татарском языке. Далеко не каждый выглядит как татарин с общепринятой точки зрения – смешение черт кавказского, монгольского и финно-угорского антропологических типов, например. Среди татар есть и христиане, и много атеистов, и далеко не каждый, кто считает себя мусульманином, читал Коран. Но все это не мешает татарской этнической группе сохраняться, развиваться и быть одной из самых самобытных в мире.

Развитие национальной культуры влечет за собой развитие истории нации, особенно если заниматься изучением этой истории долгое время мешали. В результате, негласный, а порой и гласный, запрет на изучение края, повлек за собой особенно бурный всплеск татарской исторической науки, который и наблюдается по сей день. Плюрализм мнений и недостаток фактического материала привели к складыванию нескольких теорий, пытающихся объединить в себе наибольшее количество известных фактов. Сформировались не просто исторические доктрины, а несколько исторических школ, которые ведут между собой научный спор. Сначала историки и публицисты разделились на «булгаристов», считавших татар произошедшими от волжских булгар, и «татаристов», считавших периодом складывания татарской нации период существования Казанского ханства и отрицавших участие в формировании нации булгар. Впоследствии появилась ещё одна теория, с одной стороны, противоречащая первым двум, а с другой – объединяющая все лучшее из имеющихся теорий. Её назвали «тюрко-татарской».

В результате, мы можем, опираясь на обозначенные выше ключевые моменты, сформулировать цель данной работы: отразить наибольший спектр точек зрения на происхождение татар.

Задачи можно разделить по рассматриваемым точкам зрения:

Рассмотреть булгаро-татарскую и татаро-монгольскую точки зрения на этногенез татар;

Рассмотреть тюрко-татарскую точку зрения на этногенез татар и ряд альтернативных точек зрения.

Названия глав будут соответствовать обозначенным задачам.

точка зрение этногенез татар


Глава 1. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар

Надо отметить, что кроме языковой и культурной общности, а также общих антропологических черт, историки немалую роль уделяют происхождению государственности. Так, например, началом российской истории считают не археологические культуры дославянского периода и даже не племенные союзы переселившихся в 3-4 веках восточных славян, а Киевскую Русь, сложившуюся к 8 веку. Немалую роль в становлении культуры почему-то уделяют распространению (официальному принятию) монотеистической религии, что произошло в Киевской Руси в 988 г., а в Волжской Булгарии в 922 г. Вероятно, в первую очередь из таких предпосылок произошла булгаро-татарская теория.

Булгаро-татарская теория основывается на положении, что этнической основой татарского народа являлся булгарский этнос, сложившийся в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII в. н. э. (в последнее время некоторые сторонники этой теории стали относить появление тюрко-булгарских племен в крае к VIII-VII вв. до н. э. и ранее). Наиболее важные положения этой концепции формулируются следующим образом. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского (булгаро-татарского) народа сформировались в период Волжской Булгарии (X-XIII вв.), а в последующее время (золотоордынский, казанскоханский и русский периоды) они претерпевали лишь незначительные изменения в языке и культуре. Княжества (султанаты) волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), пользовались значительной политической и культурной автономией, а влияние ордынской этнополитической системы власти и культуры (в частности, литературы, искусства и архитектуры) носило характер чисто внешнего воздействия, не оказавшего заметного влияния на булгарское общество. Важнейшим следствием господства Улуса Джучи стал распад единого государства Волжской Булгарии на ряд владений, а единой булгарской народности - на две этнотерриториальные группы («булгаро-буртасы» улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств). В период Казанского ханства булгарский («булгаро-казанский») этнос упрочил ранние домонгольские этнокультурные особенности, которые продолжали традиционно сохраняться (включая и самоназвание «булгары») вплоть до 1920-х гг., когда ему татарскими буржуазными националистами и советской властью был насильственно навязан этноним «татары».

Остановимся несколько подробнее. Во-первых, миграция племен из предгорий Северного Кавказа после распада государства Великая Булгария. Почему в настоящее время болгары – булгары, ассимилированные славянами, стали славянской народностью, а булгары волжские – тюркоязычная народность, поглотившая жившее до них в этой местности население? Возможно ли, что пришлых булгар было намного больше, чем местных племен? В этом случае постулат о том, что тюркоязычные племена проникли на эту территорию задолго до появления здесь булгар – во времена киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, хазар, выглядит гораздо логичнее. История Волжской Булгарии начинается не с того, что пришлые племена основали государство, а с объединения дверних городов – столиц племенных союзов – Булгара, Биляра и Сувара. Традиции государственности тоже не обязательно исходили от пришлых племен, так как местные племена соседствовали с мощными древними государствами – например, Скифским царством. Кроме того, положение о том, что булгары ассимилировали местные племена противоречит положению о том, что сами булгары не были ассимилированы татаро-монголами. В итоге, булгаро-татарская теория разбивается о то, что чувашский язык гораздо ближе древнебулгарскому, чем татарский. А татары сегодня говорят на тюрко-кипчакском наречии.

Однако не лишена теория и достоинств. Например, антропологический тип казанских татар, особенно мужчин, роднит их с народами Северного Кавказа и указывает на происхождение черт лица – нос с горбинкой, европеоидный тип – именно в гористой местности, а не в степной.

До начала 90-х годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно разрабатывалась целой плеядой ученых, среди которых А. П. Смирнов, Х. Г. Гимади, Н. Ф. Калинин, Л. З. Заляй, Г. В. Юсупов, Т. А. Трофимова, А. Х. Халиков, М. З. Закиев, А. Г. Каримуллин, С. Х. Алишев.

Теория татаро-монгольского происхождения татарского народа, основывается на факте переселения в Европу кочевых татаро-монгольских (центральноазиатских) этнических групп, которые, смешавшись с кыпчаками и приняв в период Улуса Джучи (Золотой Орды) ислам, создали основу культуры современных татар. Истоки возникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать в средневековых летописях, а также в народных легендах и эпосах. О величии основанных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, говорится в сказаниях о Чингис-Хане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее.

Сторонники этой теории отрицают, либо приуменьшают значение Волжской Булгарии и её культуры в истории казанских татар, считая, что Булгария была слаборазвитым государством, без городской культуры и с поверхностно исламизированным населением.

В период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины, а основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакского типа.

Здесь опять же следует отметить, что по мнению многих историков кипчаки были непримиримыми врагами с татаро-монголами. Что оба похода татаро-монгольских войск – под руководством Субедея и Бату – была нацелена на разгром и уничтожение кипчакских племен. Иными словами, кипчакские племена в период татаро-монгольского нашествия были истреблены или вытеснены на окраины.

В первом случае, истребляемые кипчаки в принципе не могли стать причиной формирования народности в пределах Волжской Булгарии, во втором случае, теорию нелогично называть татаро-монгольской, поскольку кипчаки не относились к татаро-монголам и были совершенно иным племенем, хоть и тюркоязычным.

Татаро-монгольской теорию можно назвать, если учесть, что Волжская Булгария была покорена, а затем населена именно татарскими и монгольскими племенами, пришедшими из империи Чингис-хана.

Надо также отметить, что татаро-монголы в период завоеваний были преимущественно язычниками, а не мусульманами, чем обычно объясняется терпимость татаро-монгол к другим религиям.

Поэтому, скорее, булгарское население, узнавшее об исламе в X веке способствовало исламизации Улуса Джучи, а не наоборот.

Археологические данные дополняют фактическую сторону вопроса: на территории Татарстана имеются свидетельства о присутствии кочевых (кипчакских или татаро-монгольских) племен, но расселение таковых наблюдается в южной части района Татарии.

Нельзя однако отрицать, что Казанское ханство, возникшее на обломках Золотой Орды, венчало становление этнической группы татар.

Это крепкое и уже однозначно исламское, что имело для средневековья большое значение, государство способствовало развитию, а в период нахождения под властью России сохранению татарской культуры.

Есть аргумент и в пользу родства казанских татар с кипчаками – языковое наречие относится лингвистами к тюрко-кипчакской группе. Другой аргумент – название и самоназвание народа – «татары». Предположительно от китайского «да-дань», как китайские историки называли часть монгольских (или соседствовавших с монголами) племен на севере Китая

Татаро-монгольская теория возникла в начале XX в. (Н.И. Ашмарин, В.Ф.Смолин) и активно развивалась в трудах татарских (З. Валиди, Р. Рахмати, М.И. Ахметзянов, в последнее время Р.Г. Фахрутдинов), чувашских (В.Ф. Каховский, В.Д. Димитриев, Н.И. Егоров, М.Р. Федотов) и башкирских (Н.А. Мажитов) историков, археологов и лингвистов.

Глава 2. Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения

Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии.

Тюрко-татарская концепция происхождения татар развивается в работах Г. С. Губайдуллина, А. Н. Курата, Н. А. Баскакова, Ш. Ф. Мухамедьярова, Р. Г. Кузеева, М. А. Усманова, Р. Г. Фахрутдинова, А. Г. Мухамадиева, Н. Давлета, Д. М. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др. Сторонники данной теории считают, что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структуру татарского этноса (характерную, впрочем, для всех крупных этносов), соединяет в себе лучшие достижения других теорий. Кроме того, встречается мнение, что одним из первых на сложный характер этногенеза, не сводимый к одному предку, указал М. Г. Сафаргалиев в 1951 году. После того, как в конце 1980-х гг. потерял актуальность негласный запрет на публикацию работ, выходящих за рамки решений сессии АН СССР 1946 года, а также перестали использоваться обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу, данная теория была пополнена множеством отечественных публикаций. Сторонники теории выделяют несколько этапов формирования этноса.

Этап образования основных этнических компонентов. (середина VI - середина XIII вв.). Отмечается важная роль Волжской Булгарии, Хазарского Каганата и кипчакско-кимакских государственных объединений в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль Волжской Булгарии, заложившей исламскую традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики (после Х века), сменившая наиболее древнюю письменность - тюркскую рунику. На этом этапе булгары привязывали себя к территории – к земле, на которой селились. Территория расселения была главным критерием отождествления человека с народом.

Этап средневековой татарской этнополитической общности (середина XIII - первая четверть XV вв.). В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве - Улусе Джучи (Золотой Орде); средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали свое государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка происходило утверждение норм литературного языка (литературный старотатарский язык). Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на нём (поэма Кул Гали «Кыйса-и Йосыф») написан в XIII в. Этап завершился с распадом Золотой Орды (XV в.) в результате феодальной раздробленности. В образовавшихся татарских ханствах, началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, касимовские, крымские, сибирские, темниковские татары и др. В этот период о сложившейся культурной общности татар может свидетельствовать то, что пока ещё существовала центральная орда (Большая Орда, Ногайская Орда) большинство наместников на окраинах стремились занять этот главный трон, или имели с центральной ордой тесные связи.

После середины XVI века и до XVIII века выделяют этап консолидации локальных этногрупп в составе Русского государства. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татар (так известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии) и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавших этногруппы. Отмечается общеконфессиональное самосознание - «мусульман». Часть локальных этногрупп, вошедших в это время в другие государства (в первую очередь крымские татары) далее развивались самостоятельно.

Период с XVIII до начала XX века, сторонниками теории определяется как становление татарской нации. Как раз тот самый период, о котором упомянуто во введении к данной работе. Выделяют такие этапы формирования нации: 1) С XVIII до середины XIX века - этап «мусульманской» нации, на котором объединяющим фактором выступала религия. 2) С середины XIX века до 1905 года - этап «этнокультурной» нации. 3) С 1905 до конца 1920 гг. - этап «политической» нации.

На первом этапе во благо сыграли попытки различных правителей провести христианизации. Политика христианизации вместо реального перевода населения Казанской губернии из одной конфессии в другую своей непродуманностью способствовала цементированию ислама в сознании местного населения.

На втором этапе, после реформ 1860-х годов началось развитие буржуазных отношений, которые способствовали бурному развитию культуры. В свою очередь её составляющие (система образования, литературный язык, книгоиздание и периодическая печать) завершили утверждение в самосознании всех основных этнотерриториальных и этносословных групп татар представления о принадлежности к единой татарской нации. Именно этому этапу татарский народ обязан появлением Истории Татарстана. За указанный промежуток времени татарская культура успела не только восстановиться, но и достигла определенного прогресса.

Со второй половины XIX в., начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м годам полностью вытеснивший старотатарский. На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона.

Третий этап с 1905 до конца 1920 гг. - это этап «политической» нации. Первым проявлением были требования культурно-национальной автономии, высказанные во время революции 1905-1907 гг. В дальнейшем были идеи Штата Идель-Урал, Татаро-Башкирской СР, создание Татарской АССР. После переписи 1926 года исчезают остатки этносословного самоопределения, то есть исчезает социальная прослойка «татарская знать».

Отметим, что тюрко-татарская теория – самая обширная и структурированная из рассмотренных теорий. Она действительно охватывает множество аспектов складывания этноса в целом и татарского этноса в частности.

Кроме основных теорий этногенеза татар, существуют ещё альтернативные. Одна из самых интересных - чувашская теория происхождения казанских татар.

Большинство историков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше теорий, ищут предков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, а где-то далеко за пределами территории нынешнего Татарстана. Точно также возникновение их и оформление, как самобытной народности, относят не к той исторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам. В действительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанских татар является их настоящая родина, то есть область Татарской Республики на левобережье Волги между рекой Казанкой и рекой Камой.

Есть убедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли, оформились как самобытная народность и размножились за исторический период, продолжительность которого охватывает эпоху от основания Казанского татарского царства ханом Золотой Орды Улу-Магометом в 1437 г. и вплоть до Революции 1917 года. Причем предками их были не пришлые «татары», а местные народности: чуваши (они же волжские булгары), удмурты, марийцы, и возможно также не сохранившиеся до настоящего времени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая говоривших на языке, близком к языку казанских татар.
Все эти народности и племена видимо обитали в тех лесистых краях с незапамятных исторических времен, а частично возможно также переселились из Закамья, после нашествия татаро-монгол и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровню культуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса, до возникновения Казанского ханства во всяком случае, мало отличалась друг от друга. Точно также и религии у них были схожие и состояли в почитании различных духов и священных рощь – киреметий – мест молений с жертвоприношениями. В этом убеждает то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 г. сохранились в той же Татарской Республике, например, около с. Кукмор, селение удмуртов и марийцев, которых не коснулось ни христианство, ни мусульманство, где до последнего времени люди жили по древним обычаям своего племени. Кроме того, в Апастовском же районе Татарской Республики, на стыке с Чувашской АССР есть девять кряшенских селений и в их числе д. Суринское и д. Стар. Тябердино, где часть жителей еще до Революции 1917 г. была «некрещеными» кряшенами, дожив, таким образом, до Революции вне как христианской, так и мусульманской религий. Да и принявшие христианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в ней только формально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени.

Попутно отметим, что существование почти в наше время «некрещеных» кряшенов ставит под сомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результате насильственной христианизации татар мусульман.

Приведенные выше соображения позволяют сделать предположение, что в Булгарском государстве, Золотой Орде и в значительной степени Казанском ханстве мусульманство было религией правящих классов и привилегированных сословий, а простой народ, или большая часть его: чуваши, марийцы, удмурты и пр. жила по старинным дедовским обычаям.
Теперь посмотрим, как при тех исторических условиях могла возникнуть и размножиться народность казанских татар, какими мы их знаем в конце XIX и начале XX веков.

В середине ХV в., как уже упоминалось, на левом берегу Волги появился свергнутый с трона и сбежавший из Золотой Орды, хан Улу-Магомет с сравнительно небольшим отрядом своих татар. Он покорил и подчинил себе местное чувашское племя и создал феодально-крепостническое Казанское ханство, в котором привилегированным сословием были победители, мусульмане-татары, а крепостным простонародием - покоренные чуваши.

В последнем издании Большой Советской Энциклопедии более подробно о внутреннем устройстве государства в окончательно оформившемся периоде его читаем следующее: «Казанское ханство, феодальное государство в Среднем Поволжии (1438-1552 г.), образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории Волжско-Камской Булгарии. Основателем династии Казанских ханов был Улу-Мухаммед.»

Высшая государственная власть принадлежала хану, но направлялась советом крупных феодалов (диваном). Верхушку феодальной знати составляли карачи, представители четырех знатнейших родов. Далее шли султаны, эмиры, ниже их - мурзы, уланы и воины. Большую роль играло мусульманское духовенство, владевшее обширными вакуфными землями. Основная масса, населения состояла из «черных людей»: свободных крестьян, плативших ясак и другие подати государству, феодально-зависимых крестьян, крепостных из военнопленных и рабов. Татарские дворяне (эмиры, беки, мурзы и пр.) едва ли были очень милостивы к своему крепостному люду, к тому же иноплеменному и иноверному. Добровольно или же преследуя цели, связанные с какой-то выгодой, но со временем простой народ начал перенимать от привилегированного сословия его религию, что было связано с отказом от своей национальной самобытности и с полным изменением быта и образа жизни, согласно требования новой «татарской» веры – ислама. Этот переход чуваш в магометанство было началом формирования народности казанских татар.

Возникшее на Волге новое государство просуществовало всего только около ста лет, в течение которых почти не прекращались набеги на окраины Московского государства. Во внутренней государственной жизни происходили частые дворцовые перевороты и на ханском троне оказывались ставленники: то Турции (Крым), то Москвы, то Ногайской Орды и т.п.
Процесс формирования казанских татар упомянутым выше путем из чувашского, а отчасти и из других, народностей Поволжья происходил в течение всего периода существования Казанского ханства, не прекратился после присоединения Казани к Московскому государству и продолжался до начала ХХ в., т.е. почти до нашего времени. Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других народностей края.

Приведем еще один довольно интересный довод в пользу чувашского происхождения казанских татар. Оказывается луговые мари и теперь называют татар «суас». Луговые мари испокон веков близко соседствовали с той частью чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и отатарилась в первую очередь, так что в тех местах уже давно не осталось ни одного чувашского селения, хотя по историческим сведениям и писцовым записям Московского государства их там было много. Марийцы не замечали, особенно в начале, каких либо изменений у соседей в результате появления у них еще одного бога – Аллаха и навсегда сохранили в своем языке для них былое название. А вот для далеких соседей – русских с самого начала образования Казанского царства не было никакого сомнения в том, что казанские татары это те же, оставившие о себе у русских печальную память, татаро-монголы.

В течение всей сравнительно короткой истории этого «ханства» продолжались непрерывные набеги «татар» на окраины Московского государства, причем первый хан Улу-Магомет в этих набегах провел весь остаток жизни. Эти набеги сопровождались опустошением края, грабежами мирного населения и угоном его «в полон», т.е. происходило все в стиле татаро-монголов.

Таким образом, чувашская теория тоже не лишена своих оснований, хотя и представляет нам этногенез татар в самом оригинальном виде.


Заключение

Как мы заключаем из рассмотренного материала, на данный момент даже самая развитая из имеющихся теорий – тюрко-татарская – не является идеальной. Много вопросов она оставляет по одной простой причине: историческая наука Татарстана все ещё исключительно молода. Ещё не изучена масса исторических источников, ведутся активные раскопки на территории Татарии. Все это позволяет надеяться, что в ближайшие годы теории пополнятся фактами и приобретут новый ещё более объективный оттенок.

Рассмотренный материал также позволяет отметить, что все теории едины в одном: татарский народ имеет сложную историю происхождения и сложную этнокультурную структуру.

В усиливающемся процессе мировой интеграции уже стремяться к созданию единого государства и общего культурного пространства европейские государства. Возможно, не избежать этого и Татарстану. Тенденции последних (свободных) десятилетий свидетельствуют о попытках интеграции татарского народа в современный исламский мир. Но интеграция – это процесс добровольный, он позволяет сохранить самоназвание народа, язык, культурные достижения. Пока хоть один человек будет говорить, и читать по-татарски, татарская нация будет существовать.


Список использованной литературы

1. Р.Г.Фахрутдинов. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. - Казань: Магариф, 2000.- 255 с.

2. Сабирова Д.К. История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней: учебник/ Д.К. Сабирова, Я.Ш. Шарапов. – М.: КНОРУС, 2009. – 352 с.

3. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003. – 463 с.

4. Рашитов Ф.А. История татарского народа. – М.: Детская книга, 2001. – 285 с.

5. Мустафина Г.М., Муньков Н.П., Свердлова Л.М. История Татарстана XIX век - Казань, Магариф, 2003. – 256c.

6. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана - Казань, 2000. – 327c.


Что этноним «татары» довольно легко был воспринят также тюркоязычным мусульманским населением Нижнего Поволжья и Сибири. В условиях формирования татарской этнической общности (конец 18 – начало 20 вв.) этноним «татар» выступил реальной альтернативой аморфному конфессиониму «мусульмане». Отметим, что к 18 веку булгарского этноса уже давно не существовало, и этноним «булгар» соответственно стал...

Единство Орды держалось на системе жестокого террора. После хана Узбека Орда переживала период феодальной раздробленности. 14 век - отделилась Средняя Азия 15 век - отделилось Казанское ханство и Крымское Конец 15 века - отделились Астраханское и Сибирское княжество 5. Татаро-монгольские нашествия на Русь во II половине 13 в. 1252 г. - Вторжение Неврюевой рати в Сев. -восточную Русь для...

Свое отражение, в основном, на национальных праздниках, гуляниях - Сабантуе, Наврузе. Глава II. Анализ фольклорных и сценически обработанных танцев астраханских татар 2.1 Общий обзор танцевальной культуры астраханских татар Народные танцы астраханских татар, как и искусство любого другого народа, уходит корнями в глубокую древность. Запрет мусульманской религии на танец, униженное...

У К. Д`Оссона) и отца Ногая, который в свою очередь стал эпонимом ногаев, или ногайцев (21, с. 202). Исторически обоснованным все же представляется приведенное выше объяснение К. Д`Оссона, как и почему этноним татар перешел на тюркские племена и народы и стал синонимом этнонима тюрк. В улусе Джучи (Золотая Орда русских летописей, или Кок-Орда “Синяя Орда” у восточных авторов), который охватывал...

Ещё из

Поскреби татарина - найдешь русского
Многонациональная Россия

В нашей стране много народов-незнакомцев. Это не правильно. Мы не должны быть чужими друг другу. Начну с татар – второго по численности этноса России , их почти 6 миллионов.


Кадр из фильма «Монгол»


Кто такие татары? История этого этнонима, как частенько бывало в средневековье, – это история этнографической путаницы.
В XI-XII веках степи Центральной Азии населяли разные монголо-язычные племена: найманы, монголы, кереиты, меркиты и татары. Последние кочевали вдоль границ китайского государства. Поэтому в Китае название татар переносилось на другие монгольские племена в значении «варвары». Собственно татар китайцы называли белыми татарами, жившие севернее монголы именовались черными татарами, а обитавшие еще дальше, в сибирских лесах монгольские племена – дикими татарами.

В начале XIII века Чингисхан предпринял против настоящих татар карательный поход в отместку за отравление своего отца. Сохранился приказ, который владыка монголов отдал своим воинам: уничтожить всех, кто ростом выше тележной оси. В результате этой бойни татары как военно-политическая сила были стерты с лица земли. Но, как свидетельствует персидский историк Рашид ад-Дин, «из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами».

Сами монголы никогда себя татарами не называли. Однако постоянно контактировавшие с китайцами хорезмские и арабские купцы принесли в Европу название «татары» еще до появления здесь войск Бату-хана. Европейцы сближали этноним «татары» с греческим названием ада – Тартар. Позднее европейские историки и географы использовали термин Тартария как синоним «варварского Востока». Например, на некоторых европейских картах XV-XVI веков Московская Русь обозначена как «Московская Тартария» или «Европейская Тартария».

Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют абсолютно никакого отношения к татарам XII-XIII веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально-азиатских татар лишь название.


У современного татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, волжские булгары, кипчаки, ногайцы, монголы, кимаки и другие тюркско-монгольские народы. Но еще больше на формирование современных татар оказали влияние финно-угры и русские. Согласно антропологическим данным, больше чем у 60% татар преобладают европеоидные черты и лишь у 30% – тюрко-монгольские.

Возникновение на берегах Волги Улуса Джучи было важной вехой в истории татар. В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной. Достигла совершенства система государственного управления и финансов, почтовая (ямская) служба, унаследованная Москвой. Более 150 городов возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни их названия звучат как волшебная сказка: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Актюбе (белый свод).

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили западноевропейские. Например, если Рим в XIV веке имел 35 тысяч жителей, а Париж – 58 тысяч, то столица Орды, город Сарай, – более 100 тысяч. По свидетельству арабских путешественников, в Сарае были дворцы, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Здесь жили не только купцы и воины, но и поэты. Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

В эпоху Золотой Орды был заложен огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры. Но Казанское ханство продолжало этот путь большей частью по инерции. Среди осколков Золотой Орды, рассыпавшихся по границам Руси, Казань имела для Москвы наибольшую важность в силу ее географической близости. Раскинувшееся на берегах Волги, среди дремучих лесов мусульманское государство представляло собой любопытное явление. Как государственное образование Казанское ханство возникло в 30-х годах XV века и за недолгий срок своего существования сумело проявить свое культурное своеобразие в исламском мире.

120-летнее соседство Москвы и Казани было отмечено четырнадцатью крупными войнами, не считая почти ежегодных пограничных стычек. Впрочем, долгое время обе стороны не стремились покорить друг друга. Все изменилось, когда Москва осознала себя «третьим Римом», то есть последней защитницей православной веры. Уже в 1523 году митрополит Даниил предначертал дальнейший путь московской политики, сказав: «Великий князь всю землю казанскую возьмет». Спустя три десятилетия Иван Грозный исполнил это предсказание.

20 августа 1552 года 50-тысячное русское войско расположилось лагерем под стенами Казани. Город обороняли 35 тысяч отборных воинов. Еще около десяти тысяч татарских всадников скрывались в окрестных лесах и тревожили русских внезапными налетами с тыла.

Осада Казани продолжалась пять недель. После внезапных нападений татар со стороны леса больше всего русскому войску досаждали холодные осенние дожди. Насквозь промокшие ратники даже думали, что непогоду насылают на них казанские колдуны, которые, по свидетельству князя Курбского, при восходе солнца выходили на стену и творили всякие чары. Все это время сооружался подкоп под одну из казанских башен. В ночь на 1 октября работы были закончены. В подкоп заложили 48 бочек с порохом. На рассвете грянул чудовищный взрыв. Ужасно было видеть, писал летописец, множество истерзанных трупов и искалеченных людей, летящих в воздухе на страшной высоте.

Русское войско бросилось на приступ. Царские знамена уже развевались на городских стенах, когда к городу подъехал сам Иван Грозный с гвардейскими полками. Присутствие царя придало московским ратникам новые силы. Несмотря на отчаянное сопротивление татар, через несколько часов Казань пала. Убитых с обеих сторон было такое множество, что в некоторых местах груды тел лежали вровень с городскими стенами.

Гибель Казанского ханства, рзумеется, не означала гибели татарского народа. Наоборот, именно

в составе России, собственно, и сложилась татарская нация, получившая, наконец, свое подлинно национально-государственное образование – республику Татарстан.


Московское государство никогда не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великорусы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 – из татарских земель.

Москва Ивана Грозного казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашенный на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым – митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведен черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало еще две тысячи знатных татар. На государевой службе им было отведено не последнее место. Впоследствии татарские роды дали России огромное количество представителей интеллигенции, видных военных и общественно-политических деятелей.

На протяжении веков культура татар также была вобрана Россией, и теперь многие исконно татарские слова, предметы быта, кулинарные блюда вошли в сознание русского человека так, как будто свои собственные. По словам Валишевского, выходя на улицу, русский человек надевал башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак. В драке он пускал в дело кулак. Будучи судьей, приказывал надеть на осужденного кандалы и дать ему кнута. Отправляясь в дальний путь, он садился в сани к ямщику. А встав из почтовых саней, заходил в кабак, заменивший собой древнерусскую корчму.

После взятия Казани в 1552 году культура татарского народа сохранялась, прежде всего, благодаря исламу. Ислам (в его суннитской версии) - традиционная религия татар. Исключение составляет небольшая их группа, которая в XVI-XVIII веках была обращена в православие. Они так и называют себя: «кряшен» - крещеные.

Ислам в Поволжье утвердился еще в 922 году, когда правитель Волжской Булгарии добровольно обратился в мусульманскую веру. Но еще большее значение имела «исламская революция» хана Узбека, который в начале XIV века сделал мусульманство государственной религией Золотой Орды (кстати, вопреки законам Чингисхана о равенстве религий). В результате Казанское ханство стало самым северным оплотом мирового ислама.

В русско-татарской истории был печальный период острого религиозного противостояния. Первые десятилетия после взятия Казани ознаменовались гонениями на ислам и насильственным насаждением христианства среди татар. Только реформы Екатерины II в полной мере легализовали мусульманское духовенство. В 1788 году открылось Оренбургское духовное собрание – орган управления мусульман, с центром в Уфе.

А что же можно сказать про «сироту казанскую» или про незванных гостей? Русские издавна говорили, что «старинная пословица недаром молвится» и потому «на пословицу ни суда, ни расправы». Замалчивать неудобные пословицы – не лучший способ достичь межнационального взаимопонимания.

Итак, «Толковый словарь русского языка» Ушакова следующим образом поясняет происхождение выражения «сирота казанская». Первоначально так говорилось «о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского ханства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь».

Действительно, московские государи считали своей обязанностью приваживать татарских мурз, особенно, если те решали переменить веру. Согласно документам, такие «казанские сироты» получали около тысячи рублей ежегодного жалованья. Тогда как, например, русскому лекарю полагалось всего 30 рублей в год. Естественно, такое положение дел порождало зависть у русских служилых людей. Позже идиома «казанская сирота» потеряла историко-этническую окрашенность – так стали говорить о всяком, кто лишь прикидывается несчастным, стремясь вызвать сочувствие.

Теперь о татарине и госте: кто из них «хуже», а кто - «лучше». Татары времён Золотой Орды, если им случалось приехать в подчинённую страну, вели себя в ней, как господа. Наши летописи полны рассказов о притеснениях со стороны татарских баскаков и о жадности ханских придворных. Вот тогда-то и стали говорить: «Гость на двор - и беда на двор»; «И гости не знали, как хозяина связали»; «Краюшка не велика, а гостя чёрт принесёт - и последнюю унесёт». Ну, и – «незваный гость хуже татарина». Когда времена переменились, татары в свою очередь познали, каков он - русский «незваный гость». У татар тоже немало обидных изречений о русских. Что с этим поделаешь?

История - это непоправимое прошлое. Что было, то было. Только правда лечит нравы, политику, межнациональные отношения. Но следует помнить, что правда истории - это не голые факты, а понимание прошлого ради того, чтобы жить правильно в настоящем и будущем.

«Поскреби любого русского, там найдешь татарина» – гласит народная поговорка, намекая на 300-летнее татаро-монгольское иго, правившее Русью. Но что интересно, генетические исследования последних лет показали, что в русском генофонде практически нет азиатских или уральских маркеров. Или иго было какое-то ненастоящее, или татары пришли на Русь совсем не из Монголии. Что же это за загадочный народ и почему происхождение второго по численности этноса в России – вот уже много лет предмет ожесточенного спора многочисленных ученых?

Потомки болгар

Теорий о происхождении татарского народа на сегодня три. И все они абсолютно исключают друг друга, при этом имея каждая свои армии поклонников. Часть историков отождествляет казанских татар с теми монголо-татарами, которые в XIII веке покорили Русь и другие страны Восточной Европы. Другие историки утверждают, что нынешние татары – конгломерат тюрко-финских племен Среднего Поволжья и завоевателей-монголов. Третья теория гласит, что татары являются прямыми потомками камских булгар, получивших от монгол лишь название – «татары». У последней теории более всего доказательств. В XIX веке энциклопедия Брокгауза и Ефрона писала: «Булгары волжские – народ тюркского происхождения, к которому впоследствии примкнули еще элементы финский и даже славянский. Из этих трех элементов по Волге и Каме образовалось могущественное и культурное государство. До Х века господствующей религией у Булгар была языческая; с начала же десятого столетия ее заменил ислам. В последующей своей истории государство приходило в частые столкновения с русскими, вело с ними торговлю и даже имело на них некоторое влияние, но потом вошло в состав Русского государства, исчезнув с исторической арены навсегда». Точная этимология слова «болгар», от которого образовано «булгар», «балкар», «малкар» и т. д., неизвестна. Существующие толкования этимологии этого слова самые разнообразные, часто противоречивые, и перед языковедами стоит задача раскрытия его первоначального значения. Во всяком случае, компонент «ар» в этом этнониме, видимо, означает понятие «человек», «мужчина» из персидского или тюркского слова «ар» или «иp». Возможно, это имя было дано болгарам другими народами, но было принято ими с давних пор как самоназвание. Они называли себя булгарами еще в те времена, когда жили на Северном Кавказе, Приазовье, Придонье. Неспроста их страна называлась Великой Болгарией, от имени самоназвания народа.

Этот этноним они принесли с собой и на Дунай, который затем стал самоназванием нового этноса – дунайских болгар. Принесли они это название и на берега Камы, в Среднее Поволжье, которое, как самоназвание, сохранялось там в течение многих сотен лет и живет в сознании народа до наших дней, даже несмотря на упорное стремление называть их татарами в течение более чем 500 лет. В середине прошлого века советские ученые на основе анализа многочисленных археологических памятников установили, что и после вхождения в состав Руси культура булгар развивалась по старой традиции. Говоря об антропологии современных татар, отмечалось, что они представляют собой европеоидную группу с незначительной монгольской примесью, «что монголы, пройдя огнем и мечом Волжскую Булгарию, не осели в Среднем Поволжье и не оказали заметного влияния на формирование современных татар». Также было установлено, что язык современных татар является естественным и прямым продолжением языка булгар. Выдающийся тюрколог-языковед и историк, член-корреспондент АН СССР А.Ю. Якубовский заявил: «Население Татарской республики, занимающее территорию былого Булгарского княжества, отсюда не уходило, никем не было истреблено и живет по сие время; мы действительно с уверенностью можем сказать, что этнический состав татар составляют древние булгары, включившие в себя еще новые элементы, пока еще плохо обследованные, и только впоследствии получившие имя татары». Так что уже почти 100 лет назад ученые склонились к мнению, что современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам и являются прямыми потомками булгар.

Маленькое, но грозное племя

Казалось, что вопрос о происхождении татар решен на всех уровнях и аспектах и в дальнейшем будет навсегда покончено с неверным употреблением этого этнонима. Однако привычное восприятие татар как соплеменников Чингисхана оказалась настолько устойчивым и упрямым, что отождествление татар с монголами продолжается до наших дней. «А все дело в том, – пишет доктор филологических наук А.Г. Каримуллин, – что история этнонима «татары» совсем иная, чем история народа». Происхождение названия «татары» привлекло внимание многих исследователей. Одни выводят этимологию этого слова от «горного жителя», где «тат» якобы имеет значение «гора», а «ар» – «жителя». При такой этимологии кажется, что этноним «татар» тюркского происхождения.Встречаются попытки объяснить этимологию «татар» от тунгусского слова «та-та» в значении «стрелок из лука», «тащить», «тянуть». В греческой мифологии «тартар» означает «потусторонний мир, ад», а «тартарин» – «житель ада, подземного царства». Западноевропейские народы именно в смысле «тартар» и воспринимают название «татары». Многие авторы происхождение слова «татар» ведут от китайского языка. Под именем «та-та», «да-да», или «татан» еще в V веке в Северо-Восточной Монголии и Манчжурии жило одно монгольское племя. Это племя было довольно воинственным, тревожило не только соседние родственные монгольские племена, но не оставляло в покое и китайцев.

Поскольку набеги племени та-та приносили немалые хлопоты могущественным китайцам, последние стремились представить их дикарями, варварами. Позже китайские историки это название, выдаваемое ими за варварское, распространили и на своих северных соседей, на недружественные им народы, в том числе и на немонгольские племена Азии. С легкой руки китайцев название «татары», как синоним презрительным «варвары», «дикари», проникло в арабские и персидские источники, а затем и в Европу. Чингисхан за обиды, нанесенные его племени татами, заявил: «С давних пор татарский народ губил наших отцов и дедов. За отцов и дедов местью отомстим». И собрав все силы, уничтожил это племя физически. Советский историк-монголовед Е.И. Кычанов в связи с этим пишет: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам. И когда в далеких аулах и селениях на Западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики «Татары!», мало было среди надвигавшихся завоевателей настоящих татар, осталось лишь грозное имя их, а сами они давно лежали в земле родного улуса». Чингисхан запретил называть монголов ненавистным ему именем «татары», и когда европейский путешественник Рубрук в 1254 году прибыл в ставку монгольских войск, его об этом специально предупредили. Но это название к тому времени нашло уже такое широкое распространение в Азии и Европе, вплоть до берегов Атлантического океана, что такими административными мерами нельзя было вычеркнуть его из памяти народов.

Великие и ужасные

Империя монголов распалась еще в XV веке, но западные историки и иезуитские миссионеры даже в XVIII веке продолжали именовать «тартарами» все восточные народы, «распространившиеся от Волги до Китая и Японии, на юге от Тибета через всю нагорную Азию до Ледовитого океана». Средневековая Европа, чтобы устрашить народные массы, наделяла «тартаров» рогами, косыми глазами, рисовала кривоногими и каннибалами. В средневековой западноевропейской литературе с татарами отожествляли и русских, а Московию параллельно именовали «Тартарией». В таких «благоприятных» условиях священникам, официозным идеологам и историкам не стоило особого труда представить татар варварами, дикарями, потомками монгольских завоевателей, что привело к смешению в одном названии различных народов. Следствием этого является, прежде всего, искаженное представление о происхождении современных татар. Все сказанное, в конечном счете, приводило и приводит к фальсификации истории многих тюркских народов, в первую очередь современных татар.

Остается еще один, наверное, самый сложный вопрос – а когда же сами булгары начали именоваться татарами, а их язык стал татарским? На Руси и после присоединения Казанского ханства еще долго знали их жителей как булгар или же называли казанцами, ясно отличали от «татар». Между булгарами-казанцами и русскими испокон веков существовали дружественные, добрососедские отношения, отношения взаимопомощи и поддержки. В летописях рассказывается, что в голодные, неурожайные годы на Руси булгары всегда спешили на помощь своим соседям – везли на десятках судов булгарский хлеб голодающему русскому народу, булгарские мастера строили в русских городах замечательные сооружения, церкви. Но в моменты обострения отношений между властями Казани и Москвы русские князья и церковники начали называть казанцев «татарами», выражая этим свое недовольство ими. Казанцы не пошли на добровольную христианизацию и после ликвидации своей государственной самостоятельности в течение веков упорно сопротивлялись ассимиляторской политике. В этих условиях, кроме поголовного обвинения татар в пантюркизме и панисламизме, казанцев начинают изображать как потомков монгольских завоевателей, бывших монгольских орд, разоривших русские земли и державших в угнетении народ в течение сотен лет. Задним числом к «татарам» причислили и половцев, населявших южнорусские степи и часть Киевской Руси еще до нашествия монголов, боровшихся рука об руку с русскими против монгольских завоевателей.

Современные генетические данные, характеризующие популяции Евразии, показали, что наличия каких-либо особенностей у татар, которые можно было бы отнести к следам «титульной нации» Золотой Орды, не выявлено. По генетическим данным, татары в целом – это типичная популяция Северной Европы. И это, как и было сказано в начале статьи, можно объяснить одной из двух гипотез. Либо Золотая Орда была политическим образованием Восточной Европы, не оказавшим заметного влияния на развитие народов Урало-Поволжского региона и, прежде всего, предков казанских татар, либо генетический портрет ее «титульной нации» был идентичен генетическому портрету современных татар и русских. А из всех исследований, которые написаны о происхождении татар, можно сделать вывод, что основательно запутанная история этого народа может преподнести еще множество удивительных открытий.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения