«Сказка в гости к нам пришла» Настольный театр из дисков и прищепок. Кукольный театр своими руками: маленькое представление для юного зрителя

Домашний кукольный театр является хорошим способом развития ребенка. В частности, проект способствует развитию речи, воображения, мелкой моторики руки. При этом куклы имеют отличный психотерапевтический эффект, поскольку способны помочь ребенку справиться с его страхами и переживаниями, а также получить то внимание, которого порой так не хватает. Можно сделать кукольный театр в детский сад своими руками, причем это касается не только кукол, но и ширмы, и декорации.

Изготовление кукол

Куклы могут изготавливаться из совершенно разных материалов, в том числе и из подручных. При этом размер их не важен. Они могут быть пальчиковыми, в виде перчаток или стационарных фигурок.

Пальчиковые персонажи из фетра

Пальчиковые куклы позволяет развивать мелкую моторику ребенка, его мышление и речь. Изготовить миниатюрные куклы очень просто. Для этого нужно подготовить следующие инструменты и материалы:

  • фетр;
  • нитки;
  • ножницы;
  • бумага для выкройки;
  • карандаш.

Саму выкройку для персонажа можно нарисовать самостоятельно. Для этого сначала рекомендуется подобрать сказку или историю, которая будет ставиться, а затем тщательно продумать и ее героев. После этого можно приступать к изготовлению персонажей:

При изготовлении пальчиковых кукол стоит сразу определиться с тем, кто будет их надевать. Если это ребенок, то отверстия в куклах должны быть таковыми, чтобы персонажи в процессе инсценирования не спадали.

Паста для моделирования

Хорошим материалом для изготовления кукол может стать специальная паста для моделирования. Ее можно заменить соленым тестом или пластилином. Преимущества такого материала заключаются в том, что из него сделать как пальчиковые, так и стационарные куклы. Для изготовления персонажей нужно подготовить:

Процесс лепки для ребенка является довольно сложно, поэтому взрослому необходимо пошагово демонстрировать, как делать ту или иную фигурку. При этом все же стоит оставлять возможность ребенку проявлять свою фантазию. Если для инсценирования необходима фигурка человека, вылепить ее можно следующим образом:

  1. Из кусочка пасты размером 2*3 см нужно скатать колбаску, а затем сформировать из нее цилиндр. Он должен напоминать своей фигурой матрешку с туловищем и головой. Внизу цилиндра сделать выемку для пальца.
  2. Отдельно вылепить ручки, которые нужно прикрепить к туловищу.
  3. Все черты лица можно сделать с помощью стека или ножа для пластилина.
  4. Окрашивать персонажа можно после того, как паста высохнет и затвердеет.

Бумажные герои сказок

Бумажные куклы очень легкие в изготовлении, но они могут быть одноразовыми, поскольку легко рвутся в процессе использования. Размеры кукол зависят от личных предпочтений. Они могут надеваться на палец или на всю руку. Для изготовления бумажной куклы можно вырезать специальные шаблоны по контуру, а затем склеить их попарно, чтобы и тыльная, и изнаночная стороны соответствовали персонажи. Есть и более простой способ изготовления бумажных кукол:

  1. Из листа цветной бумаги необходимо склеить небольшой тубус, для чего лист скрутить и склеить по краю. Размеры его зависят от типа кукольного театра. Кукла может надеваться на палец или быть стационарной
  2. На полученные заготовки необходимо приклеить элементы лица и руки зависимости от персонажа.

Пластиковые ложки лучше не выбрасывать

Сделать кукол можно и из подручных материалов. Отлично справляются с этой задачей пластиковые ложки. Для таких персонажей нужно подготовить:

Дополнительно могут понадобиться готовые пластиковые глазки, а также фломастеры или маркеры. После подготовки всех необходимых инструментов можно переходить непосредственно к изготовлению кукол. Для этого надо:

  1. К выпуклой стороне ложки приклеить глазки или нарисовать их.
  2. Вокруг ручки ложки обмотать ткань и перевязать ее лентой, так чтобы получилось платье. Если изготавливается мужской персонаж, то в месте соединения ручки и выпуклой части ложки можно приклеить галстук-бабочку.
  3. Волосы сделать из цветной бумаги. Для этого с одной стороны полоски нарезать бахрому, а затем цельную часть приклеить к выпуклой части ложки.

Можно использовать и другие подручные материалы. Например, можно сделать смешариков из дисков своими руками или взять палочки из-под мороженого.

В помощь придут носки

Очень быстро можно сделать кукольный театр из носков своими руками. Для изготовления таких персонажей необходимо придерживаться следующей инструкции:

Декорации для представлений

Особое внимание необходимо уделить декорациям. Легче всего сделать их из плотного картона. Для этого на картоне необходимо нарисовать необходимый элемент, а затем вырезать по контуру. Дополнительно нужно приклеить к декорации прищепки, которыми будет выполняться крепление украшений к ширме. Их рекомендуется замаскировать, поскольку нельзя, чтобы крепежи портили вид сцены или привлекали к себе внимание. Поэтому прищепки должны быть замаскированы под часть декорации, например, под фигурку цветка или гриба. Количество прищепок зависит от размеров самой декорации.

Ширма для театра

Ширма является основой кукольного театра в детском саду. Ее внешний вид зависит от типа театра. Это может быть просто тканевый занавес, которой можно закрыть отверстие под столом. При этом все действия будут происходить на уровне крышки стола. Также можно сделать кукольный домик из ткани своими руками, выкройки для которого можно нарисовать самостоятельно. Если же изготавливается кукольный театр на пальцах своими руками или будут использоваться перчаточные куклы, то понадобится настольная ширма. Изготовить ее можно из разных материалов.

Ширма из фанеры получится очень легкой, при этом она будет жить не один год. Для изготовления нужно подготовить:

  • фанеру;
  • лобзик;
  • обои или ткань;
  • дверные петли.

  1. Выпилить из основного материала 3 заготовки, то есть одну центральную часть и две боковины. Их необходимо оклеить тканью или обоями.
  2. После того как все три части высохнут, их нужно соединить с помощью дверных петель. Это позволит закрывать ширму и складывать ее.

Аналогичным способом можно сделать ширму и из картона. Однако рекомендуется делать ее трехслойной, что значительно повысит прочность конструкции. Соединять детали необязательно дверными петлями, их можно просто сшить.

Возраст малышей, которые ходят в детский сад, предъявляет особые требования непосредственно к самому действию. Для театрального представления рекомендуется выбирать простые незамысловатые сюжеты, которые тем не менее способны научить важным жизненным вещам. Постепенно репертуар можно увеличивать, при этом периодически возвращаться к уже поставленным спектаклям. Особенность детей в том, что они быстро утомляются и перестают удерживать внимание на каком-то предмете. Это значит, что продолжительность постановки не должна превышать 10−15 минут. Дополнительно можно использовать музыкальное сопровождение.

Кукольный театр в детскому саду поможет не просто раскрыть таланты каждого ребенка, но и сплотить коллектив. Причем не только на этапе инсценирования сказок, но и в процессе изготовления кукол. Дети однозначно будут в восторге и точно не забудут тех эмоций, которые испытывали в эти моменты.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Мастер - класс по изготовлению дидактического пособия для развития у детей тактильных ощущений

Мастер класс: Дидактическое пособие «Тактильные дорожки»

Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка» г. Кстово Нижегородской области
Мастер – класс рассчитан на воспитателей, педагогов, работающих со слабовидящими детьми, родителей.
Назначение: для активизации психических процессов у детей дошкольного возраста: мышления, внимания, воображения, восприятия.
Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики рук, ориентирования в пространстве, познавательного развития.
Описание: основой пособия служат CD диски, с наклеенными предметными картинками. В середине основы проходит дорожка, соединяющая предметы. Каждая дорожка выполнена из разных материалов. Дети должны с помощью пальчиков ощутить её текстуру, выбрать правильное направление, прийти к цели.

Цель: изготовление дидактического пособия для детского сада своими руками из CD дисков
Наряду с такими органами чувств, как зрение, обоняние, слух и вкус, для познания внешнего мира мы постоянно пользуемся ещё и осязанием. Это чувство дополняет наши представления о различных предметах, предупреждает об опасности. Главная роль в осязании принадлежит коже. В осязании участвуют все виды кожной чувствительности, в том числе тактильная чувствительность.
При использовании пособия у детей будут задействованы пальчики и зрительный анализатор.

Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.

(пальцы)

Зрительный анализатор является важнейшим среди других, потому что дает человеку более 80% всей информации об окружающей среде. Функцией зрительного анализатора является зрение.

Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле...

(глазки)

Приступаем к изготовлению пособия.

Для работы необходимо:
Ножницы
Картинки с изображением животных, корма из интернета,распечатаны на цветном принтере
Цветная самоклеящаяся бумага
Мозаика
CD диски
Клей супер - момент
Скотч
Цветная изолента
Простой карандаш


Пошаговый процесс выполнения работы:
1. Вырежем 2-е картинки, в данном случае, будет лошадка и трава. Лучше покрыть их скотчем, чтобы картинки более долгое время сохранили свой внешний вид.


2. Для основы понадобится CD диск и самоклеящаяся бумага любого цвета.
Воспользуемся CD диском в качестве шаблона и на изнаночной стороне самоклеящейся бумаги нарисуем 2 круга.


3.Вырежем получившиеся круги.


4.Наклеим один из кругов сначала на одну сторону CD диска. Можно взять тот, который использовали, как шаблон.


Затем на другую.


5.Возьмём изоленту красного цвета, стараемся подбирать под цвет основы.
Я решила не использовать изоленту другого цвета, чтобы внимание детей на рассеивалось, чтобы они не отвлекались, а были сосредоточены на дорожке. Начинаем оформлять края в целях безопасности.


Так выглядит основа пособия с обратной стороны.


6.Возьмём картинку лошадки и наклеим её справа. Можно использовать двусторонний скотч или клей супер - момент.


Слева наклеиваем траву. Расположение картинок выбрано таким образом, потому что между ними будет проложена дорожка. И лошадка, как бы должна добраться до травы.


7. Дорожка у нас будет вымощена из мозаики. Я специально взяла мозаику в перевёрнутом виде, чтобы в игровой форме развивать тактильную чувствительность у детей, делать своеобразный массаж пальчикам.
Сначала можно выложить дорожку, как бы наметить, как она будет выглядеть, сколько штук мозаики понадобится. А затем брать по одной и наклеивать близко друг к другу. Мне удобнее было наклеивать слева направо, как впрочем, и будет происходить движение лошадки в последующей игре.


Фома дорожки может зависеть от вашей фантазии.


Длина дорожки может быть любой.


Одна заготовка для игры готова.
Можно выполнить упражнение

«Помоги лошадке добраться до травы. Накорми лошадку»


8. Можно сделать несколько вариантов заготовок. Цвет основы может быть произвольный, картинки выбраны по желанию. Дорожки могут быть сделаны из разного материала и в разном направлении (влево, вправо).

Упражнение «Помоги мышке добраться в норку».

Дорожка выполнена из узкой атласной ленточки, связана крючком, приклеена таким образом, чтобы поверхность была в виде косички.

Упражнение «Помоги щенку добраться до косточки».

Дорожка из пуговиц.

Упражнение «Помоги котёнку добраться до миски с молоком».

Дорожка из мелких, одинаково подобранных по величине скорлупок фисташек.


За счёт разнообразия заготовок игра становится интереснее.


Заготовки с обратной стороны.


Если придёт идея разнообразить дорожки, то можно сделать заготовки ещё.
Ещё у меня дорожки получились из половинок гороха, кусочка провода длиной 30 см(концы обработаны изолентой по цвету провода), из пряжи (связана цепочка из воздушных петель).


Готовый результат
Теперь можно подобрать коробку для хранения заготовок для игры. Это может быть коробка из-под конфет, обклеенная самоклеящейся бумагой.


Используя дидактическое пособие «Тактильные дорожки» сначала необходимо познакомить детей с героем на картинке, рассмотреть цель, куда ему надо добраться. У детей в ходе игры формируется понятие, кто из животных, что ест, кто, где живёт, что снесла курочка.
Затем можно предложить детям такие задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:
- проведи пальчиками по дорожке;
- проследи глазами дорожку;
- проведи пальчиками по дорожке с закрытыми глазами;
- определи направление дорожки (вправо или влево).
Я упомянула, что пособие можно использовать по развитию речи, например, с детьми младшей группы. Пока ребёнок ведёт пальчиком по дорожке, можно предложить ему использовать звукоподражание животному. Упражнять произносить на одном выдохе, с разной силой голоса.
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) можно предложить с закрытыми глазами провести пальчиками по дорожке и отгадать, из каких материалов она сделана.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
В нашей групповой комнате отведено место для театрального уголка. Театральный уголок оснащен пособиями промышленного производства, но что-то мы делаем своими руками.

Старые диски - когда-то казались почти волшебными. В какой-то мере они и остаются волшебными, но совсем в другом смысле – теперь к ним надо приложить внимание и немножко мастерства, чтобы превратить и в разнообразные элементы настольного кукольного театра.

Ребёнок уже с двух лет может пересказать известную ему сказку или часть диалога. Его очень вовлекает в игру и вызывает у него интерес, одновременно развивает его речь герой сказки. Ребенок сам говорит за зайчика, за Жучку, за мышку.

Данный материал можно использовать в групповой работе и в индивидуальной работе с детьми по развитию речи, формированию интереса к театрализованной деятельности дошкольников. Дети выступают в роли рассказчиков и в роли зрителя.

Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.

"Сказка на столике" или настольный театр

I. Плоскостной театр.

Персонажи и декорации - картинки. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Купили готовые альбомы, вырезали героев и декорации. Сделали настольную ширму – ящик.

II . Театр из бросового материала .(из коробок от чая, одноразовых стаканчиков...) Развивает фантазию, умение работать с различным материалом.

III. Конусный театр . Данный вид театра сделан из картона. Он ярок, интересен для детей. Легок в манипулировании.

IV. Театр из деревянных моделей. («Лиса и журавль»). Очень практичный. Не бьется. Не мнется, удобен в хранении.

V . Театр на прищепках. Хорош тем, что развивает мелкую моторику пальцев рук.

VI. Пластилиновый театр.

VII. Театр игрушки. . Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.

Они устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении. Ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонажа словом. А возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей.

Стендовый театр:

1. Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные фигурки и источник света за ними. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

2. Театр картинок на фланелеграфе . Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно выре­зать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тон­кий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель. Хотя сегодня более актуален и практичен театр на магнитах.

Театр на руке.

1. Пальчиковый театр. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток, поролона. Фигурки можно сделать в виде конусов, цилиндров, колечек. Выкройка повторяет контур вы­тянутого пальца ребенка. Кук­ла должна надеваться свободно на любой палец руки кукловода. Лицо персонажа мож­но вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, веревки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Такие игрушки могут делать самостоятельно дети старшего возраста. Играть мож­но за ширмой или при непосредственном контакте. Наличие данного вида кукольного театра позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения кукольного театра с рукавичками..

Верховые куклы

1. Театр ложек и лопаточек. Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т.к. организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях.

2. Театр бумажных кукол на палочке. Дети вырезают из книг – раскрасок фигурки и приклеивают к ним палочки от мороженого.

3. Театр оригами - это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства кукловождения мы их прикрепили на палочки.

4. Театр на дисках.

5. Куклы на гапите или штоковая кукла. Самый простой гапит – просто вставленная в игрушку палочка – одна или две. Она не должна быть слишком толстой и тяжелой, иначе ребенок не сможет удобно взять ее в руку. Гапит не должен быть слишком коротким, но и не слишком длинным. Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста использую куклы на одном штоке. Учу держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.

Театр живой куклы

Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения