Гердер иоганн готфрид основные идеи. Биография гердера иоганна готфрида. Борьба с идеями Просвещения

Иоганн Готфрид фон Гердер (25 августа 1744 – 18 декабря 1803) – один из самых выдающихся и влиятельных писателей и мыслителей Германии. Гердер родился в Морунгене, в Восточной Пруссии. В ранней юности положение его было мрачное и тяжелое, и избавлением от него он был обязан только вмешательству одного русского полкового хирурга, который предложил отцу Гердера взять юношу с собою для изучения хирургии в Кенигсберг, а оттуда в Петербург. Иоганн Гердер прибыл в столицу Восточной Пруссии в конце лета 1762, и так как сразу понял, что совершенно не подходил к избранной для него его покровителем специальности, то записался студентом на богословский факультет кенигсбергского университета. Значительное влияние на духовное развитие юноши из университетских преподавателей оказал один только Кант , а вне университетских кругов – «северный маг». И. Г. Гаманн (философ и идеолог литературного движения «Бури и натиска »). Из воздействий, оказанных на него обширным и разнообразным чтением, наиболее глубоким, определившим весь его духовный склад было влияние Жана Жака Руссо .

Первыми литературными опытами Иоганна Готфрида Гердера были стихотворения и рецензии в «Кенигсбергской газете»; у него при этом возникали и различные литературные планы. Осенью 1764 Гердер был приглашен в Ригу преподавателем в соборную школу. Позже его назначили там же пасторским адъюнктом при двух церквах, так что он нашел немаловажное поприще для деятельности в этой старой столице Лифляндии, которая в то время пользовалась еще почти полной самостоятельностью. В этих благоприятных обстоятельствах Гердер начал свою широкую литературную деятельность статьями: «Фрагменты по новой немецкой литературе» (Рига, 1766 – 1767) и «Критические леса» («Критические рощи») (1769). Указывая на то, что литературные произведения всех национальностей определяются особым гением народности и языка, дополняя критический метод исследования Лессинга своим собственным, генетическим, Гердер занял самостоятельное положение в великой идейной борьбе той эпохи. Сильное стремление к путешествиям и потребность подготовиться к будущей крупной деятельности побудили Гердера весной 1769 выйти в отставку. В июне он отправился в большое путешествие и посетил Париж, а в конце апреля 1771 занял должность придворного проповедника и советника консистории в Бюкебурге.

Иоганн Готфрид Гердер. Портрет работы А. Графа, 1785

Время пребывания в этом городе было для Иоганна Готфрида Гердера настоящим периодом «бури и натиска». Талантливым рассуждением «О возникновении языка» (1772), начатым Гердером еще в Страсбурге и премированным берлинской академией, открывается длинный ряд разнообразнейших сочинений, в которых он прокладывает и указывает новые пути для молодой литературы. Двумя статьями в летучих листках «Из немецкого искусства» (Гамбург, 1773) – «Об Оссиане и песнях древних народов» и «О Шекспире » – а также сочинением «Причины упадка вкуса у различных народов там, где он прежде процветал», Гердер стал в самом центре движения, стремившегося к обретению вновь поэзии, дышащей истинною натурою, исходящей из жизни и воздействующей на жизнь. В сочинении «Ещё одна философия истории для воспитания человечества» (1774) он объявляет войну хвастливому и бесплодному образованию эпохи «просвещения» . Уже и эта работа вызвала решительнейшие возражения и злобные нападки на Гердера. Они еще усилились по поводу его богословских и полубогословских работ: «Древнейшее свидетельство человеческого рода» (1774 – 76); «Пояснения к Новому завету из одного вновь открытого восточного источника» (1775) и «Пятнадцать провинциальных писем к проповедникам» (1774).

Гердер вел переговоры по приглашению его в геттингенский университет, но благодаря дружеским стараниям Гете , был весною 1776 призван в Веймар, где его литературная деятельность стала ещё шире и сильнее. Процесс внутреннего просветления, обративший наиболее выдающихся представителей «бури и натиска» в главных вождей немецкой классической литературы, начался и у Гердера к концу 1770-х годов. Очень важное философское рассуждение «Познание и ощущение человеческой души. Комментарии и мечты» (1778), работа «Пластика» (1778) и давно готовые к печати «Народные песни» (которым впоследствии Иоганнес фон Мюллер дал заглавие «Голоса народов в песнях», 1778 – 79) – были первыми произведениями, вышедшими в свет во время пребывания Гердера в Веймаре. Премированное мюнхенской академией рассуждение «О влиянии поэзии на нравы народов в старые и новые времена» (1778) представляет новые доказательства, что истинная поэзия есть язык чувств, первых могучих впечатлений, фантазии и страсти, и что поэтому действие языка чувств всеобще и в высшей степени естественно – истина, которую в то же время пропагандировали в широких кругах его «Народные песни», избранные с большим уменьем и знанием литературы, живо прочувствованные и отчасти прекрасно переведенные.

Чрезвычайно счастливое влияние на дальнейшее духовное развитие Иоганна Готфрида Гердера оказывало возобновление с начала 1780-х г. близких отношений с Гете. В этот же период 1780-х гг. Гердер создал почти все то, что своей внутренней зрелостью и внешним совершенством дало прочное значение всегда гениальной его деятельности. Если «Письма, касающиеся изучения теологии» (1780 – 1781) и ряд отличных проповедей относятся к должности и ближайшим обязанностям Гердера, то большое, оставшееся неоконченным сочинение «О духе еврейской поэзии» (1782 – 1783) представляет уже переход от теологии к поэзии и литературе. Из глубокого сочувствия к природной силе, благочестию и своеобразной красоте еврейской поэзии создалось произведение, о котором биограф Гердера, Р. Гайм, отзывается, что оно «сделало для знания и понимания Востока то же, что сделали сочинения Винкельмана для изучения искусства и археологии».

В 1785 Гердер начал издание своего большого главного труда «Идеи к философии истории человечества» (1784 – 1791, 4 тома). Оно стало исполнением его давнишнего плана, более широким развитием мыслей, которые он давно уже высказывал в небольших сочинениях, и вместе с тем – энергичным собранием воедино всех его мыслей и мечтаний о природе и жизни человека, о космическом значении земли, о задаче живущих на ней людей, «у кого единственная цель бытия направлена к образованию человечности, которой должны служить все низменные земные потребности»; о языках и нравах, о религии и поэзии, о сущности и развитии искусств и наук, об образовании народностей и об исторических событиях. Одновременно Гердер напечатал сборник «Разрозненные листки» (1785 – 1797), ряд прекраснейших статей и поэтических переводов. Свое уважение к Спинозе , он выразил в разговорах, которые напечатал в 1787 под заглавием «Бог».

Важный период в жизни Иоганна Готфрида Гердера составило путешествие в Италию (1788 – 1789). Но состояние его здоровья улучшилось только временно; физические страдания лишали его жизнерадостности и рабочей силы. Пятая часть «Идей» осталась недописанной, и уже «Письма в поддержку гуманности» (Рига, 1793 – 1797, 10 сборников) носят окраску его омраченного духа. Но и в этот период он еще дает превосходные произведения. Старый дух Гердера сохраняется в его «Терпсихоре» (1795), в «Христианских писаниях» (1796 – 1799, 5 сборников). Зато в произведении «Рассудок и опыт: Метакритика критики чистого разума» (1799) и в «Каллигоне» (1800) Гердер с ожесточением и бездоказательно нападает на философию и эстетику Канта . «Адрастея» (1801 – 1803) полна скрытыми выходками против красоты и жизнерадостности поэзии Гете и Шиллера , которые он не признает, недостойно восхваляя при этом отжившее и ограниченное. Только мучительное физическое состояние может оправдать этот последний злополучный поворот в его литературной деятельности. Физические силы Гердера все более ослабевали. Последнюю отраду доставила ему поэтическая обработка «Легенды», перевод цикла испанских романсов «Сид» и драматические произведения: «Освобождённый Прометей » и «Дом Адмета ». В 1802 и 1803 Гердер летом ездил лечиться на воды в Ахен и Эгербруннен. Осенью 1803 последовал новый сильный припадок неизлечимой болезни печени, и зимою Иоганн Готфрид Гердер умер. На его надгробном памятнике в веймарской городской церкви надпись: «Licht, Liebe, Leben» («свет, любовь, жизнь»). Перед церковью в 1850 поставлена бронзовая статуя Гердера.

В немецкой литературе Гердер часто является автором, полным загадок и противоречий, менее ровным в произведениях, чем его великие современники, но богатым, многосторонним, одаренным высочайшим вдохновением и глубочайшей силой критики, изобилующим духовной жизнью и пробуждающим ее вокруг себя. В преобразовании немецкой жизни в конце XVIII века он принимал более мощное и решительное участие, чем кто-либо другой, и следы его деятельности можно найти и в литературе в тесном смысле, и в специальных науках, и в тех отраслях их, которые возникли по его инициативе. Почти во всех произведениях Иоганна Готфрида Гердера обнаруживается громадное богатство мыслей, гениальность воззрений и изумительная восприимчивость всего истинно поэтического. Очень высоки его заслуги, как переводчика, усвоившего и истолковавшего дух поэзии чужих народностей. Наряду с «Народными песнями», «Сидом», эпиграммами из греческой антологии, поучениями из «Сада роз» Саади и большим количеством других стихотворений и поэтических образов, которые перенес в немецкую литературу восприимчивый дух Гердера, стоят те восточные рассказы, парамифии и басни, которыми он пользуется, чтобы вложить в пересказ собственные нравственные воззрения и учения о гуманности. Но еще выше поэтического дара Гердера его прозаический талант: он – в одно время великий историк культуры, философ религии, эстетик с тонким чутьем, производительный критик, блестящий эссеист, наконец, проповедник и оратор с богатым содержанием в привлекательной форме.

, Священная Римская империя

Иога́нн Го́тфрид Ге́рдер (нем. Johann Gottfried Herder ; 25 августа 1744 года , Морунген , Восточная Пруссия - 18 декабря 1803 года , Веймар) - немецкий писатель и теолог, историк культуры , создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «всё рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века . Один из ведущих деятелей позднего Просвещения .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Иван Бунин и Никита Михалков о Пятой колонне в русской интеллигенции.

    ✪ Красота природы beautiful

    ✪ «Фауст» (Иоганн Вольфганг Гете - Часть 1 из 2)_Аудиокнига

    ✪ История Украины на русском языке с субтитрами

    Субтитры

Биография

Философия и критика

Сочинения Гердера «Фрагменты по немецкой литературе» (Fragmente zur deutschen Literatur , Riga, 1766-1768), «Критические рощи» (Kritische Wälder , 1769) сыграли большую роль в развитии немецкой литературы периода «Бури и натиска » (см. «Sturm und Drang»). Здесь мы встречаемся с новой, восторженной оценкой Шекспира , с мыслью (ставшей центральным положением всей его теории культуры), что каждый народ, каждый прогрессивный период мировой истории имеет и должен иметь литературу, проникнутую национальным духом.

Его сочинение «Тоже философия истории» (Riga, 1774) посвящено критике рационалистической философии истории просветителей. С 1785 г. начал выходить его монументальный труд «Идеи к философии истории человечества» (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit , Riga, 1784-1791). Это первый опыт всеобщей истории культуры, где получают своё наиболее полное выражение мысли Гердера о культурном развитии человечества, о религии, поэзии, искусстве, науке. Восток , античность , средние века , Возрождение , новое время - изображены им с поражавшей современников эрудицией.

Последними его большими трудами (если не считать богословских произведений) являются «Письма для споспешествования гуманности» (Briefe zur Beförderung der Humanität , Riga, 1793-1797) и «Адрастея» (1801-1803), заострённая главным образом против романтизма Гёте и Шиллера .

Гердер считал, что животные являются для человека «меньшими братьями», а не только «средством», как считает Кант: «Не существует добродетели или влечения в человеческом сердце, подобие которых здесь и там не проявлялось бы в мире животных» .

Философию позднего Канта он резко отклонил, называв его исследования «глухой пустыней, наполненной пустыми порождениями ума и словесным туманом с большим притязанием» .

Художественные произведения и переводы

Его юношеским литературным дебютом стала анонимно опубликованная в 1761 г. ода «Gesanges an Cyrus» (Песнь Киру) на восшествие на престол российского имп. Петра III .

Из числа оригинальных произведений лучшими можно считать «Легенды» и «Парамифии». Менее удачны его драмы «Дом Адмета», «Освобождённый Прометей», «Ариадна-Либера», «Эон и Эония», «Филоктет», «Брут».

Весьма значительна поэтическая и особенно переводческая деятельность Гердера. Он знакомит читающую Германию с рядом интереснейших, бывших до того неизвестными или малоизвестными, памятников мировой литературы. С огромным художественным вкусом сделана его знаменитая антология «Народные песни» (Völkslieder , 1778-1779), известная под заглавием «Голоса народов в песнях» (Stimmen der Völker in Liedern ), открывшая путь новейшим собирателям и исследователям народной поэзии, так как только со времён Гердера понятие о народной песне получило ясное определение и сделалось подлинным историческим понятием; в мир восточной и греческой поэзии вводит он своей антологией «Из восточных стихотворений» (Blumenlese aus morgenländischer Dichtung ), переводом «Сакунталы» и «Греческой антологией» (Griechische Anthologie ). Свою переводческую деятельность Гердер завершил обработкой романсов о Сиде (1801), сделав достоянием немецкой культуры ярчайший памятник староиспанской поэзии.

Значение

Высшим идеалом для Гердера была вера в торжество всеобщей, космополитической гуманности (Humanität) . Гуманность он трактовал как осуществление гармонического единства человечества во множестве автономных индивидов, каждый из к-рых достиг максимальной реализации своего уникального предназначения . Более всего в представителях человечества Гердер ценил изобретательство .

Отец европейской славистики .

Борьба с идеями Просвещения

Гердер - один из значительнейших деятелей эпохи «Бури и натиска ». Он борется с теорией литературы и философией эпохи Просвещения. Просветители верили в человека культуры. Они утверждали, что только такой человек должен быть субъектом и объектом поэзии, считали достойными внимания и сочувствия в мировой истории только периоды высокой культуры, были убеждены в существовании абсолютных образцов искусства, созданных художниками, в максимальной степени развившими свои способности (такими совершенными творцами были для просветителей античные художники). Просветители считали задачей современного им художника приближение через подражание к этим совершенным образцам. В противоположность всем этим утверждениям Гердер полагал, что носителем подлинного искусства является как раз не культивированный, но «естественный», близкий к природе человек, человек больших, не сдерживаемых рассудком страстей, пламенного и прирождённого, а не культивированного гения, и именно такой человек должен быть объектом художественного изображения. Вместе с другими иррационалистами 70-х гг. Гердер необычайно восторженно относился к народной поэзии , Гомеру , Библии , Оссиану и, наконец, Шекспиру . По ним рекомендовал он изучать подлинную поэзию, ибо здесь, как нигде, изображён и истолкован «естественный» человек.

Идея развития человечества

Гейне говорил о Гердере: «Гердер не восседал, подобно литературному великому инквизитору, судьей над различными народами, осуждая или оправдывая их, смотря по степени их религиозности. Нет, Гердер рассматривал все человечество как великую арфу в руках великого мастера, каждый народ казался ему по-своему настроенной струной этой исполинской арфы, и он постигал универсальную гармонию её различных звуков» .

По Гердеру, человечество в своём развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, - с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг. То, что просветители принимают за подлинные произведения искусства, не что иное, как лишённые поэтической жизни подделки под художественные формы, возникшие в своё время на почве национального самосознания и ставшие неповторимыми с гибелью породившей их среды. Подражая образцам, поэты теряют возможность проявить единственно важное: свою индивидуальную самобытность, а так как Гердер всегда рассматривает человека как частицу социального целого (нации), то и свою национальную самобытность.

Поэтому Гердер призывает современных ему немецких писателей начать новый омоложенный круг культурного развития Европы, творить, подчиняясь вольному вдохновению, под знаком национальной самобытности. Для этой цели Гердер рекомендует им обратиться к более ранним (молодым) периодам отечественной истории, ибо там они могут приобщиться к духу своей нации в его наиболее мощном и чистом выражении и почерпнуть силы, необходимые для обновления искусства и жизни.

Однако с теорией циклического развития мировой культуры Гердер совмещает теорию прогрессивного развития, сходясь в этом с просветителями, полагавшими, что «золотой век» следует искать не в прошлом, но в будущем. И это не единичный случай соприкосновения Гердера с воззрениями представителей эпохи Просвещения. Опираясь на Гаманна , Гердер в то же время солидаризуется по ряду вопросов с Лессингом .

Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, Гердер объясняет его общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность». Согласно концепции Гердера, всеобъемлющее распространение гуманности в человеческом обществе позволит:

  • разумные способности людей сделать разумом;
  • данные человеку природой чувства реализовать в искусстве;
  • влечения личности сделать свободными и красивыми.

Идея национального государства

Гердер был одним из тех, кто первым выдвинул идею современного национального государства , но она возникла в его учении из витализированного естественного права и носила вполне пацифистский характер. Каждое государство, возникшее в результате захватов, вызывало у него ужас. Ведь такое государство, как считал Гердер, и в этом проявлялись его народная идея, разрушало сложившиеся национальные культуры. Чисто природным созданием ему, собственно, представлялись только семья и соответствовавшая ей форма государства. Её можно назвать гердеровской формой национального государства.

«Природа воспитывает семьи и, следовательно, самое естественное государство - то, где живёт один народ с единым национальным характером». «Государство одного народа - это семья, благоустроенный дом. Оно покоится на собственном фундаменте; основанное природой, оно стоит и погибает только с течением времени».

Гердер называл такое государственное устройство первой степенью естественных правлений, которая останется высшей и последней. Это означает, что нарисованная им идеальная картина политического состояния ранней и чистой народности оставалась его идеалом государства вообще.

Однако для Гердера государство это машина, которую со временем надо будет сломать. И он переиначивает афоризм Канта: «Человек, который нуждается в господине, животное: поскольку он человек - ему не нужен никакой господин» (9, т. X, стр. 383).

Учение о народном духе

«Генетический дух, характер народа - это вообще вещь поразительная и странная. Его не объяснить, нельзя и стереть его с лица Земли: он стар, как нация, стар, как почва, на которой жил народ» .

В этих словах заключена и квинтэссенция учения Гердера о духе народа . Учение это в первую очередь было направлено, как уже на предварительных стадиях его развития у просветителей, на сохраняющуюся сущность народов, устойчивое в изменении. Оно покоилось на более универсальном сочувствии многообразию индивидуальностей народов, чем несколько позднее учение исторической школы права , вытекавшее из страстного погружения в своеобразие и творческую силу немецкого народного духа. Но оно предвосхищало, хотя и с меньшей мистикой, романтическое чувство иррационального и таинственного в народном духе. Оно, подобно романтике, видело в национальном духе незримую печать, выраженную в конкретных чертах народа и его творениях, разве только это видение было более свободным, не столь доктринёрским. Менее жёстко, чем впоследствии романтизм , оно рассматривало и вопрос о неизгладимости народного духа.

Любовь к сохранившейся в чистоте и нетронутости народности не препятствовала ему признавать и благотворность «прививок, своевременно сделанных народам» (как это сделали норманны с английским народом). Идея национального духа получила у Гердера особый смысл благодаря приложению к её формулировке его любимого слова «генетический». Это означает не только живое становление вместо застывшего бытия, при этом ощущается не только своеобразное, неповторимое в историческом росте, но и та творческая почва, из которой проистекает всё живое.

Гораздо критичнее относился Гердер к появившемуся тогда понятию расы , рассмотренному незадолго до этого Кантом (). Его идеал гуманности противодействовал этому понятию, которое, по мнению Гердера, грозило вновь довести человечество до животного уровня, даже говорить о человеческих расах казалось Гердеру неблагородным. Их цвета, считал он, теряются друг в друге, и всё это в конце концов только оттенки одной и той же великой картины. Подлинным носителем великих коллективных генетических процессов был и оставался, по мнению Гердера, народ, а ещё выше - человечество.

Буря и натиск

Таким образом Гердер может рассматриваться как мыслитель, стоящий на периферии «бури и натиска». Всё же в среде штюрмеров Гердер пользовался большой популярностью; последние дополнили теорию Гердера своей художественной практикой. Не без его содействия в немецкой буржуазной литературе возникли произведения с национальными сюжетами («Гёц фон Берлихинген » - Гёте , «Отто» - Клингера и другие), произведения, проникнутые духом индивидуализма, развился культ прирождённой гениальности.

Словник : Гальберг - Германий . Источник: т. VIII (1892): Гальберг - Германий, с. 471-473 ( · индекс ) Другие источники : БЭЮ : ЕЭБЕ : МЭСБЕ : НЭС :


Гердер (Иоганн Готфрид Herder) - замечательный немецкий ученый публицист, поэт и философ-моралист, род. в 1744 г. в Морунгене в восточной Пруссии. Отец его был звонарь и вместе с тем школьный учитель. В молодости Г. испытал все лишения бедности. Уже взрослым мальчиком исполнял он разные, подчас очень тягостные мелкие услуги у своих наставников. Один русский хирург убедил его заняться медициной и свез с этой целью в Кенигсберг в университет, но первое же посещение анатомического театра вызвало обморок, и Г. решил сделаться богословом. Знания 18-летнего Г. были уже настолько значительны, что его в насмешку прозвали ходячей книжной лавкой. Любовь к чтению у Г. была так развита, что он даже в окнах домов совершенно незнакомых ему лиц не мог видеть книг без того, чтобы не зайти туда и выпросить их для прочтения. Кант заметил талантливого студента и немало содействовал расширению его умственного кругозора. Значительное влияние на развитие Гердера оказал другой известный кенигсбергский философ, Гаман (см. VIII, стр. 54) . Ко времени пребывания Гердера в Кенигсберге относится и увлечение его сочинениями и идеями Руссо. Уже в Кенигсберге Г. обратил на себя внимание даром слова и искусством преподавания. Это доставило его друзьям возможность определить Г. на место проповедника и заведующего церковной школой в Риге (1764). В 1767 году Г. получил выгодное предложение в Петербурге, но отказался его принять, хотя и увлекался «Наказом» Екатерины и мечтал сблизиться с ней. В Риге Г. имел огромный успех и как проповедник, и как воспитатель. Здесь Гердер мечтает о роли реформатора в духе идей «Эмиля» Руссо и хочет сделаться спасителем и преобразователем Лифляндии с помощью новой школьной системы. В 1769 г. он оставляет Ригу для путешествия по Франции, Голландии и Германии, которое длится два года. По возвращении он поступает на должность воспитателя при одном немецком принце и совершает с ним другое путешествие, во время которого сближается с Гёте, оказывая на его развитие огромное влияние. С 1771 до 1776 г. Г. живет в Бюкебурге в качестве главного проповедника, суперинтендента и члена консистории. В 1776 г. он при содействии Гёте получает место придворного проповедника при веймарском дворе и до самой смерти остается в Веймаре. Здесь Г. и умер в 1803 г.

Литературная известность Г. начинается со времени пребывания его в Риге. Здесь он написал «Fragmente über die neuere deutsche Literatur» (1767), которые должны были служить дополнением к литературным письмам Лессинга, и «Kritische Wälder», примыкающие к Лессингову «Лаокоону». В Страсбурге Г. написал на премию Берлинской академии книгу «Ueber d. Ursprung d. Sprache» (1772). В Бюкебурге он занимался собиранием материалов для своей философии истории и народных песен и напечатал «Ursache d. gesunkenen Geschmacks bei d. verschiedenen Völkern» (1773); «Aelteste Urkunde d. Menschengeschlechts»; «Auch eine Philosophie d. Gesch. zur Bildung d. Meoscheit» (1774). В Веймаре он напечатал: «Volkslieder od. Stimmen der Völker in Liedern» (1778-1779), «Vom Geiste d. Ebräischen Poesie» (1782-83), «Briefe das Studium d. Theologie betreffend» (1793-97), «Ideen zur Philosophie d. Geschichte d. Menschheit» (1784-91), «Briefe zur Beförderung d. Humanität» (1793-97), «Метакритику» (против Канта), «Адрастею», перевода романсов о Сиде (1805). Отличительная особенность с внешней стороны всех сочинений Г. - отрывочность, отсутствие строгого метода научной критики. Каждая его статья - своего рода импровизация, обнаруживающая в авторе наклонность к поэтическим обобщениям; во всем видно стремление найти общие законы, гениальное проникновение в самые отдаленные уголки духовной жизни народов, поддерживаемое самоуверенностью пастора-проповедника и в то же время поэта, как бы осененного вдохновением свыше. Тщетно старались рационалисты низвергнуть с пьедестала Г.; даже тогда, когда они были правы (Шлецер), влияние Г. было неотразимо, и каждый немец предпочитал «лежать с Г. в облаках и с презрением смотреть на ходивших по земле» (Шлоссер). Деятельность Гердера совпадает с эпохой «Sturm und Drang», периода времени бурного и страстного протеста против рассудочной сухости «века просвещения». Высшим идеалом для Гердера была вера в торжество всеобщей, космополитической гуманности (Humanität). Он был апостолом идеи единства цивилизации, но вместе с тем, признавая, что между общечеловеческим и народным нет внутреннего противоречия, Г. являлся заступником национальности. Соединяя обе эти идеи, он был одинаково свободен и от поверхностного космополитизма, и от узкого национального чванства. Прогресс заключается, по Г., в постепенном развитии в человечестве идеи гуманности, т. е. тех начал, которые принципиально возвышают людей над миром животных, очеловечивают людскую природу. Г. стремился доказать, что эта идея гуманности, это понятие об общечеловеческой любви и взаимности растет и развивается в обществе; он пытался осветить пути к ее полному торжеству. Он верил, затем, что над судьбой людей царит мудрая благость, что в кажущемся лабиринте истории может быть найден гармонический порядок. Философско-исторические сочинения его могут быть отнесены к так называемым теолицеям (Кареев). «Если есть Бог в природе, то есть он и в истории, и человек подчинен законам не менее превосходным, чем те, по которым движутся все небесные тела. Вся наша история - школа для достижения прекрасного венка человечности и человеческого достоинства». Национализм Г. - это стремление понять, признать народные права и особенности; его увлекает народная поэзия, самобытная и своеобразная внутренняя жизнь каждого народа. Из этого чистого источника возникла та идеализация всего народного, которая передалась потом всем славянским патриотам эпохи славянского возрождения, а в более позднее время дала развитие и русскому народничеству.

Труды Г. по изучению языка и народной поэзии особенно замечательны по тому глубокому влиянию, которое они оказали на развитие интереса к народности и народной поэзии у разных народов. С юных лет Г. увлекался Гомером, песнями Оссиана, Библией. Он уже смутно предчувствовал те выводы, которые сделал несколько позже Вольф, утверждая, что Илиада и Одиссея - памятники народного, а не личного творчества. Вчитываясь в эти поэмы, а также в песни Оссиана, Г. пришел к заключению о необычайной важности песен для уразумения народа. Со страстным воодушевлением доказывает он необходимость собирать их, объясняет их несравненные поэтические достоинства. В своем сборнике «Stimmen der Völker» он с одинаковым тщанием и любовью помещает переводы песен лопарей, татар, гренландцев, испанцев и др. Сюда попадает, в чудном переводе Гёте, и славянская песня «Жалобная песня Асан-Ашницы», изумившая мир своей художественной прелестью, пробудившая в славянах чувства национального достоинства и гордости. «Для Г. все человечество было как бы одна арфа в руке великого артиста; каждый народ казался ему отдельной струной, но он понимал общую гармонию, истекавшую из этих различных аккордов» (Гейне). В статьях «О древнейшем памятнике человеческого рода», «Письма об изучении теологии», «О духе еврейской поэзии» Г. впервые рассматривает Библию как такой же памятник народной поэзии, как и Илиада и Одиссея; а всякая народная поэзия для Г. - это «архив народной жизни». Моисей для Гердера такой же национальный еврейский герой, как Одиссей - герой Греции. Тонкое чувство поэзии и глубокое понимание народных настроений нигде так прекрасно не проявляется, как в сочинении Г. «О песни песней», самом нежном из всего, что было когда-либо им написано. Всеобщую известность приобрели также переводы Г. испанских народных былин о Сиде. Позднейший романтизм и сама история литературы в дальнейшем своем развитии многим обязаны деятельности Г. Он снял зарок осуждения со средних веков, положил начало науке сравнительного языковедения, раньше Шлегеля указал на необходимость изучения санскритского языка; в его философских взглядах кроются зародыши натурфилософии Шеллинга. Последние годы деятельности Г. омрачены задорной полемикой с Кантом, свидетельствующей о значительном упадке сил. Вслед за порывами чувства, составляющими преобладающую черту в деятельности Г., должна была наступить реакция, во время которой и проявился основной недостаток характера Г.: внутренняя раздвоенность, объясняемая между прочим полным несоответствием между официальными обязанностями Г. как пастора и его более глубокими убеждениями. Именно этим объясняются в последние годы жизни Гердера попытки затемнить и изменить смысл прежде высказанных воззрений. Большое значение имел Г. не для одного только германского племени. Из славянских деятелей под сильным влиянием Г. находились: Коллар, называвший его в своей поэме «Dcera slavy» другом славян; Челяковский, сборник песен разных народов которого представляет частью перевод «Stimmen der Völker», частью подражание ему; Шафарик, прямо переведший несколько глав из «Ideen» в своей книге «Slav. Staroż». Из поляков нужно отметить Суровецкого и в особенности Бродзинского. В России имя Г. делается известным еще в XVIII в. Им увлекался Карамзин, на его сочинениях воспитался отчасти Надеждин; лекции Шевырева по истории теории поэзии написаны в значительной степени на основании трудов Г. Максимович, Метлинский знали его и им отчасти были возбуждены к деятельности. Из европейских писателей особенно сильное влияние имел Г. на Эдгара Кине, который перевел на французский язык и некоторые сочинения Гердера (например, «Ideen»). Среди многочисленных отзывов о значении Г. следует отметить мнение Шлоссера, Гервинуса, Блюнчли («Geschichte der neueren Staatswissenschaft», 1881), который полагает, что как политический ум Г. может быть сравниваем только с Монтескье и Вико. Наиболее цельная и меткая оценка принадлежит Геттнеру в его известной книге о литературе XVIII в. и Шереру в «Geschichte der deutsch. Lit.» (6 изд. Берлин, 1891).

Ср. Каролина Г., «Erinnerungen aus dem Leben J. G. H.» (Штутгардт, 1820); «J. G. v. H. Lebensbild» (переписка и сочинения юношеского возраста, Эрланген, 1846 г.); Ch. Joret, «Herder et la renaissance littéraire en Allemagne au XVIII siècle» (П., 1875); Nevison, «A sketch of H. and his times» (Лондон, 1884); Bächtold, «Aus dem Herderschen Hause» (Берлин, 1881); A. Werner, «Herder als Theologe»; Kroneberg, «Herders Philosophie» (Гейд., 1889); Fester, «Rousseau u. die deutsche Geschichtsphilosophie» (Штутгардт, 1890); Раумер в его «Gesch. der Germ. Philologie». Обстоятельная монография Гайма «Гердер и его время» (Б., 1885, 2 изд.; переведена на русский язык М., 1887-1889); о ней статья А. Н. Пыпина «Гердер» («Вест. Евр» 1890, 3-4 кн.). Статья Шевырева о Г. в «Моск. наблюд.» (1837). На рус. яз. переведены некоторые стихотвор. Г., романсы о Сиде и «Мысли, относящиеся до истории человечества» (СПб., 1829). Полные собрания соч. Гердера вышли в 1805-1820 и в 1827-30 гг.; новое издание, достойное Гердера, под редакцией Б. Зупана, еще не окончено. Есть также изд. избран. сочинений Г. Переписка Гердера: «Briefsammlungen aus Herders Nachlass» (Франкфурт, 1856-1857); «Von und an Herder» (Лейпциг, 1861-62). Письма к Гаману изд. Гофманом (Берлин, 1880).

Иоганн Готфрид Гердер - немецкий писатель, поэт, мыслитель, философ, переводчик, историк культуры - появился на свет в Восточной Пруссии, городе Морунгене 25 августа 1744 г. Его отцом был учитель начальных классов и по совместительству звонарь; семья жила бедно, и юному Гердеру довелось испытать массу лишений. Он хотел поступать врача, но обморок, случившийся в анатомическом театре, куда его привез знакомый хирург, заставил отказаться от этого намерения. В итоге в 1760 г. Гердер стал студентом богословского факультета Кенигсбергского университета. Его в шутку называли ходячей книжной лавкой - таким впечатляющим был багаж знаний 18-летнего юноши. В студенческие годы на него обратил внимание И. Кант и немало посодействовал его интеллектуальному развитию. В свою очередь, в молодом человеке очень рано пробудили огромный к себе интерес философские взгляды Ж.-Ж. Руссо .

После окончания университета в 1764 г. Гердера могли забрать в рекруты, поэтому он стараниями друзей переезжает в Ригу, где его ожидала преподавательская должность в церковной школе, а затем он стал пасторским помощником. В качестве и преподавателя, и проповедника красноречивый Гердер, умело владевший словом, стал довольно известной личностью. Кроме того, именно в Риге началась его деятельность на поприще литературы.

В 1769 г. он уезжает путешествовать, посещает Германию, Голландию, Францию. Гердер был наставником принца Гольштейн-Эйтенского и в качестве его спутника оказался в 1770 г. в Гамбурге, где состоялось знакомство с Лессингом . Зимой этого же года судьба свела его еще с одной яркой личностью - молодым Гете , который тогда был еще студентом. Гердер сказал огромное влияние на его формирование как поэта.

В период с 1771 по 1776 г. Иоганн Готфрид Гердер живет в Бюкебурге, является членом консистории, главный пастором. Гете помог ему получить должность проповедника при веймарском дворе в 1776 г., и с этим городом связана вся дальнейшая биография Гердера. Он покидал Веймар только в 1788-1789 гг., когда путешествовал по Италии.

Написанные еще в рижский период работы «Фрагменты по немецкой литературе» (1766-1768) и «Критические рощи» (1769) оказали значительное влияние на немецкую литературу периода, когда громко заявило о себе движение под названием «Буря и натиск». В этих сочинениях Гердер говорил о влиянии, которое оказывают на национальный литературный процесс духовное и историческое развитие народа. В 1773 г. увидел свет труд, над которым он работал вместе с Гете - «О немецком характере и искусстве», сборник, ставший программным документом «Бури и натиска».

Самые известные произведения Иоганна Готфрида Гердера были написаны уже в Веймаре. Так, сборник «Народные песни», создававшийся на протяжении 1778-1779 гг., вобрал в себя и стихи, принадлежащие перу Гердера, Гете, Клаудиса, и песни самых разных народов мира. В Веймаре Гердер начал самый масштабный труд жизни - «Идеи к философии истории человечества», в котором освещал вопрос взаимосвязей между культурным развитием человечества, традициями и природными условиями, общечеловеческими принципами и особенностями пути отдельного народа.

Эта работа осталась незавершенной, тем не менее, и без нее оставленного Гердером наследия было достаточно для того, чтобы поставить его в ряд крупнейших деятелей периода «Бури и натиска», который противостоял философским и литературным взглядам эпохи Просвещения, выдвигая в качестве носителей истинного искусства близких к природе, «естественных» людей. Благодаря переводам Гердера немецкие читатели узнали об известных произведениях других национальных культур, внес он и огромный вклад в историю литературы.

В 1801 г. Гердер стал главой консистории, курфюрст Баварский выдал ему патент на дворянство, но уже через два года, 18 декабря 1803 г., он скончался.

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803)

Немецкий философ-просветитель. Основное произведение - "Идеи к философии истории человечества" (1784- 1791). Формирование мировоззрения Г. осуществлялось под влиянием "критическому" Канта, Амана, английских сенсуалистов; позже - Бруно, Руссо, Спинозы; особенно - Лессинга, что оказал определяющее влияние на все творчество Г. Философия Г. знаменует новый этап просвещения в Германии, основанный на отказе от одностороннего рационализма, еще присущего Лессинга, и завышенной роли чувств, разнообразия творческих проявлений человека в различных сферах деятельности и в контексте отличных культур. Одним из самых влиятельных немецких мыслителей и главным вдохновителем первого общегерманского литературного движения «Бури и натиска", оказывающим влияние на Гете, Г. стал в начале 70-х годов XVIII в. В конце 60-х начале 70-х годов Г. пишет труда, в которых, в противовес попыткам представителей класицистськои эстетики определить над исторические, значимые для всех времен и народов принципы художественного творчества, разрабатывает основы конкретно-исторического подхода к искусству, отстаивает тезиса о единстве мышления и речи, естественный характер их возникновения и развития. В первой половине 70-х годов вместе с Гете выдавал сборник "О немецкое искусство", где печатал и свои работы по искусствоведению, в которых разъяснял народность искусства, выражает "дух народа" и закладывает основы современной фольклористики. В этот период Г. проявляет повышенный интерес, находясь тогда на посту придворного проповедника в Бюккебурзи, к религии, углубленно изучает Библию, толкований ним сначала только как древнейший памятник народной поэзии, а позже - как проявление божественного откровения. Теологический колорит чувствуется и в постановке и трактовке вопросов о происхождении и движущие силы общества, о закономерном, поступательное и одновременно противоречивый характер истории в написанной им работе "Еще одна философия истории формирования человечества" (1744-). Да и в своей самой главной труда "Идеи к философии истории человечества" он проводит тезис, что человек создан богом, что религия является древнейших, исходным компонентом человеческой культуры и тому подобное. И все же эти утверждения расходятся с лейтмотивный, концептуальной идеей Г. - о невозможности существования духа вне материи, основными ступенями развития которой, как своеобразного единого вселенского организма является неживая природа, живая природа и общество. По Г., органическое развитие мира происходит по природным закономерностями, без всякого вмешательства потусторонних сил, через самозарождения возникает жизнь, а в результате эволюции живых организмов - общество, которое тоже видоизменяется по природным законам. Историю человечества Г. рассматривает как единственный и одновременно разветвленную цепь развития народов, каждое звено которого направлена на достижение высшего, гуманного состояния и одновременно связана с предыдущими и последующими звеньями. Бизнаючы влияние на исторический процесс внешних, в том числе географических факторов, Г., однако, в отличие от Монтескье, решающее значение оказывает внутренним

источникам возникновения и развитию общества как органической системы индивидов. Человек, подчеркивал Г., рожденный для общества: за ним - ничто; сочетает же людей культура, является достоянием и одновременно двигателем общества. Отмечая в качестве производства и науки в развитии человеческой культуры, возникновении языка, Г., однако, фиксирует как характерный момент наличие несовпадения отдельных целей и конечных результатов исторической деятельности людей. К главных составляющих культуры он относил и религию, признавая ее особо важную роль на первых этапах культурогенеза народов, а также искусство, семейные отношения и государство, с развитием общества приобретает первостепенное значение, но имеет в дальнейшем отмереть. Демократизм политических убеждений Г. оказался и в том, что он разделял интересы бюргерства и отстаивал необходимость национального единства Германии, сочувствовал колониально угнетенным народам. В последние годы жизни Г. подвергал резкой критике философию позднего Канта, доказывал, вопреки ему, объективную природу прекрасного, обусловленность возникновения искусства практической деятельностью людей, а ума - языке. Идеи Г., произведя заметное влияние на немецкий романтизм и немецкую классическую философскую мысль, позже (вплоть до конца XIX в.) Оказались на периферии развития мировой философии. Только с XX в. нарастает новая волна интереса к творческой, в частности философской, наследия Г.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения