Самый плоский из миров. Терри Пратчетт «Плоский мир Плоский мир герои

Терри ПРАТЧЕТТ. Плоский мир

[отрывок]

Стража! Стража!

…Библиотека была крупнейшим собранием текстов по волшебству где-либо в мультивселенной. Тысячи томов оккультных знаний отягощали ее полки.
Поговаривали даже, что после того как огромные потоки волшебства серьезно исказят окружающий мир, Библиотека не будет подчиняться обычным законам пространства и времени. Поговаривали даже, что это будет длиться вечно. Поговаривали, что можно днями странствовать меж дальних книжных полок, и что где-то там есть затерянные племена исследователей, что странные создания таятся в забытых альковах и являются добычей для других существ, возможно еще более странных.
Все это неправда. Правда в том, что даже большие собрания книг искажают пространство, как если бы это доказывалось кем-то, пребывающего внутри старомодного букинистического магазина, одного из тех, что выглядит так, как будто их проектировал М. Эшер в не самый удачный день, и обладает большим числом лестниц, чем этажей и рядов книжных полок, оканчивавшихся в маленьких дверях, которые были без сомнения слишком малы, чтобы войти человеческому существу нормального роста. Соответствующее уравнение таково: Знание = сила = вещество = масса; а хороший книжный магазин – это просто благовоспитанная Черная Дыра, знающая как читать.
Умные студенты в поисках наиболее далеко стоящих томов старались ставить метки мелом на полках, что позволяло им блуждать глубже в пыльной темноте, и наказывали своим друзьям искать их, если они не вернутся к ужину.
А поскольку магия может только свободно извергаться, то книги из Библиотеки были чем-то большим, чем простой измельченной древесной массой или бумагой.
Неукрощенная магия, потрескивая, стекала с их корешков, безобидно заземляясь в медных рельсах, прибитых к книжным полкам для этой цели. Слабые всполохи голубого огня летали над книжными футлярами, доносился шум, шепот бумаги, подобный доносящемуся от колонии скворцов, сидящих на насесте. В ночной тиши книги разговаривали друг с другом.
Откуда-то доносился храп.
Свет от полок был не столь силен, чтобы рассеять тьму, но при его слабом фиолетовом мерцании можно было различить старинный и изрядно побитый стол прямо под центральным куполом.
Храп доносился откуда-то снизу, где потрепанное одеяло укрывало нечто, смахивающее на кучу пляжных сумок, но на самом деле являвшееся взрослым самцом орангутанга.
Это был Библиотекарь.
Немногие люди замечали то, что он был обезьяной. Перемена произошла во время несчастного случая с магией, вероятность всегда велика, когда много книг, обладающих энергией, хранятся вместе, и его рассматривали как легко отделавшегося. После всего произошедшего его облик не изменился и был прежним. И ему позволили продолжать свою работу, для которой он был слишком хорош, впрочем, «позволили» было на деле не самым удачным словом. Он обладал способностью скатывать свою верхнюю губу так, обнажая свои желтые зубы сильнее, чем любой другой обладатель рта в Университете. Совет даже рассмотрел это перед тем, как-то удостоверившись, что вопрос никогда в действительности не поднимался.
Но доносящийся сейчас звук был совсем иным, чуждый звук скрипящей открывающейся двери. Шаги мягко рассыпались по полу и исчезали среди обступавших книжных полок. Книги возмущенно шелестели, а некоторые из самых больших фолиантов гремели цепями.
Библиотекарь продолжал спать, убаюканный шелестом дождя…

Безумная звезда

…Восемь магов принялись спорить о том, что имел в виду призрак, а Траймон направился на главный уровень университетской библиотеки.
Это место внушало благоговейный ужас. Многие книги были магическими, а в случае с гримуарами очень важно помнить одно – они смертельно опасны в руках любого библиотекаря, который любит порядок, потому что он непременно поставит их на одну полку. Это не очень-то благоразумно, когда имеешь дело с книгами, склонными к утечке магии, тем более что числом больше двух они образуют критическую Черную Массу. Вдобавок к этому, многие второстепенные заклинания очень привередливы насчет того, с кем они водят компанию, и имеют обыкновение выражать протест, раздраженно швыряя книги через комнату. Ну и, конечно, всегда следует помнить о полуосязаемом присутствии обитающих в Подземельных Измерениях Тварей, которые собираются вокруг мест утечки магии и дотошно исследуют стены реальности.
Работа магического библиотекаря, которому приходится проводить свои трудовые дни в такой сильно разряженной атмосфере, – занятие, сопряженное с особым риском.
Главный библиотекарь сидел на крышке своего стола и спокойно, очень сознательно чистил апельсин.
Заслышав шаги входящего Траймона, он поднял глаза.
– Мне нужно все, что имеется у нас по пирамиде Цорта, – сказал волшебник. Поскольку он пришел подготовленным, то сразу вытащил из кармана банан.
Библиотекарь скорбно взглянул на угощение и с тяжелым шлепком соскочил на пол. Траймон почувствовал, как ему в руку просунулась мягкая ладонь, и библиотекарь с грустным видом заковылял между книжными полками, увлекая волшебника за собой. Рука его походила на маленькую кожаную перчатку.
Вокруг них потрескивали и искрились книги. Временами случайный разряд ненаправленной магии проскакивал на приколоченные к полкам пруты заземления. В воздухе чувствовался жестяной, голубоватый запах, и у самых границ слышимости раздавался жуткий щебет подземельных существ.
Подобно другим помещениям Незримого Университета, библиотека занимала куда больше места, чем позволяли предположить ее наружные размеры, – магия всегда искажает пространство крайне странным образом. Возможно, эта библиотека, единственная во вселенной, обладала полками Мебиуса. Однако мысленный каталог библиотекаря работал великолепно. Они остановились рядом с высоченной стопкой покрытых плесенью книг, и библиотекарь, подтянувшись, взлетел наверх, в темноту. Послышался шелест бумаги, и на Траймона опустилось облако пыли. Вскоре библиотекарь вернулся; в руках он сжимал тоненькую книжечку.
– У-ук, – сказал он. Траймон осторожно взял книжицу. Переплет ее был исцарапанным, с потрепанными краями, а позолота с заголовка давно слезла, но волшебник кое-как разобрал слова, написанные на древнем магическом языке Долины Цорта: «И Виликий Храмм заветца Цорт, Таинствиная Исторея».
– У-ук? – с беспокойством осведомился библиотекарь.
Траймон бережно листал книгу. С языками у него было туговато, он считал их крайне неэффективными и, будь его воля, заменил бы какой-нибудь удобопонятной системой чисел, но эта книга, похоже, была именно той, которую он искал. Многозначительные иероглифы покрывали большинство ее страниц.
– Это у тебя единственная книга по пирамиде Цорта? – медленно спросил он.
– У-ук.
– Ты абсолютно уверен?
– У-ук.
Траймон прислушался. Вдалеке он различил звук приближающихся шагов и препирающихся голосов. Но он подготовился к этому.
Он опустил руку в карман и спросил:
– Еще банан хочешь?…

Посох и шляпа

…Магические книги обладают чем-то вроде собственной жизни. У некоторых ее даже в избытке. К примеру, первое издание Некротеликомникона приходится хранить между железными пластинами. «Истенное искуство леветации» провело последние полторы сотни лет наверху, на чердаке, а «Свот сексуальной магеи Же Форджа» лежит в корыте со льдом в отдельной комнате, и строгое правило гласит, что его могут читать только волшебники, достигшие восьмидесяти лет и, по возможности, мертвые.
Но даже повседневные гримуары и инкунабулы ерзали и нервничали, точно обитатели курятника, когда что-то вонючее скребется под дверью. Из-под закрытых переплетов доносилось приглушенное царапанье, словно там резвились когти.
– Что ты сказал? - крикнул Ринсвинд.
– У-ук {Магический несчастный случай в библиотеке – которая, как уже указывалось, несколько не подходит для обычной работы с резиновой печатью и десятичной системой классификации, – превратил библиотекаря в орангутана. С тех пор он противится всем попыткам превратить его обратно. Ему понравились ловкие длинные руки, гибкие пальцы на ногах и право чесаться на людях, а больше всего его устраивало то, что все глобальные вопросы внезапно свелись к рассеянному интересу по поводу того, откуда поступит следующий банан. Не то чтобы библиотекарь не был осведомлен о безысходности и величии пребывания в человеческом облике. Но лично его отношение было следующим: вы можете запихнуть это величие, куда вам понравится.}.
– Точно!
В качестве почетного помощника библиотекаря Ринсвинд продвинулся лишь немногим дальше основ индексирования книг и хождения за бананами, так что он искренне восхищался тем, как библиотекарь ковыляет среди подрагивающих полок, тут проводя черной кожистой ладошкой по трепещущему переплету, там ободряя перепуганную энциклопедию несколькими успокаивающими звуками.
Через какое-то время библиотека начала затихать, и Ринсвинд почувствовал, что его спинные мускулы потихоньку расслабляются.
Однако то был непрочный покой. Страницы то и дело шелестели. С отдаленных полок доносилось зловещее поскрипывание переплетов. После приступа паники библиотека стала такой же настороженной и пугливой, как длиннохвостая кошка на фабрике по производству кресел-качалок.
Библиотекарь приковылял по проходу обратно. На его лице, в которое могла влюбиться разве что шина от грузовика, играла вечная легкая усмешка, но по тому, как орангутан заполз в свое гнездышко под столом и спрятал голову под одеяло, Ринсвинд понял, что тот крайне обеспокоен.
Но рассмотрите Ринсвинда повнимательнее, пока он вглядывается в окружающие угрюмые полки. На Диске существует восемь уровней волшебства; по истечении шестнадцати лет обучения Ринсвинд не поднялся даже до первого. По сути дела, согласно вполне обоснованному мнению некоторых его наставников, он не способен был дойти даже до нулевого уровня, присущего нормальным людям с самого рождения. Кроме того, было высказано предположение, что когда Ринсвинд умрет, средняя способность человеческой расы к усвоению оккультных наук резко повысится.
Ринсвинд высок и тощ, его подбородок украшает общипанная бороденка из тех, которые носят люди, обделенные природой искусством носить бороды. Он одет в темно-красный балахон, который видел лучшие дни, а возможно, и лучшие десятилетия. Но вы сразу узнаете в нем волшебника, потому что Ринсвинд носит остроконечную шляпу с волнистыми полями, на которой кто-то, кто владеет орфографией еще хуже, чем иголкой, большими серебряными буквами вышил: «Валшэбник». Сверху шляпу венчает звезда, потерявшая большую часть блесток.
Нахлобучив шляпу на голову, Ринсвинд протиснулся в старинные двери библиотеки и вылез на золотистый дневной свет. Снаружи царили тишина и покой, нарушаемые лишь истерическим карканьем ворон, кружащих вокруг Башни Искусств…

Юмористы - экзема на теле общества.
Пелам Гренвилл Вудхауз

Хороший юмор необходим, как глоток воздуха, ибо уметь посмеяться над собой и другими - чем не путь существования в нашем безумном мире? И здесь весьма кстати придётся остроумная книга, в лёгкой и доступной форме повествующая о серьёзных вещах, ненавязчиво заставляющая задуматься о вечных проблемах нашего с вами бытия…

Именно к таким книгам относится «Плоский мир» - самый популярный цикл юмористической фэнтези, когда-либо и кем-либо писавшийся, который давно уже обрёл во всём читающем мире культовый статус.

Плоский мир Терри Пратчетта

Зеркало всех прочих миров - вот истинная суть творения Пратчетта. Вселенная Discworld, его обитатели и события, происходящие с ними, могут быть абсолютно фантастичны. Но сквозь них проглядывают знакомые чёрточки, и за лукавой улыбкой автора перед читателем во весь рост встают вполне реальные проблемы нашего мира.

Цикл начинался как откровенная пародия на штампы фэнтези и его наиболее популярных представителей, однако затем перерос рамки остроумного зубоскальства, приобретя самостоятельную ценность.

Многотомные сериалы - бич фантастики: первые несколько романов, как правило, всегда лучше последующих. Даже самые талантливые авторы не избавлены от этой напасти. Джордан, Кук, Кард, Асприн, Нортон, Гудкайнд, Буджолд - печальные примеры можно приводить практически до бесконечности. Терри Пратчетт, возможно, единственный автор, счастливо избежавший расставленной ловушки. А ведь только взрослых романов о Плоском мире насчитывается более 40 штук!

Главная причина, конечно, талант. Кроме того, Пратчетт пишет не просто фэнтези - в своём творчестве он опирается на традиции британской классики. Выкрутасы литературного стиля он позаимствовал у самого популярного английского юмориста XX века Пелама Гренвилла Вудхауза, а сатирическая направленность его книг напоминает творчество Ивлина Во.

Однако есть и ещё кое-что. Плоский мир состоит из нескольких циклов, каждый из которых имеет своих центральных героев и свою тематику. Некоторые книги вообще не входят в циклы, хотя пересечения все же возможны - мир-то общий! Может, поэтому Плоский мир и не приедается, хотя, безусловно, нравится далеко не всём.

Терри Пратчетт

Пратчетт и его герои. Портрет работы Пола Кидби

Терренс Дэвид Джон Пратчетт - английский писатель, один из ярчайших авторов юмористической фэнтези. Родился в британском городе Биконсфилд 28 апреля 1948 года, умер 12 марта 2015-го.

Ещё учась в Высшей технической школе Уайкомба, напечатал первый рассказ в ученическом журнальчике. Через два года, в 1963-м, опубликовал этот же рассказ в профессиональном издании. Сразу после окончания учёбы стал журналистом криминальной хроники, затем работал пресс-атташе сразу трёх АЭС. В 1971 году вышел его первый роман «Люди ковра». Настоящий успех пришёл в 1983-м с публикацией юмористическо-фэнтезийного романа «Цвет волшебства», с которого и начался грандиозный цикл «Плоский мир».

Пратчетт - один из самых читаемых британских писателей. За вклад в литературу он был удостоен звания Кавалера Ордена Британской Империи и стал рыцарем. Все романы цикла регулярно входили в число общенациональных британских бестселлеров, что для фантастики - редкость. Ряд книг экранизирован, вышло также несколько компьютерных игр и комиксов. Романы Пратчетта переведены практически на все основные языки и многократно издавались во всём мире. Писатель жил в Сомерсетшире вместе с женой Линн и дочерью Рианной.

Герои Плоского мира

Самый неумелый и трусливый волшебник на Диске

Опасливый маг-неумёха Ринсвинд живёт по принципу «как бы чего не вышло». Его заветная мечта - затеряться в самом тёмном уголке захудалого кабака с кружкой пива и хорошо набитой трубочкой. Тем не менее он с завидным постоянством влипает в опасные приключения, чреватые серьёзными проблемами для здоровья.

Первые романы цикла о Ринсвинде - чистой воды пародия. Достаётся здесь и Говарду, и Маккеффри, и Лейберу, и Лавкрафту. «Цвет волшебства» (1983) и «Безумная звезда» (1986) связаны подобием сквозного сюжета (в дальнейшем Пратчетт такой ошибки не допускал - больно велика опасность скатиться на путь бесконечной «сиквелизации»).

…В великий город Анк-Морпорк прибывает первый турист из загадочной Агатовой Империи, простодушный Двацветок. А так как в Великом Городе могут прирезать даже за стоптанную подмётку, то, дабы избежать международного скандала, правитель лорд Витинари поручает Ринсвинду роль гида при растяпе-туристе. Цена ошибки - голова…

В следующей книге, «Посох и шляпа» (1988), Ринсвинд спасает весь Плоский мир, обуздав зарвавшегося Чудесника - супермага, чьё существование рвёт в клочья ткань Реальности. При этом герой проваливается в Подземельные Измерения, где обитают чудовища. Но Ринсвинд им не по зубам! И когда вундеркинд Эрик вызывает демона, способного выполнить самые невообразимые желания 14-летнего пацана, в центре магической октограммы возникает именно Ринсвинд («Эрик», 1990)…

В дальнейшем маг-неудачник попадает в Агатовую Империю накануне вторжения Серебряной Орды Чингиза Коэна-Варвара и заговора Красной Армии («Интересные времена», 1994)… А затем - на затерянный континент XXXX, отсчитывающий последние деньки своего сухого существования («Последний континент», 1998). Ещё в нескольких книгах Ринсвинд шныряет на заднем плане или ютится по тёмным углам – в присущей только ему застенчиво-обаятельной манере…

Ведьмы и компания

Истории о ведьмах - грозной Эсме Ветровоск, разбитной нянюшке Ягг и наивной Маграт Чесногк - также начинались как пародия. «Творцы заклинаний» (1987) - насмешка над феминистическим фэнтези: маленькая девчушка решает стать большой волшебницей, чего раньше в Плоском мире не бывало. И если бы не матушка Ветровоск, которая даже слона на скаку остановит, равных с мужчинами прав юной Эск не видать как своих ушей… «Вещие сестрички» (1988) - оригинальная переделка шекспировских пьес, этакий гибрид «Гамлета» с «Макбетом». В «Ведьмах за границей» (1991) Маграт Чесногк отправляется в дальнее зарубежье, чтобы выполнить обязанности Крёстной Феи. Но неужели опытные ведьмы отпустят её одну? Тем более в страну, где старые сказки словно сошли с ума? И далее ведьмы разбираются с эльфами, которые, на свою и чужую беду, решили вернуться в мир людей («Дамы и господа», 1992), с Призраком Анк-Морпоркской Оперы («Маскарад», 1995), с вампирами («Carpe Jugulum! Хватай за горло!», 1998). К циклу примыкают несколько книг для подростков, главная героиня которых – юная ведьмочка Тиффани.

Да здравствует Смерть!

Этот цикл повествует о приключениях Смерти и его семейки. В принципе, этот Смерть - парень довольно неплохой, если присмотреться к нему поближе. Вот только у большинства людей на это просто не хватает времени. А так Смерти не чужды обычные человеческие радости: он и на рыбалку может сгонять, и в кабак прошвырнуться. В общем, свой в доску! Гробовую…

Чтобы сбыть с рук приёмную дочь, Смерть берёт ученика («Мор - ученик Смерти», 1987); парень, правда, олух, но вполне обучаемый. И когда его патрон решает устроить себе небольшой отпуск, Мор, хоть не без труда, но все же вполне сносно справляется с новыми обязанностями.

А ещё однажды утром Смерть, как обычно, решил проверить списки потенциальных клиентов. И обнаружил в списках… самого себя («Мрачный жнец», 1991). В «Роковой музыке» (1994) обязанности вновь загулявшего Смерти берёт на себя его внучка Сьюзен. А у девушки своих проблем по горло - увлеклась полуэльфом Бадди, новоявленным апостолом «роковой музыки», захлестнувшей Плоскомирье. Иногда Смерти приходится выполнять абсолютно несвойственные ему функции - например, разносить подарки детям на Страшдество («Санта-Хрякус», 1996). А всё дело в том, что доброго дедушку Санту «заказали» Гильдии Убийц…

Ох, рано встаёт охрана…

В великом городе Анк-Морпорке все занимаются делом. Только Ночная Стража - абсолютно никчёмное ведомство, место ссылки для хронических неудачников. Стражники ночами бродят по улицам и тихонько, чтобы никто не услышал, кричат: «Полночь, и всё в порядке!». Но вот безумный колдун, пытаясь захватить власть, вызвал Дракона, и весь сложившийся Порядок сгорел как свечка («Стража! Стража!», 1989). И приходит время капитана Ваймса и его людей. Им предстоит поймать загадочного снайпера, вооружённого первым ружьём Плоскомирья («К оружию! К оружию!», 1993), и раскрыть серию таинственных убийств («Ноги из глины», 1996).

А Сэмюэль Ваймс, из простого капитана ставший герцогом и командором, должен ещё предотвратить войну («Патриот», 1997), отправиться с дипломатической миссией в страну вампиров («Пятый элефант», 1999), предотвратить войну гномов и троллей («Шмяк!», 2005). И надо постоянно держать ухо востро, ибо, если оказаться не в нужном месте и не в нужное время, можно всё потерять («Ночная Стража», 2002). Даже в отпуске командору не дано тихого житья – ведь преступления случаются и в пасторальной глубинке («Дело табак», 2011)

Рисунок Джоша Кирби

Рисунок Пола Кидби

Лучшими иллюстраторами «Плоского мира» заслуженно считаются Джош Кирби (1928–2001) и Пол Кидби (род. 1964)

Великий Комбинатор

Патриций Витинари всегда зрит в корень. И даже в самом пропащем человечишке способен разглядеть золотой самородок и вытащить его наружу - если нужно, вместе с потрохами. Именно так правитель Анк-Морпорка приобщил к полезному делу прожжённого мошенника Мойста фон Липвига, который сначала работал из страха (цена неудачи – голова), а потом вошёл во вкус, взявшись вкалывать на совесть (и головы полетели уже у других). Сначала Мойст наладил работу Анк-Морпоркского почтамта в романе «Держи марку!» (Going Postal, 2004), затем провёл денежную реформу в романе Making Money («Делай деньги», 2007), а там уже его очумелые ручки и изворотливые мозги дотянулись до плоскомирной научно-технической революции - роман Raising Steam («На всех парах», 2013).

Другие обитатели Плоского мира

Патриций - правитель Анк-Морпорка, лорд Хэвлок Витинари, выдающаяся личность, воплощение идеального государя. «Под его правлением, впервые за тысячу лет, Анк-Морпорк функционировал». Исключительно честен, умерен в потребностях, в пороках не замечен. Коротает вечера за чтением деловых бумаг, изредка «позволяя себе такое волнительное переживание, как игра в шахматы». Убивая кого-нибудь, никогда не руководствуется личными мотивами, всё для блага государства. «Надо отдать патрицию должное. Иначе он пошлёт своих людей и возьмёт это должное сам».

Илюстрация Пола Кидби

Сундук - сделан из Груши Разумной, растущей в местах обитания древней неприрученной магии. Здоровый ящик на сотне ножек, в который вмещается целая вселенная, и даже не одна. Повсюду следует за хозяином. Умеет и стирать одежду, и кусать (чаще всего насмерть) разных нехороших типов.

Иллюстрация Пола Кидби

Что происходит с героями, когда они стареют? Был ты здоровенным амбалом с аграмадным мечом, а стал беззубым старпером с подагрическими коленками… Но , последний бойскаут Плоского мира, героем остаётся всегда. Он даже ухитрился стать Повелителем Агатовой империи.

Иллюстрация Пола Кидби

Библиотекарь - орангутан, хотя таковым был не всегда (преобразился из-за незапланированной утечки магии в Незримом Университете, однако отказался вновь становиться человеком). Весьма неглуп, исключительно силён, любит свою работу, плату берёт бананами, Правда, словарный запас несколько ограничен («у-ук» - на все случаи жизни).

Самый крутой продавец сосисок в Анк-Морпорке. Приговаривая «себя-режу-без-ножа», втюхивает очередному простофиле свежайшую свиную сосиску из мяса издохшей года три назад крысы. Странно, что при таких талантах так толком и не разбогател.

Есть ещё отдельные романы, посвящённые весьма серьёзным вопросам. О власти и судьбе повествует лауреат Британской премии НФ «Пирамиды» (1989), о религии - «Мелкие боги» (1992), о волшебной силе искусства - «Движущиеся картинки» (1990), о нелёгкой доле журналиста - «Правда» (2000), о временных парадоксах - «Вор времени» (2001), о героизме - «Последний герой» (2001), о войне - «Пехотная баллада» (2003).

Не оставлены вниманием и детишки. Первая из детских книг о Плоскомирье, роман The Amazing Maurice and his Educated Rodents («Удивительный Морис и его ученые грызуны», 2001) - о разумном коте Морисе, завязавшем дружбу с колонией весьма толковых крыс, - даже был удостоен Медали Карнеги, самой престижной премии в области детской литературы.

Космогония Плоского мира

«Великая космическая черепаха А’Туин несёт на спине мир-Диск, который поддерживают слоны: Бериллия, Тубул, Великий Т’Фон и Джерракин… С Края этого мира океан бесконечно изливает свои воды во вселенскую ночь».

Вокруг Диска по постоянной орбите вертится маленькое солнышко, освещая Край, а полюс-Пуп покрыт вечной мерзлотой,. Существует восемь времён года, неделя состоит из восьми дней, спектр - из восьми цветов. А где-то рядом с миром людей и богов находятся Хаотичные Подземельные Измерения, где обитают Твари, питающиеся магией. Стоит только Ткани Реальности немного прохудиться, и Твари - тут как тут.

География Плоского мира


«Здесь присутствуют континенты, архипелаги, моря, пустыни, горные цепи и даже малюсенький центральный ледниковый покров».

Правда, официально существует лишь один Континент. Есть ещё окутанный слухами Противовесный континент, полностью занимаемый могучей и богатой Агатовой Империей. Да континент XXXX, который не должен существовать вообще. Он и не существует, а так, прозябает…

В центре Диска находится его полюс - Пуп, обрамлённый обледенелыми горами Пупземелья, где обитают племена свирепых варваров, основных поставщиков самых крутых героев Плоского мира. Почти по всему Континенту, от Анк-Морпорка до Клатча, простираются Овцепикские горы, где приютилась древняя неприрученная магия. А дальше - равниноджунгли Очудноземья, а там и до Края недалеко.

На Диске представлены все возможные государственные образования - империи, королевства, полисы, торговые республики, тирании, племенные союзы, теократии, демократии. В общем, любая глупость, придуманная человечеством, найдёт здесь своё отображение.

Боги Плоского мира

Богов в Плоском мире - как собак нерезаных. Самые крутые из пантеона, вроде Слепого Ио Громовержца или Бога-Крокодила Оффлера, обитают в Цитадели города Дунманифестин, примостившегося на высочайшей горе Диска - десятимильной Кори Челести, торчащей посреди Пупа. Сидят себе там и развлекаются: «Игральная доска у них - целый мир, а играют они человеческими жизнями».

История Плоского мира

История Плоского мира хранится в монастыре, затерянном в глубине Овцепиков. И постепенно из толстенных, переплетённых в кожу фолиантов она просачивается в мир, где становится повседневной Жизнью. Всё как обычно - империи сменяют друг друга, войны, открытия, подвиги, глупости…

Этнография Плоского мира

Обитатели Плоского мира весьма разнообразны. Люди всех цветов и оттенков - от ультрацивилизованных жителей Анк-Морпорка до голых дикарей Коричневых островов. Гномы и тролли, яро враждующие друг с другом. Эльфы, притаившиеся в Тени и ждущие возможности вернуться, чтобы вновь «поиграть» всласть. Ледяные великаны, драконы, вампиры, вервольфы, зомби… Разве только хоббитов нет. Но, может, они просто притаились в какой-то норе…

Магия Плоского мира

Мир основан на восьми Великих Заклинаниях, которые записаны в Гримуаре Октаво - книге, хранящейся в Библиотеке Незримого Университета, в запаянном железном ящике на дне специально вырытой шахты.

Незримый Университет - единственное на Диске место, где волшебник может получить достойное образование. Например, научиться курить табак (какой волшебник без трубки?) и облекать своё воображение плотью - это и есть волшебство. А вот ведьмы работают только с тем, что реально существует в мире. При этом те, кто занимается магией, привлекают к себе внимание Тварей из Подземельных Измерений, пытающихся прорваться в Реальность.

Анк-Морпорк


Величайший Город Плоского Мира. Двуединый мегаполис контрастов - респектабельный Анк и бандитский Морпорк. «Город видел потопы, пожары, нашествия кочевых орд, множество революций и драконов - и все это Анк-Морпорк пережил».

Он «…полон жизни, как заплесневелый сыр в жаркий день; он громогласен, как проклятие в храме; ярок и блестящ, как пролившееся и играющее на солнце масло; многоцветен, как синяк, и кипит суетой, деловой активностью и всякого рода бурной деятельностью, как муравейник с дохлым псом посередине».

* * *

О вселенной Плоского мира можно говорить часами. Но зачем? Лучше взять одну из книг (а потом ещё, и ещё…) и с головой погрузиться в этот мир.

Ежедневно включая телевизор, мы с ужасом ждём очередных неприятных сюрпризов. Что там опять? Террористический акт? Затонувшая подводная лодка? Наводнение, землетрясение, цунами? Война остроконечников и тупоконечников, которые радостно режут друг друга по абсолютно идиотским поводам? В такие минуты, когда человеческая глупость захлёстывает нас с головой, хочется убежать далеко-далеко… В волшебный мир, где можно вволю посмеяться над вполне серьёзными вещами. В самый плоский из всех возможных миров. Спасибо тебе, Терри, за эту возможность!

  • Будем искать среди персонажей фандома

Группы персонажей

Всего персонажей - 118

Bloody Stupid Johnson

0 0 0

Самый известный архитектор и ландшафтный дизайнер Плоского Мира (а также создатель множества предметов, не связанных с архитектурой). К несчастью, точность не входила в список качеств Ч. Т. Джонсона, тем не менее, у него не было недостатка в заказчиках. Среди состоятельных людей того времени считалось модным заказать у него какой-нибудь проект и посмотреть, что из этого выйдет

Agnes Nitt

3 0 0

Ведьма из Ланкра. Это невысокая, пухлая девушка с великолепным цветом лица и румянцем во всю щеку. Придумала себе новой имя – Пердита Х (произносится Пердита Икс). Постепенно эта воображаемая личность обрела настоящее существование в уме Агнессы. В результате, Агнесса Нитт всегда имеет два мнения обо всем. После ухода из ковена Маграт стала третьей ведьмой, присоединившись к Матушке Ветровоск и Нянюшке Ягг

Alison Weatherwax

0 0 0

Могущественная ведьма, бабушка Эсмеральды Ветровоск. Из её жизни мало что известно, но она достойна упоминания хотя бы потому, что её имя окружено тайнами

1 2 0

Слуга Смерти, в прошлом был величайшим магом, основатель Незримого Университета

Annagramma Hawkin

0 0 0

Молодая ведьма из цикла книг о Тиффани Болит, самовлюбленная, эгоистичная вначале, впоследствии становится хорошей, практичной ведьмой

Anguavon

2 5 0

Дельфина Ангва фон Убервальд - сержант-вервольф в Городской Страже Анк-Морпорка. Младшая дочь барона Гая фон Убервальда. Состоит в романтических отношениях со своим коллегой по службе - капитаном Моркоу Железобетонссоном

Adora Belle Dearheart

0 0 0

Возлюбленная и впоследствии жена Мокриста фон Губвига. Дочь основателя семафорной компании

Anghammarad

1 0 0

Этот один из самых старых големов, чей возраст насчитывает более девятнадцати тысяч лет, был создан жрецами древнего государства Упса. Ангхаммарад был одним из первых в мире почтальонов и должен был доставлять Указы Хета, Короля Тата

1 0 0

Богиня Вещей, Который Застряли в Комоде. Одна из младших божеств. Анойю прославляют с шумом дергая ящики и выкрикивая «Как этот ящик закрылся с нужной мне вещью внутри и теперь не может открыться? Кто купил эту дрянь? Как ею вообще пользоваться?»

0 0 0

Эфебская богиня Любви

Auditorsof Reality

1 3 0

Сущности, поддерживающие порядок в мироздании. Отрицают личность как таковую, при приобретении личностных черт исчезают. Ненавидят беспорядок, который вносят живые существа, к Смерти относятся очень прохладно

Nightshade

0 0 0

Королева эльфов. Является персонажем цикла о Тиффани Болит, также появлялась в книге "Дамы и господа". Мечтает вырваться из сказочного мира в человеческий. В "Пастушьей короне" после бунта среди эльфов оказалась в мире людей с разорванными крыльями.

0 1 0

The Librarianof Unseen University

4 4 0

Изначально Библиотекарь был человеком (по слухам его звали Гораций Ворблхат, хотя это может оказаться неправдой), но в книге «Безумная звезда» в результате магического несчастного случая превратился в орангутанга. Библиотекарь сохранил свой пост, поскольку, во-первых, является единственным существом, которое знает, где какие книги лежат, и, во-вторых, может свернуть голову любому легким движением ног. Помимо прочего, является Почётным стражником Анк-Морпорка

Bilious, Oh God of Hangovers

0 0 0

Бог имеет обличье юноши с выступающим кадыком, его голову украшает венок из виноградных листьев. Своим существованием Билиус обязан целому ряду магических событий, произошедших в результате попытки уничтожить Санта-Хрякуса. В то время, как Бог Вина проводит все свое время напиваясь без меры на веселых пирушках, Билиус пребывает в постоянном сверхъестественном жутком похмелье, которое по справедливости должно терзать по утрам не его, а Бога Вина

0 2 0

Белый конь Смерти

1 0 0

Восьмой пророк Омнианской религии, чье появление было предсказано в Священной книге омнианства «Семикнижие» семью избранными Омом пророками. Остался единственным человеком по-настоящему верящим в Великого бога Ома. Став главой омнианской церкви Брута, ввел в Омнии подобие конституционной религии и сделал омнианство одной из самых терпимых религий Плоского Мира

Vimes Old Stoneface

2 0 0

Герой гражданской войны и вероятный легендарный предок Сэмюэля Ваймса. Командор городской стражи Не-Потерплю-Несправедливости - Ваймс вошел в историю тем, что возглавил восстание против короля Лоренцо Доброго, последнего короля Анк-Морпорка, отъявленного садиста и тирана, и собственноручно отрубил ему голову, потому что никто другой не соглашался это сделать. Победив короля, Камнелиц стал править Анк-Морпорком, опираясь на армию отлично подготовленных и полностью лишенных воображения солдат, прозванных в народе «железноголовыми». Его шестимесячное правление закончилось переворотом. Камнелиц был повешен, четвертован и похоронен в пяти могилах

Great A"Tuin

1 1 0

Представитель вымышленного редкого вида гигантских черепах, что обитает в открытом космосе. На спине А’Туина стоят четыре гигантских слона, которые, в свою очередь, держат на спинах огромный Диск, покрытый голубым куполом атмосферы

Great T’Phon

0 0 0

Один из четырех слонов, на спинах которых покоится Плоский Мир.

0 0 0

Король Ланкра, разделивший судьбу многочисленных королей, погибших от рук своих родственников. Был заколот кинжалом собственным кузеном герцогом Флемом

Verence II

2 0 0

Король Ланкра, бывший шут

Windle Poons

0 0 0

Во время событий книги "Мрачный Жнец" Сдумс был очень стар. Он готовился умереть. сто тридцатилетний волшебник, умерший в самом начале книги… точнее, попытавшийся умереть. Пока был жив, пребывал в маразме, «умерев», вернул себе ясность ума и приобрел большую физическую силу. Невысокий, щуплый старичок, при жизни пользовался инвалидным креслом и слуховой трубкой. Он был недоволен, что никто из волшебников о нём не вспомнил. Но Сдумс был очень обрадован, когда волшебники устроили ему вечеринку-сюрприз. Он от души веселится, а затем умирает. Но так как Смерть не приходит за ним, то он вынужден вернуться в своё тело

Reacher Gilt

0 0 0

Глава клик-компании (семафорной компании) Анк-Морпорка

Willikins

0 0 0

Дворецкий Сэра Сэма Ваймса. В юности состоял в банде "Грубые парни"

1 1 0

Типичный «каркающий ворон на черепе», работает на волшебника, помогает Смерти Крыс с переводом

0 1 0

Антропоморфная персонификация времени. Она появляется в виде красивой молодой женщины с длинными темными волосами. Мать Лудда Лобсанга и Часовсона Джереми

Harry King

0 0 0

Один из самых успешных бизнесменов Анк-Морпорка. Сколотил состояние, организовав уборку мусора (который затем тем или иным образом сбывал) в городе. Впоследствии вложил деньги в строительство железной дороги

2 0 0

Говорящая собака, пес №1 «Плоского мира»

0 0 0

Работает в Почтовой службе (а впоследствии в банке) Анк-Морпорка, несмотря на отсутствие половых признаков, считает себя големом женского пола

The Summer Lady

0 0 0

Антропоморфная персонификация лета. Однако, она является «полноценной» богиней, о чем подчеркивается в книге «Зимних дел мастер». Хотя она и олицетворяет собой природное явление, так же как и Зимовой, который не более, чем элементаль, она также выполняет функции богини плодородия и стоит выше на иерархической лестнице сверхъестественных созданий Плоского Мира

The Lady

1 0 0

Олицетворение удачи, Богиня, Которую Нельзя Называть по Имени. Она всегда противостоит Року и также, как и он, непостижима. Но если он неумолим, то ее можно назвать капризной. Обычно появляется в виде удивительно красивой женщины с ярко-зелеными глазами

10 0 0

Любимый и единственный кот Гиты Ягг, ведьмы из Ланкра. Когда-то Грибо был очаровательным дымчато-серым котенком. В настоящее время он превратился в огромного и вонючего котяру, покрытого грязно-серой шерстью с невообразимым количеством шрамов

Gunilla Goodmountain

0 1 0

Один из гномов создавших отпечатный станок.

Twoflower

1 0 0

Первый турист Плоского мира и первый владелец Сундука. Уроженец города Бес Пеларгик, крупного портового города в Агатовой империи, что находится на Противовесном континенте. Путешествовал с Ринсвидом

2 0 0

Волшебник Незримого университета

Detritus

0 1 0

Тролль, Стражник города Анк-Морпорк. Начинал свою карьеру наемным разбойником. Потом работал отшибалой (как вышибала, только тролли посильнее бьют) в «Залатанном Барабане». В книге «Движущиеся картинки» был нанят Достаблем. В то же время он влюбился в Рубину. Она потребовала, чтобы он нашёл работу получше. Тогда он и присоединился к Городской страже Анк-Морпорка

Jerakeen

0 3 0

Один из четырех слонов, на спинах которых покоится Плоский Мир.

Giamo Casanunda

2 0 0

Не совсем обычный гном. Утверждает, что является вторым в мире величайшим любовником и первейшим лжецом. Состоит в романтических - но, скорее, платонических - отношениях с Гитой Ягг

Jonathan Teatime

5 2 0

Студент Гильдии убийц, основной действующий персонаж в книге «Санта-Хрякус»

Imp Y Celyn

0 0 0

Главный герой книги «Роковая музыка», лидер группы, исполняющей «музыку, в которой звучит глас Рока»

0 0 0

Главный жрец Джелибейби. Практически, Джелибейби в том виде, в котором оно существует - заслуга (или вина) Диоса. Диос наводит ужас на большинство жителей Джелибейби, в том числе на своих коллег и членов королевской семьи

1

Его ещё также называют Зимовой - олицетворение снега, льда и морозов. Зимовой - элементаль льда, то есть стихия. Основное занятие Зимового - создавать снежинки и нести снежные тучи по всему Диску, где зимы достаточно холодные. Он также устраивает снежные бури и метели

Evil Harry Dread

1 0 0

Последний Тёмный Властелин Плоского мира. Называет себя также Тёмным Лордом. Является образцовым Тёмным Властелином, безотступно следующим Кодексу, имеющему шайку «тупых приспешников» и очень гордящемуся своей подлостью и коварством

0 1 0

Женщина клана Игорей. Также успешна в медицине, меньше шепелявит.

Появляется в качестве действующего персонажа в "Пехотной балладе", где вступает в армию Борогравии.

3 0 0

Член особого клана прислуги в Убервальде. Являются непревзойденными хирургами Плоского мира. Если Игори спасли Вам жизнь, то после смерти ваши органы должны быть завещанные им, для использования. В основе этих персонажей лежат Чудовище Франкенштейна Мэри Шелли и горбатые помощники безумных ученых в фильмах Universal Studios и Hammer Film Productions

0 0 0

Приемная дочь Смерти. Родители Изабель погибли на далеком континенте Клатч, пересекая Великую Пустыню Неф. Смерть спас жизнь маленькой девочки, забрал ее в свой дом и удочерил. Жена Мора и мать Сьюзен

2 0 0

Волшебник, чьи нервы полностью выведены из строя. До того, как аркканцлером Незримого Университета стал Чудакулли, казначей мирно сосуществовал в своем кабинете с документами, справками и прочими бумагами, требующими подписания. С приходом Чудакулли все изменилось – новый аркканцлер не подписывал никаких бумаг, а с подчиненными общался исключительно оглушительным криком. Столь дискомфортные условия существования заставили казначея переехать из Незримого Университета внутрь своей головы

Спрашивается, чего ради писать о Пратчетте, о котором до меня уже сказали множество правильных и умных слов? И всё-таки я попробую. Только начну не с Пратчетта, а с тех добрых людей, которые, работая в издательствах, пишут аннотации к книгам. Складывается впечатление, что все они объединены в тайный орден читателененавистников. Они делают всё для того, чтобы человек, прочтя аннотацию, либо с отвращением отложил книгу, либо начал её читать в ожидании чего-то того, чем она на самом деле ни коим образом не является. Именно это и произошло с Пратчеттом. Дело в том, что Пратчетт - не Петросян. и не Задорнов. Он вообще не юморист. Да, он в какой-то мере сатирик, но это тоже лишь одна грань его произведений. Ближе всех к нему, пожалуй, Свифт. Но никак не Белянин и прочие авторы «ржаки». Кроме того, Пратчетт - не автор фэнтези. Это не Перумов, не Толкиен и даже не Зыков. Он не в большей степени автор «юмористического фэнтези», чем баснописец Крылов - автор рассказов о животных. Тогда кто же он? В первую очередь Пратчетт - мыслитель. Философ. Гуманист. Классик. А юмор, фэнтези - это лишь инструмент, позволяющий донести сложные философские концепции до нормального человека, который на лекциях по философии немедленно погружается в здоровый сон. В этом и состоит гениальность Пратчетта: он умудрился сделать увлекательными и вкусными сложные вещи. Не раздувая щек, не нагромождая сложных, надуманных конструкций. Его рецепт прост до, повторюсь, гениальности. Берется фэнтезийный антураж. В нем придумывается несложная фабула для ряда постоянных героев. Тут и там рассыпаются пригоршни английского юмора... а дальше начитается волшебство. Философия, подобно октарину - восьмому цвету радуги - пронизывает произведение, сияя в коротких авторских отступлениях, сверкая перлами в устах героев. И в результате получаются две органично связанные между собой книги: одна - приятное развлечение, другая - повод для раздумий, средство воспитания читателя.

Мелкие боги. Это по сути трактат о происхождении и свойствах религиозности в человеческом обществе.

Пирамиды. Взаимоотношения религии и государства, судьба теократии.

Патриот. Настольная книга о ксенофобии, расизме и мировой «политике государственных интересов».

Интересные времена. Психология гражданина тоталитартного общества.

Правда, Движущиеся картинки, серия о страже - это все серьезные и мудрые книги.

Фэнтези и юмор в творчестве Пратчетта - лишь бонус. И поэтому если вы ждете от его книг только смеха или только размахивания мечами - можете смело откладывать их в сторону, они вам не понравятся.

Но Пратчетт - это ещё и ответ чванливым «официальным» ученым-философам, закостеневшим в своих абстрактных, надуманных мирах, выпендривающихся друг перед другом заумностью фраз и логических выкладок. Никого не напоминает? Это же Незримый университет во всей своей красе, в котором занимаются делом только юные энтузиасты под руководством Думминга Тупса и Библиотекарь (только не называйте его обезьяной!).

Так что с моей точки зрения Пратчетт - это чтение для тех, кто держит фигу в кармане, пролистывая труды Бертрана Рассела.

P.S. А вот в том, что Смерть - существительное женского рода, меня теперь не убедит и полк филологов.)))

Оценка: 10

ИНСТРУКЦИЯ по применению лекарственного препарата для медицинского применения Террипратчит

КЛИНИКО-ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА. Ноотропный препарат с повышенной юмористической и иронической активностью.

ФОРМА ВЫПУСКА, СОСТАВ И УПАКОВКА. Самый распространенный вариант – небольшие черные книжки, в среднем по 400 страниц. Встречаются также омнибусы с удвоенной, утроенной или ушестеренной дозой препарата. На лицевой стороне обязательно нанесены тематический рисунок и надписи «Терри Пратчетт» и название конкретного лекарственного средства. На обратной стороне указаны фармакологические свойства. Каждая книга содержит в себе 10% интересного сюжета, 25% иронии и метких выражений, 20% присутствия приятных персонажей и 45% юмористических ситуаций.

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. Препарат оказывает успокаивающее, противотревожное (анксиолитическое) действие, не вызывая нежелательных гипногенного и миорелаксантного эффектов. Улучшает переносимость психоэмоциональных нагрузок. Обладает стресс-протекторным, ноотропным, нейропротекторным, антидепрессивным действием.

ДОЗИРОВКА. Внутримозгово. На один прием – 1 или 2 книги. Принимать 2 раза/сут по 10-20 страниц; при необходимости – увеличить до 4 приемов/сут. Курс лечения – 1-4 недели; при необходимости курс лечения можно продлить до 2 месяцев или повторить через 1-2 месяца. При отсутствии стойкого улучшения состояния в течение 3-4 недель после начала лечения необходимо обратиться к врачу.

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Террипратчит несовместим с другими препаратами своей клинико-фармакологической группы, такими как Асприн и Пирсэнтонит.

БЕРЕМЕННОСТЬ И ЛАКТАЦИЯ. Безопасность применения Террипратчита при беременности и в период лактации не изучалась. При необходимости приема препарата следует учитывать соотношение риск/польза.

ПОБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. При использовании по указанным показаниям и в указанных дозировках побочного действия не выявлено. Возможны реакции повышенной индивидуальной чувствительности к компонентам препарата.

УСЛОВИЯ И СРОКИ ХРАНЕНИЯ. Хранить в недоступном для детей, сухом, защищенном от света месте при температуре не выше 451°F. Срок годности – не ограничен.

ПОКАЗАНИЯ

Состояния уныния, меланхолии, печали;

Острое ощущение «серости будней»;

Стрессорные расстройства с повышенной нервной напряженностью, раздражительностью, тревогой и вегетативными реакциями.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Детский возраст до 16 лет;

Повышенная индивидуальная чувствительность к компонентам препарата.

Отпускается без рецепта врача в большинстве книжных магазинов.

Оценка: 8

Начнем с того, что я очень люблю «Плоский мир» Пратчетта, и читая отзывы на некоторые его, на мой взгляд, очень интересные и глубокие романы, часто обращаю внимание на разброс оценок от 10 (которая кстати преобладает) до 2. Я попытался разобраться, почему же все таки люди ставят такие низкие оценки на ряду с такими высокими, сопровождающимися восхищенными отзывами. И вот что я заметил: те люди, которые ставят «десятку» восторгаются не только юмором (который, как мне кажется, специально излагается в просторечной форме), но еще и философией произведений, незаметной и тонкой, в которой и заключается суть романа, но люди же, ставившие низкие оценки, говорили лишь о том, что юмор слишком плоский и однообразный, не вглядываясь в подтекст произведений («Уважаемые, вы же не книгу с анекдотами купили! Это же РОМАН!» - кричал мой внутренний голос.)

Написав это, я надеюсь хоть как то повлиять на читателя, который еще не знаком с творчеством Пратчетта, и, насмотревшись поверхностных оценок и отзывов, передумает начинать чтение его произведений.

Хочется верить, что все таки в Плоский мир в скором будущем хлынет поток восторженных приезжих из мира «Шарообразного»

Оценка: 10

Прочитать цикл «Плоский мир» мне посоветовали друзья. Они с упоением рассказывали ничего не понимающему мне, про какого- то безумного варвара и мага неудачника, а я думал «Что за..?» но потом, после долгих уговоров я все-таки решился взять в библиотеке одну из книг этой серии.

И вот я начал ее читать. На второй странице я уже еле сдерживал улыбку. На третьей - открыто смеялся. На где-то пятой странице я потерял счет этим самым страницам. Очнулся я после того, как понял, что читаю аннотацию на корочке книги...

Никогда до этого момента я не читал ничего более интересного. С тех самых пор эти книги я считаю одними из самых мной любимых. Поэтому моя оценка - 10.

Оценка: 10

Плоский мир. Что можно о нём сказать, помимо множества слов похвальбы и восхищения?

Главное, что надо знать о Плоском Мире - это цикл, возводящий контраст в абсолют. Юмористический - и при этом очень серьёзный, откровенно говорящий о людях, о мире и о добре со злом. Персонажи, которые отнюдь не красивы внешне и не очень-то приятны в характере - но которые неизменно оказываются сосредоточием истины, справедливости, долга и порядка. Осмеивающий какое-то явление - и одновременно описывающий его со всем возможным уважением. Специально, нарочито нереалистичный и сказочный - и при этом пугающе достоверный. Повествующий о совсем не дружелюбном мире - и при этом вы удивляетесь, обнаружив у себя мысль «а вот там бы я побывал». Стёб и драма, сарказм и реальная боль, ирония и настоящие чувства, комедия и трагедия в одном флаконе.

Пожалуй, сюжеты - самый главный недостаток Плоского Мира. Нет, они совсем не плохи, они очень добротны - но скажем так, «непредсказуемые сюжетные повороты», «закрученные интриги», «неожиданная концовка» - это всё не к Плоскому Миру.

Также претензии к циклу могут предъявить... скажем так, определённые люди. Сэр Пратчетт посмеивается над религией и патриотизмом, неприемлет пафос, выступает против расизма и национализма в любой форме, в целом толерантен и поэтому может даже показаться слишком однобоко настроенным (хотя с самоиронией у Пратчетта всё в порядке и в этих вопросах тоже).

К сожалению, какого-то финала у цикла не случится. Да, возможно, у Плоского Мира найдётся свой Брендон Сандерсон, а другие писатели в знак уважения создадут сборник своих рассказов-фанфиков, или произойдёт что-то в подобном духе... Но вряд ли это уже будет тот самый, уникальный и неповторимый Плоский Мир.

Итог: один из величайших циклов в истории фэнтези и юмора - да и, возможно, литературы вообще. Возможно, один из лучших примеров того, как надо создавать свои миры и писать книги.

Оценка: 10

При всем при том что Пратчетту удалось создать очень колоритных, оригинальных, не на кого не похожих героев, я не увидел тут двух очень важных вещей. Первое: вятного сюжета. Из всех книг которые я прочитал про плоский мир, не в одной из них не было нормального внятного сюжета. Постоянно какой-то рваный темп повествования. И да не одна из историй, именно в плане сюжета, не держит до конца, он банально скучен и при этом еще и сумбурен. И второй это прям таки искрометный юмор. Нет его, искрометного юмора. Здесь больше иронии ко всему происходящему, а не как не юмора. Это на мой личный вкус, разумеется)

Оценка: 5

Терри Пратчетт - невероятно талантливый человек.

Для меня так и останется загадкой то, как он умудряется на протяжении вот уже более 30 книг создавать легкие, свежие и невероятно смешные произведения, раз за разом превосходя самого себя. Он при помощи тонкого, поистине английского чувстсва юмора смог перенести на страницы своих книг наш мир во всем его многообразии. А затем дал нам возможность заглянуть туда, как в кривое зеркало, и увидеть всю несуразность окружающей нас действительности. Увидеть, посмеяться и, быть может, понять. Понять насколько мы подчас смешны. А смех над собой есть высшая форма комедии. Искусство.

Говорят, что смех продлевает жизнь. Лично я после знакомства с творчеством этого великого писателя продлил свою жизнь в разы.

Оценка: 10

Плоский Мир=Терри Пратчетт

Хоть он и написал немало прочих книг, никак к Плоскому Миру не относящихся, но вспоминать Пратчетта будут именно по этому циклу.

Ринсвинд, Городская Стража, Ведьмы, Смерть и Сьюзи, Мойст фон Липвиг, десяток отдельных сюжетных книг, множество псевдодокументалок, путеводителей и поварённых книг - всё это создаёт истинный эпик, одно из выдающихся произведений мировой культуры.

Море сатиры, множество прекрасных необычных персонажей, великая куча различнейших парадоксов, отражающих нашу с вами жизнь. В Плоском Мире появлялись футбол, газеты, телеграф, кино, рок-музыка, почта, железные дороги и многое другое.

Ринсвинд, Сундук, Коэн-Варвар с Серебряной Ордой, Сэм Ваймс, Моркоу, Ангва, Детрит, Задранец, Вилликинс, Шнобби, Колонн, Смерть, Сьюзи, Мойст, Тиффани, Эсме Ветровоск, Гита Ягг, Грибо, Патриций Витинари и его секретарь Стук Постук, многие-многие-многие другие. Они запоминаются раз и навсегда.

Терри Пратчетт не напишет больше ни единой книги. Мы не увидим новых применений головологии Матушки Ветровоск, Ваймс не раскроет больше ни единого дела, Липвиг перестанет продвигать новинки в жизнь общества, Ринсвинд навечно застынет в своём вечном побеге от опасностей к скуке, Моркоу и Ангва никогда не поженятся, а противостояние Смерти&Сьюзи с высшими сущностями порядка останется без завершения. И я всегда буду сожалеть, что Патриций Витинари так и не получил своей собственной, сольной книги, которую он явно заслуживал.

Все незавершённые сюжеты оборваны, новых больше никогда не будет. Искренне надеюсь, что так оно и останется - не хочу, чтоб Плоский Мир повторил судьбу Шерлока Холмса, Конана Варвара, лавкрафтианы и прочих. Пусть уж лучше он навечно застынет и будет жить лишь в воображении читателей, чем погрязнет в бездарных сиквелах литературных стервятников.

P.S. Искренне надеюсь, что наши издатели не будут тянуть и издадут, в разумные сроки, все оставшиеся непереведённые книги Пратчетта.

Оценка: 9

Тонкость юмора, достигает заоблачных высот. Перечитал много зарубежной юмористической литературы, но данный автор является уникальным мастером иронии и шутки. Уникальность заключается в том, что все произведения автора захватывают и не оставляют равнодушными читателя. Глубокая философия жизни, разыгрывается как по нотам и образует из не понятных нам подчас житейских хитросплетений, простую, но очень ясную правду, которая постоянно мелькает перед нашими глазами, но остается незамеченной. Хотите посмеяться очень громко, прочитайте Цвет волшебства, хотите подумать, читайте Мрачный Жнец, изволите приобрести себе новых знакомых, с которыми будет весело и интересно провести время, ЧИТАЙТЕ ВЕСЬ «ПЛОСКИЙ МИР».

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения