Рисунок моя семья образец. Тест «Моя семья». Вопросы воспитания

Проективные методики являются самыми точными в психологической диагностике. Причина этого в бессознательном проецировании отношений и чувств в продуктивных видах деятельности. Вербальные методики для взрослых людей не могут создать объективную картину отношений в семье по причине осознания социальности (желательности) результатов. Поэтому детский тест «рисунок семьи» является одним из самых точных методик определения отношений в семье глазами ребёнка.

Семья состоит из нескольких человек и целого ряда отношений. Каждый член семьи имеет своё место в ней, своё ощущение отношений к нему окружающих и собственное отношение к другим членам.

Тест «Рисунок семьи» предназначается для диагностики семейных отношений с позиции ребёнка. С помощью рисунка семьи можно определить отношение ребёнка к своим родителям и другим родственникам, особенности восприятия себя, семейные проблемы и источники психологического дискомфорта.

Очень часто взрослым кажется, что в и семье созданы идеальные отношения. Но вопрос не в том, как строят они отношения, а как воспринимают это их дети. Часто восприятие семьи детьми и взрослыми не просто не совпадает, а является противоположным. Родители должны понимать, что никто не ставит целью «уличить» их в плохом отношении к ребёнку. Рисуночный тест семьи поможет выявить проблемы на стадии их появления, что поможет успешно решить их, не дожидаясь последствий.

Рисуночная методика может применяться с того момента, как только ребёнок начинает учиться рисовать. В ней совершенно неважны графические навыки. С помощью простых штрихов, деталей, размеров и расположений ребенок показывает взаимоотношения внутри семьи и своё место в ней.

Тест предполагает полное отсутствие напряжения у ребёнка. Он должен просто рисовать, полностью погружаясь в процесс. А для этого нужно, чтобы взрослый оставил ребёнка наедине со своей работой, наблюдая за процессом со стороны (как бы занимаясь своим делом).

Особенно продуктивна эта методика для средних и старших дошкольников, когда ребёнок ещё не обладает способностью проектировать на бумаге вербальные задания. Он, как бы, «рисует душой» а не логикой или инструкциями. Именно поэтому, результаты, полученные благодаря этой методике, считаются самыми достоверными.

Порядок проведения диагностики

Классический вариант теста имеет две части: рисуночную и вербальную. Проведение обеих частей имеет очень важное значение для избежания ошибок интерпретации.

Материалы для исследования:

  • лист белой бумаги (стандартный лист А4);
  • шесть цветных карандашей: красный, чёрный, синий жёлтый, зелёный, коричневый;
  • ластик.

Процедура исследования

Перед проведением исследования нужно ликвидировать все отвлекающие факторы. Желательно, чтобы ребёнок в комнате находился один вместе с исследователем. Если это невозможно, то обеспечьте его относительную изолированность.

Ребёнку даётся инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом ни в коем случае нельзя объяснять ребёнку значение слова «семья», так как в этом случае будет искажена суть методики и будет дана завуалированная инструкция к рисованию.

Если ребёнок переспрашивает или пытается уточнить задание, то необходимо просто повторить сказанную ранее инструкцию, без уточнений.

Время рисования не ограничивается. В процесс рисования вмешиваться нельзя. Исключением может быть только замена карандаша пи необходимости. Обратите внимание, что на замену нужно предложить карандаш точно такого оттенка, как тот который сломался.

При выполнении задания взрослый фиксирует в протоколе следующие особенности:

  1. Последовательность рисования: с чего ребёнок начал, каким образом заполняется пространство, и сменяются персонажи.
  2. Делает ли ребёнок паузы, и в каком случае они возникают.
  3. Пользуется ли ластиком, какие детали поддавались коррекции.
  4. Делает ли ребёнок комментарии при рисовании.
  5. Существуют ли эмоциональные реакции на определённые части изображения.
  6. Возникают ли трудности при изображении отдельных частей или персонажей.

Протокол может выглядеть следующим образом:

Тест «Рисунок семьи»
Исследуемый: Таня К., 5 лет 4 месяца.
Время работы: 24 минуты.
Процесс рисования
Действие Время Особенности
Последовательность 10.00 начала рисования с изображения мамы, которую нарисовал большою в центре листа.
10.06 приступила к изображению себя справа от мамы
10.10 начала рисовать папу
10. 15 рисует ещё одного ребёнка (сестру) справа от папы - в углу рисунка.
10.18. рисует солнце и элементы пейзажа.
10. 20 приступает к рисованию ещё одного персонажа (бабушки) в левом верхнем углу
10.24 отдаёт рисунок.
Рисует быстроТщательно прорисовываетРисует мелко без деталей

Рисует мелко без деталей

Паузы После рисования мамы
Перед рисованием бабушки
Пользование ластиком Не пользуется
Комментарии После рисования папы перед рисунком сестры и бабушки вскрикивает «Чуть не забыл, она же семья»
Эмоциональные реакции Улыбается и радуется при рисовании мамы
Трудности Долго и тщательно прорисовывает рот и руки папы.

После окончания рисования переходят к вербальной части диагностики. Ребёнку задаются вопросы :

  • Кто нарисован на твоём рисунке?
  • Где они находятся?
  • Что делают? Кто это придумал?
  • Им весело или грустно? Почему?
  • Кто на рисунке самый счастливый? Почему?
  • Кто самый несчастный? Почему?

Последние вопросы затрагивают проблемы словесной интерпретации чувств. Нужно отметить, что не каждый ребёнок способен это сделать. При сложности в ответах, не нужно настаивать.

Если произошло то, что ребёнок не изобразил кого-то из своей семьи, то нужно спросить, почему он это сделал.

Если в рисунке есть дополнительные детали (солнце, птицы, животные), то нужно спросить, почему они нарисованы.

После опроса ребёнку предлагается шесть ситуаций на негативные и позитивные чувства внутри семьи:

  1. Давай представим, что тебе подарили два билета в цирк. Кого ты позовёшь с собой?
  2. Давай представим, что вся семья приглашена в гости, но кто-то один заболел и должен остаться дома. Кто это?
  3. Давай представим, что ты лепишь из пластилина, но у тебя не получается. Кого ты позовёшь на помощь?
  4. Давай представим, что у тебя всего N билетов (на один меньше, чем членов семьи) в кино. Кто останется дома?
  5. Давай представим, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там оказаться?
  6. Давай представим, что тебе подарили интересную игру. Вы сели играть, но один человек лишний. Кто не будет играть?

Все ответы фиксируются в протоколе. Они помогут определить правильность интерпретации детского рисунка.

Обработка результатов и их интерпретация

Для обработки результатов психолог должен владеть следующей информацией:

  • Возраст ребёнка;
  • Точный состав его семьи, включая общий состав и тех членов семьи, с которыми он проживает.
  • Сведения об особенностях поведения ребёнка: активности, эмоциональности, агрессивности и т. д.

Анализ рисунка состоит из нескольких частей:

  1. Анализ структуры рисунка.
  2. Анализ особенностей графики.
  3. Анализ процесса создания рисунка.

Анализ структуры рисунка семьи и сравнение состава на рисунке с реальным составом

Фактом психологической желательности является рисование полной семьи - это признак семейного благополучия. Но это происходит далеко не всегда. Искажение реального состава должно привлечь внимание психолога. Нужно знать, что подобные ситуации также могут быть по причине отсутствия контакта психолога с ребёнком. Рассмотрим варианты искажения структуры на рисунке семьи (Таблица 1).

Таблица 1. Варианты искажения семейной структуры

Изображение Объяснение Результат
Люди не изображены вообще
Изображены посторонние люди
Избегание выполнения заданий, связанных с семьёй Психотравмы в семье;
Чувство отверженности;
Высокий уровень тревожности
Аутизм
Уменьшение состава семьи
(«забыл» нарисовать)
Стремление избежать негативных реакций, связанных с конкретным членом семьи Внутренний конфликт с данным членом семьи. Ситуация конкуренции
(обычно это братья, сестры или неродной член семьи)
Рисование животных вместо членов семьи Стремление уменьшить значимость членов семьи, переводя их из статуса человека в другой. Влияние и значимость этих людей в семье ребёнок пытается уменьшить
Нерисование себя
Рисование только себя вместо семьи
Отсутствие чувства единства с семьёй Отвержение и неприятие собственной семьи
Увеличение состава семьи Неудовлетворённость отношениями в семье Потребность в общении

Для психолога очень важно выяснить конкретные образы, которые отсутствуют, присутствуют или заменены. Это очень важно. Так как именно эти люди могут быть источником психологического дискомфорта.

Анализ графических показателей:

  • Характеристика фигур

Самая крупная фигура является наиболее важной и авторитетной для ребёнка. Как правило, этот объект тщательно прорисовывается. Самый неважный член семьи рисуется схематично или небрежно. Если фигура большая, но без прорисовки деталей, то это означает, что отношения с данным родственником напряжены, хотя в семье он имеет важное значение.

  • Расположение фигур

Фигуры могут быть близко, очень близко, оптимально и далеко по отношению друг к другу. Слишком близкое расположение к кому-либо говорит о контроле над ребёнком. Оптимальное расстояние с наличием движений свидетельствует о нормальных близких отношениях. Чем дальше друг от друга люди на рисунке, тем отдалённее их контакты в жизни. Наличие предметов-барьеров между фигурами указывает на трудность в общении.

  • Выделение самого близкого человека

Эту фигуру ребёнок рисует первым, она больше других и тщательно прорисовывается.

  • Выделение источника тревоги в семье

Такой персонаж выделяется сильной штриховкой или нажимом на карандаш. Обычно при таком рисовании карандаш может ломаться. Часто может наблюдаться противоположное явление, когда фигура прорисовывается нечётко, почти схематично, как бы ребёнок пытается скрыть этот персонаж из семьи.

В этой статье вы найдете тест, который поможет вам расшифровать детский рисунок семьи. Это поможет вам понять как чувствует себя ваш ребенок в семье и покажет его отношение к каждому из членов семьи. Попросите вашего ребенка нарисовать семью. Пока он будет рисовать, не вмешивайтесь в сам процесс, но следите за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйтесь у малыша, как зовут всех персонажей его картины и приступайте к анализу.

Детский рисунок семьи — Как расшифровать?

По очередности: Последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то – это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре – значит он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе.

По составу: Если на рисунке в виде групповой фотографии отсутствует один из членов семьи, спроси у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет – серьезный повод задуматься.

По расстоянию : Когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи.

По цвету: Все, что любимо вашим чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым – значит этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию, красный – агрессию, черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников.

По частям тела: Тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо – это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то возможно этот человек делает ребенку много замечаний.

Если рта нет или он очень мал – персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими – что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания.

Ваш ребенок может помочь не только найти, но и обезвредить болевые точки семейных отношений. Если вы запутались в толковании шедевра своего ребенка, то просто переверните лист бумаги и пройдите с ним тест на тему «Семья, которую я хочу». Попросите малыша нарисовать семью его мечты, и вы увидите, чего не хватает каждому из вас, чтобы быть счастливыми и дарить любовь близким.

Присоединяйтесь к

«Рисунок семьи» - одна из самых популярных методик, используемых в практической работе школьного психолога. Ее необыкновенная популярность, вероятно, объясняется удобством и быстротой в применении, доступностью для детей начиная с младшего дошкольного возраста, высокой информативностью и разнообразными возможностями проведения повторных испытаний, снятия напряжения у испытуемого в ситуации обследования, а также получения богатого материала для беседы с родителями.
По образному выражению Г.Т. Хоментаускаса, эта методика позволяет «посмотреть на мир глазами ребенка», дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношении с другими членами семьи. Методика основана на естественной деятельности детей от пяти до десяти лет - рисовании, что способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Язык рисунка более открыто передает смысл изображенного.
Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. Это «высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье» (Хоментаускас Г.Т . Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений). Там же: «Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребенка к ним, то, как ребенок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него наиболее значимы, какие вызывают тревогу».
Среди исследователей нет единого мнения о том, кто и когда первым предложил использовать рисунок семьи в психодиагностических целях. Одни называют В. Хьюлса (1951) и М. Резникова (1956), другие - В. Вульфа (1947) и К. Аппеля (1931).
Развитие методики шло по двум направлениям: изменение инструкции к заданию (П. Грегер, Л. Корман) и расширение диапазона интерпретируемых параметров рисунка (В. Хьюлс, Л. Корман). «Рисунком семьи» пользовались многие отечественные исследователи и практики: А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, В.С. Мухина, В.К. Лосева, А.С. Спиваковская и другие. Наиболее полно процедура проведения теста и интерпретация рисунка описаны в работах Г.Т. Хоментаускаса.
Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят или «нарисовать свою семью» (В. Хьюлс, Дж. Дилео), или «нарисовать семью» (Е. Хаммер), или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо» («Кинетический рисунок семьи» - Р. Бернс, С. Кауфман) и т.д.
Некоторые варианты предусматривают беседу после рисования по определенным вопросам и по содержанию рисунка (Л. Корман). Методика может дополняться другими заданиями (например, нарисовать семью в четырех комнатах - в модификации А. Захарова), может проводиться как отдельно с ребенком, так и со всеми членами семьи (Ч. Ширн и К. Расселл). В последнем варианте появляется возможность сравнить точки зрения отца, матери и детей на семейные отношения.
Следует отметить, что первоначально методика «Рисунок семьи», как и многие проективные методы, разрабатывалась в клинической психологии и психотерапии. Исследователи пытались установить особенности рисунков, создаваемых больными, выстраивали не только качественные, но и количественные схемы интерпретации. Например, Р.Ф. Беляускайте при анализе «Кинетического рисунка семьи» выделяет пять симптомокомплексов: благоприятную семейную ситуацию, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценности, враждебность в семейной ситуации, по которым подсчитывается количество баллов.
«Рисунок семьи» - также излюбленное средство психологов-исследователей. Так, эта методика применялась для исследования семейного портрета (В.Н. Дружинин).
Существует немало различных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи чаще всего пользуются схемами, которые предложены В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом.
Так, Г.Т. Хоментаускас считает нужным анализировать рисунок семьи по трем уровням. На первом уровне выделяется и интерпретируется обобщенная структура рисунка. На втором дается интерпретация графических изображений отдельных членов семьи. Третий предполагает анализ процесса рисования.
При интерпретации теста используется очень много отдельных более или менее значимых признаков рисунка. В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка. Она также обращает внимание на процесс рисования, на подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами. В отличие от многих авторов, В.К. Лосева замечает, что изображение множества вещей говорит не о бедной эмоциональной жизни в семье, а о направленности этих эмоций на мир предметов, о потребности в стабильности и постоянстве эмоций.
В нашей работе мы использовали вариант «Кинетический рисунок семьи». Мы считаем, вслед за Р. Бернсом и С. Кауфманом, что этот вариант методики дает более значимую информацию о взаимодействиях членов семьи, чем статические рисунки. На практике мы убедились, что при рисовании статического рисунка семьи дети чаще всего рисуют стоящие рядом фигуры («портрет», «фотографию» семьи). Здесь никак не отражаются особенности коммуникаций. Поэтому мы просили испытуемых нарисовать всех членов своей семьи, включая себя самого, занятых каким-либо делом.
В работе использовались стандартный лист белой бумаги (А4), простой карандаш и цветные карандаши.
Все дети, выслушав инструкцию, сразу принимались за работу. По окончании рисования мы выясняли, кого ребенок нарисовал, что делают нарисованные люди, а также где они находятся.
Перед нами стояла задача: найти характерные признаки рисунка, показывающие наличие конкурентных отношений между сиблингами. Как известно, огромное влияние на взаимоотношения детей в семье оказывают родители. Поэтому мы считаем рисование всей семьи более
оправданным, чем если бы дети рисовали только своих братьев и сестер. Полная семейная картина дает больше информации о межличностных отношениях в семье. Ребенку необходимо представить весь круг семейных отношений и найти в нем место для себя, выразить свое восприятие близких родственников.
Анализируя интерпретационные схемы В.К. Лосевой, Г.Т. Хоментаускаса, Р. Бернса и С. Кауфмана, Дж. Остера и П. Гоулда, мы выделили следующие признаки конкурентных отношений сиблингов:

Отсутствие на рисунке автора или сиблинга;
- присутствие на рисунке только автора или сиблинга;
- особенности размера фигур автора и сиблинга;
- особенности расположения на листе фигур автора и сиблинга;
- взаимное расположение фигур автора и сиблинга;
- отличительные особенности в рисовании фигур автора и сиблинга;
- специальные признаки конкуренции.

Рассмотрим их подробнее.

ОТСУТСТВИЕ НА РИСУНКЕ АВТОРА ИЛИ СИБЛИНГА

Как известно, неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны, или те, с кем существуют конфликтные отношения. На вопрос, почему их нет на рисунке, ребенок может дать защитный ответ: «не хватило места», «боюсь, что плохо получится» и пр.
Сиблинг на рисунке может отсутствовать по разным причинам. Во-первых, автор может испытывать к нему бессознательные негативные чувства, которые он не может или не хочет открыто показывать (например, сильная ревность). Пропуская фигуру брата или сестры, отрицая его присутствие, ребенок как бы пытается исключить соперничество. Во-вторых, пропуск фигуры сиблинга может наблюдаться и в тех случаях, когда между детьми полностью отсутствует эмоциональный контакт. Второй случай, естественно, не будет рассматриваться как признак конкуренции.
Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Такие конфликтные пессимистические настроения не могут считаться признаком конкуренции.
Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения». В этом случае можно говорить о соперничестве.
Отсутствие на рисунке всех детей в нашей практике не наблюдалось.

ПРИСУТСТВИЕ НА РИСУНКЕ ТОЛЬКО АВТОРА ИЛИ СИБЛИНГА

Иногда в ответ на просьбу психолога нарисовать свою семью ребенок рисует только сиблинга. Так автор подчеркивает важность его в своей жизни. Причем если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить о конкурентных негативных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений, то это - самый важный и самый любимый человек для автора, тот, кто понимает его и занимается с ним.
В некоторых случаях дети рисуют только себя, в фантастических нарядах, с цветами, большого размера. Это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности и, возможно, истероидных черт характера. Автор, подчеркивая свою индивидуальность, забывает об окружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи».
Единственная на рисунке фигура автора может быть и, наоборот, маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Такое настроение бывает у первенцев в первое время после рождения младшего сиблинга, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке.

РАЗМЕР ФИГУР АВТОРА И СИБЛИНГА

Если автор рисует всех членов своей семьи (в первую очередь мы обращали внимание на присутствие родителей и обоих детей), то при анализе рисунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть адекватно распределены по росту, но могут присутствовать и искажения. Так, если дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом-сестрой. Большой рост автора в совокупности с тщательной детализацией подчеркивает его значимое положение в семье.
Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то он, скорее всего, страдает от своей незначимости для родителей.
Маленькая фигура автора в совокупности с большой, хорошо нарисованной фигурой сиблинга может подчеркивать привилегированное положение последнего по сравнению с автором. Сиблинг может быть выше всех или только выше автора (нередко для этого специально выдумывается пьедестал). Таким образом, неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкуренции между ними.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ФИГУР НА ЛИСТЕ

На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной линии. Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то ниже остальных. Считается, что таким образом дети показывают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если кто-то из детей располагается значительно ниже другого.
В случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым (левым). А.И. Захаров замечает, что в норме чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором (слева направо) - мать, на третьем - себя.
При неврозах у мальчиков картина остается без изменения, а девочки чаще ставят на первое место мать, подчеркивая ее доминирующую позицию.
Если сиблинг расположен вторым, то это свидетельствует о том, что автор ревнует к нему родителей.
Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью или делающих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии), а также стоящих вплотную друг к другу, держащихся за руки или протягивающих руки друг другу, говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включенности ребенка в эту ситуацию.
По словам В.К. Лосевой, Г.Т. Хоментаускаса и других, линейная дистанция между фигурами (не только людьми, но и вещами) представляет собой дистанцию психологическую. Речь идет о перцептивной линейной дистанции на плоскости.
При конфликтах наблюдается раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой. Из-за разобщенности в пространстве членов семьи они менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более статичны и напряжены.
Если сиблинги стоят близко друг к другу, значит, автор благожелательно воспринимает своего брата или сестру; а если держатся за руки, значит, между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если же они стоят далеко друг от друга и/или разделены другими персонажами или предметами, то можно предположить, что между ними существуют конфликтные отношения. При этом близость к родителям одного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительный статус кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.
Существование у автора ревности к родителям предполагается, если сиблинг нарисован между родителями или вплотную к ним. Тот же вывод можно сделать, если при линейном расположении всех членов семьи автор рисует себя правее брата или сестры, подальше от родителей.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РИСОВАНИИ ФИГУР АВТОРА И СИБЛИНГА

Отрицательное отношение к себе или к сиблингу ребенок может выразить через недетализированное или неполное (например, без каких-либо частей тела) изображение. Так, автор может тщательно изобразить себя, в красивой одежде, до деталей прорисовывать свою фигуру, возвращаться к ней в процессе рисования, поправлять и дополнять ее, а сиблинга нарисовать всего несколькими штрихами, в неряшливой одежде. Это служит признаком конкуренции между сиблингами. Об этом же можно говорить, если автор наряжает сиблинга в праздничные, броские, фантастические наряды, а на своей фигуре долго не останавливается.
С помощью штриховки, нажима, темных тонов показывается наличие конфликта. Интерпретаторы в данном случае обращают внимание на то, что особенно выделено, пытаются определить функции той части тела, которую автор отвергает. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу. Общая цветовая гамма с одним из взрослых или детей на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНКУРЕНЦИИ НА РИСУНКЕ

О конкуренции может говорить изображение сиблинга между солнцем или другим источником света и автором. Источники света символизируют тепло, защиту, поэтому фигура, мешающая автору пользоваться этим, рассматривается как препятствие для получения в полной мере защиты и опеки.
В редких случаях дети прямо изображают ссоры, борьбу, драки, соревнования с братьями и сестрами.
Прямым символом конкуренции является изоляция сиблинга от остальных членов семьи, заключение его в замкнутое пространство (кровать, коляска), изображение опасных для его жизни предметов, затемнение области около сиблинга. Последние признаки можно рассматривать не только как конкуренцию, но и как проявление гнева, агрессии по отношению к нему.
Бывает, что графически обособлены оба ребенка. Нередко отношения здесь амбивалентны. С одной стороны, по замыслу автора они выступают единой группой, а с другой - между ними существует напряжение и соперничество.
А.И. Захаров отмечает, что с известной долей осторожности можно считать, что преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Доминирование ярких, светлых, насыщенных цветов указывает на высокий жизненный тонус автора и его оптимизм.
Широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, говорит об уверенности и решительности.
Повышенная возбудимость, гиперактивность выражаются в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, пересекающихся линий.

Пять признаков

Итак, в специальной литературе выделяется семь признаков конкуренции братьев и сестер. Мы сопоставили эти данные с результатами нашего экспериментального исследования. Рисунки семьи были обработаны с учетом вышеназванных критериев, также учитывались результаты методики «Сказки Дюсса (Десперт)» (см. Школьный психолог, № 25, 2001 г.).
Мы получили пять часто встречающихся признаков конкуренции между сиблингами:

Различный размер фигур детей;
- расположение фигур детей не на одной линии;
- изоляция одной или обеих фигур детей;
- выделение фигур автора или сиблинга с помощью штриховки, темных тонов, прерывистой линии;
- разделение фигур детей различными предметами, людьми или пространством.

Рассмотрим конкретно каждый из них.

Различный размер фигур детей

Не регистрируется при отсутствии фигуры одного из сиблингов. Различие в высоте на рисунке чаще всего определяется без особых затруднений. Если один ребенок нарисован стоя, а другой сидя или не в полный рост, то рассматривается нарисованный линейный размер. При затруднении определить на глаз различия в размерах, этот признак не засчитывается. Заметим, что реальный рост детей в данном случае не влияет на интерпретацию (рис. 1).

Расположение фигур детей не на одной линии

Не регистрируется при отсутствии фигуры одного из сиблингов. Дети могут находиться как в одной части листа (верхней или нижней), так и в разных. В последнем варианте данный признак засчитывается всегда. При расположении фигур в ряд признак засчитывается, если разница видна невооруженным глазом (рис. 2).

Изоляция одной или обеих фигур детей

Это очень характерный признак, подчеркивающий конфликтные отношения между детьми. Он регистрируется во всех вариантах, независимо от того, все ли дети нарисованы, изолирован один из них или оба. В одних случаях ребенок просто обводит себя или брата/сестру замкнутой линией. В других - «сажает на диван» или «укладывает на кровать». В третьих - ограничивает пространство с помощью стула, стола, лестницы и т.п. В четвертых - рисует только кроватку, коляску или высокий стул, за которым не видно человека. Этот признак редко встречается в статических рисунках семьи, а вот в кинетических - проявляется особенно четко (рис. 3).

Выделение фигуры сиблинга или автора штриховкой, темными тонами

Данный признак может быть выделен при сопоставлении стиля рисования всех фигур на рисунке. Если все они нарисованы в одном стиле, то признак не засчитывается.

Штриховка, темные тона, а также прерывистая линия, сильный нажим, стирания являются, по мнению Р.Ф. Беляускайте, проявлением симптомокомплекса тревожности. И это согласуется с мнением других авторов: такие характеристики рисунка сиблинга показывают, что он вызывает у автора тревожные чувства, которые непременно сопутствуют конкуренции, ревности детей. В дальнейшем, думается, будет получена более четкая формулировка этого признака. На данном этапе можно лишь сказать, что чаще всего в рисунках встречается именно штриховка и темные тона (рис. 3).

Разделение фигур детей различными предметами, людьми или пространством

Эти признаки рисунка так же, как и изоляция, свидетельствуют о конфликтных отношениях между сиблингами. В отличие от изоляции, фигуры разделяются не просто линией, а конкретными предметами: столом, шкафом, доской или людьми. Причем это могут быть предметы как достигающие размера нарисованной фигуры человека, так и меньше ее (мяч, корзинка и др.) (рис. 4). В некоторых случаях фигуры сиблингов разделены относительно большим пространством, что также является показательной характеристикой отношений.

РАССМОТРИМ НА ПРИМЕРЕ

Конечно же, при анализе рисунков необходимо иметь в виду, что данные признаки должны отражать взаимоотношения сиблингов, так как они могут быть выделены и при конфликтной обстановке в семье или неблагоприятных отношениях с кем-то из взрослых членов семьи.
В качестве примера прокомментируем рисунок семьи девочки Л., семи лет, имеющей сестру 1,5 лет (рис. 5).

В данном случае фигуры сиблингов имеют разный размер; расположены не на одной линии; не изолированы; фигура автора выделена более ярким цветом, а фигура сиблинга - штриховкой; фигуры детей разделены доской.
Наличие на рисунке обоих детей говорит о существовании между ними определенных отношений. Большая яркая фигура автора в совокупности с маленькой фигурой сиблинга свидетельствует о соревновании старшей дочери с младшей за родительскую любовь.
Наибольшей значимостью и авторитетом для автора являются мать и сестра, однако, по мнению Л., младшая сестра обладает большей властью в семье.
Существование ревности подчеркивается отделением младшей девочки с помощью доски от остальных.
Сестра вызывает у автора тревожность - об этом говорит то, как нарисованы волосы сестры, а прорисованные глаза свидетельствуют об интересе и особом внимании автора к ней.
Присутствие на рисунке этих четырех признаков говорит о наличии явной конкуренции сиблингов в этой семье.

НЕТИПИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ

Следует отметить, что в нашей практике встретились также другие признаки конкурентных отношений между сиблингами. Эти признаки присутствуют в единичных случаях, однако являются настолько яркими, что их невозможно не заметить.
О конкурентно-отвергающих отношениях сиблингов говорят отвернувшиеся друг от друга фигуры детей. Они могут быть нарисованы в профиль, смотрящими в разные стороны, или одна фигура - анфас, а другая - в профиль. Этот признак встречается чаще у детей младшего школьного и подросткового возраста. По нашим данным, именно в этой возрастной группе (особенно у девочек) наблюдается усиление конфликтных отношений с братьями и сестрами (рис. 6).

При определении уровня конкуренции эти признаки учитываются в совокупности с основными.

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ

Несмотря на достоинства методики «Рисунок семьи», ее использование требует практического опыта применения и критического осмысления интерпретации рисунков. Не нужно забывать, что данные проективной методики нуждаются в проверке и подтверждении другими методами. Поэтому полезно помнить некоторые принципы применения рисунка в психологической диагностике, предложенные Й. Шванцарой.

1. Для детей дошкольного возраста и для части детей младшего школьного возраста рисование является игрой; в атмосфере игровой деятельности должно протекать и их рисование в рамках теста.

2. Следует применять единый формат бумаги одинаковой зернистости и одинаковый рисовальный материал, например, всегда карандаш 2М, цветные карандаши одинаковых оттенков и т. п.

3. Записывать все важные обстоятельства: дату, время, освещение, степень адаптации, словесное сопровождение, выражение степени привязанности, держание карандаша, поворот рисовальной плоскости и т. п. В индивидуальной диагностике следует прежде всего исходить из рисунков, за процессом создания которых имелась возможность наблюдать.

4. Психолог, работающий в области диагностики, должен быть в состоянии классифицировать рисунок с точки зрения уровня развития ребенка и с точки зрения необычных признаков.

5. Рисунок следует рассматривать как результат деятельности, которая может (однако не должна) являться полем проекции интенсивных переживаний.

6. Ошибки в психологической диагностике чаще вызываются преувеличением проективной значимости рисунка, чем недостатками схемы интерпретации.

7. Рисунок никогда не следует использовать в качестве единственного отправного пункта проективной интерпретации. Его надо сопоставить с результатами дальнейших испытаний, с разговором с родителями и т. п.

8. Рисунок может явиться индикатором творческих способностей, а также и патологических процессов (функциональных и органических).

Наиболее продуктивно эта методика может применяться в тех случаях, когда необходимо только понять «образ окружающего мира» ребенка, построить гипотезу, которая затем будет проверяться и изменяться.
Особенно значимы результаты применения рисунка семьи при работе с дошкольниками и младшими школьниками, считают многие исследователи, например
К. Барт, Л. и Й. Шванцара. В этом возрасте, используя графические знаки, ребенок передает больше информации, чем через речь.

ЛИТЕРАТУРА

Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996, с. 325–330.
Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. Пер. с англ. М.: Смысл, 2000.
Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. Вопросы психологии, № 1, 1986, с. 165–171.
Ширн Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений. Проективная психология. Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000, с. 345–354.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992.
Шванцара Л. и Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития. Под ред. Й. Шванцара. Прага: Мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1978.
Остер Дж., Гоулд П.
Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: ИЦПК, 2000.
Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. В сб: Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: АПН СССР, 1987.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.: А.П.О., 1995.

Методика «Рисунок семьи»

Суть методики:

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так,
как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: Кто? Где нарисован? Что делают члены семьи? Кто в каком настроении? и т.д.

Интерпретация результатов методики

1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто, чем занимается.

Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать: Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».

Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

2. На рисунке отсутствует сам автор.

Трудности в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье». Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

3. На рисунке - вымышленный член семьи.

Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит, родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

4. Размер изображенных персонажей показывает их значимость для ребенка. Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.

5. Размер ребенка на листе.

Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей.

6. Место расположения ребенка на рисунке отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

7. Расстояние между изображенными свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов (мебель, вазы), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

8. Последовательность изображения членов семьи.

Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

9. Расположение фигур на листе.

Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи

10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность.

Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

11. Части тела. Голова.

Это - важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость - в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает большой.

Глаза.

Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи. Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).

Уши.

Это - орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Рот.

На рисунке рот - «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки - человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.

Шея.

Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).

Руки.

Функция рук - цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения

Ноги.

Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая - в семье

12. Цветовая гамма рисунка - индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым
для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с
заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в углу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

14. Солнце на рисунке - символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем - то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.

15. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения