Произведение печальный детектив. Образец сочинения «Печальный детектив

Традицию открытого разговора о том, что мешает нам жить, продолжил в романе «Печальный детектив» В. Астафьев (1986). «Урок правды», более того, «ожог правдой»- так оха­рактеризовал воздействие этого произведения А. Адамович. Ав­тор не бережет душевной организации читателя, он не просто отображает, а заостряет многие обнажившиеся в наши дни проблемы. Жизненный опыт главного героя произведения, быв­шего работника уголовного розыска Леонида Сошнина, позволя­ет показать противоборство добра и зла, рассказать не только о совестливой тете Гране и вечном труженике — фронтовике Маркеле Тихоновиче, но и об окружающем нас эгоизме, агрес­сивности, насилии, презрении к нравственным законам. Отку­да это зло? Как появляются в нашем обществе звери в челове­ческом облике? Почему оказываются способными к диким, бессмысленным поступкам люди, не знавшие тягот войны, вы­росшие в трудовых семьях, учившиеся в одной школе с други­ми, распевавшие те же песни о дружбе и счастье? Почему мы так долго молчали обо всем этом? «Романом вопросов» назвала произведение В. Астафьева критика. Над этими непростыми проблемами, над печальными уроками своей прежней профес­сии и не очень складной собственной жизнью размышляет Ле­онид Сошнин, стремящийся подняться до понимания правды и смысла существования человека.

Развивая традицию гражданской проповеди, которая всегда была характерна для русской литературы, В. Астафьев, так же как Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Распутин и их единомышлен­ники, ведет разговор начистоту, отказывается писать полуправ­ду, укрупняет явления, чтобы заставить читателя задуматься, не позволить ему сохранить спокойствие. «Но как можете вы быть счастливы, если у вас благородное сердце?» — закономерно, что именно эти слова вспоминает в самые трудные минуты Со­шнин, всю жизнь активно борющийся со злом.

Намеренно заостряя проблемы, с болью вглядываясь в фак­ты, говорящие об искажении нравственных идеалов у многих людей, автор не боится вступить в полемику с теми, кто скло­нен лишь умиляться «пространственному русскому характеру». Настало время не умиления и даже не зашиты народа, а трез­вого и самокритичного разговора о всех проблемах жизни. Сре­ди них одна из важнейших — проблема семьи. Автор убежден: вместе с распадом семьи в обществе всегда «разваливалось со­гласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами, чтобы поглотить сброд, уже безо всяких на то основа­ний именующий себя людьми». Обратим внимание, что в пуб­лицистическом размышлении о семье, предшествующем фина­лу романа, два слова написаны В. Астафьевым с заглавной бук­вы: Семья и Земля. Земля как наш общий дом и Семья как начало человеческого общежития, народа, государства, челове­чества.

В критике до сих пор нет единого мнения о роли публицис­тического начала в произведениях В. Распутина и других совре­менных авторов. Представляется справедливой точка зрения, высказанная критиком В. Васильевым: «Исследуя нравственную природу современной действительности, В. Распутин и В. Аста­фьев теряют порою созерцательно-художественное самооблада­ние и пытаются как бы «выйти» из литературы для непосред­ственного вмешательства в жизнь. Я не считаю эти симптомы «больной совести» или гражданственности… недостатком — бы­вают ситуации, когда не до эстетики и стилистики, когда, по выражению Л. Леонова, на площади в рельсу бьют». Критик подчеркивает, что это свойственная всей русской литературе гражданственность, об особенностях которой говорил еще М. Горький, подметив, что в России пишут не как европей­цы — «изящно, остро, со скептической усмешкой», а «по-рус­ски, с тоскою, с криком, с подавляющим преобладанием со­держания над формой». Несомненно, что стремление автора к прямому выражению мыслей, интонации страстной проповеди, открытого предостережения, вызванные остротой и сложностью стоящих перед обществом проблем, являются одной из ха­рактерных особенностей литературы последних десятилетий.

«Астафьев выложил такие кровоточащие черты, куски, выложил с такой беспощадностью, что невольная реакция – отвернуться, забыть, не знать. Нельзя, шок нужен. Без него не проснуться»

Михаил Дудин.

Литература всегда живо реагирует на изменения в обществе. В семидесятые годы В. Шукшин, когда мы застеснялись таких слов, как порядочность, совесть, доброта, сказал: «Нравственность есть правда». Понадобилось еще десять лет, чтобы появились такие книги, как «Белые одежды» Дудинцева, «Печальный детектив» Астафьева, «Пожар» Распутина.

Писатели говорят горькую правду миллионам людей. Как жить дальше? С какими людьми идти? С такими, как Сошнин, или против? Сейчас человека определяют его воля и желание открыто быть с теми, кто идет в открытую, борется, набивает шишки, но остается человеком.

«Дата создания «Печального детектива»: 1983 – 1985 годы. Роман этот отличается от всех других. Издатели, знавшие о нем, торопили. «Давай с ходу», - говорили они. Так и вышло, напечатали роман быстро – за три недели. И все-таки напрасно я так быстро отдал роман. Надо было еще с годик полежать этой книжке. Поостыть. Но обстоятельства жизни и сама жизнь требовали, чтоб я быстрее отдал эту работу на суд читателей.

Детектив получился жестким, плотным. Кое-где я действовал напрямую, информационно, надеясь на хорошо подготовленного читателя. Зачем ему информация о том, что всходило солнце, закат сиял, пели птички, листья шевелились? Обо всем этом так хорошо написано в нашей литературе. Да и дух вещи этого не требовал.

Отзывы разные. Одни читатели, их меньшинство, взбешены, раздражены. Другие пишут: «Что, вам книга показалась страшной? Но это цветочки. Сейчас я расскажу а ягодках». Судя по отзывам, роман попал в десятку».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петренко В.М. учитель русского

Языка и литературы МБОУ СОШ №1

Ст.Азовской Северского района

УРОК ПО РОМАНУ

В. П. Астафьева «Печальный детектив»

Оформление: портрет В.П. Астафьева; два высказывания о романе:

«В романе – вся жизнь – грязь, все намалевано черными красками»

Из письма читателя

«Астафьев выложил такие кровоточащие черты, куски, выложил с такой беспощадностью, что невольная реакция – отвернуться, забыть, не знать. Нельзя, шок нужен. Без него не проснуться»

Михаил Дудин.

Учащимся заранее даны вопросы к уроку:

  1. Кто Л. Сошнин – борец за правду или вечный неудачник?
  2. Зло многолико. Покажите на примере.
  3. Как раскрывается тема детства и материнства в романе? С какими персонажами

Она связана?

  1. Оптимист ли Сошнин? Одинок ли?
  2. Чья оценка романа вам ближе – письмо читателя или высказывание М.Дудина?

Почему?

Первый ученик:

Литература всегда живо реагирует на изменения в обществе. В семидесятые годы В. Шукшин, когда мы застеснялись таких слов, как порядочность, совесть, доброта, сказал: «Нравственность есть правда». Понадобилось еще десять лет, чтобы появились такие книги, как «Белые одежды» Дудинцева, «Печальный детектив» Астафьева, «Пожар» Распутина.

Писатели говорят горькую правду миллионам людей. Как жить дальше? С какими людьми идти? С такими, как Сошнин, или против? Сейчас человека определяют его воля и желание открыто быть с теми, кто идет в открытую, борется, набивает шишки, но остается человеком.

Второй ученик:

Что есть правда? Астафьев сказал: «Правда – самое естественное состояние человека, ее не выкрикнуть, не выстонать, не выплакать, хотя в любом крике, в любом стоне, песне, плаче она стонет, плачет, смеется, умирает и рождается, и даже когда ты привычно лжешь себе или другим – это тоже правда, и самый страшный убийца, вор, неумный начальник, хитрый и коварный командир – все это правда, порой неудобная, отвратительная. И когда великий пожт со стоном выкликнул: «Нет правды на земле. Но правды нет и – выше», - он не притворялся, он говорил о высшей справедливости, о той правде, которую в муках осмысливают люди и в попытке достичь ее высот срываются, погибают, разбивают свои личные судьбы, но, как альпинисты, лезут и лезут по отвесной скале. Постижение правды есть высочайшая цель человеческой жизни».

Первый ученик (приводит цитату из давнего интервью с В. Астафьевым):

«Последние мои вещи вам показались злыми, желчными? Нет, злым я никогда не был. Даже в худшую пору своей жизни. Но и добреньким быть уже не могу. Надоело писать про цветочки, надоело пташек воспевать. До того довоспевался, что ни коростеля, ни жаворонка, ни перепелки. Всех потравили. Вороны да сороки остались».

Второй ученик:

«Дата создания «Печального детектива»: 1983 – 1985 годы. Роман этот отличается от всех других. Издатели, знавшие о нем, торопили. «Давай с ходу», - говорили они. Так и вышло, напечатали роман быстро – за три недели. И все-таки напрасно я так быстро отдал роман. Надо было еще с годик полежать этой книжке. Поостыть. Но обстоятельства жизни и сама жизнь требовали, чтоб я быстрее отдал эту работу на суд читателей.

Детектив получился жестким, плотным. Кое-где я действовал напрямую, информационно, надеясь на хорошо подготовленного читателя. Зачем ему информация о том, что всходило солнце, закат сиял, пели птички, листья шевелились? Обо всем этом так хорошо написано в нашей литературе. Да и дух вещи этого не требовал.

Отзывы разные. Одни читатели, их меньшинство, взбешены, раздражены. Другие пишут: «Что, вам книга показалась страшной? Но это цветочки. Сейчас я расскажу а ягодках». Судя по отзывам, роман попал в десятку».

Учитель (вступление ):

«Леонид Сошнин возвращался домой в самом дурном расположении духа. И хотя идти было далеко, почти на окраину города, в железнодорожный поселок, но он не сел в автобус – пусть ноет раненая нога, зато ходьба его успокоит и он обдумает все и решит, - что ему говорили в издательстве, обдумает и рассудит, как ему жить дальше и что делать».

Вопрос: Так кто же такой Л. Сошнин – борец за правду или вечный неудачник? (Можно сказать, что и то, и другое. Ведь от него ушла жена, в него дважды стреляли.

Но он борец. Даже после первого его посещения издательства, после разговора с мадам Сыроквасовой, он уходит с верой: «Да шут с ней! Ну, дура! Ну, уберут ее когда-нибудь!»

Вопрос: В книге развернута тема зла. Но зло многолико. Есть явное, ечть скрытое. Это относится к так называемым осторожным людям. Покажите примеры. (Теща Сошнина, Ф. Лебеда, его жена Тамарка, Добчинский и Бобчинский).

Первый ученик:

Еще в 1974 году. Когда вышла книга «Царь – рыба», Астафьев выразил свое отношение к детям. Вот оно: «Дети. Но ведь когда –то они останутся одни, сами с собой. И с этим прекраснейшим и грозным миром, и ни я, ни кто другой не сможет их греть и оберегать. Часто мы долдоним: дети - счастье, дети – радость, дети – свет. Но дети – это еще и мука наша. Вечная наша тревога. Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность – все видно. Дети могут нами закрыться, мы ими никогда. И еще: какие бы они ни были – большие, умные, сильные, - они всегда нуждаются в нашей защите. И как подумаешь: вот скоро умирать, кто примет их? Кто поймет? Простит? Ах, если б возможно было оставить детей со спокойным сердцем, у успокоенном мире».

Вопрос: Какие персонажи связаны с темой детства? (Тетя Граня, тетя Лиина, Тутышиха, мать Юльки.)

«Мать часто болела, рожать ей было нельзя, и она с помощью родов надеялась оздороветь и оздоровела настолько, что стала ежегодно кататься на курорты с мужем и без мужа, и однажды не вернулась». (Выступление ученика.)

Первый ученик:

«Природа заложила в нас инстинкт притяжения людей. Семья. И в конце романа Астафьев подчеркивает эту мысль: МУЖ и ЖЕНА.

«От родителей-то и переданы друг дружке люди со своей жизнью, характером, и в семье они должны будут пройти вместе до могилы. Душа отдыхает только тогда, когда отдыхает характер, а где, как не дома, может отдохнуть весь человек, ломающий себя на разных службах и работах?

И Сошнин тихо встает, идет к столу – перед ним лист чистой бумаги».

Вопрос: Оптимист ли Сошнин? Одинок ли? (С первых страниц книги и до заключительных страниц романа мы видим, что Сошнин – оптимист и что с ним его друзья – Лавря – казак, дядя Паша и жена Лерка, которая унаследовала от отца черту надежности – не бросать человека в трудную минуту).

Тяжело на душе у Леонида Сошнина. Но надо жить, несмотря на «болевые» дни.

«Ахиллесово сердце» Леонида Сошнина… Очень ранимое, изболевшееся, иногда отчаявшееся, но борющееся.)

Так что же с нами происходит?

«Он понимал, что среди прочих непостижимых вещей и явлений ему предстоит постигнуть малодоступную, до конца никем еще не понятую и никем не объясненную штуковину, так называемый русский характер, русскую душу. И надо будет прежде всего себе доказать и выяснить на белой бумаге, а на ней все видно, обнажиться до кожи, до тайных неприглядных мест.

Может быть, объяснит он в конце концов хотя бы самому себе, отчего русские люди извечно жалостливы к арестантам и зачастую равнодушны к себе, соседу – инвалиду труда, войны? Готовы последний кусок отдать осужденному и кровопускателю, отобрать у милиции злостного хулигана и ненавидеть соквартиранта за то, что забывает выключить свет в туалете. Вольно, куражливо, удобно живется преступнику среди такого сердобольного народа, и давно ему так в России живется».

Вот так постоянно терзают тяжелые думы Сошнина. Когда мы позволили прорваться злу? Откуда это в нас?


Леонид Сошнин принес свою рукопись в маленькое провинциальное издательство.

«Местное культурное светило Сыроквасова Октябрина Перфильевна», редактор и критик, не к месту щеголяющая эрудицией и беспрерывно курящая — неприятный тип показной интеллектуалки.

Пять лет стояла рукопись в очереди на издание. Кажется, дали добро. Однако Сыроквасова считает себя непререкаемым авторитетом и язвительно острит по поводу рукописи. И над самим автором подшучивает: милиционер — и туда же, в писатели!

Да, служил Сошнин в милиции. Честно хотел сражаться — и сражался! — против зла, был ранен, отчего в сорок два года уже на пенсии.

Сошнин живет в старом деревянном домике, к которому, однако, подведены и отопление, и канализация. С детских лет он остался сиротой, жил с теткой Линой.

Всю жизнь добрая женщина с ним и для него жила, а потом вдруг решила наладить личную жизнь — и подросток злился на нее.

Да, в разгул пошла тетка! Еще и проворовалась. Ее «коммерческий отдел» засудили и пересажали разом. Тетя Лина травилась. Женщину спасли и после суда отправили в исправительно-трудовую колонию. Она чувствовала, что катится под уклон, и устроила племянника в школу УВД. Вернулась тетка робкая, стеснительная — и быстро сошла в могилу.

Еще до ее смерти герой поработал участковым, женился, появилась дочка Светочка.

Муж тети Грани, работавший в кочегарке, умер. Беда, как известно, не ходит одна.

С маневровой платформы вылетела плохо закрепленная горбылина и ударила тетю Граню по голове. Малыши плакали, пытались стащить с рельсов окровавленную женщину.

Не могла Граня больше работать, купила себе маленький домик и обзавелась живностью: «подрезанная на путях собака Варька, ворона с перебитым крылом — Марфа, петух с выбитым глазом — Ундер, бесхвостая кошка — Улька».

Полезной была только корова — ее молоком добрая тетка делилась со всеми, кто в нем нуждался, особенно в военные годы.

Святая была женщина — попала в железнодорожную больницу, а чуть ей стало легче, тут же принялась стирать, убирать за больными, судна выносить.

И вот как-то четверо обезумевших от алкоголя парней изнасиловали ее. Сошнин как раз в этот день дежурил — и быстро нашел негодяев. Судья влепила им восемь лет строгого режима.

После суда тетя Граня на улицу выходить стыдилась.

Леонид отыскал ее в сторожке при больнице. Тетя Граня сокрушалась: «Погубили молодые жизни! Зачем в тюрьму отправили?»

Пытаясь разрешить загадку русской души, Сошнин обратился к перу и бумаге: «Отчего русские люди извечно жалостливы к арестантам и зачастую равнодушны к себе, к соседу — инвалиду войны и труда?

Готовы последний кусок отдать осужденному, костолому и кровопускателю, отобрать у милиции злостного, только что бушевавшего хулигана, коему заломили руки, и ненавидеть соквартиранта за то, что он забывает выключить свет в туалете, дойти в битве за свет до той степени неприязни, что могут не подать воды больному...»

С ужасами жизни сталкивается милиционер Сошнин. Вот арестовал он двадцатидвухлетнего негодяя, зарезавшего «по пьянке» троих людей.

— За что ты убил людей, змееныш? — спросили его в отделении милиции.

— А хари не понравились! — беспечно улыбнулся тот в ответ.

Но зла вокруг слишком много. Возвращаясь домой после неприятного разговора с Сыроквасовой, бывший милиционер сталкивается на лестнице с тремя пьяницами, которые начинают задирать и унижать его. Один грозит ножом.

После тщетных попыток примирения Сошнин расшвыривает подонков, используя приобретенные за годы работы в милиции навыки. Нехорошая волна поднимается в нем, он еле останавливает себя.

Однако одному герою башку об батарею расколол, о чем тут же по телефону сообщил в милицию.

Первоначально не озлобление вызывает у Сошнина встреча с тупым наглым злом, а недоумение: «Откуда это в них? Откуда? Ведь все трое вроде из нашего поселка. Из трудовых семей. Все трое ходили в садики и пели: «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки...»

Тошно Леониду. Размышляет он о том, что силу, воюющую против зла, тоже добром не назовешь — «потому как добрая сила — только созидающая, творящая».

Только есть ли место творящей силе там, где, поминая покойника на кладбище, «скорбящие детки бутылок набросали в яму, но вот родителя опустить в земельку забыли».

Однажды приехавший с Крайнего Севера негодяй в пьяном кураже угнал самосвал и начал кружить по городу: сбил несколько человек на остановке, в щепы разнес детскую площадку, насмерть задавил на переходе молодую мать с ребенком, сшиб двух гулявших старушек.

«Будто бабочки-боярышницы, взлетели дряхлые старушки в воздух и сложили легкие крылышки на тротуаре».

Сошнин — старший по патрулю — решил застрелить преступника. Не в городе — народ кругом.

«Выгнали самосвал за город, все время крича в мегафон: «Граждане, опасность!

Граждане! За рулем преступник! Граждане...»

Преступник вырулил к загородному кладбищу — а там четыре похоронных процессии! Много народу — и все потенциальные жертвы.

Сошнин был за рулем милицейского мотоцикла. По его приказу двумя выстрелами подчиненный Федя Лебеда убил преступника. Не сразу поднялась у него рука, сперва стрелял по колесам.

Поразительно: на куртке преступника был значок «За спасение людей на пожаре» . Спасал — а теперь убивает.

Сошнин в погоне сильно пострадал (упал вместе с мотоциклом), хирург хотел ампутировать ему ногу, однако все-таки умудрился сохранить.

Леонида долго допрашивал судейский чистоплюй Пестерев: неужели не мог обойтись без крови?

Вернувшись из больницы на костылях в пустую квартиру, Сошнин принялся углубленно изучать немецкий язык, читать философов. Ухаживала за ним тетя Граня.

Мадам Пестерева, дочь богатого и вороватого директора предприятия, преподаватель филологического факультета, держит у себя «модный салон»: гости, музыка, умные разговоры, репродукции картин Сальвадора Дали — все притворное, ненастоящее.

«Ученая дама» превратила в домработницу студентку Пашу Силакову — крупную, цветущую сельскую девицу, которую мать вытолкала в город учиться. Паше бы в поле работать, стать многодетной матерью, а она пытается вникнуть в науку, которая ей чужда. Вот и платит за приличные отметки тем, что квартиру убирает да на рынок ходит, еще и продукты из деревни возит всем, кто хоть как-то может ей помочь.

Сошнин уговорил Пашу перейти в сельскохозяйственное ПТУ, где Паша училась хорошо, стала выдающейся на всю область спортсменкой. Потом «работала механизатором наравне с мужиками, вышла замуж, родила подряд трех сыновей и собиралась родить еще четверых, да не тех, которых вынают из чрева с помощью кесарева сечения и прыгают вокруг: «Ах, аллергия! Ах, дистрофия! Ах, ранний хондроз...»

От Паши мысли героя перекидываются к его жене Лере — именно она уговорила его заняться судьбой Силаковой.

Теперь Леня с Лерой живут врозь — поссорились из-за глупости, Лера забрала дочь и переехала.

Снова воспоминания. Как свела их судьба?

Молодой участковый в городе с говорящим названием Хайловск сумел арестовать опасного бандита. И все в городе шептались: «Тот самый!»

И вот встретилась Леониду на пути высокомерная, гордая модница Лерка, студентка фармацевтического техникума по прозвищу Примадонна. Отбил ее Сошнин от хулиганов, возникли между ними чувства... Мать Леры вынесла приговор: «Пора жениться!»

Теща была натурой вздорной и властной — из тех, кто только командовать и умеет. Тесть — золото-мужик, работящий, умелец: Сразу принял зятя за сына. Вдвоем они и «окоротили» на время задиристую даму.

Родилась дочка Светочка — из-за воспитания пошли раздоры. Бесхозяйственная Лера мечтала сделать из девочки вундеркинда, Леонид заботился о нравственном и физическом здоровье.

«Супруги Сошнины все чаще сбывали Светку в Полевку, на бабкин худой досмотр и неумелое попечение. Хорошо, что кроме бабки был у дитяти дедка, он мучать культурой ребенка не давал, приучал внучку не бояться пчелок, дымить на них из баночки, различать цветки и травы, подбирать щепки, скрести сено грабельками, пасти теленка, выбирать из куриных гнезд яйца, водил внучку по грибы, по ягоды, гряды полоть, с ведерком по воду ходить на речку, зимой снежок огребать, подметать в ограде, на салазках с горы кататься, с собакой играть, кошку гладить, гераньки на окне поливать».

Навещая дочку в деревне, совершил Леонид очередной подвиг — отбил деревенских женщин от терроризирующего их алкоголика, бывшего заключенного. Алкаш, Венька Фомин, ранил Леонида, испугался и на себе дотащил до медпункта.

И на этот раз выкарабкался Сошнин. Нужно отдать должное жене Лере — она ухаживала за ним всегда, когда он попадал в больницу, хотя и вышучивала беспощадно.

Зло, зло, зло обрушивается на Сошнина — и душа его болит. Печальный детектив — он слишком много знает бытовых случаев, от которых выть хочется.

«...Мама и папа — книголюбы, не деточки, не молодяжки, обоим за тридцать, заимели трех детей, плохо их кормили, плохо за ними следили, и вдруг четвертый появился. Очень они пылко любили друг друга, им и трое-то детей мешали, четвертый же и вовсе ни к чему. И стали они оставлять ребенка одного, а мальчик народился живучий, кричит дни и ноченьки, потом и кричать перестал, только пищал и клекал. Соседка по бараку не выдержала, решила покормить ребенка кашей, залезла в окно, но кормить уже было некого — ребенка доедали черви. Родители ребенка не где-нибудь, не на темном чердаке, в читальном зале областной библиотеки имени Ф. М. Достоевского скрывались, имени того самого величайшего гуманиста, который провозгласил, да что провозгласил, прокричал неистовым словом на весь мир, что не приемлет никакой революции, если в ней пострадает хоть один ребенок...

Еще. Папа с мамой поругались, подрались, мама убежала от папы, папа ушел из дома и загулял. И гуляй бы он, захлебнись вином, проклятый, да забыли родители дома ребенка, которому не было и трех лет. Когда через неделю взломали дверь, то застали ребенка, приевшего даже грязь из щелей пола, научившегося ловить тараканов — он питался ими. В Доме ребенка мальчика выходили — победили дистрофию, рахит, умственную отсталость, но до сих пор не могут отучить ребенка от хватательных движений — он все еще кого-то ловит...»

Пунктиром сквозь всю повесть проходит образ бабки Тутышихи — жила разгульно, проворовалась, сидела, вышла замуж за путевого обходчика, родила мальчика Игоря. Неоднократно была бита мужем «за любовь к народу» — из ревности то есть. Выпивала. Однако всегда была готова понянчить соседских малышей, из-за двери ее вечно раздавалось: «Ой, туты, туты, туты...» — потешки, за что ее и прозвали Тутышихой. Вынянчила, как могла, внучку Юльку, которая рано начала «гулять» . Опять та же мысль: как сочетается в русской душе добро и зло, разгул и смирение?

Соседка Тутышиха умирает (слишком много выпила «бальзаму», а «скорую» вызвать некому было — Юлька на гулянку ушла). Воет Юлька — как ей теперь жить без бабушки? Отец от нее дорогими подарками только откупается.

«Провожали бабку Тутышиху в мир иной богато, почти пышно и многолюдно — сынок, Игорь Адамович, уж постарался напоследок для родной мамочки».

На похоронах Сошнин встречает жену Леру и дочь Свету. Возникает надежда на примирение. Жена и дочь возвращаются в квартиру Леонида.

«В временном торопливом мире муж хочет получить жену в готовом виде, жена опять же хорошего, лучше бы — очень хорошего, идеального мужа...

«Муж и жена — одна сатана»-— вот и вся мудрость, которую ведал Леонид об этом сложном предмете».

Без семьи, без терпения, без упорной работы над тем, что зовется ладом и согласием, без совместного воспитания детей невозможно сохранение добра в мире.

Сошнин решил записать свои мысли, подбросил дров в печку, посмотрел на спящих жену и дочь, «поместил в пятно света чистый лист бумаги и надолго замер над ним».

«Слишком стремительно разлагается человек вообще и наше общество в частности, лишь бы удавалось заниматься самоутешением и самообманом, как прежде, и звереет, и подлеет человек еще больше, и это при наличии Толстых, Пушкиных и прочих Шекспиров и Петрарок», - так писал Виктор Петрович Астафьев в частном письме в 1980 году.

Радикализм мысли для Астафьева в этот период тесно связан с его личным самоощущением, с его «криком изболевшейся души» (В. Быков). 80-е годы XX века - тут все почувствовали перелом в творчестве писателя. А он сам прежде и раньше других трезвым и точным, будто острие скальпеля, взглядом узрел заболевание - заболевание духа истории. Что же случилось с человеком - строителем фабрик и заводов? Почему грандиозные успехи - технологические и индустриальные - уничтожают своим социальным героизмом земное счастье?

Заболевание духа истории для Астафьева - это все тот же, не раз являющий себя на авансцене жизни, социальный нигилизм. Но ведь и социальный нигилизм имеет свой корень, свое ядро, часто не различимое сразу. Вот эта проблема и мучила писателя - на нее он искал ответ. Ответ о человеке.

В «Печальном детективе» Астафьев покажет жуткое в своей «простоте» действие нигилизма через насилие, жестокость, немотивированное зверство, через дикое хамство, подлое приспособленчество. «Гнилая утроба человека» нагло выставляет себя напоказ, требует своего жизненного пространства, утесняя и наступая на человеческую норму. Социоцентризм, пронизывающий советское общество, рухнул не в 1993 году, а, пожалуй, значительно раньше. Социоцентризм как универсальный принцип пронизывал культуру и науку, политику и экономику. Все объяснялось на его основе. Но оказалось, что человека нельзя всего измерить этим социальным циркулем. И уж кто-кто, а русские писатели знали это лучше всех других.

Оказалось, что установка на социальное благо не может стать основой добра. Медленно, но верно, происходила деградация социального инстинкта - того самого, что так недавно поднимал сотни тысяч людей на трудовые подвиги и лишения. Союз социума и правды-справедливости становился все более формальным. И разрыв этого формального союза был неизбежен. «Беззаконие и закон для некоторых мудрецов размыли дамбу, воссоединились и хлынули единой волной на ошеломленных людей, растерянно и обреченно ждущих своей участи», - говорит Астафьев в «Печальном детективе».

Этот квазиправдивый декорум в «Печальном детективе» представлен сытыми и гладкими провинциальными снобами Пестеревыми, ловко умеющими жить и добывать, отбирать блага у жизни милицейской четы Лободы. Именно они, «сытые хамы», быть может, более других причастны к тому нигилизму образованных и грамотных, что ничуть не менее страшен и разрушителен рядом с откровенным развратом и насилием пьющей и опустившейся тетки по кличке Урна или жалкого и злобного бывшего зэка Филина.

Мне представляется, что Астафьев в это время уловил очень существенное в человеке и социуме, что вскоре расцветет во всей своей злобной силе, - Астафьев уловил раскрепощение чувственности в человеке и отразил это отчаянно смело. Эта чувственная, ничем не удерживаемая, звериная сила проявляется в четырех парнях, насилующих тетку Граню, в молодом пэтэушнике, что просто так, мимоходом, заколол трех человек; в другом «молодце», что, обиженный, взял и убил молодую женщину, разбивая, как орех, ее голову камнем; в том ошалевшем шофере с Севера, что покатался на самосвале так, что убил молодую женщину и ребенка. Эта жестокость, явленная писателем в почти дистиллированном виде, жестокость как сила зверя в человеке больше всего и цепляла писателя и мучила его. Почему так незаметно примат высших ценностей (ведь этих преступников в школах-то учили лучшему) был в них так легко заменен приоритетом низшего? Отчего в городе Вейске так много парней и мужиков оказывалось в тюрьмах, а возвращались из них очень немногие и ненадолго, чтобы снова сесть, успев натворить на свободе мерзостей и преступлений? Почему социализм, улучшаясь, копал себе нравственную могилу?

Смерть социума развязывает человека. Человек утомился от собственной страшно героической истории. Он не смог стоять на том высоком гражданском пьедестале, куда ставила его руководящая сила жизни - партия. Эти разряженные, холодные выси партийности, где и дышать-то не мог простой человек, должны были обеспечиваться массовым культурным рабством, где под культурой понимается привычка и обязанность размышлять, в том числе и о самом себе.

Вообще Виктор Петрович, увидевший это безмыслие о себе, это начало раскрепощения чувственности в человеке, назвал главное, шагнул в XXI век, определив, почувствовав те культурные механизмы, что вовсю пущены в ход сейчас. «Печальный детектив» в 90-е годы XX века стал еще печальнее. Да, Астафьев зафиксировал в «Печальном детективе» картину социального декаданса, жизненного упадка. Словно из самого бытия куда-то ушли соки - и, действительно, ушли. Ушли в тяжкий труд родителей, которые детей своих отдавали по садам, школам и интернатам и не видели их, не воспитывали. И не шло между ними родственных, сердечных питательных токов. Что это за дети: «матерью не доношенные, жизнью, детсадом и школой недоразвитые»? Эти дети - «барачного производства малые, плохо с детства кормленые, слабые до потери сознания, психопатичные», «сексуально переразвитые», немытые, замученные, ненужные, всем чужие. И рожали-то детей в каком-то тяжком бесстрастии, безлюбости и получались они с измальства хилыми и болезненными.

А женщины в астафьевском романе? Несчастная Сыроквасова, протабаченная не хуже мужика, носительница «культурного сознания» с ее хамоватой властностью «избранной», поставленной в особое положение ко всем пишущим в городе Вейске. А «пустобрешная» мать Лерки - Евстолия Чащина - ничего не умеющая, кроме как всю жизнь болтать в собраниях и заседаниях, живущая вообще-то за счет своего рукастого и смиренного мужа, но его же и пилящая всю жизнь? Каких же детей могут вырастить и выпустить в жизнь эти - без женственно-материнского инстинкта - женщины? Конечно же, похожих на них самих. Не случайно Лерка, дочь «пустобрешной» матери, вся была ходульная, остренькая, вся изломанная. Она ведь не знала тепла, материнской ласки. В ней не копилась любовь, которой она, будучи замужем, смогла бы отогреть и своего мужа, и дочку Светку.

Астафьев тогда уже видел порушенными основы именно национальной, а не просто социальной жизни. Уже тогда кричал громко, что обезмужичила деревня, спилась. И это очень важно - в русской культуре никакой феминизм не может прижиться. Астафьев выстрелил в сердцевину проблемы, связав в единый узел проблему обезмужнивания в семье и обезмужичивания на земле, в деревне. Без мужского стержня и в самой жизни исчезает воля жить. Ведь не все же такие как деревенская красавица силы немеряной Паша Силакова, у которой, впрочем, есть муж и трое сыновей. Лучшие страницы романа отданы ей, такой настоящей для писателя.

Читая жесткую книгу Астафьева просто физически ощущаешь, как происходит выгорание ценностей жизни, как действует на человека расслабляющий, убивающий нигилизм. Но социальный нигилизм (так ярко и сильно воплощенный Астафьевым), конечно же, имел природу и духовную. Астафьев все отчетливее осознает, что социальный бог в виде «кодекса» для коммуниста совсем не способен стать на пути атомизации жизни, ее раздробленности-разложения.

«Нам, - пишет Виктор Петрович, - противоречиво жившим и путано мыслящим, и вовсе не по плечу справиться со стихией цинизма и равнодушия и растления человеческой души. Только теперь я, например, по-настоящему понял, к чему приводит безверие и что даже насильственная вера лучше, чем вовсе ничего. Церковку-то сковырнули рановато, без Бога ни до порога и тем более ни до коммунизма...» (1980 г.) Астафьев понял и назвал главную дилемму человека, стоявшего перед сломом всей старой жизни: Бог или физиология? Резко? Да! Но на самом-то деле только такая крайняя постановка вопроса и имела смысл. Идейная починка человека была уже невозможна.

В «Печальном детективе» (в «Людочке», «Русском алмазе») Астафьев показал: человек теряет веру в свою ценность, если через него (человека) больше не действует бесконечное целое. Но ведь никакая социальная идея не была и не будет этим «бесконечно целым». Им может быть только Бог. Конечно, в романе и рассказах писатель не говорит об этом так прямо, но все же в «Печальном детективе» по всему роману разлита не только «жалкость времени», времени, в котором «газета заменила ежедневные молитвы» (слова Ницше, о котором в романе вспоминает писатель), но и христианская по своему вечному происхождению человеческая честность, сострадательность, отзывчивость и тепло, производимое невидимой, но движущей жизнью бессмертной силой - душой.

Очень важно, что героем писателя стал оперуполномоченный Леонид Сошнин. И не только потому, что здесь, в этой области жизни, больше всего знают о ее печальной изнанке. «Мент», милиционер, работник органов был в советское время объектом бесконечных анекдотов и насмешек. Вспомним поэта-постмодерниста Пригова, посвятившего Милиционеру в это же самое время, когда Астафьев писал свой «Печальный детектив», целый цикл стихов. Приговский Милицанер (так у него пишется, как слышится - К. К.) выше поэта, он принадлежит к власти, он представляет «высшую реальность».

Милицанер же отвечал как власть
Имущий: ты убить меня не можешь.
Плоть поразишь, порвешь мундир и кожу,
Но образ мой мощней, чем твоя страсть
.

Астафьев видел в «милиционере», «оперативнике», не поверхностную приговскую социальную маску. Астафьевский Сошнин, стоящий на границе жизни, между законом и беззаконием, стоящий в том месте, где многие соблазнялись и соблазняются, остается тем человеком, в котором не растрачены силы жизни и силы души. Он - страж при человеческом страдании, беде, горе. Но ни свои, ни чужие страдания не убивают в нем воли. Именно он собирает в романе лучшие качества народа (и мы может предполагать, что о них он и написал свою первую книжку), именно он помнит и заставляет видеть нас в своей тетке Лере, бабке Тутышихи, тетке Грани, Лавре-казаке, тесте Чащине те силы, которые поддерживали жизнь, не давали ей пасть, сплошь стать хламом.

Финал романа - это размышления Сошнина о «муже и жене», «мужчине и женщине». Тут не только «мысль семейная», с ее спасительностью от личностного падения и оскудения, о выходе в равной степени из одиночества и социальной темницы, но и мысль библейская, вечная о крепкой опоре в соединении мужчины и женщины в одно, в родню; о хлебе, питающем эту жизнь, о чадолюбии. Ведь сказано: «Плодитесь и размножайтесь». Именно любовь противостоит нигилизму - любовь к детям, женщине, земле, отечеству. Не случайно Сошнин читает католический роман в письмах - монашка пишет в самых несовременных, самых возвышенно-страдательных выражениях о своей любви к ветреному французику. Он читал и перечитывал эту книгу «как Библию», обнаруживая способность к бесконечному сопереживанию любви неведомой, запертой в тихую келью, монашке, ведь «по сравнению» с любовью «все остальное в мире - пыль, хлам, дешевка».

Нигилизм, то есть отрицание, появляется не вдруг, но как всякая болезнь имеет свои этапы. Нигилизм и начинается с неправильного представления о достоинстве человека и заканчивается тем, что пищей души становится зло. Астафьев показал результат - страшную суть нигилизма. Но он же, выводя своего героя в мир писательский, в радость творчества, свободного мышления, четко сказал и о другом: пришла пора понять Россию. Не в ее сиюминутности, не в ее грехах, но и в тех остатках любви, которые, несмотря ни на что, сохранялись в жизни.

Мы помним, как критики возмущались резкой речью Астафьева, его «чернухой». А теперь? Отвязанный инстинкт человека рыночной эпохи построил целую индустрию чувственности - бессовестную этику и некультурную эстетику.

Капитолина Кокшенева

За свою жизнь советский писатель Виктор Астафьев создал немало ярких произведений. Признанный выдающимся автором, он заслуженно имеет в творческой копилке несколько государственных наград. “Печальный детектив” - повесть небольшого объема, которая оставила сильное впечатление у читателей. В нашей статье разберем ее краткое содержание. “Печальный детектив” Астафьева - одно из тех произведений, в которых писатель беспокоится за судьбу своей страны и ее отдельных граждан.

Прожить жизнь - написать книгу

Виктор Петрович Астафьев написал произведение в 1987 году. На тот момент он уже получил широкое признание публики, издав свои самые лучшие книги - “До будущей весны” и “Тают снега”. Как отмечали критики, “Детектив…” мог получиться другим, если бы писался в иное время. Здесь сказался опыт прожитых лет, и все свои личные переживания автор вложил в произведение.

Познакомиться с повестью нам поможет краткое содержание. “Печальный детектив” Астафьева рассказывает о непростой жизни бывшего милиционера Леонида Сошнина, который в 42 года остался один. Все, что его радует - пустая квартира, к которой он привык, и возможность заниматься любимым делом. По вечерам, когда гаснет свет, в ночной тишине он садится перед листком бумаги и начинает писать. Вероятно, изложение мыслей от имени “излагающего” (Сошнин как бы передает размышления автора) создает для читателя дополнительную атмосферу восприятия, наполненную большим числом обыденных тревог.

Суть книги: о главном

Многие признавались, что не детектив как жанровая принадлежность отличает повесть “Печальный детектив” (Астафьев). может прямо сказать о том, что в его основе лежит глубокая драма. Печаль стала верной спутницей главного героя, когда он разошелся с женой и теперь почти не видит свою маленькую дочку. Милиционер из провинции очень хочет, но не может полностью искоренить преступность. Он размышляет о том, почему окружающая действительность полна горя и страданий, а любовь и счастье теснятся где-то поблизости. Через воспоминания о собственной жизни Сошнин познает непостижимые ранее вещи в надежде, что это, возможно, даст если не ответы, то хотя бы душевный покой.

Обрывки воспоминаний

Астафьев любит исследовать человеческую душу, предоставляя в данном случае это право главному персонажу. Роман “Печальный детектив” фрагментарен. Леня Сошнин по-новому смотрит на близких ему людей, анализирует отдельные эпизоды прошлого, вспоминает события, свидетелем которых он был. Судьба сталкивала его с разными людьми, и сейчас, словно подводя он задается вопросом об их роли в его жизни. Несправедливость и частичное беззаконие не дают ему как служителю закона покоя. Почему беспомощный человек, прошедший войну, умирает в одиночестве, а те, кто совершил преступление, но получил прощение общества, свободно себя ощущают? Видимо, подобный дисбаланс всегда будет тяготить Сошнина…

Криминальные составляющие книги

Из описания криминальных происшествий, некоторые из которых действительно ужасны, состоит повесть “Печальный детектив”. Астафьев (анализ произведения рассмотрим ниже) не зря описывает сцены насилия, доказывая то простое, что так сложно укладывается в голове.

Глядя на любое произведение, в котором фигурируют убийства, возможные мотивы преступления кажутся нам понятными. Что может служить лучшей предпосылкой, чем власть, деньги, месть? Опровергая подобное, Виктор Петрович открывает читателям глаза на то, что даже убийство “для счета” или “просто так” тоже считается преступлением. Автор в полной мере показывает и жизненную неустроенность убийцы, его негативное отношение к обществу, как и семейно-бытовые разборки, часто заканчивающиеся весьма плачевно.

Подобным образом характер русской души смело раскрывает реалист В. П. Астафьев. “Печальный детектив” четко показывает, насколько хорошо любит погулять наш народ. “Оторваться по полной” - вот главный девиз всякого застолья, при этом часто нарушаются границы дозволенного.

Неудачи на службе, радости в творчестве

И хотя произведение отличается небольшим количеством страниц, которые можно при желании осилить за короткий промежуток времени, для тех, кто не знаком с книгой, интересно ее краткое содержание. “Печальный детектив” Астафьева - это еще и подробное описание службы главного героя. И если в этой области у него остался неприятный осадок, часто напоминающий о себе, то в творческом плане у Сошнина более-менее все хорошо. Леонид грезит идеей написания своей рукописи. Единственное спасение для него - выплескивать переживания на бумагу. Циничная редакторша ясно дает понять, что неопытному дилетанту еще многому нужно учиться, но, кажется, Сошнина это пока мало волнует…

Добрый “Печальный детектив” (Астафьев)

Не раскрывая подробностей концовки, следует сказать, что в награду судьба вернет герою семью. Встретившись с женой и дочкой, он не сможет их отпустить, как и они, исполненные “воскрешающей, животворящей печалью”, вернутся в его дом.

Современные приемы старой истории

Отличительный прием при создании повести использовал Виктор Астафьев. “Печальный детектив” включает сюжетные вставки, которые сегодня бы назвали флэшбэками. Другими словами, периодически повествование переносится в прошлое, к отдельным и самым ярким эпизодам жизни Сошнина, оказавшим на него влияние. Например, отголоски печального, трудного детства, когда его воспитанием занимались тетки. Одна из них подверглась нападению хулиганов, и Сошнин успел взять себя в руки, чтобы их не перестрелять. В другой раз в грязном подъезде к нему пристали подростки, провоцируя на ответные действия. Герой пытается охладить их пыл, и, когда молодой “бугай” оказывается сильно ранен, Леонид первым делом звонит в участок, сознаваясь в содеянном. Но, словно желая вызвать у них он вызывает его у себя самого…

Подобные мотивы ясно обозначают ключевой посыл повести “Печальный детектив” - нравственные проблемы современного мира. Как это проявляется? Наблюдая за творящимся беспределом, Сошнин сам невольно становится его участником. В то же время он до последнего сохраняет чувство собственного достоинства. Но удастся ли изменить мир? Или проще заставить окружающих изменить отношение к миру?

Сильные стороны произведения

Если опираться на краткое содержание, “Печальный детектив” Астафьева быстро развивает сюжетную линию главного героя, не давая ей застояться на месте. По мнению читателей, повесть впечатляет, несмотря на особенности языка, с которыми Сошнин как рассказчик подает материал. В этом видится особое обаяние, словно Астафьев уступил кресло автора тому, кто хотел стать писателем. На страницах произведения мы всякий раз видим, с каким трудом давалась служба Сошнину и с каким достоинством он выходил из разных ситуаций, подвергавших его жизнь настоящей опасности. При этом он любит свою профессию и не хочет ей изменять, оставаясь честным, справедливым милиционером, борющимся за правду и спокойствие.

Образец для подражания

Создавая Сошнина Астафьев показал достойный пример того, какими должны быть не только служители правопорядка, но и обычные граждане. За подобную простоту и достоверность автор и его повесть заслужили признание читателей и критиков.

Виктор Петрович Астафьев оставил яркое наследие современному поколению. Основные произведения, помимо “Печального детектива”, включают: роман “Прокляты и убиты”, повести “Где-то гремит война”, “Звездопад”, “Перевал”, “Обертон” и другие. По некоторым произведениям автора были сняты художественные фильмы.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения