Музыкальные инструменты славян. Арт-проект "тайны музыкальных инструментов"

Древнерусские народные музыкальные инструменты

История возникновения русских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент. Вот почему я решил собрать в одной книге материалы, которые помогут всем желающим сделать тот или иной инструмент своими руками. Вокруг нас большое количество привычных материалов растительного и животного происхождения, на которые мы порой не обращаем внимания. Любой материал зазвучит, если его коснутся умелые руки:

  • из невзрачного кусочка глины можно изготовить свистульку или окарину;
  • береста, снятая со ствола березы, превратится в большой рог с пищиком;
  • пластмассовая или методическая трубочка обретет звучание, если сделать в ней свистковое устройство и отверстия;
  • из деревянных брусочков и пластин можно сделать много разных ударных инструментов. На основе публикаций о русских народных инструментах и собственного опыта в их изготовлении я составил рекомендации, которые могут быть полезны в процессе работы над ними. Чтобы материал был более понятен и хорошо усваивался, я представляю иллюстрации и чертежи изготовленных мною музыкальных инструментов. В книге вы найдете советы:
  • о технологии изготовления музыкального инструмента, учитывающей возможности домашней мастерской;
  • об используемых материалах и основных приемах работы;
  • об изготовлении предельно простых, а при, обретении навыков и более сложных музыкальных инструментов;
  • о размерах инструментов в точном соответствии с тем или иным музыкальным строем;
  • о способах извлечения звука, приемах игры, настройке, аппликатуре.

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).

В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских - пятиструнной арфы кантеле. В русских сказках на. звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.

Историк, фольклорист А. Н. Афанасьев, автор труда "Поэтические воззрения славян на природу", писал, что разнообразные музыкальные тоны, рождаясь при дуновении ветра в воздухе, отождествляют "выражения для веяния и музыки" : от глагола "дуть" произошли дуда , дудка , дудеть , перс, dudu -звук флейты, нем. blasen - дуть, веять, трубить, играть на духовом инструменте; гудок и гусли - от гуду; гудеть - слово, употребляемое малороссами для обозначения дующего ветра; сравни: сопелка , сиповка от сопати, сопеть (шипеть), сиплый, свистелка - от свистать.

Звуки духовой музыки рождаются благодаря вдуванию воздуха в инструмент. Дуновение ветра воспринималось нашими предками как исходящее из открытых уст богов. Фантазия древних славян сближала вой бури и свист ветров с пением и музыкой. Так возникали сказания о пении, плясках, игре на музыкальных инструментах. Мифические представления, сочетавшиеся с музыкой, сделали их священной и необходимой принадлежностью языческих обрядов и праздников.

Какими бы несовершенными ни были первые музыкальные инструменты, тем не менее они требовали от музыкантов умения изготавливать и играть на них.

На протяжении столетий не прекращались совершенствование народного инструментария и отбор лучших образцов. Музыкальные инструменты обретали новые формы. Возникали конструктивные решения их изготовления, способов извлечения звуков, приемов игры. Славянские народы были творцами и хранителями музыкальных ценностей.

Древние славяне чтили предков и поклонялись богам. Поклонение богам совершалось перед священными божницами в храмах и под открытым небом с колоколами и идолами. Религиозные обряды в честь Перуна (бога грома и молнии), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога солнца), Лады (богини любви) и т. д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром. Славяне поклонялись не только невидимым языческим божествам, но и местам их обитания: лесам, горам, рекам и озерам.

По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей "Книге драгоценных сокровищ" пишет: "Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели..."

В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" русский музыковед Н. Ф. Финдейзен отмечает: "Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях".

Эпохой древнерусского музыкального искусства считается исторически большой отрезок времени: с начала IX до конца XVII века. Он состоит из нескольких этапов, совпадающих с общеисторической классификацией:

  • Киевская Русь;
  • Новгород и другие города в период монголо-татарского нашествия;
  • Москва и централизация феодальных княжеств вокруг нее.

Русская музыкальная культура каждого этапа имеет свои особенности.

В VI веке объединились жившие по берегам Днепра восточнославянские племена - поляне. Как отмечал в "Повести временных лет" летописец Нестор, "полян теперь называют Русью".

В VII-IX веках у восточных славян возникло раннефеодальное государство. Современники называли его Русь или Киевская Русь. Основанный в конце V века город Киев несколько столетий был столицей этого государства и, по меткому выражению летописца Нестора, считался "матерью городов русских".

В русском раннефеодальном государстве существовали и процветали десятки крупных и сотни мелких городов. К концу IX века их насчитывалось более трехсот. Самые крупные из них - Киев, Новгород, Псков, Смоленск. Сохранившиеся исторические документы свидетельствуют о высоком уровне культуры и заслуженном уважении Русского государства в тогдашнем цивилизованном мире.

По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты:

  • деревянные трубы и рога (духовые ратные и охотничьи);
  • колокольчики, глиняные свистульки (обрядовые);
  • флейта Пана, состоящая из нескольких скрепленных между собой камышовых трубочек разной длины (духовой обрядовый);
  • гусли (струнный);
  • сопель и свирель (духовые ратные инструменты длиной в аршин);
  • било (ударный сигнальный и обрядовый).

В первой половине X века в Киеве уже действовала христианская церковь. К концу тысячелетия христианство было распространено по всей Руси. Церковь проводила обряды массового крещения населения, богослужение совершалось на славянском языке. К тому времени уже существовала славянская азбука - кириллица. Деревянные изображения языческих богов вместе с древними книгами сжигались на кострах. Постепенно восточные славяне привыкли к христианской религии, но прежние языческие верования не исчезли окончательно.

Девятьсот лет тому назад неизвестные живописцы оставили в башне Софийского собора (заложен в 1037 г.) фрески, на которых изображены сцены музыкально-театрального содержания. Это - скоморошьи игры, музыканты, играющие на арфе, трубе и флейте, плясуны, водящие хоровод. Среди действующих лиц отчетливо видны музыканты, играющие на продольной флейте. Подобные изображения имеются и в Дмитриевском соборе во Владимире (XII в.), на новгородской иконе "Знамения". Летописный свод 1205-1206 годов подтверждает наличие этих музыкальных инструментов у славян.

Киев, столица раннефеодального Русского государства, был одним из красивейших и крупнейших городов Европы. Уже издали огромный город поражал путников величественным видом белокаменных стен, башнями православных соборов и храмов. В Киеве трудились мастера, изделия которых славились по всей Руси и за границей. Средневековый Киев был важнейшим очагом русской культуры.

В нем существовало несколько школ для обучения детей грамоте, большая библиотека при Софийском соборе, в которой были собраны десятки тысяч русских, греческих и латинских книг. В Киеве жили и трудились философы, поэты, художники и музыканты, творчество которых оказало большое влияние на развитие русской культуры. Летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, упомянул в "Повести временных лет" (1074 г.) почти весь арсенал музыкальных инструментов тех лет: "...и оудариша в сопъли, в гусли и бубны, начаша ихъ играти". Этот перечень можно дополнить гудками, деревянными трубами, парными свирелями, сопелями (деревянными дудками). Позднее изображение славянской свирели было обнаружено археологами при раскопках в Новгороде. Именно этот инструмент вместе с гуслями, парными свирелями, флейтой Пана и трубами более всего использовался скоморохами.

Гусли представляли собой небольшой деревянный корпус в форме крыла (отсюда название "крыловидные") с натянутыми струнами. Струны (от 4 до 8) могли быть жильными или металлическими. Инструмент при игре находился на коленях. Пальцами правой руки музыкант ударял по струнам, а левой - приглушал ненужные струны. Музыкальный строй неизвестен.

Сопели - это свистковые продольные флейты, сделанные из дерева. Верхний конец ствола имеет срез и свистковое устройство. У древних сопелей на одной из сторон имелись 3-4 отверстия. Инструмент использовали в ратных походах и на празднествах.

Парные свирели - свистковые флейты, вместе составляющие единый звукоряд.

Флейта Пана - разновидность многоствольной флейты. Состоит из нескольких тростниковых трубочек разной длины. Из нее извлекали звуки разной высоты.

Труба - духовой инструмент из дерева. Звук извлекали путем подачи воздуха в игровую трубку.

Первые сведения о скоморохах датируются XI веком. В "Поучении о казнях божиих" ("Повесть временных лет", 1068 г.) осуждаются их забавы и участие в языческих обрядах. Скоморохи представляли русскую народную культуру в раннюю пору ее становления и способствовали развитию эпоса, поэзии, драмы.

В этот период музыка занимает важнейшее место в национальной культуре Киевской Руси. Официальная музыка сопровождала церковные богослужения, торжественные церемонии, военные походы, праздники. Народное музицирование, так же как и вся культура Киева, развивалось и взаимодействовало с жизнью других стран и народов, оказавших влияние на ее развитие в последующие столетия.

Киевская Русь являлась колыбелью русского народа, из которого позднее сформировались великорусская, белорусская и украинская нации. В дальнейшем Киевская Русь распалась на отдельные княжества. Ослабленное государство уже не могло противостоять нашествиям монголо-татар. В 1240-х годах был разорен Киев, захвачены и разграблены русские земли. Экономическое и культурное развитие было приостановлено почти на четыре столетия. Погибли культурные ценности, созданные народом более чем за шестисот j летнюю историю существования государства.

Новгород был не только крупнейшим городом европейского средневековья, но и единственным государством, противостоявшим монголо-татарским завоевателям. Болотистая местность и мощные укрепления города, самоотверженность и мужество его жителей были преградой полчищам Орды. Основанный в IX столетии на берегу реки Волхов, Новгород был столичным центром феодальной республики.

Само название, "Господин Великий Новгород", подчеркивало суверенитет и независимость республики, носившей имя своей столицы. Основное население составляли ремесленники. По данным того времени, в Новгороде насчитывалось около 400 ремесленных профессий. В городе возводились деревянные и каменные дома в несколько этажей, в которых жили знатные феодалы - бояре. Простые люди, будучи свободными личностями, имели небольшие наделы земли и отдавали часть урожая за право пользования землей. В X веке Новгород имел торговые связи с городами Европы и Азии.

В 1136 году новгородцы объявили Новгород республикой, и он стал самостоятельным государством. Вся жизнь в городе определялась общим собранием, так называемым "вече". Новгород имел высокую самобытную культуру. Изделия его мастеров славились по всей Руси. Новгородские летописцы вели регулярную запись событий повседневной жизни горожан. Новгородцы X-XV веков были грамотными людьми. Археологи обнаружили сотни грамот, писем, документов, написанных палочками на кусках бересты.

За эти столетия были созданы замечательные памятники русского зодчества: Новгородский кремль, Софийский собор. Церковь Спас-Нередица была расписана уникальными фресками. До наших дней дошли произведения устного народного творчества: былины о купце Садко, витязе Василии Буслаеве, сказание о Вадиме Храбром.

Общественный уклад и образ жизни новгородцев способствовали развитию народного музыкального творчества, особенно скоморохов - сказителей, певцов, музыкантов.

Деревянные мостовые, устилавшие город на протяжении столетий, образовали многоярусные конструкции. Во время археологических раскопок, проводившихся в Новгороде с 1951 года, в слое XI века были найдены детали сопели, парной свирели, гуслей, гудка (смыка). У пяти-струнных гуслей сохранился корпус, а также верхняя дека со струнодержателем, обнаружены и кобылки смычковых трехструнных гудков. Найденные гусли, по определению историков и музыковедов, являются самыми древними, а их конструкция свидетельствует о высоком профессионализме мастеров прошлого и развитой музыкальной культуре самого Новгорода.

Большую и кропотливую работу по возрождению и реконструкции инструментов древнего Новгорода проводит знаток музыкальных древностей В. И. Поветкин. Из деталей, обнаруженных археологами, он по крупицам восстановил не один десяток музыкальных инструментов.

Гудок (смык) - струнный инструмент. Скоморохи использовали его в сочетании с гуслями. Состоит из долбленого деревянного корпуса овальной или грушевидной формы, плоской деки с резонаторными отверстиями, короткого грифа без ладов, с прямой или отогнутой головкой. Длина инструмента 300 - 800 мм. Имел три струны, которые находились на одном уровне по отношению к лицевой стороне (деке). Смычок лукообразной формы при игре соприкасался одновременно с тремя струнами. Мелодия исполнялась на первой струне, а вторая и третья, так называемые бурдонные, звучали без изменения звука. Имел кварто-квинтовую настройку. Беспрерывное звучание нижних струн было одной из характерных особенностей народной музыки. Во время игры инструмент находился на колене исполнителя в вертикальном положении. Был распространен позднее, в XVII-XIX веках.

Издревле на Руси существовало поверье: колокольный звон может отогнать от человека нечистую силу.

Первое упоминание в летописи о колокольном звоне относится к XI веку. Древнейший предок колокола - било - представлял собой деревянный или железный брусок. В древности разные народы изготавливали бубенцы, колокольчики и небольшие колокола. С помощью одних колдуны и шаманы выполняли магические функции, другие использовались как сигнальный инструмент.

Все Древнерусские храмы оповещали верующих о начале и конце службы. Первый колокол ударил на колокольне церкви Святой Ирины (1073 г.). Новгородские колокольные звоны собирали народ на вече, предупреждали об опасности, торжественных событиях, церковных службах, служили ориентиром во времени. Музыканты, владевшие искусством колокольного звона, назывались звонарями.

Из колокольных звонов тех лет известны:

  • благовест - созывал на церковную службу;
  • набатный - собирал вече;
  • всеполошный, или пожарный, - оповещал о пожарах (звучал средний колокол, яркий по звуку
  • охранный - предупреждал о возможном нападении врага (с особым тембром);
  • путевой - указывал дорогу путникам.

Интересен принцип извлечения звука из колокола. В европейских странах сам колокол качался и бил в неподвижный "язык". Русские же мастера звона управляли "языками" висящих колоколов. В искусстве игры на колоколах это было настоящим открытием. Звонари могли звонить одновременно в три или четыре колокола и выработали свой трехголосный стиль - "трезвон" с делением на басовые, средние и высокие голоса. Искусство колокольного звона развивалось и совершенствовалось вместе с "национальным песенным творчеством и церковным пением.

Еще в Древней Греции существовал язычковый духовой инструмент, который представлял собой две трубки из тростника или дерева, позднее из металла, с отверстиями для пальцев и длиной до полуметра. Он сопровождал хоровое пение, свадебные, культовые, военные и другие ритуалы и назывался авлос. В музеях древней культуры сохранились античные вазы с рисунками, изображающими игру на авлосе.

На примере авлоса можно проследить взаимодействие музыкальных культур разных народов.

Несколько тысячелетий назад у народов Востока появился инструмент зурна , сделанный из примитивной тростниковой дудки с "пищалкой" (тростью). Согласно письменным источникам, в XIII веке зурна перекочевала в Россию, где ее стали называть сурна или сурепка . Белорусы и украинцы называли ее сурма .

Сохранившийся образец этого древнерусского музыкального инструмента представляет собой деревянную трубку длиной 270 мм с пятью игровыми отверстиями и два раструба - малый (верхний), выполняющий роль мундштука и большой (нижний), в форме колокола. В верхний раструб вставлен пищик с одинарным надрезным язычком. Диаметр верхнего раструба 35 мм, нижнего 65 мм. Инструмент имел диатонический звукоряд и диапазон в пределах сексты. Звучание сильное и пронзительное. Сурна упоминается в "Домострое", известном литературном памятнике средневековой России XVI века. Согласно "Домострою", вместе с бубном и трубой сурна была принадлежностью свадебных обрядов и военного дела.

В Государевой Потешной палате (XVII в.) сурна входила в состав музыкального инструментария и, по свидетельствам историков, использовалась скоморохами и музыкантами. Со временем сурна оказалась в числе народных музыкальных инструментов, запрещенных царским указом, и была подвергнута уничтожению. Как духовой музыкальный инструмент сурна бытовала почти до XVIII века, но затем утратила свое предназначение. Ее заменили духовые инструменты, более близкие к традиционной народной музыке.

Устройство инструмента:

    сурна имеет ствол с раструбом и восемь игровых отверстий; в верхний конец ствола вставляется деревянная втулка с вилкой; при поворотах втулки концы зубцов частично закрывают три верхних игровых отверстия, чем достигается дополнительная подстройка инструмента;

    во втулку вставляется латунный штифт, на который надевается круглая розетка из рога, кости, перламутра, металла для опоры губ исполнителя, и небольшая трость из сплюснутой тростниковой трубочки.

Обычно сурна снабжается запасными тростями, которые, как и розетка, привязываются к инструменту цепочкой или ниткой.

На одном конце находится раструб-резонатор, а на другом двойная трость, т. е. тростниковые пластины, скрепленные между собой на маленьком мундштучке. Мундштук - это маленькая металлическая трубочка конусной формы, на которой крепится трость.

Для предохранения трости после игры на нее надевают деревянный футляр. Звук яркий, резковатый, пронзительный. В настоящее время существует инструмент, который по своей конструкции напоминает сурну, - это язычковый духовой инструмент брелка.

В 1480 году Русь была полностью освобождена от монголо-татарских завоевателей. Начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Сохранилось немало исторических памятников, подтверждающих высокий уровень материальной и духовной культуры русского народа XIV-XV веков. В эти столетия развивались письменность, иконопись, миниатюрная живопись, гравюры на меди и дереве. Возводились деревянные и каменные дворцы, крепости, храмы. Из белого камня был построен Кремль (1367 г.). С той поры Москву стали называть белокаменной. В Кремле выросли Успенский собор, пятиглавый Архангельский и девятиглавый Благовещенский соборы.

На рубеже этих столетий жил и творил гений средневековья иконописец Андрей Рублев. При дворе царя, в монастырях, домах боярской знати писали летописи. Развивалось устное народное творчество - былины о героической борьбе русского народа. Родился новый жанр музыкально-поэтического творчества - историческая песня. Лирические песни отражали быт и нравы людей, воспевали их душевное благородство. Народное творчество получило признание и у. московской знати.

Именно XVI век стал веком расцвета национальной культуры Русского государства. Из среды крестьян и ремесленников вышло немало талантливых архитекторов, мастеров-умельцев, художников и музыкантов.

В 1564-1565 годах первопечатник Иван Федоров издал "Апостол" и "Часовник", а в 1570 году был выпущен первый русский печатный "Букварь". Появляются первые толковые словари "Азбуковники", в которых встречаются названия музыкальных инструментов. Создается Государева Потешная палата. В нее были приглашены самые талантливые представители скоморошьего искусства и музыкальные мастера "гудошного дела", которые создавали и реконструировали музыкальные инструменты:

  • гудки (струнный инструмент; гудочек, гудок, гудище);
  • домры (струнный инструмент; домришко, домра, домра басистая);
  • гусли (струнный инструмент; прямоугольные, столообразные);
  • сурна
  • волынка (язычковый духовой инструмент);
  • накры, барабан (ударные инструменты).

Одним из самых распространенных в XVII веке и любимых в народе инструментов была домра . Ее изготавливали и в Москве, и в других городах России. Среди торговых рядов существовал и "домерный" ряд. Домры были разных размеров: от малой "домришки" до большой "басистой", с полукруглым корпусом, длинным грифом и двумя струнами, настроенными в квинту или кварту.

С XVI века у русских, белорусов и украинцев бытовала лира (белорусское название - лера, украинское - рыля, реле). Европейским странам этот инструмент был известен гораздо раньше, с X века.

Исследователи относят к XVII веку создание столообразных гуслей , имеющих форму небольшого ящика с находящимися внутри его корпуса струнами.

Скоморохи были не только музыкантами, но и народными стихотворцами, рассказчиками. Они веселили людей шутками, разыгрывали сценические представления. Представления скоморохов несли на себе печать древне-славянской мифологии. Самой распространенной формой театрализованных выступлений с элементами юмора и сатиры были медвежьи потехи и жанровые сценки с участием Петрушки. Представления сопровождались звуками духовых и ударных инструментов.

Лира - это струнный инструмент с деревянным корпусом, напоминающим по форме гитару или скрипку. Внутри корпуса через деку закрепляется натертое смолой или канифолью колесо. При вращении рукоятки выступающее наружу колесо соприкасается со струнами и заставляет их звучать. Число струн различно. Средняя - мелодическая, правая и левая струны - бурдонные, аккомпанирующие. Они настраиваются в квинту или кварту. Струна пропущена через коробку с механизмом, регулирующим высоту звука, и зажата клавишами, находящимися внутри. Струны опираются на колесо, которое вращается рукояткой. Поверхность колеса натирается канифолью. Колесо соприкасается со струнами, скользит по ним и извлекает долгие непрерывные звуки. Налире играли в основном бродячие нищие - слепые "лирники", сопровождавшие аккомпанементом пение духовных стихов.

От скоморохов требовалось безупречное владение мастерством затейщиков, то есть организаторов народных праздников, потешников, выступавших в роли музыкантов или актеров. На рисунках, воспроизводившихся во многих старинных изданиях, изображались группы скоморохов-игрецов, например гуселыциков или гудошников.

Скоморохи подразделялись на "оседлых", т. е. приписанных к одному посаду, и странствующих - "походных", "гулящих". Оседлые занимались земледелием или ремеслом, а играли лишь в праздник для собственного удовольствия. Странствующие скоморохи, профессиональные актеры и музыканты, занимались только своим ремеслом: передвигаясь большими группами, переходя из села в село, из города в город, они были непременными участниками праздников, гуляний, свадеб и обрядов.

Русский историк Н. И. Костомаров в своем труде "О жизни, быте и нравах русского народа" пишет, что скоморохи вызывали живейший интерес у зрителей, которые и сами принимали участие в плясках и игрищах. Зимой скоморохи веселили народ на Святках и Масленице, летом - на Троицу, где сам праздник сопровождался полуязыческими обрядами. Когда народ собирался на кладбищах, то "сначала плакали, голосили, причитывали по родным, потом появлялись скоморохи и гудцы и причудницы: плач и сетование изменялись в веселие; пели и плясали". Там же Костомаров пишет: "В праздник Купала во многих местах народ бессознательно праздновал языческую ночь, проводя ее в забавах... Когда наступал вечер 23 июня, весь город поднимался; мужчины, женщины, молодые и старые наряжались и собирались на игрище. Тут являлись неизбежные скоморохи и гудцы с бубнами, сопелями, дудами и струнными гудками; начиналось, по выражению современника, скакание, хребтам вихляние. Женщины и девицы плясали, прихлопывали в ладоши и пели песни, принадлежащие этому празднику".

Еще в 1551 году в Своде решений Вселенского собора "Стоглаве" говорилось: "Да по дальнимъ странамъ ходятъ скоморохи, совокупляяся ватагами многими по шестидесятъ, и по семидесятъ и до ста человекъ... Въ мирских свадьбах играют глумотворцы, и органники, и смехотворцы, и гусельники, и бесовские песни поютъ".

Неудивительно, что через всю средневековую русскую культуру проходит противостояние официальной церкви скоморошьим традициям, сохранявшим элементы язычества. К тому же репертуар скоморохов зачастую имел антицерковную, антигосподскую направленность. Еще в конце XV века церковь принимала решения, направленные на искоренение скоморошества. Наконец в 1648 году царь Алексей Михайлович принял указ, предписывающий властям уничтожение скоморошества, в том числе их музыкальных инструментов: "А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь". Скоморохи и мастера гудошного дела подлежали высылке в Сибирь и на Север, а инструменты уничтожались. Русскому музыкальному искусству был нанесен невосполнимый урон. Некоторые образцы народного инструментария безвозвратно утеряны.

Проводя политику на запрещение скоморошества, власть имущие в то же время держали при своих дворах небольшие ансамбли музыкантов.

Скоморошество было искоренено в XVIII веке, однако традиции скоморошьих игр, сатиры, юмора возрождались в тех районах России, куда ссылались скоморохи. Как писали исследователи, "веселое наследие скоморохов жило в посаде долго и после изгнания их из Москвы и других городов".


Рисунок из "Букваря" Истомина. 1694 г.

Уничтожение "гудебных сосудов", битье батогами, ссылки за изготовление музыкальных инструментов и игру на них привели к сокращению производства инструментов. В московских торговых рядах закрылся "домер-ный" ряд.

В конце XVII века выходит из употребления домра, самый распространенный в среде скоморохов инструмент. Но появляется другой струнный инструмент - балалайка . В разные времена ее называли по-разному: и "бала-бойка", и "балабайка", но первое название сохранилось до наших дней.

Изображение балалайки есть на лубочных картинках и картинах художников XVIII века, в исторических свидетельствах XVIII века. Исследователи русского искусства отмечали: "Трудно найти дом в России, в котором не отыскался бы парень, умеющий поиграть на балалайке перед девушками. Они обыкновенно даже сами изготовляют себе инструмент".

На протяжении столетий конструкция балалайки видоизменялась. Первые балалайки (XVIII в.) имели овальный или круглый корпус и две струны. В дальнейшем (XIX в.) корпус стал треугольным, добавилась еще одна струна. Простота формы и изготовления - четыре треугольные дощечки и гриф с ладами - привлекала народных мастеров. Строй трехструнных балалаек, так называемый "народный" или "гитарный", был наиболее применяем музыкантами. Инструмент настраивался по терциям в мажорное трезвучие. Другой способ настройки балалайки: две нижние струны настраивались в унисон, а верхняя струна в кварту по отношению к ним.

Чаще всего балалайка сопровождала русские плясовые песни. Она звучала не только в деревне, но и в городе. С появлением балалайки гудок, волынка, домра выходят из употребления, но свирель, рожок и гусли по-прежнему звучат у пастухов.

Пастухи были непревзойденными народными музыкантами. Они оказывали огромное влияние на развитие песенного и инструментарного народного искусства. В российских деревнях даже существовал обычай - нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке. Музыка пастухов как бы имела своеобразный код - набор сигналов для общения с собратьями по ремеслу, находящимися на других пастбищах, с людьми, живущими в других селениях.

Но чаще всего пастух играл для себя, и музыка становилась связующим звеном между ним и природой. Исполнители сами давали названия и пояснения своим нехитрым музыкальным наигрышам. В утренние часы инструмент помогал пастуху выгонять скот, днем во время пастьбы - собирать стадо. Животные спокойно паслись под нежные звуки инструмента. Ну а в часы отдыха и всеобщего веселья пастухи исполняли хороводные и плясовые мелодии. Духовые инструменты (жалейки, рожки, свирели, дудки, кугиклы) были незаменимы на праздничных гуляниях и дополняли своим звучанием другие музыкальные инструменты (скрипку, гармошку, балалайку, косу, бубен).

В летнее время веселье проходило под открытым небом: на лугу, за околицей, на площади перед церковью или просто на деревенской улице. Хороводы водили все: и певцы, и танцоры, и зрители. Для жителей сел и деревень хороводы были средством общения друг с другом, и понятие "хоровод" (карагод, круг, танок) имело еще одно важное значение - это "улица" (ходить на улицу, ходить в хоровод).

Для участия в хороводе надо было знать множество фольклорных текстов и мелодий, а по возможности еще и играть на музыкальных инструментах, бытовавших в этой местности.

Хороводы водили и в будни, и в праздники - в конце лета, после уборки урожая. Смешанные, будничные и праздничные хороводы существовали в Орловской, Калужской, Рязанской губерниях. Например, в Курской губернии "водили танки". В Брянской области песни и пляски сопровождались игрой на скрипке, входившей в состав музыкальных ансамблей. Часто хороводы водили под звуки гармошки, балалайки. Плясали под ритм хлопков в ладоши, свист или "под приказки" (частушки). Притопывая, певцы обозначали ритм мелодии. Пожалуй, это самый древний способ пения с сопровождением.

Престольные праздники носили общинный характер и посвящались памяти святого или события, во имя которого была построена церковь. В праздничные дни из окрестных деревень съезжались гости, родственники, близкие знакомые.

В "Мире русской деревни" А. А. Громыко пишет о том, что "общение крестьян разных селений начала ХГХ века носило характер веселья, проходившего из двора в двор с пением и плясками. На встречах рассказывались сказки, былички" и "дом каждого отверст каждому приходящему, и стол накрыт во весь день. Всякий посетитель угощается, даже незнакомый". Пение и пляски были непременной принадлежностью любого праздника.

В городах на протяжении долгого времени праздники полностью копировали крестьянские традиции: ряженые на Святках, завивание венков, хороводы на Троицу и т. д. С развитием промышленности из города постепенно исчезает обрядность и самобытность крестьянской культуры.

Для проведения праздников в городах возводились увеселительные городки с качелями и горками. Отсюда и названия гуляний: "под горами", "под качелями".

Ярмарки и народные гуляния несли в себе элемент традиционных народных зрелищ: это выступления актеров с куклами Петрушками, циркачей-акробатов, "медвежьи потехи".

Для привлечения людей владельцы каруселей приглашали, шарманщиков. Из шарманки извлекали небольшое количество мелодий, и ее звучание в шуме ярмарочной толпы было негромким. Зачастую катания и представления сопровождались игрой на любимой в народе гармонике . Звучали на балаганах гудки и деревянные рожки. Особенно славились музыканты из Владимирской области.

Самобытные музыканты-виртуозы выбивали на бубне бесчисленное количество разнообразных ритмов. По инструменту били пальцами и ладонями, локтями, коленями, лбом, высоко подбрасывали его над головой, вращали вокруг туловища.

Иногда в качестве музыкальных инструментов использовались предметы быта. По бутылкам, наполненным разным количеством воды, ударяли специальными деревянными молоточками, звенели колокольчиками, закрепленными на шапке.

По свидетельству сына владельца балаганов А. В. Лейферта, гуляние представляло собой "гигантский чудовищный хаос звуков, создающийся тем, что одновременно пищит шарманка, ревет труба, стучат бубны, поет флейта, гудит барабан, говор, возгласы... песня".

Праздничные гуляния и ярмарки сохранялись в памяти людей как яркое событие. Популярность таких праздников в немалой степени объясняется их доступностью.

Заканчивая знакомство с древнерусскими народными музыкальными инструментами, необходимо отметить, что на протяжении последующих столетий они получили свое дальнейшее развитие благодаря творческой изобретательности мастеров и музыкантов-этнографов. Существовавшие некогда инструменты реконструировались, обретая новую форму, звучание и предназначение.

Василий Бычков

Арт - проект

«Тайны музыкальных инструментов»

Цель: знакомство с музыкальными инструментами

Задачи:

1) организовать деятельность учащихся для изучения истории возникновения музыкальных инструментов, стихов о них;

2) послушать музыкальные произведения в исполнении учащихся филиала ДШИ и участников школьной вокальной студии.


Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории.

1 этап. Учащимся старших классов предлагается приготовить материал о том, как появились музыкальные инструменты (гитара, лютня, виола, скрипка, фортепиано, домра) и продемонстрировать его в виде внеклассного мероприятия для учащихся 3-5 классов.

    этап. Планирование. Ученики делятся на 4 группы.

1 группа изучает материал литературный.

2 группа изучает исторические сведения о возникновении инструментов.

3 группа учащиеся филиала музыкальной школы совместно со своими педагогами разучивают музыкальные произведения (дается задание).

4 группа участники школьной вокальной студии разучивают песни.

3 этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе плану. У каждой свое задание.

4 этап. Результаты. Совместная работа по соединению полученной информации в единый сценарий, подготовка презентации.


5 этап. Проведение внеклассного мероприятия «Тайны музыкальных инструментов» в рамках предметной недели эстетического цикла для учащихся среднего звена.

6 этап. Оценка результатов (учитывается активность каждого участника, качество и объем используемых источников, креативность). Выводы.

Ход мероприятия

Ведущая (на фоне тихой, нежной музыки): Добрый день, ребята!

Добрый день, уважаемые гости! Слайд №1

Мы рады приветствовать вас в мире муз. Да-да, не удивляйтесь, ведь сейчас вы находитесь в музыкальном классе. Именно здесь и живут Музы - богини-покровительницы поэзии, искусств и наук. Их 9 сестёр. А их предводитель – сводный брат –солнечный Бог Аполлон. Познакомьтесь с ними: Слайд №2

ЭВТЕРПА - покровительница лирической песни и всего музыкального

искусства.

МЕЛЬПОМЕНА - муза трагедии и театрального искусства.

ТЕРПСИХОРА - покровительница танцев.

ЭРАТО - муза лирической поэзии и свадебных песен.

ПОЛИГИМНИЯ - покровительница гимнов и песнопений в честь богов и

героев.

УРАНИЯ - владычица звёзд и астрономии.

ТАЛИЯ - муза комедии и юмора.

КЛИО - покровительница истории.

КАЛЛИОПА - муза эпоса - повествования о событиях, предполагаемых в прошлом.

А не хотите ли вы побывать сейчас в прошлом и узнать тайны музыкальных инструментов, которые находятся сегодня в этом классе?

Как вы думаете, какие инструменты придумали раньше: струнные или клавишные? (Струнные).

Щипковые или смычковые? (Щипковые). И прообразом их был тот самый лук, из которого охотились первобытные люди. Ещё Орфей в Древней Греции играл на лире. Слайд №3 А на этом фрагменте (Древний Египет. 3 тысячи лет до н.э.) изображена целая музыкальная сценка. Ещё не возвышалась пирамида Хеопса, ставшая одной из точек отсчёта исторического времени, а гитароподобные инструменты уже звучали, разделяя радости и печали человеческого бытия. Первый наш рассказ о гитаре. Его нам поведают муза истории Клио и муза эпоса Каллиопа.

Подобные инструменты существуют столь давно,что проследить их возникновение невозможно,не затерявшись во времени.Ещё не возвышалась пирамДревнейшая арийская

Путешествуя по музеям Европы можно найти древнейшие изображения предков гитары, относящиеся к 3-4 тысячелетиям до нашей эры. Арабские кочевники-бедуины, завоевавшие в 7 веке нашей эры Грецию и Персию, были покорены высокой культурой этих цивилизаций отчасти благодаря и музыкальному искусству. Год спустя они завоёвывают и Испанию и привносят в эту страну элементы восточной культуры и завозят гитару. Именно в Испании гитара приобрела особую популярность и стала символом всего музыкального искусства Испании. Упругие ритмы испанских танцев и грустные мелодии-всё оказалось подвластно этому инструменту.

(видеоролик испанского танца)

Постепенно гитара завоёвывает одну страну за другой. Постепенно менялась и конструкция самого инструмента. В 16 веке музицировали на гитарах, имеющих 4 двойные струны (хоры). Этого оказалось маловато, поэтому гитара на время была вытеснена другим струнным музыкальным инструментом-лютней (Слайд №4) , которая имела до десяти хоров струн. Известно, что выдающиеся художники эпохи Возрождения –Караваджо, Паоло Веронезе, Тинторетто были хорошими музыкантами- исполнителями. Учиться играть на лютне или на другом инструменте считалось «хорошим тоном». А Леонардо да Винчи, например, играл на лютне собственной конструкции, серебряной, в виде лошадиной головы. Однако и этот инструмент вскоре потерял популярность, так как был очень «капризным». Один журналист в 18 веке, как бы не без сарказма, писал: «Лютнист, доживший до 80 лет, наверное,60 лет из них провёл в настраивании своего инструмента, а содержание лютни обходилось столь же дорого, как содержание лошади». Поэтому вскоре лютню сменяет её соперница - виола - некий гибрид лютни и гитары. По форме виола была близка к гитаре, только больших размеров, имела 5 хоров и одну одинарную струну. Виола совсем было вытеснила гитару, которая «ушла в народ», стала инструментом «уличным», аккомпанирующим народным песням и пляскам. Существовали и другие гибриды, например лира- гитара, арфа- лютня (Слайд №5 ).

И ушла бы гитара, канула в Лету…Но пульсирующая жизнь фантастична в своих хитросплетениях и в неожиданных сюжетах…Гитара воскресла! И всего-то для её «реанимации» понадобилось прибавить пятую струну. И сделал это, по преданию, не музыкант, а поэт Виценте Эспинола, друг великого Сервантеса и учитель гениального Лопе де Вега. В 5-ти струнной форме гитара вновь обретает популярность. Чуть позже один из лучших гитаристов Испании Руис де Рибайязо существенно усовершенствовал инструмент, оставив в нём один ряд струн, чем упростил его настройку и технику игры, а Яков Август Отто, придворный лютнист и гитарист Веймарской княгини Амелии, первым присоединил к пяти струнам шестую. С середины 18 века такой инструмент можно было встретить во многих странах Европы. Этот тип гитары и стали считать классическим. Слайд №6

К сожалению, из-за относительно слабой звучности в состав оркестра гитара не вошла, но 20 век вдохнул новую жизнь в гитарное искусство. После долгих веков гитара из аккомпанирующего инструмента становится инструментом-солистом. Во многих странах появляются гитаристы-виртуозы, выступающие с сольными программами.

Ведущая: Позже был изобретён смычок и следующий наш рассказ о скрипке. Каллиопа: Скрипка является струнным смычковым инструментом. Смычковые инструменты были известны очень давно, но всё же они значительно моложе щипковых. Можно считать, что родиной смычковых инструментов была Индия. А время рождения – начальные века нашей эры. Из Индии они попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда через Балканский полуостров в 8 веке - в Европу.

Изменившись со временем они породили новый тип струнного смычкового инструмента – ФИДЕЛЬ (Слайд №7). От фиделя и произошли впоследствии две основные ветви европейских смычковых инструментов – виолы и скрипки (Слайд №8 ).

Виолы появились чуть раньше. Строились они разных размеров и держали их во время игры по-разному (Слайд №9 ): между колен, как современную виолончель, или на колене. Некоторые виды виол ставились на скамеечку, а играли на них стоя. Но была виола, которую держали на плече, она – то и послужила прообразом скрипки.

Представители виольного и скрипичного семейств занимали разное «общественное» положение в прежние времена. Виола была инструментом, связанным с жизнью аристократических кругов. Её предшественники, а затем и она сама, звучали в церквях, во дворцах, замках, богатых домах. Очень мягкий, как бы приглушенный звук виолы был хорошо слышен лишь в небольшом помещении. Игра на нём сочеталась с представлениями того времени о красоте, со всей утончённой атмосферой салона 17-18 веков: красивой мебелью, прекрасной живописью, пышными одеждами и поэтическим, возвышенным настроением людей, увлечённых искусством.

Со скрипкой дело обстояло иначе. Инструменты скрипичного семейства распространялись, прежде всего, в народной среде. Скрипка была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляньях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Об этом рассказывают многие произведения живописи и графики старых мастеров (Слайд №10).

Послушайте «Вальс» Фрида в исполнении ансамбля скрипачей младших классов.

Особую роль в судьбе скрипки сыграл родившийся на рубеже 16-17 столетий новый музыкальный жанр - ОПЕРА. Скрипки в оркестре заняли ведущее место, так как естественно сочетались с другими инструментами, с пением вокалистов. Наряду с певческими голосами скрипка часто солирует, ведёт важные мелодические линии. А вот виолу в оркестр не взяли, ведь её звук не мог наполнить большого зала и пропал бы в общем звучании оркестра.

Начиная с 16 столетия сам инструмент претерпел ряд изменений, дающих новые возможности и перспективы исполнителю: чётче определились его размеры, строй, положение инструмента во время игры; изменилась форма смычка, вследствие чего он стал легче и подвижнее.

Своего расцвета скрипичное искусство достигает в Италии: замечательные композиторы создают сочинения для скрипки (Антонио Вивальди, Николо Паганини, Корелли), замечательные мастера изготавливают удивительные, волшебные по звучанию инструменты: Амати, Гварнери, Страдивари. Они до сих пор считаются непревзойдёнными, а тайна их звука до сих пор окутана легендами.

«Романс» Бакланова звучит в исполнении Шуляевой Жени

Ведущая: Вы, наверное, согласитесь со мной, что все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр (окраска звука), свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано. Как солист он на первом месте. Незаменим и в ансамбле с голосом и с другими инструментами, как вы уже успели сегодня убедиться. Как же появился этот инструмент и что выделяет его среди других?

Самым ранним предком фортепиано считается МОНОХОРД. Да, тот самый монохорд, который по преданию изобрёл Пифагор (6 век до н.э.) и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических экспериментов. Казалось бы, что общего между примитивным однострунным ящиком и фортепиано – сложным музыкальным инструментом с десятками струн, педалями и клавишами?

Клавиатура давно используется в музыкальных инструментах. Хотя точно определить, когда она появилась, сложно. Существует две версии, объясняющие это. Первая связана с эволюцией органа (Слайд №11) . Примитивные органы имели систему громоздких рычагов, выдвигая которые играющий извлекал звук. Считается, что со временем выдвижные рычаги были заменены нажимными, то есть клавишами. Сначала они были больших размеров (свыше 30 см в длину и около 10 см в ширину), и, чтобы извлечь звук, по ним ударяли кулаком локтями.

Согласно второй версии, клавиатура впервые появилась на клавишно-струнных инструментах. Историки, изучавшие происхождение, обнаружили, что это слово близко по написанию и звучанию к тому, как на Востоке назывались шахматы. Тогда и возникло предположение, что прототипом клавиатуры послужила шахматная доска. Что ж, может быть, чёрно-белая клавиатура действительно ведёт своё начало от чередования чёрных и белых квадратов на шахматном поле.

Основных видов клавишно-струнных инструментов было два: клавикорд и клавесин. (Слайд №12) Однако к концу 17 века насчитывались десятки клавишных, различающихся внешним видом, многообразием форм и названиями. Один французский путешественник этого времени писал: «Проехав в продолжение последних месяцев через десятки больших и малых городов Европы и проявляя всяческий интерес к музыкальным инструментам - обычным и диковинным,- не могу не отметить, как пестро и разнообразно семейство инструментов, в коих звук извлекается посредством клавишей». И, действительно, какие только инструменты не были распространены в то время! (Слайд №13) Огромные крылообразные флюгели и небольшие, размером со шкатулку, спинеты, похожие на стол верджинелы, пирамидальные клавиры, различные фисгармонии, на которых звук получался от воздуха, нагнетаемого мехами при помощи двух ножных педалей (Слайд №14).

Клавикордное искусство расцвело в Германии, в то время как клавесин и его разновидности распространились во всех европейских странах. Звук клавесина – ясный, чёткий, острый - был намного сильнее звука клавикорда. Однако независимо от силы удара он оставался неизменным. Вот и получалось, что на любом струнно-смычковом инструменте исполнитель мог без труда усиливать и уменьшать громкость, а клавесинисту это было недоступно. Разумеется, такая ситуация не могла удовлетворить музыкантов и мастеров клавишных инструментов, поэтому в разных странах Европы шёл неустанный поиск конструкции нового клавишного инструмента, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком.

Первым эту проблему решил итальянец Бартоломео Кристофори. В 1709 году он изобрёл клавишный инструмент, который назвал «клавесин с тихим и громким звуком». Это и было фортепиано. А вскоре к идее создания фортепиано пришли и в других странах Европы. Конечно, звук на первых моделях был несколько далёк от современного. Постепенно, по мере того, как новый инструмент совершенствовался, им всё больше начинают интересоваться композиторы и исполнители. К концу 18 века фортепьяно полностью вытеснило клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и многих других композиторов, самым популярным музыкальным инструментом.

Пианино в его теперешнем виде появилось лишь в начале 19 века. Оно предназначалось для помещения, где нужен малогабаритный инструмент и от которого не требовалось полноты звучания большого концертного рояля. Ну а рояль – разновидность фортепиано - поистине является «королём» всех инструментов (Слайд №15). Так и живёт сегодня рядом с нами фортепиано – самый универсальный инструмент, чаще всех других помогающий нам ощутить великую радость от общения с музыкой. (Слайд №16)

Послушайте музыкальное произведение в звучании этого инструмента.

Мечиган «Минорная сцена». Исполняет Анна Галкина.

Клио: На русской земле ещё с древности ведётся, что все праздники проходили под балалайку и её сестру- домру. Эта традиция сохранилась и дошла до наших дней. Пляски, песни, игры- всё сливалось в одну пёструю картину весёлого гулянья.

«Домрачка - поёт,

Балалаечка - бренчит,

гармошка – заливается -

На весеннем на лугу веселье начинается».

И бренча, играя на этих инструментах русский народ забывал о своей нелёгкой доле.

Самое раннее упоминание о домре на Руси встречается в летописях в эпоху Киевского государства (1068 год) – во времена князей Ольги и Владимира. (Древняя Русь). Поначалу домра была очень несовершенна. Делали её из специально выращенного сорта тыквы – горянки. Внутри домра была выбита мелким хрусталём, поэтому и звучала звонко и чисто. Струны делали из жил животных. Домра была общедоступным инструментом. Церковь заволновалась: «Что, не слишком ли музыка отвлекает народ от бога?». Играли на таких инструментах скоморохи – бродячие музыканты. Шумною толпой они бродили по русской земле и веселили народ. Здесь были акробаты, певцы – гусляры, сказители, канатоходцы, дрессировщики. Скоморохи высмеивали своим острым словом бояр, князей за их ханжество, поэтому и было на скоморохов гонение. В 1551 году один митрополит обратился к Царю Ивану 4: «Бога ради, Царь, вели скоморохов извести, чтобы не было их в твоём государстве, иначе не будет тебе спасения». В 1648 году вышел указ уже другого Царя Алексея о полном истреблении скоморохов. Там говорилось: «А где объявятся домры, сопели, гусли и всякие бесовские гудённые сосуды, надо их ломать, жечь, а некоторых – в ссылку». Пять доверху гружёных телег с музыкальными инструментами были вывезены на Москву – реку и сожжены. Но время от времени то тут, то там эти инструменты появлялись вновь, ведь народу нужен был инструмент и инструмент возрождался то круглой формы, то треугольной, сделанный из пяти дощечек с тремя струнами. Происходило постепенное превращение домры в балалайку. Так в 17 веке домра почти совсем исчезла из обихода.

Треугольный инструмент называли балабойка от слова «балаболить»- пустозвонить. Играли на таком инструменте в конюшнях, подворотнях крестьяне – беднота. Если мы полистаем исторические книжки, то там написано, что первое упоминание о балалайке относится к 1715 году. При Петре 1 был целый оркестр инструментов, который сопровождал шествие

Ведущая: Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие в историю музыкальных инструментов. Я благодарю всех артистов за то, что они подарили нам удовольствие от звучания живой музыки, а ведь в нашей жизни это бывает так редко. Хочется верить, что они нас порадуют ещё не раз и станут настоящим звёздами.

(Исполнение песни «Созвездие талантов» вокальным ансамблем.)

До новых встреч.

23.09.2013

История возникновения руских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь руского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент. Вот почему появилось желание собрать в одной статье материалы, которые помогут всем желающим сделать тот или иной инструмент своими руками. Вокруг нас большое количество привычных материалов растительного и животного происхождения, на которые мы порой не обращаем внимания. Любой материал зазвучит, если его коснутся умелые руки:

Из невзрачного кусочка глины можно изготовить свистульку или окарину;

Береста, снятая со ствола березы, превратится в большой рог с пищиком;

Пластмассовая трубочка обретет звучание, если сделать в ней свистковое устройство и отверстия;

Из деревянных брусочков и пластин можно сделать много разных ударных инструментов.

На основе публикаций о руских народных инструментах и опыта разных людей в их изготовлении составлены рекомендации, которые могут быть полезны в процессе работы над ними.

* * *

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).

В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских — пятиструнной арфы кантеле. В руских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.

Историк, фольклорист А.Н.Афанасьев, автор труда "Поэтические воззрения славян на природу" , писал, что разнообразные музыкальные тоны, рождаясь при дуновении ветра в воздухе, отождествляют "выражения для веяния и музыки": от глагола "дуть" произошли - дуда, дудка, дудеть; перс. dudu — звук флейты; нем. blasen — дуть, веять, трубить, играть на духовом инструменте; гудок и гусли — от гуду; гудеть — слово, употребляемое малороссами для обозначения дующего ветра; сравни: сопелка, сиповка от сопати, сопеть (шипеть), сиплый, свистелка — от свистать.

Звуки духовой музыки рождаются благодаря вдуванию воздуха в инструмент. Дуновение ветра воспринималось нашими предками как исходящее из открытых уст богов. Фантазия древних славян сближала вой бури и свист ветров с пением и музыкой. Так возникали сказания о пении, плясках, игре на музыкальных инструментах. Мифические представления, сочетавшиеся с музыкой, сделали их священной и необходимой принадлежностью языческих обрядов и праздников.

Какими бы несовершенными ни были первые музыкальные инструменты, тем не менее, они требовали от музыкантов умения изготавливать и играть на них.

На протяжении столетий не прекращались совершенствование народного инструментария и отбор лучших образцов. Музыкальные инструменты обретали новые формы. Возникали конструктивные решения их изготовления, способов извлечения звуков, приемов игры. Славянские народы были творцами и хранителями музыкальных ценностей.

Древние славяне чтили предков и славили Богов. Славление Богов совершалось перед священными божницами в храмах или под открытым небом. Обряды в честь Перуна (бога грома и молнии), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога Солнца), Лады (богини любви) и т. д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром. Славяне почитали не только невидимых божеств, но и места их обитания: леса, горы, реки и озера.

По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей "Книге драгоценных сокровищ" пишет: "Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели..."

В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" русский музыковед Н. Ф. Финдейзен отмечает: "Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях".

О древней руской музыкальной культуре сохранилось мало упоминаний.

Музыкальное искусство Киевской Руси

По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты:

Деревянные трубы и рога (духовые ратные и охотничьи);

Колокольчики, глиняные свистульки (обрядовые);

Флейта Пана, состоящая из нескольких скрепленных между собой камышовых трубочек разной длины (духовой обрядовый);

Гусли (струнный);

Сопель и свирель (духовые ратные инструменты длиной в аршин);

При подготовке статьи были использованы материалы :


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Музыкальные инструменты являются продолжением человека, они преображают нечто необычное в общедоступное. Этот список покажет старинные верования людей по всему миру, а также расскажет об их традициях, связующих тайны нашего подсознания с миром, который мы воспринимаем ушами.


10. ТАНБУР



Танбур принадлежит к категории струнных. Это деревянный инструмент с длинным грифом и резонирующим телом. Он известен под различными названиями, включая: тамбур, танбур, тар и лира и является праотцом современных гитар. Был изобретен в Месопотамии, Южной и Центральной Азии тысячи лет назад.


Несмотря на то, что множество культур адаптировали звучание этого инструмента для различных целей, самое первое из ныне известных назначений танбура – это лечение, успокоение и создание внутреннего равновесия. Эта практика занимает важное место в религиозном культе, известном как Заар в Северной Африке и Ближнем Востоке на протяжении 18 столетия. Эта вера основана на дуализме добра и зла и одержимости людских душ злыми силами.


Ритуалы Заар часто включали в себя церемонии, сопровождающиеся дикой, «гудящей» музыкой, которая сводила с ума одержимых, очищая их душу. Предпочтение тогда отдавали не одному, а набору инструментов, включающий танбур, бубен, и барабаны.


9. КОНХ



Конх - это духовой инструмент, созданный из морских раковин или больших улиток. Он использовался разными народами: от Карибов и до Мезоамерики, а также в Индии, Тибете, Новой Зеландии и на Тихоокеанских островах. В раковины просто дули и получался громкий трубоподобный звук.


В Индии, согласно индуистской традиции, рог является священным символом бога Вишну, представляющим женское плодородие, процветание и жизнь. Здесь даже ракушки можно считать священными в зависимости от их цвета и направления завитков, к примеру, раковины, завитые по часовой стрелке, поскольку их завитки являются отражением движения Солнца, Луны, звезд и небес.


В Мезоамериканских и Карибских племенах, этот музыкальный инструмент был важен для охоты, войны и других ритуалов. В жизни древнего города Теотиуакан (вблизи Мехико), конх использовался повсеместно: при создании произведений искусства, в церемониях, посвященных воде и мужскому плодородию. Его форма создавала впечатление вытекающей наружу воды, даруя жизнь урожаю и людям, создавая новую жизнь. В этом контексте рог олицетворяет мужскую силу и сексуальность. Воинов и мужчин, занимающих высокий социальный статус в обществе, хоронили вместе с раковинами, которые впоследствии находили на головных уборах или около таза.


Кроме того, в многочисленных Тихоокеанских островных культурах конх использовался для оповещения о прибытии гостей в деревню или на похоронных церемониях, на которых их звук сопровождал тело умершего до конца его жизненного пути – погребения.


8. ОКАРИНА



Окарина – это маленький ручной духовой инструмент, который был изобретен около 10000 лет до н.э. Традиционно его изготавливают из костей или глины, также его делали из камней, дерева или метала. Этот инструмент состоит из полой камеры, мундштука и 4-12 отверстий, которые закрывали пальцами для создания разных звуков. Окаринам придавали различные формы: животных, людей, богов или чудовищ, которые были обнаружены в Центральной и Южной Америке.


Исторически сложилось так, что их использовали в ритуалах Мезоамериканских культур. Они издавали необычные, красивые звуки, которые позволяли им говорить с богами, зачаровывать птиц и животных и даже вводить людей в состояние, подобное трансу. Окарина приобрела популярность, благодаря видеоигре The Legend of Zelda: Окарина времени, в которой игроку достается инструмент, позволяющий контролировать погоду, перемещаться между локациями, открывать двери и даже путешествовать во времени.


7. МБИРА



Мбира - это ручной музыкальный инструмент, созданный более 1000 лет назад племенами Шона (сейчас это территория Зимбабве). Он состоит из нескольких металлических зубьев или щипковой металлической решетки, установленной на деревянную доску. Этот инструмент бывает различных размеров и вариаций.


Традиционно он играл ключевую роль в ритуалах Шона, чья связь с духами их предков была особенно сильна. Мбира позволяла общаться с умершими душами и просить их о помощи, все это действо сопровождалось песнями и молитвами. Самым распространенным является церемония Бира – обряд, при котором люди и духи объединяются в память о традициях и мудрости племени. Шона также использовали музыку мбиры, чтобы контролировать циклы дождя и засухи, что было важно для сельского хозяйства, а также для отпугивания злых духов.


6. ВАРГАН



Варган, также известный, как губная арфа – это щипковый инструмент, состоящий из рамки, которая держит вибрирующий язычок, сделанный из металла, тростника или бамбука. Рамку держат зубами, а на язычке играют пальцами, его вибрации изменяются вместе со сменой формы рта. Впервые он появился в 4 веке в Китае, но его металлическая копия появилась в ряде европейских, океанических и азиатских культур в 13 веке.


Варган веками использовали в шаманских ритуалах и заклинаниях в монгольских и сибирских племенах, а также для введения в транс и лечения болезней. Также его использовали для терапии души и связи с природой, к примеру, в Малайзии и Индонезии, где звук варгана помогал общаться с птицами, насекомыми, жабами и растениями тропических лесов, кроме того, им лечили меланхолию и тоску.


5. ГОНГ



Гонг – это металлический ударный инструмент, который был изобретен в Китае около 3500 г. до н.э. Впоследствии его переняли народы по всей Южной Азии и Африке. Это большой металлический диск, зачастую бронзовый или медный, который подвешивали и ударяли молотком, чтобы произвести звук.


Традиционно он использовался во время фестивалей, молитв и объявления священных церемоний. Его громкий, характерный звук также идеально подходит для передачи сообщений. Например, в прибрежной провинции Чжэцзян, гонги использовались для привлечения гостей, сходивших с кораблей и даже для подачи сигналов суднам при плохой видимости. Игра на гонге ассоциировалась в буддизме с ритуалами лечения, молитвами и медитацией. На протяжении всей китайской истории гонг считался священным инструментом, также верили в то, что духом мастера, делавшего гонги, проникались его изделия. Если человек прикасался к гонгу, то считалось, что ему будет даровано радость, удача и хорошее здоровье.


4. ДИДЖЕРИДУ



Аборигены Северной Австралии изобрели этот странный духовой инструмент более чем 1500 лет назад. В каждом племени у него свое название, и кроме того, оно все еще находится в обиходе. Диджериду – это длинный, деревянный, похожий на трубу инструмент. Человек дует в один конец трубы, создавая низкий, слегка жутковатый, но в то же время гармоничный гул. Опытные музыканты могут даже использовать круговые дыхательные техники, чтобы поддерживать звук на протяжении 45 минут.


Диджериду также используют как воплощение голоса самой земли, этот инструмент аборигены уже давно фигурирует в их песенных и танцевальных обрядах, олицетворяя собой связь с природой и невидимым духовным миром. Согласно традициям аборигенов, понимая звуки погоды, природы и животных, имитируя их мелодией диджериду, воссоздается взаимопонимание между землей и людьми.


3. СКРИПКА



Скрипка – деревянный струнный инструмент, на котором играют с помощью смычка, существовала в американском фольклоре и корнями уходил в Ветхий Завет. В старых авраамических религиях верили, что голоса ангелов представляют связь с Богом, в то время как голос дьявола проявляется через звуки техногенных инструментов. Этот миф таинственным образом развился в западной культуре, скорее всего, благодаря протестантским и католическим реформациями.


Образ дьявола, как «злого скрипача», развивался и стал общепринятым. Наиболее ярко это описано в песне 1979 года «The Devil Went Down to Georgia», которая рассказывает об опытном скрипаче по имени Джонни, который соревновался с дьяволом в умении играть на скрипке, поставив на кон свою душу против его магической золотой скрипки.


2. БАРАБАНЫ



Среди самых старинных и самых разнообразных музыкальных инструментов барабаны имеют аналоги во всех древних культурах. Простой инструмент, сделанный из дерева, метала или кожи, на котором играли с помощью палочек или рук, барабаны использовались десятками тысяч лет в ритуалах, войнах, общении и танцах.


В древней Месопотамии более 8000 лет назад верили, что барабаны создают священные звуки на протяжении племенных встреч, церемоний и битв. Кроме того, в разных частях Африки, «говорящие барабаны» использовались в качестве инструмента для передачи информации, создавая музыку, которую было слышно на много миль между сёлами. Люди, играющие на барабанах, использовали различные техники, чтобы передать человеческий голос, создавая звуки, передающие слова и фразы. Это часто использовалось в ритуале молитвы, где звуки, издаваемые барабанами, воспринимались как речи богов, которые общались с ними на понятном для всего племени языке.


1. СВИСТОК СМЕРТИ



Этот удивительный и, в то же время, ужасающий музыкальный инструмент появился в культуре древних Ацтеков и основное его назначение – устрашение. Эти свистки зачастую были в форме черепа, изготовленного из глины, костей, камня и даже нефрита. Их форма означала, что услышавший их звук должен был испытать страх. Когда в него дули, он создавал ужасный, кричащий звук.


Свистки смерти широко использовались в церемониях, посвященных богу ветра Эекатль, и Миктлантекутли (владыка загробного мира). Ацтекские священнослужители использовали эти свистки во время ритуалов с человеческими жертвоприношениями и верили, что звук свистов проведет душу жертвы в потусторонний мир и успокоит богов. Также эти свистки могли использоваться в целебных ритуалах или на войне для устрашения противника в момент атаки.

Амати делал скрипки из грушевого дерева и защищал их лаком собственного изготовления. Пара слов о лаке. Лучше всего звучит только, что сделанная скрипка, не покрытая лаком. Удлиненная дека скрипки вдоль направления волокна дерева, из которого она сделана, обеспечивает одновременный отрыв звуковой волны от всего контура деки. Ведь звуковые волны вдоль волокна распространяются быстрее, чем поперек. Отклонения формы скрипки от овала и прорези в деке, искажают звуковую волну, окрашивая звук обертонами. Не покрытая лаком скрипка отлично звучит, но продолжается это недолго, так как кислород воздуха окисляет волокна дерева, превращая их в труху. Кроме того, такая скрипка будет тянуть из воздуха влагу, как губка, что пагубно скажется на звуке.

Из какой древесины делают музыкальные инструменты?

С древности люди изготавливали примитивные деревянные музыкальные инструменты. Различные погремушки и барабаны, дудки и разные шумовые инструменты использовали на охоте и в ритуальных целях - например, магические заклинания, которыми шаманы вызывали добрых духов или изгоняли злых, часто сопровождались разными звуковыми эффектами.

С развитием цивилизации возникла целая наука - музыкальная акустика, которая изучает особенности музыкальных звуков, как мы их воспринимаем, и механизмы звучания музыкальных инструментов. Почти все предметы, издающие звук, могут быть использованы как музыкальные инструменты, однако человечество немало потрудилось, создавая самые разнообразные специальные устройства для извлечения особого звука. Дерево было и остается одним из важнейших материалов для изготовления музыкальных инструментов. Гитара

и скрипка, виолончель и альт, духовые инструменты - флейта, гобой, кларнет, фагот, деки фортепиано и множество других инструментов или их частей изготавливаются из различных древесных пород. Секрет в том, что древесина обладает еще одним ценным качеством в ряду своих полезных свойств, а именно - способностью резонировать, т. е. усиливать колебания звуковых волн. Есть породы, которые обладают повышенными резонансными свойствами, и к таким породам относится всем хорошо известная ель европейская, произрастающая в Центральной Европе и в европейской России. Также хорошими резонансными свойства обладают другие хвойные: пихта, кедр. Древесина ели и пихты используется почти во всех музыкальных инструментах для изготовления дек. Заготавливается резонансная древесина в зимнее время. Музыкальные мастера подходят с особым вниманием к выбору резонансной древесины. Выбранное дерево не должно иметь изъянов, а годичные слои должны быть одинаковой ширины.

Известно ли вам, что каждая порода имеет еще и свой голос? Самый звонкий и певучий — у ели обыкновенной. Вот, оказывается, почему Страдивари и Амати делали из нее свои замечательные скрипки. Для этого выбранное дерево подсекали и на три года оставляли на корню. Оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость. В результате музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания. Правда, нужно было найти и выбрать из большого числа деревьев именно то, которое пело бы лучше других. Мастерам это удавалось, и доказательством последнего является то, что вот уже почти триста лет их скрипки завораживают слушателей своими «голосами», умеющими петь, плакать, страдать и радоваться.

И по сей день скрипки и другие струнные инструменты — рояли, пианино — продолжают делать из еловой древесины. Ни одно другое дерево не дает такого резонанса как ель. Это объясняется тем, что ее древесина отличается исключительно равномерным распределением волокон. Кроме того, она мягкая, легкая, блестящая, легко колется, прочная. В этом и есть одно из «елкиных» совершенств.

У ели имеются и другие достоинства. Обратите внимание, сколько снега на своих ветвях держит ель. Под белой шубой иногда и не видно самой зеленой красавицы. Узкая крона не задерживает снег слишком долго, при избытке он скатывается с дерева. Широкие ветви-лапы эластичны, пружинисты. Снег гнет лапу к земле, но не ломает. Если снега очень много, лапа прижимается плотнее к стволу и снег сползает с нее. Отряхнувшись от снега, ель снова гордо поднимает свои ветви вверх и красуется себе и людям на диво. Такое строение кроны позволило ели идеально приспособиться к жизни в умеренной зоне и стать одним из самых распространенных деревьев.

Гитара - это уникальный музыкальный инструмент. В руках профессионала она способна выдавать такую симфонию звуков, которая заставит слушателя плакать и смеяться, радоваться и переживать в такт виртуозной игре. Однако не всё в данном случае определяется человеческим фактором. Хорошая гитара способна выразить всю палитру чувств музыканта, плохой инструмент загубит самую великолепную игру. Звук, издаваемый гитарой, во многом определяется тем, из какого дерева она сделана. процесс трудоёмкий и дерево в инструменте играет решающую роль. Если оно «мертвое», то этой гитаре уже ничем не поможешь - как ни крути, а хорошего звука от неё не получишь. Гриф инструмента в большинстве случаев изготавливается из клёна, накладка - также из клёна (Ash), либо из палисандра (Rosewood) или черного дерева (Ebony). С корпусом (декой) далеко не всё так однозначно. Современная промышленность для производства гитар применяет множество видов древесины от всем известной ольхи до экзотического «вороньего глаза». Это обусловлено тем, что разные породы древесины имеют различное звучание. Самым популярным видом дерева для производства гитар является хорошо всем известная ольха (Alder). Из нее сделана практически вся линейка инструментов известных гитарных фирм Fender, Jackson и Carvin. Да и другие фирмы зачастую не чураются использовать её в производстве. Гитары, сделанные из ольхи, имеют хорошо сбалансированное чистое звучание с «сочной» серединой. На них одинаково хорошо удаются и сольные «запилы», и тяжелые металлические рифы. На мой взгляд, такие инструменты, являясь своеобразной «золотой серединой», предназначены для гитаристов, для которых не существует стереотипов в игре и мышлении. Ель (Fir) используют в основном для производства полуакустических электрогитар. Дает теплый ровный звук. Если вы собираетесь играть джазовую музыку, то подобный инструмент станет для вас идеальным выбором. Главным недостатком гитар, сделанных из ели, является их относительно высокая цена. Наиболее звонкие гитары, идеальные для исполнения партий соло, изготавливаются из клена (Maple) и ясеня (Ash). Эти инструменты имеют акцентированную атаку, их звучание в значительной степени более «стеклянное», чем у любого другого вида древесины. Гитары из клена и ясеня выдают звук с ярко выраженными верхними частотами. Эти породы древесин идеально подходят для соло-партий и не слишком хороши для ритма. Таким образом, если вы мечтаете играть музыку а-ля Joe Satriani, то ясень и клен являются идеальным материалом для гитары. Орех (Walnut) довольно широко используется для изготовления акустических гитар high-класса. Большинство эксклюзивных инструментов всемирно известных мастеров изготавливаются именно из этого материала. В производстве электрогитар он используется только для накладок на гриф и для шпонового покрытия корпусов. Из тополя (Poplar) производят гитары так называемой категории «ученический инструмент». Как известно, древесина тополя очень мягкая, что негативно сказывается на качестве звука. Чаще всего из него производят инструменты самой низкой ценовой категории. Красное дерево (Mahogany) используется при производстве гитар для «тяжелых» стилей. Звучание подобных инструментов отличается теплой и сочной серединой, имеет глубокие низы и сглаженные верха. По качеству звучания низов гитарам из красного дерева нет равных (лучше звучат только инструменты, изготовленные из экзотического дерева бубинга - Bubinga). Описанные выше породы дерева - это далеко не полный список материалов, применяемых при изготовлении гитар. Это всего лишь наиболее распространенные. Существует множество экзотических пород типа падуак, коа или той же бубинги, которые используются для производства эксклюзивных инструментов.

Дерево, безусловно, играет важную роль в том, как будет звучать будущий инструмент. Однако не будем забывать, что это всего лишь дерево. Лишь в руках опытного мастера оно приобретает вид инструмента, способного стать продолжением тела и души музыканта.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения