Знакомство с мамонтом в музее на большой никитской. История Когда был основан зоологический музей

Зоологический музей, г. Санкт-Петербург

{"minzoom":false,"mappingservice":"googlemaps3","type":"ROADMAP","zoom":14,"types":["ROADMAP","SATELLITE","HYBRID","TERRAIN"],"geoservice":"google","maxzoom":false,"width":"auto","height":"350px","centre":false,"title":"","label":"","icon":"","visitedicon":"","lines":,"polygons":,"circles":,"rectangles":,"copycoords":false,"static":false,"wmsoverlay":"","layers":,"controls":["pan","zoom","type","scale","streetview"],"zoomstyle":"DEFAULT","typestyle":"DEFAULT","autoinfowindows":false,"kml":,"gkml":,"fusiontables":,"resizable":false,"tilt":0,"kmlrezoom":false,"poi":true,"imageoverlays":,"markercluster":false,"searchmarkers":"","locations":[{"text":"","title":"","link":null,"lat":59.942297,"lon":30.305426,"alt":0,"address":"","icon":"","group":"","inlineLabel":"","visitedicon":""}]}

Официальное название
Город Санкт-Петербург
Местоположение
Сайт(ы) объекта(внешние)
Обсуждения педагогических практик
Музей

Зоологический музей Зоологического института Российской Академии наук

Фрагмент экспозиции "Млекопитающиеся".
Статус государственный
Страна Россия
Город Санкт-Петербург
Дата основания

Официальное название

Зоологический музей Зоологического института Российской Академии наук

Расположение

Город Санкт-Петербург , Университетская набережная, дом 1.

История создания

В году на базе зоологический коллекции Кунсткамеры был создан Зоологический музей Императорской академии наук. Первое время музей занимал помещение во флигиле академии. Рост коллекции потребовал более просторного помещения. В году правительство выделило дом на набережной. На ремонт здания ушло 7 лет. Только 19 февраля года, в присутствии императора Николая II, музей был вновь открыт для посетителей. В году музей был преобразован в Зоологический музей института Академии наук СССР (ныне Российская Академия наук).

Экскурсия по залам музея

В экспозиции представлено более 30 тысяч экспонатов.

1-й зал

Здесь можно увидеть материалы по истории музея. Демонстрируются первые экспонаты Кунсткамеры. Кроме того в зале представленна коллекция китообразных, ластоногих и насекомых (более 10 тысяч экспонатов).

2-й зал

Экспонируются:

  • коллекции позвоночных;
  • коллекции различных групп беспозвоночных, за исключением насекомых (промысловые губки, кораллы, ракообразные, моллюски).

Представлены уникальные материалы гидротермалей - подводных сообществ, обнаруженных в 1977 году. Среди экспонатов зала - гигантское "Морское перо", длиной 2,6 метров, найденное экспедицией с дрейфующей станции "Северный полюс-6".

  • коллекции рыбообразных и рыб;
  • коллекции земноводных и пресмыкающихся;

Среди экспонатов - мумии крокодилов из египетских пирамид.

Особенно полно представлены в коллекции попугаи, колибри, райские птицы, птицы-носороги. Здесь можно увидеть уникальные экспонаты - скелеты и чучела вымерших птиц - моа из Новой Зеландии, лугового тетерева из Северной Америки, кваквы с Японских островов.

3-й зал

Экспозиция посвящена млекопитающимся. Здесь экспонируются редчайшие экспонаты: чучело и скелет тасманийского волка, чучело заячьего кенгуру, скелет стеллеровой коровы. Наряду с современными представлены ископаемые виды животных - мамонты.

Галерея

#zoologicalmuseummsu #зоологическиймузеймгу

Музей уже не принимает участников олимпиады

Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 18:00 (касса закрывается в 17:00). Четверг с 13:00 до 21:00 (касса закрывается в 20:00). Выходной день: понедельник. Санитарный день: последний вторник каждого месяца.

Стоимость билета: Полный билет (взрослый): 300 руб. Льготный (школьный, студенческий, пенсионный): 150 руб. Дошкольники: бесплатно. Отсутствует бесплатный вход по карте Москвёнок.

Участники Олимпиады могут бесплатно посетить музей в первый вторник месяца по записи. Запись на бесплатное посещение производится только через специальную форму по ссылке . Предварительная запись нужна только на бесплатное посещение!

Регистрация возможна только через тот логин, на который есть регистрация участника на Олимпиаду. Каждый участник подает заявку отдельно, для команд - нельзя записать на посещение музея больше человек, чем входит в команду, а индивидуальный участник может подать заявку только на себя. При записи на бесплатное посещение нужно указать поименно тех членов команды (или имя индивидуального участника), кто пойдет в музей, ФИО сопровождающего и его контакты, а также выбрать дату и время посещения. Заявка на бесплатное посещение музея считается поданной, если участник успешно заполнил все поля, сохранил заявку, нажав кнопку Отправить, после чего должна отобразиться страница подтверждения с текстом: "Вы успешно подали заявку на посещение музея. Позже с вами свяжутся для ее подтверждения". Оргкомитет свяжется с участником примерно за неделю до посещения, чтобы получить подтверждение заявки. Если участник не подтвердит заявку за 4 дня до посещения, то право бесплатного посещения переходит к следующему участнику в "листе ожидания" на эти дату и время.

Если места на посещение музея заканчиваются, то можно оставить заявку в "лист ожидания". Если кто-то из заявившихся отказывается от посещения, тогда Оргкомитет связывается с участниками из "листа ожидания". Если участник хочет отказаться от бесплатного посещения, то нужно сообщить об этом по электронной почте [email protected] в Оргкомитет.

Зоологический музей Московского университета — старейший и самый крупный московский музей, в котором посетители могут познакомиться с разнообразием современных животных нашей планеты. В экспозиции музея представлены почти 10 тысяч экспонатов — от одноклеточных простейших, которых, конечно, приходится показывать с помощью искусственных моделей, до крокодилов, тигров и зубров. Основная экспозиция знакомит с разнообразием мировой фауны и построена по классическому систематическому принципу — от простейших к позвоночным животным, класс за классом, отряд за отрядом. В Нижнем зале, на первом этаже музея можно увидеть разнообразие животных от одноклеточных до рептилий. На втором этаже находится Верхний зал, целиком занятый птицами и млекопитающими, и так называемый Костный зал, экспозиция которого посвящена показу внутреннего строения позвоночных животных. Здесь есть скелет мамонта, чучело носорога, слона, бегемота, крокодила и удава. Для тех, кто хочет послушать о жизни животных, музей проводит экскурсии (с учетом возраста детей). В экспозиционных залах и вестибюле музея представлены картины и рисунки выдающихся отечественных художников-анималистов (В.А. Ватагина, Н.Н. Кондакова и др.). В музее проводятся детские экологические праздники, интерактивные программы для детей всех возрастов и организуются детские дни рождения. По воскресным дням в "Биолектории" проводятся лекции для родителей с детьми от 5 лет. Лекторы рассказывают о биологических загадках в легкой и непринужденной форме. По субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00 открыт Научный террариум, где можно ознакомиться с уникальной коллекцией рептилий. Для этого необходимо приобрести отдельный билет (помимо входного билета в музей). В его стоимость входит интересный рассказ и возможность потрогать животных.

В Зоологическом музее МГУ открылась выставка анималиста Василия Алексеевича Ватагина, штатного художника музея с 1931 года. Он внес немалый вклад в развитие российской зоологии и зоогеографии, его иллюстрации до сих пор имеют научную ценность. Отдельно можно упомянуть т.н. «этограммы», — где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах, — т.е. зарисовки для исследования поведения. Почти вся его жизнь связана с нынешним зданием Зоомузея, сначала как студента, потом как профессионала.

Посетителя Зоологического музея МГУ, что называется с самого порога, уже в фойе — таинственном, высоком, чуть темноватом — встречают огромные живописные панно, изображающие жизнь живой природы. Это тоже работы Василия Ватагина. Его называют основоположником российской анималистики, его труд отмечен многими титулами и наградами. Зоологическому музею МГУ Ватагин отдал три десятка лет своей работы. Сейчас в музее открыта уникальная выставка его работ «Связь длиною в жизнь».

Удивительная связь научных знаний о природе и их художественного переосмысления — это творчество Ватагина. Звери в его рисунках, живописных полотнах, скульптуре — абсолютные личности, не менее, а даже более яркие и осмысленные, чем люди. Если в сюжете Ватагинской картины мы видим человека — то это фон, а главными героями остаются животные и мир природы. И в то же время, ни один зоолог, ученый не найдет здесь недостоверности. Даже в самых сложных по художественному звучанию работах, которые знатоки искусства относят к символизму, к стилю модерн, к ориенталистике и увлечению древними культурами — Ватагин безупречно точен как ученый, знающий устройство живого существа.

Василий Алексеевич родился в 1884 году в большой семье, в которой кроме него было еще четверо братьев. Все братья Ватагины учились в Московском университете на разных факультетах. Василий выбрал физико-математический факультет — именно на нем преподавали тогда биологию. С 1902 г. этот факультет располагался в нынешнем здании Зоомузея, и для Ватагина эти стены были той самой Alma mater, связи с которой он не потерял до конца жизни.

В 1904 году, уже будучи студентом университета, он начал посещать классы рисования, организованные известным русским живописцем К.Ф. Юоном. А в Университете его, как сказали бы сейчас, «научным руководителем» стал знаменитый профессор Михаил Александрович Мензбир — зоолог, зоогеограф, основатель российской орнитологии. Рисовальные таланты студента Ватагина не укрылись от его внимательного глаза, и профессор поручил ему иллюстрирование своих научных трудов.

В 1908 году Василия Ватагина отправили в командировку за границу, для создания серии иллюстраций для Зоогеографического атласа. Ватагин рисовал животных с натуры в зоопарках и музеях Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Англии. По воспоминаниям самого Ватагина, Мензбир пресекал любые попытки своего ученика к уклонению от науки в искусство: «Что вы мне тут Художественный театр намазали!» Другой профессор — Константин Юон спрашивал молодого живописца: «А где же искусство?» Эти вопросы стали для Василия Ватагина главным творческим противоречием в жизни.

Василий Ватагин всегда говорил, что ему не хватало специального художественного образования. Жизнь все время возвращала его с горних высот чистого искусства, вновь и вновь — к работе в экспедициях, зоопарках, музеях. Но так или иначе — для каждого, кто видит сейчас эти работы очевидно, что искусство находило себе место на этих живописных листах, и можно смело утверждать, что каждый из них — художественное произведение.

В те времена, когда искусство и техника фотографии не достигло еще нынешних высот, когда не было ни фотошопа, ни иных компьютерных программ обработки изображений, биологический рисунок имел почти такую же ценность, как научная работа. В составе практически каждой серьезной экспедиции имелся штатный художник, который был обязан вести изобразительный дневник экспедиции, зарисовывать животных и растения, анатомические исследования и многое другое. Руками живописцев создавалась самая настоящая фундаментальная наука, дававшая пищу для последующих исследований современников, а иногда незаменимая и по сей день.

Степень точности, подробности и достоверности старых зоологических и сравнительно-анатомических атласов переоценить просто невозможно для любого исследователя. А для того, кто обладает художественным зрением, очевидно изящество, особая эстетика научного рисунка, дававшаяся не каждому живописцу или графику — а только ученому-художнику. Эти две стороны его труда были неразделимы. Ватагин был одним из таких исключительных творцов, которых во всем мире можно пересчитать по пальцам.

Анна Тихомирова, главный хранитель Зоологического музея МГУ:
«Ватагин был художником в двух ипостасях. С одной стороны — он был мастером научной иллюстрации, когда было необходимо быть максимально приближенным к оригиналу. До сих пор художественные иллюстрации, например, в определителях птиц, имеют гораздо большую ценность, чем фотографии — хотя бы потому, что крайне мало фотографий имеют такой ракурс, что можно видеть все необходимые определительные признаки.

Биологический рисунок всегда выделяет какие-то важные детали для конкретных целей, подстраивает изображение под них.
И вторая ипостась — это Ватагин-художник, который стремился реализовать какой-то свой художественный замысел, сделать то, что не делал никто до него. Эти два начала боролись в нем, как можно понять, читая его воспоминания. Оформление музеев, скорее, можно отнести к научной иллюстрации, в которой он себе что-то позволял. С одной стороны, у него была задача показать что-то, чего нет в экспозиции, дополнить и обогатить ее изобразительные ряды, показать животных в их естественной среде обитания — в пустыне, в море, во льдах. Фриз с динозаврами в зале сравнительной анатомии — один из лучших тому примеров.

Его наброски, которые он делал в зоопарках, где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах — это полноценные «этограммы», зарисовки поз для исследования поведения. Так что, если хорошенько покопаться в рисунках Ватагина — можно многое почерпнуть для современных научных работ. Ватагин видел действительность, видел свои объекты глазами зоолога, обладавшего знанием и пониманием устройства живого. То есть, как зоолог, он рисовал правильно, а как художник — еще и красиво!»

В 1921 г Василий Ватагин принял участие в морской арктической экспедиции Плавучего морского научного института на ледокольном пароходе «Малыгин». Экспедиция в Баренцево море и на Новую Землю длилась 47 дней. Ватагин был художником этой экспедиции и оставил множество рисунков морских и сухопутных обитателей Арктики, полярных пейзажей.

В первые десятилетия XX века Василий Ватагин творил для двух московских музеев, в первую очередь — Дарвиновского, где он, фактически, являлся соавтором создателя музея Александра Котса.

С 1931 года Ватагин — штатный художник Зоомузея МГУ. Этот музей уже сам по себе является огромной постоянно действующей выставкой его анималистической живописи. Живописные панно в фойе являются настоящей визитной карточкой музея. Уникальный живописный фриз на тему истории живого мира Земли украшает один из залов, посвященный сравнительной анатомии животных. Да и вообще, картины Ватагина — более сотни — можно встретить практически по всей постоянной экспозиции.

Зоомузей МГУ обладает самой большой коллекцией графики Василия Ватагина в музейном собрании. Эта коллекция до сих пор не опубликована. Эта выставка — один из первых шагов на пути к тому, чтобы познакомить публику с творчеством этого замечательного ученого-художника. На ней представлено около 100 графических работ В.А. Ватагина из фондов Зоологического музея МГУ, большинство из которых экспонируется впервые, а также скульптура, макеты к книжной иллюстрации, документы, личные вещи и фотографии В.А. Ватагина, сделанные в период его работы в музее, из фондов Зоологического музея МГУ и из личных архивов семьи В.А. Ватагина.

В популяризации творчества Василия Ватагина сегодня сотрудничают два музея, которые хранят большую часть его художественного наследия.

Анна Клюкина — директор Государственного Дарвиновского музея:
«Издать большой альбом творчества Ватагина было бы очень хорошо, и можно было бы объединить усилия двух наших музеев. В Дарвиновском музее мы уже издавали каталог графики Василия Ватагина. У нас немало даже сувенирной продукции с рисунками Ватагина. В общем, мы стараемся популяризировать творчество Ватагина».

До сих пор в МГУ на биологическом факультете студентам — даже тем, кто совершенно чужд всякому художеству — с самого первого курса приходится очень много рисовать. Нужно зарисовывать препараты животных и растений на практикумах, полевых практиках. Это путь первопроходцев классической науки, который воспитывает умение видеть, выделять и запоминать главное — навык, необходимый ученому любой эпохи, не только естествоиспытателям прошлого, но и современным, вооруженным всеми технологиями века. Никакая фототехника не заменит собственных глаз и зрительного запечатления строения живого существа.

Михаил Калякин, директор Зоологического музея МГУ:
«Человек, который приходит в Зоологический музей, он сам того не понимая, сразу берется в плен Ватагиным. Будучи биологом сначала, а только потом художником, он положил первый камень в здание нашей анималистики. Его рисунок — исключительно правильный биологический рисунок. И любой биолог произведения Ватагина воспринимает не просто как художественные работы — потому что с точки зрения ученого они безупречны. С любой точки зрения — как устроено животное, как оно двигается, как устроены его покровы, будь то мех или перья.

Ведь это очень сложно — изобразить птичье перо. Возьмите 5-10 художников, которые рисуют птиц, и сравните — у кого достигнута не только похожесть, но и достоверность, ощущение живого. Могу поручиться, что найдете немногих.

Кстати, параллельно с выставкой Ватагина у нас сейчас действует выставка другого замечательного художника-анималиста, нашего современника Вадима Алексеевича Горбатова. Их работы не похожи друг на друга — но это тот редкий случай, когда оба художника очень любимы зоологами-профессионалами. Оба они — художники-полевики, путешественники, участники многих экспедиций. Вадима Горбатова связывает давняя дружба со многими орнитологами, которых мы все считаем классиками».

Вадим Горбатов, художник-анималист:

Анималистика — это такой странный жанр среди изобразительного искусства. Для него важно иметь какое-то изначальную любовь и восхищение перед природой, перед живыми существами. Врожденный анималист — вечно удивляется и вечно рисует! Это проявляется с детства. А дальше, когда творчество становится уже зрелым, профессиональным, эти самые любовь и восхищение рождают интерес. Тогда художник начинает изучать свой объект, знакомиться с научной литературой, с исследователями. Контакты с профессиональными зоологами ему становятся необходимы. Отсюда возникают дружбы, причем многолетние, совместные путешествия, экспедиции. А есть и другой путь — как у Василия Ватагина, когда ученый, знаток природы, тоже влюбленный в нее с детства, становится художником, но идет он к этому через науку. Этот сплав в анималистах — он очевидный, но независимо от пути, рождается он от восхищения тем миром, который вокруг тебя».

Думаю, что безо всякой натяжки можно сказать, что среди зоологов у нас в стране нет таких, кто не знал бы имени Василия Ватагина. Его картины, висящие сегодня в учебных аудиториях биофака МГУ, вполне можно рассматривать как часть образовательного наследия, как напоминании о связи с поколениями отечественных естествоиспытателей, их видением мира, нашедшем отражение в их научных трудах. Совершенно неведомо как, на уровне неосознанном, Ватагин безошибочно отличается «своими» от многих и многих «чужих». В чем секрет? Вероятно, в том, что художника и настоящих ученых-биологов объединяет огромная любовь к природе, к ее обитателям и вера в ее мудрость и красоту.

Зоологический музей МГУ (не путать с и музеями) находится в самом центре Москвы. Его адрес ул. Большая Никитская, д. 6, на пересечении с Никитским переулком. Добраться сюда с учетом вечных московских пробок лучше всего на метро, от станций Охотный ряд или Библиотека имени В.И.Ленина идти минут пять, не больше.

Часы работы : с 10 до 17 часов, как у большинства , все дни недели, кроме понедельника. Последний вторник каждого месяца – санитарный день.

Цены на билеты : для взрослых - 100 рублей, для школьников, пенсионеров и студентов – 50 рублей, для дошкольников 10 рублей.

Музей расположился в историческом здании, которое было построено специально для него в 1902 году. В 70-80-х годах прошлого столетия здание реконструировали (внешнего вида это не коснулось), залы стали просторнее, увеличилась площадь музея.

Изначально Зоологический музей формировался как Естественнонаучный кабинет при Московском Государственном Университете. Затем из него выделилась зоологическая часть, которая на тот момент и составила основную коллекцию музея, которая постоянно пополнялась и пополняется до сих пор. На сегодняшний день она насчитывает 4,5 млн. экспонатов.

Весь музей условно разделен на три большие составляющие, которым соответствуют отдельные залы музея. В так называемом Нижнем зале сосредоточено большинство животных – от одноклеточных инфузорий до пресмыкающихся. В Верхнем зале можно увидеть птиц и млекопитающих. Также на втором этаже находится Костный зал, название которого говорит само за себя.

Перед посещением лучше выбрать себе какую-то определенную цель – например, сегодня вы осмотрите морских обитателей, в следующий раз млекопитающих, в третий – насекомых. К тому же цена билета достаточно демократичная и располагает к многократным визитам. Еще лучше – заказать экскурсию. Зоологический музей предлагает более 30 различных тематический экскурсий; выбор зависит только от того, кто вам больше нравится – звери и птицы, к примеру, или пресмыкающиеся. Правда, экскурсоводы здесь попадаются разные: бывает так, что заслушаешься, но встречаются и довольно-таки унылые, от рассказа которых хочется зевать. Тематическая экскурсия для группы школьников стоит 1500 рублей, столько же будет стоить индивидуальная экскурсия. Для группы взрослых стоимость экскурсии составит 2500 руб.

Конечно, если вы уже вышли из детского возраста и не являетесь фанатом Discovery и Animal Planet, то подумайте, прежде чем сюда ходить, музей может разочаровать – кроме собственно чучел животных и их скелетов, засушенных насекомых, останков моллюсков тут ничего нет. Дети, как правило, пребывают в восторге от музея. Еще бы, ведь тут им можно показать и панду с детенышем, и семейство белых медведей, и лошадь Пржевальского, и ярких бабочек, и огромных жуков. Дети обычно пристают с вопросом: «А они настоящие?» Да, тут все самое настоящее. Нельзя не отметить высокое мастерство художников-таксидермистов (это такие люди, которые изготавливают чучела животных). В голове не укладывается, каким образом тушку мертвого животного можно превратить во вполне себе живенького зверька с блестящими глазками. Смотришь на волка – как будто он сейчас на тебя набросится.

Связанная с обилием чучел особенность музея – устойчивый запах нафталина, как из бабушкиного сундука. Коробочки с нафталином (а может быть это еще какой-то химикат, но пахнет именно как нафталин) стоят рядом с каждым чучелом. Все чучела, кстати, под стеклом, поэтому фотографировать их не очень удобно из-за бликов.

Вообще в целом Зоологический музей МГУ оставляет какое-то странное впечатление. Такая академическая атмосфера мало где осталась в Москве, разве что в Ленинской библиотеке, да и то там нынче все электронное, а тут кажется, что попал в 80-е годы прошлого века. Единственное, что напоминает о настоящем – всюду торговые лотки со всякой сувенирной всячиной на зоологическую тему.

В заключение хотелось бы сказать, что в Зоологическом музее на Большой Никитской незаслуженно мало посетителей. А ведь музеев сугубо познавательного, а не развлекательного характера становится все меньше. Зоологическйи музей - один из них, при чем он входит в десятку самых крупных музеев мира в своей тематике и является вторым по величине зоологическим музеем России после Петербургского.

Научно-исследовательский зоологический музей МГУ им. М. В. Ломоносова -один из самых старых музеев столицы. Он был основан в 1791 году. Изначально это было университетское собрание пособий по естественным наукам. В дальнейшем коллекция экспонатов сильно увеличилась. Для размещения новой коллекции в начале ХХ было построено новое здание на Большой Никитской улице. На сегодняшний день Зоологический музей в Москве является одним из самых крупных музеев естественно-исторического направления в мире. По своим размерам в России он занимает второе место после Санкт-Петербургского зоологического музея.

Очень комфортно чувствуешь себя в просторных залах музея. Здесь интересно и взрослым и детям. Все многообразие живого мира планеты представлено более 10 000 экспонатами.

Начинается экспозиция одноклеточными животными, а заканчивается высшими формами жизни.

На первом этаже музея можно увидеть земноводных, рептилий, насекомых, загадочных жителей мирового океана. В одном из залов размещается экспозиция раковин. Очень красивые. У меня получились неплохие фотографии. Впечатлили бабочки необыкновенных форм и расцветок.

На втором этаже располагается «Костный зал». В нем собраны скелеты животных различных зоологических отрядов. Интересно сравнить скелеты современных животных с вымершими много тысяч лет тому назад, такими, как мамонты в .

Но, наверное, самый интересный зал на втором этаже, где собраны млекопитающие со всего мира.

Конечно, это не зоопарк, где интересно понаблюдать за живыми медведями, волками, тиграми и другими животными. В зоологическом музее только чучела и скелеты животных. Изучая экспозиции музея, не нужно забывать, что все экспонаты являются собранием пособий по естественным наукам.

В музее ведется интенсивная научная работа. Известные отечественные и зарубежные ученые сотрудничают с музеем. В Зоологическом музее размещается огромная библиотека, в которой собрано более 200 тысяч книг и материалов по биологической тематике.

В музее регулярно проходят экскурсии, лекции, работает кружок юных натуралистов.

Залы музея

Крокодилы

Сетчатый питон

Витрина с заспиртованными пресмыкающимися

Витрина с кораллами разных форм и размеров со всего света

Гребнистый крокодил

Иероглифовыый питон

Гофер-полифемус. Юго-восточная часть США

Слоновая черепаха. Галапагосские острова

Омар обыкновенный

Краб камчатский

Стромбус

Харония тритона

Морские звезды

Прионоцидарис двушиповатый

Пентакринус

Сельдевая акула

Европейский пилорыл

Стерлядь

Сибирский осетр

Латимерия. Единственный представитель вымерших кистеперых рыб. Индийский океан по восточному побережью Африки

В вестибюле музея размещен очень интересный экспонат — чучело индийской слонихи Молли. В послевоенные годы она жила в Московском зоопарке. Первый в мире детеныш, рожденный в неволе в августе 1948 года, был слоненок слонихи Молли.

Еще один экспонат, впечатляющий своими размерами, скелет самца редкого шерстистого мамонта. Найден он был в Якутии в 1973 году. Это последний вид мамонта, жившего на планете. Скелет имеет интересную особенность. Имеется дефект одного из бивней. Скорее всего при жизни животное получило в драке серьезную травму костей лицевой части черепа, что и повлияло на неправильное развитие бивня. Но это не помешало дожить животному до преклонного возраста.

Уникальная картина-аппликация «Герб Российской империи» (1842 год) из жуков и бабочек. Личный подарок жителя города Любавы (Словения) Ф.Й. Шмидта московским естествоиспытателям.

Сотрудники музея

Рабочий кабинет ученого

Цитата из произведения Михаила Булгакова «Роковые яйца»

Зал сравнительной анатомии

Скелет индийского слона

Скелеты крупных животных выставлены рядом для сравнения.

Скелет индийского носорога

Витрины со скелетами мелких животных

Скелет бегемота

Скелет зубра

Витрины со скелетами

Череп бабируссы с чрезмерно развитыми клыками

Скелет жирафа

Наши «предки» по Дарвиновскому учению (происхождение человека от обезьяны). Симпатичные 🙂

Череп человека. Учебное пособие XIX века.

Очень интересные старые книги и научные труды

Рысь из Клинского уезда Московской губернии. Работа Ф.К. Лоренца 1886 год

Ястребиная сова. Работа Ф.К. Лоренца 1886 год

Межняк (гибрид глухаря и тетерева). Работа Ф.К. Лоренца 1886 год

Зал крупных млекопитающих животных и птиц. На мой взгляд, самый интересный.

Лама. Южная Америка, центральная часть Анд. Известна только как домашнее животное, одомашнена около 4500 лет назад.

Великолепные зубры

Витрины с разными козочками и баранами

Индийский замбар. Индостан, юго-восточная Азия

Кабарга. Горные хвойные леса центральной, восточной и северо-восточной Азии. Один из подвидов включен в Красную книгу СССР.

Удивительно как сделаны эти чучела, как хорошо сохранились.

Череп бегемота (для сравнения)

Лесная поляна с косулями

Губки «бантиком»

Мама с детенышем

Шикарные рога

Самка кабана с детенышами

Северные олени

Поймал на обед рыбку

Мангуста и кобры. Изделие народных мастеров Индии. Жуткое зрелище.

Не перестаю удивляться, как мастер смог сделать чучела животных в движении?

Охотник с добычей в зубах

Самка леопарда с детенышами

Семейство львов

Семейство тигров

Красивая киска

Рыжая рысь. Запад Северной Америки.

Манул. Горные пустыни и степи Центральной Азии. Вид занесен в Красную книгу СССР.

Белая медведица с медвежонком

Семейство гиеновых

Волк — зубами щелк

Бурый медведь

Муравьед и др.

Морской леопард. Моря окружающие Антарктиду.

Серьезное «лицо»

Куда-то уходит

Плащеносная райская птица. Новая Гвинея.

Веероносный голубь. Новая Гвинея.

Странствующий голубь. Северная Америка. Истреблен в конце XIX — начале XX вв.

Малайский колао

Продольный разрез черепа двурогого колао.

Дрофа. Токующий самец. Южная Европа, степи Азии, Северо-западная Африка. Вид включен в Красную книгу СССР.

Залы музея

Витрины с пернатыми

Глухарь. Леса Евразии.

Птенец вылупился. С Днем рождения! 🙂

Семейство соколиных

Фламинго

Пеликаны

Цапли, аисты и др.

Гуси-лебеди

Страусы и др.

Чайки, альбатросы и др.

Пингвины

Доисторические птички

Зоологический музей МГУ официальный сайт:

zmmu.msu.ru

Режим работы:

Музей открыт для посещения с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00) Четверг с 13.00 до 21.00 (касса до 20.00) Выходной день - понедельник Санитарный день - последний вторник каждого месяца

Стоимость билетов:

для школьников, студентов и пенсионеров - 100 руб. для взрослых - 300 руб. биолекторий - 100 руб.

Зоологический музей МГУ на карте

Адрес: ул. Большая Никитская, д. 6 Проезд: до станций метро «Охотный ряд» или «Библиотека им. В.И. Ленина», далее пешком

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения