Почему на афоне не едят мясо. Чем питаются монахи? Полное меню

В IVвеке, при императоре Константине Великом, христианство стало государственной религией Римской империи. В результате этого в христианской среде стали появляться новообращенные язычники, чей образ жизни был далек от чистоты веры. Тогда некоторые ревностные христиане, удаляясь от мирских соблазнов, стали уходить в пустыни. Так было положено начало монашеству или по-русски иночеству, то есть иному, духовно совершенному образу жизни.

О том, что же такое монашество, мы беседуем с игуменом Игнатием (Душеиным) , благочинным VIII округа Калужской епархии.

Отец Игнатий, как правильно переводится слово «монах»: «один», «одинокий» или «единое»?

Думаю, правильнее будет сказать «уединенный». Не одинокий , в смысле отсутствия компании, а уединившийся от мира и суеты. Под словом «мир» следует понимать не человеческое общество (иногда духовно цветущие монастыри находились в столичных городах), а, как пишут святые отцы, «совокупность страстей» человеческих.

Вот что об этом пишет святой, которого называют наставником современного монашества, а его творения - азбукой духовной жизни, святитель Игнатий (Брянчанинов): «Монах значит уединенный, кто не уединился в самом себе, тот еще не уединен, тот еще не монах, хотя бы и жил в уединеннейшем монастыре…»

Монашество есть стремление к христианскому совершенству. Принимающий монашество отрекается от всего, чтобы достигнуть главного - совершенства внутренней жизни, евангельского образа, настоящего смирения.

Собственно, в любом виде деятельности серьезного успеха можно достичь, только отказавшись от чего-то. Спортсмены держат диету и тренируются, ученые часто совершенно забывают о семье - всё ради какой-то своей цели. Так и в монашестве: то, что мы называем аскезой, самоотречением, возникло естественно, как необходимое условие достижения духовного совершенства.

Какова история развития монашества?

Как это ни удивительно, монашество возникло, окрепло и расцвело после окончания гонений на христианство. Я полагаю, что этот факт - тупик для неверующих историков. Если бы оно возникло во время гонений - это бы было понятно: бежали, мол, христиане из городов от гонителей, вот так и появились монахи. Но мы видим другое. «Отец монашества» - святой Антоний Великий - еще застал последнее гонение (узнав о гонении на христиан, святой Антоний срочно пришел в столицу Египта Александрию с целью пострадать за Христа), но уже в середине его долгой жизни монахи уходили в пустыню из христианской Империи.

«Когда гонения прекратились, то жизнь христиан посреди градов изменилась, ослабла. Веру христианскую принимали не всегда по одному убеждению, но весьма часто по обычаю… общество христианское посреди градов изменилось… явился лик монашествующий», - читаем у святителя Игнатия.

Монашество было изначально движением мирян, многие века оно никак не было связано со священством. Люди просто желали духовного совершенства, глубокого покаяния, настоящего наставничества и шли в пустыни к гигантам духа, к духоносным наставникам, слава о которых облетала христианский мир. Шли, чтобы спросить совета у любвеобильного Макария Великого или поступить в послушание к Авве Пахомию, чтобы взглянуть на всегда молчащего бывшего царского сановника Арсения или поучиться смирению и целомудрию у бывшего убийцы и блудника святого Моисея Мурина.

Первоначально никакой иерархии среди монашествующих не было. Первые монахи были не начальниками, а именно отцами своим ученикам. Отсюда и закрепившееся наименование настоятелей монастырей: «авва» - отец.

Авва не имел власти административной, он был духовным авторитетом, его святость была подтверждена непорочным житием и любовью к ученикам. Авву избирали сами монахи, ибо как можно назначить отца? Потом старшинство в монастыре стало должностью. На нее стали назначать. Так и возникла иерархия.

Но всегда там, где во главе обители оказывался святой, снова возникала такая же семья, что и в древних обителях Фиваиды и Скитской пустыни. И братия снова любила своего авву как отца. Вспомним: когда преставился преподобный Пафнутий Боровский (напомню, что преподобный Пафнутий скончался 14 мая 1477 года 83 лет от роду), братия так рыдала о своем строгом настоятеле, что никто не мог прочитать заупокойной молитвы.

- Какие обеты принимают монахи?

Если вчитаться в текст чина монашеского пострижения, то монах отрекается вообще от жизни по страстям. Он вступает как бы в Воинство Небесное. Если же подходить формально, то обетов можно выделить три: обет послушания - отказ от жизни по своему хотению; обет нестяжания - отказ от личной собственности; и обет безбрачия - отказ от семейной жизни. В идеале разрыв этих связей с «миром» должен дать человеку свободу для духовного делания, отрезать все житейские попечения. Инок руководствуется словами Самого Спасителя: «…Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной». В знак отречения от мира и нового духовного рождения иноку дают новое имя.

- Все ли монахи не вкушают мяса, или это отдельный обет?

Монах дает обещание поста. Если околоцерковное сознание понимает слово «пост» чисто гастрономически, то в понимании Церкви слово «пост» многозначно. Оно может касаться только пищи, а может означать полноту правильной телесной жизни: «Под именем поста должно разуметь не одно воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных начинаний» . Так что специального «мясного обета» у монахов не существует.

Неядение монахами мяса - это традиция. Но она также рождена духовным опытом. Настоящие подвижники хорошо знали тесную связь духа с телом. Через тело можно влиять на душу и послабления телу сразу расслабляют дух. Понимание поста в православии основано именно на знании этой связи.

«Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он - в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум… должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела» .

Для монахов пост никогда не был самоцелью, только средством. Но очень сильным и действенным. Поэтому мясо - как самый «горячащий кровь» продукт - прямо запрещалось многими монашескими уставами.

Особо «чтилось» неядение мяса монахами в России. Еще в 17-ом веке сопровождающий Антиохийского Патриарха в Россию его племянник-иеродиакон сетовал на «постность» русских послепасхальных розговен: монахам, мол, русские мясо не предлагают.

Об «особом» отношении к мясу в России даже мирян писал и Святитель Игнатий: «Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтобы они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтобы употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда» .

Каков уклад жизни в монастыре?

Укладов всегда было множество. Монашеская жизнь строилась не «сверху», по чьему-то спущенному циркулярному письму, а «снизу». То есть монастырские уставы древности, коих было множество, возникли как плод настоящей подвижнической жизни. Монашеская жизнь имела самые разнообразные формы.

Были монахи отшельники, которые жили в совершенном одиночестве. О множестве из них мы и не знаем, так как некому было сообщить об их подвигах и трудах. Были странствующие иноки.

Был «скитской» тип монастырей - в таком монастыре каждый монах жил, трудился и питался самостоятельно, но был под руководством старца-наставника и участвовал в общей молитве.

Были «киновии» - общежительные монастыри (на Руси таковыми были почти все, а в настоящее время практически 100 процентов наших монастырей). В таком монастыре братия трудится и молится вместе, пищу и одежду получает в монастыре, не имеет никакого имущества, подчиняется настоятелю.

Расскажите, пожалуйста, об основных проблемах современного монашества.

Самая главная проблема - отсутствие или скудость духовного руководства. Настоящее монашество возможно только в преемстве от наставника к ученику. Самочиние недопустимо.

По слову святителя Игнатия: «Самочинное монашество - не монашество. Это - прелесть! Это - карикатура, искажение монашества! Это - насмешка над монашеством! Это - обман самого себя! Это - актерство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святого Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны».

Исчезли наставники, прервалось преемство. Массовое восстановление обителей, многочисленные постриги и золоченые купола не заменят наставника, который уже прошел путь духовной брани и может научить других. Его вообще ничто не заменит.

Можно открыть сотни великолепных колхозов и богаделен, постричь и разодеть в красивые одежды массу мужчин и женщин - и назвать всё это возрождением монашества. Но монашество немыслимо без духовного руководства. А руководить может только тот, кто сам был руководим. Замкнутый круг.

Иногда в истории этот круг разрывался милостью Божией. Так было при преподобном Сергии Радонежском. Он получил дар руководства, не имея руководителя, и стал руководителем нескольких поколений русских монахов. Так было и с преподобным Паисием Величковским - именно от него пошли Оптинские старцы. Но эти и подобные случаи - исключения, только подтверждающие правило.

Есть и еще проблемы. Удивительную силу у нас имеет внешность. Именно она становится мерилом духовности в глазах многих наших современников. Монашеская одежда, к примеру, которая возникла как отказ от красивых и дорогих нарядов - стала сама красивой и дорогой. Внешний вид монаха - длинные волосы и борода - первоначально произошел от некоего небрежения к себе, потому что подвижникам просто не было дела до своего внешнего вида. Но теперь, глядя в некоторых монастырях на холеные расчесанные бороды, начинаешь думать, что в монашеской аскезе современности стало одним подвигом больше…

В чем заключается духовная брань монаха?

В общем, брань у всех христиан одна: со своими немощами, грехами, гордыней. С духами злобы поднебесной. Просто у монаха в идеале эта брань идет на другом уровне. Если в обычной жизни человек старается удержаться от греховных дел и слов, то монах призван одержать победу в самом источнике греха, там, где рождаются мысли и волевые решения. В духе, в уме - в том духовном «месте», которое святые отцы называли «сердцем» человека - там и идет брань монаха. Хотя надо отметить, что там же должна идти брань у всех нас.

Святитель Феофан Затворник учил: «Бог внемлет уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешнюю молитву с внутренней, - не монахи, а черные головешки. Тот монах не имеет печати Христовой, который не знает (или забыл) делание Иисусовой молитвы». Владеют ли современные монахи искусством умного делания Иисусовой молитвы?

Молитва - это не цель, а средство. Если молитва стала целью - может произойти беда: молитва ради молитвы. Но с другой стороны без этого средства и само спасение немыслимо. Поэтому так много внимания уделяли древние монахи молитве. О ней написаны тома, ей учили годами. Все тончайшие перипетии и сложности молитвенного пути были изучены и описаны святыми. То есть теми, кто этот путь успешно освоил.

И святые отцы пишут, что действительно молитва - показатель духовного состояния человека. По тому, насколько человек научился молиться, можно судить о его духовном росте или, напротив, - о духовной деградации. Ведь по-разному можно молиться. Молился и знаменитый фарисей из притчи Христовой «о мытаре и фарисее». Он молился и благодарил Бога за то, что он лучше всех на свете. Такая молитва тоже много может рассказать о состоянии духа человеческого…

Что же касается молитвы современных монахов, то Бог ведает, кто как молится. Никогда никто из святых отцов не рекомендовал молиться напоказ или даже рассказывать о своем опыте. Поэтому вряд ли мы узнаем у монахов об их «искусстве».

Правильно ли я понял слова святителя Игнатия (Брянчанинова), что в нынешнее время абсолютное послушание духовнику нельзя практиковать даже монахам?

Действительно, святитель Игнатий очень много внимания уделял этому вопросу. Наблюдая явное оскудение наставников умного делания, он пришел к выводу, что время абсолютного послушания ушло вместе с духоносными наставниками: «Преподобный Григорий Синаит, живший в XIV столетии по Рождестве Христове, когда прибыл на Афонскую гору, то нашел, что многочисленное монашество ее не имеет никакого понятия об умной молитве, а занимается лишь телесными подвигами, совершая молитвы лишь устно и гласно. Преподобный Нил Сорский, живший в конце XV и начале XVI века, посетивший также Афонскую гору, говорит, что в его время число внимательных молитвенников оскудело до крайности. Старец архимандрит Паисий Величковский переместился на Афонскую гору из Молдавии в 1747 году. Он… беседовал со многими старцами, которых признавало общее мнение Святой Горы опытнейшими и святыми иноками… оказалось, что они не только не знали о существовании таких писаний (об умной молитве), но даже не знали имен святых писателей…»

Вот что писал святитель Игнатий о жительстве в наше время: «По учению отцов, жительство…, единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий; этот совет опять должно поверять по писанию отцов. Отцы первых веков Церкви особенно советуют искать руководителя боговдохновенного… Отцы, отделенные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет своих предшественников, уже жалуются на редкость боговдохновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей, и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют боговдохновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещают в руководство Священное и Святое Писание, проверяемый по этим писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных и сожительствующих братий».

Об «игре в послушание» он писал очень резко и грозно: «…душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований; да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть…»

«Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит…»

Это всё, конечно, не распространяется на «послушания» административного характера - то есть различные хозяйственные работы в монастыре или церковные службы. Речь идет о древнем монашеском делании - безусловном послушании духоносному наставнику. Вот такое послушание в наши дни совершенно невозможно.

Думаю, что в наше время так сказать нельзя. И жизнь в монастырях теперь перестала быть такой «экстремальной» как в древности, и жизнь в миру стала намного труднее в духовном плане. Я просто преклоняюсь перед своими друзьями - женатыми священниками. По моему мнению, они несут гораздо более тяжкий крест, чем я. Мне нужно смиряться только перед архиереем, а им ежедневно еще и перед женами…

А если серьезно, то благочестивая жизнь в миру стала в наше время величайшим подвигом, а воспитание в вере детей - отчаянным героизмом, подвижничеством, исповедничеством.

Что такое монашество в миру?

Я не понимаю, что это такое и считаю, что настоящее монашество возможно только в монастыре и только под руководством духовно опытного наставника. В миру можно и нужно жить по-христиански - заповеди ведь для всех одинаковые. Но не за чем называть такую жизнь монашеством - только гордыню лишнюю наживешь. Неужели нам мало называться христианами?

Что нужно для того, чтобы стать монахом?

Я однажды спросил об этом у одного замечательного христианина, профессора Московской духовной академии. Он сказал: «Помните явление Христа воскресшего эммауским путникам? Как они говорили потом: не горело ли в нас сердце, когда Он говорил нам из Писания? Вот при таком горении сердца только и можно становиться монахом». И я полностью с этим согласен. Остальное всё - приложится. «Имеющим холодное и колеблющееся произволение стро­го воспрещено вступление в монашество», - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Но я бы предостерег всех, даже при горении сердца, от поступления в монастыри, где нет правильного духовного руководства.

Если боголюбивый молодой человек решил уйти в монастырь, а его родители против, как ему следует поступить? Является ли в данном случае мнение родителей решающим?

Смотря по какой причине родители против. Когда юный Варфоломей - будущий святой Сергий Радонежский - просился в монастырь, его святые родители тоже были против. «Сначала похорони нас» - ответили они ему, и святой отрок послушался. Они были христиане и одного духа с ним.

Если же родители против потому, что они просто другого духа и считают и Церковь, и монашество глупостью, то тут можно и не послушаться их. Когда человек взрослый и родители не нуждаются в материальной помощи от него - можно уйти в монастырь и против их воли. Ничто не должно вставать между человеком и Богом. Спасение души - высшая ценность и даже кровные родственники не имеют права препятствовать этому. Именно про такие случаи сказано и враги человеку домашние его (см. Мф. 10, 36).

От некоторых светских людей, не понимающих, что монашество - это «цвет Церкви», слышал, что в монастырь уходят только люди, несостоявшиеся в жизни. Что на это можно сказать?

Слово «только» здесь заставляет предположить, что эти «светские люди» заглянули в каждое сердце. А это заведомо делает такие утверждения ложью. В монастыри уходят по множеству причин. Много и таких, кто уходит из неправильных побуждений - от несчастной любви, от неудач, от мечтательности и т. д. Еще святитель Игнатий писал о них: «все, сколько их знаю, поступившие в монастырь по каким-либо обстоятельствам внешним, а не по призванию, бывают очень непрочны и непременно оставляют монастырь с большими неприятностями для монастыря и для себя».

«Призвание» - это когда горит сердце к Богу. Когда человек жаждет всё оставить, лишь бы обрести открывшуюся ему Истину в полноте.

«Буду верить в Тебя, буду всеми силами исполнять Твои заповеди, буду страдать за веру в Тебя, откажусь от всего и от всех - от личной жизни, от родных - и только Ты, Господи, не откажись от меня, не попусти мне потерять веру и мужество, не попусти возроптать на Тебя, если постигнут слишком тяжкие скорби и страдания свои или близких моих, даруй мне возлюбить Тебя всем сердцем», - писал исповедник ХХ века игумен Никон (Воробьев).

В каком возрасте лучше принимать монашество, и какой для этого должен быть основной мотив, чтобы потом в своем выборе не раскаяться?

Монашеские постриги до тридцати лет разрешены только в учебных духовных заведениях - семинариях и академиях. Это не случайно. Чтобы принять такое ответственное решение, нужно достичь определенного возраста и приобрести жизненный опыт. Кроме этого, нужно иметь достаточный опыт монастырской жизни. Как правило, не постригают тех, кто не прожил в монастыре хотя бы лет пять. За это время человек должен испытать свое произволение.

Люди, желающие поступить в монастырь, иначе говоря, послушники , сначала проходят длительные предварительные испытания своих намерений и сил, готовясь дать невозвратные обеты Господу. Если послушники оказываются способными стать монахами, то их с установленными молитвами облекают в неполное одеяние инока, что называется рясофором , то есть правом ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.

Действительно ли монашеские обеты даются человеком раз и навсегда, и что даже тот монах, который сложил с себя иноческое одеяние и вступил в брак, продолжает оставаться монахом, но монахом падшим, живущим во грехе? Правда ли, что бывшие монахи не могут быть обвенчаны в храме?

Бог никого ни к чему не принуждает, Ему ценна добровольность и свобода наших жертв. Не может быть никакого насилия и в монашестве. Вот что пишет об этом святитель Игнатий: «Пребывание в монастыре без искреннего желания вести жизнь монашескую и потому устраняя от себя то поведение, которое требуется правилами святых отцов, может служить только вредом и поведет насилуемого к такой жизни к самым печальным последствиям».

«Лучше выйти из монастыря и проводить в мире жизнь, соответствующую своему расположению, нежели, живя в монастыре с враждебным к нему чувством, проводить жизнь, нисколько не сообразную с монашескими правилами, чего неминуемым последствием обыкновенно бывает самый ужасный разврат».

Я знал людей оставивших монашество. Это, конечно, их личная духовная трагедия. Но это, по крайней мере, честно.

Насчет венчаний - думаю, что лучше вести человеку благочестивую жизнь в миру, чем лгать себе и ближним в монастыре. Я бы обвенчал бывшего монаха с радостью.

Каким должен быть истинный монах?

Истинным христианином. Собственно в этом - всё монашество. Надо помнить главное, как сказал святитель Игнатий: «важность - в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству».

Беседовал Андрей Сигутин

Есть в Греции Святая Гора Афон. Общедоступные известные факты о ней следующие: Афон – это т.н. монашеская республика, куда допускаются исключительно лица мужского пола. Там очень много монастырей и, соответственно, монахов.
А малоизвестным фактом является то, что почти все монахи на Афоне очень худые. За исключением считанных лиц, от природы обладающих крупной конституцией, остальные очень стройные.
Понятно, что внешняя привлекательность или пропорции тела стоят для монашествующих на самом последнем месте. Тем не менее, достаточно человеку прожить на Афоне более года, как фигура его становиться худощавой. Как такое получается, если люди совсем не прилагают никаких усилий избавиться от жировых отложений?
Ответ крайне прост. И, самое интересное, это можно использовать в миру для достижения желаемых пропорций тела с гарантией. По сути – это самый лучший способ похудеть.

Прежде всего, необходимо знать, что монахи на горе Афон питаются всего лишь дважды в сутки.
Казалось бы, это в корне противоречит укоренившемуся в теории правильного похудения дробному питанию, когда питаться для избавления от жировых отложений предлагается 5-6 и более раз в день маленькими порциями.
Монахи едят 2 раза в день и худеют. За год они избавляются от всех накопленных жировых запасов, становятся стройными. Буквально ни жиринки.
Для того, чтобы понять, в чем причина похудения монахов, необходимо рассмотреть их рацион питания.
1. Возможно, многие не знают, но монахи не едят мяса. Совсем.
Рыба разрешается только по большим праздникам.
Т.е. в рационе питания почти полностью отсутствуют животные белки. А животные белки являются тем строительным материалом, который стоит мышечные структуры.
Конечно, и в растительных продуктах присутствуют белки. Однако обычно это неполноценные белки, в которых не хватает одной или нескольких незаменимых аминокислот – тех белков, которые должны поступать из пищи.
В итоге, при недостатке белков в рационе, страдает мышечная композиция. Попросту говоря, мышцы уменьшаются. Это сказывается и на весе тела, и на объемах. И это причина, но не главная.
2. Теперь посмотрим, что бывает на столе у монахов афонских монастырей.
Много помидоров и огурцов. Ешь сколько хочешь. Только калорийность что помидоров, что огурцов крайне мала. И белков и углеводов там по минимуму.
Много оливок, но не тех, к которым мы привыкли, зеленых и сочных. Греческие оливки обычно темно-бардового цвета (как наши маслины), с косточкой, большого размера и очень соленые. Короче, много не съешь. А если съешь, то не насытишься.
Еще на столе хлеб грубого помола – отличный источник пищевой клетчатки.
И какая-нибудь каша – отличный источник медленных углеводов.
Масло если и бывает, то только растительное, оливковое. Но это по праздникам. В обычные дни едят без масла.
В итоге получается, что ежедневный рацион содержит малое количество растительного белка, крайне малое количество растительных жиров и достаточное количество медленных углеводов.
3. Дни, когда в пищу предлагается рыба, морепродукты или какие-то другие монашеские деликатесы можно не брать в расчет.
С одной стороны это как разгрузочный день, только в другую сторону. Разгружает психику от аскетического питания.
С другой стороны дает такие необходимые полноценные белки, которые организм запасает в условиях дефицита с утроенной скоростью.
4. Калорийность питания получается крайне низкой.
Точно сложно сказать, но за два приема вполне можно съесть 1000 ккал, даже больше, если позволит количество пищи, которое ограничено.
Что получается?
Постоянная низкая калорийность питания, совмещенная с обычной или повышенной физической активностью (напомню, что монахи редко сидят без дела, у каждого есть свое т.н. послушание), а также крайне низкое количество белка в рационе очень быстро делают свое дело.
Тело худеет, сбрасывает лишний жир, теряя при этом значительный объем мышечной массы из-за недостатка полноценного белка.
По сути, монахи – это суровые вегетарианцы, которые помимо отказа от животных продуктов сидят и на сниженной калорийности питания.

Самое интересное, мы можем с успехом воспользоваться опытом афонских монахов для своих нужд. Сейчас речь идет не об аскезе, хотя в этом их опыт намного более широк, чем в области похудения.
Тем не менее, именно приняв к сведению рацион питания монашествующих, немного подкорректировав его, мы сможем также легко избавиться от жировых запасов.
Нужно лишь максимально исключить из рациона питания животные жиры и быстрые углеводы. А для того, чтобы не терять мышечную массу, добавить в ежедневный рацион животные белки с минимальным содержанием жира. Например, куриную грудку или обезжиренный творог.
Наш рацион питания может содержать почти любое количество помидоров и огурцов, которые создадут необходимый объем в желудке и на некоторое время избавят от чувства голода.
Приблизительно это будет выглядеть так :
Утро : каши на воде, животный белок (любого вида, где мало жира), огурцы, помидоры, чай/кофе без сахара. Всего 300-400 ккал.
День : макаронные изделия из твердых сортов пшеницы, животный белок, огурцы, помидоры, несладкие напитки. Всего 300-400 ккал.
Вечер : гречка/рис, животный белок, огурцы, помидоры, несладкие напитки. Всего 300-400 ккал.
Придерживаться такого рациона питания следует до момента достижения желаемого веса. После этого переходить к правильному питанию.

С недавних пор я стала замечать, что говоря о продуктах, блюдах «монастырский…», или «как монастырский…», люди подразумевают: «качественный», «настоящий», «вкусный». Мед, хлеб, обед…

Наблюдая уже специально, бросилось в глаза, что тенденция эта не только расширяется, но и уже используется различными производителями продуктов, добросовестными и не очень. Тогда и встал вопрос: что же представляет собой современная монастырская пища, монастырские продукты? Что стоит за признанием потребителя - традиционное уважение к религиозному образу жизни, исключающему обман и леность, или отсутствие внятных государственных ориентиров качества, тех же ГОСТов, к примеру?

За ответами на эти вопросы мы обратились к отцу Михею , иеромонаху Свято-Данилова монастыря. Путь, который привел этого замечательного человека к церкви, был не прост.

Наш собеседник
Иеромонах Михей, в миру Гулевский Александр Петрович, родился 22.11.1964 в г. Ростов-на-Дону. После окончания школы в 1980г. поступил в Ростовское Училище Искусств, специализация «Аккордеон», окончил его в 1984 г. 1984-1986гг.- служба в армии в ВДВ.

С 1987 по 1988гг. отец Михей прислуживал пономарем в храме, а в 1988г. поступил в семинарию, которую окончил в 1991г. В этом же году поступил в Троице-Сергиеву Лавру послушником, а в 1992 г. переведен в Данилов монастырь.

Послушания в монастыре: 2 года в иконной лавке, в течение 10 лет с 1994г. строительство скита и пасеки в Рязанской области, с 2004г. - келарь в Даниловом монастыре, в настоящее время послушание в медовой лавке, в 2-х монастырских магазинах, а также в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.

Начнем с того, что отец Михей был десантником и понятие «горячая точка» знает не понаслышке. Уже, будучи в монастыре, отец Михей исполнял тяжелые послушания: устройство скита в Рязанской области, организация монастырской пасеки, обязанности келаря в самом Свято-Даниловом монастыре и многие другие, о которых я не знаю.

В итоге нам удалось из вопросов и ответов составить картину того, как сегодня живет русский православный монастырь: что производит, чем питается, кого и как кормит.

сайт: Известно, что монастыри на Руси в абсолютном большинстве своем были самодостаточными в производстве, хранении и распределении продуктов. Монастырям принадлежали сады, поля, огороды, пруды и пасеки. Так же с древности сохраняется традиция кормить монастырскими продуктами не только братию, но и работников, паломников, учеников, гостей. Жива ли эта традиция в Свято-Даниловом монастыре сейчас?

О. Михей: От века на Руси монастыри были не только центрами духовной жизни, но хозяйственной тоже. Они мало того, что сами себя кормили, но и вели селекционную работу, выращивали новые сорта растений, искали и находили новые способы хранения и консервации продуктов. Уже много сотен лет монастыри не только сами кормились, но и широко помогали нуждающимся. Как в обычное время, так и, особенно, в военные года, в неурожайные периоды, во времена эпидемий.

В монастыре по-другому и не бывает: на сегодняшний день хозяйство Свято-Данилова монастыря ежедневно кормит до 900 человек. Братии у нас - чуть более 80, работники из мирян - почти 400. И еще паломники, гости монастыря, нуждающиеся - каждый день монастырская кухня, с Божьей помощью, дает пропитание всем этим людям.

Большинство продуктов, которые у нас есть - собственного производства. Это и мука, с монастырских полей в Рязанской области, и овощи, и фрукты, и мед. Рыбу мы в основном покупаем пока, но хотим там же, на землях скита, вырыть пруды и запустить на выращивание рыбу. Коровок держим - на масло, творог, молоко. Мяса ведь в монастыре не едят.

сайт: С чего началось возрождение монастырского хозяйства?

О. Михей: Возрождение монастырского хозяйство началось с момента передачи его Церкви в 1983 году. За пять следующих лет монастырь в целом был восстановлен, и вместе с ним стало функционировать обеспечивающее его хозяйство. Однако, до действительно самостоятельной структуры, производящей, сохраняющей и питающей - до этого всего мы и сейчас только идем.

До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди - и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле - до основания.

Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.

И пасека теперь у монастыря не одна - в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека. Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды.

Мед такой продукт - Божье благословение. К нему нужно так и относиться. Ведь, если пасеку поставишь, например, около дороги, так там чего только из выхлопных труб не идет: и свинец, и всякие металлы тяжелые. А пчелки тоже все это собирают и на мед переносят. Мы же отвечаем перед Богом за то, что у нас в хороших, экологически чистых местах пасеки находятся, и вот, предлагаем чистый мед людям.

Мы любим свой народ и хотим, чтобы люди были здоровыми и красивыми и чтобы дети рождались здоровыми. Пчеловодство — это традиционный российский промысел. Еще в ХVI веке говорили: «Россия — это страна, где течет мед». Медом занимались чуть ли не в каждом доме. Его вместе с воском и за границу поставляли. Все русские люди мед ели. Это необходимый продукт для каждого человека.

У нас сейчас принято вкушать мед только во время болезни. Только это неправильно. Мед надо есть трижды в день: утром ложечку, днем и вечером. В меде есть все, что необходимо организму, в том числе витамины. Ведь мед — это натуральный продукт, который люди веками употребляли в пищу для укрепления своего здоровья. Воины прошлого в походах всегда имели при себе мед. Вкушая его, они увеличивали свои силы перед предстоящим боем

Стали еще возрождать традицию монастырского хлеба. Люди приезжают за нашей выпечкой со всей Москвы и даже из Подмосковья. Большой популярностью пользуются разнообразные пирожки, которые готовятся по старым монастырским рецептам. Сделано с душой — и людям нравится!

Из проповеди
Киевский князь Изяслав пришел к преподобному Феодосию, и после беседы гостю была предложена монастырская трапеза. Вкусив ее, Великий князь поразился, насколько простая монастырская пища была вкусной, что он и в великокняжеском дворце не имел таких кушаний. На это преподобный Феодосий ответил: «Это происходит оттого, что пища в нашей обители приготовляется по благословению настоятеля. Поэтому, несмотря на простоту, по благословению Божиему, получаемому через благословение настоятеля, она получается столь питательной, полезной и вкусной»

Проповедь наместника Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Чудесный улов рыбы.

Очень наши прихожане и гости монастыря ценят то, что не только нашего монастыря рецепты мы используем, но и других святых мест: например, у нас есть бездрожжевой хлеб, испеченный по афонским рецептам, есть хлеб от сестер из Серпуховского женского монастыря.

сайт: И со всем этим управляется немногочисленная братия Свято-Данилова монастыря?

О. Михей: Нет, конечно! Нам помогают и работники-миряне, и добровольные помощники. Монахов действительно немного, особенно таких, которые на земле трудиться умеют. Многие в монастырь приехали из городов, некоторые не в состоянии заниматься физическим трудом. А ведь работу на медовых пасеках называют «сладкой каторгой»...

Далеко не все знают, как много трудов приходиться приложить, чтобы хорошие продукты попали на стол и монастыря.

сайт: Расскажите, пожалуйста, о системе монастырского питания. Из каких продуктов и блюд складывается монастырский стол для братии?

О. Михей: Мы же в монастырь приходим не для того, чтобы вкусно поесть - мы приходим, чтобы достичь Царствия небесного трудами, молитвами и послушанием. Высшая добродетель — пост, молитва, отказ от мирских соблазнов и послушание.

Кстати, по монастырскому уставу, в году около 200 постных дней. Посты делятся на многодневные (великий, петровский, успенский и рождественский) и однодневные (среда, пятница каждой недели). Именно в дни воздержания от скоромной пищи в монастырских трапезных разрабатывались тысячи оригинальных, простых, доступных населению блюд.

Меню обеда для братии Свято-Данилова монастыря

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Поста нет 7 Поста нет 8 Елей 9 Поста нет 10 Елей 11 Поста нет 12 Поста нет 13
Салат овощной

Салат из кальмаров

Сыр нарезка
Салат из свеклы с майонезом

Сыр нарезка

Салат из огурцов, яиц и зел. лука
Салат овощной

Дайкон с морковью
Салат овощной

Сыр нарезка

Салат с креветками
Салат овощной

Салат из капусты с морковью
Салат из свеклы с майонезом

Салат греческий

Сыр нарезка
Нарезка рыбная

Салат из кальмаров с яйцом
Суп Рассольник Щи Суп грибной Суп с фрикадельками Суп гороховый Уха Борщ
Рыба жареная

Макароны

Соус томатный
Рыба жареная в яйце и сухарях

Пюре

Соус бешамель
Брокколи с луком и морковью

Гречка
Рыба жареная в яйце и сухарях

Макароны

Соус томатный
Рататуй

Рис

Соус томатный
Окунь жареный

Макароны

Соус томатный
Судак жареный

Пюре картофельное
Компот

Молоко

Сметана
Компот

Молоко

Сметана
- Компот

Молоко

Сметана
- Компот

Молоко

Сметана
-
Чай

Печенье

Яблоки
Чай

Печенье

Яблоки
Компот

Чай

Печенье

Яблоки
Чай

Печенье

Яблоки
Компот

Чай

Печенье

Яблоки
Чай

Конфеты

Яблоки
Морс

Чай

Конфеты

Яблоки

Меню ужина для братии Свято-Данилова монастыря

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Поста нет 7 Поста нет 8 Елей 9 Поста нет 10 Елей 11 Поста нет 12 Поста нет 13
Салат овощной Салат овощной

Яйцо под майонезом
Лобио

Кабачковая икра
Салат из крабовых палочек Салат деревенский

Салат овощной
Селедка с луком и зеленым горошком

Салат овощной
Салат из помидоров с луком

Яйцо под майонезом
Зразы

Каша из пшена

Соус
Рыба под маринадом

Рис
Биточки картофельные

Капуста тушеная
Голубцы рыбные в листе Картофель с грибами и луком Тефтели под соусом

Картошка жареная
Рыба жареная

Рис с овощами
Компот

Молоко

Сметана
Компот

Молоко

Сметана
- Омлет - Компот

Молоко

Сметана
Компот

Молоко

Сметана
Запеканка творожная Сырники - - - - Запеканка
Чай

Конфеты
Какао

Конфеты
Чай

Конфеты

Компот
Чай

Конфеты

Компот
Чай

Конфеты

Компот
Чай

Конфеты
Чай

Конфеты

Главное отличие монастырского стола от мирского в том, что мы не едим мяса. В монастыре едят овощи, крупы, молочные продукты, выпечку и рыбу, грибы. В кладовых монастыря всегда заготовлено много квашеной капусты, огурцов, помидоров, грибов.

За этим следит келарь, а делают и братья-монахи, и работники - миряне. И идет это на стол всем без исключения. По уставу монахи трапезничают только два раза в день: в обед и в ужин. Келарь монастыря особенно следит за тем, чтобы трапезы были и вкусными, и разнообразными и поддерживающими силы - ведь промежуток перед приемами пищи большой, а сложа руки никто не сидит, у каждого своя работа по хозяйству - послушание.

Будничное меню состоит обычно из ухи, если в этот день дозволяется, рассольника, супа овощного, грибного или молочного и рыбы с гарниром. На десерт - чай, компот или кисель, пирожки, печенье. Воскресное меню состоит из рыбного борща, жареной рыбы с гарниром из картофельного пюре или риса с овощами, свежих овощей, рыбной нарезки и продуктов с монастырского подворья - сыра, сметаны и молока. На праздники Рождества Христова и Пасхи на трапезе подают праздничное меню.

У нас есть отец Гермоген - он келарем монастыря был более 10 лет, так он даже книгу написал о монастырской трапезе, «Кухня отца Гермогена». На данный момент келарь в монастыре о. Феогност. Я же был келарем несколько лет, а до этого нес послушание в строительстве скита, восстановлении храма Архангела Михаила, заботах о пасеках, пекарне…

Сейчас у меня послушание - предлагаю монастырскую продукцию для москвичей, в медовой лавке и 2-х монастырских магазинах «Монастырский мед» и «Монастырский магазин продуктов», в которых можно приобрести нашу продукцию: мед, продукты пчеловодства, варенье на меду, ассортимент рыбы, каши, монастырскую выпечку-хлеб бездрожжевой, пирожки, оздоровительные продукты: безалкагольные бальзамы, сбитни, чаи, травы.

А также у меня послушание в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.

сайт: Мы благодарим Вас, отец Михей за внимание и рассказ. Желаем Вам радости в Ваших трудах!

МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ (молитва для похудения)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Примечание редактора

Уважаемые читатели!

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост. Это один из четырех многодневных постов в православии, который готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова. Данный пост менее строгий, чем Великий и Успенский, но и здесь возникают вопросы: что можно, а чего нельзя есть, о каких православных праздниках в это время обязательно должен знать каждый верующий, кому разрешаются послабления, есть ли польза для души, если вы соблюдаете только физический пост?.Михей. В эти дни о. Михею . И тогда на встрече вы получите исчерпывающие ответы на них.

Великий пост традиционно привлекает внимание не только верующих людей. Многие пытаются приурочить к этому времени очередной этап похудения или опробовать новую диету, основанную на вегетарианских принципах. Тем, кто задумывается о правильном питании накануне поста, будет интересен опыт монахов горы Афон и особенности их диеты в постные и скоромные дни.

Исследования показывают, что афонское монашество — одно из самых здоровых в мире сообществ. Монахи живут долго, практически не болеют раком, не страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, и болезнью Альцгеймера. Побочным эффектом принятого здесь режима питания становится естественная потеря лишнего веса.

Каждый монастырь практически полностью обеспечивает себя всем необходимым. На материке закупают немногое. Монастыри стоят в окружении огородов, фруктовых садов, виноградников, пасек и оливковых рощ. Собираемые в сезон экологически чистые плоды и составляют основу питания обитателей Святой горы. У монастырей есть также свои небольшие причалы для рыбачьих лодок. Как правило, лодки выходят в море перед тем или иным праздником. Улов — а он бывает значительным — чистят, разделывают и съедают за обедом.

Монастырская трапеза — это религиозный ритуал, который проходит дважды в сутки, утром и вечером. Едят монахи молча, под чтение Священного писания (с комментариями отца-настоятеля). Обычно прием пищи длится около двадцати минут; о его завершении возвещает сигнал колокольчика, подаваемый настоятелем. Хотя монахи относятся к пище как к источнику «пополнения сил», стол у них разнообразный, а блюда вкусные. Обычно это супы, зелень, бобовые и зернобобовые культуры, салаты, хлеб и фрукты.

Режим питания отличается неизменностью. Понедельник, среда и пятница — постные дни, когда из рациона исключаются животные белки, вино и растительное масло. Пищу готовят на воде. Несмотря на строгие ограничения, меню постного дня достаточно широко. Нередко то, что не съели утром, доедают, слегка видоизменив, вечером.

Остальные дни недели (если на них не выпадает праздник) считаются скоромными. Ассортимент разрешенных продуктов расширяется и включает в себя рыбу, сыр, яйца, йогурт и красное вино.

Разговение после поста — это радостное событие, когда на столе царит изобилие: рыба, пироги, сладости и даже мороженое. Монахи искренне радуются этим лакомствам, но, храня верность своим принципам, употребляют их в умеренных количествах.

Принципы
Если вы стремитесь кардинально изменить свой образ жизни и питания, приблизив его к здоровому, рекомендуем прислушаться к следующим советам, основанным на многовековом опыте афонских монахов.
Сведите к минимуму потребление соленой пищи и полуфабрикатов.
Сведите к минимуму потребление сливочного масла и сливок.
Сведите к минимуму потребление сахара и напитков с высоким содержанием сахара, а еще лучше — откажитесь от них.
Пейте как можно меньше фруктовых соков.
Перекусывайте только фруктами, овощами, орехами и сухими крекерами.
По возможности ешьте органическую пищу.
Регулярно занимайтесь физическими упражнениями (ходьба быстрым шагом по 30-40 минут в день поможет вам поддерживать вес в норме).
Пейте как можно больше воды.
Подстраивайте диету под свой образ жизни. При необходимости сдвигайте постные и скоромные дни.

Постные дни

В постные дни вы должны не просто исключить определенные продукты — вы должны есть как можно меньше. Свою обычную порцию придется значительно уменьшить.

Фактически в постные дни вы будете придерживаться строгой маложирной вегетарианской . Постарайтесь подобрать вегетарианские блюда себе по вкусу и проявите самодисциплину. Ложась спать, вы будете ощущать легкое чувство голода, и это хороший знак.

Без ограничений. Помните, что в дни поста следует максимально ограничить количество пищи. Ограничения не распространяются на:

  • фрукты;
  • травяные/фруктовые чаи;
  • воду;
  • специи, травы и перец — добавляйте их в постные блюда для улучшения вкуса.

С ограничениями. В постные дни можно есть нижеперечисленные продукты, но в небольших количествах. Максимальная порция не должна превышать количество еды, которое помещается в сложенных ладонях.

В умеренных количествах допустимы:

  • картофель;
  • макаронные изделия;
  • злаки: рис, булгур, кускус, киноа, ячмень, перловая и овсяная крупа;
  • несдобные крекеры, овсяное печенье, хлебные палочки;
  • фруктовые соки (не больше 2 стаканов в день);
  • авокадо (не более половинки в день);
  • бобовые: зеленый горошек, чечевица, бобы (нут, фасоль);
  • оливки и оливковое масло;
  • приправы и соусы (чили, кетчуп);
  • сухофрукты, орехи и семечки (не более горсти в день);
  • чай и кофе (без молока и сахара);
  • соль (как можно меньше).

Чего нельзя есть и пить. Возможно, взглянув на список запрещенных продуктов, вы запаникуете: чем же мне питаться, если ничего нельзя! Однако если начать готовить еду самостоятельно, проблему можно решить.

В постные дни полностью исключаются из рациона:

  • молочные продукты: молоко, сыр, сливочное масло, йогурт, сливки, творог;
  • мясо: говядина, свинина, баранина, колбасные изделия (бургеры, сосиски, бекон, ветчина и т.п.);
  • рыба и морепродукты, включая креветки, кальмары, рыбные палочки и т.п.;
  • яйца;
  • чипсы и снеки;
  • печенье, торты, круассаны, оладьи и т.п.;
  • шоколад, конфеты и другие сладости;
  • сахар и сладкие напитки (кока-кола, лимонад, энергетические напитки);
  • спиртное (вино, пиво, сидр, крепкий алкоголь, коктейли);
  • растительное масло и жиры (включая кокосовые сливки и кокосовое молоко);
  • майонез и жирные салатные заправки.

Большинство из нас, даже стараясь ограничить себя в потреблении жирного и сладкого, тем не менее набирают вес. Виной тому — лишние калории. Поэтому старайтесь использовать высококалорийные жиры и сахар в небольших количествах для улучшения вкуса блюд и исключите из своего рациона еду и напитки, которые только из них и состоят. Например, лучше съесть порцию цукини, тушенного в оливковом масле с чесноком, чем пакет чипсов. Лучше посыпать ягоды одной чайной ложкой сахара, чем сделать несколько глотков кока-колы (в одной банке содержится примерно 8 чайных ложек сахара).


Скоромные дни

В эти дни вы можете питаться более разнообразно, чем в постные, однако количество пищи не должно превышать разумных пределов. Можно также выпить один бокал спиртного (лучше красного вина).

Без ограничений. Как и в любой другой день афонской диеты, без ограничений можно есть и пить:

  • фрукты;
  • овощи (кроме авокадо и картофеля);
  • травяной и фруктовый чай;
  • воду;
  • специи, травы и перец.

В умеренных количествах. В скоромные дни ассортимент разрешенных продуктов значительно шире, чем в постные. Можно есть и пить:

  • злаки: рис, булгур, кускус, ячмень, овес и киноа;
  • бобовые: фасоль и чечевицу;
  • орехи и семечки;
  • хлеб (желательно цельнозерновой);
  • крекеры, овсяное печенье, хлебные палочки;
  • макароны;
  • картофель;
  • авокадо;
  • фруктовые соки;
  • оливки;
  • греческий (натуральный) йогурт;
  • молоко (обезжиренное или с пониженным содержанием жира);
  • сыр (один ломтик размером не больше спичечного коробка);
  • сливочное масло (немного);
  • яйца;
  • морепродукты;
  • мясо птицы;
  • оливковое масло;
  • алкоголь (один бокал красного вина объемом 175 мл);
  • сухофрукты;
  • соль (как можно меньше).

Нельзя:

  • красное мясо и мясопродукты (сосиски, бургеры, ветчину, бекон, паштет и т.п.);
  • чипсы и снеки;
  • сахар и сладкие напитки;
  • конфеты и другие сладости;
  • торты, печенье, круассаны и т.п.

Эта диета избавит вас от «диетического» образа мыслей и научит ценить и уважать еду. Один день в неделю вы сможете есть, что захотите, и вам не придется постоянно держать себя в узде. Из вашего отношения к еде исчезнет нервозность. Вместо слова «никогда» вы будете говорить себе: «Не сегодня».

Разговение

Один день в неделю вы можете отойти от строгих ограничений режима питания и «попировать» — порадовать себя тем, что любите. Оставьте этот день для похода в ресторан, праздничного ужина с друзьями или в кругу семьи.

Вся прелесть афонской диеты заключается в том, что не нужно постоянно отказывать себе во всем. Напротив, вы можете пойти в гости и без зазрения совести съесть кусок торта, потому что знаете: завтра наступит постный день. Дни разговения помогают решить типичную для других диет проблему чувств обделенности и вины.

Скорее всего поначалу вы будете с нетерпением ждать воскресенья, чтобы наесться до отвала, но постепенно заметите: вас перестало тянуть на жирное и сладкое, хотя раньше вы жить без него не могли. И это еще одно положительное свойство афонской диеты.

Ричард Стори
Лотти Стори
Сью Тодд

Купить эту книгу

Обсуждение

Бред какой то написан. Как можно сдвигать постные дни если это дни пост в которые соблюдается ради воспоминания определенных событий. Мясо монахи не едят вообще. Какой йогурт? Овощи кроме авокадо и картофеля. Почему нельзя авокадо и картофель? Картофель главное постное блюдо монахов. А еще на Афоне активно едят морских гадов. Тут про них и не упоминается. И вообще пост и диету сравнивать нельзя. Значение поста высоко духовное. Не позорьтесь удалите этот бред. Его писали полностью некомпетентные люди. А манипулировать неточной информацией и громкими названиями для привлечения читателей некрасиво!

16.02.2018 06:38:47, monah Varsonofij

Знаю, как правильно питаться в пост и не поправиться!!! Получать все необходимы витамины и минералы, как использовать растительные белки!!! Пишите в ЛС, кому интересно.

Комментировать статью "Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя"

Творожная диета – самая эффективная и безопасная программа для снижения веса. Она идеально подходит для тех людей, которые уже перепробовали кучу различных методик похудения и не добились при этом желаемых результатов. Как понятно из названия диеты, основную часть ее рациона составляет творог. Этот продукт является уникальным. Помимо того, что он имеет низкую калорийность, он еще и способен насытить организм всеми необходимыми для его нормального функционирования микро и макроэлементами...

Если похудеть решили всерьёз и надолго, то избежать физических нагрузок не удастся. Обязательно придётся делать специальные упражнения для уменьшения жировых отложений на спине, талии, бёдрах, груди. Сбросить вес помогают пешие прогулки. Ходить следует не меньше получаса, но лучше минут сорок - час. На какие диеты стоит обратить внимание? Можно прибегнуть и к некоторым диетам, но они не должны быть затяжными. Например - морковная. Морковная диета морковная диета Соблюдается 3 дня. Завтрак...

Диета при гепатитах носит максимально щадящий характер, так как повреждается печень, непосредственно участвующая в пищеварении. Рекомендуется частое, но дробное питание. Следует отказаться от чрезмерного употребления соли, а также, стоит соблюдать питьевой режим. Пищу рекомендуется принимать, минимум 5 раз в день. Готовить, лучше всего на пару, перед употреблением пищи, нужно обязательно ее измельчать. Если говорить о хронических гепатитах, то тут врачи рекомендуют полноценное питание...

Обсуждение

Когда я еще училась в школе, а было это более 20 лет назад, моя подружка переболела гепатитом. В советские времена для таких деток в школьной столовой готовили отдельную еду. Когда я увидела, что у нее на тарелке липкая рисовая каша и кусочек отварного мяса, мне ее так жалко стало. Для всех деток в тот день была каша и жареное мяско с подливкой, да еще и кусочек соленого огурчика. Тогда я надеялась, что она выздоровеет окончательно, и ей можно будет кушать всё. Интересно, а сейчас для таких деток готовят отдельно в садиках и школах?

Диета при гепатите очень важна. У меня отец болен гепатитом, так что папа кушает только полезную еду, а мама с ним за компанию.

По-научному это называется "периодическое голодание" или "прерывистый пост". Вроде всем известная и проверенная многими диета 5/2, то есть пять дней ешь как ешь, а два дня урезаешь свой рацион вдвое, а лучше втрое. И вот сейчас хочу попробовать. Это просто способ снизить недельный объем потребляемого. Отдельные сильные личности могут себя ограничивать всю неделю, питаться регулярно и помаленьку. И это, конечно, была бы лучшая в мире диета. Но поскольку я к числу людей с большой силой воли не...

Жесткая диета – некая радикальная методика похудения, при которой резко ограничивается калорийность дневного рациона (500 ккал в день). При данном виде диеты ежедневно употребляется минимальное количество пищи. При этом, пища обязательно должна содержать необходимую суточную дозу минералов, витаминов и других полезных компонентов.Жесткая диета - радикальная методика похудения Преимущества и недостатки жестких диет для похудения Даже самая быстрая жесткая диета может помочь сбросить лишний вес...

Все о чем я напишу в этом блоге-мой личный опыт. Я не претендую на истину в последней инстанции-это мое субъективное мнение-позиционировать его как объективное я не планирую:) У каждого своя правда. Я не буду вам рассказывать о новомодных диетах, вы и без меня о них наслышаны. Я не буду рассказывать вам как похудеть, давайте начнем с того как полюбить себя. Как то ранней весной, было холодно-я зашла в Макдональдс на Тульской, погреться выпить кофе (это единственное что я себе там позволяю...

"Японская диета" разработана специалистами японской клиники "Яэкс". Расчитана диета на 13 дней. Авторы диеты обещают, что за это время обмен веществ перестроится на иной ритм работы и стойкий эффект от применения диеты сохранится минимум на 2-3 года без каких-либо дальнейших усилий. Верить ли этим обещаниям - решайте сами. Итак, что же представляет из себя японская диета? Важные условия применения этой диеты: в течение 13 дней нельзя употреблять сахар, соль, алкоголь, мучные и кондитерские...

Эта диета - одна из самых вкусных и полезных. С ее помощью ты не только сбросишь несколько килограмм, а и очистишь организм от вредных токсинов, улучшишь состояние кожи и волос. Данная диета рассчитана на 14 дней, на протяжении которых можно есть лишь салаты из овощей или фруктов. Несколько правил салатной диеты: Нельзя смешивать в пределах одного блюда овощи и фрукты. Не добавляй в еду соль, сахар и мед. Разрешается заправлять салаты лимонным соком и оливковым маслом. Употребляй в пищу не...

Любая из женщин хоть раз в жизни сидела на диете. В большинстве случаев потерянные килограммы возвращались, да еще и лишние прибавлялись. При избыточном весе диета необходима на протяжении всей жизни. Практически при любом заболевании врач назначает специальное питание (при язве, гастрите, диабете и т.д.). Какие должны быть основные правила при соблюдении диеты? В разгрузочные дни питание необходимо сделать обезжиренным и «малоуглеводным». Расходовать калорий необходимо больше, чем потреблять...

Однажды похудевИз анекдота: - Понимаете, доктор, у меня в зубах пломбы металлические, а на холодильнике - магниты. Люди делятся в сети информацией -кто на какой диете на сколько похудел, спорят - какая из них лучше. Да все они почти одинаковые. Все создают дефицит калорий, а если не создают, то и эффекта не оказывают. Все равно - какая диета - то ли дюкана, то ли шмукана - похудеть можно на всех. Вы удержать достижения попробуйте! Последние новости из моей профессиональной рассылки: однажды...

Обсуждение

Да.Поэтому надо не на диете сидеть, а режим питания менять на всю жизнь! А так не хочется)))
Можно вопрос офф-топ? Вы потеряли столько,сколько я хочу потерять))).Как лучше-сначала добиться идеального веса, а потом его удерживать или постепенно по,например,5-6 кг терять,потом какое-то время (месяц-2-3)удерживать его,потом дальше худеть? Вы сколько уже держите вес?

Как-то грустно стало:(Бесперспективно... Я поесть вкусно очень люблю, но всю жизнь бороться приходится с собой:(
Дописала. Я вот как раз из таких, кто похудел, но удержать не смог. Сбросила после детей почти 30 (!!!) кг, но все вернулось. Сначала медленно прибавка шла, по 2-3 кг в год. За последние 4 года прибавка просто ужасна:(И я снова в начале пути. Вернее, не в начале, ближе к середине, много сброшено, но еще работать и работать. И всю жизнь помнить, что мне многое нельзя:(

Бонский суп позволит вам к концу седьмого дня диеты потерять 5-8 кг. Если вес снизится более чем на 7 кг, необходимо будет сделать перерыв на два дня перед продолжением диеты. 6 луковиц среднего размера, несколько помидоров (можно консервированных), 1 небольшой кочан капусты, 2 зеленых перца, 1 пучок сельдерея, 1 кубик овощного бульона. Порезать овощи на мелкие или средние кусочки, залить водой, приправить солью, перцем и острым соусом (по желанию). Кипятить на сильном огне 10 минут, затем...

Сырная диета относиться к белковым диетам. Но у нее есть отличие от мясной диеты, в сырный белок намного лучше усваивается нашим организмом, чем мясной. Минус этой диеты в том, что в рационе практически нет углеводов, а это для организма не очень полезно. Сидеть на сырной можно, но нужно осторожно. Сидеть на ней нельзя больше недели. За неделю организм получит встряску, проснется, и обмен веществ заработает по-новому. Также можно устраивать и сырные разгрузки, предпочтительно с сухим вином...

Здравствуйте! Меня волнует такой вопрос: почему Православная Церковь не запрещает употреблять в пищу мясо животных? Разве это не жестоко, что люди лишают их жизни, чтобы получить удовольствие от еды, потому что им нравится есть мясо? Ведь можно утолять голод другими продуктами, растительного происхождения или даже животного (яйца, молоко…), но не так, чтобы при этом создания Божии погибали. Почему Церковь не призывает к вегетарианству? И еще интересно, почему в Православии мясо нельзя есть только монахам? Как объясняется этот запрет?

Виктор

На письмо читателей отвечает протоиерей Андрей ЗИЛОТОВ.

Церковь Христова – любящая, добрая и рассудительная мать. Она не налагает на своих чад бремена тяжкие и неудобоносимые. Да, доказано, что для здоровья, а также для духовного преуспеяния более полезна растительная пища. Но человечество уже шесть тысяч лет употребляет мясо. И на это есть Божие благословение.

До потопа люди питались только растительной снедью. Но это не уберегло их от развращения: Земля растлилась пред Богом и наполнилась земля злодеяниями (Быт. 6, 11), – сказано в Библии. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Писание говорит: „растлеся земля". Да и не просто сказало: „растлеся земля", но – „пред Богом, и наполнися земля неправды". Словом „растлеся" оно означило все пороки их, потому что нельзя сказать, чтобы они были виновны в одном или двух грехах; нет, они совершали все беззакония в великом множестве. Поэтому Писание и присовокупило: „наполнися земля неправды". Не просто и не случайно они предавались нечестию; нет, они делали каждый грех с великим напряжением».

Отсюда видно, что вкушение или невкушение мяса – не есть добро или зло само по себе. Зло – это нарушение заповедей Божиих.

Истребив грешников потопом, Господь дал святому Ною новые заповеди, в числе которых содержалось разрешение питаться мясом: Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте (Там же. 9, 3–4). Златоустый святитель пишет: «Нельзя здесь не подивиться безмерной благости Господа <…>. Смотри, здесь соблюдается, только в другом виде, то же самое правило, как и в отношении к первому человеку. Как там Бог, даровав [Адаму] власть над всем и дозволив наслаждаться райскими плодами, повелел только воздерживаться от одного дерева, так и здесь, преподав [Ною] благословение и сделав его страшным для зверей, и подчинив ему всех пресмыкающихся и птиц, говорит: „всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко зелие травное дах вам все". С этого-то времени начинается употребление в пищу мяса – не для того, чтобы через это возбудить людей к чревоугодию, но т. к. они должны были животных приносить в жертву и через это воздавать благодарность Господу, то, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их, как посвященных Богу, Он дает людям позволение употреблять животных в пищу и через это освобождает их от всякого недоумения. „Яко зелие травное, – говорит, – дах вам все". Потом, как Адаму, дозволив пользоваться всем, Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: „точию мясо в крови души да не снесте". Что же означают эти слова? Что такое „мясо в крови души"? Это значит удавленина, потому что кровь есть душа животного».

Таким образом, на вкушение мяса есть благословение от Господа. А все, что всеблагой Бог благословляет, не может быть злом. И еще хочется заметить, что нередко сентиментальные личности, недоумевающие по поводу мясоедения, совершенно равнодушны к гораздо более страшным злодеяниям, чем убийство животных. Ежегодно в нашей стране жестоко умерщвляют миллионы неродившихся младенцев. А сколько людей гибнет от наркомании!.. Но мало кто из мирских людей деятельно участвует в борьбе с этим злом. Лишь Церковь Христова в лице своих служителей, слава Богу, обличает детоубийство и прочие гнусные современные беззакония, вопиющие к Богу об отмщении.

Церковь установила посты, во время которых верующие воздерживаются от мяса, а в особо строгие периоды – и от рыбы. И это – золотая середина между вегетарианством индуистским (или для здоровья) и обжорством ради удовольствия. К тому же Церковь учит употреблять пищу по необходимости. Поэтому убивать животных для развлечения и наслаждения – конечно, грех. А по нужде, чтобы подкреплять телесные силы – нет греха.

В житии преподобного Макария Желтоводского описан случай, как он вместе с паствой, спасаясь от татаро-монголов, много дней шел лесом, а был Великий Пост. Попался им в лесу лось, но ради поста преподобный не благословил его трогать, обнадежив, что Бог пошлет путникам снедь на разговение. Когда же Пост закончился, по произволению Божию этот лось сам прибежал к людям, и они насытились мясной пищей.

Теперь что касается монашествующих. Монашеский устав дал преподобному Пахомию Великому Ангел. И среди его предписаний был такой пункт, как строгий пост, подразумевающий запрет на вкушение мяса.

А объясняется все просто. Монахи приходят в обитель для того, чтобы обрести духовное совершенство. Пост – одно из средств, помогающих достичь этой цели. Поэтому монашество – это постническое житие. Преподобный Григорий Синаит пишет: «Познав из опыта, я утверждаю, что монах никогда не имеет нравственного совершенства без следующих добродетелей: поста, воздержания, бодрствования, терпения, мужества, безмолвия, молитвы, молчания, плача и смирения. Эти добродетели друг друга рождают и охраняют. Непрерывный пост, иссушая плотскую страсть, рождает воздержание, воздержание производит бодрствование, бодрствование – терпение, терпение – мужество, мужество – безмолвие, безмолвие – молитву, молитва – молчание, молчание – плач, плач – смирение, смирение, наоборот, – плач».

Итак, ни монахи не согрешают, не употребляя мяса, ни миряне – вкушая его не ради удовольствия, а для удовлетворения необходимой потребности в пище.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения