Кто такие братья карамазовы. Братья карамазовы

1-я серия.
XIX век. Маленький уездный городок. Фeдор Карамазов не может найти общего языка с тремя взрослыми сыновьями – Митей, Иваном и Алeшей. Отношения отца с Митей напряжены не только из-за наследства, но еще и из-за молодой женщины Грушеньки, в которую оба страстно влюблены. Попытка примирения между отцом и сыном в келье уважаемого старца Зосимы заканчивается скандалом. Митя рассказывает Алeше, что очень виноват перед своей невестой, Катериной Ивановной, отца которой некогда спас от позора. Он промотал деньги Катерины Ивановны с Грушенькой, и теперь одержим идеей вернуть долг…

2-я серия.
На глазах у Алеши между Грушенькой и Катериной Ивановной происходит неприятная сцена. Отец говорит Алeше, что не уступит Грушеньку Мите и денег ему не даст. Калека Лиза Хохлакова объясняется Алeше в любви. Он обещает жениться на девушке, когда она станет взрослой. В доме Хохлаковой Алеша застает Катерину Ивановну и влюбленного в нее Ивана. Катерина Ивановна объявляет собравшимся свое решение: она будет верна Дмитрию всю жизнь. Иван сообщает, что собирается надолго уехать. Смердяков говорит Ивану, что завтра к старику Карамазову придёт Грушенька. Если об этом узнает Дмитрий, дело может кончиться бедой…

3-я серия.
Во время обеда Федор Павлович заводит спор со Смердяковым о Христе и о грехе вероотступничества. У Лизы происходит объяснение с Алешей. В трактире Алеша встречается с Иваном. Братья разговаривают о добре и зле, о вере в Бога. Иван рассказывает свою поэму "Великий инквизитор". Митя приходит в дом Хохлаковых просить взаймы три тысячи. Вместо денег, госпожа Хохлакова предлагает ему ехать на золотые прииски. Иван сообщает отцу, что уезжает в Москву.

4-я серия.
Умирает старец Зосима. Удрученный Алеша, покинув монастырь, вместе с интриганом Ракитиным приходит в дом к Грушеньке. Грушенька, получив весточку от бывшего возлюбленного пана Врублевского, бросает все и мчится к нему в село Мокрое. Дмитрий пробирается к отцовскому дому в надежде найти там пропавшую Грушеньку. Убедившись, что в доме ее нет, Митя убегает. Его пытается догнать камердинер Григорий…. Выкупив заложенные пистолеты, Митя направляется в Мокрое…

5-я серия.
В городе узнают об убийстве отца Карамазова. Подозрение падает на Митю. В Мокром Митя предлагает пану Врублевскому деньги, чтобы тот отступился от Грушеньки. Пан отказывается, когда понимает, что денег у Мити немного. Во время карточной игры выясняется, что поляки шельмуют. Их запирают в комнате, начинается веселье. Хмельная Грушенька признается, что любит Митю. В Мокром появляются исправник, следователь и прокурор. Дмитрия обвиняют в отцеубийстве...

6-я серия.
Митя, узнав, о том, что Григорий жив, с готовностью отвечает на вопросы. Следователь показывает ему пустой конверт, на котором рукой отца написано, что он предназначался Грушеньке. В нем и лежали те три тысячи, о которых Мите говорил Смердяков. Митя обвиняет в убийстве Смердякова, но ему не верят. Митя признается, что потратил только часть денег Катерины Ивановны, а остальные спрятаны в потайном месте. Следователь, считающий, что факты свидетельствуют против Дмитрия, зачитывает постановление об его аресте. Митя просит разрешения проститься с Грушенькой. Она обещает Мите, что будет его навек...

7-я серия.
Лиза признается Алеше, что влюблена в его брата Ивана, и просит передать ему письмо. Иван говорит Алeше, что именно он виновен в смерти отца. Поведение брата кажется Алеше странным. Смердяков рассказывает Ивану о своём злодеянии и называет его своим вдохновителем. Иван обещает привлечь Смердякова к суду. Дома Иван застает у себя в комнате странного посетителя, представившегося ему воплощением Сатаны на Земле. Галлюцинацию Ивана разрушает появившийся Алеша: он приносит дурную новость…

8-я серия.
Судебный процесс начинается опросом свидетелей. У Мити появляется надежда на помилование. Неожиданно для всех Иван начинает каяться в убийстве. Катерина Ивановна, пытаясь его спасти, показывает судьям письмо Мити, в котором он грозится убить отца. Это становится решающим аргументом в пользу виновности Карамазова. Его осуждают. Алеша просит Катерину Ивановну навестить Митю в арестантской палате перед тем, как его отправляют на каторгу...

Роман "Братья Карамазовы" - это фундаментальное произведение известного мыслителя и гениального русского писателя Федора Достоевского. По своему жанру оно является психологической драмой, где раскрывается противостояние братьв. Хотя над образами романа Достоевский начал работать достаточно рано, главная идея произведения сформировалась окончательно лишь в 1874 году. В этой статье представлен краткий анализ романа "Братья Карамазовы".

Образы романа

Достаточно легко прослеживаются связи характеров некоторых героев с персонажами других произведений Достоевского. Напримр, Алеша Карамазов и Грушенька похожи на князя Мышкина и Настасью Филипповну из романа "Идиот". А Иван Карамазов близок по своему образу Раскольникову из "Преступления и наказания".

К тому же любопытно рассмотреть образ Дмитрия, у которого в черновой версии романа фамилия Ильинский. Дело в том, что одно время Достоевский на каторге общался с человеком по фамилии Ильинский - тот был ошибочно осужден в убийстве отца и сослан отбывать наказание.

Вообще, делая анализ романа "Братья Карамазовы", надо помнить о том, что в нем представлено размышление над всеми годами жизни автора. Он вспоминает детство и соотносит детские годы с размышлениями зрелых лет, а Дмитрий, Иван и Алексей стали символами трех этапов становления личности Достоевского.

Структура романа сложная и многоплановая, и даже жанр произведения определить не так просто. Происходящее действие в романе развивается всего две недели, но какие истории, конфликты, споры и идейные столконовения мы видим на его страницах!

Обзор романа по частям

Мы видим два судебных процесса, между которыми развиваются основные события: разбирательство старика Зосима и криминальный суд, где предстает Дмитрий Карамазов. В такой последовательности видна логика, потому что Достоевскому удалось показать, как упадничество в нравственном отношении и небрежность в духовном плане ведёт к преступлениям.

В романе "Братья Карамазовы", анализ которого мы проводим, двенадцать книг (можно назвать их частями). В первых двух содержится вступление. Третья книга - это знакомство с отрицательными персонажами - отцом семейства Федором Павловичем и лакеем Павлом Смердяковым. На страницах четвертой книги мы читаем о Катерине, Снегиревых и отце Ферапонте, которые "прилично" живут, но их поступки имеют гнилое основание, потому что этим людям выгодно так "праведно" себя вести.

Наконец, пятая и шестая книги раскрывают нам главных геров - Ивана, Дмитрия, Алешу и Зосима. Автор описывает непростые испытания, в которых проявляется натура братьев и их настоящие ценности. Седьмая книга об Алексее, восьмая и девятая о Дмитрии, а одиннадцатая об Иване. Заключительная двенадцатая книга содержит оценку общества относительно нравственных устоев главных героев.

Другие детали анализа "Братья Карамазовы"

Какие цели преследует Достоевский в своем романе? Он познает глубины внутреннего мира своих героев, обнажает их сущность, старается вникнуть в суть мотивов их действий, которые порой весьма противоречивы. Герои книги нравственно терзаются, мучаются сомнениями и во многом заблуждаются. Чтобы донести до читателей такую глубокой психологическую драму, автор рисует и монологи-исповеди, и идейные споры, и скандалы и оскорбления. Сюжет резко меняет направление, то и дело возникают противостояния характеров и кипят страсти, что держит нас, как читателей, в непрестанном напряжении.

Однако будем помнить, что Достоевский не задавался целью посеять большую интригу. В произведении "Братья Карамазовы" приведена обобщенная формула загадок души русского человека, который предстаёт двойственно - он осознанно отрицает веру, хотя понимает, что она необходима, как спасительный якорь. Он полон эгоизма, но готов идти на жертвы. Он вечно блуждает во мраке поддельных ценностей.

В этой статье был представлен анализ произведения "Братья Карамазовы" Достоевского. Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной. Наш литературный блог создан с целью осветить разные стороны произведений мировой литературы и их авторов.

Работал три года. Три года продолжалась заключительная стадия труда – художественное воплощение. Но духовно он работал над ним всю жизнь. «Братья Карамазовы» – вершина, с которой нам открывается органическое единство всего творчества писателя. Все пережитое, передуманное и созданное им находит свое место в этом огромном синтезе. Сложный человеческий мир «Карамазовых» вырастает естественно, в течение десятилетий, вбирая в себя философские и художественные элементы предшествующих произведений: «Дневник писателя » – лаборатория, в которой окончательно оформляется идеология последнего романа; в «Подростке » подготовляется построение семейной хроники и намечается трагедия «отцов и детей»; в «Бесах» – столкновение атеиста Ставрогина со святителем Тихоном предвосхищает трагическую борьбу веры и неверия (старец Зосима – Иван Карамазов); в «Идиоте» вырабатывается сюжетная схема, близкая к «Карамазовым»: в центре действия стоит уголовное преступление; оскорбленная красавица Настасья Филипповна напоминает Грушеньку, гордая Аглая – Катерину Ивановну: мотив драматического свидания соперниц повторяется в обоих романах.

Братья Карамазовы. Сериал. 1-я серия

Братья Карамазовы. Сериал. 2-я серия

«Братья Карамазовы » не только синтез творчества Достоевского, но и завершение его жизни. В самой топографии романа воспоминания детства соединяются с впечатлениями последних лет: город, в котором помещается действие романа, отражает облик Старой Руссы, а окружающие его деревни (Даровое, Чермашня, Мокрое) связаны с отцовским имением в Тульской губернии. Федор Павлович наследует некоторые черты отца писателя и его насильственная смерть соответствует трагическому концу Михаила Андреевича. Дмитрий, Иван и Алеша – три аспекта личности Достоевского, три этапа его духовного пути. Пылкий и благородный Дмитрий , декламирующий «Гимн к радости», воплощает романтический период жизни автора; трагическая судьба его, обвинение в отцеубийстве и ссылка в Сибирь, определяется историей невинного преступника Ильинского и этим связывается с воспоминаниями о годах каторги. Иван , атеист и создатель социальной утопии, отражает эпоху дружбы с Белинским и увлечения атеистическим социализмом ; Алеша – символический образ писателя после каторжного периода , когда в нем произошло «перерождение убеждений», когда он обрел русский народ и русского Христа.

Роман «Братья Карамазовы» раскрывается перед нами, как духовная биография автора и его художественная исповедь . Но, превращенная в произведение искусства, история личности Достоевского становится историей человеческой личности вообще. Исчезает случайное и индивидуальное, вырастает вселенское и всечеловеческое. В судьбе братьев Карамазовых каждый из нас узнает свою судьбу. Писатель изображает трех братьев, как духовное единство . Это – соборная личность в тройственной своей структуре: начало разума воплощается в Иване: он логик и рационалист, прирожденный скептик и отрицатель; начало чувства представлено Дмитрием: в нем «сладострастье насекомых» и вдохновение эроса; начало воли, осуществляющей себя в деятельной любви, как идеал, намечено в Алеше. Братья связаны между собой узами крови, вырастают из одного родового корня: биологическая данность – карамазовская стихия – показана в отце Федоре Павловиче. Всякая человеческая личность несет в себе роковое раздвоение: у законных братьев Карамазовых есть незаконный брат Смердяков : он их воплощенный соблазн и олицетворенный грех.

Концепцией соборной личности определяется построение романа. Все произведения Достоевского персоналистичны: действие их всегда концентрируется вокруг личности главного героя (Раскольников, князь Мышкин, Ставрогин, Версилов). Главный герой «Карамазовых» – три брата в их духовном единстве. Три личные темы развиваются параллельно, но в духовном плане параллельные линии сходятся: братья, каждый по своему, переживают единую трагедию, у них общая вина и общее искупление. Не только Иван со своей идеей «все позволено», не только Дмитрий в своем безудержьи страстей, но и «тихий мальчик» Алеша – ответственны за убийство отца. Все они сознательно или полусознательно желали его смерти; и их желание толкнуло Смердякова на злодеяние: он был их послушным орудием. Убийственная мысль Ивана превратилась в разрушительную страсть Дмитрия и в преступное действие Смердякова. Они виноваты активно, Алеша – пассивно. Он знал и допустил, мог спасти отца и не спас. Общее преступление братьев влечет за собой и общее наказание: Дмитрий искупает свою вину ссылкой на каторгу, Иван – распадением личности и явлением чёрта, Алеша страшным, духовным кризисом. Все они очищаются в страдании и обретают новую жизнь.

-----------------

Архитектоника «Карамазовых» отличается необыкновенной строгостью: закон равновесия, симметрии, пропорциональности проводится автором систематически. Можно предположить, что стройные философские схемы Владимира Соловьева повлияли на технику построения романа. Это – самое «построенное» и идеологически законченное из всех произведений Достоевского. Человеческий мир романа располагается в символическом порядке: в центре фабулы помещен Дмитрий – он носитель, действия и источник драматической энергии. Его страсть к Грушеньке, соперничество с отцом, роман с Катериной Ивановной, мнимое преступление, процесс и ссылка составляют внешнее содержание романа. По обе стороны его стоят Иван и Алеша; первый своими идеями подготовляет отцеубийство и этим влияет на судьбу Дмитрия: он его идейный противник и духовный антипод, но связан с ним кровью, общей ненавистью к отцу и общей виной. Алеша противоставляет свою «тихость» – буйству Дмитрия, свою чистоту – его чувственности; но и в его стыдливом целомудрии живет «карамазовская стихия», он тоже знает укусы сладострастия. Они различны и похожи: их таинственно соединяет экстатическое чувство жизни. Поэтому грех Дмитрия – грех Алеши.

Достоевский. Братья Карамазовы. Аудиокнига. Часть 1

За группой законных сыновей, расположенной на первом плане, в отдалении и полусвете стоит зловещая фигура незаконного брата, лакея Смердякова. Он отделен от них происхождением, социальным положением, характером; духовное единство семьи разорвано его злобным отъединением. И все же как загадочно глубока его связь с братьями: медиумически выполняет он их подсознательное внушение; Иван определяет его участь своими идеями, Дмитрий своими страстями, Алеша своим брезгливым безразличием. Тема «детей» в четырех идейных аспектах развивается четырьмя братьями; тема «отцов» представлена одним Федором Павловичем. Она едина и проста: безличная природная стихия жизни, страшная сила земли и пола.

Между отцом и детьми происходит трагическая борьба. Борются только мужчины, сталкиваются между собой мужские идеи. Женщины Достоевского не имеют своей личной истории – они входят в биографию героев, составляют часть их судьбы. У каждого из братьев Карамазовых есть свое дополнение в женском образе: рядом с Иваном стоит Катерина Ивановна, рядом с Дмитрием – Грушенька, около Алеши – Лиза Хохлакова; даже Смердяков имеет свою «даму сердца» – горничную Марью Кондратьевну. В «любовном» плане неразделимое единство братьев выступает с особенной отчетливостью. Нити, соединяющие их с возлюбленными, перекрещиваются и сплетаются. Иван любит Катерину Ивановну, невесту Дмитрия, Алеша на мгновение становится его соперником, чувствуя себя ужаленным страстью к Грушеньке; Катерина Ивановна – роковая женщина и для Ивана и для Дмитрия; Грушенька соединяет в своей любви Дмитрия и Алешу. Наконец, единство карамазовской семьи символически показано в страсти Федора Павловича и Дмитрия к одной женщине – Грушеньке. Остальные действующие лица располагаются вокруг этой центральной группы. Федор Павлович окружен своим «миром» собутыльников и распутных женщин; Грушенька приводит с собой своих поклонников и компанию поляков; Митя врывается с цыганами, случайными приятелями и кредиторами. Богаче всего мир Алеши: «юный человеколюбец» вводит в роман два вида человеческого общения: монастырское общежитие и «братство детей». Он связывает темное карамазовское царство с миром старца Зосимы и Илюши Снегирева. Один Иван мира своего не имеет: Божьего творения он не принимает, человеческое ему чуждо, он развоплощается. Единственный его спутник – призрак, дух небытия, чёрт.

История соборной личности братьев Карамазовых изображается в романе-трагедии . Все трагично в этом художественном мифе о человеке: и вражда детей к отцу, и борьба братьев между собой, и внутренние борения каждого брата в отдельности. Открытие метафизического смысла человеческой судьбы принадлежит Дмитрию. В опыте страстей он понял, что «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Перед ним раскрылись две бездны – вверху и внизу. Но он бессилен сделать выбор и в этом его личная трагедия. В группе братьев он занимает среднее, нейтральное место. Иван и Алеша, стоящие по левую и по правую его сторону, выбор этот уже сделали. Ивана непреодолимо влечет нижняя бездна, Алеша устремляется к верхней. Один говорит «нет», другой да. Федор Павлович, сидя за «коньячком», спрашивает Ивана: «Есть Бог или нет?» Тот отвечает: «Нет, нету Бога». Он обращается к Алеше: «Алеша, есть Бог?» Алеша отвечает: «Есть Бог». Личная трагедия Ивана в том, что у него «ум с сердцем не в ладу»: чувством он любит Божий мир, хотя разумом и не принимает его.

Из трех братьев наиболее гармоничен Алеша, но и в его цельной натуре есть трещина: он знает соблазны карамазовского сладострастья, и вера его проходит через «горнило сомнения». Религиозная идея романа – борьба веры с неверием – выходит за пределы семейства Карамазовых. Отрицание Ивана порождает зловещую фигуру Инквизитора; утверждение Алеши мистически углубляется в образе старца Зосимы . Сердца людей – только поле битвы, а борются Бог и дьявол. Под психологической поверхностью личности Достоевский открывает ее онтологию и метафизику. История карамазовского семейства – художественный миф, в оболочку которого заключена религиозная мистерия : вот почему в центре его стоит «

«Братья Карамазовы» Достоевского – шедевр мировой литературы. Кроме того, в этом произведении повторились по-новому мотивы и образы предыдущих работ писателя. К созданию романа Достоевский шел всю жизнь. Здесь он поднял важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования людей, вопрос о смысле жизни.

История романа

Замысел романа сложился у автора задолго до написания – после знакомства Достоевского с Д. Ильинским, отбывавшем наказание за убийство отца. Но этого человека осудили за чужое преступление. Осенью 1874 года Достоевский задумал написать на основе этой трагической истории психологическую драму о преступлении, но постепенно замысел писателя перерос в полновесный роман.

Роман создавался в течение трех лет и печатался в «Русском вестнике». Зарисовки «Братьев Карамазовых» Достоевский начал делать осенью 1878 года, а роман окончил в ноябре 1880 года.

Автор очень серьезно подошел к отображению происходящего в романе, советовался с юристами, чтобы наиболее реалистично описывать судебную процедуру, по поводу болезни персонажа советовался с медиками. Место действия воспроизводит Старую Руссу, где автор трудился над своим романом, и где сохранились и дом писателя (в романе дом Карамазова), и дом Агриппины Меньшовой (дом Грушеньки). Достоевский стремился к реалистичности не только быта и жизни персонажей, но и духовного облика героев.

Цель и основная тема

Достоевский в «Дневнике писателя» подробно изложил свои намерения относительно «Братьев Карамазовых». Автор поставил в произведении многие проблемы: духовное и нравственное развитие России и общества, социальная роль суда, отношение отцов и детей. Размышляя в романе о народной России, не мог обойти вопрос и о православии. Автор наполнил роман наболевшими вопросами того времени – здесь много откликов на события общественной жизни. Но главная составляющая романа – прошлое, настоящее и будущее России.

На примере героев произведения «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский показал вехи российской истории. Прошлое России - это уходящее поколение: старик Карамазов, Поленов, госпожа Хохлакова, старец Зосима. Автор противопоставляет их представителям «настоящего» времени - братья Карамазовы, Грушенька, Смердяков, Ракитин. Лиза Хохлакова, Смуров, Коля Красоткин – это представители молодого поколения, «будущего» страны.

И, конечно, важную роль в нравственном содержании романа играет Евангелие: обильное цитирование текстов из Библии, постоянные споры и разговоры героев об евангельских текстах, эпиграф, дающий надежду на возрождение России после разложения.


Главные герои

Достоевский в «Братьях Карамазовых» раскрывает читателю взаимоотношения в семье, где отцу нет дела до того, как растут сыновья, что они находят приют в других семьях, пока он гуляет и живет в свое удовольствие. Старший Дмитрий «переезжал» от опекуна к опекуну и познакомился с отцом в восемнадцать лет. Он вырос взбалмошным, создавая видимость благополучной жизни, Дмитрий нещадно занимает деньги.

Средний Иван с детства рос наблюдательным, но замкнутым и нелюдимым. Он хорошо учился, окончил школу и гимназию, сам зарабатывал на жизнь – писал статьи, публиковал их в различных изданиях.

Младший Алеша – добрый, застенчивый человек. Его все любили и относились к нему с уважением. Даже в гимназии, когда его дразнили, он оставался невозмутимым и призывал всех с пониманием относиться к человеческим слабостям и бедам. Алеша хотел всегда служить в церкви, но его благословили на жизнь с отцом и братьями, сказав, что он там намного нужнее.

Персонажи «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского, отец и Дмитрий, влюблены в одну женщину – Грушеньку, но она не отвечала взаимностью ни одному из них. В итоге отец с сыном разругались, и старший сын неоднократно грозился убить отца.

Когда Карамазова-старшего нашли с проломленной головой в собственном доме, ни у кого не было сомнений, что это дело рук старшего сына. Тем более что отвергнутая Екатерина Ивановна, скорее всего, из-за мести, предъявляет письмо, в котором Дмитрий пишет о своем намерении убить отца. Средний брат пытался доказать невиновность брата, так как у него были доказательства, что убийца не кто иной, как внебрачный сын их отца. Ивану никто не поверил, Дмитрия осудили на 12 лет каторги.

Заканчивается произведение тем, что Алеша присутствует на похоронах Ильи Снегирева и призывает всех быть добрыми и заботиться друг о друге – жизнь прекрасна, и это лучшее, что у нас есть.


Выводы

Роман Достоевского «Братья Карамазовы» учит читателя быть терпимее друг к другу, прислушиваться к чужому горю, проявлять сочувствие, любить ближнего. Порой все, чему человек не придает значения - взгляд, вздох, мысли – способно нанести вред. И не только себе, но и тем, кто находится рядом. Человек несет ответственность за свои слова и поступки, потому что рано или поздно придется за них ответить, даже если они были брошены в гневе.

Мыслитель, философ, писатель Федор Достоевский написал роман «Братья Карамазовы» в последние годы своей жизни. Это было последнее произведение автора. Многие критики называют роман вершиной творчества Достоевского, обобщением всего созданного им ранее.
Роман начинается с описания истории семьи Карамазовых. Федор Павлович, глава семейства представлен, как бестолковый помещик, мелочный и развратный. Он был женат дважды. От первого брака родился сын Дмитрий, от второго – Иван и Алексей. Обе жены умерли. Детей воспитывали родственники, сам Федор не участвовал в их развитии. Был у Федора и незаконнорожденный сын – Павел Смердяков. Его родила бродяжка Лизавета, которую барин однажды «приласкал». Родив мальчика, женщина умерла, а ребенка взяли себе лакей Григорий с женой. Фамилию придумал Федор.
Проходят годы, и семья встречается в маленьком городке Скотопригоньевске. В скиту старца Зосимы собирается вся чета Карамазовых. Отцу и сыновьям нужно выяснить свои имущественные отношения. Федор Павлович – отец семейства. Его сыновья – Дмитрий, Иван и младший Алексей. Последний послушник у Зосимы. На собрании также присутствуют помещик Миусов и семинарист Ракитин. Поводом для сбора послужило выяснение отношений Дмитрия с отцом. По мнению Дмитрия отец ему должен крупную сумму денег. Федор Павлович соглашается на эту встречу исключительно из любопытства. Он не собирается давать сыну денег и вносить изменения в наследство. Отношения между отцом и сыном обостряются не только на материальной почве. Они оба любят одну женщину – Грушеньку. Дмитрий понимает, что отец сможет женить ее на себе с помощью денег.
При первой же встрече с читателем проявляются характеры практически всех героев. Дмитрий вспыльчив и раздражителен. Он способен на необдуманные поступки. Иван умен и задумчив. Он постоянно рассуждает о бессмертии души и повторяет на протяжении всего романа вопрос: «все дозволено или нет?». Алексей – чистая душа, он совсем юн и очень переживает за своих братьев. Самое неприятное впечатление производит глава семейства Федор. Он циничен, груб и вульгарен. Окружающие смотрят на него с омерзением.
Встреча семьи заканчивается скандалом. Но провидец Зосима чувствует, что в этой семье будет еще много боли. Он становится на колени перед Дмитрием, чем вызывает смятение окружающих. Зосима видит его предстоящие страдания и преклонялся перед этой болью. На шутовство Федора Зосима говорит, что это просто маска, которой тот прикрывает свою несостоятельность, он стыдится себя. Старец утомлен и гости уходят. Зосима благословил Алексея на послушание в миру и велел находиться рядом с братьями.
Алеша отправляется к отцу. По дороге он встречает Дмитрия, который прячется в соседнем саду. Дмитрий ждет Грушеньку. Он боится, что она все-таки соблазнится предложенными отцом деньгами и согласится стать его женой. Дмитрий хочет отговорить девушку. Дмитрий говорит Алексею о своей любви. Его представление о жизни удивляет юного брата. Дмитрий ощущает радость жизни, связь с Богом через сладострастие. Именно в глубоком разврате он сумел почувствовать непреодолимую тягу к Богу. Красота – это вещь, за которую, по его мнению, борются дьявол и Бог. Также Дмитрий рассказывает об отношениях с девицей Катериной Ивановной. Когда-то он спас ее отца от неминуемого позора. У него образовалась большая недостача в казенных деньгах. Дмитрий обещал помочь средствами, но при условии, что Катерина сама придет к нему за необходимой суммой. Девушка оставила свою гордость и готовая ко всему пришла к Дмитрию. Но Карамазов проявил себя, как благородный человек и дал ей денег, ничего не требуя взамен. Он понимал, что такого благородства она не ожидала. Они становятся женихом и невестой. Но в это время Дмитрий увлекается Грушенькой. Он умудряется прокутить с этой девицей три тысячи рублей, которые Катерина Ивановна приготовила для отсылки в Москву. Дмитрий считает это своим позором и собирается вернуть деньги. Но сейчас его занимают только мысли о Грушеньке. Если она согласится на предложение старика, он готов даже убить его.
Алеша идет в дом. Здесь пьет коньяк отец, за столом сидит брат Иван. Он пытается уговорить Федора Павловича больше не пить, но тот его не слушает. В это время в комнату врывается Дмитрий. Ему показалось, что сюда пришла Грушенька. Не разобравшись, он избивает отца, а потом, поняв, что ошибся, убегает. Алеша направляется к Катерине Ивановне передать просьбу Дмитрия, что больше он к ней не придет. Там он застает Грушеньку. Катерина Ивановна с ней очень ласкова, говорит нежные слова, целует ее руку. Грушенька делает вид, что смущается, а потом демонстративно говорит, что она ее руку целовать не будет. Всячески оскорбляет Катерину и смеется над ней. В доме снова скандал.
Алексей идет ночевать в монастырь. На следующий день он направляется к отцу. Тот жалуется младшему сыну на его братьев. Отец хочет прожить еще лет двадцать, и ему для хорошей жизни нужны деньги. Грушеньку он не собирается уступать Дмитрию. А про Ивана рассказывает, что тот влюблен в Катерину.
На улице Алексей становится свидетелем того, как школьники бросали в маленького мальчика камни. Алексей подошел к ребенку, но тот бросил камнем в него, а затем больно укусил. Алеша узнает, что это сын капитана Снегирева, которого недавно избил Дмитрий Карамазов. Алексей направляется в дом Хохлаковой и застает там Катерину Ивановну и Ивана. Катерина говорит о своей преданности Дмитрию Карамазову, она спрашивает мнение Карамазова-младшего. Алексей в свою очередь простодушно говорит ей, что она не любит Дмитрия. Просто она убедила себя в этом, а на самом деле чувств к нему не испытывает. Иван говорит о своем отъезде и добавляет, что Катерина Ивановна нуждается в Дмитрии – ей нужно осознавать совершение своего подвига верности и постоянно упрекать Дмитрия в неверности. В этом и заключается ее желание находиться рядом с ним.
Катерина Ивановна просит Алексея передать обиженному Дмитрием капитану двести рублей. Алексей отправляется к Снегиреву и тот, расчувствовавшись, обращается к Алексею с исповедью. Вернувшись в дом Хохлаковой, Алеша встречает ее дочь Лизу и у них завязывается душевный разговор, из которого выясняется, что девочка влюблена в него. Она решила, что Алеша должен непременно на ней жениться. В разговоре она говорит о желании быть истерзанной, она хочет страдать. Алексей хочет поговорить с Иваном и находит его в трактире. Между братьями происходит серьезный разговор о вечных мировых вопросах – о Боге и вечности, о жизни и бессмертии. Иван рассказывает Алеше содержание своей поэмы «Великий инквизитор». Алексей понимает, что мысли Ивана основаны на бунте. Его позиция – «все позволено».
Алеша возвращается в келью Зосима. Он успевает сделать записи последних часов старца, его беседу с окружающими. Зосима поведал, как он ушел в монастырь после дуэли из-за девицы. Вскоре он умирает, монахи оставляют тело старца в келье – ведь он святой. Но постепенно начинает появляться зловонный запах, что приводит в полное смятение Алешу.
Дмитрий все еще пытается найти необходимую сумму денег. Срывается сделка по продаже отцовского леса, Хохлакова тоже не дает ему денег. У него возникает мысль об убийстве отца. Зайдя в дом, он сталкивается с Григорием, ударяет его по голове и весь в крови убегает. Он узнает о том, что Грушенька сейчас находится в Мокром и отправляется с шампанским и едой туда. Появление в разных местах Дмитрия с окровавленными руками и большой суммой денег вызывает подозрение у окружающих. А тем временем в доме Карамазовых находят убитым Федора Павловича. Подозрение падает на Дмитрия. Но тот утверждает, что ударил только Григория, который в итоге выжил, а отца он не трогал. Деньги же взял у Катерины Ивановны.
Ему не верят и арестовывают.
Иван чувствует свою вину в смерти отца. Он слишком смело говорил с окружающими о своей теории. Несколько раз он встречается со Смердяковым. Тот говорит с Иваном загадками и во время последней встречи признается в убийстве Федора Павловича. Перед днем судебного заседания Смердяков повесился. Катерина долго терзается, какие показания дать в суде. Одним своим словом она может либо погубить, либо спасти Дмитрия. После того, как Иван объявляет о том, что убийца Смердяков, а он его вдохновитель, Катерина предъявляет суду доказательства того, что Дмитрий намеревался убить своего отца. Она показывает записку, написанную пьяным Дмитрием. Тот приговорен к двадцати годам каторги.
Роман заканчивается сценой похорон сына капитана Снегирева Илюшеньки. Алеша призывает мальчишек, собравшихся у могилы, быть отзывчивыми друг к другу и не бояться правды.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения