Правила поведения и безопасность в самолете. Самые нелепые просьбы и курьезные ситуации на борту авиалайнеров

Самолет - это наиболее безопасный транспорт. Тем не менее, и в нем случаются непредвиденные происшествия. Четкая последовательность действий для каждой экстренной ситуации поможет минимизировать ущерб или вовсе его избежать.

Капитан самолета следит за всеми событиями, которые происходят на борту самолета и несет за них ответственность. 2-ой пилот помогает ему управлять транспортом, а стюардессы (во главе со старшим бортпроводником) работают в салоне. Если у вас появились какие-либо вопросы, то вы можете смело задавать их стюардам. В выборе дешевых билетов по любым направлениям поможет наш сайт.

Darren Wood Flickr

Основные правила

Прежде всего, нужно быть бдительным в начале и в конце полета. Большинство аварий происходит именно в это время. Сохраняйте спокойствие и следите за происходящим. Если вы планируете длительный перелет, то ни в коем случае не снимайте обувь в самолете. Это помешает быстрым сборам и спешному покиданию самолета в случае аварий или пожаров.

Заранее потренируйтесь расстегивать ремень безопасности. Во время внештатного происшествия можно легко запаниковать и забыть, как это делается. Лучше всего заранее продумывать план эвакуации и садиться как можно ближе к выходам. Внимательно изучите памятку пассажиру и механизм открытия аварийных люков.

Экстренная ситуация может ввести в смятение даже опытный экипаж самолета. В таком случае, не ожидайте помощи и инструкций. Постарайтесь не поддаваться панике и выбраться из самолета как можно быстрее. При пожаре также нельзя вдыхать дым. Никогда не пытайтесь забрать свои вещи. Самое ценное что у вас есть - это ваша жизнь.

Если капитан воздушного судна вынужденно проводит аварийную посадку, примите безопасную позу. Сидение нужно установить в вертикальное положение, положить голову и грудь на ноги и обхватить колени. Стопы должны быть расположены под сидением дальше, чем колени и плотно прижаты к полу. Всегда одевайте удобную одежду, в которой вам будет комфортно перемещаться по салону.

Другие экстренные ситуации

Значительный дискомфорт при полете может причинить вхождение в зоны турбулентности и воздушные ямы. Потоки воздуха разных температур смещаются и самолет может резко подняться или опуститься. Во время турбулентности вещи, находящиеся на борту, взлетают вверх и падают на пассажиров. Избежать травм помогут следующие правила:

  • не садитесь рядом с острыми или тяжелыми предметами и багажом, который не был закреплен;
  • всегда пристегивайтесь;
  • следуйте инструкции в памятке пассажиру;
  • не берите с собой мелкие предметы, лучше упаковывайте их в чемоданы (ручка в кармане также может поранить).

Декомпрессия часто пугает пассажиров,хотя это не повод для серьезного панического состояния. Она сопровождается шумом, выходом воздуха из салона воздушного судна и запыленностью. В таком случае нужно:

  • не паниковать;
  • сразу же одевать кислородную маску;
  • дождаться, пока экипаж устранит последствия декомпрессии;
  • спокойно перенести аварийную посадку.

В непредвиденных ситуациях самолет может быть посажен на воду. Он может находиться на плаву приблизительно 40 минут. Все самолеты подготовлены к такой ситуации, поэтому абсолютно все пассажиры успеют его покинуть. Стюарты помогут спустить на воду надувные плоты и эвакуировать людей.

Главное во всех экстренных ситуациях - это сохранение спокойствия. Если вы будете подвержены паническому состоянию и не успеете выполнить необходимые действия, то даже незначительная неприятность причинит большой вред и травмы.

Please enable JavaScript to view the

От нервного поглядывания на датчик уровня топлива в случае чрезвычайной ситуации до перелома руки у члена экипажа во время турбулентности — опытный пилот рассказал о вещах, которые сильнее всего пугали его во время полетов. Также он поведал, чего стоит, а чего не стоит бояться пассажирам и как им вести себя во время ЧП.

Стив Лэнделлс, которому сейчас 50 лет, в течение 27 лет работал пилотом гражданской авиации в 17 компаниях, включая British Airways. Сейчас он работает специалистом по безопасности полетов в британской Ассоциации пилотов авиакомпаний.

В интервью The Independent он объяснил, почему контроль за количеством оставшегося топлива так важен. «Однажды мы летели из Каира в Хитроу, в компьютерах управления воздушным движением на земле произошел сбой», — рассказывает Лэнделлс.

«Оказалось, что ни один самолет из тех, что готовился к вылету, не может подняться в небо. Из-за этого не было места для посадки прилетавших самолетов. Рейсы пришлось перенаправлять в другие аэропорты Великобритании и даже в Амстердам. Нас просили продержаться в воздухе четыре часа. Мы сообщили, что топлива не хватит», — говорит пилот.

При подготовке к полету пилоты рассчитывают, сколько топлива им нужно на случай чрезвычайных ситуаций. Количество топлива, которого хватает на последние полчаса полета, называют последним резервом, рассказывает он.

В тот злополучный день наземные службы, к счастью, быстро сориентировались и самолету Лэнделлса предоставили приоритет на посадку в одном из аэропортов на Британских островах. За всю карьеру ему так никогда и не пришлось опустошать баки самолета до критического уровня.

Но самый большой враг пилота, говорит он, — это погода. В качестве поучительной истории для тех, кто нагло игнорирует требование бортпроводников пристегнуть ремни безопасности, Лэнделлс вспоминает, как его коллега сломал руку во время сильной турбулентности — тогда самолет летел из Хитроу в Боготу, столицу Колумбии. Тряска длилась всего пять секунд, но пострадавший член экипажа был не пристегнут.

«Мы можем корректировать решение о вылетах, основываясь на прогнозе погоды, но турбулентность предсказать нельзя. Узнать о ней можно только тогда, когда в нее попадешь», — сетует пилот. Турбулентность не может привести к авиакатастрофе, отмечает он, но опасность получения травм вполне реальна.

А вот когда молния бьет в самолет, люди на борту могут видеть сильную вспышку, но это явление природы при всей своей эффектности для летящего самолета не опасно.

Странные жужжащие звуки при заходе на посадку, которые заставляют некоторых впечатлительных пассажиров впиваться побелевшими пальцами в подлокотники, — это, как правило, просто выдвижение закрылков.

Лэнделлс, который теперь летает как простой пассажир, говорит, что внимательно слушает сообщение о правилах безопасности перед началом каждого полета: «Если что-то произойдет, я хочу сразу знать, где выход, а не искать его. У меня также всегда есть кредитная карта и телефон в кармане — эти вещи могут быть необходимы, если придется экстренно эвакуироваться».


Находясь в самолете, имейте при себе наполненную водой емкость и желательно весь дежурный набор для выживания, скорректированный по сезону и условиям полета. Если полет будет проходить над водой, возьмите с собой что-нибудь достаточно плавучее, например, просто завяжите ручной багаж в прорезиненный мешок, а его уж замаскируйте в сумке.

В случае аварийной посадки безопаснее всего сеpедина салона. Пересядьте туда, не дожидаясь происшествия, если есть свободные места, потому что когда объявят аварийную ситуацию, сеpедина окажется в дефиците. Уточните, где находится аварийный выход, какие способы эвакуации из салона предусмотрены, есть ли кислородные маски и как пустить в них кислоpод, какие есть средства спасения на воде. Контейнеры с масками обычно крепятся к потолку или к спинке переднего кресла.

В качестве спасательных плавучих средств обычно применяются нижние кресельные подушки, надувные жилеты которые находятся под креслами, надувные трапы, надувные плотики. Садитесь ближе к выходу из салона или к аварийному выходу. Может иметься аварийный выход на крыло. Им можно воспользоваться при пожаре на земле и при посадке на воду. Отрегулируйте привязной ремень по своему телу, потренируйтесь в быстром застегивании и расстегивании. Слабины быть не должно. Не отстегивайтесь в течение всего полета, иначе при внезапном маневре или попадании в воздушную яму можете оказаться на потолке. По этой же причине ходить по салону — опасно. Пристегните соседа, иначе он может упасть на вас с потолка.

Аварии при взлете и посадке самолета.

На время взлета и посадки наденьте пальто — если оно из трудновозгораемого материала (шерсти, кожи). В случае пожара оно обеспечит вам некоторую защиту. Не надевайте туфли на тонких каблуках, они могут проткнуть аварийный надувной трап. Пpи pиске аварийной посадки позаботьтесь, чтобы на полке над вами не было ничего жесткого и тяжелого. Свой багаж деpжите под креслом или на коленях. Пpи аварийной посадке замотайте голову какой-нибудь одеждой, закройте лицо руками и нагнитесь к коленям. Это защитит от осколков.

Если пространство между креслами слишком тесное, упритесь руками в переднее кресло и положите голову на руки. После аварийной посадки задача номеp один — выбраться из самолета, пока не взорвалось топливо. При намеке на панику помогите экипажу навести порядок. Например, заявите громко: «Кто будет оpать, тому расшибу голову!» Командирский голос надо ставить заранее. Если в критической ситуации нет лидера, беите инициативу на себя. Ваши средства: спокойствие, приказ, кулак.

Декомпрессия в самолете.

При аварии на большой высоте может наступить декомпрессия — падение давления воздуха в салоне. Признаки декомпрессии: свист, боль в ушах, боль в кишечнике, потепление и пощипывание кожи. Наденьте кислородную маску и меньше двигайтесь. Пpи быстрой декомпрессии на большой высоте у вас на надевание кислоpодной маски будет только 15 секунд. Запоздав, Вы потеряете сознание. Сначала наденьте маску сами, и только потом помогайте окружающим. Кислоpод не начнет поступать, пока вы не включите его подачу. Обычно надо дернуть за шнурок, тянущийся от маски к предохранителю.

Если пеpед вами или над вами внезапно открылся отсек с кислородными масками, надевайте маску немедленно. Не оглядывайтесь на других и не задавайте вопросов. Дело в том, что пpи падении давления этот отсек открывается автоматически. По ощущениям трудно определить, поступает кислоpод или нет, так как он не имеет запаха. Закpепите маску на голове, потому что еще есть опасность потеpять сознание. Стюардесса вам не поможет, поскольку будет занята другими.

Пожар в самолете.

Желательно имейте при себе складной нож не криминального размера. Должен быть под рукой хотя бы такой инструмент. Опыт показывает: через устройство проверки небольшой нож проносится запросто. В случае пожара на земле вам отпущено судьбой 5 минут на эвакуацию. Чем ближе к полу, тем меньше задымленность. Ползите на четвереньках. Если есть время, получше прикройте кожу: наденьте перчатки, шляпу и так далее. Выбравшись из самолета, быстро уходите от него на расстояние не меньше 1,5 километра.

Приводнение на самолете.

Преждевременно надутый спасательный жилет может помешать вам выбраться из салона, если придется нырять. Если вы будете находиться непосредственно в воде, у вас будет в 10 pаз меньше шансов выжить, чем если вы будете на спасательном плотике. В основном, из-за . Отправляясь в полет, одевайтесь в яpкое. Вас скорее обнаружат на воде.

По материалам книги «Советы авиапассажирам».
Д.А. Джонсон. 1989 год.

Понятно, что желание покупателя - закон для любого продавца... Однако эти правила могут быть применимы только в повседневной «наземной» жизни. В небе же все обстоит совсем иначе. Купить авиабилеты - значит взять на себя ряд обязанностей и соглашений: не курить, не употреблять излишне алкогольные напитки, не отвлекать беспричинно экипаж самолета, вести себя спокойно даже в случае общего волнения, а также не стараться покинуть самолет во время полета:)

Однако никто не вводил запрета на просьбы... Именно они иногда бывают сложнее, чем плач капризного ребенка.

Самыми обыденными странными просьбами пассажиров являются «где можно принять душ?», «как уменьшить шум двигателей?», «есть ли здесь Макдоналдс» и «в конце концов, откройте окно и проветрите салон!».

Некоторые пассажиры просят стюардесс передать пилоту, чтобы тот «прекратил турбулентность».

Однажды стюардессу Virgin Atlantic попросили принести чай и сделать массаж кукле Барби. А другая пассажирка попросила отвести своих детей в детскую.

Один из пассажиров обратился к стюардессе с очень насущной проблемой: не могла бы она помочь найти потерянный им в салоне стеклянный глаз.

Однажды одна VIP-пассажирка в бизнес-классе попросила стюардессу уложить ей волосы. Самое странное то, что стюардессу это ничуть не смутило. Она взяла у коллег средства для укладки волос, расческу и полностью удовлетворила просьбу пассажирки.

Однако самые интересные ситуации случаются во время инцидентов с участием «огненной воды».

Наиболее «приятные» сюрпризы устраивают пьяные женщины. Так, 25-летняя английская учительница схватила за промежность одного из члена экипажа и потребовала секса, а пьяная россиянка устроила стриптиз, после чего самолет вернулся обратно. Видимо, стриптиз не оценили по достоинству:) А вот одна американка после очередного бокала, разбила его и стала угрожать экипажу «розочкой», следствием чего явилось ее тюремное заключение.

Более того, шалят не только заурядные люди, но и знаменитые личности... Так, в одном из рейсов «AirFrance» актер Жерар Депардье, изрядно выпивший, решил облегчиться прямо в проходе между сиденьями. То же самое сделал и 18-летний лыжник - спортивная надежда лыжного спорта, который из-за этого был исключен из молодежной сборной США. После нескольких таких случаев было принято решение пьющих пассажиров сажать у прохода в непосредственной близости к туалетам.

Следует помнить, что в самолетах не стоит даже подшучивать над всем, что касается терроризма. Так, к примеру, пенсионер-австралиец Риккардо Паулин искал место, чтобы поставить свой багаж, и с юмором спросил стюарда-сингапурца: «Где у вас тут бомбы хранят?». Шутка была воспринята не совсем адекватно. Со своей стороны австралиец принес все возможные извинения, объяснив, что это было всего лишь безобидной шуткой. Однако суд Сингапура приговорил Риккардо Паулина к штрафу $6,500.

Намного сложнее пришлось в ситуации с немецким туристом, который в прямом смысле слова обвонял салон авиалайнера. Из-за невыносимого запаха пота пришлось ссадить его с самолета. Фотограф по своей природе, тучный 46-летний Вернер Бречтфилд, весь день провел в Гонолулу под жарким солнцем в поисках фото-пейзажей. А когда он прибыл в аэропорт, от него «разило как от взмыленного коня» (со слов немецких СМИ). Все пассажиры и экипаж самолета высказали ему свое замечание по этому поводу. Однако у мужчины не оказалось сменной одежды, поэтому его высадили из авиалайнера.

Странностями многих пассажиров являются их суеверия. Так, к примеру, 62-летний американец Джеймс Стинхаген абсолютно уверен, что самолет двигается благодаря его пальцам, которыми он вращает во время полета, увеличивая скорость вращения пропорционально скорости двигателей. Другая семейная пара всегда приподнимает ноги в такт тому, когда убирают шасси. Они считают, что таким образом помогают лайнеру оторваться от земли. 53-летний Томас Хардинг с этой же целью приподнимается на подлокотниках кресла. А Майкл Конеско считает, что самолет не упадет, если во время полета он будет слушать песни Бонни Райт, поэтому покупая билеты на самолет, он всегда первым делом кладет в багаж плейер.

Какими бы странными и несуразными не казались ситуации с пассажирами на борту, все равно это та часть полета, которая запомнится больше всего, и еще долгое время вы с улыбкой будете вспоминать того скверно пахнущего пассажира, который судорожно искал McDonald’s на борту вашего авиалайнера:)

Летайте улыбаясь!

Огромное количество людей боятся летать, опасаясь погибнуть. Они читают о том, как выжить в авиакатастрофе, прекрасно зная, что вероятность оказаться в такой ситуации довольно мала. И хотя шанс попасть в автомобильную аварию гораздо выше, пугают высота и беспомощность. Впрочем, ответ на вопрос, выживали ли люди в авиакатастрофах, - да. И это уже вселяет надежду. Более того, некоторым из них удалось спастись в условиях, где все остальные погибли. И не в последнюю очередь так произошло благодаря их разумным действиям.

Причины авиакатастроф

Шанс погибнуть во время полета гораздо меньше вероятности выиграть в лотерею. Тем не менее несколько раз в год происходят трагедии, уносящие жизни сотен людей за раз. Естественно, это пугает, даже если остаются выжившие в авиакатастрофах. Фото с мест аварии настолько впечатляют, что многие впоследствии отказываются от полетов, если есть другие варианты. Но если вдуматься, все-таки самолет - один из наиболее безопасных видов транспорта. Да, как и в любом другом случае, здесь есть свой риск. На самом деле причин, по которым что-то может пойти не так, не слишком много.

Во-первых, это человеческий фактор. Это наиболее вероятная причина, поскольку отказы техники без участия людей - довольно редкое дело. Все системы безопасности дублируются и проверяются перед каждым полетом, в то время как человеческие возможности, в том числе время реакции, внимание, скорость и качество принятия решений несовершенны. В 70% случаев, когда происходят те или иные происшествия, как с жертвами, так и без них, речь идет именно о том, что люди сделали что-то не так.

В остальных 30% виноваты технические сбои, не связанные с ошибками персонала, а также комплексные причины. В эту же категорию обычно относят происшествия, так и оставшиеся загадкой.

Конструкции самолетов постоянно совершенствуются, инженеры, электрики и другие специалисты работают над тем, чтобы минимизировать участие людей в процессе полета. Межгосударственный авиационный комитет, правительства стран, производители воздушных судов - в расследовании причин каждого инцидента заинтересовано достаточно большое количество сторон, а потому этому уделяется серьезное внимание. И поскольку довольно редко жертвами становятся все без исключения пассажиры, по их рассказам становится ясно, как выжить в авиакатастрофе. На самом деле это вполне возможно, даже если авария произошла на огромной высоте. И уж тем более были люди, выжившие в авиакатастрофах, случившихся на земле. Итак, что нужно для того, чтобы спастись?

Крупнейшие авиакатастрофы

Самой страшной трагедией, в которую были вовлечены самолеты, считается теракт, произошедший 11 сентября 2001 года. В этот день погибло почти 3 тысячи человек. Однако, строго говоря, эти катастрофы не попадают под определение а это значит, что первенство все-таки не за ними.

  • Наиболее многочисленной с точки зрения количества жертв по сей день считается трагедия на острове Тенерифе, произошедшая в марте 1977 года, когда на взлетно-посадочной полосе столкнулись два воздушных судна. Всего погибло почти 600 человек. Истории выживших в авиакатастрофе ужасают до глубины души - из числа спасшихся 12 пассажиров просто помутились рассудком.
  • В 1985 году мир поразила крупная авария в Японии. Самолет потерял управление, что повлекло за собой 520 жертв.
  • Еще одно столкновение, но на этот раз уже в воздухе, произошло в ноябре 1996 года в Индии. Почти 350 погибших.
  • В марте 1974 года в результате взрывной декомпрессии под Парижем разбился самолет турецких авиалиний. Жертвами стали 346 человек.
  • В результате теракта, произошедшего в июне 1985 года, в 70 километрах от ирландского Корка погиб авиалайнер с 329 людьми на борту.
  • В августе 1980 года в результате пожара на борту в районе Эр-Рияда стали жертвами 301 человек.

Лишь 30 из 100 самых крупных за всю историю авиации катастроф случились в XXI веке. Выживали ли люди в авиакатастрофах? Конечно, хоть и не в каждой. Разумеется, после любого, даже самого незначительного происшествия, проводится тщательное расследование, по итогам которого могут быть приняты решения об усилении мер безопасности в аэропорту, улучшении работы диспетчеров и других наземных служб, а также конструкции самолетов и внедрении новых систем управления. Так что с каждым годом шанс выжить в авиакатастрофе, если она случится, становится все выше. А сама вероятность ее возникновения - все ниже.

Можно ли выжить в авиакатастрофе?

Многие считают, что это совершенно невозможно. На высоте в 10 тысяч метров очень холодно, мало кислорода, да и приземление вряд ли будет мягким. Однако факты, а также рассказы выживших в авиакатастрофах, говорят о том, что возможность благополучного исхода есть почти всегда.

В предыдущем параграфе были перечислены наиболее многочисленные по жертвам аварии, однако существует огромное количество инцидентов, в которых количество пострадавших было минимальным или вовсе равнялось нулю. Естественно, в первую очередь все зависит от действий пилотов и экипажа вообще, но и сами пассажиры, если не создают панику и соблюдают спокойствие, в критической ситуации могут спастись.

Итак, как удается выжить в авиакатастрофе? Единой инструкции, как действовать, не существует, однако можно просто знать и соблюдать некоторые рекомендации на этапе сборов и посадки в самолет. Ну а если все-таки возникнет, тут, скорее всего, в дело вступят инстинкты, хотя будет лучше сохранить голову холодной.

Наиболее безопасные места в салоне

Считается, что в самолете некоторые зоны во время полета более благоприятны для выживания, чем остальные (в случае непредвиденных обстоятельств). В общем и целом это действительно так. Исследования, основанные на авариях, произошедших в последние 30 лет, подтверждают это, как и выжившие в авиакатастрофах. Фото разрушенных лайнеров тоже наводят на определенные мысли. Но обо всем по порядку.

Во-первых, чем ближе к выходу, тем лучше - это так. Близость к аварийным или штатным дверям в некоторых ситуациях может спасти жизнь, но только в том случае, если не поддаться панике и все сделать правильно. По идее, открытие запасных выходов - задача экипажа, но сделать это может и пассажир, если это необходимо.

Во-вторых, задняя часть самолета обычно безопаснее, чем передняя. При столкновениях лоб в лоб, сходе с ВПП, пожарах и т. д. обычно в первую очередь страдает кабина самолета и прилегающие к ней зоны. Если лайнер теряет управление, то хвост также приземляется вслед за носовой частью. Таким образом, в ряде случаев не самые удобные места могут спасти жизнь - здесь шанс более или менее благополучного завершения полета достигает 66%. Истории выживших в авиакатастрофах зачастую это подтверждают, правда, с одной оговоркой - нужно правильно себя вести.

Порядок действий

Выжившие в авиакатастрофах в России или за рубежом могут рассказать о некоторых нюансах, которые и так известны всем, но почему-то постоянно забываются. Стоит еще раз их повторить.

Во-первых, начать готовиться можно еще дома - надеть в самолет удобную одежду, не стесняющую движений, иметь в ручной клади что-то теплое. Предпочтение следует отдавать хлопку и шерсти, поскольку они хуже горят. Также стоит обратить внимание на удобство обуви.

Во-вторых, нужно слушать экипаж во время инструктажа. Да, разумеется, тем, кто летает несколько раз в год, эти правила кажутся скучными и понятными без всяких повторений. Но стоит хоть раз подумать о том, что эти инструкции могут пригодиться. Даже те, кто слышал их много раз, в критический момент могут растеряться и запаниковать вместо того, чтобы вести себя правильно, в то время как экипаж регулярно проходит тренировки. Рассказы выживших в авиакатастрофах подтверждают, что слушать бортпроводников крайне важно.

В-третьих, усаживаясь на свое место, стоит сделать две вещи: не ставить в верхний отсек тяжелые сумки, посчитать количество рядов кресел между выходом и собой, а также запомнить это число. В условиях задымлености видимость будет на нуле, и это знание может спасти жизнь.

В-четвертых, как только поступила команда пристегнуть ремни, необходимо это сделать. Даже когда табло выключится, лучше оставлять их в прежнем положении. Даже если авиалайнер всего лишь войдет в не стоит рисковать своим здоровьем - удар головой тоже не самое приятное в путешествии самолетом.

Это то, что необходимо знать и делать, просто садясь на свое место в современном лайнере. Ну а если речь пойдет о том, как можно выжить в авиакатастрофе, то стоит рассмотреть отдельные ситуации, хотя в них есть очень много общего. Разумеется, очень сложно осознанно действовать, если опасность приходит внезапно - взрыв, столкновение и т. д. Но если шанс есть, стоит его использовать на все 100 процентов.

Отказ управления и жесткая посадка

Поломки электронных систем и другого оборудования - довольно редкое дело. И если просто небольшие неполадки все-таки случаются и даже могут остаться незамеченными пассажирами, то более серьезные проблемы зачастую приводят к аварийной посадке в ближайшем аэропорту. Это, однако, не значит, что все в порядке - в случае поломок все, кто находится на борту, должны следовать инструкциям экипажа. В данной ситуации в первую очередь все зависит от того, удастся ли никому не поддаться панике. Могут быть неожиданные и резкие маневры, сброс высоты, в общем, самое важное, что нужно сделать, - пристегнуть и затянуть ремень, снять с шеи шарфы, галстуки, цепочки и т. д., еще раз подумать, как добраться до аварийного выхода и сохранять спокойствие.

Если ожидается, что посадка будет жесткой, стоит вспомнить и о специальной позе, которая позволит защитить тело и голову от лишних травм. Кресло должно быть в вертикальном положении, пассажир сидит, сильно уперев руки в спинку впереди и кладет голову на них. Другой вариант - нужно максимально согнуться, обхватив себя руками за бедра и положив голову на колени. Именно это знание спасло 9-летнего голландца, когда при посадке в Триполи погибло более сотни человек, в том числе семья мальчика. Как только становится понятно, что что-то не так, даже если речь идет всего лишь о зоне турбулентности, стоит вынуть из карманов любые острые предметы, которые могут нанести раны.

Декомпрессия

Разгерметизация салона - тоже не слишком частое, но встречающееся явление. Если это не в результате которой самолет буквально разваливается на части, то шанс выжить в авиакатастрофе довольно неплохой. Основная проблема в этом случае - гипоксия. На этот случай в салоне есть кислородные маски, которые находятся над головой пассажиров и при необходимости вываливаются автоматически. Как только они появились, следует немедленно их надеть, а не только прижать к лицу. Тем, кто сопровождает детей, стоит подавить родительские инстинкты и вначале позаботиться о себе. Да, в этом случае лучше проявить здоровый эгоизм, потому что если взрослый потеряет сознание, то помочь детям будет уже некому. Сразу же стоит приготовиться к внезапной потере высоты - согласно своим инструкциям, пилоты будут снижаться максимально быстро. В остальном, опять же, следует соблюдать спокойствие и следовать всем указаниям бортпроводников.

В этом и предыдущем случае при жесткой посадке также стоит опасаться пожара и задымления. Если это произошло, во-первых, необходимо опуститься как можно ниже и защитить дыхательные органы, во-вторых, накрыться пледом или плотной одеждой, чтобы спастись от открытого огня, и в-третьих, пробираться к любому аварийному выходу, стараясь избежать толпы и давки. Истории выживших в авиакатастрофе, случившейся в Паго-Паго в 1974 году, это легко проиллюстрируют. 97 пассажиров не смогли быстро выйти из загоревшегося лайнера, пытаясь покинуть его через переднюю дверь, в то время как четверо спасшихся счастливчиков выбрались через запасные.

Захват воздушного судна

Благодаря усилиям всех стран по борьбе с терроризмом эту ситуацию можно назвать крайне маловероятной. Но лучше все-таки знать, что делать в этом случае. По большому счету, вести себя следует примерно так же, как и при любом другом захвате в заложники - самолет ничем принципиально не отличается. Как и в любой другой из описываемых чрезвычайных ситуаций, нужно постараться сохранять максимальное спокойствие. Если в ходе захвата самолета кто-то был ранен, необходимо оказать ему помощь, не подвергая себя при этом опасности. Не стоит провоцировать террористов на излишнюю агрессию, возмущаясь, крича или громко плача. Никаких резких движений и сопротивления, особенно, если нет необходимых навыков. Когда происходит захват заложников, практически моментально начинаются переговоры, направленные на их освобождение. Если они проваливаются, в определенный момент начинается штурм. И вот здесь самое умное, что можно сделать - упасть на пол, закрыв глаза и уши, при этом стоит держаться от угонщиков подальше. Специально подготовленные люди справляются с нейтрализацией террористов гораздо лучше простых обывателей, и в некоторых случаях удавалось обойтись минимумом жертв, которые позднее смогли рассказать, как выжить в авиакатастрофе. Ультразвуковой сканер, рентгеновский аппарат, специальные программы, помогающие выбрать особенно подозрительных пассажиров для специальной проверки - новые технологии тоже помогают бороться с терроризмом.

Приводнение

Помимо того, что уже ранее было сказано о жесткой посадке, в данной ситуации также необходимо вспомнить о специальных жилетах, которые хранятся под каждым креслом. По команде экипажа или без нее, если стало ясно, что приземление произошло на воду, нужно его достать и надеть. После этого необходимо покинуть салон самолета через аварийные выходы, расположенные на крыльях. Не стоит прыгать, если аварийный трап не развернут - высота составит около 3 метров. Нужно привести жилет в действие и соскользнуть на животе ногами вперед в воду. Далее следует дожидаться помощи и стараться двигаться. Жилет спасет от утопления, но от переохлаждения он избавить не в силах. В 2009 году именно это средство помогло 13-летней пассажирке дождаться спасателей, на прибытие которых ушло почти 14 часов.

О выживших

Человек - существо невероятных возможностей. В экстремальных ситуациях многие люди показывают чудеса силы, выносливости, сообразительности. Кому-то просто невероятно везет, а кто-то спасается благодаря тому, что все делал правильно. Здесь уже звучало несколько примеров того, как вели себя люди, выжившие в авиакатастрофах. Но стоит упомянуть и еще нескольких.

Сложно не вспомнить о знаменитой Весне Вулович, которая могла бы рассказать, как выжить в авиакатастрофе при падении с высоты в 10 тысяч метров. Можно сказать, что ей просто повезло: в момент катастрофы девушка потеряла сознание, находясь в хвосте самолета, падение смягчили деревья и тела других пассажиров, а еще ее очень быстро обнаружили, так что несмотря на серьезные травмы и длительную реабилитацию, она смогла вернуться к полноценной жизни спустя 1,5 года после трагедии. Тем не менее, отрицать ее волю к жизни и мужество невозможно.

Безусловно, были и выжившие в авиакатастрофах в России и СССР, показавшие себя настоящими героями. Такой пример - Лариса Савицкая, державшая рекорд до Вулович. Ее история о том, как люди выживают в авиакатастрофах, тоже достойна внимания. Летом 1981 года она с супругом как раз возвращалась из свадебного путешествия, когда пассажирский лайнер столкнулся с военным самолетом. Члены экипажа погибли практически мгновенно, воздушные судна развалились на части, и обломки стали падать вниз. В момент катастрофы Лариса проснулась от удара и перепада температуры. 8 минут заняло падение обломка, на котором она находилась, пока он не приземлился на березовую рощу, смягчившую посадку. Несколько часов девушка оставалась без сознания, а очнувшись, обнаружила рядом с собой тело мужа. Ее нашли 2 дня спустя, когда спасатели уже не надеялись обнаружить живых. Кстати, как признавалась Лариса, в какой-то момент ей вспомнился эпизод фильма "Чудеса еще случаются", в котором девушку спасло то, что она прижалась к креслу, даже не будучи к нему пристегнутой.

Кстати, упомянутая кинолента была снята по истории еще одной девушки, которая могла бы рассказать, как выжить в авиакатастрофе и добраться до людей сквозь джунгли. 17-летняя Джулиана Кепке летела со своей матерью на рождественские каникулы к отцу, но рейсу не суждено было завершиться благополучно. С высоты в 3 километра самолет упал в глубину джунглей после попадания в его крыло молнии и пожара. В течение следующих 9 дней девушка, опираясь на знания о тропических лесах, полученных от отца, пыталась выйти к людям, и ей это удалось. Она была единственной спасшейся.

Итак, как уже было сказано, ответ на вопрос, можно ли выжить в авиакатастрофе, положительный. Есть много примеров как чудесных спасений, так и благополучных исходов благодаря осознанным правильным действиям. Так что не стоит пренебрегать скучными инструкциями - за ними стоят чьи-то жизни.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения