Мумия на алтае. Алтайская Принцесса – история без конца

Скифы- название применяющееся к некоторым племенам и народам, обитавшим в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности и времена Великого переселения народов.

Кто же они такие скифы?

Все помнят со школьной скамьи известные строки Александра Блока:

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

(«Скифы» Александр Блок)

Вот такой стереотип скифов и сложился у нас, что скифы- это кочевые воинственные племена монголоидной расы, что-то типа монголо-татар.

А стереотип оказался ошибочным.

Прежде всего определимся где именно жили скифы?

Вопрос о географии Скифии сложный. Различают две ее большие части: восточную, степную, между Доном и Днепром, включая северный степной Крым, занятую кочевниками, и западную, заселенную земледельческим населением -в основном до Приднестровья и частично до Буга. Западная граница расселения скифов постоянно менялась. Влияние скифской культуры распространялось в период IV-III вв. до н. э. далеко на запад, в Карпато-Дунайскую область и фракийский мир, и на север. Более стабильной была восточная граница расселения скифов. По сведениям Геродота, она проходила по Дону, разделявшему скифов с сарматами.

В горных долинах Алтая: Пазырык, Укок и на Кош-Агачском плато, жил древний народ (его самоназвание не зафиксировано у древних авторов), известный по памятникам пазырыкской культуры. В центре Южной Сибири, в Хакасско-Минусинском районе по обоим берегам Енисея, в пределах степных и лесостепных долин и на север до линии Красноярск -Ачинск - Мариинск располагалась территория татарской культуре -наиболее мощного центра культуры скифского мира на востоке. В верховьях Енисея и долине Тувы жили племена уюкской культуры. Наконец, восточную часть скифо-сибирского мира занимала культура ордос в Восточной Азии.

Из этого перечисления очевидно, что в скифскую эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним лесостепи, полупустыни, горные долины и предгорья были заселены различными племенами в основном иранской языковой группы. В схеме классификации языков скифский язык относится к древнеиранским, а сарматский и аланский языки - к среднеиранским языкам.

Археологический материал отмечает сходство предметов изобразительного искусства (вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства) как из южнорусских курганов скифской знати, так и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.

В степях Евразии в скифское время наряду с местными культами сложились имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в. до н. э.,- культ огня. Они были отражением представлений о мире, о Вселенной, идеи борьбы добра и зла, обожествления солнца и других сил природы, таинства круговорота в природе. Отголоски этой сложной мифологической системы прослеживаются прежде всего в погребальном обряде и искусстве так называемого звериного стиля, которые являются убедительным доказательством идеологического единства культур и народов скифо-сибирского мира.

Среди этого окружения можно выделить культуры скифского облика, настолько близкие к группе основных культур, что их инвентарь фактически ничем не отличался от скифского. К ним можно отнести культуру лесостепной Скифии, милоградскую и ананьинскую культуры на периферии скифов, на юге культуры скифского времени Узбекистана, на востоке-культура скифского времени Забайкалья. Наконец, можно отметить культуры со специфическим обрядом погребения, устройством погребальных сооружений, керамикой, хозяйственным инвентарем. Но и в них ощущается влияние скифо-сибирского звериного стиля, скифских форм предметов вооружения, бронзового и железного инвентаря. Это саргатская культура в Барабе, большереченская на Оби, культуры Красноярско-Канского района и Южного Приангарья. К тому же этнический и языковой состав этого древнего населения не был единым, здесь были и финно-угры, как, например, ананьинцы, и, возможно, прототюрки - к востоку от Енисея.

Таким образом:

Основными носителями культуры скифо-сибирского мира были древние индоиранцы. По соседству с ними жили народы финно-угорской, самодийской, протославянской, прототюркской и других групп. Культура этих народов была близка скифской вследствие взаимопроникновения из-за происходящих в то время миграционных процессов.

Как выглядели скифы?

Индоиранцы- это представители индо-европейской расы, т.е. выглядели они как мы с вами. Хорошее доказательство этому предположению является находка на плато Укок мумии молодой женщины, которую прозвали "алтайская принцесса" или "скифская принцесса".


Так выглядела принцесса Укока при жизни (реконструкция ученых)


Вкраце история такова:в 1993 году новосибирские археологи проводили раскопку кургана на плато Укок и обнаружили хорошо сохранившуюся мумию девушки. Колода, в которую было помещено тело похороненной, была заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а так же деревянная колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями. Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры.Она была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шуба и парик, на ее руках имелись узорчатые татуировки. Рост девушки около 172 см. Находку перевезли в Новосибирск, хотя местные жители были категорически против-нельзя тревожить прах предков. В Новосибирске мумия стала катастрофически чернеть (т.е. пошел процесс разложения тканей), ученые испугались и обратились за помощью в Москву в НИИ, который занимался мумифицированием тела Ленина. Ученые взялись восстановить кожный покров принцессы. В процессе этой работы конечно же взяли образцы тканей на исследования ДНК и обнаружилось, что принцесса не имеет отношения к тюркским народам и принадлежит к индо-европейской расе.

Эти данные подтвердила и реконструкция лица по черепу. Генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества. Поскольку алтайцы относятся к монголоидной расе, они с возмущением восприняли информацию ученых, посчитали, что так их лишают наследия предков.

Однако не существует особого гена, отвечающего за расу. До половины популяции алтайцев имеют Y-хромосому, принадлежащую к гаплогруппе R1a, условно считающейся восточноевропейской. С другой стороны, в разных погребениях пазырыкской культуры обнаруживаются черепа, характерные как для монголоидов, так и для европеоидов, а также промежуточные варианты. Таким образом, нет причин для сомнения в генетической связи народа пазырыкской культуры с современными народами региона.

Плато Укок считается самым красивым и таинственным местом горного Алтая. Оно давно привлекает внимание археологов – там были найдены скифские стоянки, захоронения и удивительные каменные алтари древней кочевой цивилизации. И вот как-то раз сотрудники Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук приступили к раскопкам ничем не примечательного кургана в бассейне реки Ак-Алаха.

Неожиданная находка

Когда был снят верхний слой почвы с вечной мерзлоты, археологи обнаружили древний грабительский лаз, который привел к погребению богатого скифа. В того сопровождали «предметы первой необходимости»: три коня, железные ножи, глиняная утварь. Исследователи начали бережно поднимать наверх то, что не тронули грабители, и тут вдруг под первым захоронением открылось второе: останки шести коней в богатейшей сбруе и саркофаг с мумией женщины европейской внешности.

Открытые захоронения датировали приблизительно IV–III веками до н. э. При этом верхнее из них спасло от разграбления нижнее, разительно отличавшееся по устройству. Это был лиственничный сруб площадью 3,6 x 2,3 и высотой 1,1 м, имитирующий жилище и весь заполненный льдом. Внутри была колода-саркофаг в виде лодки длиной 2,7 и высотой 0,68 м из цельного ствола лиственницы. Саркофаг накрывала двухскатная крышка из того же дерева, украшенная кожаными аппликациями с изображением оленей. В двух местах крышка была прибита к колоде медными гвоздями, очень похожими на современные, хотя их возраст составлял почти две с половиной тысячи лет.

Поражал объем работ, который был выполнен древним строителям. Каким-то образом они смогли доставить на плоскогорье Укок огромные бревна, обтесали их, выдолбили в мерзлом грунте огромную яму. Да еще изготовили необычный склеп, тогда как знатных скифов в те времена хоронили на огромной деревянной кровати, такой, какая была найдена в верхнем захоронении. Даже в наши дни сделать все это непросто!

Описание мумии

В колоде на правом боку – головой на восток, лицом на север – на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина, ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фольги. Голова ее покоилась на войлочной подушке.

Мумия в лаборатории

На женщине была шелковая рубаха до колен коричневато-желтого цвета, тканная из нитей дикого шелкопряда. Все швы ее, горловина и края рукавов обшиты красными шерстяными шнурами. А ведь в то время даже на знатных скифских воинов при погребении на Укоке не надевали рубах: просто шуба на голое тело. Кроме рубахи на мумии была длинная шерстяная юбка, сшитая из трех горизонтально расположенных полотнищ – двух красных и одного белого, – и пояс, который был сплетен из красного шерстяного шнура. На юбке нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные аппликацией из красного войлока. Может быть, красный цвет в отделке и деталях одежды выполнял роль оберега.

Шею женщины украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными же подвесками в виде барсов, которые были покрыты золотой фольгой, в ушах – золотые серьги-кольца, на мизинцах – цветные шерстяные нити.

В находившемся рядом войлочном мешочке обнаружили бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточку из конского волоса, стеклянные бусины различных цветов, коренной человеческий зуб и рассыпавшийся синий порошок – вивианит, минеральный краситель, который использовался с древнейших времен (в Европе он, правда, стал известен только в XIX столетии).

Более всего ученые были поражены прекрасной сохранностью забальзамированного тела. У мумии были удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина. Череп и брюшную полость заполняли какое-то вещество вроде торфа, овечья шерсть, конский волос, какие-то корешки, песок и глина. На теле, покрытом маслами и смолами с добавлением ртути, была отчетливо видна удивительно красивая синяя татуировка. Она полностью покрывала руки женщины. На левом плече красовалось фантастическое животное: по виду олень, но с рогами и оленя и козерога, морду зверя завершал клюв грифона – крылатого существа, наполовину льва, наполовину орла. Такой же стилизованной головой грифона оканчивался каждый отросток рогов. Кроме этого, имелись изображения барана, снежного барса и какого-то хищника с хвостом тигра и страшными когтистыми лапами.

В погребальной камере рядом с колодой обнаружили два низких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с кожаными аппликациями петуха, барса и грифона. На деревянном столике находились припасы в дальнюю дорогу из лучших кусков мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который был воткнут большой железный нож.

Уникальная мумия была доставлена в Институт археологии и этнографии СО РАН, поздней ее восстановлением занялись в Научно-исследовательском центре биологических структур (Институт Мавзолея) в Москве.

Кем она была?

Мумия Принцессы Укока

По облику таинственная женщина резко отличалась от скифов – высокого роста, тонкие европейские черты. Кем она могла быть при жизни? Где ее родина? Как оказалась на Алтае? Ведь, если судить по богатству погребального «приданого», умершая должна была занимать высокое положение в социальной иерархии. А у скифов женщины никогда не пользовались влиянием, не говоря уже о власти. Выходцам из других племен скифы добровольно никогда бы не подчинились. А здесь явно и почет, и влиятельность.

Вначале исследователь решили, что это останки очень знатной женщины. С легкой руки журналистов ее начали именовать Принцесса Укока, Алтайская княжна или Алтайская принцесса. Однако со временем покойную «разжаловали». Зам. директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Вячеслав Молодин заявил, что, судя по предметам, обнаруженным в захоронении, а также по обряду погребения, древняя женщина была скорей всего жрицей.

Однако кем бы она ни была, местное население на протяжении всех этих лет требовали возвратить мумию на место ее последнего упокоения. Дело в том, что на Алтае существует культ предков и прикасаться к их праху запрещается – иначе можно разгневать духов. Принцесса Укока же, по мнению многих, является прародительницей народов, живущих сейчас на Алтае, легендарной принцессой Кадын.

Больше того, считающие Землю живым организмом алтайцы верят, что Принцесса Укока – хранительница планеты, и если ее не возвратить в родные места, может разразиться настоящая катастрофа. Некоторые люди даже уверяют, что слышали голос Принцессы, которая просила вернуть ее на родину.

Проклятие алтайской принцессы

Колода, в которой была захоронена Алтайская принцесса.

Тем временем в Новосибирске продолжали изучать мумию. Долгое время никаких бед не происходило. Мистические же события начали происходить ровно спустя 10 лет после того, как была потревожена древняя могила. 2003 год, сентябрь — Алтай сотрясло страшное землетрясение, эпицентр которого совпал с тем самым местом, где некогда покоился таинственный прах. Землетрясение было до такой степени сильным, что находящееся неподалеку село Бельтир было разрушено до основания.

После этого республику захлестнули новые беды: случилось множество наводнений, резко возросло количество самоубийств. Жители горного Алтая верили, что землетрясения, пожары и другие беды обрушились на Алтай только потому, что была потревожена древняя гробница. Не остались в стороне и шаманы. Они уверяли, что все эти несчастья прекратятся только после того, как мумия шаманки вернется на родину. После этого правительство запретило на юге горного Алтая любые археологические работы.

И вот в 2012 г. ведающие люди, как их там называют, поднялись на плато Укок и провели там специальный обряд. Дело в том, что мумию в конце концов решили вернуть в Горно-Алтайск и обряд проводился для того, чтобы духи предков попросили Принцессу не сердиться на тех, кто вновь посмел ее «разбудить», и ничто не омрачило ее возвращения. Ведь 19 лет назад вертолет, на котором мумия перевозилась в Новосибирск, едва не потерпел катастрофу и совершил вынужденную посадку.

Может быть, именно благодаря обряду, в котором принимали участие также шаманы из Тувы и Хакасии, транспортировка прошла благополучно. Мумию перевозили на вертолете «Ми-8» в специально оборудованном саркофаге. Теперь принцесса Укока будет храниться в реконструированном Республиканском краеведческом музее имени А.В.Анохина в Горно-Алтайске. Специально для древней гостьи у здания музея возведено строение в форме погребального кургана, в котором и поместили саркофаг с мумией. По последнему слову техники созданы все условия для их длительного хранения. Ведь никто не хочет узнать, что произойдет, если принцесса нашлет проклятие снова…

Ю.Подольский

Было местом пересечения путей многих племён и народов, и это в полной мере подтвердили археологические изыскания. Здесь найдены исторические памятники начиная со средневековья и далее – бронзового, железного веков и ещё далее – включая эпоху палеолита. Многие находки позволили лучше узнать о населяющих Алтай племенах в каменный век, их связях с кочевыми племенами, особенностях культуры и быта народов скифского и гунно-сарматского периодов. Но действительно сенсационную находку, прославившую Укок на весь мир, сделала летом 1993 года молодой новосибирский археолог Наталья Полосьмак.

Экспедиция Новосибирского института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук к тому времени уже обнаружила много интересных находок, когда Наталью Полосьмак заинтересовал один из курганов, причём уже давно разграбленный.

В кургане обнаружилось погребение воина эпохи раннего железа. Вероятно, воин был не из бедных, поскольку в погребальной камере даже после ограбления сохранилось железное оружие, изящно сделанная посуда; нашлись и скелеты трёх коней с железной сбруей, носящей явные следы золотой отделки. Принадлежность к знати подтверждала и татуировка воина. Ничего особенного нового в этой находке не было. Однако, при тщательном исследовании захоронения обнаружилось, что под ним находится ещё одно, более раннее погребение, которое грабители, вероятно, просто не заметили.

В яме нижнего погребения был обнаружен сруб из лиственницы, перекрытый плотно пригнанными брёвнами. В лёд, заполнявший камеру, был вморожен деревянный саркофаг, забитый четырьмя бронзовыми гвоздями и украшенный кожаными аппликациями. В саркофаге, на подстилке из чёрного войлока, лежала мумия женщины.

Прекрасно сохранилась вся одежда: шёлковая рубаха, шерстяная юбка, плетёный пояс с кистями, бело-красные войлочные чулки, шуба. Буквально поражал воображение парик женщины – сложная конструкция из конского волоса, шерсти, войлока, ткани, кожи, резных украшений, золотой фольги, с высоким деревянным каркасом. Руки мумии от запястий до плеч покрывала искусная голубая татуировка; на рисунках сплетались реальные и мифические животные, в том числе и легендарный грифон. Запястья женщины были украшены жемчугом, в уши вдеты золотые серьги. Здесь же нашлись изделия из дерева, оленьего рога, глины серебра: зеркало, различные сосуды, резные фигурки фантастических и реально существовавших животных и птиц.

Рядом были погребены шесть осёдланных коней золотисто-рыжей масти в богатой сбруе.

Возраст погребения определили около двух с половиной тысяч лет, то есть середина первого тысячелетия до нашей эры. Судя по найденным предметам и одежде, женщина относилась к скифской высшей знати, возможно, к клану жрецов и шаманов, «избранников духов». А саму мумию женщины окрестили «Принцессой Укока», по названию плато, на котором найдена мумия. Было и другое громкое имя – «алтайская принцесса».

Однако, раскопки принцессы Укока наделали очень много шума. Когда были обнародованы сведения о нахождении уникальной мумии, алтайские шаманы сообщили, что для них это не новость. Они с давних пор знали об этом кургане, в котором погребена алтайская женщина. Для них это захоронение является поистине священным, поскольку шаманы считают её прародительницей алтайских народов по имени Кадын.

По легенде, «алтайская принцесса» Кадын охраняет врата подземного мира и следит, чтобы силы зла не проникли в наш мир. Соответственно, когда в 1993-м археологи вскрыли захоронение Кадын, они потревожили её священный сон. При этом, по поверью, погребение охранялось страшным проклятьем. Поэтому, чтобы скорее снять его, тело мумии необходимо вернуть на плато Укок и больше его никогда не тревожить.

Ученые не обратили внимания на эти легенды и мумию принцессы Укока перевезли для изучения в Новосибирск, в Музей института археологии и этнографии, а затем, в 1995 году, в Москву, где к исследованиям подключились сотрудники научно-исследовательского института при Мавзолее В.И. Ленина.

Мумия алтайской принцессы с плато Укок

Благодаря тому, что мумия хорошо сохранилась учёные определили, что эта женщина скончалась в молодом возрасте – ей было примерно 25 лет. Необычным было и наличие татуировок на теле женщины.

Вот как описала татуировки принцессы Укока в своём экспедиционном дневнике Наталья Полосьмак: «На левом плече изображено фантастическое животное: олень с клювом грифона, рогами оленя и козерога. Рога украшены стилизованными головками грифонов: подобная же головка помещена на спине животного, с перекрученным туловищем. Ниже в такой же позе изображён баран с закинутой назад головой; у его ног – сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом расположен фантастический зверь; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. ».

Московским антропологам удалось восстановить облик принцессы Укока. Реконструкция лица позволила установить, что она не принадлежит к монголоидным расам, которые в древности жили на этой территории. Внешность женщины напоминала европейскую. Позднее эти выводы подтвердились, когда было закончено исследование ДНК алтайской принцессы.

Более того, учёные провели серьёзное томографическое исследование мумии и пришли к выводу, что 25-летняя «принцесса» скончалась от онкологии. У неё развился рак молочной железы IV стадии. Химический анализ тканей показал, что женщина регулярно вдыхала ртутные и медные пары – это вполне могло стать причиной заболевания и смерти.

Скорее всего, вдыхание ядовитых паров происходило во время определённых обрядов и это допущение позволяет предположить, что принцесса Укока была не «принцессой», а кем-то из жреческой касты. Головной убор, найденный на мумии женщины, предполагает наличие у неё магической силы.

Когда учёные сделали вывод, что мумия женщины не принадлежит к монголоидной расе и не может относиться к скифской народности, у «алтайской принцессы» появилось множество биографий, одна невероятней другой: представительница неизвестной науке расы, живое воплощение легендарных «Детей Неба» и даже прародительница человечества, прилетевшая с далёких звёзд.

Мифы и домыслы вокруг принцессы Укока

В алтайском фольклоре существует древняя легенда, согласно которой у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, находится особый мир, «второй слой небес», населяемый «Сынами Неба». По этой легенде, ещё до прихода скифов здесь жили существа пришедшие со звёзд и обладающие сверхъестественными способностями. А где-то среди вершин Табын-Богдо-Ола жил таинственный Хуанди со своим племенем. По скифской легенде, Хуанди находился на плато несколько лет. Потом он со своим народом «вошёл в огнедышащего дракона», который был отлит из меди, и улетел на свою планету Таянар.

«Сыны Неба» были наделены многими сверхъестественными способностями – могли летать, быть невидимыми, повелевать любыми духами. «Сыны Неба», как правило, покровительствовали людям. Случалось, они даже вступали в браки с отдельными выдающимися личностями, в результате чего рождались великие герои и люди с огромными магическими способностями.

Таким образом, алтайская принцесса Кадын могла быть потомком такого смешанного брака и быть высокопоставленной жрицей.

Местные жители были очень обеспокоены обнаружением и вскрытием гробницы, считая, что археологи потревожили покой богов и это может обернуться серьёзными неприятностями. Интересно, что когда извлечённую мумию алтайской принцессы перевозили на вертолёте в Новосибирск, случилась нештатная ситуация и вертолёт совершил вынужденную посадку. Это было воспринято местными жителями как знак, как первое предупреждение.

Возможно, слухи и домыслы вокруг алтайской принцессы прекратились бы, но в сентябре 2003 года произошло сильное землетрясение. Мощные подземные толчки встряхнули весь Алтай, докатившись до соседних регионов, в том числе и Новосибирска. Эпицентр землетрясения находился в районе Чуйской степи, что совсем близко от плато Укок.

Среди местного населения вновь заговорили о том, что катаклизм напрямую связан с разоренной могилой «алтайской принцессы» и если её немедленно не вернуть, то случится настоящая катастрофа.

Разговоры переросли во вполне реальные многочисленные требования, направляемые в адрес властей Республики Алтай – возвратить мумию Кадын на родную землю! Правда, как именно это сделать, мнения расходились: достаточно ли поместить её в Горно-Алтайский музей, или нужно организовать заповедную музейную зону прямо на плато, или же вообще вновь положить Кадын в могилу и привести погребение в первоначальный вид.

Где сейчас находится принцесса Укока?

В 2012 году мумию принцессы Укока забрали из Новосибирска в Горно-Алтайск, в Национальный музей имени А.В.Анохина специальное. Возвращение прошло в соответствии с верованиями коренных алтайцев и учётом профессиональных и этических норм – её тело сопровождали шаманы.

В 2015 году был изготовлен специальный саркофаг, похожий на тот, в котором мумия находилась в кургане.

На мумию алтайской принцессы можно посмотреть – её выставляют на обозрение но 3 часа в сутки. В среду и воскресенье, начиная с 8 июня 2016 года, с 10-00 по 13-00 посетители могут обозревать не саркофаг, а саму мумию принцессы Укока.

Описание мумии принцессы Укока (как её нашли археологи)

Голова, найденной в колоде женщины, была в парике размером на треть колоды и направлена на восток, ноги и руки были слегка согнуты в коленях и локтях. Лицом мумия была обращена на север и находилась в позе спящей.

Форма причёски сохранилась. Парик из чёрной массы был обтянут конским волосом. Деревянные накосники, нашитые 15 деревянных фигурок птиц и деревянная кокарда лежащего оленя, украшавшие парик, были покрыты фольгой из золота. К парику крепился символ «древа жизни» – длинный, свыше 60 см, лепесток из войлока на деревянной палочке-каркасе, обтянутый тканью чёрного цвета. (высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе «принцессы Алтая»)

Прядь волос, собранных на макушке, украшались сделанным из красной шерсти чехлом, с воткнутой в него булавкой из бронзы, навершием которой служил стоящий на шаре деревянный олень. Навершие было покрыто золотой фольгой.

Слева от женщины, у бедра, нашли зеркало в цельной деревянной оправе с ручкой, в чехле из войлока красного и белого цвета. В ручке было проделано отверстие, вероятно, для крепления зеркала ремешком, который не сохранился. Поверхностью зеркала служила квадратная бронзовая пластина.

Рядом с зеркалом находилась россыпь бус разного цвета, из стекла и пасты, а также коренной человеческий зуб. Внизу от бус находилась чёрная кисточка, сделанная из конского волоса.

Косметический набор принцессы Укока включал, кроме кисточки и бус, горстку рассыпанного порошка фосфата железа, вивианита (минерал яркого сине-зеленого цвета) и тоненького стерженька, выполненного из плоских металлических колечек, с вивианитом внутри.

Серёжки в ушах женщины представляют золотую проволоку в виде колечек.

Шею украшала гривна в виде изогнутой деревянной пластины, к которой крепились вырезанные из дерева восемь объёмных фигурок крылатых барсов, покрытых фольгой из золота.

Женщина была одета в шёлковую желтоватую рубаху, кисти рук были закрыты рукавами. Шёлковая рубаха выкроена необычно широко для скифского времени и была до колен. Рубаха до погребения использовалась – на ней имеются грубые стёжки и заплатка.

На женщине была надета сшитая из трёх полос, двух красных и одной белой, шерстяная длинная юбка, к который был пришит толстый, длинный витой шерстяной красный пояс с кистями (археологи считают, что такой пояс – это знак посвящённого). На юбке нашли пять бронзовых маленьких подвесок.

Под головой была положена подушка-валик из войлока, набитая войлоком, обрезками меха, травой и обрывками шерстяных веревочек.

На ногах, до паха, были надеты войлочные чулки, украшенные сверху полосой вырезанных красных фигурок из войлока. Снизу были пришиты следики из ткани красного цвета.

На сохранившихся частях рук женщины хорошо просматривалась татуировка от пальцев и кисти до плеча. Очень важной деталью были тонкие верёвочки из шерсти на мизинцах. Известен обычай, когда чёрно-белую верёвочку, связывающую покойного с одним из родственников разрезали, чтобы нарушить связь умершего с живыми.

Подстилкой в колоде служил тёмный войлок, сшитый из двух кусков. Возможно, что в прошлом он служил занавесом для кровати, так как имеет войлочные петли.

Всё, то находилось в колоде было укрыто покрывалом из меха с каким-то образом прикреплёнными к нему в прошлом фигурками из золотой фольги.

При раскопке в погребении были найдены блюда и сосуды, выполненные из керамики, рогов яка и горного козла, поднятые замерзающим льдом наверх. Внутри деревянной кружки с ручкой из двух барсов, изготовленной из цельно куска дерева, лежала мутовка для взбалтывания молока.

Кроме того, в погребении найдены: наполненное семенами кориандра каменное блюдце, блюда-столики из цельных кусков древесины с остатками мясной пищи и железным ножом, воткнутым в крестец жеребёнка. Ручка ножа украшена фантастическими животными.

Как увидеть мумию принцессы Укока

Если вы заинтересовались историей принцессы Укока и планируете отдых на Алтае, то можно срузу остановиться на базе, где организуют экскурсии в нужный музей. Смотрите базы, которые помогут вам увидеть мумию принцессы Укока.

Принцесса Укока

Специалисты предполагают, что так принцесса Укока выглядела при жизни

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала ) - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

История находки

Фотография мумии принцессы Укока

Народы, обитавшие в Горном Алтае, были известны уже во второй половине VI века до н. э. о них писал Геродот и назвал их «стерегущие золото грифы» . Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая». Начало изучению «замерзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым .

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V-III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татары позднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры.

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам .

Внешний вид

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.

Местоположение

Мумия хранится в Национальном музее имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск) в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима . Для экспоната построена специальная пристройка .

Общественное мнение

Этот факт вызывал недовольство определенной части алтайского народа. С их точки зрения «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

Мнение Вячеслава Молодина

Фильм «Месть алтайской принцессы»

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы» показанный по ОРТ, характеризуется как далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи .

См. также

Ссылки

  • «Вечерний Новосибирск » об «алтайской принцессе» и землетрясении 1993 года .
  • http://www.trud.ru/trud.php?id=200312182340601 Статья в газете «Труд ».
  • «Новости Алтайского края » Мумия «алтайской принцессы» хранится в республиканском музее имени Анохина.
  • «Новости Алтайского края » Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока, сама мумия будет храниться в саркофаге в хранилище.
  • Телефильм НТВ из серии «Таинственная Россия». «Горный Алтай. Врата в Шамбалу». Эфир состоялся в субботу, 10.09.2011
  • «Новости Алтайского края » Мумия принцессы Укока окончательно размещена в музее им. Анохина в Горно - Алтайске и помещена в саркофаг (статья и фото).

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Принцесса Укока" в других словарях:

    Долина реки Калг … Википедия

    Десять самых значительных археологических находок в мире - Розеттский камень (Rosetta stone) памятник эпиграфической культуры (196 год до н.э.). Представляет собой камень (гранодиорит) с указом египетского царя Птолемея V, написанным египетскими иероглифами, демотическим письмом (одна из форм египетского … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Археологические раскопки на территории кремля в Угличе … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. мумия (значения). М … Википедия

    Таримские мумии мумифицированные тела европеоидов, сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла Макан близ Лоуланя, Турфана и в некоторых других областях Таримской впадины. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло… … Википедия

    Наталья Викторовна Полосьмак Дата рождения: 12 сентября 1956(1956 09 12) (56 лет) Место рождения: Хабаровск Страна … Википедия

Алтайская принцесса

История мумии, которую с легкой руки ученых и журналистов окрестили Алтайской принцессой, интересна не только как необъяснимый феномен или крупнейшее археологическое открытие. Она наглядно показывает пропасть между двумя мировоззрениями. То, что является законом жизни для целого народа, представителям современной цивилизации кажется набором странных суеверий, не имеющим никакого отношения к действительности.

История Алтайской принцессы началась летом 1993 года. Именно тогда на плато Укок археолог Наталья Полосьмак обратила внимание на ничем не примечательный наполовину разобранный курган. Ее муж и учитель, академик Вячеслав Молодин, поначалу выбор жены не одобрил: такие курганы обычно оказывались давным-давно разграбленными. Но что-то подсказывало Наталье, что на этот раз стоит настоять на своем. Через неделю раскопок ее команда обнаружила захоронение эпохи раннего железа. Когда его расчистили, выяснилось, что это «впущенное» погребение, более позднее. А под ним - еще одно. Нижнее захоронение оказалось в ледяной линзе.

О необычной находке сразу сообщили в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Вскоре вертолетом из Новосибирска прилетела целая команда археологов и журналистов из Швейцарии, Бельгии, США, Японии, Германии. На вскрытие деревянной погребальной камеры ушло несколько дней. Лед растапливали горячей водой из кружек, потом вычерпывали талую воду… Но когда работа была закончена, все присутствующие не могли сдержать эмоций: такие находки попадаются нечасто.

Во льду лежали шесть коней - под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей. Когда колоду открыли, в ней оказалась прекрасно сохранившаяся мумия. Она лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. На руках - татуировки. На мумии была шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик…

Находка на плато Укок стразу же стала мировой сенсацией. Археологов вместе с их «добычей» спешно эвакуировали. Между Барнаулом и Новосибирском вертолет, в котором летела Наталья с мумией, совершил аварийную посадку - заглох один из двигателей. Местные журналисты, падкие на сенсации, отреагировали мгновенно. В газетах появилось жуткое сообщение: «Вертолет, на котором перевозили мумию Алтайской принцессы, потерпел крушение. Все, кто находился на борту, погибли. Мумия принцессы осталась целой».

Жители Алтая издавна пытались противостоять археологам, ведущим раскопки курганов на плато Укок. На чиновников и ученых посыпались горы писем с требованием вернуть мумию принцессы на землю Алтая. Но ученым было совершенно безразлично мнение алтайцев. Они занялись исследованием находки: определили примерный возраст мумии - около 2500 лет, начали ее реставрацию и провели генетический анализ. Результаты последнего оказались обескураживающими: в жилах Алтайской принцессы не было ни капли крови монголоидной расы! Да и черты ее лица, которые ученым удалось восстановить, были европеоидными. Это дало ученым право утверждать, что найденная мумия не имеет к Алтаю никакого отношения. Ее предками могли быть жившие намного севернее ненцы или селькупы… Одежда мумии, подпоясанная красным поясом, была сделана из тончайшего шелка. В ее руках находилась палочка из лиственницы, а голову украшал сложной формы убор с золотыми накосниками. Особый интерес вызвала татуировка на руках женщины. Она изображала так называемого алтайского грифона. Богатые одежды и татуировка навели исследователей на мысль, что похороненная в кургане девушка могла быть жрицей.

Во всех культурах, будь они языческие или монотеистические, существует строгий запрет: нельзя тревожить покой мертвых. Иначе их гнев обрушится не только на тех, кто вскрыл захоронение, но и на местных жителей, не сумевших отстоять свои святыни. Представители же технологической цивилизации скептически относятся к подобным заявлениям. А археологи и вовсе считают их суеверием, мешающим нормальной научной работе. Хотя примеров, доказывающих мудрость многих народных поверий, было предостаточно… Вспомнить хотя бы проклятие мумии египетской принцессы Амен-Ра, которая вызывала смерть всякого, кто пытался завладеть ею. Некоторые утверждают, что именно она уничтожила «Титаник», когда в 1912 году мумию перевозили в США, где ее ждал купивший ее американский археолог. 21 человек погиб из-за того, что был нарушен мирный сон Тутанхамона. Поучительна история находки мумии Ледяного человека - Отци, которую археологи извлекли из альпийского ледника. Уже шесть человек из числа тех, кто имел дело с мумией, преждевременно ушли из жизни. Один исследователь погиб в автокатастрофе, другой внезапно заболел рассеянным склерозом, на третьего с гор сошла лавина… Многие считают, что мумия нашего предка, жившего более 5300 лет назад, еще не успокоилась…

Алтайская принцесса оказалась не менее мстительной, чем другие мумии. Вскоре после вскрытия кургана на Алтай обрушилась целая цепь стихийных бедствий. Самое страшное из них - алтайское землетрясение - произошло в 2003 году. И с тех пор горы почти не успокаивались: иногда Алтай «трясло» по два раза в день… Разрушительные подземные толчки и сильные паводки сделали жизнь алтайцев настоящим адом. Были разрушены целые села, размыты дороги, люди остались без крова… Но вершиной трагедии стала эпидемия самоубийств, прокатившихся по пострадавшим районам. Когда жители разрушенного поселка Бельтир - старик и мальчик - покончили с собой, все решили, что это от безысходности: ведь власти не торопились помочь пострадавшим, а выделенные из бюджета деньги как будто растворились в воздухе… Но за первыми самоубийцами последовали все новые, а местные шаманы стали открыто говорить о проклятии Алтайской принцессы. Алтайцы утверждали, что принцесса Укока - это их прародительница по имени Кыдым, что они всегда знали о ее существовании, но не смели тревожить ее священный сон.

Официальные власти отмахнулись от шаманских пророчеств. Они пригласили на телевидение геологов, которые убедительно, но безрезультатно пытались объяснить возмущенным алтайцам, что их «родные» горы - достаточно молодая система, поэтому здесь возможны землетрясения. Это было известно задолго до того, как прах Алтайской принцессы был поднят на поверхность земли. «Сибирская советская энциклопедия» сообщает, что сотрясения земной коры на территории Алтая уже отмечались в 1734, 1803, 1862 и 1885 годах. Сейсмологи отмечают, что в ближайшее столетие подобные явления в горах Алтая, по всей видимости, станут нормой, причем их сила и частота будут постепенно расти. Первый заместитель председателя СО РАН Вячеслав Молодин также попытался убедить местных жителей, что гнев мертвых тут ни при чем. Он напомнил, что на плато Укок в 50-е годы было найдено еще несколько мумий, но тогда все обошлось…

Но сами алтайцы другого мнения. Они составили обращение, под которым подписалось почти пять тысяч человек - от лесорубов и механиков до представителей администрации. Это заявление коренных алтайцев, которые не утратили своих языческих верований и до сих пор поклоняются природе и национальным святыням, было опубликовано на страницах газет. Возмущенные бездействием властей люди заявляли: «Все раскопки, которые велись и ведутся на Алтае, причиняют нам непоправимый урон… Так, на плато Укок в Кош-Агачском районе был вскрыт курган-могильник, где находилась татуированная молодая женщина знатного происхождения. Для жителей Алтая она являлась священной реликвией - хранительницей покоя и величия нашего народа. Сейчас Алтайская принцесса хранится в новосибирском музее. Как язычники мы не сомневаемся в том, что душа Алтайской принцессы бунтует и требует упокоить наконец ее прах. С этим связаны трагические события последних месяцев…»

Ученые категорически против захоронения Алтайской принцессы. Они не видят никакой связи между археологическими раскопками и стихийными бедствиями и настаивают на том, что мумия представляет собой огромную историческую ценность, поэтому ее место - в музее… Мнения алтайцев в последнее время разделились. Хотя все они единодушно призывают вернуть Кыдым на родную землю, одни считают, что ее следует захоронить в кургане, другие же настаивают на строительстве в местном музее специального саркофага для принцессы. Удовольствие это - не из дешевых. По самым скромным расчетам, на поддержание мумии необходимо около двадцати тысяч долларов в год. У местных властей таких денег попросту нет…

Казалось бы, самым простым решением является перезахоронение Алтайской принцессы. Тогда уляжется если не ее гнев, то, по крайней мере, возмущение многих тысяч людей. Однако с юридической точки зрения любой, кто осмелится предать мумию земле, совершит… преступление! Ведь по закону лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут уголовную ответственность. К тому же мумия после возвращения в землю неминуемо начнет разлагаться - поскольку до сих пор ее защищал толстый слой льда, а повторное захоронение уже не обеспечит Алтайской принцессе необходимого микроклимата…

В последнее время плато Укок вновь привлекло к себе внимание. На сей раз благодаря геоглифам - загадочным рисункам колоссального размера, похожим на те, что были обнаружены на плато Наска. Укокские геоглифы открыли исследователи из Алтайского госуниверситета. Первое впечатление от гигантских рисунков было странным - как будто ребенок-великан рисовал по клеточкам в школьной тетрадке… Линии утопали в земле и образовывали ровные и длинные каналы, вдоль которых можно идти несколько часов. Внутри них просматривались изогнутые линии разных очертаний. По словам ученых, очертания странных фигур напоминают наскальные изображения мифологических существ грифонов, описанных еще в древнеегипетской литературе (свирепое существо с женской головой и туловищем птицы). Рисунки разделены четкими линиями, похожими на копья и стрелы. Кто и для чего начертил на земле эти гигантские рисунки? Возможно, с их помощью некогда заходили на посадку космические корабли? Ведь не случайно один из переводов названия плато звучит как «Слушай небеса»…

По мнению Геннадия Барышникова, геоглифы - очередной миф, такой же, как принцесса Укок. Разговоры о геоглифах, по его мнению, завели те, кто хочет помешать планам строительства дороги через Укок.

Несмотря на то что десять лет назад плато Укок было объявлено зоной покоя и включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, власти приступили к рассмотрению проекта о строительстве через священное для коренных алтайцев плато автомобильной дороги в Китай… На этой магистрали подрядчики могут очень хорошо заработать. Но какими деньгами можно измерить непоправимый ущерб, который будет нанесен уникальному месту, овеянному легендами? И какие еще беды нашлет на алтайскую землю ее до сих пор не погребенная принцесса?

Из книги 100 великих кораблекрушений автора Муромов Игорь

«ПРИНЦЕССА АЛИСА» 3 сентября 1878 года Английский речной экскурсионный пароход затонул на Темзе после столкновения с грузовым пароходом «Байуэлл Касл». В результате «Великой темзенской трагедии» погибло более 700 человек.К 10 часам утра к пассажирской пристани на Темзе у

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

«ПРИНЦЕССА ВИКТОРИЯ» 31 января 1953 года Английский морской автопаром затонул во время шторма в Ирландском море. Погибли 133 человека.Плавание из шотландского порта Странраер через пролив Норт-Чэннел в порт Северной Ирландии Ларн английские моряки в шутку называют

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

АЛТАЙСКАЯ УЛИЦА С 1913 года здесь проходила Куракина улица, начинавшаяся от Московского шоссе (ныне Московский проспект) и доходившая до Витебской железнодорожной линии. С другой стороны железной дороги ее продолжала Куракина дорога, которая вела на Куракину дачу на

Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора Зигуненко Станислав Николаевич

Принцесса на горошине Из одноименной сказки (1835) датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена (1805-1875) о принцессе, которая была столь нежной, что почувствовала горошину сквозь 12 тюфяков и 12 пуховых перин.Иносказательно: изнеженная, избалованная особа

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

Принцесса Клевская (La Princesse de Cl?ves)Роман(1678)Действие романа происходит в середине XVI в. Мадам де Шартр, долгие годы после смерти мужа жившая вдали от двора, и ее дочь приезжают в Париж. Мадемуазель де Шартр отправляется к ювелиру, чтобы выбрать украшения. Там ее случайно

Из книги Фантастический бестиарий автора Булычев Кир

Стотонная «принцесса» В ответ на достижения зарубежных конструкторов в ОКБ Г. М. Бериева в 1949 году был разработан проект гидросамолета, получившего полуофициальное название «Принцесса».Летающая лодка с шестью турбовинтовыми двигателями ВК-2 предназначалась для

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Принцесса Бывает двух видов: хорошая и плохая. Хорошая Принцесса – добрая, отзывчивая, смелая девушка. Чаще всего – бывшая Золушка (смотри Золушка). Плохая – наоборот: капризная, своенравная, ленивая. (Чаще вс его – будущая Мачеха (смотри Мачеха). Героиня сотен сказок. Если

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

***Принцесса-Апельсин*** На востоке Бирмы, в предгорьях Шанских гор, лежит чудесное, теплое озеро Инле. Оно протянулось с севера на юг километров на сорок, а в ширину едва достигает шести - семи километров. Так как озеро образовалось на месте речной долины, глубина его почти

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

The Little Princess Маленькая принцесса 1939 - США (91 мин)· Произв. Fox (Дэррил Ф. Зэнак)· Реж. УОЛТЕР ЛЭНГ? Сцен. Этель Хилл, Уолтер Феррис по одноименному роману Фрэнсес Ходжсон Бёрнетт· Опер. Артур Миллер и Уильям Скэлл (Technicolor)· Муз. Луис Силверз· В ролях Ширли Темпл (Сара Крю), Ричард

Из книги автора

ДИАНА, принцесса Уэльская (Diana, Princess of Wales, 1961–1997) 220 Я бы хотела быть королевой ваших сердец , но я не представляю себя в роли королевы этой страны. В телеинтервью для Бибиси 20 нояб. 1995 г. ? Knowles, p. 260 Английское «the queen of hearts» означает даму пик; в переносном

Из книги автора

«Принцесса цирка» (1926) оперетта, муз. Имре Кальмана, либр. Юлиуса Браммера (1877–1943) и Альфреда Грюнвальда (1884–1951) 867 Мистер Икс. Главный герой «Принцессы цирка» 868 Снова туда, где море огней. Выходная ария Мистера Икс; пер. О. Фадеевой 869 Цветы роняют / Лепестки на песок. Никто

Из книги автора

ДИАНА, принцесса Уэльская (Diana, Princess of Wales, 1961–1997)77Я бы хотела быть королевой ваших сердец, но я не представляю себя в роли королевы этой страны.В телеинтервью для Би-би-си 20 нояб. 1995 г.? Knowles, p. 260Английское «the queen of hearts» означает даму пик; в переносном смысле –

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения