Сравнение двух дуэлей печорина и грушницкого. Сравнительный анализ владимира ленского и юнкера грушницкого

Сочинение «Две дуэли» (Герой нашего времени и Евгений Онегин)

В жизни дворянина начала XIX века дуэли была отведена социально-
знаковая роль, то есть дуэль олицетворяла собой защиту чести
в дворянской среде. Дуэль - это поединок двух людей, один из которых
обижен и требует восстановления чести.
В художественной литературе социально-знаковая роль дуэли выполняла
двойную функцию. Во-первых, дуэль как элемент композиции
чаще всего определяла кульминацию; во-вторых, дуэль служила
поворотным пунктом в судьбе главных героев произведения
и использовалась автором для более глубокого раскрытия образов.
Рассмотрим две дуэли. Дуэль между Онегиным и Ленским в романе
Пушкина «Евгений Онегин» и дуэль между Печориным и Груш-
ницким в романе Лермонтова «Герой нашего времени». В этих двух
романах дуэль использована и как композиционный ход, и как средство,
позволившее изменить жизнь героев.
Роман Пушкина «Евгений Онегин». Ленский, оскорбленный легкомысленным
поведением Ольги, винит во всем Онегина, усматривая
в этом поведении оскорбление для себя. Он вызывает Онегина на
дуэль. Дуэль для Ленского - единственный выход из создавшейся
оскорбительной для него ситуации. Онегин принимает вызов. Он
не нашел в себе силы отказаться от дуэли, потому что общественное
мнение, которое он презирал, но все же не смог игнорировать, диктовало
ему согласиться на дуэль. Ночь перед дуэлью для Ленского
была мучительной, он пишет стихи прощания:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день 1рядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он...
Онегин же спокойно спал в эту ночь. Пушкин наделяет Онегина
в этот, казалось бы, смертельный момент какой-то инертностью, даже
равнодушием. Ленский убит. Для судьбы Онегина, да и всех остальных
(Татьяны, Ольги) дуэль оказалась отправной точкой к перемене жизни.
Пушкин не дает нам отчета о психологическом состоянии Онегина,
читатель может только догадываться о его переживаниях.
После дуэли Онегин уезжает в путешествие года на три и возвращается
другим человеком. Его ждала роковая встреча с Татьяной,
пробудившая глубокое чувство в ранее столь холодной душе,
но это все потом. Ольга после смерти Ленского вскоре вышла замуж,
она недолго печалилась о своем поэте. Татьяна поняла, что дуэль
навсегдаразлучила ее с Онегиным («Несчастной жертвой Ленский пал»).
Дуэль в романе Пушкина выполняет и еще одну очень важную
роль. Смерть Ленского символична. Ленский - романтик, и, как романтик,
он погибает при столкновении с реальной жизнью.
Пушкин в главах, следующих за описанием дуэли, прощается
с романтизмом. Прощание грустное - это прощание с юностью,
и как прекрасна и быстротечна юность, так же прекрасен и романтизм,
но он недолговечен - наступает зрелость, а вместе с ней и реализм,
ставший для Пушкина путеводителем в его поэзии и прозе.
Дуэль в другом романе, - «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- также играет двойную роль. Дуэль происходит и реально,
и символично между Печориным, главным героем романа, и Груш-
ницким, своего рода пародией на образ Печорина. Грушницкий моделирует
в искаженном виде и внешность, и манеру поведения разочарованного
в жизни человека.
Печорин ставит Грушницкого в поистине трагическую ситуацию,
пытаясь заставить своего «двойника» раскаяться в задуманной подлости.
Эта ситуация и для самого Печорина может оказаться роковой:
«Я решился предоставить все выгоды Грушницкому я решил
испытать его: в душе его могла проснуться искра великодушия,
и тогда все устроилось бы к лучшему...» Грушницкий был убит на
дуэли. Печорин пережил трагические минуты и лишний раз убедился
в том, что он послан в мир, чтобы приносить несчастья другим.
Дуэль понадобилась Лермонтову в романе не только для сюжетного
хода, но и для того, чтобы раскрыть глубину характера своего
героя. Накануне дуэли он размышляет о самых главных вопросах
человеческого бытия: о смысле и цели жизни человека, о его назначении
на земле. Перед предполагаемой смертью не приходится сомневаться
в честности и искренности Печорина. И читатель, наконец,
понимает, для чего понадобилась Печорину «цепь психологических
экспериментов над собой» и над всеми, кто встречался на его пути.
Он искал смысл и назначение своей жизни.
Итак, две дуэли при различных психологических нагрузках все
же имеют одно важное свойство, которое присуще природе самой
дуэли. Дуэль призвана разрешать конфликт в своей социально-знаковой
системе. Оба писателя используют дуэль и как сюжетный ход,
и как средство для раскрытия глубинных процессов, происходящих
в сознании человека или в окружающей жизни.

1. Каковы особенности личности Максима Максимыча, проявившиеся в приведённом эпизоде?
2. Какими художественными средствами передано отношение Максима Максимыча к Бэле?

Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие... Даже я уж на него рассердился.
– Помилуйте, – говорил я, – ведь вот сейчас тут был за речкою Казбич, и мы по нём стреляли; ну, долго ли вам на него наткнуться? Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась, – он мне сам говорил, – и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался...
Тут Печорин задумался. «Да, – отвечал он, – надо быть осторожнее... Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал».
Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь её: «О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» – «Нет!» – «Тебе чего-нибудь хочется?» – «Нет!» – «Ты тоскуешь по родным?» – «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от неё ничего больше не добьёшься.
Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави Боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний... Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, – вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
– А все, чай, французы ввели моду скучать?
– Нет, англичане.
– А-га, вот что!.. – отвечал он, – да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!
Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-капитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Евгений Онегин и Григорий Печорин имеют много общего. Главное их сходство и самое выделяющееся - это тип "лишнего человека". Лишний человек - это литературный герой, который не может найти применение своим талантам и способностям. Это как нельзя лучше описывает этих двух героев. Однако сначала следует рассказать и о том, и о другом отдельно.

Евгений Онегин - богатый дворянин, принадлежит высшему сословию. В молодости был увлечен светской жизнью, хорошо владел правилами поведения, ухаживал за девушками. Но ему быстро это надоело: образ жизни, одни и те же вещи, повторяющиеся изо дня в день, балы и пустые разговоры. Герой устает и разочаровывается, теряет интерес к жизни, становится скучающим и апатичным:

"Короче: русская хандра им овладела понемногу..."

Григорий Печорин - молодой офицер, не так богат, как Онегин, но и не беден. Светская жизнь его избаловала. Его характер очень противоречив. Он полон чувств, но он не может их реализовать. Эгоист, у которого нет цели в жизни. Однако он активно ее ищет, доказательство тому - вечные эксцентричные выходки и поступки, которые втягивают окружающих его людей в неприятности. Чтобы развеять скуку, готов разрушить жизнь другого.

Что общего у этих героев романов Пушкина и Лермонтова? Онегин и Печорин одиноки и несчастны, оба никому не нужны, их характер делает их лишними везде. Они оба умны и талантливы, но не применяют на деле своих способностей или применяют неудачно. Герои не в состоянии принести пользу или какое-то благо окружающим. Персонажи не могут найти ничего, что бы могло дать им стимул в жизни, смысл. У них нет места в этом мире, они лишние, общество отвергает их. Окружающие считают их странными.

Им обоим также не везет в любви. Хотя дело не в везении, а в их характерах. Онегин полюбил Татьяну, когда было уже поздно, заставив девушку сильно страдать; Печорин использовал множество девушек, но как только они ему становились неинтересны, он от них отворачивался. Лишь Веру Печорин по-настоящему любил, но их любовь тоже оказалась несчастной.

Схожи их отношения и с друзьями. Как Онегин ради развлечения посмеялся над любовью своего друга Ленского, так и Печорин играет на чувствах Грушницкого к Мери. И у того, и у другого "дружба" заканчивается дуэлью и смертью приятеля.

Чем же герои отличаются друг от друга? Насчет различий персонажей Белинский писал следующее:

"Онегин - эгоист скучающий, Печорин - страдающий".

Если Онегин не обращал внимания на свою скуку, воспринимая ее как нечто неизбежное, то Печорин влезал в разные ситуации, творил разные безрассудности и создавал неприятности, надеясь таким образом найти какой-то интерес, обрести надежду.

Таким образом, у героев "Евгения Онегина" и "Героя нашего времени" много общего, в том числе отношение их к окружающему миру, отношение общества к ним, некоторые черты характера и особенности, однако они, все-таки, разные люди.

Поэт Владимир Ленский и юнкер Грушницкий…. На первый взгляд, совершенно разные персонажи, с разной историей, судьбой, обладающие разными чертами характера и даже вышедшие из-под пера двух совершенно по-разному гениальных писателей. Но так ли несхожи герои романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» как кажется на первый взгляд? Попробуем разобраться.

Н. И. Пруцков утверждал: «Проблематика и персонажи пушкинского романа, художественная методология пушкинской прозы явились школой реализма для автора «Героя нашего времени». Если согласиться с этим высказыванием, то можно предположить, что М. Ю. Лермонтов придал некоторым своим персонажам черты характера именно Пушкинских героев. Было ли это на самом деле так? Мы этого никогда не узнаем. Тем не менее, я все-таки считаю, что Ленский и Грушницкий действительно чем-то похожи друг на друга.

Михаил Врубель — Мери и Грушницкий (иллюстрация к роману)

Во Владимире Ленском мы встречаем романтическую мечтательность, возвышенность, «дух довольно странный» для человека того времени. Дело в том, что Ленский – «поэт», он проникнут верой в любовь, дружбу. Мы помним, что «его стихи полны любовной чепухи». Но что же Грушницкий? «Его цель – сделаться героем романа» — пишет Лермонтов. Для него является истинным наслаждением производить эффект. Он так давно уверяет других, что он обречен на тайные страдания, что уже сам в это верит! Таким образом, мы наши первую схожу черту этих двух персонажей. Перед нами два романтических героя, уверенных в своей исключительности, даже немного смешных в своей возвышенной убежденности. Но если представления Ленского о жизни на самом деле смещены в сторону идеала, то Грушницкий лишь примеряет разные маски, придуманные им самим же. Грушницкий отчаянно пытается казаться не тем, что он есть на самом деле, сделаться выше в глазах окружающих.

Следующее, что объединяет Ленского с Грушницким, это роль, отведенная им авторами. Ленский и Грушницкий призваны оттенять характеры Онегина и Печорина. Ленский, который смотрит на все сквозь призму своего возраста и литературы, и Грушницкий, который пытается изображать разочарованного в жизни романтика, на самом деле идеально подходят на эту роль.

Естественно нельзя не сказать о таком очевидно похожем развитии сюжета, а именно о том, что оба героя трагически погибают на дуэли. Обе смерти кажутся глупыми и нелепыми. Действительно, герои погибают просто так, в угоду свету и своему самолюбию. Ленский защищает вовсе не свою честь, и даже не честь Ольги, а свои идеалы. Не желая признать того, что он ужасно ошибся в своей возлюбленной, он вынужден стреляться. А что же Грушницкий? Он тоже защищает свою маску, придуманный им самим образ делает его игрушкой в руках Печорина. Таким образом, оба героя защищают на дуэли то, чего нет, а именно выдуманные ими самими ложные идеалы.

Илья Репин — Дуэль Онегина с Ленским

Подводя итого, мы можем сказать, что Ленский и Печорин крайне схожи в своих воззрениях на жизнь и выполняют одинаковые функции в романах «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени».

Обсуждение закрыто.

Евгений Онегин и Печорин - герои разных произведений двух знаменитых классиков русской литературы - Пушкина и Лермонтова. Первый работал над романом более семи лет. Свой труд сам Пушкин называл "подвигом" - из всех его произведений только "Борис Годунов" был удостоен такого эпитета. Знаменитый роман Лермонтова "Герой нашего времени" был написан в течение двух лет и впервые издан в Петербурге. Далее в статье будет проведено сравнение Онегина и Печорина, показаны черты, связывающие и отличающие их.

Произведение Пушкина. Краткое описание

Работу над романом Александр Сергеевич начал в Кишиневе, в 1823-м году. Пушкин в то время находился в ссылке. По ходу повествования можно заметить, что автор отказался от использования романтизма в качестве основного творческого метода.

"Евгений Онегин" - реалистичный роман в стихах. Предполагалось, что изначально произведение будет включать в себя 9 глав. Однако впоследствии Пушкин несколько переработал структуру романа, оставив в нем только восемь. Исключена была глава о путешествии главного героя - она стала приложением к основному повествованию. Кроме того, было изъято из структуры романа описание видения Онегиным недалеко от Одесской пристани и довольно резко выраженные суждения и замечания. Оставлять эту главу для Пушкина было достаточно опасно - за эти революционные взгляды его могли арестовать.

"Герой нашего времени". Краткое описание

Лермонтов начал работу над произведением в 1838-м году. Его роман включает в себя несколько частей. В процессе чтения можно увидеть, что в повествовании нарушена хронология. Этот художественный прием автор использовал по нескольким причинам. Главным образом такая структура произведения показывает главного героя - Печорина - сначала глазами Максима Максимыча. Затем перед читателем предстает персонажа по записям его дневника.

Краткая Онегина и Печорина

Оба персонажа являются представителями столичной аристократии. Герои получили прекрасное Уровень их интеллекта выше, чем средний уровень окружающих их людей. Персонажей разделяет десять лет, однако каждый из них - представитель своей эпохи. Жизнь Онегина протекает в двадцатые годы, действие романа Лермонтова разворачивается в 30-е годы 19-го столетия. Первый находится под влиянием свободолюбивых идей в условиях расцвета передового общественного движения. Печорин живет в период жестоких политических реакций на деятельность декабристов. И если первый еще мог примкнуть к восставшим и обрести цель, придав таким образом смысл собственному существованию, то у второго героя такой возможности уже не было. Уже это говорит о большей трагичности лермонтовского персонажа.

Основные черты персонажа романа "Герой нашего времени"

Образ Григория Печорина явился одним из художественных открытий Лермонтова. Этот герой эпохален главным образом потому, что в изображении его были выражены особенности той последекабристской эпохи. Внешне для этого периода характерны только потери, жестокие реакции. Внутри же совершалась деятельная, беспрерывная, глухая и безмолвная работа.

Необходимо сказать, что Печорин - довольно неординарная личность, все в нем спорно. Например, герой может пожаловаться на сквозняк, а спустя некоторое время скакать на врага с шашкой наголо. Максим Максимыч говорит о нем как о человеке, способном переносить сложности кочевой жизни, смену климатов. Григорий был строен, рост его был средний, телосложение крепкое с тонким станом и широкими плечами. По мнению Максима Максимыча, сущность Печорина не была побеждена ни развратом жизни столицы, ни душевными терзаниями.

Что общего у персонажей?

Сравнение Онегина и Печорина следует начинать с анализа черт характеров героев. Оба персонажа весьма критичны по отношению к людям и жизни. Понимая пустоту и однообразие своего существования, они проявляют недовольство собой. Их угнетает окружающее положение и люди, погрязшие в клевете и злобе, зависти.

Разочаровавшись в обществе, герои впадают в меланхолию, начинают скучать. Онегин для удовлетворения своих духовных запросов пытается начать писать. Но его быстро утомляет "упорный труд". Чтение также ненадолго увлекает его.

Печорин тоже достаточно быстро утомляется от любого начатого им дела. Однако, попав на Кавказ, Григорий все же надеется, что под пулями скуке места не будет. Но и к военным действиям он привыкает очень быстро. Наскучили лермонтовскому персонажу и любовные приключения. Это можно увидеть в и Бэле. Добившись любви, Григорий быстро теряет к дамам интерес.

В чем еще сходство Печорина и Онегина? Оба героя эгоистичны по натуре. Они не считаются ни с чувствами, ни с мнениями других людей.

Взаимоотношения героев с окружающими

Не захотев лишаться свободы, Онегин отвергает чувства Татьяны. Чувствуя свое превосходство над людьми в целом, он принимает вызов Ленского и на дуэли убивает друга. Печорин приносит несчастье практически всем, кто его окружает или встречается. Так, он убивает Грушницкого, огорчает до глубины души Максима Максимыча, разрушает жизни Веры, Мери, Бэлы. Григорий добивается расположения и любви женщин, следуя исключительно желанию себя развлечь. Развеяв скуку, он довольно быстро охладевает к ним. Печорин достаточно жесток. Это его качество проявляется даже по отношению к больной Мери: он говорит ей, что не любил ее никогда, а только смеялся над ней.

Наиболее яркие черты персонажей

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина была бы незавершенной без упоминания о самокритичности героев. Первого терзают угрызения совести после дуэли с Ленским. Онегин не в силах оставаться в местах, где случилась трагедия, бросает все и начинает скитаться по свету.

Герой романа Лермонтова признает, что причинил за всю свою жизнь достаточно много горя людям. Но, несмотря на это понимание, Печорин не собирается изменять себя и свое поведение. И самокритичность Григория не приносит никому облегчения - ни ему самому, ни окружающим. Такое отношение к жизни, себе, людям изображает его как "нравственного калеку".

Несмотря на различия Печорина и Онегина, оба они имеют много общих черт. Особо выражена у каждого из них способность прекрасно разбираться в людях. Оба героя являются хорошими психологами. Так, Онегин выделил Татьяну сразу же, при первой встрече. Из всех представителей поместного дворянства Евгений сошелся только с Ленским.

Герой Лермонтова также правильно судит о людях, которые встречаются ему на пути. Печорин дает достаточно меткие и точные характеристики окружающим. Кроме того, Григорий превосходно знает женскую психологию, может с легкостью предсказать поступки дам и, пользуясь этим, завоевывает их любовь.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина позволяет увидеть истинное состояние внутренних миров персонажей. В частности, несмотря на все несчастья, которые каждый из них причинил людям, оба они способны на светлые чувства.

Любовь в жизни героев

Осознав свою любовь к Татьяне, Онегин готов на все ради того, чтобы только увидеть ее. Лермонтовский герой незамедлительно бросается вслед уехавшей Вере. Печорин, не догнав возлюбленную, падает в середине пути и плачет, будто ребенок. Пушкинский герой благороден. Онегин честен с Татьяной и не думает пользоваться ее неопытностью. В этом лермонтовский герой является прямой противоположностью. Печорин предстает личностью безнравственной, человеком, для которого окружающие его люди - лишь игрушки.

Идеалы и ценности

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина главным образом является сопоставлением внутреннего мира каждого персонажа. Анализ их поведения позволяет понять мотивацию тех или иных поступков. Так, например, различно у героев отношение к дуэли. Онегин накануне крепко спит. Он не воспринимает дуэль всерьез. Однако после смерти Ленского Евгения охватывает ужас и угрызения совести.

Лермонтовский герой, напротив, всю ночь перед дуэлью с Грушницким не спит. Григорий погружен в размышления, он думает о цели своего существования. При этом Печорин достаточно хладнокровно убьет Грушницкого. Он спокойно покинет дуэльную площадку, вежливо откланявшись.

Почему Печорин и Онегин - "лишние люди"?

Общество достаточно отрицательно относилось к героям. Окружающие не могли понять поведения персонажей. Точка зрения, взгляды и мнения Печорина и Онегина не совпадали с общепринятыми, посему воспринимались в штыки. Оба персонажа чувствуют свое одиночество в свете, среди толпы, чувствующей превосходство этих молодых людей. В образах Печорина и Онегина авторы выразили протест против гнусности и затхлости того времени, лишающего людей цели, вынуждающего растрачивать впустую свои силы, не найдя применения ни своим способностям, ни умениям.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения