Рисуем с детьми 6 7 лет поэтапно. Учимся рисовать человека карандашом: пошаговая инструкция. Рисуем узор «Травный орнамент»

Мастер - класс «Мой пушистый друг» нетрадиционное рисование с детьми подготовительной группы ДОУ


Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО Центр Детского творчества п. Сява, Нижегородской области.
Мастер-класс для детей 6-7 лет, родителей и педагогов.
Назначение мастер-класса. Данный мастер-класс будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, воспитателям группы продленного дня при обучении детей нетрадиционным техникам рисования. Так же им могут воспользоваться родители, самостоятельно занимающиеся со своими детьми.
Работы детей можно использовать для выставки творческих работ, украшения комнаты, подарка.
Цель: Научить рисовать пушистых животных нетрадиционной техникой: рисование веничком и печать губкой.
Задачи:
знакомство с понятием «художник - анималист»;
развивать чувство фактурности; развивать творческие способности и интерес к изобразительному искусству; воспитывать любовь к животным, наблюдательность.
Материал:
бумага А4 (цветная или белая),
трафарет котенка, (можно взять любой из интернета)
гуашь,
кисточки,
губка,
веничек,
баночка с водой.


Шаблоны котят:



Живут на земле
Существа неземной красоты.
Я думаю, вы догадались,
Что это – ко….. (ты).
Наш мастер-класс мы посвятим этим милым, очаровательным, грациозным и загадочным животным. Нарисуем хвостатого пушистого друга. А изобразить его пушистым нам помогут необычные предметы для рисования - это маленький веничек и поролоновая губка.
Если в доме есть домашний питомец, то в нём, как правило, мир и покой. В этом доме много любви, тепла и добра. И рядом с домашним животным вырастают чаще всего добрые и хорошие люди, способные любить, сострадать, приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.


Человек приручил кошку около 4 000 лет назад. И наблюдая за домашней кошкой, обнаружил много примет.
Кошка умывается – к гостям.


Прячет нос – к холоду.


Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин. Их называют - анималистами. Слово «анималист» происходит от латинского слова «animal», что означает «животное». Но рисовать животных не так – то просто. Потому, что животные не умеют позировать. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер. Художник начинает свою работу с выполнения набросков, эскизов и зарисовок с натуры живых зверей, птиц, рыб, а выполнение длительных работ ведётся обычно с чучел животных или по фотографии.
Художники – анималисты стараются не только добиться внешнего сходства, но и отражают в рисунках характер, присущий изображаемому зверю или птице, стараются передать индивидуальность животного.


Один из таких художников, народный художник России Виктор Чижиков - автор олимпийского медвежонка Мишки, талисмана XXII летних олимпийских игр, которые проходили в Москве в 1980 году.

Он оформлял книги Маршака и Барто, Чуковского и Волкова, Михалкова и Носова. На протяжении полувека его иллюстрации появлялись в журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка». На его рисунках, полных солнечного света, юмора и радости, выросло не одно поколение читателей. Одна из самых любимых тем художника изображение котов.
Чудесные иллюстрации нарисовал Виктор Чижиков к книге Андрея Усачёва «Планета кошек». Художник придал своим героям – животным черты, свойственные людям.



Есть где-то кошачья планета.
Там кошки, как люди живут:
Читают в постели газеты
И кофе со сливками пьют.
У них есть квартиры и дачи,
Машины и прочий комфорт.
Они обожают рыбачить,
И возят детей на курорт.
Летают в заморские страны.
Находят алмазы с кулак.
Сажают на клумбах тюльпаны
И даже разводят собак.
Роскошная жизнь на планете
У кошек, котов и котят!
Но странные жители эти
Всё время о чем-то грустят…
Как много игрушек хороших!
Как много пластинок и книг!..
Вот нет только кошек у кошек.
Ах, как же нам грустно без них.
(Андрей Усачёв)


А нам скучать некогда, мы начинаем рисовать пушистого котенка.

Практическая работа.

Прикладываем трафарет фигуры кошки на середину альбомного листа.


Обмакиваем сухую губку в желтую краску и печатающими движениями заполняем цветом силуэт. Начинаем с головы, затем туловище, хвостик.


Получилось пятно – фигура котёнка.


Оранжевым цветом маленьким веничком рисуем по контуру фигуры небольшие штрихи по направлению роста шерсти котенка.


Выделяем мордочку, лапки, грудку и щечки.


Рисуем полоски на хвостике, боках и голове котенка.


Кисточкой рисуем глаза, нос и рот котенка, подрисовываем усы и брови.


Самостоятельно можно нарисовать фон. Можно изобразить котенка на летней лужайке. Также веничком нарисуем траву, кисточкой - цветы, губкой - облака.


Рисунок готов.

Рисунки воспитанников творческого объединения.


Алина 7 лет


Настя 6 лет


Вика 6 лет


Наташа 6 лет
В технике рисование веничком с детьми можно нарисовать пушистых и колючих животных, деревья.
Новогодняя елочка

Жизнь детей наполнена различными эмоциями и чувствами. Однако для ребенка проблематично правильно высказывать их, здесь на помощь приходит арт-терапия. В процессе рисования ребенок полностью раскрывает свой внутренний мир и на листке выражает свои чувства, переживания и другие эмоции. Основной задачей родителей является научиться правильно и регулярно «читать» художества своего малыша, это позволит более хорошо познать ребенка и при необходимость вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Что говорит детский рисунок о ребенке и его отношении к окружающим?

Во время рисования дети не контролируют свои эмоции, они создают «шедевр» душой, а не разумом. Поэтому очень важно обращать внимание на все детали рисунка, ведь это позволяет сделать определенные выводы о психологическом состоянии ребенка и об его отношении ко всему, что его окружает. Рассмотрим ниже, как по некоторым особенностям и деталям детского рисунка можно понять, что думает и чувствует ребенок.

Выбор цвета

Каждый ребенок очень тонко чувствует и сопоставляет свои ощущения с определенным цветом. Для точного тестирования важно, чтобы у малыша был максимальный набор цветов для создания рисунка.

О чем говорит преобладающий цвет на рисунке?

Цвет Какими чертами характера обладают дети, предпочитающие определенный цвет? О чем говорит преобладание или отсутствие данного цвета на рисунке?
Красный Агрессивность, сила воли, вспыльчивость, возбудимость, эксцентричность, повышенная активность и решительность. Преобладание красного оттенка на рисунке указывает на открытость и активность. Такой ребенок непоседливый, непослушный, возбудимый, часто ломающий игрушки.

В будущем такие дети стремятся добиться признания, успехов, похвалы на фоне напористости и эгоистичности.

Отсутствие данного цвета может свидетельствовать о комплексе неполноценности и стремлению к уединению. Чаще всего это дети, воспитываемые в семье с частыми скандалами между родителями.

Розовый Утонченность, нежность, сентиментальность, слабость, жалостливость, робость и оптимизм. Имеется зависимость от окружающих, ищет постоянной поддержки, нуждается в проявлении любви со стороны родителей и постоянном тактильном контакте.
Желтый цвет Ребенок любознательный и оптимистичный, непосредственный и общительный, положительно эмоциональный, но зависимый и ревнивый. Любовь к желтому свойственна творческим личностям. Мечтательность и сказочность, оригинальность и инакомыслие отличают ребенка выбирающего данный цвет. Он предпочитает одиночество и абстрактные игрушки (палочки, камешки и т.д.) Всегда во что-то верит и надеется. Могут проявиться безответственность и непрактичность.

Если цвет не нравится ребенку, значит он несколько замкнут и сосредоточен на своем внутреннем мире.

Оранжевый Основные качества ребенка: жизнерадостность, богатая фантазия, мечтательность энергичность и хорошая интуиция. Повышенная возбудимость, не имеющая выхода, веселье, шалости и крики без причины – признаки характеризующие состояния малыша. Насторожить должно чрезмерное использование данного цвета.
Зеленый Символизирует упрямство и настойчивость, независимость и уравновешенность, высокие интеллектуальные способности, стремление к безопасности и духовное напряжение. Применение данного цвета в больших количествах говорит о нехватке материнской любви и чувстве заброшенности.

В будущем развивается консерватизм и боязнь перемен. Ребенку требуется ощущать себя защищенным и испытывать чувство надежности.

Синий Ребенок отличается концентрацией и сосредоточенностью на проблемах своего внутреннего мира, ищет покой и удовлетворение, спокойствие и верность, он часто прибегает к самоанализу. Преобладающие эмоции юного «художника», который любит рисовать синим, — спокойствие и уравновешенность, склонность к самопожертвованию. Выбор этого цвета говорит о том, что ребенок в данный момент нуждается в покое.
Голубой Частая смена образа жизни, необязательность, беспечность и беззаботность характерны для любителей голубого цвета. Если на рисунке много голубого, то это говорит об уравновешенности и спокойствии ребенка в момент рисования.
Сине-зеленый Сила воли, серьезный нрав, педантизм, забота к окружающим и принципиальность. Преобладание на рисунке сине-зеленого оттенка характеризует особое состояние нервной системы, а точнее ее перевозбуждение. Ребенку требуется больше свободы и поощрений, возможно даже снижение предъявляемых требований.
Фиолетовый Свойственен детям с богатой фантазией, отличной интуицией, чувствительным и ранимым, обладающих богатым внутренним миром, а также незрелостью и интеллектуальной, и эмоциональной. Впечатлительны, ранимы, возбудимы, внушаемы, нуждаются в поддержке — эти характеристики подходят к детям, на рисунках которых преобладает фиолетовый.
Лиловый Дети любящие данный цвет слабы, нежны, одиноки и беззащитны, честны, часто замкнуты в себе и музыкальны. Ребенок использует данный цвет, когда погружен в себя, ощущает себя одиноким, слабым и беззащитным.
Коричневый Медлительность, дискомфорт, отрицательное эмоциональное состояние. Много коричневого на рисунке сигнализирует о слабом здоровье, неурядицах в семье, пережитых драматических событиях, умственной неполноценности.
Серый Безразличие, рассудительность, уход от тревог, отстраненность. Много серого цвета на рисунке говорит об ощущении беспросветности, рутины, бедности и отторжения. Ребенок отличается замкнутостью и несмелостью. Возможно, ребенок просто устал.
Черный Подавленность, разрушения и протест. Черный рисунок свидетельствует о том, что ребенок переживает стресс, он не уверен в себе и несчастлив. Этот цвет символизирует преждевременное созревание сложной психики.
Белый Ребенок честный и чистоплотный, часто страдающий от одиночества и пустоты. Ребенок использует белый цвет для рисования, когда чувствует себя одиноким, переживает нервное перенапряжение и душевное беспокойство. У малыша отсутствует жизненная энергия и любознательность.

Яркие радужные цвета говорят о хорошем настроении и положительных эмоциях ребенка, а бледный рисунок с преобладанием мрачных цветов свидетельствует о сниженном эмоциональном состоянии или плохом настроении, возможно ребенку нездоровится.

Изображения людей, выражения лиц

В раннем возрасте дети рисуют людей в виде головоногих кругов с палками вместо рук и ног. В этом случае обращают внимание на цвета и силу нажатия карандаша, пропорциональность каждого героя относительно друг друга. В более старшем возрасте дети начинают прорисовывать голову и лица, руки и ноги.

  • В норме ребенок чаще всего рисует людей своего пола, в противном случае можно говорить о внутренних разладах.
  • Размер головы символизирует об умственном развитии и способностях, а наличие головного убора показывает, что ребенок нуждается в защите.
  • Наличие лица и четкость его черт говорит об открытости малыша и его общительности.
  • Чем хуже прорисовано лицо, тем «закрытей» характер ребенка.
  • Расспросите ребенка об эмоциях и настроении изображенных персонажей, это позволит поразмышлять над ситуацией с точки зрения ребенка.
  • Наличие ушей является показателем получения информации посредством слуха и умению прислушиваться.
  • Рот и зубы прорисовывают детки с агрессивным настроем, а глаза больших размеров указывают на детские страхи, особенно если прорисованы зрачки.
  • Размер рук является показателем физического развития, а спрятанные — говорят о неуверенности ребенка.
  • Руки поднятые вверх рисуют агрессивно настроенные малыши, а широкий размах говорит о готовности действовать.
  • Ноги длинные указывают на независимость ребенка, а широкая постановка говорит о самоуверенности малыша.
  • Непропорциональное туловище маленького размера рисуют дети с чувством неполноценности.
  • Демонстративность и выражение агрессии в рисунках деток старше 4-х лет проявляется через изображение половых органов.

Размеры фигур

Чем важнее для ребенка человек или предмет, тем крупнее он их изображает и наоборот. На рисунке изображаются наиболее значимые персонажи в жизни малыша.

Часто проявлением агрессии или же защитной формой поведения является изображение больших кулаков, прорисованных ногтей и зубов, наличие угрожающей позы и даже оружия.

Контуры линий

  • Четкие, жирные и ровные линии, нарисованные уверенно и без сомнений, свидетельствуют об уверенности в себе ребенка и о том, что он счастлив.
  • Слабое нажатие говорит о нерешительности юного «художника», его быстрой утомляемости, эмоциональной чувствительности и неустойчивой психике.
  • Сильное надавливание и частое ломание грифеля свойственно агрессивным детям.
  • Разная сила нажатия во время рисования говорит о частой смене настроения.
  • Мягкий по характеру малыш использует извилистые и плавные линии, а при наличии волевого характера на рисунке преобладают углы и прямые четкие линии.
  • Признаком импульсивности являются не доведенные до конца линии или же размашистая небрежная манера письма.
  • Самоисправления, особенно если они не привели к улучшению изображения, говорят о повышенной тревожности малыша, об этом свидетельствует и штриховка.

Компоновка рисунка на листе

Неуверенность в себе у детей проявляется в компоновке рисунка. Они располагают его сжато в какой–то части листа, а не на всей его площади. Наблюдается частое стирание деталей, сомнения ребенка в правильности изображения, граница (черта) земли или пола прорисована выше нижней границы листа.

Рисунок своей семьи

  • Дети начинают рисовать семью с самого значимого для них человека, причем чем крупнее он прорисован, тем авторитетнее он для «художника». Он лучше прорисован и украшен.
  • Если с кем-то у ребенка плохой контакт, то его ребенок не рисует, либо изображает его схематично.
  • Семья у ребенка дружная, если все держаться за руки, и, наоборот, если каждый занят своим делом.
  • Если между людьми имеются разделяющие предметы (например, дерево), значит ребенок чувствует наличие проблемы в общении.
  • Изображение игры говорит о наличии соперничества в семье. Если кто-то нарисован с поднятыми вверх руками, значит от него исходит агрессия, либо он нуждается в помощи.
  • Наличие на рисунке недостоверной информации (умершие или несуществующие люди) говорит о дискомфорте ребенка, его стремлении изменить ситуацию.
  • Если юный «художник» изобразил себе крупнее взрослых, значит он чувствует себя уникальным и значимым. А вот об при ощущении себя лишним говорит отсутствие самого дитя на картинке.

Как расшифровать детский рисунок: 5 примеров

Следует помнить, что ребенок переносит на бумагу в виде рисунка то, что он чувствует и переживает в данный момент. Для правильной оценки психоэмоционального состояния малыша требуется несколько рисунков, сделанных в различное время.

Может быть, что ребенок в целом положителен, открыт и все у него в порядке, однако в момент рисования он был в ссоре или находился под воздействием не очень приятного момента, естественно, что и на рисунке появиться негатив, но ведь это только сейчас. А возможно ребенок изо дня в день рисует «крик о помощи», а родители не понимают.

Примеры расшифровки детских рисунков

Рисунок №1.

О чем говорит рисунок №1?

Несколько хаотичный, но в тоже время яркий и динамичный рисунок. Ребенок выделяет маму как эмоциональный центр семьи, украшает ее платье и располагает рядом солнце (символ тепла), себя и собаку. Себя автор изображает на равных со взрослыми, но в тоже время недостающей до земли – скорее всего она импульсивная, боевая девочка с мальчишеским характером. Уровень самоконтроля невысок, об этом свидетельствует размашистая манера письма с сильным нажимом.

Рисунок №2.


О чем говорит рисунок №2?

Рисунок характерен для деток старше 6 лет, следовательно ребенок развивается с опережением. Семья изображена динамично, ярко и в тоже время неспокойно. Цветовая гамма предполагает половую идентификацию «художника» с отцом, однако ближе он все-таки к маме. Судя по рисунку можно предположить, что мальчику не хватает места, он не твердо стоит на ногах. При этом фиолетовый цвет говорит о возможной психоэмоциональной нестабильности и частой смене настроения. Крупные и угловатые фигуры свидетельствуют о прямолинейности в общении и склонности к конфликтам. Прорисованные зрачки и наличие штриховки указывают на имеющуюся скрытую тревогу.

Рисунок №3.

О чем говорит рисунок №3?

Общая композиция указывает на то, что все счастливы и ребенок растет в доброжелательной атмосфере. Автор сгруппировала всех членов семьи, детей и кошек справа, а взрослых слева от дерева, это говорит о четкой иерархии, папа с мамой и бабушка пользуются большим авторитетом, настораживает только изображенный покойный дедушка, а наличие между ним и бабушкой дерева говорит о разделении их непреодолимой преградой.

Рисунок №4.

О чем говорит рисунок №4?

Девочка изобразила свой прототип. Следует обратить внимание на крупный и яркий рисунок, однако расположенный в верхней части листа, это говорит о позитивной самооценке, активности и эмоциональности, высоком уровне самоконтроля, общительности и развитом интеллекте на фоне неуверенности и недостаточной устойчивости (маленькие ножки и явный акцент на линию земли). Такая ситуация наблюдается в семьях, где уделяют много внимания ребенку, что лишает его возможности проявить самостоятельность.

Рисунок №5.

О чем говорит рисунок №5?

Изображение на рисунке свидетельствует о позитивном восприятии мира. Папа с мамой нарисованы вместе, хотя они разведены. Папа несет цветы, что говорит о надежде мальчика на то, что родители вновь будут вместе. Изображенные птицы, как символ надежды, только подтверждают данное предположение. Мальчик хочет быть похож на отца, об этом свидетельствует схожие цвета одежды папы и сына.

Позволяйте ребенку чаще рисовать, ведь так он может выплеснуть свои эмоции, а вы сможете лучше познать своего малыша, главное правильно читать послания детского подсознания. Также понять своего ребенка можно при помощи , о которой вы можете прочитать на нашем сайте.

Мастер класс «Рисование для самых маленьких».


Шатохина Рита Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области».
Данный мастер класс предназначен для педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Мастер класс будет также интересен маленьким художникам от 4 лет и их родителям.
Назначение: данный мастер класс – это небольшой курс по рисованию для самых маленьких, в котором показаны способы рисования геометрическими фигурами.
Цель: создание условий для получения навыков рисования.
Задачи: научить ребёнка, как рисовать знакомые образы с помощью геометрических фигур;
прививать навыки аккуратно работать с красками и кисточкой;
развивать творческую фантазию и мелкую моторику руки.
На занятия в моё объединение приходят ребята совсем ещё маленькие, но им очень хочется рисовать. Из опыта работы с детьми я поняла, что им проще рисовать геометрическими фигурами. Рисуют дети по моему показу, поэтапно. Начиная занятие, я никогда не говорю детям, что мы сегодня будем рисовать. По опыту знаю, что им так интересней. В процессе они угадывают, кого рисуют, и им это доставляет много радости. А рисунки получаются у всех разные.

Мастер-класс по рисованию для детей «Улитка»

Приготовьте: альбомный лист А4, краски акварельные, кисти разных размеров, баночку для воды и салфетку.


Перед тем, как начать рисовать, я говорю детям, что краски спят и их надо разбудить, аккуратно поглаживая их кисточкой, первой разбудим жёлтую краску и начнём рисовать.
Рисуем в центре листа колобок, постепенно раскручивая кисть, а затем рисуем коричневой краской дугу.


Превращаем дугу в петельку.


Рисуем рожки и закрашиваем.


Украшаем домик улитки.


Рисуем глаза, рот улитки. Далее дети сами придумывают и украшают фон рисунка: где находится улитка?


Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Черепашка».

Рисуем в центре листа жёлтой краской «колобок», коричневой краской рисуем 4 петельки.


Пятая петелька рисуется больше по размеру, все петельки закрашиваем.


Рисуем глаза-круги, с начала белой краской, затем чёрной.


Украшаем панцирь черепашки. Ребёнок может придумать свой узор.

Мастер-класс по рисованию для детей «Рыбка»

Рисуем жёлтой краской «колобок», рисуем дуги: сверху и снизу, получился как бы глаз.


Рисуем рыбке хвостик-треугольник. Затем украшаем рыбку с помощью красной краски. рисуем прикладывая кисть: ротик, плавники.


Рисуем чешуйки, украшаем хвостик.


"Печатаем" кисточкой: рисуем камушки и воду, проводим линии зелёной краской-водоросли.


Рисуем рыбке глаз чёрной краской. Чёрная краска любит пошалить, поэтому с ней мы особенно аккуратны.

«Зимняя полянка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем колобки белой краской. Проводим линии, рисуем сугробы.


Коричневой краской рисуем ствол и веточки деревьев, руки, глаза, рот и метлу снеговику.


Украшаем рисунок снежинками. Украшаем снеговика: рисуем ведро на голове и шарфик. Дети дополняют рисунок, украшают.


По такому же принципу можно нарисовать осенний лес, только изначально колобки будут жёлтым, оранжевым и зелёным, а листопад, рисуем прикладывая кисточку, печатаем.Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Ёжик».

Рисуем «колобок» коричневой краской.


Рисуем носик-треугольник.

Работа ребёнка.
Рисуем ёжику полянку, дети фантазируют.



Работа ребёнка:

Мастер-класс по рисованию для детей «Лягушка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем в центре «колобок» зелёной краской.


Рисуем ещё один «колобок», а сверху два «мостика».


Рисуем лягушке лапки, обращаем внимание детей, что лапки у лягушки различаются своим строением, что помогает лягушке хорошо прыгать и удерживаться даже на самой скользкой поверхности.


Рисуем лягушке рот, глаза. Украшаем картину, предварительно побеседовав с детьми: где живёт лягушка?

Мастер-класс по рисованию для детей «Петушок».

Рисуем большой колобок-туловище, колобок поменьше – голову. Соединяем их плавными линиями, получается шея.


Рисуем петушку ноги-треугольники и хвост, линии-дуги.


Красной краской рисуем петушку гребешок (мостики), клюв и бородку, прикладываем кисть.


Рисуем петушку ноги.

Занятие по рисованию "Шторм на море"

Занятие по теме "Море волнуется" рассчитано на 3 учебных часа (1 час теории и 2 часа практики).


Возраст: 7-8 лет.
ТЕОРИЯ (1 учебный час).
Цель: познакомить детей с понятиями «теплохолодность», «контраст», опираясь на таблицы по цветоведению и репродукции картин И. Айвазовского.
Задачи:
- познакомить с творчеством русского художника И. Айвазовского;
- познакомить с основами цветоведения, опираясь на таблицы теплохолодности;
- научить определять контрастные сочетания теплых и холодных цветов.
Материалы : репродукции картин И. Айвазовского, таблицы теплохолодности и контрастного сочетания теплых и холодных цветов.
ПРАКТИКА (2 учебных часа).
Цель: составить сюжетную композицию с использованием контрастного сочетания цветов.
Задачи:
- научить: 1)используя показ педагога, поэтапно строить композицию рисунка и прорабатывать ее в цвете;
2)смешивать акварельные краски, получая оттенки цветов и использовать их в рисунке;

Материалы и инструменты: лист для акварели (А4), акварельные краски (24 цвета), кисти (Белка №3 и №5), баночка с водой, салфетка (бумажная или х/б), палитра для акварели.

Сегодня мы поговорим с вами о цвете, его характеристиках, о том, что такое контраст, для чего и как его используют в живописи. Познакомимся с репродукциями картин великого русского художника Ивана Айвазовского.
Мы уже говорили на предыдущих занятиях о том, что все цвета делятся на холодные и теплые. Как нам известно, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр.
Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов.
Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешивания с названными цветами.
Знание основ колористики, системы цветовых построений необходимо для успешной творческой работы любого начинающего художника.



Важно знать о том, что у каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон (сам цвет), насыщенность и светлота.
В цветоведении существуют понятия «светлотный» и «цветовой» контраст.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.
Дополнительные (или вторичные)цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например, красный помидор выглядит ярче рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой.


Контраст синих и красных – прообраз контраста холодных и теплых цветов.
Можно сказать, что контраст – один из основных приемов художественного творчества.
Пограничный контраст возникает на границах соприкосновения расположенных рядом друг с другом цветов.


- Ребята, сегодня на занятии мы также познакомимся с правилами и приемами композиции, чтобы на следующем занятии вы смогли самостоятельно построить композиции своих картин.
К приемам композиции следует отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.



Рассмотрим на примере картины И. Айвазовского «Среди волн».


Здесь мы видим яркий пример ритмичности расположения морских волн. Художник так расположил волны, что у нас возникает впечатление движения. А центром композиции является луч, пробивающийся сквозь тучи, освещающий волну в центре картины. И заметим. Какой она составляет контраст с темными волнами на дальнем плане.
На картине того же автора «Девятый вал» мы опять видим череду, ритм огромных голубо-зеленых и желто-зеленых волн. Зелень волн создает контраст с рассветным красно-желтым небом.
В центре композиции – солнце, которое как будто разрывает завесу туч. У края картины – люди, которым удалось выжить после шторма. Они в союзе с солнцем создают контраст с бушующим морем. Победа над стихией – вот сюжет данной композиции. Но как необычно передает художник структуру гребня девятого вала – той самой губительной девятой волны.


Вообще в творчестве И. Айвазовского есть ряд картин, олицетворяющих буйство стихии. Среди них известная картина «Буря на море».


В центре композиции – две лодки. В лодках гребцы, которые выгребают против волн. На дальнем плане – корабль, потерпевший кораблекрушение. Темно-серый колорит картины безупречен. Дальний план и небо контрастируют с голубыми волнами на переднем плане. За счет контрастного отношения передний план вырывается вперед, а дальний план уходит еще глубже.
У И. Айвазовского есть картины, посвященные нашему Черному морю. Среди них «Буря на Черном море» (или «Буря над Евпаторией») и «Буря на море ночью».



На данных картинах можно наблюдать контраст дополнительных цветов (или контраст теплого и холодного).
ПРАКТИКА
- Сегодня эти знания помогут нам выполнить сюжетную композицию на тему "Шторм на море". Но для начала я покажу вам пример. Любая работа, будь то живописная или графическая, ведется в несколько этапов.
1 – этап – композиция в тонких линиях.
Намечаем линию горизонта, дальний план – горы и солнце. Линию горизонта проводим выше середины для того, чтобы плоскость моря занимала больше места. Солнце рисуем низко над горизонтом – закатное.


2 этап – ритм волн.
Так как нам необходимо изобразить шторм на море, волны должны быть высокие и ритмично расположенные по всей плоскости моря. Чем ближе к нам, тем волны крупнее, а чем ближе к линии горизонта, тем мельче. Это явление линейной перспективы.


3 этап – заливка плоскости неба.
Для неба выбираем оттенки желтого (но не лимонный), охры и оранжевого, имеющиеся в нашей палитре красок. Помним, что прежде чем приступить к заливке, нам необходимо смешать нужные цвета на палитре. Заливку «вливанием цвета в цвет» производим от верхнего края листа слева направо до линии горизонта. Поочередно набирая кистью заготовленные на палитре цвета – желтый, желтый с охрой и желтый с оранжевым. После того, как мы выполним заливку до линии горизонта, собираем образовавшуюся каплю с помощью сухой кисти.


Солнце.
Для заливки солнца используем имеющиеся в палитре красок оранжевый и красный цвет.
Дальний план – горы.
По закону воздушной перспективы для дальнего плана используем холодные цвета – оттенки фиолетового и синего.


Небо – тучи.
Во время шторма в небе образуются дождевые тучи, которые благодаря воздушным потокам могут втягивать в себя воду из моря, образуя смерчи. Для туч мы будем использовать черную, темно-синюю и темно-голубую краску. Краску подготавливаем на палитре и наносим мазками разного цвета.


4 этап – плоскость моря.
Для волн используем голубой, ультрамарин, темно-синий (синий+черный) цвета акварели и белую гуашь.
Начнем с самых близких волн на переднем плане. Поочередно наносим заранее смешанные на палитре цвета (бирюзовый+голубой, голубой+ультрамарин, ультрамарин+черный).
Наносим вначале свет, затем полутень и тень волны.




Далее даем краске подсохнуть и, используя белую гуашь, наносим кончиком кисти краску по верхнему краю гребня волны и по нижнему краю, изображая брызги.


Чтобы изобразить фактуру воды бушующего моря, проводим тонкой кистью продольные линии белой гуашью.

Первые попытки рисовать возникают ещё в раннем детстве, когда ребёнок берёт в руки карандаш. Он ещё не понимает, что это рисунок, но ему интересен сам процесс. По мере взросления и осознания окружающего мира появляется необходимость в более детальном отображении окружающей среды. Одними из ключевых фигур являются люди. Помочь ребенку передать на бумагу желаемое изображение могут даже родители, не обладающие художественными талантами, просто изучив такую методику, как поэтапное рисование для детей 7-9 лет. Пренебрегать такими творческими занятиями со своим чадом не стоит, поскольку через рисунок ребёнок проявляет свои чувства, эмоции, отношение к окружающим.

Как уже обозначалось выше, одним из способов изображения человека является поэтапное рисование. Для детей 7-9 лет он наиболее доступен и достаточно прост для понимания. В этом возрасте возникает потребность не только схематического изображения, но и достижения сходства с оригиналом. Помочь ребенку можно, объясняя основные правила и наглядно демонстрируя самый процесс передачи изображения.

Основные правила рисования человека

Лучше всего начинать рисование карандашом. Для детей этот способ наиболее приемлем, так как есть возможность исправить погрешность, стерев ластиком неверные линии.

Прежде чем приступить к работе, необходимо объяснить отличие между взрослым человеком и ребёнком. Одним из основных являются рост и пропорции.

Простые правила:

  • Критерием измерения служит голова. Из собственных наблюдений ребёнку в этом возрасте уже известно, что взрослые выше, но при этом пропорции не нарушены. Это объясняется соотношением головы к телу. У детей голова по отношению к телу будет больше, соответственно, у взрослых меньше.
  • Длина рук не должна быть больше длины ног.
  • Локоть находится на уровне пояса, а рука не может быть ниже колена.
  • Ладонь меньше ступни.
  • У мужчин шире плечи, у женщин - бёдра.

Этапы прорисовывания фигуры человека

Поэтапное рисование человека начинается с определения размеров и расположения на листе. Отметив верхнюю точку (макушка головы) и нижнюю (ступни) провести вспомогательную линию, соединив их. Теперь необходимо отметить Если это ребёнок, она не должна быть меньше пятой части всей линии, если взрослый - не должна превышать шестой. Голова изображается в виде овала. Оставшуюся часть вспомогательной вертикальной линии маленькими чёрточками делим на части, равные размеру головы.

Определившись с головой, рисуем с детьми поэтапно другие части тела.

Особенности рисования малыша

Между шеёй и поясом условно вмещается 1 - 1,5 размера головы (это приблизительно середина вспомогательной линии). На этом же уровне будут расположены и локти. Отмечаем.

Колени будут располагаться на уровне второй чёрточки снизу (первая - это конечная точка).

Ширина плеч у ребёнка почти не превышает ширину головы. Немного отступив от неё, провести линию плеч (длина не более 1,5 от размера головы).

Провести линии от плеч до линии пояса и такого же размера ниже - это будут руки.

Отступив от пояса, условно полголовы, проводим линию таза.

От линии таза и до конца проводятся линии ног.

"Каркас" малыша готов.

Теперь, зная, где должны быть расположены различные части тела, можно приступить к прорисовке. При этом нужно учесть мышцы рук и ног, грудную клетку, и при рисовании штанишек - расстояние между линией таза и окончанием туловища. Чтобы легче было определить ширину грудной клетки, можно нарисовать овал от головы до линии таза, немного сужающийся к низу.

Придав объём каркасу, рисуем одежду. Может быть облегающей или просторной, это уже не имеет значения.

При работе важно учитывать именно поэтапное рисование. Для детей 7 -9 лет вполне доступно понимание необходимости поочерёдности изображения.

Рисуем взрослых

Прорисовка взрослого человека осуществляется по такому же принципу.

После разделения центральной линии на части, равные размеру головы (должно получиться 7-8 частей, в зависимости от роста изображаемого человека) отмечается линия пояса. Она находится, условно, на третьей отметке от головы (или четвертой от верхней точки, макушки). Как и у малыша, на этой же линии будут находиться и локти.

Расположение колен на уровне 6-й чёрточки (если человек высокий) или между 5-й и 6-й (при среднем росте).

Таким образом, у взрослого, в отличие от малыша, часть тела от пояса до ступней длиннее.

Ширина плеч в среднем вмещает две головы. У мужчин они будут немного шире, у женщин - уже.

Обозначение рук и ног проходит по той же схеме, что и у малыша. Так же придаётся объём и рисуется одежда.

Поэтапное рисование карандашом как основа будущей композиции

Схематическое поэтапное прорисовывание простым карандашом даёт возможность ребёнку наиболее правдоподобно изобразить желаемое. Используя первоначально каркас (схематическое изображение в виде линий и чёрточек), фигуре можно придать любое положение. Таким образом, на рисунке человек может двигаться, сидеть и т.д. Это поможет выстроить правильную композицию и получить полноценный рисунок.

Поэтапное рисование для детей 7-9 лет даёт возможность правильному формированию представления ребёнка о строении фигуры человека. В этом возрасте дети способны не только овладеть этой техникой, но и в дальнейшем усовершенствовать своё умение.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения