«Горе от ума» история создания. Комедию «Горе от ума» кто написал

Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатирический взгляд на жизнь, и мировоззрение аристократического общества Москвы начала XIX века. В чем же особенности этой комедии?

Комедия занимает достойное место среди наиболее выдающихся произведений русской литературы, благодаря своему непревзойденному афористическому стилю, блестящему тонкому высмеиванию устаревших идеалов и представлений консервативного русского дворянства. Автор умело сочетает в произведении элементы классицизма и нового для России первой половины XIX реализма .

Причины создания комедии «Горе от ума»

Что же толкнуло автора на создание столь смелого для тех лет произведения? В первую очередь - ограниченность аристократического общества, слепое подражание всему иностранному, состояние своеобразного «застоя » мировоззрения, неприятие нового типа мышления, отсутствие самосовершенствования. Так вернувшись в 1816 году из заграницы в Петербург, молодой Александр Грибоедов был поражен тем, как светская публика на одном из приемов поклоняется перед иностранным гостем. Судьба Грибоеда распорядилась так, что, будучи довольно образованным и умным, он был весьма прогрессивным в своих взглядах человеком. Он позволил себе высказать пламенную речь с недовольством по этому поводу. Общество сразу сочло молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро разлетелась по Петербургу. Это и стало мотивом для написания сатирической комедии. Над творческой историей произведения драматург работал несколько лет, он активно посещал балы и светские приемы в поисках прототипов для своей комедии .

В период создания комедии среди дворянства уже назревали протесты против существующей системы: в частности несогласие с крепостнической системой. Это привело к возникновению масонских лож, в одной из которых состоял и Грибоедов. Первая редакция произведения была изменена из-за цензуры того времени: текст был наполнен тонкими намеками на политические заговоры, высмеивалась царская армия, выражался открытый протест против крепостного права и требования реформ. Первая публикация комедии без фальсифицированных вставок появилась уже после смерти автора в 1862 году.

Главный герой комедии Александр Чацкий является прототипом самого автора. Чацкий обладает блестящей эрудицией и беспощадно относится к представителям московского «света», который живет в ленивой праздности и погряз в ностальгии о прошлых временах. Чацкий смело бросает вызов врагам просвещения, для которых основными идеалами являются исключительно богатство и покорность вышестоящим лицам.

Трагедия произведения «Горе от ума»

Трагедия произведения заключается в том, что Чацкий, так же как и автор не смог, не смотря на все усилия, поменять мировоззрение общества, сделать его более открытым для новаторства. Но несмотря на открытое поражение, Чацкий все же был уверен в том, что он уже засеял в обществе зерна прогрессивного мышления и что в будущем их вырастят новые поколения, которые будут более честными перед собой, чем их отцы. В конце концов, наш герой стал настоящим победителем , ведь он до самого конца оставался преданным своим взглядам и принципам.

Один из ближайших друзей Грибоедова, С. Н. Бегичев, писал: "...известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г., и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторые действующие лица, а между прочим жену Фамусова, сентиментальную модницу и аристократку московскую (тогда еще поддельная чувствительность была несколько в ходу у московских дам), и вместе с этим выкинуты и написанные уже сцены". Близкий друг Грибоедова Булгарин вспоминал: "Будучи в Персии в 1821 г., Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих друзьях, родных, знакомых, о театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лег спать в киоске, в саду, и видел сон, представивший ему любезное отечество, со всем, что осталось в ней милого для сердца. Ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места из оной. Пробудившись, Грибоедов берет карандаш, бежит в сад и в ту же ночь начертывает план "Горя от ума" и сочиняет несколько сцен первого акта".

Письмо Грибоедова, написанное им 17 ноября 1820 г. в Тавризе, подтверждает рассказ Булгарина: "Вхожу в дом, в нем праздничный вечер; я в этом доме не бывал прежде. Хозяин и хозяйка, Поль с женою, меня принимают в двери. Пробегаю первый зал и еще несколько других. Везде освещение; то тесно между людьми, то просторно. Попадаются многие лица, одно как будто моего дяди, другие тоже знакомые; дохожу до последней комнаты, толпа народу, кто за ужином, кто за разговором; вы там же сидели в углу, наклонившись к кому-то, шептали, и ваша возле вас. Необыкновенно приятное чувство и не новое, а по воспоминанию мелькнуло во мне, я повернулся и еще куда-то пошел, где-то был, воротился; вы из той же комнаты выходите ко мне навстречу. Первое ваше слово: вы ли это А. С.? как переменились! Узнать нельзя. Пойдемте со мною; увлекли далеко от посторонних в уединенную, длинную, боковую комнату, к широкому окошку, головой приклонились к моей щеке, щека у меня разгорелась, и подивитесь! вам труда стоило, нагибались, чтобы коснуться моего лица, а я, кажется, всегда был выше вас гораздо. Но во сне величины искажаются, а все это сон, не забудьте.

Тут вы долго ко мне приставали с вопросами, написал ли я что-нибудь для вас? - Вынудили у меня признание, что я давно отшатнулся, отложился от всякого письма, охоты нет, ума нет - вы досадовали. - Дайте мне обещание, что напишете. - Что же вам угодно? - Сами знаете. - Когда же должно быть готово? - Через год непременно. - Обязываюсь. - Через год, клятву дайте... И я дал ее с трепетом. В эту минуту малорослый человек, в близком от нас расстоянии, но которого я, давно слепой, не довидел, внятно произнес эти слова: лень губит всякий талант... А вы, обернясь к человеку: посмотрите, кто здесь?.. Он поднял голову, ахнул, с визгом бросился ко мне на шею... дружески меня душит... Катенин!.. Я пробудился.

Так описываются варианты начала написания комедии "Горе от ума". В конце 1821 г. Грибоедов приезжает в Тифлис на службу "по дипломатической части" при генерале А. П. Ермолове, где и складывается у него план комедии и написаны первые два акта.

В начале 1823 г. Грибоедов получает длительный отпуск и приезжает в Москву. С. Н. Бегичев рассказывает: "Из комедии его "Горе от ума" написаны были только два действия. Он прочел мне их, на первый акт я сделал ему некоторые замечания, он спорил, и даже показалось мне, что принял их нехорошо. На другой день приехал я к нему рано и застал его только что вставшим с постели: он неодетый сидел против растопленной печи и бросал в нее свой первый акт по листу. Я закричал: "Послушай, что ты делаешь?!!" – "Я обдумал, – отвечал он, - ты вчера говорил мне правду, но не беспокойся: все уже готово в моей голове". И через неделю первый акт уже был написан".

"Хотелось опять позабыться тем же приятным сном. Не мог. Встав, вышел освежиться. Чудное небо! Нигде звезды не светят так ярко, как в этой скучной Персии! Муэдзин с высоты минара звонким голосом возвещал ранний час молитвы (ч. пополуночи), ему вторили со всех мечетей, наконец ветер подул сильнее, ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне дано, наяву исполнится".

В конце июля 1823 г. Грибоедов уехал в имение Бегичева, где закончил работу над двумя последними актами "Горя от ума" и дал пьесе окончательное название вместо первоначального "Горе уму".

В июне 1824 г. Грибоедов, уезжая в Петербург, оставляет рукопись комедии Бегичеву, но берет с собой копию. Из Петербурга он пишет Бегичеву: "Кстати, прошу тебя моего манускрипта никому не читать и предать его огню, коли решишься: он так несовершенен, так нечист; представь себе, что с лишком восемьдесят стихов, или лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я ее вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою над лестницею, и перед тем, как ему обличить ее; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались, в самый день моего приезда, и в этом виде читал я ее Крылову, Жандру, Хмельницкому, Шаховскому, Гречу и Булгарину, Колосовой, Каратыгину..." – но эта рукопись уцелела и хранится в Отделе письменных источников Государственного исторического музея в Москве.

Один из друзей Грибоедова, А. А. Жандр рассказывает о дальнейшей судьбе рукописи: "Когда Грибоедов приехал в Петербург и в уме своем переделал свою комедию, он написал такие ужасные брульоны*, что разобраться было невозможно. Видя, что гениальнейшее создание чуть не гибнет, я у него выпросил его полулисты. Он их отдал с совершенною беспечностью. У меня была под руками целая канцелярия; она списала "Горе от ума" и обогатилась, потому что требовали множество списков. Главный список, поправленный рукою самого Грибоедова, находится у меня".

Грибоедов надеялся провести свою комедию в печать и на сцену, но к середине октября он стал поощрять распространение рукописных копий, которых было, как считают исследователи, около 40 тысяч, так как эти надежды не оправдались

Обычный тираж книг в то время был 1200 и 2400 экземпляров – огромная популярность "Горя от ума" вызвана ее политической и социально-философской злободневностью: приехав в январе 1825 г. к ссыльному Пушкину в Михайловское всего на один день, Пущин привез с собой список "Горя от ума", чтобы прочитать комедию опальному другу.

П. А. Катенин, близкий друг автора, высказал в письме к нему ряд критических замечаний. Сохранился только ответ Грибоедова, написанный в январе 1825 году: "Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок: "Шутить и век шутить, как вас на это станет!" Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки неязвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: "Не человек! змея!", а после, когда вмешивается личность, "наших затронули", предается анафеме: "Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! Боже мой, он карбонари". Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что же может быть полнее этого? "Сцены связаны произвольно". Так же, как в натуре всяких событий, мелких и важных: чем внезапнее, тем более завлекает в любопытство. Пишу для подобных себе, а я, когда по первой сцене угадываю десятую: раззеваюсь и вон бегу из театра. "Характеры портретны". Да! и я, коли не имею таланта Мольера, то по крайней мере чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные – всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика; ты волен просветить меня, и коли лучше что выдумаешь, я позаймусь от тебя с благодарностью. Вообще я ни перед кем не таился и сколько раз повторяю (свидетельствуюсь Жандром, Шаховским, Гречем, Булгариным etc., etc.), что тебе обязан зрелостию, объемом и даже оригинальностию моего дарования, если оно есть во мне. Одно прибавлю о характерах Мольера: Мещанин во дворянстве, Мнимый больной – портреты, и превосходные; Скупец - антропос собственной фабрики, и несносен.

"Дарования больше, нежели искусства". Самая лестная похвала, которую ты мог мне сказать, не знаю, стою ли ее? Искусство в том только и состоит, чтоб подделываться под дарование, а в ком более вытверженного, приобретенного потом и сидением, искусства угождать теоретикам, то есть делать глупости, в ком, говорю я, более способности удовлетворять школьным требованиям, условиям, привычкам, бабушкиным преданиям, нежели собственной творческой силы, - тот, если художник, разбей свою палитру и кисть, резец или перо свое брось за окошко; знаю, что всякое ремесло имеет свои хитрости, но чем их менее, тем спорее дело, и не лучше ли вовсе без хитростей? nugae difficilis. Я как живу, так и пишу свободно и свободно".

В альманахе "Русская талия" вышли из печати 15 декабря 1824 г. с цензурными сокращениями и исправлениями 7-10 явления первого действия и третье действие.

Даже в таком сокращенном виде пьеса вызвала целую бурю эмоций среди критиков, немедленно разделившихся на два лагеря, за и против пьесы.

В 1825 г. была предпринята и первая попытка постановки комедии на учебной сцене театрального училища в Петербурге. Об этом вспоминал знаменитый актер П. А. Каратыгин: "Мы с Григорьевым предложили Александру Сергеевичу разыграть "Горе от ума" на нашем школьном театре, и он был в восхищении от нашего предложения... мы живо принялись за дело; в несколько дней расписали роли, в неделю их выучили, и дело пошло на лад. Сам Грибоедов приезжал к нам на репетиции и очень усердно учил нас... Надо было видеть, с каким простодушным удовольствием он потирал себе руки, видя свое "Горе от ума" на нашем ребяческом театре... На одну из репетиций он привел с собой А. Бестужева и Вильгельма Кюхельбекера - и те тоже нас похвалили... Наконец, комедия была уже совсем приготовлена, на следующий день назначен был спектакль... но, увы! все наши хлопоты и надежды лопнули, как мыльный пузырь! Накануне самого представления, на самой последней репетиции, является к нам инспектор Бок и объявляет нам грозный фирман графа Милорадовича (который имел тогда главное начальство над императорскими театрами и которому кто-то донес о наших затеях), чтоб мы не смели так либеральничать и что пьесу, не одобренную цензурой, нельзя позволить играть в театральном училище". Так окончилась эта попытка.

Перед последним отъездом из Петербурга в 1828 г. Грибоедов на булгаринском списке "Горя от ума" сделал надпись: "Горе мое поручаю Булгарину...", в надежде, что тот сможет пробить комедию в печать. Но первое отдельное издание "Горя от ума" появилось уже после гибели Грибоедова, в 1833 году, а полное, не искаженное цензурой издание вышло только в 1862.

«Горе от ума» — глубокая по содержанию комедия, сатирически изображающая жизнь и нравы аристократического общества первой половины XIX в. Замечательная по замыслу и исполнению, она принадлежит к числу произведений русской литературы, которые не теряют своей актуальности и привлекательности «во все времена».

Действие пьесы происходит в Москве, в богатом доме Фамусова, в котором все держится на обмане. Любовь к дочери этого влиятельного барина привела сюда после трехлетнего отсутствия Чацкого. Но Софья холодна, ее раздражает его «желчный» язык.

Почему эта образованная, остроумная девушка не рада встрече? Кто соперник Чацкого: ограниченный, грубый, но богатый полковник Скалозуб или равнодушный ко всему, кроме карьеры, немногословный лицемер Молчалин? В поисках ответа на эти вопросы завязывается любовная интрига произведения.

С момента появления на сцене Фамусова, мечтающего о завидном женихе для дочери, начинает развиваться общественная интрига, возникает противостояние: Чацкий – московское барство. Чтобы нарисовать целостный и широкий мир образа крепостнического лагеря, автор включил в пьесу много действующих лиц.

Чацкий, приехавший в Москву, чтобы увидеться с Софьей, а не вступать в противостояние, задетый холодностью девушки и наставлениями ее отца, начинает отвечать ударом на удар. Он смело излагает свои прогрессивные убеждения собравшемуся в доме Фамусова аристократическому обществу, обличительным словом вступает с ним в противоречие.

Критический ум, передовые взгляды главного героя, выступающего против привычного, удобного для мира фамусовых образа жизни, основанного на чинопочитании, стремлении к обогащению, лжи и интригах, пустом времяпрепровождении, вызывают страх и протест. Это общество аристократов, не желающее расставаться со старым укладом жизни, слепо подражающее всему иностранному, презирающее родную культуру и русский народ, не намерено менять свои взгляды. Чацкий объявлен сумасшедшим, изгнан из этого общества.

Особенного внимания заслуживает язык пьесы. Эта стихотворная комедия написана простым русским языком, остроумным и метким. Многие фразы стали крылатыми выражениями, перешли в пословицы.

Необычным кажется и название произведения. В нем отражена драма передового ума, столкнувшегося в борьбе с косностью и рутиной барской Москвы. Ум становится причиной и любовной драмы.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» занимает достойное место среди произведений русской классической литературы, обрела долгую и необычайно разнообразную жизнь на сценах театров.

Краткая информация о книге «Горе от ума» Грибоедова.

Известно, что уже к 1816 году у Грибоедова был готов план комедии. По воспоминаниям друзей писателя мы можем частично реконструировать первоначальный замысел. Его близкий друг С.Н. Бегичев писал: «...Грибоедов во многом изменил его [замысел] и уничтожил некоторые действующие лица, а между прочим, жену Фамусова, сантиментальную модницу и аристократку московскую (тогда ещё поддельная чувствительность была несколько в ходу у московских дам) и вместе с этим выкинуты и написанные уже сцены».

Мало кто из известных вам литераторов начала XIX века не участвовал когда-либо в дуэли. Великими трагедиями для русской литературы оказались последние дуэли Пушкина и Лермонтова. Грибоедов участвовал в нашумевшей жестокой дуэли Шереметева с Завадовским. Это была так называемая четверная дуэль, то есть после основных дуэлянтов должны драться их секунданты.

Официально дуэли были запрещены, последовало наказание. Мать настояла, чтобы Александр на какое-то время покинул Петербург, пока не улягутся толки и не утихнет гнев начальства. Местом для убежища стала Персия: Грибоедов был определён на должность секретаря посольства. После долгого путешествия по России Грибоедов весной 1819 года прибыл в Тегеран, а затем был направлен в Тавриз.

То, с чем столкнулся Грибоедов в Тавризе (Тебризе), глубоко потрясло его. Оказалось, что в Персии томятся десятки русских военнопленных, которые никак не могут вернуться на родину. Ценой огромных дипломатических усилий Грибоедов вызволил их и привёз, голодных и полуоборванных, в Тифлис. Генерал Ермолов был потрясён настойчивостью и милосердием Грибоедова. Он понял, что перед ним — не просто посольский чиновник, а человек, способный на неожиданные благородные поступки и чувствующий своё жизненное предназначение. Генерал добился, чтобы Грибоедова назначили «секретарём по иностранной части при главнокомандующем на Кавказе».

Именно в Тавризе были написаны вчерне два первых акта комедии «Горе от ума», которые потом он переписал набело в Тифлисе. Но дальнейшая работа шла нелегко: сказывалась оторванность Грибоедова от столицы, от литературных кругов, от московского света. На целых пять лет затянулась эта почётная ссылка. Только в 1823 году Грибоедов вновь вернулся к своим друзьям. В имении своего друга Бегичева летом 1824 года он закончил «Горе от ума».

Хотя поначалу о рукописи знала лишь сестра поэта, надолго сохранить тайну оказалось невозможным. Упрёки и возмущение посыпались со всех сторон. Грибоедову пришлось переделывать любимую комедию, в которую он вложил весь талант. Убедившись, что надежд на публикацию нет, Грибоедов поощряет распространение в списках. По некоторым оценкам, было распространено 40 000 рукописных копий. Это огромное количество! В 1825 году была предпринята и первая попытка постановки комедии на учебной сцене театрального училища в Петербурге.

Грибоедову удалось опубликовать лишь несколько сцен из комедии — в альманахе Фаддея Булгарина «Русская Талия на 1825 год». По словам современников, Грибоедов стал раздражительным, желчным, задиристым, весёлость навсегда покинула его.

Он был дружен со многими офицерами, которые впоследствии стали декабристами. После ареста декабристов у многих был найден переписанный от руки текст «Горя от ума». После неудавшегося восстания специально посланный фельдъегерь увёз Грибоедова к следователям. Поначалу Грибоедов заявил о своей моральной поддержке восставших, но затем сочувствовавшие ему следователи уговорили Грибоедова изменить показания. Он написал, что ничего не знал о готовившемся вооружённом выступлении. Наконец, в июне 1826 года Грибоедов вышел на свободу и вернулся на дипломатическую службу. Он был подавлен жизненными неурядицами. Мать взяла с него клятву вернуться на службу, и Грибоедов вновь отправился на Кавказ. Он участвовал в военных операциях, в сражениях Русско-персидской войны 1827-1828 годов, но более всего оказался полезен, как всегда, на дипломатическом поприще: добившись чрезвычайно выгодного для России Туркманчайского договора с Персией, он был послан в Россию с чрезвычайно почётной миссией — первым сообщить о заключении мирного соглашения.

Перед последним отъездом из Петербурга в 1828 году Грибоедов на булгаринском списке «Горя от ума» сделал надпись: «Горе моё поручаю Булгарину...» — в надежде, что тот сможет добиться опубликования комедии.

В это же время Грибоедов встретил юную княжну Нину Чавчавадзе, дочь своего приятеля, которую знал ещё ребёнком. Теперь перед ним была девушка, в которую он страстно влюбился и которой очень скоро сделал предложение.

Счастье длилось недолго. 30 января 1829 года произошло нападение на русскую миссию в Персии во время войны на Северном Кавказе (1818-1864). Лишь один из сотрудников случайно спасся. Изуродованное тело Грибоедова с трудом опознали в груде трупов. Он был похоронен юной вдовой в Тифлисе на территории древнего монастыря рядом с церковью Святого Давида, откуда прежде любовался открывавшимся видом на город и где пожелал однажды быть когда-нибудь похороненным.

Первое отдельное издание «Горя от ума» появилось уже после гибели Грибоедова, в 1833 году, а полное, не искажённое цензурой издание вышло только в 1862-м.

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016

Комедия в стихах А. С. Грибоедова “Горе от ума” представляет собой сатирический взгляд на жизнь, и мировоззрение аристократического общества Москвы начала XIX века. В чем же особенности этой комедии?

Комедия занимает достойное место среди наиболее выдающихся произведений русской литературы, благодаря своему непревзойденному афористическому стилю, блестящему тонкому высмеиванию устаревших идеалов и представлений консервативного русского дворянства. Автор умело сочетает в произведении элементы классицизма и нового для России первой половины XIX реализма.

Что же толкнуло автора на создание столь смелого для тех лет произведения? В первую очередь – ограниченность аристократического общества, слепое подражание всему иностранному, состояние своеобразного “застоя ” мировоззрения, неприятие нового типа мышления, отсутствие самосовершенствования. Так вернувшись в 1816 году из заграницы в Петербург, молодой Александр Грибоедов был поражен тем, как светская публика на одном из приемов поклоняется перед иностранным гостем. Судьба Грибоеда распорядилась так, что, будучи довольно образованным и умным, он был весьма прогрессивным в своих взглядах человеком. Он позволил себе высказать пламенную речь с недовольством по этому поводу. Общество сразу сочло молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро разлетелась по Петербургу. Это и стало мотивом для написания сатирической комедии. Над творческой историей произведения драматург работал несколько лет, он активно посещал балы и светские приемы в поисках прототипов для своей комедии.

В период создания комедии среди дворянства уже назревали протесты против существующей системы: в частности несогласие с крепостнической системой. Это привело к возникновению масонских лож, в одной из которых состоял и Грибоедов. Первая редакция произведения была изменена из-за цензуры того времени: текст был наполнен тонкими намеками на политические заговоры, высмеивалась царская армия, выражался открытый протест против крепостного права и требования реформ. Первая публикация комедии без фальсифицированных вставок появилась уже после смерти автора в 1862 году.

Главный герой комедии Александр Чацкий является прототипом самого автора. Чацкий обладает блестящей эрудицией и беспощадно относится к представителям московского “света”, который живет в ленивой праздности и погряз в ностальгии о прошлых временах. Чацкий смело бросает вызов врагам просвещения, для которых основными идеалами являются исключительно богатство и покорность вышестоящим лицам.

Трагедия произведения заключается в том, что Чацкий, так же как и автор не смог, не смотря на все усилия, поменять мировоззрение общества, сделать его более открытым для новаторства. Но несмотря на открытое поражение, Чацкий все же был уверен в том, что он уже засеял в обществе зерна прогрессивного мышления и что в будущем их вырастят новые поколения, которые будут более честными перед собой, чем их отцы. В конце концов, наш герой стал настоящим победителем. ведь он до самого конца оставался преданным своим взглядам и принципам.

Несмотря на то, что комедия была создана еще в XIX веке, ее тема остается актуальной и сегодня. Ведь конфликт “старого ” и “нового ” мира присущ всем временам.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. “Горе от ума” – известная комедия Александра Грибоедова, знакомая практически каждому читателю. Несмотря на то, что произведение было впервые напечатано...
  2. Комедия «Горе от ума» изображает борьбу двух поколений, двух времен, двух лагерей общества. Это споры приверженцев старых устоев и новатора,...
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения