Эдгар дега краткая биография. Самые известные картины эдгара дега

Эта пастель является одним из самых амбициозных проектов Эдгара Дега за последние десять лет его жизни. Картина изображает четырех женщин, занимающихся купанием. Кто-то занимается различными процедурами, а кто-то просто нежится на траве […]

Картина Эдгара Дега "Причесывающаяся женщина" получила высокую оценку критиков и по праву относится к лучшим его работам. Она является ярким примером французского импрессионизма. Художники этого направления стремились в своей живописи остановить время. […]

Эта работа выполнена в реалистическом жанре и отвечает основным канонам, характерным для этого направления. Но Эдгар Дега интересуют эксперименты с предметом изображения. Не случайно для своей работы он выбирает не аристократическую даму […]

Эта картина написана в жанре импрессионизма и является одной из самых известных работ Эдгара Дега, интересовавшегося изображением "балетных историй". Для нее характерны необычная композиция и сложная внутренняя система образов. Художник запечатлел момент […]

"Танцевальный класс" – одна из самых известных работ Эдгара Дега. Художник много писал артистический мир, изображая на своих картинах актеров, певцов оперы и танцовщиц. Закулисье вдохновляло автора; он часто посещал Парижскую Оперу, […]

Дега Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.

Эдгар Дега родился в старинной банкирской семье. В 1855 г. поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великого французского живописца Ж.Д. Энгра. Но в 1856 г. неожиданно для всех Э. Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся А. Мантенья и П. Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж; рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).

Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни, изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле (“Спартанские девушки вызывают на состязание юношей”, 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разорачивается на фоне обычного повседневного пейзажа.

В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Эдгар Дега знакомится с Эдуардом Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. Э. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (“Мисс Лала в цирке Фернандо”, 1879, Национальная галерея, Лондон).

Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (“Оркестр Оперы”, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; “Две танцовщицы на сцене”, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон; “Абсент”, 1876, Музей Орсэ, Париж). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет, изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (“Кафешантан в “Амбассадёр”, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион; “Певица с перчаткой”, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.

Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение Эдгар Дега смог только в 1872 г. во время пребывания в Северной Америке. Итогом этого путешествия стал “Портрет в хлопковой конторе” (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка.

Вернувшись во Францию, Э. Дега вновь оказывается в компании своих близких друзей: Эдуарда Мане, Огюста Ренуара и Камиля Писсарро, но, будучи человеком замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а не за бесконечными спорами о судьбах искусства. Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Эдгар Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин.

Дега с головой уходит в работу, посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.

Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (“Танцевальный класс”, 1873-1875; “Танцовщица на сцене”, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж; “Танцовщицы на репетиции”, 1879, МГИИ, Москва; “Голубые танцовщицы”, 1890, Музей Орсэ, Париж). Та же отстраненность наблюдается у Э.Дега и в изображении обнаженной натуры. При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Поэтому ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (“Чтение письма”, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго; “Гладильщицы”, Музей Орсэ, Париж). Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими.

В середине 1880-х гг. Эдгар Дега начинает использовать пастель. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (“После ванны”, 1885, частное собрание). Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г.

В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э.Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст.

Одна из излюбленных тем Э. Дега – изображение лошадей перед стартом. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований (“Скаковые лошади перед трибуной”, 1869-1872; “На скачках”, 1877-1880 – обе в Музее Орсэ, Париж; “Жокеи перед скачками”, 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем).

В личной жизни Эдгар Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 г., он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 20.07.2017 16:39 Просмотров: 1267

Любимыми сюжетами Э. Дега были скачущие лошади, балерины на репетиции, прачки и гладильщицы за работой, одевающиеся или причесывающиеся женщины.
Самое известное произведение Э. Дега – «Голубые танцовщицы».

Э. Дега «Голубые танцовщицы» (1897). Бумага, пастель. 65 х 65 см. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва)
Тема танца – любимая тема художника, она неоднократно повторялась в его рисунках, масляной живописи и пастели. Но по красоте цветовой гармонии и композиции эта работа признана лучшей в этой тематике.
«Голубые танцовщицы» созданы им в поздний период творчества, когда зрение художника сильно ослабло, и он начал работать большими цветовыми пятнами.

Особенности творчества Эдгара Дега

Общим для всех импрессионистов, в том числе и для Дега, был интерес к сюжетам современной жизни и стремление запечатлеть её на полотне новым, необычным способом. А вот пейзаж , занимавший центральное место в творчестве импрессионистов , мало интересовал Дега, и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, как Клод Моне . Но трепещущие и светящиеся краски на полотнах этого художника напрямую сближают его с импрессионистами.

Э. Дега «Две отдыхающие танцовщицы» (Голубые танцовщицы) (1905-1910). Музей Орсе (Париж)
Полотна Эдгара Дега часто наполнены особым драматизмом образов, этот драматизм ему удаётся передать благодаря необычной композиции, смелому движению линий, сдвинутым фигурам. Иногда его картины напоминают фотографию, на которой часть сюжета остаётся за кадром.

Э. Дега «Абсент» (1876). Холст, масло. 92 х 68 см. Музей Орсе (Париж)
На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Действие, скорее всего, происходит ранним утром.
На соседнем с женщиной столике стоит графин с водой, для разбавления абсента. Для посетителей разложены газеты, закрепленные на деревянной планке, стаканчик со спичками. Через зеркало, которое находится позади пары, струится утренний свет.
Мужчина смотрит в сторону, а женщина безразлично глядит прямо перед собой. Люди вместе, но они одиноки и разобщены.
Дар наблюдения, точность и зоркость взгляда у Э. Дега были его отличительными чертами. Он легко и точно улавливал жесты, позы, характерные движения, а затем передавал их на своих полотнах с необыкновенной правдивостью.
Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, делал множество набросков и этюдов. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Он не любил экспромта, его полотна всегда завершены и продуманны.
Если в начале профессионального пути Дега писал в традиционной манере маслом по холсту, то в зрелые годы он много экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Часто он рисовал не на полотне, а на картоне, использовал разную технику в рамках одной картины. Дега «без устали искал новую технику».
Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Как и многие его современники, он испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым в дальнейшем прибегал и сам. Дега выработал свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего мира, он упорно изучал человеческое тело.

Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Музей Орсе (Париж)
«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Его произведения ничего не воспевают. В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, – никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе. Мне нравится эта суровость».
В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега.

Из биографии художника

Иле́р-Жерме́н-Эдга́р де Га , или Эдга́р Дега́ , родился в 1834 г. в Париже в семье управляющего французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что стало для него серьёзнейшим ударом. Позже Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее «аристократическую» Дега.

Э. Дега «Юные спартанцы» (1861)
Но уже в начале 1860-х годов Дега вновь заинтересовался сценами из современной жизни, и в первую очередь скачками.

Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Музей Орсе (Париж)
В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане , дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Но он принимал не все техники этого направления, например, не любил работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Кроме того, точность его изображений была совершенно нетипичной для импрессионизма.
Сближало его с импрессионистами то, что он всё-таки умел уловить движение. Они – через подвижный и трепетный мир, через постоянный круговорот природы, а Дега – через движение человека.

Э. Дега «Мытьё» (1886). Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)
После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов.
Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было.
К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Выставлял свои картины лишь в немногих избранных публичных местах, это вызывало интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа.
К 1882 г. у него начинает резко ухудшаться зрение, он чаще начал обращаться к пастельной технике и к скульптуре.
Почти за 10 лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Он жил один. Скончался Эдгар Дега 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.
«Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега).

Э. Дега «Звезда балета» (Прима-балерина) (1876-1878). Музей Орсе (Париж)

Которую всегда читаю с удовольствием.

Мир балета Эдгара Дега

Розовые, желтые, голубые, зеленые... в такой цветовой гамме видел балерин знаменитый французский художник Эдгар-Жермен-Илер Де Га (Edgar Degas) или просто Эдгар Дега. Однако он крайне редко изображал бвлерин, танцующих на сцене, его мир был за кулисами, в танцкласса и на балетных репетициях. Дега можно назвать летописцем танца, летописцем того, каким трудом создается то, что потом так восхищает нас на сцене театра...

Дега для многих представляется каким-то до маниачества дошедшим специалистом балета. Значительная доля его творения действительно посвящена служительницам Терпсихоры — как тем классам, в которых они получают специальное и весьма трудное воспитание, так и тем спектаклям, в которых они, одетые в совершенно отличные от всего на свете костюмы, должны изображать какие-то эфирные существа... Не только никакого памфлета на женщину в “балетомании” Дега и в его “подсматривании” женщины за ее туалетом — нет, но, напротив того, оба цикла картин являются на самом деле прославлением прелести женщины, и прославлением таким знатоком ее, равного которому не найти на пространстве веков. Сравнить эти “гимны женщине” Дега можно только с некоторыми фресками египтян, с рисунками на греческих вазах или с японскими эстампами.

А.Н. Бенуа "Выставка Дега"

Эдгар Дега Балерины в розовом

Эдгар Дега рисовал танцовщиц и балерин почти всю свою жизнь, поэтому до сих пор на аукционах живописи продолжают появляться его неизвестные работы, которые пользуются неизменным спросом. В России работы Дега можно увидеть в Музее изящных искусств имени Пушкина и в Эрмитаже. Очень интересный художник и до конца еще неразгаданный...

Художник Эдгар Дега

Краткая биографическая справка. Эдгар Дега родился 19 июня 1834 года в Париже, в дворянской семье. После окончания общеобразовательной школы занялся изучением юриспруденции, но знакомство с художником Энгром внесло коррективы в его планы и он решил стать живописцем. Дега поступает на обучение в Школу изящных искусств, где изучает манеру письма классиков живописи и в течение ряда лет умело копирует в музеях Парижа, а затем Италии картины Пуссена, Энгра, Тициана, Гольбейна и других. Походят годы и Дега становится мастером, открывает в Париже свою мастерскую и живо интересуется современной жизнью. Эту жизнь он отображает на своих картинах, рисуя скачки, людей в кафе, театре и на улицах. В 60-х годах в его жизнь входит модный тогда импрессионизм, он знакомится с Э.Мане, в 1866 году Дега становится постоянным посетителем кафе Гербуа, где собирались молодые художники, во главе с Мане. Однако Дега не совсем импрессионист: он почти не писал пейзажей и свои работы выполнял у себя в мастерской, так что цвет, возхдух и краски импрессионистов мало его интересовали. Театр появляется в жизни Дега 1867 году, когда он сближается с музыкантом Дезире Диго, а затем знакомится с рядом других артистов Оперы. Наблюдения, сделанные им на спектаклях, репетициях, в артистических уборных, фойе, легли в основу многих картин и зарисовок. Дега великолепно знал балетные все "па" - он изучал их очень старательно, зарисовывал и потом делал уже свои более серьезные картины. В конце жизни художник ослеп, но тему танца и балета продолжил уже в скульптуре...

Эдгар Дега В репетиционном зале 1878

Эдгар Дега Репетиция 1873

Эдгар Дега В балетном классе

Эдгар Дега Танцевальный класс 1875

Эдгар Дега Балетная школа 1879

Эдгар Дега Танцовщицы 1878

Эдгар Дега Танцевальная школа 1879

Эдгар Дега Отдых после репетиции

Вот какое интересное замечание-наблюдение есть у искусствоведа и историка живописи Александра Николаевича Бенуа относительно Эдгара Дега и его творчества: "У Дега была масса всяких совершенно необъяснимых “отвращений”. К самым странным принадлежало отвращение к собакам, к кошкам, к цветам, к духам, а в политическом плане... к дрейфусарам. Нелюдимость его была такова, что он преувеличивал на словах свое плохое зрение, только чтобы не узнавать знакомых на улице или даже при встречах в обществе. Бесчисленны анекдоты об его выходках, иногда очень невежливых, посредством которых он спугивал людей и ограждал свое жилище от всякого рода importuns — этого истинного бича всех знаменитостей. Он смеялся над пленеристами и утверждал, что художник не нуждается в работе на открытом воздухе. Все это вместе взятое озадачивает, и естественно, что репутация Дега как суховатого и черствого чудака упрочилась чрезвычайно. Однако под всеми этими странностями (за исключением разве только антидрейфусарства) имеется одно основание, — и это основание есть неистовая страсть к работе, желание себя оградить от всяких помех, от всякого рассеяния, желание сосредоточиться в предельной степени. К тому же можно найти и в творчестве и в биографии художника тысячи примеров, опровергающих те сведения, из которых создалась “легенда о злом Дега”. (А.Н. Бенуа "Выставка Дега")

Эдгар Дега Балерина

Эдгар Дега Две танцовщицы в туалетной комнате 1880

Эдгар Дега Перед занятиями

Эдгар Дега Балерина в зеленом


Эдгар Дега Танцовщица 1880

Эдгар Дега Балерина

Эдгар Дега Балерина с веером

Пастель, уголь у Дега “живут” и подчиняются таким извилинам воли, таким прихотям вкуса (чудесной прихотью наполнено все искусство Дега) какие не смогут определить и самые хитроумные анализы. Разглядывать рисунки Дега — это одно из величайших наслаждений, это одно из самых чудесных приобщений к красоте.

А.Н. Бенуа "Эдгар Дега"

Эдгар Дега Балерины в танце

Эдгар Дега Балерины в голубом

Эдгар Дега Юная танцовщица

Эдгар Дега Балерина

Эдгар Дега У станка

Эдгар Дега Балерина и дама с веером 1885

Эдгар Дега Танцовщицы 1880

Эдгар Дега Танцовщицы в розовом - балетная сцена 1879

Эдгар Дега Танцовщица с букетом 1880

Эдгар Дега Танцовщица на сцене

Эдгар Дега Арабески 1877

Эдгар Дега Греческие танцы 1890

Эдгар Дега Музыканты оркестра

Эдгар Дега Сидящая танцовщица

Эдгар Дега Танцовщица в зеленом 1879

Эдгар Дега Балет и оркестр

Эдгар Дега Танцоры и маски 1879

Эдгар Дега Балерины в зеленом

В шестидесятые годы XIX века во Франции зародилось художественное направление, представители которого через свои мимолётные впечатления от окружающего мира стремились добиться более естественного и живого его изображения. Оно получило название импрессионизм от французского слова impression ― впечатление. Одним из ярких представителей этого направления стал художник произведения которого открыли новую страницу в мировой живописи.

Детское увлечение рисованием

Родился будущий художник в 1834 году в Париже в богатой семье, имевшей аристократические корни. Его фамилия пишется ― де Га (частица «де» свидетельствует о дворянском происхождении), но в старшем возрасте Эдгар под влиянием переполнявших его социальных идей поменял её на более демократичную ― Дега.

Страсть к рисованию, а впоследствии к живописи, проявилась у него в раннем возрасте, но отец ― управляющий и совладелец одного из крупных парижских банков - не разделяя увлечений сына, пророчил ему будущее юриста. Однако, материальная обеспеченность позволяла молодому человеку не заботится о и посвящать всё свое время любимому занятию. Так появились его ранние произведения. Эдгар Дега, по мнению исследователей, уже в тот период проявлял задатки будущего перфекциониста, многократно переписывая свои картины и стремясь довести их до совершенства.

Увлечение творчеством Энгра, и начало учёбы

Биографы отмечают, что среди признанных мастеров кисти наибольшее влияние на Дега оказал Жан Огюст Энгр, перед творчеством которого он всю жизнь преклонялся, которое наложило заметный отпечаток на его собственные произведения. Эдгар Дега в возрасте двадцати лет приступил к занятиям живописью в мастерской одного из учеников своего кумира ― Луи Ламота, ныне забытого, а в те годы пользовавшегося широкой известностью.

Живя в Париже, Эдгар проводит много времени в залах Лувра, где, копируя полотна старых мастеров, пытается постичь секреты их творчества. Имея материальную возможность путешествовать, он также посещает лучшие музеи Италии, где знакомится с шедеврами живописи гениев Итальянского Возрождения ― Джотто, Гирландайо, Беллини, Мантенья и других художников, ставших символами величайшей эпохи в изобразительном искусстве.

Первые самостоятельные шаги

Возвратившись в Париж, Дега становится владельцем собственной мастерской, в которой работает главным образом над созданием портретов и полотен на историческую тему. Ещё во Флоренции им было создано много полотен, на которых молодой художник запечатлел своих итальянских родственников, чьим гостеприимством пользовался в течение нескольких месяцев. Эти работы стали свидетельством рождения нового мастера-портретиста.

Однако в начале шестидесятых годов основное внимание в своём творчестве Дега уделяет историческим полотнам, с помощью которых надеется добиться славы и признания. Он пишет ряд картин на античные и средневековые сюжеты, но они не имеют успеха. Это становятся поводом для разговоров о несостоятельности художника в данном жанре.

Пожалуй, единственной по настоящему зрелой картиной, созданной Дега на рубеже шестидесятых годов, можно считать портрет его флорентийских родственников ― семьи Беллели, начатый им ещё в Италии, а законченный по возвращении из поездки. Это большое по размерам полотно, на котором фигуры изображены в полный рост, вобрало в себя как элементы классической школы живописи, так и многие реалистически представленные черты персонажей, выполненные в новой по тем временам художественной манере.

Знакомство с импрессионистами

Поистине переломным в творчестве художника стал 1861 год, когда он знакомится с одним из основоположников зарождавшегося в то время импрессионизма Благодаря ему Дега вошёл в круг живописцев, посвятивших себя этому новому течению в искусстве. Но несмотря на общие позиции, среди которых важное место занимало неприятие официального академического искусства с его вымученными и безжизненными сюжетами, с новыми знакомыми у Дега обнаружились и определённые расхождения.

В отличии от многих импрессионистов, он не любил работать на пленэре ― открытом воздухе, считая, что это рассеивает внимание. Художник отдавал предпочтение студии, где обстановка позволяла более продуманно и осознанно подойти к созданию картины. Сюжеты его произведений в основном связаны с миром оперы, театра и кафешантанов.

Другим, более значимым отличием творчества Дега от работ его новых друзей, было стремление к созданию произведений социальной направленности, без прикрас изображавших окружающую его жизнь. Отмечено, что если импрессионисты уделяли основное внимание свету (ярким примером могут служить и Мане), то в картинах Дега внимание акцентировано на движении.

Многие ведущие искусствоведы причисляют его творчество к импрессионизму, но следует принять во внимание, что весьма условными являются сами попытки делить художников и их произведения по стилям. Эдгар Дега в данном случае лишь выражает общий порыв, свойственный искусству его времени, и делает это достаточно своеобразно и индивидуально.

Франко-прусская война и последующие годы

Вынужденный перерыв в творчестве художника был вызван начавшейся в 1870 году франко-прусской войной. Дега также, как и его собрат по искусству Мане, отправился добровольцем на фронт, где служил вначале в пехотном полку, а затем был переведён в артиллерию. Демобилизовавшись по окончании военных действий, он в 1971 году отправляется сначала в Великобританию, а затем к своим родственникам по материнской линии в Америку.

Когда через два года Дега вернулся во Францию, для него начались трудные времена. Скончался отец, оставив после себя значительные долги. Чтобы сохранить репутацию семьи, Эдгар выплачивает их, продав для этого не только собранную в их семье коллекцию картин старых мастеров, но и фамильный дом. Впервые в жизни ему пришлось зарабатывать на жизнь.

Участие в художественных выставках

Единственным выходом из создавшейся ситуации была попытка продать собственные произведения. Эдгар Дега в течение ближайших двух лет становится участником семи выставок, организованных его друзьями художниками-импрессионистами, и, так как его работы пользуются неизменным успехом у потенциальных покупателей, рассчитывается с долгами. В то же время он приобретает широкую известность, как один из самых ярких живописцев своего времени.

Произведения, посвящённые балетной теме

Работы художника можно разделить на несколько тематических направлений, одним из которых, снискавшим популярность у публики, стало изображение балетных сцен, преподносимое им с изяществом, но без лишней сентиментальности. Если работы его предшественников, на которых звёзды балета изображались в классических, но лишённых жизни позах, более всего походили на обложки журналов, то танцовщицы Дега выглядели ярко и непринуждённо, создавая ощущение живой грации. Среди наиболее известных работ этого цикла ― «Танцевальный класс» (1873 г.), «Танцовщица на сцене» (1879 г.), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г.) и «Голубые танцовщицы» (1890 г.).

Сцены из жизни кафешантанов

Другой темой, на которую писал свои произведения Эдгар Дега, была жизнь парижских кафешантанов. Излюбленным местом, где он находил сюжеты для своих картин, был парк Монсо, через десятилетие после Дега воспетый в творчестве Тулуз-Лотрека. Нарочитая демократичность кафешантанной жизни, граничащая порой с вульгарностью, притягивала художника.

Известно, что Дега не отдавал предпочтения каким-то определённым заведениям. Он одинаково охотно посещал и перворазрядные кафе на и весьма сомнительные кабаки Бельвиля. Здесь им были созданы необычайно выразительные сцены, казалось, выхваченные из самой жизни. Этот раздел творчества наиболее известен картинами «Концерт в кафе» (1877 г.), «Певица с перчаткой» (1878 г.) а также «Певица на сцене» (1877 г.).

Иные художественные произведения

Эдгар Дега, живопись которого принесла ему заслуженную известность, много работал и в достаточно специфическом жанре, используя пастель ― спрессованную в виде мелков смесь красящего пигмента с добавлением клейкого вещества. Эта техника, не представлявшая особой сложности, позволяла достичь яркости и свежести тонов. Ей пользовались в то время многие художники-импрессионисты.

Своеобразные «мерцающие» штрихи в сочетании с сочными насыщенными тонами позволяли Дега создать в своих работах неповторимую красочную атмосферу. Среди наиболее известных работ, выполненных в этой технике, можно назвать картину «Голубые танцовщицы», хранящуюся в Московском

Многообразие творчества Дега

Когда речь идёт о большом и разностороннем мастере, то порой бывает трудно разграничить все его произведения по жанрам. Эдгар Дега, относящейся именно к этой категории художников, оставил богатое наследие в самых различных областях изобразительного искусства. Кроме картин, выполненных маслом и пастелью, большую известность получили его гравюры и рисунки. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Работая с глиной и гипсом, он руководствовался в значительной степени осязанием ― руки заменяли ему глаза.

Закат жизни художника

Так и не устроивший свою личную жизнь, Эдгар Дега провел последние годы в одиночестве. Он практически полностью ослеп, что лишило его возможности продолжать работу. К счастью, материальной нужды художник не испытывал, так как слава и известность позволяли продавать по небывалым для тех времён ценам ранее созданные им произведения.

Эдгар Дега, биография которого описана в статье, скончался 27 сентября 1917 года. В последний путь его провожали немногие ещё оставшиеся в живых собратья по искусству, среди которых были и Жан-Луи Форрен. При погребении не произносились длинные речи ― об этом просил в последние дни жизни сам Эдгар Дега.

Произведения, список которых вошёл в золотой фонд мирового искусства

Прошли годы. С позиции времени по-новому стали восприниматься многие работы, созданные в прошлом. Эдгар Дега и его произведения стали темой исследования поколений искусствоведов. Картины художника сегодня экспонируются в лучших музеях мира и являются гордостью крупнейших частных коллекций.

Без имени Дега невозможно представить развитие французской и мировой живописи последней трети XIX и начала XX века. Сегодня в залах Лувра молодые художники копируют его полотна также, как много лет назад он трудился, воспроизводя работы старых мастеров. Для них бесценной школой являются его жизнь, отданная искусству, все произведения. Эдгар Дега по праву вошёл в число выдающихся художников мира.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения