Что такое патриотизм или зачем нам сильное государство. Сложно ли быть патриотом? Эссе что значит быть патриотом и гражданином

В последнее время в нашей стране все чаще стали говорить о патриотизме и необходимости соответствующего воспитания молодежи. Складывается впечатление, что общество накрыла очередная волна модных тем, терминов, представлений о том, какими качествами должен обладать человек. Что стоит за этими разговорами: пустое витийство или серьезные намерения? На этот и многие другие вопросы отвечает настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, председатель Совета православного военно-патриотического клуба «Патриот», главный редактор журнала «Православие и современность» и журналист, побывавший в «горячих точках», игумен Нектарий (Морозов).

Отец Нектарий, как Вы считаете, почему сейчас говорят о патриотизме?

— Если понаблюдать за тем, как соотносится реальность и лозунги, провозглашаемые через СМИ, то можно заметить, что нередко активное обсуждение чего-либо бывает связано с полным отсутствием того, о чем говорят. Сейчас ситуация такова, что у нас много говорят о патриотизме. И понятно почему: существуют проблемы во взаимоотношениях государств на мировой арене, в международной политике, есть серьезные проблемы внутри нашей страны. Вот тема патриотизма и поднимается на щит. Но если мы посмотрим, как работой, направленной на патриотическое воспитание, занимаются в российских регионах, то увидим, что средства, которые в год выделяют для этой работы, исчисляются десятками тысяч. Хотя, например, в Казани, как я слышал, на это тратят миллионы. Видимо, кто-то заинтересован в том, чтобы патриотическое воспитание больше развивалось в Казани, а не в Саратовской области. Почему? Мне ответить трудно.

Что же касается моды, то патриотизм, как сегодня принято говорить, является неким трендом. С другой стороны, те, кто реально занимается сегодня патриотическим воспитанием, могут ссылаться на заявления президента и соответствующие документы, обосновывая этим необходимость того, что они делают, и это немаловажно.

Все вообще неоднозначно. Казалось бы: готовится к принятию закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», и даже на этапе его подготовки Министерство обороны и Министерство образования и науки не могут решить, кто из них должен заниматься патриотическим воспитанием, перекладывая эту обязанность друг на друга. И в то же время в России существуют военно-патриотические клубы, в которых руководители и педагоги — энтузиасты, нашедшие время, силы и средства, чтобы вести эту работу, нередко в полном смысле этого слова, на общественных началах.

— Как Вы думаете, означает ли внезапный интерес к патриотизму, что в обществе с патриотическими чувствами дела обстоят плохо?

— Достаточно посмотреть статистику: страну покидает много людей. Если в 1990-е годы уезжали в поисках лучшей жизни или же скрывались от ответственности за совершенные преступления, то сегодня уезжают от безысходности, желания жить по закону и иметь определенные гарантии. И это страшно, ведь эмигрируют, как правило, не дети и не пенсионеры, а молодые и активные люди. Кстати, многие, когда говорят о России, все чаще называют ее либо «эта страна», либо используют другие наименования. Редко кто говорит «Россия», еще реже — «Родина» или «Отечество».

Скажите, кто должен заниматься воспитанием патриотов?

— Прежде всего власть, которой народ доверил управление государством и которая должна доверие реализовать. Но, безусловно, воспитывать и учить должны вместе с тем родители, не дожидаясь, пока их детей обучит школа, улица, компьютер, телевизор. А, в сущности, не от кого ждать патриотического воспитания, кроме как от патриотов. К ним нужно только обратиться за помощью. У нас есть герои, замечательные люди, прозябающие в безвестности после войн, в которых они участвовали. Их необходимо привлекать к работе, тем более что они сами бы этого хотели. Но пока это не происходит. Есть такая поговорка: «Слова назидают, а дела влекут». Так вот сегодня лозунги отвращают, слова раздражают, и только дела действительно привлекают людей.

Много ли делается со стороны государства для воспитания патриотов? Делается ли вообще?

— Периодически проводятся разные мероприятия, как правило, для галочки. Но если подумать, то какое отношение они имеют к патриотическому воспитанию? Чему они учат и что дают? Чтобы добиться результата, нужна планомерная работа. У детей с первого класса в сознании должно формироваться понятие Родины. Но этого нет. Если у ребенка нет определенных установленных приоритетов, то он не проявит к ним внимания и вырастет человеком с иными принципами и устремлениями.

В Советском Союзе у школьника было представление о том, что есть его страна, ее надо любить и защищать. И это было данностью, которую никому не приходило в голову оспаривать. Это считалось священным. Естественно, в здоровом обществе здоровое отношение к патриотизму, а в больном — соответствующее. Сегодня есть другая данность: ты заработал и купил? Значит, ты успешен. В противном случае ты пустое место. Вот идеология современного российского общества. Мы за многое ругаем американцев, но у них патриотизм стоит на первом месте. У них существуют разные формы патриотического воспитания, которые хоть и кажутся смешными, глупыми, искусственными, но работают. У них есть гордость за свою страну и любовь к ней, может быть, имеющая прагматический, утилитарный, корыстный характер, но она есть.

Что же происходит у нас? Вот такой пример: люди, вернувшиеся домой после боевых действий в Чечне. Им приходилось убивать, у них на глазах гибли товарищи, они получили тяжелые ранения, а вокруг общество, которое их совершенно не понимает. Никто не позаботился о них и не собирается. А это самое настоящее преступление. Поэтому с патриотизмом у нас действительно плохо. Но не безнадежно. Русский народ сам по себе народ-патриот, обладающий потрясающей способностью к восстановлению после пережитых потрясений. Мы пока не дошли до точки невозврата, хотя нас к ней старательно ведут.

Вы упомянули о понятии Родины. Как Вы считаете, а что для нас Родина, ведь она, ее лицо постоянно меняется?

— Лицо человека с возрастом тоже меняется: дряхлеет, появляются морщины. Иногда человек в старости не очень похож на себя в молодости или детстве. Но душа-то остается одна и та же. Когда мы говорим о Родине, то нужно иметь в виду не лицо и прочие внешние признаки, а душу, присущую ей. Для того чтобы эту душу узнать, нужно вдумчиво и внимательно изучить нашу историю, складывающуюся из судеб конкретных людей, и понять, что время, в которое мы живем, тоже является ее частью. У каждого из нас в истории есть определенное место. А ответ на вопрос, что для нас Родина, какая она и какой будет, можно найти только в самом себе.

Но все-таки, что же нам нужно любить?

— Когда человек любит, он сам определяет, кто для него тот, кого он любит. Вот молодой человек любит девушку и видит в ней что-то такое, чего не замечают окружающие, потому что смотрит на нее глазами любви. То же самое происходит, когда человек смотрит на свою страну. Нельзя рассказать, что такое его страна, если он этого не поймет своим сердцем. Что такое его страна? В советские времена говорили: «Одна шестая часть суши». Но, кроме того, это история, славные воинские победы и горькие поражения, история Русской Православной Церкви, искусство, литература. Чем больше человек узнает о своей стране, тем ближе он подходит к тому, чтобы стать ее патриотом. Потому что быть патриотом, ничего не зная, как-то странно.

А зачем нужно быть патриотом? И нужно ли вообще?

— Сам вопрос противоречит сущности патриотизма, которая заключается в бескорыстной любви к стране. А зачем нужно любить? Если почитать, что говорит о любви апостол Павел, то любить нужно для того, чтобы отдавать, жертвовать, прощать, ничего не требовать и сохранять любовь, невзирая, на то, что происходит в ответ. Получается, что любить и быть патриотом невыгодно, так как от человека требуется готовность отдать за Родину жизнь, притом, что она может о нем не позаботиться. С другой стороны, человек не любящий — человек неполноценный, ведь жертвенная любовь — нечто для нашей природы естественное. Поэтому быть патриотом нужно для того, чтобы быть настоящим человеком. А зачем быть настоящим человеком? Чтобы по-другому думать, чувствовать и переживать жизнь, отпущенную Богом. Как много живет людей, у которых, казалось бы, есть все, кроме счастья: они не способны радоваться, любить, дарить и принимать тепло, так как для него места в сердце нет.

Сложно ли в наше время быть патриотом, соответственно, настоящим человеком?

— А патриотом во все времена быть сложно. Например, римский герой Гай Муций Сцевола, отказавшись предать свой народ и государство и показав, что ему не страшны пытки, сжег собственную руку на глазах у врагов. Патриот — человек, который всегда должен быть готов чем-то пожертвовать, а это очень трудно. Но есть жертвы, которые обедняют, а есть те, которые нас обогащают.

Может ли вера, в частности Православие, воспитать патриотов?

— Верующий человек по определению должен быть патриотом. Сейчас внутри Православия развивается такое направление, как уранополитизм. На мой взгляд, это ложная идеология, главная идея которой заключается в том, что поскольку нашим отечеством является Отечество Небесное, мы не должны концентрироваться на любви к Отечеству земному. Но Господь дал человеку родиться в какой-то семье. И не всегда это идеальная или просто хорошая семья. Но тем не менее нам дана заповедь о почитании родителей. Эта заповедь также подразумевает почитание той страны, в которой человек родился. Мы называем страну Отечеством или Родиной, потому что здесь мы родились, здесь мы имеем родственную связь с нашей историей и народом. Если человек не любит родителей, то у меня большие сомнения, что он верующий человек. Соответственно, если верующий не любит свое Отечество, то, наверное, в его христианском самосознании и мировосприятии есть большой изъян. Вера учит человека быть патриотом. И верующий должен быть готов полагать жизнь за други своя, то есть не только за семью, друзей, но и за страну, за всю общность людей, в которою Господь привел его жить.

Как Вы думаете, что станет с государством, в котором нет патриотов?

— Гитлер хотел превратить многие страны в территории, где можно было бы заниматься сельским хозяйством, добывать полезные ископаемые и организовать какое-нибудь производство. Когда в государстве отсутствует такое понятие, как патриотизм, то оно и становится такой территорией.

Беседовала Дарья Хохлова

Дойникова Валерия

Быть патриотом- значит работать на свою страну, на свой народ в их интересах, уважительно и бережно относится к истории и своему прошлому.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. А нам есть чем гордиться! Вспомним подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение: «Что значит быть патриотом»?

Берег твой океан штурмовал,

Нас на прочность Урал проверял,

Но своим многоцветным полярным сиянием,

Всю Россию Ямал освещал.

Мы тебя не сдадим никогда,

Здесь родные для нас города,

Самым главным богатством великой России

Оставайся, Ямал, навсегда!

Движение времени постоянно. Одно поколение сменяет другое. Россия переживает множество событий. Сегодня в погоне за материальными благами люди забывают о патриотизме, любви к Родине, о возрождении нашего общества..

Быть патриотом- значит работать на свою страну, на свой народ в их интересах, уважительно и бережно относится к истории и своему прошлому.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. А нам есть чем гордиться! Вспомним подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг!

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Вошли в жизнь мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, ничего не знаю".

Психологическое и духовное состояние россиян сегодня – это постоянная тревога о перспективах собственной жизни и жизни своих близких. Острейшие проблемы, которые не дают свободно вздохнуть ни отдельному человеку, ни средней российской семье, ни региону, ни стране в целом. Россияне не чувствуют себя хозяевами в своей стране, становятся в ней чужими: и в больших городах, и в забытых богом и властью деревнях.

Нужно, чтобы граждане России могли жить в своей стране, учиться в своей стране, работать в своей стране, защищать свою страну и гордиться своей страной.

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен.

Патриотизм – высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ, желание делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Патриотизм- сокровенное чувство, не обязательно заметное окружающим, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники

Патриотизм - чувство индивидуальное , у каждого оно проявляется по-разному, и каждый понимает его по-разному, но всех объединяет одно сохранение и укрепление своей родины. В наше время само слово «патриот» порой приходится слышать с издевкой, с иронией, что само по себе громче всех транспарантов, призывающих к патриотизму. Или человек, называя свои недостатки либо достоинства, чаще всего может услышать о том, какой он честный, умный, но немногие характеризуют себя, называя себя «патриотом»..........

Я бы хотела добавить, честно, раньше я даже не задумывалась о том, патриот ли я? Оказалось, нужно выяснить только одно: что для тебя Родина и вызывает ли она в сердце трепет?

Россия, Русь - моя великая Родина!

Есть такая песня, которая называется « С чего начинается родина…». Так вот, моя Родина начинается с Ямала, с родного города, где живут мои самые близкие люди.

Тут на дню пять погод: сеет, веет, поливает, посыпает. Приползет туча – накроет тундру холодная тень. За ней вторая – опрыснет частым дождем. Третья – пробарабанит крупой ледяной. Четвертая – снегом засыпает. Хорошо, если пятая мимо пройдет – тогда опять солнышко и тепло.

Красива тундра!!!

Ярче всего она летом. На лужах пестрые птицы: белые, черные, рыжие.

На кочках яркие цветы: синие, красные, желтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится темной, а все огромное небо над ней – золотым. Бесконечная тишина. И время остановилось.

На Севере живут мужественные, смелые люди. Суровая природа требует, чтобы человек был смелым, решительным, сильным. На Севере люди разводят оленей. Олень – очень полезное животное. Он заменяет человеку лошадь и машину, он дает ему мясо и теплую шерсть. Оленеводы пасут стадо оленей далеко в тундре, там животные находят свою любимую пищу – мох ягель.

На Ямале живут люди, которые заняты на добыче газа, – газодобытчики. Они добывают для страны газ, который необходим людям.

А тундра наша хороша.
Кусты темнеют мехом рысьим,
Снежинки кружат не спеша,
Блестят на солнце словно бисер.

В природе все рационально и прекрасно, надо только научиться видеть эту красоту, уметь беречь ее, сохранять для будущих поколений. Природа великолепна сама по себе, и в то же время сколько она несет даров людям! Общение с природой приносит необыкновенную духовную силу. Не случайно святые люди уходили в глухие места общаться лишь с Богом и природой.

Раньше я не понимала слова Родина. Когда моя мама говорила: «Были бы крылья, улетела бы на Родину»,- я ее не понимала. Но вот три года назад мы ездили в гости в ее родной город. И я увидела, как мама радуется каждому кустику, каждому дереву, знает все тропинки в лесу, потому что она здесь родилась, здесь прошло ее детство. Я радовалась за маму. Я поняла, что такое Родина!

Я горжусь, что живу в России, среди этих лесов и полей, мне хочется, чтобы будущие поколения получили от нас ту же красоту родной природы!

Для этого надо бесконечно любить свою землю, бережно относиться к ней, преумножая ее богатства.

Все мы должны стать лучше, чище, добрее.

Хватит ненавидеть и обвинять Россию за то, что она не может дать своим гражданам того, что могут дать другие государства. Не может жизнь целого народа и каждого человека заключаться только в поиске удовольствий. Нас окружают много бездомных, голодных, безработных, немощных людей.

Да, мы должны стать терпимее друг к другу, прощать вольные и невольные ошибки. И тогда люди поверят в самое доброе, будут счастливы! Ну, а счастье – это когда вы здоровы и здравствуют ваши близкие, когда ваша семья живет в достатке, когда вы уверены в будущем, когда вы любите и любимы. Для российских граждан эти ценности всегда были и остаются!

Цели занятия:

  1. Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории;
  2. Умение ориентироваться в обще­ственной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки;

Задачи:

Образовательные :

Развивающие:

  • развивать умения работы с различной литературой;
  • умения использовать личный опыт, принимать мнения другого;
  • продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.

Подготовительная часть мероприятия.

Проведение анкеты, обработка данных. Приложение№1

Класс делится на группы и получает задание (Приложение №2 (презентация), видеосюжет, оформление зала, приглашение гостей).

Проведение мероприятия

Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыщу.
Н. Коган

Именно этими словами Николая Когана я хотела бы начать наш разговор: « Что значит быть патриотом сегодня?»

Ученик : заглянём в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Учитель: попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этому понятию. Поэтому я сегодня приглашаю вас к свободному микрофону.

Примерные ответы учащихся

Ученик 1. «Патриот - это человек, который любит свою родину, готов её защищать, но вовсе не обязательно с оружием в руках. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили - это важно, и особенно сегодня»

Ученик 2 . «Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Это - настоящий патриотизм».

Ученик 3. «Быть патриотом в наше время очень сложно, вокруг много соблазна - погоня за деньгами, приводящая к побегу из России. Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами”

Ученик 4. «К сожалению, иногда патриотизм трактуется неправильно. На экране мы видим группы «скинов», которые с твердой уверенностью в своей правоте, забивают до смерти ни в чем не повинных людей другой национальности. «Россия для русских!», «Очистим Россию от черных!» - кричат они… Замечательно, конечно, что в людях есть стремление к тому, чтобы больший процент жителей страны были русские… Но это не значит, что надо истреблять других! Существует море способов… Насилие - худший из них… Знаете, ложь всегда режет слух… Поэтому мне гнусно и яростно, что они прикрываются при этом словом «патриот».

Ученик 5. «Наверное, мало кто из нас задавал себе этот вопрос. А почему? Видимо, мы настолько заняты повседневными заботами и проблемами, что не до того. Что сейчас является главным для наших родителей? Дать нам, детям, хорошее образование. А дети сходят с ума по американским фильмам и гордо заявляют: " Мы не патриоты" И не все родители испугаются, услышав эту фразу. А может быть, нечего пугаться? Еще неизвестно, что хотел сказать этим подросток. "Я не люблю свою страну" или "Я хочу жить в богатой и процветающей стране". И все же можно с уверенностью сказать, что русские люди - патриоты. Не напоказ, нет»

Ученик 6. «Первое, что приходит в голову, когда заговаривают о патриотизме - Америка. Вот уж кто громко заявляет всему миру, что они патриоты, так это американцы. Патриотизм стал визитной карточкой США. Американцы снимают фильмы на патриотические темы, пишут об этом в прессе»

Ученик 7. «Я с такими выводами не согласен «по-моему, это ненормальный или патологический патриотизм. Бомбардировки Ирака из-за, находящегося якобы там оружия массового поражения и Югославии из-за вообще просто так - президент не понравился - это же всё последствия их "патриотизма". Их "патриотизм" не имеет ничего общего с настоящим Патриотизмом, поэтому считаю нам нечему учиться у американцев.

Ученик 6. «Искать недостатки надо не в других - в себе. Надо не критиковать и ненавидеть чужое, а делать лучше свое собственное»

Ученик 8 «Настоящий патриот, на мой взгляд, должен хотя бы знать историю своей страны. Как можно любить свою Родину, не зная о ней ничего?!! Можно ли считать людей, которые якобы борются за чистоту славянской расы, историю этой самой расы не знают, на их лицах написаны: агрессия и желание драться неважно с кем. Вот высказывание, которое можно прочитать на заборе "Бей жидов",- это призывает нас какой-то очередной "патриот". А, наверное, ему не приходило в голову, что знание родного языка входит в список требований, предъявляемых истинному патриоту. И настоящий патриот не будет орать на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он просто будет молча делать свое дело, тем самым реально помогая стране.

Ученик 10. «А я считаю, знание государственной символики - это тоже проявление патриотизма. Мы провели небольшое социологическое исследование в школе.

Презентация. Слайд №3 . Изучая мнение учащихся нашей школы, результаты оказались следующие:

  1. 98 % опрошенных, знают, что изображено на государственном гербе;
  2. 100% знают цвета государственного флага и их расположение;
  3. 95% могут назвали первый куплет государственного гимна;
  4. Чувства, которые испытывают, когда видят или слышат государственную символику – гордость, восхищение, симпатию
  5. К акциям по распространению ленточек (трехцветных) с национальной символикой большинство опрошенных относятся положительно.

Учитель: Разговор можно продолжать долго… Всегда найдутся свои «за» и «против», найдутся и другие трактовки проблемы. В классическом смысле слово «патриотизм» никогда не меняло своего значения.

Презентация. Слайд №4.

Ученик: Вспомним слова А.С. Пушкина:

«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Обратимся к истории своих предков: в войне против Наполеона патриоты погибали за Россию, в Великой Отечественной войне погибли миллионы патриотов… Они все были готовы на подвиг ради родной земли

Презентация. Слайд №5. (звучит колокольный звон, и ученик на фоне этого звучания говорит слова о А.Невском).

Ученик : Князь А. Невский прожил всего 43 года, он стал князем в 16 лет, в 20 – победил шведов в битве на реке Нева, а в 22 года – одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. И было прославлено его имя. А затем он своей осторожной политикой уберег Русь, дал ей окрепнуть, оправиться от разорения. Он - родоначальник возрождения России!

Ученик: моя Родина, моя Россия в тех людях, которыми она может гордиться…

Презентация. Слайд №6. Звучит музыка Чайковского, на фоне её читают слова о Н.И.Вавилове

“Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся” - эти слова принадлежат великому русскому ученому Николая Ивановичу Вавилову. Вся жизнь и труд его были подтверждением этих слов. Всемирно-известный ботаник, генетик, путешественник и исследователь, Николай Иванович в 1929г. становиться академиком СССР. Он – первый президент Всесоюзной сельскохозяйственной академии СССР. Целью его жизни была наука. Он никогда не забывал, что он гражданин своей страны, даже тогда, когда был в 1940 году арестован и обвинён в руководстве антисоветской контрреволюционной организации. Он воспринимал Родину, как - то единственное, чего не купить, ни продать, ни сменить нельзя, хотя ему предлагали лучшие лаборатории мира. В тюрьме он продолжает много работать, пишет книгу “История развития мирового земледелия”, более ста лекций по генетике. Находясь в камере смертников, Вавилов писал: “Имея большой опыт и знания в развитии растениеводства, я был бы счастлив, отдать себя полностью своей Родине”. Он умер от голода в 1943 г. в Саратовской тюрьме…

Учитель: Примеры истинного патриотизма можно продолжать…

Презентация. Слайд №7.

Мое село над небом чистым
Ты помнишь грозные бои?
Под синевой, под обелиском
Лежат защитники твои.

72 воина Советской Армии пали смертью храбрых в январе 1943, освобождая Ливенку от фашистских захватчиков. Это солдаты и офицеры 48 Гвардейской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова Криворожской стрелковой дивизии.

Презентация. Слайд №8 .

На всех фронтах Великой Отечественной войны сражалось около 2500 воинов-ливенцев. Не вернулись 613.

Ученик: О подвигах русских людей мы можем прочитать в книгах, спросить у ветеранов, или посетить музей.

Презентация. Слайд №9. Есть музей и в нашем селе. Основное направление работы нашего музея военно-патриотическое. Большая часть экспозиций связана с военными подвигами земляков и военным периодом истории села.

Презентация. Слайд №10. Из архива музея: «Перед нами фотография Иван Ивановича Понамарёва бывшего моряка Северного флота. После ранения попал в стрелковую дивизию. Не думал, не гадал, что придётся ему первым, раньше передовых частей, с радостной весточкой о близком освобождении войти в родное село. А случилось это так. В разведку пошли втроем. Командир группы Дробязко, который отлично знал немецкий язык, радиодело, устав фашистской армии. Клетчатые немецкие плащи с глубокими капюшонами скрывали от посторонних глаз солдатские ушанки и серые шинели. А и вот родное село Ливенка. Дом, в котором родился и вырос. Только не узнал его сразу матрос. Ночь темна. А издали кажется, что дом нежилой. Окна заложены мешками. Подошли поближе, постучались. Долго никто не открывал. Наконец загремели засовы, дверь отворилась. Встретили его настороженно. По голосу не узнали, а маленький каганец сделанный из патронной гильзы, освещал только небольшой кружок стола. Немецкие плащи вызвали подозрение и страх.

Отец, откликнись. Это я - твой сын Иван!

Не погиб я батя, живой, вот он - я.

Послышались шаркающие шаги, отец, щуря глаза, подошел к говорившему, провел рукой по его щеке и сказал:

Верно! Иван, родинка на месте. Но вдруг нахмурился:

Так ты что же? Немцам продался? - возвысил он голос.

Нет, батя, мы свои, советские. Задание у нас.

Ну, ежели так, значит сын!- все еще настороженно проговорил отец.

И только утром, когда по сигналу разведчиков наступающие войска овладели станцией Палатовка и освободили Ливенку, поверил отец, что сын его Иван - моряк-североморец, жив.

За свой боевой путь Иван Иванович был награжден правительством 9 медалями среди них: медаль «За боевые заслуги» и медаль «За оборону Сталинграда», а также орден Красной Звезды и орден Отечественной Войны 2 степени.

Сейчас нашего земляка нет с нами, но мы не можем забыть о его роли в освобождении села. Ведь именно благодаря умелым действиям разведгруппы советские войска выбили противника из села с наименьшими потерями. И мы не должны забывать наших земляков.

У поэта Б. Ковтуна есть такие строки:

Не хлебом единым мы сыты!
И если в душе пустота -
То будем мы также забыты,
Не будет над нами креста.

Учитель: Память, память, память… она как костры на снегу, которые святят и святятся, согревая сердца старшего поколения, и манят к себе юность, выходящую на собственные дороги.

Ученик: А кто хранит эту память, кто комплектует материал, занимается просветительной работой? Можно ли этих людей считать патриотами своей малой родины? Кто они? Чтобы разобраться в этом, мы пригласили на нашу встречу директора музея - Кононова Александра Васильевича. (Выступление директора музея Кононова А.В.)

Презентация. Слайд № 11, 12. фотографии учителей истории - основателей музея.

Ученик: Остановимся у стенда «Воины - интернационалисты». На одной из фотографий мой отец - Кириллов Сергей Фёдорович. Свой воинский долг он выполнял в Афганистане. К нему я обратился с вопросом: «Папа, как ты считаешь служба в Армии - это патриотизм. Ведь сегодня многие молодые люди, получив диплом о высшем образовании и найдя приличную работу, не хотят служить в Армии? Есть, конечно, и те, кто просто боится, что может вернуться оттуда инвалидом. Ты считаешь, они не патриоты?» - (видеоролик или возможно присутствие участника на классном часе)

Ученик: наша группа с таким же вопросом обратилась к руководителю кадетского класса Адамову Сергею Дмитриевичу. Вот его мысли:

- «По моему мнению, идеальным показателем патриотизма армейская служба не является. Под патриотизмом я понимаю деятельность человека на благо Родины вне зависимости от профессии или должности. Оттого, как эффективно он работает, зависит деятельность всего государства. Поэтому патриотизмом является полнокровная отдача деятельности человека на благо своего народа и государства. История знает подтверждение этому. Взять, например, народное ополчение в годы Великой Отечественной войны. Часть людей из его состава совсем не являлись военнослужащими, но это не мешало им проявлять невиданное мужество и героизм. Разве это не проявление патриотизма?

А работающие в тылу по 20-22 часа в сутки, дающие фронту так необходимые боеприпасы, медикаменты, обмундирование. Крестьяне, пухнувшие с голода, но поставлявшие фронту продовольствие.

Они не служили в армии, не являлись военнослужащими, но разве можно обвинить их в отсутствии патриотизма?

Поэтому, если молодой человек получил диплом о высшем образовании, работает с полной отдачей для людей, для своей страны его можно считать патриотом. Даже если он не служил в армии, язык не повернётся обвинить его в отсутствии патриотизма»

Другое дело, защита Родины. В данном случае, служба в армии действительно является главной составляющей патриотического воспитания человека. Страх же перед армией молодой человек должен побороть, а государство должно об этом позаботиться - не допуская «дедовщины». А инвалидом могут сделать и на улице или в подворотне. Так что ж, давайте теперь никуда не выходить?»

Я думаю, что в ответственный момент для своей Родины каждый гражданин должен встать на защиту своего народа и государства. Для его эффективной защиты молодой человек обязательно должен пройти военную службу. Здесь государство должно занимать жёсткую позицию. И в данном случае отказ от службы - действительно можно рассматривать как отсутствие патриотизма»

Составим ассоциативный ряд

«Патриот, кто он?»

  1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос
  2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
  3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
  4. Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
  5. Готов стать на защиту Отечества
  6. Отстаивает престиж свой страны
  7. Знает государственную символику
  8. Готов отдать своей родине все силы и способности
  9. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом
  10. Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством
  11. Знает свой родной язык
  12. Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Учитель:

Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин "Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа». Именно с такими помыслами и был создан гимн своей малой родине «Ливенский вальс» нашей землячкой Надеждой Андреевной Битюцкой (ученики исполняют песню).

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Городецкий Губернский колледж»

Разработка классного часа для обучающихся 1-2 курсов

« Что значит быть патриотом? »

Солохина Юлия Сергеевна,

преподаватель специальных

и общеобразовательных дисциплин,

куратор группы

г. Городец

201 8 год

Пояснительная записка

Данный классный час основан на применении приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), позволят достичь следующих целей: создание условий для формирования активной гражданской позиции через актуализацию знаний о патриотизме.

В ходе работы предполагается решение взаимосвязанных задач:

    Образовательная: формирование знаний о патриотизме как явлении и его проявлениях;

    Развивающая: формирование умений работать с иллюстрациями, анализировать видеоролики, сравнивать, делать выводы, а также умении использовать личный опыт, и принимать мнения другого, развивать коммуникативные качества, активно взаимодействовать при организации групповой работы, развивать навыки общения;

    Воспитательная : воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества, способствовать формированию и развитию патриотизма.

Приёмы ТРКМЧП позволяют рассматривать большие объёмы информации, делая акцент на работе с понятиями, на сопоставлении различных примеров и точек зрения, на формировании собственных оценочных суждений. Они соответствуют возрастным особенностям, посильны для освоения обучающимися различного уровня успеваемости, вызывают неподдельный интерес и высокую мотивацию в ходе изучения данной темы.

Необходимые технические средства и наглядность

Классный час с использованием описываемых материалов проводится в кабинете, оборудованном столами и стульями, необходимыми по количеству участников и расставленными для групповой работы. Педагогу понадобятся:

    видеоролики патриотической тематики;

    подготовленный на доске кластер, распечатки аналогичных кластеров для каждой группы обучающихся;

    раздаточный материал: «слова – подсказки» для составления кластера для каждой группы обучающихся;

    ПК с колонками;

    раздаточный материал для проведения рефлексии: схемы-опоры для составления отзывов - синквейнов.

Работа с данными материалами может проводиться при сочетании фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации занятия (наиболее эффективно объединять обучающихся в группы).

Ход классного часа:

    Организационный момент.

Приветствие, создание благоприятного рабочего настроя.

Вспомните поэму Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин»:

Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан,

А что такое гражданин?

Отчества достойный сын…

Как вы думаете, одинаковы ли понятие «гражданин», используемое Н.А.Некрасовым и современное понятие «патриот»? Предлагаю ответить на этот вопрос.

Сегодня на классном часе мы с вами рассматриваем очень важную тему для каждого человека и гражданина: «Что значит быть патриотом?».

II . Актуализация. Формулирование цели классного часа.

Ключевыми понятиями сегодняшнего классного часа являются «Родина», «патриотизм», «гражданская активность».

Давайте вспомним, что нам известно о нашей стране:

    Как называлось в прошлом наша страна? (Русь, Российская империя, РСФСР, СССР)

    Как называется наша страна сейчас? (Российская Федерация или Россия) это название появилось в 1991 году, оно закреплено в ныне действующей Конституции РФ, принятой в 1993 году.

    Что значит федерация? (в случае затруднения, следует сказать, что с этим понятием мы ближе познакомимся в течение урока).

    А теперь взгляните еще раз на тему нашего классного часа, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о Родине, любви к ней, преданности, о патриотизме, гражданской активности.)

III . Изложение темы классного часа.

Начнем с обсуждения, что для вас Родина ?

На доске изображается кластер, который заполняется классным руководителем по мере поступления ответов обучающихся.

(Дидактический материал № 1 ). Пример кластера:

Земля предков



Место, где человек проживает

РОДИНА

Место, где ты родился





Место, где человек чувствует себя комфортно



Эмоциональная актуализация темы происходит при помощи видеофрагмента - песня «С чего начинается Родина». Демонстрация видеофрагмента.

Согласны ли вы с поэтом? Нужно ли что - то добавить в кластер?

Наша Родина – это федерация. Под федерацией мы понимаем союз равноправных членов единого целого.

Теперь перейдем к понятию «патриот ».

Эмоциональная актуализация темы при помощи просмотра видеофрагмента (демонстрация видеофрагмента «Один чудак…»)

Последующее обсуждение вопросов:

1) Достаточно ли родится в том или ином месте, чтобы считаться патриотом? 2) Кого Вы можете назвать патриотом в настоящий момент?

Патриот - человек, который приносит пользу Родине, встает на ее защиту при необходимости. Назовите пожалуйста профессии, которые требуют героизма, мужества, терпения (военнослужащие, пожарные, шахтеры, пилоты…).

Наши предки с давних времен считали патриотизм главным из качеств человека, что находит подтверждения в поговорках, пословицах.

Народные мысли о родине и патриотизме помогают осознать всю мощь патриотического чувства и уважение к своему отечеству, народу.

Посмотрите у Вас на столах лежит материал (Дидактический материал № 2 ), прочтите, пожалуйста, обсудите в группах смысл пословиц и выразите свое мнение, согласны ли с афоризмами-пословицами, изречениями народной мудрости. (Пословицы зачитываются и комментируются)

    Берегите землю родимую, как мать любимую

    В бою за Отчизну и смерть красна

    Дома и стены помогают

    Где родился, там и пригодился

    Главное в жизни – служить Отчизне

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

    Дым Отечества светлее чужого огня

    Жить - Родине служить

    Кто за Родину горой, тот истинный герой

    Кто любит родину и народ, тот настоящий патриот

    Кто Родину любит, тому она в долгу не будет

    Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно

    Любовь к Родине сильнее смерти

    На чужой стороне Родина мила в двойне

    На чужбине и калач не в радость, а на Родине и черный хлеб в сладость

    Нет в мире краше Родины нашей

    О тех и радио вещает кто Родину защищает

    Одна мать родна и Родина одна

    Родина – мать, умей за нее постоять

    Родину головой оберегают

    Родину, как и родителей не выбирают

    Родной край – сердцу рай

    С родной земли – умри не сходи

    Смело иди в бой, Родина за тобой

    Та земля мила, где мать родила

    Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

Итак, патриот – это гражданин, проявляющий заботу о своей Родине, о ее природе, защищающий ее честь, знающий историю своей страны.

Обучающимся предлагается выполнить кластер и тем самым дать ответ на вопрос из темы классного часа: «Что значит быть патриотом?»

Работают на отдельном листе. (Дидактический материал № 3 ) При этом проигрывается видеофрагмент (Д. Майданов)

IV . Закрепление.

В.В.Путин высказался так: «Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех. У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, потому что, если так будет, каждый гражданин будет жить лучше, и достаток будет больше, и комфортнее. Это и есть национальная идея». (См видеофрагмент «Путин о патриотизме»).

Национальная идея - это верное религиозное, общественно-политическое и культурное самосознание народа, понимание его исторического предназначения. Национальная идея держится на активной гражданской позиции.

Активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.

Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

V . Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте вернемся к словам Н.А. Некрасова о «гражданине», в каком значении он использовал данное слово?

Безусловно, для Некрасова понятие «гражданин» отождествляется с современным понятием «патриот».

Продолжите фразу: «Я хочу быть патриотом, потому что…»

Давайте составим синкейн:

Существительное – понятие тема(Например, гражданин, патриот…)

Два прилагательных…

Три глагола….

Предложение, выражающее основную мысль…

Существительное (синоним раскрываемого понятия, отражающее вывод)

Примеры синквейнов, написанных обучающимися по данной теме:

Подводится итог разговора - быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь к Родине не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!

Патриотизм, как правило, определяют как любовь к своей стране и такая любовь кажется достойной и правильной большинству людей. Но в чем смыл клятвы верности куску цветной ткани или географической области? Что, если для лесоруба из штата Мэн такие же лесорубы, живущие в часе езды от него в Канаде, гораздо ближе и понятнее ему, чем серферы из Калифорнии, и ему плевать на линию, нарисованную на карте двести лет назад?

2.

Люди часто сплачиваются вокруг флагов, но не все считают, что это хорошо. Альберт Эйнштейн говорил, что он ненавидит «всю омерзительную чушь, выходящую под именем патриотизма». Лев Толстой полагал, что «вредность и иррациональность патриотизма очевидны для всех». Многие мыслители соглашались с ними. Вполне возможно, что патриотизм приносит больше вреда, чем пользы.

1. Патриотизм делает войну более вероятной.

Январский отчет Исследовательской службы Конгресса США под названием «Случаи применения Вооруженных сил Соединенных штатов за рубежом» перечисляет случаи, когда американская армия участвовала в вооруженном конфликте или готовилась к такому конфликту. С 2009 года имели место 25 таких случаев. Социологические опросы показывают, что американцы очень патриотичны (в этом они уступают только жителям Венесуэлы).

В книге «Война, её причины и связанные феномены» Мартин Неттлшип с соавторами показывают, что существует устойчивая корреляция между патриотизмом населения и вероятностью войны.

Причинно-следственная связь пока не установлена твердо, но мысль о том, что патриотизм как превознесение своей страны над другими провоцирует конфликт, кажется очень здравой.

2. Патриотизм снижает полезное участие граждан в политике.

Интересно, что те, кто проявляют любовь к стране, не делают этого традиционными средствами политического участия. Исследования показывают, что люди считающие себя «патриотами» имеют более низкий уровень осведомленности о политических событиях и реже участвуют в выборах.

Некритическая приверженность взглядам любого рода порождает невежество. Более точно об этом могли бы рассказать прицельные социологические исследования, но не стоит ждать, что работы, подвергающие сомнению ценность патриотизма, будут финансироваться правительством.

3. Патриотизм порождает неоправданную ненависть или недоверие.

Многие философы и психологи исследовали соотношение понятий «мы» и «они» в мышлении человека. Они сходятся на мысли, что патриотические чувства порождают недоверие к тем, кто не входит в одну с «патриотом» этническую или социальную группу.

Исследование, проведенное в 2013 году в Университете Техаса в Арлингтоне, нашло корреляцию между самоидентификацией себя по национальному признаку и негативным чувствам к эмигрантам из Латинской Америки. Ученые не употребляли слов «национализм» или «патриотизм», но всем и так понятно, о чем идет речь.

4. Патриотизм делает нарушение прав человека приемлемым.

Понятие «страна» может соотноситься с землей, культурой, людьми, правительством или сочетанием этих феноменом. Вся патриотическая мифология направлена на то, чтобы заставить ощутить «реальность» страны. Люди начинают думать, что «страну» можно защищать любыми способами.

Известно, что антитеррористический Patriot Act в США нарушает 6 из 10 пунктов «Билля о правах», входящего в американскую конституцию.

Проведенный в 2005 году опрос Gallup показал, что 55% американцев выступают за то, чтобы сжигание флага считалось преступлением. Но суды приняли решения, согласно которому сжигание флага является политическим заявлением, а потому охраняется первой поправкой к конституции США. Иными словами, более половины американцев готовы были нарушить закон ради своих патриотических чувств.

5. Патриотизм делает цензуру приемлемой.

В 1991 году во время военной операции в Ираке был наложен запрет на показ гробов убитых американских военнослужащих. Отменили его только в 2009. Считалось, что эта мера призвана охранять частную жизнь семей убитых, но в этом ли было дело? Первый подобный акт был принят еще в 1798 году во время подготовки войны с Францией.

Патриотизм приводит не только к цензуре, но и самоцензуре, он побуждает журналистов утрачивать свою функцию и становиться пропагандистами. А от этого еще ни одному обществу лучше не стало.

6. Патриотизм приводит к очернению других.

Ненависть и недоверие появляются в наших сердцах легче, если для этого есть плодородная почва. И, наоборот, патриотизм легче укрепляется, если мы начинаем третировать какую-либо группу людей, непохожих на нас. Немецкий патриотизм при Гитлере, например, строился на демонизации евреев.

Простой пример: картошка фри в американском McDonald"s называется French fries. Когда Франция в 2003 году отказалась от участия в военной операции против Ирака, картошка стала называться freedom fries. По всей стране начали ходить анекдоты и нелепые истории о французах. Хотя никакого вреда французы американцам не причинили - просто их президент отказался участвовать в военной авантюре.

5.

7. Патриотические чувства поощряют злодеяния.

Профессор Университета Южной Флориды Эдуард Кисси изучал случаи геноцида в Эфиопии, Камбодже и Руанде. Он установил, что народ видит патриотизм и национализм основными способами выразить лояльность государству. Когда патриот счиатет действия государства патриотическими, он готов пойти на самые ужасные вещи.

Кроме того, патриотизм заставляет молчать тех, кто при иных условиях был бы несогласен с политикой правительства. Во время Второй Мировой войны 127 тысяч американских граждан японского происхождения были интернированы в лагеря. И почти никто из других американских граждан не возражал.

8. Патриотизм обходится дорого.

Поддержание патриотизма стоит больших денег. Пилотажная эскадрилья ВМФ США Blue Angels неизменно вызывает чувство восторга у зрителей. Но ее содержание стоит 40 миллионов долларов в год.

Подобных «маркетинговых» расходов на патриотизм много в бюджетах всех стран. И, разумеется, все это происходит на деньги налогоплательщиков. Деньги, которые можно было бы тратить на медицину и образование.

9. Патриотическое мышление подменяет собой критическое.

Ричард Пол возглавляет направление исследований и профессионального развития в Центре критического мышления в Калифорнии. По его многолетним наблюдениям, патриотизм слишком часто служит оправданием для манипулирования историческими и другими фактами. Постепенно такое манипулирование становится непроизвольным, а способности трезво оценивать ситуацию у человека снижаются.

10. Патриотизм просто не нужен.

Все приведенные выше аргументы могут быть так или иначе опровергнуты патриотически настроенным читателем. Но давайте задумаемся - а что может дать нам патриотизм?

Больше свободы? Больше процветания? Вряд ли. Тогда зачем?
Люди будут защищать свои дома и свои семьи без всякого навязанного сверху «патриотизма», просто потому, что это ИХ семьи. И для этого им не понадобится идол, завернутый в звездно-полосатый (или трехцветный) флаг. А пока эта страшная минута не пришла (может быть, и не придет), давайте просто жить так, как мы умеем.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения