Она знала, как свести с ума: интересные факты о Майе Плисецкой. Интересные факты из жизни майи плисецкой Майя Плисецкая интересные факты

Родион Щедрин и Майя Плисецкая, 1965 год. Фото – РИА Новости

Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями.

Ко дню рождения артистки АиФ.ru собрал малоизвестные факты о Майе Михайловне, которые открывают ее с необычной стороны.

1.

Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии.

Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию.

Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.


Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями, 1962 год. Фото – РИА Новости

2.

Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными.

На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине:

«Вы слишком красиво одеты. Богато живете?».

Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.


Народный артист СССР Сергей Образцов, народная артистка РСФСР Фаина Раневская, артист Пол Скофилд, заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая на приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы. Фото – РИА Новости/ Борис Рябинин

3.

Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.

4.

Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой.

Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день.

Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.


Писатель Луи Арагон, Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале. Фото – РИА Новости/ Лев Носов

5.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила.

Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцеване раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.


Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома, 1971 год. Фото – РИА Новости/ Александр Макаров

6.

Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

7.

Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая готовится к спектаклю, 1969 год. Фото – РИА Новости/ Александр Макаров

8.

«По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом»,

― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже.

Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.

9.

Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.


Майя Плисецкая на лыжной прогулке, 1962 год. Фото – В. Малышев/РИА Новости

10.

«Диет не надо, надо меньше жрать»,

― говорила Плисецкая, которая даже в преклонном возрасте отличалась роскошной фигурой. Самым любимым продуктом балерины была селедка, которую она нежно величала «селедой».

11.

Для многих известных творцов Плисецкая была музой. Ее грация и красота вдохновляли Шагала, Пети, Бежара, Кардена. Последний бесплатно шил для Майи Михайловны костюмы к ее балетам «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».

Но имени маэстро долгое время не было на афише Большого театра. Министерство культуры запретило дирекции в перечислении авторов ставить фамилию иностранца.

Плисецкая очень сильно переживала ― ей в который раз было неловко за свою страну.


Майя Плисецкая в главной роли в фильме-балете «Анна Каренина», 1974 год. Фото – РИА Новости/ Мурашко

12.

Майя Михайловна не жаловала курильщиков и сама никогда в жизни не брала в рот сигарету. К алкоголю относилась с осторожностью, от бокала вина у нее начинала болеть голова.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая перед началом спектакля, 1965 год. Фото – РИА Новости/ Александр Макаров

13.

Во время гастролей, которые часто могли растянуться на несколько месяцев, Щедрин и Плисецкая постоянно писали друг другу письма и созванивались.

Когда Майя Михайловна в первый раз уехала с труппой Большого театра в Америку на 73 дня, Родион Константинович повесил над телефоном табличку из семидесяти трех чисел. Каждый день, поговорив с женой, он вычеркивал одну цифру.

Об этом Плисецкой рассказывала их домработница Катя. Эти нежные чувства пара пронесла через всю свою жизнь.



«Плисецкая — полюс магии». Сегодня великой балерине исполнилось бы 90 лет.

1) В детстве Майя была крайне подвижным ребенком. Она начала ходить уже в 8 месяцев! Все родные и друзья семьи удивлялись таким двигательным способностям девочки.

Майя Плисецкая начала ходить уже в 8 месяцев


2) Когда Майя в пятилетнем возрасте впервые пришла в театр, он невероятно поразил ее. Это был драматический театр, без танцев и музыки, но образ главной героини и атмосфера театра так сильно впечатлил ребенка, что после окончания спектакля Майя еще долгое время «разыгрывала в лицах» увиденные сцены, копировала реплики в своей речи, чем однажды вызвала шутливое негодование своего отца.

3) Майя унаследовала свою профессию от тети по материнской линии. Суламифь Мессерер была солисткой Большого театра и и удочерила девочку, когда ее судьба приняла трагический оборот. Вскоре после того, как Майе исполнилось 13, отец семьи был расстрелян, а мать отправлена в лагерь для жен изменников родины.


4) «Умирающий лебедь» — первый номер Майи Плисецкой. Номер был поставлен ее тетей. Суламифь внесла изменения в хореографию, и балерина вышла к залу спиной, а не лицом.

Первый номер Майи Плисецкой был поставлен ее тетей

5) Однажды Плисецкой довелось работать с великим педагогом того времени Агриппиной Вагановой. Именно Ваганова предложила Майе поставить «Лебединое озеро», да еще и сделать это так, чтоб «чертям тошно стало».

Майя Плисейкая исполняла роль Одилии в «Лебедином озере» 30 лет

7) Майю и Родиона Щедрина познакомил балет «Золушка». Щедрин был очарован Майей и ходил практически на все ее постановки. В 1958 году пара поженилась, а в 1960 Плисецкая стала примой Большого театра.


8) Яркий образ Майи Плисецкой, ее неповторимость, женственность и грация сводили с ума не только ее супруга. Майя стала музой, источником вдохновения для многих дизайнеров и художников по костюму.

9) Детей у Щедрина и Плисецкой не было, поскольку Майя сделала выбор в пользу карьеры. «Семей с детьми много, а Майя Плисецкая одна», — говорила балерина.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая полвека прожили в браке

10) Отсутствие детей в браке не помешала супругам быть друг другу особенно близкими людьми. Щедрин сопровождал Майю на гастроли, посвящал жене множество балетов и всегда был рядом. Родион Щедрин и Майя Плисецкая полвека прожили в браке.

К 90-летию со дня рождения Майи Плисецкой мы собрали малоизвестные факты о великой балерине.

Майя Плисецкая на лыжной прогулке. 1962 год.

1. Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.


Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями. 1962 год.

2. Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными. На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете?». Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.


На приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы. Слева направо: народный артист СССР Сергей Образцов, народная артистка РСФСР Фаина Раневская, артист Пол Скофилд, заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая.

3. Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая готовится к спектаклю. 1969 год.

4. Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.


Народные артисты СССР Николай Фадеечев и Майя Плисецкая выступают во время гастролей балета Государственного академического Большого театра СССР в США. 1962 год.

5. Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила. Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцева не раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.


Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома. 1971 год.

6. Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая перед началом спектакля. 1965 год.

7. Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая дает автограф в антракте спектакля. 1965 год.

8. «По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом», ― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже. Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.


Писатель Луи Арагон, балерина Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале.

9. Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.


Майя Плисецкая и Родион Щедрин.

10. «Диет не надо, надо меньше жрать», ― говорила Плисецкая, которая даже в преклонном возрасте отличалась роскошной фигурой. Самым любимым продуктом балерины была селедка, которую она нежно величала «селедой».


Майя Плисецкая у себя дома. 1984 год.

11. Для многих известных творцов Плисецкая была музой. Ее грация и красота вдохновляли Шагала, Пети, Бежара, Кардена. Последний бесплатно шил для Майи Михайловны костюмы к ее балетам «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Но имени маэстро долгое время не было на афише Большого театра. Министерство культуры запретило дирекции в перечислении авторов ставить фамилию иностранца. Плисецкая очень сильно переживала ― ей в который раз было неловко за свою страну.


Майя Плисецкая в главной роли в фильме-балете «Анна Каренина». 1974 год.

12. Майя Михайловна не жаловала курильщиков и сама никогда в жизни не брала в рот сигарету. К алкоголю относилась с осторожностью, от бокала вина у нее начинала болеть голова.

13. Во время гастролей, которые часто могли растянуться на несколько месяцев, Щедрин и Плисецкая постоянно писали друг другу письма и созванивались. Когда Майя Михайловна в первый раз уехала с труппой Большого театра в Америку на 73 дня, Родион Константинович повесил над телефоном табличку из семидесяти трех чисел. Каждый день, поговорив с женой, он вычеркивал одну цифру. Об этом Плисецкой рассказывала их домработница Катя. Эти нежные чувства пара пронесла через всю свою жизнь.


Майя Плисецкая и Родион Щедрин. 1965 год.

Вдали от Москвы, но в декабре приедет на презентацию своей книги и концерт, который устраивает в ее честь на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко "Фонд Мариса Лиепы". В связи с юбилеем мы решили вспомнить интересные факты из жизни легендарной балерины.

1 "Балет не был страстью моей жизни". Плисецкая унаследовала профессию своих дяди и тетки - выдающихся танцовщиков Большого Асафа и Суламифи Мессерер. Однако нельзя сказать, что выбор был предрешен: мать балерины Рахиль была звездой немого кино, тетка Елизавета играла в Театре имени Ермоловой, дядя Азарий (взявший псевдоним Азарин) был выдающимся актером Художественного театра. И, по словам Плисецкой, в детстве ей "всегда хотелось играть именно в драме. Я думаю, что к сцене вообще у меня было призвание, потому что всегда, с детства мне было интересно сделать роль".

2 "Подъем средненький и непродавленная коленка" . Про Плисецкую говорят, что в балете она опередила время лет на пятьдесят. Действительно, это чуть ли не единственная балерина прошлого, чьи пленки смотришь без скидок - на несовершенную технику записи, на изменившиеся физические данные и эстетику. Но сама балерина считает, что сегодня ее бы не приняли даже в балетную школу - "непродавленная коленка и подъем средненький".

3 В партии Чан Кайши . Выступать Плисецкая не боялась никогда. Ее первое "публичное выступление" навсегда запомнилось Рахиль Мессерер: убежавшую на улицу 3-летнюю дочь она нашла, в упоении кружащейся под репродуктором под звуки делибовского вальса из "Коппелии" в окружении уже собравшейся многочисленной толпы.

"Сценический" дебют состоялся в первом классе хореографического училища. Молодой хореограф Леонид Якобсон выбрал Плисецкую для своего номера "Конференция по разоружению". "Я была меньше всех ростом. Появлялась из-за кулис в соломенной остроконечной шляпе. Чего-то все время боялась, крутила головой по сторонам, кося глазами. Пряталась в итоге под стул. Все это должно было изображать никуда не годящегося правителя Китая генералиссимуса Чан Кайши".

4 Самый юный Лебедь . В 14 лет она впервые станцевала "Умирающего лебедя". Поставила его для нее тетка, Суламифь Мессерер, которая вспоминала: "Подвигли меня на это два соображения. Во-первых, удивительная красота Майиных рук, особая пластичность ее танцевальных данных... Во-вторых, в те годы артистке балета без портативного номера было просто не прожить. Нам приходилось выступать с концертами в сельских клубах с корявыми полами. Или в Кремле, где полы - высший сорт, но негде, да и некогда разогреться… Несмотря на исключительно выразительное лицо Майи, я поставила ей выход спиной к публике, дабы отвлечь внимание от невыигрышных стоп и сосредоточить его на Майиных руках и шее… Номер не стал бы фирменной маркой Майи, если б не был созвучен ее таланту. Естественно, танцуя "Лебедя" в течение многих десятилетий, Майя вносила в мою постановку интереснейшие изменения". Бесчисленные варианты этой миниатюры в исполнении Плисецкой на протяжении шести (!) десятилетий видели во всех концах мира. Она танцевала ее под аккомпанемент скрипки, виолончели (всем памятно выступление с Мстиславом Ростроповичем) и даже в сопровождении голоса Монтсеррат Кабалье. Плисецкая сама подсчитала, что "Лебединое озеро" станцевала ровно 800 раз, но вот количество исполненных "Лебедей" учету не поддалось: "Может, 50 тысяч, может, 100 тысяч раз", - гиперболизирует балерина. Эмоции, вкладываемые в этот образ, столь разнообразны, что она порой бисировала номер четырежды за один концерт - и ни разу в них не повторялась.

5 Гламурная икона советского балета . В то время, когда советские женщины должны были в едином порыве наряжаться в веселенький ситчик, Плисецкая поражала экстравагантностью. Она первой среди советских балерин начала привозить из зарубежных гастролей эластичные купальники для занятий и чемоданы роскошных тканей для пачек. В Париже с модными тенденциями Плисецкую знакомила Эльза Триоле. Коко Шанель, пригласив балерину в свой модный дом, предложила на выбор любой наряд из коллекции. Костюмы для нее создавали Ив Сен-Лоран и Жан Поль Готье. В Нью-Йорке в середине 1960-х ее - в бриллиантах и мехах - снимал "фотограф звезд" Ричард Аведон. В 1971 году на Авиньонском фестивале Надя Леже познакомила Плисецкую с Пьером Карденом. "Я увидел ее в "Кармен" и влюбился с первого взгляда", - признавался кутюрье. Балерина стала его музой на десятилетия, и она сохраняет ему абсолютную верность, до сих пор потрясая публику своими выходами в его невероятных платьях со шлейфами. "Это он гениален, а не я однолюбка. Карден создал мои костюмы для театра и для кино - это царские подарки!" Эти костюмы фантастической красоты сейчас находятся в Бахрушинском музее. В 1998 году Плисецкая и Карден представили в Кремле совместное шоу "Мода и танец".

6 Золотой дуэт . "Сегодня была у Лили Брик. К ним в гости пришел Жерар Филипп с женой и Жорж Садуль. Все были очень милы и приветливы. Супруги высказали сожаление, что не видели меня на сцене, но я "утешила" их, подарив свои фото с надписью (весьма плохие, хороших не было). Гостей больше не было (был еще композитор Щедрин)", - отметила в 1955 году Плисецкая вечер, который композитор провел за "Бехштейном", исполняя свою музыку. Щедрин вспоминал: "Я услышал, как Плисецкая пела музыку Прокофьева из балета "Золушка", и запись меня поразила. Прежде всего то, что у балерины оказался абсолютный слух, - все мелодии и даже подголоски она воспроизводила точно в тональности оригинала, а ведь в то время музыка Прокофьева была достаточно трудна для восприятия". Но, сначала услышав друг друга, разглядели они любовь только три года спустя после первой встречи. Ее темами стали балеты Щедрина, посвященные жене: "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой".

7 Рецепт ее молодости . Плисецкая, в отличие от большинства прима-балерин, предпочитавших опытных надежных партнеров, предпочитала выискивать молодые таланты. Среди ее постоянных партнеров были Александр Богатырев и Александр Годунов, всего несколько лет назад в Японии она станцевала с Алексеем Ратманским. Она не преподает, но вернулась в Большой, чтобы помочь Светлане Захаровой перед возобновлением "Кармен-сюиты". На премьере "Конька-горбунка" в Мариинке балерина прямо на сцене вручила бриллиантовые серьги Алине Сомовой. Увидев на одном конкурсе московскую школьницу Полину Семионову, напророчила ей мировую славу (пророчество уже сбывается), а на другом убедила девочку из богом забытого театрика "Русский балет" в том, что ее ждет международная сцена - и Людмила Коновалова танцует все премьеры Венской оперы. Плисецкая любит молодость и талант - во всех проявлениях.

8 "Открутиться от Плисецкой совершенно невозможно". В исполнении Плисецкой княгиня Бетси Тверская в фильме Зархи "Анна Каренина" по выразительности может поспорить и с балетными ролями. Однако это был не единственный киноопыт балерины. Она сыграла Дезире Арто в "Чайковском", музу Чюрлениса в "Зодиаке". А потом - предложила поставить фильм по тургеневским "Вешним водам" Анатолию Эфросу. Режиссер вспоминал: "Это была ее идея. Сыграть драматическую роль и станцевать балетную партию в одном и том же спектакле… Я по своему обыкновению решил сказать "согласен", чтобы не обидеть ее, а потом открутиться по тем или иным причинам. Я всегда соглашаюсь, чтобы потом исчезнуть, хотя это никогда не получается, а тут уж подавно, ибо открутиться от Плисецкой совершенно невозможно. Ты еще думаешь, что отвертишься, а уже идешь почему-то в балетный класс, где она репетирует. И как еще репетирует!"

На драматической сцене Плисецкую так и не увидели. Зато в Японии она сыграла в театре НО пьесу "Крылья ночи": в белых носочках и театральных сандалиях изображала фею, спустившуюся на землю.

9 Односторонняя любовь. В Мюнхене, где уже не одно десятилетие живут Плисецкая с Щедриным, эту пару легче встретить не в Опере, а на стадионе. Когда они бывают в городе, то не пропускают ни одного футбольного матча. И это, наверное, единственное место в мире, где великая балерина остается неузнанной. "Футбольные фанаты меня не знают. Я люблю футбол, но это односторонняя любовь". Плисецкая всю жизнь обожает спорт. "Это восторг. "Цивилизация" тела", - считает она. - А футболисты - современные гладиаторы: какие они фантастичные, мощные, какая у них техника!", - восхищается балерина. В советские годы она болела за ЦСКА. В альбоме Пьера Кардена, посвященном Плисецкой, есть ее фотография с Мишелем Платини. Плисецкая страстно доказывает, что спорт влияет даже на балет. И, вспоминая слова Пеле о том, что в его время такой техники не было, говорит, что и в балете в ее время такой техники, как сегодня, не было.

Что общего у селедки, спорта, «Бандита» и Майи Плисецкой – интересные факты из жизни легенды русского балета. Бесподобная танцовщица навсегда запомнилась поклонникам высокого искусства великолепным исполнением партий Одетта-Одиллия. После себя балерина оставила светлую память, массу ярких цитат и мемуары.

  1. В детстве Плисецкая мечтала быть, как мама, актрисой, но судьба распорядилась иначе . При Сталине ее родители были репрессированы (отец расстрелян), поэтому девочку на воспитание взяла тетка по материнской линии, благодаря которой Майя попала в балетную школу. Детскую мечту – сняться в кино – Плисецкая осуществила лишь в 1967 году, сыграв княгиню Тверскую в драме «Анна Каренина».
  2. Номер «Умирающий лебедь», ставший впоследствии фирменным знаком Майи Михайловны, поставила приемная мать – солистка Большого театра и балетный педагог Суламифь Мессерер. В постановке она сделала акцент на пластичность и красоту рук племянницы.

  3. Майя танцевала «лебедя» более полувека : впервые она вышла на сцену с этим номером в 42-м году в Свердловске в эвакуации, в последний раз – в 96-м в Москве на Красной площади. До Плисецкой лучшим «умирающим лебедем» считалась Анна Павлова. Теперь же современные балерины редко исполняют номер, опасаясь сравнения с великой Майей.

  4. В жизни балерина отличалась завидным постоянством . Яркое тому подтверждение – 50-летний брак, полный любви и гармонии, с композитором Родионом Щедриным. В знак верности супруги завещали после смерти соединить их прах и развеять над Россией.

  5. Плисецкая придерживалась идей «чайлдфри» , то есть добровольно отказалась от материнства в пользу карьеры.

  6. Среди поклонников Майи было много известных мужчин . Один из них – политик Роберт Кеннеди. С братом президента балерина познакомилась во время гастролей по Америке. Новый знакомый был очень галантен, дарил драгоценности и цветы. Когда же Роберт погиб в результате покушения, Плисецкая посвятила нью-йоркский концерт в Metropolitan Opera его памяти.

  7. Король фламенко и выдающийся хореограф Хоакин Кортес, пораженный тем, как Майя исполняет испанский танец, подарил ей свой талисман – туфли, в которых сам покорил весь мир .

  8. Известную балерину всю жизнь тянуло к молодым . В отличие от большинства танцовщиц она не боялась выступать в дуэте с партнерами намного моложе себя. В разные годы она танцевала с такими восходящими звездами балета, как Годунов, Богатырев, Ратманский.

  9. Подтянутая, грациозная, гибкая – Плисецкая всегда была в отличной физической форме . Когда ее спрашивали, в чем секрет стройности, она советовала: «Меньше жрать». Из рациона балерина исключала пасленовые, жирную и жареную пищу, соусы, шоколад, какао, молочные продукты, яйца, мясо. Любимое блюдо Майи Плисецкой – селедка.

  10. Слывшая модницей балерина, гастролируя за рубежом, покупала там ткани, аксессуары, обувь, одежду . В свое время наряды для Плисецкой шили Готье и Сен-Лоран, но после знакомства с Карденом она одевалась только у него.

  11. Еще одним значимым кутюрье в жизни балетной примы была Коко Шанель . Со знаменитой француженкой Майю познакомил Серж Лифарь. Коко тогда было 80, но ее энергичность впечатлила Плисецкую, впрочем, как и произнесенная Шанель фраза: «Характер – это и есть судьба».

  12. Балерина отличалась постоянством и в отношении ароматов . Десятилетиями она хранила верность духам «Бандит», созданным в 44-м парфюмером Робертом Пиге. Казалось, что дерзкий, провокационный аромат с мужскими нотками перекликается с сущностью самой Майи.

  13. Плисецкая редко снималась для модных журналов , но в 2006 сделала исключение для издания «Эль» и фотографа Беттины Реймс.

  14. Настоящей страстью и балерины и ее супруга был футбол . В советское время Плисецкая болела за ЦСКА, а после переезда в Мюнхен встретить ее на стадионе можно было чаще, чем в опере.

  15. В честь балерины бразильский художник Эдуардо Кобра создал гигантский мурал «Майя» на одном из московских домов . Красивое и радужное граффити с точными геометрическими формами и сочными цветами имеет 15 м в ширину и 12 м в высоту. Оно было посвящено 88-му дню рождению Плисецкой.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения