“Недоросль” – пьеса Д. Фонвизина. Анализ произведения, главные герои. Образ Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Госпожа Простакова является одной из главных героинь комедии "Недоросль". Она участвует во всех событиях, происходящих в пьесе. Ее обязывает к этому положение хозяйки дома, а также особенности ее характера.

Кто же эта героиня? Она – представительница дворянского сословия, живёт в деревне, в ее подчинении находятся крепостные крестьяне. Одним словом, Простакова является типичным примером жены русского помещика.

Но она сама становится хозяйкой дома, все находится под ее контролем: и хозяйственные мелочи, и даже собственный муж, не решающийся ей в чем-либо перечить.

Помещица неграмотна и необразованна, грамотность ей кажется ненужной роскошью, способной лишь испортить человека. Такие человеческие понятия, как совесть и честность чужды героине. Простакова желает выглядеть на уровне других помещиков, поэтому приглашает к своему сыну учителей, чтобы дать ему образование. Митрофан является главной отрадой матери, она жалеет своего сына, боится, что он устанет от наук. Ведь ее желание дать сыну образование больше продиктовано модой, чем интересом к наукам. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Характеристика и образ госпожи Простаковой

Больше всего Простакова заботится о своем собственном благополучии и о благополучии своего сына. Помещица готова идти на любой обман, любую подлость, чтобы сохранить свое благосостояние, и использует для этого уловки и хитрости. У этой женщины свои жизненные принципы, причем главным из них является беспринципность.

Образ госпожи Простаковой – это соединение отрицательных качеств, среди которых двуличие, злоба, тупая бесчеловечная власть, жестокость, невежество. Эти качества присущи не только Простаковой. В ее лице автор изобразил русских помещиков XVIII века, и в своей комедии «Недоросль» выставил их на осмеяние.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова является воплощением жестокости, двуличия и поразительной недальновидности. Она заботится о своём сыне, Митрофанушке, стараясь во всём ему угодить, сделать именно так, как хочет он, не заботясь о последствиях своего излишнего опекунства. Но ни о ком, кроме сына, она не заботится.

Ей плевать на прислугу и даже на собственного мужа (Гришке: «Выйди вон, скот», Простакову: «Вот каким муженьком наградил меня Господь…»).

Особенно характерным для Простаковой я считаю эпизод, в котором Митрофанушка, Простакова, Правдин и Стародум демонстрируют свои познания в математике, географии и истории. Именно в этом эпизоде госпожа Простакова выказывает своё отношение к образованности Митрофана: «да что за радость и выучиться?» Однако, Митрофанушка также не особо стремится стать образованным человеком: «Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так эта покамест существительна».

Я, конечно, согласна с тем, что в человеке главное – не образованность, а интеллект. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Характеристика госпожи Простаковой пример

Эту мысль вскользь проводит и Простакова: «Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». Она, безусловно, намекает на то, что если её сын не будет просто грамотен, а будет умным, сообразительным человеком, то он всегда будет нужен обществу. Но Митрофан считает себя господином жизни, а окружающих его людей - своими слугами. Финальная сцена хорошо подчёркивает эту черту характера Митрофанушки, а Простаковой указывает на её главную ошибку, давая читателю повод задуматься о своём отношении к себе и своим близким.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Меню статьи:

“Недоросль” – пьеса в пяти действиях, принадлежащая перу Дениса Ивановича Фонвизина. Культовое драматическое произведение XVIII века и один из наиболее ярких образцов классицизма. Оно вошло в школьную программу, неоднократно ставилось на театральных подмостках, получило экранное воплощение, а его строки разобрали на цитаты, которые сегодня живут автономно от первоисточника, став афоризмами русского языка.

Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”

Сюжет “Недоросли” хорошо знаком всем еще со школьных лет, однако мы все-таки напомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.


Действие разворачивается в деревне Простаковых. Его хозяева – госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка – живут спокойной жизнью провинциальных дворян. Также в поместье обитает сиротка Софьюшка, которую госпожа приютила у себя в доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она вольно распоряжается на правах самопровозглашенного опекуна. В скором будущем Софью планируют отдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.


Планы госпожи рушатся, когда Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого до сих пор считали погибшим. Страдум жив и здравствует и едет на свидание с племянницей, а еще он сообщает о состоянии в 10 тысяч доходу, которое передает в наследство горячо любимой родственнице. После такого известия Простакова принимается обхаживать Софью, которую до сих пор мало жаловала, ведь теперь она хочет сосватать ее за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.

К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, желающим племяннице добра. Тем более что у Софьи уже был суженый – офицер Милон, который как раз остановился со своим полком в деревне Простаковых. Стародуб знал Милона и дал молодым благословение.

В отчаянии Простакова пытается организовать похищение Софьи и насильно обвенчать ее с сыном. Однако и тут вероломная госпожа терпит фиаско – Милон спасает возлюбленную в ночь похищения.

Простакову великодушно прощают и не отдают под суд, правда, ее имение, которое уже давно вызывало подозрения, передают государственному опекуну. Все разъезжаются и даже Митрофанушка бросает маменьку, ведь он ее не любит, как в общем-то и никого на свете.

Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры

Как в любом классицистическом произведении, персонажи в “Недоросли” четко делятся на положительных и отрицательных.

Отрицательные герои:

  • госпожа Простакова – хозяйка деревни;
  • господин Простаков – муж ее;
  • Митрофанушка – сын Простаковых, недоросль;
  • Тарас Скотинин – брат Простаковых.

Положительные герои:

  • Софья – сирота, живет у Простаковых;
  • Стародум – дядя ее;
  • Милон – офицер, возлюбленный Софьи;
  • Правдин – государственный чиновник, приехавший проконтролировать дела в деревне Простаковых.

Второстепенные персонажи:

  • Цыфиркин – учитель арифметики;
  • Кутейкин – учитель, бывший семинарист;
  • Вральман – бывший кучер, выдает себя за учителя;
  • Еремевна – няня Митрофана.

Госпожа Простакова

Простакова – самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще наиболее выдающееся действующее лицо пьесы. Она хозяйка деревни Простаковых и именно госпожа, полностью подавив слабовольного супруга, устанавливает барские порядки и принимает решения.

Вместе с тем она абсолютно невежественна, лишена манер, часто груба. Простакова, как и другие члены семейства, не умеет читать и презирает науку. Образованием Митрофанушки мать занимается только потому, что так положено в новосветском обществе, но истинной ценности знаний не понимает.

Помимо невежества, Простакова отличается жестокостью, лживостью, лицемерием, завистливостью.

Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая несуразная любовь матери только портит чадо, превращая его в копию себя в мужском платье.

Господин Простаков

Фигуральный хозяин поместья Простаковых. На самом деле всем руководит его властная жена, которой он безумно боится и не смеет молвить слово. Простаков давно утратил собственное мнение и достоинство. Он даже не может сказать, хорош или плох кафтан, сшитый портным Тришкой для Митрофана, потому что боится произнести не то, что ожидает госпожа.

Митрофан

Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.

А самое жуткое, что Митрофанушка жуткий эгоист, для него ничто не имеет значения, кроме собственных интересов. В конце пьесы он легко бросает маменьку, так безответно любившую его. Даже она для него пустое место.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой. Самовлюбленный, ограниченный, невежественный, жестокий и алчный. Тарас Скотинин питает огромную страсть к свиньям, остальное мало интересует этого недалекого человека. У него нет представления о родственных связях, сердечной привязанности и любви. Расписывая, как хорошо заживется его будущей жене, Скотинин говорит лишь о том, что выделит ей лучшую светелку. В его системе координат именно в этом заключается супружеское счастье.

Софья

Положительный женский образ произведения. Очень воспитанная, добрая, кроткая и сострадательная девушка. Софья получила хорошее образование, она обладает пытливым умом и жаждой к знаниям. Даже в отравляющей атмосфере дома Простаковых девушка не уподобляется хозяевам, а продолжает вести тот образ жизни, который ей по душе – она много читает, размышляет, со всеми приветлива и вежлива.

Стародум

Дядя и опекун Софьи. Стародум – голос автора в пьесе. Его речи очень афористичны, он много рассуждает о жизни, добродетелях, уме, законе, правительстве, современном обществе, браке, любви и других насущных вопросах. Стародум невероятно мудр и благороден. Несмотря на то что он явно негативно относится к Простаковой и ей подобным, Стародум не позволяет себе опускаться до грубостей и неприкрытой критики,а что до легкого сарказма – его недалекие “родственники” распознать не могут.

Милон

Офицер, возлюбленный Софьи. Образ героя-защитника, идеального молодого мужчины, мужа. Он очень справедлив, не мирится с подлостью и ложью. Милон смел, причем, не только в бою, но и в своих речах. Он лишен тщеславия и низкомерной расчетливости. Все “женихи” Софьи говорили лишь о ее состоянии, Милон же ни разу не упомянул, что его суженая богата. Он искренне любил Софью еще до того, как у нее появилось наследство, а потому в своем выборе молодой человек руководствовался отнюдь не размером годового дохода невесты.

“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.

Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.

Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.

Рука об руку с получением знаний и навыков идет воспитание. За него по большей части отвечает госпожа Простакова. Она методично навязывает свою прогнившую мораль Митрофану, который (вот здесь он старателен!) отлично впитывает матушкины советы. Так, во время решения задачи на деление Простакова советует сыну ни с кем не делиться, а все забрать себе. Рассуждая о браке, матушка говорит лишь о достатке невесты, ни разу не упоминая о душевной привязанности и любви. Такие понятие как мужество, смелость, доблесть недорослю Митрофану не знакомы. Несмотря на то что он уже не малыш, его по-прежнему опекают во всем. Парнишка даже не может постоять за себя во время стычки с дядей, он тут же принимается звать маменьку, а с кулаками на обидчика бросается старая нянька Еремеевна.

Смысл названия: две стороны медали

У названия пьесы есть прямое и переносное значение.

Прямое значение названия
Недорослью в старину называли подростков, юношей, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу.

Переносное значение названия
Недорослью также именовали глупца, невежду, недалекого и необразованного человека, вне зависимости от его возраста. С легкой руки Фонвизина именно эта негативная коннотация и закрепилась за словом в современном русском языке.

Всякий человек перерождается из несовершеннолетнего юнца во взрослого мужчину. Это взросление, закон природы. Однако далеко не каждый превращается из темного недоросли-недоучки в образованную самодостаточную личность. Для такого преобразования нужно приложить усилия и упорство.

Место в литературе : Русская литература XVIII века → Русская драматургия XVIII века → Творчество Дениса Ивановича Фонвизина → 1782 год → Пьеса “Недоросль”.

“Недоросль” – пьеса Д. И. Фонвизина. Анализ произведения, главные герои

4.5 (90%) 2 votes

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году, в самый мрачный период царствования Екатерины Второй, когда императрица, в силу определенных политических и экономических причин, окончательно приблизила к себе дворянское сословие, когда многим помещикам было позволено буквально все. Подобная политика привела к значительному понижению моральных норм, участились случаи ужасной жестокости по отношению к крестьянам. О хозяевах, которые господствуют не по праву, и о дворян, недостойных быть дворянами, и говорит автор в своем произведении.

Для разоблачения пороков дворянского общества того времени, Фонвизин вводи целый ряд отрицательных героев, через поведение и слова которых он передает проблему. К ним относятся Митрофанушка, Скотинин, господин Простаков и госпожа Простакова. Последнюю можно выделить как наиболее яркого персонажа, наделенного огромным количеством отрицательных черт характера, и показывающего типичную помещицу-тирана того времени.

В первую очередь стоит упомянуть о детстве и родном доме Простаковой. Она выросла в семье, где было восемнадцать детей, но выжили только двое (она и ее брат Скотинин), остальные погибли по недосмотру родителей. О матери ничего не известно, отец же всю свою жизнь прослужил воеводой, был неграмотным, однако, как-то умудрился разбогатеть, обеспечив дочь приданным. Но был настолько жадным, что умер от голода, лежа на сундуке с золотом. История героини дана Фонвизиным не просто так, она позволяет понять, что отсутствие моральных принципов и подобные жизненные установки героиня унаследовала от своих родителей.

Простакова показана жестокой, деспотично. Однако, это достаточно молодая женщина, а не сварливая старуха, как могло показаться. Ей всего чуть более 30 (эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие возникает из-за того, что ее все бояться, и никто не любит в собственном дом.

Героиня крайне невежественна, не образована. В начале пьесы, когда приходит письмо от Стародума, она не может его прочитать (также, как и все другие отрицательные персонажи) и просит об этом Софью. Простакова не считает образование чем-то нужным или полезным, нанимает учителей Митрофану только потому, что в те времена это считалось очень модным. Также, без базовых знаний, ее сын не смог бы получить бы «вечную память», документ, дающий разрешение вступать в брак. Без него же нельзя было поступить на службу, что было обязательно для дворян. Героиня печется о будущем сына (в собственном понимании), хочет выгодно выдать его замуж, нанимает учителей. Но ей не важно, какие знания дадут Митрофану и дадут ли вообще. Таким образом, в учителях оказывается Вральман – бывший кучер, которому удалось выдать себя за немца, учителя истории. Иностранцев было крайне модно нанимать в те времена, поэтому Простакова хорошо относилась к нему, сажала его за обеденный стол к своей семье, не понимая, что ее так глупо обманывают.

Любит Простакова только Митрофана, к остальным героем она очень груба. Отдельного внимания стоит ее отношение крепостным. По признанию самой героини, она уже давно обобрала их до нитки и теперь не знает, что с них взять. Она не считает их за людей, обращается с ними, как с животными. Это отчётливо прослеживается в ее диалогах с кормилицей Митрофана, Еремеевной. По признанию самой старушки, она всю жизнь проработала в дома Простаковых, однако, ни раз не заслужила ни единого ласкового слова, одни оскорбления и побои. Ее рабская натура не позволяет ей восстать против хозяев. Поэтому, показывает Фонвизин, крестьянский вопрос еще долго будет нерешенным в России.

Характеристика,образ Простаковой в комедии Недоросль

Госпожа Простакова – мать Митрофанушки, один из центральных образов комедии. Злая, требовательная со скверным характером помещица. Она груба со своими крестьянами, бранчлива и, кроме того, отобрала у них все, что только можно. Для Простаковой не существует понятия человечности. Фонвизин описывает ее как дикое животное, способное ударить, нанести вред, «сделать дурно другим». На это указывает и ее девичья фамилия, которая до замужества была Скотинина.

Простокова держит в страхе всех своих слуг, даже муж ее побаивается. К нему она относится так, будто это не человек. Мнение супруга для помещицы ничего не значит, она сама решает все вопросы и стоит во главе хозяйства.

Есть лишь одно сокровище, которое холит и лелеет «презрелая фурия», - сын Митрофан.

Единственного и, возможно, позднего ребенка госпожа Простокова безумно любит, чересчур о нем заботится и опекает во всем. Любая просьба, любой каприз Митрофанушки мать стремится тут же исполнить. Слепо следуя желаниям своего разбалованного и от того малообразованного сына Простокова все же видит в нем свое будущее.

Но будущее это довольно туманно. Мать совсем не заботится об образовании сына, более того для обучения Митрофана нанимаются ужасные люди. Они не только его не учат, а наоборот пользуются простотой молодого барина, потакают его лени.

Она готова унижать и оскорблять людей без разбору. Так няню Еремеевну, обеспокоенную здоровьем Митрофанушки, который за обедом переел булочек, Простакова отчитывает и попрекает в жадности.

Получается, что в образе госпожи Простаковой слились воедино две личности. Первая - властная, жестокая и своевольная помещица, которая готова на все ради своей выгоды. Злонравие и лицемерие бурлят внутри этой натуры. Вторая – безумно любящая своего сына мать, которая балует его, нежит, совсем не готовит к суровой реальной жизни. Она готова держать Митрофана под своим крылом всю жизнь. Учит его быть эгоистичным и жадным.

Простокова, обделенная любовью родителей, возмещает эти чувства на сыне. Однако тяжело назвать такое отношение материнской любовью, это грубая любовь, которая скорее нужна её как некая вещь, а не чувство души.

Фонвизин в лице Простаковой показал опошленного властью человека, который своими поступками доводит до беды и себя и своих близких.

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка для 3 класса

    Всем нам в детстве наши бабушки рассказывали сказки. Одним из самых любимых было повествование о молодом Царевиче Иване и его избраннице. Именно эпизод из этой сказки изобразил русский художник И.Я. Билибин. На картине мы видим Ивана-Царевича,

  • Сочинение-рассуждение Роль знаний в жизни человека 9 класс

    Современное общество прогрессирует и развивается. Теперь каждый его член должен обладать определенными, немалыми познаниями в разных областях науки и жизни. Наши знания должны быть не только глубокими,

  • Сочинение Сыновья Тараса Бульбы 7 класс

    Когда мы впервые встречаемся в повести с Андреем и Остапом, то образ первого вызывает больше симпатии. Младший брат кажется более открытым и нежным. Он любимый сын матери, даже внешне на неё похож. Однако чем шире знакомимся с главными персонажами,

  • Человек живет в мире, который существует параллельно с миром, который нам еще не очень то и знаком, так как в этом мире существуют свои, особенные правила, которые нам простым людям не понятны. Мир животных, это особенная система

  • Тема судьбы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Тематика произведения «Герой нашего времени», написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, обширна. Она включает в себя и тему любви, и тему дружбы, и тему судьбы. Рассмотрим последнюю из перечисленных.

В комедии Д. Фонвизина «Недоросль» рассказывается о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главными участниками являются Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и Стародум со своей племянницей.

Госпожа Простакова безумно любит своего сыночка, чересчур заботится и панькается с ним, потакая всем его капризам и прихотям, отчего Митрофан растет абсолютно несамостоятельным человеком, уровень развития которого совсем не соответствует возрасту. Но госпожа Простакова слепо следует его желаниям. В сыне она видит свое будущее, все время повторяя: «Вот сынок – одно мое утешение!». И при этом не делает ничего для того, чтобы из ее сына выросло что-то путевое. Грамоте Митрофана учат плохие учителя, да и сам он не хочет учиться. Однако мать считает своего сына самым лучшим и самым образованным, хотя умом или знаниями у этого лентяя и не пахнет.

С мужем госпожа Простакова ведет себя так, словно вообще не держит его за человека, не то что за главу семьи. Она сама решает все вопросы, не считаясь с его мнением и пренебрегая им, если дело касается Митрофана.

Госпожа Простакова – жестокая и несправедливая хозяйка по отношению к своим слугам и крестьянам. Она может сурово наказать портного за то, что он неправильно сшил костюм, не обращает внимания, если кто-то из слуг заболел. Госпожа Простакова отчитывает Еремеевну за каждую «оплошность». Например, если Митрофанушка переелбулочек за ужином, и Еремеевна проявила беспокойство по этому поводу, она говорит: «Тебе жалко шестой булки, бестия? Вот какое усердие». Ей и в голову не пришло, что переедание не пойдет ее сыну на пользу. Всех крепостных Простакова считает своей собственностью, практически вещью, поэтому позволяет себе бездумно распоряжаться их жизнью и обдирать их, как липку, просто по своей прихоти.

К Софье госпожа Простакова относится, как злобная хозяйка. Она всегда груба, холодна. Но стоит ей узнать, что Стародум, дядя Софьи, оставил племяннице большое наследство, как она меняет свое поведение, становится лицемерно доброй и ласковой, называет «милый друг». Теперь Простакова хочет женить сына на Софии, чтоб получить в приданое все ее деньги, отказывая в этом своему брату, хотя прежде соглашалась на этот брак. Узнав, что София засватана за офицера Милана и что Стародум дал на это согласие, Простакова хочет силой и обманом женить сына на девушке. Однако ее затея провалилась. По закону у нее отобрали деревню, лишив власти.

Госпожа Простакова была жестокой, своевольной женщиной, которая не принимала во внимание интересы и чувства других людей, потому-то она и потеряла все. В образе Простаковой Фонвизин раскрывает негативные черты недалекого, бессовестного человека, обладающего властью, который своими поступками доводит до беды и себя, и своих близких. Автор показывает, что можно добыть богатство, не теряя чети и человеческого лица. А такие люди, как Простакова, в конце концов платят за все причиненное зло.


ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения