Родители майи плисецкой. Редкие фото и интересные факты из жизни майи плисецкой

Биография и эпизоды жизни Майи Плисецкой . Когда родилась и умерла Майя Плисецкая, памятные места и даты важных событий ее жизни. Цитаты балерины, фото и видео .

Годы жизни Майи Плисецкой:

родилась 20 ноября 1925, умерла 2 мая 2015

Эпитафия

«Гармония и красота
Её божественных движений
Не повторится никогда.
Она - неповторимый гений!»
Из стихотворения Людмилы Лидер, посвященного памяти Майи Плисецкой

Биография

Непревзойденная примадонна Большого театра - балерина Майя Плисецкая провела на сцене более 60 лет. Оригинальная танцевальная техника и природная грация позволили Майе Михайловне добиться грандиозных успехов на поприще театрального искусства. Главным образом балерина знаменита как исполнительница ролей Анны Каренины, Кармен, Джульетты, однако действительный послужной список Плисецкой куда более широк. Достаточно заметить, что в одном лишь «Лебедином озере» балерина станцевала более 800 раз.

Желание стать балериной преследовало Майю Плисецкую с раннего детства. Впрочем, и трагические развороты судьбы, как ни странно, тому способствовали. Перед началом Второй мировой она фактически лишилась родителей: отец был осужден и расстрелян как политический преступник, мать - сослана в лагерь жен изменников родины в Казахстане. В итоге девочка осталась на попечении своей тети Суламифь Мессерер - солистки Большого театра, которая впоследствии и помогла Майе сделать первые робкие шаги к мечте.


Окончив Московское хореографическое училище, Плисецкая без труда поступила в труппу Большого театра и очень вскоре утвердилась там в качестве солистки. Последующие 50 лет в жизни Майи Плисецкой были неразрывно связаны с самым престижным театром столицы. Впрочем, заграничные гастроли тоже не заставляли себя ждать. Более того, иностранные режиссеры всерьез и настойчиво интересовались творчеством Плисецкой. Ее более не приглашали на роли — под нее ставили целые спектакли.

После распада СССР Майя Плисецкая большую часть времени проводила за рубежом. Она работала художественным руководителем в театрах Рима и Мадрида, выступала в качестве балетмейстера и режиссера-постановщика, проводила мастер-классы, сотрудничала с корифеями театрального искусства в проведении фестивалей и гала-концертов. Творческий образ великой балерины зафиксирован в работах современных художников и кинорежиссеров. Авторству Плисецкой принадлежат три сборника мемуаров. За беспрецедентный вклад в развитие культуры и искусства балерина была удостоена десятков наград, премий, званий и орденов.


Неожиданная смерть Майи Плисецкой наступила 2 мая 2015 г. Артистка скончалась в Германии, в Мюнхене, где проживала вместе с мужем Родионом Щедриным большую часть времени. Причиной смерти Плисецкой стал сердечный приступ. Прощание с Плисецкой состоялось в Германии в кругу родных и близких. Согласно обнародованному завещанию примадонны, после смерти Щедрина их прах будет смешан воедино и развеян над Россией.

Линия жизни

20 ноября 1925 г. Дата рождения Майи Михайловны Плисецкой.
1932 г. Переезд на Шпицберген в связи со сменой рода деятельности отца.
1941 г. Эвакуация в Свердловск вместе с тетей Суламифь Мессерер.
1943 г. Окончание Московского хореографического училища и поступление в труппу Большого театра.
1958 г. Брак с композитором Родионом Щедриным.
1960 г. Утверждение в статусе прима-балерины Большого театра.
1983 г. Назначение на должность художественного руководителя Римской оперы.
1988 г. Назначение на должность художественного руководителя Испанского национального балета.
1990 г. Увольнение из Большого театра.
1994 г. Учреждение ежегодного балетного конкурса «Майя».
2 мая 2015 г. Дата смерти Майи Плисецкой.

Памятные места

1. Московское хореографическое училище, где училась Майя Плисецкая.
2. Большой театр в Москве, где работала Плисецкая.
3. Город Тракай в Литве, где находится дачный дом Плисецкой.
4. Римская опера, где работала балерина.
5. Уличный портрет Майи Плисецкой (на стене дома № 16, к. 2 по ул. Большая Дмитровка), созданный бразильскими художниками Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.
6. Архипелаг Шпицберген в Норвегии, где проживала Плисецкая с семьей в 30-х гг.
7. Город Свердловск (ныне Екатеринбург), где проживала Плисецкая в 40-х гг.
8. Город Мюнхен, где артистка проживала с 90-х гг. и где скончалась.
9. Музей-мастерская Зураба Церетели в Москве, где установлен памятник Плисецкой.

Эпизоды жизни

Майя Плисецкая состояла в браке со знаменитым композитором Родионом Щедриным, однако детей у супругов не было. В начале 2000-х гг. газета Московский комсомолец пыталась было опровергнуть данный факт, напечатав сенсационную статью «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой». Однако Московский городской суд опровергнул недостоверную информацию: по мнению суда у Плисецкой действительно не осталось наследников.

Когда Плисецкая стала ведущей солисткой Большого театра, в труппе случился раскол: балерина постепенно вступила в оппозицию к главному балетмейстеру театра, а артисты в свою очередь рассредоточились на «группы поддержки». Так, под негласной эгидой конфронтации, и проходила работа в коллективе, пока Майя, наконец, не была уволена. Правда вот общественность случай увольнения легендарной балерины отнюдь не одобрила, да и Майе «простаивать» не пришлось: за границей ее ждала масса интересных предложений.

Завет

«Я никогда не любила тренироваться, репетировать. Впрочем, в последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были неизмученные ноги».

Легендарные выступления Майи Плисецкой

Соболезнования

«Трудно об этом говорить, в голове пока не укладывается. Буквально на днях мы встречались с Майей Михайловной в Москве, обсуждали празднование ее юбилея 20 ноября, задумывали провести грандиозный гала-концерт в ее честь. Майя Михайловна была в полном здравии, и ничто не предвещало беды».
Владимир Урин, генеральный директор Большого театра Москвы

«Майи Плисецкой больше нет с нами. Но остались легендарная Кармен, Одетта-Одиллия, Раймонда. Остался ее Танец. Глубокие соболезнования Родиону Константиновичу Щедрину и всем близким Майи Михайловны».
Дмитрий Медведев, премьер-министр России

Майя Плисецкая уже давно стала для России настоящей легендой, а за свою долголетнюю деятельность была удостоена множества наград, которые своим кропотливым трудом полностью заслужила. Природную гибкость тела и неиссякаемый талант она полностью смогла реализовать в балете, что дается далеко не каждой одаренной девушке. Ведь без трудолюбия и усердия в работе на одном лишь голом таланте далеко не уйдешь! Биография Майи Плисецкой, личная жизнь, фото - все это представлено вашему вниманию в статье.

Родители Плисецкой

Краткая биография балерины Майи Плисецкой содержит информацию о том, что родилась она в столице СССР 25 ноября 1925 года. Родители будущей великой балерины - Мессерер Рахиль и Михаил Плисецкий - вряд ли могли предположить, что их дочке судьбой заготовлено такое большое будущее на сцене. Тем более, что как мать, которая была актрисой и старалась привить Майе любовь к театру, так и отец, занимавший высокие посты при правительстве, далеки были от данного рода деятельности. Хотя деятельность матери во многом способствовала творческому развитию маленькой Майи.

Постепенно приобщаясь к творчеству и осознавая его большую эстетическую силу, воздействующую на широкие массы зрителей, Майя еще в раннем возрасте почувствовала сильную тягу к балетным танцам. И с собой она ее пронесла в течение всей жизни, оставаясь всегда верной себе!

Переезд в Шпицберген и первые шаги на сцене

В 1932 году семья Плисецких перебирается жить в Шпицберген. Такой крутой поворот в их жизни произошел из-за того, что для отца появилась новая должность - его сперва назначили директором «Артикугля», а несколько позже он уже становится консулом СССР.

В Шпицбергене юная Майя, которой на тот момент было 11 лет, исполняет свою первую роль в опере. Ей надлежало сыграть в спектакле «Русалка», с чем она весьма прекрасно справилась. Этот успех укрепил веру Плисецкой в свой талант и придал ей стимул совершенствовать свои задатки в балетном искусстве!

Майе на сцене все давалось очень легко, возможно, этому способствовала ее стройная фигура и великолепная пластика тела. Она отлично улавливала ритм музыки и скользила по сцене, словно снежинка, стараясь воплотить в себе все то прекрасное, что дает своим почитателем балет.

Жизненные испытания

Настоящие жизненные испытания пришлось пережить юной Майе в 1938 году. Именно в этот период ее отца арестовали и приговорили к расстрелу. А мать девочки в срочном порядке сослали в Казахстан. Такое положение дел привело к тому, что Майю Плисецкую удочерила ее родная тетя - Суламифь Мессерер. В противном случае подрастающая балерина могла оказаться в детском доме. Но вряд ли ее прельщала такая печальная участь, поэтому от этой судьбы ее и спасла тетя.

Но, даже несмотря на такие потрясения, которые могли выбить из колеи кого угодно, в 1943 году Плисецкая успешно оканчивает Московское хореографическое училище. Фактически здесь она получила тот фундамент знаний, который очень пригодился ей в балетном деле.

Откровения Плисецкой

В одном своем интервью Майя Плисецкая, биография и фото которой представлены вашему вниманию в статье, призналась, что на балет ее отдали еще совсем маленькой. Ей тогда было всего 8 лет, но главная причина данного шага заключалась в том, что характер у девочки был несколько хулиганистым. И чтобы устранить негативные его проявления в последующем, Майю решили приобщить к прекрасному уже с раннего детства.

Плисецкая также рассказала и о том, что очень хорошо ощущала ритм музыки, а также интуитивно понимала, какую позу лучше всего подобрать в определенный момент. Данные природные задатки во многом стали определяющими для развития ее таланта в балетной сфере деятельности. Возможно, именно они и стали определяющими при выборе будущей профессии!

Майя Плисецкая в кино

В1952 году биография Плисецкой Майи Михайловны обогатилась еще одним событием - девушка впервые приняла участие в киносъемках. Произошло это при подготовке картины «Большой концерт», которую сняла Вера Строева. И этот дебют во многом способствовал успешным постановкам в других фильмах с ее участием, а их было немало. Можно вспомнить такие произведения, как кинофильмы-балеты «Анна Каренина», «Сказка о Коньке-Горбунке», «Лебединое озеро».

Также Майя Плисецкая была приглашена на экранизированные балеты «Чайка», «Асейдора», «Болеро», «Дама с собачкой».

Роль Бетси Майя мастерски исполнила в экранизации романа «Анна Каренина» 1968 года. А звезда балета в фильме «Фантазия» (снят в 1976 году) настолько великолепно была обыграна Плисецкой, что иногда казалось, будто в данной картине она сыграла саму себя.

Немало было у Майи в фильмах и различных ролей с текстами. На память сразу же приходит балет Бежара. Интересна была и роль Дезирев в картине «Чайковский», с которой отлично справилась Плисецкая.

Военные годы

Начало Великой Отечественной войны заставил Плисецкую вместе со своей семьей в срочном порядке эвакуироваться в Свердловск. Конечно, те тяжелые годы не могли не отобразиться на деятельности великой балерины. Ей приходилось значительно меньше выделять времени любимому делу, так как посещать балетную школы в те годы она просто не могла. Из-за этого фактически вся карьера балерины у Майи повисла на волоске.

Но спасла ситуацию великолепно сыгранная Плисецкой роль в спектакле «Умирающий лебедь». Тогда она выполняла все «трюки» балерины, стоя к зрителям спиной. Это так сильно поразило зал, что он после завершения представления еще долго громко аплодировал юной балерине! Фактически данный успех помог Майе в послевоенные годы возобновить свою деятельность и с новой силой трудиться на любимом поприще, проявляя большой энтузиазм в творчестве.

Можно сказать смело, что война так и не смогла сломить волю Майи Плисецкой и заставить ее навсегда забыть о балете. Наоборот, маленькие локальные творческие успехи, происходившие с ней в данный период на сцене, укрепляли ее веру в собственный творческий потенциал, который следовало реализовать на практике.

Творческое кредо

Главным творческим кредо для Майи Плисецкой являлось донести до широкого зрителя все те прекрасные моменты, которыми отличается балет. Чтобы даже самый искушенный зритель, увидев представление с ее участием, мог насладиться его просмотром и получить от этого истинное удовольствие.

Поэтому в каждом своем выступлении Плисецкая старалась выкладываться на полную. В этом ей помогал ее природный талант, а также кропотливый труд, которого Мая никогда не боялась.

Известные изречения Плисецкой

Чтобы понять мировоззрение Майи Плисецкой, следует изучить ее взгляды на многие жизненные вещи. В этом плане могут достаточно неплохо помочь цитаты из ее высказываний. Здесь они приведены не точно, но основные мысли, которые хотела донести ими Майя, переданы по сути.

В одном из своих изречений Плисецкая сетовала на то, что никогда не любила изнуряющие тренировки и репетиции. С ее слов, благодаря этому ей удалось продлить свою сценическую деятельность, так как ноги у балерины были не измученные.

Никогда не любила Майя и лишние слова, а желала все доказывать конкретными поступками.

Плисецкая полагала, что самым важным в искусстве является тот момент, который будет трогать душу зрителя. Если его нет, то деятельность балерины или актрисы бессмысленна.

В мировоззрении Майи не существовало разделения людей на расы и народы. Она лишь считала, что человечество разделяется на добрых и злых людей, причем хорошие личности - это своеобразный подарок с Неба.

Благодаря своим долголетним наблюдениям, Майя сделала четкий вывод, что бездеятельность губительна для человеческой фигуры. Если люди будут постоянно лежать на диване и ничего не делать, то они станут ленивыми и потеряют хорошую форму тела.

Плисецкая понимала, что от естественного процесса старения и образования морщин на лице никуда не деться. Но рекомендовала людям до последнего бороться со старостью и оттягивать данный процесс как можно дольше.

Краткая биография Майи Плисецкой, личная жизнь, дети, муж - это все всегда интересовало ее поклонников. Пришло время поговорить и об этом.

Майя Плисецкая. Биография, личная жизнь, дети

Первый брак Плисецкой оказался неудачным, ведь в замужестве с Марисом Лиепой она прожила всего три месяца, после чего пара вынуждена была расстаться.

Однако в 1958 году Майя выходит замуж во второй раз. Ее спутником по жизни стал композитор Родин Щедрин. Таким образом был создан своеобразный творческий семейный дуэт. Причем Родин был понимающим и любящим супругом, который никогда в жизни не требовал от Майи бросить балет. Он прекрасно понимал, насколько большое значение в жизни занимает ее любимое занятие.

Как признавалась сама Майя, Щедрин был главным ее вдохновителем на творческие свершения, он придавал ей моральные силы для сложных балетных танцев, всегда поддерживал ее добрым словом.

Детей у Майи Плисецкой и Родиона Щедрина никогда не было, так как балерина отвергла идею о потомстве как таковую. Несмотря на то что изначально Родион был не в восторге от этого решения своей супруги, он вынужден был его принять как должное и смириться. Фактически, он никогда не перечил своей жене и всегда старался быть для нее настоящей мужской опорой по жизни.

Книги о выдающейся балерине

О таких известных людях, как Майя Плисецкая, пишут книги и снимают документальные и художественные фильмы. Не стала исключением и выдающаяся балерина СССР.

Среди наиболее популярных книг, которые пользуются огромной славой среди читателей, выделяют литературные труды «Я, Майя Плисецкая», а также «Тринадцать лет спустя».

В книге «Я, Майя Плисецкая», написанной самой балериной в 1994 году, повествует о ее широком творческом пути и обо всех творческих достижениях. Также в ней приведены подробные разъяснения, почему всемирная слава Большого театра России постепенно идет к упадку.

Во второй своей книге «Тринадцать лет спустя» Плисецкая затрагивает события, которые произошли за период с 1993 по 2006 год. Фактически это книга с воспоминаниями от легенды балета. Излагает все события Майя в своей работе весьма четко и интересно для читателя. Весь свой профессиональный опыт и знания она решила оставить для будущих поколений в виде этих двух книг, с которыми обязательно стоит ознакомиться всем поклонникам артистки.

Роль Плисецкой в мировой истории балета

Роль Майи Плисецкой в истории мирового балет очень велика, ведь она стала одной из главных фигур в данной сфере деятельности в ХХ веке. Реализовав свой огромный творческий потенциал, она показала, насколько талантливые люди проживали в ту эпоху, и что даже все жизненные неурядицы не способны помешать человеку со временем достичь тех вершин, к которым он стремится.

На балерину Майю Плисецкую будет равняться еще не одно поколение современных балерин, которые также мечтают о подобной славе. О ней даже при жизни артистки слагались целые легенды, которые стали еще больше значимые после ее смерти, которая выпала на 2 мая 2015 года. Легенде балета в тот момент шел уже 90-й год. Плисецкая прожила интересную и неординарную жизнь, о которой есть что рассказать и вспомнить.

Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР - 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) - артистка балета, представительница театральной династии Мессерер - Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948-1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1959). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), Ленинской премии (1964) и множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.

Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; написала несколько мемуаров. Была супругой композитора Родиона Щедрина. Считается одной из величайших балерин XX века.

Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Была старшей из троих детей (Александр родился в 1931-м, Азарий - в 1937 году).

С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии - и генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года Михаил Плисецкий был арестован, расстрелян 8 января 1938 года (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать Плисецкой Рахиль была арестована в начале марта 1938 года, вместе с грудным Азарием выслана в Казахстан, в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы девочка не была отдана в детский дом для детей изменников Родины, Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер (её брата Александра забрал к себе дядя, Асаф Мессерер).

Суламифь Мессерер показала своей племяннице Майе балет, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Когда племянница вернулась домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей - балет её заинтересовал. В хореографическое училище её также отвела тетя Суламифь. Майе Плисецкой было 7 лет и 8 месяцев, когда стал проходить очередной набор. По существующим правилам, ребенку должно было быть хотя бы 8 лет для принятия в балетный класс. Суламифь Мессерер смогла убедить членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду её таланта и природных данных.

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. Суламифь Мессерер старалась сделать номер таким, чтобы Майя Плисецкая показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук. Также тетя Суламифь придумала выход балерины спиной к публике. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.

В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург, также ездила в Литву, где у неё была дача неподалёку от Тракайского замка (Майя Плисецкая имела литовское гражданство - она и Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта).

Умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене, на 90-м году жизни, от обширного инфаркта миокарда. Согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

Личная жизнь

В своих мемуарах Майя Михайловна писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923-1953) и Эсфендьяром Кашани. В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу, однако через три месяца они развелись.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было.

В 1999 году Пресненский суд Москвы по иску Плисецкой к газете «Московский комсомолец» по поводу статьи «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой» подтвердил, что дочери у Майи Плисецкой нет, в 2001 году Московский городской суд оставил решение в силе.

Творчество

Майя Плисецкая - обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием.

Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке».

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной Большого театра. Хотя балерина танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно она встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.

В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси Тверской в экранизации романа «Анна Каренина» (режиссёр Александр Зархи) - через несколько лет она выберет «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама выйдет на сцену уже в заглавной роли.

Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967, балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина), миниатюры «Прелюдия» (1967, балетмейстер Наталья Касаткина) и «Гибель розы» (1973, балетмейстер Ролан Пети), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж). Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне), «Леда» (1978, партнёр - Хорхе Донн, там же), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр - Патрик Дюпон, Дворец Шайо, Париж) и номер «Ave Maya» (1995); начиная с 1978 года танцевала в его «Болеро». Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (на музыку Альбениса, 1991) и «Мария Стюарт».

Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина, как «Анна Каренина» (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), сама исполняла в них главные женские партии.

По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном, другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом она себя не считала, говоря: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».

Майя Плисецкая на площади Киевского вокзала после гастролей,
2000 год.

В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990). В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку классического балета Глазунова (хореография Мариуса Петипа) «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906).

В 1990 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс. После этого не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.

Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.

15 мая 2015 года вместо запланированной церемонии вручения премии на фестивале Цауберзее состоялся вечер-посвящение.

20 ноября 2015 года вместо подготовленного юбилейного вечера состоялся концерт-вечер памяти в Большом театре.

Репертуар

Первая исполнительница партии.
- первая исполнительница партии в Большом театре.

Большой театр

  • 21 ноября 1945 - Осень , «Золушка» Ростислава Захарова
  • 29 января 1955 (на сцене филиала) - Сюимбике , «Шурале» Леонида Якобсона (Батыр - Юрий Кондратов)
  • 1960 - Царь-девица , «Конёк-Горбунок» Александра Радунского (Иванушка - Владимир Васильев, Царь - Александр Радунский )
  • 1956 - Лауренсия , «Лауренсия»
  • ? - Вакханка , «Вальпургиева ночь» Леонида Лавровского
  • 1959 - Хозяйка медной горы , «Каменный цветок» Юрия Григоровича (Данила - Николай Фадеечев).
  • 1964 - Жар-птица , «Жар-птица»
  • 30 марта 1965 - Мехменэ Бану , «Легенда о любви» Юрия Григоровича (Ферхад - Марис Лиепа, Визирь - Александр Лавренюк, Ширин - Наталия Бессмертнова)
  • 1967 - «Прелюдия» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Наталия Касаткина
  • 20 апреля 1967 - Кармен , «Кармен-сюита» Альберто Алонсо (Хозе - Николай Фадеечев, Тореро - Сергей Радченко, Рок - Наталия Касаткина)
  • 13 июня 1972 - Анна Каренина , «Анна Каренина», постановка Майи Плисецкой совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, (Вронский - Марис Лиепа, Каренин - Николай Фадеечев)
  • 27 мая 1980 - Чайка, Нина Заречная , «Чайка» (Треплев - Александр Богатырёв)
  • 20 ноября 1985 - Анна Сергеевна , «Дама с собачкой», художник Валерий Левенталь, костюмы для Майи Плисецкой Пьера Кардена (Гуров - Борис Ефимов)

На других сценах

  • 1973 - «Гибель розы», балетмейстер Ролан Пети
  • 28 декабря 1976 - «Айседора», балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
  • 1978 - «Болеро», балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», театр Ла Монне
  • 19 декабря 1978 - «Леда» (партнёр - Хорхе Донн), балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», театр Ла Монне
  • «Пруст, или Перебои сердца», балетмейстер Ролан Пети
  • «Федра» Сержа Лифаря, Балет Нанси
  • 1991 - «Астурия» на музыку Альбениса; «Мария Стюарт», хореография Хосе Гранеро
  • 1992 - «Безумная из Шайо», хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж
  • 1995 - «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер Морис Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр - Патрик Дюпон)

Фильмография

  • 1951 - «Большой концерт»
  • 1953 - «Мастера русского балета», фильм-балет - Зарема , «Бахчисарайский фонтан» (Мария - Галина Уланова, хан Гирей - Пётр Гусев)
  • 1957 - «Лебединое озеро» кинофильм-балет
  • 1959 - «Хованщина», фильм-опера - Персидка
  • 1961 - «Конёк-Горбунок», фильм-балет - Царь-девица
  • 1964 - «Майя Плисецкая», документальный фильм (режиссёр Василий Катанян)
  • 1967 - «Анна Каренина», режиссёр Александр Зархи - Бетси Тверская
  • 1969 - «Чайковский», сценарист и режиссёр Игорь Таланкин - Дезире Арто
  • 1969 - «Новогоднее похищение», фильм-концерт - балерина
  • 1974 - «Анна Каренина», фильм-балет - Анна Каренина
  • 1976 - «Фантазия», режиссёр Анатолий Эфрос - Полозова (Санин - Анатолий Бердышев)
  • 1977 - «Поэзия танца», фильм-балет - «Болеро», «Айседора» Мориса Бежара
  • 1978 - «Кармен-сюита», фильм-балет, режиссёр Феликс Слидовкер - Кармен
  • 1985 - «Leçon de ténèbres», документальный фильм (режиссёр Доминик Делуш)
  • 1987 - «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая», документальный фильм (50 мин, режиссёр Борис Галантер)
  • 2000 - «Maïa», документальный фильм (1 час 30 мин, режиссёр Доминик Делуш)
  • 2005 - «Ave Майя», документальный фильм (52 мин, режиссёр Никита Тихонов)
  • 2005 - «Стихия по имени Майя», документальный фильм (2 части по 39 мин, режиссёр Никита Тихонов)
  • «Прелюдия», хореография Наталии Касаткиной (режиссёр Доминик Делуш)

Мемуары

  • Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. - М.: Новости, 1994. - 496 с. - 50 000 экз.
  • Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. - М.: АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. - 250 с. - 10 000 экз.
  • Плисецкая М. Читая жизнь свою.... - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 752 с. - 5000 экз.

Признание и награды

  • Герой Социалистического Труда (19 ноября 1985) - за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства
  • Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из шести женщин наряду с Ириной Антоновой, Галиной Вишневской, Галиной Волчек, Валентиной Матвиенко и Людмилой Вербицкой)
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) - за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) - за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • Три ордена Ленина (27 октября 1967, 25 мая 1976, 19 ноября 1985)
  • Орден Трудового Красного Знамени (7 августа 1981)
  • Заслуженный артист РСФСР (1951)
  • Народный артист РСФСР (1956)
  • Народный артист СССР (1959)
  • Ленинская премия (1964)
  • Золотая медаль Парижа от мэра города Жака Ширака (1977)
  • Орден Почётного легиона (Франция)
    • кавалерский крест (1986),
    • офицерский крест (2012)
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984)
  • ‎Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003)
  • Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991)
  • Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
  • Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005)
  • Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011)
  • Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша)
  • Медаль «Про Финляндия» (1968)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991)
  • Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)
  • Доктор Сорбонны (1985)
  • Почётный профессор Московского государственного университета (1993)
  • 3-е место в опросе «Человек года» в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом «Общественное мнение» (2000)
  • Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008)
  • Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949)
  • Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962)
  • Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года)
  • Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия)
  • Премия «Триумф» (2000)
  • Премия «Российский Национальный Олимп» (2000)
  • Премия «Национальная гордость России» (2003)
  • Премия Принца Астурийского (2005, Испания)
  • Международная Императорская премия Японии (2006)
  • Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009)
  • Премия журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009)
  • Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
  • Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)
  • Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
  • Почётный гражданин Испании.

Названы в честь Плисецкой

  • Сорт пионов, выведенный в 1963 году.
  • Астероид (4626) Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной (астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин).
  • В октябре 2013 года бразильские художники Эдуардо Кобра (Eduardo Kobra ) и Агналдо Брито (Agnaldo Brito ) посвятили Майе Плисецкой одну из своих работ. Граффити длиной 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка, д. 16, к. 1.

Память

20 ноября 2015 года, в день 90-летия со дня рождения балерины, имя Майи Плисецкой было присвоено скверу на Большой Дмитровке, между домами 12/1 стр. 1 и 16 к. 1. Доска с названием сквера и информацией о нём размещена на правой стене дома 16 к. 1 - там же, где находится граффити Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.

Дорогие друзья! Сегодняшний пост о Майе Плисецкой — выдающейся всемирно известной приме русского балета, одной из величайших балерин 20-го века, настоящей легенде балетного мастерства. Ее выступления — воплощенная магия захватывающего танца. Она одна заслуживала самых длинных оваций публики на всех континентах. Многолетний опыт выступлений на лучших сценах всего мира подтверждает: Майя Михайловна – настоящий гений и одна из самых ярких и талантливых представителей балетного искусства.

Время ей не подвластно: и в тридцать, и в сорок, и в пятьдесят лет она всегда была молодой и красивой женщиной, хорошеющей год от года. Даже будучи в 70-летнем возрасте, Плисецкая вышла к обожающей ее публике танцевать на пуантах, что является абсолютным рекордом балета! При этом она выглядела потрясающе и великолепно, чем вызвала бурю аплодисментов и овации зрителей.

Очевидно, танцоры никогда не стареют и, возможно, только им известны секреты сохранения жизненной молодости. Несомненно, что сокровенные тайны вечной молодости Майи Плисецкой возвели ее в ранг божественной, недостижимой, полумифической балерины, которая стала объектом поклонения целого поколения. Все женщины мира хотели бы также подольше оставаться молодыми. Однако, вопреки желаниям, время разрушает человеческий организм, незаметно забирая молодость. Наверное, только сильное внутреннее свечение давало ей мощный творческий жизненный накал и вечно горящий огонь в душе.

Майя Плисецкая. Ранние годы

Майя Плисецкая родилась в семье, где только мама была связана с творчеством. Она снималась в немом кино. Отец занимался угольными шахтами. В 1932 году он был назначен генеральным консулом и руководителем шахт на северный остров Шпицберген, куда переселился вместе со всей семьей. Несмотря на юный возраст, маленькая Майя обожала танцевать. Она даже принимала участие в постановке оперы для жителей русской колонии, совершенно не избалованных театральными зрелищами. Майе нравилось выступать и она постоянно просила родителей отдать ее в школу балета. Но исполниться мечте суждено было только в 1934 году, когда семья смогла вернуться с острова в Москву. Ее первой наставницей стала бывшая солистка Большого театра Евгения Долинская. С огромной радостью девочка начала осваивать азы балета, однако вскоре родители снова должны были вернуться обратно, на суровый полярный архипелаг Шпицберген. Несмотря на то, что в Москве у них были родственники, родители не стали оставлять девочку на их попечение, и она снова уехала вместе с ними из Москвы на север.

Новая арктическая зима на острове длилась для Майи особенно медленно. Она жаждала танцевать, но это больше походило на увлечение. Видя тоску дочери по балету, отец с наступлением весны и первыми дрейфующими льдами отправил дочь на материк. Закономерно, что Майе пришлось догонять своих одноклассниц, ведь она так много пропустила. И помогла ей в этом ее новая учительница (Элизавета Гердт) — опытный преподаватель, мудрость и профессионализм которой позволили увидеть в маленькой девочке большой талант. Просто отпустить Майю она уже не смогла.

Упорные занятия дали свой результат, но на протяжении всей своей длительной творческой деятельности Майя Михайловна всегда сожалела, что не смогла получить полного, классического балетного образования. Очень многое в балетном танце ей приходилось открывать самостоятельно, через собственные испытания, ошибки и раны на ногах.

Училась она очень упорно, не пропуская ни единого занятия. И казалось, что впереди ее ждет все самое прекрасное. Однако планам снова не суждено было сбыться. В семью неожиданно ворвались события тридцать седьмого года. Накануне радостных первомайских торжеств, к которым увлеченно готовилась юная Майя, в рассветной тишине в дом ворвались чужие люди в сапогах и с пугающим видом. А за ними — привычный зловещий сценарий тридцатых годов: арест отца и мамы, выселение в никуда из квартиры. Так внезапно оборвалось детство Майи и исчезла их семья.

Девочка попала в семью родственников, к тете Суламиф, которая сама тоже была балериной. По воспоминаниям Майи Михайловны с ней было очень нелегко, потому что тетя часто ее оскорбляла. Тем не менее, благодаря ей, девочка не жила в детском доме и могла заниматься любимым делом – танцевать в балете.

Много позже, с помощью добрых людей Майе удалось собрать сведения о судьбе матери. Некогда успешная актриса, жена бывшего генерального консула была отправлена на ссылку в Казахстан. Об отце Майя долгое время ничего не знала, и только в 1989 году великая балерина по справке о реабилитации получила ответ на давно мучивший вопрос – отца в живых не было, его расстреляли в далеком тридцать седьмом.

Несмотря на суровые реалии жизни и ужасы тех лет, московская балетная жизнь не останавливалась, театр жил насыщенной жизнью, раскрашивая ее разноцветными красками. Учеников хореографического училища активно вовлекали в репертуар Большого театра. Юной балерине Майе Плисецкой доверили танцевать партии в балетах «Спящая красавица» и «Снегурочка», она охотно репетировала также и главные партии. Но больше всего она получала удовольствие от танцев божественной Галины Улановой, за которой наблюдала, затаив дыхание, спрятавшись за арабеску.

Майя Плисецкая. «Спящая красавица» Чайковского

Майя Плисецкая. Творчество

В последний мирный день сорок первого года состоялся первый дебют Майи Плисецкой перед взыскательной московской публикой на заключительном концерте, который проходил в Большом Драматическом театре. Не успели утихнуть аплодисменты, как снова возникла необходимость покинуть Москву. В условиях военного времени она была эвакуирована в Свердловск, где работа и учеба в очередной раз прервались, поскольку в городе негде было учиться и не было балета. Отчаявшись от безвыходной ситуации, Плисецкая решила без разрешения, самостоятельно возвратиться в столицу. Она не жалела о потерянном времени, хотела танцевать и потому снова пошла учиться, поступила в класс Марии Леонтьевой. Весной сорок третьего года Майя сдала выпускной экзамен на пятерку, это открыло ей дорогу к работе в Большом театре.

Майя всегда стремилась к идеальному танцу и потому постоянно работала над собой. Кроме большой сцены она не стеснялась работать и в маленьких клубах, сцены которых были часто плохо приспособленными, небольших размеров, холодными и плохо освещенными. После таких выступлений Майя становилась более уверенной в себе, кроме того они хорошо оплачивались, что дало ей возможность решить свои финансовые проблемы. Каждое выступление молодой балерины на любой сцене, каждый ее прыжок казались фантастическими и вызывали бурю аплодисментов. У Майи Плисецкой появились первые поклонники и фанаты.

Карьера балерины резко пошла вверх. Репетиции со знаменитым Вагановым стали трамплином к Олимпу для балерины. К концу войны за Маей твердо закрепился авторитет одной из самых перспективных танцовщиц балета. Ее фотографии появлялись на страницах журналов, о ней говорили и писали в прессе. Балет «Лебединое озеро» окончательно закрепил за ней звание выдающейся балерины.

Майя Плисецкая. Мировая известность

А затем пришла и мировая известность. Хотя для Плисецкой это тоже было очередным испытанием, потому что в течение пяти лет ее вычеркивали из всех зарубежных гастролей, не объясняя причин. И только после смены руководства КГБ в 1959году она смогла вместе с труппой отправиться в гастрольный тур по Америке. Так началась ее мировая слава.

Знаковым для Майи оказалось также знакомство с Родионом Щедриным. Через три года после их первой встречи он стал ее мужем, а затем помогал воплощать на сцене мечты. С его именем связаны многие работы и реализованные пристрастия в танце Майи Плисецкой. Так родилась Идея Кармен и появилась «Кармен-сюита». Затем были «Анна Каренина», музыку к которой также написал Щедрин, «Чайка» и «Дама с собачкой».

Майю Плисецкую боготворил весь мир. Ее приглашали на президентские приемы и королевские балы. Роберт Кеннеди ежегодно посылал ей цветы на день рождения в любую точку земного шара, а Пьер Карден шил лично для нее костюмы. В день ее 80-летия, Financial Times написал о ней следующее: «Она была и остается звездой балета,.. факелом, горящим маяком в мире тускло мерцающих талантов, красотой в мире грациозности».

Уверенная в своем творчестве, гениальная Майя Плисецкая знает себе цену, мир знает цену ей – она обладает абсолютным талантом, блестящая в танце, смелая и гордая в жизни и вечно молодая. Ей 88 лет — она не кокетничает перед публикой и выглядит замечательно. Сегодня она продолжает работать с молодыми артистами в Швейцарии, Японии, Германии. Ее обожает весь мир, она в ответ платит ему тем же. А за всем этим – любимое дело, любовь к людям и их взаимное чувство к ней.

Майя Плисецкая. Умирающий лебедь

С уважением и любовью к Вам Татьяна

Откровенно говоря, я вообще люблю все, что модно, так как модное отражает время...
Майя Плисецкая

В Германии на 90-м году жизни скончалась выдающаяся балерина Майя Плисецкая - об этом сообщает телеканал Россия 24 со ссылкой на гендиректора Большого театра.Путин выразил соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта Майи Плисецкой...

Выдающаяся балерина, хореограф. Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического труда (1985). Обладательница множества наград и премий, среди которых три ордена Ленина (1967, 1976, 1985), ордена "За заслуги перед Отечеством" IV (2010), III (1995) и II (2000) и I степени (2006), а также орден Франции "За заслуги в литературе и искусстве" (1984, Командор), орден Почетного легиона (1986) и орден Изабеллы Католической (1991).03.11.2011 была удостоена японской государственной награды - ордена Восходящего солнца. Майя Михайловна является доктором Сорбонны и почетным профессором Московского государственного университета/Именем Майи Плисецкой названа планета

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье крупного организатора советской промышленности и актрисы немого кино Рахиль Мессерер, сестра и брат которой, Суламифь и Асаф Мессереры, были профессиональными танцовщиками. В 1930-1940-е годы они оба танцевали в качестве ведущих солистов Большого театра, а затем стали великолепными педагогами. Наверное, от них унаследовала маленькая Майя страсть к танцу.Детство балерины частично прошло на Шпицбергене, куда отец Майи был назначен генеральным консулом и начальником угольных рудников. В 1937 году отец и мать Плисецкой были репрессированы (впоследствии отец расстрелян, а мать отправлена в лагерь). Девочку воспитывала тетка С. Мессерер, которая привела ее в Хореографическое училище. После его окончания в 1943 году Анна Михайловна была принята в Большой театр и очень быстро стала его ведущей балериной.

Мама будущей великой балерины Рахилия Михайловна блистала еще во времена «Великого немого». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и черт лица ей часто доставались роли узбекских женщин.

В конце 1942 года Майя, рискуя жизнью, сбежала из дома в Москву, где ее приняли в выпускной класс Московского хореографического училища.В театр Майю Плисецкую взяли за реверанс. В молодости Майя Плисецкая 6 лет не имела права гастролировать за рубежом, потому что ее отец считался врагом народа.

“Она ввинчивает зал в неистовую воронкусвоих тридцати двух фуэте,
Своего темперамента, ворожит, закручивает: не отпускает.
Есть балерины тишины, балерины-снежины -они тают.
Эта же какая-то адская искра. Она гибнет - полпланеты спалит!
Даже тишина ее - бешенная, орущая тишина ожидания,
Активно напряженная тишина между молнией и громовым ударом....
Плисецкая - Цветаева балета”.


Решающую роль в жизни Майи Плисецкой сыграл балет «Лебединое озеро», где роль Адетты - Одилии Майа играла более 800 раз в течение 30 лет.


В 1960-е годы Майя Плисецкая стала считаться первой балериной театра, хотя очень медленно заучивала композиции. Майа Плисецкая из всех первая станцевала Кармен.

Майя Плисецкая была близкой приятельницей Лиле Брик. Также она дружила с Пабло Пикассо, Пьером Карденом, Робертом Кеннеди и Коко Шанель. Портрет Майи Плисецкой рисовал сам Шагал, а балет ставил Морис Бежар.В октябре 1958 года Майя Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина, который, по ее признанию, продлил творческую жизнь балерины на четверть века. По словам мужа Майи Плисецкой Родиона Щедрина, секрет их семейного счастья заключается в том, что Майя очень уступчива и отходчива.

Блистательной балерине посвящены многочисленные публикации. О ней отсняты фильмы, да и она сама рассказала о себе так и столько, как и сколько, пожалуй, не расскажет никто, выпустив книги “Я, Майя Плисецкая…” и “Тридцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах”. Если первые мемуары актрисы привлекли внимание читателей детективным характером своего повествования: известными (в общих чертах) конфликтами яркой представительницы мира искусства с руководством - государственным и театральным, с бездушными чиновниками и прочими персонажами из того окружения, в котором жила и творила, вопреки всему, звезда балета, то вторая часть ее, своего рода, публичной исповеди могла оказаться менее интересной.

Майя Плисецкая с Сергеем Лифарем и Коко Шанель


Но жизнь скучать не дает, особенно - жизнь замечательных людей. Во второй из упомянутых книг Майя Михайловна правдиво рассказывает историю суда с мнимой дочерью, закрытия петербургского балетного конкурса из-за отсутствия необходимых для его продолжения средств. Тринадцать минувших лет — тринадцать глав. И закончила писать эту книгу Плисецкая, по странному совпадению, 13 ноября. Кругом 13. Но она не суеверна.

А вот что рассказала Плисецкая-литератор о том, как создавалась эта книга.“Писала ручкой. В тетрадках. Возила их с собой в поезде, в самолете. Едем с Щедриным куда-нибудь в Майнц четыре часа: у него в голове музыка, у меня — книга. Плисецкая на семь лет старше своего мужа Родиона Щедрина. Майя Плисецкая озвучила самый простой способ похудеть: "Ничего не жрать. Другой способ хорошо выглядеть человечество еще не придумало".



Не могу сказать, что так уж легко писалось. Чтобы фраза была короткая, емкая и выразительная, переписывала ее раз по десять, мучительно. Но после этого редактировать себя уже не разрешаю. Ни слова, ни запятой”.

Среди персонажей этой книги - не только люди. Вот, скажем, трогательные строки о загородном доме Плисецкой и Щедрина в Литве, где на озере появился удивительный лебедь - с рыжей головой. Поначалу Майя Михайловна решила, что птица эта испачкалась в краске, или в ржавчине. Оказалось, такой он от природы. К слову, его фотография — единственная цветная в этих мемуарах. Остальные черно-белые. Вообще, пернатые заняли в жизни примы особое место. Интересны ее наблюдения за птичьими повадками, талантливо перенесенные балериной на сцену:

“Разные птицы - разные характеры, разные… руки. Птица Сююмбике, это из татарского балета «Шурале», летит, трепещет. В Одетте уход, потому что музыка уплывает и крыло превращается в зыбь воды. Одиллия не лебедь, поэтому у нее не лебединые руки, вызывающие. Она неестественна, она работает под Одетту, под лебедя. Чайка, там есть полет, то, чего нет у Чехова. У него есть 13 персонажей, а чайка 14-й персонаж. Поэтому она просится на балет. Чайка - еще одна птица. Там полеты разного настроения, просто колдовское озеро.

Она летает. Потом она не может взлететь, у нее сломаны руки, душа - все. Второй полет совсем другой. Третий взмывает, и неизвестно, перелетит она это озеро или нет. Помню, были еще птицы. Жар-птица - это совсем другой манер, она в суете, боится, что ее поймают, поэтому ее движения судорожные. Все птицы разные, повадки разные. У всех птиц разный характер, это всегда привлекало, очень это театрально, балетно, драматично. А меня драма привлекала всегда”.

Есть ли у Плисецкой из огромного количества сыгранных ею спектаклей самый любимый? Лучшими своими работами она считает те, в которых ей удалось сделать такое, что до нее не делал никто. И если потом стали танцевать ту, или иную роль так, как впервые предложила она, Майя, то это для нее и есть творческая победа. Особо примечательна, в данной связи, история спектакля “Кармен” - в видении и изложении самой Плисецкой:

“Эта роль была очень желанна всю жизнь. Мне Испания всегда нравилась. Если есть прошлая жизнь, то что-то у меня там было. Я пережила запрет этого спектакля. Это было тяжело. Началась настоящая война. Во мне вдруг какое-то мужество родилось, потому что бросить в разгар возможностей свое искусство непросто. Я тогда сказала в Министерстве культуры, что могу все бросить. Если “Кармен” будет запрещена, забудьте про меня вообще, я не буду на сцене больше.

В Министерстве всех трясло, и меня трясло. Даже Фурцева, от которой тогда все зависело. Ее собственная жизнь от нее не зависела, потому что как у Вознесенского есть: «Победители, прикованные к пленным». Они были к нам прикованы. Они тоже не всё могли. Она тоже всех и вся боялась, обязана была запретить, потому что ее бы тогда сняли. Я сказала, что все кончено.

- Нет, Вы предательница классического танца, Вы должны отказаться от “Кармен”. “Кармен” умрет.
Я спокойно сказала: “Кармен” умрет тогда, когда умру я”. Она не знала, что делать, понимала, что идет скандал. Больше того, декорации уплыли в Канаду. Я не поехала.
- Вы поедете с “Дон Кихотом”.
- Нет, что я скажу публике, которая купила билеты на “Кармен”?
- Скажите, что спектакль не готов.
- Нет, я этого не скажу, я скажу правду, что у нас нет свободы”…
…Теперь происходит карменизация мира, потому что нет такого места на земном шаре, где бы не исполняли «Кармен-сюиту» или балет. Каждый по-своему, в разной интерпретации….Вот какая победа!

В своей первой книге Майя Михайловна написала: «Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Кровожадные революционеры, исступленно клявшиеся, что на смену плохим людям наконец-то придут одни хорошие, брехали, врали. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».

Светлая память!

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения