Описание евгения базарова отцы и дети. Столкновение свободного сознания и старых порядков. Отношение Базарова к любви и романтике

Базаров, характеристика которого представлена в статье, — разночинец. Он — сын лекаря и сам с гордостью заявляет, что его дед землю пахал. Впервые Тургенев сделал разночинца центральной фигурой романа. Базаров, прежде всего, позитивист и материалист. Для него не существует веры, общих принципов и априорных идеалов. «Я не верю ни во что», — говорит он Павлу Петровичу. Порядочный химик в его глазах «в двадцать раз полезнее всякого поэта». Даже «науки вообще» он не признает. Естествознание представляется ему единственно важным занятием. «Лягушек резать», исследовать природу — вот чему посвящает свои силы Евгений Базаров.

Сообразно с этим он считает чепухой, «романтизмом» искусство, красоту, пафос и любовь—все, к чему так восторженно относились идеалисты 40 -х годов. Когда ему говорят о принципах, о логике истории, Евгений Базаров противопоставляет им только факты, только очевидные материальные побуждения. Спор Базарова с Кирсановым — это конфликт, спор позитивиста с идеалистом, спор о том, существуют пи прирожденные априорные нравственные представления в душе человека или только одни чувственные восприятия определяют наши поступки и воззрения. «Принципов нет, а есть ощущения; от них все зависит», — говорит Базаров. Евгений торжествует над Кирсановым. Базаров словно мстит эпохе идеализма за то, что она обманула ожидания общества, — эпохе, когда обличалось взяточничество, говорилось «об отсутствии дорог, торговли, правильного суда».

Таким образом, Евгений Базаров провозглашает единственный стимул деятельности - потребность. Никаких идеалов, только факты и голые потребности. Он действует в силу того, что признает полезным. Для своего времени он считает самым полезным отрицание, а потому отрицает все без остатка. На замечание Кирсанова, что нельзя только разрушать, необходимо и строить, Базаров отвечает: «Сперва нужно место расчистить». Эту разрушительную работу, это отрицание он называет нигилизмом.

Отречение, ограничение личности во имя общества и его интересов отрицаются, и на их место возводится культ силы и эгоизма. «Мы ломаем, потому что мы сила». Жизнь есть борьба. Превосходство того или другого начала определяется его силой. Когда Кирсанов говорит, что «миллионы раздавят» этих проповедников-разрушителей, Базаров спокойно замечает. «Коли раздавят, туда и дорога». Всякая личность должна считать свою сущность единственным началом, свое «само» ставить выше всего. Пусть эти самодовлеющие личности борются каждая за свое существование, и в этой борьбе погибнет все слабое и ненужное и удержится все то, что ведет человечество в сверхчеловеческие высоты.

Для Базарова нет ничего священного. Он не признает авторитетов, идолов и кумиров. Даже для народа он не делает исключения. Он смеется над общиной, глумится над верой в мужика и уверяет, что в «современном нашем быту» нет ни одного установления, которое бы не вызывало «полного и беспощадного отрицания».

Тургенев не совсем верно изобразил нигилиста-разночинца и материалиста. Он не мог уловить его положительных стремлений. И его Базаров из грубого материалиста и разрушителя не раз превращается в тоскующего лишнего человека, и в словах его звучат речи, которые сводятся к одному мотиву, «хочу послужить людям, но не умею и не знаю как». Временами Евгений Базаров завидует своим родителям, которые хлопочут, толкуют, у которых весь день «напичкан занятиями».

Базаров признавал, что человеку не уйти от чувства сострадания, от сознания связи и солидарности с другими людьми, что голый инстинкт и эгоизм возможны только в животном царстве. Не раз выдает он, что ему трудно осуществить свои теории. «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними».
Словом, позавидовав силе новых людей, создав в лице Базарова своего любимейшего героя, воплотив в нем ту мощь, к которой бесплодно стремился он сам, — Тургенев кончил тем, что наделил Базарова своей собственной тоской, не разглядел самого главного в новых людях, именно того обстоятельства, что у них были положительные идеалы и не было тоски и душевного разлада.

Базаров изменяет не только своей материалистической философии. Он не остается до конца верным своей вражде к романтизму и сентиментальным чувствам. Этот человек с его холодным умом и злой иронией изменил себе, когда бросил Одинцовой: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно». Он дерется на дуэли с Павлом Петровичем, хотя сознает, что это глупо.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стоит в одном ряду с лучшими русскими и мировыми произведениями литературы. Главный герой произведения, Евгений Базаров, - личность выдающаяся и, в то же время, трагическая. Его можно причислить к «лишним» людям, не сумевшим реализовать свои возможности и свой богатый потенциал.
Евгений Базаров – представитель нового, молодого, поколения в романе. Он – олицетворение тех изменений, что происходили в обществе 60-ых годов 19 века. Базаров – разночинец. Таким, «неблагородным», происхождением своего героя писатель показывает, что на первое место в обществе выдвигаются разночинцы и другие люди недворянского рода. Аристократы отходят на второй план во всех отношениях: социальных, философских, культурных, бытовых.
Базаров небогат, он сам зарабатывает на свое образование. Герой изучает естественные науки и вскоре станет талантливым доктором. Мы видим, что эта профессия увлекает Базарова. Он готов трудиться, чтобы добиваться результатов, то есть помогать людям, улучшать их жизнь.
Уже сама внешность Базарова, его манера держаться говорят о большом уме героя, его уверенности в себе: «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Попав в «благородное семейство» Кирсановых, Евгений Базаров шокирует «отцов» своими взглядами. Оказывается, друг их Аркаши - нигилист. Что же это значит? «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». И действительно, Базаров отрицает все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Целью своей жизни Евгений Базаров видит лишь одно разрушение. Он считает, что цель его поколения – расчистить место. Герой стремится освободить жизнь от всего, накопленного аристократией. Евгений Базаров думает, что все это совершенно не нужно главному участнику истории – народу. Ради него герой и совершает все свои деяния.
Базаров уверен, что его поколение должно разрушать. Строить же что-то новое будут другие, поколения детей и внуков.
На все этот герой смотрит с рациональной и материальной точки зрения. В его жизни нет места ни малейшему чувству. Даже любовь Базаров считает лишь простой физиологией, влечением тел и не более того. От взглядов этого героя так и веет холодом и смертью.
Тургенев ни в коем случае не был согласен с философией своего героя. Чтобы развенчать мировоззрение Базарова, автор проводит его через испытания. Постепенно становится ясно, что их герой не выдерживает. Таким образом, взгляды Базарова, его основа, жизненный стержень, рушатся. В финале романа герой погибает, доказывая еще раз неправильность своей теории.
Самым большим и самым важным испытанием в жизни Базарова стала любовь. Он, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам. Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?
Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.
Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой – злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...»
С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»
Герой умирает. Таким образом Тургенев развенчивает его нигилистическую теорию, доказывает ему самому и читателям, что с такими взглядами на жизнь, как у Базарова, не только невозможно принести благо другим, но и невозможно быть счастливым самому. «Бунтующее сердце» героя было направлено не в то русло, поэтому его могучий потенциал исчез, не оставив и следа. Базаров не смог бы жить, изменив свои взгляды. Все его существование было основано на нигилизме. Поняв, что он не способен быть нигилистом, герой погибает сначала духовно, а потом и физически. Его «бунтующее сердце» просто перестает биться.


В романе «Отцы и дети» И. Тургенева благодаря Базарову раскрывается конфликт старого и нового поколений. Он нигилист, приверженец модного в то время течения. Нигилисты отрицали все — красоту природы, искусство, культуру, литературу. Евгений, как истинный нигилист, жил практично и рационально.

Каков характер Базарова? Он человек, достигший всего сам. Он верит не в искусство, а в науку. Поэтому, отчасти, природа для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Его убеждения во многом мешают ему по-настоящему ценить человеческие отношения — к Аркадию он относится исключительно как к младшему товарищу, их общение держится на интересе к нигилизму. К своим родителям, которых он искренне любит, он обращается снисходительно. Они же робеют и теряются перед ним.

Казалось бы, человек, который отрицает любые человеческие слабости, чувства, живет только рационализмом, добьётся всего. Он убедит в своей правоте всех, ведь в основе его аргументов — факты, наука, разумные доводы. В спорах с ним теряется Павел Петрович Кирсанов, а уж Николай Кирсанов и вовсе побаивается вступать с ним в споры.

Взгляды Базарова на любовь, в силу нигилизма, тоже специфичны. Он рассматривает отношения между мужчиной и женщиной исключительно с биологической стороны, ничего загадочного и романтичного он в этом не видит. «Любовь - белиберда, непростительная дурь», — говорит он. Когда Аркадий откровенничает с ним о «загадочном женском взгляде», Евгений лишь высмеивает его, объясняя другу анатомию глаза, утверждая, что таинственности там взяться неоткуда; все глаза анатомически одинаковы. Но судьба сыграла с Базаровым злую шутку: она проверила твердость его убеждений любовью, но проверку эту он не прошел.

Знакомство с Одинцовой стало для Базарова роковым. Общаясь с ней, он находит «романтика в самом себе». На время Евгений забывает о своих взглядах. Однако когда не получает взаимности, он пытается сам себя убедить, что это было лишь мимолетным наваждением. Что он все тот же прежний нигилист, которому нет дела до романтичных глупостей. Он пытается забыть о своих чувствах, заняться работой, отвлечься. Но внутренне он переживает уже совсем другие эмоции. Все его действия после отъезда от возлюбленной — не более, чем самообман.

Базаров умирает от того, что заразился тифом из-за неаккуратности во время работы с тифозным трупом. Казалось бы, он мог обработать рану и предотвратить такой трагичный финал собственной истории, но Евгений полагается на случай, относится с безразличием к собственной судьбе. Почему же Базаров вдруг опускает руки? Причиной тому — несчастная любовь. Тот фактор, с существованием которого он отказывался мириться.

Базаров признает свое поражение Одинцовой, когда та по его просьбе приезжает к нему перед его смертью. Это, пожалуй, первый раз, когда герой признается сам себе, что любовь взяла над ним верх, он «раскис». По сути, он повторил судьбу Павла Петровича, пошел по той дороге, которую презирал.

Возможно, именно это упрямство, нежелание пересмотреть свои правила и привело Базарова к проигрышу. Проигрышу перед судьбой. Но то, что он признал свое поражение, разве не является победой? Победой над самим собой? Пусть совсем незадолго до смерти, но герой нашел в себе силы признать свои неудачи, признал, что все, во что он верил безоговорочно, оказалось не таким прочным на поверку. Новый Базаров победил старого Базарова, и такая победа заслуживает уважения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В романе Тургенева "Отцы и дети" виднейшим представителем разночинской интеллигенции является Евгений Базаров.

Внешность

Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум.

Происхождение

Сын простого штаб-лекаря.

"... лекарский сын, и дьячковский внук..."
"... Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать."

Воспитание, образование

Домашнее, свободное воспитание. Студент Петербургского университета, медицинский факультет. Он занимается опытами, которые проводил на лягушках с той целью, чтобы полученные выводы использовать при лечении людей. Главным предметом его занятий были естественные науки - это биология, химия, физика и другие. У Базарова была цель жизни, он хотел стать медиком, чтобы приносить пользу обществу.

Черты характера

Базаров умен и знающ.

"... к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность..."

Насмешливый, ироничный человек, не верит в возвышенную любовь. Базаров деятельный, любознательный человек:

"...Базаров в несколько минут обегал все дорожки сада, зашел на скотный двор, на конюшню."

Общественно-политические взгляды

Базаров - демократ-нигилист (нигилист- человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ничего на веру). Базаров - человек нового поколения, пришедшего на смену старому. Он любит природу, но он не говорит о ней красивых слов как Аркадий, для него это мастерская и человек берет от нее самое нужное и полезное.

Отношения с окружающими

Базаров, который владеет особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно. С крестьянами разговаривает как с равными себе, с аристократами постоянно спорит.

Он одинок: ни Ситников, ни Кукшина, ни Аркадий не являлись его последователями. Душа его скрыта от всех, он никому не раскрывал своих тайн. Он всем сердцем любил своих добрых родителей, полюбил Одинцову, но все чувства, которые он испытывал к самым дорогим ему людям, были спрятаны от всех.

Речь, лексика

Базаров изъясняется резко, категорично, остроумно. Его язык близок к народной речи:

"божья коровка", "тертый калач", "...дурь из него вся вышла..", "у твоего отца видно губа не дура".

Базаров - революционер, он один борется с изжившими себя порядками, понимает, что установившиеся отношения в обществе нужно ломать и создавать новые условия для жизни людей, но как это сделать, не знает.

Отрицательная сторона в личности Базарова, это то, что он верил только в науку и отвергал романтизм. У него был только односторонний интерес, интерес к науке, а это несет в себе опасность не только для него, но и для всех людей в целом.

Евгений Базаров – один из главных героев романа И. Тургенева «Отцы и дети». Именно с помощью этого образа автор активно раскрывает проблему взаимоотношений разных поколений людей.

Внешность Евгения Базарова

Евгений Базаров – человек «высокого роста». Лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Его возраст граничит с отметкой в 30 лет – Базаров находится в самом расцвете своих сил как умственных, так и физических.

Он не уделяет должного внимания одежде и своему внешнему виду. Костюм его старый и ветхий, он выглядит неопрятно. Базаров не пренебрегает личной гигиеной, но и не отличается таким усердием к своему туалету, как, например, Павел Кирсанов.

Семья Евгения Базарова

У Базарова небольшая семья – в ее составе мать и отец. Отца Базарова зовут Василий Иванович. Он штабс-капитан в отставке. Базаров-отец часто помогает своим односельчанам и оказывает им медицинскую помощь. Василий Иванович по происхождению простой человек, но он довольно образованный и разносторонне развитый. Мать его Арина Власьевна, дворянка по происхождению. Она владелица небольшого имения в провинции, «душ, помнится, пятнадцать». Делами поместья занимается его отец. Сама же Арина Власьевна очень образована и немного знает французский язык (что было привилегией дворян). Евгений Базаров единственный ребенок в их семье, поэтому к нему отношение со стороны родителей довольно трепетное. Они часто попускают ему прохладное отношение к себе.

Происхождение и род занятий

Евгений Базаров – студент. Он пошел по стопам своего отца и в будущем свяжет свое деятельность с медициной. «Я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» – так говорит он о себе сам.

Отец его старался дать сыну хорошее образование и воспитание, поощрял его любознательность и любовь к исследованиям: «рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания». Это значительно помогло Базарову стать успешным в своей профессии.

Он не благородного происхождения, но это не мешает ему занять выгодное положение в обществе и обзавестись хорошими друзьями. Его друзья и знакомые считают, что Базаров сможет добиться значительных результатов на поприще медицины и естественных наук.

Образ жизни и привычки

Базаров ведет активный образ жизни. Он рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Основную массу времени он проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят сделаться более компетентным в качестве врача: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился».

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Павла Петровича Кирсанова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

Не сторонится Евгений и общества. Он охотно наносит визиты разным людям. Ведет там он себя в зависимости он ситуации. В обществе аристократов (если это не ужин в узком кругу) он, в основном, сдержан и редко вмешивается в ход беседы. В общении с дворянами «низшего ранга» или с людьми сродными с ним по социальному статусу Евгений ведет себя активно и часто вольготно. Порой его вольности настолько вызывающие, что кажутся неприличными.

Евгений любит сытно и вкусно поесть. Не лишает себя удовольствия выпить вина, в основном в больших количествах.

Суть нигилизма Евгения Базарова

Позиция Базарова в обществе необычна и противоречива. Он приверженец нигилизма – философского течения 60-х годов XIX века, распространенного на территории России. В своей основе это течение содержало крайне негативное отношение ко всем проявлениям буржуазно-дворянских традиций и принципов. Суть своей философии Базаров объясняет так: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Личностные качества

Первое, что бросается в глаза читателю – это простота Евгения. Об этой его отличительной черте мы узнаем с самых первых страниц романа – его друг Аркадий неоднократно акцентирует внимание отца на этом факте, во время их поездки в родовое поместье. «Человек простой» – говорит Кирсанов-сын. У Николая Петровича первые впечатления о встрече с Базаровым были смазаны радостными переживаниями – после долгой разлуки он наконец-то дождался сына, но все же некий осадок по отношению к Евгению прочно осел в сознании Кирсанова-отца.

У Базарова незаурядный ум. Это касается не только сферы медицины, но и других сфер деятельности. Такое положение вещей стало причиной развития такого негативного качества, как самоуверенность. Евгений явно осознает свое умственное превосходство по отношению к большинству окружающих его людей и не может удержаться от резких замечаний и критики. Сопутствующим качеством к этому крайне непривлекательному букету добавляется еще и самолюбие. У Павла Петровича такие качества кажутся несовместимыми с родом деятельности Базарова. Дядя Аркадия утверждает, что человек с таким характером не может быть полноценным уездным врачом.


Евгений думает, что он «человек положительный, неинтересный». На самом же деле он довольно привлекательная личность. Его взгляды нестандартные, они мало чем похожи на общепринятые. На первый взгляд, кажется, что он действует по принципу противоположности и противопоставления – Евгений противоречит фактически любой мысли, но, если хорошо разобраться, то это не просто прихоть. Базаров может объяснить свою позицию, привести аргументы и доказательства, свидетельствующие о его правоте. Он довольно конфликтный человек – готов затеять спор с человеком любого возраста и положения в обществе, но между тем, он готов выслушать своего оппонента, проанализировать его доводы, или же сделать вид, что делает их. В этом плане позиция Базарова заключается в таком тезисе: «Докажи мне свою правоту и я тебе поверю».

Несмотря на готовность Евгения к дискуссии, он очень упрямый, его сложно переубедить, на протяжении романа никому не удалось полностью поменять его отношение к определенным вещам: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Фольклорные элементы в образе Базарова

Евгений Базаров не обладает даром красноречия. Он не любит утонченную манеру разговора аристократов. «Об одном прошу тебя: не говори красиво» – говорит он своему другу Кирсанову. В манере разговора Евгений придерживается принципов простого народа – немного грубая речь с множеством вкраплений фольклора – пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки Базарова отображают позицию молодого лекаря в обществе.

Многие из них относятся к положению народа и его невежества. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения». В этом случае ситуация усугубляется тем, что у Евгения двоякое отношение к простым людям. С одной стороны, он презирает мужиков за их необразованность и излишнюю религиозность. Не упускает возможности высмеять этот факт: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» С другой стороны по своему происхождению Евгений ближе к простым людям, чем к аристократии. Он искренне сочувствует мужикам – их положение в общество крайне затруднительно, многие находятся на грани нищеты.


Базаров отвергает существование человека в гармонии с природой. Он считает, что человек вправе распоряжаться всеми доступными ресурсами природы, а не благоговеть перед ней: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Он считает, что порой стремление к образованию переходит все границы здравого смысла и люди забивают себе голову совсем не нужной им информацией: «В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».

Отношение Базарова к любви и романтике

Будучи циником и прагматиком, Базаров полностью отвергает чувства любви и симпатии. «Любовь - белиберда, непростительная дурь» – говорит он. В его глазах мужчина, позволивший любви овладеть своим умом, не достоин уважения.

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец».

В первую очередь это происходит из-за пренебрежительного отношения Базарова к женщинам в целом. В его понятии женщины весьма глупые создания. « Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший». Он рассматривает любовную связь с женщиной только с позиции физиологии, остальные проявления ему не знакомы, поэтому он их и отвергает.

В этом отношении Базаров допускает противоречия. Несмотря на высказывания о бесполезности для общества женщин он предпочитает их общество, особенно в том случае, если представительницы противоположного пола обладают привлекательной внешностью.

История любви Базарова и Одинцовой

Евгений Базаров очень цинично относился к любым проявлениям нежности и любви. Он искренне не понимал людей, которые теряют голову от любви – ему казалось это чем-то неприличным, а такое поведение недостойным для уважающего себя человека. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – подумал он».

В один прекрасный момент Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой – молодой вдовствующей девушкой, и попадает в сети любовных уз. В начале Евгений не осознавал своей влюбленности. Когда он с Аркадием Кирсановым посетили Одинцову в ее номере, Базаров ощущал непонятное, несвойственное для него смятение.

Одинцова приглашает друзей к себе погостить в имении. Аркадий, в отличие от Евгения, не скрывает своего восхищения девушкой, поездка будет хорошим способом наладить отношения и добиться благосклонности девушки.

Однако происходит все наоборот – поездка в имение Одинцовой стала губительной для влюбленности Кирсанова, но подала надежду для Базарова.

В начале Евгений пытается скрыть свои чувства. Он начинает вести себя слишком вольготно и развязно. Однако это длится недолго – любовные переживания все больше овладевают Базаровым: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

Возникшее чувство стыда и недовольства постепенно уходит – Базаров решается признаться в своих чувствах, но взаимности не добивается. Он замечает, что Одинцова тоже не ровно дышит по отношению к нему, поэтому ее пренебрежение чувствами действуют на него удручающее. Евгений не знает точной причины отказа, и не решается узнать об этом у своей возлюбленной.

Таким образом, Евгений Базаров – очень противоречивый персонаж романа Тургенева. Он талантливый и умный, но его грубость и цинизм перечеркивают все его достоинства. Базаров не умеет находить компромисс в общении с людьми, его возмущает факт несогласия с его точкой мнения. Он готов выслушать оппонента, но на практике все выглядит иначе – это всего лишь тактический ход – для Базарова все решено, его не интересуют другие позиции.

Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах

4.2 (84.62%) 13 votes
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения