Какого числа было родительское в. В Радуницу принято радоваться. Другие поминальные дни после Пасхи



В этой статье мы поговорим именно про родительский день в 2017 году и какого числа Радуница. В этом году она выпадает на 25 апреля. А вообще, если рассматривать в черед лет, то нужно просто искать дату второго вторника от наступления православной Пасхи.

Конечно, не является единственным днем в течение года, когда православные верующие поминают своих родителей. Несмотря на то, что дни поминовения называются «родительские» вовсе не обязательно ехать на кладбище только для того, чтобы почтить память родителей. Вы можете навестить того человека, которого любили и по которому скучаете вне зависимости от степени родства.

В Радуницу принято радоваться

День 25 апреля – точная дата, когда будет родительский день в 2017 году, какого числа (во вторник). Это второй по счету вторник после Пасхи, который приходится на Фомину неделю. Интересно, что «Фомина» неделя называется потому, что посвящена апостолу Фоме (именно из-за него в народе закрепилась такая поговорка как «Фома неверующий).
На этот вторник Радуница выпадает по нескольким причинам. Во-первых, если обращаться к народным традициям и к временам язычества, приблизительно в этот день было принято ходить на кладбище. Сторонники этой теории даже утверждают, что название дня произошло от слова «род». Потом, когда было принято христианство, то этот день сделали днем поминовения усопших уже после Пасхи как важный праздничный день.

Что касается современных церковных традиций, то , действительно, является праздником. Люди интересуются, когда начинается родительский день в 2017 году, какого числа, потому что с наступления Пасхи это первый день, когда можно идти на кладбище. Если вы привыкли делать это в саму Пасху или в течение святочной недели, то нужно менять неправильную привычку. В день Радуницы мы радуемся наступлению Пасхи вместе с нашими усопшими предками и близкими людьми. Вторая часть историков считает, что название праздника произошло именно от слова «радоваться».




Другие поминальные дни после Пасхи

С Радуницей, конечно, поминальные дни в течение православного церковного года не заканчиваются. Будут еще дни, когда нужно обязательно утром сходить в церковь на службу и помолиться за своих предков, а потом отправиться на кладбище, чтобы выказать им дань своего уважения.

Предлагаем календарь родительских дней в 2017 году (какого числа после Пасхи):
В день Победы церковь отмечает день поминовения усопших. В церквях проводятся службы в честь людей, которые погибли в период войн. Особенно, конечно, в период Великой Отечественной войны. В этом году данный день поминовения усопших приходится на субботу.
Перед Троицей, в субботу, есть свой родительский период. Этот день так и называется: Троицкая родительская суббота. На службе особенное внимание уделяется молитвам. Вообще же данный родительский день в весенне-летний период считается основным.
Потом уже только осенью, 11 сентября, кладбище посещают в канун праздника Покров. На службах в храмах в этот день вспоминают об Иоанне Предтече и о его мучительной смерти за свою веру.
Последним родительским днем в течение года всегда является Дмитриевская суббота. Она приходится на 4 ноября, и такое название получила в честь Дмитрия Донского. В эти дни во время службы особенное внимание также как и в День Победы, уделяется павшим воинам.




Так что, в течение православного года есть далеко не один родительский день, о котором нужно помнить. Но, если вы в поисках даты именно родительского вторника, Радуницы, то в этом 2017 году он выпадает на 25 апреля. Можно приготовить в этот день



Родительские субботы в 2017 году посвящены именно почитанию усопших. Человека стоит помнить, нужно помнить и после смерти. И близкие могут поминать их, для этого и существуют родительские субботы. Это несколько специальных дней, начало которых приходится на 18 февраля. Даты поминальных суббот смещаются, поэтому стоит ежегодно обновлять календарь.

У каждой семьи есть кто-то умерший, есть по кому плакать и кого поминать. Православные посвящают поминальным службам несколько особых дней, которые зовутся поминальные субботы в 2017 году. Их даты постоянно смещаются, поэтому стоит ежегодно следить за календарем.

Поминальные субботы

– будет 18 февраля, первая и наиболее торжественная среди поминальных суббот. Главная задача дня, напомнить всем о приближении страшного суда. Если посмотреть церковные хроники, некогда первые христиане сами ввели эту традицию, когда 18 февраля пошли молиться, желая упокоения своим мертвым родственникам и друзьям.




Сохранилась традиция семейных сборов, когда верующие накрывают столы, готовят приборы усопшим тоже, словно те могут действительно прийти и присоединиться к трапезе. Интересно, как это перекликается с учением, что у Господа равны все, как усопшие, так и живые. Мертвых для него нет.

Ее считают 2 седьмицей, ведь 11 марта уже идет Великий пост. Родительские субботы для православных, большое событие для церкви. Проходит масштабная служба, посвященная всем усопшим христианам, неважно, когда они покинули сей мир. Также храмы служат особые панихиды по просьбам верующих.

Считается 3 седьмицей, ведь пост еще продолжается и по ним высчитывают день для поминальной субботы. Он посвящен также поминанию всех умерших членов семьи, также друзей и других христиан, придерживавшихся православия. Церковь посвящает им свои службы.

Считается 4 седьмицей, здесь нужно стать особенно близким с родными, не только живыми, но и умершими. Вспоминать их, день для покаяния, воспоминаний, благодарения. Ведь умершие жили, дарили свою любовь, заботу, они не ушли впустую. Оставили следы в сердцах близких. Смерть не должна навек разделять родных, и церковь учит людей не бояться ее, а принимать как неизбежное, помогая христианам. Усопших провожать и облегчать им дорогу там молитвами, а живых призывает поддерживать друг друга.




День, предназначенный именно для посещения кладбища. Остальные субботы поминания были только в церкви. В люди посещают богослужение, также Литургию и полную панихиду, которые проводят храмы, затем уже едут к кладбищу.

Важно! Кто посещал кладбище наверно видели на некоторых могилах кроме цветов кусочки хлеба, сладости или даже стакан водки, бутылки. Родные оставляют это для своих умерших родственников. Многие полагают, так принято. Однако церковь решительно против. Усопшим важны лишь молитвы, человек приходит в мир голым, не имея материальных благ, и уходит также. Ему уже не нужна ни еда, ни тем более водка. Подобный обычай ввели в СССР.

Конечно, детям часто оставляют игрушки, сладости, в этом нет для церкви ничего крамольного, но оставлять водку или черный хлеб нельзя. Покойным родным нужна лишь память близких, их молитвы и службы. За могилкой конечно стоит ухаживать, следить за оградкой, полоть весной, чтобы не поросла травой, посещать иногда. Но приносить что-то дорогое или еду не стоит. Дорогие вещи приманят воришек, а еда только испортится. Тем более водку нельзя наливать или оставлять бутылки. Это некрасиво и не имеет к поминальным обычаям отношения.




Алкогольное поминание же разрешается церковью, но это лишь вино и то немного. Радоницу отмечают на территории кладбища, это давний обычай.

Считается, что тогда апостолы рассказывали о Спасителе всем язычникам, также иудеям, называя его великим Судьей для всех живых и всех мертвых. Господь Всевышний именно в эту субботы готов выслушать молитвы томящихся в Аду.

Раньше тогда поминали только пострадавших на Мамае, лишь позже молились обо всех умерших, исключая только самоубийц. Можно посещать кладбища, устраивать скромные, поминальные трапезы. Церковь зовет не забывать о умерших. Главная задача в , вспомнить всех, кто погиб, отстаивая православную веру или за нее.

А, он не только веселый праздник, день Победы, когда стоит радоваться и вспоминать славные заслуги предков, но и одна из родительских суббот будет 9 мая. Интересно, что этот день не является субботой, хоть отмечен церковным календарем наряду с остальными субботами. Тогда поминают жертв войны, не обязательно лишь сороковых годов и не только солдат, но и мирных жителей, которые тоже заплатили жизнями за славный день.

Родительские субботы все с подвижными датами, кроме 9 мая, он закреплен. Поэтому не всегда выходит на субботу.




Важно! Увы, если у вас есть кто погиб самовольно, то нельзя молиться о нем наравне с другими погибшими внутри храма. Только дома. Также нельзя писать имена самоубийц и отдавать священнику. Неважно, знает он о факте смерти или нет. Всевышний ведь видит и обман не поможет погибшему. Но самим молиться за несчастных самоубийц можно. Дома, вспоминая и прося прощения за них у Бога. Ведь церковь считает самоубийство страшным грехом.

Христиане верят, душа вечна. И она переживает несколько воплощений. Когда умирает тело, его нужно хоронить, проводить специальные поминальные службы. А душе дать время проститься с родными, оставить землю и уйти дальше. Помочь живые родственники могут лишь одним: молитвами. Причем молиться нужно веря в силу слов, от души.

Так люди напоминают Господу о своем мертвом родственнике, просят для него покоя и снисхождения. Ведь каждый человек – грешен, нет абсолютно святых и безгрешных людей. Каждому есть, за что просить прощения. Умерший уже не может молиться сам, он полагается на родственников и их молитвами становится все ближе к Отцу.




Поэтому церковь специально отделяет от поминальных дней. Молиться в момент поста нельзя, только в определенные, выделенные церковным календарем дни. Тогда и сами священники молятся об усопших, помогая своим прихожанам.

Поминальные субботы требуют серьезного отношения, христиане обычно ждут их весь год, особенно у кого в семье есть самоубийцы, ведь за них молиться нужно осторожно, чтобы не прогневить Всевышнего больше. Церковь не одобряет разгул и пьянки, особенно для дней поминания, когда люди принимают много алкоголя и под конец уже сами не помнят, зачем собрались.

Родительские субботы в 2019 году - дни особого поминания усопших. В это время в православных храмах совершают особое поминовение ушедших из жизни христиан, а верующие посещают на кладбищах могилы своих покинувших этот мир родственников. Родительских суббот в церковном календаре на протяжении года семь.

Особые дни поминовения усопших стали называть родительскими субботами потому, что в первую очередь вспоминали своих покойных родителей, а после и других умерших родственников и прочих близких людей. По другой версии название сформировалось потому, что некогда было принято называть покойных родителями, то есть «отошедшими к отцам».

Вселенские родительские субботы

Если речь идет о вселенской родительской субботе, подразумевается, что происходит поминовение всех крещеных христиан. За семь дней до начала Великого поста отмечают Мясопустную вселенскую субботу. Мясопустной субботу называют потому, что она выпадает на одноименную неделю, которую также называют Малая масленица. Это - первая родительская суббота в марте.

Накануне праздника Пятидесятницы отмечают Троицкую Вселенскую субботу . В Троицкую субботу также в молитвах поминают всех крещеных христиан. В эти дни совершаются особые вселенские панихиды. Служат панихиду «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Пять прочих родительских суббот

Радоница или Радуница приходится на вторник после Фоминой недели, то есть второй недели после Светлого Христова Воскресения. Главная тема этого дня - победа воскресшего Христа над смертью. В этот день по традиции верующие посещают кладбище и у могил умерших родственников славят воскресшего Сына Божия.

9 мая в день победы в Великой Отечественной Войне в храмах служат панихиду о множествах воинов, которые отдали свои жизни за спасение Родины. Многие семьи потеряли кого-то из близких в этой страшной и продолжительной войне. Поэтому в этот день поминают как всех погибших солдат, благодаря подвигу которых и состоялась Великая Победа, так и своих близких, погибших во время войны.

Димитриевская родительская суббота также связана с военными действиями, только происходившими несколькими веками ранее. Речь идет о Куликовой битве 1380 года. Изначально в этот день поминали воинов, погибших во время масштабного сражения.

Позже этот день трансформировался в день поминовения всех усопших, на что есть указание в новгородской летописи 15 века. Известно, что в 1903 году император Николай II издал указ, предписывающий совершать панихиду в память о погибших за Родину воинах «За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

В 2019 году православные родительские субботы отмечают в следующем порядке:

  • 16 марта - Суббота мясопустная
  • 23 марта - Суббота 2-й седмицы Великого поста
  • 30 марта - Суббота 3-й седмицы Великого поста
  • 6 апреля- Суббота 4-й седмицы Великого поста
  • 7 мая, вторник- Радоница, общецерковное поминание умерших
  • 9 мая - Поминовение усопших воинов
  • 26 мая - Суббота Троицкая
  • 3 ноября - Суббота Димитриевская

Особенности родительских суббот

В дни вселенских родительских суббот совершают панихиды, заупокойные богослужения, во время которых верующие читают молитвы о своих умерших родственниках, просят для них у Бога прощения грехов. По уставу во время родительских суббот второй, третей и четвертой во время Великого поста не совершают заупокойные поминовения, то есть: заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты. Эти дни специально отведены для того, чтобы верующие могли отдать дань памяти близким людям.

Вечером в пятницу накануне родительской субботы в храмах служат великую панихиду (парастас). На заупокойную Божественную литургию можно передать записки с именами ваших покойных родственников. В этот день по древней традиции принято приносить в храм постные продукты и кагор для совершения литургии. Вино и постные продукты, принесенные в храм в пятницу, называют принесенными «на канун».

В прежние времена было принято, чтобы верующие прихожане приносили постные блюда для общего стола в храме, где можно было поминать дорогих сердцу умерших родственников. Эта традиция сохранилась, только приобрела меньшие масштабы.

Постные продукты и кагор оставляют на специальном столе в храме. Эту пищу используют для нужд храма и для передачи малоимущим людям, которые находятся под опекой того или иного прихода.

Часто перед верующими стоит выбор - посетить могилу родственника в родительскую субботу или прийти в храм на службу. Священнослужители больше склоняются к тому, что для душ ваших близких гораздо важнее искренняя молитва, которую можно совершить во время особенного богослужения. А потому рекомендуют отдавать предпочтение посещению храма.

Можно прочесть молитву об усопших: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Как провести день поминовения усопших

Перед тем, как идти в храм, запишите на листе бумаги имена всех покойных родственников и других близких людей, которых бы хотели упомянуть во время чтения молитвы. Раньше в христианских семьях существовала очень важная традиция - из поколения в поколение записывать имена всех ушедших из жизни родственников. Так формировали семейные помянники, которые использовали во время чтения заупокойных молитв.

В дни особого поминовения усопших очень важно и самому задуматься о том, что такое смерть, возможно, переосмыслить собственную жизнь и отношения с близкими людьми, постараться примириться во всех спорных вопросах .

Очень точно и емко о вопросе взаимосвязи жизни и смерти говорит митрополит Антоний Сурожский. На протяжении пятнадцати лет он проработал военным врачом, а после сорок шесть лет был священником. Вот одна из его цитат: «Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни».

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) - душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

P.S. Смерть - неизбежность, с которой в свое время столкнется каждый из нас. И от правильного отношения к этому вопросу зависит положение человека как в земной жизни, так и после смерти. Митрополит Антоний напоминает, очень важно не совершить такого распространенного греха, как равнодушное или с показной заботой, неискреннее отношение к умирающему родственнику.

В дни поминовения усопших мысленно вы будете проигрывать эти моменты снова и снова: когда могли провести еще несколько минут с близким человеком, а не ссылаться на занятость и ежедневные важные дела, могли подарить ему больше сердечного тепла, но не сделали этого.

Эти дни важны как для покойных, которым живые родственники могут помогать своими искренними молитвами, так и для самих живых, которые, сохраняя память рода, могут духовно растут и заботятся уже не только о земной, но и о вечной жизни.

Торжество Радуницы или родительский день — духовное празднество поминок покойников, уходящий своими истоками в первобытные языческие времена. Православная религия поддержала эту традицию и занесла ее в перечень православных христианских праздничных дней. В соответствии церковным статутом данное празднество справляется на девятые сутки после Воскресения Христова во второй день Фоминой седмицы. Это 1-ый рабочий день после Ясной Пасхальной седмицы. В случае если на этот день случается то или иное торжество, то празднование Радуницы переносится на последующий день. Таким образом, подобным способом возможно установить дату празднования Радуницы в 2017 году. Воскресение Христово в России в 2017 году празднуется 16 апреля. Отсчитываем девять суток и получаем, что празднование родительского дня будет происходить 25 апреля 2017 года .

ИСТОРИЯ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ДНЯ.

Эти торжества совершались у славян еще в давние времена. Сначала само название Радоницы (радоницы, тризны) относилось к божествам, воплощавших почитание мертвых, охранительницам душ скончавшихся пращуров. Радоницам приносились жертвоприношения, в их честь устраивались изобильные торжества и возлияния на погребальных холмах, чтобы умерший мог оценить то почтение, с которым к нему относились оставшиеся в живых. С течением времени термин “тризна” стал означать помины, а “радоница” — весеннее поминовение умерших. Данный обычай был воспринят Русской Православной Церковью. Слово «радоница» исходит от сочетания слов «радость» и «род». Торжество это занимает заметное место сразу после празднования Светлой пасхальной недели и обязывает православных верующих не очень предаваться печали по ушедшим в мир иной, а возрадоваться их вечной жизни вместе с Господом Богом. Весь христианский мир празднует Христово Воскресение, его торжество над земной смертью, а затем, через девять суток, верующие отмечают возрождение к новой жизни своих предков, родных и близких, поминая их в особый день – Радуницу. Смерть в христианстве связана с вечностью, души не имеют срока, они живут вечно на небесах и радуются за живых людей. Возрождение Христа, как символ победы жизни над смертью, вытесняет грусть о расставании с близкими.

“На радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут”, то есть занимаются различными видами работ, навещают места захоронения и развлекаются вечером. Это торжество давно стало светским днем памяти, в отличие от церковных родительских суббот.

Кладбища – это освященная церковью территория, где находятся покойники в ожидании предстоящего воскресения. По обычаям и законам языческих государств и народов места захоронения считали священными и неприкосновенными, за надругательством над которыми полагались различные виды наказания. Из давних языческих времен сохранилась традиция отмечать место захоронения насыпанием над ним холма. В развитие этого обычая, христианская Церковь украшает могильный холмик победным знамением нашего спасения – крестом, изображенным на намогильной плите или установленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

В году всего восемь родительских дней и семь из них приходятся на субботы и называются родительскими субботами. Радуница 2017 — самый важный из них для каждого православного христианина. Он напоминает нам о необходимости заботиться о душах наших предков. Считается, что это день радости, потому что умершие уходят в новую вечную жизнь. Обычай поминать усопших не отмечен особым последованием в Уставе. Основывается он на том, что в Фомину неделю вспоминается сошествие Христа в ад и с понедельника Фоминой недели Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших — живые радуются благой вести о Воскрешении с мертвыми. Нужно обязательно знать дату родительского дня, чтобы воспользоваться возможностью вспомнить своих умерших родных, близких и знакомых, помянуть их, посетить кладбища, на которых они похоронены и прибраться на могилках.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ 2017?

Довольно значительное количество людей посещает родных и близких на кладбище именно в праздник Пасхи . Многие, к сожалению, придерживаются традиции сопровождать посещения умерших неумеренным потреблением алкогольных напитков. А те, кто не делает так, очень часто даже не знают, когда в Пасхальные дни можно (и нужно) поминать покойников. Первое после Пасхи поминовение почивших совершается на второй пасхальной седмице (неделе), после Фомина воскресенье, во вторничный день. А распространившаяся традиция ходить на кладбище в сам праздник Пасхи, входит в противоречие с богослужебным уставом Церкви на том основании, что нельзя допускать смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного: до девятого дня от Пасхи поминовение умерших совершать нельзя. Если же человек уходит в мир иной на Пасху, тогда его хоронят по особому пасхальному чину.

В тоже время на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах умерших, куда приносят пасхальные куличи, крашеные яйца и другие пасхальные яства. Количество блюд по традиции должно быть нечетным. Там совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищим в виде подаяния на помин души. На кладбище происходит реальное, живое бытовое общение с умершими. С ними делятся радостями и горестями происшедшими с момента последнего посещения кладбища. Кроме того, придя на кладбище в родительский день, нужно зажечь свечку и усиленно помолиться. Для совершения литии во время поминовения умерших, следует пригласить священника. Также можно прочесть Акафист об упокоении усопших. Затем надо прибрать могилу, немного помолчать, вспоминая почившего. Церковь осуждает некоторые народные обычаи, происходящие в этот день. Не нужно пить и есть на кладбище, недопустимо лить спиртное на могильный холм – эти действия оскорбляют память мертвого. Традиция оставлять на могилке рюмку водки с хлебом является пережитком языческой культуры и не должна соблюдаться в христианских православных семьях. Еду лучше отдать нищим или голодным. Пусть они помолятся за наших усопших, и тогда Господь, возможно, пошлёт какое-нибудь утешение нашим родным. Но несмотря на это многие люди, как и их предки, приходят на кладбище, чтобы самому пригубить и покойнику налить.

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После литургии нужно отслужить панихиду.

В некоторых регионах Российской Федерации Радоница была днем домашнего и церковного поминовения, когда навещать усопших на кладбищах было не принято. Так на северо-востоке России, а также кое-где в Белоруссии готовили баню для мертвых, оставляя для них воду с веником, чистое белье, а сами при этом не мылись и даже не заходили в баню. А на утро на золе, рассыпанной на полу искали следы умерших.

Также в этот день сложилась традиция “окликания дождя”. Дети несложными заклинаниями вызывали первый весенний дождь..Народные приметы утверждают, что не было ни одного радоницкого вторника, в который не капнуло бы несколько капель дождя. Если после заклинаний начинался дождь, то все начинали умываться “небесной водицей”, которая должна принести счастье. Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки должны умыться дождевой водой через золотые и серебряные кольца. По народным верованиям это надолго сохраняло красоту и молодость.

ТРАДИЦИИ НА РАДОНИЦУ.

Изначально этот замечательный праздник отмечался на каком-либо возвышении, оттого и название Красная горка. Для гулянья жители еще до рассвета собирались всей деревней, чтобы почтить главное божество - Ярило. На этом же месте и устраивали веселые праздництва с богатым столом и множеством различных развлечений и игр. А как только появлялось солнце, то всей деревней кричали: «Слава Яриле! Здравствуй, красное солнышко!»

Также было принято раньше зазывать весну. В разных деревнях то и дело можно было услышать: «Приди к нам весна! Со радостью, со милостью! Со рожью зернистую, со овсом кучерявым, с ячменем усатым …». Многие верили, что если этого не сделать, то урожай будет скудным и небогатым.

Находили время и для того, чтобы сходить на кладбище к усопшим родственникам. Как и сегодня, народ нес много яст и вареные куриные яйца. Однако наши предки не просто подкладывали их под могилу. Для начала они его били о могилку, после чего очищали и скорлупу закапывали в землю, а само яйцо отдавали бедным.

Стоит отметить, что раньше Радоницу отмечали не один день, посему гуляли всем селом, приглашая в гости к себе и другие деревни. Обязательно всех угощали традиционными для этого дня блюдами - яичницей, блинами, караваями, различными пирогами, в общем всем, что было в форме круга. Обязательным развлечением в этот день было катание яйца с горы. У кого дольше всех прокатится яйцо и не разобьется, тот и будет всех счастливей на все село.

Красная горка еще была праздником любви, а все потому, что это тот праздник, когда собиралось много молодежи и не только с одной деревни, иногда даже с нескольких сел. Молодые люди присматривались друг другу, знакомились, а некоторые в игровой и шутливой форме признавались в любви или симпатии. Поэтому Радоница всегда была праздником зарождения любви и крепкой семьи. Девушки же к этому празднику готовились особенно - наряжались в новую красивую одежду, плели косы и вплетали в них цветы или даже венки с лентами. А вот оставаться дома в Радоницу считалось плохой приметой, кроме того, молодежь в таком случае не упускала возможности поглумиться над таким человеком и придумать различные смешные прозвища. Многие верили, что тот, кто останется в этот день дома, обязательно в грядущем году будет несчастен.

Замужние и взрослые женщины старались в этот день приготовить как можно больше еды, чтобы часть отложить для храмов, а другую часть отдать нищим. Многие верили, что это может принести удачу в грядущем году.

Еще Красная горка всегда считалась самым удачным днем для свадьбы и совсем не из-за приметы или суеверий, а потому, что свадьбы зависели от посевного сезона. Поэтому отмечали их или ранней весной или поздней осенью до сбора урожая. Возможно из-за этого часто можно услышать, что Радоница - Девичий день.

А для тех, кто в этот праздник посватался, был отдельный обычай. Для этого всей молодежью в селе собирались и отправлялись толпой к дому, где отмечали сватанье. Под домом они пели песни, а иногда даже показывали представления, за что их угощали вкусными блюдами со стола. А девушку и парня, которые были сосватаны, называли «вьюница» и «вьюнец».

Так как дождь на Радоницу была хорошей приметой, то его старались вызвать. Для этого дети на улице его окликали: «Поливай, дождь, на бабью рожь, на дедову пшеницу, на девичий лён поливай ведром». Или: «Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!».

Если все же начинался дождь, то весь народ выходил на улицу и умывался этой водой на счастье, а девица обязательно брала с собой серебряные кольца и через них также умывалась.

ПРИМЕТЫ НА РАДОНИЦУ 2017.

Плохой приметой полагалось, если в этот день не прийти на могилку к родным. Считали, что и этого человека никто не помянет и не вспомнит после смерти.

Ни в коем случае нельзя было раньше начинать какие-либо работы на огороде. Считалось, что это может привести к засухе, неурожаю и смерти одного из близких.

Нехорошей приметой был и дождь до обеда, после которого вечером дует ветер. В таком случае считалось, что предки не довольны тем, что о них забыли и не приходят на могилки. А вот если в Радоницу просто идет дождь, а ветра нет, то это к счастью в доме и к богатому урожаю.

Та хозяйка, которая первая приготовит праздничную трапезу, первая будет и собирать жатву, при чем урожай у неё будет богаче, чем у остальных.

Также наши предки верили, что та семья, которая первая придет на кладбище будет самой счастливой в году, а даже возможно, получит особенную мудрость, которая поможет в решении многих проблем.

ГАДАНИЯ НА РАДОНИЦУ 2017.

Гадания на Радоницу 2017. На Радоницу незамужние девушки собирались вместе и гадали. При этом необходимо отметить, что на Радоницу не было четко установленных ритуалов, как правило девушки применяли те гадания, которые использовались на все святки. Например, девушки пытались узнать судьбу с помощью книги.

Весной женщины плели венки из березовых веток, а потом шли к реке, чтобы пустить его на воду. Полагали, что куда поплывет венок, оттуда жених и придет. В случае, если он задерживался у берега, то в этом году замужества не будет, если же венок тонул, то предполагали что быть беде. Многие девицы верили, что в таком случае в скором времени она умрет.

Одним из самых распространенных гаданий было гадание на березовой ветке. Незамужние девушки отправлялись в рощу и срывали одну веточку. Затем перед сном клали её под подушку. Кто в эту ночь придет во сне, тот и будет её жених.

Видео: родительский день 2017.

4.9 (97.02%) 228 votes

Что делает душа усопшего в течение 9 и 40 дней, как следует молиться о здравии и за упокой душ близких, что говорили святые отцы о такой молитве и как помочь тем, кто не задумывается о своем спасении?

В ответ на накопившиеся вопросы читателей приводим развернутую информацию о грядущих днях особого поминовения усопших – родительских субботах, подборку уместных цитат святых отец от инокини Ливии и сведения о том, как следует молиться о тех, кого лишь условно можно назвать православными людьми.

Искренняя молитва способна растопить даже самый холодный лед…

Поминовение усопших особенная традиция, свойственная Православию, и отличающая его от многих других религиозных течений, в том числе христианских. Например , декларируя формальное следование своей версии Библии, полностью отвергают поминовение умерших и все связанные с этим ритуалы.

В субботу 2 марта – за неделю до начала Великого поста – перед Мясопустной седмицей (масленичной неделей) для православных установлен день особого почитания памяти усопших.


На службу в пятницу под Вселенскую Родительскую субботу и в саму субботу женщины в храм надевают только темные платки.

Из семи дней в году, предназначенных для усиленного поминовения предков, особняком стоят две Вселенские поминальные субботы : Мясопустная и .

Основной смысл Вселенских (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве о спасении душ всех почивших православных христиан, независимо от их личной близости к нам. Вспомните родителей, пращуров: не пропустите службу и помин!


На Рогожском во время родительских суббот и молебнов всегда оживленно

«И мы были такими же, как вы, и вы будете такими же, как мы»

Так говорят своим посетителям тихие братские усыпальницы в обособленном иноческом государстве на горе Афоне. Для монахов особенно чувствительна, по соответствующему образу жизни, эта неразрывная связь видимого и невидимого мира, когда все внутреннее духовное устремление направленно к восходу в тот будущий невидимый и неведомый мир, который неизбежно встретит каждого из нас и определит свое место на бесконечные веки.


«…В этот день творим мы память всем человеком, скончавшимся от века в вере и благочестии, того ради, что многие безгодную подъяли смерть: в море, и непроходимых горах, стремнинах и пропастях, от глада и запаления, от брани и студения, и иным образом смерть претерпели. Посему, человеколюбия ради, святые отцы память сим творить от Соборной Церкви узаконили, апостольское предание приемлюще.

В субботу же память душам творим, потому что суббота – день покоищный, на покой от житейских соблазнов приходят усопшие. Повелели святые отцы за усопших творить поминание, глаголя, что милостыни и службы великую тем подают ослабу и пользу.


Поминальный крест в селе Слободищи, установленный силами Рогожских казаков

Повесть о том святого Макария Великого.

Спрашивал святой Макарий, обретши на своем пути сухой череп нечестивого елина: имеют ли когда во аде некоторую ослабу.

Тот же отвечал ему, многую ослабу имеем и мы, когда христиане за усопших своих творят молитвы. И Григорий многословый молитвою царя Траяна из ада избавил. И богомерзского Феофила Феодора царица святых ради исповедник мужей от муки исхитила.

Глаголет же Великий Афанасий, аще и святой жизни человек скончается, не отрицайтесь милостыни и свечи на гробе, Христа Бога призывая, запалить, приятно то есть Богу и многое приносит воздаяние. Если грешен человек – разрешаются прегрешения, если праведен – большую мзду приемлет.

Поминальная молитва, размещенная Рогожскими казаками на одном из своих поклонных крестов

Говорят святые отцы, что познают в месте светлом души друг друга, всех знают, и тех, кого раньше никогда не видели, как учит о том свт. Иоанн Златоуст, представляя притчу о богатом и Лазаре. Но видят не телесным, а некоторым иным образом и единый имеют все возраст.

Глаголет о том Великий Афанасий:

И до общего Воскресения даровано святым познавать друг друга и веселиться. Грешники же сего лишаются. Ведомо же есть, что в местах отличных души праведных и грешных пребывают. Праведные упованием радуются, грешные же чаянием злых мучатся и печалятся. Но сие только еще отчасти, а не совершенным образом, до общего Воскресения.


Крест, установленный на Рогожском кладбище по проекту атамана Рогожской казачьей станицы в память о всех захороненных на кладбище старообрядцах

Подобает и то знать, что крещенные младенцы, аще так представятся, вечной пищи насладятся, некрещенные же и язычников, ни в Царство, ни в геену не пойдут, но есть им особое место. Как отходит душа от тела, ни единого земного попечения уже не помнит, но лишь о тамошних печется.

Третины по усопшим творим, того ради, что в третий день человек вида своего изменяется.

Девятины потому, что в девятый день все тело растекается, хранится одно лишь сердце.

Сороковой день – когда уже и сердце погибает.


Не стоит бояться смерти, нужно жизнь свою готовить к суду Страшному

В зачатии же так бывает младенцу: в третий день живописуется сердце. В девятый составляется плоть. В сороковой – совершенный вид воображается. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком, аминь.» (Постная Триодь, синоксарь на Мясопустную субботу).

Наставляя нас к духовному ведению, напоминают святые отцы о том, что единый последний смертный час, как придет, так и определит всю ценность прожитой человеческой жизни. Чтобы готовы были встречать тот час светлым разумом, верою и упованием. Великая восстает тогда брань, на границе вечности.

Знают лукавые духи, что решается ныне первый суд о душе человеческой и со страшной силой нападают они на ту душу, чтобы удержать ее себе. Нет тогда уже времени покаяния тяжким нераскаянным грешником, но ясно обнаружат они, другим на страх и в назидание, все внутренне свое непотребство, от лукавых мыслей и дел, которое хранили они в этой жизни в тайниках лицемерных сердец.


Поминальный крест, установленный Рогожскими казаками, выполненный по авторскому проекту Димитрия Власова

Многие земные деспоты и богохульники умирали в страшных муках и исступлении ума, как, например, Ульянов-Ленин, который, по свидетельству очевидцев, в последние часы никого уже не узнавал и просил прощения в своей комнате у шкафов и стульев, за совершенные преступления.

Про одну известную американскую актрису есть повествование, что, умирая, она велела подать ей самое любимое платье, и так и умерла, вцепившись в него даже зубами непреодолимою железной хваткой.


Рогожское кладбище. Фото диакона Александра Говорова

Другой – еврейский банкир, на глазах у ошарашенных наследников, сумел, с невероятною для последних минут жизни ловкостью и скоростью, извлечь из тайника под собственным матрасом и заглотить драгоценную кладку с алмазами…

Когда же поняли, в чем было дело и попытались принять супротивные меры, последний алмаз был уже погребен у него в утробе. С тем и умер.

Говорят святые отцы, что вся эта жизнь, как долгая дорога, несет человек то, что по ней собирает. Если грехи и страсти – в свое место, добродетели и стремление к совершенству – в свое. Сколько кому и куда не идти, все приходят к одному своему могильному холмику.


Старинный гроб-домовина, который предусмотрительные старообрядцы старались изготовить себе еще при жизни

Никогда нельзя забывать об этом, но, в благочестивом размышлении, вспоминать и думать о непостоянстве нынешнего века, в котором и самый премудрый человек не может точно знать за себя самого – что готовит ему нынешний день или ночь, и не ждет ли его нынче же вечность. Посему еще и узаконили для нас учителя церковные поминальные субботние дни, чтобы мы глядели на них душою, как на зеркало, в котором отражается наша вечная духовная сущность и, памятуя об этом, отступали от всякого греха.

Урал. Поклонный крест в городе Реж на месте старообрядческого кладбища

Как правильно молиться О здравии и За Упокой?

Некоторое время назад на Рогожском состоялся заказной молебен преподобному Паисию Великому. Богослужение возглавил предстоятель РПСЦ высокопреосвященнейший митрополит Корнилий.

В преддвери очередной Родительской субботы мы решили привести несколько важных мыслей о правилах и практике моления в РПСЦ за тех, кто находится в Церкви и вне ее ограды.

Молитва всему голова

Благочестивая традиция заказывать молебны по тому или иному поводу испокон веков присуща православным христианам, однако в последнее время на Рогожском такие дополнительные службы случаются не так часто, как раньше.

Несмотря на то, что богослужение добавляет еще около полутора часов к и без того долгой воскресной службе, всегда находится немало желающих присоединиться и написать записки о здравии (молебнов за упокой не бывает).

Возглавляет молебны сам владыка Корнилий, причем часто является и их организатором. Например, во время постов, особенно Великого, он объявляет молебны почти каждое воскресенье.


Великопостный , организованный по инициативе Митрополита Корнилия

Помимо мирских забот самым большим недостатком сложившейся практики в Москве является отсутствие информации о таких молебнах заранее. Самые активные прихожане слышат о планах посредством сарафанного радио утром, а некоторые – уже после проповеди владыки. Какому святому и по какому поводу состоится богослужение – обычно сразу обрастает взаимоисключающими версиями… В итоге далеко не все присутствующие на Литургии знают, что сразу после службы представится хорошая возможность сугубо помолиться за свою родню, а значит – не стоит спешить уходить из храма.


Проповедь Митрополита Корнилия после молебна с пожеланием усерднее молиться о мире на Земле

Преподобныи отче Паисие Великий, моли Бога о нас!

В данном случае повод задержаться оказался очень серьезный: был заказан молебен преподобному Паисию Великому , который имеет от Бога благодать облегчать загробную участь православных христиан, умерших без покаяния. Ему же особо молятся и за тех, кто был крещен в православной вере, но по тем или иным причинам удаляется от посещения богослужений и исповеди.


Большой образ преподобного Паисия Великого украшает свод северного фасада

Молитесь о вразумлении прогульщиков

Беглый опрос присутствовавших в храме показал, что люди хорошо знают о всевозможных запретах и ограничениях в отношении лиц, которых мы вправе указать в записках о здравии и за упокой, однако далеко не все помнят о своих «правах». Напоминаем теперь и читателям «Старообрядческой мысли»: в Церкви существует законный способ молитвы и за тех, кто не ходит в храм.

Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся 4-5 февраля 2015 года, напомнил в своем постановлении о древней святоотеческой практике, согласно которой старообрядцам не возбраняется совершать молебны о здравии в том числе инославных и отлученных. Помимо домашней молитвы для этого предназначены заказные молебны.

О церковной молитве за инославных и отлученных

8.1. Не возбранять священнослужителям совершать молебны о здравии инославных и отлученных, руководствуясь наставлением апостола Павла: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1–4); а также толкованием святаго Иоанна Златоустаго: «Не бойся молиться за язычников; и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других. Потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их» (Творение св. Иоанна Златоуста. Толкование на 1 послание к Тимофею апостола Павла. Беседа 6, том 11, стр. 659).

Материал по теме



ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения