История возникновения вальса. Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев Вальс определение

ВАЛЬС

(франц. valse , через нем. walzer, от walzen, здесь - кружиться) - бальный танец, состоящий в плавном поступательном движении парами. музыкальный размер 3/4. темп обычно быстрый или умеренно-быстрый. появился во 2-й половине 18 в. в городском быту, постепенно развившись из народных танцев Австрии, Чехии, Германии. распространился по всей европе в 19 в. особенную популярность приобрел венский вальс. вальс получил распространение также и в фортепианных, оркестровых, и т. п. пьесах, части крупного произведения и как основа романса, арии.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВАЛЬС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВАЛЬС в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне танцующих вальс предвещает, что у Вас будут приятные отношения с веселым, но склонным к авантюрам человеком.Для молодой …
  • ВАЛЬС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. valse, нем. Walzer, от walzen - выкручивать ногами в танце, кружиться), парный танец, основанный на плавном кружении, сочетающемся с …
  • ВАЛЬС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Вальс (Walzer) - немецкий танец. В старинном В. движение музыки быломедленнее, чем в новейшем, так назыв. венском В. (Wiener Walzer). …
  • ВАЛЬС в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское valse, немецкое Walzer, от walzen - кружиться в танце), 3-дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и …
  • ВАЛЬС
    [французское valse, от немецкого walzer] танец трехдольного вращательного движения; получил широчайшее распространение в музыке 19 и 20 вв.; в ритме …
  • ВАЛЬС в Энциклопедическом словарике:
    а, м. Плавный танец с трехдольным ритмом, а также музыка в ритме этого танца. Вальсировать - танце-вать в.; кружиться в …
  • ВАЛЬС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. Кружиться в вальсе. II прил. вальсовый, …
  • ВАЛЬС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (франц. valse, нем. Walzer), бальный парный танец в трёхдольном размере. В 70-х гг. 18 в. В.- юж.-герм. крест. танец (то …
  • ВАЛЬС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Walzer) ? немецкий танец. В старинном В. движение музыки было медленнее, чем в новейшем, так называемом венском В. (Wiener Walzer). …
  • ВАЛЬС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ва"льс, ва"льсы, ва"льса, ва"льсов, ва"льсу, ва"льсам, ва"льс, ва"льсы, ва"льсом, ва"льсами, ва"льсе, …
  • ВАЛЬС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Парный танец с трехдольным ритмом, основанный на плавном кружении, а также музыка в ритме этого танца. А …
  • ВАЛЬС в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. valsehem. walzer) 1) парный танец, приобретший наибольшую популярность во 2-й половине 19 в.; оказал большое влияние на весь …
  • ВАЛЬС в Словаре иностранных выражений:
    [фр. valse 1. парный танец, приобретший наибольшую популярность во 2-й половине 19 в.; оказал большое влияние на весь бальный репертуар; …
  • ВАЛЬС в словаре Синонимов русского языка:
    бостон, вальс-бостон, вальсик, вальсок, вальс-фантазия, …
  • ВАЛЬС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ВАЛЬС в Словаре русского языка Лопатина:
    вальс, …
  • ВАЛЬС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    вальс, …
  • ВАЛЬС в Орфографическом словаре:
    вальс, …
  • ВАЛЬС в Словаре русского языка Ожегова:
    плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца вальс! плавный парный бальный …
  • ВАЛЬС в Словаре Даля:
    муж. , франц. вальц нем. известная пляска или танец, где кружатся парами; | музыка, мерою в 3/4, для пляски этой. …
  • ВАЛЬС в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    вальса, м. (фр. valse). 1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. Все в вальсе кружатся с величайшим …
  • ВАЛЬС в Толковом словаре Ефремовой:
    м. 1) Бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар. 2) а) Музыка к такому …
  • ВАЛЬС в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар. 2. Музыка к такому танцу. …

(от нем. Walzen - кружить, вращать), романтичный бальный танец в трехдольном размере, состоящий в плавном поступательном кружении пар, а также музыка для этого танца.

Услышав вальс, вы никогда не ошибетесь и не спутаете его с другими танцами. Тысячи песен звучат в ритме вальса. Символ романтической любви, вальс увековечен величайшими композиторами всех стран и времен: Штраусом, Шубертом, Легаром, Глинкой, Вебером, Шопеном, Чайковским. Они вводят мелодии вальса в свои оперы и фортепианные произведения.

Вальс как танец не знает конкурентов. Появившись, он имел огромный успех во всех слоях общества и произвел настоящий фурор в многочисленных бальных салонах.

Предполагается, что он произошел от австро-немецкого народного танца лендлера и французской вольты в конце XVIII в. Правда, лендлер исполнялся очень медленно, а вольта, наоборот, быстро, с прыжками и воздушными поддержками, но оба эти танца состояли в основном из поворотов (вращений ).

Характерная особенность и прелесть вальса заключается в непрерывном и плавном кружении танцующих пар в сочетании с общим продвижением по кругу (линии танца ). Своей непосредственностью, оживленностью и простотой вальс вносил светлую струю в аристократические салоны с их церемонными, жеманными и вычурными менуэтами и гавотами . Хотя вальс, как и большинство бальных танцев того времени, произошел от народных плясок , он встретил отпор со стороны аристократических кругов, диктовавших бальный репертуар. Чопорное, обусловленной строгим этикетом взаимоотношение кавалера и дамы вальс заменял непосредственным общением партнеров. Вальс считался неприличным, неблагопристойным танцем: «как это - обхватить даму за талию и кружиться с ней по залу!» («Русский вестник», 1878 г.) Вальс был самым романтическим танцем, а близость танцующих располагала к нежным объяснениям. Не пошатнет ли такой танец моральные устои общества? Танец подвергался настоящему гонению. Борьба с вальсом велась официально и была непримиримой, выходило множество предписаний о его запрете.

Вальс: Литография Ф. фон Резничека. 1908

В первое десятилетие ХIХ в. в Вене запрещалось вальсировать более 10 минут. Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран.

В России вальс появился в эпоху правления Екатерины II, но не пользовался одобрением императрицы. При императоре Павле I было официально запрещено «употребление пляски, называемой вальсеном». Только Александр I высочайше утвердил вальс в правах, самолично исполнив тур танца на одном из придворных балов .

Вальс традиционно исполнялся вторым танцем на балу и часто был непосредственным продолжением полонеза . Кому-то вальсирование может показаться простым, но нужно много тренироваться, чтобы в движениях пары чувствовались легкость и изящество.

Остановить распространение вальса было невозможно. Популярности вальса способствовали венские композиторы и дирижеры: Ланнер, Иоганн Штраус-отец и особенно Иоганн Штраус -сын, подаривший миру более 400 вальсов.

Специально для вальса открывались большие танцевальные залы, в которых могли разместиться до 3000 пар! Вальс побеждал не только уходящие, но и вновь возникающие, модные танцы.

Весь XIX век прошел под символом грациозного, летящего, страстного вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества; он проник во многие жанры профессиональной музыки: оперу, балет , симфонию, сюиту, его музыка приобрела самостоятельное конкретное значение. Вальс оказал влияние на развитие всей европейской музыки XIX и XX вв.

Вальс менялся и развивался и как следствие дал начало новым танцам, таким, как медленный вальс , вальс-бостон , а также танцы-«гибриды» (вальс-мазурка , вальс-гавот и др.) Был распространен вальс втроем (алеман ) и вальс в два па, популярный в России.

Правда, история вальса знала и временные спады. Появление польки как бального танца в 40-х годах XIX в. немного снизило интерес к вальсу. Но постепенно во всех европейских столицах установилась негласная традиция: первый бал - это обязательно белое платье, смокинг и вальс!

франц. valse, от нем. Walzer, от walzen - выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero

Парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространённых бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Музыкальный размер трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый.

Название "вальс" появилось в 70-х гг. 18 в. как обозначение народного крестьянского танца некоторых областей Южной Германии и Австрии (то же что лендлер, или "немецкий танец").

С проникновением в город (прежде всего в Вену) танцевальные движения и музыка вальса становятся более плавными, темп - более быстрым, определяется яркий акцент на первой доле такта, ритмическая формула

С начала 19 века вальс - самый популярный во всех слоях европейского общества танец. Развитие вальса особенно интенсивно проходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством Й. Ланнера, И. Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна, прозванного "королём вальса". И. Штраус-сын развил излюбленную вальсовую форму своего отца и Ланнера, состоявшую обычно из 5 вальсов. ("Walzerkette" - "цепь вальсов") с интродукцией и кодой, обогатил вальс со стороны ритмики, гармонии, инструментовки. Для вальсов И. Штрауса характерно небольшое укорочение первой доли при исполнении, постепенное ускорение темпа при переходе от интродукции к собственно вальсу. Наиболее известны его вальсы: "Прекрасный голубой Дунай", "Сказки Венского леса", "Весенние голоса". Кроме венского вальса, были распространены различные варианты французского вальса, состоявшего из трёх частей различного темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8. Широко популярны вальсы французского композитора Э. Вальдтейфеля. В 20 веке появляется новый вид вальса - вальс-бостон, пришедший в Европу из Северной Америки в 20-х гг. (назывался также английский вальс, медленный вальс, см. Бостон).

Ранний вальс, мало отличавшийся от лендлера, или "немецкого танца", нашёл претворение в музыке венских классиков (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). Ф. Шуберт, импровизировавший свои вальсы во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая вальсы в лирическую миниатюру. Форма шубертовских вальсов - простая двухчастная или (реже) трёхчастная - типична для ранних вальсов. Такие вальсы часто объединялись в серии, сюиты. Традиции Шуберта в области вальса были продолжены Р. Шуманом ("Бабочки" и "Карнавал " для фортепиано) и И. Брамсом (16 вальсов для фортепиано в 4 или 2 руки, ор. 39, "Вальсы любви" и "Новые вальсы любви" для вокального квартета, а также для фортепиано в 4 руки).

Тенденция к превращению вальса в крупное концертное инструментальное произведение, заметная уже в вальсах И. Н. Гуммеля ("Танцы для зала Аполлона" для фортепиано - с трио, репризой и кодой, ор. 31, 1808), впервые находит полное выражение в "Приглашении к танцу" К. M. Вебера (1819). Преодолевая сюитность, Вебер на основе вальса создаёт развёрнутую пьесу с интродукцией и кодой, проникнутую единой поэтической идеей. Эта тенденция нашла отражение и в венских вальсах И. Штрауса-сына. Вальсы Ф. Шопена , Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтической музыки, сочетая в себе лирико-поэтическую выразительность с элегантностью и блеском, иногда виртуозностью.

Вальс проникает во многие виды инструментальной и вокальной музыки. В симфонии он иногда занимает место менуэта ("Фантастическая симфония " Берлиоза, Пятая симфония Чайковского). В опере, помимо массовых танцевальных сцен ("Фауст", "Евгений Онегин"), вальс используется как основа сольных вокальных эпизодов ("Ромео и Джульетта" Гуно, "Травиата" Верди, "Богема" Пуччини и др.). Вальс широко применяется в балетах (Л. Делиб, П. И. Чайковский), в оперетте, особенно венской (И. Штраус-сын), позднее в музыке для кино.

Характерные черты вальса - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются во многих темах произведений композиторов 19 века (Ф. Шопена, И. Брамса, Дж. Верди, П. И. Чайковского и др.). Такие темы позволяют говорить о вальсовости как их жанровом признаке.

Жанр вальса получил развитие во многих национальных музыкальных школах (вальсы Э. Грига для фортепиано, "Грустный вальс" Я. Сибелиуса и др.); особое значение он приобрёл в русской музыке - от ранних опытов любительского и бытового музицирования (вальс А. С. Грибоедова для фортепиано, русский бытовой романс) до классических образцов поэтически обогащенного симфонического и концертного вальса (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов).

В симфоническом творчестве П. И. Чайковского вальс служит обобщённым поэтизированным выражением представлений о красоте, ценности жизни. Эта традиция развивается в вальсах С. С. Прокофьева ("Пушкинские" вальсы, опера "Война и мир", балет "Золушка" и др.).

Вальс - это замечательный танец, который вдохновлял многих поэтов на проникновенные строки.

Танец в жизни людей присутствовал постоянно. С самых древних времен и вплоть до наших дней он является одним из способов самовыражения. Раньше танцы можно было лицезреть на сельских площадях или в пышных дворцовых залах. Некоторые из них навсегда сохранились в своей эпохе. Другие же успешно дошли до нашего времени. Вальс - это один из танцев, который не утратил свою популярность до сих пор.

Зарождение вальса

Этот чрезвычайно увлекательный и всегда юный танец живет на протяжении двух столетий и пользуется сумасшедшей популярностью. В Австрии, Германии и Чехии на различных праздниках крестьяне весело кружились парами. Walzen в переводе с немецкого означает "прокатывать". Отсюда и произошло название танца. Постепенно уходили характерные для народной пляски "притоптывания" и "подпрыгивания".

Вальс - это один из танцев, который на рубеже 18-19 столетий стремительно распространялся по разным странам.

Кто из композиторов писал вальсы?

К жанру вальса обращались многие композиторы. Изначально данный танец завоевал Вену. Один из Иоганн Штраус написал около 447 пьес такого рода. Благодаря особую мягкость очертаний приобрел вальс. Музыка Фредерика Шопена наполнена широкой мелодической распевностью. Его танцы, написанные в этом жанре, отличаются нежностью и глубокой проникновенностью. Ф. Шопена по праву можно считать творцом поэтичных, лирических и блестящих концертных вальсов.

Характерные черты вальса

  • трехдольный размер вальса;
  • лиризм;
  • пластичность;
  • изящество;
  • типичная ритмическая формула;
  • довольно быстрое движение;
  • фактурная формула аккомпанемента: бас и два аккорда;
  • простая мелодия, которая часто идет по звукам трезвучия;
  • полетность;
  • "взлетающая" мелодическая линия.

Предшественники вальса

В первую очередь это лендлер. Он представляет собой трехдольный австрийский и немецкий танец неторопливого движения.

Лендлеры встречаются в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта. Мелодия в этих танцах в основном простая. Движется ровными восьмыми нотами по звукам трезвучия.

Позже появился вальцер как разновидность лендлера. В переводе с немецкого он означает "кружащийся".

И собственно вальс появился в восемнадцатом веке как бальный вариант вальцера.

Классика. Музыка. Вальс

Много вальсов написал Франц Шуберт. Они у него напоминают лендлеры и вальцеры. Однако у композитора есть и изящные и легкие танцы в жанре вальса. У Франца Шуберта имеются также своеобразные "цепочки", которые могут включать до двадцати маленьких разных вальсиков.

В 20-х годах 19 века появляется венский вальс. Он имеет уже более упорядоченную форму. Количество "звеньев" колеблется в пределах пяти. Они все звучат в единой тональности. Музыка начинается вступлением и заканчивается кодой. Такую форму придумали Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус. Сын И. Штрауса использует излюбленную отцом пятичастную форму, но его вальсы превращаются в развернутые музыкальные поэмы.

Фортепианные вальсы Фредерика Шопена представляют собой лирические миниатюры, которые рассказывают о переживаниях человеческой души. Всего их у композитора восемнадцать. Вальсы Фредерика Шопена разные по характеру. Есть тихие и напевные, а есть блестящие и виртуозные. Написаны они в форме рондо.

Виды вальса

  1. Венский вальс. Чтобы правильно его танцевать, нужно следить за строгим и подтянутым корпусом. Красота данного танца состоит в меняющемся темпе и в чередующихся правых и левых поворотах. Несмотря на скорость кружения, движения выполняются плавно.
  2. Вальс-бостон. Это который окончательно был сформирован в Англии. На данный момент его считают самостоятельным танцем. В музыке английского вальса происходит смена ритма мелодии. Наряду с этим меняется движение партнеров, положение в паре, техника исполнения. Движения в этом танце волнообразные, мягкие и скользящие.
  3. Танго-вальс. Его еще называют аргентинский. В нем сочетаются элементы танго и вальса. Танцуется он на три четверти.

Таким образом, вальс - это достаточно быстрого движения. Его размер - три четверти. К его характерным чертам можно отнести: плавность, "полетность", изящество, пластичность и лиризм. Он имеет типичную ритмическую и фактурную формулу. Мелодическая линия простая. К жанру вальса обращались многие композиторы. Это Шуберт, Штраус, Шопен, Глинка, Чайковский, Шостакович и многие другие.

Краткий рассказ детям о вальсе поведает Вам много интересного об этом знаменитом танце. Также сообщение о вальсе можно использовать для подготовки к занятиям.

Сообщение о вальсе

Что такое вальс в музыке?

Вальс — это танец, который танцуют на свадьбах, выпускных вечерах, Венских балах. Классический вальс характеризуется такими чертами:

  • Ритмичная и быстрая структура. Ритм вальсовых шагов отбивается так-«Раз, два, три. Раз, два, три».
  • Партнер кладет руку на талию партнерши. Женщина кладет руку на плечо партнеру. Свободные руки замыкают фигуру вальса.
  • Воздушность, грациозность и легкость в каждом движении.
  • Каждый такт вальса включает 3 доли. Это называется трехдольным музыкальным размером, на который совершаются танцевальные движения.
  • Вальс выполняется в закрытой позиции: партнеры стоят друг к другу лицом. Женщина стоит немного правее.

История вальса

Вальс отнюдь не является старинным видом танца. Если сравнить с курантой или аллемандой, то вальс совсем юн: его возраст составляет не больше 2-ух столетий. А вот подробности происхождения танца точно неизвестны. Одна версия гласит, что прародитель вальса – это стремительный немецкий вальцер. Согласно другой версии он произошел от трехдольного танца австрийских и немецких крестьян – лендлера. Его танцевали в паре по кругу. Вроде бы довольно просто, однако в танце присутствовали элементы будущего вальса — движение по кругу, касание талиипартнером и вставание на колено.

Со временем вальс вошел в аристократические круги, на светские приемы и балы. Вначале его приняли не очень тепло. В 1816 году танец вальс был включен в бальные танцы при дворе. Духовники и религиозные лидеры посчитали его постыдным и развратным, нарушающим нормы нравственности и морали, лишенным целомудрия. На вальс повесили ярлык непристойного и вульгарного и решили, что приличного общества он не достоин. Подобное отношение к танцу наблюдалось во всей Европе.

Однако вальсу удалось выжить. Его с восторгом приняла буржуазия, распространяя танец в танцевальных светских салонах среди горожан. Возможно, вальс бы так и остался «не принятым» в высшем кругу, если б не творчество композиторов эпохи романтизма (например, Ланнера и Штрауса). В ХІХ веке облагороженная вальсовая музыка дала толчок для дальнейшего развития вальсовой хореографии. Она приобрела легкость, грациозность и красоту. В начале ХХ века вальс приняли при дворе. Особенно он пользовался успехом во времена правления королевы Виктории.

Виды вальса

Вальс танец достаточно разнообразный. Он пережил много видоизменений за свою историю. Сегодня существует много разновидностей этого танца. Наиболее распространенными являются:

  • Венский вальс — стремительный, быстрый, легкий и изящный.
  • Английский вальс — сдержанный, элегантный, требующий хорошей техники и дисциплины. Ему характерны смены темпа, фермат и пауз.
  • Танго-вальс. Сочетает в себе элементы вальса и танго. Другое название Аргентинский вальс.
  • Фигурный вальс. Этот танец вошел в программу спортивных бальных танцев. Характеризуется выполнением большого количества строгих элементов.

Надеемся, что сообщение о вальсе помогло Вам подготовиться к занятию. А свой краткий рассказ о вальсе Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения