А. Куприн "Олеся": описание, герои, анализ произведения. Иван Тимофеевич из повести А.И. Куприна "Олеся" (1898) Каково авторское отношение к ивану тимофеевичу

Повесть А. И. Куприна «Олеся» трагическая история любви между богатым барином и простолюдинкой, обладающей мистическими способностями. Социальное неравенство стало пропастью между молодыми людьми, погубив светлые, чистые чувства.

Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести «Олеся» является одним из центральных в произведении.

Внешность

О внешности Ивана почти ничего не известно. Человек интеллигентной наружности. Высокого роста. Худощавого телосложения. Лицо украшала легкая, рыжеватого цвета щетина, придавая мужественный вид.

Социальное положение

Городской интеллигент. Барин. Человек из приличного общества, получивший прекрасное воспитание и образование.

Род деятельности

Известно, что Иван служит в каком-то ведомстве. В свободное от работы время пробуется в жанре литературной журналистики. Пытается писать рассказы, один из которых публиковался в городском издании. Собирает народные сказания и былины для творчества.

«…а я в то время (рассказывать, так рассказывать) уже успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы…»

Характер

Среди основных черт характера Ивана Тимофеевича хочется отметить следующих:

  • доброта;
  • слабость, безволие;
  • отзывчивость;
  • зависим от людского мнения;
  • слабохарактерность;
  • не способен разобраться в собственных чувствах;
  • скромность;
  • нерешительность;
  • скрывает эмоции и чувства внутри, не давая им выхода.

У главной героини Олеси сложилось собственное мнение относительно характера Ивана Тимофеевича.

«…человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также... Ну да все равно, говорить, так уж все по порядку... До нашей сестры больно охочи, и через это вам много будет в жизни зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете…»

Любовь в жизни Ивана Тимофеевича

Встреча с молодой колдуньей перевернула жизнь барина, скрасив однообразные, серые будни. Она сразу привлекла внимание Ивана. Олеся была не похожа на девушек, которых он знал. Несмотря на социальное различие, Иван Тимофеевич и Олеся полюбили друг друга, но любовь была различна. Иван не принимал Олесю такой, какая она есть. Он увлекся красотой, неординарностью, самобытностью. Долго взвешивал за и против, прежде чем сделать предложение о замужестве. Он боялся своих чувств. Именно эта причина помешала состояться свадьбе. Слишком нерешительный был барин.

Олеся, видя недостатки Ивана, любила всей душой, ничего не требуя взамен. Она понимала, что им не быть вместе. Карты предсказали одни беды от отношений, но отказаться от встреч было выше ее сил. Ради него она пошла в церковь, куда ведьмам вход воспрещен, однако любимый не смог по достоинству оценить ее жертвенность. Девушке пришлось бежать из села. В память о своей любви, она оставляет на окне ярко-коралловые бусы, те, которые он ей когда-то подарил.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в «Олесе». Так в «Гранатовом браслете». Так в «Суламифи». Так в «Поединке». до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести «Поединок». Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и , испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

Повесть «Гранатовый браслет» заставляет нам задуматься об огромной силе неразделенной любви. И скромный, неприметный телеграфист вдруг предстает перед нами значительным, великим! Ведь это он пронес через всю жизнь чистую любовь, поклонение женщине. И всегда будут звучать, как молитва, слова: « !»

По мнению Куприна, по-настоящему способен любить человек, близкий к природе. Эту тему необыкновенно интересно он раскрывает в повести о полесской девушке-колдунье. Главные герои произведения - и Иван Тимофеевич. Цельная и непосредственная натура Олеси выделяется богатством внутреннего мира. Редко можно встретить личность, так щедро одаренную природой, в которой сочетались бы наивность и властность, женственность и гордая независимость, трогательная смелость и деликатность, душевная щедрость. Вместе с героями повести мы переживаем тревожный период зарождения любви и счастливые минуты чистого, полного, всепоглощающего восторга. Мир ликующей природы сливается с прекрасным человеческим чувством. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план пересуды и сплетни, гнусные преследования приказчика. Над всем ничтожным и злым одерживает победу большая любовь, о которой вспоминают без горечи, «легко и радостно».

А. И. Куприн - идеалист, мечтатель, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви. В своем окружении А. Куприн видел печальное расточение красоты, измельча ние чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и к «любви, верной до смерти». Для Куприна любовь- самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть «Суламифь». Она была написана по мотивам библейской «Песни песней» царя Соломона. Соломон полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество.

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести «Гранатовый браслет». Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов героя. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью». Эта повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В предсмертном письме герой благословляет свою возлюбленную: «Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое!"«

Особо Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она «...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире», не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью. «Молчать и гибнуть»... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него «волшебные оковы» оказались милее жизни.

В повести «Олеся» развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая «чистое золото» человеческой натуры от «оподления», от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, «дитя природы», не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, «ленивого» сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. «Олеся» - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх пе ред неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, «об ее нежной, великодушной любви».

Особенность художественного дарования А. И. Куприна - повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа - позволила ему в полной мере освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества - в художественно-убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести Александра Ивановича Куприна поднимают извечные проблемы человечества - проблемы любви.

Иван Тимофеевич - главный герой и рассказчик повести «Олеся». Это городской интеллигент, барин и начинающий писатель. В Полесье он оказался по служебным делам и надеется заодно собрать народные сказания и былины этой местности для своего творчества. Однако местные крестьяне его быстро разочаровали. Они малообщительные, угрюмые и довольно ограниченные. Так, например, он не раз пытался научить грамоте местного парня Ярмолу , с которым вместе иногда ходил на охоту, но все безрезультатно. Все попытки узнать перебродских людей поближе тоже ни к чему не приводили.

Однажды Ярмола рассказал барину, что в лесу близ болот живет настоящая ведьма Мануйлиха . Ивану Тимофеевичу это показалось интересным. Он захотел как можно скорее с ней познакомиться, хотя в душе, ни в какие колдовства не верил. Такой случай ему быстро представился. Вскоре на охоте он заблудился и как раз набрел на хату Мануйлихи. Вид у старушки был и впрямь как у сказочной ведьмы. Гостя она приняла неласково, но за серебряную монету обещала погадать. Как оказалось, у Мануйлихи была и внучка с таким же необычным даром. Звали ее Аленой, но по полесски - Олесей . Девушка была настолько красива и приветлива, что Иван Тимофеевич со дня их знакомства только о ней и думал.

По натуре Иван был человеком добрым, но слабым. Олеся это сразу заметила, но уже ничего поделать не могла. Даже гадания ей предвещали беду от этого человека, так как доброта его была какой-то не хорошей, не сердечной. Да и словам своим и поступкам он не был хозяином. Он быстро оставлял начатое, не доводя до конца. Так, например, желая научить местных крестьян грамотности, он быстро оставил свои попытки, так как они не блистали умом. Чувствуя неотвратимую беду, оттого что Олеся пойдет в церковь, он не сделал никаких попыток предотвратить это. Таким образом, этот герой хоть и был добрым, отзывчивым человеком, но сердце у него было «ленивое».

«Олеся» Куприн А.И.

Иван Тимофеевич (Ванечка) - рассказчик, городской интеллигент, начинающий писатель.
И.Т. по служебным делам оказывается в Полесье. Там, будучи на охоте и заблудившись в лесу, герой встречается с прекрасной Аленой (Олесей, по-полесски).
После этой встречи образ Олеси никак не выходил из головы И.Т.: он находил в девушке врожденное благородство, «изящную умеренность». Привлекала И.Т. и «репутация ведьмы» у девушки, ее «жизнь в лесной чаще». Но больше всего героя очаровывала «цельная, самобытная натура,…ум» Олеси.
Во время второй встречи девушка гадает герою, называя его основные черты: «хотя и добрый, но только слабый…Доброта …не хорошая, не сердечная. Слову своему не господин», до женщин «больно охоч». Не сможет никого полюбить, потому что «сердце…холодное, ленивое». В итоге Олеся предсказывает И.Т. «большую любовь со стороны трефовой дамы», через которую «позор она большой…примет». По роковому совпадению вскоре сама Олеся влюбляется в «барича» И.Т. У героев завязываются отношения. И.Т. ставит перед девушкой условие: или он, или ее колдовство. Герой уговаривает Олесю пойти в церковь. Там на нее как на ведьму налетают деревенские бабы. Придя к Олесе, И.Т. застает ее заболевшей от пережитого испуга и унижения. На следующий день после случившегося, снова придя к девушке, герой обнаруживает, что «хата была пуста». И лишь нитка красных кораллов, повешенная на окно, напоминала об Олесе. И.Т. почти сразу же смиряется с произошедшим.

Частый герой литературы конца 19 века - интеллигент, у которого не складывается жизненный путь вследствие его пассивности, нерешительности, неумения найти места в жизни, лености, страха жизни и совершения поступков.

Таким, добрым, но слабым, умным, но бездейственным, предстает перед нами герой повести Александра Куприна «Олеся» - Иван Тимофеевич.

Характеристика персонажа

Человек, несколько пресыщенный жизнью, небогатый, но избалованный, оказывается в глуши, в лесах Полесья. Скука, преследующая его в глухой деревне, толкает его на то, что «от безделья» герой принимается учить и лечить простых людей, и думается, что эта скука преследовала его и свете, от которого он сбежал. Судьба преподносит ему встречу с местной дикаркой и ведьмой, девушкой Олесей. Герой влюбляется, ведомый мистическими чарами девушки, её экзотичностью по сравнению с обычным окружением героя, её красотой, естественностью, слиянием с природой. Однако герой не может ни принять решение относительно брака с лесной красавицей, ни защитить её от враждебного общества, он безошибочно видит невозможность этого союза. В результате история заканчивается трагически - Олеся подвергается нападению со стороны жителей села и сама принимает решение исчезнуть из жизни героя. Больше они не увидятся, Олеся тайно уходит, оставляя в памяти героя яркие, ни на что не похожие воспоминания их свиданий и, как символ этой яркости, алую нитку коралловых бус.

(Геннадий Воропаев в роли Ивана Тимофеевича, х/ф "Олеся", СССР 1971 )

Повествование ведется от лица Ивана Тимофеевича, поэтому четкого внешнего портрета у читателя нет, внешний образ складывается из отрывочной характеристики, данной Олесей и иными героями повести. Сам себя Иван считает человеком «тихим и скромным», склонным к «бродячей» жизни, а значит, перед нами человек без корней, без семьи и любви. К моменту того как Иван приехал в Полесье, он был начинающим писателем, успевшим напечатать рассказ в маленькой газете (то, как он отзывается об издании - «газетка» - и как называет свое творчество словом «тиснуть» свидетельствует о невысокой оценке своих опусов).

С людьми он прост и вполне радушен, помогает бедняку Ярмоле, спасает от голода его семью и лечит окружающих крестьян.

Основные черты и качества, психологический портрет персонажа

Гораздо более честно и большим психологизмом говорит об Иване мнение со стороны. И это мнение Олеси, когда девушка гадает ему: добрый, но слабый, а скорее равнодушный, попустительствующий. То есть, доброта Ивана - не стремление, а скорее доброжелательность, следование этикету. Сердце же у него ленивое и холодное, и слову своему он не господин. Легко поддается губительному влиянию алкоголя, страстям, вследствие чего, утверждает Олеся, может быть много горя в его жизни. Согласно олесиному предсказанию, «ленивое» сердце не даст в будущем и совершить самоубийства - будет у Ивана большое горе, но вследствие своей склонности к равнодушию, ему удастся это «так пережить», хоть и будет соблазн наложить на себя руки.

Психологический портрет, представленный Олесей, скорее всего, верен, хотя читатель и не знает, как после встречи с лесной колдуньей сложилась его жизнь. Иван действительно оказался падок на красоту (не верил ни в какое колдовство, а ведьмой заинтересовался, пришел в её дом и влюбился в роковую лесную принцессу, совершенно не думая о последствиях), но предпочитал не думать о последствиях, он быстро загорался идеями, но быстро остывал (попытки стать ближе к народу, обучить его, узнать ни к чему не привели), он не предпринял ничего, чтобы остановить Олесю от похода в храм, в результате чего случилась трагедия.

Образ в произведении

(Иван - Геннадий Воропаев и Ярмола - Борислав Борундуков на охоте, кадр из х/ф "Олеся", СССР 1971 )

С Ярмолой Иван сходится по одной страсти - охоте. Бывает время, когда его ничего не интересует и не радует, кроме лесных пейзажей, он чувствует некую нераздельность с лесными тропинками. Он чувствует потребность быть столь же естественным человеком, какой была Олеся в родном лесу. Только такая естественность кажется герою красивой, а олесины слова - мудрыми и точными.

(Олеся - Людмила Чурсина; Иван - Геннадий Воропаев, кадр из х/ф "Олеся", СССР 1971 )

Именно поэтому видится четкое противопоставление образов Олеси и Ивана и воспевание образа естественного человека. Иван, интеллигент, образованный человек и писатель, но места ему нет ни в глуши, ни в свете, так как кругом ложь, человеческие страсти, пошлость, ограниченность или невежество. Олеся как чистый луч света на лесной полянке, мелькает в его жизни, но до неё Ивану не дорасти, нравственно он проигрывает её неподражаемому благородству, её милосердию, бескорыстности, доброте, самоотдаче. И в этом трагедия всей русской интеллигенции 19 века - начинать и бросать, влюбляться и предавать, жить, плывя по течению и всюду не находить места.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения