Образец договора транспортной экспедиции. Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов

Страницы в журнале: 81-85

Д.П. СТРИГУНОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и трудового права, Государственного университета управления [email protected]

Рассматривается правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Автор раскрывает определение договора транспортной экспедиции, его предмет, права и обязанности сторон, а также их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Ключевые слова: договор транспортной экспедиции, экспедитор, клиент, услуги, связанные с перевозкой груза.

Contract of the Freight Forwarding

Strigunova D.

The aim of the article is to describe the contract of freight forwarding according to the Russian law. In the article the definition of the contra сt of forwarding, its subject, rights and duties of parties of the contract, liability of the parties for the nonperformance or improper performance are revised.

Keywords: сontra сt of freight forwarding, freight forwarder, client, services connected with the transport of freight.

Договор транспортной экспедиции имеет огромное значение для регулирования отношений, складывающихся на рынке транспортных услуг, поскольку он освобождает заинтересованных лиц от «транспортных забот» и возлагает бремя их осуществления на экспедитора, который на профессиональном уровне организует и осуществляет транспортные операции.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договорных обязательств, предусмотренным гл. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Правовое регулирование договора транспортной экспедиции помимо норм ГК РФ осуществляется нормами Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон № 87-ФЗ), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 года № 554, и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с легальным определением данного договора, содержащимся в ч. 1 ст. 801 ГК РФ, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиентарузоотправителя или грузополучателя) выполнять или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Существенным условием договора транспортной экспедиции является его предмет, в качестве которого выступают услуги, связанные с перевозкой груза, либо организация выполнения таких услуг. Организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, имеет место в тех случаях, когда экспедитор в силу предоставленной ему ст. 805 ГК РФ возможности привлекает к исполнению своего обязательства третьих лиц.

В литературе указывается на известную неопределенность предмета договора транспортной экспедиции. Действительно, ч. 1 ст. 801 ГК РФ содержит два открытых перечня услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Услуги из одного перечня не имеют названия, но в литературе часто именуются основными. Другие названы в ч. 1 ст. 801 ГК РФ как дополнительные. К так называемым основным услугам отнесены организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, а также другие услуги, связанные с перевозкой. К дополнительным услугам в ГК РФ относятся осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Рассматривая вопрос о делении услуг транспортной экспедиции на основные и дополнительные, Ф.М. Полянский полагает, что «юридическое значение деления услуг экспедитора на “основные” и “дополнительные” состоит в том, что именно первые имеют для договора экспедиции конституирующее значение, т. е. формируют его как самостоятельный договорный тип». По мнению В.В. Кулешова, «деление транспортно-экспедиционных услуг на основные и дополнительные не имеет юридического значения, т. к. законодательство не предусматривает специфики правового регулирования того или иного вида услуг». Придерживаясь аналогичной позиции, А.В. Соловых предлагает скорректировать редакцию ст. 801 ГК РФ, устранив упомянутое деление, при этом применив для определения предмета договора транспортной экспедиции юридико-технический способ, используемый в ст. 779 ГК РФ, - указать примерный перечень транспортно-экспедиционных услуг и исключительный перечень услуг, которые могут охватываться данным видом договора.

А.Г. Калпин разделил все услуги, связанные с перевозкой груза и оказываемые по договору транспортной экспедиции, на операции, составляющие: а) подготовку к перевозке; б) доставку груза к месту отправки; в) погрузку; г) оформление документов на отправку; д) сопровождение груза в пути; е) выгрузку груза и проверку его веса и состояния; ж) доставку на склад получателя; з) передачу груза получателю и оформление документов на такую передачу. При этом он обоснованно считает, что договор экспедиции может охватывать как все эти стадии, так и лишь некоторые из них, а равно отдельные операции. С учетом этого договор транспортной экспедиции может предусматривать полное транспортно-экспедиционное обслуживание, предполагающее совершение всего комплекса перечисленных операций, то есть доставку груза «от склада до склада», либо частичное транспортно-экспедиционное обслуживание, означающее оказание услуг, относящихся только к одной из названных стадий или даже к отдельному ее элементу конкретной стадии. Схожее деление договора транспортной экспедиции на две разновидности предлагают в своих работах, в частности, И.Е. Данилкина, В.В. Кулешов.

Интересным с правовой точки зрения является вопрос о возможности включения в предмет договора транспортной экспедиции услуг непосредственно по самой перевозке груза. Часть 1 ст. 801 ГК РФ предусматривает в качестве предмета договора транспортной экспедиции заключение экспедитором от своего имени или от имени клиента договора (договоров) перевозки. С другой стороны, в качестве лица, оказывающего транспортно-экспедиционные услуги, может выступать и сам перевозчик (ч. 2 ст. 801 ГК РФ).

По мнению В.В. Кулешова, предмет договора транспортной экспедиции может включать в себя в качестве одного из элементов услуги по перевозке груза. Как пишет указанный автор, по отношению к договору перевозки груза договор транспортной экспедиции может быть двоякого рода. В тех случаях, когда экспедитор принимает на себя обязанность осуществить перевозку груза, этот договор шире договора перевозки груза по объему оказываемых услуг. Таким образом, по его мнению, договор транспортной экспедиции «поглощает» услугу по перевозке. Он охватывает как само перемещение, так и оказание других услуг, хотя и связанных с перевозкой груза, но не выражающихся в непосредственном перемещении груза (по сортировке груза, снабжению груза ярлыками, погрузке груза, выгрузке груза, оформлению документов и др.). Иная, по мнению В.В. Кулешова, ситуация складывается, когда экспедитор не принимает на себя обязанность по перевозке груза. В этом случае услуги, оказываемые по этим договорам, будут различными. По договору транспортной экспедиции будут оказываться услуги, связанные с перевозкой груза, а по договору перевозки груза будут оказываться услуги непосредственно по самой перевозке груза. Схожего мнения по данному вопросу придерживается И.Е. Данилкина, полагающая, что договор транспортной экспедиции может включать услугу по перевозке.

Представляется, что договор транспортной экспедиции в своем чистом виде не может включать услугу по перевозке. Аналогичного в целом мнения придерживается Ф.М. Полянский, который считает, что предмет договора транспортной экспедиции не может включать саму услугу по перевозке груза. «Если же экспедитор наряду с экспедиционными услугами принимает на себя обязанность по доставке груза в пункт назначения, то налицо смешанный договор. В этом случае к отношениям сторон будут соответственно применяться нормы гл. 40 и 41 ГК». По нашему мнению, в тех случаях, когда экспедитор принимает на себя обязательство по перевозке груза (следовательно, он является перевозчиком, выполняющим также транспортно-экспедиционные услуги), имеют место два самостоятельных договорных обязательства: по перевозке груза и по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Договор транспортной экспедиции не может «поглощать» договор перевозки груза.

Договор транспортной экспедиции имеет определенные сходства с договорами поручения, комиссии, агентирования. Он подлежит заключению в письменной форме, и, кроме того, клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ). Все это сближает рассматриваемый договор с указанными выше «представительскими» договорами. Более того, предметом рассматриваемого договора выступает некий набор или отдельные юридические и фактические услуги, однако, в отличие от предмета упомянутых договоров, эти услуги всегда связаны с перевозкой груза, что, безусловно, позволяет отграничить его от указанных выше договоров.

Договор транспортной экспедиции является двусторонним, взаимным, возмездным. Двусторонний характер рассматриваемого договора проявляется в том, что его участниками выступают клиент (грузоотправитель, грузополучатель) и экспедитор. В литературе часто ставится вопрос о расширении круга клиентов и отнесения к клиенту не только грузоотправителя, грузополучателя, но также и других лиц, заинтересованных в получении транспортно-экспедиционных услуг. В частности, одним из таких лиц называется владелец груза.

Договор перевозки груза является возмездным, так как за оказанные услуги экспедитор получает вознаграждение. А учитывая то, что деятельность экспедитора направлена на систематическое получение прибыли от предоставления транспортно-экспедиционных услуг, на стороне экспедитора, очевидно, вправе выступать лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридическое лицо - коммерческая организация. Выполнять функции экспедитора может также и перевозчик (ч. 2 ст. 801 ГК РФ).

В литературе также ставится вопрос о возможности отнесения договора транспортной экспедиции к реальным или консенсуальным договорам. Так, например, Н.А. Андреева полагает, что договор транспортной экспедиции «находится вне классификации договоров на консенсуальные и реальные». Кроме того, в литературе встречается суждение о том, что рассматриваемый договор «является реальным в том случае, если экспедитор оказывает услуги с вверенным ему грузом. Если же услуги не связаны непосредственно с грузом (разработка маршрута перевозки, получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и т. п.) или если экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, то такой договор является консенсуальным». Между тем преобладающей позицией в юридической литературе, поддерживаемой автором настоящей работы, является позиция, в соответствии с которой договор транспортной экспедиции является консенсуальным. Наиболее подробно вопрос о консенсуальном характере договора транспортной экспедиции рассмотрен В.В. Витрянским. В частности, как пишет указанный автор, «консенсуальный характер договора транспортной экспедиции выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, обязательства возникают в силу самого факта подписания соответствующего соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора».

В литературе признается, что договор транспортной экспедиции не является публичным. Иногда в литературе отмечается, что договор транспортной экспедиции может быть заключен в пользу третьего лица. Как по этому поводу пишет В.В. Кулешов, «договор транспортной экспедиции является договором в пользу третьего лица лишь в тех случаях, когда договор транспортной экспедиции допускает совершение экспедитором действий от собственного имени, а также когда из договора не следует совпадение в одном лице получателя и клиента».

Договор транспортной экспедиции, помимо прочего, является взаимным. Это означает, что у обеих сторон рассматриваемого договора имеются корреспондирующие права и обязанности. ГК РФ только в самом общем виде упоминает о правах и обязанностях экспедитора и клиента (например, право сторон расторгнуть договор в одностороннем порядке, обязанность выдать экспедитору доверенность, если таковая требуется, и т. п.). Основные положения о правах и обязанностях сторон договора транспортной экспедиции прописаны в Законе № 87-ФЗ.

Так, клиент вправе выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции (ч. 6 ст. 3 Закона № 87-ФЗ). Клиент также вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив экспедитора об этом в разумный срок. При этом, заявив об отказе, клиент возмещает экспедитору убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

Экспедитор вправе получить необходимые документы и информацию о грузе (ч. 1 ст. 804 ГК РФ), не приступать к исполнению обязанностей по договору транспортной экспедиции в случае непредставления необходимой для исполнения обязательства информации (ч. 3 ст. 804 ГК РФ, ч. 4 ст. 3 Закона № 87-ФЗ), отступать от указаний клиента, если это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос (ч. 1 ст. 3 Закона № 87-ФЗ). Если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, исходя из интересов клиента, при этом незамедлительно уведомляя клиента о своих действиях (ч. 2 ст. 3 Закона № 87-ФЗ), привлекать третьих лиц для исполнения своего обязательства, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор обязан исполнить обязанности лично (ст. 805 ГК РФ), отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

Помимо названных, экспедитор имеет и другие права, установленные законом и договором. В частности, одним из таких прав является право экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных частью 3 ст. 3 Закона № 87-ФЗ, ответственность несет клиент. Анализируя приведенную норму ч. 3 ст. 3 Закона № 87-ФЗ, Ф.М. Полянский обращает внимание на то, что право на удержание груза возникает у экспедитора, только если это предусмотрено договором. По его мнению, это противоречит ч. 1 ст. 359 ГК РФ, по смыслу которого право кредитора на удержание вещи должника возникает исключительно в силу неисполнения последним денежного обязательства и не требует специального упоминания в договоре. Данное противоречие, как считает Ф.М. Полянский, должно разрешаться в пользу ГК РФ. Указанное мнение заслуживает внимания.

Что касается обязанностей экспедитора, то в соответствии с ГК РФ и ст. 4 Закона № 87-ФЗ они могут быть сведены к следующим: оказание услуг в соответствии с договором транспортной экспедиции, сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации - запрос у клиента необходимых дополнительных данных, уведомление клиента о допущенных отступлениях при исполнении договора транспортной экспедиции, предоставление информации клиенту в соответствии с нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», если в качестве клиента выступает потребитель, а также выдача клиенту экспедиторского документа, предоставление оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента, незаключение от имени клиента договора страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Основными обязанностями клиента в соответствии с ГК РФ и Законом № 87-ФЗ являются прежде всего предоставление экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции (ч. 1 ст. 804 ГК РФ), уплата причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им расходов в интересах клиента (ч. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции определяется в соответствии с этим договором, ГК РФ, а также Законом № 87-ФЗ и другими законами. Как следует из ст. 803 ГК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ. «По общему правилу гл. 25 ГК экспедитор как предприниматель обязан возместить клиенту убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства безотносительно к наличию своей вины. Экспедитор освобождается от ответственности в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы».

Однако закон предусматривает и ограниченный размер ответственности экспедитора перед клиентом (в том числе это касается ответственности по договорам транспортной экспедиции в международном сообщении, которая в настоящей работе намеренно не рассматривается). Согласно ст. 803 ГК РФ и ч. 2 ст. 6 Закона № 87-ФЗ в случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Как известно, ответственность перевозчика в большинстве случаев является ограниченной.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза экспедитор несет ответственность в виде возмещения ущерба и только в случае, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом размер ответственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза ограничен пределами, установленными ст. 7 Закона № 87-ФЗ.

За нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции экспедитор возмещает убытки, если иное не предусмотрено договором между ними и если экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. При этом если клиентом является потребитель, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательства, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (ст. 9 Закона № 87-ФЗ).

Статья 10 Закона № 87-ФЗ содержит правила об ответственности клиента перед экспедитором. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в Законе № 87-ФЗ. При этом ответственность клиента перед экспедитором подчиняется общим правилам об ответственности за нарушение обязательств. В то же время Закон № 87-ФЗ предусматривает и специальные правила. В частности, согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 87-ФЗ если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в связи с исполнением обязательств по договору транспортной экспедиции, клиент должен уплатить экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% от суммы этих расходов. Кроме того, клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% от вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Статья 11 Закона № 87-ФЗ предусматривает возможность для сторон договора транспортной экспедиции установить более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором размером ответственности и признает ничтожными соглашения об устранении имущественной ответственности экспедитора или об уменьшении ее размеров, установленных Законом № 87-ФЗ.

За исключением предъявления иска к экспедитору потребителем, до предъявления клиентом иска по договору транспортной экспедиции требуется предъявление им претензии к экспедитору. Данное положение содержит ст. 12 Закона № 87-ФЗ. Этой же статьей предусматривается, что претензия должна быть подана клиентом в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии, а также указывается момент начала исчисления сроков для предъявления претензий. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров транспортной экспедиции, составляет 1 год.

Библиография

1 См.: Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. пособие. - М., 2010. С. 339.

2 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. / под ред. А.П. Сергеева. - М., 2012. Т. 2. С. 566.

3 См., например, Гражданское право: учеб.: в 3 т. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. Т. 2. С. 557; Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева. С. 564-565.

4 Гражданское право / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 558.

5 Кулешов В.В. Договор транспортной экспедиции: проблемы правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 59.

6 См.: Соловых А.В. Договор транспортной экспедиции: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 8.

7 См.: Калпин А.Г. Глава 11. Договор перевозки // Гражданское право. Часть вторая: учеб. / отв. ред. В.П. Мозолин. - М., 2004. С. 439-440.

8 См.: Данилкина И.Е. Тенденции развития транспортно-экспедиционных отношений: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 8; Кулешов В.В. Указ. соч. С. 59.

9 См.: Кулешов В.В. Указ. соч. С. 6, 90.

10 См.: Данилкина И.Е. Указ. соч. С. 9.

11 Гражданское право / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 557.

12 См.: Гречуха В.Н. Транспортное право России: учеб. для магистров. - М., 2012. С. 562.

13 Андреева Н.А. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2008. С. 8, 60.

14 См.: Гречуха В.Н. Указ. соч. С. 559.

15 См. например, Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева. С. 566; Егиазаров В.А. Транспортное право: учеб. 6-е изд., доп. и перераб. - М., 2008. С. 117; Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 341; Соловых А.В. Указ. соч. С. 40.

16 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. - М., 2004. С. 646-647.

17 См.: Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 342; Соловых А.В. Указ. соч. С. 48.

18 Кулешов В.В. Указ. соч. С. 26.

19 Гражданское право /отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 562.

20 См.: Кулешов В.В. Указ. соч. С. 111.

Бесплатные образцы исков, жалоб, договоров и др. сайт

ДОГОВОР

транспортной экспедиции в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Клиент », с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Экспедитор », с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор », о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Предметом настоящего Договора являются взаимоотношения Сторон, связанные с организацией перевозок грузов в междугороднем сообщении, экспедиторского обслуживания и прочих услуг силами и средствами Сторон в соответствии с действующим законодательством и настоящим Договором.

1.2. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязательства по перевозке грузов по количеству мест, в том числе мелкими партиями, через накопительные склады Экспедитора в пункты назначения.

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

2.1. Обязанности Экспедитора:

2.1.1. Организует перевозку грузов Клиента, согласно письменным заявкам по форме, определенной в Приложении №1 к настоящему Договору, и в соответствии с тарифами на сборный груз, указанными в Приложении №2.

2.1.2. Контролирует со своей стороны правильность оформления товарно-транспортных документов при приеме груза (погрузки) и сдаче груза (разгрузке), а также своевременно предоставляет Клиенту оригиналы полностью оформленных транспортных накладных, счетов-фактур и актов выполненных работ на выполняемую перевозку.

2.1.3. Осуществляет консультирование Клиента по вопросам повышения эффективности перевозок за счет выбора рациональных маршрутов, снижения расходов по упаковке, погрузо-разгрузочным и другим операциям и т.п.

2.1.4. Экспедитор обязан сообщать Клиенту обо всех обнаруженных недостатках полученной им информации, а в случае её неполноты произвести дополнительный запрос.

2.1.5. Информировать Клиента о вынужденных задержках автомобилей в пути, аварии и других непредвиденных обстоятельствах, препятствующих своевременной доставке груза.

2.2. Обязанности Клиента:

2.2.1. Предоставлять предназначенные к перевозке грузы в согласованном весе, объеме и в исправной таре (упаковке), обеспечивающей их полную сохранность и допускающей загрузку и перевозку предоставленными транспортными средствами.

2.2.2. Извещать Экспедитора о правилах погрузки товаров в мягкой упаковке с определением допустимого количества рядов в транспортном средстве, в том числе предупреждать о наличии изделий из стекла и других хрупких грузов, требующих более осторожного обращения.

2.2.3. Заказывать транспортные средства письменно за 48 часов до дня, предшествующего перевозке, с подробной информацией о местах погрузки, объеме перевозки, времени работы складов.

2.2.4. Обеспечивать предоставление и правильное оформление товарно-транспортных накладных и других документов на перевозимый груз (с указанием в счетах-фактурах страны происхождения товаров, а также номера таможенной декларации для товаров зарубежного происхождения).

2.2.5. Клиент в праве выдать Экспедитору доверенности на право совершения транспортно-экспедиторских операций, указанных в п.1.2 настоящего Договора.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Расчеты за выполненную работу по настоящему Договору производятся на условиях дополнительно согласованных Сторонами.

3.2. 3а выполненную работу по настоящему Договору Экспедитор выставляет Клиенту счет-фактуру за перевозку, по которой Клиент обязуется произвести оплату не позднее следующего (банковского) дня после получения груза путем перечисления денежных средств на расчетный счет Экспедитора в соответствии с банковскими реквизитами, указанными в настоящем Договоре.

3.3. Сумма настоящего Договора складывается из стоимости конкретных перевозок, производимых Экспедитором в течение срока действия настоящего Договора.

3.4. Груз передается при предъявлении платежных документов, доверенности и паспорта получателя, либо при наличии печати и подписи получателя в транспортной накладной.

3.5. Документом, свидетельствующим об исполнении транспортно-экспедиционных услуг, является Акт выполненных работ (услуг), составленный на основании транспортных накладных.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. В случае не выполнения, либо не надлежащего выполнения договорных обязательств, Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим Договором.

4.2. Экспедитор и Клиент несут взаимную материальную ответственность в пределах своих обязательств по Договору.

4.3. Экспедитор и Клиент не отвечают по долгам друг друга и обязательствам перед третьей стороной.

4.4. В случае невыполнения условий и сроков перевозки Экспедитор и Клиент согласовывают сумму компенсации путем переговоров.

4.5. В случае нарушения условий п.3.2. настоящего Договора Клиент оплачивает Экспедитору пени в размере % от суммы несвоевременно оплачиваемых услуг за каждый день просрочки.

4.6. Уплата неустойки не освобождает Стороны от исполнения своих договорных обязательств.

4.7. 3а предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием его наименования или свойства с Клиента, помимо взыскания причиненных Экспедитору убытков, взыскивается штраф в размере рублей.

4.8. В случае подачи неправильной информации о характере груза, что привело к порче груза других клиентов, Клиент несет материальную ответственность на сумму ущерба, причиненного третьим лицам.

4.9. Экспедитор несет ответственность только за количество мест, принятых у Клиента к перевозке.

4.10. В случае нехватки места или его повреждения по вине Экспедитора, содержимое груза по виду и количеству сверяется в присутствии представителей сторон, определяется к компенсации сумма ущерба и составляется претензия не позднее дней с момента получения груза.Исключение составляют случаи, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошли из-за форс-мажорных обстоятельств. Основанием для определения суммы ущерба являются сопроводительные документы на перевозимый груз (счета-фактуры, ТТН).

4.11. При полной загрузке автомобиля товаром Экспедитор не несет ответственности за повреждение и недостачу груза, сданного к перевозке без соответствующей свойствам груза упаковки (тары), или с нарушением целостности упаковки (тары), обеспечивающих сохранность груза при транспортировке, если груз прибыл в исправной машине с исправными пломбами грузоотправителя.

4.12. Экспедитор не несет ответственности за недостачу груза при сохранении целостности количества упаковок (мест) при сборном грузе.

5. ФОРС-МАЖОР

5.1. В случае возникновения обстоятельств, которые могут помешать полному или частичному выполнению любой Стороной соответствующих обязательств по Договору, таких как пожар или другие стихийные бедствия, война, военные действия любого характера, блокада, запрещение экспорта или любые другие обстоятельства вне контроля Сторон время, установленное для выполнения своих обязательств, должно быть продлено на период, равный периоду, в который эти обстоятельства имели место.

5.2. Если данные обстоятельства продолжаются свыше месяцев, каждая из Сторон имеет право прекратить дальнейшее выполнение своих обязательств по Договору в целом, уведомив об этом другую Сторону. В этом случае ни одна из Сторон не имеет права требовать от другой Стороны компенсации за свои возможные убытки.

5.3. Сторона, для которой стало невозможным выполнять обязательства по Договору, должна в течение суток уведомить другую Сторону о начале и окончании обстоятельств, препятствующих выполнению своих обязательств.

5 4. Сертификаты, выданные соответствующими Торговыми Палатами по местонахождению Экспедитора или Клиента, будут достаточным подтверждением этих обстоятельств и их продолжительности.

6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

6.1. Все споры по настоящему Договору Стороны обязуются решать в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии дней.

6.2. При не достижении согласия возникшие споры передаются на рассмотрение в Арбитражный суд.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Условия настоящего Договора и дополнения к нему носят конфиденциальный характер и могут быть разглашены третьим лицам только с письменного согласия другой Стороны.

7.2. Настоящий Договор не может быть препятствием для выполнения Сторонами своих обязательств по другим Договорам.

7.3. Настоящий Договор заключен до «»2016 года и вступает в силу с момента его подписания.

7.4. Настоящий Договор составлен в 2-х идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

7.5. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями Сторон.

7.6. Стороны обязаны информировать друг друга об изменении адресов и банковских реквизитов в течение трех рабочих дней.

7.7. Изменения, дополнения и приложения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью и действительны в случае, если они совершены в письменной форме, подписаны уполномоченными представителями обеих Сторон и заверены печатями Сторон.

7.8. В целях оперативного обмена документами Стороны договорились о возможности использовать в качестве официальных документы, переданные посредством факсимильной связи, с последующим обменом оригиналами этих документов в течение дней.

7.9. Со дня подписания настоящего Договора все предыдущие переговоры и подписанные в связи с ними документы утрачивают силу.

8. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Клиент

Экспедитор Юр. адрес: Почтовый адрес: ИНН: КПП: Банк: Рас./счёт: Корр./счёт: БИК:

9. ПОДПИСИ СТОРОН

Клиент _________________

Экспедитор _________________

Отношения участников договора транспортной экспедиции регулируются №87-ФЗ от 2003 года, гл. 41 ГК РФ и правилами транспортно-экспедиционной деятельности. К данному договору применяются положения, касающиеся возмездного оказания услуг по гл. 39 ГК РФ. ГК РФ действует в отношении контрактов, где по договорам обязанности экспедитора берет на себя .

Понятие договора транспортной экспедиции

Договору транспортной экспедиции посвящена ст. 801 ГК РФ. В договорных отношениях принимают участие экспедитор и клиент (отправитель груза или его получатель). Экспедитор берет на себя обязательство по выполнению услуг по перевозке груза за соответствующую оплату.

Закон №87-ФЗ устанавливает, что к экспедиционным видам услуг относится организация перевозок любыми видами транспорта, оформление документов. Как правило, этот договор оформляется, когда помимо перевозки необходима охрана груза, а также оформление документов на груз. Заключать этот договор целесообразно в том случае, когда груз не только нужно перевести из одного пункта в другой, а еще и требуются услуги, связанные с перевозкой. Дополнительные услуги фиксируются в тексте документа.

Если же груз перевозится исключительно в пункт назначения, нужно оформить простой договор, связанный с его перевозкой без наличия услуг дополнительного характера (ст. 785 ГК РФ).

Список экспедиторских документов, которые подтверждают заключение договора, устанавливается правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 этих правил, этими документами выступают:

  • поручение экспедитору;
  • расписка (складская);
  • экспедиторская расписка.

Клиент, со своей стороны, выдает поручение экспедитору, которое им заполнено и подписано собственноручно. Поручение экспедитору, которое оформляется в письменной форме, должно содержать полные, достоверные данные о маркировке, характере, весе, объеме груза, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, которые определены соглашением. После этого он направляет поручение с клиенту с отметкой о том, что услуги были согласованы, либо несогласие с объемом услуг, указанных в поручении.

Участники договора транспортной экспедиции

Экспедитор - это лицо, который перевозит груз за счет клиента и вознаграждение с его стороны. Лицензия для этого вида деятельности не нужна. Клиент - это лицо, которое должно оплатить услуги. Клиентом может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель (ГК РФ, ст. 801, Правила 554, п. 4). Не всегда клиент является владельцем перевозимого груза, что нашло свое подтверждение в судебной практике. Клиент может быть связан с отправителем груза различными отношениями и действовать от своего имени.

Форма договора транспортной экспедиции

Закон №87-ФЗ устанавливает, что этот договор заключается только в . Участие нотариуса для его удостоверения не требуется, но не исключается, что стороны по своему желанию могут сделать это (ст. 163 ГК РФ). Договор составляется в форме обычного документа. Если экспедитору необходима доверенность для выполнения обязанностей, клиент обязательно должен ее выписать, но доверенность не заменяет договор.

В качестве письменной формы этого соглашения, согласно практики арбитражных судов, нельзя рассматривать счета-фактуры и поручения платежного назначения, так как эти документы не содержат существенных условий договора. Ими можно подтвердить оказание услуги по перевозке груза, но не его экспедиции. Такое положение не противоречит судебной практике.

Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского суда от 2011 года (дело № А43-25646/2010) суд указал на то, что представленные в зале суда заявка и накладная свидетельствуют об оказании услуг по перевозке груза автомобильным транспортном, поэтому к рассматриваемому делу применяются нормы гл. 40 ГК РФ и №259-ФЗ от 2007 г.

Обязательные условия договора экспедиции

Договор считается заключенным, если его участники достигли взаимопонимания по всем существенным условиям. Обязательным условием этого соглашения выступает его предмет, условия, названные в законе и правовых актах в качестве существенных. Кроме того, обязательные условия - это те положения, относительно которых одной из сторон может быть достигнуто соглашение (ГК РФ, ст. 432).

Условие о предмете - обязательное условие договора. Предметом договора выступают действия экспедитора, связанные с организацией услуг по перевозке груза, а также обязательство клиента оплатить работу экспедитора. Для согласования предмета соглашения сторонам необходимо достичь взаимопонимания по виду, объему, содержанию услуг экспедитора, а также по порядку уплаты и размеру вознаграждения, уплачиваемого клиентом.

Закон не перечисляет услуги, которые согласовываются. Как правило, в качестве основных признаются действия экспедитора, ориентированные на перемещение груза. В это понятие включается организация перевозки груза по маршруту, который выбран одной из сторон, оформление договорных отношений, обеспечение отправки груза.

Закон не разъясняет, какие действия экспедитора считаются организацией перевозки груза. В договоре необходимо фиксировать их полный перечень. На экспедитора могут быть возложены дополнительные услуги, выполняемые им в процессе перевозки. Вместе с главными обязанностями экспедитора они составляют предмет договора. Полного перечня дополнительных услуг по договору закон не содержит. Чаще всего ими выступают:

  • охрана и страхование груза;
  • сопровождение его в пути;
  • проверка правильности оформления документов и т. д.

Порядок оплаты вознаграждения, его размер устанавливаются по соглашению между клиентом и экспедитором.

Иные условия договора транспортной экспедиции

Иные условия не являются обязательными в силу закона, но их наличие в договоре позволяет урегулировать более детально отношения сторон. Они отличаются от обязательных условий тем, что их отсутствие в тексте договора не влечет признания контракта недействительным.

Положение о личном исполнении договора. Экспедитор может привлечь к исполнению обязанностей других лиц, если в соглашении не указано, что он должен исполнить свои обязанности лично (ГК РФ, ст. 805). Личное исполнение договора предполагает, что экспедитор выполняет обязанности по договору самостоятельно, применяя собственные ресурсы, без привлечения третьих лиц. Если клиент заинтересован в личном исполнении соглашения второй стороной, это необходимо указать в договоре.

Экспедитор, привлекая третьих лиц для исполнения договора, несет ответственность перед второй стороной. Например, в постановлении от 2011 года по делу № А45-4439/2011 ФАС Западного - Сибирского округа суд пояснил, что лицом, которое несет ответственность за перевозку и утрату груза, выступает экспедитор. И это не зависит от того, что обязательство, связанное см перевозкой груза, было исполнено не им, а третьим лицом. Если имело место в этом случае ненадлежащее исполнение обязательства, то доказывать отсутствие своей вины должен экспедитор.

Если экспедитор не только перевозит груз, но и занимается организационными вопросами этого процесса, оказывая дополнительно услуги второй стороне лично, его выручкой будет не только сумма вознаграждения, предусмотренная договором, но и стоимость услуг, выполняемых экспедитором самостоятельно. В случае если экспедитор занимается исключительно перевозкой груза, заключая соглашение с перевозчиком и не оказывая дополнительных услуг, то размер его вознаграждения будет соответствовать тому, что прописано в договоре.

Прием-передача груза. Закон не запрещает сторонам включать это условие в договор. Это условие описывает действия, которые предпринимаются каждой из сторон с грузом на стадии его приема-передачи. Например, в этом условии может быть прописана обязанность клиента или отправителя груза подготовить перевозимое имущество, оформить на него документы, обеспечить возможность погрузки и т.д. Здесь же могут быть зафиксированы полномочия экспедитора, перевозчика. Например, экспедитор может присутствовать на передаче груза, контролировать сохранность. На него может быть наложена обязанность предоставить необходимый для погрузки транспорт в конкретное место и время.

Условие о стоимости услуг экспедитора и порядке расчетов. Вознаграждение экспедитору уплачивается в порядке, который предусмотрен договором. Размер его вознаграждения может быть указан в договоре. В нем целесообразно назначить конкретную сумму, составляющую вознаграждение экспедитора. Клиент должен ее оплатить за исполнение обязательств второй стороне. Кроме размера, необходимо уточнить в договоре срок перечисления денежных средств.

В сумму, перечисляемую от клиента экспедитору по исполнению договора между ними, помимо вознаграждения можно включить расходы, понесенные экспедитором в процессе выполнения обязательства перед второй стороной (№87- ФЗ, ст. 5, п.2). Но эти расходы чаще всего предвидеть не представляется возможным на стадии оформления договора. Они возмещаются после того, как экспедитор понес затраты.

Для доказывания расходов, их размера, экспедитор представляет второй стороне подтверждающие документы, например, чеки или квитанцию. Это положение целесообразно прописать в договоре. Кроме того, можно согласовать комфортный для участников способ выплаты вознаграждения.

Условие о качестве транспортно-экспедиционных услуг. Постановление Правительства под №554, в п. 19 устанавливает, что требования к качеству рассматриваемых услуг определяются национальными стандартами РФ, актами в сфере транспортно-экпедиционной деятельности, положениями заключенного между сторонами договора. Качество экспедиционных услуг должно соответствовать требованиям нормативных актов. Это правило работает вне зависимости от того, прописано ли оно в договоре либо отсутствует.

Ответственность участников договора. Участники правоотношения имеют право зафиксировать в договоре более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с ответственностью, установленной законом №87-ФЗ или договором международного уровня. Соглашение о том, чтобы устранить ответственность экспедитора за имущество клиента или уменьшения ее объемов, установленных нормами названного закона, ничтожно.

Особенность рассматриваемого договора заключается в возможности его прекращения по желанию одной из сторон, то есть в одностороннем порядке. Ст. 806 ГК РФ устанавливает, что любой участник правоотношения может отказаться от договора, предупредив об этом в разумный срок.

Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов — соглашение, которое будет полезно иметь под рукой многим юристам, сопровождающим предпринимательскую деятельность компаний, пользующихся услугами перевозчиков. Нюансы и особенности его заключения изложены ниже.

Транспортная экспедиция: нормативное регулирование, общие положения

Договор транспортной экспедиции — разновидность сделки по возмездному оказанию услуг. В отдельную главу эта сделка была выделена с введением существующего Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Среди основных нормативных актов, которыми регулируются возникающие в этой сфере правоотношения, выделяются следующие:

  1. Собственно сам ГК РФ.
  2. Специальный нормативный акт — закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.
  3. Иные НПА, регулирующие отношения в сфере транспорта (правила, кодексы, уставы). Подробнее о них можно узнать из статьи Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ .
  4. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

Правовая природа договора:

  • публичный;
  • двусторонний;
  • возмездный;
  • реальный или консенсуальный.

Экспедитором, то есть стороной, предоставляющей услуги, должны быть субъекты предпринимательства, зарегистрированные в установленном порядке, — ИП или коммерческая компания (см. решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.03.2012 по делу № А19-640/2012). При этом экспедитор может быть одновременно и перевозчиком (ч. 2 ст. 801 ГК).

При осуществлении экспедитором своих обязанностей по договору у него также должна быть лицензия, если требуемые к исполнению действия подлежат лицензированию в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. К примеру, лицензия потребуется, если экспедитор и перевозчик будут совпадать в одном лице, а перевозка будет осуществляться воздушным или морским транспортом.

Предмет договора

Услуги, которые предоставляет заказчику экспедитор, являются предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующий признак таких услуг — тесная взаимосвязь с перевозкой.

Возлагаемые на экспедитора услуги подразделяются на основные и дополнительные, которые, в свою очередь, могут быть выражены в форме фактических действий или действий юридического характера. Если основные формируют заключаемый договор, обусловливают его предмет, то дополнительные могут как быть включенными в соглашение, так и отсутствовать в его условиях.

Основные

Дополнительные

Непосредственная организация перевозки конкретным или смешанным видом транспорта

Проверка количества отправляемого товара, его внешнего состояния (упаковки, маркировки и т. п.)

Подготовка заявок для подачи транспорта на погрузку

Погрузка и последующая выгрузка

Заключение договора перевозки, фрахтования

Получение необходимых документов для осуществления импорта, экспорта

Осуществление действий по отправке и последующему получению груза

Выполнение таможенных процедур, уплата пошлин, сборов и прочих возможных расходов

Оплата провозных платежей и др.

Совершение с грузом иных действий, в том числе хранение

Представленные в таблице услуги не являются исчерпывающими. В рамках договора транспортной экспедиции стороны могут предусмотреть также участие экспедитора в переговорах с контрагентами, информационные услуги, страховые услуги, услуги по розыску груза и прочее (см. постановление 14-го ААС от 17.07.2017 по делу № А44-9467/2016).

Существенные условия договора

Законодатель не раскрывает, какие условия являются существенными для договора транспортной экспедиции. Единственное, как следует из определения этого договора, данного в ГК РФ, он должен содержать информацию об услуге, которая должна быть оказана.

Учитывая судебную практику рассмотрения споров по делам, возникающим из данного вида правоотношений, можно также выделить следующие условия, которые необходимо согласовывать экспедитору и его клиенту:

  1. Стоимость оказываемых услуг (решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.09.2009 по делу № А45-14031/2009). Стоит отметить, что мнения судов по этому условию расходятся. Так, в решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2014 по делу № А56-57520/2014 указано, что при отсутствии этого условия договор не может быть признан незаключенным.
  2. Условие о предмете (постановление 17-го ААС от 01.03.2011 по делу № А50-17971/2010).
  3. Порядок оплаты по договору (решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2015 по делу № А14-1879/2015).
  4. Сведения о грузе и условиях его транспортировки, в том числе информация о маршруте, получателе и отправителе (постановление 5-го ААС от 04.05.2017 по делу № А51-12257/2016).
  5. Идентифицирующие признаки груза, размер провозной платы (решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2017 по делу № А40-225934/2016).
  6. Объем груза (решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2009 по делу № А56-57621/2008).

Образец договора транспортной экспедиции можно скачать здесь: Образец договора транспортной экспедиции

Форма договора. Доверенность экспедитору

Ст. 802 ГК РФ требует, чтобы рассматриваемый договор между клиентом и экспедитором был заключен в письменной форме. Однако несоблюдение этого требования законодательства не повлечет за собой одновременное признание такого договора недействительным. У заинтересованной стороны останется возможность доказывать факт его заключения и его условия прочими письменными и иными доказательствами, кроме свидетельских.

Ч. 2 указанной выше статьи ГК РФ предусмотрена обязанность заказчика-клиента выдать экспедитору доверенность, на основании которой тот будет осуществлять действия от имени клиента. Доверенность выдается, только если имеется такая необходимость.

В тех случаях, когда экспедитор действует с третьими лицами, в том числе с перевозчиками, от своего имени, применяются положения ГК РФ, установленные в гл. 51-52. То есть даже если экспедитор заключит договор от своего имени, в обязательстве с перевозчиком он будет являться стороной, однако по отношению к заказчику по соглашению транспортной экспедиции он останется экспедитором и будет продолжать нести соответствующие обязательства перед клиентом.

Экспедиторские документы

Множество споров в судах между клиентами и экспедиторами возникает по причине неправильного оформления необходимой документации, которая является неотъемлемой частью договора и подтверждает его заключение, согласование условий.

Экспедиторскими документами согласно п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила), являются:

  • поручение экспедитору, содержащее полный объем и условия оказываемых клиенту услуг;
  • экспедиторская расписка — доказательство получения экспедитором груза от непосредственно клиента или иного грузоотправителя (как ее заполнить, см. в статье Образец заполнения экспедиторской расписки);
  • складская расписка — доказательство принятия экспедитором товара на складское хранение.

Первый документ заполняется самим клиентом, остальные — экспедитором. Форма, содержание и иные нюансы составления перечисленных документов утверждены приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23.

На практике экспедиторские компании используют другие документы. Такую возможность им предоставляет п. 6 Правил, который гласит, что в зависимости от характера предоставляемых услуг стороны могут применять не предусмотренные этими правилами документы. Пользуясь данной возможностью, экспедиторы оформляют:

  • транспортные накладные;
  • курьерские расписки и иные.

Учитывая это, нужно указывать в данных документах всю необходимую информацию, которая в дальнейшем может подтвердить претензии (реквизиты получателя, вес груза, количество мест, сведения, идентифицирующие груз, другие данные).

Ответственность по договору экспедитора

Как и в правоотношениях по иным договорам, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей экспедитор по требованию клиента должен будет:

  • возместить причиненные убытки;
  • уплатить договорную неустойку;
  • если неустойка не предусмотрена договором, уплатить законную неустойку.

Предпринимательский статус экспедитора определяет для него особые нюансы ответственности. В частности, в случае неисполнения условий договора или их ненадлежащего исполнения он не сможет в свое оправдание для снятия ответственности аргументировать это тем, что:

  • не смог исполнить обязательство, так как у него не имелось необходимых для этого денег;
  • на рынке отсутствовали нужные для выполнения обязательства товары;
  • обязательство оказалось невыполненным из-за нарушений со стороны его контрагента — третьего лица (см. решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2016 по делу № А53-8328/2016).

Экспедитор сможет уйти от ответственности, только если представит доказательства того, что невыполнение (ненадлежащее выполнение) было связано с чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Также ответственность экспедитора ограничивается, когда в неисполнении договора виновен перевозчик. Однако если он не проявит осмотрительности в выборе перевозчика или примет на себя ручательство за выполнение перевозки взыскание можно производить с экспедитора (п. 9 Обзора судебной практики ВС РФ от 20.12.2017).

Правовая природа рассмотренного в настоящей статье договора довольно сложна, а обусловлено это сочетанием в нем различных видов обязательств (перевозки, поручения, хранения, комиссии, подряда и др.). Вместе с тем следует отметить, что этот договор вполне самостоятельный, а все услуги экспедитора (обязательства), предусмотренные в нем, имеют только одну цель — организацию и осуществление перевозки груза. Примерный шаблон этого документа можно скачать по ссылке:

Отношения, возникающие в случае, когда заключается договор транспортной экспедиции, регламентируются главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По данному договору оказываются экспедиционные услуги, включающие в себя организацию перевозок грузов различными видами транспорта и оформление перевозочных документов. Также оформляются документы для прохождения таможни и других ситуаций, возникающих при осуществлении перевозок грузов.

Для грамотного составления документа ознакомьтесь с нашими рекомендациями и скачайте образец договора транспортной экспедиции.

Понятие договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции — это соглашение. по которому одна сторона обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны организовать выполнение или выполнить определенные услуги, которые связаны с перевозкой груза.

В зависимости от того, какую конечную цель преследуют стороны, заключив договор транспортной экспедиции, выделяется несколько видов таких договоров:

  • договор об обеспечении доставки грузов;
  • договор о доставке груза к месту нахождения перевозчика;
  • договор о предоставлении отдельных транспортно-экспедиционных услуг.

Данный договор является двусторонним и возмездным.

Предмет и форма договора

В качестве предмета договора транспортной экспедиции выступают фактические и юридические действия экспедитора, которые составляют транспортно-экспедиционные услуги по организации перевозки грузов. Само содержание данного договора определяет права и обязанности сторон. Клиент предоставляет экспедитору груз, документы и другую информацию о свойствах груза и условиях его перевозки. Такая информация указывается в поручении экспедитору. Экспедитор проверяет предоставленную ему информацию и документы, сообщает клиенту о недостатках в информации и документах. Если информации неполная или обнаружена нехватка документов, запрашивает у клиента дополнительные данные.

Затем экспедитор согласовывает поручение и организует или осуществляет перевозку груза. Вознаграждение экспедитору может быть выплачено не только после перевозки груза и его передачи, но и в виде предварительной оплаты. Расходы экспедитора в связи с выполнением своих обязанностей возмещаются после того, как будут представлены документы, подтверждающие эти расходы в пределах согласованной сторонами сметы расходов.

Заключение договора транспортной экспедиции производится в письменной форме. Перечень экспедиторских документов, которые подтверждают заключение договора, определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. В соответствии с пунктом 5 указанных Правил таковыми считаются:

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Стороны договора транспортной экспедиции

Сторонами договора транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентом может быть любой субъект гражданско-правовых отношений. Однако положения законодательства в определении договора транспортной экспедиции конкретизируют таких субъектов, требуя, чтобы по отношению к экспедируемому грузу они были грузоотправителями или грузополучателями. Есть случаи, когда клиентами выступают физические лица и приобретают экспедиторские услуги для удовлетворения личных потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Тогда отношения по договору транспортной экспедиции применяются к ним в части, не противоречащей ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и положениям Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор представляет собой лицо, которое выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных конкретным договором транспортной экспедиции. Каких-то специальных требований к таким лицам в законодательстве не содержится. Сейчас для занятия экспедиторской деятельностью не требуется лицензирования, поэтому она доступна для любого субъекта без специального разрешения.

Однако отдельные операции, которые входят в состав экспедиторских услуг, относятся к числу лицензируемых. Например, погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов на железнодорожном транспорте, в морских портах и на внутреннем водном транспорте.

Договор транспортной экспедиции: важнейшие разделы

Перечислим разделы договора транспортной экспедиции, которые могут содержаться в документе, с пояснением их важности:

  1. Предмет договора. Говорится о предмете договора, а также пунктах отправления и назначения груза, его погрузке, перевозке (а также перевозчике) и выгрузке.
  2. Срок действия договора. Говорится о времени вступления договора в силу и сроке его действия. Указывается время, необходимое для доставки груза в пункт назначения.
  3. Права и обязанности сторон. Подробно описаны права и обязанности клиента и экспедитора. Регламентируются необходимые документы, а также иная информация, необходимая экспедитору для выполнения договора. Прохождение таможенных и иных процедур, уплата пошлин и сборов.
  4. Поручение экспедитору. Обязанность клиента предоставить Поручение экспедитору, в котором указаны исчерпывающие сведения о грузе. В их числе указывается вес, объем, упаковка, маркировка, количество мест, грузополучатель и т. д.
  5. Порядок передачи груза. Говорится о порядке получения груза от клиента, экспедиторской расписке, о времени доставки груза, порядке его разгрузки и передачи грузополучателю, необходимости составления акта приемки.
  6. Вознаграждение экспедитора и возмещение его расходов. Говорится о сумме вознаграждения экспедитора, а также о размере и порядке возмещения его расходов при перевозке груза. Обозначается способ уплаты (наличными или перечислением).
  7. Ответственность сторон. Предусматривается ответственность клиента и экспедитора на разных этапах исполнения договора. Размеры данной ответственности.
  8. Основания и порядок расторжения договора. Рассматриваются различные основания, по которым договор может быть расторгнут по соглашению сторон, а также в одностороннем порядке клиентом и экспедитором.
  9. Разрешение споров из договора. Регламентируется направление сторонами друг другу претензионных писем, порядок и сроки их составления и направления, а также сроки рассмотрения писем сторонами. Разрешение споров в судебном порядке.
  10. Форс-мажор. Освобождение от ответственности при наступлении форс-мажорных обстоятельств, к которым отнесены: пожары, землетрясения, наводнения, забастовки и т. д.
  11. Прочие условия. В этом разделе говорится о некоторых особенностях исполнения договора, количестве экземпляров составляемого договора.
  12. Список приложений. Указываются необходимые приложения к договору транспортной экспедиции.
  13. Адреса, реквизиты и подписи сторон.

Права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции

Права и обязанности экспедитора и клиента составляют содержание транспортно-экспедиционного обязательства. Главная обязанность экспедитора заключается в организации выполнения или выполнение услуг, определенных договором транспортной экспедиции. Также в обязанности экспедитора входят:

  • представление клиенту экспедиторских документов во время приема груза, а также оригиналов договоров, которые он заключил от имени клиента согласно договору транспортной экспедиции;
  • информирование клиента о недостатках в полученной от него информации, а если информация неполная - запрос у клиента дополнительных сведений;
  • предоставление по требованию клиента, который приобретает услуги для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, информации о защите прав потребителей.

Экспедитор имеет право:

  1. отступить от указаний клиента, если это совершается в интересах клиента;
  2. в интересах клиента выбрать или изменить вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность его перевозки разными видами транспорта;
  3. удерживать у себя груз до момента уплаты вознаграждения и возмещения расходов, которые понесены им в интересах клиента;
  4. не начинать исполнение обязанностей, которые предусмотрены договором транспортной экспедиции, до представления клиентом нужных документов;
  5. проверить достоверность представленных клиентом нужных документов.

Обязанности клиента определены законом. В соответствии с которым клиент обязан:

  1. уплатить экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы;
  2. своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию, а также документы, которые необходимы для таможенного, санитарного и других видов государственного контроля.

Клиент имеет следующие права:

  • выбирать вид транспорта и маршрут следования груза;
  • потребовать у экспедитора, если это предусмотрено в договоре транспортной экспедиции, предоставить информацию о ходе перевозки груза;
  • давать экспедитору указания в соответствии с заключенным договором.

Образец договора транспортной экспедиции

Скачать образец договора:

Ответственность сторон

Экспедитор может быть привлечен к ответственности, если не сможет доказать, что недостача, повреждение или утрата груза произошла в результате обстоятельств, которые он не мог предотвратить, а их устранение не зависело от него, в следующих размерах:

  • за недостачу или утрату груза, принятого для перевозки с объявлением ценности, в сумме объявленной ценности или ее части, пропорциональной недостающему грузу;
  • за недостачу или утрату груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в сумме документально подтвержденной стоимости груза или недостающей его части;
  • за повреждение груза, принятого для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую снизилась объявленная ценность, а если поврежденный груз невозможно восстановить, в размере объявленной ценности;
  • за повреждение груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в сумме, на которую снизилась реальная стоимость груза, а если поврежденный груз невозможно восстановить, в размере его реальной стоимости.

Ответственность клиента перед экспедитором наступает:

  • при не предоставлении клиентом нужной информации в размере убытков, которые причинены экспедитору;
  • в случае необоснованного отказа клиента от оплаты расходов, которые понес экспедитор, в виде указанных расходов и штрафа в размере 10% от суммы расходов;
  • при несвоевременной уплате вознаграждения экспедитору и возмещения понесенных расходов, в виде неустойки в размере 0,1% от вознаграждения и понесенных расходов за каждый день просрочки.

Порядок расторжения договора транспортной экспедиции

Важной особенностью расторжения данного договора является возможность отказаться от исполнения заключенного договора в одностороннем порядке. Каждая из сторон имеет право отказаться от его исполнения. Однако есть некоторые условия: нужно в разумный срок предупредить об отказе другую сторону и возместить убытки, которые вызваны тем, что расторгается договор транспортной экспедиции.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения