Горгона Медуза и горгоны из греческих преданий - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. PR в Античной мифологии Греческая мифология медуза горгона

Мифы древней Греции насчитывают огромное количество легендарных существ, населяющих просторы лесов и морей. Горгона Медуза представляет из себя ужасное чудовище со змеями вместо волос и ужасным чешуйчатым телом.

Описание существа

Медуза Горгона - фантастическое существо из легенд древней Греции, является дочерью Форкия и Кето.

Мифология древнегреческого мира повествует о Форкие, отце трех Горгон, покровителе морей, а также о его супруга Кето, которая была божеством морской пучины. Медуза является наиболее прославленной среди сестер. Её ужасающий вид и способности обращать людей в камень сгубили не одно поколение храбрых воинов.

Легенда о происхождении

Легенда повествует о морском происхождении Медузы, которая была самой младшей в семье и не имела бессмертия. Девушка была молода и красива, ее великолепные волосы струились до самого пояса. Однажды ее заприметил бог морей Посейдон. Он обманом склонил Медузу к близости, совершив надругательство в храме Афины, в котором девушка хотела укрыться.

Богиня войны и мудрости не оказала помощи Медузе, а, наоборот, разгневалась. Прекрасные волосы Горгоны были обращены в ужасающих змей-гидр, а тело изуродовано, только лицо осталось девичьим.

Внешние особенности

Внешний вид Медузы после проклятия Афины стал устрашающим, от милой и безобидной девы не осталось и следа. Выглядит она как морское чудовище, ее внешний вид:

  • голова покрыта ядовитыми змеями, которые издают страшные звуки;
  • туловище существа укрыто блестящей чешуей;
  • верхние конечности медные, на пальцах заточенные когти из стали;
  • у чудовища имеются крылья, выполненные из стали, с золотыми перьями.

Медуза имела огромную силу как физическую, так и волшебную. Одного взгляда чудовища хватало, чтобы обратить человека в камень, забрать дар речи или слух, убить на месте. Легенда гласит, что даже кровь Горгоны имела чудесное действие. Кровь, взятая из левой части существа, могла оживить мертвого или исцелить больного, но кровь из правой части тела Медузы могла мгновенно убить любого.

Голова Медузы даже после смерти несла в себе опасность, она сохранила все свойства, которыми обладала при жизни.

Миф о смерти

Перевоплощенная в чудовище Медуза наводила страх на окружающих, никто не осмеливался вторгаться в земли, принадлежащие ей. Тогда для борьбы против злодеяний обозленной Горгоны был снаряжен в путь Персей, сын Данаи и Зевса. Богиня мудрости Афина и сын Зевса Гермес решили оказать помощь храброму юноше, они снарядили его к бою, отдав свои меч и щит. Данный Афиной щит имел зеркальную поверхность, которая должна была отразить взгляд Горгоны, а Гермесов меч благодаря серповидной форме был незаменим в бою с чудовищем.

После долгих скитаний Персей пришел к дому сестер Горгон, которые по преданию олицетворяли старость, они были рождены уже старыми: волосы седые, тело дряхлое. На всех сестер имелся лишь один целый зуб, который использовался каждой старухой поочередно. Они были охранницами Горгоны и достоверно знали путь к ее жилищу. Персею удалось разузнать путь к чудовищу, который проходил через лесных нимф. Красавицы снарядили юношу, дав ему:

  • крылатые сандалии;
  • льняной мешок;
  • шлем, позволяющий быть невидимым.

Вооруженный Персей застал всех сестер Горгон спящими. Быстрым движением он срубил голову Медузы и, пользуясь зеркальным щитом, быстро положил срубленную голову в мешок, он знал, что даже обезглавленная Горгона представляла опасность. На момент гибели Медуза была на сносях, поэтому из ее тела вышли Пегас и Хрисаор, отцом которых был Посейдон.

Не успев окончить дело с Медузой, Персей был атакован ее сестрами. Чтобы не вступать в бой и избавиться от преследования, он надел шлем-невидимку и крылатые сандалии. Легенда о бегстве от преследования повествует о том, что при перелете над Ливией из кровоточившей головы Медузы несколько капель упало на землю и с тех самых пор там обитают ядовитые ехидны. С потоком ветра юношу относило все более к западу в царство Атланта, где он решил остановиться на ночлег.

Попросив у великого Атланта пристанища на ночлег, Персей получил резкий отказ, по причине своего родства с Громовержцем. Атлант хотел силой выгнать Персея, но юноша вынул отрубленную голову Горгоны, чтобы показать титану. В тот же миг Атлант начал перевоплощаться в высокую гору: борода и волосы превратились в густые леса, голова подняла небосвод, а плечи стали горными отрогами.

В дальнейшем голова Горгоны стала достоянием Афины, она носила ее на своем щите и успешно сражалась с врагами. После этого богиню прозвали «Горгопа», что значит «со страшным взглядом».

Образ Горгоны в искусстве

В мифологии Медуза Горгона представлена как ужасное чудовище, убивающее людей, но в народе ее образ очень популярен и является оберегом. Часто изображение головы чудовища служит защитой от сглаза и порчи. Недаром образ широко распространен на найденных артефактах: щитах, монетах, рукоятках мечей. Среди мореплавателей Древнего Рима было поверье, что изображение головы Горгоны на мысе корабля принесет удачу и защитит от крушения при шторме.

Во Франции изображение чудовища на рукоятке меча означало символ свободы и равенства. На сегодняшний день образ Медузы стал логотипом одного из самых известных домов моды «Versace», который считает ее смесью красоты, философии и искусства.

Нередко образ используется как эмблема.

  1. Легенды приписывают обладание головой Медузы А. Македонскому - эмблема была расположена на доспехе, защищавшем грудь.
  2. Является украшением административной области в Италии - Сицилии, которая является родиной Горгоны и ее сестер.
  3. В эстетических направлениях классицизма и имперского стиля Медуза Горгона стала традиционным элементом декора, который использовался при украшениях оград. В культурной столице России, Санкт-Петербурге, можно лицезреть изображение Горгоны на ограде моста и Летнего сада.

Образ в культуре

Образ Горгоны использован австрийским психоаналитиком Фрейдом для психоанализа. Изображение Медузы становится значимым и для современных девушек, борющихся за свободу и права женщин. Феминистки выступают против компании «Versace», которая использует лик невинно погибшей девушки в качестве логотипа.

В конце XIX века астрологи в честь убиенной Горгоны наименовали астероид «149 Медуза». В современной интерпретации образ Медузы используется с неким искажением.

  1. В романе «Stay night», представленном в виде визуализации, Горгона является всадником на белоснежном Пегасе.
  2. В литературном искусстве современников образ Медузы - это девушка из книжной серии «Таня Гроттер» в главной роли - Медузия Горгонова, работающая доцентом кафедры нежитеведения.

Часто мифологический образ используют в современном кинематографе.

  1. В научном сериале с элементами фэнтези под названием «Доктор Кто» образ Горгоны появляется в 6 сезоне.
  2. Мультипликация «Персей» 1973 года, где Медузе приписывают образ соблазнительницы, завлекающей к себе на остров молодых юношей, чтобы превратить в камень.
  3. В 2010 году на экраны вышел фильм «Битва титанов», где присутствует существо со змеиным хвостом и торсом женщины, на голове которой ядовитые змеи.

Заключение

Горгона - одна из 3-х дочерей повелителя морей Форкла и его сестры Кето. Красавица, превращенная в злое чудище, принесла много бед простым смертным.

Бигирисданова Ольга
Пожарова Олеся

Медуза Горгона

Краткое содержание мифа

«Медуза», Караваджо
1598-99, Уффици
Изображение отрезанной
головы Горгоны

Горгоны - в греческой мифологии чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини земли Геи и бога моря Понта. Горгоны - это три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Медуза, в отличие от старших сестер, существо смертное. В незапамятные времена сестры были красными морскими девами и обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид.

Горгона Меду́за (греч. Μέδουσα, точнее Медуса — «стражник, защитница, повелительница») — наиболее известная из сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Но родилась она вовсе не страшным чудовищем, а прекрасной морской девой. Она была настолько привлекательной, что бог морей Посейдон решил возлечь с ней. Но место для этого выбрал не совсем удачное - храм Афины. Афина была вне себя от ярости, и мало того, что превратила Горгону в крылатое чудовище, но еще и наделила ее ужасающей силой - превращать в камень все живое своим взглядом. Кроме того, Афина превратила в монстров и ее ни в чем неповинных сестер. Сестры Медузы были вынуждены скрывать от всех свой безобразный облик, и перебрались «на край земли», на затерянный отдаленный остров. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро забыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда появится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Такова была воля Афины.

Одним из заданий, данных Персею царем Полидектом, было убийство горгоны Медузы. Справиться с чудовищем герою помогли боги — Афина и Гермес. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух — сестёр грай, (которые были также сёстрами горгон), имевших на троих один глаз и один зуб. Хитростью Персей похитил у них зуб и глаз, а вернул в обмен на крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. Грайи показали Персею путь к горгонам. Гермес подарил ему острый кривой нож. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам. И вот перед ним скалистый остров, где мирно спят сестры, не ведая об опасности. Взгляд героя упал на блестящий щит — подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с Горгоной медузой. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним — Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее небо и скрылись из виду. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней все живое. Локальная легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей.

Кровь горгоны Медузы, обладающая губительными и живительными свойствами, была собрана Афиной в два сосуда, и подарена прославленному врачевателю Асклепию, которому поклонялись как основателю медицины. Асклепий с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить.

Голова Медузы, сохранила и после смерти способность превращать в камень все живое. И когда победитель Медузы приземлился рядом с дворцом титана Атланта, Персей превратил его в гору, показав голову горгоны. Вскоре отрубленная голова Медузы была передана Афине, и та прикрепила ее к своему легендарному щиту - эгиде - получившему эпитет «горгонеон», а сама Афина стала называться Горгопа - богиня со страшным взглядом. Позднее в Древнем Риме изображение змеевласой головы Медузы стало одним из наиболее популярных на металлических украшениях, служивших воинскими знаками отличия.

Образы и символы мифа

Медуза Горгона скульптора Бернини

Образ Медузы Горгоны представляется устрашающим и опасным: «Вместо волос у Горгоны — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У Горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень» - так описывает горгону древнегреческий поэт Гесиод (ок. 700 до н.э), в поэме «Теогония» («Происхождение богов»). Действительно, облик ее был ужасен, и слово «gorgos» в переводе означает «страшный, грозный». В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками. Все жители боялись Горгону и считали ее воплощением зла и жестокости. Но если помнить ее историю, то медуза Горгона - образ невинно убиенной героини, которая пострадала из-за своей красоты.

Кровь Горгоны обладала одновременно целительными и губительными свойствами. Асклепий, которому Афина отдала ее, с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить. Интересно то, что Асклепий изображается всегда с посохом, обвитым змеей - порождением крови горгоны Медузы.

Древнегреческий путешественник и писатель Павсаний (2 в. н.э.) упоминает о том, что в храме Асклепия в Эпидавре жили несколько прирученных змей.

А изображение змеи, обвивающей чашу, появилось в XVI веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу (1493-1541), и сегодня стало символом медицины.

Медуза Ронданини
ок. I в. н. э. Мрамор
Мюнхен, Глиптотека

Самый важный символический элемент мифа - голова медузы Горгоны. И в отрубленном состоянии она обладала теми же способностями превращать людей в камень. Показав лик Медузы Кето, Персей превратил ее в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Перед этим он превратил в камень титана Атланта, поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко. В средневековых книжных легендах владение головой горгоны приписывалось Александру Македонскому, чем объяснялись его победы над всеми народами. В знаменитой помпейской мозаике доспех царя украшен на груди изображением головы горгоны. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили горгоны и была убита Медуза. Её изображение до сих пор украшает флаг этого региона.

Эмблема Versace

Голова Горгоны изображалась на военных медалях, а затем и на украшениях конской сбруи, иногда на доспехах и щитах - дабы устрашать и повергать в ужас противника. Образ Медузы на воинских надгробных памятниках, возможно, играл охранительную функцию, призванную защищать могилу от разорителей. Голова медузы также стала эмблемой дома Versace.

Возникновение образа Медузы Горгоны зачастую связывают с преданием о "дурном глазе", однако наиболее приемлемой кажется следующая теория: с давних времен, Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование, её образ нельзя понимать однозначно - это олицетворение единства в человеке хаоса и порядка, красоты и коварства, самоограничения и развращенности.

Итак, можно говорить, что Медуза Горгона - это не просто древний вымышленный персонаж, а символ, являющийся своеобразным зеркалом человеческих душ.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Горгона - персонаж очень известный и сформировавшийся уже к VIII веку до рождества Христова. Во времена Гомера образ Горгоны был настолько известен, что он запросто упоминает её в своих произведениях, не углубляясь в описание её образа или историю. Вообще в гомеровские времена горгону активно изображали на монетах и в изобразительном искусстве, одним словом, в то время медуза отсутствием внимания не страдала. Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

После Гомера, Горгона упоминалась в литературных трудах Гесиода, Эсхила, Овидия.
Овидий дает не только историю битвы с Персеем, убившим Горгону, но также излагает всю родословною Медузы.

Медуза Горгона - «воплощение дурного глаза». Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов и американских индейцев немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». Изображения на боевых щитах служили «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, воротах, медальонах. Хотя миф о медузе Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном сглазе», именно благодаря ему в обиход вошли маски-талисманы (горгонейоны).

Социальное значение мифа

Ограда летнего сада

Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели. Медуза Горгона — одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии. Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам.

Образ медузы был использован и в живописи, и в литературе, и в архитектуре.

На старинных картах звёздного неба Персей традиционно изображается держащим в руке голову Медузы; её глаз — переменная звезда Алголь (бета Персея).

Голова Медузы в период классицизма и ампира, воскресившего античные мотивы, в том числе и этот — горгонейон, стала традиционным декоративным элементом, сопутствующим военной арматуре в украшении зданий и оград. К примеру, она является очень часто встречающимся мотивом в чугунном и кованном декоре Санкт-Петербурга, красуясь, в частности, на ограде 1-го Инженерного моста и решетке Летнего сада.

Такие великие художники, как Леонардо Да Винчи, Караваджо, Рубенс, Бёклин не оставили миф о медузе без внимания. И отразили ее образ в своих произведениях.

Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство. Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза — олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды.

В «Фаусте» Гете медуза бродит по шабашу, приняв образ Гретхен, чем смущает главного героя.

На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо — копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи - на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.

Перуцци. Персей и Медуза. 1511. Фреска

Медуза Челлини — непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Так же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.

Новый взгляд на историю Медузы, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 — 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.

Горгона Медуза является знаковым символом для современных феминисток. В частности, они возражают против использования образа невинно убиенной героической женщины в качестве логотипа модного дома Versace.

Итак, медуза Горгона воспринималась во все времена неоднозначно, она вызывала много споров и дискуссий, но то, что о ней говорили великие творцы искусства и культуры, заслуживает огромного уважения и внимания к медузе. И сегодня миф о медузе Горгоне не утратил своей актуальности, и каждый может извлечь из него частицу полезного.

Медуза была одной из трех сестер, родившихся от Phorcys и Ceto, известных как Горгоны. Согласно Теогонии Гесиода, Горгоны были сестрами Грайай и жили в предельном месте к ночи Гесперидами за Океаном. Более поздние авторы, такие как Геродот и Паусаниас, размещают обитель Горгонов в Ливии. Сестры Горгоны были Штенно, Эврией и Медузой; Медуза была смертной, а ее сестры были бессмертными.

За рождением Горгоны мало упоминается о Горгонах как о группе, но у Медузы есть несколько мифов о ее жизни и смерти. Самый известный из этих мифов касается ее смерти и смерти. В Теогонии Гесиода он рассказывает о том, как Персей отрезал голову Медузы, и из ее крови вырвались Chrysaor и Pegasus, Chrysaor - золотой гигант, а Пегас - знаменитая белая крылатая лошадь.

PERSEUS & MEDUSA
Миф о Персее и Медузе, по словам Пиндара и Аполлодора, начинался с квеста. Персей был сыном Данаи и Зевса, который пришел в Данаю в виде золотой весны. Было предсказано отцу Данаэ, Арисию, королю Аргоса, что сын Данаэ убьет его. Итак, Акрисий запер свою дочь в бронзовой камере, но Зевс превратился в ливень из золота и пропитал ее в любом случае. Акрисий, не желая спровоцировать Зевса, швырнул свою дочь и внука в деревянный сундук в море. Мать и сын были спасены Диктисом на острове Серифос. Именно Диктис поднял Персея к мужественности, но это был брат Диктиса Полидектес, король, который отправил бы его в опасный для жизни квест.

Полидеткт влюбился в мать Персея и хотел жениться на ней, но Персей защищал свою мать, так как считал Полидектес бесчестным. Полидекты ухитрились уловить Персея; он держал большой банкет под предлогом сбора взносов за брак Гипподиамии, который приручил лошадей. Он попросил, чтобы его гости приносили лошадей за свои дары, но у Персея их не было. Когда Персей признался, что у него нет подарка, он предложил любой дар, который назвал бы царь. Полидектс воспользовался своей возможностью позорить и даже избавиться от Персея и попросил главу единственного смертного Горгона: Медузы.

Медуза был грозным врагом, так как ее отвратительный вид мог превратить любого зрителя в камень. В некоторых вариациях мифа Медуза родилась монстром, как ее сестры, которые были опоясаны змеями, вибрируя языки, скрежеща зубами, с крыльями, наглыми когтями и огромными зубами. В более поздних мифах (в основном в Овидии) Медуза был единственным горгоном, обладающим замками змей, потому что они были наказанием от Афины. Соответственно, Овид рассказывает, что однажды прекрасная смертная была наказана Афиной отвратительным видом и отвратительными змеями для волос за то, что они были изнасилованы в храме Афины Посейдоном.

Персей, с помощью божественных даров, нашел пещеру Горгонов и убил Медузу, обезглавив ее. Большинство авторов утверждают, что Персей смог обезглавить Медузу с отражающим бронзовым щитом, который Афина дал ему, пока Горгона спала. При обезглавливании Медузы из ее отрубленной шеи выпрыгнули Пегас и Хрисаор (Посейдон и ее дети). Одновременно с рождением этих детей сестры Медузы Эвриал и Стэнно преследовали Персея. Однако подарок, подаренный ему Аидом, шлем тьмы, предоставил ему невидимость. Непонятно, как Персей взял Пегаса с собой в его приключениях, или если он продолжил использовать крылатые сандалии, которые дал ему Гермес. Приключения Пегаса с героем Персеем и Беллерофоном - классические сказки из греческой мифологии.

Персей теперь летел (либо Пегасом, либо крылатыми сандалиями) с головой Медузы, надежно упакованной, когда-либо мощной с каменным взглядом. Персей в своем путешествии домой остановился в Эфиопии, где царство царя Цефея и королевы Кассиопеи мучило морское чудовище Посейдона, Цет. месть Посейдона была быть взыскана на царстве для высокомерной претензии Кассиопеи, что ее дочь Андромеды (или она сам) была равна по красоте нереидам. Персей убил зверя и выиграл руку Андромеды. Тем не менее Андромеда была обручена, что вызвало оспаривание, что привело к тому, что Персей использовал голову Медузы, чтобы превратить ее предыдущего помолвленного в камень.

Перед возвращением в свой дом Серифоса Персей встретил титанов Алты, которые он повернулся к камню с головой Медузы после некоторых резких слов, создав таким образом Атласские горы Северной Африки. Также во время путешествия домой, голова Медузы пролила кровь на земле, которая сформировалась в ливийские гадюки, которые убили Аргонавт-Мосс.

Персей вернулся домой к своей матери, в безопасности от достижений короля Полидетекса, но Персей был в ярости от обмана Полидетекса. Персей отомстил за то, что повернул Полидектеса и его суд в камень с головой Медузы. Затем он отдал царство Диктису. После того, как Персей закончил голову Горгоны, он отдал ее Афине, которая украсила ее щит и нагрудник.

ЭТИМОЛОГИЯ
Слово Горгон происходит от древнегреческого слова «γοργός», что означает «жестокий, страшный и мрачный». Каждый из названий Горгонов имеет особое значение, которое помогает описать их чудовищность. Стэнно из древнегреческого «Σθεννω» переводится как «сила, сила или сила», поскольку он связан с греческим словом: σθένος. Euryale - от древнегреческого «Ευρυαλη», что означает «широкая, широкая степпинг, широкая молотьба»; однако ее имя также может означать «из широкого морского моря». Это было бы подходящим названием, поскольку она является дочерью древних морских божеств, Phorcys и Ceto. Имя Медузы происходит от древнегреческого глагола «μέδω», который переводится как «охранять или защищать». Имя Медузы очень подходит, поскольку оно является синонимом того, что голова Горгоны стала представителем на щите Афины.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В АРТ
Изображение Горгоны появляется в нескольких художественных и архитектурных сооружениях, включая фронтоны Храма Артемиды (приблизительно 580 г. до н. Э.) В Корча (Корфу), в середине 6-го века до нашей эры, статуя мрамора более крупного размера (то есть теперь в археологическом музее Парос) и знаменитый кубок Дуриса. Горгон стал популярным дизайном щитов в древности наряду с тем, что он был апотропным (отвратительным злым) устройством. Богиню Афину и Зевс часто изображали щитом (или эгидой), изображающим главу Горгоны, которая, как правило, считается Медузой.

Есть также несколько археологических примеров, которыми лицо Горгоны используется на нагрудниках, в мозаиках и даже в виде бронзовых торцевых частей на пучках кораблей в римский период. Возможно, самым известным примером Медузы в искусстве в древности была статуя Афины Парфенос из Парфенона, которая была сделана Фидиасом и описана Паусаниасом. Эта статуя Афины изображает лицо Горгоны на нагруднике богини. В греческой мифологии есть также описание Гесиода щита Геркулеса, в котором описываются события Персея и Медузы.

Считается, что мифы о горгоне Медузе имеют связь с культом скифской змееногой богини - прародительницы Табити, свидетельством существования которой являются упоминания в античных источниках и археологические находки изображений. В эллинизированной версии эта «горгона Медуза» от связи с Гераклом породила скифский народ.

Голова Медузы

И в отрубленном состоянии взгляд головы горгоны сохранял способность превращать людей в камень. Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Китом) - драконоподобным морским чудовищем (и матерью горгон), которое было послано Посейдоном опустошать Эфиопию . Показав лик Медузы Кето, Персей превратил её в камень и спас Андромеду , царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Перед этим он превратил в камень титана Атланта , поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко .

Позднее Персей таким же образом обратил в камень царя Полидекта и его прислужников, преследовавших Данаю , мать Персея. Затем голова Медузы была помещена на эгиду Афины («на грудь Афины» ) - в искусстве эту голову было принято изображать на доспехах на плече богини или под ключицами на её груди.

Интерпретации

Согласно рационалистическому истолкованию, она была дочерью царя Форка и царствовала над народом у озера Тритониды, водила ливийцев на войну, но ночью была изменнически убита. Карфагенский писатель Прокл называет её дикой женщиной из Ливийской пустыни . По другому истолкованию, была гетерой, влюбилась в Персея и истратила свою молодость и состояние .

Животное горгона из Ливии описал Александр Миндский .

Античные источники

В искусстве

Изображалась в виде женщины со змеями вместо волос и кабаньими клыками вместо зубов. В эллинских изображениях иногда встречается прекрасная умирающая девушка-горгона.

Отдельная иконография - изображений отрубленной головы Медузы, либо в руках у Персея, на щите или эгиде Афины и Зевса. На прочих щитах превращалась в декоративный мотив - горгонейон .

В скифском искусстве - заклинательная чаша-омфалос IV в. до н. э. из Куль-Обы (Керчь) с 24 головами.

Верования и амулеты

Горгонейон - маска-талисман с изображением головы Медузы, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Традиция встречается и в Древней Руси.

В русской средневековой культуре

В славянских средневековых книжных легендах она превратилась в деву с волосами в виде змей - девицу Горгонию . Волхв, которому удаётся с помощью обмана обезглавить Горгонию и овладеть её головой, получает чудесное средство, дающее ему победу над любыми врагами. Также в славянских апокрифах - «зверь Горгоний», охраняющий рай от людей после грехопадения . В романе «Александрия » головой овладевает Александр Македонский .

Голова горгоны Медузы как эмблема

В западноевропейской живописи и скульптуре

В западноевропейской литературе

В культуре

  • Das Medusenhaupt - работа Зигмунда Фрейда , анализ мифа с точки зрения психоанализа.
  • Медуза Горгона является знаковым символом для современных феминисток. В частности, они возражают против использования образа невинно убиенной героической женщины в качестве логотипа модного дома Версаче .
  • В честь Медузы Горгоны назван астероид 149 Медуза , открытый в 1875 году.
  • В репертуаре группы Княzz есть песня с одноимённым названием.
  • Истории Медузы посвящена песня Stare из одноимённого альбома группы Gorky Park
  • В современной литературе Медуза Горгона представлена в книжной серии «Таня Гроттер » в роли Медузии Горгоновой - доцента, заместителя главы Тибидохса, преподавателя нежитеведения.
  • В визуальной новелле Fate/stay night Медуза участвует как Слуга класса Райдер (всадник). Её образ немного отличается от оригинального тем, что у неё нет волос-змей, но её способность обращать все живое в камень своим взглядом оказывается реальной. В битвах, она сражается верхом на белом пегасе по имени Беллерофонт.

Горгона в кино и мультипликации

Перси Джексон и похититель молний

Также эта получеловек-полузмея, на голове у которой вместо волос извивающиеся змеи , встречается в фильме «Перси Джексон и похититель молний » (), роль исполнила актриса Ума Турман .

Битва титанов

Злобное существо наполовину человек - наполовину змея, у которой на голове вместо волос кишат змеи , появляется в фильме «Битва титанов » (), роль играла топ-модель Наталья Водянова . В оригинальном фильме использовалась кукла.

Персей (мультфильм)

В советском мультфильме 1973 года Горгона предстаёт обольстительной крылатой нимфой с огромными сверкающими и непрерывно меняющимися глазами, коллекционирующей у себя на острове каменные памятники своих жертв.

Доктор Кто

В британском научно-фантастическом сериале Медуза Горгона появилась как вымышленное создание, ожившее в Земле Фантастики. Её появление произошло во 2 серии 6 сезона «Вор разума » (1969), где её сыграла Сью Палфорд.

Школа Монстров (мультфильм)

Упоминается, как мать Дьюса Горгона.

Напишите отзыв о статье "Горгона Медуза"

Примечания

Литература

  • // Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. - М.: Текст, 2000, с. 51-58.

См. также

  • Горгоны - древнегреческие чудовища, сестры Медузы
  • Медузы - обитатели моря получили своё название в честь горгоны с шевелящимися щупальцами.
  • Василиск - другое чудовище с волшебным взглядом
  • Остров Горгона - колумбийский остров, названный так в честь большого количества ядовитых змей.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия вымышленных существ». Галерея

Отрывок, характеризующий Горгона Медуза

Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую.
– Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C"est curieux, ma parole. [Это любопытно, честное слово.]
– Qu"est ce que c"est que [Что такое] божьи люди? – спросил Пьер
– А вот увидишь.
Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе.
На кресле, подле, сидела сморщенная, худая старушка с кротким выражением детского лица.
– Andre, pourquoi ne pas m"avoir prevenu? [Андрей, почему не предупредили меня?] – сказала она с кротким упреком, становясь перед своими странниками, как наседка перед цыплятами.
– Charmee de vous voir. Je suis tres contente de vous voir, [Очень рада вас видеть. Я так довольна, что вижу вас,] – сказала она Пьеру, в то время, как он целовал ее руку. Она знала его ребенком, и теперь дружба его с Андреем, его несчастие с женой, а главное, его доброе, простое лицо расположили ее к нему. Она смотрела на него своими прекрасными, лучистыми глазами и, казалось, говорила: «я вас очень люблю, но пожалуйста не смейтесь над моими ». Обменявшись первыми фразами приветствия, они сели.
– А, и Иванушка тут, – сказал князь Андрей, указывая улыбкой на молодого странника.
– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c"est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m"etre reconaissante de ce que j"explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.]
– Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей.
– Где, в Киеве была? – спросил старуху князь Андрей.
– Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась…
– Что ж, Иванушка с тобой?
– Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись…
Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела.
– В Колязине, отец, великая благодать открылась.
– Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей.
– Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка.
– Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла…
Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух.
– Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет…
– Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья.
– Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он.
– Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике то, как свет небесный, а из щечки у матушки так и каплет, так и каплет…
– Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу.
– Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье.
– Это обманывают народ, – повторил он.
– Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру.
– Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер.
– В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь.
Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.
– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.
– Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома.
– Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?…
– Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n"ai pas voulu l"offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только.
Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.
– Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.
Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.
Вступив снова в эти определенные условия полковой жизни, Ростов испытал радость и успокоение, подобные тем, которые чувствует усталый человек, ложась на отдых. Тем отраднее была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.
Ростов, со времени своего проигрыша, решил, что он в пять лет заплатит этот долг родителям. Ему посылалось по 10 ти тысяч в год, теперь же он решился брать только две, а остальные предоставлять родителям для уплаты долга.

Армия наша после неоднократных отступлений, наступлений и сражений при Пултуске, при Прейсиш Эйлау, сосредоточивалась около Бартенштейна. Ожидали приезда государя к армии и начала новой кампании.

Горгоны Горгоны

(Γοργόνες). Три страшных чудовища, один взгляд на которых обращал людей в камень: Эвриала, Сфеню и Медуза. Они были дочери Форкиса и Кето. Головы их были покрыты змеями вместо волос, у них были крылья, страшные зубы и когти. Из трех Горгон одна Медуза была смертная и была убита Персеем.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГОРГОНЫ

(Γοργώ, Γοργών), в греческой мифологии чудовищные порождения морских божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта. Г. - три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Старшие - бессмертные, младшая (Медуза) - смертная. Г. обитают на крайнем западе у берегов реки Океан, рядом с граями и Гесперидами. Отличаются ужасным видом: крылатые, покрытые чешуёй, со змеями вместо волос, с клыками, со взором, превращающим всё живое в камень. Персей обезглавил спящую Г. Медузу, глядя в медный щит на её отражение (Apollod. II 4,2); из крови Медузы появился крылатый Пегас - плод её связи с Посейдоном (Неs. Theog. 270-286). В мифе о Г. отразилась тема борьбы олимпийских богов и их героического потомства с хтоническими силами.
А. т.-Г.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Горгоны

Три сестры (Фено, Эвриала и Медуза), крылатые женщины-чудовища со змеями вместо волос, с клыками; взгляд Горгоны превращал все живое в камень. Дочери морского божества Форкиса и его сестры Кето, сестры грай, дракона Ладона и Гесперид. Из трех Горгон единственная смертная - Медуза, ее убил Персей. Обитали горгоны на западе у берегов Океана, рядом с Гесперидами. Вначале горгоны были прекрасными девушками. Афина стала завидовать им, и по ее инициативе девушек изгнали на крайний Запад. Там их облик постепенно изменился: головы горгон покрылись чешуей дракона, у них выросли огромные клыки, медные руки и золотые крылья. Однако и это не утолило зависть Афины. Для убийства смертной Медузы она избирает Персея, который с помощью богов справился с заданием.

// Владислав ХОДАСЕВИЧ: Горгона

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Римская копия головы Медузы, украшавшей щит на статуе Афины Парфенос Фидия
(около 438 до н. э.).
Мрамор.
Мюнхен.
Глиптотека.

Антефикс Вулки храма Аполлона в Вейях.
Около 500 до н. э.
Рим.
Музей виллы Джулия.

Фрагмент рельефного украшения амфоры из Беотии.
Начало VII в. до н. э.
Париж.
Лувр.

Картина Караваджо.
Около 1600.
Флоренция.
Галерея Уффици.

Фрагмент статуи Б. Челлини «Персей».
Бронза.
1554.
Флоренция.
Лоджия деи Ланци.

Роспись краснофигурной гидрии «художника Пана».
470—460 до н. э.
Лондон.
Британский музей.





Смотреть что такое "Горгоны" в других словарях:

    В греч. мифологии: страшные существа преисподней, три сестры: Сфено, Евриале и Медуза, со змеями, вместо волос, с огромными зубами и медными копытами; один вид их окаменял людей. Самая страшная из них Медуза; голова её была отсечена Персеем и… … Словарь иностранных слов русского языка

    Горгоны - Горгоны. Караваджо. Голова Медузы. Ок. 1600. Галерея Уфицци. ГОРГОНЫ, в греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд горгон превращал все живое в камень. Из трех горгон единственная смертная Медуза (была… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд Горгоны превращал все живое в камень. Из трех Горгон единственная смертная Медуза … Большой Энциклопедический словарь

    ГОРГОНЫ, в греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд горгон превращал все живое в камень. Из трех горгон единственная смертная Медуза (была обезглавлена Персеем). Ее голову прикрепила к своему щиту эгиде Афина … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии чудовища женского рода. Гомер вИлиаде говорит, что Голова Г. находится на эгиде Зевса, а в Одиссее Г. страшилище подземного царства. Как у Гомера, так и у Еврипида, порассказу которого Г. рождена землей и убита Афиной, речь… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Горгона. Горгоны (греч … Википедия

    Горгоны - Персей, мёртвая горгона Медуза и Афина. Роспись гидрии. 470 460 гг. до н. э. Персей, мёртвая горгона Медуза и Афина. Роспись гидрии. 470 460 гг. до н. э. Горгоны в мифах древних греков чудовищные порождения морских божеств. Их три сестры: Сфено,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В греческой мифологии, три ужасного вида девы с крыльями, когтями и змеями вместо волос. Горгоны (Сфено, Эвриала и Медуза) были дочерьми Форкия и Кето. Медуза была смертной, и впоследствии ее обезглавил Персей; обычно ей одной приписывалась… … Энциклопедия Кольера

    В греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд Горгоны превращал всё живое в камень. Из трёх Горгон единственная смертная Медуза. * * * ГОРГОНЫ ГОРГОНЫ, в греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями… … Энциклопедический словарь

    В древнегреческой мифологии крылатые женщины чудовища, взгляду которых была присуща магическая сила превращать в камень всё живое. Согласно одному из мифов, Г. было три; из них единственная смертная Медуза, которой отрубил голову Персей.… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • ИБИ. Красный кефир. ИБИ. Марк. Прощание Горгоны. Практикум по хакерскому сталкингу. Часть 1 (комплект из 3 книг) , С. Трофимов, П. Маккиавелли. Вашему вниманию предлагается комплект из 3 книг серии "Хакеры Сновидений" : С. Трофимов "ИБИ. Красный кефир", С. Трофимов "ИБИ. Марк. Прощание Горгоны" и П. Маккиавелли "Практикум по…
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения